Уплата налогов как форма реализации права это

Опубликовано: 10.05.2024

В большинстве современных государств источником получения большей доли бюджетных средств являются налоговые механизмы. При этом само исполнение обязанности по уплате налогов может быть выражено не только путем перечисления определенной денежной суммы (налогово-финансовый механизм формирования бюджета), но и путем передачи в адрес государства части товарно-материальных ценностей суммы (налогово-экономический механизм формирования бюджета).

Отнесение института налогообложения в целом либо его отдельных элементов исключительно к экономико-финансовой или к государственно-правовой системе принципиально неверно. Экономическая, финансовая и налоговая системы имеют разные цели и задачи деятельности, они реализуются в отношении разных объектов и не ограничены единым набором средств и методик. Элементы системы налогообложения не являются составными частями экономики и ее подсистем, а особым образом интегрированы (встроены) в экономическую и финансовую системы.

Сущность налогообложения находится на стыке финансово-экономических и государственно-правовых знаний. Налогообложение является частью межотраслевой деятельности. Институт налогообложения хотя и доступен для изучения, как с экономической, так и с государственно-правовой позиции, но в обоих случаях для исследования будет доступна только примерно половина факторов, существующих в реальности. По этой причине при изучении налоговой проблематики необходимо использовать междисциплинарный подход.

Прообраз современной системы налогов и налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества.

Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благодаря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выполнением иных общественных функций (управление, военная защита и т. д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях – служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.

Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального охвата. Возникновение «местных» систем налогообложения предшествовало образованию государства и стало одной из важнейших предпосылок для его создания.

На этом этапе наиболее важной (а иногда и единственной) задачей системы налогообложения являлось обеспечение благоприятных материально-экономических условий для разделения функциональных обязанностей в общественных группах. Налогообложение позволило создать систему материального обеспечения общественных групп, напрямую не задействованных в добывании или создании ценностей материального характера. В дальнейшем, с появлением государственных образований, характер задач, решаемых с помощью системы налогообложения, значительно расширился.

В современной России налоговая система нормативно определена в НК.

Налоговым (фискальным) платежом является денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и поступающая в специальные бюджетные или внебюджетные фонды.

Налоговая система, установленная НК, предусматривает два вида налоговых платежей:

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налоговых платежей, являются:

– обязательность выделения из полученного единоличным или групповым трудом доли, идущей на содержание отдельных общественных групп, осуществляющих специализированную деятельность;

– безвозмездность передачи материальных ценностей;

– отсутствие четкой взаимосвязи между передачей материальных ценностей и совершением определенных действий общественными органами управления и общественной защиты.

Налог – необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в России в ст. 57 Конституции, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Признаками сборов являются:

– обязательность осуществления в случае денежных выплат или материального изъятия при наступлении объективно определенных условий;

– наличие субъективно предполагаемой взаимосвязи между проведением процедуры уплаты сбора и наступлением предполагаемых заранее определенных последствий.

Сборы носят индивидуально-возмездный, компенсационный характер.

Понятие сбора следует отличать от платы за услуги, оказываемые государственными органами.

Сущность налогового права следует одновременно рассматривать в нескольких аспектах:

– как отрасль права;

– как самостоятельную научную правовую теорию;

– как учебную дисциплину (учебный курс), изучаемую в юридических и налоговых высших и средних учебных заведениях.

Налоговое право относится к публичным отраслям права и представляет особым образом систематизированную совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налоговой деятельности и функционирования механизма налогообложения.

Налоговое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права.

Предметом налогового права являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации налоговых правоотношений. Эти отношения отличаются большим разнообразием по своему содержанию и кругу участников, но одной из сторон в них всегда выступает орган государственной власти.

В предмет регулирования налогового права могут при определенных условиях входить отдельные виды отношений, регулируемые смежными отраслями права. Например, в особо оговоренных случаях нормы налогового права могут распространять свое действие на отношения, возникающие в таможенной сфере.

Методом налогового права можно назвать те специфические способы, с помощью которых нормы налогового права регулируют поведение участников налоговых правоотношений.

Основным методом правового регулирования налогового права является метод «власти и подчинения». Этот метод применяется, как правило, при регулировании налоговых правоотношений, которые основаны не на принципе субординации – подчинения «по вертикали», а на исполнении властных предписаний соответствующих органов, от которых другие участники налоговых отношений не зависят в административном порядке.

Налоговое право, рассматриваемое в качестве самостоятельной научной правовой теории, изучает закономерности организационно-правовой регламентации деятельности в рамках налоговой системы и налоговых правоотношений. Результатом этого является разработка способов и методов, устраняющих недостатки существующего организационно-правового аспекта налоговой системы, создание эффективного правового поля в области налоговых правоотношений с целью поддержания состояния правопорядка в налоговой сфере и повышения уровня налоговой безопасности.

Учебная дисциплина «Налоговое право» является необходимой составляющей при подготовке специалистов для работы в налоговой сфере.

Основные научные концепции определения места налогового права в системе наук. В настоящее время в России получил распространение подход, согласно которому налоговое право рассматривается в качестве одного из элементов финансового права. Однако такая концепция на мировом уровне не является общепризнанной. Она конкурирует с иными научными концепциями, часть из которых имеет не менее сильную, а иногда и более логичную аргументацию. В числе таковых следует назвать:

1) швейцарскую налоговую доктрину (налоговое право как обособленная часть административного права);

2) неаполитанскую налоговую доктрину (концепция рассмотрения налогового права в качестве обособленной части финансового права);

3) итальянскую налоговую доктрину (концепция относительной автономии налогового права как комплексной отрасли);

4) французская налоговая доктрина (объединяет концепции, объясняющие автономию налогового права по причине:

– особого и даже исключительного положения в системе права, независимого от общих принципов как частного, так и публичного права;

– автономии налогового законодательства;

– интеграции в его рамках публично– и частноправовых начал).

Наиболее перспективной, на наш взгляд, считается получившая распространение в России концепция признания налогового права в качестве комплексной автономной правовой отрасли, формируемой на стыке государственно-правовых и экономико-финансовых правовых наук и входящей в состав единой комплексной налоговой науки – форосологии.

Форосология (от греч. foroc – налог и logos – учение) – это наука, изучающая современное состояние и историческое развитие сущности налогов, налоговых систем и налоговых правоотношений. Основной задачей форосологии является создание оптимальной системы налогообложения в отраслях как товарного производства, так и потребления, а также в иной финансово-коммерческой деятельности с учетом историко-теоретического базиса и современных требований улучшения жизненного уровня народонаселения. Форосология занимается научным исследованием существующих закономерностей и прогнозированием динамики развития налоговых отношений, разрабатывает методологические и нормативно-правовые вопросы в налоговой сфере, формирует и оптимизирует математический расчетный аппарат и механизм автоматизации взимания налогов и сборов.

Система налогового права. В настоящее время налоговое право представляет стройную систему, состоящую из следующих уровней:

основ налогового права (общей теории налогового права);

международного налогового права, которое включает универсальные положения и принципы налогового права, признанные и получившие соответствующее правовое закрепление на международном уровне;

национального налогового права, которое составляют положения теории налогового права, признанные и подтвержденные нормами правовой системы государства и действующие на территории отдельно взятого государственного образования. Например, на этом уровне можно выделить российское налоговое право;

регионального налогового права, которое включает положения теории налогового права, признанные и получившие правовое закрепление на региональном или местном уровне и действующие в территориальных рамках этого региона, при этом не являясь общеобязательными на территории всего государственного образования.

Понятие реализации норм права

Значение права заключается в целенаправленном воздействии на волю и сознание человека, побуждении вести себя в соответствии с предписаниями законодательства, регулировании общественных отношений. Волевое поведение людей является объектом правового регулирования. С помощью поведения участников общественных отношений можно достичь тех результатов, которых желает достичь законодатель путем издания правовых норм.

Реализация права в форме норм заключается в таком поведении субъектов права, в котором происходит воплощение предписаний норм (правомерное поведение). Это может быть практическая деятельность человека в области осуществления прав и выполнения юридических обязанностей.

Другими словами, это воплощение в человеческих поступках требований, которые выражаются в общей форме в виде норм права. Реализация права — это непосредственный итог правового регулирования в качестве его конкретного проявления.

Необходимо обратиться к тому, что способно обеспечить правомерное поведение людей и определить побудительные мотивы для добровольной реализации норм права. Когда человек пользуется принадлежащими ему правами, он правомерным образом удовлетворяет свои интересы, потребности и желания. Стимулы правомерного поведения индивидов в ходе осуществления юридических обязанностей могут быть разнообразными. В их число можно включить осознание собственного долга перед государством и обществом, внутреннюю убежденность в справедливости и необходимости правовых обязанностей. Есть и прочие стимулы, включая подражание поведению других людей, привычку, желание получить выгоду или награду, получить моральное или материальное поощрение. Наконец, большую роль играет и стимул в виде страха перед будущими негативными последствиями, которые могут наступить в случае нарушения юридической обязанности (прямое принуждение, лишение определенного блага).

Формы реализации правовых норм

Учебная литература в соответствии с характером правореализующих действий рассматривает реализацию норм права в 4 формах (рис. 1):

  1. соблюдение, то есть воздержание от действий, которые запрещены действующим законодательством;
  2. исполнение, то есть активные поступки в области исполнения юридических обязанностей позитивного содержания;
  3. использование, то есть осуществление правомочий лиц и правомерные действия в их усмотрении;
  4. применение в виде активной властной деятельности одного из компетентных органов в области решения в рамках правовых норм конкретных дел, издание соответствующих актов права.

Формы реализации правовых норм

Рисунок 1. Формы реализации норм права

Соблюдение и исполнение норм

В случае соблюдения субъекты должны воздержаться от совершения противоправного действия. Другими словами, они соблюдают требования правовых норм. С юридического аспекта поведение человека может являться правомерным, неправомерным или юридически безразличным. Соблюдение правовых норм представляет собой вид правомерного поведения, его первую и наиболее общую форму реализации.

Если человек ведет себя правомерно, спокойно работает и живет, ничего не нарушает, является законопослушным гражданином, то тем самым происходит достижение тех целей, на которые рассчитывал законодатель.

Среди особенностей этой формы реализации необходимо выделить:

  • пассивность в поведении субъектов, то есть воздержание от совершения неправомерного поступка;
  • реализация права происходит в наиболее общей и универсальной форме, охватывая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов (это может быть как рядовой гражданин, так и президент, нижестоящие структуры или парламент и правительство);
  • отношение с правовыми запретами;
  • осуществление вне конкретного правоотношения;
  • отсутствие фиксации, происходит естественно.

В процессе исполнения субъекты исполняют возложенные на них позитивные обязанности. С помощью функций и полномочий они реализуют определенные нормы права.

Так, любой гражданин обязан платить налоги, производить оплату проезда на любом виде транспорта, явиться в суд по повестке в качестве свидетеля.

Специфика этой формы заключается в том, что она распространена, главным образом, на обязывающие нормы. Во-вторых, она предусматривает активные действия и отличается известной императивностью и властностью. Это обусловлено тем, что за неисполнение юридических предписаний в большинстве случаев следуют санкции и происходит оформление или фиксация исполнительных действий.

Использование и применение

Использование представлено формой реализации права, при которой субъекты по собственному желанию и усмотрению могут использовать возможности и права, которые им предоставлены. Тем самым они удовлетворяют законные интересы, осуществляя собственную дееспособность и правоспособность. Характерным признаком использования является добровольность. Никто не вправе заставлять граждан во что бы то ни стало использовать собственное право. Реализация характерна для управомочивающих норм.

В повседневной жизни любой человек может совершать различные юридически значимые и дозволенные законом действия. Они могут вступать друг с другом или с учреждениями и предприятиями в определенные правоотношения, заключая различные гражданско-правовые сделки, договоры. Происходит купля-продажа, увольнение и поступление на работу, вступление в брак и др.

Для совершения этих действий не нужны специальные разрешения компетентных органов: достаточно разрешения закона. Наряду с этим, в некоторых ситуациях для беспрепятственного и полного осуществления гражданами собственных прав требуется помощью упомянутых органов или должностных лиц. Необходимо и вмешательство надлежащих властных служб и инстанций, структур, которые имеют соответствующие полномочия.

Применение также характерно для процесса реализации нормы права. Оно происходит с помощью уполномоченных на то органов и должностных лиц и направлено на соответствующие субъекты, факты, события.

Гипотеза любых правовых норм как раз и способна указать на условия и обстоятельства ее применения.

Реальную и полную реализацию правовой нормы можно наблюдать только в случае полной реализации субъективных прав и исполнения юридических обязанностей в качестве элементов правоотношения. Это можно считать завершающей стадией реализации норм права с помощью создания (изменения, прекращения) правоотношений. Для установления законности недостаточным будет только заключить договор, подать заявление, жалобу, принять индивидуальный правовой акт. Для этого требуется огромная организаторская работа в области реального осуществления содержания создаваемых правоотношений.

Напомним, что норма права — это единство гипотезы, диспозиции и санкции. Поэтому ее содержание предполагает два способа реализации:

нормальная реализация — реализация диспозиции при правомерном поведении;

правообеспечительная реализация — реализация санкции через принудительно предписанное нарушителю поведение. При этом нормы права могут быть обязывающими, запрещающими или управомочивающими.

Запрещающие нормы реализуются через воздержание от поступков, на которые нормами права наложен запрет (соблюдение). Например, ст. 87 НК РФ «Налоговые проверки» запрещает проведение налоговыми органами повторных выездных проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным плательщиком за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Управомочивающие нормы реализуются через совершение субъектами по своему усмотрению действий, на которые они уп- равомочены нормами права (использование). Например, в соот-ветствии с п. 2 ст. 145 НК РФ «Освобождение от исполнения обя-занностей налогоплательщика» организации и предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей пла-тельщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма их выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб. Сам плательщик решает, воспользоваться освобождением или нет.

Итак, основными формами реализации права являются: исполнение, соблюдение и использование норм права.

Особый порядок предусмотрен для осуществления такого элемента правовой нормы, как санкция. Здесь можно выделить следующие этапы:

установление санкции — определение в норме права вида и конкретных мер наказания, которое может последовать за нарушение нормы;

назначение наказания — избрание уполномоченным органом меры наказания;

исполнение наказания — принятие уполномоченными органами мер наказания;

применение наказания — выполнение нарушителем требований, предъявляемых к нему в соответствии с содержанием наложенного наказания.

Реализация норм права осуществляется в определенных формах. Правоприменительная деятельность — это всегда действие, акт поведения управомоченного лица, государственного органа, на-правленный на реализацию правовой нормы. Налогоплательщики, осуществляющие те или иные операции, которые имеют налоговые последствия, нуждаются в конкретизации общих предписаний налогового законодательства для индивидуального случая. Такую конкретизацию осуществляют уполномоченные государственные органы в форме акта применения права.

Акт применения налогового права — это документально оформленное, государственно-властное, индивидуально-конкретное решение уполномоченного органа, принятое на основе нормы права, обладающее юридической силой и влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Важность актов применения налогового права объясняется тем, что обобщение индивидуальных налоговых актов обеспечивает государственное управление налогообложения. Применение налогового права оказывает влияние на развитие системы налогообложения в соответствии с закономерностями ее развития.

Применение налогового права довольно часто осложняется многочисленными пробелами в праве, под которыми понимают отсутствие конкретного нормативного предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования налогообложения. Это отсутствие нормы права для урегулирования налоговых отношений.

Общая теория права разделяет пробелы налогового права на первоначальные и последующие. Первоначальные вызваны тем, что законодатель не смог охватить в нормативных актах все ситуации, требующие правового регулирования, допустил ошибки в построении той или иной нормы права; последующие же пробелы вызываются появлением новых налоговых отношений, которые не могли быть предвидены законодателем.

В конце 1991 г., когда было принято много законов, определяющих порядок взимания конкретных налогов, когда только начала формироваться современная налоговая система, нормативно- правовые акты изобиловали пробелами.

Так, вплоть до введения с 1 января 2001 г. гл. 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» не облагались доходы физических лиц в виде материальной выгоды. С развитием рыночных отношений распространенными стали операции РЕПО с ценными бумагами — сделки по продаже (покупке) эмиссионных ценных бумаг (первая часть РЕПО) с обязательной последующей обратной по-купкой (продажей) ценных бумаг того же выпуска в том же коли-честве (вторая часть РЕПО) через определенный договором срок по цене, установленной этим договором при заключении первой части такой сделки. Только с начала 2001 г.

Зачастую пробелы обусловлены незавершенностью налогового правотворчества. Конструктивные пробелы налогового права зачастую являются характеристикой динамичности этой отрасли права, а вовсе не свидетельствуют о ее недостатках.

Налогообложение должно осуществляться и в условиях пробелов права. Восполнение пробелов в праве возможно при помощи принятия нормативно-правового акта, путем аналогии закона и аналогии права. Существуют два метода временного, единичного преодоления пробелов: аналогия закона — решение конкретного дела на основе правовой нормы, которая рассчитана на регулирование похожих налоговых отношений, аналогичных по значению и характеру; аналогия права — решение конкретного дела исходя из принципов права в целом и налогового права в частности.

Многообразие норм права, способов их формулирования в законе, субъектов, к которым они обращены, сфер, в которых происходит их реализация определяет и многообразие форм реализации права. В зависимости от способов правового регулирования (запрещения, позитивного обязывания и дозволения) принято выделять три формы реализации права: соблюдение, исполнение и использование. В юридической литературе выделяют еще одну особую форму реализации права – применение правовых норм. Возведение такой формы реализации права как применение правовых норм в ранг особой определяется тем, что эта форма связана с властной организующей деятельностью специальных субъектов (государственных органов, должностных лиц, управомоченных общественных организаций) (см. подробнее ниже).

Соблюдение права – это такая форма реализации права, которая заключается в воздержании субъектов права от совершения запрещенных нормой права действий. Т.е., в данном случае в правоотношениях реализуются нормы-запреты, которые требуют пассивного поведения (воздержания от действий). Например:

- участники дорожного движения – пешеходы и водители автомобилей – обязаны прекратить движение по красному сигналу светофора;

- лица, заключающие договор страхования, обязаны воздержаться от страхования противоправных интересов, страхования убытков от участия в играх, лотереях, пари + ст. 928 ГК РФ;

- в соответствии с ФЗ РФ от 31.06. 1995 г. «Об основах государственной службы» (ст. II) государственным служащим запрещено занимать другую должность (по совместительству) или выполнять другую оплачиваемую работу на условиях трудового соглашения, договора подряда;

- в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ» (ст. 11) члены Правительства РФ не могут быть членами Совета Федерации, депутатами представительных органов и органов местного самоуправления, а равно занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Таким образом, в соответствии с приведенными выше примерами, адресованные указанным лицам запреты могут быть реализованы исключительно в форме соблюдения.

Исполнение права – форма реализации, которая заключается в осуществлении субъектами права обязывающего юридического предписания. Т.е., в данном случае в правоотношениях реализуются обязывающие нормы, которые требуют активного поведения (активное обязывание). Например:

- продавец товара обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже (ст. 495 ГК РФ);

- арендодатель обязан передать нанимателю имущество на оговоренных договором условиях (ст. 606 ГК РФ);

- процессуальные законы устанавливают, что суд первой инстанции при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства, заслушать показания свидетелей, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, ознакомиться с письменными доказательствами, осмотреть вещественные доказательства (ст. 146 ГПК РФ, ст. 274-278, 281-290 УПК РФ);

- исправительно-трудовое учреждение привлекает осужденного к отбыванию наказания, а осужденный, подчиняясь этому требованию, отбывает назначенное ему судом наказание в виде лишения свободы

Использование права – форма реализации, которая заключается в совершении субъектами дозволенных правовыми нормами действий. Т.е., в данном случае в правоотношениях реализуются управомачивающие нормы, которые дают обладателю права возможность совершать какие-либо действия (активное право). При этом особенность такой формы реализации, как использование права заключается и в том, что субъективное право может быть осуществлено:

а) путем собственных фактических действий управомоченного (собственник вещи использует ее по прямому назначению – художник передает написанную им картину в музей или отчуждает ее в пользу другого лица);

б) юридических действий (передача вещи в залог, дарение, продажа);

в) посредством притязания (обращения в компетентный орган за защитой нарушенного права) – например, в суд: если должник не возвращает кредитору долг добровольно при условии договора.

- право заключать сделки, установленные законом (активное право)

- собственник передает свое имущество в аренду, доверительное управление, сожжет его завещать, дарить, продать и т.п.

- по действующему гражданско-процессуальному закону кассационная жалоба на судебное решение (в гражданском деле) может быть подана сторонами, участвующими в данном процессе (истцом, ответчиком, их представителями) в течение 10 дней после оглашения решения судом;

- в соответствии с ч. 7 ст. 259 УПК РФ ходатайство об ознакомлении с протоколом судебного заседания подеется сторонами в письменном виде в течение 3-х суток со дня окончания судебного заседания. Указанный срок может быть восстановлен, если ходатайство не было подано по уважительным причинам.

- отказ обвиняемого, подозреваемого давать показания (ст. 46, 47 УПК РФ) – (использование права путем несовершения определенных действий)

- право свидетеля отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга идругих близких родственников (ст. 51 КРФ, ч.4 ст. 56 УПК РФ) - (использование права путем несовершения определенных действий).

Таким образом, использование права предполагает активное и свободное поведение правопользователя, его прерогативу действовать по своему усмотрению. Однако всякое субъективное право не может быть безграничным (по принципу «право одного человека ограничиваются правами другого человека» - ч.3 ст. 17 КРФ). Поэтому использование права имеет свои границы (пределы возможного поведения). Причем эти границы как и сами права четко очерчены законом. Соответственно нарушение данных границ ведет к злоупотреблению правом – т.е., привлечению управомоченным лицом таких средств и форм, способов для осуществления принадлежащего ему права, которые выходят за пределы объему данного права. Другими словами, право употребляется не во благо, а во зло, которое наносит ущерб интересам общества, государства, правам и законным интересам граждан. Как бороться с этим? Во избежание злоупотребления права закон, давая право, тут же оговаривает его пределы реализации, допустимые формы (способы) его осуществления. Например:

- избирательное законодательство, закрепляя право на предвыборную агитацию определяет и пределы этого права: запрещается агитация, ущемляющая права и достоинства критикуемого лица, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, а также нарушающая законодательство РФ об интеллектуальной собственности;

- в соответствии со ст. 34 КРФ каждый имеет право на экономическую деятельность, но лишь такую, которая не запрещена законом и не направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию;

- в соответствии с ч. 4 ст. 37 КРФ за работниками признается право на индивидуальные и коллективные споры, но лишь с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Применение права – будет рассмотрено отдельно в вопросе 2 настоящей лекции.

Реализация права - процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений.

Вне деятельности людей реализация права немыслима.

Правореализация - это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов. Если этого не происходит, то власть оказывается неспособной обеспечить стабильность и порядок в обществе. При этом правомерное поведение может быть как добровольным, так и принудительным, т.е. совершаемым под угрозой применения санкций.

Важно, что в любом случае цели, которые ставил перед собой законодатель, достигаются. Само собой разумеется, что реализация права связана только с правомерным поведением, по каким бы мотивам оно ни совершалось: неправомерные действия, правонарушения не могут служить способом осуществления правовых норм.

Процесс реализации права протекает под влиянием целого ряда факторов - социально-экономических, политических, культурных, нравственных, психологических, организационных и других. Немалую роль здесь играют и финансовые возможности, материальные стимулы, государственные гарантии. Задача заключается в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия, среду для нормального правового регулирования, а стало быть, и успешного проведения реформ.

Право в любой его интерпретации (а вокруг данного понятия всегда велась и сегодня ведется оживленная полемика) - сложное, многогранное явление. Соответственно и механизм его реализации сложный и многоаспектный. Он представляет собой комплекс взаимосвязанной правовой деятельности, характер и направления которой зависят от особенностей тех или иных норм, их целей, содержания, юридической силы, иерархии, адресатов, сферы "приложения", отраслевой принадлежности и т.д.

Основные формы реализации права:

При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. С правовой точки зрения поведение индивида может быть либо

    • правомерным, либо
    • неправомерным, либо
    • юридически безразличным.
  • правомерным, либо
  • неправомерным, либо
  • юридически безразличным.

В форме соблюдения реализуются запрещающие нормы, требующие пас­сивного поведения (воздержания от действий).

Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения и в то же время первая, главная и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель. Право реализуется, претворяется в жизнь.

Особенности данной формы:

При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. В форме исполнения реализуются обязывающие нормы, требующие ак­тивного поведения (действий).

Специфика данной формы:

    • распространяется в основном на обязывающие нормы;
    • предполагает активные действия субъектов;
    • отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции;
    • в большинстве случаев правоисполнительные действия так или иначе фиксируются, оформляются.

  • распространяется в основном на обязывающие нормы;
  • предполагает активные действия субъектов;
  • отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции;
  • в большинстве случаев правоисполнительные действия так или иначе фиксируются, оформляются.

Например, молодой человек призывного возраста обязан исполнить свой воинский долг - отслужить в армии, если нет никаких льгот и отсрочек; граждане обязаны платить налоги, оплачивать проезд на всех видах транспорта, являться в суд по повестке в качестве свидетелей; прокурор должен реагировать на нарушение законности, выдать ордер на арест преступника, если тот совершил уголовно наказуемое деяние, а суд - вынести обвинительный приговор, если вина злоумышленника доказана; следователь призван совершать все необходимые процессуальные действия при расследовании преступления и т.д. При этом реализация должностными лицами своих полномочий является не только их правом, но и обязанностью.

Использование - это такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы - добровольность. Никто не может заставить гражданина во что бы то ни стало использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы.

Управомоченный извлекает из процесса реализации необходимые ему полезные свойства, бла­га, удовлетворяет свой интерес. Использование может осуществляться как ак­тивным поведением, так и пассивным.

Что касается использования как формы реали­зации, то оно обеспечивается таким мощным стимулом, как интерес, который содержат управомочивающие нормы и субъективные юридические права. Од­нако и здесь государство не должно оставаться безучастным: оно должно со­здавать условия для использования права и обеспечивать его защиту.

В повседневной жизни люди постоянно совершают разнообразные юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают друг с другом, а также с организациями и учреждениями в определенные правоотношения, заключают разного рода гражданско-правовые сделки, договоры (продают, покупают, поступают и увольняются с работы, вступают в брак, разводятся и т.д.). Для совершения подобных действий не требуется каких-либо специальных разрешений компетентных органов - достаточно того, что их разрешил сам закон. В то же время в некоторых случаях в целях полного и беспрепятственного осуществления гражданином своего права необходимо содействие (помощь) упомянутых органов или должностных лиц (к примеру, гражданин не может назначить сам себе пенсию, предоставить жилье, выдать зарплату, вручить паспорт, зачислить себя в вуз, освободить от должности или, скажем, оформить завещание, доверенность и т.д.). Требуется "вмешательство" надлежащих властных служб, структур, инстанций, наделенных соответствующими полномочиями.

Применение. В процессе своей реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям. Гипотеза любой правовой нормы как раз и указывает на условия, обстоятельства ее применения. Имеет особую значимость для юристов (судей, прокуроров, следователей), а также других работников госаппарата.

Проблема методов (способов) реализации права — это проблема формиро­вания у граждан, должностных лиц, организаций мотивов к исполнению и со­блюдению юридических норм методами:

    • убеждения;
    • принуждения;
    • по­буждения.
  • убеждения;
  • принуждения;
  • по­буждения.

Вообще-то праву свойственно качество принудительности, и оттого, что большинство субъектов реализуют правовые предписания добровольно, оно этого качества не утрачивает. Вместе с тем, чтобы государственно-властные веления исполнялись и соблюдались, государство должно издавать такие юридические нормы, которые отвечали бы интересам всех слоев населения. Это создает принципиальное соответствие между государственной волей и волей субъекта права, что является надежным фундаментом правомерного поведения. В то же время и в таком случае сохраняется необходимость в (в том числе и принуждении) к правомерному поведению со сторо­ны государства, поскольку сохраняется противоречие между индивидуальны­ми и общественными интересами субъектов.

Сегодня в России принято немало нужных и важных законов, указов, правительственных постановлений, иных нормативно-правовых актов, но проблема состоит в том, что они плохо, неэффективно работают или даже совсем не действуют. Причин много: кризисное состояние общества, низкая правовая культура, неразвитое в должной мере правосознание, нравственно-правовой нигилизм, всеобщая разболтанность, неуправляемость, социально-политическая напряженность, нестабильность, высокая преступность, вседозволенность, экономические трудности и т.д.

В проблеме реализации права важнейшее значение имеет социально-политический аспект - насколько полно и адекватно право выражает волю, потребности, устремления людей, иными словами, в какой мере оно легитимно. Отвечает ли право подлинным запросам, интересам членов общества, оправдывает ли их ожидания - этот вопрос является определяющим. Чем выше легитимность права, тем успешнее и полнее оно реализуется.

Если тот или иной нормативный правовой акт оказывается чуждым народному правосознанию, если последнее не воспринимает данный акт как "свой", он обречен на бездействие. То же самое относится ко всей юридической системе. Сказанное не означает, что каждый отдельно взятый закон должен нравиться всем.

Читайте также: