Государство воздействует на рыночную экономику через систему налогообложения

Опубликовано: 15.05.2024

Функции государства

* Организационная функция государства – управление обществом, в частности, путем принятия законов. Ее осуществление должно обеспечиваться определенными финансовыми ресурсами.

* Социальная функция государства выражается в том, что оно должно гарантировать определенный уровень дохода своим гражданам, т. е. проводить активную политику доходов, помогать людям, которые не способны обеспечить свое существование собственным трудом. Ее финансовой базой являются государственные социальные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд обязательного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Социальная функция государства выражается в обеспечении развития образования и здравоохранения.

* Экономическая функция государства в долгосрочной перспективе определяется особенностями развития производительных сил:

– государственные инвестиции в образование и фундаментальную науку;

– инвестиции для предотвращения экологических катастроф или разработки альтернативных источников энергии;

– аккумулируя и перераспределяя финансовые ресурсы, государство обеспечивает корректировку рыночного механизма, воздействует на формирование доходов и функционирование рынков.

Функции государства в смешанной экономике

Государство и рыночная система делят между собой ответственность за выполнение следующих экономических функций, которые способствуют укреплению рыночной системы, модифицируют чистый капитализм в направлении достижения экономических и социальных целей общества: формирование и осуществление правовой и социальной деятельности; поддержание конкуренции на рынках; перераспределение доходов; перераспределение ресурсов; стабилизация экономики страны.

На макроэкономическом уровне государство: разрабатывает и утверждает правовые основы экономики; определяет приоритеты макроэкономического развития; обеспечивает нормальные условия для работы рыночного механизма, в том числе осуществляет антимонопольную политику; осуществляет регулирование экономической деятельности для достижения поставленных целей на основе проведения определенной экономической политики; дополняет рыночный механизм в тех сферах экономической деятельности, где недостаточная эффективность; решает проблемы социальной защиты населения, обеспечивая его социально-экономические права и более справедливо распределяя доходы между членами общества.

Для командной экономики свойственно тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и готовой продукции, административный контроль над ценами.

Современная экономическая теория признает необходимость участия государства в экономических процессах как регулятора экономики. Это проявляется в функциях:

1) совершенствование системы рыночных отношений (через разработку нормативно-правовой базы);

2) составление прогнозов развития страны на перспективу;

3) регулирование использования сил природы и охрана окружающей среды;

4) управление демографическими процессами;

5) регулирование и экономическое обеспечение интеллектуального развития, защиты жизни, прав и свобод граждан;

6) согласование экономических интересов субъектов производственно-экономических отношений и преодоление противоречий между ними;

7) организация ориентации производства на конечный результат, учет интересов и мотивов трудовой деятельности;

8) разработка целевых комплексных программ экономического развития.

Для решения этих функций государство выполняет задачи:

1) защита рыночной экономики от сворачивания конкурентной борьбы и образования монополий путем принятия антимонопольного законодательства;

2) производство общественных товаров и услуг;

3) учет и прогнозирование последствий нерыночных ситуаций; нерыночные ситуации – это ситуации, которые не могут быть отрегулированы в рамках рыночного механизма. Государство должно полностью ликвидировать вредные и стимулировать полезные последствия нерыночных ситуаций. Для разрешения данной задачи оно может применять меры: убеждение; рекламные кампании; субсидирование (для полезных последствий нерыночных ситуаций) и налогообложение (для вредных последствий); разработка стандартов безопасности (ГОСТы);

4) программы поддержки социально незащищенных групп населения и повышения экономической активности населения.

Государство использует программы: а) материальной поддержки нуждающихся (государственные пособия, субсидии, талоны на питание и т. д.); б) программы, ликвидирующие причины нищеты и экономического неблагополучия (запрет на дискриминацию в трудоустройстве по полу, возрасту, национальности и т. п.); в) помощи отдельным группам населения (“адресная” помощь многодетным семьям, студентам, защита авторских прав и т. д.).

Виды государственного регулирования:

1) прямое – осуществляется через законодательство;

2) косвенное – применение всевозможных финансовых рычагов для влияния на поведение частных фирм, предприятий и организаций. Для проведения косвенного регулирования государство обычно использует фискальную и кредитно-денежную политику.

Методы государственного регулирования экономической жизни:

  1. Правовые методы. Государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры: антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса и др.
  2. Финансово-экономические методы. Государственные инвестиции, бюджет, налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики (по управлению денежной массой и кредитами). Государство вводит таможенные пошлины для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние.
  3. Экономическое программирование. Государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период, но в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Экономическая роль государства

1. Государство как экономический субъект

Государство - это совокупность общественных институтов, осуществляющих публичную власть.

В современной рыночной экономике государство является субъектом экономической системы вместе с домохозяйствами и фирмами, выполняет активную роль в экономике, является носителем определенных прав и обязанностей. Государство является собственником и производителем, продавцом и покупателем, заемщиком и кредитором, что превратило его в полноправного субъекта хозяйственной жизни рядом с домохозяйствами и фирмами.

Цели экономической политики государства: экономический рост, полная занятость, стабильный уровень цен, положительное сальдо торгового баланса, экономическая защищенность, экономическая свобода, экономическая эффективность, справедливое распределение доходов.

Государство, как субъект хозяйственной жизни, разрабатывает хозяйственные цели, методы их достижения на всех уровнях исполнительной власти, организует их выполнение. Под государственным регулированием экономики понимают совокупность форм, методов и инструментов, с помощью которых государство воздействует на деятельность субъектов хозяйствования (домохозяйства, фирмы) и рыночную ситуацию, чтобы обеспечить нормальные условия для его функционирования и решения социально-экономических проблем общества.

Методы воздействия государства можно разделить на две группы:

- административно-правовые (прямые): разработка нормативно-правовой базы и контроль за ее соблюдением; государственные закупки и трансфертные платежи; индикативное планирование и реализация целевых программ; государственный контроль над ценами; прямые административные меры государственных органов (запреты, разрешения, принуждение, квоты, субсидии, субвенции, дотации, лицензии и т.п.);

- экономические (косвенные): налоги (прямые и косвенные) на физических и юридических лиц, формирующих бюджетные средства; бюджетные расходы; монетарная политика и тому подобное.

2. Экономические функции государства

Одной из основных экономических функций государства является создание правовой среды, необходимого для нормального функционирования рыночной экономики.

Государство создает правовую базу экономики.

К основным услугам, которые предоставляет государство, относятся: поддержание внутреннего порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов и создание денежной системы для облегчения обмена товаров и услуг.

Новой экономической функцией государства является стабилизация экономики. Правительство помогает частному сектору достичь полной занятости и стабильного уровня цен, увеличивая или уменьшая собственные расходы, вводя налоги, осуществляя другие меры, чтобы влиять на совокупные расходы, а следовательно и на состояние экономики.

3. Государственные финансы

Финансовая система государства охватывает государственный бюджет, финансы местных органов власти, финансы государственных предприятий и специальные государственные фонды.

Государственный бюджет - это централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Правительство мобилизует денежные средства в первую очередь из-за налогов для финансирования общегосударственных расходов.

Местные финансы - это денежные ресурсы местных органов власти, которые также в основном поступают благодаря налогам. В Украине они охватывают бюджеты областей, городов, сел.

Финансы государственных предприятий обеспечивают их функционирование. Главная их задача - сохранение и развитие важных отраслей экономики, имеющих стратегическое значение для государства.

Специальные государственные фонды - это фонды социального страхования, различные целевые фонды, финансы государственных кредитных органов, которые отделены от государственного бюджета и управляются центральными или местными органами власти. Задачей фондов является финансирование определенных целевых мероприятий: например пенсионного обеспечения, социальной защиты определенных групп населения и тому подобное.

Главным источником государственных финансовых ресурсов является национальный доход. Для покрытия финансовых потребностей государство использует такой источник, как национальное богатство.

Основными рычагами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые для нее финансовые ресурсы являются налоги, займы и эмиссия денег.

По экономическому содержанию бюджет - совокупность денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных средств, предназначенного для выполнения государственных функций.

Специфические признаки бюджетных отношений:

  • перераспределительный характер;
  • всеобъемлющий характер;
  • регламентированный характер.

Регламентация осуществляется в законодательной форме и на трех уровнях: законы о построении бюджета и бюджетной системы, законы о формировании доходов и финансирования расходов (налоговое законодательство, законодательство по отдельным направлениям деятельности государства, ежегодные законы о бюджете на текущий год).

По форме проявления бюджет - это основной финансовый план государства.

По материальному содержанию бюджет - централизованный денежный фонд государства. Состав расходов бюджета определяется функциями государства и характером его деятельности (расходы на госуправление, содержание правоохранительных, финансовых и таможенных органов, судебной власти, обеспечение международных отношений, обеспечения национальной обороны, социальной защиты, содержание соцсферы, экономическую деятельность государства, фундаментальные исследования, обслуживание госдолга) .

Доходы бюджета формируются за счет внутренних (произведенный ВВП и нацбогатство) и внешних (на основе международного перераспределения доходов и финресурсов) источников. Бюджетный дефицит не должен превышать 2-3% ВНП (ВВП) или 5-7% объема бюджета при уровне бюджетной централизации 40-45%.

Три задачи формирования бюджета: определение реальных доходов, оптимизация структуры затрат, сбалансирование бюджета (за счет роста доходов, сокращения расходов и принятия бюджетного дефицита с определением источников его покрытия).

Профицит наблюдается при условии превышения доходов над расходами.

Дефицит - открытый и скрытый, вынужденная и сознательный, пассивный и активный (финансирование бюджетных инвестиций).

Государственным долгом является задолженность, которая накопилась у правительства в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.

Существует несколько источников для покрытия дефицита: эмиссия, неналоговые поступления, внешний долг, внутренний долг.

Налоги и их виды

Налоги обеспечивают около 90% доходов любого государства.

В налоговую систему страны относятся субъекты налогообложения, то есть те, кто платит налоги – физические и юридические лица (предприятия), и объекты налогообложения – прибыль предприятия, заработная плата, стоимость имущества, выручка фирмы, количество и тому подобное.

Единица налогообложения - это единица измерения объекта налогообложения (для земельного налога - гектар, для подоходного налога - денежная единица страны).

Налоговая ставка - это величина налога на единицу налогообложения.

Прямые налоги взимаются непосредственно с индивидов или фирм (личный прибыльный налог, налог на прибыль предприятий и т.д.).

Косвенные - это налоги, которые устанавливаются на товары и услуги и включаются в их цену (акцизы, налог на добавленную стоимость и т.д.).

4. Основные экономические задачи государства

1. Совершенствование механизмов частной собственности, укрепления конкурентных позиций национального капитала, формирование эффективного собственника и стратегического инвестора.

2. Углубление приватизационных процессов: приватизация должна переадресовывать собственность в руки тех, кто способен ею эффективно управлять, способен привлекать инвестиции, своевременно платить зарплату, рассчитываться с государством.

3. Обеспечение последовательной дерегуляции предпринимательской деятельности, устранение административной волокиты и бюрократизма при решении вопросов предпринимательской деятельности, осуществление политики активного стимулирования малого бизнеса.

4. Углубление свободной конкуренции, обеспечения ее ощутимого влияния на процесс ценообразования, усиление государственного регулирования субъектов естественных монополий, формирования конкурентной среды на рынках энергоносителей, при размещении государственных заказов, централизованных инвестиций.

5. Преодоление тенизации экономики, обеспечение эффективной защиты от экономической преступности, уголовного бизнеса и коррупции.

Основная задача государства заключается в создании условий для достижения максимальной доходности от функционирования предприятий в переходном к рынку среде.

К таким условиям можно отнести:

1. Снижение инвестиционного риска в экономике.

2. Наличие доверие народа к государству и его политики.

3. Обеспечение хозяйственного оборота достаточным объемом денежной массы.

4. Развитие институциональных структур, которые бы обеспечивали эффективное хозяйственное управление.


Тема: «Экономика». Подготовка к ЕГэ в 2

А 1. В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через

1) систему налогообложения 2) централизованное установление цен

3) директивное планирование производства 4) снабжение населения товарами

А 2. Что является обязательным расходом потребителя

1) транспортные расходы 2) приобретение ценных бумаг

3) оплата услуг дизайнера интерьера квартиры 4) страхование имущества

А 3. В развитых странах действуют системы социального обеспечения населения, содействующих росту жизненного уровня, развитию образования и здравоохранения. Это вид экономической деятельности в сфере

1) производства 2) обмена 3) распределения 4) потребления

А 4 Верны ли следующие суждения о монополиях?

А. Возникновение в условиях рыночной экономики монополистических объединений устраняет конкуренцию.

Б. Цель антимонопольного законодательства – ограничить на рынке диктат монополий.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А 5 Составление расходной части государственного бюджета иллюстрирует экономическую деятельность в сфере

1) потребления 2) обмена 3) производства 4) распределения

А 6. Перепроизводство бытовой техники привело к снижению цен на нее. Этот пример иллюстрирует функционирование рынка

1) средств производства 2) труда 3) товаров 4) сырья и материалов

А 7. Исполнение бюджета в нашей стране обеспечивается

1) парламентом 2) судебными органами 3) правительством 4) правоохранительными органами

А 8. Спрос потребителя непосредственно определяется

1) уровнем его индивидуальных доходов 2) ограниченностью природных ресурсов

3) затратами на производство товаров 4) качеством трудовых ресурсов

А9. Увеличение налогов на производителя

1) снижает расходы потребиувеличивает прибыль производителя

3) снижает рост производства 4) увеличивает производительность труда

А 10. Что отличает товарное хозяйство от натурального?

1) используются орудия труда 2) увеличиваются расходы материалов на единицу продукции

3) продукция производится на продажу 4) существует разделение труда

А 11. Русский промышленник и меценат подарил собранную им коллекцию предметов русской старины и книг Историческому музею. Какое право собственника иллюстрируется этим примером?

1) владеть 2) распоряжаться 3) пользоваться 4) наследовать

А 12. Государство воздействует на рыночную экономику

1) контролируя цены 2) централизованно распределяя ресурсы

3) директивно планируя производство 4) применяя антимонопольное законодательство

А 13. Действие рыночного механизма проявляется в том, что

1) рекламируются товары и услуги 2) доходы производителей постоянно растут

3) государство поддерживает убыточные предприятия 4) цены зависят от спроса и предложения

А 14. Как дефицит государственного бюджета влияет на развитие экономики?

1) сдерживает экономический рост 2) увеличивает размеры кредитования фирм

3) усиливает социальное расслоение 4) ведет к снижению налогов

А 15. К причинам неравенства доходов потребителей в рыночной экономике относится

1) тип избирательной системы 2) уровень образования и квалификации

3) установление минимального размера оплаты труда 4) ограничение ресурсов в экономике

А 16. Условия конкуренции побуждают производителя

1) повышать производительность труда 2) использовать ресурсы в соответствии с традициями и обычаями

3) устранять специализацию труда 4) постоянно наращивать объемы производства

1) законодательство закрепляет господство одной формы собственности

2) разрабатывает законы, ограничивающие деятельность монополий

3) вводит льготное налогообложение малого бизнеса

4) предоставляет экономическую самостоятельность производителям

А 18. Основу традиционной экономической системы составляет

1) свободное распределение ресурсов 2) директивное ценообразование

3) распределение ресурсов государством 4) использование ресурсов в соответствии с обычаями

А 19. Рост спроса на компьютеры, сотовые телефоны, аудио- и видеоаппаратуру отражает ситуацию, сложившуюся на рынке

1) фондовом 2) капиталов 3) труда 4) товаров и услуг

А 20.Изменение котировок акций нефтяных компаний в связи со снижением цен на энергоносители характеризует ситуацию на рынке 1) фондовом 2) капиталов 3) труда 4) товаров и услуг

А 21. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Рыночные отношения создают возможность расширения границ, демократических свобод в обществе.

Б. Рыночная экономика заинтересована в поддержании многообразия форм собственности

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А 22. Одним из условий повышения производительности труда работников является

1) платежеспособность населения 2) цикличность производства

3) разделение труда 4) снижение затрат производства

А 23. Какое условие обеспечивает эффективное действие рыночного механизма?

1) рост налогообложения 2) бездефицитный государственный бюджет

3) свободный и взаимовыгодный обмен 4) использование новых технологий

А 24. Рост объемов потребления населением товаров и услуг приводит в частности к росту

1) размера прожиточного минимума 2) видов налогов на производителя

А 25. Выделение денег из государственного бюджета на предупреждение и ликвидацию последствий стихийных бедствий характеризует экономическую деятельность государства в сфере

1) производства 2) распределения 3) обмена 4) потребления

А 26 Равновесная цена в рыночной экономике – это цена совпадения

1) денежной и товарной массы 2) спроса и предложения 3) производства и быта 4) производства и потребления

А 27 Превышение доходов государства над его расходами называют бюджетным (ой)

1) сальдо 2) балансом 3) профицитом 4) прибылью

А 28. Дивиденд – это

1) доход владельца акций 2) процент по вкладу в банке

А 29. К фазам экономического цикла относится

1) дефляция 2) девальвация 3) дефолт 4) спад

А 30. К ценным бумагам относится

В1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «методы денежной реформы». Найдите и укажите термин не связанный с этим понятием.

Дефляция; деноминация; диверсификация; девальвация; ревальвация.

В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «субъект собственности». Найдите и укажите термин не связанный с этим понятием.

Семья; валюта; человек; орган управления; трудовой коллектив. .

В3 Установите соответствие между факторами производства и их примерами: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

Б) каменный уголь 2) труд

В) наладчик оборудования 3) капитал

В4. Найдите в приведенном списке позиции, раскрывающие рычаги финансово-экономического регулирования рынка со стороны государства. Номера запишите в порядке возрастания.В 5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

1) Антимонопольное законодательство

2) Кредиты, предоставляемые предприятиям

4) Вручение государственных наград за производственные успехи

5) Налоговая политика

В 5 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано:

(А) В начале 90-х годов в России было лишь около 10 государственных банков, которые обслуживали все расчеты на территории страны. (Б) По официальным данным Центрального банка, на май 1996 года в России зарегистрировано 2568 банков, в том числе 1556 – паевых и 1012 – акционерных. (В) Несмотря на бурный рост коммерческих банков, до формирования оптимальной банковской системы еще далеко. (Г) Специалисты считают, что российская банковская система на целые десятилетия отстает от западной по техническому уровню и по способности внедрять достижения научно-технической революции. (Д) Ведущие транснациональные банки ежегодно тратят на модернизацию технической базы 15-20% общих операционных расходов. (Е) У российских банков расходы на техническое оснащение составляют в среднем лишь 1-2 %.

Определите, какие положения текста носят 1). фактический характер 2) характер оценочных суждений

В 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.

«В современной экономике действуют три главных _____ (1): производители экономического продукта, его потребители и _____ (2). Между ними происходит весьма интенсивный ______ (3) товарами, услугами, денежными средствами, информацией. Государство обеспечивает определенную упорядоченность экономических процессов, их правовое _____ (4), защиту прав и интересов отдельных участников экономических отношений. В то же время государство выступает как весьма крупный _____ (5) товаров, услуг и информации. В то же время государство является _____ (6), оно приобретает у производителей военную технику для армии, продукты питания для государственных запасов, компьютерную технику для государственных органов и учреждений.»

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Экономическая роль государства

1. Государство как экономический субъект

Государство - это совокупность общественных институтов, осуществляющих публичную власть.

В современной рыночной экономике государство является субъектом экономической системы вместе с домохозяйствами и фирмами, выполняет активную роль в экономике, является носителем определенных прав и обязанностей. Государство является собственником и производителем, продавцом и покупателем, заемщиком и кредитором, что превратило его в полноправного субъекта хозяйственной жизни рядом с домохозяйствами и фирмами.

Цели экономической политики государства: экономический рост, полная занятость, стабильный уровень цен, положительное сальдо торгового баланса, экономическая защищенность, экономическая свобода, экономическая эффективность, справедливое распределение доходов.

Государство, как субъект хозяйственной жизни, разрабатывает хозяйственные цели, методы их достижения на всех уровнях исполнительной власти, организует их выполнение. Под государственным регулированием экономики понимают совокупность форм, методов и инструментов, с помощью которых государство воздействует на деятельность субъектов хозяйствования (домохозяйства, фирмы) и рыночную ситуацию, чтобы обеспечить нормальные условия для его функционирования и решения социально-экономических проблем общества.

Методы воздействия государства можно разделить на две группы:

- административно-правовые (прямые): разработка нормативно-правовой базы и контроль за ее соблюдением; государственные закупки и трансфертные платежи; индикативное планирование и реализация целевых программ; государственный контроль над ценами; прямые административные меры государственных органов (запреты, разрешения, принуждение, квоты, субсидии, субвенции, дотации, лицензии и т.п.);

- экономические (косвенные): налоги (прямые и косвенные) на физических и юридических лиц, формирующих бюджетные средства; бюджетные расходы; монетарная политика и тому подобное.

2. Экономические функции государства

Одной из основных экономических функций государства является создание правовой среды, необходимого для нормального функционирования рыночной экономики.

Государство создает правовую базу экономики.

К основным услугам, которые предоставляет государство, относятся: поддержание внутреннего порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов и создание денежной системы для облегчения обмена товаров и услуг.

Новой экономической функцией государства является стабилизация экономики. Правительство помогает частному сектору достичь полной занятости и стабильного уровня цен, увеличивая или уменьшая собственные расходы, вводя налоги, осуществляя другие меры, чтобы влиять на совокупные расходы, а следовательно и на состояние экономики.

3. Государственные финансы

Финансовая система государства охватывает государственный бюджет, финансы местных органов власти, финансы государственных предприятий и специальные государственные фонды.

Государственный бюджет - это централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Правительство мобилизует денежные средства в первую очередь из-за налогов для финансирования общегосударственных расходов.

Местные финансы - это денежные ресурсы местных органов власти, которые также в основном поступают благодаря налогам. В Украине они охватывают бюджеты областей, городов, сел.

Финансы государственных предприятий обеспечивают их функционирование. Главная их задача - сохранение и развитие важных отраслей экономики, имеющих стратегическое значение для государства.

Специальные государственные фонды - это фонды социального страхования, различные целевые фонды, финансы государственных кредитных органов, которые отделены от государственного бюджета и управляются центральными или местными органами власти. Задачей фондов является финансирование определенных целевых мероприятий: например пенсионного обеспечения, социальной защиты определенных групп населения и тому подобное.

Главным источником государственных финансовых ресурсов является национальный доход. Для покрытия финансовых потребностей государство использует такой источник, как национальное богатство.

Основными рычагами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые для нее финансовые ресурсы являются налоги, займы и эмиссия денег.

По экономическому содержанию бюджет - совокупность денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных средств, предназначенного для выполнения государственных функций.

Специфические признаки бюджетных отношений:

  • перераспределительный характер;
  • всеобъемлющий характер;
  • регламентированный характер.

Регламентация осуществляется в законодательной форме и на трех уровнях: законы о построении бюджета и бюджетной системы, законы о формировании доходов и финансирования расходов (налоговое законодательство, законодательство по отдельным направлениям деятельности государства, ежегодные законы о бюджете на текущий год).

По форме проявления бюджет - это основной финансовый план государства.

По материальному содержанию бюджет - централизованный денежный фонд государства. Состав расходов бюджета определяется функциями государства и характером его деятельности (расходы на госуправление, содержание правоохранительных, финансовых и таможенных органов, судебной власти, обеспечение международных отношений, обеспечения национальной обороны, социальной защиты, содержание соцсферы, экономическую деятельность государства, фундаментальные исследования, обслуживание госдолга) .

Доходы бюджета формируются за счет внутренних (произведенный ВВП и нацбогатство) и внешних (на основе международного перераспределения доходов и финресурсов) источников. Бюджетный дефицит не должен превышать 2-3% ВНП (ВВП) или 5-7% объема бюджета при уровне бюджетной централизации 40-45%.

Три задачи формирования бюджета: определение реальных доходов, оптимизация структуры затрат, сбалансирование бюджета (за счет роста доходов, сокращения расходов и принятия бюджетного дефицита с определением источников его покрытия).

Профицит наблюдается при условии превышения доходов над расходами.

Дефицит - открытый и скрытый, вынужденная и сознательный, пассивный и активный (финансирование бюджетных инвестиций).

Государственным долгом является задолженность, которая накопилась у правительства в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.

Существует несколько источников для покрытия дефицита: эмиссия, неналоговые поступления, внешний долг, внутренний долг.

Налоги и их виды

Налоги обеспечивают около 90% доходов любого государства.

В налоговую систему страны относятся субъекты налогообложения, то есть те, кто платит налоги – физические и юридические лица (предприятия), и объекты налогообложения – прибыль предприятия, заработная плата, стоимость имущества, выручка фирмы, количество и тому подобное.

Единица налогообложения - это единица измерения объекта налогообложения (для земельного налога - гектар, для подоходного налога - денежная единица страны).

Налоговая ставка - это величина налога на единицу налогообложения.

Прямые налоги взимаются непосредственно с индивидов или фирм (личный прибыльный налог, налог на прибыль предприятий и т.д.).

Косвенные - это налоги, которые устанавливаются на товары и услуги и включаются в их цену (акцизы, налог на добавленную стоимость и т.д.).

4. Основные экономические задачи государства

1. Совершенствование механизмов частной собственности, укрепления конкурентных позиций национального капитала, формирование эффективного собственника и стратегического инвестора.

2. Углубление приватизационных процессов: приватизация должна переадресовывать собственность в руки тех, кто способен ею эффективно управлять, способен привлекать инвестиции, своевременно платить зарплату, рассчитываться с государством.

3. Обеспечение последовательной дерегуляции предпринимательской деятельности, устранение административной волокиты и бюрократизма при решении вопросов предпринимательской деятельности, осуществление политики активного стимулирования малого бизнеса.

4. Углубление свободной конкуренции, обеспечения ее ощутимого влияния на процесс ценообразования, усиление государственного регулирования субъектов естественных монополий, формирования конкурентной среды на рынках энергоносителей, при размещении государственных заказов, централизованных инвестиций.

5. Преодоление тенизации экономики, обеспечение эффективной защиты от экономической преступности, уголовного бизнеса и коррупции.

Основная задача государства заключается в создании условий для достижения максимальной доходности от функционирования предприятий в переходном к рынку среде.

К таким условиям можно отнести:

1. Снижение инвестиционного риска в экономике.

2. Наличие доверие народа к государству и его политики.

3. Обеспечение хозяйственного оборота достаточным объемом денежной массы.

4. Развитие институциональных структур, которые бы обеспечивали эффективное хозяйственное управление.

Читайте также: