Генезис науки о налогах

Опубликовано: 30.04.2024

ГЕНЕЗИС НАУКИ О НАЛОГАХ.

Классич.теория н/о-Смит, Риккардо и др., к-е провозгласили фундамент.принципы н/о. Научн.мысль в тот период опередила практику н/о не только тех лет, но и соврем.периода=>17-2пол.19вв.принято считать началом разв-я науки о н/о.

В истории развития налоговой науки определяющую роль сыграли 2 научных течения: марксизм и неоклассицизм. Неокласс-зм вобрал идеи теории Смита и Риккардо. Маркс.учение было положено в основу реформирования производств.отн-ий в СССР.

Эфф.нал.механизм должен отвечать след.фундам.требованиям: 1) н/о выражает смену форм собственности; 2) н/о не должно завис.от происхождения добавочного дохода; 3) вся сис-ма н/о должна строиться в пределах вновь создаваемой стоим-ти; 4) вся сумма обобществленных через нал.отнош-я фин.рес-ов д.б.исп-на исключительно на общегос.нужды под строгим конституц.надзором.

НЕОБХОДИМОСТЬ,СУЩНость и ф-ии налогов

ФУНКЦИИ НАЛОГА: 1) фискальная (мобилизация финансовых ресурсов в доход ГБ); 2) распредел./перераспред. (перераспред-е части ВВП в виде НД и направление одной его доли на расширенное вопсроиз-во, а другой в централиз.фонд ден.ср-в); 3) регул.ф-я (оказание влияния на темпы воспроизводства); 4) стимулир.ф-я (поср-вом льгот и санкций гос-во направляет деят-ть плательщиков в интересах об-ва); 5) контрольн. (полнота и своеврем-ть нал.поступлений в бюджет). Налоги являются одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Государственное регулирование экономики посредством налогов есть способ формирования госбюджета, влияния на развитие тех или иных процессов в обществе посредством налогообложения.

Таким образом, существование государства неразрывно связано с налогами, так как налоговые поступления — это главный источник экономической самостоятельности государства. Налоги, наряду с займами, — определяющий источник существования любой страны. От соотношения доли нало­гов и займов в бюджете государства в значительной сте­пени зависит его платежеспособность и общее положение в мировом сообществе. При недостаточности налоговых по­ступлений государство вынуждено прибегать к кредитам иностранных государств, размещению ценных бумаг среди населения страны (внутренние заимствования) и выпуску специальных бумаг для зарубежных инвесторов (внешние заимствования).

4.ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ-обстоятельства, с наличием которых у плательщика возникают налоговые обязательства.(доходы или прибыль, им-во, передача им-ва, потребление, ввоз и вывоз товаров).

В РБ объектами н/о явл.им-во, доходы и прибыль, реализация товаров, ввоз и вывоз товаров, фонд з/п, объем добываемых и перерабатываемых прир.рес-ов, сбросы в окр.среду.

СУБЪЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ-1) непосредственно плательщики нал-в и сборов; 2) иные обязанные лица, деят-ть к-х связана с проц.н/о.

Плательщ.нал-в и сборов-орг-ии и физ.лица, на к-х возложена обязанность уплачивать налоги, сборы и пошлины.

Иные обязанные лица-налоговые агенты, законные и уполномоченные представители налогоплательщика.

ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГОВ.

Нал.система-законод.закрепленная сов-ть налогов, принципов их построения, СП-бов и методов взимания в данн.гос-ве. Н/о-процесс установления и взимания нал-в в стране, определение величин налогов и их ставок, порядка уплаты налогов и круга юр.иф.лиц, облагаемых нал-ми.

Эл-ты налога: субъект налога; носитель налога; переложение налога; объект налога; источник налога; нал.база; нал.оклад; ед-ца обложения; нал.период; нал.ставка; нал.льготы; нал.бремя; нал.обязат-во и др.

Субъект налога-юр.или ф.лицо, к-е по закону гос-ва обязано платить налог. Носитель нал-а-его фактич.носитель, уплачив.налог из своих доходов. Перелож-е налога-полн.или частичн.перенесение налога его плательщиком на другое лицо, к-е становится носителем налога. Объект налога-предмет, действие или явление, к-е в соотв.с законом подлежат обложению. Источник нал-а-доход субъекта в виде з/п, приб., %, дивиденда, из к-го уплачив.налог. Нал.база-часть объекта обложения, образующаяся в рез-те учета всех полагающихся льгот и изъятий и служащая предметом непосредств.применения нал.ставки. Нал.период-время, за которое производится начисление налога или сбора и в те.которого налогоплательщик им.обяз-ти по их уплате. Ед-ца обложения-единица измерения объекта налога. Нал.ст.-величина нал-а в расчете на ед-цу обложения. Нал.льготы-полн.или частичное освобождение от налогов опред.плательщиков. Нал.бремя-обобщенн.хар-ка действия налогов, указывающ.на долю изъятий в совок.доходе гос-ва, а также в доходах отд.категорий плательщиков. Нал.обязательство-эк.отнош-е, в силу к-го налогоплательщ.обязан выполнить все необх.требования по исчислению и уплате нал-а, а гос-во в лице уполномоч.органов вправе требовать от налогоплательщика исполн-я этого обязательства.

6.КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ:

1) по объекту обложения -> нал-и на имущество, на землю, на капитал, на потребление;

2) по принадлежности к уровням власти -> республ.(обязат.к уплате на всей тер-и РБ), местные(обязат.к уплате на соотв.тер-риях);

3) по уровню распред-я в бюджете -> закрепленные(на длит.срок закреплены как доходн.источник конкр.бюджета), регулирующие(налоги, используемые для регулир-я поступлений в нижестоящ.бюджеты в виде % отчислений);

4) в завис.от источника уплаты -> нал-и, уплачиваемые из выручки, из прибыли, из з/п и дохода;

5) в завис.от субъекта уплаты -> с юр.лиц, с физ.лиц;

6) по способу изъятия -> прямые(непосредственно с дохода или им-ва плательщика), косвенн.(устан.в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребл-я тов-в и услуг);

7) в завис.от хар-ра ставок -> прогрессивн.(ставки повыш.по мере роста объекта облож-я), регрессивн.(ставки пониж.по мере роста объекта облоож-я), пропорцион.(ст-ки неизменны при любой налогооблагаемой базе), тверд.(устан.в тверд.суммах на ед-цу обложения);

8) по сп-бу обложения и взимания -> кадастров., декларационные, административн., налично-ден., безналичные;

9) в завис.от назначения -> общие, целевые.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ

Нал.система-законодательно закрепленная совокупность налогов, принципов их построения, способов и методов взимания в данн.гос-ве.

1) пр-п равномерности(справедливости)-жестк.для богатых и щадящ.для бедных;

2) пр-п определенности-точная сумма, сп-б и время платежа д.б.заранее известны плат-ку; 3) пр-п простоты и удобства-нал.должен взиматься в такое время и таким сп-бом, к-е мах удобны для плат-ка;

4) пр-п экономности(дешевизны)-мин-я расходов по сбору налогов.

Внутринацион.(организ.-эк.)пр-пы: 1) пр-п всеобщности; 2) однократность облож-я одного и того же объекта 1 и тем же нал-м за опред.преиод; 3) стабильность нал.сис-мы; 4) оптимальность нал.изъятий.

Нал.сис-ма РБ базир-ся на след.принципах, к-е определены Нал.кодексом:

кажд.лицо обязано уплачив.законно устанавл.налоги и сборы; 2) ни на кого не м.б.возложена обяз-ть уплачивать нал-и и сборы, не предусм.Нал.кодексом РБ; 3) н/о основ-ся на признании веобщности и рав-ва; 4) не допускается установл-е нал-в, сборов, льгот по их уплате, наносящих ущерб нац.безопасности РБ, ее террит.целостности, политич.и эк.стабильности; 5) допускается установление особых видов таможенных пошлин, либо их дифференц.ставок.

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РБ

Ныне действующие в РБ налоги в завис.от выполняемых ими ф-ий и источников уплаты м.б.объединены в 7 групп: 1)уплачив.из выручки от реализ-и тов-в, работ, услуг-НДС, СРФ, акцизы; 2)нал-и на прибыль и доходы-нал.на прибыль, на дох-ы, подоходн.нал.с физ.л., на игорный бизнес, на лотерейн.дея-ть; 3)нал.на недвиж-ть; 4)нал-и и сборы, уплачиваем.за счет прибыли, оставш.в распоряж-и плат-ка-нал.на приобрет-е автотрансп.ср-в для юр.л., оффшорный сбор, местные нал-и и сб.; 5)нал-и и сборы, относимые на с/с тов-в, работ, услуг-эколог.налог, земельн., страх.взносы в фонд соц.защиты насел-я, отчисл-я в инновац.фонды; 6)упрощенные сис-мы н/о-единый нал.для производителей с/х прод-и, единый нал.с ИП, единый нал.для субъектов малого бизнеса; 7)прочие нал-и и сборы-регистрац.сборы, лицензионн.сборы.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РБ

1)принятие Нал.кодекса в полном объеме; 2)уменьшение числа налогов путем их укрупнения и отмена некоторых, не приносящих значительн.поступлений; 3)сниж-е кол-ва льгот и исключение редко исп-мых льгот; 4)построение стабильной нал.сис-мы; 5)снижение нал.бремени для производителей прод-и и недопущение двойного налогооблож-я; 6)ослабление фин.санкций

СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ

Сп-бы взимания налогов:

1) кадастровый (предпол.исп-е кадастра, т.е.реестра или описи, содерж.перечень типичн.сведений об оценке и средн.доходности объекта облож-я);

2) декларационн.-самый распр.-подача налогоплат-в нал.деклараций в нал.органы;

3) административн.(исчисление и изъятие нал-а у источника образования объекта облож-я. Налоги удерживаются до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от их уплаты).

Методы уплаты налогов: 1) наличн.платеж(в осн.физ.лицами); 2) безнал.платеж(в осн.юр.лицами); 3) гербовыми марками (визы).

Налоги - древнейший институт человеческой цивилизации, необходимый атрибут государства. Поэтому история налогообложения неразрывно связана с зарождением и развитием государственности[1].

История налогообложения в России насчитывает немногим более тысячелетия и начинается с объединения славянских племен в Древнерусское государство (примерно к концу IX в.). История России наглядно показывает, что любые серьезные политические или экономические преобразования неизбежно сопровождаются налоговыми реформами.

Исторически первой формой налогообложения на Древней Руси было полюдье - прямое взимание дани княжеской дружиной с зависимых общин. Впоследствии стал практиковаться повоз - самостоятельный сбор и доставка дани подвластными племенами в Киев. Единицей обложения выступали количество печных труб в хозяйстве (т.н. "дым"). Вплоть до XVIII в. налоги именовались податями. В силу неразвитости товарно-денежных отношений налоговые обязанности исполнялись, как правило, в натуральной форме - медом, мехами, сельскохозяйственными продуктами. Повсеместно практиковались государственные повинности в форме гужевых, строительных, военных и иных обязательных работ. Постепенно вводятся торговые пошлины ("мыт"), взимаемые за провоз товаров через заставы. Этот исторически первый этап налогообложения на Руси характеризуется множественностью разнообразных повинностей, регулируемых в большинстве своем нормами обычного права.

Старославянский правовой источник Русская Правда (IX - XII вв.) содержит целый ряд положений о княжеских поборах с населения. "Вот урочные пошлины в пользу строителя города: при закладке стены брать куницу (гривну), а по окончании ногату (0,05 гривен); на пищу и на питье, на мясо и рыбу полагается 7 кун на неделю, 7 хлебов, 7 мер пшеницы, 7 четвериков овса на 4 лошади - что и получать городнику (княжескому чиновнику, ведавшему строительством), пока не будет город срублен", - отмечается в ст. 96 Русской Правды. Целый ряд статей регулируют уплату судебных и административных пошлин. Например, ст. 107 устанавливает: "Вот урочные судебные пошлины: от присуждения к платежу штрафа судье - 9 куниц, метельнику (помощнику судьи) - 9 белок; с дела о бортной земле 30 куниц, а во всех прочих тяжбах с того, кому присудят, судье брать по 4 куницы, а метельнику (помощнику) - по 6 белок".

В период монголо-татарского завоевания (XIII - XV вв.) большое значение приобретает дань (выход) в пользу монголо-татарских ханов, носящая характер контрибуции. Освобождение от монголо-татарского ига, становление централизованного Московского государства (с середины XV в.) и, как следствие, отказ от уплаты дани монгольским ханам знаменуют важную веху в развитии налогообложения. Большое значение имела перепись платежеспособного населения, проведенная при Великом князе Иване III (1440 - 1505 гг.). Появляются целевые налоги для финансирования отдельных публичных функций: ямской налог, ямчужный (на изготовление пороха), стрелецкий (на содержание армии), полоняничный (на выкуп плененных россиян) и др.

Начиная с XVII в. формируется государственная система фискальных органов (приказов). При царе Алексее Михайловиче (1629 - 1676 гг.) создается Счетная палата - прообраз современного Министерства финансов, отвечавшая за поступление доходов в бюджет страны. Главным объектом налогообложения становится земельный надел. Становление национальной денежной системы на основе серебряных денег обусловливает постепенный переход от натуральных повинностей к денежной форме уплаты налогов. В 1679 г. была проведена налоговая реформа, в результате которой основной единицей прямого налогообложения был признан двор, определяемый по числу ворот.

Преобразования Петра I (1672 - 1725 гг.) напрямую затронули и сферу налогообложения. Военные расходы и проведение радикальных реформ внутри страны потребовали резкого усиления налогового бремени. Были увеличены ставки действующих налогов, введены новые налоги, прежде всего, косвенные. К этому времени обнаружились все изъяны подворного налогообложения: "Крестьяне начали сгущать дворы, скучивая в них возможно больше людей, ли сгораживали по три, по пяти, даже по десяти крестьянских дворов в один, оставляя для прохода одни ворота, а прочие забирали воротами. Сельское хозяйство не улучшалось, а казенные доходы убавлялись". Поэтому важным этапом преобразований стала замена подворного налогообложения на подушную подать, взимаемую с каждого трудоспособного мужчины податных сословий - всех разрядов крестьян, ремесленников, купцов. Размер подати был оставлен одинаковым по всей стране, что не соответствовало идее соразмерности налогообложения.

Дальнейшее развитие отечественная система налогообложения получает при Екатерине II (1729 - 1796 гг.); в частности, была введена гильдейская подать для купеческого сословия, взимаемая с объявленного "по совести" (то есть самим купцом) капитала.

К началу XIX в. подушная подать как основной налог исчерпала свой финансовый ресурс: объект обложения и налоговая база все менее соответствовали хозяйственным реалиям. Вводятся акцизы на предметы массового потребления - соль, табак, керосин, сахар и др. В целом на протяжении столетий косвенное налогообложение доминирует над прямым, поступления от косвенных налогов более чем в два раза превышают поступления от прямых налогов. Наибольшая часть косвенных налогов в это время собирается за счет питейного и соляного сборов[2].

Реформы 1861 г. в налоговой сфере ознаменовались заменой подушной подати на обложение строений (недвижимости), приносящих доход. При этом была сохранена ведущая роль косвенного налогообложения с упором на винную монополию государства. Ставки земельного налога дифференцируются в зависимости от качественных характеристик земли и лесных угодий, развивается система местных (земских) налогов. С конца XIX в. начинается налогообложение наследуемого и подаренного имущества, а также доходов с денежных капиталов (доходы от оборота фондовых ценностей, банковских вкладов, аукционных продаж, выигрышей по государственным займам). В 1863 г. вводится патентная система взимания пошлин за право торговли и выдачу разрешений на занятие различными видами предпринимательской деятельности. В 1802 г. учреждено Министерство финансов, ставшее ведущим фискальным органом государства. Весной 1916 г. сделана попытка ввести подоходное налогообложение, но революционные потрясения не позволили реализовать ее на практике.




Придя к власти в 1917 г., большевики провозгласили курс на безналоговое государство. В первые годы советской власти и особенно в период "военного коммунизма" основным доходным источником выступают эмиссия и прямые изъятия классового характера -конфискации, контрибуции, продразверстка. "В эпоху диктатуры пролетариата и государственной собственности на важнейшие средства производства, - утверждал В.И. Ленин, - финансы государства должны строиться на непосредственном обращении известной части доходов от различных государственных монополий на нужды государства". Таким образом, история сделала замысловатый "виток", вернувшись к уже давно забытым регалиям, доменам, трудовым повинностям, натуральной форме уплаты налогов.

Крах военного коммунизма заставил большевиков перейти к нэпу, в основе которого была замена продразверстки продовольственным налогом. Как отмечается в литературе, на развитие советского налогообложения времен нэпа большое влияние оказала налоговая система дореволюционной России. Среди прямых налоговых изъятий основными являлись промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия, а также подоходно-поимущественный налог прогрессивного характера и сельскохозяйственный налог.[3]

Упразднение нэпа в начале 30-х гг. XX в. сопровождалось крупномасштабной налоговой реформой, в результате которой основными налогами в Советском Союзе становятся налог с оборота, консолидировавший несколько десятков взимаемых ранее платежей, и отчисления от прибыли государственных предприятий. В условиях тоталитарного социалистического режима и планово-распределительной экономики роль налогов в системе доходных источников государства была крайне принижена. Прямые налоги с населения не играли существенной роли в формировании бюджета. Монополия государственной собственности в экономике обусловливала возможность прямого административного изъятия прибыли государственных предприятий. Последним оставалась лишь нормативно фиксированная часть прибыли, направлявшаяся на формирование различных фондов производственного и социального назначения. Причем размер этих фондов определялся объемом затрат, плановыми показателями, публичной значимостью продукции и другими критериями, а не рентабельностью предприятия.

В конце концов, декларируемый в Советском Союзе курс на безналоговое общество через прямое изъятие прибыли социалистических предприятий потерпел экономический крах, поскольку не предполагал заинтересованности хозяйствующих субъектов в результатах своей деятельности.

Начиная с середины 80-х гг. XX в. в России начинается переход от планово-распределительной экономики к рыночной, основанной на свободной конкуренции частных собственников. С 1991 г. в стране разворачивается широкомасштабная налоговая реформа, в результате которой постепенно создается современная налоговая система России. Важное значение здесь имело принятие Закона РСФСР от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также последующая кодификация налогового законодательства.

Начало девяностых годов явилось периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации, которое, в сущности, продолжается и по сей день.

Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев.[4]

Итак, подытоживая всё вышесказанное можно сказать, что налоги появились не в одночасье, а постепенно и формировались вместе с государством. Поскольку налоги взимаются деньгами, собственники должны производить излишки продукции, чтобы продавать их, и иметь живые деньги. Что способствует расширению торгово-денежных отношений, увеличению процесса разделения труда. Следовательно, налоги можно назвать одним из рычагов регулирования национальной экономики государства и они играют очень важную роль в экономике государства.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

date image
2014-02-09 views image
1139

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Понятие «налог» уходит своими корнями в глубь веков. Первые упоминания о налоге мы находим в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой циви­лизации философы видели в налоге общественно необходимое и мощное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование тру­да рабов, жертвоприношения и др. По мере общественного раз­вития налоговые формы постепенно изменялись, приближаясь к их современному содержанию.

Современная наука называет налогом категорию, опосред­ствующую процесс перераспределения доходов в государствен­ный бюджет. Налоговые формы взаимоотношений общества с государством нашли самые разные названия: немецкие ученые рассматривали налог как поддержку, оказываемую государ­ству ее гражданами (опора, поддержка); в Англии налог до сих пор но­сит название «долг» (обязательство); в США – «такса»; закон о налогообложении во Франции определяет налоговые отноше­ния как обязательный платеж. Принудительный характер на­логовой формы в старой России подчеркивался термином «по­дать» (принудительный платеж).

Генезис налогообложения изложен в трудах российских и зарубежных ученых. Выделим главные этапы перехода налого­вых отношений из одного качественного состояния в другое, бо­лее совершенное. Это поможет выявить особенности современ­ного налогообложения в Беларуси.

До раскола мирового сообщества на два противоборствую­щих политических лагеря взгляды ученых на налоги выстраи­вались в логическую систему, отражавшую прогресс экономи­ки и политики. Это были научно обоснованные налоговые кон­цепции и теории рационального налогообложения в конкретных исторических условиях. Научные труды того времени положили начало формированию классической тео­рии налогообложения, провозгласившей фундаментальные при­нципы налогообложения, реализуя которые национальные на­логовые системы способны двигаться к оптимальному вариан­ту. Научная мысль намного опередила практику налогообложе­ния не только тех лет, но и современное ее состояние. Этот пе­риод (XVII в. – вторая половина XIX в.) принято считать нача­лом развития подлинной науки о налогообложении как об эко­номической и правовой категории, воплощающей свое объек­тивное содержание на практике в конкретных формах.

Обоснование налогов как одного из воспроизводственных факторов содержится в работах зарубежных и русских эконо­мистов начала XVIII в. Несмотря на то, что они ограничивались изучением способов мобилизации финансовых ресурсов для содержания го­сударства, то есть их налоговые теории носили сугубо прикладной характер, ими были учтены закономерности развития то­варно-денежных отношений и международные тенденции фор­мирования основ рыночного хозяйствования. Вплоть до налого­вой реформы 1930 г. рекомендации этих ученых использова­лись при выработке мер по укреплению финансового хозяйства государства.

В истории развития налоговой науки определяющую роль сыграли два научных течения: марксизм и неоклассицизм, воб­равший идеи А. Смита и Д. Рикардо о налогах. Марксистское учение о государстве, природе стоимости, смысле и целях рас­пределения, товарно-денежных отношениях с 20-х годов было положено в основу реформирования производственных отноше­ний в СССР. Советский Союз, приступив к построению социа­лизма, отошел от магистрального пути налоговых преобразова­ний, по которому шли США, Великобритания, Германия, Фран­ция, Япония.

Экономическая мысль о налогах совет­ского периода сводилась к рекомендациям, вырабатываемым в соответствии с резолюциями партийных съездов, всецело оп­ределявших финансовую политику. Принижение значения то­варно-денежных отношений практически уничтожило создан­ную в дореволюционной России налоговую систему. Продол­жались и другие кардинальные преобразования: жесточайшая централизация финансовых ресурсов; отход региональных и местных бюджетов от собственной доходной базы и формиро­вание подавляющей части доходов за счет ежегодно устанав­ливаемых отчислений от общесоюзных государственных нало­гов и доходов. Эта система оказалась живучей, в видоизменен­ной форме она действует до сих пор, позволяя центральным органам определять экономическую политику на местах. В то же время во всем мире развитие регионов основано на собст­венной налоговой базе, что обеспечивает их хозяйственную са­мостоятельность.




Таким образом, финансовая мысль советского периода ста­ралась доказать преимущества происходивших идеологичес­ких преобразований в системе производственных отношений, трансформируя их экономическое содержание в не присущие им административные, идеологические формы.

Современное налоговое законодательство трактует понятия «налог» и другие платежи исключительно как средство, обеспе­чивающее доход бюджета. В результа­те налоги подгоняются под существующую величину государст­венных расходов без учета реальных возможностей воспроиз­водства и общественных потребностей. Эволюция налоговых форм подтвердила, что такие налоговые конструкции в боль­шинстве случаев сдерживают развитие экономики и не способствуют удовлетворению общественно необходимых потребно­стей.

Задача науки как раз состоит в том, чтобы внутренний и глубинный потенциал, заключенный в налоге, был реализован в практических формах для достижения поставленных государством экономических целей.

ТЕОРИЯ НАЛОГОВ

для студентов специальности 1-25 01 04

«Финансы и кредит»

Составление Петроченко Е.Н., Редько И.В.

Общая редакция Петроченко Е.Н.

В.В.Богатырева, канд. экон. наук, зав кафедрой финансов;

И.А.Добролюбова, заместитель начальника-начальник управления инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Витебской области.

Рекомендован к изданию методической комиссией финансово-экономического факультета.

Представлен курс лекций по дисциплине «Теория налогов»; рабочая программа; комплекс практических заданий; вопросы к экзамену.

Предназначен для преподавателей, студентов, слушателей ФПК и ПК экономических специальностей.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Генезис науки о налогах……………………………………………………8

1.1.Возникновение и развитие науки о налогах. История налогообложения на Руси и на древних белорусских землях………………………………………….…8

1.2. Эволюция учения о налогах…………………………………………………. 21

1.3. Основные налоговые теории………………………………………………….26

Тема 2 Налоги в системе финансовых отношений……………………………….32

2.1. Сущность и понятие налогов………………………………………………….32

Тема 3 . Основы налогообложения………………………………………………..41

3.1. Элементы налогов и налоговая терминология………………………………51

3.3. Принципы формирования и особенности функционирования современных налоговых систем………………………………………………………………….51

Тема 4. Налоговая политика………………………………………………………57

4.1. Понятие и задачи налоговой политики………………………………………57

4.2. Роль налогов в государственном регулировании экономики………………61

Тема 5 Налоговый механизм, его структура и составные элементы……………70

Тема 6 Управление налогообложением…………………………………………..75

6.1. Содержание и задачи управления налогообложением……………………. 75

6.2. Налоговый менеджмент: понятие, характеристика основных форм……….76

6.3 Организационная система управления налогами…………………………….78

Тема 7 Налоговое планирование и прогнозирование……………………………86

7.1. Понятие, состав и направления налогового планирования и прогнозирования……………………………………………………………………86

7.2. Методы и факторы налогового планирования и прогнозирования………..88

7.3. Общегосударственное налоговое планирование: характеристика, этапы и механизм реализации………………………………………………………………90

7.4. Налоговое планирование в деятельности субъектов хозяйствования: понятие, необходимость, виды и методы…………………………………………92

Тема 8 Налоговый контроль……………………………………………………….98

8.1. Налоговый контроль: цель, задачи и сфера применения. Причины уклонения от налогов………………………………………………………………98

8.2. Организация налогового контроля………………………………………….102

9. Налоговое регулирование……………………………………………………. 115

9.1. Содержание налогового регулирования…………………………………….115

9.2. Перестройка механизма налогового регулирования и существующая система государственной поддержки в современной национальной экономике………………………………………………………………………….120

Тема 10 Характеристика современного налогообложения в Республике Беларусь и тенденции ее развития…………………………………………………………..125

10.1. Реформирование налогообложения в Республике Беларусь……………..125

10.2. Налоговая система в Республике Беларусь………………………………..131

10.3. Налоговое законодательство Республики Беларусь………………………132

Тема 11 Налоги на доходы………………………………………………………..138

11.1. Подоходный налог с физических лиц и новые тенденции обложения населения в развитых странах……………………………………………………138

Тема 12 Налоги на потребление………………………………………………….148

Тема 13. Налогообложение капитала, собственности и имущества…………..155

13.1. Общие принципы обложения капитала и собственности………………..155

13.2. Налоги на отдельные виды недвижимого имущества……………………157

Тема 14 Основные налоги Республики Беларусь……………………………….161

14.1. Налог на добавленную стоимость………………………………………….161

14.2. Налог на прибыль хозяйствующих субъектов…………………………….180

14.2.1. Налог на доходы и прибыль……………………………………………. 189

14.3. Акцизы. Исторический генезис акцизного налога. Акциз в Республике Беларусь……………………………………………………………………………199

14.4. Подоходный налог с физических лиц……………………………………..208

14.6. Государственная пошлина………………………………………………….233

14.7. Налог на недвижимость……………………………………………………241

Тема 15 Налоговая нагрузка и ее влияние на развитие социально-экономических процессов в обществе…………………………………………..247

15.1. Показатели налоговой нагрузки. Кривая Лаффера……………………….247

15.2. Показатели налоговой нагрузки на микроуровне………………………..249

Тема 16 Международное двойное налогообложение…………………………..254

16.1. Основные понятия и правила международного налогообложения……..254

16.2. Международные налоговые соглашения как основной инструмент регулирования налоговых отношений…………………………………………..259

16.3. Значение типовой модели Конвенции для международного налогового сообщества………………………………………………………………………..260

Задания для практических занятий………………………………………………265

Учебно-методический комплекс обеспечивает повышение эффективности и достижении поставленных целей и задач курса.

Налоги являются основной формой доходов государства и используются в качестве одного из важнейших регуляторов в экономике, политике, социальной сфере. Теория налогообложения – составная часть теории финансов. Поэтому изучение теоретических и практических основ налогообложения необходима студентам, получающим образование в сфере финансово-кредитной деятельности.




Дисциплина «Теория налогов» ставит целью рассмотреть причины возникновения налогов и их развитие, эволюцию учения о налогах, изучить теоретические вопросы сущности налогов и основ налогообложения, ознакомить студентов с особенностями налоговой политики и налоговой системы на современном этапе, основами налогового планирования, налогового контроля и анализа, налогового регулирования, основами построения налоговых систем в условиях рыночных отношений, организацией международного налогообложения.

Достижение цели обеспечивается последовательным системным изучением курса во всех организационных формах учебного процесса (лекциях, практических занятиях).

Задачами изучения дисциплины являются:

рассмотрение причин возникновения налогов, их необходимости и развития;

анализ эволюции учения о налогах, характеристика современного состояния науки о налогах;

определение экономического содержания налогов и их функций, места налогов в системе финансовых отношений;

ознакомление с налоговой терминологией и классификацией налогов;

изучение понятия налогового механизма, его составных элементов;

изучение роли налогов в государственном регулировании экономики;

рассмотрение основ управления налогообложением;

ознакомление с организацией налогового планирования, налогового регулирования и налогового контроля;

изучение основ построения налоговых систем в странах с рыночной экономикой, налоговой системы Республики Беларусь;

усвоить основы налогового регулирования международных экономических отношений.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны уметь:

- анализировать причины возникновения и развитие налогов. Знать эволюцию науки о налогах и уметь охарактеризовать ее современное состояние;

- свободно владеть налоговой терминологией, объяснять экономическую сущность налогов, знать составные элементы налогового механизма, уметь классифицировать налоги по различным признакам;

- критически анализировать необходимость, результаты и следствия государственного налогового регулирования;

- ориентироваться в основных направлениях налоговой политики на разных этапах становления и развития общества, иметь представление о действующей системе налогообложения в Республике Беларусь, владеть основными аспектами Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь;

- объяснять необходимость налогового планирования, регулирования, контроля, анализа. Знать пути последствия минимизации налогов;

- знать основы построения налоговых систем в условиях рыночной экономики и основные налоги стран с рыночной экономикой,

- владеть основами налогового регулирования международных экономических отношений.

Целью создания учебно-методического комплекса по дисциплине «Теория налогов» является обеспечение более полного усвоения материала лекций и практических занятий студентами.

Рабочая программа

Согласно учебному плану и рабочей программе по дисциплине «Теория налогов» для специальности «Финансы и кредит» финансово-экономического факультета УО «Полоцкий государственный университет предусмотрено следующее распределение часов:

Характеристика Дневная форма обучения
Курс
Семестр
Лекции, ч
Экзамен (семестр)
Практические (семинарские), ч

Название тем, объем в часах лекционных и практических занятий

№ темы Название темы Дневная форма обучения
Лекции Практические
Возникновение и развитие науки о налогах. История налогообложения на Руси и на древних белорусских землях
Налоги в системе финансовых отношений
Основы налогообложения
Налоговая политика
Налоговый механизм
Управление налогообложением
Налоговое планирование и прогнозирование
Налоговый контроль
Налоговое регулирование
Характеристика современного налогообложения в Республике Беларусь и тенденции его развития
Налоги на доходы
Налоги на потребление
Налогообложение капитала, собственности и имущества в мировой экономике
Налоговая нагрузка и ее влияние на развитие социально-экономических процессов
Международное двойное налогообложение
Итого

Тема 1. Генезис науки о налогах.

1.1 Генезис категории налог в истории финансово науки.

Налоги - это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и хозяйство как единое целое. Следовательно экономичкскую природу налога следует искать в сфере производства и распределения.

Как известно, реальный процесс налогообложения осуществляется государством и зависит от степени развития его демократических форм.. В свое время П.Прудон верно подметил, что " в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве".

История свидетельствует, что налоги - более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались " auxilia" ( помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине 17 века английский парламент на признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых и в мирное время, требовали больших средств , и налоги превратились из временного в постоянный источник государственных доходов. Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б.Франклин мог сказать, что "платить налоги и умереть должен каждый". На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К.Маркс: "Налог - это материнская грудь, кормящая правительство."

Когда же население примирилось с налогами и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими.

Наиболее известными являются теория выгоды, обмена эквивалентов, услуги-возмездия.

Теория обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя. Государственное хозяйство питалось тогда доходами с доменов (государственное имущество: леса, земля), поступлениями налогов "покупалась" защита правительства.

Теория выгоды возникла в эпоху просвещения, когда налог стал рассматриваться как плата, вносимая каждым гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности.

В основе этих определений лежит представление о договорном происхождении государства. Особое место в индивидуалистических теориях занимает классическая школа в лице А.Смита, Д.Рикардо и их последователей, заслуга которых состоит в разработке вопроса экономической природы налога. А.Смит первым исследовал экономическую природу налога с присущей ему двойственностью. С одной стороны, он считал, что государственные расходы носят непроизводительный характер. С другой стороны, можно заключить, что теория непроизводительности государственных услуг не мешает А.Смиту признавать налог справедливой ценой за оплату услуг государству. Но А.Смит ограничивает сферу действия налога: "только расходы на общественную оборону и на поддержания достоинства верховной власти должны покрываться налогами, все остальные расходы должны оплачиваться специальными пошлинами". Похожая точка зрения на налоги была и у Д.Рикардо, который назвает налог "великим злом обложения, поскольку нет налогов, которые не тормозили бы накопление и не мешали бы производству".

Учение о правовом государстве приводит финансовую науку к идее принудительного характера налога и к появлению новых теорий: теории жертвы и теории общественных потребностей. Эти теории трактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность.

Теория жертвы - одна из первых теорий, которая содержит идею принудительного характера налога. С.Ю.Витте в лекциях, прочитанных Великому князю Михаилу Александровичу, определял налог как "принудительные сборы с дохода и имущества, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей".

Теория общественных потребностей отразила реалии последней четверти19 - начала 20 в., обусловленные резким ростом государственных расходов и необходимостью обоснования увеличения налогового бремени. Так Ф.Нитти определяет налог как " часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей". Теория коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения, разработанная и сформулированная неоклассиками., была полностью принята кейнсианцами с поправкой на "общественные потребности" вместо "коллективных".

Для российской науки актуальность и сложность проблем налогов и налогообложения состояла в том, что советское "общество законодательно провозгласило построение первого в мире государства без налогов". Это значит, что в советский период не было никаких научных разработок в области налогов. Осуществление экономической реформы в России означало необходимость проведения налоговой реформы, связанных с ней теоретических исследований и принятия налогового законодательства. Одной из первых проблем, которую надо было решить, это уточнить содержание категории "налог". Хотя вопрос остается дискуссионным, продвижения в этой области есть…

Читайте также: