Государственная пошлина основные элементы

Опубликовано: 05.05.2024

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ раздел VIII части второй настоящего Кодекса дополнен главой 25.3, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Глава 25.3. Государственная пошлина

ГАРАНТ:

  • Статья 333.16. Государственная пошлина
  • Статья 333.17. Плательщики государственной пошлины
  • Статья 333.18. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины
  • Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями
  • Статья 333.20. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям
  • Статья 333.21. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами
  • Статья 333.22. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды
  • Статья 333.23. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации
  • Статья 333.24. Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий
  • Статья 333.25. Особенности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий
  • Статья 333.26. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами
  • Статья 333.27. Особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами
  • Статья 333.28. Размеры государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации
  • Статья 333.29. Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации
  • Статья 333.30. Размеры государственной пошлины за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы
  • Статья 333.31. Размеры государственной пошлины за совершение действий федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, за использованием и обращением драгоценных камней
  • Статья 333.32. Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, за использованием и обращением драгоценных камней
  • Статья 333.32.1. Размеры государственной пошлины за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов и регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения в целях формирования общего рынка лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза
  • Статья 333.32.2. Размеры государственной пошлины за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации медицинских изделий и регистрации медицинских изделий, предназначенных для обращения на общем рынке медицинских изделий в рамках Евразийского экономического союза
  • Статья 333.32.3. Размеры государственной пошлины за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации биомедицинских клеточных продуктов
  • Статья 333.33. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий
  • Статья 333.34. Особенности уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, средств массовой информации, за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации
  • Статья 333.35. Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций
  • Статья 333.36. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям
  • Статья 333.37. Льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды
  • Статья 333.38. Льготы при обращении за совершением нотариальных действий
  • Статья 333.39. Льготы при государственной регистрации актов гражданского состояния
  • Статья 333.40. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
  • Статья 333.41. Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины
  • Статья 333.42. (утратила силу)

>
Государственная пошлина
Содержание
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Государственная пошлина

Государственная пошлина установлена Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ и кодифицирована в виде главы 25 3 НК, вступившей в действие с 1 января 2005 г.

В соответствии со ст. 333 16 государственная пошлина — это федеральный сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25 3 НК (кроме действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ).

Можно выделить следующие характерные черты государственной пошлины:

  • обязательный и возмездный характер, так как она выступает в качестве обязательной компенсации за оказание юридическим и физическим лицам конкретных государственных услуг;
  • определенный регулятивный характер, так как она выступает в качестве особого инструмента для управления спросом и предложением на государственные услуги;
  • фискальный характер, так как она обеспечивает бюджетам определенный доход от установления монополии государства на отдельные виды услуг;
  • учитывается в составе налоговых доходов бюджетов различных уровней.

Таким образом, государственная пошлина имеет индивидуально возмездную природу, ее уплата является основанием для осуществления указанными выше органами и должностными лицами соответствующих юридически значимых действий, в которых нуждаются плательщики пошлины.

Основные элементы государственной пошлины представлены на рисунке.

Плательщиками госпошлины признаются организации и физические лица в случае, если они:

1) обращаются за совершением юридически значимых действий (выдача документов, их копий, дубликатов приравнивается к юридически значимым действиям);

2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины.

Объектом обложения госпошлиной является более 100 видов юридически значимых действий, которые разделяются на семь основных групп.

1. Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировым судьям, в Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ (ст. 333 20 , 333 22 , 333 23 НК).

2. Совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) законодательно уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (ст. 333 24 НК).

3. Государственная регистрация актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами (ст. 333 26 НК).

4. Совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выхода из гражданства РФ, а также с въездом в РФ и выездом из РФ (ст. 333 28 НК).

5. Совершение действий по официальной регистрации программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологии интегральных микросхем (ст. 333 30 НК).

6. Совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора (ст. 333 31 НК).

7. Осуществление государственной регистрации и прочих юридически значимых действий.

Последняя группа наиболее обширна по своему составу. Полный перечень действий этой группы представлен в ст. 333 33 и 333 34 НК. Однако для составления представлений о широте охвата приведем некоторые виды таких действий. Облагается госпошлиной государственная регистрация: юридического лица, физического лица в качестве ИП, политической партии, средств массовой информации, договоров коммерческой концессии, договоров об ипотеке, договоров о залоге транспортных средств, сервитутов, прав на предприятие как имущественного комплекса, лекарственных средств, транспортных средств, воздушных и морских судов и совершение иных регистрационных действий с ними, выпуска эмиссионных ценных бумаг и иные регистрационные действия.

Кроме того, в составе этой группы облагается госпошлиной и осуществление прочих юридически значимых действий: выдача лицензий на право осуществления лицензируемых видов деятельности, предоставление разрешений на право вывоза культурных ценностей, проставление апостиля, легализация документов, истребование документов, проведение аттестаций, выдача ордера на квартиру, выдача разрешения на распространение наружной рекламы, получение ресурса нумерации оператором связи, право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц и другие действия.

В Налоговом кодексе РФ установлены индивидуальные для каждого вида юридически значимых действий размеры (ставки) госпошлины. При этом используются два основных вида ставок: твердые (специфические) и адвалорные (в процентах).

Наибольшее количество ставок госпошлины представлено именно как твердые ставки — в фиксированных суммах в рублях за каждое юридически значимое действие, причем по отдельным группам таких действий предусмотрены исключительно твердые ставки. К таким группам относятся совершение действий органами ЗАГСа, действий, связанных с приобретением гражданства или выхода из него, действий по официальной регистрации программ ЭВМ, действий по осуществлению федерального пробирного надзора, т.е. все виды госпошлины групп 3—6 из представленного выше перечня.

В качестве примера твердых ставок можно привести госпошлину за государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства, установленную в размере 200 руб.

Значительно меньшее количество ставок представлено как адвалорные. Данные ставки в госпошлине встречаются в двух разновидностях — пропорциональные и регрессивно-каскадные.

Адвалорные пропорциональные ставки формулируются в процентах от суммы (сделки, искового заявления и т.д.) с предельным ограничением или без него. В качестве примера такой ставки с предельным ограничением приведем госпошлину за государственную регистрацию договора о залоге транспортных средств, установленную в размер 0,1% суммы договора, но не более 1000 руб. Примером адвалорной пропорциональной ставки без предельного ограничения может служить госпошлина за право вывоза культурных ценностей, которая устанавливается для ценностей, созданных более 50 лет назад, в размере 10% их стоимости, созданных 50 лет назад и менее — в размере 5% их стоимости.

Адвалорные регрессивно-каскадные ставки устанавливаются в процентах от суммы (искового заявления) с делением этой суммы на налоговые разряды с применением для каждого разряда своей ставки, понижающейся при переходе к более высокому разряду. При этом возможно установление предельных ограничений по нижнему и высшему налоговому разряду.

Например, при подаче в арбитражный суд искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, с цены иска уплачивается госпошлина:

  • до 50 000 руб. — 4%, но не менее 500 руб.;
  • от 50 001 до 100 000 руб. — 2000 руб. плюс 3% суммы, превышающей 50 тыс. руб.;
  • от 100 001 до 500 000 руб. — 3500 руб. плюс 2% суммы, превышающей 100 тыс. руб.;
  • от 500 001 до 1 000 000 руб. — 11 500 руб. плюс 1% суммы, превышающей 500 тыс. руб.;
  • свыше 1 000 000 руб. — 16 500 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 1 млн. руб., но не более 100 тыс. руб.

В отдельных случаях предусматривается увеличение ставок в определенных Налоговым кодексом РФ пределах. Так, за нотариальные действия, совершаемые вне помещений государственной нотариальной конторы, органов исполнительной власти органов местного самоуправления, предусмотрено увеличение размера госпошлины в полтора раза. За совершение ускоренной процедуры действий федерального пробирного надзора госпошлина существенно увеличивается: на 200% при выдаче заклейменных изделий, результатов экспертизы или анализа в течение одних суток с момента принятия изделий, на 100% при выдаче заклейменных изделий в течение двух суток. По пробирному надзору установлены также иные основания для увеличения размера госпошлины.

В данном сборе установлено значительное количество льгот. Эти льготы сохранились в госпошлине еще с тех времен, когда она взималась в соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине». Однако принципиальным отличием в вопросе установления льгот по сравнению с ранее существовавшим порядком стало исключение возможности органам субъектов РФ и местного самоуправления вводить дополнительные к федеральному перечню льготы. В главе 25 3 НК такая норма уже предусмотрена. Справедливости ради следует признать, что хотя общее количество льгот при кодификации госпошлины было уменьшено, но все равно их количество остается значительным.

Полный перечень льгот представлен в ст. 333 35 —333 39 НК. Не воспроизводя их, представим классификацию льгот по видам.

1. Устанавливается НК по отдельным видам юридически значимых действий для всех категорий физических лиц и организаций.

Пример: за вывоз культурных ценностей, истребованных из чужого незаконного владения; за государственную регистрацию арестов недвижимого имущества.

2 Устанавливается НК по отдельным видам юридически значимых действий для отдельных категорий физических лиц и организаций.

Пример: суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд РФ; физические лица — авторы культурных ценностей — за право вывоза ими культурных ценностей.

3 Устанавливается НК по отдельным видам юридически значимых действий для всех категорий лиц, совершаемых отдельными органами (должностными лицами).

Пример: по жалобам на определения суда, рассматриваемым исключительно в судах общей юрисдикции, освобождаются любые организации и физические лица

Устанавливается НК по отдельным видам юридически значимых действий для отдельных категорий физических лиц и организаций.

Пример: инвалиды I и II групп — на 50% по всем видам нотариальных действий

Работа

Цена иска в гражданском процессе: основные положения

Прежде всего, отметим, что цена иска может быть определена только в том случае, если заявляется требование имущественного характера.
Проще говоря, цена иска равняется общей сумме имущественных требований истца к ответчику.

Определить данную величину нужно:

  1. Для расчета госпошлины, которая напрямую зависит от цены иска (подп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, далее — НК РФ).
  2. Определения подсудности спора (см., например, ч. 1 ст. 23 Гражданского процессуального кодекса РФ, далее — ГПК РФ).

Цена иска является обязательным пунктом искового заявления, если хотя бы одно из включенных в него требований является имущественным (п. 6 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ. При несоблюдении данного требования иск будет оставлен судом без движения (п. 1 ст. 136 ГПК РФ).

Обратите внимание! Цена иска должна рассчитываться в рублях (ст. 317 Гражданского кодекса РФ, далее — ГК РФ).

В процессе судебного разбирательства истец имеет право изменить цену иска — увеличить или уменьшить ее.

Ошибка истца при определении цены иска не является основанием для отказа судом в принятии искового заявления или оставления его без рассмотрения (ст. 3, 131, 136 ГПК РФ). Если судья выявит очевидное несоответствие рассчитанной истцом цены иска реальной стоимости требуемого имущества, то судья правомочен самостоятельно определить ее (п. 2 ст. 91 ГПК РФ; см., например, решение Моздокского районного суда Республики Северная Осетия (Алания) от 18.02.2019 по делу № 2-1086/2018).

Особенности определения цены иска

Цена рассчитывается гражданином самостоятельно перед обращением в суд по имущественному спору. Она указывается в заявлении, после чего с учетом размера требований уплачивается госпошлина. Если при принятии заявления судья выявляет, что цена необоснованно завышена или занижена, он самостоятельно производит расчеты (ч.2 ст. 91 ГПК РФ).

Обратите внимание! Цену придется определять даже в том случае, если заявлено два и более требования, и только одно из них является имущественным. Там, где речь идет о деньгах, недвижимости, разделе бизнеса и прочих спорах, расчеты нужны всегда.

Для каких целей нужны расчеты:

  1. Расчет госпошлины согласно ст. 333.19 НК РФ. Размер платежа в бюджет зависит от стоимости требований. Уплачивается фиксированная часть и процент.
  2. Определение подсудности. Если возник спор о разделе имущества до 50 000 руб. или имущественные разногласия в сфере защиты прав потребителей до 100 000 руб., можно обратиться в мировой суд. В остальных случаях – в районный.
  3. Выявление размера долей и компенсаций за раздел неделимого в натуре имущества после удовлетворения требований. Например, если вы хотите поделить с бывшим супругом машину, по понятным причинам ее не будут делить на 2 части в натуре. Но вы сможете получить компенсацию, равную стоимости своей доли, т.е. половину.

В процессе разбирательств можно уменьшить или увеличить стоимость – все зависит от конкретной ситуации.

Кто рассчитывает все?

Истец производит расчет самостоятельно, но при желании может обратиться в оценочную компанию.

Это актуально в нескольких ситуациях:

  • оценивается недвижимость, автомобиль;
  • нужна оценка бизнеса.

После проведения независимой экспертизы выдается заключение, на основании которого формируются требования. Заключение необходимо приложить в обоснование к иску.

При самостоятельном определении стоимости производится полный расчет, потребуется обоснование. Если делится имущество, могут использоваться рыночные показатели.

Совет юриста: лучше обратиться к оценщикам – они сделают расчеты максимально объективно. Услуги оплачиваются истцом, но при положительном решении суда по иску издержки взыскиваются с ответчика (ст. 94 ГПК РФ).

Что не входит в цену иска в рамках ГПК РФ

Штраф не входит в цену иска по защите прав потребителей

Расчет цены иска в рамках процесса по гражданскому делу должен осуществляться в соответствии с правилами ст. 91 ГПК РФ.

В таблице ниже указаны особенности расчета цены иска по разным категориям дел.

Если исковое заявление включает несколько самостоятельных требований, то итоговая цена иска вычисляется с учетом цены каждого из таких требований.

В цену иска не включаются:

  • Размер компенсации морального вреда, т. к. данное требование носит неимущественный характер, хотя и компенсируется в денежной или материальной форме (п. 10 постановления пленума ВС РФ «Некоторые вопросы применения…» от 20.12.1994 № 10). Сумма компенсации в таком случае определяется судом с учетом всех обстоятельств конкретной ситуации, а не истцом (п. 2 ст. 1101 ч. 2 ГК РФ). При этом истец имеет право в своем заявлении помимо требований имущественного характера указать желаемый размер такой компенсации, но судебный орган правомочен его изменить по собственному усмотрению (см., например, апелляционное определение Московского городского суда от 04.09.2019 по делу № 33-35321/2019).
  • Денежные суммы компенсации по искам о защите чести, достоинства, доброго имени и деловой репутации, т. к. названные требования являются неимущественными.
  • Государственная пошлина (т. к. в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 ч. 2 НК РФ) расчет госпошлины производится на основании цены иска) и другие судебные расходы. Судебные расходы могут быть включены в исковые требования отдельным пунктом, а их распределение между сторонами по делу производится в соответствии со ст. 98 ГПК РФ.

Предлагаем ознакомиться: Алименты до 3 лет: особенности назначения и размер алиментов

Цена иска указывается заявителем, а в случае неправильного указания определяется арбитражным судом (п. 3 ст. 103 АПК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 333.22 НК РФ).

Порядок определения цены иска следующий (п. 1 ст. 103 АПК РФ):

Вид искаЦена иска
Иск о взыскании денежных средствВзыскиваемая сумма
Иск о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядкеОспариваемая денежная сумма
Иск об истребовании имущества (в т.ч. земельного участка)Стоимость истребуемого имущества (в т.ч. земельного участка)

В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штраф, пени) и проценты.

Если иск предусматривает несколько самостоятельных требований, цена иска определяется путем суммирования всех требований.

Госпошлина, определяемая исходя из цены иска, сама в цену иска не входит. И, в случае победы истца, госпошлина возмещается ответчиком отдельно в составе судебных расходов (ст. 101, п. 1 ст. 110 АПК РФ).

Расчет цены иска по делам о взыскании денежных сумм

Цена иска о взыскании денежных средств равна размеру взыскиваемой суммы. Цена иска может включать при этом размер основного денежного обязательства, а также проценты за использование чужих денежных средств (ст. 395 ГК РФ) и неустойку.

Васильев обратился к Соколову с исковым заявлением о взыскании суммы долга в размере 500 000 руб. по договору займа и процентов за пользование им, которые составляют 80 000 руб. Кроме того, он заявил требование об уплате процентов за 30 дней просрочки исполнения обязательства по ст. 395 ГК РФ в размере 20 000 руб. В данной ситуации цена иска будет равна сумме всех этих требований, то есть 600 000 руб.

Обратите внимание! Согласно п. 51 постановления «О некоторых вопросах…» от 01.07.1996 Пленума ВС РФ № 6 и Пленума ВАС РФ № 8 истец должен определить сумму неустойки по состоянию на момент обращения в суд.

ГПК РФ не требует вычислять заново цену исковых требований с учетом прошедшего с момента подачи иска до вынесения судебного решения времени и, соответственно, изменившегося за данный период размера неустойки.

Взыскиваемые с должника проценты за пользование чужими денежными средствами прописываются в судебном решении в твердой сумме только в ситуациях, когда денежное обязательство выполнено должником до вынесения решения. В противном случае суд в своем постановлении помимо прочих обязательных данных указывает и то, что проценты подлежат начислению по день фактической уплаты кредитором денежных средств.

Дела о правах на имущество

В делах, связанных с возвратом имущества законному владельцу, цена иска вычисляется в зависимости от стоимости такого имущества. Аналогичным образом рассчитывается цена иска, если судебный процесс связан с признанием права собственности на конкретное имущество.

Требовать возврата имущества возможно:

  • из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ);
  • у добросовестного приобретателя (ст. 302 ГК РФ).

Предлагаем ознакомиться: Кредит на строительство дома с материнским капиталом

Собственник при истребовании своего имущества может отнести к цене иска:

  • сумму всех доходов, которые недобросовестный владелец получил или должен был получить за время неправомерного использования имущества;
  • сумму всех доходов, которые получил или должен был получить добросовестный владелец, начиная с момента получения им информации о неправомерности такого владения или вручения ему повестки по иску о возврате имущества.

Цена иска, представленного владельцем имущества (названная норма распространяется и на добросовестного, и на недобросовестного владельца), может включать сумму возмещения необходимых затрат на имущество, рассчитываемых с момента, с которого собственнику причитаются доходы на спорное имущество (ст. 303 ГК РФ).

Для расчета цены иска берется любая стоимость недвижимого имущества, подтвержденная документально, например кадастровая. Для физических лиц она не может быть ниже инвентаризационной (при ее отсутствии — ниже указанной в договоре страхования), а если объект принадлежит организации — ниже балансовой (п. 9 ч. 1 ст. 91 ГПК РФ).

Государственная пошлина

Освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы и организации, которые полностью финансируются из бюджета, учреждения культуры. От уплаты всех видов государственная пошлина освобождены следующие категории физических лиц: Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации и полный кавалер ордена Славы; участник и инвалид Великой Отечественной войны.

Государственная пошлина включается в российскую налоговую систему, поэтому ее можно считают разновидностью налоговых платежей. Сходство с налогами заключают в обязательности уплаты в бюджет, в распространения на нее общих условий установления, предполагающие определение плательщика и всех шести элементах налогообложения, которые перечислены в ст. 17 Налогового кодекса. Отличие же госпошлины от налогов будет состоять в целевом ее характере и возмездное.

Рекомендуем прочесть: Аванс И Задаток Разница При Покупке Квартиры

Дела об алиментных платежах

Цена иска по делу о взыскании алиментных платежей складывается из совокупности таких платежей за 1 год.

Если истец настаивает на получении ежемесячно фиксированной суммы денежных средств, то для определения цены исковых требований названную сумму нужно умножить на 12. Если алименты взыскиваются в процентах от заработной платы, то размер зарплаты ответчика умножается на соответствующий процент, а полученное произведение увеличивается еще в 12 раз.

При подаче такого заявления истец освобождается от внесения госпошлины (подп. 2 п. 1 ст. 333.36 ч. 2 НК РФ).

Досрочное расторжение договора аренды недвижимости (имущественного найма)

Необходимо учесть, что нормы подп. 8 п. 1 ст. 91 ГПК РФ распространяются также на договор аренды (ст. 606 ГК РФ).

Цена иска при досрочном расторжении соглашения об имущественном найме рассчитывается как сумма платежей за использование имущества в течение оставшегося срока действия соглашения.

При этом речь идет о соглашениях, заключенных на конкретный срок.

Расторжение соглашений, заключенных на неопределенных срок, происходит по правилам ст. 610 ГК РФ.

Предлагаем ознакомиться: Снт что входит в налог

Обратиться в судебный орган с иском о досрочном расторжении договора может как арендатор (наниматель), так и арендодатель (наймодатель).

О суде

12.05.2021

Арбитражный суд Тамбовской области объявляет о проведении второго этапа конкурса для формирования кадрового резерва на замещение вакантной должности секретаря судебного заседания

Арбитражный суд Тамбовской области объявляет о проведении второго этапа конкурса на включение государственного гражданского служащего (гражданина Российской Федерации) в кадровый резерв для замещения вакантной должности секретаря судебного заседания

08.05.2021

С Днём Победы!

26.04.2021

Информация о порядке работы суда в период с 04.05.2021 по 07.05.2021

Егорова Т.В. «К вопросу о понятии государственной пошлины»


Обзор деятельности арбитражного суда в СМИ

К вопросу о понятии государственной пошлины

В правовом регулировании вопросов государственной пошлины, в том числе, взимаемой по делам, рассматриваемым судами, в последнее время произошли довольно существенные изменения. С теоретической и практической стороны весьма интересен анализ нормативно-правовых норм, регулирующих порядок уплаты государственной пошлины, так как их оценка во многом связана с развитием процессуального права, как следствие этого, с эффективностью осуществления правосудия, с результатами работы всей системы государственной власти, как ее части, судебной ветви.

Тем более что ныне сложилась ситуация, когда теоретическому осмыслению вопросов о природе судебных пошлин и анализу связанных с этим практических последствий в процессуальной литературе не придается должного значения. Вопросы госпошлины незаслуженно находятся на периферии процессуальной науки, современные комплексные исследования этих вопросов практически отсутствуют. Это приводит к непониманию большинством авторов, касающихся вопросов госпошлины, как самой природы этого платежа в контексте основных начал законодательства о налогах и сборах, так и соотношения применимых к госпошлине норм отраслевого законодательства.

Так, в ряде комментариев и даже в учебниках госпошлину либо упорно называют федеральным налогом [1], либо вопрос о природе этого платежа в рассматриваемом аспекте вообще обходится [2]. Авторы указанных и ряда других комментариев ограничиваются воспроизведением известной формулы, приведенной в ныне утратившем силу Законе «О государственной пошлине», не указывая на место госпошлины в системе налогов и сборов, признавая наличие противоречий между налоговым и процессуальным законодательством, предлагается разрешать их в пользу последнего без учета предмета и сфер регулирования соответствующих отношений отраслевым законодательством и определяемых этими предметом и сферами приоритетов и соотношения между законами, относящимися к разным отраслям.
В действующем законодательстве о налогах, сборах и пошлине, а также юридической и экономической литературе даются определения понятий налога, сбора и пошлины, носящие дискуссионный характер, правильное разрешение которых имеет важное научное и практическое значение.

Говоря о понятии государственной пошлины, Закон «О государственной пошлине», регулирующий вопросы взимания государственной пошлины до введения в действие главы 25.3 Налогового Кодекса Российской Федерации, содержал менее объемную норму. Он определял государственную пошлину как установленный настоящим законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет государственную пошлину как сбор, взимаемый с лиц, указанный в Налоговом кодексе, при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом.

Родовое понятие сбора содержится в пункте 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сбора государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий. Сбор хотя и не является прямым эквивалентом испрашиваемой плательщиком «публично-правовой услуги», тем не менее, по своей природе представляет собой индивидуально-возмездный платеж. В этом заключается принципиальное различие между сбором и налогом, последнее согласно пункту 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации является индивидуально-безвозмездным платежом, уплата которого не предполагает совершения в отношении конкретного плательщика каких-либо юридически значимых действий [3].

Сравнивая приведенные определения, прежде всего, необходимо отметить, что Налоговый кодекс более точно определил правовую природу государственной пошлины - это не обезличенный с позиций налогового законодательства платеж, а именно сбор, под которым понимается в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В действующем законодательном определении по сравнению с определением, данным в статье 1 Закона РФ «О государственной пошлине», более расширено указаны органы, при обращении в которые взимается государственная пошлина, также уточнена формулировка наличия полномочий указанных органов на совершение юридически значимых действий.

Несмотря на очевидное усовершенствование законодательного определения понятия государственной пошлины, приходится отметить и его недостаток. Речь идет о следующем.

Представляется целесообразным отметить, что оба варианта определения государственной пошлины не свободны от критического рассмотрения, поскольку в первом варианте содержится признак, характеризующий не только госпошлину, но и определение налога и сбора, а именно, данное официальное определение госпошлины наделено таким признаком, как «обязательный платеж», который содержится в официальных определениях налога и сбора, что нельзя признать корректным и усложняет решение задачи отличить государственную пошлину от налога и сбора. Как справедливо отмечается в юридической литературе, обязанность уплатить ее возникает лишь в связи с предоставлением определенных услуг юридического характера (совершением действий) со стороны указанных в законодательстве органов.

Обязательным платежом оно является именно в этом смысле, ибо если лицо не обращается за такими услугами, то и обязанности платить ее не возникает [4].

Некорректным является и новое определение госпошлины, приведенное в статье 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, государственная пошлина понимается законодателем как сбор за совершение юридически значимых действий.

Из практических соображений отсутствует потребность иметь в законодательстве два понятия (сбор и госпошлина) с одинаковой функциональной значимостью - платеж за совершение юридически значимых действий. Кроме того, такое понимание госпошлины является очень широким, поскольку под него подпадает множество действий, и поэтому его нельзя считать корректным.

Далее, исходя из указанного определения в его взаимосвязи с последующими положениями главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации, трудно однозначно определить, является ли государственная пошлина единым сбором или представляет собой обобщающее наименование нескольких сборов, имеющих различные объекты обложения, разные ставки и сроки уплаты и объединенных только тем, что все они взимаются в связи с обращением за совершением юридически значимых действий.

С одной стороны, следуя буквальному значению слов и выражений, содержащихся в главе 25 Кодекса, можно сделать вывод о том, что госпошлина - единый сбор, уплата которого имеет, однако, свои особенности в зависимости от характера юридически значимых действий, за совершением которых обращается заинтересованное лицо. С другой - наименование множества, по существу, разных сборов госпошлиной, то есть одним и тем же сбором, как представляется, не отражает их реального содержания и назначения и преследует скорее цель создать видимость отсутствия множественности соответствующих податей, в том числе взимаемых по судебным делам [5].

Дореволюционное законодательство России не ставило перед собой такой задачи, справедливо исходя из того, что по судебным делам уплачивается не одна, а целый ряд пошлин, включающий: 1) гербовые пошлины, уплачиваемые с листа всякого рода прошений, заявлений и жалоб, подаваемых по тяжебным делам; 2) судебные пошлины, взимаемые с первоначальных и встречных исков, с прошений о вступлении в процесс третьего лица, с отзыва на заочное решение и апелляционных жалоб; 3) канцелярские пошлины, уплачиваемые за изготовление канцелярией по просьбе тяжущихся бумаг и копий и отдельно за приложение печати; 4) сборы по производству дела, взимаемые за совершение некоторых процессуальных действий [6].

Государственная пошлина взимается с лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам. Однако этим положением не охватываются случаи взимания государственной пошлины, предусмотренные в по подпункте 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации, - при привлечении лиц в качестве ответчиков к участию в делах, рассматриваемых судами общей юрисдикции, арбитражными судами и мировыми судьями, если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты госпошлины.

Получается, что ответчик выступает плательщиком того, что не подпадает под определение госпошлины, сформулированное в Налоговом кодексе Российской Федерации, - ведь он не обращался к суду за совершением в отношении себя каких-либо юридически значимых действий, не подавал заявлений, которые указаны в законе, в качестве облагаемых госпошлиной.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения, к которым, в частности, относятся объект обложения и ставка сбора. Применительно к госпошлине по судебным делам соответствующие элементы обложения уясняются из положений статьи 333.19, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, где указано, какие именно подаваемые в суд заявления и жалобы облагаются госпошлиной, а также определены ее ставки.

Таким образом, законодатель называет ответчика плательщиком госпошлины в отсутствие у него объекта обложения [7].

В случае, когда истец освобожден от уплаты госпошлины, у него отсутствует сама обязанность, которая ни на кого перейти не может, по этой причине невозможно считать, что нормой подпункта 2 пункта 2 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик обязывается к уплате госпошлины за истца, освобожденного от ее уплаты.

С другой стороны впервые Кодекс дал развернутое определение плательщиков государственной пошлины и отнес к ним ответчиков, если решение принято не в их пользу и истец освобожден в соответствии с законом от уплаты государственной пошлины.

Список использованных источников

1. Комментарий к ГПК РФ / Под ред. В.М. Жуйкова, В.К. Пучинского, М.К. Треушникова. М., 2003, с. 244; Комментарий к ГПК РФ / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2003; Арбитражный процесс: Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2003, с. 230.

2. Комментарий к ГПК РФ / Под ред. В.И. Радченко. М., 2003, с. 186; Комментарий к ГПК РФ / Под ред. М.А. Викут. М., 2003, с. 189-190.

3. Хозяйство и право. 2005. №8. С. 76.

4. Химичева Н.И. Налоговое право. Учебник. М., 1997. С. 185.

5. Хозяйство и право. 2005. №8. С.77.

6. Энгельман И.Е. Курс русского гражданского судопроизводства. Юрьев,1912, C. 176.

7. Хозяйство и право. 2005. №5. С. 78.


Т. В. Егорова,
г. Тамбов


Актуальные вопросы теории государства и права: Сб. науч. ст. преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры теории государства и права/ Отв. ред. Л.В. Кочетков; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. -Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2008. - 128 с.

§ 2. Государственная пошлина в арбитражном процессе

1. Понятие государственной пошлины
2. Размеры государственной пошлины
3. Порядок уплаты государственной пошлины
4. Возврат государственной пошлины
5. Льготы по уплате государственной пошлины
6. Отсрочка и рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера

1. Понятие государственной пошлины

В соответствии со ст. 333.16 НК РФ под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ.
Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица, в том числе граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, российские и иностранные организации.

2. Размеры государственной пошлины

Государственная пошлина подразделяется на 3 вида:
- пропорциональная,
- простая и
- смешанная.
Пропорциональная государственная пошлина взыскивается в зависимости от цены иска, а размер простой пошлины фиксирован в законе. Смешанная пошлина исчисляется и взимается как в фиксированном размере, так и от цены иска.
Пропорциональная государственная пошлина привязана к цене иска.
Под ценой иска понимается стоимость истребуемого имущества, взыскиваемых денежных средств или иного права, имеющего стоимостное выражение.
В соответствии со ст. 103 АПК РФ цена иска определяется:
1) по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой суммы;
2) по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, исходя из оспариваемой денежной суммы;
3) по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;
4) по искам об истребовании земельного участка, исходя из стоимости земельного участка.
В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штраф, пени) и проценты. Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований. Цена иска указывается заявителем. В случае неправильного указания заявителем цены иска она определяется арбитражным судом.
По исковым заявлениям о признании права, в том числе права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения, государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных для исковых заявлений неимущественного характера.
Согласно п. 1 ст. 333.21 НК РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:
до 100000 рублей - 4% цены иска, но не менее 2000 рублей;
от 100001 рубля до 200000 рублей - 4000 рублей плюс 3% суммы, превышающей 100000 рублей;
от 200001 рубля до 1000000 рублей - 7000 рублей плюс 2% суммы, превышающей 100000 рублей;
от 1000001 рубля до 2000000 рублей - 23000 рублей плюс 1%
суммы, превышающей 1000000 рублей;
свыше 2000000 рублей - 33000 рублей плюс 0,5% суммы, превышающей 2000000 рублей, но не более 200000 рублей;
2) при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными - 4000 рублей;
3) при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:
для физических лиц - 200 рублей; для организаций - 2000 рублей;
4) при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, - 4000 рублей;
5) при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) - 4000 рублей;
6) при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, - 2000 рублей;
7) при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера - в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;
по спорам имущественного характера - в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим лицом суммы;
8) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда - 2000 рублей;
9) при подаче заявления об обеспечении иска - 2000 рублей;
10) при подаче заявления об отмене решения третейского суда -2000 рублей;
11) при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения - 2000 рублей;
12) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов - 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;
13) при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, определений, постановлений суда, копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликата исполнительного листа (в том числе копий протоколов судебного заседания) - 4 рубля за одну страницу документа, но не менее 40 рублей.

3. Порядок уплаты государственной пошлины

Государственную пошлину уплачивает заявитель до подачи искового заявления, заявления или жалобы. Ее размер самостоятельно исчисляется заявителем. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты. Однако при ее неправильном исчислении размер государственной пошлины определяется самим судом, поскольку он вправе проверить и правильность указания цены иска. Неуплата государственной пошлины при отсутствии соответствующих льгот является основанием для оставления его без движения в соответствии со ст. 128 АПК РФ.
Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований. Если исковое заявление содержит одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, то одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.
Государственная пошлина уплачивается самим заявителем. При увеличении размера исковых требований государственная пошлина уплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска. Доплата происходит в 10-дневный срок со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу (пп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ). В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований. При уменьшении размера исковых требований возврат излишне уплаченной государственной пошлины производится лишь в том случае, если уменьшение размера требований принято арбитражным судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
В случае если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований. При подаче заявлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов государственная пошлина уплачивается при условии, что судебные акты не были обжалованы в кассационной инстанции.

4. Возврат государственной пошлины

Государственная пошлина подлежит возврату в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ (ст. 333.40). В частности, при уплате государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено в НК РФ; возвращения заявления, жалобы или отказа в их принятии судами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек 3-годичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины.
Государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения арбитражным судом. При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины (ч. 3 ст. 141 АПК РФ). Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда. Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству.
Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.
К заявлению о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной суммы государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
Кроме того, плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной государственной пошлины прилагаются документы, подтверждающие право на зачет.

5. Льготы по уплате государственной пошлины

Следует различать льготы, которые предоставляются в силу федерального закона и по усмотрению арбитражного суда.
Согласно ст. 105 АПК РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В гл. 25.3 НК РФ в целом более кратко изложены основания для предоставления льгот при обращении в арбитражные суды и несколько сокращен круг льготников. Такой подход соответствует общей направленности социальной политики на "монетизацию" льгот и сокращение их размера и оснований предоставления.
Основания для предоставления льгот при обращении в арбитражные суды и круг лиц предусмотрены в ст. 333.37 НК РФ. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:
1) прокуроры и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;
2) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков;
3) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.
От уплаты государственной пошлины в особом порядке освобождаются общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков, и истцы - инвалиды I и II группы. При подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, указанные плательщики освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1000000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1000000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с общими правилами (пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ) и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1000000 рублей.
Следует иметь в виду, что сохраняют силу иные льготы по уплате государственной пошлины, которые предусмотрены иными федеральными законами, в частности АПК РФ. Так, заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 4 ст. 208 АПК РФ) и об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) (ч. 2 ст. 329 АПК РФ) государственной пошлиной не облагаются.

6. Отсрочка и рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера

В соответствии со ст. 102 АПК РФ порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливается в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Согласно ст. 333.22 НК РФ арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ.
В отличие от ранее действовавшего законодательства отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до 1 года (п. 1 ст. 64 и ст. 333.41 НК РФ). На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.
В то же время сохранилось право арбитражного суда на уменьшение размера государственной пошлины, отсрочку и рассрочку ее уплаты до 1 года. В таком случае у арбитражного суда имеется право предоставления индивидуальных льгот при уплате государственной пошлины с целью устранения препятствий для доступа к судебной защите заинтересованного лица. В этом положении проявляется приоритет социального аспекта правосудия над сугубо фискальным подходом, который ограничивается в случаях необходимости обеспечения доступа к правосудию.

Читайте также: