Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

Опубликовано: 30.04.2024

Под грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Пример

Фирма получила от двух покупателей авансы под будущую поставку товара, но бухгалтер не отразил их в учете и не начислил на них НДС.

Это грубое нарушение правил учета объекта налогообложения по этому налогу.

Пример

Бухгалтер фирмы дважды не отразил выручку от реализации в учете:

первый раз в I квартале;

второй раз в III квартале.

В этом случае этот факт будет считаться грубым нарушением правил учета доходов.

Налоговая ответственность

НК РФ установлена ответственность организации за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и (или) объектов налогообложения в виде штрафа в размере:

десяти тысяч рублей - если эти деяния совершены в течение одного налогового периода;

тридцати тысяч рублей - если же эти правонарушения были совершены в течение более одного налогового периода;

в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей - если представленные выше нарушения повлекли занижение налоговой базы.

При этом к ответственности за нарушения привлекаются не только организации, но и индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты в тех случаях, когда у них существует обязанность по ведению учета и доходов, и (или) расходов, и (или) объектов налогообложения.

Условия освобождения от Налоговой ответственности

В случае грубого нарушения правил учета, повлекшего занижение налоговой базы, можно избежать ответственности, если представить уточненную налоговую декларацию. Условия освобождения от ответственности:

Период представления уточненной декларации (расчета)

Условия освобождения от ответственности

До истечения срока подачи декларации

Налоговая декларация считается поданной в день подачи уточненной декларации.

После истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога

Уточненная декларация представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта не отражения или неполноты отражения сведений в декларации, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

После истечения срока подачи декларации и срока уплаты налога

Уточненная декларация представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта не отражения или неполноты отражения сведений в декларации, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.

Условия таковы: до представления уточненной декларации уплачиваются недостающая сумма налога и соответствующие пени.

Уточненная декларация представлена после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены не отражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога.

Административная ответственность

В некоторых случаях за совершение грубого нарушения учета доходов и расходов налогоплательщик может быть привлечен к административной ответственности.

Согласно КоАП РФ грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

При этом, уточнено, что под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:

занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;

регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;

ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;

отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

При этом к ответственности могут быть привлечены не только организации, но и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Условия освобождения от Административной ответственности

Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения в следующих случаях:

представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплата соответствующих пеней;

исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Таким образом, чтобы избежать штрафа, следует:

доплатить недостающую сумму налога (сбора);

уплатить соответствующие суммы пеней;

представить уточненную налоговую декларацию (расчет).

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

1. Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,

влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода,

влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов),

влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее сорока тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

4. Исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

Комментируемая статья устанавливает ответственность за грубые нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

Ответственность по пункту 3 статьи 120 НК РФ является специальной по отношению к статье 122 НК РФ. Это означает, что если занижение налоговой базы произошло в результате грубого нарушения правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, привлечение к ответственности осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 120 НК РФ. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату налога, произошло по иным основаниям, чем указано в пункте 3 статьи 120 НК РФ, налогоплательщик несет ответственность по статье 122 НК РФ.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 31.08.2007 N А56-550/2006 пришел к выводу, что одновременное привлечение налогоплательщиков к ответственности по пунктам 1 или 2 статьи 120 НК РФ и статье 122 НК РФ является правомерным.

Для привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 120 НК РФ необходимо наличие как самого деяния, так и вины налогоплательщика в его совершении. В частности, ни того ни другого не усматривается в случае непредставления налогоплательщиком в определенный налоговым органом срок запрашиваемых документов в связи с их хищением, порчей вследствие пожара, затопления или иных обстоятельств - в данном случае отсутствует как квалифицирующий признак рассматриваемого правонарушения (грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения), так и вина налогоплательщика в его совершении.

На это указывает судебная практика (см. Постановления ФАС Уральского округа от 12.01.2004 N Ф09-4799/03-АК, от 09.09.2004 N Ф09-3717/04-АК).

В судебной практике сформировались подходы относительно того, что признается грубым нарушением для целей статьи 120 НК РФ.

Для признания нарушения грубым необходимо отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, то есть отсутствие двух или более документов, например счетов-фактур, но никак не одного документа.

Аналогичную позицию высказал ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 25.02.2003 N А56-25760/02: отсутствие одного счета-фактуры в течение одного налогового периода не образует состава налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 1 статьи 120 НК РФ. В то же время имеется противоположная позиция, высказанная ФАС Московского округа в Постановлении от 05.09.2005, 31.08.2005 N КА-А40/8359-05.

Из абзаца 3 пункта 3 статьи 120 НК РФ следует, что для признания нарушения грубым необходимо систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций.

Из данной нормы не следует, что в совокупности единичное отсутствие документа, а также единичное неправильное отражение операции по счетам бухгалтерского учета признаются грубым нарушением.

НК РФ не позволяет расширенно толковать понятие "грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения", поскольку перечень признаков такого нарушения строго ограничен.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 29.07.2008 N А19-566/08-20-Ф02-3528/08 сделал вывод, что для целей применения статьи 120 НК РФ действуют следующие ограничения: грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения является то, что прямо перечислено в абзаце 3 пункта 3 ст. 120 НК РФ. Все иные нарушения, которые не подпадают под данное определение (или не могут соответствовать перечню противоправных деяний), не могут рассматриваться в качестве правонарушения, предусмотренного статьей 120 НК РФ.

Вопрос о том, относится ли журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур к регистрам бухгалтерского и налогового учета, является спорным и был предметом судебных разбирательств.

Согласно отдельным судебным решениям журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур являются регистрами бухгалтерского учета (например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.08.2003 N А33-2180/03-С3-Ф02-2556/03-С1). Вместе с тем имеются и противоположные выводы судов (например, Постановление ФАС Московского округа от 21.12.2006, 26.12.2006 N КА-А40/12463-06-П по делу N А40-46892/05-127-359). Также отдельные суды признавали данные журналы регистрами налогового учета (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.08.2009 по делу N А82-15261/2008-27).

Следует также учитывать, что НК РФ не раскрывает, какие документы являются регистрами налогового учета. Кроме того, самого понятия регистра налогового учета для целей исчисления НДС глава 21 НК РФ не содержит.

В решении ВАС РФ от 11.09.2009 N 9513/09 указано, что книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, является документом налогового учета, а в данном случае порядок заверения книги следует отнести к ее форме.

Следовательно, нарушение обязанности заверения в установленном порядке Книги в налоговом органе не может приравниваться к отсутствию регистра налогового учета и, следовательно, не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 120 НК РФ.

Данная позиция разделяется и официальными органами (см. письмо ФНС России от 16.08.2011 N АС-4-3/13352@).

Необоснованное применение налоговых вычетов также не является нарушением правил ведения бухгалтерского учета или неправильным учетом объектов налогообложения. Следовательно, подобное нарушение не образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 120 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в решении Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2008 N А40-63923/07-75-386.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Решением инспекции от 24.01.2008 № 57-12/1, вынесенным по результатам выездной налоговой проверки, предприятие привлечено к налоговой ответственности на основании пунктов 2 и 3 статьи 120, пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс), доначислены налоги, начислены пени.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 01.12.2011 требование общества удовлетворено в части признания недействительным решения инспекции о привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 120 НК РФ, в виде штрафа в размере 10 000 рублей. В удовлетворении остальной части требования отказано. Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Суды признали правомерным привлечение общества к ответственности на основании пункта 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

Первая часть НК РФ

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях

Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц

Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов


Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль

Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение


Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц

Вторая часть НК РФ

Раздел VIII. Федеральные налоги

Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (Статьи 234-245)


Раздел VIII.1. Специальные налоговые режимы


Раздел IX. Региональные налоги и сборы

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

Статья 121 . Исключена

Статья 127 . Исключена

1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в пункт 2 статьи 117 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 рублей.

2. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.

3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 122 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Определением Конституционного Суда РФ от 18 января 2001 г. N 6-О установлено, что положения пунктов 1 и 3 статьи 120 и пункта 1 настоящей статьи, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений, не могут применяться одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий, что не исключает возможности их самостоятельного применения на основе оценки судом фактических обстоятельств конкретного дела и с учетом конституционно-правового смысла составов налоговых правонарушений, выявленного Конституционным Судом РФ

2. Утратил силу с 1 января 2004 г.

3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Однократное нарушение установленного порядка предусматривает взыскание штрафа.

Правила учета доходов, расходов и объектов налогообложения

Для осуществления максимального налогового контроля, законодательство данной сферы устанавливает специальные правила учета доходов, контроля расходов и объектов налогообложения, которые являются обязательными для исполнения абсолютно всеми налогоплательщиками. Данный порядок устанавливается в следующих целях:

  • контроль над своевременностью подачи необходимых налоговых документов налогоплательщиками, соблюдение процедур сдачи отчетности, очередности и существующих этапов;
  • обеспечение максимального грамотного проведения процедур налогообложения налогоплательщиками, контроль над исчислением и уплатой налогов, сведение к минимуму возможных нарушений и различных негативных последствий;
  • разработка различных дополнений и осуществление редакции существующих правил с целью упрощения процедуры учета доходов, расходов и объектов налогообложения налогоплательщиками;
  • сведение к минимуму рисков, которые могут образовываться по причине несвоевременного представления необходимых документов налогоплательщиками, либо представления неверной информации, неправильно заполненных бумаг и т.д. Нередко подобное нарушение может вести к пропуску всех установленных сроков для сдачи отчетности и, соответственно, к применению определенных санкций, например, денежных штрафов в отношении налогоплательщиков.

Понятие грубого нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

Грубое нарушение существующих правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения представляет собой невыполнение налогоплательщиком определенных обязательств, которые содержат положения действующего налогового кодекса. В соответствии с существующей статистикой, санкции за данные нарушения являются наиболее распространенными.

Налоговое законодательство РФ не устанавливает точного понятия, которое содержало бы в себе перечисленные позиции, являющиеся грубым нарушением. По умолчанию, грубое нарушение правил учета и контроля доходов, расходов и объектов налогообложения представляет собой отсутствие первичной отчетности, которая обязательно должна быть представлена налогоплательщиком, а также ряд иных нарушений.

При выявлении и определении грубого нарушения, важнейшим фактором будет выступать частота данного нарушения, его периодичность в определенный налоговый период.

Например, если какое-либо нарушение было совершено налогоплательщиком дважды, но в разные периоды, санкций за данное несоблюдение действующих норм можно избежать. Но если налоговый орган выяснит, что подобное нарушение совершалось уже не в первый раз, за один установленный налоговый период, к налогоплательщику обязательно будет применен соответствующий вид наказания.

Помимо этого, грубое нарушение контроля и правил осуществления учета доходов, расходов и объектов налогообложения может быть выражено в следующем:

  • указание заведомо ложных сведений в документах бухгалтерской отчетности, либо непреднамеренные ошибки, содержащиеся в данных бумагах;
  • неправильно оформление и проведения различных хозяйственных операций на предприятии, либо в организации;
  • неправильное осуществление процедуры распределения денежных средств, материальных ценностей и иных финансовых вложений налогоплательщика.

Санкции за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения могут быть применены и в иных случаях, в зависимости от определенных обстоятельств, ситуации, а также от характера совершенного налогового нарушения и степени его непосредственной тяжести.

Последствия грубого нарушения правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

Доказанный факт того, что грубое нарушение действующих правил контроля и учета доходов, расходов и объектов налогообложения действительно имелось, всегда влечет за собой определенные негативные последствия для налогоплательщика.

Как правило, они выражаются в применении определенных санкций и меры ответственности за несоблюдение норм и правил действующего налогового законодательства России.

Объектом нарушения всегда будут выступать установленные порядок и правила учета доходов, расходов и объектов налогообложения, в отношении которого и были направлены неправомерные действия со стороны налогоплательщика.

Объективная сторона будет представлять собой непосредственный состав преступления и те последствия, которые появились после того, как налогоплательщиком было допущено данное грубое нарушение.

В роли субъектов правонарушения могут выступать налогоплательщики – физические и юридические лица, а также лица, официально зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Субъективная сторона в данном налоговом преступлении всегда выражается в виде вины налогоплательщика, которая обязательно должна быть подтверждена соответствующими фактами и доказательствами.

В случае отсутствия у налогового органа неоспоримых доказательств того факта, что грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения действительно было совершено налогоплательщиком, он не может быть привлечен абсолютно ни к какой ответственности и последствиям.

При этом непосредственная обязанность по доказыванию и установлении вины всегда будет лежать на заинтересованном лице – представителе налогового органа, который должен обратиться в соответствующее учреждение.

Последствия грубого нарушения, как правило, всегда выражаются в определенных денежных убытках, которые терпит налогоплательщик. Их точных размер, порядок уплаты и иные нюансы устанавливаются уполномоченным органом, в соответствии с конкретным нарушением, степенью его тяжести, а также иными дополнительными обстоятельствами, которые могут иметь значение в данном деле.

Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения

Статья 120 действующего НК РФ устанавливает определенные виды ответственности за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения в отношении виновного налогоплательщика.

При этом ответственность, содержащуюся в данной статье, можно назвать специальной. Это означает, что если занижение налоговой базы, либо иное налоговое нарушение, произошли по причине непосредственного несоблюдения установленного порядка учета, ответственность налогоплательщику будет назначена в соответствии с положениями статьи 120 НК РФ.

Но в том случае, если данное правонарушение произошло на основании иных факторов, данные о которых отсутствуют в вышеуказанной статье, процедура установление той или иной ответственности в отношении налогоплательщика будет осуществляться на основании действующих положений статья 122 НК РФ.

Ответственность по статье 120 НК РФ может быть применена к налогоплательщику только при наличии его подтвержденной вины в данном деянии. В том случае, когда непредставление установленных налоговых документов было связано с особыми обстоятельствами, например, кражей данных бумаг, либо утерей в связи с природными явлениями и катастрофами, применение ответственности по данной статье будет неправомерным.

Ответственность в отношении налогоплательщика может быть назначена в соответствии со следующими квалифицирующими признаками:

  • установленный факт грубого нарушения существующего порядка учета в течение нескольких налоговых периодов;
  • в соответствии с определенными налоговыми последствиями, которые являются результатом ранее совершенного нарушения. Например, незаконные действия налогоплательщика, повлекшие за собой дальнейшее уменьшение общей налоговой базы.

Ст 120 НК РФ с комментариями и изменениями 2020-2021 года

1. Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,

влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода,

влекут взыскание штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов),

влекут взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее сорока тысяч рублей.

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

4. Исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

Комментарий к статье 120 НК РФ:

Комментируемая статья устанавливает ответственность за грубые нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

Ответственность по пункту 3 статьи 120 НК РФ является специальной по отношению к статье 122 НК РФ. Это означает, что если занижение налоговой базы произошло в результате грубого нарушения правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, привлечение к ответственности осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 120 НК РФ. Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату налога, произошло по иным основаниям, чем указано в пункте 3 статьи 120 НК РФ, налогоплательщик несет ответственность по статье 122 НК РФ.

ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 31.08.2007 N А56-550/2006 пришел к выводу, что одновременное привлечение налогоплательщиков к ответственности по пунктам 1 или 2 статьи 120 НК РФ и статье 122 НК РФ является правомерным.

Для привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 120 НК РФ необходимо наличие как самого деяния, так и вины налогоплательщика в его совершении. В частности, ни того, ни другого не усматривается в случае непредставления налогоплательщиком в определенный налоговым органом срок запрашиваемых документов в связи с их хищением, порчей вследствие пожара, затопления или иных обстоятельств - в данном случае отсутствует как квалифицирующий признак рассматриваемого правонарушения (грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения), так и вина налогоплательщика в его совершении.

На это указывает судебная практика (см. Постановления ФАС Уральского округа от 12.01.2004 N Ф09-4799/03-АК, от 09.09.2004 N Ф09-3717/04-АК).

В судебной практике сформировались подходы относительно того, что признается грубым нарушением для целей статьи 120 НК РФ
Для признания нарушения грубым необходимо отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, то есть отсутствие двух или более документов, например, счетов-фактур, но никак не одного документа.

Аналогичную позицию высказал ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 25.02.2003 N А56-25760/02: отсутствие одного счета-фактуры в течение одного налогового периода не образует состава налогового правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена пунктом 1 статьи 120 НК РФ. В то же время имеется противоположная позиция, высказанная ФАС Московского округа в Постановлении от 05.09.2005, 31.08.2005 N КА-А40/8359-05.

Из абзаца 3 пункта 3 статьи 120 НК РФ следует, что для признания нарушения грубым необходимо систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций.

Из данной нормы не следует, что в совокупности единичное отсутствие документа, а также единичное неправильное отражение операции по счетам бухгалтерского учета признаются грубым нарушением.

НК РФ не позволяет расширенно толковать понятие "грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения", поскольку перечень признаков такого нарушения строго ограничен.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 29.07.2008 N А19-566/08-20-Ф02-3528/08 сделал вывод, что для целей применения статьи 120 НК РФ действуют следующие ограничения: грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения является то, что прямо перечислено в абзаце 3 пункта 3 ст. 120 НК РФ. Все иные нарушения, которые не подпадают под данное определение (или не могут соответствовать перечню противоправных деяний), не могут рассматриваться в качестве правонарушения, предусмотренного статьей 120 НК РФ.

Вопрос о том, относится ли журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур к регистрам бухгалтерского и налогового учета, является спорным и был предметом судебных разбирательств.

Согласно отдельным судебным решениям журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур являются регистрами бухгалтерского учета (например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.08.2003 N А33-2180/03-С3-Ф02-2556/03-С1). Вместе с тем имеются и противоположные выводы судов (например, Постановление ФАС Московского округа от 21.12.2006, 26.12.2006 N КА-А40/12463-06-П по делу N А40-46892/05-127-359). Также отдельные суды признавали данные журналы регистрами налогового учета (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24.08.2009 по делу N А82-15261/2008-27).

Следует также учитывать, что НК РФ не раскрывает, какие документы являются регистрами налогового учета. Кроме того, самого понятия регистра налогового учета для целей исчисления НДС глава 21 НК РФ не содержит.

В Решении ВАС РФ от 11.09.2009 N 9513/09 указано, что Книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, является документом налогового учета, а в данном случае порядок заверения Книги следует отнести к ее форме.

Следовательно, нарушение обязанности заверения в установленном порядке Книги в налоговом органе не может приравниваться к отсутствию регистра налогового учета и, следовательно, не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 120 НК РФ.

Данная позиция разделяется и официальными органами (см. Письмо ФНС России от 16.08.2011 N АС-4-3/13352@).

Необоснованное применение налоговых вычетов также не является нарушением правил ведения бухгалтерского учета или неправильным учетом объектов налогообложения. Следовательно, подобное нарушение не образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 120 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в Решении Арбитражного суда г.Москвы от 25.04.2008 N А40-63923/07-75-386.

Читайте также: