Французский налог 17 18 вв

Опубликовано: 14.05.2024

date image
2014-02-17 views image
398

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Финансы

Финансовая система Франции XVII-XVIII вв. основывалась преимущест­венно на прямых налогах с населения. Размеры налоговых сборов никогда не были определены сколь-нибудь точно, и сбор их порож­дал огромные злоупотребления. Периодически сбор налогов перево­дился на откупа, которые затем отменялись в связи с бурными протестами и недоимками, а затем так же регулярно возрождались.

Основным государственным налогом была историческая талья (вещная и личная). Платили его исключительно лица третьего со­словия, хотя и среди них были освобожденные от налога: служив­шие во флоте, студенты, гражданские чиновники и др. В разных ок­ругах определялся и собирался налог по-разному: в одних — основ­ным объектом обложения была земля, в других — собирали с «ды­ма» (особой условной единицы); в провинции считали 6 тыс. услов­ных «дымов».

Всеобщим налогом была капитация (с 1695 г.). Ее платили лица всех сословий, даже члены королевской фамилии. Считалось, что это специальный налог на содержание постоянной армии[15]. Капита­ция была одним из первых исторических видов подоходного налога. Для ее исчисления все плательщики разбивались на 22 класса в зависимости от своих доходов: от 1 ливра до 9 тыс. (в 22-м классе состоял один наследник престола). Всеобщими были также особые подоходные налоги : 10-я доля и 20-я доля (1710). Причем понятие «двадцатины» было условным. Так, в обстановке нарастаю­щего финансового кризиса в 1756 г. была введена т. н. вторая двадцатина, в 1760-м — третья (вместе превратившиеся в 1/7).

Помимо прямых налогов, существовали и косвенные, с продавае­мых товаров и продуктов питания. Наиболее отяготительным среди последних был налог на соль — габель (он был различен по провин­циям, и размеры его разнились до невероятности). Важную роль иг­рали таможенные доходы — с внутренних, главным образом, тамо­жен, от внешней торговли. Практически значение налогов имели и принудительные королевские займы — у духовенства, городов.

Общее налоговое бремя было колоссальным, достигая 55-60% до­ходов лиц третьего сословия, несколько меньше — для привилегиро­ванных. Раскладка налогов была огульной, зависела в основном от финансовой администрации на местах, главным образом — от ин­тендантов.

В период абсолютной монархии местное управление значительно усложни­лось и носило почти хаотический характер. Старые принципы сред­невекового управления (бальи, прево, лейтенанты) переплетались с новым административным делением и новой администрацией, права которой, однако, были сильно урезаны.

Ко второй половине XVIII в. Франция была поделена на 58 про­винций, которыми управляли губернаторы. Назначал их монарх. Кроме них, были 40 военных наместничеств со своими управителя­ми-комиссарами, парламентские, судебные и другие округа. Рядом с этим существовала система церковного управления (121 епископ­ский округ и 16 архиепископов). Параллельно была система финан­совых округов (всего 32) во главе с интендантами. При них были счетные палаты, палаты сборов, монетные палаты (по 10-15). Поли­цейское управление имело свое деление — на 32 департамента; кро­ме этого — особые таможенные и откупные округа.

Провинции управлялись напрямую министрами, но не все одина­ково. Треть подчинялась военному министру, треть — министру двора, треть — министру иностранных дел (!). Причем решение иногда мельчайших и чисто специальных местных вопросов (напри­мер, назначение профессоров в медицинскую школу Страсбурга) требовало личного министерского указа, иногда даже за печатью ко­роля. Из центра выдавались паспорта для свободного передвижения и для выезда за границу. Местная администрация, кроме того, была частично наделена правами юстиции, и это еще более осложняло реальное управление.

Феодальная налоговая система стремилась к замене нерентабельной барщины, принудительная отработка которой крестьянами стала тормозом к дальнейшему развитию.

Кроме уплаты шампара (полевой подати), крестьянин должен был производить на продажу излишки сельскохозяйственной продукции, чтобы иметь возможность заплатить сеньору ценз на землю, талью, введенную в XI в., различные пошлины, вроде оплаты крестьянином права использования печи, мельницы, виноградного пресса, принадлежащих его господину (так называемый баналитет). Хартии вольностей крестьянских союзов и хартии первопроходцев-целинников, установив размер подати, называемой льготной тальей, защитили крестьян от вымогательства феодалов, пытавшихся навязыванием невыгодных кутюмов обирать крестьян. К концу Средневековья термином «талья» стали обозначать все прямые налоги, которыми власти облагали население. К ним относились налоги, уплачиваемые крестьянами сеньору, муниципальные, королевские или княжеские налоги. В деревнях с сервов (становившихся все малочисленнее) взимались специфические подати: произвольная талья (размер которой не был фиксирован), шеваж (ежегодная подушная подать), а также формальяж (побор за брак, заключенный с человеком не из данной сеньории или из другого сословия) и налог с наследства умершего серва, так называемое право «мертвой руки».

Как любой сеньор, король взимал налоги с подданных своих доменов, но начиная с XIII в., он ввел дополнительное налогообложение, получая от своих вассалов финансовую помощь в четырех случаях: перед уходом в крестовый поход, при посвящении своего старшего сына в рыцари, при выдаче старшей дочери замуж или при собственном выкупе из плена. Но этих средств монархии Капетингов катастрофически не хватало. С конца XII столетия король начал взимать десятину с доходов церкви сначала для финансирования крестовых походов, а в дальнейшем – для наведения порядка в королевстве перед отбытием в крестовые походы. На рубеже XIV столетия финансовое притеснение церковников легло в основу конфликта между Филиппом Красивым и папой Бонифацием VIII. В эпоху Авиньонского пленения король и папы совместно делили большую часть взимаемой десятины. Король также предлагал родовитым французским баронам выкупать право несения военной службы, являвшейся их основной вассальной обязанностью. В случае крайней необходимости король без колебаний прибегал к насильственным заимствованиям денег, принуждая раскошелиться богатые города. В 1315 г. родился налог на соль, так называемый «габель», первоначальная цель введения которого было регулирование рынка соли, превратившийся впоследствии (в 30-х годах четырнадцатого столетия) в один из самых непопулярных в народе налогов. Первые сражения Столетней войны вынудили короля потребовать дополнительного налогообложения, на которое его подданные согласились в рамках проведения ассамблей бальяжей, епархий и Генеральных штатов, потребовав взамен от короля его уверений в неизменности курса проводимой им денежной политики и отчета об использовании собранных средств. Ко всем этим поборам следует еще добавить десятину для церкви, которую верующие уплачивали натурой в виде десятой части урожая и приплода скота. Введенная в 779 г. указом Карла Великого и ставшая обязательной для всех верующих, десятина распределялась епископами, оставлявшими одну часть для собственных нужд и остальные три для духовенства епархий, оказания помощи бедным и содержания церквей. С ростом количества приходов сбор десятины вменялся в обязанность кюре. Десятина распространялась, кроме того, на доходы от занятия торговлей и ремеслом, и в этом случае взималась со всех граждан в денежном выражении, не исключая и евреев. Папа освобождал некоторые религиозные ордена от уплаты десятины, а епископы – некоторые благотворительные организации (больницы и лепрозории). Некоторые светские феодалы, незаконно присваивавшие десятину, по мере введения григорианской реформы были вынуждены возместить ее церквям. Верующие часто оплачивали виды услуг, оказываемых церковью (исповедь и причащение), что служило дополнительным доходом для кюре бедных деревенских приходов. За снятие отлучения или при повторном освящении оскверненных церкви или кладбища епископами также взимались поборы. Начиная с XIII в, папы организовали внутри своих структур настоящий фискально-финансовый орган, получивший дальнейшее развитие во время Авиньонского пленения и тяжелым грузом висевший на национальной церкви, в частности и в том, что касалось права преемственности на вакантные епископства.

• Налоговая система

• Налоговая система Феодальная налоговая система стремилась к замене нерентабельной барщины, принудительная отработка которой крестьянами стала тормозом к дальнейшему развитию.Кроме уплаты шампара (полевой подати), крестьянин должен был производить на продажу

Финансовая и налоговая политика

Финансовая и налоговая политика К концу III в. назрела необходимость реформ в сфере денежного обращения. Проведенная Диоклетианом в 286 г. денежная реформа в основном повторяла попытки проведения таковой во времена Аврелиана. Целью ее было повышение курса денег и

§ 3. Финансовая система и налоговая политика

§ 3. Финансовая система и налоговая политика Опустошение страны, упадок земледелия, резкое сокращение численности крестьян, стихийное перераспределение податного населения серьезно сказались на состоянии государственного хозяйства. 1Пустая казна и расстроенные

23. Геоцентрическая система Птолемея и гелиоцентрическая система Тихо Браге (и Коперника)

23. Геоцентрическая система Птолемея и гелиоцентрическая система Тихо Браге (и Коперника) Система мира по Тихо Браге показана на рис. 90. В центре мира находится Земля, вокруг которой вращается Солнце. Однако все остальные планеты уже обращаются вокруг Солнца. Именно

23. Геоцентрическая система Птолемея и гелиоцентрическая система Тихо Браге (и Коперника)

23. Геоцентрическая система Птолемея и гелиоцентрическая система Тихо Браге (и Коперника) Система мира по Тихо Браге показана на рис. 90. В центре мира находится Земля, вокруг которой вращается Солнце. Однако, все остальные планеты уже обращаются вокруг Солнца. Именно

Налоговая революция: Россия как громадный оффшор

Налоговая революция: Россия как громадный оффшор Ради всего этого нам нужна, читатель, налоговая революция.Первый шаг государство в налоговой революции сделало, облегчив обложение личных доходов. Но начало оно явно не с того конца. Россия больше нуждается в ином – в

Налоговая реформа

Налоговая реформа Реформы Диоклециана требовали больших средств на содержание чи­новников и армии. Но вопрос этот стоял особенно остро благодаря упад­ку денежного хозяйства и обнищанию населения. Требовалась полная ре­организация финансово-податного дела. В прежние

1. Налоговая политика в деревне. Заготовки сельскохозяйственных продуктов

1. Налоговая политика в деревне. Заготовки сельскохозяйственных продуктов По решению X съезда РКП(б), состоявшегося в марте 1921 г., продразверстка была заменена продовольственным налогом. Это было началом перехода к новой экономической политике, к новым отношениям

НАЛОГОВАЯ ВОЙНА

НАЛОГОВАЯ ВОЙНА Да здравствует король без налогов! Девиз мятежников (1635) Разве у нас нет права на защиту? Мы полностью погрязли в нищете; Армия и кардинал — Вот и все наше имущество и богатство. Капитан Жан Босоногий (1639) В мае 1635 года, как мы уже знаем, Людовик XIII, перейдя

Георгий Дерлугьян. Военно–налоговая теория государства

Георгий Дерлугьян. Военно–налоговая теория государства Перед вами итоговая работа одного из наиболее влиятельных сегодня исторических социологов. Благодаря своей легендарной собранности и самодисциплине Чарльз Тилли успел написать очень много — более тридцати книг

Налоговая система королевства

Налоговая система королевства Вступление Франции в 1635 году в войну против Австрии послужило мощным толчком к монархической централизации, наиболее ярко проявившей себя в финансовой сфере. Налоговые сборы приобрели в те времена широчайший, доселе невиданный размах.

Налоговая реформа

Налоговая реформа Реформы Диоклециана требовали больших средств на содержание чи­новников и армии. Но вопрос этот стоял особенно остро благодаря упад­ку денежного хозяйства и обнищанию населения. Требовалась полная ре­организация финансово-податного дела. В прежние

Налоговая служба и таможня

Налоговая служба и таможня В числе прочих силовых ведомств следует упомянуть налоговую службу. Не слишком понятно, впрочем, почему эта структура считается силовой? До недавнего времени, кроме налоговой службы, в России существовала ныне упраздненная налоговая полиция,

4. Налоговая политика и спекуляции.

4. Налоговая политика и спекуляции. Война стоит дорого, но она не является единственной причиной роста государственного долга и постоянного финансового дефицита. К войне добавляются необходимость содержания пышного и великолепного королевского двора, королевские

Талья (фр. taille ; англ. tallage ) — земельный налог в средневековых Англии и Франции. В Англии талья представляла собой произвольный налог, взимаемый королём с крестьян своего домена, горожан и евреев, и просуществовала с конца XII века до 1340 г., когда была введена система санкционирования налогов сословиями английского парламента. Во Франции, возникнув из феодального права сеньора требовать денежной «помощи» от вассалов и подвластных крестьян, талья в середине XV века превратилась в постоянный налог на земельные наделы и недвижимое имущество лиц недворянского сословия (в основном, крестьяне и горожане). К XVII веку талья стала важнейшим прямым налогом французского королевства, обеспечивающим до 50 % доходной части государственного бюджета. Откупная система взимания тальи и произвольность её распределения чиновниками способствовала массовым злоупотреблениям при сборе налога. Во время Великой французской революции талья была упразднена.

Содержание

Талья в Англии

В Англии первое упоминание о сборе тальи относится к 1173—1174 гг. Очевидно, этот вид налога возник в процессе складывания феодальной вассально-ленной системы после нормандского завоевания. Талья стала дополнением к «датским деньгам», поземельному налогу англосаксонского периода истории Британии. Её взимание основывалось на праве короля облагать поборами население его домениальных владений. Первоначально это право реализовывалось путём сбора разовой денежной «помощи» королю, а уже к концу XII века сложился институт относительно регулярно взимаемой тальи. Налогом облагались крестьяне, проживающие на королевских землях, королевские города и евреи [1] . Размер налога не был фиксирован и определялся по усмотрению короля. Позднее термин «талья» стал применяться для наименования любых произвольных взносов, собираемых королём со своих подданных. Вместе с поступлениями от щитового сбора, доходы от сбора тальи превратились к началу XIII века в один из наиболее важных источников пополнения государственной казны. Недовольство баронами произвольностью взимания тальи привело к включению в «Великую хартию вольностей» 1215 г. положения, запрещающего королю взимать талью или иную «помощь» без согласия баронов страны, за исключением трёх случаев: выкупа короля из плена, посвящения в рыцари его старшего сына и свадьбы его старшей дочери. Это положение легло в основу принципа согласования королём налогов с мнением его подданных и дало импульс к возникновению английского парламента.

После 1215 г. талья в Англии продолжала эпизодически взиматься с крестьян, горожан и евреев, пока не была официально упразднена в 1340 г. королём Эдуардом III. В последний раз талья взималась около 1332 г. В 1627 г. положение из закона Эдуарда III об отказе от права на произвольное обложение своих подданных налогом было включено в Петицию о праве. В новой редакции этого документа для взимания тальи или другого налога в пользу короля требовалось согласие духовенства, графов, баронов, рыцарей, горожан и всех иных свободных граждан королевства. Это утвердило верховенство парламента в вопросах налогообложения.

Талья во Франции

Во Франции институт тальи также возник из права сеньора на денежную «помощь» от своих вассалов и населения его домена. Такая «помощь» эпизодически собиралась королём, герцогами и графами с подвластного населения под различными предлогами на протяжении всего раннего Средневековья. Трансформация феодальной «помощи» в налог развивалась достаточно медленно в связи со слабостью королевской власти и отсутствии реального контроля монарха над крупными сеньориями до конца XII века. В правление Людовика IX «помощь» стала собираться гораздо чаще обычного и фактически превратилась во временный налог, фиксированный для городов и относительно произвольный для крестьянства. Потребность в увеличении государственных доходов для финансирования французской армии во время Столетней войны привела к приданию талье ордонансом 1439 г. статуса постоянного налога. Король, с согласия Генеральных штатов, а позднее и без него, утверждал сумму, подлежащую сбору, которая распределялась по провинциям, бальяжам, городам и деревням страны.



От уплаты налога были освобождены дворяне, духовенство, должностные лица королевской администрации, солдаты и офицеры, профессора и студенты университетов, а также некоторые вольные города (в том числе Париж). Объектом налогообложения являлось недвижимое имущество горожан и земельные наделы крестьян. Налог собирали специальные государственные чиновники исходя из традиционной оценки доходности земель и городов. Особая система взимания тальи (так называемая «реальная талья», в отличие от «личной тальи» остальных регионов страны) сложилась в провинциях Юго-Восточной Франции (Лангедок, Беарн, Бигор, Комменж, Овернь, Дофинэ, Прованс), а также в Бургундии и Бретани. В этих регионах налогом облагались все земельные владения, за исключением рыцарских ленов и земель церковных организаций, а обязанность уплаты налога зависела от характера земельного держания, а не от социального статуса плательщика. В результате в некоторых случаях талью были обязаны платить не только крестьяне, но и дворяне, которые владели землями, не являющимися рыцарскими ленами. Кроме того, в провинциях, где собиралась «реальная талья», сохранилась определённая доля фискальной автономии: утверждение распределения налога здесь производилось региональными собраниями сословий. Традиции собственной налоговой системы продолжали существовать также в недавно присоединённых к Франции областях (Руссильон, Франш-Конте, Эльзас, Лотарингия, части Фландрии и Геннегау), где надзор за сбором тальи осуществлял королевский интендант. В XVI веке Франция была разделена в фискальных целях на генералитеты, число которых к концу XVIII века составило 36. Во главе каждого генералитета стоял интендант, превратившийся из налогового чиновника в представителя королевской власти в местной системе управления и судопроизводства.

Порядок сбора тальи по провинциям сведён в таблицу ниже:

Французское название Русское название Провинции Вид тальи Раскладка и сбор
Pays d'election выборные области древнейшие владения короны, а также бывшие области Штатов, утратившие этот статус. Преимущественно на севере Франции личная талья ( taille personnelle ): облагались земли представителей третьего сословия первоначально налог собирался выборными чиновниками, затем купившими место сборщика
Pays d'état области Штатов провинции, имевшие провинциальные Штаты: Бретань, Лангедок, Бургундия, Овернь, Беарн, Дофине, Прованс, часть Гаскони реальная талья (taille réelle): облагались земли недворянского статуса, кто бы ими ни владел раскладывалась местными советами
Pays d'imposition области обложения недавно присоединённые провинции такая же, как и в pays d'état; области часто причисляются к pays d'état раскладывалась местными органами власти под надзором королевского интенданта

Резкий рост ставки тальи начался при Людовике XI, когда налог был повышен в три раза. С течением времени талья, наряду с габелью, превратилась в один из основных источников доходов королевской казны [2] , позволяющий изымать значительные средства с крестьянства и «третьего сословия». В 1589 г. поступления от тальи достигли рекордной суммы в 21 миллион ливров. В 1680 г. была введена откупная система взимания тальи, предполагающая продажу права сбора налога от имени короля отдельным людям. Это обеспечивало гарантированный приток в казну значительных денежных средств, но создавало почву для массовых злоупотреблений откупщиками при сборе налога. В результате талья превратилась в один из самых ненавистных институтов «Старого режима», хотя в абсолютном выражении её размер несколько раз сокращался при Людовике XIV и его преемниках, когда государство сделало ставку на косвенные налоги. Во время Великой французской революции талья была упразднена.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:33, доклад

Описание работы

Франция - страна, в которой в отдельных отраслях доминирует государственная собственность. Правительство делает серьезные шаги в изменении налоговой политики. Среди развитых стран Францию отличает высокая доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального значения.
Налоговая система Франции представляет собой в рамках реализации экономической (регулирующей) функции точное отражение ее государственного устройства и основана не столько на использовании механизмов экономического регулирования, сколько на централизованном перераспределении фискальных ресурсов.

Содержание работы

Введение
1. История развития налогообложения во Франции
2. Общая характеристика налоговой системы Франции
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

налоги во франции.docx

1. История развития налогообложения во Франции

2. Общая характеристика налоговой системы Франции

Список используемой литературы

Франция - страна, в которой в отдельных отраслях доминирует государственная собственность. Правительство делает серьезные шаги в изменении налоговой политики. Среди развитых стран Францию отличает высокая доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального значения.

Налоговая система Франции представляет собой в рамках реализации экономической (регулирующей) функции точное отражение ее государственного устройства и основана не столько на использовании механизмов экономического регулирования, сколько на централизованном перераспределении фискальных ресурсов.

Среди главных черт французской налоговой системы следовало бы выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений.

  1. История развития налогообложения во Франции

Согласно решению Генеральных штатов в 1314 г. впервые был задекларирован принцип, согласно которому новые налоги вводятся не королевским приказом, а парламентским законом. С 1341 г. вводится налог на соль в форме соляной регалии (позже откупа), а с 1439 г. — налог на земли и здания (талья). Кардинал Ришелье чётко сформулировал главную стратегию фискальной политики: «Не следует перегружать подданных налогами, но не следует и брать с них меньше, чем нужно для нужд государства».

В 1648—1652 гг во Франции разгорелась гражданская война, вошедшая в историю под названием Фронда. Непосредственной причиной Фронды стали непопулярны фискальные меры правительства, в частности введения обременительного налога на дома, что вызвало недовольство всех слоев населения. Подавление Фронды знаменовало победу королевского абсолютизма над оппозиционным ему парламентом, открыв путь к неограниченному произволу в сфере налогообложения.

Во Франции эпохи абсолютизма получила широкое распространение откупная система налогов — передача на договорной основе сбора налогов частным лицам, которые в порядке предоплаты вносили государству оговорённую сумму дохода в обмен на право собирать платежи с налогоплательщиков. Поскольку условия налоговых откупов не подлежали законодательной регламентации, открылись большие возможности для казнокрадства и коррупции. По оценкам современников, в XVIII веке в казну государства поступала лишь половина фактически собранных налогов, остальные оставалась откупщикам [1] .

Жан-Батист Кольбер (1619—1683) находясь на посту министра финансов несколько облегчил бремя налогов для бедных и жестоко расправился с казнокрадами. Через сто лет Анн Робер Жак Тюрго (1727—1781) обратил внимание на проблему социальной несправедливости в налогообложении. Он предупреждал, что сословные привилегии в форме налогового иммунитета для дворян и духовенства разрушительны для государственных финансов и, кроме того, оказывают деморализующее влияние на общество. Он отказался от практики подношений генеральному контролёру (министру) финансов взятки в 100 тыс. ливров при ежегодном заключении откупного контракта.

Великая французская революция оказала значительное влияние на развитие налоговой системы Франции. В статье 14 «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.) провозглашалось: «Все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, добровольно соглашаться на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания». Великая французская революция также принесла с собой отмену налоговых иммунитетов и церковной десятины.

В течение 1807—1850 гг во Франции состоялся налоговый кадастр всех земель, охвативший все наделы в пределах государства. В XIX в. во Франции, впервые в Европе, введены акцизы на отдельные виды товаров, а также введён налог на ценные бумаги. Следующее столетие было также отмечено новациями в налоговой системе: были введены налоги на прибыль, на оборот, а в 1954 г. впервые в истории был принят принцип налога на добавленную стоимость.

  1. Общая характеристика налоговой системы Франции

Налоговая система Франции представляет собой своеобразную совокупность налогов и сборов. Она формировалась многие десятилетия, отражая исторические и культурные особенности страны. В настоящее время система обладает стабильностью в отношении перечня взимаемых налогов и сборов, правил их применения. Ставки же пересматриваются ежегодно с учетом экономической ситуации и направлений экономико-социальной политики государства.

Законодательную базу налоговой системы Франции составляет Налоговый Кодекс Франции. Во Франции он ежегодно уточняется при утверждении Закона о бюджете. К кодексу прилагаются два тома разъяснений (ежегодных комментариев).

Налогообложение во Франции является для государства главным источником формирования доходов центрального бюджета, они обеспечивают более 90 % его доходной части.

Основополагающими принципами налоговой системы Франции являются:

- гибкость. Принцип гибкости налогообложения означает способность налоговой системы реагировать на изменения экономического положения, по возможности не прибегая к мерам налогового законодательства, и не создавая препятствий для экономического роста;

- социальная направленность - этот принцип тесно связан с принципом социальной налоговой справедливости. Социальная налоговая справедливость основывается как на перераспределении, так и обеспечении налоговой свободы прожиточного минимума. Это означает, что прожиточный минимум, необходимый для поддержания достойного человеческого существования в обществе, не должен подвергаться налогообложению.

В налоговой системе Франции можно выделить ряд характерных черт, это:

- преобладание косвенных налогов;

- особая роль подоходного налога;

- учет территориальных аспектов;

- гибкость системы в сочетании со строгостью;

- широкая система льгот и скидок;

- открытость для международных налоговых соглашений.

Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость.

Отличительная черта налоговой системы Франции - высокая доля взносов в фонды социального назначения (ФСН). Так, сумма взносов в ФСН в структуре обязательных отчислений составляе6т 43,3 %, что значительно превосходит крупнейшие развитые страны. Так, в Германии - 37,4 %, Великобритании - 18,5 %, США - 29,7 %.

Налоговые поступления в доход бюджета центрального правительства Франции составляет более 93 %.

Основной налог, дающий большую часть поступлений - это НДС - 45 %. Стандартная ставка НДС в стране - 18,6 %, льготные ставки 2,1; 4 и 5,5 %, повышенная - 22 %. Льготные налоги составляют чуть более одной трети от суммы налогов, поступающих в центральный бюджет. Местные налоги составляют около 40 % доходной базы местных органов управления. Преобладают два вида местных налога: налог на предприятия и налог на семью.

Налоговая система Франции довольно эластична. Эластичность налоговой системы заключается в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической конъюнктуры законодательно уточняются ставки налогов. Правила же применения налогов обычно стабильны в течение ряда лет.

Все меры по налогообложению во Франции находятся в компетенции Парламента (Национальной Ассамблеи). Там ежегодно уточняются ставки.

Для французской налоговой системы характерны жесткая законодательная регламентация, сочетающаяся, вместе с тем, с гибкостью. Правила применения налогов стабильны в течение ряда лет.

К отличительным особенностям французского налогообложения можно отнести:

- стимулирование роста вложений в науку науку предусматривает налоговые кредиты в размере 50 % от ежегодного прироста вложений на НИОКР. При снижении вложений налог возрастает на 50 % от суммы уменьшения. ;

- налоговый авуар представляет собой компенсацию двойного налогообложения держателей акций, которые облагаются подоходным налогом как физические лица с доходов от дивидендов и также облагается налогом доход АО. Размер налогового авуара равен половине стоимости распределяемых дивидендов;

- налогообложение доходов от перепродажи имущества. Разница между продажной и покупной ценой представляет собой базу обложения. К ней применяются две разные ставки: 42 %, если акт продажи произошел в течение двух лет владения; 15 %, если акт продажи произошел после двух лет владения.

Французские налоги взаимоувязаны в целостную систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий.

Налогообложение опирается на государственную систему бухучета, которая является обязательной.

Список используемой литературы:

1. Ушак Н.В. Теория и история налогообложения. Учебное пособие.- М. КноРус,2009. - 327с.

2. Поляк Г.Б. Налоги и налогообложение Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп.- М. «Книжный мир», 2010. - 415с.

3. Черник Д.Г., Майбуров И.А., Литвиненко А.Н. Налоги. Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.-М. «Книжный мир», 2008.- 511с.

4.Маслов Б.Г., Попова Л.В., Дрожина И.А. Налоговые системы зарубежных стран.Учебник – М.: София, 2008 – 211 с.

nalogi-vo-frantsii.jpg


Кому нравится платить налоги? Сборщиков налогов всегда недолюбливали, о борцах с ними было рассказано множество легенд. Но, несмотря на нелюбовь населения к налогам, они нужны для поддержания порядка в городах, ремонта дорог, строительства больниц и так далее.

Особенности французских налогов

  1. Несмотря на схожесть законов во многих странах ЕС, налоговая система Франции существенно отличается от иных западноевропейских государств. Французский бюджет по большей части состоит именно из налогов.
  2. Во Французской Республике социальный налог составляет почти половину от поступающих в бюджет налогов. К примеру: в государствах ЕС социальный налог составляет 1/3 от всех.
  3. За последние 30 лет во Франции наблюдается сильная децентрализация налоговых поступлений. У муниципальной администрации с каждым годом появляется все больше возможностей для распределения средств, полученных с налогов на их территории.
  4. Косвенные, или потребительские пошлины по сумме доходов в бюджет намного больше прямых налогов. Именно во Французской Республике был создан распространившийся по всему миру НДС.
  5. Приоритет ресурсов является основой французского бюджета. Сначала правительство утверждает доходную часть бюджета, а потом на нее собирают налоги и, проанализировав уже числящиеся в бюджете средства, распределяют доходы.
  6. Унификация во Франции проходит по требованиям Европейского союза. Сборы должны оплачивать все. Вместо отказа от налоговых льгот государство уменьшает ставки.

Все законы, связанные с регулировкой, отменой и созданием новых налогов рассматривает французский парламент. Во Французской Республике доход от налогов – это более 90% от всех доходов в бюджет.

Виды налогов во Французской Республике

Граждане Франции платят следующие налоги и сборы:

  • Налог на добавленную стоимость (НДС);
  • Имущественные налоги делятся на два вида, которые отличаются размером налоговой ставки: жилищный и земельный;
  • Налог на ТВ;
  • Гербовый сбор;
  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • Налог на богатство (действует при стоимости имущества более 0,8 миллионов долларов).

НДС во Французской Республике

Именно французы в первый раз использовали НДС. Данный вид пошлин ввели во Французской республике в 1954. Всего есть три типа налогов на добавленную стоимость: стандартный, сниженный и повышенный.

Виды налоговых ставок по НДС:

  • Повышенная ставка – Сюда входят машины, алкогольные напитки, табак и предметы роскоши. Размер налога – 22%.
  • Стандартная ставка – в нее входит большинство потребительских товаров. Размер налога – 19,6%
  • Сниженная ставка. Размеры налога – 2,2%, 5,5% и 7%

Пониженная ставка разделена на 3 категории:

  • Лечебные препараты, частично оплачиваемые соц. страховкой. На них действует минимальный размер налога – 2,2%
  • Питьевая вода, снаряжение для столовых в учебных заведениях, безалкогольные напитки, оборудование для людей с ограниченными возможностями, продукты питания. Размер налога – 5,5%
  • Общепит, транспортные услуги, литература, услуги реставраторов и ремонтников, Средства массовой информации, и медицинские препараты, которые не попадают под первый пункт.

Также во Франции есть исключения для НДС, а именно:

  • Экспорт и все, что к нему относится;
  • Финансовые организации;
  • Педагоги и врачи, занимающиеся частной практикой;
  • Государственные организации, выполняющие административную работу, занимающиеся культурой или спортом;
  • Рыбная ловля;
  • Малый бизнес с годовым оборотом меньше семидесяти тысяч евро.

Кроме компаний, выплачивающих налог на добавочную стоимость, косвенный налог с жителей Франции взимается со следующих товаров:

  • Алкогольные напитки, табачные изделия, спички, питьевая вода, кондитерские изделия, некоторые крупы, сахар и изделия из муки;
  • Энергоносители;
  • Драгоценные металлы и ювелирные изделия;
  • Игровые автоматы, телевизионная реклама, антиквариат, скульптуры, живопись, а также различные произведения искусства;
  • Процедуры, относящиеся к страховому бизнесу или биржам.

Налоги на имущество во Французской республике

Налоги на имущество во Франции разделяются на два типа: земельный и жилищный. Они действуют на всех владельцев недвижимости, вне зависимости от того, является ли гражданин резидентом Франции или нет. У этого налога есть исключения, а именно:

  • Постройки сельскохозяйственного назначения;
  • Жилые помещения, владельцы которых – люди старше 75 лет, люди, малоимущие, получающие помощь от государства и инвалиды;
  • Государственное имущество.

Категории, не входящие в этот список, оплачивают налог в размере 50% от стоимости имущества или арендной платы. С территории, на которой отсутствует застройка, взимают налог в размере 80%. На государственные участки сбор не действует. Территории с лесопосадкой освобождены от пошлин до того времени, когда они начнут приносить хозяевам денежную прибыль.

Налоговую ставку определяет местная муниципальная администрация, но закон запрещает повышать ее больше чем в 2,5 раза, чем в прошлом году.

Подоходный налог во Франции

Из НДФЛ состоит примерно 20% бюджета государства. Система сборов НДФЛ во Франции отличается от других своей многошаговостью. Начисление НДФЛ проходит на одну фискальную единицу. Этой единицей может являться как один человек, так и семья. Ставка подоходного налога – от 10,5% до 47%. Начисление подоходного налога во Франции проходит следующим образом

  • 1 фиск. – 1 чел.= 1 Коэф;
  • 1 фиск. – 2 чел. без детей = 2 Коэф;
  • 1 фиск. – 2 чел.+ 1 ребенок = 2,5 Коэф;
  • 1 фиск – 2 чел.+ 2 ребенка = 3 Коэф.

Далее все идет по такой же схеме.

Фиск. означает фискальную единицу, чел – человека, коэф – коэффициент.

Налог на наследство во Франции

Пошлина на наследование имущества входит в число самых старых налогов Французской республики, он был принят конце XVIII века. Эта пошлина действует на субъектов, получающих в наследство имущество, которое сейчас находится на территории Франции. Лицо может выступать как резидентом, так и нет. У данного налога есть исключение: имущество, которое передается во владение благотворительных фондов, муниципальных организаций или государства. Также у этой пошлины присутствует необлагаемый минимум, а именно:

Для родителей и детей он составляет €275 000, для братьев и сестер – €100 000. Для оставшихся родственников необлагаемый минимум составляет десять тысяч евро. При выдаче наследства супругам имущество передается без каких-либо налоговых обложений. Размер пошлины на наследование находится в диапазоне от 5% в том случае, если наследники – прямые потомки и до 60% при полном отсутствии какого-либо родства с умершим.

Количество налогов во Французской республике – более двух сотен. Из самых необычных можно отметить налог на богатство, который получил скандальную известность. Он распространялся на тех людей, стоимость имущества которых больше, чем 1,3 миллиарда евро. Налог, взимаемый при покупке земли отменили еще в 2006-м, но в налоговом законодательстве Франции остались достаточно странные пошлины, такие как налог на продление вида на жительство или победу в лотерее. Также в стране есть пошлина на профессиональное образование, которая взимается в размере 0,5% от текущей заработной платы. Налогом не облагаются госорганы и учебные учреждения.

Также во французском законодательстве присутствует сбор за телевидение. Он не действует в том случае, если в доме отсутствует телевизор.

Читайте также: