Характеристика нормативно правового регулирования налогового учета в организации курсовая

Опубликовано: 25.04.2024

Необходимость ведения налогового учёта в организациях продиктована тем, что исчислить налоговую базу только по правилам ведения бухгалтерского учёта в настоящее время невозможно.

Налоговый учет представляет собой систему регистрации и обобщения информации о совершаемых налогоплательщиком однородных операциях, приводящих к возникновению доходов или расходов, учитываемых в определенном положениями Кодекса порядке при исчислении налоговой базы текущего или будущих периодов.

Принципы - правила ведения налогового учёта, закреплённые в учётной политике в разделе налогового учёта и в инструкции по ведению налоговых регистров, карточек, расчётов и отчётов (применение разных измерителей, документирование и систематизация операций, инвентаризация остатков НЗП и готовой продукции, оценка имущества и др.).

Основными принципами построения системы налогового учёта являются:

- максимальное сближение финансового и налогового учёта;

- устранение избыточности налогового учёта;

- использование методов бухгалтерского учёта для разработки методов налогового учёта.

Основными задачами налогового учета являются формирование полной и достоверной информации о порядке формирования данных о величине доходов и расходов организации, определяющих размер налоговой базы отчетного налогового периода в порядке, установленном главой 25 НК РФ, а так же обеспечение этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

Учет организуется таким образом, чтобы обеспечить непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с установленным налоговым Кодексом порядком влекут за собой или могут повлечь изменение размера налоговой базы.

Порядок документооборота и последовательность выполнения операций по формированию показателей налогового учета, а так же формы представления данных на бумажных носителях определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а так же порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Ответственность за организацию налогового учета на предприятии и его руководство несет руководитель предприятия, через неукоснительное обеспечение выполнения всеми подразделениями и службами, работниками организации, имеющими отношение к учету, требований финансово-экономической (бухгалтерской) службы в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и отвечает за формирование учётной политики, в том числе в части налогового учёта.

7. Регистры налогового учета: определение, содержание, варианты ведения.

Федеральным Законом № 10-ФЗ Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) дополнен главой 25 "Налог на прибыль организаций", которая вступила в силу с 1 января 2002 г. и которая предписывает организациям, наряду с бухгалтерским учетом, вести еще и налоговый учет (ст. 313 НК РФ). Согласно НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно организовать систему налогового учета.

В статье 314 НК РФ сформулированы требования к формам регистров налогового учета и порядку отражения в них аналитических данных налогового учета, которые также должны быть разработаны налогоплательщиком самостоятельно.

19 появились описания регистров налогового учета, разработанные специалистами МНС РФ. Всего сотрудники МНС РФ разработали и привели описания для 51 регистра. Для каждого регистра приведен перечень реквизитов (от 4-х до 26-и). Для каждого реквизита приводится наименование и источник информации, т.е. откуда должна браться информация, которая должна отражаться в этом реквизите: из первичного документа, из другого регистра или вычисляться расчетным путем. Разумеется, как набор регистров, так и перечень реквизитов в каждом из них, являются примерными, рекомендуемыми. Каждая организация, исходя из специфики своей деятельности или особенностей организации учета, может, как дополнить приведенный список регистров разработанными самостоятельно регистрами налогового учета, так и любой из приведенных регистров дополнить необходимыми для этой организации реквизитами. А также, наоборот, не использовать какие либо регистры, или реквизиты в них, если специфика деятельности организации такова, что у нее нет объектов учета, которые должны отражаться в этих регистрах.

Хотя разработанные специалистами МНС РФ описания регистров налогового учета представляют для бухгалтеров большое подспорье при самостоятельной организации налогового учета, тем не менее, они требуют некоторой доработки, чтобы превратить каждое из описаний в привычную для бухгалтеров форму ведомости или разработочной таблицы. Автор проделал эту работу и превратил эти описания в ведомости, графы которых представляют собой приведенные в описаниях реквизиты, а в строках которых должна помещаться информация об объектах учета. Выражаем надежду, что разработанные регистры налогового учета в виде табличных форм окажут помощь бухгалтерам при организации ведения налогового учета на своем предприятии.

Анализ приведенных регистров налогового учета показывает, что каждый из регистров представляет собой по сути оборотно-сальдовую ведомость, в графах которых помещаются наименования объектов учета, некоторые другие характеристики объектов учета (дата приобретения или ввода в эксплуатацию, стоимость и т.д.), операция, производимая над объектом учета, некоторые параметры этой операции (дата, номер и другие реквизиты документа и т.д.), начальный остаток объекта учета до операции, приход, расход, конечный остаток объекта учета после операции. В строках этих оборотно-сальдовых ведомостей должны приводиться эти самые объекты учета. Стоимостные показатели, относящиеся к некоторому набору объектов учета, обладающих одинаковыми характеристиками, суммируются в еще один реквизит регистра налогового учета. Некоторые из оборотно-сальдовых ведомостей разбиты на две (не мною, а специалистами МНС РФ при описании соответствующих регистров). В одной - начальный остаток объекта учета до операции, приход и конечный остаток объекта учета после операции. В другой - начальный остаток объекта учета до операции, расход и конечный остаток объекта учета после операции.

При выполнении работы по превращению описаний регистров в ведомости в виде таблиц обнаружен ряд очевидных, по мнению автора, неточностей и опечаток. Они исправлены без ссылок и оговорок. Некоторые из регистров, превращенных в ведомости, мы пытались заполнить числовыми примерами, при этом в ряде случаев возникала необходимость ввода дополнительных граф. В "шапках" ведомостей мы старались приводить подробные описания показателей (реквизитов) отражаемых в этих графах. Так как налоговый учет - вещь новая, к регистрам налогового учета бухгалтеры еще не привыкли, то мы считаем весьма полезным к каждой приведенной таблице приложить разработанные специалистами МНС РФ описания входящих в нее реквизитов. Для удобства ссылок, мы позволили себе вставить нумерацию регистров и в описание, и в таблицы.

Еще раз подчеркнем, что приводимые регистры налогового учета, представленные в виде ведомостей - таблиц, составлены на основе описаний регистров, разработанных специалистами МНС РФ. Бухгалтеры при организации налогового учета на своем предприятии должны четко осознавать, что приведенные регистры "не догма, а руководство к действию", т.е. можно вводить новые графы, исключать некоторые из имеющихся, вообще не использовать некоторые из регистров, или разработать дополнительно "свои", если специфика предприятия или организации учета в ней этого требует.

8. Аналитические регистры налогового учета: формы, требования и принципы ведения.

В статье 314 НКРФ определено, что аналитические регистры налогового учета — это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. При этом указано, что данные налогового учета — это данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ.

Под промежуточными показателями понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в Декларации, то есть их значения хоть и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя.

Показатели Регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете.

Регистры учета состояния единицы налогового учета являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода. Ведение регистра должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учета во времени.

Содержащаяся в регистрах информация о величине показателей используется для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах.

Настоящий перечень, включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы, услуги, права) по сделкам с третьими лицами. По отношению проводимых организацией операций по признанию задолженностей и иных установленных Кодексом объектов налогообложения, то перечень может быть дополнен. В частности, в нем отсутствуют регистры по учету операций выявления результатов инвентаризации, переоценки имущества (кроме амортизируемого имущества и ценных бумаг) и пр.

Ведение Регистров формирования отчетных данных обеспечивает информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой Декларации.

Регистр учета поступлений целевых средств формируется для обобщения информации по денежным средствам, другому имуществу, работам, услугам, полученным в рамках благотворительной деятельности, в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований, других целевых поступлений, средств целевого финансирования и средств, полученным в виде безвозмездной помощи (содействия), поступившим некоммерческим организациям, включая бюджетные учреждения, в течение налогового периода в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 251 НК, подпунктами 6 и 8 пункта 1 статьи 251 НК, пунктом 2 статьи 251 НК (далее по тексту целевые средства) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

В соответствии со статьей 251 НК ведение учета доходов и расходов целевых средств, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с получением доходов от реализации, и внереализационных доходов и расходов, производится раздельно.

В регистре отражаются средства, признанные в соответствии с главой 25 НК РФ для некоммерческих организаций, включая бюджетные учреждения, целевыми средствами по каждому факту их поступления, в момент фактического получения имущества, товаров, работ, услуг и прав.

Обобщающим признаком для всех вышеперечисленных регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчетности.

Швецова Ю. С.
Почекаева О. В.

1. магистрант ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»,
Экономический факультет
2. к.э.н., доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВО «ВГУВТ»

Shvetsova J.S.
Pochekaeva O.V.

1. Master student of FSBEI of HE "Moscow State University named after M.V. Lomonosov ", Faculty of Economics
2. Ph.D., Associate Professor, Associate Professor, Chair of Accounting, Analysis and Audit, «Volga State University of Water Transport»

Аннотация: В статье рассмотрены нормативные документы, регламентирующие ведение учета затрат промышленными предприятиями. Установлено наличие нормативных документов, действующих в ограниченной редакции, не соответствующих требованиям современного законодательства. Подтверждено влияние требований налогового учета при постановке бухгалтерского учета производственных затрат на предприятии, искажающих реальный уровень себестоимости.

Abstract: The article discusses the regulatory documents governing the cost accounting of industrial enterprises. The presence of regulatory documents in force in a limited edition that does not meet the requirements of modern legislation is established. The influence of tax accounting requirements when setting up accounting of production costs at the enterprise that distort the real level of cost is confirmed.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, регулирование, затраты, себестоимость

Keywords: accounting, regulation, costs, cost

Нормативно-правовое регулирование учета затрат и калькулирования себестоимости продукции отечественных экономических субъектов представлено четырехуровневой системой, где любой принятый и введенный в действие юридический документ конкретным образом оказывает влияние на калькуляционный процесс, а каждый следующий уровень системы нормативно-правового регулирования отвечает за конкретизацию предыдущего уровня. Система нормативно-правового регулирования учета затрат и калькулирования себестоимости продукции экономических субъектов в РФ представлена четырьмя уровнями.

I уровень отвечает за регулирование учета затрат и калькулирования себестоимости продукции экономических субъектов в РФ на уровне федеральных стандартов бухгалтерского учета. Действие нормативно-правовых актов, относящихся к данному уровню, преследует цель введения единых юридических норм для ведения бухгалтерского учета на территории страны. В перечень документов, которые определяют порядок организации и ведения учета затрат и калькулирования себестоимости продукции экономических субъектов в РФ входят следующие:

— части I-II ГК РФ;

— Трудовой кодекс РФ;

— Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

В части I ГК РФ [1] юридически закреплен набор ключевых предъявляемых к экономическим субъектам требований, т.е.:

1) наличие самостоятельного баланса в качестве формального признака экономического субъекта, образованного в форме юридического лица;

2) обязательность, связанная с утверждением годового отчета.

В этой связи стоит отметить пункты 1-3 статьи 48 части I ГК РФ, где четко обозначены критерии юридического лиц, а именно:

— согласно пункту 1, юридическим лицом признается экономический субъект, обладающий обособленным имуществом и отвечающим им по своим корпоративным обязательствам, имеет возможность от своего лица получать и реализовывать гражданские права и нести соответствующие обязанности, выступать в роли истца и ответчика в судебных процессах;

— согласно пункту 2, юридическое лицо должно иметь регистрацию в ЕГРЮЛ в любой из организационно-правовых форм хозяйствования, которые предусмотрены действующими нормами ГК РФ;

— согласно пункту 3, к юридическим лицам, на имущественный комплекс которых у их учредителей есть вещные права, относятся организации в организационно-правовых формах хозяйствования МУП и ФГУП.

Часть II ГК РФ [2] призвана регулировать правоотношения, которые возникают в ходе ведения финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Например, отношения по продажам товаров и услуг с определением момента признания доходов и расходов по совершаемым сделкам. В этой связи для примера можно отметить пункты 1-5 статьи 454 части II ГК РФ «Договор купли-продажи»:

— согласно пункту 1, по договору купли-продажи сторона продавца несет обязанность, связанную с передачей вещи (товара и/или услуги) во владение стороне покупателя, несущего обязанность, связанную с принятием продукта и с уплатой за него конкретной суммы денежных средств;

— согласно пункту 2, сделки по купле-продаже ценных бумаг и валютных ценностей регулируются именно данным пунктом в случае отсутствия особых правил их купли-продажи согласно действующему отечественному законодательству;

— согласно пункту 3, в ситуациях, которые предусмотрены действующими нормами ГК РФ или иным нормативно-правовым актом, особенности сделок по куплям-продажам товаров и/или услуг определяются законами и прочими юридическими актами;

— согласно пункту 4, его положения применяются к сделкам, связанным с продажами имущественных, в т.ч. цифровых, прав, при отсутствии иного содержания или характера данного рода прав;

— согласно пункту 5, в отношении отдельных видов договоров купли-продажи его положения применяются при отсутствии иных правил согласно ГК РФ о видах соглашений (договора купли-продажи в сфере розничной торговли, договора купли-продажи, связанные с поставками товаров и/или услуг, договора купли-продажи в форме контрактации, договора купли-продажи по вопросам, связанным с энергоснабжением физических и юридических лиц и др.).

В качестве следующего по уровню значимости нормативно-правовым документом выступает Трудовой кодекс РФ [3]. Его положения регулируют порядок, связанный с определением правил и норм охраны труда, аспектов трудовых взаимоотношений между всеми категориями работников внутри экономических субъектов, а также аспектов, связанных с привлечением к материальной ответственности в случае причинения ущербов из-за недостач или порчи имуществ. Включение ТК РФ в I уровень системы связано с большой ролью именно затрат по оплате труда. При расчете оплаты труда и страховых взносов нужно опираться на действующие нормы НК РФ. В частности, при расчете сумм страховых взносов стоит обратить внимание на статью 425 главы 34 части II НК РФ [4].

Ведение учета затрат и калькулирования себестоимости продукции экономических субъектов на территории РФ регламентируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» [5].

В состав документов I уровня отечественной системы юридического регулирования бухгалтерского учета в стране включены Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утверждаемые приказами Минфина РФ.

В части учета затрат определяющим является ПБУ 10/99 «Расходы организации». В Положении дано определение расходов и их классификация на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Согласно Положению, к расходам по обычным видам деятельности относятся расходы, связанные с изготовлением продукции, выполнением работ, оказанием услуг и их продажей, а также возмещение стоимости амортизируемых активов; расходы, связанные с приобретением материально-производственных запасов; расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки или доработки материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Согласно пункту 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации» [6] затраты при ведении обычных видов экономико-финансовой деятельности в системе РСБУ должны быть отражены в разрезе следующих групп:

— материальные издержки (затраты);

— затраты на оплату труда;

— страховые взносы (взносы во внебюджетные фонды на оплату труда персонала);

— амортизация (амортизационные отчисления с амортизируемого имущества);

— прочие (иные) затраты.

Данная группировка применяется всеми коммерческими организациями и отвечает на вопрос «что было затрачено на производство». Группировка позволяет сделать вывод о характере производства – материалоемкое, трудоемкое, фондоемкое.

Признание издержек согласно действующим правилам и принципам РСБУ происходит и при отсутствии желания извлекать доходы и в независимости от формы несения издержек экономическими субъектами (денежная, натуральная и прочая). Также при признании издержек не учитывается факт денежного покрытия затрат, а учитывается только временной аспект фактического несения затрат. Подобное требование содержится в ПБУ10/99.

Учет материальных затрат ведется согласно ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» [7], согласно которому тот или иной экономический субъект может выбрать один из ряда следующих вариантов списания затрат:

— вариант списания материальных затрат по себестоимости каждой единицы;

— вариант списания материальных затрат по средней себестоимости;

— вариант списания материальных затрат по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО).

Согласно ПБУ 10/99 амортизация амортизируемого имущества признается в виде затрат согласно рассчитанным суммам амортизации согласно их первоначальной стоимости, СПИ и принятого на микроуровне метода исчисления амортизации, от которого зависит размер ежемесячно начисляемой амортизации, влияя на производственную и полную себестоимость.

Основные средства – это ключевой вид амортизируемого имущества. Согласно пункту 18 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» [8] на микроуровне допускается применение следующих методов расчета амортизации для различных групп их однородных объектов основных средств:

— линейный способ начисления амортизации амортизируемого имущества;

— метод уменьшаемого остатка;

— метод списания стоимости по сумме чисел лет СПИ;

— метод списания стоимости пропорционально объему товаров и услуг.

Начисление амортизации основных средств в бухгалтерском и налоговом и учете происходит по-разному. Отличия здесь начинаются с количества методов амортизации, которые можно использовать в бухгалтерском и налоговом учете: в первом случае их четыре, во втором – два. Но ключевое отличие здесь состоит в наличии различного лимита стоимости амортизируемого имущества. Согласно пункту 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», данный лимит составляет 40 тыс. руб., т.е. именно с этой величины балансовой стоимости активы признаются в составе основных средств.

Согласно пункту 28 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» [9] на микроуровне допускается применение следующих методов расчета амортизации для различных групп их однородных объектов нематериальных активов:

— линейный способ начисления амортизации амортизируемого имущества;

— метод уменьшаемого остатка;

— метод списания стоимости пропорционально объему товаров и услуг.

Данные о себестоимости должны отражаться в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности компании. О чем говорится в следующих Приказах Минфина России: в Приказе Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций [10]; в Приказе Минфина России «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» [11].

Для этого используются следующие формы бухгалтерской (финансовой) отчетности – это «Бухгалтерский баланс», «Отчет о финансовых результатах» и «Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах». Любой экономический субъект должен сформировать свою учетную политику в ежегодном режиме с отражением в ней, в частности, рабочего плана счетов, а также метода калькулирования себестоимости товаров и услуг и т.д. Вышеуказанная обязанность для экономических субъектов регламентируется ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» [12].

К федеральным стандартам относится также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности инструкция по его применению [13]. Для учета затрат в Плане счетов предусмотрены активные счета «20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Потери от брака», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»» [13]. Затраты на этих счетах отражаются по функциональному признаку. Например, производственные затраты отражаются на счете 20, а управленческие – на счете 26. II уровень направлен на стандартизацию процесса, связанного с бухгалтерским учетом хозяйственных операций, и процесса, связанного с определением общих правил по аспектам оформления совершенных операций.

Данный уровень представлен отраслевыми стандартами. В настоящее время отраслевые стандарты разработаны для некредитных финансовых организаций, кредитных организаций, негосударственных пенсионных фондов. В настоящее время отраслевые стандарты по учету затрат не разработаны, организации руководствуются действующими отраслевыми инструкциями (указаниями). Например, предприятия машиностроения могут руководствоваться методическими материалами «по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях машиностроения и металлообработки» [14], в части, не противоречащей действующим нормативным документам. В данном документе делается акцент на использование нормативного метода учета затрат на предприятиях данной отрасли.

III уровень системы нормативно-правового регулирования учета затрат и калькулирования себестоимости продукции экономических субъектов в РФ представлен рекомендациями в области бухгалтерского учета, а именно методологическими указаниями, разъяснениями и указаниями по отдельным (узким) вопросам бухгалтерского учета. Подобные нормативно-правовые документы утверждаются и вводятся в действие в стране на уровне министерств, ведомств, профессиональных объединений бухгалтеров, аудиторов и разных госорганов исполнительной власти.

К документам данного уровня, затрагивающие учет затрат, можно отнести методические указания — по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, по бухгалтерскому учету основных средств, по бухгалтерскому учету специальной одежды, а также рекомендации по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях. Данные документы развивают нормы, заложенные в документах I и II уровней.

Кроме вышеуказанных документов не отменены и действуют в ограниченной редакции «Основные положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях» [15]. В данном документе приведен состав затрат, формирующих себестоимость продукции (работ, услуг), дана классификация затрат по месту возникновения затрат (производствам, цехам, участкам и т.п.), по видам продукции, работ и услуг, по видам расходов (статьям и элементам затрат и их наполнение). Даны пояснения в отношении основного и вспомогательных производств. Отдельный раздел посвящен планированию затрат. Данный документ лежит в основе принятых отраслевых инструкций по учету затрат и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).

Также не отменены «Типовые указания по применению нормативного метода учета затрат на производство и калькулированию нормативной (плановой) и фактической себестоимости продукции (работ)», которые раскрывают учет нормативных затрат, учет отклонений от норм и учет изменений норм [16].

IV уровень дает возможность подходить к детальному решению различных организационных вопросов непосредственно на уровне хозяйствующих субъектов. Документы этого уровня могут быть использованы, например, в виде инструкции для разработки учетной политики. Разрабатываются и вводятся в действие они приказами руководителей экономических субъектов. Учетная политика организации в части учета затрат должна раскрывать:

— систему счетов учета затрат на производство продукции (работ, услуг);

— метод учета затрат на производство;

— способ группировки затрат на производство продукции и их списания;

— статьи калькуляции, применяемые организацией;

— способ оценки незавершенного производства;

— способ распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования;

— порядок и сроки погашения расходов будущих периодов;

— порядок и сроки списания прочих производственных расходов;

— вариант сводного учета затрат на производство.

Завершая составление общей характеристики системы нормативно-правового регулирования учета затрат и калькулирования себестоимости продукции экономических субъектов в РФ, необходимо отметить недопустимость юридического противоречия между собой каждого следующего уровня относительно предыдущего.

Таким образом, исчисление себестоимости на сегодняшний момент времени имеет строго регламентированный характер в рамках разработки и реализации общей рыночной стратегии экономическими субъектами.

Руководство экономических субъектов должно руководствоваться, прежде всего, нормами ГК РФ, НК РФ, ТК РФ, Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и приказами Минфина РФ. Но здесь необходимо учесть отсутствие отраслевых стандартов по учету затрат и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) и принятые в 80-х годах 20 века инструкции, что предоставляет отечественным субъектам хозяйствования довольно широкие полномочия по выбору методов калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).


Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов – это два отдельных вида учета. Это объясняется тем, что они имеют разную нормативно-правовую базу.

Так, главным нормативно-правовым документом, регулирующим налоговый учет доходов и расходов, является НК РФ. А основными нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет доходов и расходов являются Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) (далее Федеральный закон «О бухгалтерском учете») [1], Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) [2], Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) [3].

Исходя из различий нормативно-правовых баз бухгалтерского и налогового учета, дадим определения таких понятий, как «доходы» и «расходы». Например, в п. 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации», таковыми признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашения обязательств. При этом, согласно ст. 41 НК РФ «Доходом» признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

«Расходами» организации, с точки зрения бухгалтерского учета, признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации. Исключением является уменьшение вкладов по решению участников (собственников имущества) (п. 2 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). В свою очередь, п. 1 ст. 252 НК РФ признает «расходами» обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Обоснованность расходов выражается в экономической оправданности затрат. Их оценка выражена в денежной форме.

Далее рассмотрим нормативно-правовые документы, регулирующие налоговый учет доходов и расходов при УСН.

Нормативно-правовое регулирование налогового учета доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения. Основной нормативный документ, устанавливающий право на применение УСН, порядок перехода к УСН, порядок определения и признания доходов и расходов при УСН является НК РФ. Упрощенную систему налогообложения регулирует глава 26.2 НК РФ.

В главе 26.2 НК РФ приведен перечень доходов и расходов, которые применяются при расчете налогооблагаемой базы. В статье 346.12 НК РФ определены налогоплательщики УСН, перечислены организации, которые не вправе применять рассматриваемый режим налогообложения, а также приведены критерии на право перехода и применения УСН. Статья 346.13 НК РФ определяет порядок и условия начала и прекращения применения УСН. В статье 346.14 приведены объекты налогообложения.

Учет доходов и расходов регулируется статьями: 346.15, 346.16, 346.17 НК РФ.

Так, в статье 346.15 НК РФ приведен порядок определения доходов. Статьей 346.16 НК РФ закреплен порядок определения расходов, приведен перечень расходов, которые налогоплательщик имеет право использовать для расчета налогооблагаемой базы при объекте налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». В статье 346.17 определен порядок признания доходов и расходов.

В главе 26.2 НК РФ также закреплен порядок расчета налоговой базы, определены налоговые ставки, определены сроки представления налоговой декларации в налоговый орган.

В статье 346.24 НК РФ говорится об обязанности налогоплательщиков вести налоговый учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов. Порядок заполнения Книги учета доходов и расходов закреплен приказом Минфина России от 22.10.2012 г. № 135н (с последними изменениями и дополнениями) «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения» [4] (далее – Порядок заполнения Книги учета доходов и расходов).

Последняя статья главы 26.2 НК РФ определяет особенности исчисления налоговой базы при переходе на УСН с других режимов налогообложения и при переходе с УСН на другие режимы.

Таким образом, налоговый учет доходов и расходов организации осуществляется в соответствии с двумя основными нормативными документами. Это НК РФ и Порядок заполнения Книги учета доходов и расходов.

Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета доходов и расходов при упрощенной системе налогообложения.

В настоящее время, действующим законодательством, а именно Федеральным законом «О бухгалтерском учете» установлено, что бухгалтерский учет в организациях, применяющих УСН, должен вестись в полном объеме. Это значит, что бухгалтерский учет должен охватывать все участки учета в организации. Следовательно, организации, находящиеся на УСН, также должны вести учет доходов и расходов в соответствии с нормативно-правовыми актами в области бухгалтерского учета.

Основные нормативные документы, которые регулируют бухгалтерский учет доходов и расходов организаций, находящихся на УСН, представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Нормативно-правовая база организации бухгалтерского учета доходов и расходов при УСН

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) [1]

Обеспечение единого ведения бухгалтерского учета обязательств, имущества и хозяйственных операций экономического субъекта

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организаций» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н (с последними изменениями и дополнениями) [6]

Учетная политика – это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности)

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденный приказом Минфина от 31.10.2000 г. № 94н (с последними изменениями и дополнениями)

Описаны счета бухгалтерского учета; приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н (с последними изменениями и дополнениями) [2]

Содержат условия признания доходов, определение доходов, классификацию

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н (с последними изменениями и дополнениями) [3]

Содержат условия признания расходов, определение расходов, классификацию

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н (с последними изменениями и дополнениями) [5] (далееПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»)

Устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г.

№ 26н (с последними изменениями и дополнениями) (далееПБУ 6/01 «Учет основных средств»)

Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 9 июня 2001 г.№ 44н (с последними изменениями и дополнениями) (далееПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»)

Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах

Положение по бухгалтерскому учету «Учет по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. №107н (с последними изменениями и дополнениями) (далееПБУ 15/2008 «Учет по займам и кредитам»)

Устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам

Главный нормативно-правовой актом, регулирующий бухгалтерский учет в России – это Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Он определяет роль и место бухгалтерского учета в системе законодательных актов Российской Федерации, его цели и задачи, общие методы ведения и нормативного регулирования, но при этом, в нем не регламентирован учет доходов и расходов.

А, как известно, для принятия к учету в организации доходов и расходов, они должны быть документально оформлены. Основанием для оформления являются первичные документы, а также регистры бухгалтерского учета.

Следующим важным нормативным документом в области бухгалтерского учета доходов и расходов является ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» [6], из которого следует, что организации, применяющие УСН, обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. А для этого необходимо составлять учетную политику в целях ведения бухгалтерского учета.

Учетная политика должна формироваться главным бухгалтером на основании ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Учетная политика разрабатывается и утверждается в каждой организации ежегодно. В ней необходимо закрепить порядок ведения бухгалтерского и налогового учета (пункт 2 статьи 11 НК РФ).

Также бухгалтерский учет доходов и расходов регулируется Планом счетов. Бухгалтерский учет доходов и расходов организации ведется на следующих счетах:

– счет 20 «Основное производство», счет 23 «Вспомогательное производство», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Общехозяйственные расходы», счет 28 «Брак в производстве», счет 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;

– счет 44 «Расходы на продажу»;

– счет 90 «Продажи»;

– счет 91 «Прочие доходы и расходы»;

– счет 99 «Прибыли и убытки».

Основными документами, регулирующими бухгалтерский учет доходов и расходов, являются:

–.ПБУ 9/99 «Доходы организации» (устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, приводит определение доходов организации и подразделение в зависимости от их характера) [2];

– ПБУ 10/99 «Расходы организации» (даны определения различных видов расходов и порядок их учета, а также порядок раскрытия информации в бухгалтерской отчетности) [3].

Также, в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

1) расходы по обычным видам деятельности;

2) прочие расходы.

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» напрямую не регулируют учет доходов и расходов, но содержат некоторые положения, на которые нужно обращать внимание при бухгалтерском учете доходов и расходов.

ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений). Расходы по займам отражаются в бухгалтерском учете разобщенно от основной суммы обязательства по полученному займу (кредиту).

Рассмотрев и изучив, основные нормативно-правовые акты, регулирующие бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов, можно сделать вывод, что бухгалтерский и налоговый учет – это два вида учета, которые ведутся в организации отдельно. Имеют разные подходы к ведению учета, которые закреплены законодательством РФ [7].

Несмотря на обособленность бухгалтерского и налогового учета, учет доходов и расходов все же взаимосвязаны. Так, первичные документы бухгалтерского учета доходов и расходов являются подтверждающими документами для расчета налогооблагаемой базы в налоговом учете. А для достоверного и правильного учета доходов и расходов, необходимо своевременно отслеживать все изменения как бухгалтерского, так и налогового законодательства РФ.

Необходимость ведения налогового учёта в организациях продиктована тем, что исчислить налоговую базу только по правилам ведения бухгалтерского учёта в настоящее время невозможно.

Налоговый учет представляет собой систему регистрации и обобщения информации о совершаемых налогоплательщиком однородных операциях, приводящих к возникновению доходов или расходов, учитываемых в определенном положениями Кодекса порядке при исчислении налоговой базы текущего или будущих периодов.

Принципы - правила ведения налогового учёта, закреплённые в учётной политике в разделе налогового учёта и в инструкции по ведению налоговых регистров, карточек, расчётов и отчётов (применение разных измерителей, документирование и систематизация операций, инвентаризация остатков НЗП и готовой продукции, оценка имущества и др.).

Основными принципами построения системы налогового учёта являются:

- максимальное сближение финансового и налогового учёта;

- устранение избыточности налогового учёта;

- использование методов бухгалтерского учёта для разработки методов налогового учёта.

Основными задачами налогового учета являются формирование полной и достоверной информации о порядке формирования данных о величине доходов и расходов организации, определяющих размер налоговой базы отчетного налогового периода в порядке, установленном главой 25 НК РФ, а так же обеспечение этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.

Учет организуется таким образом, чтобы обеспечить непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с установленным налоговым Кодексом порядком влекут за собой или могут повлечь изменение размера налоговой базы.

Порядок документооборота и последовательность выполнения операций по формированию показателей налогового учета, а так же формы представления данных на бумажных носителях определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а так же порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Ответственность за организацию налогового учета на предприятии и его руководство несет руководитель предприятия, через неукоснительное обеспечение выполнения всеми подразделениями и службами, работниками организации, имеющими отношение к учету, требований финансово-экономической (бухгалтерской) службы в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и отвечает за формирование учётной политики, в том числе в части налогового учёта.

7. Регистры налогового учета: определение, содержание, варианты ведения.

Федеральным Законом № 10-ФЗ Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) дополнен главой 25 "Налог на прибыль организаций", которая вступила в силу с 1 января 2002 г. и которая предписывает организациям, наряду с бухгалтерским учетом, вести еще и налоговый учет (ст. 313 НК РФ). Согласно НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно организовать систему налогового учета.

В статье 314 НК РФ сформулированы требования к формам регистров налогового учета и порядку отражения в них аналитических данных налогового учета, которые также должны быть разработаны налогоплательщиком самостоятельно.

19 появились описания регистров налогового учета, разработанные специалистами МНС РФ. Всего сотрудники МНС РФ разработали и привели описания для 51 регистра. Для каждого регистра приведен перечень реквизитов (от 4-х до 26-и). Для каждого реквизита приводится наименование и источник информации, т.е. откуда должна браться информация, которая должна отражаться в этом реквизите: из первичного документа, из другого регистра или вычисляться расчетным путем. Разумеется, как набор регистров, так и перечень реквизитов в каждом из них, являются примерными, рекомендуемыми. Каждая организация, исходя из специфики своей деятельности или особенностей организации учета, может, как дополнить приведенный список регистров разработанными самостоятельно регистрами налогового учета, так и любой из приведенных регистров дополнить необходимыми для этой организации реквизитами. А также, наоборот, не использовать какие либо регистры, или реквизиты в них, если специфика деятельности организации такова, что у нее нет объектов учета, которые должны отражаться в этих регистрах.

Хотя разработанные специалистами МНС РФ описания регистров налогового учета представляют для бухгалтеров большое подспорье при самостоятельной организации налогового учета, тем не менее, они требуют некоторой доработки, чтобы превратить каждое из описаний в привычную для бухгалтеров форму ведомости или разработочной таблицы. Автор проделал эту работу и превратил эти описания в ведомости, графы которых представляют собой приведенные в описаниях реквизиты, а в строках которых должна помещаться информация об объектах учета. Выражаем надежду, что разработанные регистры налогового учета в виде табличных форм окажут помощь бухгалтерам при организации ведения налогового учета на своем предприятии.

Анализ приведенных регистров налогового учета показывает, что каждый из регистров представляет собой по сути оборотно-сальдовую ведомость, в графах которых помещаются наименования объектов учета, некоторые другие характеристики объектов учета (дата приобретения или ввода в эксплуатацию, стоимость и т.д.), операция, производимая над объектом учета, некоторые параметры этой операции (дата, номер и другие реквизиты документа и т.д.), начальный остаток объекта учета до операции, приход, расход, конечный остаток объекта учета после операции. В строках этих оборотно-сальдовых ведомостей должны приводиться эти самые объекты учета. Стоимостные показатели, относящиеся к некоторому набору объектов учета, обладающих одинаковыми характеристиками, суммируются в еще один реквизит регистра налогового учета. Некоторые из оборотно-сальдовых ведомостей разбиты на две (не мною, а специалистами МНС РФ при описании соответствующих регистров). В одной - начальный остаток объекта учета до операции, приход и конечный остаток объекта учета после операции. В другой - начальный остаток объекта учета до операции, расход и конечный остаток объекта учета после операции.

При выполнении работы по превращению описаний регистров в ведомости в виде таблиц обнаружен ряд очевидных, по мнению автора, неточностей и опечаток. Они исправлены без ссылок и оговорок. Некоторые из регистров, превращенных в ведомости, мы пытались заполнить числовыми примерами, при этом в ряде случаев возникала необходимость ввода дополнительных граф. В "шапках" ведомостей мы старались приводить подробные описания показателей (реквизитов) отражаемых в этих графах. Так как налоговый учет - вещь новая, к регистрам налогового учета бухгалтеры еще не привыкли, то мы считаем весьма полезным к каждой приведенной таблице приложить разработанные специалистами МНС РФ описания входящих в нее реквизитов. Для удобства ссылок, мы позволили себе вставить нумерацию регистров и в описание, и в таблицы.

Еще раз подчеркнем, что приводимые регистры налогового учета, представленные в виде ведомостей - таблиц, составлены на основе описаний регистров, разработанных специалистами МНС РФ. Бухгалтеры при организации налогового учета на своем предприятии должны четко осознавать, что приведенные регистры "не догма, а руководство к действию", т.е. можно вводить новые графы, исключать некоторые из имеющихся, вообще не использовать некоторые из регистров, или разработать дополнительно "свои", если специфика предприятия или организации учета в ней этого требует.

8. Аналитические регистры налогового учета: формы, требования и принципы ведения.

В статье 314 НКРФ определено, что аналитические регистры налогового учета — это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. При этом указано, что данные налогового учета — это данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ.

Под промежуточными показателями понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в Декларации, то есть их значения хоть и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя.

Показатели Регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете.

Регистры учета состояния единицы налогового учета являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, информация о которых используется более одного отчетного (налогового) периода. Ведение регистра должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учета во времени.

Содержащаяся в регистрах информация о величине показателей используется для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах.

Настоящий перечень, включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы, услуги, права) по сделкам с третьими лицами. По отношению проводимых организацией операций по признанию задолженностей и иных установленных Кодексом объектов налогообложения, то перечень может быть дополнен. В частности, в нем отсутствуют регистры по учету операций выявления результатов инвентаризации, переоценки имущества (кроме амортизируемого имущества и ценных бумаг) и пр.

Ведение Регистров формирования отчетных данных обеспечивает информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой Декларации.

Регистр учета поступлений целевых средств формируется для обобщения информации по денежным средствам, другому имуществу, работам, услугам, полученным в рамках благотворительной деятельности, в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований, других целевых поступлений, средств целевого финансирования и средств, полученным в виде безвозмездной помощи (содействия), поступившим некоммерческим организациям, включая бюджетные учреждения, в течение налогового периода в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 251 НК, подпунктами 6 и 8 пункта 1 статьи 251 НК, пунктом 2 статьи 251 НК (далее по тексту целевые средства) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

В соответствии со статьей 251 НК ведение учета доходов и расходов целевых средств, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с получением доходов от реализации, и внереализационных доходов и расходов, производится раздельно.

В регистре отражаются средства, признанные в соответствии с главой 25 НК РФ для некоммерческих организаций, включая бюджетные учреждения, целевыми средствами по каждому факту их поступления, в момент фактического получения имущества, товаров, работ, услуг и прав.

Обобщающим признаком для всех вышеперечисленных регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчетности.

Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.
Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Функции органов, регулирующих учет

Федеральная структура с соответствующими правами наделена следующими полномочиями:

  • Утверждением программы установления стандартов.
  • Организацией экспертизы программ формирования стандартов.
  • Установлением норм оформления программ.
  • Участием в работе над международными нормами.

  • Установление стандартов отрасли и стандартизация их использования.
  • Участие в подготовке проектов стандартов федерального уровня.
  • Участие в работе над международными стандартами.
  • Выполнение других функций, которые не противоречат федеральным законам.

Также система бухучета формируется и силами негосударственных структур. К примеру, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными органами. То есть система регулирования формируется совместно.

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:

  • 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

О последних изменениях в закон «О бухучете» читайте в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

  • 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению, которы со временем должны быть заменены на ФСБУ (федеральные стандарты бухучета).

Перечень ПБУ 2020-2021 года смотрите здесь.

  • 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.

Подробнее о главном методологическом указании по составлению бухгалтерских проводок читайте в этой статье.

  • 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.

Основные принципы регулирования бухучета

Рассмотрим базовые принципы, по которым осуществляется бухучет:

  • Соответствие принятых стандартов реальным нуждам бухгалтеров и пользователей документации.
  • Единство системы регулирования.
  • Упрощение методов ведения бухучета, формирование упрощенной системы составления отчетности.
  • Применение международных норм при утверждении стандартов на федеральном и отраслевом уровнях.
  • Создание условий для использования принятых стандартов.
  • Невозможность совмещения установления стандартов и осуществления надзора за их исполнением.

Система регулирования устанавливается главой 3 ФЗ «О бухучете».

Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):

  1. Закон № 402-ФЗ.
  2. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
  3. План счетов и ФСБУ/ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105. К настоящему времени приняты 4 ФСБУ. С 2021 года применяется ФСБУ 5/2019 «Запасы» (оно заменило ПБУ 5/01), а с 2022 станут обязательными ФСБУ 25/2018 по учету аренды, ФСБУ 6/2020 по учету ОС и ФСБУ 26/2020 по капвложениям.
    Порядок учета МПЗ по новому ФСБУ 5/2019 существенно отличается от действовашего ранее. Перестроить учет с 2021 года вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Получить пробный доступ к системе можно бесплатно.
  4. Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.

При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.

В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.

Первичные учетные документы, регистры, инвентаризация

Первичные учетные документы

Документы, принимаемые к бухгалтерскому учету и удостоверяющие факты хозяйственной жизни (сделки, события, операции), называются первичными учетными документами. Закон «О бухгалтерском учете» предъявляет к этим документам строгие требования:

1) наличие обязательных реквизитов (семь позиций);

2) составление документа:

  • при совершении факта хозяйственной жизни или непосредственно после его окончания;
  • на бумажном носителе/в виде электронного документа, подписанного электронной подписью;

3) соответствие форме, утвержденной руководителем экономического субъекта (или же форме, установленной в соответствии с бюджетным законодательством — для организаций государственного сектора);

4) правильное оформление исправлений, если таковые вносятся в документ;

5) включение копий первичных учетных документов в документы бухгалтерского учета, если оригиналы изымаются в соответствии с законодательством РФ (например, в результате обыска, выемки);

6) хранение этих документов должно продолжаться не менее пяти лет после отчетного года.

Регистры бухгалтерского учета

Регистром называется документ (журнал, ведомость), выполненный на бумажном или электронном носителе либо и на том, и на другом вместе, в котором фиксируется и накапливается информация из первичных учетных документов. Закон «О бухгалтерском учете» предъявляет требования к способу регистрации и оформлению регистра.

Требования к способу регистрации:

  1. регистрация должна быть своевременной;
  2. бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральным стандартом.

Двойная запись — это отражение каждой хозяйственной операции одновременно по двум счетам — по дебету одного и по кредиту второго, благодаря чему становится возможным избежать ошибок (не зря говорят: «дебет сошелся с кредитом»). По тем же принципам составляется бухгалтерский баланс. Дебет показывает сумму, благодаря которой средства предприятия увеличиваются (например, суммы, полученные от поставщиков). Кредит показывает уменьшение сумм экономического субъекта (например, суммы, уплаченные поставщикам).

Бухгалтерский счет (счет бухгалтерского учета) представляет собой таблицу из двух столбцов (дебет и кредит), в которой фиксируются в рублях все текущие хозяйственные операции предприятия за месяц. В столбец «дебет» помещаются поступления, а в «кредит» все, что выбывает.

Систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета называется планом счетов.

Требования к оформлению регистров:

  1. обязательные реквизиты (семь позиций);
  2. соответствие форме, утвержденной руководителем экономического субъекта (или же форме, установленной в соответствии с бюджетным законодательством — для организаций государственного сектора);
  3. исправления могут быть внесены только лицами, ответственными за ведение регистра, и правильно оформлены ими.

Требования к обеспечению сохранности регистров:

  1. если регистры изымаются у экономического субъекта в соответствии с законодательством РФ, то копии изъятых документов включаются в состав документов бухгалтерского учета;
  2. хранение этих документов должно продолжаться не менее пяти лет после отчетного года.

Инвентаризация активов и обязательств

Инвентаризация — это мероприятие, организуемое экономическим субъектом с целью выявления расхождений между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета.

Именно в ходе инвентаризации путем сверки выявляется фактическое наличие объектов и происходит сопоставление с регистрами.

Виды инвентаризации, выделяемые действующим законодательством РФ и в подзаконных нормативных правовых актах:

в зависимости от источника, устанавливающего необходимость ее проведения:

  • проводимая в случаях, в сроки и в порядке, установленные экономическим субъектом самостоятельно;
  • проводимая в случаях, установленных законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами, в обязательном порядке (например, при передаче имущества в аренду, смене материально ответственных лиц, выявлении фактов хищения имущества, других случаях);

в зависимости от объекта различается инвентаризация:

  • дебиторской и кредиторской задолженности;
  • материально-производственных запасов;
  • прав на результаты научно-технической деятельности;
  • алкогольной продукции, произведенной на территории РФ;
  • других разновидностей.

Виды инвентаризации, выделяемые в бухгалтерском учете:

  • по объему — полная и частичная;
  • по методу проведения — выборочная и сплошная;
  • по назначению — плановая, внеплановая, повторная и контрольная.

Итоги

Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

Советуем ознакомиться со статьей, раскрывающей отличия между управленческим учетом и бухучетом: «В чем отличие бухгалтерского учета от управленческого?».
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Пути совершенствования системы бухучета:

  • оптимизации качества, достоверности сведений отчетности;
  • увеличения гибкости системы регулирования БУ — прямого взаимодействия органов власти, бухгалтерского сообщества на основе разумного сочетания и дополнения;
  • повышения эффективности контроля в отношении квалификации специалистов, которые занимаются ведением БУ и аудитом отчетности;
  • соответствия запросам пользователей отчетности, уровню развития науки и практики БУ;
  • эффективного международного взаимодействия представителей бизнеса в условиях рыночной экономики
  • применения признанных в международной практике принципов учета и отчетности.

Чтобы достичь этих и других целей, нормативные документы должны быть собраны в четкую, логически выстроенную систему. В России у нее четыре основных уровня иерархии.

Четвертый уровень. Рабочие документы организации

Эти документы состоят из положения об учетной политике, которая определяет способ и метод бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, рабочий план счетов, составляемый на основе типового, рабочие документы организации, иные документы.

Рекомендации помогают бухгалтеру организовать учетный процесс, составить внутренние инструкции, локальные документы по ведению первичной документации, регистрации и обобщению данных. Документы этой группы не являются обязательными для применения на всех предприятиях. Их главное назначение в определении правил рациональной организации учета, используя современные формы и способы ведения учета. Выбор каждой организации основывается на приемлемых для нее вариантов. Формируются такие документы на самом предприятии.


Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Первый уровень. Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

Устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения учета в РФ. Сферой деятельности считаются все предприятия, расположенные на территории РФ, филиалы и представительства иностранных организаций. Все юридические лица, унитарные предприятия, бюджетные организации обязаны вести в полном объеме. Индивидуальные предприятия ведут учет в порядке, установленном законодательством. Закон определяет нормы, которыми должны руководствоваться бухгалтера и руководители в вопросах бухгалтерского учета и отчетности. В законе учитывается опыт бухгалтерского учета, применительно к российским традициям, действующему законодательству, трудовому и гражданскому праву. В нем устанавливаются права, обязанности, ответственность юридических лиц, меры, обеспечивающие достоверность информации, порядок публикации отчетности, государственного регулирования.

Задачи закона «О бухгалтерском учете» По данной теме мы уже выполнили реферат

Учётная политика организации подробнее

  1. Формирование полной, достоверной информации о деятельности предприятий, имущественном положении, для внутренних и внешних пользователей.
  2. Учет и отчетность должны обеспечивать информацией необходимую для контроля за соблюдением Законодательства РФ при осуществлении деятельности, целесообразность, эффективность деятельности, наличие и движение имущества.
  3. Предотвращение отрицательных результатов деятельности, выявление резервов внутри предприятия.

Читайте также: