Государство не использует денежные и налоговые рычаги для стабилизации экономики

Опубликовано: 17.05.2024

Цели и инструменты фискальной политики. Фискальная (или бюджетно-налоговая) политика, как и монетарная политика, – это разновидность антициклической (стабилизационной) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, т. е. стабилизацию экономики в краткосрочном периоде. Целью фискальной политики являются стабильный экономический рост, полная занятость (отсутствие циклической безработицы) и стабильный уровень цен (отсутствие инфляции).

Фискальную политику проводит правительство. Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (на величину совокупных расходов), так и на совокупное предложение (величину издержек фирм). Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: государственные закупки, налоги и трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляют собой расходы государственного бюджета, а налоги – основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой. Изменение величины государственных закупок товаров и услуг оказывает влияние только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов – и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение трансфертов, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос. Использование инструментов фискальной политики для регулирования совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов. Влияние этих инструментов на совокупный спрос разное. Вспомним формулу совокупного спроса:

AD = C + I + G + Xn.

Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I). Опыт исследования влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос принадлежит Дж. М. Кейнсу и его последователям, которые пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной политикой для стабилизации экономики, и прежде всего для преодоления рецессий в экономике. Их предположение основывалось на идее о том, что все инструменты фискальной политики воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора.

Рассмотрим, как влияют на экономику государственные закупки. Предположим, что государство дополнительно закупило товаров или услуг на 100 долл. (повысило заработную плату чиновнику или учителю либо купило дополнительное оборудование для своего предприятия или начало строить автостраду и т. п.), т. е. ?G = 100 долл. Продавец товара или услуги получил дополнительный доход на эту сумму. Это означает, что его располагаемый доход увеличился. Поскольку располагаемый доход делится на потребление (С) и сбережения (S), то рационально действующий экономический агент потратит на потребление не весь свой дополнительный доход, часть прироста дохода он использует на увеличение сбережений. Эту идею Кейнс назвал основным психологическим законом и сформулировал следующим образом: «Основной психологический закон. состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход». Отношение прироста потребления к приросту дохода Кейнс назвал предельной склонностью к потреблению (mрс), а отношение прироста сбережений к приросту дохода – предельной склонностью к сбережению (mps). (Математический смысл предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению состоит в том, что это частные производные.) Сумма mрс и mps равна единице:

mрс + mps = 1.

Обе величины для каждой страны достаточно стабильны (неизменны), поскольку обусловлены ее национальными, историческими и культурными особенностями.

Величина 1 / (1 – mрс) называется мультипликатором автономных расходов (в данном случае государственных закупок – multG, но это верно также и по отношению к автономным потребительским и автономным инвестиционным расходам):

multG = 1 / (1 – mрс).

Мультипликатор автономных расходов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при росте (уменьшении) автономных расходов на единицу. Мультипликатор действует в обе стороны: при росте автономных расходов (в нашем случае государственных закупок товаров и услуг) совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных расходов он мультипликативно сокращается.

Налоги также действуют на совокупный спрос с эффектом мультипликатора. Однако их мультипликативный эффект меньше, чем у государственных закупок. Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса), а изменение налогов – косвенно, через изменение потребительских расходов.

Следует обратить внимание на два момента:

> во-первых, мультипликатор налогов – всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на совокупный доход обратное. Рост налогов приводит к снижению совокупного дохода, а их сокращение – к росту совокупного дохода;

> во-вторых, по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов. Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода, причем это изменение равно величине изменения государственных закупок и налогов. Например, если при mрс = 0,8 и государственные закупки, и налоги увеличиваются на 100 долл., то рост государственных закупок увеличивает совокупный доход на 500 долл., а рост налогов сокращает совокупный доход на 400 долл. В результате совокупный доход увеличивается на 100 долл., т. е. на величину изменения государственных закупок и налогов. Это означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Мультипликативный эффект имеют и трансферты, представляющие собой как бы «антиналоги». Они так же, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, т. е. через потребительские расходы. Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение – к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода.) Если трансферты увеличиваются на 100 долл., то располагаемый доход увеличивается на ту же величину. При mрс, равной 0,8, потребление увеличится на 80 долл., а поскольку мультипликатор расходов в данном случае равен 5, то совокупный доход увеличится на 400 долл. Опять мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени по сравнению со случаем, когда увеличиваются государственные закупки, т. е. не со 100 долл., а с 80 долл., поэтому и прирост совокупного дохода составляет не 500 долл., а только 400 долл.

Величина мультипликатора трансфертов равна:

multTr = mрс / (1 – mрс), или multTr = mрс / mps.

Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению он равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.

Виды фискальной политики. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики – стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 12.1, а), она направлена на увеличение деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Инструментами стимулирующей фискальной политики выступают увеличение государственных закупок, снижение налогов и увеличение трансфертов.

Заметим, что снижение налогов и увеличение трансфертов ведет к росту не только совокупного спроса, но и совокупного предложения. В этом случае происходит не только рост совокупного выпуска (от Y1 до Y*), но и снижение уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 12.1, в). Поэтому данные инструменты могут использоватьс я в качестве средства борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме («перегреве» экономики), она направлена на сдерживание деловой активности в целях борьбы с инфляцией (рис. 12.1, б). Инструментами сдерживающей фискальной политики являются сокращение государственных закупок, увеличение налогов и сокращение трансфертов.


Рис. 12.1. Воздействие фискальной политики на экономику:

I. На совокупный спрос – а) стимулирующая политика; б) сдерживающая политика; II. На совокупное предложение – в) стимулирующая политика

Кроме того, в зависимости от способа воздействия инструментов рассматриваемой политики на экономику различают дискреционную и автоматическую фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны – государственном бюджете.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых остается неизменной, но само наличие которых (встроенность в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: а) подоходные налоги, включающие в себя все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций (заметим, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие оказывает прогрессивный подоходный налог); б) косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость); в) пособия по безработице; г) пособия по бедности. (В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам.)

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику. Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается, поэтому величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда фактический ВВП максимален, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.

Аналогичным образом встроенную стабильность обеспечивает налог на добавленную стоимость. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом (частью цены товара), то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (т. е. изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, из-за роста совокупных доходов объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдаются «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным.) Эти пособия являются трансфертами, т. е. инъекциями в экономику. Выплата их способствует росту доходов, а следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики, а на одну треть – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №9 «Экономические цели и функции государства»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Экономическая политика государства как совокупность предпринимаемых мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.
  • Экономические цели государства.
  • Экономические функции государства, их сущность и содержание.
  • Понятие общественных благ. Необходимость производства государством общественных благ.
  • Основные направления государственной экономической политики.

Глоссарий по теме: экономическая политика государства, экономические цели и функции государства, основные направления государственной экономической политики.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Может ли рыночная система существовать без государственного регулирования? Экономисты отвечают на этот вопрос по-разному. Одна часть специалистов считает, что государство должно как можно меньше вмешиваться в экономику и устанавливать только основные направления деятельности и поведения экономических агентов, другие считают, что государственное регулирование необходимо, поскольку система свободного предпринимательства, основанная на частной собственности, не является идеальной формой организации производства товаров или услуг. Так или иначе, рыночная система не может существовать без государства. Его экономическая активность возрастает по мере развития и совершенствования самой рыночной системы.

Государство как важнейший социально-политический институт разрабатывает стратегии и тактики экономического развития страны в наиболее оптимальном режиме. Государство – это все органы государственного управления, представляющие все ветви власти. В нашей стране это Президент, Государственная Дума и Совет Федераций, Министерства, Правительство, Конституционный суд, администрации субъектов, т.е. органы государственной власти на всех её уровнях: федеральном, региональном и местном. Именно они осуществляют экономическую политику государства.

Экономическая политика государства – процесс реализации его экономических функций, которые представляют собой совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.

К целям экономической политики относятся:

  • повышение качества жизни граждан;
  • обеспечение стабильных темпов качественного экономического роста;
  • усиление конкурентных позиций, в том числе обеспечение глобальной конкурентоспособности государства;
  • развитие человеческого капитала;
  • улучшение экологической ситуации в стране.

В условиях рынка государство реализует пять основных функций.

Функция законодательного регулирования. Законодательные органы государственной власти принимают законы, основная задача которых – регулировать отдельные сферы экономики. Для успешного функционирования экономической системы необходимо правовое регулирование коммерческой деятельности, корректная антимонопольная законодательная база, судебная защита имущественных интересов граждан и коммерческих фирм, контроль за рациональным использованием природных ресурсов и охрана окружающей среды.

Функция предоставления общественных благ. То есть таких товаров и услуг, которые не могут быть даны отдельным лицам без предоставления их другим. Такие блага доступны для всех людей, и за пользование ими не взимается плата. На таких условиях и в таком объеме производством подобных услуг, кроме государства, практически никто не занимается. Мы говорим о содержании вооруженных сил, органов управления, части услуг здравоохранения, образования, культуры, государственных СМИ и еще целого ряда общественных благ.

Общественные блага это товары и услуги, предоставляемые государством на равных началах и отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально.

Функция социальной политики. Её выполнение позволяет обеспечивать нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, национальности, здоровья. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий для людей с ограниченными возможностями, детям, одиноким матерям, тем, кто не имеет работы; выделение необходимых средств на здравоохранение, культуру, просвещение, транспорт, связь и многие другие аспекты социальной защиты – все то, что позволяет людям не просто существовать, а вести активную достойную жизнь.

Функция обеспечения экономического роста. Важнейшей экономической функцией государства является поддержка и развитие отраслей народного хозяйства – космонавтики, связи, сельского хозяйства, атомной и оборонной промышленности, фундаментальной науки, энергетики и ряда других областей, в которых государство порой выступает и как собственник средств производства.

Функция стабилизации экономики. Государство должно активно контролировать хозяйственную деятельность, не допуская резкого, «бумообразного» подъема, высоких инфляций, баланс экспорта и импорта; обеспечивать высокую занятость населения.

Все названные экономические цели государства не в полной мере однозначны и могут содержать определенные противоречия.

Само понятие «справедливое распределение доходов» неоднозначно. Например, предприниматели считают, что 13% налога на их личные доходы – это справедливое решение. Другие граждане полагают, что для людей с высокими доходами больше подходит прогрессивное налогообложение, при котором налоговые ставки возрастают (ступенчатым образом) по мере роста облагаемого дохода налогоплательщика.

Еще один сложный аспект данного вопроса: нужно ли платить пенсии по старости тем лицам, которые по разным причинам никогда не работали? Одна часть граждан считает, что, следуя принципу гуманизма, необходимо платить небольшую пенсию. Другая часть граждан занимает более категоричную позицию и считает, что этого делать не нужно, поскольку деньги придется брать из общего пенсионного фонда, куда делали вклад другие люди. В этом случае распределение становится несправедливым и произвольным.

Еще одно противоречие связано с тем, что сами экономические цели вступают в противоречие друг с другом или являются взаимообусловленными, связанными между собой. Например, для того чтобы решить проблему бедности и низких доходов, нужно достичь полной занятости, что будет означать ликвидацию безработицы.

Учитывая все обозначенные обстоятельства, становится очевидно, что государство либо «спасает», стабилизирует экономику, если есть в этом необходимость, либо придерживается структурного направления её развития, в рамках которого предпринимаются попытки обеспечить её сбалансированное развитие. Перспектива экономически справедливого общественного устройства, несомненно, содержит в себе огромный преобразовательный потенциал.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В средствах массовой информации появились заголовки и статьи следующего содержания:

«Правительство печатает деньги!», «Девальвация»

«Обесценивание, снижение покупательской способности денег проявилось в росте цен. Раньше Вы могли купить муку по цене 23 руб. за кг, теперь на эту сумму вы приобретете только 450 г точно такого же товара. Ваша покупательская способность стала в два раза меньше!»

Какая функция экономической политики государства должна быть реализована прежде всего?

Функция _____ экономики.

В данном типе задания необходимо вставить пропущенное название функции. Прежде всего вам необходимо актуализировать все пять функций, о которых шла речь в представленном теоретическом материале: законодательного регулирования, предоставления общественных благ, социальной политики, обеспечения экономического роста, стабилизации экономики. Далее, вам необходимо внимательно прочитать представленные лозунги и подумать, о каких процессах идет речь. «…снижении покупательской способности денег» – это прямое указание на инфляцию, а контроль за высокой инфляцией – это стабилизационная функция экономики. Значит, необходимо вписать слово «стабилизация».

2. Вашему вниманию представлены различные элементы социальной практики. Подберите функцию экономической политики государства, в рамках которой может регулироваться представленный элемент.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того, чтобы корректно выполнить данное задание, необходимо:

  • расшифровать аббревиатуру МРОТ – минимальный размер оплаты труда, а он устанавливается государством, и это функция социальной политики;
  • соотнести понятие «армия» и необходимость безопасности как возможности и доступности абсолютно для всех, а это значит, что армия – пример реализации функции предоставления общественных благ;
  • дать определение понятию «гиперинфляция» (неконтролируемый рост цен) и соотнести этот процесс с необходимостью скорректировать его, следовательно, речь идет о функции стабилизации экономики;
  • рассмотреть экологию как окружающую среду, которую необходимо охранять и контролировать её рациональное использование, а это функция законодательного регулирования;
  • определить понятие «космонавтика» как важнейшую наукоёмкую отрасль народного хозяйства, и станет очевидно, что речь идет о реализации функции экономического роста.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 138–140.
  2. Автономов В. С. Экономика. Учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2015. – 240 с. – С. 104–116.

Экономическая роль государства

1. Государство как экономический субъект

Государство - это совокупность общественных институтов, осуществляющих публичную власть.

В современной рыночной экономике государство является субъектом экономической системы вместе с домохозяйствами и фирмами, выполняет активную роль в экономике, является носителем определенных прав и обязанностей. Государство является собственником и производителем, продавцом и покупателем, заемщиком и кредитором, что превратило его в полноправного субъекта хозяйственной жизни рядом с домохозяйствами и фирмами.

Цели экономической политики государства: экономический рост, полная занятость, стабильный уровень цен, положительное сальдо торгового баланса, экономическая защищенность, экономическая свобода, экономическая эффективность, справедливое распределение доходов.

Государство, как субъект хозяйственной жизни, разрабатывает хозяйственные цели, методы их достижения на всех уровнях исполнительной власти, организует их выполнение. Под государственным регулированием экономики понимают совокупность форм, методов и инструментов, с помощью которых государство воздействует на деятельность субъектов хозяйствования (домохозяйства, фирмы) и рыночную ситуацию, чтобы обеспечить нормальные условия для его функционирования и решения социально-экономических проблем общества.

Методы воздействия государства можно разделить на две группы:

- административно-правовые (прямые): разработка нормативно-правовой базы и контроль за ее соблюдением; государственные закупки и трансфертные платежи; индикативное планирование и реализация целевых программ; государственный контроль над ценами; прямые административные меры государственных органов (запреты, разрешения, принуждение, квоты, субсидии, субвенции, дотации, лицензии и т.п.);

- экономические (косвенные): налоги (прямые и косвенные) на физических и юридических лиц, формирующих бюджетные средства; бюджетные расходы; монетарная политика и тому подобное.

2. Экономические функции государства

Одной из основных экономических функций государства является создание правовой среды, необходимого для нормального функционирования рыночной экономики.

Государство создает правовую базу экономики.

К основным услугам, которые предоставляет государство, относятся: поддержание внутреннего порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов и создание денежной системы для облегчения обмена товаров и услуг.

Новой экономической функцией государства является стабилизация экономики. Правительство помогает частному сектору достичь полной занятости и стабильного уровня цен, увеличивая или уменьшая собственные расходы, вводя налоги, осуществляя другие меры, чтобы влиять на совокупные расходы, а следовательно и на состояние экономики.

3. Государственные финансы

Финансовая система государства охватывает государственный бюджет, финансы местных органов власти, финансы государственных предприятий и специальные государственные фонды.

Государственный бюджет - это централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Правительство мобилизует денежные средства в первую очередь из-за налогов для финансирования общегосударственных расходов.

Местные финансы - это денежные ресурсы местных органов власти, которые также в основном поступают благодаря налогам. В Украине они охватывают бюджеты областей, городов, сел.

Финансы государственных предприятий обеспечивают их функционирование. Главная их задача - сохранение и развитие важных отраслей экономики, имеющих стратегическое значение для государства.

Специальные государственные фонды - это фонды социального страхования, различные целевые фонды, финансы государственных кредитных органов, которые отделены от государственного бюджета и управляются центральными или местными органами власти. Задачей фондов является финансирование определенных целевых мероприятий: например пенсионного обеспечения, социальной защиты определенных групп населения и тому подобное.

Главным источником государственных финансовых ресурсов является национальный доход. Для покрытия финансовых потребностей государство использует такой источник, как национальное богатство.

Основными рычагами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые для нее финансовые ресурсы являются налоги, займы и эмиссия денег.

По экономическому содержанию бюджет - совокупность денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных средств, предназначенного для выполнения государственных функций.

Специфические признаки бюджетных отношений:

  • перераспределительный характер;
  • всеобъемлющий характер;
  • регламентированный характер.

Регламентация осуществляется в законодательной форме и на трех уровнях: законы о построении бюджета и бюджетной системы, законы о формировании доходов и финансирования расходов (налоговое законодательство, законодательство по отдельным направлениям деятельности государства, ежегодные законы о бюджете на текущий год).

По форме проявления бюджет - это основной финансовый план государства.

По материальному содержанию бюджет - централизованный денежный фонд государства. Состав расходов бюджета определяется функциями государства и характером его деятельности (расходы на госуправление, содержание правоохранительных, финансовых и таможенных органов, судебной власти, обеспечение международных отношений, обеспечения национальной обороны, социальной защиты, содержание соцсферы, экономическую деятельность государства, фундаментальные исследования, обслуживание госдолга) .

Доходы бюджета формируются за счет внутренних (произведенный ВВП и нацбогатство) и внешних (на основе международного перераспределения доходов и финресурсов) источников. Бюджетный дефицит не должен превышать 2-3% ВНП (ВВП) или 5-7% объема бюджета при уровне бюджетной централизации 40-45%.

Три задачи формирования бюджета: определение реальных доходов, оптимизация структуры затрат, сбалансирование бюджета (за счет роста доходов, сокращения расходов и принятия бюджетного дефицита с определением источников его покрытия).

Профицит наблюдается при условии превышения доходов над расходами.

Дефицит - открытый и скрытый, вынужденная и сознательный, пассивный и активный (финансирование бюджетных инвестиций).

Государственным долгом является задолженность, которая накопилась у правительства в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.

Существует несколько источников для покрытия дефицита: эмиссия, неналоговые поступления, внешний долг, внутренний долг.

Налоги и их виды

Налоги обеспечивают около 90% доходов любого государства.

В налоговую систему страны относятся субъекты налогообложения, то есть те, кто платит налоги – физические и юридические лица (предприятия), и объекты налогообложения – прибыль предприятия, заработная плата, стоимость имущества, выручка фирмы, количество и тому подобное.

Единица налогообложения - это единица измерения объекта налогообложения (для земельного налога - гектар, для подоходного налога - денежная единица страны).

Налоговая ставка - это величина налога на единицу налогообложения.

Прямые налоги взимаются непосредственно с индивидов или фирм (личный прибыльный налог, налог на прибыль предприятий и т.д.).

Косвенные - это налоги, которые устанавливаются на товары и услуги и включаются в их цену (акцизы, налог на добавленную стоимость и т.д.).

4. Основные экономические задачи государства

1. Совершенствование механизмов частной собственности, укрепления конкурентных позиций национального капитала, формирование эффективного собственника и стратегического инвестора.

2. Углубление приватизационных процессов: приватизация должна переадресовывать собственность в руки тех, кто способен ею эффективно управлять, способен привлекать инвестиции, своевременно платить зарплату, рассчитываться с государством.

3. Обеспечение последовательной дерегуляции предпринимательской деятельности, устранение административной волокиты и бюрократизма при решении вопросов предпринимательской деятельности, осуществление политики активного стимулирования малого бизнеса.

4. Углубление свободной конкуренции, обеспечения ее ощутимого влияния на процесс ценообразования, усиление государственного регулирования субъектов естественных монополий, формирования конкурентной среды на рынках энергоносителей, при размещении государственных заказов, централизованных инвестиций.

5. Преодоление тенизации экономики, обеспечение эффективной защиты от экономической преступности, уголовного бизнеса и коррупции.

Основная задача государства заключается в создании условий для достижения максимальной доходности от функционирования предприятий в переходном к рынку среде.

К таким условиям можно отнести:

1. Снижение инвестиционного риска в экономике.

2. Наличие доверие народа к государству и его политики.

3. Обеспечение хозяйственного оборота достаточным объемом денежной массы.

4. Развитие институциональных структур, которые бы обеспечивали эффективное хозяйственное управление.


Понятие стабилизации

В связи с этим, прекращение государственного контроля над ценами и вызванный этим высокий темп роста цен в контрасте с низкой заработной платой, должен тормозить этот скачек, в связи с возникшей преградой из платежеспособного спроса.

Все стабилизационные мероприятия, в основном, направлены на снижение роста инфляции.

Суть процесса экономической стабилизации сводится к препятствию возникновению спадов экономики, а также замедление уже существующих спадов. Алгоритм подобного рода мероприятий закреплен в специальных программных документах и направлен на стабильную поддержку уровня экономического развития.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В том случае, когда финансовый компонент экономики рассматривается врозь с реальной жизнью, возникает глобальный экономический кризис, который несет катастрофические убытки, вплоть до дефолта. Страны, в которых возникает экономический кризис, для решения целого ряда сопутствующих проблем принимают антикризисные документы.

При достижении стабилизации прогнозируется экономический рост.

Стабилизационные принципы и методы

Основные принципы финансовой стабилизации в экономической сфере:

  1. Принцип единства экономической и финансовой сфер при реализации стабилизационных мероприятий;
  2. Процесс стабилизации разбит на несколько уровней, для правильного понимания сути мероприятий и их последовательности. Такие мероприятия бывают основными, вторичными и третичными;
  3. Разнообразие используемых при стабилизации методов, которые выбираются из программ и могут использоваться в перспективе.
  4. Форма проведения стабилизации зависит от общего экономического процесса. В этом случае роль государства не только в наблюдении, а и в активном участии в процессе.

Эти стабилизационные принципы позволяют привести экономику в состояние относительной стабильности на начальном этапе и сталого развития в последующем.

Значение финансовой стабилизации

Первоочередным заданием финансовой стабилизации является остановка роста инфляции при помощи специальных мероприятий, а также достижение устойчивости и свободной конвертации валюты.

Роль финансовой стабилизации тяжело переоценить. Объясняется это тем, что высокая инфляция сводит к минимуму процесс инвестирования сферы производства и перечеркивает перспективы экономического роста.

Если годовой показатель инфляции в стране достаточно высок, то производство перестает развиваться, осваивать новые технологии и заниматься строительством.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Восстановление роста экономики возможно только в том случае, когда уровень инфляции не превышает 20-30 % в год.

Течение процесса стабилизации

Суть экономических реформ в России сводится к переменам в финансовой сфере.

Что влияет на финансовую стабилизацию:

  1. Понижение уровня инфляции;
  2. Приостановка оттока капитала;
  3. Уровень банковских ставок на депозиты;
  4. Разрешение бюджетного кризиса;
  5. Сбережения.

Для финансовой стабилизации отдельного предприятия необходимо предотвратить понижение уровня финансовой устойчивости и повысить ликвидность компании.

Финансовая стабилизация касается также и валютной политики, которую реализует государство. Процесс финансовой стабилизации может бать сорван из-за різких скачков курсов валют и банковских ставок на процент депозита.

Справится с этими проблемами помогает Центральный Банк, которые контролирует и фиксирует курс валют.
Основой валютной системы выступает денежная единица системы. Валютные отношения государства регулируются законами.

Финансовая стабильность сопоставляется с такими показателями экономики:

  • Стабильный курс валют;
  • Невысокие темпы инфляции;
  • Поступальный рост экономики.

Получив высокие и стабильные показатели в этих сферах, можно говорить о положительных экономических процессах в стране. Для достижения этих показателей государство должно реализовывать свою политику в таких векторах: свести к минимуму предложенный денежный номинал, ценевая либерализация, наращивание производства, понижение скорости денежного оборота.

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов:

— понимание значения и роли государства в регулировании экономической жизни общества, социальной ответственности участников экономической деятельности;

— сформированность экономических ценностных ориентаций;

— критическое осмысление социально-экономической информации, отражающей различные подходы в освещении и интерпретации социально-экономических изменений;

— совершенствование умения сравнивать различные точки зрения на роль государства в экономике;

— способность анализировать реальные экономические ситуации и определять собственное отношение к ним, оценивать их последствия;

— развитие способностей выполнять познавательные и практические задания на исследование несложных реальных экономических связей и зависимостей;

— владение понятиями «фискальная политика», «монетарная политика»;

— знание важнейших механизмов государственного регулирования экономики;

— сформированность представления о различных экономических функциях государства и формах вмешательства в рыночные отношения;

— совершенствование умений поиска информации для характеристики проявлений государственной экономической политики.

1) расширить представления учащихся о государстве как одном из основных регуляторов экономической жизни общества;

2) охарактеризовать экономические функции государства, пути и методы государственного регулирования экономики;

3) представить различные взгляды учёных на масштабы и способы вмешательства государства в экономику;

4) раскрыть цели и методы осуществления государством фискальной и монетарной политики;

5) помочь учащимся осмыслить значение государства для эффективного функционирования рыночной системы хозяйствования.

II. Место темы в системе учебных занятий

Тема позволяет изучить роль государства как важнейшего субъекта экономических отношений. Её содержание охватывает широкий круг проблем, связанных с выполнением государством основных экономических функций. На занятии следует активно использовать межпредметные (история, география, экономика) и внутрикурсовые связи. Так, содержание уроков, отведённых на изучение темы, опирается на знания из обществоведческого курса основной школы о главных вопросах экономики, особенностях функционирования рыночной экономики, роли государства в экономике (8 класс), предыдущие темы 11 класса, раскрывающие роль экономики в жизни общества, макроэкономические вопросы (экономический рост и развитие, рыночные отношения, экономическая деятельность и её измерители). Тема создаёт основу для изучения последующих проблем главы, связанных с выполнением государством таких экономических функций, как обеспечение занятости населения, регулирование финансовой сферы, внешнеэкономическая деятельность.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: учеб, пособие. — М., 2002. — Разд. 5.

Калачева Е.Н. Материал к теме «Экономическая политика государства» в курсе обществознания: задания формата ЕГЭ // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2010. — № 4.

Липсиц И. В. Экономика: учеб, для вузов. — М., 2009. — Гл. 22, 23.

Носова С. С. Экономическая теория: краткий курс: учеб, пособие для студентов вузов. — М., 2003. — Гл. 6, 21, 22, 24.

Раздаточный материал с текстом заданий для практических занятий, с текстами документов из пособия «Дидактические материалы», карточки с тестовыми заданиями, компьютер.

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й час: изучаются первые два пункта плана, целесообразно использовать беседу по основным фрагментам содержания, составление учащимися развёрнутого плана по учебному тексту, работу с документами, выполнение практических заданий. 2-й час: изучаются третий и четвёртый пункты плана, рекомендуется использование таких видов учебной деятельности, как словарная работа, выполнение упражнений на закрепление понятий, постановка и обсуждение проблемных вопросов, анализ результатов выполнения опережающего домашнего задания (социологический опрос), организация решения практических задач. 3-й час: изучение пятого пункта плана, целесообразна работа с источниками.

Начать работу можно с обсуждения вопросов, поставленных в начале параграфа. Первый вопрос побуждает учащихся вспомнить материалы предыдущих параграфов, раскрывающие особенности функционирования рыночной экономики. Следующие два вопроса могут стать основой для дискуссии, выводы которой полезно будет использовать при знакомстве с понятиями «общественное благо» и «внешние эффекты».

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Экономические функции государства.

2. Какой инструмент регулирования экономики выбрать.

3. Денежно-кредитная (монетарная) политика.

4. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

5. Нужна ли рынку помощь государства.

1. Учащиеся начинают самостоятельное знакомство с текстом «Экономические функции государства». Глубже осмыслить содержание функций современного государства в рыночной экономике им поможет организация работы с документами: Л. И. Абалкин. «О роли государства в экономике» (Дидактические материалы, с. 121 —122); Л. М. Григорьев. «Роль государства в экономической политике» (Дидактические материалы, 8—9 кл., с. 64—66).

Уяснить проблему места и роли государства в различных экономических системах, поиска методов регулирования экономики поможет обсуждение следующих вопросов: как различаются решения экономических и социальных проблем' в условиях рыночной и командной экономических систем? Существуют ли проблемы, которые решаются наилучшим способом в одной из экономических систем, а в другой решаются неудачно? Какая позиция государства в экономике наиболее соответствует современному этапу развития страны: снижение роли в регулировании экономических процессов, уменьшение числа его функций или возрастание этой роли?

Учитель подводит итоги беседы, акцентируя внимание учащихся на следующих выводах: современное государство является необходимой частью любой хозяйственной системы; без активной регулирующей роли государства не может быть эффективной экономики; экономическая политика государства направлена на реализацию его экономических функций и задач.

2. Содержание второго пункта плана тесно связано с содержанием первого, что позволяет организовать их изучение в единстве. Логический переход к новой позиции можно осуществить в результате постановки и обсуждения следующих вопросов: 1) На что направлена экономическая политика государства? 2) В чём проявляются ограниченные возможности и негативные последствия рыночной саморегуляции экономики? 3) Может ли рыночная экономика эффективно функционировать без помощи государства?

Следующий шаг — анализ путей и методов государственного регулирования экономики. Целесообразно отметить, что исторически государство регулировало экономику с первых дней своего возникновения. Современная система государственного экономического регулирования начала складываться в 30-х гг. XX в. под влиянием мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. В ходе формирования смешанной экономики произошло существенное расширение и усложнение экономических функций государства. И для современной смешанной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования.

Необходимо обратить внимание учащихся на существующие различия между административными (прямыми) и косвенными методами регулирования экономики. Эти различия будут глубже усвоены, если учитель проиллюстрирует каждый метод конкретными примерами.

Так, к административным методам можно отнести, например, выдачу лицензий на какую-либо деятельность, контроль над ценами и качеством продукции, прямой контроль над доходами. Примером прямого экономического регулирования могут быть различные формы государственного финансирования секторов экономики, отраслей и отдельных предприятий (дотации, доплаты из специальных бюджетных фондов, льготные кредиты и налоговые льготы).

Косвенными формами регулирования экономики считаются регулирование объёма денег в обращении, определение условий предоставления централизованных кредитов, политика в области налогообложения, таможенных пошлин и др.

В итоге обсуждения важно подвести учащихся к следующим выводам:

— прямые формы регулирования способствуют выравниванию финансового положения отдельных хозяйств, но искажают реальное соотношение цен, реальную конкурентоспособность предприятий, снижают тем самым действенность рыночных регуляторов;

— косвенные экономические формы регулирования активизируют экономические стимулы и открывают простор для действия механизмов рыночного регулирования.

В завершение разговора о способах и масштабах вмешательства государства в экономику учащиеся самостоятельно знакомятся с фрагментом учебного текста, раскрывающим различные взгляды на этот вопрос учёных-экономистов. Поможет лучшему усвоению рассматриваемого вопроса и выполнение следующего задания: сравнить две позиции, два приоритета в экономической политике государства:

1) Вытеснение государства из сферы экономики, уменьшение числа его функций в условиях рынка не соответствуют глобальным мировым тенденциям. Ни одна экономическая система, даже свободная рыночная экономика, не может работать без вмешательства государства. Ведь именно оно должно нести ответственность за ликвидацию отрицательных последствий поведения участников рынка и действия рыночных законов (безработица, диктат монополий, чрезмерное неравенство в доходах и др.). Роль государства в регулировании экономических и социальных процессов должна возрастать.

2) Рыночные силы и свободное предпринимательство — основа жизнеспособности рыночной экономической системы. Рынок регулируется с помощью механизма свободного ценообразования. Этот механизм работает с большей эффективностью в экономике, чем государственное регулирование. Вмешательство государства необходимо свести к минимуму. Например, функция государства должна сводиться лишь к поддержанию правил «рыночной игры». Приоритетом экономической политики современного государства должно быть максимально полное вытеснение государства из сферы регулирования рыночных отношений, полная либерализация рынка и цен.

Какую позицию вы поддержали бы? Можно ли сочетать обе? Аргументируйте свой ответ.

Возможные варианты ответа и комментарий учителя: «Если вы поддерживаете первую позицию, ответ частично правильный; если вы поддерживаете вторую позицию, ответ частично правильный; если вы пытаетесь добиться компромисса и поддерживаете обе позиции, ответ правильный».

Можно предположить, что учащиеся выскажут следующие аргументы: нельзя преувеличивать роль одного из инструментов регулирования экономики, недооценивая роль другого. Следует вести поиск путей рационального соотношения этих двух подходов. Мировая практика развитых стран подтверждает успешное функционирование смешанной экономической системы, в которой одновременно действует невидимый рыночный механизм и государственное регулирование.

Завершить изучение разделов полезно выполнением задания 4.

3—4. Следующие два пункта плана раскрывают два основных механизма косвенного регулирования государством экономики: бюджетно-налоговую (фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) политику. Первому механизму уделяется больше внимания, так как второй подробно рассматривается на последующих уроках.

Учителю рекомендуется начать изложение материала с разъяснения ключевых понятий. Полезно дополнительно организовать словарную работу учащихся (см.: Обществознание. Школьный словарь. Статьи «Денежно-кредитная политика», «Налоговая политика»). Учитель помогает сравнить эти понятия: найти общее (например, цели этих политик — стабилизация экономики), различное (например, объекты и способы регулирования экономики).

Усвоению понятий будет способствовать выполнение упражнений.

1. Сгруппируйте перечисленные слова по признаку их связи с понятиями «фискальная политика» и «монетарная политика».

Банковский резерв, социальный налог, государственные расходы, инфляция, государственный долг, денежная масса, кредит, коммерческий банк, бюджет.

Ответ: 1) монетарная политика — банковский резерв, инфляция, денежная масса, коммерческий банк, кредит; 2) фискальная политика — социальный налог, государственный долг, бюджет, государственные расходы.

2. Познакомьтесь с понятиями, найдите главный смысловой ряд. Определите выпадающее понятие, относящееся к другому смысловому ряду.

Финансы, кредит, облигация, предложение, банковский процент, дефицит бюджета, налог на прибыль, инфляция.

Оценить степень усвоения знаний учащимися поможет организация выполнения ряда практических заданий. Так, по содержанию раздела «Денежно-кредитная (монетарная) политика» целесообразно провести практическое занятие с использованием следующей игровой ситуации.

Государство Н. переживает период экономического спада. Правительству необходимо принять меры по выходу из кризиса. Представьте себя руководителем Центрального банка страны. Какие инструменты денежно-кредитной политики и как вы использовали бы для улучшения экономической ситуации? У вас есть варианты, попробуйте выбрать правильный.

Действие 1. Учащиеся выбрали инструментом денежно- кредитной политики установление учётной ставки процента за кредит.

Вариант 1. Повысить учётную ставку процента за банковский кредит, сделав его дорогим.

Вариант 2. Понизить учётную ставку процента за кредит, сделав его дешёвым.

Возможный комментарий учителя: «Если вы выбрали вариант 1, то выбор неправильный. Более дорогой кредит понизит число заёмщиков и усилит спад производства, так как фирмы лишатся возможности получить кредит. Если вы выбрали вариант 2, то выбор правильный. Дешёвые кредиты позволяют увеличить число заёмщиков, стимулируя их экономическую активность и способствуя подъёму производства».

Действие 2. Учащиеся выбрали инструментом денежно- кредитной политики установление нормы обязательных резервов коммерческих банков в Центральном банке.

Вариант 1. Уменьшить норму резервирования.

Вариант 2. Увеличить норму обязательного резерва.

Возможный комментарий учителя: «Если вы выбрали вариант 1, то этот выбор правильный, так как объёмы кредитования фирм увеличатся, а их активная экономическая деятельность будет способствовать подъёму производства. Если вы выбрали вариант 2, то выбор неправильный. У банков уменьшится количество денег для кредитования фирм, кредиты станут дорогими и малодоступными для производителей. Эта ситуация будет способствовать продолжению спада производства».

По содержанию раздела «Бюджетно-налоговая (фискальная) политика» возможно занятие, включающее обсуждение результатов выполнения опережающего домашнего задания: «Проведите социологическое микроисследование (опрос): как вы считаете, какие статьи государственного бюджета должны быть приоритетными в нашем государстве в сложившихся социально-экономических условиях?» Возможно также выполнение заданий 2 и 3 к параграфу.

Изучение учащимися действия механизма налоговой политики полезно сопроводить информацией о том, что человечество долго шло к идее и механизму налогообложения, искало способы взимания налогов. Например, в Римской империи взималось более 200 различных налогов: налог на владение рабами, сбор на воздвижение статуй, квартирный налог, сбор со скота и т. д. Американский учёный-экономист Г. Джордж в XIX в. для процветания нации обосновал идею отмены всех налогов, кроме налога на землю.

«Искусство налогообложения заключается в том, чтобы ощипать гуся так, чтобы получить максимальное количество перьев при минимально возможном его шипении», — делился опытом министр финансов Франции Ж. Кольбер (1663). Каждая страна с учётом особенностей экономического развития, обычаев граждан овладевает этим искусством и ведёт свой поиск идеальной системы налогообложения.

5. Данный пункт плана целесообразно изучить с опорой на организацию работы с документами: А. Н. Пороховский. «Российская рыночная модель: путь реализации» (в конце параграфа), Б. Э. Мильнер. «Государство и рынок» (Дидактические материалы, 8—9 кл., с. 66).

Целесообразно обсуждение рубрики «Практические выводы». Опираясь на материалы параграфа, учащиеся могут самостоятельно прийти к выводам 1 и 2, если ответят на вопросы: зачем необходимо анализировать причины и последствия экономической политики правительства, текущие факты экономической действительности? Какие практические выводы следуют из этих знаний?

Вывод 3 старшеклассники должны сделать из того факта, что человек может правильно осуществить выбор формы влияния на экономическую политику и методы её осуществления только на основе сформированной собственной позиции по волнующим его экономическим вопросам.

Полученные учащимися знания о выполнении государством социально-экономических функций в обществе позволят сделать последний вывод о прямой зависимости между добросовестным выполнением гражданами своих обязанностей как налогоплательщиков и возможностью пользоваться предоставляемыми государством общественными благами.

Следует выполнить несколько заданий в формате ЕГЭ.

1. Найдите в списке примеры государственной поддержки рыночной системы хозяйствования.

1) юридическая защита прав собственности

2) обеспечение равенства доходов производителей

3) установление фиксированных цен на ценные бумаги

4) финансирование органов государственного управления

5) регулирование доходов населения от собственности

2. Верны ли следующие суждения?

А. Усиление монополизации экономики приводит к неэффективному распределению ресурсов и благ.

Б. Государство в условиях рыночной экономики заинтересовано в развитии и поддержке конкурентного рынка.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Учебник, § 8. Задание 5.

Хорошо подготовленным учащимся: реферат по теме «Основные ориентиры социально-экономического развития России» (по материалам сайта www.ekonomy.gov.ru — экономическая ситуация в России, аналитические материалы и обзоры) или по материалам документа «Повестка дня для России на XXI век». Проекты (индивидуально или в группах): «Россия на распутье: частный бизнес или доминирующий госсектор», «Инвестиционный климат современной России: проблемы и пути их решения», «Государство и бизнес в условиях экономического кризиса: поиск путей эффективного взаимодействия и партнёрства».

Наиболее подготовленным учащимся: самостоятельное исследование «Понимание термина «свободная рыночная экономика» философами, экономистами, политологами»; разработать вопросы для дискуссии или круглого стола.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Читайте также: