Государственные органы не являются плательщиками налогов

Опубликовано: 14.05.2024

Налоговый кодекс РФ не содержит разъяснений по данному вопросу.

По данному вопросу существует две противоположные точки зрения.

Согласно официальной позиции Российская Федерация, субъекты РФ и иные публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль. Данная точка зрения поддерживается судебной практикой и авторами.

Согласно второй точке зрения Российская Федерация и субъекты РФ являются плательщиками налога на прибыль. В официальных разъяснениях, выпущенных до 2006 г., указано, что сама Российская Федерация не является налогоплательщиком. Однако она участвует в отношениях через органы государственной власти, которые являются юридическими лицами и признаются налогоплательщиками. Есть судебное решение, подтверждающее данную точку зрения.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Российская Федерация, субъекты РФ и иные публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль

Письмо Минфина России от 14.04.2009 N 03-03-05/63

Финансовое ведомство указало, что в соответствии со ст. 246 НК РФ публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль.

Аналогичные выводы содержит.

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.03.2008 N Ф03-А37/08-2/696 по делу N А37-1763/2007-15

Постановление ФАС Поволжского округа от 21.11.2007 по делу N А57-6949/06

Письмо Минфина России от 28.07.2008 N 03-03-06/4/51

Финансовое ведомство разъясняет, что Российская Федерация и субъекты РФ не являются плательщиками налога на прибыль.

Аналогичные выводы содержит.

Письмо Минфина России от 02.04.2008 N 03-03-06/1/247

Письмо Минфина России от 02.04.2008 N 03-03-06/1/246

Письмо Минфина России от 22.01.2008 N 03-03-06/1/30

Письмо Минфина России от 14.12.2007 N 03-03-06/1/866

Письмо Минфина России от 18.09.2007 N 03-03-05/233

Письмо Минфина России от 13.09.2007 N 03-03-06/1/663

Письмо Минфина России от 08.08.2007 N 03-03-06/2/150

Письмо Минфина России от 25.07.2007 N 03-03-06/2/141

Письмо Минфина России от 31.05.2007 N 03-03-06/1/343

Письмо Минфина России от 04.04.2007 N 03-03-06/4/38

Письмо Минфина России от 08.12.2006 N 03-03-02/303

Письмо Минфина России от 26.07.2006 N 03-03-04/2/181

Письмо Минфина России от 24.04.2006 N 03-03-04/2/119

Письмо УФНС России по г. Москве от 16.08.2006 N 20-12/72958

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации"

Статья: Комментарий к Письму УФНС России по г. Москве от 16.08.2006 N 20-12/72478 "О вопросах налогообложения прибыли" ("Московский бухгалтер", 2006, N 16)

Консультация эксперта, 2007

Консультация эксперта, 2006

Статья: Дивиденды: порядок выплаты и налогообложения ("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006 N 7)

Статья: Спорные вопросы при исчислении налога на прибыль ("Финансовая газета", 2006, N 38)

Статья: Налог на прибыль в понимании ВАС РФ ("Новая бухгалтерия", 2006, N 5)

Статья: Обзор арбитражной практики (Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 3)

Статья: Комментарий к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2006, N 4)

Статья: Применение отдельных положений главы 25 НК РФ ("Современный бухучет", 2006, N 3)

Письмо Минфина России от 21.05.2008 N 03-03-05/54

Финансовое ведомство указывает, что в перечне плательщиков налога на прибыль организаций, установленном ст. 246 НК РФ, Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование отсутствуют.

Позиция 2. Российская Федерация, субъекты РФ и иные публично-правовые образования через органы государственной власти являются плательщиками налога на прибыль

Письмо Минфина России от 12.12.2005 N 03-03-04/4/99

Финансовое ведомство разъясняет, что плательщиками налога на прибыль признаются российские организации - юридические лица. Российская Федерация не юридическое лицо, поэтому не признается налогоплательщиком. В то же время Российская Федерация может участвовать в гражданско-правовых отношениях через свои органы. Органы государственной власти являются юридическими лицами, а значит, и налогоплательщиками.

Постановление ФАС Уральского округа от 04.08.2005 N Ф09-3272/05-С7

Суд указал, что с доходов, выплаченных в пользу субъекта РФ, должен быть удержан налог на прибыль, так как в соответствии со ст. 42 БК РФ доходы от использования имущества Российской Федерации подлежат зачислению в соответствующий бюджет после уплаты всех налогов и сборов.

Являются ли государственные казенные учреждения, органы исполнительной и законодательной власти субъекта РФ плательщиками налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость, учитывая, что вышеуказанные органы не оказывают платных услуг?

Обязаны ли указанные органы представлять в соответствующую налоговую службу "нулевые" декларации при отсутствии объекта налогообложения?

В какой период предоставляется декларация (налоговый период, отчетный период)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Казенные учреждения и органы власти обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета соответствующие налоговые декларации по налогу на прибыль.

Налоговые декларации по НДС могут не представляться лишь в случае освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика на основании п. 1 ст. 145 НК РФ. В остальных случаях организации госсектора обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации по НДС.

Налог на прибыль

Прежде всего отметим, что плательщиками налога на прибыль организаций признаются, в том числе, и российские организации (п. 1 ст. 246 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ)), то есть юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 11 НК РФ).

С учетом положений п. 1 ст. 48, ст. 123.21 ГК РФ, ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственные и муниципальные учреждения (в том числе казенные) признаются плательщиками налога на прибыль.

Кроме того, к числу плательщиков налога на прибыль организаций относятся органы государственной власти (местного самоуправления), включенные в Единый государственный реестр юридических лиц (письмо Минфина России от 14.09.2011 N 03-03-05/91).

В силу пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при исчислении налога на прибыль в налоговую базу не включаются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К таким средствам относятся бюджетные ассигнования, доведенные в установленном порядке до казенных учреждений. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета в учреждении указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Кроме того, в соответствии со специальной нормой пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ (в редакции Федерального закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ, применяемой с 1 января 2015 года) при определении налоговой базы по налогу на прибыль казенные учреждения не учитывают доходы в виде средств, полученных ими от оказания услуг (выполнения работ)*(1).

Однако внереализационные доходы казенных учреждений подлежат налогообложению в общем порядке (ст.ст. 247, 250 НК РФ). Такие доходы могут возникнуть даже в том случае, если учреждение не осуществляет приносящую доход деятельность (смотрите, например, письма Минфина России от 08.08.2013 N 03-03-06/4/32160, от 14.02.2012 N 03-03-05/11, от 07.08.2013 N 03-03-05/31863, от 17.07.2013 N 03-03-05/27903, от 20.11.2014 N 03-03-06/4/59131).

Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики (включая организации госсектора), независимо от наличия у них обязанности по уплате налога, должны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию по истечении каждого отчетного и налогового периода. При этом п. 2 указанной статьи предусмотрено, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций по истечении налогового периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

По общему правилу о получении и расходовании средств целевого финансирования и целевых поступлений организации госсектора отчитываются перед налоговыми органами путем представления в составе Декларации по налогу на прибыль Листа 07 (смотрите приказ ФНС России 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@, утверждающий форму и порядок заполнения декларации). При этом на основании п. 15.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль в него не включаются средства в виде лимитов бюджетных обязательств, доведенных до казенных учреждений.

Налог на добавленную стоимость

Плательщиками НДС признаются, в частности, организации (ст. 143 НК РФ). При этом для целей НК РФ под организациями понимаются в том числе юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 11 НК РФ).

В силу ст. 124 ГК РФ к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Органы государственной власти (местного самоуправления) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени публично-правового образования (п.п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).

При этом анализ положений различных актов, определяющих статус органов государственной власти (местного самоуправления), показывает, что такие органы и их территориальные подразделения могут иметь статус юридических лиц. Следовательно, органы власти (местного самоуправления), включенные в Единый государственный реестр юридических лиц, являются плательщиками НДС (смотрите также п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, письма Минфина России от 07.12.2007 N 03-07-11/616, от 30.11.2007 N 03-03-04/7, ФНС России от 13.07.2009 N ШС-22-3/562@).

Казенные учреждения, как российские организации (п. 1 ст. 48, п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 123.22 ГК РФ), также являются плательщиками НДС.

В общем случае на основании п. 1 ст. 146 НК РФ НДС облагается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав, включая безвозмездную передачу товаров, безвозмездное выполнение работ, оказание услуг.

Перечень операций, которые не признаются объектом обложения НДС, определен п. 2 ст. 146 НК РФ. К ним, в частности, относятся:

- выполнение работ (оказание услуг) органами власти (местного самоуправления) (пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ). При этом обязательность выполнения соответствующих работ (оказания услуг) должна быть установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления. А выполнение работ (оказание услуг) должно осуществляться в рамках выполнения возложенных на орган исключительных полномочий в определенной сфере деятельности - возможность осуществления аналогичных операций иными органами и (или) третьими лицами не должна быть предусмотрена законодательством (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2013 N Ф07-171/13 по делу N А56-12601/2012);

- выполнение работ (оказание любых услуг) казенными учреждениями. Специалисты уполномоченных органов неоднократно подчеркивали, что в данной норме речь идет о любых работах (услугах), выполняемых (оказываемых) казенными учреждениями, в том числе на платной основе (включая операции по сдаче в аренду имущества) (письма Минфина России от 19.09.2014 N 03-07-14/46917, от 19.08.2013 N 03-03-05/33760, от 22.04.2013 N 03-07-14/13904, от 16.04.2012 N 03-07-11/111, от 20.06.2012 N 03-07-15/62, от 23.07.2012 N 03-07-15/87, ФНС России от 01.08.2013 N ЕД-4-3/13952, от 23.04.2012 N ЕД-4-3/6814@).

Однако положения ст. 146 НК РФ не позволяют исключить из объекта обложения НДС операции по реализации организациями госсектора имущества (товаров) и имущественных прав. Если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ, при осуществлении таких операций НДС должен быть исчислен и уплачен в общеустановленном порядке (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 20.06.2012 N 03-07-15/62; письма ФНС России от 17.07.2012 N ЕД-4-3/11763@, от 15.04.2014 N СА-4-7/7201).

Плательщики НДС обязаны представлять налоговую декларацию по налогу (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговые органы по месту своего учета по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Срок ее представления - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ. Налоговый период ст. 163 НК РФ устанавливается как квартал.

Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ утверждена новая форма налоговой декларации по НДС, порядок ее заполнения, а также формат представления в электронной форме. Налогоплательщики должны представлять декларацию по НДС по новой форме за I квартал 2015 года. В соответствии с четвертым абзацем п. 3 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС в случае, если налогоплательщики в соответствующем налоговом периоде осуществляют только операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), либо операции, не признаваемые объектом налогообложения, ими заполняются титульный лист, раздел 1 и раздел 7 декларации. При заполнении раздела 1 декларации в строках указанного раздела декларации ставятся прочерки.

Обратите внимание, что налогоплательщики, в том числе организации госсектора, имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн. руб. (п. 1 ст. 145 НК РФ). Лимит выручки в этом случае должен рассчитываться применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС, то есть доходы, не облагаемые НДС, не учитываются (постановление Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 N 10252/12 по делу N А06-1871/2011, письмо ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/8911@).

Здесь же отметим, что освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС включает и освобождение от исполнения обязанности по представлению налоговой декларации по НДС при условии, что госучреждение не выставляет покупателям счета-фактуры с выделенной суммой НДС и не исполняет обязанности налогового агента (письмо ФНС России от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7895@).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Налог на прибыль в госучреждениях;

- Энциклопедия решений. Налог на прибыль в органах власти (местного самоуправления);

- Энциклопедия решений. Учет доходов казенного учреждения в целях налогообложения прибыли;

- Энциклопедия решений. НДС в органах власти (местного самоуправления);

- Энциклопедия решений. Определение госучреждениями выручки от реализации в целях освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС (ст. 145 НК РФ);

- Энциклопедия решений. Особенности выставления счетов-фактур, ведения Книги продаж и Книги покупок госучреждениями с 1 января 2014 года;

- Энциклопедия решений. Налоговая декларация по НДС.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Монако Ольга

26 февраля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

*(1) О применении положений этой нормы до внесения в нее изменений смотрите материал "Применение в казенных учреждениях положений пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ до 1 января 2015 года".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ --> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.

Согласно Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ, вступающему в силу с 1 января 2005 г., до введения в действие глав части второй настоящего Кодекса о налогах и сборах, предусмотренных пунктом 7 статьи 1 названного Федерального закона, ссылки в статье 19 настоящего Кодекса на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу названного Федерального закона.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Статья 20 НК РФ - Взаимозависимые лица

1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в пункт 1 статьи 21 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

1. Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в пункт 2 статьи 22 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

2. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

1. Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;

4) о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.

3. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

7. Сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, сообщаются по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 24 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса.

3. Налоговые агенты обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Единственно верный ответ отмечен +

1 К общегосударственным налогам относят:

А) налог из рекламы;

В) коммунальный налог;

Г) гостиничный сбор.

2 Совокупность налогов, что взимаются в государстве, а также форм и методов их построения – это:

А) налоговая политика;

+ Б) налоговая система;

В) фискальная функция;

Г) принцип стабильности

3 Акцизный сбор – это налог:

+ А) косвенный – индивидуальный;

Б) прямой – реальный;

В) прямой – личный;

Г) косвенный – универсальный.

4 Налоги возникли в результате:

А) развития торговли;

+ Б) появления государства;

В) становление промышленности;

Г) формирование товарно-денежных отношений.

5 Налоги – это:

А) денежные содержания из каждого работающего человека;

Б) денежные и натуральные платежи, что выплачиваются из госбюджета;

В) денежные изъятия государства из прибыли и зарплаты;

+ Г) обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет в размерах и в сроки, установленные законом.

6 Недопущение каких-либо проявлений налоговой дискриминации – обеспечение одинакового подхода к субъектам ведения хозяйства – это принцип:

Г) равномерности уплаты.

7 К местным налогам и сборам относят:

А) рыночный сбор;

Б) налог на землю;

В) налог из владельцев транспортных средств;

Г) коммунальный налог;

8. Источником уплаты налога является:

А) заработная плата;

+ Г) все ответы верны.

9 Перераспределение доходов юридических и физических лиц осуществляется путем реализации:

А) стимулирующей функции налогов;

Б) регулирующей функции налогов;

+ В) распределительной функции налогов;

Г) контрольной функции налогов.

10 К личностным налогам относятся:

+ А) подоходный налог;

Б) налог на землю;

11 Налог с владельцев транспортных средств - это налог:

12 Пополнение средств государственной казны осуществляется путем реализации функции налогов:

13 К реальным налогам относятся:

А) подоходный налог;

+ В) налог на землю;

14 Налог с рекламы - это налог:

15 По способу взимания налоги подразделяются:

+ А) прямые и косвенные;

Б) на прибыль (доход), на прибавленную стоимость, ресурсные, на имущество, на действии;

В) общегосударственные и местные;

Г) кадастровые, декларационные и предыдущие.

16. Налоговым периодом по акцизам признается:

+ А) календарный месяц

В) календарный год

17. К коммерческим организациям относятся организации:

А) получающие прибыль, накапливающие ее и не распределяющие ее между участниками

+ Б) получающие прибыль и распределяющие ее между участниками

В) не получающие прибыль

18. Финансовой практикой выработаны виды прогрессии:

- Полная и смешанная

+ Простая и сложная

- Линейная и каскадная

19. К прямым налогам относятся:

+ Подоходный налог, налог на имущество

- Водный налог, акцизы

- Транспортный налог, подоходный налог

20. К целевым налогам относятся:

+ Земельный налог, налог на восстановление минерально-сырьевой базы

- Налог на транспортные перевозки, налог на недвижимость

- Таможенная пошлина, водный налог

21. К специальным налоговым режимам не относится:

- Система налогообложения, опирающаяся на патенты

- Система налогообложения для товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции

+ Единый социальный налог

22. К косвенным налогам относятся:

- Налог на прибыль, налог на наследство

- Налог на имущество, земельный налог

23. Какие организации не являются плательщиками налога на прибыль?

- Коммерческие банки различных видов; страховые компании, получившие лицензию на обслуживание страховой деятельности; профессиональные работники рынка ценных бумаг

- Некоммерческие и благотворительные организации и фонды

+ Платящие единый налог на вмененный доход; применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности; уплачивающие налог на игорный бизнес; платящие единый сельскохозяйственный налог

24. Функции налогов заключаются в:

+ Финансовом обеспечении расходов, которые несет государство; регулировании экономики со стороны государства; поддержании равенства между различными слоями населения; стимулировании экономики

- Концентрации денежных средств в государственном бюджете; осуществлении контроля за расходованием государственных денежных средств; поддержании социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними

- Равномерном распределении финансовых ресурсов государства; государственном регулировании экономики; обеспечении финансирования государственных расходов; осуществлении контроля за процессом использования государственных денежных средств

25. К какой группе налогов относятся акцизы?

26. Классифицировать налоги можно по следующим признакам:

- Способ изъятия; объект налогообложения; целевое назначение налога; субъект налогообложения; уровень бюджета, в который зачисляется налог; срок уплаты

- Отношение к бюджету; иерархические уровни утверждения; отношение к бюджету; субъект налогообложения; объект налогообложения; способ отражения в бухучете

+ Способ взимания; орган, устанавливающий налог; целевая направленность введения; субъект-налогоплательщик; уровень бюджета, в который зачисляется налог; способ отражения в бухучете; срок уплаты

тест 27. К местным налогам относятся:

+ Земельный налог; налог на имущество физических лиц

- Транспортный налог; налог за пользование воздушным пространством

- Налог на богатство; налог на добычу полезных ископаемых

28. Экономическое содержание налога выражается взаимоотношениями между:

- Субъектами хозяйствования в связи с перераспределением излишка доходов

+ Гражданами, субъектами хозяйствования и государством в связи с формированием государственных доходов

- Гражданами и государством через механизмы перераспределения доходов и расходов

29. Какой налог является федеральным?

+ Налог на добычу полезных ископаемых

- Налог на имущество организаций

30. К налогам регионального уровня относятся:

- Налог на недра земли, сбор за пользование объектами растительного мира

+ Налог на игорный бизнес, транспортный налог

- Налог на имущество физических лиц, налог на прибыль организаций

31. Снижение налогов ведет к:

- Падению благосостояния населения

- Росту благосостояния населения

+ Росту деловой активности и объемов выпуска продукции

32. Плательщиками налога на имущество являются …, имеющие по владении имущество, признанное объектом налогообложения.

- Российские компании и частные лица

+ Российские и иностранные компании

33. При росте налогов наблюдается:

- Рост совокупного спроса

+ Сокращение совокупного предложения

- Сокращение совокупного спроса

34. Сущность налога – это:

- Удержание и перераспределение излишка доходов граждан и субъектов хозяйствования на нужды государства

- Поддержание работоспособности государственных служб и ведомств

+ Удержание государством в пользу общества некоторой части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса

35. Прямые налоги характеризуются тем, что они:

- Взимаются лишь в том случае, если обнаружен дефицит госбюджета

- Взимаются только с субъектов хозяйствования

+ Носят обязательный характер

36. Принцип универсализации налогообложения заключается в том, что:

- Уплата налогов должна быть удобной

- Размер налогов для граждан должен быть соразмерен с их доходами

+ Дифференциация налогов по территориальному, национальному и другим признакам не должна существовать

тест_37. Кто является плательщиком налога на доходы физических лиц?

- Только граждане РФ

+ Физические лица-налоговые резиденты РФ, а также физические лица, получающие доходы из источников в РФ

- Граждане РФ, прожившие на ее территории 183 дня и более в отчетном налоговом периоде

38. Сколько частей имеет налоговый кодекс РФ?

39. Налоговая ставка 0% действует при:

+ Реализации товаров на экспорт

- Перевозке граждан всеми видами общественного транспорта

- Реализации детских товаров

40. Что из перечисленного не облагают акцизом?

+ Парфюмерно-косметическую продукцию, которая прошла государственную регистрацию в уполномоченном органе исполнительной власти федерального уровня

41. Транспортный налог по уровню установления относится к … налогам.

42. Чему посвящена первая часть налогового кодекса РФ?

- Описанию и регламентации принципов исчисления и уплаты каждого вида налогов и сборов

- Специальному налоговому режиму

+ Общим принципам налогообложения и уплаты налогов в РФ


  • Кто платит НДС
  • Классификация плательщиков НДС
  • Когда налогоплательщиками НДС являются государственные органы
  • Налогоплательщики НДС, перемещающие товары через таможенную границу
  • ИП — плательщик НДС
  • Организация — плательщик НДС
  • Итоги

Кто платит НДС

Ответ на вопрос, кто является плательщиком НДС, содержится в ст. 143 НК РФ. Согласно ей налогоплательщиками НДС являются:

  • юридические лица — российские и иностранные компании (абз. 2 п. 2 ст. 11 НК РФ);
  • индивидуальные предприниматели (абз. 4 п. 2 ст. 11 НК РФ);
  • лица, перемещающие товары через таможенную границу.

В большинстве случаев налог уплачивает продавец товаров (услуг) на общей системе налогообложения. Но бывают и исключения, когда налог платит покупатель, как налоговый агент по НДС. Например, при сдаче макулатуры. Как в этом случае оформляется счет-фактура и книга продаж у продавца узнайте в Типовой ситуации КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и бесплатно ознакомьтесь с образцами документов.

Классификация плательщиков НДС

Всех плательщиков НДС можно условно разделить на 2 группы:

  • налогоплательщики внутри страны, уплачивающие налог с реализации товаров (работ, услуг);
  • налогоплательщики, уплачивающие налог при ввозе товаров на таможенной границе.

Группа налогоплательщиков ввозного НДС существенно больше, чем налогоплательщиков внутреннего налога, поскольку практически все лица при ввозе товаров являются плательщиками НДС, в то время как внутренний налог уплачивают не все хозяйствующие субъекты.

Когда налогоплательщиками НДС являются государственные органы

Действующая редакция Налогового кодекса РФ не содержит норм, согласно которым государственные и муниципальные органы являются налогоплательщиками НДС (ст. 143 НК РФ). Однако существует перечень действий, при совершении которых государственные и муниципальные учреждения могут быть признаны таковыми:

  • если учреждение не выступает от имени публично-правового образования, а действует как самостоятельный хозяйствующий субъект (ст. 125 ГК РФ);
  • действие осуществляется в собственных интересах, а не как выполнение функций публично-правового образования.

Такие выводы содержатся в п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33.

Если вы арендуете госимущество или купили недвижимость у муниципалитета, налог обязаны уплачивать именно вы, так как являетесь налоговым агентом. Как правильно расчитать сумму налога, отразить его в бухгалтерском и налоговом учете, на примерах разъясняют эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и переходите к Типовой ситуации.

Налогоплательщики НДС, перемещающие товары через таможенную границу

При ввозе товара на территорию Таможенного союза лица признаются плательщиками НДС только в случае, если это предусмотрено действующим законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле (абз. 4 п. 1 ст. 143 НК РФ). Территория Таможенного союза в 2020 году включает в себя территории 5 стран: Республики Беларуси, Республики Казахстан, Российской Федерации, Республики Армении, Кыргызской Республики. Исчисление и уплата налога производится в соответствии с налоговым законодательством, Таможенным кодексом и законом «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ.

ИП — плательщик НДС

При регистрации лица в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя у него автоматически возникает обязанность по исчислению и уплате в бюджет сумм НДС и подаче налоговой декларации по НДС, если он не подал заявление о применении одного из спецрежимов с момента регистрации.

Предприниматель перестает быть налогоплательщиком НДС при изменении общего режима налогообложения, присваиваемого впервые зарегистрированному предпринимателю по умолчанию, на специальные режимы — УСНО, ЕНВД, ЕСХН.

ВНИМАНИЕ! ЕНВД отменен на территории всей России с 2021 года, а некоторые регионы отказались от спецрежима еще в 2020 году. Подробности мы рассказывали в материале "Отмена ЕНВД в 2021 году: последние новости, изменения с 1 января 2020 года".

ИП, будучи плательщиком НДС, может также получить освобождение от обязанностей по уплате этого налога на основании ст. 145 НК РФ.

Предприниматель на любом режиме налогообложения обязан уплачивать ввозной НДС при пересечении таможенной границы (ст. 143 НК РФ).

Организация — плательщик НДС

По общему правилу все организации являются плательщиками внутреннего НДС. Однако Налоговым кодексом РФ регламентированы случаи освобождения от исполнения по уплате налога (ст. 145 и 145.1 НК РФ).

Подробности см. здесь.

Освобождение от обязанностей предоставляется на определенный срок и при соблюдении определенных условий. Распространяется данная норма только на внутренний НДС.

Если лицо не является налогоплательщиком НДС, то оно не уплачивает внутренний НДС, но при ввозе уплатить НДС обязано. Права на вычет НДС у данных лиц также потеряны (подп. 3 п. 2 ст. 170, подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).

Не обязаны платить внутренний НДС лица, применяющие:

  • УСНО (п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ);
  • до 01.01.2021 - ЕНВД в отношении вида деятельности, подпадающего под ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ);
  • ПСН (п. 11 ст. 346.43 НК РФ).

Однако в случае выставления лицами, не являющимися плательщиками НДС или освобожденными от уплаты НДС, счетов-фактур с выделенным налогом обязанность по уплате НДС возникает (п. 5 ст. 173 НК РФ).

Действует ли освобождение от НДС для сельхозпроизводителей, узнайте здесь.

Итоги

Все организации и ИП на общей системе налогообложения (за исключением указанных в п. 3 ст. 143 НК РФ) являются плательщиками НДС, а в некоторых случаях плательщиками могут быть признаны и государственные и муниципальные учреждения. При ввозе товаров НДС обязаны уплачивать даже организации и ИП, применяющие спецрежимы или освобожденные от уплаты НДС.

Читайте также: