Фискальное и регулирующее значение налога на прибыль организаций

Опубликовано: 14.05.2024

Налог на прибыль – прямой налог, величина которого прямо зависит от итоговых финансовых результатов деятельности юридического лица.

Объектом налогообложения является прибыль – разница суммы доходов и суммы расходов организации.

Правила налогообложения налогом на прибыль определены в главе 25 Налогового кодекса РФ.

Плательщики налога

В соответствии со ст. ст. 246, 247 НК РФ плательщиками налога на прибыль являются:

  • Все юридические лица РФ (ОАО, ЗАО, ООО, ИП и др.)
  • Иностранные юр. лица, работающие в РФ через постоянные представительства или получающие доход от источников в России.

В соответствии со ст. ст. 246.1, 346.1, 346.11, 346.26 НК РФ налог на прибыль платить не должны:

  • Налогоплательщики, применяющие спец. режимы налогообложения (УСН, ЕСХН, ЕНВД), а также являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес
  • Участники проекта «Инновационный центр «Сколково»

Обязанность уплаты налога на прибыль возникает только при наличии объекта налогообложения. При отсутствии прибыли, налог на прибыль платить не нужно.

Для разных категорий налогоплательщиков прибылью для целей налогообложения могут являться разные категории доходов (ст. 247 НК РФ).

Налог на прибыль Объект налогообложения

Доходы Классификация доходов

Доходы — это суммы полученные от основного вида деятельности (доходы от реализации), а также от прочих видов деятельности (внереализационные доходы). Такие как: доходы от сдачи имущества в аренду, проценты по банковским вкладам и т.д. При исчислении налога на прибыль все доходы учитываются без НДС и акцизов.

Доходы от реализации товаров (работ, услуг) .

Доходом от реализации является выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и приобретенных ранее, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется с учетом всех поступлений, за реализованные товары (работы, услуги) и имущественные права, выраженных как в денежной, так и натуральной формах.

Внереализационные доходы.

Внереализационными доходами являются доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ, например такие как:

  • от долевого участия в других организациях;
  • в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы;
  • от сдачи имущества в аренду;
  • в виде процентов, по договорам кредита, займа, банковского вклада;
  • и т.д.

Доходы исчисляются на основании документов налогового учета, первичных и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы.

Часть доходов освобождена от налогообложения. Перечень доходов, не учитываемых при налогообложении предусмотрен ст. 251 НК РФ. :

  • в виде имущества, имущественных прав, полученных в форме залога или задатка;
  • доход в виде взносов в уставный капитал юридического лица;
  • в виде имущества или средств, полученных по договорам кредита или займа;
  • в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного (полученного в безвозмездное пользование) имущества, произведенных арендатором;
  • других доходов, предусмотренных ст. 251 НК РФ.

Расходы.

Расходы — это документально подтвержденные и экономически обоснованные понесённые затраты организации. Их можно разделить на расходы, связанные с производством и реализацией продукции (стоимость сырья и материалов, зарплата работников, амортизация основных средств и т.д.), и на внереализационные расходы (судебные и арбитражные сборы, отрицательная курсовая разница и др.). Также, существует закрытый перечень расходов, не учитываемых при исчислении налога на прибыль. Например: взносы в уставный капитал, дивиденды, погашение займов и т.д.

Расходы на производство и реализацию, понесённые в течение отчетного (налогового) периода:

— Прямые (ст. 318 НК РФ):

  • Материальные расходы (пп.1 и 4 п.1 ст. 254 НК РФ);
  • Суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг (ст. 256-259 НК РФ);
  • Расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг (ст. 255 НК РФ).

— Косвенные (ст. 318 НК РФ) —

все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Внереализационные расходы (ст. 265 НК РФ):

  • расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества;
  • проценты по долговым обязательствам;
  • расходы на выпуск собственных ценных бумаг;
  • расходы в виде отрицательной курсовой разницы, от переоценки имущества в виде валютных ценностей;
  • затраты в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика;
  • расходы в виде отрицательной (положительной) разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты;
  • расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств и т.д.

Прямые расходы

ежемесячно распределяются на остатки незавершенного производства и стоимость изготовленной продукции (работ, услуг). Таким образом, прямые расходы учитываются в уменьшение базы по налогу на прибыль по мере реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике организации перечень прямых расходов для целей налогообложения, связанных с производством товаров (работ, услуг).

Сумма косвенных расходов

на производство и реализацию товаров (работ, услуг), осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода в полном объеме.

Расходы, оговоренные в ст. 270 НК РФ, не уменьшают полученные юридическим лицом доходы. Данный перечень закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Все расходы, перечисленные в данном перечне, не могут уменьшать доходы организации.

Налог на прибыль Расчет

При расчете налога на прибыль, необходимо точно знать, какие доходы и расходы можно признать в данном периоде, а какие нет. Существует два метода для определения дат, на которые признаются расходы и доходы для целей налогообложения. (ст. 271-273 НК РФ)

Метод начисления.

При данном методе налогового учета доходы (расходы) признаются в отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся). Дата признания доходов и расходов не зависит от даты фактического поступления средств (фактической оплаты расходов).

Порядок признания доходов:

  • доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества и имущественных прав;
  • в том случае когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности;
  • для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от фактического поступления денежных средств.

Для внереализационных доходов датой получения дохода признается:

  • дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг);
  • дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) организации.

Порядок признания расходов:

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В том случае, когда сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Датой осуществления материальных расходов признается:

  • дата передачи в производство сырья и материалов;
  • дата подписания акта приемки-передачи услуг (работ) производственного характера и т.д.

Датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается:

  • дата начисления налогов (сборов) — для расходов в виде сумм налогов;
  • дата расчетов в соответствии с условиями договоров или дата предъявления налогоплательщику документов.

Кассовый метод.

При применении данного метода ведения налогового учета доходы и расходы признаются по дате фактического поступления средств — фактической оплаты расходов.

Порядок определения доходов и расходов

  • датой получения дохода является день поступления денежных средств на счет в банк или в кассу организации, поступления иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом;
  • расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товара (работ, услуг и т.д) признается прекращение встречного обязательства приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав, непосредственно связаное с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

Необходимо выбрать единый метод налогового учета для доходов и расходов организациии.

Организации имеют право на определение даты получения дохода (расхода) кассовым методом, если в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации без учета НДС не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал.

Налог на прибыль Порядок расчета

Для того, чтобы рассчитать за налоговый период налог на прибыль, необходимо определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить её на соответствующую налоговую ставку.

Размер налога = Ставка налога * Налоговая база

В соответствии со ст. 315 НК РФ, расчет налоговой базы должен содержать:

  • период, за который определяется налоговая база;
  • сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;
  • сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;
  • прибыль (убыток) от реализации;
  • сумму внереализационных доходов;
  • прибыль (убыток) от внереализационных операций;
  • итоговую налоговую базу за отчетный (налоговый) период;
  • для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащая переносу.

По прибыли, попадающей под разные ставки, базы определяются отдельно.

Основная ставка

2% — в федеральный бюджет

18% — в бюджет субъекта РФ. Законодательные органы субъектов РФ могут понижать налог на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5%.

Налоговым кодексом РФ установлены, кроме основной, еще и специальные ставки на прибыль.

Налоговый период. Отчетный период

Налоговый период – это период, по окончании которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется сумма налога к уплате. (cт. 285 НК РФ)

Налог на прибыль — налоговым периодом признается календарный год.

Отчетные периоды: квартал, полугодие, 9 месяцев.

Налоговый период- год.

Налоговая декларация

Налоговая декларация предоставляется:

  • Не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода
  • Не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций заполняется и подается в налоговые органы по форме, утвержденной приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@.

Декларацию необходимо предоставить в ИФНС:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей

Наименования платежей Сроки уплаты
Налог, уплачиваемый по итогам налогового периодаНе позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
Авансовые платежи по итогам отчетного периода:
— уплачиваемые ежемесячно по фактически полученной прибыли
— уплачиваемые ежеквартально
— Не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчисляется сумма авансового платежа.
— Не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Ежемесячные авансовые платежиЕжемесячно не позднее 28-го числа текущего месяца
Налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащих налогообложению у получателя доходаВ течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход

Налоговый учет

Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов. (cт. 313 НК РФ)

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Система налогового учета организуется предприятиями самостоятельно.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  • первичные учетные документы;
  • аналитические регистры налогового учета;
  • расчет налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета — это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период.

Особенности регионального законодательства

Информация ниже приведена для Республики Марий Эл.

Налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в республиканский бюджет Республики Марий Эл для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Марий Эл:

Как рассчитать налог на прибыль организаций? Это вопрос интересует не только бухгалтеров крупных компаний, но и начинающих бизнесменов при открытии бизнеса.

Функции налога

Налогоплательщиками данного налога, согласно российскому законодательству, являются коммерческие, а также некоммерческие субъекты предпринимательства. Налогообложение прибыли компаний регулируется Налоговым Кодексом.

Существует несколько функций данного налога:

  1. Фискальная. Позволяет государству сформировать бюджет под различные нужды и создать материальную базу для полноценного развития.
  2. Регулирующая. Необходима для влияния на экономические процессы, регулирования доходов населения и принятия антикризисных мер. Инструментами регулирования является льготное налогообложение и система платежей, позволяющие влиять на различные сферы экономики.
  3. Контролирующая. Дает возможность отследить темпы развития экономики и оценить эффективность налогообложения.
  4. Социальная. Обеспечивает предоставление помощи малообеспеченным категориям граждан путем взимания платежей с более обеспеченных.

Понятие «налог на прибыль» включает ряд элементов:

  • Субъекты – таковыми являются налогоплательщики, которые подпадают под налогообложение.
  • Объект – прибыль, полученная в процессе осуществления деятельности компании.
  • Ставка налога – определенный процент, который применяется к сумме полученного дохода.

Помимо этого, существуют налоговые льготы, которые влияют на размер налогооблагаемого дохода конкретной категории налогоплательщиков.

Еще одно важное значение – налоговый период – промежуток времени, на протяжении которого формируется основная налоговая база и уплачивается налог.

Какие организации являются плательщиками

В НК РФ ст.246 содержится информация о плательщиках данного налога, ими являются:

  • юридические лица на общей системе налогообложения;
  • иностранные предприятия, у которых прибыль идет через постоянные представительства;
  • зарубежные (иностранные) предприятия, получающие прибыль от источников в России;
  • участники консолидированных групп, которые должны уплачивать налог по специальным правилам.

Большую долю налогоплательщиков здесь, конечно, составляют российские предприятия на общем налогообложении. Таких организаций достаточно много.

Объекты налогообложения

Объектом в нашем случае служит прибыль предприятия.

Для отечественных компаний – это сумма полученного дохода от осуществления субъектом хозяйственной деятельности, уменьшенная на сумму учитываемых расходов.

Что касается иностранных организаций с постоянными представительствами, то учитывают весь полученный доход.

Налогооблагаемой базой для иностранных предприятий с источниками, расположенными на нашей территории, как правило, являются проценты по обязательствам или дивиденды.

Относительно консолидированных групп берется во внимание сумма дохода по всем участникам.

Классификация

Для расчета суммы нашего налога учитываются не вся полученная прибыль и понесенные затраты. Чтобы сделать правильно расчет налога на прибыль организации, необходимо ознакомиться с классификацией.

Классификация доходов

Классификация доходной части определена ст.248 НК. Учитываются суммы, полученные от какой-либо основной деятельности компании, к примеру, от реализации товаров либо услуг независимо от того, они получены в денежной либо натуральной форме.

Порядок учета может производиться как кассовым методом, так и по начислению. Если использовать принцип начисления, то учитывать операции необходимо в том определенном периоде, в котором те уже были начислены.

В случае, если используется кассовый метод, то отражать операции необходимо в том конкретном периоде, в котором поступили средства.

Внереализационные доходы

Существуют также внереализационные доходы. К ним относятся те, которые получены не от основной хозяйственной деятельности субъекта, а от прочей:

  • от сдачи в аренду и субаренду имущества движимого или недвижимого;
  • полученные проценты по выданным займам кому-либо и кредитам;
  • доходы прошлых лет, обнаруженные в отчетном периоде;
  • кредиторская задолженность (возможно, списанная), с истекшим сроком (обычно три года) исковой давности;
  • суммы списания основных средств или стоимость запчастей, полученных в результате демонтажа основных средств;
  • возникшая при переоценке валютных ценностей курсовая разница;
  • полученное бесплатно имущество по договору отчуждения (например, уступки, продажи) вещных прав;
  • прочие доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ.

Примерная классификация расходов

Для уменьшения налогооблагаемой суммы каждое предприятие вправе использовать сумму понесенных затрат, связанных с получением этой прибыли. Однако все эти затраты должны иметь документальное подтверждение.

Расходы подразделяются на внереализационные и связанные с основной деятельностью. В расходную часть по основной деятельности обязательно включаются материальные затраты и затраты на оплату труда.

Определение суммы налога

Перед тем как рассчитать налог на прибыль организаций, необходимо подсчитать налоговую базу. Для расчета необходимо использовать следующую формулу:

Сумма налога = рассчитанная налоговая база * ставка налога

Рассчитанная налоговая база, согласно ст. 274 НК РФ, равна сумме прибыли в денежном эквиваленте.

Прибыль предприятия, подлежащая налогообложению, – это разница между доходами, полученными от реализации, и понесенными затратами (они учитываются в соответствии с НК РФ). Если предприятие получило доходы, выраженные в натуральной форме, то учет осуществляется по рыночным ценам на момент получения.

Налоговый период и ставки

Налоговым периодом является календарный год, по отчетным периодам: квартал, первое полугодие, 9 месяцев и год.

В 2019 году произошли масштабные изменения в части расчета налога на прибыль. В частности, были пересмотрены налоговые ставки для отдельных направлений бизнеса.

При этом базовая ставка в 2019 году не изменится, и налогоплательщики будут рассчитывать налог по прежней ставке 20%. Но поменяется конфигурация распределения денежных средств. Ранее она выглядела так: из суммы налога на прибыль 2% поступают в федеральный бюджет, а 18% – в бюджет субъекта федерации.

Теперь доля, отчисляемая в федеральный бюджет, возросла до 3%, а оставшиеся 17% сохранят за собой регионы. Указанные разграничения между бюджетными уровнями будут актуальны до конца 2020 года.

Для некоторых категорий юрлиц применяется особый способ налогообложения. Все средства направляются в федеральный бюджет. Например, для иностранных компаний без российских представителей, все 20% от полученной прибыли уходят в центр.

Существует нулевая ставка для некоторых субъектов налогообложения – это резиденты особых экономических зон. Обладать правом на применение такой ставки могут субъекты, которые ведут раздельный учет по прибыли и затратам в данной зоне и за ее пределами.

Для сельскохозяйственных предприятий также применяется льготное налогообложение. Если компания получает дивиденды, то ставка налогообложения варьируется от 0% до 30%.

Льготы по налогу на прибыль в 2019 году

Неприятные новости ожидали льготников по налогу на прибыль: регионам с 2019 года запрещено устанавливать пониженные ставки по своему усмотрению. Они могут устанавливать льготы только для исключительного круга оплачивающих налоги:

  1. Компаний-резидентов особых зон на территории страны.
  2. Участников региональных инветпроектов.
  3. Компаний, работающих на территории Крыма и Севастополя.

Возможность перечисления налога по сниженному варианту будет доступна на весь период действия льготной программы. Но централизованно прописаны ограничения для действия льгот – сниженные ставки допускается применять только до января 2023 года.

Также региональным властям предоставили возможность повышения ставки на период с 2019 по 2022 год.

Ставка налога по усмотрению регионов в 2019 году может снижаться, но только в той части, которая предполагается к перечислению в местный уровень бюджета. 3%, предназначенные для федерального центра, можно только добавить сверху, предоставлять за счет них льготы не допускается.

В отношении региональной ставки законодательно установлено минимальное значение, ниже которого местные власти опускаться не вправе. Льготная ставка налога для зачисления в региональный бюджет не может быть ниже 12,5% (действует до 2020 года – далее составит не менее 13,5%). Таким образом, минимальное значение налога на прибыль для льготников в 2019 году составляет 15,5% (12,5% + 3%).

Например, в Москве по льготным ставкам (в размере 13,5%) перечисляют налоги категории налогоплательщиков, которые:

  • задействованы в производстве автомобилей;
  • привлекают к работе инвалидов;
  • резиденты ОЭЗ, технополисов или индустриальных парков.

В Санкт-Петербурге льготы действуют только в отношении резидентов особой экономической зоны, ведущие деятельности на их территории.

Порядок и сроки оплаты

Порядок исчисления регулируется ст. 286 НК, сумма налога оплачивается по итогам года. Однако после окончания каждого квартала организации оплачивают авансовые платежи.

Если у компании среднеквартальная выручка на протяжении последних четырех кварталов превышает 15 млн руб., такая компания должна осуществлять авансовые платежи ежемесячно. Любое предприятие может добровольно перейти на ежемесячный режим оплаты.

В случаях, когда организация имеет отдельное подразделение, налог на прибыль рассчитывается пропорционально доле такого подразделения в обороте компании.

Годовой налог должен оплачиваться не позднее 28 марта после окончания года. Квартальные авансовые платежи осуществляются не позднее 28 числа после окончания квартала и по его итогам.

Итак, сроки оплаты таковы:

  • за первый квартал – до 28 апреля;
  • за полугодие – до 28 июля;
  • за девять месяцев – до 28 октября.

При ежемесячной оплате крайний срок – 28 число каждого месяца, для налоговых агентов в том числе.

С учетом выходных и праздников на 2019 году бухгалтерам следует придерживаться следующих сроков для уплаты налога на прибыль:

  • за 2018 год – до 28 марта 2019 года;
  • за 1 квартал 2019 год – до 29 апреля;
  • за первое полугодие – до 29 июля;
  • за 3 квартала – до 28 октября;
  • за 2019 год – до 30 марта.

В орган ФНС по месту регистрации компании подается налоговая декларация по итогам прошедшего налогового периода; расчет авансовых платежей предоставляется по результатам отчетного периода. Подача декларации и расчетов соответствуют срокам оплаты авансовых платежей и годового налога.

Налог на прибыль для малых предприятий

Льготный режим по налогу на прибыль предусмотрен для малых предприятий. Те из них, которые занимаются производством сельхозпродукции, имеют право не оплачивать налог первые два года работы: при условии, что выручка от продажи сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70% от общей суммы выручки.

То же касается и производства товаров народного потребления и продовольственных товаров. На третий год ставка составляет одну четвертую налога, а на четвертый год – половину, если выручка от продажи таких товаров не меньше 90% от общей суммы. Срок и порядок оплаты налога такие же, как и у других предприятий.

Особенности расчета

Существуют несколько особенностей при определении налогового платежа.

Данные по финансовой отчетности довольно часто не совпадают с реальной суммой налога на прибыль предприятия. При расчете налога необходимо учитывать постоянные и временные разницы, появляющиеся при отсутствии определенных расходов.

Перечень расходов должен иметь под собой экономическое обоснование. Также он должен иметь и документальное подтверждение. В 2019 году компаниям разрешили учитывать расходы на турпутевки. Например, для отдыха внутри страны.

К постоянным относятся штрафы и пени, которые взимаются государством, и кредитные проценты выше предельной величины по налоговому учету.

Временная разница возникает из-за расхождений в отчетности, это случается при различных методах расчета.

Расчет и уплата налога на прибыль организаций: Видео

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Относясь к категории федеральных налогов, налог на прибыль является доходным источником бюджетов всех уровней, в чем проявляется его фискальная функция, обеспечивая значительную долю поступлений в б-т гос-ва. В посл. годы собираемость налога на прибыль составляет 3-5% от общего объема фед. б-та и 32-34% - для б-в субъектов. Фискальное значение – удельный вес в доходах б-та. Налог на прибыль является прямым, т.е. величина его поступлений в б-т напрямую зависит от конечного фин. результата деятельности организации (получения прибыли или убытка). Благодаря прямому воздействию налога на прибыль на экономический потенциал налогоплательщика, гос-во стремится активно влиять на развитие экономики страны именно через механизм его применения с помощью таких эк. методов как предоставление льгот. Экономическое значение проявляется через состав льгот: инвестиционная и инновационная направленность отражена в направлениях налог. политики (уточнение амортизационных групп, изменяется порядок признания расходов на НИОКР, статьи с обложением прибыли отдел. НКО (сектор услуг)).

    Налогоплательщиками(ст.246) признаются все российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации. Иностранные организации уплачивают налог с доходов, полученных от источников в Российской Федерации, а российские организации – из всех источников. Такой порядок называется принципом резиденства.

    Объект налогообложения(ст. 247,284). Представляет собой прибыль, полученную налогоплательщиком. Прибыль – это доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину произведенных им расходов: П = Д – P, где П – прибыль налогоплательщика, Д – доходы, Р – расходы. Второй объект – доходы, учитываемые в особом порядке (п.2.ст.284) (о необходимости указания 2-х объектов сказали на лекциях к ГОСАМ)

    Классификация доходов.

    Доходы, можно условно подразделить на 2 группы:

    · доходы, кот. учит. при налогообложении прибыли (ст. ст. 249, 250);

    · доходы, кот. не учит. при налогообложении прибыли (ст. 251).

    Из доходов исключаются суммы налогов, предъявл. нал-ком покупателю тов.

    В свою очередь из 1 группы выделяют – доходы от реализации и внереализационные доходы (ст. 248 НК РФ). Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (ст.249 НК РФ). Все остальные доходы организации, которые не подпадают под определение, приведенное в статье 249 НК РФ, относятся к внереализационным. В частности, к ним относятся:

    – от долевого участия в других организациях;

    – штрафные санкции, признанные должником или подлежащие уплате на основании решения суда;

    – проценты, полученные по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;

    – безвозмездно полученное имущество и т. п.

    Ряд доходов не являются объектом налогообложения (ст.251), в частности:

    – в виде им-ва (имущественных прав), полученного в форме залога или задатка;

    – в виде взносов в уставный капитал;

    – в виде им-ва бюдж. учреждениями по решению органов исп. власти всех уровней;

    – по договорам кредита или займа, а также в счет погашения таких заимствований;

    – унитарными предприятиями от собственника им-ва или уполномоч. им органа;

    – религиозными организациями и др.

    Методы признания доходов (ст.271,273).

    Доходы, подлежащие налогообложению, определяются на основании первичных документов, других документов, подтверждающих доход, документов налогового учета. Для определения доходов могут применяться следующие методы – метод начислений и кассовый метод. Метод начисления применяется в качестве общего, кассовый метод – в специально предусмотренных случаях. Метод начислений – доходы признаются в том налоговом периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления средств или иной формы их оплаты. Так, для доходов от реализации датой получения дохода считается день отгрузки (передачи) товаров независимо от фактического поступления денежных средств в их оплату. Кассовый метод – доходы признаются в том налоговом периоде, в котором фактически поступили средства на счета в банки и (или) в кассу организации, иное имущество (работы, услуги) и имущественные права, а также была погашена задолженность иным способом.

    Классификация расходов.

    Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. (ст.252) Обоснованные расходы – экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденные расходы – затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

    В свою очередь, такие расходы делятся на две группы аналогично доходам:

    1) расходы, которые учитываются при налогообложении прибыли (ст. 253 - 269);

    2) расходы, которые не учитываются при налогообложении прибыли (ст. 270).

    Из первой группы расходов можно выделить расходы, связанные с производством и реализацией и внереализационные расходы. По целевому назначению расходы, связ. с пр-вом и реал-ей делят на: 1) связ-е с изготов., хран. и дост. тов., вып-м раб., оказ. ус., приобр. и (или) реал-й т.(р., у., имущ. прав); 2) на содержание и эксплуатацию, ремонт ОС и ин. им-ва; 3) на освоение природных ресурсов; 4) на НИОКР; 5) на обяз. и добров. страхование; 6) прочие расходы, связ-е с пр-вом и (или) реал-ей. По эк. содержанию дел.: материальные р-ды; р-ды на оплату труда; суммы нач. амортизации; прочие р-ды (ст.253).

    Внереализационные расходы - обоснованные затраты на осущ. деят., непосредственно не связ. с пр-вом и (или) реал-ей продукции» (ст.265). Н-р к ним относ.:

    - на содержание перед. по дог-ру лизинга имущества (с учетом нач. амортизации);

    - в виде процентов по долговым обязательствам любого вида;

    - в виде образующихся курсовых разниц;

    - судебные расходы и арбитражные сборы;

    - р-ды на услуги банков и другие обоснованные расходы.

    Кроме того, к внереализационным расходам приравниваются также убытки, которые понесла организация, предусмотренные п.2. ст.265 НК РФ.

    Перечень р-в, не учит. в нал.базе - ст. 270. В частности, это р-ды в виде:

    - сумм начисленных дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения;

    - пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет;

    - взноса в уставный капитал, вклада в простое (инвестиционное) товарищество;

    - сумм целевых отчислений и другие схожие расходы.

    Дата добавления: 2018-05-30 ; просмотров: 434 ; Мы поможем в написании вашей работы!

    Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
    «Клерк» Рубрика Экономика России


    О том, что у нас не так с налогами, можно говорить долго. Ситуацию с НДФЛ мы уже обсуждали. Есть и еще один «частный» недостаток в нашей налоговой системе, это – налог на прибыль предприятий и организаций.

    Налог на прибыль, вместе с встроенными в него фискальными стимуляторами, считается в развитых странах одним из важнейших регулирующих налогов. В РФ же от него есть только название, слабо связанное с настоящим назначением налога. Добавим к этому и нашу практику постоянной «модернизации» этого налога – часто без какого-либо фискального смысла.

    Действительно, если взять опыт других стран, то там налог на прибыль регулируется двумя важнейшими рычагами: режимом амортизационных отчислений и «налоговыми кредитами».

    Оба эти названия есть и в нашем Налоговом кодексе. Но там при режиме амортизации налоговые органы жестко контролируют использование средств, перечисленных в амортизационные фонды предприятий. То, что у нас называется «нецелевое использование» средств амортизационных фондов, у них в принципе невозможно – поскольку в этом случае сразу же на сумму этих «отвлечений» (и с соответствующими штрафами) увеличивается сумма налогооблагаемой прибыли.

    В РФ налоговые органы в принципе этой работой не занимаются, что сразу лишает вообще половины смысла само применение этого налога.

    А вторая половина – это применение «налоговых кредитов», с помощью которых государство мобилизуют свободные средства предприятий на инвестиционные и иные цели, определенные налоговым законодательством. В РФ этот механизм вообще неизвестен, под названием «налоговый кредит» в НК РФ внедрили дополнительную отсрочку по налогам, которая, к тому же, предоставляется финансовыми, а не налоговыми органами.

    Эти фундаментальные отличия, фактически устраняющие всякое стимулирующее значение налога на прибыль, опять же делают бессмысленными всякие сравнения эффективности работы налоговых органов по администрированию этого налога в РФ и за рубежом.

    Последние «модернизации» этого налога – видимо, следуя мировой моде - отражают вообще крайне хаотические представления вообще о сути и предназначении этого налога.

    Практически одновременно принимаются нововведения в виде режима «консолидированного налогоплательщика» и в плане контроля над трансфертным ценообразованием. Но, как очевидно, в фискальном смысле обе эти меры дают взаимоисключающие эффекты. При этом по общему сальдо государство, скорее всего, будет иметь потери – но зато придумана новая ненужная работа для налоговых органов (правда, сейчас власти несколько одумались и решили ограничить предоставление статуса «консолидированного налогоплательщика» для новых групп компаний).

    При этом характерно, что права контроля за трансфертными ценами у налоговых органов уже имеются более 30 лет (в виде соответствующих статей налоговых соглашений, которые РФ имеет с более, чем 70 странами мира), однако зачем-то потребовалось создавать фактически новый раздел в налоговом законодательстве (при том, что ничего не сообщалось об анализе эффективности прошлой практики использования указанных положений налоговых соглашений: каковы были затраты налоговых органов, каков полученный от этого фискальный эффект и т.д.).

    Добавим и еще один нюанс (хватит уже, наверное, о «недостатках»), касающийся общего подхода наших налоговых органов к пониманию самого важного понятия в налоговом процессе – понятия «налогоплательщики». В связи с этим отметим, что в экономической и финансовой науке давно установлено, что единственно реальными плательщиками налогов являются граждане, физические лица, а юридические лица являются не более, чем промежуточными звеньями в процессе реального распределения доходов в обществе. Фактически существование юридических лиц вообще не имеет никакого коммерческого значения - если за ними не стоят вполне конкретные физические лица.

    И это обстоятельство впрямую и самым практическим образом отражено в целенаправленности работы налоговых органов всех развитых стран.

    Во-первых, в налоговом праве этих стран предусмотрено, что при определенных обстоятельствах налоговые органы вправе просто игнорировать «внешнюю оболочку» юридического лица, переходя непосредственно к налогообложению стоящих (или скрывающихся) за ним физических лиц (так называемый принцип фискальной транспарентности юридического лица).

    Во-вторых, во всех странах подоходное налогообложение представлено в виде единой системы, в которой разные виды налогов солидарно участвуют в процессе выявления конечной, полной суммы доходов именно граждан, физических лиц, а налог на компании рассматривается не более, как страховой, авансовый платеж против обязательств этих физических лиц по «окончательному» личному подоходному налогу.

    В-третьих, и в практической работе по налоговому контролю компаний и предприятий налоговым инспекторам прямо-инструктивно предписывается проверять личные налоговые декларации всех лиц, которые тем или иным образом могут оказывать воздействие на деятельность этих компаний и предприятий.

    У нас пока физические и юридические лица – как налогоплательщики - пишутся единой строкой, в налоговом законодательстве налог на прибыль никак не увязывается с НДФЛ (а понимание подоходного налогообложения как системы вообще есть только в учебниках о зарубежных налогах) и налоговые органы всю массу своих усилий направляют на проверки предприятий, а не граждан. Следствие: например, неотступная борьба с проблемой фирм-однодневок – с проблемой, которой при правильном понимании этого вопроса вообще не должно существовать.

    Общий итог таков: нормального подоходного налогообложения у нас нет, вводить его власти и не думают, наш налоговый потенциал в этой сфере постоянно обкусывают и общипывают налоговые органы других стран – которым дополнительные налоговые поступления, видимо, нужны больше, чем властям нашей страны.

    И еще нас никак не хотят принимать в ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Как объяснил генеральный секретарь этой организации Анхель Гурриа, по причине именно «плоской шкалы НДФЛ, бедности населения и недофинансирования медицины». И еще Гурриа посоветовал руководству РФ объявить фискальную войну вопиющим диспропорциям (в распределении собственности в российском обществе) «посредством введения прогрессивной шкалы подоходного налога».

    Ну, это они там, в ОЭСР, так считают. А нам тогда, может, туда и не надо. Нам пока и ВТО хватит.

    Читайте также: