Государственные пошлины это доход или расход

Опубликовано: 16.05.2024

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, государственная пошлина — это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации, а именно:

при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям;

при обращении в арбитражные суды;

при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

за нотариальные действия;

за действия, связанные с регистрацией актов гражданского состояния;

за действия, связанные с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;

за действия по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;

за действия уполномоченных государственных учреждений при осуществлении федерального пробирного надзора;

за действия уполномоченного органа исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов;

за действия уполномоченного органа исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации медицинских изделий;

за государственную регистрацию юридических лиц, политических партий, средств массовой информации, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств и прочее.

В числе прочего, Налоговым кодексом РФ предусмотрены государственные пошлины за:

право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц;

право вывоза культурных ценностей, предметов коллекционирования по

палеонтологии и минералогии;

выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;

выдачу разрешений на вывоз с территории Российской Федерации, а также на ввоз на территорию Российской Федерации видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.

Как учесть госпошлину в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете госпошлина отражается такими проводками:

Проводка

Операция

Госпошлина включена в первоначальную стоимость ОС (недвижимости, автомобиля)

Д 20 (26, 44) - К 68

Учтена госпошлина по операциям, связанным с обычной деятельностью организации (например, при регистрации договора аренды)

Учтена госпошлина, уплачиваемая при обращении в суд, возмещаемая по решению суда, по иным операциям, не связанным с обычной деятельностью организации (например, при продаже доли в уставном капитале)

Как учесть расходы на госпошлину для целей налога на прибыль и при УСН

Налоговый учет госпошлины зависит от ее вида.

Госпошлина за регистрацию прав на недвижимость и за регистрацию автомобилей как при ОСН, так и при УСН учитывается в зависимости от того, когда она уплачена:

если до ввода объекта в эксплуатацию - включается в первоначальную стоимость ОС;

если после ввода объекта в эксплуатацию - учитывается в расходах единовременно.

Госпошлина, уплаченная организацией при подаче в суд (арбитражный или общей юрисдикции) заявления, искового заявления, жалобы (апелляционной, кассационной или надзорной), и при ОСН, и при УСН учитывается в расходах.

Госпошлина, которую по решению суда должен возместить ответчик, учитывается:

1) у ответчика в расходах:

при ОСН - на дату вступления в законную силу решения суда;

  • при УСН - на дату уплаты;
  • 2) у истца в доходах:

    при ОСН - на дату вступления в законную силу решения суда;

  • при УСН - на дату поступления денег.
  • В других случаях как при ОСН, так и при УСН госпошлина учитывается в расходах на дату уплаты, которая всегда совпадает с датой начисления.

    Это касается и госпошлины за государственную регистрацию:

    изменений, вносимых в устав организации (ЕГРЮЛ);

    договора аренды недвижимости, заключенного на срок не менее года;

    прав на земельные участки.

    Как отразить госпошлину в декларациях по налогу на прибыль и УСН

    В декларации по налогу на прибыль уплаченная организацией госпошлина (кроме включенной в первоначальную стоимость ОС) отражается по строке 041 Приложения N 2 к Листу 02 нарастающим итогом в общей сумме начисленных в отчетном (налоговом) периоде налогов и сборов.

    В декларации по налогу при УСН в Разделе 2.2 в общей сумме произведенных расходов отражаются нарастающим итогом суммы госпошлины (кроме включенной в первоначальную стоимость ОС), уплаченные в течение:

    I квартала - по строке 220;

    полугодия - по строке 221;

    9 месяцев - по строке 222;

    года - по строке 223.

    Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    § 7. Виды налогов. Механизм налогообложения.

    Виды налогов. Налоги бывают прямые и косвенные, государственные и местные, устанавливаемые региональными властями и органами.

    Для налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой характерны следующие признаки:

    • прогрессивный дифференцированный характер налогообложения;

    • частые изменения ставок налогообложения в зависимости от экономических условий, складывающихся в стране;

    • определение начальных сумм, не облагаемых налогом.

    Всё это делает налоговую систему гибкой, способствует её дифференцированному использованию.

    К налогам относят, например, подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование.

    Подоходный налог взимается с физических лиц. Им облагаются все доходы граждан, в том числе и выигрыши в лотерею. Налогом на прибыль предприятия облагается его чистая прибыль за определённый календарный период. Взимание подоходного налога происходит посредством заполнения налогоплательщиком декларации о доходах при условии наличия у налогоплательщика нескольких источников доходов, включая предпринимательскую деятельность. В настоящее время в России ставка подоходного налога является фиксированной и составляет 13%. С 2009 г. налог на прибыль организаций составляет 20% (однако его реальный расчёт – очень сложная бухгалтерская процедура). Во многих странах мира налоги имеют прогрессивные ставки – чем больше доход, тем больше ставка налога. Такая налоговая политика имеет социальную составляющую, так как позволяет немного сократить разрыв в доходах бедных и богатых.

    Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налоги на имущество, в том числе с владельцев автотранспортных средств, земельный налог); личные прямые налоги, которые уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство и дарение и т.п.).

    Косвенные налоги взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (акциз, НДС, таможенная пошлина, налог с оборота). Они распространяются на широкий круг торговых, производственных и иных организаций и даже физических лиц. Во многих странах мира применяется налог с продаж, который взимается с любой покупки. Основная цель косвенных налогов – увеличение доходов государственного и местного бюджета. Так, в российском бюджете основную доходную статью составляют не прямые налоги, а косвенные, в частности таможенные сборы и пошлины. Таможенные сборы – это форма косвенного налога, которым облагаются определённые группы людей и организации, в основном фирмы, осуществляющие экспортно-импортные операции.

    Акциз – налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара. Например, акцизом в России облагаются табачные и винно-водочные изделия.

    В России действует около 40 различных налогов. Их использование регулируется специальными законами, в частности Налоговым кодексом. Некоторые налоги являются целевыми и связаны с конкретным направлением государственных расходов – это налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог в Дорожный фонд. Первый необходим для финансирования деятельности геологов и буровиков, ведущих разведочные подготовительные работы к промышленному использованию новых месторождений полезных ископаемых, а второй – для финансирования ремонта и строительства федеральных дорог.

    По своему экономическому содержанию близка к налогам пошлина – плата, взимаемая государством с юридических и физических лиц за оказание им определённого вида услуг. Государство установило пошлины за следующие виды услуг:

    • оформление свидетельств о браке и рождении детей;

    • выполнение процедуры расторжения брака;

    • подтверждение права на получение наследства;

    • принятие жалобы к рассмотрению в суде;

    • выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

    На рисунке 1 представлена схема налоговой системы России. В России действуют следующие налоги: федеральные, региональные и местные. Наиболее крупные и значимые источники налоговых доходов (налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль, акцизы и др.) распределяются между бюджетами различных уровней: федеральными, региональными, местными (городов и сельских поселений).


    Рис. 1. Налоговая система в России.

    Примеры федеральных налогов:

    • налог на доходы физических лиц;

    • налог на операции с ценными бумагами;

    • платежи за пользование природными ресурсами;

    • платежи за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, за загрязнение окружающей среды, за пользование водными объектами;

    • налог на прибыль организаций;

    • налоги, служащие источником образования дорожных фондов (налог на использование автомобильных дорог);

    • налог с владельцев транспортных средств;

    • налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

    • сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

    • налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте;

    • налог на игорный бизнес;

    • сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

    • налог на добычу полезных ископаемых;

    • налог на добавленную стоимость (НДС);

    Примеры региональных налогов:

    • налог на имущество предприятий;

    • сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

    • единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности.

    Примеры местных налогов:

    • налог на имущество физических лиц;

    • регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

    • налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

    • сбор за право торговли;

    • целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели;

    • налог на рекламу;

    • налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

    • сбор с владельцев собак;

    • лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

    • лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

    • сбор за выдачу ордера на квартиру;

    • сбор за парковку автотранспорта;

    • сбор за право использования местной символики;

    • сбор за участие в бегах на ипподромах;

    • сбор за выигрыш на бегах;

    • сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

    • сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

    • сбор за право проведения кино- и телесъёмок;

    • сбор за уборку территорий населённых пунктов;

    • сбор за открытие игорного бизнеса.

    Механизм налогообложения. В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства.

    Ставка налога – это величина платы, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчёте на единицу налогообложения. Ставка налога определяется как абсолютная сумма платежа либо как доля от стоимости того, к чему привязан данный налог (например, доходы или стоимость имущества). При этом всегда спорным является вопрос о количественной величине этой ставки (должна она быть единой или меняться по какой-то схеме).

    В мировой практике существуют три разные системы налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.

    В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов бо́льшую долю своих доходов, чем менее состоятельные.

    Пропорциональная система характеризуется равной для каждого плательщика ставкой налогообложения. С ростом налоговой базы сумма налога возрастает пропорционально. Такое налогообложение применяется в России.

    В регрессивной системе предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода и имущества.

    Размер налоговых изъятий постоянно является предметом дискуссии. Очевидно, чем большую долю личных доходов физических лиц и фирм правительство концентрирует в своих руках, тем больше возможностей имеется для решения социальных и иных задач общества. Однако чем слабее налоговый гнёт на экономику, тем динамичнее происходит её рост и развитие. В результате рациональная система налогов формируется как компромисс между интересами различных групп общества с учётом региональных интересов, твёрдых и однозначных правил построения налоговых систем. При этом очень много зависит от правительства и конкретных людей, которые в нём работают, их знаний и опыта, их честности и стремления к справедливости.

    Налоговые льготы выражаются в частичном или полном освобождении определённых физических и юридических лиц от уплаты налогов. Такие льготы устанавливаются, например, для инвалидов, пенсионеров, образовательных учреждений, предприятий и предпринимателей малого бизнеса и др. Налоговые льготы связаны с приоритетами правительства (развитие инновационных технологий, модернизация производства и др.). Налоговые льготы улучшают экономическую ситуацию в регионе и стране.

    Налоговые льготы имеются практически в каждой развитой стране. Например, в России их десятки, а в США – более 100, в Великобритании – около 80, во Франции – более 70, в Швеции – около 90 и т.д.

    Налоговые льготы могут иметь форму налоговых кредитов – вычетов из величины начальных налогов. Например, во многих странах от налогообложения освобождается часть доли прироста затрат на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Льготы часто устанавливаются в сфере амортизационных отчислений, тем самым стимулируется покупка нового оборудования или замена старого.

    Часто используется метод отсрочки уплаты налога и полное освобождение от налогов. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия. Например, во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налогов на прибыль в течение первых двух лет существования, а в третий год налогом облагается только 25% прибыли. Вся прибыль облагается налогом с шестого года деятельности компании.

    В развитых странах мира применяется дифференцированный подход в начислении налогов: чем выше доходы, тем больше выплачивается налогов. Каждая страна при этом имеет свой верхний предел налогообложения: самый высокий (45%) установлен в Швеции, 22% – в США и 5% – в государстве Монако. В России применяется так называемая «плоская шкала» в размере 13% на заработную плату, пенсии, доходы и прибыли. Такой подход лишает государство важнейшей функции перераспределительного механизма, который в развитых странах во многом сглаживает социальный разрыв между богатыми и бедными.

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Госпошлина


    1 января 2021 г. в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ вступают в силу изменения в ст. 333.33 НК РФ, вводятся новые пошлины для заявителей:

    • за госрегистрацию перехода права собственности на объект недвижимости в связи с реорганизацией юрлица в форме преобразования — 1000 руб.;
    • за внесение данных о юрлице в реестр операторов финансовых платформ — в размере 35 000 руб.;
    • за предоставление лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) — 9,5 млн руб.

    В части предоставления льгот по уплате госпошлины введены два новых основания от обязанности по уплате госпошлины:

    • в целях стимулирования правообладателей объектов недвижимости к регистрации прав, возникших до вступления в силу ФЗ РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», предусматривается их освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией ранее возникших прав;
    • в целях снижения финансовой нагрузки на граждан, пострадавших в результате ЧС, предусматривается освобождение от уплаты госпошлины за госрегистрацию права собственности на жилые помещения или доли в них, приобретенные физическими лицами в связи с реализацией мер социальной поддержки взамен жилых помещений, утраченных ими вследствие ЧС.

    Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

    Порядок и сроки уплаты госпошлины регулируются нормами, установленными статьей 333.18 НК РФ, а также рядом других статей.

    Государственная пошлина уплачивается при обращении за совершением юридически значимых действий до подачи заявлений или документов на совершение таких действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению в соответствии с подпунктом 5.2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ. Исключением являются случаи, перечисленные в пп. 1 — 5.1, 5.3 п. 1 ст. 333.18 НК РФ.

    Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме по месту совершения юридически значимого действия. Документами, подтверждающими уплату, являются:

    • квитанция — если пошлина уплачена наличными; выдается банком, либо должностным лицом или кассой госоргана, через который вносилась оплата;
    • платежное поручение с отметкой банка — если пошлина уплачена в безналичной форме.

    Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в общем порядке.

    В конце 2020 г. в третьем чтении Госдумой были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, продлевающие до 1 января 2023 г. скидку в размере 30 % при уплате гражданами пошлин через портал Госуслуг. Ранее скидка действовала до 1 января 2021 г.

    Льготы по уплате государственной пошлины

    НК РФ установлены льготы по уплате госпошлины. Список льгот определен статьями 333.35-333.39 НК РФ, установлены они в соответствии с категорией плательщиков и вида совершаемых юридически значимых действий.

    КВР и статьи КОСГУ

    Расходы при уплате учреждением госпошлины за совершение юридически значимых действий (включая случаи выступления учреждением ответчиком в суде) отражаются по коду вида расходов 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и КОСГУ 291 «Налоги, пошлины и сборы» (п. 48.8.5.2 Порядка № 85н, п. 10.9.1 Порядка № 209н).

    Возмещение судебных издержек по решению суда (оплата госпошлины по исполнительному листу) учитывается по КВР 831 «Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда» и КОСГУ 296 по физическому лицу и КОСГУ 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» по юридическим лицам.

    Поступления от возмещения учреждению госпошлины, ранее уплаченной им при обращении в суд (при взыскании этой суммы с ответчика по решению суда) отражаются по статье подвида доходов бюджетов 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» и КОСГУ 134 «Доходы от компенсации затрат» в соответствии с п. 12.1.3 Порядка № 85н, п. 9.3.4 Порядка № 209н).

    Отражение безналичных расчетов

    Учет расчетов по уплате госпошлины по безналичному расчету ведется с применением счета 303.05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет».

    В соответствии с Инструкцией № 162н п.104, 111 операции по начислению и уплате госпошлины с лицевого счета казенного учреждения производятся следующими бухгалтерскими записями:

    Статья 20 БК РФ. Классификация доходов бюджетов

    Комментарий к статье 20 БК РФ:

    Статья 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает классификацию доходов бюджетов.

    Классификация доходов включает в себя доходы соответствующего бюджета. В соответствии с принципом полноты отражения доходов и расходов бюджетов классификация доходов должна включать в себя перечень всех без исключения доходов бюджета соответствующего уровня.

    Классификация доходов бюджетов имеет свой код.

    Код - это условное сокращенное обозначение в виде зашифрованных цифровых символов, используемое для группировки доходов, расходов и источников финансирования дефицита во взаимосвязи с субъектами бюджетных правоотношений.

    Код классификации доходов бюджетов имеет свою структуру, которая состоит из нескольких кодов:

    1. Код главного администратора доходов бюджета.

    2. Код вида доходов.

    3. Код подвида доходов.

    4. Код классификации операции сектора государственного управления.

    Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета устанавливаются законом (решением) о бюджете.

    В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный администратор доходов - это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета.

    Администраторами доходов бюджета являются орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    Отличительной чертой администраторов доходов является то, что они вправе осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    Виды и подвиды доходов отражают те источники, из которых эти доходы получены.

    Операции сектора государственного управления представляют собой операции публично-правовых образований. При этом в классификации доходов учитываются только операции сектора государственного управления, относящиеся к доходам бюджетов, так как существуют и операции, относящиеся к расходам.

    Коды главных администраторов доходов бюджета, виды и подвиды доходов взаимосвязаны между собой, так как за главными администраторами доходов бюджета закрепляются определенные виды и (или) подвиды доходов. Таким образом, главные администраторы доходов осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и закрепленных за ними.

    Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.

    Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.

    Группа дохода - это наиболее укрупненная группировка доходов, отражающая виды доходов, которые установлены в Бюджетном кодексе Российской Федерации, такие, как налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления.

    Подгруппа доходов детализирует группу доходов и раскрывает виды налоговых доходов, виды неналоговых доходов и виды безвозмездных поступлений.

    Статьи, подстатьи и элементы доходов еще более подробно детализируют подгруппу доходов.

    Группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы представляют собой уровни доходов бюджетов, где группа является первым уровнем, элемент вида дохода последним, низшим уровнем вида доходов бюджетов.

    Например, группа дохода - это налоговые доходы, а подгруппа доходов - это налоги на прибыль, статья - налог на прибыль организаций, подстатья - налог на прибыль, зачисляемый в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, элемент - налоги на прибыль, зачисляемые в федеральный бюджет.

    В части кода вида доходов Бюджетный кодекс Российской Федерации закрепляет для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации единую классификацию. При этом одни составные части кода вида доходов утверждаются в Бюджетном кодексе Российской Федерации, а другие устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.

    Группы и подгруппы доходов бюджетов устанавливаются в Бюджетном кодексе Российской Федерации и включают:

    1) налоговые и неналоговые доходы - это группа доходов, которая в свою очередь делится на следующие подгруппы:

    - налоги на прибыль, доходы;

    - налоги и взносы на социальные нужды;

    - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

    - налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

    - налоги на совокупный доход;

    - налоги на имущество;

    - налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

    - задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

    - доходы от внешнеэкономической деятельности;

    - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

    - платежи при пользовании природными ресурсами;

    - доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

    - доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

    - административные платежи и сборы;

    - штрафы, санкции, возмещение ущерба;

    - доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

    - возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

    - прочие неналоговые доходы;

    2) безвозмездные поступления - это вторая группа доходов, которая делится на следующие подгруппы:

    - безвозмездные поступления от нерезидентов;

    - безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    - безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;

    - безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

    - безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

    - прочие безвозмездные поступления.

    Таким образом, код вида доходов делится на две группы, которые в свою очередь подразделяются на несколько подгрупп. Бюджетный кодекс Российской Федерации не разделяет на разные группы налоговые доходы и неналоговые доходы, а предусматривает единую группу, включающую налоговые и неналоговые доходы.

    В соответствии с уточнениями, сделанными в п. 4 ст. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации, к налоговым доходам относятся:

    - налоги на прибыль, доходы;

    - налоги и взносы на социальные нужды (в части единого социального налога, соответствующих пеней и штрафов);

    - налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

    - налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

    - налоги на совокупный доход;

    - налоги на имущество;

    - налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

    - задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

    В свою очередь, к неналоговым доходам относятся:

    - налоги и взносы на социальные нужды (за исключением единого социального налога, соответствующих пеней и штрафов);

    - доходы от внешнеэкономической деятельности;

    - доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

    - платежи при пользовании природными ресурсами;

    - доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

    - доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

    - административные платежи и сборы;

    - штрафы, санкции, возмещение ущерба;

    - доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

    - возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет;

    - прочие неналоговые доходы.

    Перечень статей и подстатей доходов бюджетов также является единым для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

    В основе классификации элемента доходов лежит разграничение предметов ведения и полномочий между публично-правовыми образованиями.

    Код элемента доходов устанавливается в зависимости от полномочия по установлению и нормативному правовому регулированию налогов, сборов и иных обязательных платежей, других доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в зависимости от наличия прав требования к плательщикам по неналоговым доходам и безвозмездным поступлениям, и соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

    Например, полномочия в отношении установления и регулирования налогов предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 12), Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 50, 56, 61).

    В отношении собственности публично-правовые образования также обладают различными полномочиями. Распределение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями основано на разграничении собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. Соответственно Российская Федерация обладает полномочиями по владению, пользованию и распоряжению федеральной собственностью, субъекты Российской Федерации - полномочиями в отношении региональной собственности, а муниципальные образования - в части муниципальной собственности.

    Элемент доходов используется для обозначения принадлежности источников доходов к соответствующему бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

    Элементы доходов устанавливаются единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. К элементам для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации относятся:

    1) федеральный бюджет;

    2) бюджеты субъектов Российской Федерации;

    3) бюджеты муниципальных районов;

    4) бюджеты городских округов;

    5) бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

    6) бюджеты городских и сельских поселений;

    7) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

    8) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

    9) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

    10) бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

    Единые коды вида доходов, которые устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации для всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являются выражением принципа единства бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, единые коды вида доходов необходимы для осуществления расчетов, контроля, составления бюджетной отчетности, анализа бюджетных показателей.

    Установление единых кодов видов доходов является финансово-правовым механизмом, обеспечивающим единство бюджетной системы Российской Федерации.

    Однако такое единство не является абсолютным, так как субъекты Российской Федерации и муниципальные образования обладают правом детализации доходов бюджетов.

    Детализация доходов бюджетов по кодам бюджетной классификации производится с использованием кода подвида доходов.

    Детализацию доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляют соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления в соответствии с разграничением своих полномочий.

    На федеральном уровне процедура детализации кодов подвидов по видам доходов относится к компетенции Министерства финансов Российской Федерации, которое утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения. Таким образом, определяющим фактором является принадлежность вида доходов к администраторам доходов - федеральным органам государственной власти и другим федеральным учреждениям и организациям.

    Процесс детализации доходов на уровне субъектов Российской Федерации осуществляется финансовым органом субъекта Российской Федерации, который определяется самим субъектом Российской Федерации. Финансовый орган субъекта Российской Федерации утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.

    Процесс детализации доходов бюджетов муниципальных образований осуществляется финансовым органом муниципального образования, который утверждает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении бюджетные учреждения.

    Таким образом, процедура детализации кодов подвидов по видам доходов относится к компетенции финансовых органов соответствующего уровня власти, то есть перечень кодов подвидов по видам доходов устанавливается подзаконным нормативным правовым актом.

    § 7. Виды налогов. Механизм налогообложения.

    Виды налогов. Налоги бывают прямые и косвенные, государственные и местные, устанавливаемые региональными властями и органами.

    Для налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой характерны следующие признаки:

    • прогрессивный дифференцированный характер налогообложения;

    • частые изменения ставок налогообложения в зависимости от экономических условий, складывающихся в стране;

    • определение начальных сумм, не облагаемых налогом.

    Всё это делает налоговую систему гибкой, способствует её дифференцированному использованию.

    К налогам относят, например, подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование.

    Подоходный налог взимается с физических лиц. Им облагаются все доходы граждан, в том числе и выигрыши в лотерею. Налогом на прибыль предприятия облагается его чистая прибыль за определённый календарный период. Взимание подоходного налога происходит посредством заполнения налогоплательщиком декларации о доходах при условии наличия у налогоплательщика нескольких источников доходов, включая предпринимательскую деятельность. В настоящее время в России ставка подоходного налога является фиксированной и составляет 13%. С 2009 г. налог на прибыль организаций составляет 20% (однако его реальный расчёт – очень сложная бухгалтерская процедура). Во многих странах мира налоги имеют прогрессивные ставки – чем больше доход, тем больше ставка налога. Такая налоговая политика имеет социальную составляющую, так как позволяет немного сократить разрыв в доходах бедных и богатых.

    Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налоги на имущество, в том числе с владельцев автотранспортных средств, земельный налог); личные прямые налоги, которые уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство и дарение и т.п.).

    Косвенные налоги взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (акциз, НДС, таможенная пошлина, налог с оборота). Они распространяются на широкий круг торговых, производственных и иных организаций и даже физических лиц. Во многих странах мира применяется налог с продаж, который взимается с любой покупки. Основная цель косвенных налогов – увеличение доходов государственного и местного бюджета. Так, в российском бюджете основную доходную статью составляют не прямые налоги, а косвенные, в частности таможенные сборы и пошлины. Таможенные сборы – это форма косвенного налога, которым облагаются определённые группы людей и организации, в основном фирмы, осуществляющие экспортно-импортные операции.

    Акциз – налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара. Например, акцизом в России облагаются табачные и винно-водочные изделия.

    В России действует около 40 различных налогов. Их использование регулируется специальными законами, в частности Налоговым кодексом. Некоторые налоги являются целевыми и связаны с конкретным направлением государственных расходов – это налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог в Дорожный фонд. Первый необходим для финансирования деятельности геологов и буровиков, ведущих разведочные подготовительные работы к промышленному использованию новых месторождений полезных ископаемых, а второй – для финансирования ремонта и строительства федеральных дорог.

    По своему экономическому содержанию близка к налогам пошлина – плата, взимаемая государством с юридических и физических лиц за оказание им определённого вида услуг. Государство установило пошлины за следующие виды услуг:

    • оформление свидетельств о браке и рождении детей;

    • выполнение процедуры расторжения брака;

    • подтверждение права на получение наследства;

    • принятие жалобы к рассмотрению в суде;

    • выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

    На рисунке 1 представлена схема налоговой системы России. В России действуют следующие налоги: федеральные, региональные и местные. Наиболее крупные и значимые источники налоговых доходов (налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль, акцизы и др.) распределяются между бюджетами различных уровней: федеральными, региональными, местными (городов и сельских поселений).


    Рис. 1. Налоговая система в России.

    Примеры федеральных налогов:

    • налог на доходы физических лиц;

    • налог на операции с ценными бумагами;

    • платежи за пользование природными ресурсами;

    • платежи за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, за загрязнение окружающей среды, за пользование водными объектами;

    • налог на прибыль организаций;

    • налоги, служащие источником образования дорожных фондов (налог на использование автомобильных дорог);

    • налог с владельцев транспортных средств;

    • налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

    • сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

    • налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте;

    • налог на игорный бизнес;

    • сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

    • налог на добычу полезных ископаемых;

    • налог на добавленную стоимость (НДС);

    Примеры региональных налогов:

    • налог на имущество предприятий;

    • сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

    • единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности.

    Примеры местных налогов:

    • налог на имущество физических лиц;

    • регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

    • налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

    • сбор за право торговли;

    • целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели;

    • налог на рекламу;

    • налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

    • сбор с владельцев собак;

    • лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

    • лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

    • сбор за выдачу ордера на квартиру;

    • сбор за парковку автотранспорта;

    • сбор за право использования местной символики;

    • сбор за участие в бегах на ипподромах;

    • сбор за выигрыш на бегах;

    • сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

    • сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

    • сбор за право проведения кино- и телесъёмок;

    • сбор за уборку территорий населённых пунктов;

    • сбор за открытие игорного бизнеса.

    Механизм налогообложения. В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства.

    Ставка налога – это величина платы, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчёте на единицу налогообложения. Ставка налога определяется как абсолютная сумма платежа либо как доля от стоимости того, к чему привязан данный налог (например, доходы или стоимость имущества). При этом всегда спорным является вопрос о количественной величине этой ставки (должна она быть единой или меняться по какой-то схеме).

    В мировой практике существуют три разные системы налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.

    В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов бо́льшую долю своих доходов, чем менее состоятельные.

    Пропорциональная система характеризуется равной для каждого плательщика ставкой налогообложения. С ростом налоговой базы сумма налога возрастает пропорционально. Такое налогообложение применяется в России.

    В регрессивной системе предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода и имущества.

    Размер налоговых изъятий постоянно является предметом дискуссии. Очевидно, чем большую долю личных доходов физических лиц и фирм правительство концентрирует в своих руках, тем больше возможностей имеется для решения социальных и иных задач общества. Однако чем слабее налоговый гнёт на экономику, тем динамичнее происходит её рост и развитие. В результате рациональная система налогов формируется как компромисс между интересами различных групп общества с учётом региональных интересов, твёрдых и однозначных правил построения налоговых систем. При этом очень много зависит от правительства и конкретных людей, которые в нём работают, их знаний и опыта, их честности и стремления к справедливости.

    Налоговые льготы выражаются в частичном или полном освобождении определённых физических и юридических лиц от уплаты налогов. Такие льготы устанавливаются, например, для инвалидов, пенсионеров, образовательных учреждений, предприятий и предпринимателей малого бизнеса и др. Налоговые льготы связаны с приоритетами правительства (развитие инновационных технологий, модернизация производства и др.). Налоговые льготы улучшают экономическую ситуацию в регионе и стране.

    Налоговые льготы имеются практически в каждой развитой стране. Например, в России их десятки, а в США – более 100, в Великобритании – около 80, во Франции – более 70, в Швеции – около 90 и т.д.

    Налоговые льготы могут иметь форму налоговых кредитов – вычетов из величины начальных налогов. Например, во многих странах от налогообложения освобождается часть доли прироста затрат на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Льготы часто устанавливаются в сфере амортизационных отчислений, тем самым стимулируется покупка нового оборудования или замена старого.

    Часто используется метод отсрочки уплаты налога и полное освобождение от налогов. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия. Например, во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налогов на прибыль в течение первых двух лет существования, а в третий год налогом облагается только 25% прибыли. Вся прибыль облагается налогом с шестого года деятельности компании.

    В развитых странах мира применяется дифференцированный подход в начислении налогов: чем выше доходы, тем больше выплачивается налогов. Каждая страна при этом имеет свой верхний предел налогообложения: самый высокий (45%) установлен в Швеции, 22% – в США и 5% – в государстве Монако. В России применяется так называемая «плоская шкала» в размере 13% на заработную плату, пенсии, доходы и прибыли. Такой подход лишает государство важнейшей функции перераспределительного механизма, который в развитых странах во многом сглаживает социальный разрыв между богатыми и бедными.

    Читайте также: