Гражданское право и налоговое право

Опубликовано: 29.04.2024

Верстова М.Е., докторант кафедры финансово-экономического и тылового обеспечения Академии управления МВД России, кандидат юридических наук.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы . Это обусловлено тем, что налог - необходимое условие существования государства, а обязанность платить налоги - безусловное требование государства. Именно налог выступает средством упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства. Одной из сторон налогоплательщику он указывает меру его обязанности (должного поведения), а другой - налоговому органу - меру дозволенного поведения. Тем самым определяются две стороны налогового отношения: налогоплательщик и налоговый орган.

По мнению С.Г. Пепеляева, конституционное понятие "налог" (как и понятие "сбор") выходит за пределы обычных законодательных норм, так как должно содействовать реализации всех функций финансового регулирования в конституционном федеративном государстве, а также реализации общественно-политических и экономических задач, стоящих перед современным налоговым законодательством (см.: Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования. М., 2003. С. 12).

Формы и основы их взаимоотношений выражены прежде всего в неукоснительном соблюдении каждым Конституции Российской Федерации, действующего законодательства, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, соблюдении каждым возложенных действующим законодательством обязанностей и реализации предоставленных законодательством прав .

Статья Е.В. Виговского "Налоговое законодательство. Недостатки и пути его совершенствования" включена в информационный банк.

Установленная ст. 57 Конституции Российской Федерации обязанность платить законно установленные налоги и сборы относится не только к гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства, но и к предприятиям, учреждениям и организациям различных форм собственности и к иностранными организациям, получающим доходы от источников в Российской Федерации. См.: Виговский Е.В. Налоговое законодательство. Недостатки и пути его совершенствования М., 2005.

В то же время серьезной проблемой в сфере налоговых отношений является неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога.

Закон РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" не содержал конкретных положений, регулирующих способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, что вызывало определенные трудности в правоприменительной практике. Со вступлением в силу Общей части Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в российском законодательстве сложился новый правовой институт - обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

ВВС РФ. 1992. N 11. Ст. 527.

Данный институт заимствован из гражданского законодательства, для которого он является традиционным .

Более подробно данный вопрос освещен: Гонгало Б.М. Учение об обеспечении обязательств. Вопросы теории и практики. М., 2004. С. 128 - 188.

О заимствовании института обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов из гражданского законодательства свидетельствуют такие способы, как залог имущества и поручительство , к которым гражданское законодательство применяется в субсидиарном порядке. Вместе с тем рассматриваемый институт дополнен рядом мер, носящих административно-правовой характер (например, пени, приостановление операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество налогоплательщика). Заметим, что общим для обоих институтов является их направленность на гарантирование выполнения участником правоотношения своей правовой обязанности, предотвращение ущерба от невыполнения или несвоевременного выполнения правовой обязанности.

В гражданском праве залог является одним из древнейших способов обеспечения исполнения обязательств. В силу залога кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом (ст. 334 ГК РФ).
По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Договор поручительства может быть заключен также для обеспечения обязательства, которое возникнет в будущем (ст. 361 ГК РФ).

Включенные в гл. 11 НК РФ способы, имеющие своей целью удовлетворение государственных интересов, с одной стороны, в императивном порядке гарантируют защиту интересов государства - пеня, приостановление банковских операций, арест имущества, с другой - создают основу для сотрудничества между налоговыми органами и налогоплательщиком, учитывают интересы налогоплательщика, изыскивающего средства для исполнения своей обязанности по уплате налога (залог, поручительство) .

Более подробно см.: Латыпова Е.У. Обеспечение исполнения обязанности по уплате налогов и сборов: финансово-правовой аспект: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2004. С. 148.

Разграничение между гражданским и налоговым правом закреплено нормативно. Так, п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) содержит норму о неприменимости гражданского законодательства к отношениям, основанным на административном и ином властном подчинении. Несмотря на это, вопрос о возможности заимствования отдельных категорий цивилистики налоговым правом остается дискуссионным, так как налоговые отношения являются организованными и одновременно имущественными. М.В. Карасева утверждает, что способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов следует понимать как гражданско-правовые и финансово-правовые обеспечительные меры .

Предметом гражданского права являются имущественно-стоимостные отношения.
Отметим, что предмет финансового права составляют властно-организационные отношения в сфере образования, распределения и использования денежных фондов, следовательно, они имеют имущественный (денежный) характер.
Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 282.

По мнению С.Г. Пепеляева, налоговое право, как и гражданское, регулирует отношения, связанные с распределением благ, и в связи с этим налоговое законодательство заимствует цивилистический технико-юридический инструментарий, необходимый для создания четкой и стройной системы налогообложения, отвечающей потребностям современного общества .

Пепеляев С.Г. Налоговый эксперт. 2001. N 4.

Заслуживает внимания точка зрения Е.У. Латыповой о необходимости различия двух принципиально отличных вариантов использования выработанных цивилистикой инструментов для регулирования налоговых отношений.

Первый - использование в налоговом праве отдельных правовых категорий, исторически выработанных цивилистикой, их адаптация к публичному праву. Таким образом, они приобретают новое качество и становятся категориями налогового права.

Второй - использование норм гражданского права для регулирования правоотношений, возникающих в связи с обеспечением исполнения обязанности по уплате налогов и сборов . Осуществляется это путем как воспроизведения в законодательных актах по налоговому праву норм гражданского права, так и отсылки на нормы ГК РФ. В частности, п. 2 ст. 3 ГК РФ гласит: ". нормы, содержащиеся в других Законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации". Таким образом, законодатель предусмотрел специальное правило о том, что нормы гражданского права могут входить в состав комплексных правовых форм.

Латыпова Е.У. Там же. С. 47 - 49.

Статья 73 НК РФ регламентирует такой способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, как залог.

Согласно п. 1 ст. 73 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом в случае изменения сроков их уплаты. Изменение сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов следует понимать как исключение из общего порядка налогообложения, вызванное особыми обстоятельствами, что действительно дает основание отнести применение залога и поручительства к частным случаям, а не к системе.

Кроме вышеуказанной статьи и общих норм, регулирующих залоговые отношения, нашедших свое закрепление в § 3 гл. 23 ГК РФ, существует и ряд специальных нормативных актов. В частности, к ним относятся Закон РФ от 29 мая 1992 г. N 2872-1 "О залоге", нормы которого действуют в части, не противоречащей ГК РФ; Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"; иные правовые акты.

В силу залога налоговые органы (залогодержатель) имеют преимущественное право получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества перед другими кредиторами за изъятиями, установленными законом. Очередность требования, обеспеченного залогом, адресованного к юридическому лицу, определена п. 1 ст. 64 ГК РФ "Удовлетворение требований кредиторов", а адресованного к индивидуальному предпринимателю - п. 3 ст. 25 ГК РФ "Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя" .

Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть 1) (под ред. А.Н. Козырина, А.А Ялбулганова) включен в информационный банк.

Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. проф., докт. юрид. наук А.Н. Козырина, проф., докт. юрид. наук А.А. Ялбулганова М., 2004.

Отметим, что разновидностью залога является ипотека, которая рассматривается как залог недвижимого имущества . Предметом договора ипотеки могут быть земельные участки, предприятия, здания, сооружения, квартиры и другие объекты недвижимости. 16 июля 1998 г. вступил в действие Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", являющийся основным источником гражданско-правовых норм, регулирующих отношения ипотеки.

Цыбуленко З.И. Залог отдельных видов недвижимого имущества // Российская юстиция. 2000. N 1.

При исполнении обязанности по уплате налогов и сборов основанием возникновения залога является договор, который может быть заключен между залогодателем и налоговым органом (залогодержателем), если налогоплательщику или плательщику сборов предоставлена отсрочка (рассрочка) в уплате налога или сбора. Залогодателями могут быть как сами налогоплательщики (плательщики сборов), так и третьи лица.

В зависимости от того, кто является залогодателем, договоры залога делятся на основные и поддерживающие. Для первых характерно, что залогодателем является сам налогоплательщик. При втором типе договора залогодателем является третье лицо, которое не несет обязанности по уплате налога или сбора, но которое поддерживает налогоплательщика (плательщика сборов), предоставляя имущество для залога, обеспечивая исполнение тем своей обязанности.

Таким образом, главное отличие залога в налоговых правоотношениях по сравнению с гражданско-правовыми отношениями состоит в том, что он используется только в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 73 НК РФ). Указанное условие носит императивный характер. В силу публичности и властности налоговых правоотношений здесь невозможно свободное применение той или иной правовой конструкции по согласованию сторон. Кроме того, причины, по которым изменяются сроки исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, конкретно определены законом и расширительному толкованию не подлежат .

Гогин А.А. Способы обеспечения исполнения обязательств в сфере налогового законодательства // Финансовое право. 2004. N 1.

В ст. 74 НК РФ рассматриваются условия поручительства, суть которого заключается в том, что исполнение обязанности по уплате налогов или сборов в полном объеме возлагается на третье лицо, если налогоплательщик не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующие пени.

Институт поручительства подробно разработан в рамках гражданского права, поэтому вышеуказанная статья НК РФ ориентируется на нормы гражданского законодательства с учетом особенностей налоговых правоотношений.

Заметим, что обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством только при изменении сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Во всех иных случаях исполнение обязанности по уплате налогов не может быть обеспечено поручительством.

Несмотря на то что ни залог, ни поручительство, применяемые во взаимоотношении между государством и налогоплательщиком , не являются тождественными одноименным способам, используемым в гражданско-правовом обороте, суть этих инструментов совпадает.

Особо отметим, что именно налогоплательщик инициирует использование поручительства и залога в налоговых отношениях.

В современных условиях отрасли публичного права, в том числе и финансового, в последние несколько лет все активнее используют понятия, институты, свойственные частному праву.

Вместе с тем накопленный за прошедшие годы опыт действия норм НК РФ говорит о том, что в современных рыночных условиях было бы логичным расширить условия применения залога и поручительства, заимствуя определенные составляющие из положений ГК РФ. При этом не утрачивается властный характер налоговых правоотношений, а налоговые органы получат возможность более гибко, с учетом различных факторов, строить свою работу с налогоплательщиками.

date image
2015-08-12 views image
7619

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Нормы налогового законодательства не регулируют, да и по своей правовой природе и предназначению не могут регулировать отношения, связанные с порядком осуществления хозяйственно-финансовой деятельности субъектов предпринимательства (вещные, договорные, личные неимущественные и др.). Подобное регулирование — исключительная прерогатива норм гражданского законодательства.

Согласно ст.2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Следовательно, по общему правилу, нормы гражданского права не могут быть применены к налоговым отношениям. Данное положение, разграничивающее имущественные гражданско-правовые отношения и имущественные налоговые отношения чрезвычайно важно, поскольку последние, так же как и первые носят непосредственно имущественный характер (Так, ещё в 1955 году С. Цыпкин отмечал, что невыполнение налогового обязательства влечет за собой причинение материального ущерба государству, нарушение общегосударственных интересов[47]). Данное положение в настоящий момент является общепризнанным в науке российского налогового права[48].

Именно поэтому позиция, в соответствии с которой налоговые отношения имеют большое сходство с гражданско-правовыми — достаточно распространена, так как и те и другие складываются в экономической сфере общественной жизни, где в качестве доминирующих прочно закрепились гражданско-правовые отношения.

Более того, как указал Конституционный Суд РФв своем Постановлении от 17.06.2004 № 12-Ппубличных характер бюджетно-правового регулирования не исключает в то же время применения к бюджетным отношениям положений гражданского законодательства, но только в случаях прямо предусмотренных федеральным законодательством. Из наличия имущественных начал в бюджетных правоотношениях и одновременно — властного характера правового регулирования в этой сфере исходит и непосредственно ГК РФ.

Однако, несмотря на кажущееся внешнее сходство, налоговые отношения по своей правовой природе далеки от гражданско-правовых. Правила, по которым строятся гражданско-правовые отношения, не могут применяться в качестве регулятора налоговых правоотношений[49].

Как было указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.04.1999 № 7486/98нормы законодательства о налогах и сборах не соотносят порядок исчисления и уплаты налогов с выполнением требований других отраслей законодательства, в том числе и гражданского. Налог исчисляется и уплачивается исключительно на основании и в соответствии с теми правовыми нормами, которые содержаться в законодательстве, регулирующем условия налогообложения.

Так же и складывающаяся судебно-арбитражная практика, при возникновении тех или иных коллизий между гражданским и налоговых законодательством указывает, что налоговые правоотношения регулируются императивными нормами налогового законодательства, которые носят публично-правовой характер. Поэтому гражданско-правовое регулирование не может быть применено к налоговым отношениям (постановление ФАС СЗО от 09.07.2002 № А56-8072/02, постановление ФАС ВСО от 24.12.2002№ А33-7652/02-С3-Ф02-3750/02-С1, постановление ФАС СКО от 25–27.06.2003№ Ф08-2218/2003-824А).

Однако из вышеуказанного правила могут быть установлены соответствующие исключения: федеральным законом может быть установлено, что те или иные положения гражданского законодательства непосредственно применяются и к налоговым отношениям. Например, в соответствии с п.2 ст.27 НК РФ законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ. В соответствии с п.3 ст.29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика — организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством.




Именно поэтому для правильного применения норм соответствующего законодательства в каждом конкретном случае, необходимо выяснить — какие отношения складываются между сторонами: гражданско-правовые или налогово-правовые.

Например, исследованию правовой природы отношений, складывающихся между соответствующих субъектов, уделил особое внимание Верховный суд РФ, вынося 10.12.1996 Решение о порядке применения Федерального закона от 12 августа 1996 года «О внесении изменений и дополнения в п.2 ст.855 ГК РФ» в отношении очередности списания со счетов налогоплательщиков денежных средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет. Изучив складывающиеся между предприятием и банком отношения, суд пришел к выводу о том, что отношения, связанные с очередностью списания денежных средств с банковского счета клиента, относятся к гражданско-правовым, а не к налоговым отношениям и, следовательно, к ним применяются нормы гражданского законодательства, а именно статья 855 ГК РФ. Суд также отметил, что в ч.6 ст.15 Закона «Об основах налоговой системы в РФ» содержится гражданско-правовая, а не налоговая норма.

Приведенный пример ещё раз подтверждает, что при использовании положений п.3 ст.2 ГК РФ нельзя ориентироваться на общую отраслевую принадлежность нормативного акта.

Образно можно представить, что все гражданские отношения лежат в горизонтальной плоскости, а все налоговые отношения — в вертикальных плоскостях, причем горизонтальная плоскость служит для них основанием. Говоря о соотношении налогового права и права гражданского, необходимо подчеркнуть приоритет гражданского права как частного над налоговым правом как публичным. Так, по словам Э. Н. Нагорной, гражданско-правовой принцип свободы договора, не может нарушаться налоговыми органами, а пределы вторжения гражданского законодательства в сферу административных и иных властных отношений ограничены действующим законодательством[50]. Данное положение, иллюстрируется автором и примерами из судебно-арбитражной практики (постановление ФАС МО от 11.10.1999№ КА-А40/3248–99, от 15.08.2000 № КА-А40/3658–00).

Налоговое законодательство не может вмешиваться в регулирование гражданских правоотношений, не может прямо принуждать к осуществлению той или иной хозяйственной деятельности на тех или иных условиях. Оно не регулирует поведение участников гражданского оборота. Налоговое законодательство располагает лишь косвенными способами воздействия на экономические отношения.

Однако вышеуказанное не означает, что нормы гражданского и налогового законодательства действуют не взаимодействуют. По словам А. Курбатова взаимодействие этих двух отраслей законодательства осуществляется в следующих формах:

а) определение оснований возникновения налоговых обязательств в зависимости от результатов оценки деятельности налогоплательщика с точки зрения гражданского права;

б) определение порядка налогообложения (в том числе возможность применения льгот по налогам) через оценку вида правоотношений[51].

Так, в этой взаимосвязи двух различных отраслей законодательства необходимо учитывать, что в ряде случаев традиционные и устойчивые категории гражданского права довольно часто, будучи помещены в налоговые нормы, приобретают отличный от них смысл, да ещё и подкрепленный специфическим толкованием налоговых органов. Таким образом, прослеживается зависимость и смысловая подчиненность положений налоговых норм, использующих понятия гражданского права. Их относительная самостоятельность ограничена сферой регулирования властных отношений по налогообложению[52].

Данное положение неоднократно подтверждалось правовыми позициями Конституционного Суда РФ. Так по одному из дел было указано, что содержащиеся в п.2 ст.11 НК РФ нормы, имеют специально-терминологическое значение, а нормы-дефиниции предназначены для применения исключительно в целях налогообложения (Определение Конституционного Суда РФ от 06.06.2002 № 116-О).

Такой же подход преобладает и в судебно-арбитражной практике. Так, по одному из дел арбитражный суд прямо указал, что правовое содержание категории «обособленного подразделения организации» по п.2 ст.11 НК РФ шире правового содержания категории «обособленного подразделения юридического лица» по ст.55 ГК РФ. И если ГК РФ предусматривает только две форме структурной организации юридического лица — филиал или представительство, то налоговое законодательство предусматривает возможность создания так называемых обособленных подразделений организации, которые по своему правовому положению не могут быть отнесены ни к филиалам, ни к представительствам (постановлении ФАС ЦО от 06.05.2003 № А09-585/03–30).

Но в ряде случаев, неурегулированность соотношения норм налогового и гражданского законодательства неизбежно влечет возникновение проблем при применении норм налогового законодательства. Однако в любом случае необходимо учитывать, что гражданское и налоговое законодательство имеют различную правовую природу и автоматического «пересечения» гражданских и налоговых правоотношений происходить не может.

Так, например, признание сделки недействительной, изменяет гражданско-правовые обязательства сторон. По этой причине представители налоговых органов считают, что изменение гражданско-правового режима отношений влечет изменение и налогового режима, изменяет налоговые обязательства сторон, что влечет за собой доначисление налогов, а иногда и применение штрафных санкций. Проблема усугубляется также ещё и тем, что налоговое законодательство практически никак не регулирует вопросы о налоговых последствиях признания гражданско-правовых сделок недействительными.

Ещё до вступления в силу первой части НК РФ, сложившаяся судебная практика позволяла налоговым органам по своему усмотрению устанавливать фактическое содержание договорных отношений между сторонами для целей налогообложения. Причем какая-либо процессуальная процедура признания сделок недействительными в этом случае была необязательна. Суть данной позиции в том, что налоговые и судебные органы квалифицировали сделки и операции налогоплательщика не по их гражданско-правовой сути, а по их содержанию «для целей налогообложения».

Как было установлено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.09.1996 № 367/96предприятие «Сибсервис», регулярно получая заемные средства, не включало их в облагаемый оборот по НДС (заемные средства НДС не облагаются). Возврат займов осуществлялся производимой продукцией. Такого рода операции позволили «Сибсервис» исключить из налогооблагаемого оборота часть товаров, фактически реализованных потребителям (возврат займа также не облагается НДС). Однако ВАС РФ поддержал позицию налоговых органов о том, что организация заключала не кредитные договоры, а поставляло продукцию на условиях предоплаты, поскольку отношения с клиентами (покупателями) фактически сложились именно таким образом (поставка, подряд), независимо от названия договора. Данное обстоятельство позволило «формально» заемные средства, рассматривать как авансы полученные, что предопределило их облагаемость НДС.

Данный подход можно считать оправданным, поскольку судебный вердикт по вышеуказанному делу полностью соответствует так называемой доктрине «деловая цель», широко применяемой налоговыми органами США и стран Европейского Союза в борьбе с уклонением от уплаты налогов.

Согласно этой доктрине гражданско-правовая сделка, создающая определенные налоговые преимущества для сторон, может быть признана недействительной, если она не достигает деловой цели. При этом налоговая экономия сама по себе не признается в качестве деловой цели сделки[53].

Необходимо отметить, что подобный подход сохранился и после вступления в силу с 1 января 1999 года первой части НК РФ и действует и в настоящее время. Вместе с тем, НК РФ в ст.45, установлены специальные правила и процедуры налогообложения, в случае, если, по мнению налоговых органов налогоплательщик неправильно применил тот или иной режим налогообложения по причине неверной квалификации сделки или своей деятельности.

Гражданское законодательство не предусматривает такого правового института как »переквалификация» сделки, поэтому представляется, что пересмотр гражданско-правовых отношений может осуществляться исключительно для целей налогообложения. Это означает, что взыскание налога в судебном порядке должно производиться не только в случае, когда, по мнению налоговых органов, имеет место заключение ничтожной или оспоримой сделки, но и во всех иных случаях пересмотра того или иного налогового режима сделки, например, когда речь идет о признании договора незаключенным или в случае, когда фактические действия сторон (и выбранный ими режим налогообложения) не соответствуют характеру их гражданско-правовых отношений (Подробнее по этому вопросу см. Брызгалин А. В. Налоговые проблемы признания гражданско-правовой сделки недействительной[54].

Причем налоговые последствия совершения и исполнения сделок является одним из самых важных объектов исследования при проведении налоговых проверок[55].

Другим случаем »переквалификации» сделок является применение положений ст.40 НК РФ, в соответствии с которой по общему правилу для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами гражданско-правовой сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Вместе с тем, при определенных условиях, гражданско-правовое условие о цене договора может быть пересмотрено исключительно для целей налогообложения,т.е. для целей определения налогового обязательства налогоплательщика[56].

Налоговые последствия недействительности сделки в виде взимания недоимки по налогу будут зависеть также и от того, есть ли экономическое основание для взимания налога в каждом конкретном случае. Это связано с тем, что в соответствии с п.3 ст.3 НК РФ налог должен иметь экономическое основание и не может быть произвольным. При этом основанием для взимания налога является наличие объекта налогообложения, т.е. получение дохода или прибыли, приобретение имущества, увеличение его стоимости, появление иного блага, как в результате экономической деятельности налогоплательщика, так и по другим основаниям, не связанным с такой деятельностью (ст. 38 НК РФ).

В связи с этим недействительность сделки сама по себе ещё не означает, что отсутствует или, наоборот, имеет место экономическое основание для взимания налога. Налоговые последствия недействительности сделки могут последовать только в том случае, когда они реально ведут к изменению (исчезновению или возникновению) экономического основания для взимания налога.

Иными словами, при определении того или иного режима налогообложения необходимо исходить из приоритета экономического содержания над правовой формой, а дефекты самой правовой формы не должны влиять на экономическую сущность налогообложения.

Так, например, по нашему мнению, при признании договора аренды недействительным, незаконным выступает основание платежа, основание расхода, однако реальность самого факта платежа (экономический подход) и соответственно расхода сомнению не подвергается. Затраты были, и с экономической точки зрения они использовались и участвовали в формировании себестоимости продукции (работ, услуг). Таким образом, факт признания договора аренды недействительным не является основанием для пересмотра формирования расходной составляющей при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Место налогового права в системе российского права относится к числу дискуссионных вопросов.

М. И. Брагинский считает, что «налоговое право является самостоятельной отраслью права, поскольку имущественные отношения составляют предмет не только гражданского, но и налогового, бюджетного и ряда других отраслей права». Другие авторы не исключают возможности формирования налогового права в качестве самостоятельной правовой общности, поскольку налогоплательщик реализует себя как субъект публичных отношений в условиях отсутствия жесткой финансовой централизации, сосредоточения в руках налогоплательщиков значительных полномочий по расходованию налоговых средств.

Большинство ученых, исследующих вопросы финансового права, придерживаются мнения о встроенности налогового права в систему финансового права. В результате активного развития налогового права оно стало характеризоваться по отношению к финансовому праву Российской Федерации как его подотрасль.

Весомым аргументом в споре о месте налогового права служит конституционно установленный принцип единства финансовой политики. Налоговая политика является частью финансовой политики, которая имеет по отношению к первой определяющее значение. О вхождении налогового права в систему финансового свидетельствует и частичное совпадение границ предмета правового регулирования.

Наиболее тесно налоговое право соприкасается с бюджетным правом. Образование бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов в большей степени осуществляется на основе норм налогового права и норм иных институтов финансового права, регулирующих государственные доходы. Однако сказанное не означает включение налогового права в систему бюджетного права. Наличие налогового права только предопределено, «учреждено» бюджетным правом в качестве института доходов бюджетов всех уровней. Отношения же, складывающиеся в процессе установления и взимания налогов, проведения налогового контроля, привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства и т.п., не составляют предмета бюджетного права. Предмет налогового права только частично совпадает с границами бюджетно-правового регулирования.

Вместе с тем, находясь в структуре финансового права, на­логовое право соприкасается и взаимодействует с иными отраслями права.

Налоговое и конституционное право. Конституционное право занимает ведущее место в правовой системе, которое определяется тем, что конституционное право содержит основополагающие нормы других отраслей права. Конституционно-правовое регулирование налоговых отношений предопределено их публичной значимостью и государственно-властной природой. В правовом государстве любая внешняя активность публичного субъекта (государства) должна осуществляться исключительно на правовых основаниях и, следовательно, действовать в пределах, дозволенных основным законом — конституцией.

Примечательно, что нормы Конституции РФ не только закрепили всеобщую обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57), но и предусмотрели систему правовых гарантий, обеспечивающих компромисс между соблюдением прав налогоплательщиков и фискальных интересов государства.

Конституционное право оказывает влияние на налоговое право посредством специфического метода — установления общих правовых принципов. Конституционное признание за налогами характера допустимого ограничения прав и свобод позволило выявить и зафиксировать в отраслевом законодательстве такие основные принципы налогообложения, как формальная определенность, соразмерность, справедливость и т. д. Дальнейшее развитие нормы Конституции РФ получили в постановлениях Конституционного Суда РФ, а затем в НК РФ.

Налоговое право и гражданское право. Налоговые правоотношения, будучи формой ограничения права частной собственности, тесно связаны с гражданско-правовым регулированием. Общим в налоговом и гражданском праве является предмет регулирования — имущественные отношения. Однако имущественные отношения разнообразны и образуют предмет не только налогового, но и ряда иных отраслей (подотраслей) права. Критерием разграничения гражданского и налогового права послужил метод правового регулирования, свойственный разным отраслям права.

В некоторых случаях налоговые отношения в силу прямого указания ГК РФ регулируются гражданским законодательством. Например, ст. 855 ГК РФ определяет очередность списания денежных средств со счетов клиентов, в том числе и по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и во внебюджетные фонды. Следовательно, при возникновении противоречия норм налогового законодательства и ст. 855 ГК РФ применяются правила этой статьи. На основании ст. 27 и 29 НК РФ представительство в налоговых отношениях оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Гражданские правоотношения влекут последствия, имеющие значение для налоговых отношений, поскольку объекты налогообложения образуются, как правило, в результате совершения гражданско-правовых сделок. Обязанность по уплате налога может быть реализована налогоплательщиком только после того, как у него появятся денежные средства, принадлежащие ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно ст. 38 НК РФ юридическими фактами, с которыми налоговое право связывает возникновение налоговой обязанности, могут быть операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход и т, д. Следовательно, налоговые отношения возникают на основе фактических имущественных отношений, правовой формой которых выступают гражданские отношения.

Тесная связь налогового и гражданского права наблюдается в субъектном составе. Субъекты, уплачивающие налоги, должны обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью.

Объединяющим элементом гражданских и налоговых отношений выступает гражданское судопроизводство, поскольку ответственность за нарушение налогового законодательства реализуется, как и гражданско-правовая ответственность, в рамках правовых норм гражданского или арбитражного процесса. В отдельных случаях за нарушение налогового законодательства возможно применение мер гражданско-правовой ответственности.

Налоговое и административное право. Взаимосвязь налогового и административного права обусловлена исполнительно-распорядительной деятельностью государства. В механизм правового регулирования налоговых отношений включены органы исполнительной власти, реализующие государственно-властные полномочия.

Налоговое и административное право, являясь публичными отраслями, в качестве основного способа правового регулирования используют метод властных предписаний.

Вместе с тем не следует отождествлять сферы действия и предметы регулирования административного и налогового права. Административное право обеспечивает публичные интересы и реализацию государственных функций и задач; налоговое право предназначено для урегулирования конфликтности публичных и частных имущественных интересов. Областью административно-правового регулирования являются управленческие отношения, возникающие в процессе функционирования органов исполнительной власти; налоговое право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, направленные на аккумулирование налоговых платежей в доход государства.

Налоговое право проявляет взаимосвязи с уголовным правом. С одной стороны, одним из объектов уголовно-правовой охраны являются фискальные интересы государства. В то же время квалификация некоторых преступлений невозможна без обращения к нормам налогового права.

Таким образом, находясь в составе финансового права, налоговое право является составной частью единой системы российского права. Вместе с тем налоговое право имеет свои специфические особенности, предмет правового регулирования и особое сочетание методов воздействия на общественные отно­шения, что свидетельствует об относительной самостоятельно­сти налогово-правовых норм.

Кроме того, надо в принципе сказать о том, что налоговые обязательства, обязанность платить налоги возникают именно в связи с гражданскими отношениями. Ведь обязанность платить налог она производна от действий, которые предусмотрены налоговым законодательством. От тех действий, фактов, которые предусмотрены налоговым законодательством, но возникают в сфере гражданского оборота. Приобрели вы ТС, приобрели вы его по договору купли-продажи, а обязанность у вас возникла налоговая- уплатить транспортный налог. Или вы реализовали какое-то имущество, если вы предприниматель, да или обычное физическое лицо, у вас возник доход, соответственно, этот доход является объектом налогообложения. Если вы физическое лицо - то налогом на доходы физических лиц, если вы компания, то налога на прибыль. Но эта обязанность уплатить налог возникла в связи с гражданско-правовой сделкой, в связи с тем, что вы продали имущество, получили доход. Или вы ведете какую-то деятельность в сфере общественного питания, в сфере бытовых услуг, вот у вас уже возникает объект единого налога на вмененных доход в связи с этой деятельностью и т.д. реализуете вы алкогольную или табачную продукцию - объект акцизов, но в любом случае, обязанность уплатить налог, она производна от фактов, которые возникают в сфере экономических отношений. Современная налоговая система опирается именно на те действия, которые совершает участник гражданского оборота в сфере имущественных отношений. Раньше, конечно, были такие налоги как подушная подать, вы могли вообще сидеть на печи, не получать никакого дохода, ничего не делать, а все равно должны платить подушную платить, даже если вы ничего не производите и не потребляете. Но современная налоговая система построена на иных началах. Принцип экономической обоснованности налоговых правоотношений требует, чтобы обязанность уплатить налог возникала в связи с экономическими отношениями, в которые вступает налогоплательщик. Государство как бы участвует в разделе добычи, то, что налогоплательщик заработал или мог заработать в рамках частно- правовых отношений, становится объектом налогообложения. Соответственно, связанность налоговых и гражданских отношениий - самая тесная. Ведь сначала возникают гражданские, а потом налоговые обязательства. И здесь появляется проблема правового характера: ведь налоговое законодательство должно так описать вот эти вот факты, в связи с которыми возникает налоговая обязанность, те действия, которые совершает налогоплательщик, чтобы они в точности соответствовали экономической сути этих фактов, действий, событий – экономической сути, и в то же время отражали их гражданско-правовую форму, потому что все эти факты имеют гражданско-правовую форму. Договор купли-продажи, договор дарения, право собственности на ТС или на земельные участки - все эти категории ГП, они имеют значение и для налогообложения.

Представим себе, что налогоплательщиц реализует имущество, получает в связи с этим доход. Законодатель определят, что доход, полученный от реализации имущества, является налогооблагаемым. Но что такое реализация имущества? Как определить, что это такое? Вот вы передали имущество в аренду, является ли это реализацией имущества? Здесь законодатель начинает пользоваться терминологией ГП, и в НК указывается, что реализацией товаров признается передача права собственности на товар. А что такое передача права собственности? Для того, чтобы понять, что это такое, мы обращаемся к ГК РФ. Это все простой пример. Вот уже появляется межотраслевая связь, чтобы понять, какой объект налогообложения возник в данной случае нам не обойтись, оказывается, без ГК РФ! А налоговая база по такой операции представляет собой цену сделки. То есть, цена, по которой товар продан. А что такое цена? Можно, конечно, в НК РФ начать определять, что такое цена. А надо ли? Если есть специальная терминология, специальный понятийный аппарат, который достаточно традиционной и разработан в ГК. Понятие цены, встречное предоставление, возмездный, безвозмездный договор и т.д. Соответственно, в НК РФ содержится формулировка, что есть цена для целей налогообложения - это цена гражданско-правовой сделки- смотри ГК РФ. И т.д. Что такое аренда? Что такое договор лизинга, это все те конструкции, которые заимствуются из гражданского регулирования и используются для целей налогообложения, но тут надо сказать, могли быть разные подходы. Когда принимался НК, было несколько вариантов, проектов кодекса, один из которых проект ЛДПР, кстати. Проект предполагал, что вообще никаких терминов гражданского законодательства НК использовать не будет, все понятия, которые используются в НК должны тут же и определяться, то есть полная автономия, замкнутая система налогового регулирования, поэтому НК РФ бы превратился со временем превратился бы из умеренной пухлой книжки, наверное, в несколько томов, кстати, в иных странах так и есть. НК в США – 10 томов. Все-таки, законодатель по этому пути не пошел. Для нас характерно в условиях континентальной системы наличие тесных межотраслевых связей, и поэтому законодатель в статье 11 НК РФ установил такую общую норму, в которой попытался решить многие проблемы взаимосвязи налогового и гражданского права. В п. 1 ст. 11 говорится следующее: институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в настоящем кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Принцип какой: если в налоговом законодательстве используются понятия, термины иной отрасли, прежде всего, ГП, значит мы их принимаем в том же смысле, в том же значении, что и в этих отраслях права, если иное не предусмотрено в НК РФ. Любая общая норма имеет исключение. А иное предусмотрено, и достаточно часто законодатель в налоговом кодексе отступает от общих конструкций.

Вот мы с вами сказали цена сделки. Цена сделки - это то же самое, что в ГК РФ, но хорошо бы жили налогоплательщики, если бы у налогового органа не было бы возможности как-то проверять эту цену. Ведь если налоговая база – это цена, то то, что мы в договоре написали. А ведь договор подчиняется полностью диспозитивным началам, и мы, если нет государственно регулируемой цены на какие-то отдельные виды товаров, то мы можем назначить любую цену, даже символическую. И получится, что для целей налогообложения будет использоваться вот эта вот не соответствующая рыночному уровню и реальной цене, цена, указанная в сделке, контракте. Это не очень соответствует фискальным интересам государства, поэтому НК устанавливает здесь иное, в том смысле, что, да,- для целей налогообложения принимается цена сделки, но налоговый орган в определённом порядке вправе проверить уровень цены, и установив ее несоответствие уровню рыночных цен, начислить налоги, исходя из рыночной цены. То есть не согласиться с ценой сделки. И тогда для целей налогообложения будет использована вот эта вот рыночная, а не договорная цена. И, поэтому, те отступления, которые делает законодатель от гражданско-правовых конструкций, многочленные отступления, они связаны с чем, что принципы регулирования гражданского права и налогового –разные.

Основной принцип гражданско-правового регулирования-это равенство сторон, автономия воли и диспозитивность- это питает ГП и, конечно, в смысле налогового регулирования, эти принципы представляют собой некую опасность, угрозу для фискальных интересов государства, потому что налогоплательщик может злоупотреблять гражданско- правовыми конструкциями, предавать одним отношениям, вид других отношений, и таким образом уклоняться от уплаты налогов. Примеров этому можно привести очень много. Какие-то простейшие из них, смотрите, все то же налоговое планирование: если налогоплательщик продает имущество, он должен платить налог, предположим, на добавленную стоимость. Продаете здание. Вы должны заплатить НДС. Но можно продавать не здание, можно продавать доли в обществе с ограниченной ответственностью, которому это здание принадлежит на праве собственности, и формально здание не будет менять собственника, а продаём мы доли, акции. А продажа долей и акций НДС не облагается. С экономической точки зрения вы совершили одну и ту же сделку-вы продали здание, нос юридической точки зрения вы придали этим отношениям иную форму. Вы воспользовались иной допускаемой гражданским законодательством конструкцией, и совершили сделку с минимальными налоговыми последствиями.

Конечно, законодатель старается вот эти вот механизмы использования ГП для уменьшения налоговых последствий, обязательств, ликвидировать. Мы найдем с вами немало случаев, немало норм ( в Особенной части НК РФ), где прямое отступление от конструкции гражданско-правовой- законодатель закрепляет какое-то собственное правило для целей налогообложения. Например, в целях налогообложения, филиал иностранной компании признается самостоятельной организацией. Хотя, с точки зрения ГП, филиал не является юридическим лицом, является подразделением организации. А вот для целей налогообложения- филиал иностранной компании будет признаваться самостоятельным участником налоговых правоотношений. Именно с точки зрения целей налогообложения. Сейчас еще в большей степени налогового законодательство будет пытаться обособиться от гражданского регулирования, в свете знаменитой борьбы с офшорами, предстоящим, видимо, принятием законопроекта «О контролируемых иностранных компаниях», смысл которых сводится к тому, что для целей налогообложения, по сути, будет игнорироваться та конструкция, которая создается за границей-офшор. Организация будет рассматриваться как российская организация, даже при том, что она зарегистрирован за пределами РФ. Но фактически ведет деятельность в РФ, скажем, имеет здесь постоянный орган управления, совет директоров в РФ собирается, бухгалтерия здесь ведется, а зарегистрирован компания на Кипре. С точки зрения ГП, это типичная иностранная организация, а с точки зрения НП, вот уже скоро, это будет российская организация. Почему? Исходя из специфических целей налогового регулирования. Вообще, отношениям между налоговым и гражданским правом очень сложные. Как мы видим, они не могут обойтись друг без друг, но при этом постоянно налоговое регулирование пытается обособиться и несколько отделиться от ГП, преследуя свои собственные цели.

Взаимодействие НП с ГП является наиболее сейчас интенсивным, и нередко можно увидеть даже те судебные решения, где за отсутствием каких-то норм в налоговом законодательстве по аналогии применяются нормы ГП. И такие решения встречаются, хотя, откровенно сказать, они являются более, чем спорными, потому что применяя аналогию закона, мы должны помнить о важном правиле. Каком? При наличии пробела мы берем норму, регулирующую сходные отношения. Степень сходства и однородности гражданских и налоговых отношений, она не является такой, чтобы можно было бы нормы гражданского законодательства непосредственно применять при регулировании налоговых отношений.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VII.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО

§ 47. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

В современных экономических условиях налоговые правоотношения приобрели особенно важное значение. Граждане всё яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не создана справедливая налоговая система, если не пополняется государственная казна. Командно-административная система, существовавшая в нашей стране в советское время, не придавала налогам серьёзного значения. Это и понятно: государство являлось основным и фактически единственным собственником материальных ценностей и средств производства. С появлением бурно развивающегося бизнеса (малого, среднего и крупного) главным источником пополнения бюджета стало взимание налогов.

Эффективность налоговой системы зависит не только от умения государства собрать все необходимые налоги, но и от сознательности налогоплательщиков, их культуры, дисциплинированности, законопослушания. Можно сказать и короче – от их гражданственности.

Что же такое налог? Приведём словарное определение: налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических (т.е. граждан) и юридических (т.е. предприятий и организаций) лиц.

В Налоговом кодексе РФ дано его сложное определение. В упрощённом виде оно выглядит так: под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательными актами.

Собираемые государством налоги перечисляются в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. В первом случае имеются в виду федеральный бюджет; бюджет субъектов Федерации; местный бюджет. Что касается внебюджетных фондов, то это, например, пенсионные фонды, в которые делают взносы как предприятия, так и отдельные граждане и из которых достигшим определённого возраста гражданам платят пенсию. О порядке и условиях осуществления «обязательного взноса», т.е. собственно налога, гражданами речь пойдёт в § 50 учебника.

Налогообложение в России регулируют нормы налогового права, которое является подотраслью финансового права. Предмет налогового права – установление видов налогов в государстве и порядок взимания у налогоплательщиков части их доходов в бюджет. Под доходами понимаются материальные ценности, полученные законным способом. Нормы налогового права императивны (т.е. обязательны, не допускают выбора). Налоговые отношения строятся поэтому как отношения власти и подчинения, возникающие в процессе изъятия части доходов у физических и юридических лиц (налогоплательщиков).


Система налогового законодательства в РФ определена Налоговым кодексом РФ (НК РФ). В Конституции РФ говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Следовательно, данная обязанность является конституционной. НК РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяет виды налогов и сборов (обязательных взносов за право совершать определённые действия, получение разрешений, лицензий), устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Налоговый кодекс РФ и подзаконные нормативные акты конкретизируют не только порядок установления и отмены налогов, задачи и функции налоговых инспекций, но и способы защиты прав и интересов участников (субъектов) налоговых правоотношений.

Большой интерес представляет перечень обязанностей и прав налогоплательщика.

• своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

• вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, если он её осуществляет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с уплатой налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, либо отменой налога, либо ликвидацией юридического лица. Налогоплательщик имеет право:

• получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц и др.

Налоговое право выделяет субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Федеральной таможенной службы. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, которое имеет стоимость, количество или физические характеристики и с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей об уплате налога. Под имуществом понимаются соответствующие виды объектов гражданских прав. Товаром в рамках НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения считается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Обеспечивают собирание налогов с граждан и юридических лиц налоговые органы.

1. Налоговые инспекции, входящие в единую Федеральную налоговую службу РФ (ФНС РФ). Деятельность последней регулируется Положением «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации». В эту систему, кроме собственно ФНС РФ, входят государственные налоговые управления ФНС по субъектам РФ и налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.

2. Федеральная таможенная служба, которая также осуществляет некоторые налоговые функции.

3. Подразделения полиции и ФСБ, основная обязанность которых – обеспечение экономической безопасности России. Эти подразделения выявляют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения. Особый предмет их внимания – налоговые преступления.

4. Органы Федерального казначейства, находящиеся в подчинении Министерства финансов РФ. Систему этих органов составляют: Главное управление Федерального казначейства, территориальные (субъектов РФ) управления и казначейства в городах. Органы Федерального казначейства призваны проводить государственную бюджетную политику, управлять доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета. Они имеют право требовать устранения выявленных финансовых нарушений на предприятиях и в органах государственной власти, приостанавливать операции по их счетам, выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по назначению, налагать штрафы.

В финансовых документах государственных и коммерческих предприятий, учреждений, организаций нередко случаются нарушения установленных норм. Чтобы контролировать ведение финансовой документации, существует так называемый аудит.

Аудит – это независимая экспертиза достоверности финансовой отчётности с точки зрения соответствия действующему законодательству. Аудиторскую деятельность осуществляют либо независимые аудиторы – эксперты, профессионалы, имеющие соответствующие полномочия, либо аудиторские фирмы. Предприятия могут заказать аудит для проведения экспертизы общего положения предприятия, эффективности его деятельности, оценки внешнеэкономической деятельности.

Заключение аудиторов может быть использовано для подтверждения достоверности отчётности предприятия, правильности сумм, подлежащих налогообложению.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «налог».

2. Охарактеризуйте отношения, которые регулирует налоговое право.

3. Объясните, в чём особенности норм налогового права.

4. Назовите источники налогового права.

5. Какое значение имеет Налоговый кодекс РФ? Аргументируйте свой ответ.

6. Классифицируйте обязанности налогоплательщика.

7. Составьте схему прав налогоплательщика.

8. Систематизируйте в таблице информацию о субъектах и объектах налоговых правоотношений.

9. Опишите систему налоговых органов, их функции.

10. Охарактеризуйте аудит, его цель и значение.

11*. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, проанализируйте функции налогов (фискальную, регулирующую, контрольную).

Вместе они родились, выросли, окрепли и набрались сил: солдат и сборщик налогов. Ибо слово «солдат» происходит от sold, a sold означает «деньги». Ну а деньги, если они должны попасть в руки государства, именуются в конечном счёте налогом. Оба они, солдат и сборщик налогов, создали в период между Средневековьем и Новым временем то, что наука называет сегодня ранним современным государством. Сборщик налогов кормил солдата, а солдат защищал, если доходило до войны, своего кормильца, «фискала»… Оба они знали, кем они были друг для друга.
(А. Смит, английский экономист)

Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
(А. Смит, английский экономист).

Функция обеспечения средств для финансирования расходов государства путём сборов налогов называется фискальной функцией налогообложения. Налоговая система хороша тогда, когда, во-первых, государству собираемых у нас денег хватает, чтобы выполнять свои функции – свои перед нами обязанности, а во-вторых, когда средств, остающихся у налогоплательщиков после уплаты налогов, хватает на приобретение определённого количества материальных благ требуемого качества и ассортимента.
(Домашняя юридическая энциклопедия).

Информация к размышлению

В рыночном хозяйстве налоги, помимо фискальной функции (т.е. осуществления надзора за пополнением за счёт налогов бюджетов – государственного, муниципального и т.д.), выполняют функцию регулирующую (т.е. стимулируют или душат экономические процессы). Высокие налоговые ставки противодействуют «перегреву» экономики. Низкие ставки поощряют экономическую активность.

Исследуем документы и материалы

Налоговый кодекс Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

1. Что удобнее государству: собирать справедливые налоги с экономически самостоятельных субъектов или владеть всей собственностью в стране? Что выгоднее обществу?

2. Государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход?

3. Почему уплата налога считается конституционной обязанностью граждан? Свой ответ обоснуйте.

Темы для проектов и рефератов

1. Субъекты и объекты налогообложения по НК РФ.

2. Налоги: исторический обзор.

3*. А. Смит о налогах в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776).

Читайте также: