Фнс ифнс в чем разница

Опубликовано: 23.04.2024

Характеристика налогового правоотношения дается в ст. 2 НК РФ, в соответствии с которой законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Структура ФНС РФ

ФНС России является федеральным органом исполнитель­ной власти, осуществляющим функции по контролю и над­зору:

—за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

—за правильностью исчисления, полнотой и своевремен­ностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;

—за производством и оборотом этилового спирта, спирто­содержащей, алкогольной и табачной продукции.

В пределах компетенции налоговых органов на ФНС Рос­сии также возложены функции агента валютного контроля.

Свои функции и полномочия ФНС России осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы. Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы - управления ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС, инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня, межрегиональные инспекции ФНС по фед.округам, межрегиональные инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам – действуют как единая централизованная система налоговых органов.

Структура Федеральной налоговой службы - внутренняя организация и совокупность управленческих связей между подразделениями налогового органа, обеспечивающая выполнение функций конкретного налогового органа.

ФНС РФ:

-межрегиональные инспекции ФНС РФ по фед.округам

-управления ФНС РФ по субъектам РФ

-инспекции межрайонного уровня

- Межрегиональная инспекция ФНС РФ по централизованной обработке данных;

-инспекции ФНС РФ по районам, районам в городах, по городам без районного деления

-межрегиональные инспекции ФНС РФ по отдельным категориям налогоплательщиков

В непосредственном подчинении Федеральной налоговой службы находятся – межрегиональные инспекции ФНС РФ по фед.округам, управления ФНС РФ по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС РФ по отдельным категориям налогоплательщиков.

Инспекции ФНС по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции ФНС межрайонного уровня подчиняются Управлениям ФНС по субъекту РФ.

Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам призвана вести учет крупнейших налогоплательщиков, оперативно-бухгалтерский учет сумм налогов, подлежащих уплате ими и фактически поступивших в бюджет, полный налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, их налоговое администрирование (т.е. система управления налоговым процессом) возврат и зачет налогов, предоставление отсрочки и т.д.

Межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу проверяют эффективность работы территориальных органов ФНС России и организаций, находящихся в ведении ФНС России, в соответствующем федеральном округе. При этом межрегиональные инспекции по федеральному округу призваны взаимодействовать с полномочными представителями Президента РФ и принимать участие в организуемых ими проверках. Помимо этого, на них возложена функция по проведению анализа схем уклонения от налогообложения, подготовка предложения по их выявлению, пресечению и предупреждению. Также представители межрегиональных инспекций по федеральному округу оказывают территориальным налоговым органам помощь при представлении интересов государства в арбитражных судах.

Управления ФНС России по субъекту РФ контролируют соблюдение законодательства о налогах и сборах, полноту уплаты налогов, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также валютного законодательства. К их компетенции отнесена выдача лицензий на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции. Кроме того, управления регистрируют юридических лиц и предпринимателей, контролируют правильность применения контрольно-кассовой техники, представляют государство в делах о банкротстве. В их функции входит также и бесплатное информирование налогоплательщиков о действующем законодательстве о налогах и сборах. Возврат и зачет излишне уплаченных сумм также отнесен к компетенции УФНС России по субъектам.

Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данныхосуществляет автоматизированный контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, ведение федеральных информационных ресурсов и информационное обслуживание ФНС России. Эта структура отвечает за прием и входной контроль данных налоговой, бухгалтерской отчетности, получаемой от налоговых органов и налогоплательщиков, проводит их автоматизированную обработку. Соответственно, к ее компетенции отнесено ведение Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН), реестров лицензий, разрешений, свидетельств, архивное хранение ресурсов на основе электронных хранилищ данных и бумажных носителей. Всю собираемую информацию Межрегиональная инспекция по централизованной обработке данных будет предоставлять по запросам органов государственной власти и местного самоуправления, а также доводить до сведения территориальных органов ФНС России в касающейся их части. Помимо этого, инспекция на основании имеющихся информационных ресурсов будет осуществлять автоматизированный отбор налогоплательщиков для проведения проверок.




Инспекции ФНС России по району, району в городе, городу без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня напрямую подконтрольны управлениям ФНС России по субъектам РФ и осуществляют их функции на местах. Так, к их компетенции относятся контроль за соблюдением налогового законодательства и уплатой налогов, объемами производства и реализации этилового спирта, валютными операциями, полнотой учета выручки денег, учет налогоплательщиков на подведомственной территории, регистрация юридических лиц и предпринимателей. Помимо этого, инспекции на местах ведут оперативно-бухгалтерский учет по каждому налогоплательщику и виду платежа, проводят налоговые проверки и заниматься взысканием недоимки, пеней, а также налоговых санкций, представляют в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам.

17.Управления ФНС по субъектам РФ: структура, задачи, полномочия

Типовое положение об Управлении ФНС России по субъекту Российской Федерации было утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2005 г. № 101н «Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы».

Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации является территориальным органом ФНС России и входит в единую централизованную систему налоговых органов. Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно.

Управление осуществляет свою деятельность непосредственно и через инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня и во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Каждое территориальное УФНС действует в законодательных рамках соблюдения прав и обязанностей налогоплательщиков, сроков оформления, налоговой отчетности, государственной регистрации и учета налогоплательщиков, установленных и регулирующихся государством.

Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя ФНС России. Руководитель Управления несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач и функций.

Управления ФНС России по субъекту РФ контролируют соблюдение законодательства о налогах и сборах, полноту уплаты налогов, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, а также валютного законодательства. К их компетенции отнесена выдача лицензий на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции. Кроме того, управления регистрируют юридических лиц и предпринимателей, контролируют правильность применения контрольно-кассовой техники, представляют государство в делах о банкротстве. В их функции входит также и бесплатное информирование налогоплательщиков о действующем законодательстве о налогах и сборах. Возврат и зачет излишне уплаченных сумм также отнесен к компетенции УФНС России по субъектам.

Управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в рамках предоставленных ему полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде. Управление имеет смету доходов и расходов, утверждаемую ФНС России. Финансирование расходов на содержание Управления осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Управление является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

18.Инспекции ФНС по районам и городам: задачи, полномочия

Основные функции и права инспекции ФНС изложены в Типовом положении об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, которое было утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2005 г. № 101н «Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы».

Инспекция Федеральной налоговой службы России по району, району в городах, городу без районного делания является самой массовой структурной единицей среди налоговых органов России.

Инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления, инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (далее - Инспекция) является территориальным органом Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России) и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

Инспекция находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - Управление) и подконтрольна ФНС России и Управлению.

Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Инспекция осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС России. Руководитель Инспекции несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Инспекцию задач и функций.

Руководитель Инспекции имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем Управления по представлению руководителя Инспекции.

Инспекция в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права в рамках предоставленных ей полномочий, выступает истцом и ответчиком в суде.

Финансирование расходов на содержание Инспекции осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Инспекция является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19.Межрегиональные и межрайонные инспекции ФНС РФ: виды, задачи, полномочия

Межрегиональные инспекции находятся в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольны.

Типовые положения о межрегиональных инспекциях утверждены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2005 г. № 101н «Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы».

Межрегиональную инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС России.

Можно выделить три типа межрегиональных инспекций ФНС:

2.Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

2.Межрегиональная инспекция ФНС России по федеральному округу.

3.Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных.

В настоящее время в системе ФНС России существуют 9 межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, деятельность которых охватывает всю территорию страны.

Основной целью создания межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам было усиление контроля за соблюдением налогового законодательства и уплатой налогов крупнейшими налогоплательщиками, имеющими стратегическое значение для бюджета России.

Межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам осуществляют сбор и анализ информации о нарушениях налогового законодательства, взаимодействие с правоохранительными органами и конкретными налогоплательщиками, проведение налоговых проверок по своему кругу вопросов. Как отмечено выше, в межрегиональных инспекциях ФНС состоят на учете налогоплательщики, относящиеся к определенным категориям (относящиеся к бюджетообразующим отраслям экономики страны, крупнейшие в федеральном округе). Они ведут учет поступлений платежей в бюджет и карточки лицевых счетов; принимают налоговую отчетность, работают с недоимкой, выполняют еще целый ряд других работ, - все это позволяет говорить о том, что межрегиональные инспекции осуществляют полное налоговое администрирование налогоплательщиков, состоящих у них на учете.

Межрегиональная инспекция ФНС России по централизованной обработке данных осуществляет функции по автоматизированному контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, ведению в установленном порядке федеральных информационных ресурсов и информационному обеспечению деятельности ФНС России, органов государственной власти и местного самоуправления, налогоплательщиков в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Данная инспекция является вычислительным центром ФНС России, обрабатывающим и хранящим информацию, собранную в ходе налоговой работы по всей стране и обеспечивающим налоговые органы этой информацией. В инспекции не состоят на учете налогоплательщики, и сама инспекция не выполняет никаких контрольных мероприятий по отношению к ним.

В 2001 – 2002 годах в связи с формированием структурных подразделений федеральных органов власти по федеральным округам, созданы 7 межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам.

Межрегиональная инспекция является территориальным органом, осуществляющим взаимодействие ФНС России с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе, проверки эффективности работы управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации в федеральном округе по обеспечению правильности исчисления, полноты, своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полноты, своевременности внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, а также осуществляющим в пределах своей компетенции финансовый контроль за деятельностью территориальных налоговых органов, организаций, находящихся в ведении ФНС России, на территории субъектов Российской Федерации, входящих в федеральный округ.

Межрегиональная инспекция ФНС России по федеральному округу выполняет управленческие функции по координации деятельности налоговых органов, расположенных в данном федеральном округе с полномочным представителем Президента, центральным аппаратом ФНС России и друг с другом. Участи инспекции в контрольной работе налоговых органов возможно, но требует, как правило, согласования с аппаратом ФНС России.

Положения о межрайонных инспекциях разрабатываются и утверждаются на региональном уровне на основе Типового положения об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 09.08.2005 г. № 101н «Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы».

Межрайонную инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС России.

Можно выделить два типа таких инспекций:

1.Инспекции ФНС, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов.

2.Инспекции ФНС, контролирующие крупнейших налогоплательщиков региона, либо, выполняющие определенные виды работ для всех других инспекций региона и Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы (МИ ФНС) также входят в состав территориальных налоговых органов. Однако они находятся в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольны.

Межрегиональные инспекции созданы трех типов:

Ø специализированные по крупнейшим налогоплательщикам;

Ø по централизованной обработке данных;

Ø по федеральным округам.

Назначение межрегиональных инспекций – повысить эффективность налогового администрирования, в особенности налогоплательщиков отраслей экономики и сфер деятельности, являющихся в части налоговых поступлений «бюджетообразующими». Создание таких инспекций преследует цель противопоставить вертикальной интеграции крупнейших налогоплательщиков (вертикально-интегрированных холдингов, финансово-промышленных групп), усилить контроль и соответственно налоговую дисциплину налогоплательщиков в этих отраслях экономики и сферах деятельности, а именно: в нефтяном и газовом комплексах, электроэнергетике, транспорте и связи, металлургии и машиностроении и некоторых других. Администрирование налогоплательщиков в указанных выше инспекциях строится не по территориальному принципу, а исходя из отраслевой принадлежности налогоплательщика по основному виду деятельности и с учетом специфики отрасли.

Критерии отнесения налогоплательщиков к числу крупнейших разрабатываются Министерством финансов РФ.

К числу крупнейших налогоплательщиков на данный момент относят организации, у которых один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности имеет следующее значение:

Ø суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов с учетом уменьшений по налогу на добавленную стоимость по внутренним оборотам, но без уменьшения на суммы, признанные в соответствующем году к возмещению налоговыми и (или) судебными органами по налоговой ставке 0 процентов, согласно данным налоговой отчетности свыше 1 миллиарда рублей; для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг связи, а также по реализации и (или) предоставлению в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, – свыше 300 миллионов рублей; для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, – свыше 50 миллионов рублей;

Ø суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг и операционных доходов превышает 10 миллиардов рублей;

Ø активы (сумма внеоборотных и оборотных активов) превышают 10 миллиардов рублей.

Начиная с 2005 г. ФНС России предусматривает создание по каждому крупнейшему налогоплательщику электронного налогового досье. Каждое досье должно представлять собой информационно-аналитическую базу о налогоплательщике, в том числе полученную из внешних источников Цель такого досье - помочь налоговым органам анализировать и систематизировать информацию о производственно-экономических и налоговых показателях, товарно-денежных потоках налогоплательщика, а также установить его взаимосвязи и взаимозависимость. Налоговое досье позволит налоговым органам проводить целенаправленный отбор объектов для проверки, а также вести глубокую аналитическую предпроверочную работу.

На начало 2007 г. в России функционировало девять специализированных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам. Семь ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам располагаются в Москве, две – в Санкт-Петербурге.

1. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 1 осуществляет налоговое администрирование организаций, осуществляющих деятельность в сфере предоставления услуг по добыче нефти, оптовой торговли нефтепродуктами, транспортирования по нефтепроводам нефтепродуктов.

2. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 администрирует организации, предоставляющие услуги по добыче, переработке, транспортировке, оптовой торговле газом и общестроительных работ по прокладке магистральных трубопроводов;

3. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 3 администрирует организации, занятые производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.

4. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 администрирует организации, осуществляющие деятельность в сфере передачи, распределения и диспетчеризации электрической энергии и производства, передачи, распределения, диспетчеризации и реализации тепловой энергии.

5. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5 администрирует организации, осуществляющие деятельность в сфере добычи металлических руд, по производству и реализации продукции металлургической промышленности.

6. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 6 администрирует организации, оказывающие транспортные услуги.

7. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7 администрирует организации, осуществляющие деятельность в сфере реализации и предоставления в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи.

8. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 8 осуществляет налоговое администрирование организаций по производству и реализации продукции машиностроения.

9. Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 9 осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также за соблюдением валютного законодательства организаций в кредитной и страховой сферах.

Крупнейшие организации-налогоплательщики машиностроительной отрасли, а также финансово-банковского сектора ставятся на учет в межрегиональных ИФНС России, расположенных в Санкт-Петербурге. В специализированных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам организации ставятся на учет и администрируются независимо от их территориального местонахождения. Основой является его отраслевая принадлежность.




МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам выполняют следующие функции:

Ø учет крупнейших налогоплательщиков;

Ø учет налоговых поступлений;

Ø анализ информации, мониторинг начислений, прогнозирование налоговых поступлений, анализ информации, поступающей от крупнейших налогоплательщиков;

Ø обеспечение мероприятий налогового контроля (в т.ч. камеральные и выездные налоговые проверки и др.);

Ø взыскание недоимок по налогам, пеням, штрафам и по крупнейшим налогоплательщикам;

Ø выявление налогоплательщиков, относящихся к крупнейшим, ведет мониторинг начислений и прогнозирование поступлений налоговых платежей от крупнейших налогоплательщиков;

Ø проводит мероприятия налогового контроля;

Ø анализ информации, поступающей от налогоплательщиков, налоговых органов и иных органов, характеризующих деятельность налогоплательщиков, схем уклонения от налогообложения, подготовку предложений по выявлению, пресечению и предупреждению данных схем;

Ø осуществляет другие функции, аналогичные тем, которые выполняют первичные территориальные ИФНС, но в отношении крупнейших налогоплательщиков.

МРИ ФНС возглавляет руководитель, назначаемый на должность приказом ФНС России. Структура МРИ также утверждается руководителем.

Важное место среди межрегиональных инспекций, непосредственно подчиненных ФНС, принадлежит межрегиональной инспекции ФНС России по централизованной обработке данных (МРИ ФНС России по ЦОД).

В функции данной инспекции входят:

Ø информационное обеспечение деятельности ФНС;

Ø прием и входной контроль данных бухгалтерской и налоговой отчетности;

Ø прием и входной контроль информации, поступающей от налоговых органов, налогоплательщиков, других источников;

Ø прием информации на электронных и бумажных носителях и подлежащей централизованной обработке;

Ø автоматизированное ведение информационных ресурсов: ведение единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН), ведение реестров лицензий и др.;

Ø автоматизированный отбор налогоплательщиков для налоговых проверок;

Ø анализ эффективности проверок;

Ø анализ и прогнозирование налоговых поступлений в бюджеты на основе информационных ресурсов и другие функции.

Непосредственно в подчинении Федеральной налоговой службы России находятся межрегиональные инспекции Федеральной налоговой службы по федеральным округам.

Такие инспекции созданы по семи федеральным округам: Центральному, Южному, Уральскому, Дальневосточному, Сибирскому, Северо-западному, Приволжскому.

МРИ ФНС России по федеральному округу выполняет следующие функции:

Ø контроль и надзор за деятельностью налоговых органов на территории федерального округа, в том числе УФНС и ИФНС;

Ø проверки территориальных налоговых органов, в том числе исполнения сметы доходов и расходов на их содержание;

Ø проведение повторных выездных налоговых проверок, назначаемых ФНС России и УФНС в федеральном округе;

Ø оказание помощи территориальным налоговым органам;

Ø организация взаимодействия ФНС России с полномочным представителем Президента РФ в соответствующем федеральном округе и другие функции.

Исходя из возложенных на межрегиональные инспекции по федеральным округам задач и функций, устанавливается их внутреннее устройство.

Так, приказом МНС России в 2000 г. были утверждены схема типовой структуры такой инспекции и функции ее внутренних подразделений.

Предусматривается выделение ряда блоков:

Ø внутриведомственной контрольно-ревизионной работы;

Ø организации контрольной работы;

Ø общего обеспечения.

В блок внутриведомственного контроля входит контрольно-ревизионный отдел, функции которого: анализ работы налоговых органов в соответствующем федеральном округе, планирование организации и проведения проверок работы налоговых органов, анализ результатов контрольно-ревизионной работы.

Ко второму блоку отнесен отдел организации контрольной работы, функции которого: анализ налоговой статистики и прогнозирование налоговых поступлений, контроль исполнения бюджетных назначений, планирование организации и проведения повторных проверок крупнейших налогоплательщиков, анализ эффективности проведения выездных проверок, методическое обеспечение и консультирование территориальных налоговых органов в соответствующем федеральном округе.

В функции отделов, отнесенных к блоку общего обеспечения, входят: юридическое, финансово-хозяйственное и кадровое обеспечение деятельности инспекции, делопроизводство и т.п.

Таким образом, территориальные межрегиональные инспекции ФНС России занимают особое положение. С одной стороны, они призваны осуществлять налоговый контроль за налогоплательщиками, прежде всего крупнейшими. При этом их функции аналогичны ИФНС по районам, районам в городах и городам без районного деления. С другой стороны, они выполняют определенные контрольно-распорядительные функции. Такие функции закреплены, в частности, за межрегиональными ИФНС России по федеральным округам. Они изучают, анализируют и обобщают практику работы территориальных налоговых органов, входящих в соответству-ющий федеральный округ, организуют и проводят по решению ФНС России проверки территориальных органов ФНС России и организаций, находящихся в ведении ФНС России, в соответствующем федеральном округе, участвуют в проверках, проводимых центральным аппаратом ФНС России, и т. п.

Межрайонные инспекции ФНС России

Специфика экономики России обусловила необходимость создания не только специализированных межрегиональных инспекций, администрирующих крупнейших налогоплательщиков, но и межрайонного уровня. Их назначение – налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков, функционирующих в отраслях экономики, и сферах деятельности, которые не охвачены на федеральном уровне.

Инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня непосредственно подчиняются УФНС России по субъектам РФ и им подконтрольны.

Инспекции ФНС России межрайонного уровня функционируют двух видов:

Ø как территориальные налоговые органы, созданные на базе объединения двух (и более) инспекций по районам (району и городу);

Ø как специализированные по отраслям экономики и сферам деятельности.

В первом случае функции и структура инспекции межрайонного уровня идентичны функциям и структуре обычной инспекции ФНС России по району, району в городе и городу без районного деления.

Функции специализированных инспекций межрайонного уровня сходны с теми, которые выполняют межрегиональные инспекции ФНС России на федеральном уровне, осуществляющие налоговое администрирование налогоплательщиков по отраслям экономики. Специализированные инспекции межрайонного уровня функционируют в ряде регионов России.

Межрайонные инспекции имеют двойное подчинение: УФНС России и межрегиональной инспекции, администрирующей соответствующий сектор экономики. Межрайонные отраслевые инспекции осуществляют мониторинг и налоговый контроль за специфическими для региона крупными (крупнейшими) налогоплательщиками.

К организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне, относятся организации, у которых один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности имеет следующее значение:

Ø суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов с учетом уменьшений по налогу на добавленную стоимость по внутренним оборотам, но без уменьшения на суммы, признанные в соответствующем году к возмещению налоговыми и (или) судебными органами по налоговой ставке 0 процентов, согласно данным налоговой отчетности в пределах свыше 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей; для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, – свыше 30 миллионов рублей;

Ø суммарный объем выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг и операционных доходов находится в пределах свыше 1 миллиарда рублей до 10 миллиардов рублей;

Ø активы находятся в пределах свыше 1 миллиарда рублей до 10 миллиардов рублей.

В зависимости от особенностей каждого субъекта РФ количество инспекций варьируется в широких пределах. Так, по г. Москве налоговое администрирование осуществляют 36 территориальных инспекций и шесть межрайонных специализированных инспекций, в том числе № 45 – по централизованной обработке данных (ЦОД); № 46 – по работе с крупнейшими налогоплательщиками, № 47 – по работе с иностранными налогоплательщиками, № 49 – по работе с казино и рынками, № 50 – по работе с банками и инвестиционными фондами. Создание вышеуказанных межрайонных инспекций обусловлено спецификой Московского региона. Внутреннее устройство строится на базе типовой структуры по городу, району.

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Понятие налоговых органов

Налоговые органы РФ представляют собой особую систему контроля, основные цели, задачи, виды, меры, ответственность и действия которой направлены, прежде всего, на контроль за соблюдением действующего налогового законодательства России. Все принципы, роль, взаимодействие, нарушения, меры и их реализация налоговыми органами устанавливаются действующими законами Российской Федерации.

Местные территориальные налоговые органы и система налоговых органов России исполняют возложенные на них функции и задачи не только самостоятельно, но и путем взаимодействия с государственными органами субъектов РФ, а также с органами местного самоуправления. Взаимодействие через региональные или местные подразделения и уровни налоговой службы, а также через иные уровни, осуществляется путем письменной переписки, либо других способов связи, цель которых – максимальная эффективность.

Современное значение налоговых органов их представление и роль в существующей правовой системе РФ трудно переоценить.

Все основы экономической и бухгалтерской деятельности, администрирования, а также иные направления, неразрывно связаны с необходимостью уплаты налогов. Помимо этого, гражданам нередко требуется получить справки НДФЛ, либо зарегистрировать доверенность – по всем этим вопросам мы всегда обращаемся в налоговую инспекцию.

Развитие налоговых органов ФНС России и их деятельности, как отдельной правовой системы России, осуществлялось постепенно. Их роль, ответственность и правовой статус налоговых органов возрастали по мере развития экономической отрасли в РФ. Вместе с этим возрастала и ответственность за определенные нарушения законодательства, либо проявленное бездействие. Бездействие, также как и правонарушения в деятельности, влечет за собой исполнение определенных санкций, обеспечительные процедуры, основа и исполнение которых закреплены законом.

Задачи налоговых органов

Высокое значение налоговых органов, ответственность и важная роль их деятельности в правовой системе РФ объясняется, прежде всего, наличием большого количества регулярно возникающих различных задач. Эти задачи и полномочия налоговых органов выражаются в следующем:

  • осуществление необходимых действий по регистрации новых налогоплательщиков, реализация их дальнейшего учета и администрирования, статистика, контроль отсутствия нарушения, устранение нарушения, если оно уже имеется и т.д.;
  • обеспечительные меры и исполнение требуемых действий по проверке соблюдения налогоплательщиками действующих норм законодательства РФ;
  • регулярное составление отчетов для вышестоящих инстанций, взаимодействие;
  • контроль, статистика и отмена осуществляемых налоговых платежей, их постоянный учет, классификация, характеристика, проверка документов, например, доверенность, справка НДФЛ, выявление и обжалование нарушения, проведение администрирования. Справка НДФЛ является одним из самых распространенных налоговых документов, как и доверенность. Доверенность часто требуется при заключении определенных сделок, в то время как справка НДФЛ – для оформления определенных документов. Доверенность, как и справка НДФЛ, обязательно должна соответствовать установленной форме. Доверенность также может потребоваться и в суд;
  • взаимодействие и проведение необходимых действий по информированию определенных государственных органов РФ и других ФНС о поступлении тех или иных платежей;
  • обеспечительные действия по исполнению требований законодательства РФ об информировании налогоплательщиков, в случае каких-либо изменений, постоянное взаимодействие.

Понятие и структура налоговых органов, а также их основные цели и направления деятельности, установлены действующим законодательством РФ. Эффективность налоговой службы будет зависеть, прежде всего, от соблюдения данных норм в обязательном порядке. Бездействие налогового органа и не соблюдение законодательства влечет за собой наложение определенных санкций, в зависимости от конкретного вида нарушения.

Понятие «бездействие» может быть выражено в абсолютно разных вещах: непринятии справки НДФЛ, незаконные задержки и неправомерные отказы, не обеспечение защиты интересов иные нарушения ФНС, виды которых предусмотрены НК РФ.

Функции налоговых органов

Основные функции налоговых органов, их основа, виды, понятие и классификация приведены в действующем НК РФ. Основа и цели данных функций направлены, прежде всего, на контроль над постоянным соблюдением налогового законодательства, обжалование неправомерных решений, постоянная статистика и т.д.

Функции налоговых органов включают в себя:

  • проведение необходимых действий по постоянному учету всех налогоплательщиков конкретного муниципального, либо иного образования, их классификация, процедуры администрирования и характеристика;
  • контроль над верностью предоставленных налогоплательщиками документов, необходимых для аннулирования правонарушения, исполнения определенного требования налоговой службы, либо иного подразделения и т.д. Сюда также можно отнести проверку справок НДФЛ или доверенность, местные фискальные платежи и т.д. Доверенность и справки НДФЛ должны четко соответствовать установленным формам. Если справка НДФЛ или доверенность содержат ошибки, у налогового представителя будет законное право на отказ в принятии данных документов. Все эти правонарушения должны быть устранены в положенный срок;
  • удовлетворение требования заинтересованного лица о возврате излишне уплаченных средств, проверка отсутствия правонарушения, изучение деятельности, администрирования, устранение нарушения, обжалование и т.д.;
  • проведения разъяснительной работы, основой которой являются цели, требования, виды, принципы, меры и эффективность действующего налогового законодательства РФ;
  • выявление налогового правонарушения, его классификация, дальнейшие меры и ответственность за устранение данного нарушения;
  • исполнение распоряжения, требования какой-либо вышестоящей федеральной налоговой службы, либо иного подразделения, постоянное взаимодействие и обмен информацией;
  • обжалование решений муниципального образования, либо иной службы или подразделения, представление необходимой информации, заявление или исполнение определенного требования, устранение нарушения, проведение администрирования и т.д.

Единая централизованная система налоговых органов

По мере того, как основа, понятие, и значение налоговых органов возрастали, расширялась и сама система налоговых органов, появлялись новые местные отделы а также цели, направления и эффективность службы данной организации. Единая централизованная система включает в себя все муниципальные отделы, федеральные, региональные и местные налоговые образования в РФ, имеющие одинаковые цели деятельности, ее виды, требования, роль, ответственность и т.д.

Функционирующая единая система, ее основа, цели, роль, эффективность и меры направлены, прежде всего, на сохранение государственного бюджета и его своевременное пополнение, а также своевременное выявление любого налогового правонарушения. Любой вид этого правонарушения может повлечь за собой наложение определенных налоговых санкций, обжалование которых возможно лишь в суде.

Главным налоговым органом РФ, играющим важнейшую роль, является Федеральная налоговая служба.

Затем идут ее федеральные местные подразделения, местные службы и образования, между которыми осуществляется непрерывное взаимодействие и процедуры администрирования. На все эти федеральные, муниципальные, региональные службы распространяются одинаковые обеспечительные требования действующего законодательства РФ. В случае нарушения одного требования, либо нескольких, к виновным лицам могут быть применены определенные санкции и ответственность.

ФНС является органом исполнительной власти, ее требования, отправленные в иные подразделения и налоговые службы, являются обязательными для исполнения. Роль ФНС занимает важнейшее место в российской налоговой системе. Бездействие, неисполнение предписаний, а также иные правонарушения, могут обернуться вполне серьезным наказанием.

Территориальные органы ФНС России

Территориальные органы ФНС России представляют собой муниципальные налоговые службы, региональные отделы и федеральные подразделения, осуществляющие взаимодействие между собой. Их четкая характеристика, классификация, направления, роль, принципы, виды и цели представлены в положениях налогового законодательства.

Права налоговых органов ФНС заключаются в: истребовании необходимой информации от налогоплательщиков, предъявлении требований об уплате того или иного налога и т.д. Территориальное решение налогового органа, будь то местные муниципальные, региональные образования или федеральные отделения, является обязательным для исполнения ответственным лицом.

Значение налоговых органов, характеристика, классификация и специфика их деятельности определяются исходя из их компетенции. Основные права и обязанности налоговых органов выражены в четком соблюдении текущего законодательства.

Все виды действий по надзору и контролю, а также иные меры должны являться правомерными. Если федеральные или региональные службы ФНС и налоговые образования допустили определенные правонарушения или неправомерные действия в процессе осуществления своей деятельности, либо проявили бездействие, за этим обязательно последует определенная ответственность и соответствующие меры российской правовой системы.

Межрегиональные налоговые инспекции

Классификация налоговых органов Российской Федерации, ее основа и статистика включают в себя и межрегиональные образования и подразделения. Фактически, это те же территориальные налоговые органы, входящие в ФНС. Деятельность такого муниципального налогового образования или подразделения и установленные принципы также основываются на нормах действующего законодательства.

Классификация налоговых органов устанавливает, что муниципальные или иные образования представляют собой налоговые органы, принципы, действия, меры и взаимодействие которых осуществляются в пределах одной конкретной территории.

Понятие и правовой статус налоговых органов регионального значения, а также обязанности налоговых органов, допустимые обеспечительные меры и их исполнение, принципы, виды, порядок действий, ответственность, бездействие, классификация и т.д., устанавливаются в отношении конкретного муниципального, либо иного образования.

Нормы и принципы действующего законодательства РФ используют понятие «территориального органа» именно для обозначения пространственного предела реализации определенной деятельности.

ИФНС: что это такое и основные задачи организации

Чем занимается налоговая служба

Терминология, использующаяся в законодательном лексиконе, как правило, приводит в замешательство человека, не обладающего специальными знаниями в этой области.

Однако в ряде случаев навыки общения на «языке налогов» могут пригодиться, особенно если дело касается открытия собственного бизнеса.

Официальные названия инстанций зачастую грешат сложными аббревиатурами, и порой сложно понять, что скрывается за очередным набором букв. В данной статье рассмотрим ИФНС: что это за инстанция и каков главный вектор ее деятельности.

ИФНС расшифровывается как Инспекция Федеральной Налоговой Службы

Определение ИФНС

ИФНС является одним из подразделений ФНС РФ, относящейся к исполнительной ветви власти. Основной задачей этой организации считается контроль за выполнением законов в сфере налогообложения. Помимо этого, она уполномочена администрировать новые налоговые законы.

Чтобы понять в каком звене цепочки находится ИФНС, следует взглянуть на конструкцию системы в целом. Устройство этого механизма выглядит следующим образом.

Структура министерства финансов

Каждому сектору отведены своя роль и функционал. Все структурные подразделения оформлены как самостоятельные единицы с правовой точки зрения и организованы через вертикальную систему подчинения.

Центральная роль в этой структуре закреплена за ФНС, которая большую часть своих задач выполняет посредством территориальных ячеек — инспекций.

Информация о них, включая реквизиты и код, размещена на сайте ФНС.

Особенности функционирования ИФНС

Как правило, под ИФНС подразумевают территориальные инспекции, осуществляющие свою деятельность на уровне администрирования субъектов. Подобные инстанции представлены во всех городах.

Таблица 1. Задачи и цели ИФНС

Кроме обширного перечня обязанностей в зоне ответственности инспекций находится, например, проверка соблюдения соответствующих предписаний к использованию контрольно-кассового аппарата, контроль за производством спиртных напитков и табачных изделий, и даже проведение лотерей. В 2107 г. деятельность ИФНС помимо выполнения основных обязанностей сфокусирована на проверке личных карточек российских фирм на предмет ошибок и нарушений отчислений по страховым взносам.

Как правило, граждане РФ обращаются в ИФНС при регистрации своей фирмы или ИП

Справка 3-НДФЛ: что это за справка и как её заполнять

Об особенностях заполнения справки 3-НДФЛ сможете узнать из данной статьи. Все о сроках, правилах заполнения и способах предоставления декларации. Также рассмотрим меры, предусмотренные за задержку подачи 3-НДФЛ и неуплату налогов.

Основные задачи ИФНС

Это ведомство является мультифункциональным органом, решающим множество вопросов из сферы налогообложения. Помимо этого большую роль в эффективности службы играет планирование. В обозримом будущем ИФНС предстоит решить ряд важных проблем:

  • уклонение от оплаты налогов;
  • разработка механизма урегулирования споров без судебного разбирательства;
  • оптимизация подачи налоговой отчетности;
  • улучшение уровня предоставляемых сервисов;
  • усовершенствование онлайн портала по составлению и отправке отчетности, и любого электронного взаимодействия в целом.

К тому же, налоговая служба стремится к большей информационной открытости и доступной подаче информации.

Межрегиональные и межрайонные инспекции

Одним из результатов структурных реформ стало появление межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от своих «коллег», которые преимущественно выполняют контролирующую функцию на основе территориальной привязки гражданина, межрегиональные ведомства основываются на его категории.

Межрайонные инспекции, как правило, контролируют:

  • административные районы;
  • крупнейших налогоплательщиков.

Под крупнейшими налогоплательщиками подразумевают организации, чьи активы составляют более 20 000 000 000 рублей или суммарный размер налоговых начислений превышает 1 000 000 000 рублей, причем для фирм, предоставляющих услуги связи эта планка уменьшена до 300 000 000 рублей, а для транспортных компаний — до 50 000 000 рублей.

Права и обязанности ИФНС

Согласно НК РФ сотрудники территориальных инспекций наделены следующими правами:

  1. Запрашивать заполненные документы в соответствии с утвержденными формами, на основании которых удерживается налог, а также бумаги, подтверждающие корректность начисления указанных в декларациях сумм.
  2. Осуществлять проверки согласно прописанному НК РФ графику.
  3. Останавливать денежные операции по счетам и налагать арест на имущество.
  4. Изымать документы во время проведения проверок в случае выявления правонарушений.
  5. Инспектировать и проводить инвентаризацию помещений, принадлежащих налогоплательщику в рамках плановых проверок.
  6. Высчитывать размер налога, подлежащего удержанию.
  7. Взыскивать недоплаты и пеню по налогам и государственным сборам. Под эту категорию не попадают штрафные санкции, поскольку этим вопросом занимаются судебные органы.
  8. Требовать от финансовых учреждений документы, удостоверяющие выполнение платежных поручений налоговых резидентов.
  9. При необходимости задействовать для обеспечения эффективности налогового контроля экспертов и переводчиков.
  10. Привлекать в качестве свидетелей субъектов, которые могут обладать важной информацией, помогающей работе налогового инспектора.
  11. Подавать заявления об аннулировании или приостановлении действия лицензий и иски по вопросам налогообложения.

В обязанности сотрудников ИФНС помимо контролирующих функций входит и ассистирующая деятельность

Например, работники инспекций должны оказывать содействие налогоплательщикам и помогать в освоении премудростей налогового законодательства в части заполнения деклараций, предоставлять информацию относительно размеров налогов и сборов и порядке их начисления.

Также инспектора должны своевременно производить налогоплательщикам возврат излишне оплаченных средств в рамках удержания налогов или государственных сборов, причем решение о подобной мере должно приниматься не дольше 30 дней.

Ответственной обязанностью является хранение налоговой тайны. Эта функция возлагается на сотрудника с того момента, как субъект стал в инспекции на учет. Под эту категорию попадает как информация о местонахождении сотрудника, так и о его финансовых данных.

Большинству граждан РФ редко приходится сталкиваться с налоговыми службами, а вот у владельцев компаний или индивидуальных предпринимателей часто возникают ситуации, когда необходимо воспользоваться услугами ИФНС.

Самые распространенные причины обращения в эти органы – регистрация предпринимательской деятельности и возврат налогов, который гарантируется государством согласно федеральным законам.

Но что такое ИФНС? И какие функции выполняет эта организация?

Что такое ИФНС?

ИФНС – это Инспекция федеральной налоговой службы. Она является органом исполнительной власти и отчитывается перед Федеральной налоговой службой.

В структуру организации входят межрегиональные инспекции, поделенные по округам, отделения, занимающиеся централизованной обработкой информации, территориальные инспекции и службы по крупным налогоплательщикам, осуществляющие контроль над отдельными предприятиями – газодобывающими, нефтедобывающими, энергетическими, плательщиками акцизных сборов и т. д.

Какие функции выполняет ИФНС?

В сферу деятельности ИФНС входит контроль за соблюдением законов, предусмотренных НК РФ, а также за своевременностью налоговых отчислений, проведением валютных операций, соблюдением требований по отношению к контрольно-кассовым аппаратом.

Организация ведет учет налогоплательщиков, занимается возвратом налогов и создает формы налоговых уведомлений, заявлений, свидетельств о регистрации и другой документации.

Также в ее ведении находится бесплатное информирование налогоплательщиков об их правах и обязанностях, действующих налоговых ставках, порядке начисления сборов.

Начинающие предприниматели приходят в инспекцию, чтобы зарегистрировать компанию или ИП. При постановке на учет в налоговой сотрудники ИФНС проверяют информацию, предоставленную человеком, особенно его юридический адрес. Если будущий бизнесмен дает неверные сведения, ему могут отказать в регистрации либо провести выездную проверку, нацеленную на выявление несоответствий.

Еще одна функция ИФНС – контроль производства алкогольных и табачных изделий.

Инспекция регистрирует организации, которые выполняют операции с этиловым спиртом, и выдает специальные марки для маркировки табачной продукции, изготавливаемой на территории России.

Проведение всероссийских лотерей тоже находится в ведомстве ИФНС. Инспекция выдает разрешение на подобные акции и ведет надзор за организацией азартных игр.

Зачем нужна ИФНС российским гражданам?

Помимо регистрации компаний и ИП, граждане РФ обращаются в ИФНС и по другим причинам. В частности, инспекция дает возможность вернуть налоги на доходы. Для этого следует получить налоговый вычет, то есть денежную сумму, уменьшающую размеры дохода, с которого высчитывается налог.

Вычеты бывают социальными, имущественными, по ценным бумагам, стандартные или профессиональные. К примеру, если вы понесли расходы на учебу или лечение, то имеете право на социальные вычеты.

Имущественный вычет выдается в том случае, когда вы покупаете недвижимость. Потратив деньги на приобретение либо строительство жилья, достаточно прийти в инспекцию и предоставить документы по установленному списку, после чего получить свои деньги.

Как правило, сумма возвращенных налогов рассчитывается как 13 % от суммы вычетов. На подобный возврат имеет право любой гражданин РФ, выплачивающий государству подоходный налог.

Для этих целей в налоговых инспекциях предусмотрены специальные окошки, куда и подается документация.

По всем вопросам, связанным с налогами, граждане должны обращаться в территориальные инспекции, работающие во всех городах.

В некоторых крупных населенных пунктах существует несколько ИФНС, контролирующих несколько районов.

Если вы хотите вернуть налоги, обращаться следует в инспекцию по месту вашей регистрации. Если это будет налог после приобретения недвижимости, то документы на возврат все равно нужно подавать именно по прописке, даже в том случае, когда купленная квартира находится в другом районе.

Налоговая служба РФ: структура и основные функции

Налоги в качестве центрального института формирования доходов бюджета имеют не такую уж и давнюю историю (до 200 лет). Зарождение данной науки произошло в 16 веке, однако основное свое развитие она получила в России в начале 18 века. И таким толчком послужило издание указов о сборах налогов в период правления Петра I.

Структура налоговых органов

Налоговая служба РФ имеет вертикальную структуру, которая предусматривает подчинение снизу вверх. Ее составляющими элементами являются: Центральный аппарат службы, межрегиональные, территориальные органы (областной уровень) и инспекции районного уровня.

Центральный орган включает структурные подразделения (управления), которые подразделены по выполнению основных функций. Например, это управление налогового контроля, администрирования крупных плательщиков и т. д.

Данный орган государственной власти подчиняется Минфину РФ. В его систему входят следующие подведомственные организации:

— образовательные и лечебно-оздоровительные учреждения.

К территориальным органам могут быть отнесены:

— управление налоговой службы по субъектам РФ;

— межрегиональная инспекция налоговой службы;

— инспекции районного и межрайонного уровня.

Основные функции налоговых органов

Федеральная налоговая служба относится к структуре органов исполнительной власти, которыми осуществляются функции контроля и надзора соблюдения соответствующего российского законодательства, достоверности исчисления и полноты уплаты обязательных платежей в бюджет, а также соблюдения валютного законодательства. В функции данной службы входит и администрирование производства и оборота табачной, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Данные органы осуществляют государственную регистрацию субъектов хозяйствования в форме юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При возникновении банкротства у плательщиков налоговая служба представляет государство с требованиями об уплате денежных обязательств и прочих платежей.

Руководство налоговым органом

Возглавляет данный орган руководитель, который как назначается, так и освобождается с должности Правительством по представлению Минфина РФ. Он несет ответственность за полное и своевременное выполнение функций и задач, возложенных на службу.

Федеральная налоговая служба в составе руководства имеет также и заместителей начальника, которые назначаются и освобождаются Министром по представлению уже назначенного руководителя центрального органа.

Основные задачи

Налоговая служба должна выполнять основную задачу – осуществление контроля соблюдения налогового законодательства, достоверности исчисления и своевременности уплаты обязательных платежей, которые регулируются соответствующим российским законодательством. Нельзя забывать и о валютном контроле, осуществляемом также в соответствии с действующими нормативными документами о регулировании данной сферы.

Налоговая служба, помимо соблюдения действующего законодательства, должна в установленном порядке вести реестр субъектов хозяйствования, бесплатно информировать плательщиков об изменениях в нормативных актах, порядке расчета и уплаты сборов. При возникновении у плательщика на лицевом счету переплаты (излишне уплаченных сумм) налоговый орган осуществляет их возврат либо зачет. В обязанности данного органа входит соблюдение налоговой тайны.

Официальный сайт налоговой службы

В связи с постоянными изменениями в российском законодательстве налогоплательщики просто не успевают следить за нововведениями. Поэтому в функциональные обязанности данного органа власти входит своевременное обновление нормативной базы данных.

С целью облегчения данного процесса руководством было дано задание соответствующему структурному подразделению создать официальный сайт налоговой службы (nalog.ru).

Этот ресурс является достаточно эффективным инструментом для проведения успешной налоговой политики на территории России.

С его помощью доводятся до плательщиков новости в сфере налогообложения, решаются спорные вопросы, предоставляется полная информация о заполнении и порядке предоставления в органы отчетности, декларировании доходов. Также на данном сайте осуществляется регистрация как юридических, так и физических лиц.

На странице ресурса можно найти контактные телефоны, адреса и прочие сведения о функционирующих структурных подразделениях и ведомствах.

Взаимодействие с налогоплательщиками

Налоговая служба, как указывалось выше, выполняет фискальные функции. В ее обязанности, помимо предоставления административных услуг, входит и надзор за соблюдением соответствующего законодательства. Для качественного выполнения последних функций существуют подразделения налогового контроля, известные как аудит.

За проведение проверки отвечает инспекция федеральной налоговой службы районного уровня. Однако существуют определенные правила – комплексные документальные проверки субъектов хозяйствования не должны проводиться чаще чем один раз в год. По результатам таких проверок выявляются некоторые нарушения, проводятся доначисления налоговых обязательств, которые плательщик обязан уплатить в бюджет.

Полномочия ФНС

ФНС (расшифровка – Федеральная налоговая служба) – это федеральный орган исполнительной власти. К функциям ФНС относятся (п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506):

  • контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • контроль и надзор за производством и оборотом табачной продукции;
  • контроль и надзор за применением ККТ;
  • функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

О полномочиях ФНС расскажем в нашей консультации.

Задачи ФНС

На 2017-2021 гг. Службой (ФНС) разработана Стратегическая карта ведомства, включающая в себя цели, задачи и необходимые мероприятия для их достижения.

К задачам ФНС на ближайшие 5 лет отнесены, в частности, следующие:

  • противодействие уклонению от уплаты налогов и страховых взносов;
  • обеспечение законности, обоснованности и мотивированности решений, принимаемых налоговыми органами и развитие системы досудебного урегулирования споров;
  • сокращение времени на подготовку и подачу налоговой отчетности (отчетности по страховым взносам) налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов);
  • расширение спектра сервисных услуг и повышение качества обслуживания;
  • совершенствование электронного взаимодействия и удаленного доступа, максимальный переход на телекоммуникационные каналы связи;
  • сближение налогового и бухгалтерского учетов;
  • развитие информационной открытости.

Полномочия налоговых органов – это совокупность их прав и обязанностей, предусмотренных ст.ст. 31-32 НК РФ. Полномочия ФНС представлены в разделе II Положения о ФНС (утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506), где указаны, в частности, следующие полномочия ФНС:

Инспекция федеральной налоговой службы – это территориальный орган федерального органа исполнительной власти межрайонного, городского (районного) уровня, подотчётный Федеральной налоговой службе Российской Федерации.

Налоговая инспекция осуществляет контроль:

▪ за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей, сборов в бюджет государства; а также

▪ за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Налоговая инспекция при Министерстве финансов, а также региональные налоговые инспекции:

▪ являются юридическим лицом и получают финансирование из госбюджета;

▪ действуют на основании Конституции, действующей в стране, Налогового кодекса РФ, а также других законов.

Кроме этого, налоговые инспекции в своей работе придерживаются указов президента РФ, постановлений правительства РФ в налоговой сфере.

Задачи налоговой инспекции

Главной задачей налоговой инспекции является осуществление полноценного контроля за соблюдением всеми субъектами правильности расчета налогов, своевременности и полноты внесения платежей в установленном налоговым законодательством объеме.

Также к основным задачам налоговой инспекции относятся:

разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов;

валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов.

Цели налоговой инспекции

К целям налоговой инспекции относятся:

осуществление налоговых проверок плательщиков налогов;

учет своевременной оплаты начисленных пени и административных штрафов;

контроль денежных поступлений;

анализ предоставляемой налоговой отчетности;

регистрация налоговых резидентов.

Налоговая инспекция и регистрация юридических лиц

При государственной регистрации юридических лиц инспекция ФНС играет роль регистрирующего органа и контролирует данные, которые предоставляются регистрируемыми организациями.

Если регистрируемая организация предоставляет недостоверные сведения или предоставляет их, нарушая порядок регистрации, установленный Регламентом ФНС, то в этом случае инспекция ФНС вправе отказать такой организации - регистранту в государственной регистрации.

Полномочия налоговой инспекции

Налоговая инспекция осуществляет следующие полномочия:

государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов;

контроль и надзор в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, представлением деклараций, осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами;

проверка деятельности юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности.

бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о:

- о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

- порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

- правах и обязанностях налогоплательщиков;

- полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

предоставление формы налоговой отчетности и разъяснений по порядку их заполнения;

учет всех налогоплательщиков, ведение Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков;

принятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иные документы в случаях, установленных законодательством России, и направляет их для утверждения в Министерство финансов;

утверждение формы налогового уведомления, форму требования об уплате налога, формы заявления, уведомления и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Права налоговой инспекции и ее работников

Для выполнения возложенных функций представителям налоговой инспекции предоставляются следующие права:

осуществление контролирующих функций в отношении исполнения законодательства плательщиками налогов;

организация и проведение налоговых проверок налогоплательщиков согласно графику, прописанному в Налоговом Кодексе РФ;

вскрытие, обследование, и опечатывание (при необходимости) торговых, складских, или производственных помещений, применяемых для получения прибыли;

получение всех необходимых разъяснений и информации (документов, данных, копий), необходимых для выполнения своих функций и полномочий;

проверка переданных (отправленных) плательщиком налогов сведений на факт достоверности и соответствия информации, указанной в налоговых отчетах и учетных документах;

осуществление расчета размера налога, подлежащего удержанию;

получение доступа к бухгалтерским программам плательщика налогов;

изъятие у плательщиков налогов бумаг (документов) в случаях выявления нарушений в налоговой сфере;

использование различных методов при обработке и оценке объектов налогообложения и расчета налогов, сборов и пошлин;

установление нарушений в сфере налогового законодательства, а также применение мер, предусмотренных законом;

выдвижение требований в отношении устранения выявленных нарушений;

предъявление исков по вопросам налогообложения в отношении налогоплательщиков (нарушителей) в соответствующие судебные инстанции;

наложение ареста на имущество неплательщиков налогов;

реализация принудительного исполнения обязательств в установленных законом нормах;

взыскание недоплаты и пени по налогам и государственным сборам;

выдвижение требований финансовым учреждениям предоставить документы, удостоверяющие выполнение платежных поручений налоговых резидентов.

привлечение для обеспечения эффективности налогового контроля экспертов и переводчиков.

привлечение в качестве свидетелей субъектов, которые могут обладать важной информацией, помогающей работе налогового инспектора.

подавать заявления об аннулировании или приостановлении действия лицензий;

приостановление с учетом законодательных норм операций по банковским счетам плательщиков налогов.

Кроме этого, сотрудники налоговых инспекций имеют право взыскивать штрафы (пени), запрашивать необходимую информацию у компетентных органов за границей и предоставлять ее по запросам.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Читайте также: