Физические лица налоговую отчетность по земельному налогу

Опубликовано: 15.05.2024

Автор: Новикова С. Г., эксперт журнала

С 2021 года меняется порядок администрирования по транспортному и земельному налогам. Теперь плательщикам этих налогов не нужно представлять в ИФНС декларации по ним (ст. 363.1 и 398 НК РФ утрачивают силу[1]). Взамен вводится иной механизм взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в части уплаты названных налогов.

Что он представляет собой и каковы его особенности, поясним в данном материале.

Новый механизм взаимодействия налогоплательщиков и налоговиков

Начиная с 2021 года, ИФНС будут направлять налогоплательщикам-«упрощенцам» сообщения об исчисленных контролерами суммах транспортного и земельного налогов (далее – сообщение) за прошлый налоговый период. Это следует из п. 4, 5 ст. 363 и п. 5 ст. 397 НК РФ.

Сообщения будут составлены по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 05.07.2019 №ММВ-7-21/337@. В них будут указываться:

сумма исчисленного налога.

Такие сообщения налоговики составят на основании имеющейся у них информации, в том числе сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН)[2], сведений, полученных ими от органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, транспортных средств (п. 5 ст. 83, п. 4, 13 ст. 85 НК РФ)[3].

Обратите внимание

Положения Налогового кодекса и Приказа ФНС России № ММВ-7-21/337@ в настоящее время не предусматривают утверждение единого общеобязательного формата сообщений для направления их в электронной форме по каналам ТКС или через «Личный кабинет налогоплательщика» (см. Письмо ФНС России от 16.01.2020 №БС-4-21/453).

По общему правилу ИФНС будет направлять сообщения налогоплательщикам по окончании налогового периода после истечения установленного срока уплаты налога. Напомним: крайний срок для уплаты обоих налогов за 2020 год – 1 марта 2021 года (ст. 356, п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397, п. 3 ст. 398 НК РФ).

Иными словами, сообщения инспекцией будут направлены уже после того, как налогоплательщик исполнит обязанность по уплате транспортного и земельного налогов и соответствующих сумм авансовых платежей по налогам (пп. 1 п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672).

В случае несогласия с суммами исчисленных налоговиками налогов налогоплательщики могут оспорить их в порядке, установленном п. 6 и 7 ст. 363 НК РФ. Так, согласно п. 6 ст. 363 налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в ИФНС пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или наличие оснований для освобождения от уплаты налога.

К сведению

В Письме ФНС России от 14.08.2019 №АС-4-21/16118@ подчеркнуто: указанный в п. 6 ст. 363 НК РФ 10-дневный срок для представления пояснений и (или) документов касательно уплаты транспортного и земельного налогов не является пресекательным. То есть и по истечении данного срока ИФНС обязана будет рассмотреть полученные пояснения и (или) документы и при наличии правовых оснований произвести перерасчет исчисленной в сообщении суммы налога в рамках общего порядка взаимодействия с налогоплательщиками.

Расхождения между суммами налогов, исчисленных налоговиками, и платежами, произведенными налогоплательщиком, могут быть обусловлены рядом причин. Одна из них – неприменение налоговиками при расчете налогов, подлежащих уплате в бюджет, налоговых льгот, имеющихся у налогоплательщика. Причем о праве на применение такой льготы должны заявить сами налогоплательщики.

Как заявить об имеющихся льготах по налогам?

Согласно п. 3 ст. 361.1 и п. 10 ст. 396 НК РФ налогоплательщикам, имеющим право на налоговые льготы, установленные налоговым законодательством, начиная с 2020 года необходимо подать в налоговый орган по своему выбору заявление на предоставление этих льгот. Также они вправе подать документы, подтверждающие их право на налоговую льготу.

Как составить заявление?

Заявление о льготах нужно подать по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 №ММВ-7-21/377@. Этим же приказом утверждены порядок заполнения формы (далее – Порядок) и электронный формат для его направления по каналам ТКС.

К сведению

Льготы по транспортному или земельному налогу за предшествующие налоговые периоды, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации в этот период (п. 3 ст. 55 НК РФ) заявляются посредством подачи деклараций. На этот нюанс обращено внимание в Письме ФНС России от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@.

Заявление о предоставлении налоговых льгот включает:

разд. 5 – лист с информацией о заявленной льготе по транспортному налогу;

разд. 6 – лист с информацией о заявленной льготе по земельному налогу.

Разделы 5 и 6 заполняются отдельно по каждому транспортному средству (земельному участку), по которым заявляются налоговые льготы (п. 17 Порядка)[4].

Допустима подача одного заявления в отношении нескольких объектов, даже если организации присвоены разные КПП по месту их нахождения. В таком случае на титульном листе нужно отразить КПП, присвоенный по месту нахождения одного из этих объектов (см. Письмо ФНС России от 03.02.2020 №БС-4-21/1599@).

Обратите внимание

Если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в ИФНС отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, ИФНС по информации, приведенной в заявлении, запросит сведения, подтверждающие право на эту льготу, у органов и иных лиц, у которых они имеются.

Орган или иное лицо, получившие запрос инспекции о представлении сведений, подтверждающих право на налоговую льготу, должны исполнить его в течение 7 дней со дня получения или в тот же срок сообщить в ИФНС о причинах неисполнения запроса.

Инспекция в течение 3 дней со дня получения такого сообщения обязана проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право на льготу, и о необходимости представления подтверждающих документов (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ, Письмо ФНС России от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@).

Способы подачи заявления

Заявление о предоставлении налоговой льготы налогоплательщик может подать в ИФНС по своему выбору (п. 10 Порядка):

по месту своего нахождения. Если налогоплательщик и объект, по которому заявлена льгота, находятся в разных местах, инспекция передаст заявление в налоговый орган по месту нахождения земельного участка или транспортного средства (п. 1.6 приложения к Письму ФНС России от 25.09.2019 №БС-4-21/19518@);

по месту нахождения объекта налогообложения – земельного участка или транспортного средства.

Указанное заявление налогоплательщик может подать в выбранную ИФНС одним из следующих способов:

на бумаге – лично, через представителя (действующего на основании доверенности) или заказным письмом по почте;

в электронном виде – по каналам ТКС[5].

Срок подачи заявления

Крайний срок подачи в ИФНС заявления о предоставлении налоговых льгот по транспортному и земельному налогам Налоговым кодексом не установлен.

При этом сообщение об исчисленных налоговиками суммах будет направляться налогоплательщику после истечения установленного срока уплаты налога – в течение 10 рабочих дней после составления, но не позднее 6 месяцев со дня истечения срока уплаты налога за налоговый период (то есть не позднее 1 сентября) (пп. 1 п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ). То есть когда налогоплательщик уже самостоятельно рассчитает и уплатит в бюджет транспортный и земельный налоги по итогам налогового периода. И как упоминалось ранее, это сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в том числе результатов рассмотрения заявления о льготе.

Соответственно, если налоговый орган на дату составления сообщения не будет обладать информацией об имеющейся у налогоплательщика льготе, в сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета этой льготы (см. Письмо ФНС России от 03.12.2019 №БС-4-21/24690@).

Обратите внимание

Минфин в Письме от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672 пояснил: направление налогоплательщику сообщения об исчисленной ИФНС сумме налога не заменяет обязанность налогоплательщика самостоятельно исчислить и уплатить транспортный и земельный налоги и соответствующие суммы авансовых платежей по налогам. Фактически целью направления такого сообщения является информирование налогоплательщика об исчисленной ИФНС сумме налога за определенный период для дальнейшего взыскания недоимки при ее наличии.

Из сказанного следует, что заявление о предоставлении налоговых льгот налогоплательщику целесообразно подать в выбранную ИФНС практически сразу после уплаты налога, то есть в первых числах марта. В противном случае есть риск того, что сумма налога к уплате, исчисленная налоговиками (исходя из имеющейся у них информации), превысит величину платежа, осуществленного налогоплательщиком. И эту разницу налоговики в дальнейшем будут взыскивать в принудительном порядке (если, конечно, налогоплательщик не оспорит сообщение).

Срок рассмотрения заявления

ИФНС должна рассмотреть обозначенное заявление в течение 30 дней (этот срок может быть увеличен не более чем на 30 дней).

По результатам рассмотрения налоговики должны уведомить налогоплательщика о предоставлении льготы (либо сообщить об отказе от предоставления) (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Формы уведомления и сообщения утверждены Приказом ФНС России от 12.11.2019 №ММВ-7-21/566@. Как отмечено в п. 3 ст. 361.1 НК РФ, отказ от предоставления налоговой льготы должен быть обоснован (этого же требует и утвержденная форма сообщения).

Как оспорить рассчитанную ИФНС сумму налога?

Согласно п. 5 ст. 363 НК РФ сообщение об исчисленной сумме налога за прошедший налоговый период по общему правилу будет передаваться налогоплательщику в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота или через «Личный кабинет налогоплательщика».

При невозможности использования электронного формата сообщение будет направляться по почте заказным письмом. В этом случае сообщение считается полученным по истечении 6 рабочих дней с момента направления письма. Еще один вариант – передача руководителю организации (ее представителю) лично под расписку.

В случае несогласия с указанной в сообщении суммой налога (исчисленной налоговым органом) налогоплательщик согласно п. 6 ст. 363 и п. 5 ст. 397 НК РФ вправе в течение 10 дней со дня получения такого сообщения представить в ИФНС пояснения и (или) документы, подтверждающие обоснованность уплаченной ранее суммы налога. Как уже упоминалось ранее, предусмотренный п. 6 ст. 36310-дневный срок не является пресекательным (см. Письмо Минфина России от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672).

На рассмотрение пояснений и документов налоговому органу дается месяц. Этот срок может быть увеличен еще на месяц, если у ИФНС возникнет необходимость получить дополнительные сведения и (или) документы, связанные с исчислением налога (п. 7 ст. 363 НК РФ).

В тот же месячный (или двухмесячный – в случае продления) срок налогоплательщика должны проинформировать о результатах рассмотрения полученных документов, информации. Если окажется, что расчет налога ИФНС неверен, налогоплательщику направят уточненное сообщение об исчисленной сумме налога в течение 10 рабочих дней после его составления.

Таким образом, сообщение о пересчитанной сумме налога должно быть направлено (передано) налогоплательщику не позднее 2 месяцев со дня получения налоговым органом документов и (или) иной информации, влекущих исчисление (перерасчет) суммы налога.

Обратите внимание

Если по итогам рассмотрения ИФНС пояснений и (или) документов будет выявлена недоимка по налогу не менее 500 руб. (например, в связи с тем, что налогоплательщик не представил заявление о льготе либо получил сообщение об отказе от ее предоставления, при этом фактически учел ее при расчете налога и это привело к его занижению), то инспекция направит налогоплательщику требование об уплате налога и примет установленные НК РФ меры по взысканию недоимки (абз. 3 п. 7 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ, Письмо ФНС России от 03.12.2019 №БС-4-21/24690@).

Порядок актуализации сведений об объектах налогообложения

Разница между суммой налога, рассчитанной налогоплательщиком и налоговиками, также может быть обусловлена различиями в сведениях, имеющихся у налоговиков и органов, осуществляющих госрегистрацию прав на недвижимое имущество, транспортных средств. Эти различия выявляются и затем устраняются по результатам сверки (см. Письмо ФНС России от 21.01.2020 №БС-4-21/790@).

Инициировать сверку (причем в любой момент) сведений, содержащихся в ЕГРН, могут как налогоплательщики, так и налоговики. Но в любом случае сверка начнется только после обращения налогоплательщика с запросом о предоставлении выписки из ЕГРН.

Обратите внимание

В Письме от 14.08.2019 №АС-4-21/16118@ ФНС пояснила: до направления сообщения и в любой момент после его получения налогоплательщики вправе (в силу п. 1 ст. 21, пп. 14 п. 1 ст. 32 НК РФ) обратиться в налоговые органы за предоставлением выписки из ЕГРН для понимания состава и актуальности сведений, которые используются (будут использоваться) для формирования сообщения.

Запрос о предоставлении выписки из ЕГРН осуществляется в порядке, установленном Административным регламентом[6]. Запрос можно подать на бумажном носителе или в электронной форме (п. 21 регламента). Если запрос подается через представителя, его полномочия нужно подтвердить доверенностью (п. 3 ст. 26 НК РФ, п. 21 Административного регламента).

Запрос на бумажном носителе можно передать лично (через представителя) или по почте в любой налоговый орган. Такой запрос составляется в произвольной форме, но в нем необходимо указать информацию (п. 22 Административного регламента):

о заявителе (то есть наименование учреждения, его ИНН и адрес);

о способе получения сведений из ЕГРН (лично, через представителя, по почте).

Если в запросе отсутствует информация о способе получения выписки из ЕГРН, она направляется заявителю по почте.

Выписка из ЕГРН предоставляется налогоплательщику бесплатно не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации запроса в налоговом органе (п. 19, 31 Административного регламента).

В случае выявления налогоплательщиком в сведениях, содержащихся в ЕГРН, расхождений со сведениями органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих регистрацию транспортных средств, кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество, он должен сообщить об этих фактах в ИФНС. Ему также необходимо указать сведения, в отношении которых выявлены расхождения, и – по возможности – приложить документы-основания с характеристиками соответствующих объектов.

После проверки (сверки) информации, представленной налогоплательщиком, налоговики обязаны актуализировать сведения в ЕГРН при наличии оснований, предусмотренных ст. 83, 84 НК РФ.

Обратите внимание

В Письме от 14.08.2019 №АС-4-21/16118@ ФНС пояснила: до направления сообщения и в любой момент после его получения налогоплательщики вправе (в силу п. 1 ст. 21, пп. 14 п. 1 ст. 32 НК РФ) обратиться в налоговые органы за предоставлением выписки из ЕГРН для понимания состава и актуальности сведений, которые используются (будут использоваться) для формирования сообщения.

[1] Иными словами, начиная с отчетности за 2020 год «упрощенцам» более не нужно подавать в ИФНС две декларации – по транспортному и земельному налогам. При этом уточненные декларации по ним за предшествующие налоговые периоды налоговики будут принимать в обычном режиме и после 1 января 2021 года.

[2] ЕГРН – это государственная электронная база данных обо всех организациях и физлицах, которые состоят на налоговом учете в РФ (Приказ Минфина России от 22.06.2017 № 99н). В реестре есть все данные по налогоплательщику, которые поступают в инспекцию, в том числе о его земельных участках и транспорте.

[3] Налоговые органы получают информацию о наличии у налогоплательщиков транспортных средств и земельных участков из госреестра транспортных средств; государственного судового реестра; Российского международного реестра судов, реестра маломерных судов, Российского открытого реестра судов; госреестра гражданских воздушных судов РФ; Единого госреестра недвижимости; иных базовых государственных информационных ресурсов (реестров).

[4] Разъяснения по заполнению некоторых реквизитов заявления есть в письмах ФНС России от 12.09.2019 № БС-4-21/18359@, от 07.11.2019 № БС-4-21/22665@.

[5] Положения п. 3 ст. 361.1 НК РФ, по которым заявление о предоставлении льготы может быть подано через МФЦ, распространяются исключительно на налогоплательщиков-физлиц. Это следует из п. 1.1 ст. 21 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2020) и Приказа ФНС России от 17.08.2017 № СА-7-17/615@, регламентирующего порядок предоставления госуслуг через МФЦ. В перечне услуг, которые могут предоставляться через МФЦ (см. приложение к названному приказу), приема заявлений о предоставлении льготы по транспортному и земельному налогам от юридических лиц нет.

[6] Административный регламент Федеральной налоговой службы предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2014 № 178н.

Что такое земельный налог, как его узнать и оплатить, ставки налога, кадастровая стоимость земли, льготные категории граждан, есть ли льготы для пенсионеров – информацию по всем этим вопросам вы найдете на этой странице.

Как можно узнать и оплатить земельный налог?

Наш сервис позволяет проверить и оплатить налог на землю онлайн. Для проверки достаточно ввести номер ИНН или Индекс документа (УИН ) в форму расположенную ниже.

Что такое земельный налог для физических лиц?

Земельный налог – это налог, взимаемый с физических лиц, обладающих земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налог не взимается с физических лиц в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования или переданных им по договору аренды.

Не подлежат налогообложению земельные участки следующих категорий:

  • входящие в состав общего имущества многоквартирного дома
  • ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками

Земельный налог относится к категории местных налогов и как следствие - ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В какой срок необходимо уплатить земельный налог в 2021 году?

Оплатить земельный налог, так же как и другие налоги физических лиц, необходимо до 1-го декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом).
Таким образом, налог на землю за 2020 год надо оплатить не позднее 1 декабря 2021 года. В случае неуплаты налога до указанной даты, на сумму налога будет производиться начисление пени в размере 1/300 ключевой ставки Центрального Банка РФ.

Расчет и ставки налога на землю

Рассчитать земельный налог можно по формуле:
Земельный налог = КСТ * Д * СТ * КВ
КСТ – кадастровая стоимость земельного участка;
Д – размер доли в праве на земельный участок;
СТ – налоговая ставка;
КВ – коэффициент владения земельным участком (применяется только в случае владения земельным участком в течение неполного года).

Кадастровую стоимость земельного участка рассчитывает Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии). Налоговая ставка устанавливается нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя). Таким образом, налоговая ставка отличается в разных населенных пунктах (муниципальных образованиях). К примеру, ставка земельного налога в Москве 0,025% на так называемую «дачную землю», в то время как московской области преобладает ставка 0,3%. Кроме отличия ставки по муниципальной принадлежности участка, ставка меняется в зависимости от категории земли. Существует верхняя граница налоговой ставки, закрепленная на федеральном уровне. 0,3% в отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации);

1,5% в отношении прочих земельных участков. Подробную информацию об установленных налоговых ставках и льготах можно узнать в любой налоговой инспекции или воспользовавшись следующей ссылкой.

Расчет земельного налога при продаже/покупке участка

В ситуации, когда владение земельным участок было в течение неполного года, к примеру, при продаже или покупке участка, для расчета налога, применяется коэффициент владения. Коэффициент владения земельный участком это отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде – 12 месяцев.
При покупке земельного участка, месяц считается полным, если право собственности возникло до 15-го (включительно) числа месяца покупки. В случае продажи, месяц считается полным, если право собственности было прекращено после 15-го числа соответствующего месяца. В иных случаях месяц считается неполным и не учитывается при определении коэффициента владения.

Как узнать кадастровую стоимость земельного участка?

Узнать кадастровую стоимость земельного участка можно воспользовавшись онлайн сервисом Росреестра под названием «Публичная кадастровая карта». На этом сайте находится интерактивная карта всех субъектов РФ. После выбора интересующего вас участка земли будет показана подробная информация по нему:
тип, кадастровый номер, статус, адрес, категория земель, форма собственности, кадастровая стоимость, площадь и т.п. Поиск участка возможен по GPS координатам, однако не всегда этот функционал работает корректно.
Вся информация о земельном участке доступна бесплатно и без регистрации.

Льготы для пенсионеров по земельному налогу

В 2017 году Президентом РФ был подписан федеральный закон № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с этим законом вводится налоговый вычет, уменьшающий земельный налог на величину кадастровой стоимости 600 кв.м площади земельного участка. Фактически речь идет о так называемых 6 сотках. Под данную льготу попадают все пенсионеры, а так же следующие категории граждан: Герои Советского Союза, Российской Федерации, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий и т.д
Налог за 2017 год, оплатить который будет необходимо в 2018 году, будет рассчитан исходя из этой льготы.
Налоговый вычет предоставляется только на величину кадастровой стоимости 6 соток. Если площадь земельного участка больше, то налог будет рассчитан за оставшуюся площадь. К примеру, если площадь земельного участка принадлежащего пенсионеру 20 соток, то налог будет начислен только за 14 соток.
Еще одна особенность данного закона - вычет применятся только по одному земельному участку по выбору «льготника» независимо от категории земель, вида разрешенного использования и местоположения земельного участка. Для того, чтобы самостоятельно выбрать земельный участок, к которому будет применена льгота, необходимо обратиться в любую ИФНС с Уведомлением о выбранном участке. Если уведомление не поступит от налогоплательщика, то вычет будет автоматически применен в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Предлагаемые методические материалы по земельному налогу содержат информацию о том, кто является налогоплательщиками, о ставках налога, сроках уплаты и представления отчётности и другие материалы для организаций, предпринимателей и физических лиц.

Плательщики налога

Плательщиками налога признаются организации, предприниматели и физические лица обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Налоговый и отчётный период

  • Налоговый период - Год
  • Отчетный период – первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Представительные органы муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе не устанавливать отчетный период (ст. 393 НК РФ).

Налоговая база

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Налоговые льготы

Ставки налога

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать:

  • 0,3% в отношении земельных участков:
  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации);
  • 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Возможно установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований (п. 2 ст. 394 НК РФ).

Налогоплательщики - организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики могут сами выбирать удобный для себя способ представления декларации в налоговый орган. В том числе:

  • на бумажном носителе с приложением съемного носителя, содержащем данные в электронном виде установленного формата;
  • на бумажном носителе с использованием двумерного штрих-кода;
  • по установленным форматам в электронном виде (передается по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика).

Уплата налога физическими лицами

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) ( 397 НК РФ)..

Физические лица, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Срок уплаты налога для физических лиц не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Направление налогового уведомления осуществляется не позднее 30 дней до наступления срока платежа. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. Если этот документ собственники земельных участков не получат за месяц до срока уплаты налога, ФНС России рекомендует проявить самим инициативу, обратившись в инспекцию лично.

Для получения информации о ставках и льготах по земельному налогу ФНС России рекомендует воспользоваться интернет сервисом «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам»

Уплатить земельный налог возможно не только в отделениях банка, но и не выходя из дома с помощью электронных сервисов банков-партнеров, заключивших Соглашение с ФНС России в рамках обмена сведениями о платежах физических лиц.

Для онлайн-оплаты по налоговым платежам можно воспользоваться интернет-сервисом «Заплати налоги»

Для формирования платежного поручения пользователю необходимо ввести фамилию, имя, отчество, адрес, ИНН (необязательный реквизит), выбрать налог (выбор осуществляется только по налогам, уплачиваемым физическими лицами), адрес местонахождения и сумму.

Уплата земельного налога является законодательной обязанностью для физических и юридических лиц, которые владеют таким видом недвижимости, как земельный участок.

Причем для последней категории плательщиков обязательным условием является не только внесение денежных средств, но также заполнение и сдача специального документа — налоговой декларации. Об особенностях правильного оформления и заполнения данного документа — далее в статье.

  • Кто должен заполнять?
  • Сроки заполнения и сдачи
  • Содержание
  • Общие правила заполнения
  • Внесение данных по разделам
    • Титульный лист
    • Первый раздел
    • Второй раздел
  • Необходимые приложения
  • Особенности уточненной декларации

Кто должен заполнять?

Общий перечень субъектов, на которых возлагается законодательная обязанность по уплате земельного налога, перечислен в ст. 398 НК РФ. В соответствии с данной статьей, плательщиками в этом случае являются владельцы земельных участков, расположенных в пределах муниципального образования или городов федерального значения.

оформление документов на земельный участок

Они могут относиться к одной из следующих категорий:

  • юридические лица (государственной, муниципальной или частной формы собственности);
  • физические лица-граждане;
  • физические лица, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели (ИП);

При этом они должны владеть землей на следующих правах:


Что касается арендаторов и владельцев земли на праве безвозмездного пользования (срочного или бессрочного, без разницы), то они из перечня плательщиков исключаются.

Кроме этого, значение имеет и категория земли — некоторые виды участков также не подлежат налогообложению.

составление искового заявления

Все субъекты, владеющие земельными наделами на одном из трех перечисленных выше прав и не обладающие никакими льготами, обязаны уплачивать данный налог. Однако на юридических лиц возлагается еще одно дополнительное обязательство — заполнение и сдача специального налогового документа, то есть декларации.

Что касается индивидуальных предпринимателей, которые до 2015 года также должны были сдавать декларацию, то для них данная обязанность была отменена после внесения в НК РФ определенных поправок.


Теперь данные субъекты уплачивают налог, рассчитанный органами ФНС и отображенный в соответствующем уведомлении.

Сроки заполнения и сдачи

оформление документов на землю

Заполнение и сдача декларации является периодической обязанностью, которая, помимо всего прочего, имеет установленные четкие временные рамки. Документ сдается один раз в году и содержит в себе сведения за весь данный период. Предоставление декларации должно происходить не позже 1 февраля того года, который следует за отчетным (то есть за 2016 год ее нужно было сдать до 1 февраля 2017 года).

Небольшое продление срока возможно только в том случае, если крайняя дата сдачи выпадает на нерабочий день (выходной или праздничный).


В этом случае граничный срок переносится на следующий за ним рабочий день.

заявка на получение кадастрового плана земельного участка

В случае нарушения сроков сдачи документа (или при полном игнорировании этой обязанности) для плательщика установлена определенная ответственность, а именно штраф в размере:

  • 5% от суммы неуплаченного налога за каждый месяц просрочки, но не менее 1000 руб. и не более 30% от этой величины — в отношении организации (в соответствии со ст. 119 НК РФ);
  • от 300 до 500 руб. — для должностного лица, который несет ответственность за сдачу данного документа (это установлено ст. 15.5 КоАП РФ).

Что касается органа для обращения, то им является территориальное подразделение ФНС того региона, в котором расположен конкретный земельный участок. Стоит учесть, что если объектов недвижимости несколько и они расположены в разных субъектах РФ, то и документов будет заполняться и сдаваться несколько, по каждому из них.

Помимо соблюдения сроков сдачи, важным условием также является и правильное заполнение документа.

Ведь при наличии в нем ошибок или неточностей он не будет принят сотрудниками ФНС, а вернется плательщику для исправления недоработок. Это, в свою очередь, может привести к нарушению сроков и наложению штрафа.

Содержание

Земельное законодательство РФ

Бланк декларации имеет установленную форму и утвержден законодательно, посредством приказа ФНС России от 28.10.11 № ММВ-7-11/696@ (далее — Приказ). Его объем довольно небольшой, документ состоит из таких частей:

  1. Титульный лист. Здесь приводится подробная информация о компании, которая является плательщиком налога.
  2. Первый раздел «Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет». В этом разделе содержатся суммы авансовых платежей по налогу, которые были уплачены за отчетный период, а также его общая сумма.
  3. Второй раздел «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога». Здесь более подробно расписывается алгоритм определения этой величины и отображаются необходимые для расчетов показатели.

Более подробно правила и особенности заполнения каждого из данных разделов будут приведены далее.


Получить бланк для заполнения можно как в территориальном подразделении ФНС, так и в интернете, на официальном сайте данного органа или на другом стороннем ресурсе.

В сам документ за последние несколько лет никакие изменения не вносились, однако корректировки могли коснуться различных кодов и справочников, которые пользуются при его подготовке. Поэтому все эти моменты стоит учитывать перед заполнением декларации и, при необходимости, перепроверять отображаемые там данные.

Общие правила заполнения

Все разделы декларации должны быть заполнены в соответствии с требованиями, которые содержатся в Приказе.

заказ кадастровой выписки онлайн

К наиболее важным из них относятся:

  • Значения всех стоимостных показателей должны быть внесены в полных рублях. Если после расчетов показатель получился с копейками, то он округляется в соответствии с общими арифметическими правилами: если копеек меньше 50, то в меньшую сторону, в противном случае — в большую сторону.
  • Все страницы документа имеют сквозную нумерацию. Начинается она с Титульного листа и не зависит от количества заполняемых разделов, а также их наличия или отсутствия. Номер страницы записывается в специальном поле слева направо в таком виде: 005 — для третьей страницы, 015 — для пятнадцатой, 105 — для сто пятой.
  • Исправление ошибок при помощи корректирующих средств не допускается. Также под запретом подчистки, опечатки или описки в тексте, жирные зачеркивания, использование ластика или корректора. При необходимости внесения изменений ошибочные сведения должны быть зачеркнуты одной тонкой линией, после чего рядом с ними должны быть указаны верные данные, а также подпись и фамилия лица, который сделал запись.
  • При заполнении декларации могут быть использованы чернила следующих цветов: черного, синего, фиолетового. Текст может быть выполнен от руки или набран на компьютере. Все буквы текстовых полей обязательно должны быть печатными.
  • Двусторонняя печать бланка не допускается. Каждая страница должна быть распечатана на отдельном листе. Также запрещается скреплять листы способами, которые могут нанести вред бумажному носителю (например, сшивать или скреплять степлером).
  • Заполнение всех полей осуществляется слева направо, начиная с первого знакоместа. Каждое поле предназначено для внесения в него только одного показателя (кроме дробей, которые могут занимать несколько полей). Если какой-то из показателей отсутствует, то в соответствующем поле проставляется прочерк.

В принципе, данные требования не являются уникальными — они установлены для большинства деклараций и официальных документов, которые сдаются в государственные органы.

Однако их соблюдение обязательно, ведь в противном случае в принятии документа может быть отказано.


Декларация может быть сдана как в бумажном, так и в электронном виде, при помощи специальных телекоммуникационных каналов связи, предусмотренных в НК РФ.

При сдаче документа в бумажном виде необходимо подготовить два его экземпляра, поскольку один будет сдан в налоговый орган, а второй, с соответствующей отметкой — возвращен плательщику. Сделать это можно как лично, так и при помощи почты или через законного представителя.

Внесение данных по разделам

Каждый раздел декларации предназначен для отображения определенной информации, которая вносится в соответствии с законодательными требованиями. Поэтому стоит рассмотреть содержание каждого раздела более подробно:

Титульный лист

получение документов в госорганах

Здесь необходимо внести такие данные:

  • ИНН и КПП (в соответствии с документацией компании);
  • номер корректировки (в случае первичной сдачи ставится ноль, при уточненной — 1, 2, 3 и т. д.);
  • налоговый период (его код);
  • отчетный год;
  • код подразделения ФНС, куда подается документ;
  • код вида экономической деятельности по ОКВЭД;
  • полное название компании;
  • контактный номер телефона;
  • количество страниц документа.

Внизу представитель плательщика ставит полностью свои ФИО и подпись, а также печать предприятия.


Для подтверждения его полномочий должен быть предоставлен специальный документ (это может быть доверенность или приказ о назначении руководителя на должность).

Первый раздел

получение кадастровой выписки через интернет

В соответствующие строки данного раздела вносится следующая информация:

  • код бюджетной классификации;
  • код ОКТМО;
  • установленная сумма налога как за весь период, так и за каждый квартал.

Достоверность данной информации также подтверждается подписью уполномоченного лица.

Второй раздел

нормативные акты

В этом разделе более подробно отображается расчет налога путем и содержатся такие данные:

  • кадастровый номер надела;
  • снова код бюджетной классификации;
  • и код ОКТМО;
  • период строительства (если на участке ведутся работы подобного вида);
  • кадастровая стоимость земельного участка;
  • код льготы и величина суммы, которая не облагается налогом (при наличии льгот);
  • размер налоговой базы;
  • величина ставки;
  • длительность владения участком (указывается в количестве полных месяцев);
  • рассчитанная сумма к оплате.


При заполнении и расчете данных разделов у плательщика не должно возникнуть никаких сложностей, поскольку порядок расчета налога простой, а все поля декларации достаточно подробно описаны.

В случае же появления каких-то трудностей стоит воспользоваться данными из Приказа, в которых содержится достаточно подробная инструкция по заполнению каждого раздела и поля документа.

где оформить куплю продажу земельного участка
Как правило, оформить ипотеку на покупку дома с земельным участком непросто, так как немногие банки предлагают такую услугу.

Где оформляется купля-продажа земельного участка? Подробно об этом мы рассказали здесь.

Наследование земельных участков имеет свои особенности. Читайте об этом в нашей статье.

Необходимые приложения

В Приказе приведены не только общие правила заполнения и оформления декларации, но также и перечень определенных приложений, которые могут понадобиться ответственному лицу при ее заполнении.

необходимые документы

К ним относятся:

  • Приложение №1. Коды, определяющие налоговый период. В общих случаях данным периодом является календарный год, однако предусмотрен еще и вариант, когда компания ликвидируется.
  • Приложение №2. Коды форм реорганизации и код ликвидации организации. Для каждой из этих форм (слияния, разделения и т. п.) предусмотрено свое цифровое значение.
  • Приложение №3. Коды предоставления налоговой декларации по земельному налогу. При помощи этого приложения определяется код, отображающий, куда именно подается декларация (по месту расположения участка, учета плательщика и т. п.).
  • Приложение №4. Коды, определяющие способ представления налоговой декларации по земельному налогу в налоговый орган. Это может быть бумажный или электронный носитель, личное предоставление или почтовая отправка и т. п.
  • Приложение №5. Справочник категорий земли. Для каждой из предусмотренных в законодательстве категорий (промышленных, водного или лесного фонда и т. п.) также существует свой код.
  • №6. Коды налоговых льгот. При наличии определенных льгот это отображается в декларации соответствующим цифровым значением, в зависимости от их характера и вида.

Данных кодов не очень много, поэтому выбор правильного и уместного для конкретной ситуации значения не составит для плательщика особого труда.

Особенности уточненной декларации

В том случае, если предоставленная в налоговый орган декларация содержала какие-то ошибки или неточности при расчете налога, обнаруженные только после ее сдачи, плательщик обязан подготовить и предоставить новый образец документа.


Делается это посредством уточненной декларации, которая заполняется в такой же форме и по тем же правилами и требованиям, что и обычная, в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

договор об установлении сервитута

Обязательным ее предоставление является в том случае, если ошибка привела к недоплате налога в бюджет. Если ситуация противоположная (то есть денег было заплачено больше), право выбора остается за плательщиком (это значит, что он может и не подавать ее).

Если документ был сдан до истечения срока подачи основной декларации или до того момента, как ошибка в расчетах была обнаружена сотрудниками ФНС, никакая ответственность к плательщику применяться не будет. В остальных случаях ему необходимо будет внести штраф и пеню за каждый день просрочки, предусмотренные за несвоевременную подачу декларации.

Кроме этого, подача «уточненки» обычно грозит для предприятия повышенным вниманием со стороны налоговых органов и может привести даже к проведению внеплановой проверки (в случае ее сдачи после окончания сроков).

документы для установления сервитута

Поэтому основной экземпляр документа лучше сдавать в органы ФНС заранее, сразу после окончания налогового периода.

Это позволит в случае обнаружения ошибок сдать уточненную декларацию вовремя.

Со стороны налоговых органов организации и предприятия всегда вызывают наибольший интерес и контроль, который касается не только своевременной уплаты налогов, но и предоставления необходимой документации. При заполнении декларации по земельному налогу необходимо обязательно использовать форму, утвержденную Приказом ФНС, и учитывать правила и требования, установленные в данном документе.

Отчетность по земельному налогу составляется отдельными налогоплательщиками, владеющими земельными участками на праве собственности. О том, кому надлежит сдавать отчетность по земельному налогу, расскажем в нашем материале, а также приведем особенности заполнения соответствующей декларации.

Кто должен сдавать отчеты по земельному налогу

Плательщиком земельного налога становится любой субъект, как только в его владение поступает некий земельный участок, будь это юридическое лицо или гражданин. Однако сдают отчетность по данному налогу в соответствии с п. 1 ст. 398 НК РФ только организации. В качестве отчета выступает декларация.

Некоторое время назад эта обязанность была и у индивидуальных предпринимателей. Однако в 2014 году в НК РФ были внесены изменения, в результате которых с 2015 года на ИП стали распространяться те же нормы внесения в бюджет земельного налога, что применяются в отношении физлиц. В результате предприниматели должны уплачивать налог в сумме, указанной в уведомлении, рассылаемом ФНС, а отчеты сдавать не обязаны.

С какой периодичностью и в какие сроки сдается декларация

Организация, владеющая земельными участками, должна подавать декларации по земельному налогу с определенной периодичностью. В соответствии с п. 1 ст. 398, п. 1 ст. 393 НК РФ такой отчет сдается по истечении календарного года. Региональные законодатели вправе устанавливать еще и промежуточные отчетные периоды, например кварталы, но такое дробление им нужно для получения авансов по земельному налогу. Количество отчетов или расчетов от этого не добавляется — декларация по-прежнему будет сдаваться одна.

Сдавать этот отчет, согласно п. 3 ст. 398 НК РФ, требуется до 1 февраля того года, который идет за отчетным периодом. Например, за 2016 год декларацию надо будет представить до 01.02.2017. Когда крайний срок попадает на выходной день, налогоплательщик получает для подготовки еще дополнительные сутки-двое, поскольку окончательную сдачу можно перенести на первый рабочий день на следующей неделе (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Кто принимает отчетность по земельному налогу

Декларация по данному виду налога представляется в большинстве случаев в ту налоговую инспекцию, на территории которой находится земельный участок. Данная норма определена в п. 1 ст. 398 НК РФ.

Однако если организация причислена к крупнейшим налогоплательщикам, для нее действует другая норма, которая определена уже в п. 4 ст. 398 НК РФ. Такие компании должны представлять отчетность в те ИФНС, в которых данное юрлицо состоит на учете как плательщик данного налога.

Может так случиться, что организация владеет на праве собственности несколькими участками земли, размещенными в разных муниципалитетах. Когда такие муниципальные образования расположены на территории, подведомственной одной налоговой инспекции, налогоплательщику предоставляется право сдавать единую декларацию, в которой каждому участку отводится отдельный 2-й раздел (письмо ФНС РФ от 07.08.2015 № БС-4-11/13839).

Форма декларации и правила ее заполнения

Бланк декларации состоит из трех частей:

  • титульный лист;
  • первый раздел, в котором приводится размер земельного налога, который должен быть внесен в бюджет;
  • второй раздел, в котором рассчитывается база по данному налогу и определяется его размер.

Титульный лист состоит из трех блоков. В строки верхнего блока вносятся данные налогоплательщика: наименование, контактные данные, все необходимые коды. Левый нижний предназначен для подписи налогоплательщика, с помощью которой он подтверждает достоверность внесенных в декларацию сведений. Строки правого нижнего блока заполняет работник налоговой инспекции, который принимает отчет.

Раздел 1 называется «Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет» и состоит из 2 идентичных блоков, в каждом из которых содержатся строки с 010 по 040. Два блока необходимы для отражения сведений по тем участкам, которые расположены в одном муниципалитете, но им присвоены разные ОКТМО. Такое разделение целесообразно и в тех случаях, когда налог из-за разницы в категории земель перечисляется в соответствии с разными КБК. Если земли имеют одинаковые ОКТМО и КБК, их помещают в один блок.

Данный раздел содержит следующие строки:

  • 010 — КБК.
  • 020 — ОКТМО.
  • 021 — размер рассчитанного налога, который следует внести в бюджет согласно КБК и ОКТМО. Сумма налога, которая сюда записывается, берется из 2-го раздела, строки 280.
  • 023, 025, 027 — суммы, внесенные в качестве авансов за соответствующие кварталы. Заполняются только тогда, когда авансовые платежи установлены региональными законодателями.
  • 030, 040 — сумма налога, которую следует доплатить или на которую следует уменьшить итоговый платеж. Такие разницы (положительные или отрицательные) образуются в случае внесения авансов.

Раздел 2 называется «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога». Заполнять его следует по отдельности:

  • для каждого участка земли;
  • для каждой доли в участке, который расположен в пределах территории определенного муниципалитета или города, имеющего федеральное значение;
  • для каждой доли в праве на определенный участок.

Заполнение раздела начинается с указания ИНН и КПП. В следующую строку вносится номер участка земли по кадастру.

В данном разделе заполняются следующие строки:

  • 010 — КБК.
  • 020 — ОКТМО.
  • 030 — код, присвоенный данной категории земель (определяется по справочнику в приложении № 5 к порядку заполнения декларации).
  • 050 — сумма, в которую оценен участок земли по кадастру.
  • 060 — размер доли налогоплательщика в праве на земельный участок.
  • 070–120 — коды льгот, которые имеет налогоплательщик и суммы, которые не облагаются земельным налогом в соответствии с данными льготами.
  • 130 — база по земельному налогу уже с учетом приведенных выше льгот.
  • 140 — налоговая ставка, по которой производится расчет.
  • 150 — число месяцев в году, на протяжении которых налогоплательщик владел участком (берутся только целые месяцы).
  • 160 — коэффициент Кв. Он определяется так: показатель 150-й строки делится на число месяцев в году, то есть на 12. В итоге должна получиться десятичная дробь с четырьмя знаками после запятой, что требуется для более точного вычисления суммы налога.
  • 170 — величина рассчитанного земельного налога. Эта окончательная сумма определяется так: значение 130-й строки умножается на значение 140-й строки, затем на значение 160-й строки, и все это произведение в итоге делится на 100.
  • 180–270 — данные по льготам, если таковые имеются.
  • 280 — сумма налога после учета льгот.

То, насколько верно заполнена декларация, можно проверить с помощью контрольных соотношений. Их можно выяснить, воспользовавшись письмом ФНС РФ от 30.05.2014 № БС-4-11/10399.

Декларацию заполняют и сдают раз в год лишь юридические лица, физлица от такой обязанности освобождены. Заполнение декларации больших трудностей не представляет, нужно лишь внимательно изучить порядок.

Читайте также: