Генезис науки о налогах
Опубликовано: 30.04.2024
ГЕНЕЗИС НАУКИ О НАЛОГАХ.
Классич.теория н/о-Смит, Риккардо и др., к-е провозгласили фундамент.принципы н/о. Научн.мысль в тот период опередила практику н/о не только тех лет, но и соврем.периода=>17-2пол.19вв.принято считать началом разв-я науки о н/о.
В истории развития налоговой науки определяющую роль сыграли 2 научных течения: марксизм и неоклассицизм. Неокласс-зм вобрал идеи теории Смита и Риккардо. Маркс.учение было положено в основу реформирования производств.отн-ий в СССР.
Эфф.нал.механизм должен отвечать след.фундам.требованиям: 1) н/о выражает смену форм собственности; 2) н/о не должно завис.от происхождения добавочного дохода; 3) вся сис-ма н/о должна строиться в пределах вновь создаваемой стоим-ти; 4) вся сумма обобществленных через нал.отнош-я фин.рес-ов д.б.исп-на исключительно на общегос.нужды под строгим конституц.надзором.
НЕОБХОДИМОСТЬ,СУЩНость и ф-ии налогов
ФУНКЦИИ НАЛОГА: 1) фискальная (мобилизация финансовых ресурсов в доход ГБ); 2) распредел./перераспред. (перераспред-е части ВВП в виде НД и направление одной его доли на расширенное вопсроиз-во, а другой в централиз.фонд ден.ср-в); 3) регул.ф-я (оказание влияния на темпы воспроизводства); 4) стимулир.ф-я (поср-вом льгот и санкций гос-во направляет деят-ть плательщиков в интересах об-ва); 5) контрольн. (полнота и своеврем-ть нал.поступлений в бюджет). Налоги являются одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Государственное регулирование экономики посредством налогов есть способ формирования госбюджета, влияния на развитие тех или иных процессов в обществе посредством налогообложения.
Таким образом, существование государства неразрывно связано с налогами, так как налоговые поступления — это главный источник экономической самостоятельности государства. Налоги, наряду с займами, — определяющий источник существования любой страны. От соотношения доли налогов и займов в бюджете государства в значительной степени зависит его платежеспособность и общее положение в мировом сообществе. При недостаточности налоговых поступлений государство вынуждено прибегать к кредитам иностранных государств, размещению ценных бумаг среди населения страны (внутренние заимствования) и выпуску специальных бумаг для зарубежных инвесторов (внешние заимствования).
4.ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ-обстоятельства, с наличием которых у плательщика возникают налоговые обязательства.(доходы или прибыль, им-во, передача им-ва, потребление, ввоз и вывоз товаров).
В РБ объектами н/о явл.им-во, доходы и прибыль, реализация товаров, ввоз и вывоз товаров, фонд з/п, объем добываемых и перерабатываемых прир.рес-ов, сбросы в окр.среду.
СУБЪЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ-1) непосредственно плательщики нал-в и сборов; 2) иные обязанные лица, деят-ть к-х связана с проц.н/о.
Плательщ.нал-в и сборов-орг-ии и физ.лица, на к-х возложена обязанность уплачивать налоги, сборы и пошлины.
Иные обязанные лица-налоговые агенты, законные и уполномоченные представители налогоплательщика.
ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГОВ.
Нал.система-законод.закрепленная сов-ть налогов, принципов их построения, СП-бов и методов взимания в данн.гос-ве. Н/о-процесс установления и взимания нал-в в стране, определение величин налогов и их ставок, порядка уплаты налогов и круга юр.иф.лиц, облагаемых нал-ми.
Эл-ты налога: субъект налога; носитель налога; переложение налога; объект налога; источник налога; нал.база; нал.оклад; ед-ца обложения; нал.период; нал.ставка; нал.льготы; нал.бремя; нал.обязат-во и др.
Субъект налога-юр.или ф.лицо, к-е по закону гос-ва обязано платить налог. Носитель нал-а-его фактич.носитель, уплачив.налог из своих доходов. Перелож-е налога-полн.или частичн.перенесение налога его плательщиком на другое лицо, к-е становится носителем налога. Объект налога-предмет, действие или явление, к-е в соотв.с законом подлежат обложению. Источник нал-а-доход субъекта в виде з/п, приб., %, дивиденда, из к-го уплачив.налог. Нал.база-часть объекта обложения, образующаяся в рез-те учета всех полагающихся льгот и изъятий и служащая предметом непосредств.применения нал.ставки. Нал.период-время, за которое производится начисление налога или сбора и в те.которого налогоплательщик им.обяз-ти по их уплате. Ед-ца обложения-единица измерения объекта налога. Нал.ст.-величина нал-а в расчете на ед-цу обложения. Нал.льготы-полн.или частичное освобождение от налогов опред.плательщиков. Нал.бремя-обобщенн.хар-ка действия налогов, указывающ.на долю изъятий в совок.доходе гос-ва, а также в доходах отд.категорий плательщиков. Нал.обязательство-эк.отнош-е, в силу к-го налогоплательщ.обязан выполнить все необх.требования по исчислению и уплате нал-а, а гос-во в лице уполномоч.органов вправе требовать от налогоплательщика исполн-я этого обязательства.
6.КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ:
1) по объекту обложения -> нал-и на имущество, на землю, на капитал, на потребление;
2) по принадлежности к уровням власти -> республ.(обязат.к уплате на всей тер-и РБ), местные(обязат.к уплате на соотв.тер-риях);
3) по уровню распред-я в бюджете -> закрепленные(на длит.срок закреплены как доходн.источник конкр.бюджета), регулирующие(налоги, используемые для регулир-я поступлений в нижестоящ.бюджеты в виде % отчислений);
4) в завис.от источника уплаты -> нал-и, уплачиваемые из выручки, из прибыли, из з/п и дохода;
5) в завис.от субъекта уплаты -> с юр.лиц, с физ.лиц;
6) по способу изъятия -> прямые(непосредственно с дохода или им-ва плательщика), косвенн.(устан.в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребл-я тов-в и услуг);
7) в завис.от хар-ра ставок -> прогрессивн.(ставки повыш.по мере роста объекта облож-я), регрессивн.(ставки пониж.по мере роста объекта облоож-я), пропорцион.(ст-ки неизменны при любой налогооблагаемой базе), тверд.(устан.в тверд.суммах на ед-цу обложения);
8) по сп-бу обложения и взимания -> кадастров., декларационные, административн., налично-ден., безналичные;
9) в завис.от назначения -> общие, целевые.
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
Нал.система-законодательно закрепленная совокупность налогов, принципов их построения, способов и методов взимания в данн.гос-ве.
1) пр-п равномерности(справедливости)-жестк.для богатых и щадящ.для бедных;
2) пр-п определенности-точная сумма, сп-б и время платежа д.б.заранее известны плат-ку; 3) пр-п простоты и удобства-нал.должен взиматься в такое время и таким сп-бом, к-е мах удобны для плат-ка;
4) пр-п экономности(дешевизны)-мин-я расходов по сбору налогов.
Внутринацион.(организ.-эк.)пр-пы: 1) пр-п всеобщности; 2) однократность облож-я одного и того же объекта 1 и тем же нал-м за опред.преиод; 3) стабильность нал.сис-мы; 4) оптимальность нал.изъятий.
Нал.сис-ма РБ базир-ся на след.принципах, к-е определены Нал.кодексом:
кажд.лицо обязано уплачив.законно устанавл.налоги и сборы; 2) ни на кого не м.б.возложена обяз-ть уплачивать нал-и и сборы, не предусм.Нал.кодексом РБ; 3) н/о основ-ся на признании веобщности и рав-ва; 4) не допускается установл-е нал-в, сборов, льгот по их уплате, наносящих ущерб нац.безопасности РБ, ее террит.целостности, политич.и эк.стабильности; 5) допускается установление особых видов таможенных пошлин, либо их дифференц.ставок.
ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РБ
Ныне действующие в РБ налоги в завис.от выполняемых ими ф-ий и источников уплаты м.б.объединены в 7 групп: 1)уплачив.из выручки от реализ-и тов-в, работ, услуг-НДС, СРФ, акцизы; 2)нал-и на прибыль и доходы-нал.на прибыль, на дох-ы, подоходн.нал.с физ.л., на игорный бизнес, на лотерейн.дея-ть; 3)нал.на недвиж-ть; 4)нал-и и сборы, уплачиваем.за счет прибыли, оставш.в распоряж-и плат-ка-нал.на приобрет-е автотрансп.ср-в для юр.л., оффшорный сбор, местные нал-и и сб.; 5)нал-и и сборы, относимые на с/с тов-в, работ, услуг-эколог.налог, земельн., страх.взносы в фонд соц.защиты насел-я, отчисл-я в инновац.фонды; 6)упрощенные сис-мы н/о-единый нал.для производителей с/х прод-и, единый нал.с ИП, единый нал.для субъектов малого бизнеса; 7)прочие нал-и и сборы-регистрац.сборы, лицензионн.сборы.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РБ
1)принятие Нал.кодекса в полном объеме; 2)уменьшение числа налогов путем их укрупнения и отмена некоторых, не приносящих значительн.поступлений; 3)сниж-е кол-ва льгот и исключение редко исп-мых льгот; 4)построение стабильной нал.сис-мы; 5)снижение нал.бремени для производителей прод-и и недопущение двойного налогооблож-я; 6)ослабление фин.санкций
СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ
Сп-бы взимания налогов:
1) кадастровый (предпол.исп-е кадастра, т.е.реестра или описи, содерж.перечень типичн.сведений об оценке и средн.доходности объекта облож-я);
2) декларационн.-самый распр.-подача налогоплат-в нал.деклараций в нал.органы;
3) административн.(исчисление и изъятие нал-а у источника образования объекта облож-я. Налоги удерживаются до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от их уплаты).
Методы уплаты налогов: 1) наличн.платеж(в осн.физ.лицами); 2) безнал.платеж(в осн.юр.лицами); 3) гербовыми марками (визы).
Налоги - древнейший институт человеческой цивилизации, необходимый атрибут государства. Поэтому история налогообложения неразрывно связана с зарождением и развитием государственности[1].
История налогообложения в России насчитывает немногим более тысячелетия и начинается с объединения славянских племен в Древнерусское государство (примерно к концу IX в.). История России наглядно показывает, что любые серьезные политические или экономические преобразования неизбежно сопровождаются налоговыми реформами.
Исторически первой формой налогообложения на Древней Руси было полюдье - прямое взимание дани княжеской дружиной с зависимых общин. Впоследствии стал практиковаться повоз - самостоятельный сбор и доставка дани подвластными племенами в Киев. Единицей обложения выступали количество печных труб в хозяйстве (т.н. "дым"). Вплоть до XVIII в. налоги именовались податями. В силу неразвитости товарно-денежных отношений налоговые обязанности исполнялись, как правило, в натуральной форме - медом, мехами, сельскохозяйственными продуктами. Повсеместно практиковались государственные повинности в форме гужевых, строительных, военных и иных обязательных работ. Постепенно вводятся торговые пошлины ("мыт"), взимаемые за провоз товаров через заставы. Этот исторически первый этап налогообложения на Руси характеризуется множественностью разнообразных повинностей, регулируемых в большинстве своем нормами обычного права.
Старославянский правовой источник Русская Правда (IX - XII вв.) содержит целый ряд положений о княжеских поборах с населения. "Вот урочные пошлины в пользу строителя города: при закладке стены брать куницу (гривну), а по окончании ногату (0,05 гривен); на пищу и на питье, на мясо и рыбу полагается 7 кун на неделю, 7 хлебов, 7 мер пшеницы, 7 четвериков овса на 4 лошади - что и получать городнику (княжескому чиновнику, ведавшему строительством), пока не будет город срублен", - отмечается в ст. 96 Русской Правды. Целый ряд статей регулируют уплату судебных и административных пошлин. Например, ст. 107 устанавливает: "Вот урочные судебные пошлины: от присуждения к платежу штрафа судье - 9 куниц, метельнику (помощнику судьи) - 9 белок; с дела о бортной земле 30 куниц, а во всех прочих тяжбах с того, кому присудят, судье брать по 4 куницы, а метельнику (помощнику) - по 6 белок".
В период монголо-татарского завоевания (XIII - XV вв.) большое значение приобретает дань (выход) в пользу монголо-татарских ханов, носящая характер контрибуции. Освобождение от монголо-татарского ига, становление централизованного Московского государства (с середины XV в.) и, как следствие, отказ от уплаты дани монгольским ханам знаменуют важную веху в развитии налогообложения. Большое значение имела перепись платежеспособного населения, проведенная при Великом князе Иване III (1440 - 1505 гг.). Появляются целевые налоги для финансирования отдельных публичных функций: ямской налог, ямчужный (на изготовление пороха), стрелецкий (на содержание армии), полоняничный (на выкуп плененных россиян) и др.
Начиная с XVII в. формируется государственная система фискальных органов (приказов). При царе Алексее Михайловиче (1629 - 1676 гг.) создается Счетная палата - прообраз современного Министерства финансов, отвечавшая за поступление доходов в бюджет страны. Главным объектом налогообложения становится земельный надел. Становление национальной денежной системы на основе серебряных денег обусловливает постепенный переход от натуральных повинностей к денежной форме уплаты налогов. В 1679 г. была проведена налоговая реформа, в результате которой основной единицей прямого налогообложения был признан двор, определяемый по числу ворот.
Преобразования Петра I (1672 - 1725 гг.) напрямую затронули и сферу налогообложения. Военные расходы и проведение радикальных реформ внутри страны потребовали резкого усиления налогового бремени. Были увеличены ставки действующих налогов, введены новые налоги, прежде всего, косвенные. К этому времени обнаружились все изъяны подворного налогообложения: "Крестьяне начали сгущать дворы, скучивая в них возможно больше людей, ли сгораживали по три, по пяти, даже по десяти крестьянских дворов в один, оставляя для прохода одни ворота, а прочие забирали воротами. Сельское хозяйство не улучшалось, а казенные доходы убавлялись". Поэтому важным этапом преобразований стала замена подворного налогообложения на подушную подать, взимаемую с каждого трудоспособного мужчины податных сословий - всех разрядов крестьян, ремесленников, купцов. Размер подати был оставлен одинаковым по всей стране, что не соответствовало идее соразмерности налогообложения.
Дальнейшее развитие отечественная система налогообложения получает при Екатерине II (1729 - 1796 гг.); в частности, была введена гильдейская подать для купеческого сословия, взимаемая с объявленного "по совести" (то есть самим купцом) капитала.
К началу XIX в. подушная подать как основной налог исчерпала свой финансовый ресурс: объект обложения и налоговая база все менее соответствовали хозяйственным реалиям. Вводятся акцизы на предметы массового потребления - соль, табак, керосин, сахар и др. В целом на протяжении столетий косвенное налогообложение доминирует над прямым, поступления от косвенных налогов более чем в два раза превышают поступления от прямых налогов. Наибольшая часть косвенных налогов в это время собирается за счет питейного и соляного сборов[2].
Реформы 1861 г. в налоговой сфере ознаменовались заменой подушной подати на обложение строений (недвижимости), приносящих доход. При этом была сохранена ведущая роль косвенного налогообложения с упором на винную монополию государства. Ставки земельного налога дифференцируются в зависимости от качественных характеристик земли и лесных угодий, развивается система местных (земских) налогов. С конца XIX в. начинается налогообложение наследуемого и подаренного имущества, а также доходов с денежных капиталов (доходы от оборота фондовых ценностей, банковских вкладов, аукционных продаж, выигрышей по государственным займам). В 1863 г. вводится патентная система взимания пошлин за право торговли и выдачу разрешений на занятие различными видами предпринимательской деятельности. В 1802 г. учреждено Министерство финансов, ставшее ведущим фискальным органом государства. Весной 1916 г. сделана попытка ввести подоходное налогообложение, но революционные потрясения не позволили реализовать ее на практике.
Придя к власти в 1917 г., большевики провозгласили курс на безналоговое государство. В первые годы советской власти и особенно в период "военного коммунизма" основным доходным источником выступают эмиссия и прямые изъятия классового характера -конфискации, контрибуции, продразверстка. "В эпоху диктатуры пролетариата и государственной собственности на важнейшие средства производства, - утверждал В.И. Ленин, - финансы государства должны строиться на непосредственном обращении известной части доходов от различных государственных монополий на нужды государства". Таким образом, история сделала замысловатый "виток", вернувшись к уже давно забытым регалиям, доменам, трудовым повинностям, натуральной форме уплаты налогов.
Крах военного коммунизма заставил большевиков перейти к нэпу, в основе которого была замена продразверстки продовольственным налогом. Как отмечается в литературе, на развитие советского налогообложения времен нэпа большое влияние оказала налоговая система дореволюционной России. Среди прямых налоговых изъятий основными являлись промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия, а также подоходно-поимущественный налог прогрессивного характера и сельскохозяйственный налог.[3]
Упразднение нэпа в начале 30-х гг. XX в. сопровождалось крупномасштабной налоговой реформой, в результате которой основными налогами в Советском Союзе становятся налог с оборота, консолидировавший несколько десятков взимаемых ранее платежей, и отчисления от прибыли государственных предприятий. В условиях тоталитарного социалистического режима и планово-распределительной экономики роль налогов в системе доходных источников государства была крайне принижена. Прямые налоги с населения не играли существенной роли в формировании бюджета. Монополия государственной собственности в экономике обусловливала возможность прямого административного изъятия прибыли государственных предприятий. Последним оставалась лишь нормативно фиксированная часть прибыли, направлявшаяся на формирование различных фондов производственного и социального назначения. Причем размер этих фондов определялся объемом затрат, плановыми показателями, публичной значимостью продукции и другими критериями, а не рентабельностью предприятия.
В конце концов, декларируемый в Советском Союзе курс на безналоговое общество через прямое изъятие прибыли социалистических предприятий потерпел экономический крах, поскольку не предполагал заинтересованности хозяйствующих субъектов в результатах своей деятельности.
Начиная с середины 80-х гг. XX в. в России начинается переход от планово-распределительной экономики к рыночной, основанной на свободной конкуренции частных собственников. С 1991 г. в стране разворачивается широкомасштабная налоговая реформа, в результате которой постепенно создается современная налоговая система России. Важное значение здесь имело принятие Закона РСФСР от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также последующая кодификация налогового законодательства.
Начало девяностых годов явилось периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации, которое, в сущности, продолжается и по сей день.
Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев.[4]
Итак, подытоживая всё вышесказанное можно сказать, что налоги появились не в одночасье, а постепенно и формировались вместе с государством. Поскольку налоги взимаются деньгами, собственники должны производить излишки продукции, чтобы продавать их, и иметь живые деньги. Что способствует расширению торгово-денежных отношений, увеличению процесса разделения труда. Следовательно, налоги можно назвать одним из рычагов регулирования национальной экономики государства и они играют очень важную роль в экономике государства.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
2014-02-09
1139
Понятие «налог» уходит своими корнями в глубь веков. Первые упоминания о налоге мы находим в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы видели в налоге общественно необходимое и мощное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. По мере общественного развития налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к их современному содержанию.
Современная наука называет налогом категорию, опосредствующую процесс перераспределения доходов в государственный бюджет. Налоговые формы взаимоотношений общества с государством нашли самые разные названия: немецкие ученые рассматривали налог как поддержку, оказываемую государству ее гражданами (опора, поддержка); в Англии налог до сих пор носит название «долг» (обязательство); в США – «такса»; закон о налогообложении во Франции определяет налоговые отношения как обязательный платеж. Принудительный характер налоговой формы в старой России подчеркивался термином «подать» (принудительный платеж).
Генезис налогообложения изложен в трудах российских и зарубежных ученых. Выделим главные этапы перехода налоговых отношений из одного качественного состояния в другое, более совершенное. Это поможет выявить особенности современного налогообложения в Беларуси.
До раскола мирового сообщества на два противоборствующих политических лагеря взгляды ученых на налоги выстраивались в логическую систему, отражавшую прогресс экономики и политики. Это были научно обоснованные налоговые концепции и теории рационального налогообложения в конкретных исторических условиях. Научные труды того времени положили начало формированию классической теории налогообложения, провозгласившей фундаментальные принципы налогообложения, реализуя которые национальные налоговые системы способны двигаться к оптимальному варианту. Научная мысль намного опередила практику налогообложения не только тех лет, но и современное ее состояние. Этот период (XVII в. – вторая половина XIX в.) принято считать началом развития подлинной науки о налогообложении как об экономической и правовой категории, воплощающей свое объективное содержание на практике в конкретных формах.
Обоснование налогов как одного из воспроизводственных факторов содержится в работах зарубежных и русских экономистов начала XVIII в. Несмотря на то, что они ограничивались изучением способов мобилизации финансовых ресурсов для содержания государства, то есть их налоговые теории носили сугубо прикладной характер, ими были учтены закономерности развития товарно-денежных отношений и международные тенденции формирования основ рыночного хозяйствования. Вплоть до налоговой реформы 1930 г. рекомендации этих ученых использовались при выработке мер по укреплению финансового хозяйства государства.
В истории развития налоговой науки определяющую роль сыграли два научных течения: марксизм и неоклассицизм, вобравший идеи А. Смита и Д. Рикардо о налогах. Марксистское учение о государстве, природе стоимости, смысле и целях распределения, товарно-денежных отношениях с 20-х годов было положено в основу реформирования производственных отношений в СССР. Советский Союз, приступив к построению социализма, отошел от магистрального пути налоговых преобразований, по которому шли США, Великобритания, Германия, Франция, Япония.
Экономическая мысль о налогах советского периода сводилась к рекомендациям, вырабатываемым в соответствии с резолюциями партийных съездов, всецело определявших финансовую политику. Принижение значения товарно-денежных отношений практически уничтожило созданную в дореволюционной России налоговую систему. Продолжались и другие кардинальные преобразования: жесточайшая централизация финансовых ресурсов; отход региональных и местных бюджетов от собственной доходной базы и формирование подавляющей части доходов за счет ежегодно устанавливаемых отчислений от общесоюзных государственных налогов и доходов. Эта система оказалась живучей, в видоизмененной форме она действует до сих пор, позволяя центральным органам определять экономическую политику на местах. В то же время во всем мире развитие регионов основано на собственной налоговой базе, что обеспечивает их хозяйственную самостоятельность.
Таким образом, финансовая мысль советского периода старалась доказать преимущества происходивших идеологических преобразований в системе производственных отношений, трансформируя их экономическое содержание в не присущие им административные, идеологические формы.
Современное налоговое законодательство трактует понятия «налог» и другие платежи исключительно как средство, обеспечивающее доход бюджета. В результате налоги подгоняются под существующую величину государственных расходов без учета реальных возможностей воспроизводства и общественных потребностей. Эволюция налоговых форм подтвердила, что такие налоговые конструкции в большинстве случаев сдерживают развитие экономики и не способствуют удовлетворению общественно необходимых потребностей.
Задача науки как раз состоит в том, чтобы внутренний и глубинный потенциал, заключенный в налоге, был реализован в практических формах для достижения поставленных государством экономических целей.
ТЕОРИЯ НАЛОГОВ
для студентов специальности 1-25 01 04
«Финансы и кредит»
Составление Петроченко Е.Н., Редько И.В.
Общая редакция Петроченко Е.Н.
В.В.Богатырева, канд. экон. наук, зав кафедрой финансов;
И.А.Добролюбова, заместитель начальника-начальник управления инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Витебской области.
Рекомендован к изданию методической комиссией финансово-экономического факультета.
Представлен курс лекций по дисциплине «Теория налогов»; рабочая программа; комплекс практических заданий; вопросы к экзамену.
Предназначен для преподавателей, студентов, слушателей ФПК и ПК экономических специальностей.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Генезис науки о налогах……………………………………………………8
1.1.Возникновение и развитие науки о налогах. История налогообложения на Руси и на древних белорусских землях………………………………………….…8
1.2. Эволюция учения о налогах…………………………………………………. 21
1.3. Основные налоговые теории………………………………………………….26
Тема 2 Налоги в системе финансовых отношений……………………………….32
2.1. Сущность и понятие налогов………………………………………………….32
Тема 3 . Основы налогообложения………………………………………………..41
3.1. Элементы налогов и налоговая терминология………………………………51
3.3. Принципы формирования и особенности функционирования современных налоговых систем………………………………………………………………….51
Тема 4. Налоговая политика………………………………………………………57
4.1. Понятие и задачи налоговой политики………………………………………57
4.2. Роль налогов в государственном регулировании экономики………………61
Тема 5 Налоговый механизм, его структура и составные элементы……………70
Тема 6 Управление налогообложением…………………………………………..75
6.1. Содержание и задачи управления налогообложением……………………. 75
6.2. Налоговый менеджмент: понятие, характеристика основных форм……….76
6.3 Организационная система управления налогами…………………………….78
Тема 7 Налоговое планирование и прогнозирование……………………………86
7.1. Понятие, состав и направления налогового планирования и прогнозирования……………………………………………………………………86
7.2. Методы и факторы налогового планирования и прогнозирования………..88
7.3. Общегосударственное налоговое планирование: характеристика, этапы и механизм реализации………………………………………………………………90
7.4. Налоговое планирование в деятельности субъектов хозяйствования: понятие, необходимость, виды и методы…………………………………………92
Тема 8 Налоговый контроль……………………………………………………….98
8.1. Налоговый контроль: цель, задачи и сфера применения. Причины уклонения от налогов………………………………………………………………98
8.2. Организация налогового контроля………………………………………….102
9. Налоговое регулирование……………………………………………………. 115
9.1. Содержание налогового регулирования…………………………………….115
9.2. Перестройка механизма налогового регулирования и существующая система государственной поддержки в современной национальной экономике………………………………………………………………………….120
Тема 10 Характеристика современного налогообложения в Республике Беларусь и тенденции ее развития…………………………………………………………..125
10.1. Реформирование налогообложения в Республике Беларусь……………..125
10.2. Налоговая система в Республике Беларусь………………………………..131
10.3. Налоговое законодательство Республики Беларусь………………………132
Тема 11 Налоги на доходы………………………………………………………..138
11.1. Подоходный налог с физических лиц и новые тенденции обложения населения в развитых странах……………………………………………………138
Тема 12 Налоги на потребление………………………………………………….148
Тема 13. Налогообложение капитала, собственности и имущества…………..155
13.1. Общие принципы обложения капитала и собственности………………..155
13.2. Налоги на отдельные виды недвижимого имущества……………………157
Тема 14 Основные налоги Республики Беларусь……………………………….161
14.1. Налог на добавленную стоимость………………………………………….161
14.2. Налог на прибыль хозяйствующих субъектов…………………………….180
14.2.1. Налог на доходы и прибыль……………………………………………. 189
14.3. Акцизы. Исторический генезис акцизного налога. Акциз в Республике Беларусь……………………………………………………………………………199
14.4. Подоходный налог с физических лиц……………………………………..208
14.6. Государственная пошлина………………………………………………….233
14.7. Налог на недвижимость……………………………………………………241
Тема 15 Налоговая нагрузка и ее влияние на развитие социально-экономических процессов в обществе…………………………………………..247
15.1. Показатели налоговой нагрузки. Кривая Лаффера……………………….247
15.2. Показатели налоговой нагрузки на микроуровне………………………..249
Тема 16 Международное двойное налогообложение…………………………..254
16.1. Основные понятия и правила международного налогообложения……..254
16.2. Международные налоговые соглашения как основной инструмент регулирования налоговых отношений…………………………………………..259
16.3. Значение типовой модели Конвенции для международного налогового сообщества………………………………………………………………………..260
Задания для практических занятий………………………………………………265
Учебно-методический комплекс обеспечивает повышение эффективности и достижении поставленных целей и задач курса.
Налоги являются основной формой доходов государства и используются в качестве одного из важнейших регуляторов в экономике, политике, социальной сфере. Теория налогообложения – составная часть теории финансов. Поэтому изучение теоретических и практических основ налогообложения необходима студентам, получающим образование в сфере финансово-кредитной деятельности.
Дисциплина «Теория налогов» ставит целью рассмотреть причины возникновения налогов и их развитие, эволюцию учения о налогах, изучить теоретические вопросы сущности налогов и основ налогообложения, ознакомить студентов с особенностями налоговой политики и налоговой системы на современном этапе, основами налогового планирования, налогового контроля и анализа, налогового регулирования, основами построения налоговых систем в условиях рыночных отношений, организацией международного налогообложения.
Достижение цели обеспечивается последовательным системным изучением курса во всех организационных формах учебного процесса (лекциях, практических занятиях).
Задачами изучения дисциплины являются:
рассмотрение причин возникновения налогов, их необходимости и развития;
анализ эволюции учения о налогах, характеристика современного состояния науки о налогах;
определение экономического содержания налогов и их функций, места налогов в системе финансовых отношений;
ознакомление с налоговой терминологией и классификацией налогов;
изучение понятия налогового механизма, его составных элементов;
изучение роли налогов в государственном регулировании экономики;
рассмотрение основ управления налогообложением;
ознакомление с организацией налогового планирования, налогового регулирования и налогового контроля;
изучение основ построения налоговых систем в странах с рыночной экономикой, налоговой системы Республики Беларусь;
усвоить основы налогового регулирования международных экономических отношений.
В результате изучения данной дисциплины студенты должны уметь:
- анализировать причины возникновения и развитие налогов. Знать эволюцию науки о налогах и уметь охарактеризовать ее современное состояние;
- свободно владеть налоговой терминологией, объяснять экономическую сущность налогов, знать составные элементы налогового механизма, уметь классифицировать налоги по различным признакам;
- критически анализировать необходимость, результаты и следствия государственного налогового регулирования;
- ориентироваться в основных направлениях налоговой политики на разных этапах становления и развития общества, иметь представление о действующей системе налогообложения в Республике Беларусь, владеть основными аспектами Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь;
- объяснять необходимость налогового планирования, регулирования, контроля, анализа. Знать пути последствия минимизации налогов;
- знать основы построения налоговых систем в условиях рыночной экономики и основные налоги стран с рыночной экономикой,
- владеть основами налогового регулирования международных экономических отношений.
Целью создания учебно-методического комплекса по дисциплине «Теория налогов» является обеспечение более полного усвоения материала лекций и практических занятий студентами.
Рабочая программа
Согласно учебному плану и рабочей программе по дисциплине «Теория налогов» для специальности «Финансы и кредит» финансово-экономического факультета УО «Полоцкий государственный университет предусмотрено следующее распределение часов:
Характеристика | Дневная форма обучения |
Курс | |
Семестр | |
Лекции, ч | |
Экзамен (семестр) | |
Практические (семинарские), ч |
Название тем, объем в часах лекционных и практических занятий
№ темы | Название темы | Дневная форма обучения |
Лекции | Практические | |
Возникновение и развитие науки о налогах. История налогообложения на Руси и на древних белорусских землях | ||
Налоги в системе финансовых отношений | ||
Основы налогообложения | ||
Налоговая политика | ||
Налоговый механизм | ||
Управление налогообложением | ||
Налоговое планирование и прогнозирование | ||
Налоговый контроль | ||
Налоговое регулирование | ||
Характеристика современного налогообложения в Республике Беларусь и тенденции его развития | ||
Налоги на доходы | ||
Налоги на потребление | ||
Налогообложение капитала, собственности и имущества в мировой экономике | ||
Налоговая нагрузка и ее влияние на развитие социально-экономических процессов | ||
Международное двойное налогообложение | ||
Итого |
Тема 1. Генезис науки о налогах.
1.1 Генезис категории налог в истории финансово науки.
Налоги - это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.
Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и хозяйство как единое целое. Следовательно экономичкскую природу налога следует искать в сфере производства и распределения.
Как известно, реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм.. В свое время П.Прудон верно подметил, что " в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве".
История свидетельствует, что налоги - более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались " auxilia" ( помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине 17 века английский парламент на признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств , и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б.Франклин мог сказать, что "платить налоги и умереть должен каждый". На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К.Маркс: "Налог - это материнская грудь, кормящая правительство."
Когда же население примирилось с налогами и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими.
Наиболее известными являются теория выгоды, обмена эквивалентов, услуги-возмездия.
Теория обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя. Государственное хозяйство питалось тогда доходами с доменов (государственное имущество: леса, земля), поступлениями налогов "покупалась" защита правительства.
Теория выгоды возникла в эпоху просвещения, когда налог стал рассматриваться как плата, вносимая каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности.
В основе этих определений лежит представление о договорном происхождении государства. Особое место в индивидуалистических теориях занимает классическая школа в лице А.Смита, Д.Рикардо и их последователей, заслуга которых состоит в разработке вопроса экономической природы налога. А.Смит первым исследовал экономическую природу налога с присущей ему двойственностью. С одной стороны, он считал, что государственные расходы носят непроизводительный характер. С другой стороны, можно заключить, что теория непроизводительности государственных услуг не мешает А.Смиту признавать налог справедливой ценой за оплату услуг государству. Но А.Смит ограничивает сферу действия налога: "только расходы на общественную оборону и на поддержания достоинства верховной власти должны покрываться налогами, все остальные расходы должны оплачиваться специальными пошлинами". Похожая точка зрения на налоги была и у Д.Рикардо, который назвает налог "великим злом обложения, поскольку нет налогов, которые не тормозили бы накопление и не мешали бы производству".
Учение о правовом государстве приводит финансовую науку к идее принудительного характера налога и к появлению новых теорий: теории жертвы и теории общественных потребностей. Эти теории трактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность.
Теория жертвы - одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера налога. С.Ю.Витте в лекциях, прочитанных Великому князю Михаилу Александровичу, определял налог как "принудительные сборы с дохода и имущества, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей".
Теория общественных потребностей отразила реалии последней четверти19 - начала 20 в., обусловленные резким ростом государственных расходов и необходимостью обоснования увеличения налогового бремени. Так Ф.Нитти определяет налог как " часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей". Теория коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения, разработанная и сформулированная неоклассиками., была полностью принята кейнсианцами с поправкой на "общественные потребности" вместо "коллективных".
Для российской науки актуальность и сложность проблем налогов и налогообложения состояла в том, что советское "общество законодательно провозгласило построение первого в мире государства без налогов". Это значит, что в советский период не было никаких научных разработок в области налогов. Осуществление экономической реформы в России означало необходимость проведения налоговой реформы, связанных с ней теоретических исследований и принятия налогового законодательства. Одной из первых проблем, которую надо было решить, это уточнить содержание категории "налог". Хотя вопрос остается дискуссионным, продвижения в этой области есть…
Читайте также: