Подоходный налог в 1997 году

Опубликовано: 20.04.2024

Размер облагаемого дохода Ставка и сумма налога
До 1 января 1998 г. (в нарицательной стоимости рубля 1997 г.)
До 12 млн руб. Свыше 12 до 24 млн руб. Свыше 24 до 36 млн руб. Свыше 36 до 48 млн руб. Свыше 48 млн руб. 12% 1440 тыс. руб. + 20% с суммы, превышающей 12 тыс. руб. 3840 тыс. руб. + 25% с суммы, превышающей 24 тыс. руб. 6840 тыс. руб. + 30% с суммы, превышающей 36 тыс. руб. 10440 тыс. руб. + 35% с суммы, превышающей 48 тыс. руб.
С 1 января 1998 г. (в нарицательной стоимости рубля 1998 г.)
До 20 тыс. руб. Свыше 20 до 40 тыс. руб. Свыше 40 до 60 тыс. руб. Свыше 60 до 80 тыс. руб. Свыше 80 до 100 тыс. руб. Свыше 100 тыс. руб. 12% 2400 руб. + 15% с суммы, превышающей 20 тыс. руб. 5400 руб. + 20% с суммы, превышающей 40 тыс. руб. 9400 руб. + 25% с суммы, превышающей 60 тыс. руб. 14400руб. +30% с суммы, превышающей 80 тыс. руб. 20 400 руб. + 35% с суммы, превышающей 100 тыс. руб.
С 1 января 1999 г. В феде- ральный бюджет В бюджеты субъектов Федерации
До 30 тыс. руб. Свыше 30 до 60 тыс. руб. 3% 3% 9% 2700руб. + 12% с суммы, превышающей 30 тыс. руб.

Окончание табл. 6

Размер облагаемого дохода Ставка и сумма налога
Свыше 60 до 90 тыс. руб. Свыше 90 до 150 тыс. руб. Свыше 150 до 300 тыс. руб. Свыше 300 тыс. руб. 3 3% 3 3% 3 3% 3 3% 6300 руб. + 17% с суммы, превышающей 60 тыс. руб. 11 400 руб. + 22% с суммы, превышающей 90 тыс. руб. 24 600 руб. + 32% с суммы, превышающей 150 тыс. руб. 72 600 руб. + 42% с суммы, превышающей 300 тыс. руб.
С 1 января 2000 г.
До 50 тыс. руб. Свыше 50 до 150 тыс. руб. Свыше 150 тыс. руб. 12% 6 тыс. руб. + 20% с суммы, превышающей 50 тыс. руб. 26 тыс. руб. + 30% с суммы, превышающей 150 тыс. руб.

устанавливать нормативы распределения этого налога между региональным (областным, краевым, республиканским) и местными бюджетами.

Принятие второй части Налогового кодекса РФ и введение ее в действие с 01.01.01 ознаменовало новый этап в развитии подоходного налогообложения в России. Если до 2000 г. включительно в России действовала прогрессивная шкала обложения подоходным налогом, то с 2001 г. осуществляется переход на пропорциональное обложение доходов населения.

Вторым существенным изменением, внесенным Налоговым кодексом РФ в порядок подоходного обложения, является дифференциация налоговых ставок по типам полученных доходов, а не по объему полученных доходов, действовавшая ранее.

В новой редакции этот налог называется налогом на доходы физических лиц, а не подоходным налогом с физических лиц.

Для удобства представления и описания всей модели подоходного налогообложения можно с определенной долей условности выделить два относительно независимых блока налогообложения доходов физических лиц:

первый включает все элементы, связанные с налогообложением 1 доходов по основной налоговой ставке 13%;

второй — элементы, которые связаны с налогообложением доходов по иным ставкам (30 и 35%).

Разница между этими двумя блоками заключается не только в той налоговой ставке, которая применяется к тем или иным доходам, но и в возможности использовать предоставленные законом вычеты. Такая возможность существует только в рамках первого блока, при исчислении налога с доходов, которые облагаются по ставке 13%. При исчислении налога с доходов, которые облагаются по иным налоговым ставкам, вычеты не применяются.

Начнем с рассмотрения первого блока вопросов. Здесь для удобства изложения могут быть выделены следующие этапы в процессе определения суммы налога на доходы физических лиц, подлежащей уплате в бюджет.

Этап первый: определение статуса налогоплательщика, является ли он резидентом или нерезидентом.

Этап второй: определение видов доходов физического лица, включаемых в его годовой облагаемый доход. На этом этапе необходимо рассмотреть все виды доходов, которые были получены в течение налогового периода, и выделить из них те, которые должны быть включены в годовой облагаемый доход.

Этап третий: из суммы полученных доходов, которые подлежат включению в годовой облагаемый доход, делаются установленные законодательством вычеты (стандартные, социальные, имущественные и профессиональные).

Этап четвертый: к полученному результату — годовому облагаемому доходу применяется действующая основная ставка налогообложения.

Рассмотрим некоторые основные положения налога на доходы физических лиц в соответствии с выделенными нами этапами согласно гл. 23 Налогового кодекса РФ.


studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

1. Подоходный налог с физических лиц по сумме поступлений в бюджет занимает третье место после налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость и является основным налогом с населения. Главным документом, регулирующим взимание подоходного налога, является Закон РФ от 7 декабри 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (с последующими изменениями). Методические разъяснения норм Закона содержатся в Инструкции Госналогслужбы РФ от 29 июня 1995 г. № 35 «По применению Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц»*. Плательщиками подоходного налога являются: 1) Физические лица, имеющие постоянное местожительство в России (резиденты). К резидентам относятся лица, проживающие в России в общей сложности не менее 183 дней в календарном году.

2) Физические лица, не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации (нерезиденты), в случае получения дохода на территории России.

К физическим лицам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

3) Иностранные личные компании, доходы которых рассматриваются как доходы их владельцев. Владельцем личной компании считается физическое лицо, в собственности которого находится любая хозяйственная единица, доходы которой в стране регистрации личной компании не подлежат обложению налогом на прибыль корпораций или иным аналогичным налогом.

Возраст физического лица не влияет на признание его плательщиком подоходного налога.

2. Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году:

от источников в Российской Федерации и за ее пределами;

- у нерезидентов - от источников в Российской Федерации.

Устанавливая в качестве объекта налогообложения совокупный годовой доход, законодатель не поясняет понятие. По этому поводу существуют два мнения. Согласно первому - все блага, полученные физическим лицом, являются его доходом, согласно второму - только часть благ является доходом, а остальная часть к доходу не относится.

В толковом словаре В. И. Даля читаем следующее толкование дохода: «Доход - действие или состояние доходящего, и самый предмет, что доходит до рук, приходит в руки, приход, денежная выручка, сбор, оброк; выгоды, получаемые с имущества, вотчины, завода; жалованье, вообще содержанье. Валовой доход, итог прихода, без зачета расхода и издержек на заведе-нье; чистый доход, барыш, прибыль, настоящий, истинный доход, остающийся за вычетом из валового расхода».

Как видим, слово «доход» может употребляться в различных значениях, конкретное его значение будет зависеть от того, каким смыслом наполнит его законодатель.

Отсутствие законодательного определения дохода в настоящее время приводит к возникновению спорных ситуаций при уплате подоходного налога. Поэтому на основе анализа действующего законодательства и правоприменительной практики необходимо выработать определенные критерии, которые позволят судить о возникновении объекта налогообложения, а следовательно, и правильно определять налогооблагаемую базу для уплаты подоходного налога.

1) Содержание п. 1 и 6 ст. 3 Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» свидетельствует о признании законодателем того факта, что получение дохода, как правило, связано с различного рода издержками физического лица. Указанный закон не содержит полного перечня таких издержек, да его и невозможно предусмотреть. Так, например, в законе не указано) что при реализации имущества по цене его приобретения доход не возникает. Однако данный вывод был сделан в ходе арбитражной практики (см. письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 мая 1994 г. № С 1-7/ОП-373 «Обзор практики разрешения споров, возникающих в сфере налоговых отношений и затрагивающих общие вопросы применения налогового законодательства»).

Отсутствие дохода в указанном случае, а также в других не предусмотренных налоговым законодательством случаях объясняется наличием издержек физического лица (убытков, расходов на приобретение проданной впоследствии вещи и т. п.), с которыми связано получение определенных денежных сумм. Подобные затраты существуют объективно, независимо от признания их в налоговом законодательстве. Следовательно, при установлении факта возникновения дохода физического лица необходимо учитывать любые понесенные им издержки, связанные с получением данного дохода.

Разумеется, издержки могут быть учтены только в том случае, если они подтверждены документально. Лишь в некоторых ситуациях, например в случае, предусмотренном в подп. «т» п. 1 ст. 3 Закона о подоходном налоге, законодатель гарантирует учет издержек и при отсутствии подтверждающих документов, предполагая, что они за год составляют 1000 (5000) минимальных размеров оплаты труда.

Таким образом, получаемые блага могут считаться доходом только в случае улучшения материального положения лица (увеличения в целом его материальных благ), т. е. при наличии у него состояния дохода (доходности). Последнее имеет место в случае превышения доходов над расходами (затратами и издержками), связанными с получением этого дохода.

Компенсационные выплаты и возмещение морального ущерба не образуют дохода физического лица, так как носят восстановительный характер.

2) Налоговой юрисдикции подведомственны только те блага, которые могут быть материально оценены, т. е. материальные блага (в отличие от благ духовных).

3) Доходы определяются по отношению к конкретному физическому лицу, т. е. при налогообложении учитываются доходы, полученные физическим лицом лично (личные доходы).

4) Важным критерием понятия «доход» является также получение его на законных основаниях. Такой вывод следует из содержания ст. 1102 ГК РФ, предусматривающей обязанность лица возвратить имущество, приобретенное без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований (за исключением случаев, предусмотренных в ст. 1109 ГК РФ). Поэтому имущество, приобретенное в результате преступной деятельности или по иным незаконным основаниям, не относится к доходам физических лиц, как приобретенное вследствие неосновательного обогащения.

5) Критерием дохода является поступление денежных средств или иного имущества в собственность физического лица. Следовательно, если физическое лицо получило какое-либо имущество пo договору аренды, безвозмездного пользования и т. д. без перехода к нему права собственности, то дохода у него не возникает.

6) При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной салюте), так и в натуральной форме. С 21 января 1997 года законодательство России предусматривает также получение дохода в виде материальной выгоды (в словах, прямо установленных Законом о подоходном налоге). Суть выгоды состоит в получении блага в большем размере, чем полагается обычно, или в экономии, т. е. сохранении благ против обычного.

Неразрешенным остается вопрос о том, возникает ли доход у физического лица в случае безвозмездного оказания ему услуг (например, предприятие за свой счет покупает для работника туристическую путевку). Учитывая, что обложение выгод возможно только в случаях, прямо предусмотренных в Законе о подоходном налоге (подп. «н», «ф» и «я13» п. 1 ст. 3), а также то, что под «натуральной формой дохода», скорее всего, следует понимать получение имущества (лат. natura - вещь), можно сделать вывод, что российским законодательством не предусмотрено налогообложение благ, получаемых в виде услуги.

В то же время в условиях законодательной неопределенности не исключено и понимание натуральной формы как неденежной, т. е. любой иной. В п. 6 Инструкции Госналогслужбы РФ от 29 июня 1995 г. № 35 «По применению Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» предусмотрено включение в состав совокупного дохода стоимости материальных и социальных благ, предоставляемых работодателями, а также стоимости услуг, оплаченных предприятиями за физических лиц. При согласии с таким подходом необходимо учитывать, что доход физического лица возникает с момента пользования услугой, так как только в этом случае он может считаться «полученным».

7) В разъяснениях государственных органов прослеживается еще один критерий отнесения каких-либо поступлений к доходу. Например, если нормативными актами предусмотрено бесплатное образование (за счет государства пли муниципалитетов), то получение таких благ не включается в налогооблагаемый доход физического лица (см. письмо Госналогслужбы РФ от 17 мая 1996 г. № 08-1-07/584). Это же относится к передаче государством квартир в частную собственность граждан, получению государственных пенсий, стипендий, субсидий и т. д. Многие из подобных случаев отражены в п. 1 ст. 3 Закона о подоходном налоге. Такое положение вещей вполне оправдано с экономической точки зрения, так как в противном случае происходило бы повторное перераспределение национального валового дохода, что с точки зрения экономики не имеет особого смысла: государству проще удержать часть валового дохода из выплачиваемых им же сумм, чем требовать затем уплаты налога, поскольку, в конечном счете, результат будет тем же самым. Таким образом, любые предусмотренные законодательством блага, полученные за счет государства или муниципалитетов, к доходу физического лица не относятся.

Доход, с учетом вышеизложенного, можно определить как материальные блага, получаемые физическими лицами от других лиц (за исключением государства и муниципалитетов), в результате осуществления своей трудовой, предпринимательской деятельности, а также подученные по иным основаниям и улучшающие материальное положение лица в целом.

Сумма всех доходов, полученных физическим лицом за календарный год, за вычетом изъятий, предусмотренных в п. 1 ст. 3 Закона о подоходном налоге, составляет валовой (совокупный) доход.

Совокупный годовой (чистый) доход (объект налогообложения) - это разница между валовым доходом, полученным в течение календарного года, и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением этого дохода.

При определении объекта следует иметь в виду, что доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода. Невыполнение этого требования влечет занижение дохода физического лица.

3. Размер облагаемого совокупного дохода (налогооблагаемая база) определяется в порядке и на условиях, установленных в ст. 2 Закона о подоходном налоге. Совокупный облагаемый доход определяется как разница между совокупным годовым доходом, полученным в течение календарного года, и льготами (в виде вычетов), предусмотренными в п. 2-б ст. 3 Закона о подоходном налоге. При применении к совокупному облагаемому доходу ставки налога получается окладная сумма налога. Сумма подоходного налога, подлежащая уплате в бюджет (собственно налоговое обязательство), определяется за вычетом уплаченных авансовых платежей, а также сумм предоставленного налогового кредита.

Все изложенное в п. 2 и 3 настоящего параграфа кратко можно представить следующим образом:

доход - изъятия = валовой доход валовой доход - расходы = совокупный (чистый) доход совокупный доход - льготы = совокупный облагаемый доход совокупный облагаемый доход х ставка налога

= окладная сумма окладная сумма - суммы авансов и кредитов = сумма налога.

4. Подоходный налог с облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году, взимается в 1997 году в следующих размерах:


ТАСС-ДОСЬЕ. 23 июня 2020 года президент РФ Владимир Путин в своем обращении к россиянам предложил ввести с 1 января 2021 года повышенную ставку налога на доходы физлиц (НДФЛ) для граждан с доходами более 5 млн рублей в год - 15% вместо стандартной 13%. При этом дополнительно будет облагаться только часть дохода, превышающая 5 млн рублей.

ТАСС подготовил материал об истории НДФЛ в современной России.

История

После распада СССР в России действовала прогрессивная шкала налога на доходы физических лиц: чем больше доход получал россиянин в год, тем больше он платил.

В соответствии с законом РСФСР от 7 декабря 1991 года, подписанным президентом Борисом Ельциным, устанавливалась минимальная ставка НДФЛ на доходы до 42 тыс. рублей. При официальном курсе доллара в 57 копеек это соответствовало месячной зарплате, приблизительно, в $6 тыс. При превышении этой суммы налог возрастал: так, с годовых доходов от 42 тыс. до 84 тыс. рублей необходимо было заплатить 5 тыс. 40 рублей и 15% от суммы, превышающей 42 тыс. Максимальная ставка была установлена для доходов более 420 тыс. рублей - 144 тыс. 540 рублей и 60% от суммы, превышающей 420 тыс. рублей.

Уже 16 июля 1992 года в закон были внесены поправки - ставка в 12% была установлена для годовых доходов размером менее 200 тыс. рублей. К тому времени в России уже был введен свободный курс рубля, и эта сумма соответствовала месячной зарплате в $127.

В 1992 году в закон были внесены поправки, уменьшающие или освобождающие от НДФЛ некоторые виды доходов, в том числе "северные надбавки".

В 1993 году лимит для минимальной ставки в 12% был повышен до 1 млн рублей, в 1994 году - до 10 млн рублей, в 1996 году - до 12 млн рублей. С 1998 года 12% налога взимались с годового дохода размером до 20 тыс. деноминированных рублей. В 1999 году минимально облагаемый уровень был поднят сначала до 30 тыс., а затем до 50 тыс. рублей.

К концу 2000 года закон предусматривал три варианта НДФЛ. Получавшие в год до 50 тыс. рублей (в 4,2 тыс. рублей, $150 в месяц) уплачивали 13%. Годовые зарплаты от 50 тыс. до 150 тыс. рублей облагались налогом в 6 тыс. рублей и дополнительно 20% с суммы, превышающей 50 тыс. рублей. Максимальный налог платили те, кто получал доход более 150 тыс. рублей в год (42 тыс. рублей, $1,5 тыс. в месяц) - с них взимали 26 тыс. рублей и 30% с суммы, превышающей 150 тыс. рублей. Средняя месячная заработная плата в то время составляла 3,2 тыс. рублей.

С 1 января 2001 года в России вступила вторая часть Налогового кодекса РФ, которая установила плоскую шкалу НДФЛ - 13%, которая действует до сих пор. При этом существуют увеличенные или, наоборот, уменьшенные ставки для доходов, полученных от специфических видов деятельности (с крупных денежных призов, дивидендов и так далее). Освобождаются от налогообложения государственные пособия, пенсии, некоторые спортивные призы и так далее.

Дискуссии о возвращении прогрессивной шкалы

Плоская шкала НДФЛ вводилась в начале 2000-х годов для повышения собираемости налогов. Предполагалось, что она поспособствует исчезновению "черных" зарплат, и люди даже с большими доходами будут декларировать их целиком. Вопрос о возврате прогрессивной шкалы начал звучать в начале 2010-х годов: соответствующие законопроекты неоднократно вносили в Госдуму депутаты от КПРФ и "Справедливой России", но все они не получили одобрения правительства или были отклонены.

14 июня 2013 года президент РФ Владимир Путин на гражданском саммите "Группы двадцати" в Ново-Огарево заявил, что плоская шкала НДФЛ не введена "на века", хотя и позволила увеличить доходы бюджета.

Также в июне 2013 года первый вице-премьер Игорь Шувалов сказал, что считает целесообразным отмену плоской шкалы НДФЛ, но не ранее 2018 года.

30 ноября 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью телеканалам заявлял, что никаких решений об изменений ставки НДФЛ нет, и плоская шкала этого налога "оказалась очень удачной".

В начале 2018 года в Госдуме начали обсуждать возможность введения прогрессивной шкалы НДФЛ с небольшим повышением для больших зарплат - до 15%. В частности, такой вариант в марте 2018 года озвучил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

7 июня 2018 года в ходе прямой линии президент РФ Владимир Путин заявил, что переход к прогрессивной шкале налогообложения нецелесообразен: "фискальный результат почти нулевой, а шума много, и ухудшение в целом инвестиционного климата очевидно".

20 февраля 2020 года министр финансов РФ Антон Силуанов в интервью РБК заявлял, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ возможно будет после 2024 года.

Какие налоги входили и входят в налоговые вычеты с зарплаты? НДФЛ (13%), налог на бездетность, 1% отчисления в профсоюз. Комсомольцы платили еще 1,5% в комсомол (взносы) и партийные 3%. Таким образом, налоги с коммуниста составляли 17%, с комсомольца 15,5%, с беспартийного 14%. И это с женатых мужчин и с женщин, имеющих детей, без учета налога на «бездетность», а это еще 6%.

Налог на бездетность был введен после Великой Отечественной, и составлял 6%. 13% подоходный, 1% в профсоюз, итого 20% от зарплаты убавь. Но налог на бездетность распространялся на мужчин с 20 до 50 лет, но не на не имеющих детей, а неженатых. Если после возвращения из армии, то полгода. Типа за полгода можно жениться. Я вернулся в начале июня и 6% с меня стали брать с декабря. Когда женился, отнес в бухгалтерию свидетельство о браке и налог не брали, хотя с первой женой детей не было.. Как только развелся, стали брать через полгода (видно сведения из загса поступали в бухгалтерии организаций). У меня при зарплате 380 р. «налог на яйца» составлял 22,8 р. Важно уточнить, что в отношении мужчин это был не налог на бездетность, а скорей налог на неженатость, на внебрачность. Брали этот налог до достижения 50 лет. Это для мужчин! Отменили его с 1 января 1992 года, с развалом СССР. По крайней мере, так было на территории РСФСР.

Для женщин налог был именно на «бездетность». Как только женщина выходила замуж с нее брали эти 6% или давали год на рождение ребенка, точно этот момент не помню, пишу по памяти, не обращаясь к Интрнету. Возможно ошибаюсь. Женщины платили его за отсу4тствие детей, а мужчины, именно, за неженатость.

Когда не брали этот налог, то вместо 20% высчитывали 14%, 13% подоходный, 1% - профсоюз. Комсомол 1%, и 3% партийных –дело личное, ведь в партию и комсомол никто не гнал силком, а членами профсоюза были все учащиеся и работающие, автоматом.

Сейчас комсомола, профсоюза, партии нет, налога на бездетность тоже, поэтому с нас высчитываот только 13% налога на доходы физических лиц, а в СССР от 14% до 23%.

Это прямые налоги с зарплаты. Работодатель платит социальных отчислений 30% с каждого работника. Это ведь, по сути, ваша зарплата. Если у вас 40 т.р., то чистыми получаете 34,8 т.р. Но, если учесть 30% в пенсионный фонд, в ФОМС, ТФОМС, то прибавьте еще 12 т.р. Таким образом, реальная ваша зарплата 52 т.р., а вы получаете 34,8 т.р., получается, что с вас изымают 33% вашего заработка. Это характерно и для стран ЕС, только с маленького заработка 20-22%, а в среднем с зарплаты 30-35%. Только вот эти 30% часто человек платит сам. Получил 52 т.р., отдай сам 17,2 или укажут, что высчитали не 5,2 т.р., а 17,2 т.р.

Сколько брали в СССР с человека на социальные нужды, то есть долю от заработка, которая в СССР шла на всеобщую уравниловку. Кто-то озвучивает цифру 80%,кто-то 85%. Вполне возможно, что 80%. То есть, если ваша заработная плата 150 р., вы неженатый мужчина, с вас дерут 13% НДФЛ, 1% профсоюз, 6% за неженатость. Итого, высчитывают 30 р, вы получаете 120 р. чистыми. Моя зарплата грязными составляла 380 р., а я холостяком получал 304 р. Но если верить цифре 80% социальных, то не 150, а 270 р. была ваша реальная зарплата, а получали вы 120 р. Моя реальная была 680 р. примерно. А получал 300 р.

Подведем итог на примере цифры в 150. Уже посчитанной. Зарплата неженатого холостяка в СССР (инженера) чистыми составляла 120 р, а реальная 270 р. То есть, изымалось 56%. Возьмем как сейчас, при зарплате 270 р. с социальными отчислениями, ваша грязная зарплата составила бы 207 р. Убираем 13% НДФЛ. Получаем ……180 р. Разница при одинаковой зарплате в 60 р. или в 1.5 раза больше, чем в СССР. Получается, сейчас изымают 33%, а тогда 56%.

Куда шли излишние вычеты? На функционирование комсомола, партии, профсоюза. Был ли в этом смысл? Ну, комсомол организовывал молодежь: вечера, дискотеки, поездки, спортмероприятия, фестивали молодёжи. Но платили больше, чем возвратка, а вот профсоюз. У нас оплата 25% комплексного обеда, вместо 60 коп, он стоил, благодаря профсоюзным дотациям 45 коп. Профсоюз оплачивал на 50% путевки на отдых, 70% в санатории, 90% в пионерские лагеря. Надо было уметь пользоваться. Так я брал в декабре путевку на 14 дней в Домбай на горные лыжи за 190 р. В январе бежал в профком, писал заявление, и мне оплачивали (возвращали) 95 р. Все заводские профилактории функционировали за счет профсоюзов. Там завтракаешь, везут на работу, потом на обед, потом в профилакторий, ужин, ну потом…ясно дело, танцы-обжиманцы. Я работал на вредности и нашли экстрасистолы в 27 лет. Два раза был в профилактории по 20 дней абсолютно бесплатно, ездил один раз в санаторий в Пятигорск на 24 дня абсолютно бесплатно. Профсоюз спонсировал и заводские клубы водного, горного, велотуризма.

День от налога на бездетность, вроде шли на детдома, пособия матерям-одиночкам. Детдома были неплохие, выпускникам реально за год после выпуска давали однушки. Ну, и матерей-одиночек, многодетных государство заботой не оставляло.

Вообще, многое бесплатное было за счет высоких налогов. 56% вместо 33% сейчас-это принцип социализма, общноти, коллективизма. Получил 44%, остальное в «общак», сейчас получил 67%, остальное в «общак». Где в Европе и странах ЕС самые высокие налоги? В странах с социальным гос-вом. Самые высокие были в Швеции, довольно высокие на уровне 30-40% в Италии и Франции. Но СССР в этом аспекте ближе к Швеции, ведь там, вроде, точно не проверял, изымалось больше 40%, с учетом прогрессивной шкалы от 35% до 55% от заработной платы.








Сегодня ставка НДФЛ в России составляет 13%, если налогоплательщик является резидентом РФ, то есть находится в стране более 183 календарных дней на законных основаниях. В противном случае налогоплательщик получает статус нерезидента и из его дохода взимается подоходный налог в размере 30%. Кроме налоговых резидентов ставка НДФЛ в размере 13% предусмотрена также для граждан ЕАЭС (Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Армения), которые работают в России. В последнее время в СМИ все чаще появляются сообщения, что в правительстве якобы идут разговоры о повышении подоходного налога с физических лиц до 15%. Некоторые СМИ со ссылкой на источники в правительственных кругах сообщают, что в России могут вернуться к идее прогрессивного налога, применявшегося в советские времена.


АиФ.ru рассказывает, как за годы существования СССР менялась ставка подоходного налога с граждан.

1920-е гг.

Подоходный налог с физических лиц взимался по прогрессивным ставкам и зависел от рода деятельности. С 1924 года он дифференцировался по четырем группам плательщиков: рабочие и служащие, работники искусств, лица, занимающиеся частной практикой, а также кустари и лица, имеющие доходы от работы не по найму. В 1926 году была введена единая система прогрессивного обложения для всех категорий налогоплательщиков и установлены три размера ставок. Рабочие уплачивали налог по ставке 2,2%, кустари — 9,1%, а нетрудовые элементы — 10,8%. При увеличении доходов ставка налога с нетрудовых доходов могла доходить до 41%. Средняя заработная плата в месяц в 1920-е годы составляла 46- 56 рублей, а стоимость килограмма хлеба — 20 копеек.


1940-е гг.

С 1943 года исчисление подоходного налога с физических лиц изменилось. Согласно указу Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» налогообложению стали подлежать рабочие, служащие, литераторы, работники искусства, владельцы строений, граждане-владельцы сельскохозяйственных участков в городских поселениях, кустари, ремесленники и другие граждане, имевшие самостоятельные источники дохода на территории СССР. Налог взимался с доходов, которые превышали 70 рублей, ставка была прогрессивной. Так, например, с месячного дохода рабочих и служащих в 71 рублей сумма налога составляла 25 коп., с 72 рублей — 59 коп., а с 80 руб. — уже 3 руб. 41 коп. Для сравнения: согласно ценам, приведенным в статистической таблице ЦСУ СССР «Государственные розничные цены нормированной торговли в 1940, 1945 гг. и коммерческой торговли в 1944-1945 гг. на отдельные продовольственные товары», килограмм говядины на конец 1945 года стоил 12 рублей за килограмм.

1960-е гг.

В 1960-е годы подоходный налог с физических лиц решили отменить. По инициативе Никиты Хрущева была предпринята попытка осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с «неминуемым построением коммунизма». В 1960 году Верховный Совет принял закон «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих», но он так и не заработал. Спустя два года Президиум Верховного Совета СССР Указом от 22 сентября 1962 года перенес сроки дальнейшего освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы до лучших времен.

Никита Хрущев (в центре) с шахтёрами.

1980-е −1990-е гг.

С 1980-х годов подоходный налог с населения, получающего доходы на государственных предприятиях, начали взимать по ставкам от 0,35% (с сумм ежемесячных доходов более 80 руб.) до 13% — с доходов, превышающих 100 руб. А для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и частным бизнесом, ставка составляла от 12% до 65% на годовой доход, превышающий 5000-7000 руб.

С 1984 года по 1991 год был установлен необлагаемый минимум по месячной заработной плате в размере 70 руб., но при этом действовала прогрессивная ставка НДФЛ. Сумма налога варьировалась от 25 коп. с месячных доходов в размере 71 руб. до 8,2 руб. при уровне заработной платы в 101 руб. и выше. Сумма дохода, превышающая 100 руб., дополнительно облагалась по ставке 13%.


С 1 июля 1990 года необлагаемый минимум составил 100 рублей, а предельная ставка на высокие доходы была зафиксирована на уровне 50%. После реформы розничных цен 2 апреля 1991 года налоговые ставки были снижены — с 13% до 12% для низких доходов и с 50% до 30 % — для высоких.

Такой расчет подоходного налога продержался до 1992 года: 7 декабря 1991 года было принято новое налоговое законодательство. С 1 января 1992 года подоходным налогом стали облагать не месячный доход граждан, как это было на протяжении нескольких десятков лет до этого, а годовой, суммарный доход. Шкала подоходного налога менялась от 12% при доходе до 200 тыс. руб. (при этом минимальный размер оплаты труда налогом не облагался) до налога в размере 124 тыс. руб. с заработков, превышающих 600 тыс. руб. Сумма дохода сверх 600 тыс. руб. также дополнительно облагалась налогом по ставке 40%. Но, по сути, нововведение вступило в силу уже в постсоветскую эпоху: 26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования Советского Союза.

Читайте также: