Государственное регулирование экономики осуществляемое правительством с помощью налогов и расходов

Опубликовано: 15.05.2024

ГРЭ, ее суть и цели

К таким мероприятиям относится регулирование национальной политики в сфере финансов, внешнеэкономические связи, контроль госбюджета, доходной сферы национальной экономики.

Регулирование осуществляется посредством налогово-бюджетной политики и кредитно-денежной и направлено на стабильный рост национальных макроэкономических показателей.

При этом в использование берутся преимущественно методы прямого воздействия: контроль монополий, соблюдение экологического законодательства, разработка государственных стандартов и следования им.

В процессе достижения этой цели очень важными являются следующие процессы:

  • Рост экономических показателей;
  • Низкая безработица вследствие максимальной занятости среди трудоспособного населения;
  • Стабильность национальной валюты и стабильная ценовая политика;
  • Сбалансированная деятельность во внешнеэкономической сфере.

На государственное регулирование положены определенные социальные и хозяйственные функции. Исполнение этих функций возможно через систему налогообложения, систему обязательных взысканий и отчислений, через государственные инвестиции, льготы, субсидии, внедрение государственных программ в социальной и экономической сферах.


Государственное регулирование экономики проводится с целью реализации национальных интересов, а также лоббирование интересов более незащищенных слоев населения. Также проводится глобальный контроль над тем, чтобы деятельность монополий не ущемляла прав общества. Общая деятельность направлена на защиту интересов будущих поколений, а также на природоохранную деятельность. В России относительно последних вопросов, пристальное внимание отведено малому и среднему бизнесу.

Примером может послужить следующий факт: на Коллегии ФАС РФ в 2015 году пристальное внимание было отведено вопросу создания среды для развития здоровой конкуренции. Руководителем ФАС И.Ю.Артемьевым было озвучено, что в деятельности антимонопольной службы в приоритете создание свободной конкуренции и эффективного предпринимательства. Именно это, по его словам, станет залогом экономического процветания России. Основными приоритетами были признаны сдерживания монополий и интерес потребителя, который ставился выше интересов монополистических компаний.

Поддержание и развитие малого и среднего бизнеса – наиболее важное общее стратегическое направление российского правительства и ФАС. Для достижения положительных результатов в этом направлении была создана новая антимонопольная служба, в состав которой вошла федеральная служба по тарифам. Для поддержания бизнеса был принят ряд закон «О государственных закупках» №44-ФЗ, а также внесены изменения и поправки в уже существующие нормативно-правовые акты. Исходя из данных статистики, более 25% граждан России трудятся в сфере малого и среднего бизнеса, то есть выбранные приоритеты как нельзя более актуальны.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Для чего необходимо ГРЭ

Государственное вмешательство в экономику оправдано следующими причинами:

  1. Конкуренция. Конкуренция в России имеет несовершенный характер. Это проявляется в том, что периодически на некоторых рынках проявляются новые монополии, которые приносят обществу ущерб без вмешательства со стороны государства;
  2. Товары и услуги представлены на рынке в недостаточном количестве или их качество оставляет желать лучшего, что также неблагоприятно влияет на благополучии населения. В первую очередь, это относится к сферам образования, здравоохранения и культуры;
  3. Некоторые субъекты хозяйствование наносят непоправимый вред окружающей среде, экологическому положению региона, что также снижать показатели благополучия;
  4. Национальная безопасность в сфере информационных технологий (речь идет о информации как о товаре, который реализовывается только с непосредственным участием государства);
  5. Показатели безработицы и инфляционные процессы. Это влияет на стабильность в экономической отрасли, особенно заметно в период кризисов;
  6. Несправедливое перераспределение доходов между разными слоями общества. Если в этом процессе влияние государства сведено на нет, то может привести к глобальной общественной дестабилизации;
  7. Соединение некоторых товаров и услуг (начальная школа, дошкольное воспитание). Потребление населением этих услуг зависит не от ситуации на рынке, а от государства.

Эти причины не идеальности рынка в России требуют не только вмешательства со стороны государства, а и регулирования через экономические функции. Отсюда следует, что ГРЭ – это государственное воздействие на сферу хозяйствования в обществе, а также на социальные процессы. Таким образом, государство реализует свою экономическую и социальную политику, основой которой является определенная концепция и стратегия. В процессе реализации этой политики и для достижения намеченных целей используются определенные инструменты и методы.

Для успеха этих мероприятий очень важно наличие утвержденных нормативно-правовых актов. В них необходимо заложить процедуру и принципы социально-экономической политики в регионах и областях, а также должна отображаться политическая воля наивысшего представителя исполнительной власти.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Возможности ГРЭ

Дать оценку уровню государственного вмешательства в экономические процессы очень сложно, даже можно сказать, невозможно. Связано это с многоаспектностью государственного вмешательства. Примером может послужить социальная стабильность в общественной сфере, которая возникает вследствие эффективного государственного регулирования. Но этот показатель невозможно отобразить количественными параметрами. По сути, государственное регулирование достаточно эффективно. С другой стороны, государственное регулирование не безгранично. Например, цикличное воспроизводство в кризисные периоды государству одолеть не под силу. Ведь это приводит к экономической депрессии, которая стает причиной возникновения огромного количества проблем в социальной и экономической сферах. Сколько бы усилий не прилагалось государством для урегулирования этих процессов, долго удерживать уровень безработицы в допустимых границах и обеспечивать максимальную занятость населению не по силу.

В состав ГРЭ входят конкретные установки и цели, для достижения которых используются административно-правовые и экономические инструменты. С учетом всех процессов глобализации в современном мире в тесной взаимосвязи находятся национальное государственное регулирование и внешнеэкономическое.

Государственное регулирование оказывает непосредственное влияние на показатель валового внутреннего продукта, уровень инфляции и показатели безработицы, стабилизацию цен и общий внешнеэкономический баланс.

К примеру, еще в 2013 году прирост ВВП в РФ, согласно с данными аналитики, начал замедляться, хотя цены на нефть оставались на достаточно высокой отметке. При этом статистикой нивелируется то мнение, что единым конкурентным товаром на мировом рынке от России может быть исключительно сырье. Согласно с планом Минэка к 2020 году уровень несырьевого экспорта РФ достигнет приблизительно 500 миллиардов долларов. Для того, чтобы этот прогноз превратить в жизнь, были написаны специальные программы импортозамещения с целью поддержания собственного производства и бизнеса. Касалось это также продукции высокотехнологической сферы. Но не стоит забывать тот факт, что в процессе получения эффективного показателя во всех вышеупомянутых показателях, может возникать противоречие между этими процессами. Объективность в процесс ГРЭ возможна лишь тогда, когда уровень экономического развития, капитала и концентрации производства достаточно высок. Определенные направления государственного регулирования экономики, его формы, а также масштабы проведения зависят от глобальности социально-экономических проблем на определенном временном срезе и в том или ином государстве.

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  • Цели фискальной политики.
  • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
  • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
  • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
  • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

  1. экономический рост;
  2. полная занятость;
  3. стабильность цен.

Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

  1. изменение ставок налогообложения;
  2. изменение государственных расходов.

В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

  • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
  • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
  • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

  • увеличение налогов;
  • сокращение правительственных расходов;
  • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

  • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
  • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

  • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
  • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
  • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
  • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

  • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
  • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
  • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
  • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

2. Добавление подписей к изображениям.

Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
  • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
  • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
  • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

Ответ: на рисунке 2.


Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
  2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:


Содержимое разработки

Тест: «Экономика и государство»

1 . Запишите слово, пропущенное в таблице.

совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста.

государственное регулирование экономики, осуществляемое правительством с помощью налогов и государственных расходов.

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое яв­ляется обобщающим для всех остальных представлен­ных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Налог на прибыль, прямой налог, налог на наследство, подоходный налог, налог на имущество.

3. Ниже приведены меры государственного регулирования в рыночной экономике. Все они, за исключением двух, являются административными.

1) выдача лицензий; 2) установление квот; 3) контроль над ценами; 4) надзор за качеством; 5) кредитно- денежная политика; 6) налоговая политика.

Найдите две меры другого вида, «выпадающие» из об­щего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

4. Установите соответствие между сферами жизни общест­ва и приведенными характеристиками: к каждой пози­ции, данной в первом столбце, подберите соответствую­щую позицию из второго столбца.

Сфера жизни общества

А) призвана интегрировать об­щество на основе учета инте­ресов различных групп

Б) охватывает финансовые ин­ституты

В) включает отношения, скла­дывающиеся в системе мате­риального производства

Г) охватывает отношения обще­ства с внешней природной средой

Д) включает институты государ­ственной поддержки нуж­дающихся групп населения

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующей буквой

5. В стране Н развито фабричное производство. Какие дру­гие признаки свидетельствуют о том, что страна разви­вается как общество индустриального типа? Запишите цифры, под которыми указаны эти отличительные признаки.

1) внедряются компьютерные технологии 2) формируется класс промышленных рабочих 3) религия оказывает значительное влияние на развитие общества

4) существует разделение труда 5) ускоренными темпами развивается сельское хозяйство 6) происходит концентрация производства

6. Выберите верные суждения о роли государства в условиях рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одной из функций государства в условиях рынка является борьба с монополизацией экономики. 2) Государство в рыночной экономике призвало под­держивать незащищенные слои населения. 3) Важнейшей функцией государства является создание общественных благ. 4) Государство в условиях рынка регулирует цены на товары первой необходимости. 5) Процесс приватизации означает передачу частной собственности в руки государства.

7. Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государственный бюджет является одним из инстру­ментов государственного регулирования экономики. 2) Государственный бюджет в РФ составляет Государст­венная Дума и утверждает Правительство РФ. 3) Превышение расходной части бюджета над доходной называется бюджетным дефицитом.

4) Через государственный бюджет происходит перерас­пределение полученных доходов для обеспечения функций государства и местного самоуправления.

5) Главным источником доходов государственного бюд­жета выступают государственные займы.

8. Выберите верные суждения о видах и функциях налогов и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Косвенный налог означает, что субъект налога и но­ситель налога - разные лица. 2) К прямым налогам относятся налоги на прибыль и на добавленную стоимость. 3) Косвенные налоги включаются в цену товара. 4) Контрольная функция налогов заключается в напол­нении государственного бюджета.

5) Регулирующая функция налогов используется для влияния на производство и потребление товаров и услуг.

9. Выберите верные суждения о фискальной политике госу­дарства и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Фискальной политикой называется бюджетно-­налоговая политика государства. 2) Государство проводит фискальную политику только в условиях командной и смешанной экономических систем. 3) Фискальная политика может быть стимулирующей и сдерживающей. 4) Фискальная политика направлена на регулирование экономики через налогообложение, структуру госу­дарственных расходов и систему государственных займов. 5) К средствам фискальной политики относится уста­новление ключевой ставки процента.

10. Выберите верные суждения о государстве в условиях рыночной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государство в условиях рыночной экономики не должно заботиться о создании условий для экономи­ческого роста. 2) Одной из функций государства в условиях рыночной экономики является создание ее правовой базы.

3) Экономические функции государства в рыночной экономике определяются потребностями ее нор­мального функционирования, обеспечения конку­ренции и частного предпринимательства. 4) В странах с рыночной экономикой не существует го­сударственная собственность. 5) Одной из функций государства в условиях рынка является компенсация негативных внешних эффек­тов.

11. Установите соответствие между видами статей бюджета и конкретным их выражением: к каждой позиции, дан­ной в первом столбце, подберите соответствующую пози­цию из второго столбца.

1. Маневрирование учетной ставкой ЦБ является элементом
• корректировки валютного курса

2. Средства, направленные на структурную перестройку экономики, модернизацию и техническое переоснащение приоритетных отраслей национальной экономики, — это государственный(-ые) .
• расходы

3. Повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам — это:
• ревальвация

4. Федеральная таможенная служба РФ не
• занимается контролем за соблюдением законодательства о налогах и сборах

5. Суть стратегического планирования состоит в:
• выборе главных приоритетов развития национальной экономики

6. По жилищно-коммунальным услугам доля государственных предприятий составляет:
• 70,9%

7. Прожиточный минимум на 2005 год составлял:
• 8788 руб

8. Баланс запланированных расходов и доходов правительства за определенный период (за год) — это:
• государственный бюджет

9. В функции Минфина России в части регулирования внешнеэкономической сферы входит:
• внесение в Правительство РФ предложений об изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин

10. Регулирование валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капитала и динамику внутренних кредитов, денежной массы, цен, совокупного спроса — это:
• маневрирование учетной ставкой ЦБ

11. В прогнозировании возможен методический подход:
• генетический

12. Направляющее воздействие государственных органов власти на внешнеэкономическую сферу с использованием определенного инструментария на основе созданной правовой базы — это:
• механизм управления ВЭД

13. Пограничная политика включает в себя
• обеспечение регулирования потоков внешней миграции

14. Суд на основании решения собрания кредиторов и отчета внешнего управляющего может не принять решение о (об):
• изменении налогооблагаемой базы

15. Официальный потолок заимствований является элементом
• политики управления внешним долгом

16. Стимулирующая функция государственных доходов заключается в:
• развитии экономики посредством государственного бюджета

17. Финансовый контроль может быть:
• общегосударственным

18. Общегосударственный уровень целеобразования заключается в:
• политической и социальной стабильности

19. Экономико-математическое моделирование состоит в создании
• образца

20. Корпоративный уровень целеобразования заключается в:
• максимизации прибыли

21. К методам формирования государственных доходов не относится(-ятся):
• инфляция

22. В обязанности Минимущества входит:
• проведение государственной политики в области приватизации

23. Регулируя денежную массу, государство может влиять на:
• инвестиционные проекты и потребление населения

24. В построение бюджетной системы не входит принцип:
• совмещения

25. Из экономических мер наиболее часто используются:
• прогнозирование, планирование и программирование экономики

26. Правительство РФ во внешнеэкономической сфере не
• подписывает международные соглашений

27. Продажа или покупка крупных партий иностранной валюты — это:
• валютные интервенции

28. Совокупность денежных отношений, связанных с формированием и использованием децентрализованных денежных фондов в процессе кругооборота производственных фондов и участия в воспроизводстве рабочей силы — это:
• финансы предприятий

29. Урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки, предметом которых являются валютные ценности, — это валютные(-ый) .
• операции

30. Основоположниками классического типа финансовой политики был(-и):
• А. Смит и Д. Риккардо

31. Второй этап (перестроечный) организации управления ВЭД в новейшей истории нашей страны был в:
• 1986-1991 годы

32. Системоутверждающей функцией государственного регулирования ВЭД является(-ются):
• рост уровня и качества жизни

33. Третий этап управления ВЭД (с 1991 г. по настоящее время) характеризуется:
• правом всех юридических лиц осуществлять ВЭД с момента регистрации

34. Задачей государственного регулирования экономики является:
• ориентация на достижение экономической эффективности

35. К валютным операциям, связанным с движением капитала, относятся:
• портфельные инвестиции

36. Основным назначением судебной системы применительно к сфере ВЭД являются:
• защита прав и охраняемых законом интересов предприятий и предпринимателей

37. Снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам, — это:
• девальвация

38. Функцией административных методов является:
• обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни

39. Целью монополий является:
• ограничение конкуренции для получения монопольно высокой прибыли

40. Коммерческие предприятия в РФ, собственником имущества которых является государство, — это:
• унитарные предприятия

41. Сделки должны утверждаться собранием кредиторов, если их размер превышает ____________________ балансовой стоимости активов.
• 20%

42. Нерезиденты были допущены на российский валютных рынок начиная с года
• 1993

43. К специальным методам государственного регулирования относится метод:
• балансовый

44. Системовоспроизводящими функциями государственного регулирования ВЭД являются:
• упрочение и расширение поля страны в мировом экономическом и политическом пространстве

45. Формирование научных предпосылок принятия управленческих решений в рыночных условиях — это главная функция .
• прогнозирования

46. Основной формой поддержки депрессивных регионов является:
• концентрация методов и механизмов поддержки предпринимательства

47. Решение о банкротстве принимается только
• арбитражным судом

48. Одно из направлений государственного регулирования экономики, представляющее собой комплекс мероприятий, направленных на формирование конкурентной среды, — это политика .
• антимонопольная

49. Изменения в фискальной и денежной политике влияют на:
• инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства

50. К основным функциям государства относятся:
• обеспечение социальной защиты и социальных гарантий

51. Совокупность денежных отношений, проявляющихся в формировании и использовании централизованных денежных фондов в целях удовлетворения общественных потребностей — это:
• финансы государства

52. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает:
• государственно-правовой механизм

53. Регионы, которые характеризуются чрезмерно низкими душевными доходами населения и недостаточным производственным и финансовым потенциалом, — это регионы .
• отстающие в экономическом отношении

54. Первый этап (советский) организации управления ВЭД в новейшей истории нашей страны был в:
• 1918-1986 годы

55. Важнейшей ролью государственного сектора является:
• аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на экономические цели

56. Объем золотовалютных резервов в 2005 году по сравнению с 2004 вырос на:
• 24%

57. Инструментами политики валютных ограничений является:
• запрет свободной продажи валюты

58. Целью управления государственной собственностью является:
• увеличение доходов федерального бюджета и оптимизация структуры собственности

59. Количество чужой валюты за единицу национальной, а также кросс курсы валют — это:
• обратная котировка

60. Совокупность долгосрочных и краткосрочных мер, направленных на создание оптимальных условий функционирования национальной валютной системы, — это:
• валютно-кредитная политика

61. К основным документам, регламентирующим территориальное развитие экономики в стране, относится схема:
• генеральная

62. В функции Управления уполномоченного Минэкономразвития и торговли РФ входит:
• обеспечение мер государственного контроля и регулирования ВЭС в регионе

63. Общегосударственные органы власти в регионе представляет:
• Аппарат Полномочного представителя Президента РФ

64. Цель прогнозирования состоит в:
• создании научных предпосылок, включающих научный анализ тенденций развития экономики

65. Государственный сектор в рыночной экономике активно используется как:
• средство регулирования для достижения многих государственных социально-экономических целей

66. Государственный сектор через Центральный банк выполняет функцию
• определения процентных ставок и оказание воздействия на валютный курс

67. Государственные Минимальные Социальные Стандарты применяется для определения показателя
• прожиточного минимума

68. Нерезиденты — это:
• находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические представительства

69. Для советского этапа управления ВЭД характерна:
• внешнеэкономическая модель плановых взаимосогласованных поставок преимущественно со странами Совета Экономической Взаимопомощи

70. Целью долгосрочной социально-экономической политики Правительства РФ является:
• последовательное повышение уровня жизни населения на основе самореализации каждого гражданина

71. Сокращение государственного вмешательства в финансово-кредитную сферу с целью стимулирования рыночного хозяйственного механизма — это:
• дерегулирование

72. Удельный вес организаций государственной формы собственности составляет:
• 73%

73. Государство, используя банкротство, не преследует цель
• роста занятости

74. Снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам — это:
• девальвация

75. Способ обработки и анализа статистических данных на основе равенства целого сумме частей — это метод .
• балансовый

76. Функция заработной платы, служащая основным средством трудовой деятельности рабочей силы определенного профессионального состава относится к функции
• воспроизводственной

77. Управление композицией внешнего долга — это:
• поддержание приемлемой для страны структуры внешней задолженности

78. Целью региональной политики является:
• укрепление экономического единства страны на основе принципов федерализма

79. Федеральная налоговая служба РФ осуществляет:
• учет налогоплательщиков

80. Формирование финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и государственных предприятий, — это государственные .
• доходы

81. Устанавливаемые компетентными органами предельно допустимые изменения в природе — в ее элементах, популяциях и др., вносимые людьми в процессе их жизнедеятельности — это:
• экологические нормативы

82. В число основных задач Центрального банка России не входит:
• разработка структурной политики

83. Распределение и перераспределение средств происходит с помощью
• налоговой системы

84. Все валютные операции реализуются:
• через уполномоченные банки

85. Задачей региональной экономической политики является:
• укрепление экономических основ территориальной целостности РФ

86. Система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием субъектов Федерации, а также механизм их реализации — это политика .
• региональная

87. Транзитный валютный счет нужен для:
• зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте

88. Соотношение между двумя валютами, которое вытекает из их курса по отношению к курсу третьей валюты, — это:
• кросс курсы валют

89. Основной задачей региональной политики в сфере занятости является:
• защита трудовых прав работников несостоятельных предприятий

90. Экономическая система, управление которой предполагает оптимальное сочетание рыночного механизма и государственного регулирования, — это:
• смешанная экономика

91. Для решения комплекса задач регионального развития государственные органы располагают:
• административными мерами ограничительного и поощрительного характера

92. К видам финансового механизма относятся:
• директивный и регулирующий

93. Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на:
• демонополизации экономики

94. Применительно к экономическому регулированию особое значение имеют статистические метод(-ы):
• экстраполяции

95. Управленческий процесс создания и поддержания соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и ситуацией на рынке, а также прогнозирование финансовой деятельности предприятия на длительный период — это:
• стратегическое планирование

96. Государственные Минимальные Социальные Стандарты применяются для определения показателя
• доходов

97. Основным методом регулирования естественных монополий является:
• ценовое регулирование

98. Особенности административных средств регулирования экономики заключаются в том, что они
• не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их реализации

99. Определение размера зарплаты на уровне цены рабочей силы, позволяющей работнику и его семье удовлетворять необходимые материальные и духовные потребности, восстановление воспроизводственной, стимулирующей и социальной функций зарплаты — это:
• главная цель совершенствования оплаты труда в условиях России

100. Официальный потолок заимствований — это:
• предельный абсолютный объем внешней задолженности на год

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики – определение термина

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) - комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.


Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

  • создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
  • проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
  • распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
  • развитие научной деятельности;
  • контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
  • регулирование отраслевой структуры экономики;
  • проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
  • контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
  • производство общественно необходимых благ.
-->


Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Принципами ГРЭ являются:

  • Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
  • Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
  • Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
  • Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
  • Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.

Читайте также: