Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность

Опубликовано: 16.05.2024

СПРАВОЧНИК

ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

Налоговый учет. Сущность и принципы налогового учета

Налоговый учёт – это система сбора, обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с требованиями Налогового Кодекса Российской Федерации (ст. 313 НК РФ). Налогоплательщики самостоятельно разрабатывают систему налогового учёта в учётной политике для целей налогообложения.

Цель налогового учёта определяется интересами пользователей информации. Пользователи информации, формируемые в системе налогового учёта, делятся на две основные группы:

Внутренним пользователем информации является администрация организации. По данным налогового учёта внутренние пользователи могут проанализировать непроизводственные расходы, которые, согласно требованиям налогового законодательства, не учитываются для целей налогообложения (например, расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемые руководству или работникам; помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров, расходы в виде сумм материальной помощи и другие). Уменьшая такого рода расходы можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль.

Внешними пользователями информации являются, прежде всего, налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы должны производить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, осуществлять контроль за поступлением налогов в бюджет. Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей, определяют направление налоговой политики организации.

С учётом потребностей пользователей информации целями налогового учёта являются:

1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;

3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов.

Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.

Данные налогового учёта должны отражать:

1) порядок формирования сумм доходов и расходов;

2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчётном (налоговом) периоде;

3) сумму остатка расходов, подлежащих отнесению на расходы в следующем отчётном (налоговом) периоде;

4) порядок формирования суммы создаваемых резервов;

5) сумму задолженности по расчётам с бюджетом по налогу.

Данные налогового учёта не отражаются на счетах бухгалтерского учёта (ст. 314 НК РФ).

Согласно ст. 313 НК РФ данные налогового учёта подтверждаются:

- первичными учётными документами, включая справку бухгалтера;

- аналитическими регистрами налогового учёта;

- расчётом налоговой базы.

Объектами налогового учёта являются доходы и расходы организации, учитываемые для целей налогообложения. Путём сопоставления доходов и расходов определяется прибыль или убыток. Согласно ст. 247 НК РФ прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов. При этом расходы для целей налогообложения подразделяются на расходы, учитываемые в текущем отчётном периоде и расходы, которые учитываются в будущих периодах. Задачей налогового учёта является определение доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем периоде.

Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль на определённую дату.

Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.

Принципы налогового учета

В главе. 25 НК РФ нашли отражение следующие принципы ведения налогового учёта:

• принцип денежного измерения;

• принцип имущественной обособленности;

• принцип непрерывности деятельности организации;

• принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности;

• принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта;

• принцип равномерности признания доходов и расходов.

Принцип денежного измерения сформирован в ст. 249 и 252 НК РФ. Согласно ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчётами за реализованные товары или имущественные права, выраженные в денежных и/или натуральных формах. Как следует из ст. 252 НК РФ, под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Таким образом, в налоговом учёте отражается информация о доходах и расходах, представленных, прежде всего, в денежном выражении. Доходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитывается в совокупности с доходами, стоимость которых выражена в рублях. Доходы, выраженные в иностранной валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБРФ. В соответствии с принципом имущественной обособленности, имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящееся у данной организации. В налоговом законодательстве этот принцип декларируется в отношении амортизируемого имущества.

Амортизируемым признаётся имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности.

Согласно принципу непрерывности деятельности организации, учёт должен вестись непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до её реорганизации или ликвидации. Этот принцип используется при определении порядка начисления амортизации имущества. Амортизация имущества начисляется только в период функционирования организации и прекращается при её ликвидации или реорганизации.

Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности является доминирующим. Согласно ст. 271 НК РФ, доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (принцип начисления). В соответствии со ст. 272 НК РФ, расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.

Ст. 313 НК РФ установлен принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта, согласно которому нормы и правила должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Этот принцип распространяется на все объекты налогового учёта.

Принцип равномерности признания доходов и расходов отражён в ст. 271 и 272 НК РФ. Данный принцип предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчётном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.

Организация налогового учета на предприятии

В соответствии со ст. 313 НК РФ порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком к учётной политике для целей налогообложения.

Налоговый учёт следует организовать так, чтобы данные бухгалтерского учёта обеспечивали возможность:

  • непрерывного отражения в хронологической последовательности фактов хозяйственной деятельности;
  • систематизации указанных фактов (учёт доходов и расходов);
  • формирования показателей налоговой декларации по налогу на прибыль.

В отличие от бухгалтерского учёта, где правила ведения учёта регламентированы ПБУ и Планом счетов бухгалтерского учёта, для ведения налогового учёта не установлены жёсткие стандарты. Поэтому система налогового учёта организуется налогоплательщиком самостоятельно, и налоговые органы не вправе устанавливать обязательные формы документов налогового учёта.

Возможны два варианта ведения налогового учёта:

1. Создание автономной системы налогового учёта, не связанной с бухгалтерским учётом. При этом каждая хозяйственная операция отражается в регистре налогового учёта.

2. Создание системы налогового учёта на основе данных бухгалтерского учёта. Этот способ ведения учёта менее трудоемок и в силу этого более целесообразен для применения. Он согласуется с нормами ст. 313 НК РФ.

Данная статья устанавливает, что исчисление налоговой базы по итогам каждого отчётного (налогового) периода производится на основе данных налогового учёта, если гл. 25 НК РФ предусмотрен порядок группировки и учёта объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка, установленного правилами бухгалтерского учёта. Таким образом, когда правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают, исчисление налоговой базы можно производить на основе данных бухгалтерского учёта. При разработке системы налогового учёта, основанной на данных бухгалтерского учёта, необходимо:

1. Определить объекты учёта, по которым правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают, и объекты учёта, по которым правила учёта различны, выделив объекты налогового учёта.

2. Разработать порядок использования данных бухгалтерского учёта для целей налогообложения.

3. Разработать формы аналитических регистров налогового учёта для выделенных объектов налогового учёта.

4) Определить объекты раздельно налогового учёта (для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы).

Источник - Налоговый учёт: учебное пособие / М.Н. Смагина. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 80 с.

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом Российской Федерации.

Ведение налогового учета входит в обязанность всех компаний, в том числе применяющих специальные налоговые режимы.

Именно налоговый учет дает возможность формирования полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций.

Налоговый учёт ведется в специальных формах - налоговых регистрах.

Организации - налогоплательщики самостоятельно формируют свою систему налогового учета.

Порядок ведения налогового учета должен быть прописан в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается приказом (распоряжением) руководителя компании и является основным документом, необходимым для исчисления налогов.

Целями налогового учёта являются:

1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;

3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

При этом внутренним пользователем информации является администрация организации.

Внешними пользователями информации являются налоговые органы, которые производят оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, а также осуществляют контроль за поступлением налогов в бюджет.

Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов.

Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.

Данные налогового учета должны содержать следующую информацию:

порядок формирования суммы доходов и расходов;

порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

порядок формирования сумм создаваемых резервов;

сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета выступают:

первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

аналитические регистры налогового учета;

расчет налоговой базы.

Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогам на определённую дату.

Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.

Налоговым кодексом РФ определены следующие принципы ведения налогового учета:

принцип денежного измерения. В налоговом учёте отражается информация о доходах и расходах, представленных, прежде всего, в денежном выражении;

принцип имущественной обособленности. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящееся у данной организации.

принцип непрерывности деятельности организации. Учёт должен вестись непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до её реорганизации или ликвидации.;

принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности. Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности является доминирующим. Доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (принцип начисления). Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.;

принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта. Нормы и правила должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Этот принцип распространяется на все объекты налогового учёта;

принцип равномерности признания доходов и расходов. Данный принцип предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчётном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.

Существуют следующие варианты ведения налогового учёта:

налоговый учет ведется отдельно от бухгалтерского учета. Этот вариант наиболее целесообразен для использования в крупных компаниях, где такой учет ведется в специальном подразделении организации;

налоговый учет ведется на базе бухгалтерского учета, что предполагает максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета, специальные налоговые регистры ведутся лишь в тех случаях, когда налоговое законодательство предусматривает иные правила учета;

налоговый учет ведется способом корректировки данных бухгалтерского учета: в налоговых регистрах отражается лишь разница между данными бухгалтерского и налогового учета в тех ситуациях, когда такие отклонения возникают;

  • налоговый учет ведется в специальном налоговом плане счетов. Данный способ предполагает разработку и введение дополнительных счетов налогового учета к рабочему плану счетов. Этот способ является наиболее оптимальным и чаще всего используется в небольших и средних организациях.
  • Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Как эффективно построить систему налогового учета на предприятии? Какие существуют способы построения налогового учета?

    Постановка налогового учета на любом предприятии требует глубоких профессиональных знаний и опыта в сфере налогов.

    Компании рассчитывают налог на прибыль по данным налогового учета (абз.1 ст.313 НК РФ), который должен содержать следующую информацию (абз.10 ст.313 НК РФ):

    • о порядке формирования суммы доходов и расходов;
    • о порядке определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
    • о сумме остатка расходов (убытков), подлежащего отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
    • о порядке формирования сумм создаваемых резервов;
    • о сумме задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

    Важно! В налоговом законодательстве не определены конкретные методы построения налогового учета в организации, а приведены лишь основные направления, по которым должен строиться налоговый учет. А сама методика ведения налогового учета дана на откуп самим организациям.

    КАКИМ СПОСОБОМ ОРГАНИЗОВАТЬ ВЕДЕНИЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА?

    На практике, налоговый учет строится либо на базе бухгалтерского учета (по единому плану счетов, формируя показатели бухгалтерского и налогового учета в разрезе бухгалтерского счета) либо независимо от бухгалтерского учета (параллельно бухгалтерскому учету вне связи с ним).

    Как правило, наиболее точный и менее трудоемкий является первый способ. Именно такой способ построения системы налогового учета реализован, например, в программном продукте 1С. ERP.

    В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ДАННЫЙ СПОСОБ?

    Учет доходов и расходов по налогу на прибыль ведется на плане счетов бухгалтерского учета в разрезе объектов учета.

    Источником для формирования проводок по налогу на прибыль являются записи оперативного учета. А все хозяйственные операции, автоматизированные в программе, поддерживают налоговый учет.

    В этом случае для бухгалтерского и налогового учета используется единый план счетов. Как следствие, операции бухгалтерского и налогового учета отражаются одновременно и в бухгалтерском и в налоговом учете в одном регистре учета, отсутствует разделитель «Вид учета», и также отпадает необходимость устанавливать соответствие счетов бухгалтерского и налогового учета.

    Важно! Для реализации данного способа построения налогового учета все объекты активов, обязательств, доходы и расходы должны оцениваться по правилам 25 главы НК РФ. Поэтому постановка налогового учета - это, прежде всего грамотное планирование ведения бухгалтерского учета, ведь неправильно спланированный бухгалтерский налоговый учет, может отрицательно отразиться на деятельности компании в целом.

    Формирование регистров налогового учета производится посредством процедур переноса соответствующих хозяйственных операций, отраженных на счетах бухгалтерского учета, в регистры налогового учета и их дальнейшей корректировки в ходе расчета налоговой базы.

    Налоговый учет для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль ведется на бумажных носителях и в электронном виде.

    С ЧЕГО НАЧАТЬ ПОСТАНОВКУ НАЛОГОВОГО УЧЕТА В БУХГАЛТЕРСКОЙ ПРОГРАММЕ?

    Сначала в программе заполняется документ «Учетная политика» (для налогового учета). Далее, например, в программе 1С.ERP, заполняется справочник «Доходы и расходы», который предназначен для хранения списка статей доходов и расходов. Реквизит «Принятие к учету НУ» влияет на получение постоянных разниц между данными бухгалтерскими и налоговыми. Если флаг «Принятие к налоговому учету» установлен, то данные доходы (расходы) учитываются для целей налогового учета, и наоборот. Если флаг «Принятие к налоговому учету» не установлен, то данные доходы (расходы) не учитываются для целей налогового учета. Это приводит к появлению постоянных разниц.

    Если при этом организация применяет ПБУ 18/02, то сумма расхода отражается в ресурсе «Сумма ПР Дт», т.е. фиксируется постоянная разница в оценке расхода.

    Если оценка операции для целей бухгалтерского учета не совпадает с оценкой операции для целей налогового учета, и при этом не возникает постоянной разницы, то на величину расхождения. фиксируется временная разница, которая отражается в ресурсе «Сумма ВР Дт» или «Сумма ВР Кт».

    Заполнять одновременно «Вид расходов по основной деятельности и Вид расходов по неосновной деятельности не требуется». При выборе соответствующего поля следует руководствоваться тем, на каких счетах будет отражаться статья расходов:

    • если предполагается, что расходы будут связаны со счетами учета затрат (20, 23, 25, 26, 44), то следует заполнять поле Вид расходов по основной деятельности. Оно определяет, являются ли расходы нормируемыми или нет, а также определяет расположение сумм расходов по соответствующим статьям в разделах регламентированной бухгалтерской и налоговой отчетности;
    • если предполагается, что расходы являются прочими и не связаны с ведением хозяйственной деятельности предприятия (отражение на счете 91).

    Например , при реализации внеоборотных активов и т.п. следует заполнять поле «Вид расходов по неосновной деятельности», оно определяет расположение сумм расходов по соответствующим статьям в разделах регламентированной бухгалтерской и налоговой отчетности.

    • если предполагается что в разных организациях и/или подразделениях статья расходов будет носить разный характер, то следует заполнять оба вида расходов.

    Важно! Формирование этих оценок определяется учетной политикой компании по налогу на прибыль, соответствующей настройкой статей доходов и расходов. А при отражении отдельных операций бухгалтер может указать суммы налогового учета в явном виде.

    Формирование налоговой базы раскрывается в регистрах налогового учета. По суммам налогового учета производится автоматическое заполнение декларации по налогу на прибыль. Каждый показатель декларации можно расшифровать по статьям учета, сверить по бухгалтерским отчетам, в том числе расшифровать до конкретных документов.

    СПЕЦИАЛИСТЫ КОМПАНИИ «РОСКО» ПОМОГУТ В ПОСТАНОВКЕ НАЛОГОВОГО УЧЕТА КОМПАНИИ!

    Доверив организацию налогового учета специалистам «РосКо» компания будете иметь всю необходимую достоверную информацию для своевременного принятия правильных управленческих решений, снизит налоговые риски.Правильная постановка налогового учета –это основа налогового планирования на вашем предприятии.

    Организация налогового учета состоит из выполнения этапов определенных работ.

    На первом этапе специалисты компании «РосКо» изучают специфику деятельности компании - клиента.

    Важно! Если у вас нет времени, необходимых знаний и желания разбираться в налоговых тонкостях, то специалисты «РосКо» помогуткомпании вести безупречную бухгалтерию по всем направлениям.

    СТ 314 НК РФ.

    Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных
    налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями
    настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

    Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах,
    справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об
    объектах налогообложения.
    Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в
    хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций,
    результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).
    При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован
    налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.
    Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления
    информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных
    налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

    Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в
    электронной форме и (или) любых машинных носителях.
    При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них
    аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются
    налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике
    организации для целей налогообложения.

    Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета
    обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
    При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от
    несанкционированных исправлений.
    Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено
    подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием
    внесенного исправления.

    Комментарий к Ст. 314 Налогового кодекса

    Регистры налогового учета для целей исчисления налога на прибыль - это сводные формы систематизации данных налогового учета, сгруппированных в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ.

    Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

    Следует учитывать, что правила, установленные для одного налога, не применяются к другому без непосредственного разрешения законодателя (см., например, решение ВАС РФ от 26.01.2005 N 16141/04).

    Учет организуется таким образом, чтобы обеспечить непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с установленным НК РФ порядком влекут за собой или могут повлечь изменение размера налоговой базы.

    Порядок документооборота и последовательность выполнения операций по формированию показателей налогового учета, а также формы представления данных на бумажных носителях определяются налогоплательщиком самостоятельно.

    Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

    ФАС Поволжского округа в Постановлении от 14.07.2009 N А65-27027/2007 признал безосновательной ссылку налогового органа на незаполнение в отдельных аналитических регистрах всех предусмотренных строк как на доказательство неправомерного ведения аналитического учета. Материалами дела подтверждается, что банк допустил незаполнение отдельных строк в тех аналитических регистрах, по которым данные налогового учета в полном объеме формируются на основании сведений бухгалтерского учета, а значит, неполное заполнение аналитических регистров не привело к искажению налогового учета.

    Утверждение налогового органа о том, что аналитические регистры банка не отражают порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль, суд признал несостоятельным. Из содержания статьи 314 НК РФ следует, что именно аналитический учет имеет своей целью обобщение информации для определения налоговой базы, в то время как аналитический регистр характеризует лишь отдельный элемент налоговой базы. Между тем данные именно аналитического учета банка, в соответствии с требованиями статьи 314 НК РФ, надлежащим образом раскрывают порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль. Вопреки требованиям части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ об обязанности доказывания, налоговый орган не представил никаких доказательств, которые бы свидетельствовали об обратном.

    Также суд признал не соответствующей законодательству ссылку налогового органа на необходимость ведения банком сводных налоговых регистров.

    Как отмечено в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.10.2005 N А33-32425/04-С3-Ф02-5113/05-С1, представление налогоплательщиком в судебное заседание новых налоговых регистров, соответствующих данным бухгалтерского учета, не может подтверждать тот факт, что налогоплательщик не относил на уменьшение налоговой базы отдельные виды расходов дважды. При этом налогоплательщиком представлены в судебное заседание суда апелляционной инстанции новые налоговые регистры, оформление которых не предусмотрено статьей 314 НК РФ.

    Поскольку уточненная налоговая декларация была заполнена налогоплательщиком на основании проверенных налоговой инспекцией налоговых регистров, суд признал неправильными выводы о том, что представление налогоплательщиком при проведении камеральной налоговой проверки регистров налогового учета, содержащих недостоверные данные, не свидетельствует о занижении налоговой базы и неуплате налога.

    ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 30.07.2008 N А56-51380/2006 рассмотрел довод налогового органа о том, что представленные к проверке журналы-ордера и оборотно-сальдовые ведомости по бухгалтерским счетам не могут являться аналитическими регистрами налогового учета, так как они не раскрывают порядок формирования налоговой базы.

    Суд отклонил довод налогового органа о том, что у налогоплательщика отсутствуют аналитические регистры налогового учета, которые раскрывают порядок формирования налоговой базы, в связи с чем не приняты расходы, поскольку данные документы не могут быть отнесены к доказательствам понесенных расходов в силу требований статьи 252 НК РФ.

    Из материалов дела следует, что налогоплательщик осуществлял реализацию горюче-смазочных материалов. Налоговый орган, исходя из документов, представленных налогоплательщиком и подтверждающих движение товара в полном объеме, принимает полученный от реализации указанного товара доход, в то же время, ссылаясь на ненадлежащее оформление налогоплательщиком бухгалтерских документов, сделал вывод, что таковые отсутствуют, не принимает расходы по приобретению данного товара, что противоречит положениям статьи 247 НК РФ.

    Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

    Подтверждением данных налогового учета являются:

    1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

    2) аналитические регистры налогового учета;

    3) расчет налоговой базы.

    Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

    ­ период (дату) составления;

    ­ измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

    ­ наименование хозяйственных операций;

    ­ подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

    Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

    Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

    Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

    Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

    При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

    Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

    Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.

    При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

    Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

    При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.

    Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью ответственного лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.

    Налоговым кодексом установлено, что налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налога на прибыль в бюджет.

    Таким образом, первым этапом построения эффективной и надежной системы налогового учета должно стать формирование системы регистрации первичных документов в автоматизированном режиме или ее совершенствование (определение ответственности за оформление, хранение, контроль принятых документов и т.д.).

    Система налогового учета организуется налогоплательщиками, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения.

    Под учетной налоговой политикой организации понимается принятая совокупность способов ведения налогового учета - первичного наблюдения, признания и стоимостного измерения, группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности для исчисления налога на прибыль.

    В учетной политике утверждаются:

    - методы признания и оценки активов, обязательств, доходов и расходов;

    - порядок сбора и контроля их полноты и достоверности исходных данных;

    - план счетов налогового учета;

    - порядок внесения изменений;

    - другие решения, необходимые для организации налогового учета.

    При формировании плана счетов налогового учета для системной регистрации и группировки категорий налогового учета и отчетности целесообразно, по нашему мнению, использовать принципы построения синтетических и аналитических счетов бухгалтерского учета.

    Формы регистров должны соответствовать принятой в организации системе обработки данных (журналов, ведомостей, в том числе оборотов по счетам, карточек учета и др.) и различаться по видам объектов для целей записи хозяйственных операций на счетах с учетом детализации и группировки данных в налоговой декларации для целей ее автоматизированного заполнения.

    Общий перечень регистров может включать следующие формы:

    - учет основных средств;

    - учет нематериальных активов;

    - учет материальных запасов;

    - учет расходов на оплату труда;

    - учет прочих расходов (косвенных);

    - учет финансовых вложений;

    - учет резервов по сомнительным долгам;

    - учет расходов, связанных с производством и реализацией;




    - учет доходов от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав;

    - учет доходов от реализации ценных бумаг;

    - учет доходов от реализации финансовых инструментов (фьючерсов, опционов и др.);

    - учет внереализационных расходов;

    - учет внереализационных доходов;

    - расчет налоговой базы и суммы налога;

    - расчеты с бюджетом (на основе декларации).

    При самостоятельной постановке налогового учета организация может выбрать одно из следующих технических решений, учитывающих особенности хозяйствующих субъектов. Главным критерием при этом становится наличие или отсутствие интегрированной информационной системы, достаточно мобильной для решения задач учета, налогообложения и управления в целом.

    Вариант 1 предназначен для организаций корпоративного типа (в основном ОАО) с широкой сетью дочерних обществ.

    Поскольку основное хозяйственное общество в силу преобладающего участия в уставных капиталах дочерних обществ, либо в соответствии с договором между ними, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые дочерними обществами (ст. 105 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)), при постановке налогового учета рекомендуется использовать:

    - единую политику налогового учета;

    - единый план счетов налогового учета;

    - единое программное обеспечение;

    - автоматизированную систему сбора и контроля данных.

    Кроме того, необходимо организовать анализ доходности по видам деятельности, требующим согласно НК РФ раздельного учета, в разрезе финансово-хозяйственных сделок дочерних организаций.

    Следует отметить, что дочерние организации не могут быть лишены права иметь локальную систему, транслируемую на корпоративную, однако это влечет лишние затраты и повышение риска ошибок при обмене данными.

    Организациям, отличающимся разветвленной функциональной и организационной структурой, включая регионально удаленные подразделения (филиалы), при постановке налогового учета следует обратить внимание на вариант 2. В данном случае учитывается, что такие организации составляют консолидированный отчет и являются плательщиками налогов не только по месту своего нахождения, но и по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

    Так же как и в варианте 1, налоговый учет ведется с использованием единого плана счетов налогового учета, единых регистров, единого программного обеспечения и т.д., но при этом в обязательном порядке должна быть создана специализированная служба налогового учета в составе централизованной бухгалтерии.

    В отличие от варианта 1 в системе не должны функционировать локальные разработки отдельных подразделений.

    И, наконец, для организаций с относительно простой структурой и узкой специализацией предпочтительнее остановиться на варианте 3. Использование данного варианта предполагает:

    - "увязку" налоговых и бухгалтерских регистров;

    - разработку методических рекомендаций:

    - по заполнению налоговых и бухгалтерских регистров параллельно на основе первичных документов (желательно без создания новых рабочих мест);

    - по расчету налогооблагаемой прибыли и составлению налоговой декларации.

    За организацию и ведение налогового учета должен отвечать специалист.

    | следующая лекция ==>
    Система налогового учета | Порядок составления расчета налоговой базы

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Читайте также: