Форма уточненного требования налоговой

Опубликовано: 17.05.2024

Коротко об уточненной декларации

Такой документ должен быть отправлен в ФСС по месту жительства ИП или по месту регистрации ООО. Также важно, что она должна быть по форме, которая действует в тот период, когда она подается. Об этом сказано в п. 5 ст. 81 НК РФ.

Бывает, что ошибки в декларации приводят к завышению налога, тогда подача уточненки будет правом налогоплательщика, а не обязанностью. В этом случае налог можно вернуть или зачесть в счет уплаты на будущее. К такому заявлению о возврате можно также приложить сопроводительное письмо.

Общие сведения о сопроводительном письме в налоговую

Налоговый кодекс не утверждает обязательный характер сопроводительных писем. Если уточненка придет в налоговую без пояснений, то сотрудники ведомства могут инициировать выездную налоговую проверку, поэтому важно дать подробные объяснения и убедить налоговиков в том, что в компании теперь все в порядке. Кроме предоставления поясняющей информации, письмо также регистрирует перечень отправленных документов: декларации, приложений к ней.

Составляем сопроводительное письмо к уточненке

Законодательно разработанной формы такой бумаги не существует, поэтому ее пишут в произвольной форме. На документе должна стоять подпись руководителя компании, ИП или уполномоченного на данные действия лица.

Сопроводительное письмо состоит из шапки и основной части. В шапке нужно указать следующую информацию:

  1. Кому адресовано письмо. Тут пишут, что письмо предназначено для руководителя той ИФНС, к которой относится предприниматель. То есть указывают номер налоговой, ее адрес с индексом.
  2. От кого письмо. Вносят наименование компании, ее адрес, ОГРН, ИНН, КПП.
  3. Номер письма.
  4. Наименование документа — сопроводительное письмо к уточненной декларации.

Далее начинается основная часть. В ней подробно указывают:

  • причину, по которой подается уточненная декларация;
  • период и налог, по которым отправлена уточненка;
  • какие изменения были внесены в документ; этот пункт можно оформить в виде таблицы, где указать номер строки декларации с исправлением, прежние данные и новые;
  • сумму к уплате и пени или переплату.

Также нужно указать, какие документы прилагаются к письму: это обычно уточненная декларация с количеством листов, копии платежных документов (доплатить налог и пени нужно до подачи уточненки) или заявление на возврат или зачет налога (при переплате).

В конце расписывается ИП или руководитель компании. Письмо нужно зарегистрировать в журнале исходящей корреспонденции.

От способа подачи уточненки будет зависеть количество ее экземпляров. Один нужен будет, если письмо и декларация отправляются по почте либо электронной почте. Два экземпляра нужны при личной подаче документов. В этом случае один экземпляр остается в налоговой, а на втором сотрудник ИФНС ставит отметку о получении документов.

Внимание! Для написания письма необходимо использовать деловой стиль, не должно быть разговорных и просторечных выражений и разного рода ошибок.

Образец сопроводительного письма

Руководителю ИФНС России №9
по Удмуртской Республике
426003, г. Ижевск, ул. К. Маркса, д. 130
Петрову Петру Петровичу
от ООО «Омега»
ИНН/КПП 5611234567/123456789
ОГРН 223344556677
426009, г. Ижевск, ул. Ленина д. 21А
Исх. №131 от 11.05.2019

Сопроводительное письмо к уточненной налоговой декларации по НДС
за I квартал 2019 года

В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ представляем вам уточненную декларацию ООО «Омега» за I квартал 2019 года.

В первоначальной декларации сумма НДС к уплате была занижена на 36000 руб. по причине невключения в налоговую базу выручки от продажи по акту №234 от 29 марта 2019 года. Сумма неучтенной выручки составила 216000 руб., в том числе НДС 36000 руб.

Декларация по НДС была исправлена таким образом:

  1. Показатель в графе 3 строки 010 раздела 3 увеличен на 180000 руб. (216000-36000).
  2. НДС в графе 5 строки 010, строках 120 и 230 раздела 3, строке 040 раздела 1 увеличен на 36000 руб.
  3. Правильная сумма НДС к уплате по итогам I квартала 2019 года составила 567000 руб.
  4. Доплата по налогу произведена платежным поручением №125 от 07.05.2019 г., пени перечислены платежным поручением №126 от 07.05.2019 г.

  • уточненная декларация по НДС за I квартал 2019 года на 12 л.;
  • копия платежного поручения №125 от 07.05.2019 г. (на доплаченный НДС) в 1 экз. на 1 л.;
  • копия платежного поручения №126 от 07.05.2019 г. (на уплаченные пени) в 1 экз. на 1 л.

Генеральный директор Романенко / А.В. Романенко

Михаил Кобрин

Когда корректировка обязательна

Обязательно подавайте уточненку, если ошибка привела к занижению суммы уплачиваемого налога. Есть два варианта такой ошибки:

  • занижена налоговая база, например, если вы забыли отразить реализацию в книге продаж;
  • завышена сумма налоговых вычетов, например, при принятии НДС к вычету по неверно оформленным счетам-фактурам или при принятии к вычету НДС по расходам, не относящимся к деятельности, облагаемой НДС.

Закон говорит, что при занижении суммы налога к уплате подача уточненки — это обязанность налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Сдать уточненку нужно и в том случае, если стороны задним числом уменьшили цену реализованных товаров или услуг. Это приводит к тому, что у покупателя уменьшаются расходы, а значит вырастает сумма НДС к уплате. Такое изменение цены возможно при предоставлении ретроспективной скидки, о которой мы рассказывали в статье «НДС со скидок и премий».

Уточненку сдают не только налогоплательщики, но и налоговые агенты. Но корректировка нужна только в части тех плательщиков, по которым допущена ошибка.

Когда подавать уточненку не обязательно

Уточненку можно не подавать в двух случаях: ошибка не влияет на сумму НДС к уплате либо ошибка приводит к завышению налога. Тогда подача уточненки — ваше право, а не обязанность (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Из-за ошибки сумма НДС не изменилась

Не все ошибки приводят к искажению НДС. Некоторые из них никак не влияют на сумму налога. Например, ошибка в номере или дате счета-фактуры, в номере ГТД, в реквизитах контрагента и так далее. Подавать уточненку в таком случае необязательно.

При камеральной проверке декларация с такой ошибкой не пройдет формально-логистического контроля, и ФНС запросит у вас пояснения. В ответе укажите верные данные, которые должны быть в декларации, и отправьте в ФНС в течение 5 рабочих дней.

ФНС в своих письмах от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367 и от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395 просит в таких случаях подавать уточненку вместе с пояснениями, даже если ошибка не привела к занижению налога. Законодательной силы письмо не имеет, подача уточненки — по-прежнему ваше право.

Из-за ошибки возникла переплата по налогу

Если ошибка привела к переплате НДС, воспользуйтесь любым из трех способов ее устранения (п. 1 ст. 54 и п. 1 ст. 81 НК РФ):

  • подайте уточненную декларацию в том периоде, в котором обнаружили ошибку;
  • исправьте ошибку путем уменьшения налоговой базы в том периоде, в котором нашли эту ошибку;
  • ничего не делайте, если сумма переплаты несущественна для компании.

Уменьшить налоговую базу текущего периода можно не только из-за ошибок в прошлых декларациях, но и при изменениях в налоговом законодательстве, если они имеют обратную силу. Например, расширили перечень доходов, которые можно исключить из налоговой базы, или изменили перечень расходов, которые вы учитывали при расчете НДС.

Срок на устранение ошибки, связанной с переплатой, ограничен трехлетним периодом для возврата НДС. Он начинается со дня, когда организация или ИП узнали о факте переплаты.

Важно! Для налоговиков подача корректировки может послужить основанием для проведения выездной налоговой проверки уточняемого периода (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Как составить уточненную декларацию по НДС в 2021 году

Порядок заполнения уточненной декларации по НДС

При заполнении уточненки руководствуйтесь теми же правилами, что и при подготовке первичной декларации. Порядок заполнения закреплен в Приказе ФНС РФ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.

В уточненную декларацию включите:

  • все разделы, заполненные ранее в первичном отчете, неважно, с исправлениями или без них;
  • все разделы, которые не заполнили в первичном отчете, но заполнили сейчас;
  • приложение № 1 к разделу 8, если заполнили дополнительный лист книги покупок;
  • приложение № 1 к разделу 9, если заполнили дополнительный лист книги продаж.

У уточненки на титульнике обязательно заполните поле «Номер корректировки». Впишите цифру «1», если это первая корректировка за период, «2» — если вторая, и так далее. Количество не ограничено.

Также не забывайте про признаки актуальности в разделах 8 и 9. По строке 001 укажитете признак актуальности прежних сведений:

  • «1» — данные раздела актуальный, изменений нет;
  • «0» — есть исправления в разделе.

При внесении изменений в книгу покупок или продаж после истечения налогового периода, заполните дополнительные листы из приложения № 1 к разделу 8 или 9 соответственно.

При указании цифры «1» в разделе 8 не нужно заполнять строки 005, 010 — 190 раздела 8, а при указании цифры «1» в разделе 9 — не нужно заполнять строки 005, 010 — 280 раздела 9. (Письмо ФНС России от 21.03.2016 № СД-4-3/4581@). То есть если в строке 001 в разделе 8 или 9 вы поставите цифру «0», то в эти разделы без изменений переносятся сведения из первичной декларации.

Порядок подачи уточненной декларации по НДС

Подавайте уточненку в инспекцию, где стоите на учете. Если первичный отчет был подан в одну ИФНС, а затем вы переехали и встали на учет в новую инспекцию, то уточненку сдайте по новому адресу.
Форма корректировочной декларации должна быть аналогична первичной. Способ подачи уточненки — электронный. Декларации «на бумаге» вместо электронной формы не принимаются.

Срок подачи уточненной декларации по НДС

Крайний срок для сдачи уточненки не предусмотрен. Однако от даты сдачи корректировки зависят пени и штрафы, если уточненка увеличивает сумму НДС. Применят к вам санкции или нет, зависит от срока подачи.

Сдали уточненную декларацию до даты истечения срока предоставления первичного отчета. В таком случае штрафов и пеней не будет.

Сдали уточненку после крайней даты предоставления первичной декларации, но до даты уплаты налога. Ответственности можно избежать, если подать корректировку до того, как налоговики найдут ошибку или назначат выездную проверку.

Сдали корректировку после крайней даты подачи первичного отчета и после крайней даты уплаты налога. Ответственности можно избежать при соблюдении условий (п. 4 ст. 81 НК РФ):

  • вы подали уточненку до того, как налоговики заметили ошибку или назначили выездную проверку, и перечислили недоимку и пени по НДС до предоставления корректировки;
  • налоговики не нашли ошибки при выездной проверке декларации, по которой сдали корректировку.

Основные ошибки в декларации по НДС и способы их устранения

Не отразили в книге продаж счет-фактуру с реализации

Обязательно подайте уточненку, так как вы занизили сумму налога к уплате. Забытую фактуру регистрируем на дополнительном листе книги продаж в квартале, когда произошла реализация.

В уточненке заполняем приложение № 1 к разделу 9. В сроке 001 приложения пишем «0» и переносим данные из дополнительного листа книги продаж.

До предоставления декларации доплачиваем НДС и пеню, иначе налоговики выпишут штраф.

Занижение НДС из-за технической ошибки в счете-фактуре

Просим у продавца выписать исправленный счет-фактуру. В дополнительном листе аннулируем неверную фактуру и регистрируем новую. Сумму по аннулированному счету-фактуре пишем со знаком «минус», а по исправленному — со знаком «плюс».

Признак актуальности в разделе 8 и 9 — «1», а в приложении № 1 к разделу 9 — «0».

Дублирование счета-фактуры в книге продаж

В дополнительном листе записываем «задвоенный» счет-фактуру со знаком «минус», то есть аннулируем его. В разделе 8 и 9 указываем признак актуальности «1», а в приложении № 1 к разделу 9 — «0».

Ошибочно записали несуществующий счет-фактуру в книгу покупок

Аннулируем лишний счет-фактуру путем записи в дополнительном листе со знаком «минус». В разделе 8 и 9 указываем признак актуальности «1», а в приложении № 1 к разделу 8 — «0».

Для налогового учета рекомендуем вам облачный сервис Контур.Бухгалтерия. Ведите книги покупок и продаж, заполняйте, проверяйте и сдавайте первичные и корректировочные декларации по НДС и другим налогам. Всем новичкам дарим бесплатный пробный период на 14 дней.

Т. Н. Милютина
автор статьи, заместитель генерального директора по аудиту ООО "АЛТ-АУДИТ"

По общему правилу представление пояснений налоговым органам является правом, а не обязанностью налогоплательщика (подпункт 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Обязанность по представлению пояснений возникает у налогоплательщика лишь при проведении камеральной налоговой проверки.

Так, налоговые органы вправе потребовать представить пояснения при проведении камеральной налоговой проверки в следующих случаях (пункт 3 статьи 88 НК РФ):

  • выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • подана уточненная налоговая декларация, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией;
  • подана налоговая декларация, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.

Пояснения необходимо представить в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения сообщения (пункты 2, 6 статьи 6.1, пункт 3 статьи 88 НК РФ). Ответственность за непредставление или несвоевременное представление пояснений по требованию налоговиков статьей 88 НК РФ не предусмотрена. Однако пояснения, по нашему мнению, в данном случае все же лучше представить, т. к. в противном случае могут быть такие негативные последствия как доначисление налога, пени и штрафа по результатам камеральной проверки.

Рассмотрим более подробно каждый из случаев необходимости представления пояснений по требованию налогового органа.

Представление пояснений при выявлении ошибок и противоречий

Если вы получили извещение о выявленной ошибке (противоречии, несоответствии) в представленной вами отчетности, в ответ организация может представить уточненную налоговую декларацию, в которой выявленные несоответствия и противоречия будут устранены, или представить пояснения. Форма представления пояснений налоговым законодательством не определена, поэтому организация вправе воспользоваться рекомендованными ФНС формами (например, см. приложение № 3 к письму ФНС России от 07.04.2015 N ЕД-4-15/5752) или составить пояснения в произвольной форме. Для подтверждения своих аргументов можно приложить к пояснениям выписки из регистров бухгалтерского и налогового учета и иные подтверждающие документы.

На практике организациям часто приходится получать требования налоговых органов о предоставлении пояснений по ситуациям, когда несоответствия и противоречия отсутствуют, например, по расхождениям между строками бухгалтерской отчетности и декларации по налогу на прибыль. В таком случае требования налоговых органов неправомерны, т. к. бухгалтерская отчетность содержит информацию бухгалтерского учета, сформированную по правилам, предусмотренным соответствующим законодательством. Налоговая декларация содержит сведения налогового учета, который отличен от бухгалтерского, и это не является противоречием.

Налогоплательщики вправе не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ). Поэтому при получении подобных требований в первую очередь необходимо убедиться, что они соответствуют действующему законодательству. Что делать, если налоговый орган, требуя пояснений, явно превышает свои полномочия, и организация считает выполнение таких требований неуместным, будет рассмотрено в ситуации ниже.

Представление пояснений при подаче уточненной декларации с уменьшением суммы налога к уплате или декларации с убытком

В представляемых по данным основаниям пояснениях необходимо соответственно обосновать изменение соответствующих показателей налоговой декларации или обосновать размер убытка. Если уточненная декларация представлена вами по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной налоговой декларации, налоговый орган вправе истребовать первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации, и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения (пункт 8.3 статьи 88 НК РФ).

Однако налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки декларации, по которой отражен убыток, кроме предусмотренных обоснований часто запрашивают целый перечень информации о текущей деятельности организации. Рассмотрим это на примере следующей ситуации.

Ситуация.

Организацией представлена декларация по налогу на прибыль, по которой заявлен убыток. В связи с этим налоговая инспекция направляет уведомление для дачи пояснений, связанных с заявленной суммой убытка. Согласно уведомлению о вызове налогоплательщика для дачи пояснений налоговый орган просит в пятидневный срок со дня получения указанного сообщения предоставить следующую информацию:

1) пояснительную записку о причинах образования убытка;

2) перечень дебиторской и кредиторской задолженности с указанием сумм и наименований организаций, включая ИНН;

3) расшифровка доходов, в том числе внереализационных, отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль, с указанием реализованных товаров, а также сумм по каждому виду дохода;

4) подробная расшифровка всех расходов, включая косвенные и внереализационные, которая должна содержать все реквизиты документов, подтверждающих данные расходы;

5) копия учетной политики организации.

В указанном уведомлении организация предупреждена об ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19.4 Кодекса об административных правонарушениях, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

Посчитав требования налоговой инспекции необоснованными и незаконными, организация обратилась в вышестоящий налоговый орган с жалобой. При этом налогоплательщик изложил следующие основания. Нормами подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ (право вызова налогоплательщика для дачи пояснений) не предусмотрена обязанность налогоплательщика давать налоговому органу пояснений исключительно в письменной форме, в связи с чем налоговый орган не вправе определять форму пояснений по собственному усмотрению. До тех пор, пока законодателем не будет определена конкретная форма пояснений, налогоплательщик вправе давать их в письменном и устном виде по собственному усмотрению. Требования, содержащиеся в перечне запрашиваемой информации, направлены на понуждение налогоплательщика к предоставлению налоговому органу детальной аналитической информации. Между тем, как отмечено в пункте 4 письма ФНС России от 13.09.2012 г. № АС-4-2/15309@, право истребовать у налогоплательщика аналитическую информацию (разного рода расчеты и расшифровки) налоговым органам не предоставлено. Право истребования пояснительной записки о причинах возникновения убытка налоговым органам не предоставлено. На основании изложенного организация в своей жалобе просила отменить уведомление налоговой инспекции.

Вышестоящий налоговый орган, посчитав доводы налогоплательщика обоснованными, принял решение отменить уведомление. При этом в своем решении указал, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы (пункт 7 статьи 88 НК РФ). Кроме того, обратил внимание на то, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений.

Представление пояснений при проведении выездной налоговой проверки

Несмотря на то, что обязанность представить пояснения при проведении выездной налоговой проверки налоговым законодательством не предусмотрена, тем не менее, в Письме от 13.08.2014 N ЕД-4-2/16015 ФНС рекомендовала территориальным налоговикам и в рамках выездных налоговых проверок не пренебрегать правом на истребование пояснений. В частности, авторы данного Письма указали на необходимость получения пояснений от налогоплательщика относительно каждого выявленного в ходе процедуры проведения выездной налоговой проверки (до ее окончания) факта, позволяющего предполагать совершение налогового правонарушения, имеющего значительный характер. По мнению ФНС, получение подобных пояснений поможет заранее выявить позицию налогоплательщика по спорным эпизодам проверки. Тем самым еще до составления акта налоговой проверки могут быть урегулированы отдельные спорные ситуации (разногласия), возникшие в ходе проверки между налоговым органом и проверяемым лицом, что, в свою очередь, позволит уменьшить количество необоснованных претензий контролеров и судебных разбирательств в дальнейшем. В данном письме также указывается на правомерность требования пояснений от налогоплательщика в письменной форме.

Вызов для дачи пояснений

Налоговые органы вправе вызывать для дачи пояснений в связи:

  • с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов;
  • с налоговой проверкой;
  • в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.

Это право закреплено в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Кроме того в Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» приведены некоторые случаи, когда может осуществляться вызов налогоплательщиков:

В случае вызова для дачи пояснений на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, на наш взгляд, лучше явиться в налоговый орган, так как неявка может рассматриваться как административное правонарушение, за которое на должностных лиц организации может быть наложен штраф в размере от 2000 до 4000 руб. (часть 1 статьи 19.4 КоАП). ФНС России в указанном выше письме подчеркивает, что данная административная ответственность применяется только за неявку в налоговый орган, а не за отказ от дачи пояснений. Ответственность за непредставление пояснений НК РФ не установлена. Таким образом, налогоплательщик, придя по вызову налогового органа, не может быть оштрафован за отказ представить пояснения.

В то же время непредставление пояснений является одним из критериев на включение организации в план выездных налоговых проверок (пункт 9 статьи 4 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»).

Кроме упомянутых выше ситуаций, налоговые органы, руководствуясь положениями указанной Концепции, часто требуют от налогоплательщика провести анализ налоговой и бухгалтерской отчетности по установленным критериям риска совершения налоговых правонарушений и представить пояснения по результатам такого анализа. В случае выявления нарушений налогоплательщику предлагается представить уточненные налоговые декларации, принять меры по повышению заработной платы до уровня не ниже среднеотраслевой по виду деятельности (легализовать заработную плату). В данной ситуации превышение полномочий контролирующих органов очевидно, ведь такие обязанности налогоплательщика действующим налоговым законодательством не предусмотрены.

Таким образом, можно сделать вывод, что требования налоговых органов о предоставлении разного рода пояснений далеко не всегда обусловлены нормами законодательства о налогах и сборах. Представлять или нет пояснения в каждом конкретном случае – это выбор налогоплательщика. Принимая такое решение, организации следует учесть и оценить все последствия, а также трудоемкость подготовки таких пояснений.

Нет времени читать?

Взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков урегулировано нормами Налогового кодекса и принятых в соответствие с ними нормативных документов. Для каждой ситуации у инспектора есть определенная форма документа, которая направляется налогоплательщику для получения пояснений, документов, информации и т. д. Список ситуаций строго ограничен. Однако на практике многие налогоплательщики сталкиваются с тем, что получают из налогового органа документы неутвержденной формы, или инспектор требует у налогоплательщика что-либо без законного на то основания.

Требование о представлении документов

В рамках проведения выездной налоговой проверки истребование документов является одной из процедур контроля (п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ), налогоплательщик обязан предоставлять документы по требованию налогового органа в рамках ВНП. Важно, чтобы требование было оформлено документально по утвержденной форме, не было выставлено в период приостановления проверки или после ее окончания.

Случаи, в которых налоговый орган имеет право потребовать документы в рамках камеральной проверки, ограничены и поименованы в статьях 88 и 93 НК РФ:

    Уточненная декларация подана после двух лет от установленного срока сдачи, сумма налога к уплате меньше, чем в предыдущей или сумма убытка больше, чем в предыдущей декларации.

Необходимо представить данные налогового учета, в соответствии с которыми уточнена декларация, а также первичные документы, обосновывающие внесенные изменения (п. 8.3 ст. 88 НК РФ).

Использование налоговой льготы.

В данной ситуации есть обязанность представить документы, подтверждающие право на льготу (п. 6 ст. 88, ст. 93 НК РФ).

Возмещение НДС по налоговой декларации.

Необходимо представить документы, подтверждающие право на вычеты по налогу (п. 8 ст. 88, ст. 172 НК РФ).

  • В декларации по НДС:
    • занижен налог к уплате или завышена сумма налога к возмещению;
    • расхождения между данными в декларациях налогоплательщика и его контрагента;
    • несоответствия операций в журнале учета счетов-фактур налогоплательщика и его контрагента.

    Налоговый инспектор может запросить первичные документы, относящиеся к операциям, счета-фактуры, книгу покупок, книгу продаж и журнал учета счетов-фактур (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

    Декларация по налогу на добычу полезных ископаемых, земельному или водному налогу.

    У налогоплательщика могут потребовать документы, подтверждающие объем забранного водного ресурса или добытого ископаемого.

  • Пониженные тарифы или суммы, не облагаемые страховыми взносами, в расчете по страховым взносам (п. 8.6 ст. 88 НК).
  • Срок на исполнение требования – 10 рабочих дней с момента получения требования. Дата получения требования определяется следующим образом:

    • письмо Почты России считается полученным налогоплательщиком на 6 рабочий день после его отправки (п. 4 ст. 31 НК РФ);
    • требование, направленное по ТКС, считается полученным после отправки квитанции о приеме. Срок отправки квитанции – 6 рабочих дней с даты получения самого требования.

    В случае неисполнения или частичного представления документов предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п.1 ст.126 НК).

    Требование о представлении пояснений

    Требования о представлении пояснений налоговый орган может направлять как в рамках выездных, так и камеральных проверок.

    В рамках выездных налоговых проверок право требовать пояснения прописано в Письме ФНС от 13.08.2014 №ЕД-4-2/16015. Налоговый орган требует пояснения в отношении каждого значительного нарушения для того, чтобы понять, какими нормами права налогоплательщик руководствовался в своих действиях, а также для того, чтобы избежать необоснованных претензий и налоговых доначислений.

    В случае с камеральными проверками право требовать пояснения у налогоплательщика урегулировано ст. 88 НК РФ и предусмотрено исключительно в четырех случаях.

    Случай 1. Выявлены ошибки, противоречия между данными в декларации и данными, имеющимися у инспекции.

    Выявленные ошибки или противоречия – часто используемое инспекторами основание для получения пояснений, причем как обоснованных, так и не обоснованных НК РФ. Дело в том, что формулировка «выявленные ошибки, противоречия между данными в декларации и данными, имеющимися у инспекции» не содержит конкретики, и налоговые органы этим пользуются. Однако в части декларации по налогу на добавленную стоимость конкретика давно внесена Письмом от 06.11.2015 №ЕД-4-15/19395, в котором указано, что каждая ошибка в декларации по НДС имеет свой код. Поэтому, когда налоговый орган требует пояснения, он обязан конкретизировать ошибку цифровым кодом в соответствии с упомянутым Письмом. В ситуации, когда в требовании отсутствует код, а только указано на выявленные инспектором ошибки, налогоплательщик не знает, что именно необходимо пояснить.

    В отношении прочих деклараций важно, чтобы в требовании была указана конкретизация ошибок (например, не совпадает доход по декларации и поступления по расчетному счету).

    Случай 2. Уточненная декларация с уменьшенной суммой налога.

    Случай 3. Убыточная декларация.

    В случае сдачи декларации, в которой заявлена сумма убытка, инспекция вправе требовать пояснения, обосновывающие размер такого убытка. Важно, что требовать пояснения налоговый орган будет не только за убыток текущего периода, но и за убытки предыдущего года, если они перенесены и заявлены в проверяемой декларации. Пояснения по декларации с убытком не зависят от того, сдана первичная декларация или подана уточненка с убытком.

    Случай 4. Декларация с заявленными налоговыми льготами.

    П. 1 ст. 56 НК РФ признает льготами по налогам преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими. Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка — это самостоятельные элементы налогообложения. Таким образом, важно сразу понимать, пользуетесь ли вы льготой или у вас освобождение от налогообложения/пониженная ставка. Если освобождение от налога не имеет целью предоставление преимуществ одним лицам по сравнению с другими, совершающими такие же операции, то это называется специальным правилом налогообложения и по нему налоговый орган не имеет права потребовать пояснения.

    В остальных случаях налоговый орган не имеет права требовать пояснения, а налогоплательщик имеет полное право их не предоставлять и избежать ответственности.

    За неисполнение или нарушение сроков на исполнение требования о представлении пояснений предусмотрена ответственность по ст. 129.1 НК РФ – 5000 руб. при первичном нарушении, 20 000 руб. за повторное нарушение. Избежать ответственности за непредставление пояснений можно в случае, если налогоплательщик уточняет ранее поданную декларацию.

    Иные документы

    В случае, когда у налогового органа отсутствует право на выставление требования налогоплательщику, инспектора направляют иные документы, которые могут называться сообщение, информационное письмо, предписание и т.д. Название другое, но смысл вкладывается тот же – предоставление документов или пояснений.

    Зачастую можно увидеть такой документ из инспекции, как «Сообщение (с требованием предоставить…)». Его могут направлять по разным поводам, в том числе для того, чтобы получить пояснения в рамках камеральной проверки, когда налоговый орган не имеет права направлять требование (четыре ранее рассмотренных случая). Нужно сразу отметить, что такой документ, как «Сообщение (с требованием предоставить…)» не утвержден ФНС РФ, поэтому документ является незаконным и реагировать на него не нужно на основании пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ: налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц.

    Ответственности за неисполнение документов неустановленной формы нет. Дело в том, что ответственность за неисполнение требования о представлении документов или пояснений четко прописана в ст. 126 и 129.1 НК РФ. В этих статьях указано, что ответственность наступает в случае, когда налогоплательщик обязан представить документы или пояснить что-либо, но не делает этого. Случаи, когда налогоплательщик обязан исполнить требование, рассмотрены ранее в этой статье. Следовательно, в остальных ситуациях обязанность налогоплательщика пояснять или представлять документы отсутствует, как и не возникает ответственности за неисполнение незаконного письма из инспекции.

    Все формы документов, которые инспекция направляет в адрес налогоплательщика, утверждены Приказом ФНС РФ от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628. Если вы получаете документ по форме из Приказа и в нем указаны случаи, описанные выше, то документ обязателен к исполнению, иначе возникнет ответственность. В остальных случаях исполнять сообщения или предписания налогового органа не обязательно, если они составлены не по утвержденной форме и не обоснованы НК РФ. Такие можно игнорировать или оспаривать их незаконность в Управлении ФНС по региону или суде.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


    Автор: Мария Зайцева,
    аттестованный налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов, ООО «Первая Ростовская Налоговая Консультация»

    image_pdf
    image_print

    Требования пояснения к отчетности по НДС в рамках камеральной проверки бухгалтеры могли получать практически круглый год, поскольку ее срок до недавнего времени составлял 3 месяца. Сейчас срок проверки сократили до 2 месяцев (начиная с 3 сентября 2018 года), однако при подозрении на нарушения он может быть продлен. Кроме того, требования может быть выставлено и в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, то есть за пределами сроков «камералки». Вот и получается, что как только подали декларацию — ждем, не поступит ли требование. А там уже на подходе новый отчетный срок.

    Основы отчетности

    Напомним, что вся отчетность по НДС уже давно передается в электронном виде. Все дальнейшее взаимодействие также происходит по ТКС.

    Чаще всего налоговики требуют пояснить отчетность по НДС в таких случаях:

    1. Не сошлись контрольные соотношения внутри декларации.
    2. Сведения, содержащиеся в отчете, противоречат информации, которой располагает налоговый орган.
    3. Налогоплательщик заявил льготы по НДС.
    4. Налогоплательщик заявил НДС к возмещению.
    5. Есть подозрение, что налоговая база занижена.
    6. Отсутствуют необходимые документы.
    7. Доля вычетов НДС слишком высока.

    Далее рассмотрим более подробно отдельные случаи.

    Превышение допустимой доли вычетов

    Существует норма вычета НДС, заявлять которую безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного НДС. Если полученный результат менее определенного порогового уровня, то такой вычет не вызовет вопросов.

    Безопасная доля вычета НДС на 1 мая 2018 года была установлена на уровне 87,08%. Но это лишь приблизительная цифра, которая определена на федеральном уровне. При проверке деклараций по НДС налоговые органы ориентируются на аналогичный региональный показатель.

    Далее приводим примерный ответ на требование пояснить, почему у компании вычет превысил ту самую безопасную долю.

    Ответ на требование № __________от __________
    о наличии высокой доли вычетов в налоговой декларации по НДС

    ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ___________ от ___________ поясняет следующее.

    Основным видом деятельности компании является оптовая продажа продуктов питания. В силу сложившейся в компании ситуации закупка продукции была приостановлена в I квартале 2018 года и возобновлена лишь во II квартале. В мае компанией была приобретена большая партия товаров для продажи, что привело к росту доли вычетов НДС.

    В III квартале 2018 года компания планирует увеличить объем продажи продукции путем заключения новых договоров на поставку. Это должно привести к росту выручи, облагаемой НДС, и к уменьшению доли вычетов.

    Перенос вычета НДС на другие периоды

    Налоговый кодекс позволяет заявлять вычет НДС частично, а также переносить его на другие налоговые периоды в пределах 3 лет. Часто компании этим пользуются, чтобы не превышать безопасную долю вычета и не привлекать ненужное внимание в ходе камеральной проверки. При этом не подлежат переносу:

    • вычеты с авансов;
    • вычеты покупателя — налогового агента;
    • вычеты по имуществу, полученному в счет вклада в уставный капитал;
    • командировочные вычеты.

    Если вычет переносится на другой период, возникает расхождения в данных между декларацией налогоплательщика и его контрагента. Ведь контрагент выпишет счет-фактуру, включит сделку в базу по НДС и уплатит налог в том периоде, в котором состоялась сделка. А налогоплательщик заявит НДС по этой сделке в другом периоде.

    Далее представлен вариант ответа на запрос пояснений в такой ситуации.

    Ответ на требование № ___________ от __________
    о причинах расхождений в налоговой декларации по НДС

    ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

    Сумма НДС и вычетов в декларации за II квартал 2018 года указана верно: по строке 190 раздела 3 сумма вычетов составила 3 200 000 рублей.

    Расхождение с данными контрагента ООО «Ласточка» возникло из‑за переноса вычета по НДС в сумме 36 000 рублей со II квартала 2018 года на следующий период на основании пункта 1.1 статьи 172 НК РФ.

    Контрагент ООО «Ласточка» предъявил сумму налога в счете-фактуре от 25.05.2018 № 214 и включил ее в налоговую базу во II квартале 2018 года. ООО «Ромашка» планирует заявить вычет по данному счету-фактуре в III квартале 2018 года.

    Вычет по авансу, который получен более 3 лет назад

    Бывает, что компания получила аванс достаточно давно, но отгрузка товаров или оказание услуг состоялось только сейчас. Соответственно, налогоплательщик заявляет вычет в отчетном квартале. И если аванс получен более 3 лет назад, налоговики требуют пояснить эту ситуацию. Вот что следует в ответ на это написать:

    Ответ на требование № ___________ от __________
    о вычете с полученного от покупателя аванса

    ООО «Кактус» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

    В апреле 2015 года ООО «Кактус» получило предоплату от контрагента ООО «Ласточка» в размере 236 000 рублей, в том числе НДС 36 000 рублей. Сумма налога исчислена и отражена в книге продаж в I квартале 2015 года.

    Полученная сумма является предоплатой за поставку продукции, которая должна быть изготовлена нашей компании для ООО «Ласточка». Однако в связи с тем, что нами осваивалась новая технология производства, продукция была произведена и отгружена контрагенту только в июне 2018 года. Поэтому вычет НДС в размере 36 000 рублей был отражен нашей компанией в книге покупок во II квартале 2018 года.

    В данной ситуации трехгодичный срок, предусмотренный пунктом 1.1 статьи 172 НК РФ, не применяется.

    Вычет НДС с предоплаты, если ее сумма больше заявленной в договоре

    ФНС и Минфин настаивают на том, что принять НДС с предоплаты к вычету можно только в том случае, если условия о перечислении предварительной оплаты содержится в договоре. Подразумевает привычный договор в виде отдельного документа. Если такого договора нет либо в нем отсутствует условие о предоплате, то налоговые органы в вычете отказывают.

    Мнение арбитров на этот счет разные — есть решения, в которых наличие договора в виде самостоятельного документа признано необязательным. Ведь если компания перечислила предоплату, значит, она подтвердила факт заключения договора.

    Однако налоговые органы от требования договора в таком случае не отказались. Правда, теперь они считают допустимым предоставление им копии, а не оригинала документа.

    Таким образом, если заявляется НДС с предоплаты, ФНС может запросить договор (копию), в котором должно быть условие о предоплате. Иначе вычеты могут не признать.

    Бывает, что в договоре фигурируют одна сумма предоплаты, а по факту покупатель переводит больше. В Минфине признали, что в таком случае принять НДС к вычету можно со всей фактически переведенной суммы предоплаты. Но налоговые органы тем не менее запрашивают в такой ситуации пояснения.

    Ответить можно примерно так:

    Ответ на требование № ___________ от __________
    о вычете с перечисленного поставщику аванса

    ООО «Кактус» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

    В строке 150 раздела 3 сумма вычета составила 36 000 рублей.

    В соответствии с пунктом 9 статьи 172 НК РФ, вычет НДС с аванса может быть произведен при выполнении следующих условий:

    • продавец предъявил покупателю счет-фактуру на сумму аванса, который соответствует требованиям пункт 5.1 статьи 169 НК РФ;
    • между продавцом и покупателем заключен договор, в котором содержатся условия предварительной оплате.

    Эти условия применительно к рассматриваемой операции исполняются.

    Нашей компанией был перечислен аванс в большем размере, чем предусмотрено договором, поэтому в вычету нами была заявлена большая сумма НДС. В соответствии с пояснениями Минфина, данными в письме от 12.02.2018 № 03‑07‑11/8323, такой порядок вычета не противоречит требованиям закона. Правомерность вычета также подтверждается арбитражной практикой (Постановление АС ЗСО от 21.06.2016 № Ф04-2547/2016 по делу № А45-18969/2015).

    Сообщаем также, что с суммы фактически перечисленного нами аванса контрагент исчислил НДС и отразил его в книге продаж и налоговой декларации.

    Если один из контрагентов цепочки не уплатил НДС

    О том как опасно попасть в цепочку с недобросовестным контрагентом, знают все плательщики НДС. Вместе с тем уже год в Налоговом кодексе существует статья 54.1, в соответствии с которой ФНС не может снять с компании вычет НДС, если она не допустила со своей стороны нарушений.

    Вычета могут лишить, если факты в учете и отчетности были искажены умышленно, если сделка заключалась с целью уменьшения налогов и не имела деловой цели или если контрагент существует лишь на бумаге. Но для снятия вычета налоговый орган должен представить доказательства того, что налогоплательщик действовал заодно с недобросовестным контрагентом.

    Если налоговики требуют пояснить операцию с таким контрагентом, ответить можно примерно так:

    Ответ на требование № ___________ от __________
    о проявлении должной осмотрительности
    ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

    При подготовке сделки с поставщиком ООО Ласточка нашей компанией была проведена проверка в соответствии с разработанным Положением о проверке контрагентов.

    В частности, нами были получены от ООО «Ласточка» такие документы:

    • устав;
    • выписка из ЕГРЮЛ;
    • копии свидетельств о регистрации, постановки на налоговый учет;
    • приказ о назначении генерального директора;
    • справка об отсутствии задолженности перед бюджетом.

    В течение года наша компания несколько раз проводила сверку расчетов с ООО «Ласточка».

    Таким образом, считаем, что нами была проявлена должная осмотрительность при выборе контрагента. Соответственно, применение вычетов НДС по счетам-фактурам, полученным от ООО «Ласточка», считаем правомерным.

    Ошибка в счете-фактуре

    Иногда налоговые органы присылают требования, связанные с неточностями и ошибками в счетах-фактурах. Нужно помнить, что вычет по таким счетам-фактурам заявлять можно, если ошибки не препятствуют идентифицировать:

    • продавца или покупателя;
    • наименование товара, услуги;
    • стоимость;
    • ставку либо сумму НДС.

    Тем не менее на практике налоговые органы часто в таком случае требуют представить «уточненку» по НДС. Даже если это касается технических ошибок, например, в дате или номере счета-фактуры. Если налогоплательщик не подает уточненную декларацию, его приглашают в инспекцию для дачи пояснений. Хотя, по мнению арбитров, в данном случае достаточно представить пояснение по ТКС и указать корректные данные. Такой вывод подтверждается, например, в Постановлении АС СЗО от 01.09.2017 № Ф07-7152/2017 по делу № А13-14539/2016.

    Пояснение в таком случае может выглядеть так:

    Ответ на требование № ___________ от __________
    о необоснованном вычете в связи с технической ошибкой
    в нумерации счета-фактуры

    ООО «Ромашка» в ответ на требование пояснений № ____________ от _______ поясняет следующее.

    Нашей компанией была допущена ошибка в номере счета-фактуры от 06.06.2018, выставленного в адрес ООО «Ласточка» на сумму 236 000 рублей. Правильный номер счета фактуры — «14».

    Вместе с тем сообщаем, что ошибка в номере счета-фактуры не привела к невозможности идентификации необходимых параметров сделки и занижению налоговых обязательств по НДС (пункт 1 статьи 81 НК РФ).

    Представляем скан-копию счета-фактуры, по которому во II квартале 2018 года нами был заявлен вычет. Также сообщаем, что контрагент ООО «Ласточка» отразил указанный счет-фактуру в книге продаж за II квартал.

    На основании этого считаем, что наша компания исполнила требование налогового органа. Считаем, что подавать уточненную налоговую декларацию по НДС необходимости нет.

    Читайте также: