Фискальная цель налогового регулирования предпринимательской деятельности представляет собой

Опубликовано: 15.05.2024

Существуют три цели налогового регулирования предпринимательской деятельности: фискальная, регулирующая, стимулирующая.

Фискальная цель налогового регулирования предпринимательской деятельности представляет собой стремление к максимальному наполнению государственного бюджета. Стремление достичь фискальной цели, придание этой цели приоритета по сравнению с другими целями означает увеличение налоговых обязательств субъектов предпринимательской деятельности. Существует общепризнанная экономическая теория, которая позволяет определить, как достичь максимального размера поступлений в бюджет от налогов при одновременном снижении налоговых обязательств конкретного субъекта предпринимательской деятельности. Примером применения этой теории является расчет оптимальной ставки налога на прибыль в размере 34 процентов.

Регулирующая цель налогообложения предпринимательской деятельности представляет собой стремление достичь баланса интересов между различными группами в обществе. Использование налогообложения с регулирующей целью позволяет перераспределить налоговое бремя между различными субъектами предпринимательской деятельности. Также это позволяет достичь баланса между публичными интересами государства и общества и частными интересами субъектов предпринимательской деятельности. Регулирующая цель налогообложения также способствует решению различных социальных, экономических и политических задач, стоящих перед обществом и государством в настоящее время.

Стимулирование как цель налогообложения предпринимательской деятельности - это ослабление налогового бремени для экономически невыгодных, но социально значимых видов предпринимательской деятельности, и усиление налогового бремени для экономически выгодных, но социально нейтральных видов предпринимательской деятельности. Периодически применяется стимулирование со знаком "минус". В этом случае налоговое бремя становится чрезмерным. Таким образом достигается резкое сокращение активности субъектов предпринимательской деятельности в производстве определенных товаров и оказании определенных услуг.

Общие принципы налогового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации базируются на философии патернализма. Суть этих принципов состоит в следующем. Во-первых, государство обладает интересами, которые могут совпадать или не совпадать с интересами общества. Государство ставит свои интересы выше интересов общества и всю свою деятельность направляет на удовлетворение именно государственных, а не общественных интересов. Во-вторых, общество для государства выступает как инструмент для достижения своих целей. Государство заботится об обществе лишь в той мере, в которой это необходимо, чтобы обеспечить минимальное существование его членов. В-третьих, государство действует так, как если бы только оно обладало всей полнотой публичной власти и являлось ее источником.

Вся система налогового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации построена именно на этих принципах. Они достались нам в наследство от старых времен. Для того чтобы искоренить их, необходима планомерная и кропотливая работа всех членов общества по защите своих интересов. Пагубность претворения таких принципов в жизнь можно наблюдать на следующем примере. В соответствии с НК РФ частная собственность субъектов предпринимательской деятельности может быть изъята в бесспорном порядке при взыскании недоимок по налогам и пени. Неуважительное отношение к частной собственности является недопустимым. Существует острая необходимость в изменении этого принципа и изменении соответствующих норм права, чтобы обеспечить всю полноту неприкосновенности частной собственности.

Для того чтобы соответствовать современным требованиям, которые предъявляются как к государству, так и к обществу, необходимо изменить принципы патернализма на современные принципы построения налогового регулирования. Эти принципы заключаются в следующем: во-первых, у государства не должно существовать иных интересов, чем те, которые есть у общества, во-вторых, государство существует лишь постольку, поскольку обществу это необходимо, государство обязано полностью обеспечивать потребности общества, а общество согласно оплачивать содержание государства, в-третьих, только общество является источником публичной власти.

В случае построения системы налогового воздействия по таким принципам в России начнут существовать нормальные взаимоотношения между государством и налогоплательщиком.

Существующие принципы закреплены в НК РФ. Статья 3 НК РФ содержит основные начала налогового регулирования предпринимательской деятельности:

- каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

- законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;

- при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

- налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

- не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

- налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

- недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

- не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

- ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

- при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Еще одним важным аспектом являются пределы регулирования предпринимательской деятельности. Когда у налогоплательщика возникает налоговое обязательство, корреспондирующей стороной выступает государство. Отсюда следует, что исполнение обязательства происходит тогда, когда государству (а не конкретному бюджету или субъекту) передается право собственности на сумму налога. То есть предел налогового регулирования в данном случае проходит на этапе перехода права собственности государству, а не на этапе перечисления той или иной суммы в тот или иной конкретный бюджет. На этом примере видно, что пределы налогового регулирования находятся там, где государство обеспечивает неприкосновенность частной собственности.

В настоящее время в НК РФ содержится правило, в соответствии с которым институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Из этого правила сделано несколько исключений. Для целей налогообложения в НК РФ содержатся следующие понятия: организации, физические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, лица (лицо), бюджеты (бюджет), внебюджетные фонды, банки (банк), счета (счет), источник выплаты доходов налогоплательщику, недоимка, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, уведомление о постановке на учет в налоговом органе, сезонное производство, место нахождения обособленного подразделения российской организации, место жительства физического лица, обособленное подразделение организации.

В настоящее время продолжаются попытки ввести в НК РФ нормы, регулирующие не налоговые, а гражданско-правовые отношения.

Дата добавления: 2015-07-08 ; просмотров: 346 | Нарушение авторских прав

пределы налогового регулирования

Существуют три цели налогового регулирования предпринимательской деятельности: фискальная, регулирующая, стимулирующая.

Фискальная цель налогового регулирования предпринимательской деятельности представляет собой стремление к максимальному наполнению государственного бюджета. Стремление достичь фискальной цели, придание этой цели приоритета по сравнению с другими целями означает увеличение налоговых обязательств субъектов предпринимательской деятельности. Существует общепризнанная экономическая теория, которая позволяет определить, как достичь максимального размера поступлений в бюджет от налогов при одновременном снижении налоговых обязательств конкретного субъекта предпринимательской деятельности. Примером применения этой теории является расчет оптимальной ставки налога на прибыль в размере 34 процентов.

Регулирующая цель налогообложения предпринимательской деятельности представляет собой стремление достичь баланса интересов между различными группами в обществе. Использование налогообложения с регулирующей целью позволяет перераспределить налоговое бремя между различными субъектами предпринимательской деятельности. Также это позволяет достичь баланса между публичными интересами государства и общества и частными интересами субъектов предпринимательской деятельности. Регулирующая цель налогообложения также способствует решению различных социальных, экономических и политических задач, стоящих перед обществом и государством в настоящее время.

Стимулирование как цель налогообложения предпринимательской деятельности - это ослабление налогового бремени для экономически невыгодных, но социально значимых видов предпринимательской деятельности и усиление налогового бремени для экономически выгодных, но социально нейтральных видов предпринимательской деятельности. Периодически применяется стимулирование со знаком "минус". В этом случае налоговое бремя становится чрезмерным. Таким образом достигается резкое сокращение активности субъектов предпринимательской деятельности в производстве определенных товаров и оказании определенных услуг.

Общие принципы налогового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации базируются на философии патернализма. Суть этих принципов состоит в следующем. Во-первых, государство обладает интересами, которые могут совпадать или не совпадать с интересами общества. Государство ставит свои интересы выше интересов общества и всю свою деятельность направляет на удовлетворение именно государственных, а не общественных интересов. Во-вторых, общество для государства выступает как инструмент для достижения своих целей. Государство заботится об обществе лишь в той мере, в которой это необходимо, чтобы обеспечить минимальное существование его членов. В-третьих, государство действует так, как если бы только оно обладало всей полнотой публичной власти и являлось ее источником.

Вся система налогового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации построена именно на этих принципах. Они достались нам в наследство от старых времен. Для того чтобы искоренить их, необходима планомерная и кропотливая работа всех членов общества по защите своих интересов. Пагубность претворения таких принципов в жизнь можно наблюдать на следующем примере. В соответствии с НК РФ частная собственность субъектов предпринимательской деятельности может быть изъята в бесспорном порядке при взыскании недоимок по налогам и пени. Неуважительное отношение к частной собственности является недопустимым. Существует острая необходимость в изменении этого принципа и изменении соответствующих норм права, чтобы обеспечить всю полноту неприкосновенности частной собственности.

Для того чтобы соответствовать современным требованиям, которые предъявляются как к государству, так и к обществу, необходимо изменить принципы патернализма на современные принципы построения налогового регулирования. Эти принципы заключаются в следующем: во-первых, у государства не должно существовать иных интересов, чем те, которые есть у общества, во-вторых, государство существует лишь постольку, поскольку обществу это необходимо, государство обязано полностью обеспечивать потребности общества, а общество согласно оплачивать содержание государства, в-третьих, только общество является источником публичной власти.

В случае построения системы налогового воздействия по таким принципам в России начнут существовать нормальные взаимоотношения между государством и налогоплательщиком.

Существующие принципы закреплены в НК РФ. Статья 3 НК РФ содержит основные начала налогового регулирования предпринимательской деятельности:

- каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

- законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения;

- при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

- налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

- не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

- налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

- недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

- не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

- ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

- при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

- все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Еще одним важным аспектом являются пределы регулирования предпринимательской деятельности. Когда у налогоплательщика возникает налоговое обязательство, корреспондирующей стороной выступает государство. Отсюда следует, что исполнение обязательства происходит тогда, когда государству (а не конкретному бюджету или субъекту) передается право собственности на сумму налога. То есть предел налогового регулирования в данном случае проходит на этапе перехода права собственности государству, а не на этапе перечисления той или иной суммы в тот или иной конкретный бюджет. На этом примере видно, что пределы налогового регулирования находятся там, где государство обеспечивает неприкосновенность частной собственности.

В настоящее время в НК РФ содержится правило, в соответствии с которым институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Из этого правила сделано несколько исключений. Для целей налогообложения в НК РФ содержатся следующие понятия: организации, физические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, лица (лицо), бюджеты (бюджет), внебюджетные фонды, банки (банк), счета (счет), источник выплаты доходов налогоплательщику, недоимка, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, уведомление о постановке на учет в налоговом органе, сезонное производство, место нахождения обособленного подразделения российской организации, место жительства физического лица, обособленное подразделение организации.

В настоящее время продолжаются попытки ввести в НК РФ нормы, регулирующие не налоговые, а гражданско-правовые отношения.

Налоговое воздействие на предпринимательскую деятельность осуществляется путем регулирования налогового воздействия на предпринимательство и контроля за налоговым воздействием. Особенностью регулирования налогового воздействия на предпринимательскую деятельность является то, что оно осуществляется на законодательном уровне. В то же время контроль за налоговым воздействием целиком и полностью лежит на исполнительных органах власти.

Посредством налогового регулирования государство устанавливает все основные правила налогового воздействия на предпринимательскую деятельность. Так, Налоговым кодексом РФ закреплены основные принципы функционирования налоговой системы, определены права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, предусмотрена процедура контроля за налоговым воздействием на предпринимательство, установлена ответственность за налоговые правонарушения.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица индивидуального предпринимателя. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Форма такого свидетельства устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика. Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

В рамках налогового контроля налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящей статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев.

Должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов в порядке ст. 92 НК РФ, а также истребовать документы, осуществлять их выемку (ст. 93, 94 НК РФ). В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт или иной специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение российского законодательства в области налогообложения индивидуальных предпринимателей, анализ налогообложения конкретного индивидуального предпринимателя, выявление проблем и спорных вопросов в налогообложении индивидуальных предпринимателей.
Предметом исследования является процесс налогообложения индивидуальных предпринимателей.
Объект исследования – ИП Ефимов П.К.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
I. Глава. Государственное регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации
1.1 Развитие предпринимательской деятельности в Российской Федерации
1.2 Понятия и методы налогового регулирования предпринимательской деятельности
1.3 Характеристика ЕНВД
II. Глава. Оценка применения ЕНВД
2.1 Характеристика ИП Ефимов П.К
2.2 Анализ использования ЕНВД на примере (ИП Ефимова П.К)
2.3 Перспективы совершенствования налогового регулирования предпринимательской деятельности
Заключение
Список использованных источников и литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа налоги).docx

ФГБОУ ВПО «Восточно - Сибирский государственный университет

технологии и управления» МРИПК при ВСГТУ

Кафедра: «Экономика, организация и управление производством»

по дисциплине: «Налоги и налогообложение»

на тему: «Налоговое регулирование предпринимательской деятельности»

Выполнил: студент(ка) гр.ГЭС-11

Проверил(а): Дондукова Г.Ч.

  1. Глава. Государственное регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации

1.1 Развитие предпринимательской деятельности в Российской Федерации

1.2 Понятия и методы налогового регулирования предпринимательской деятельности

1.3 Характеристика ЕНВД

  1. Глава. Оценка применения ЕНВД

2.1 Характеристика ИП Ефимов П.К

2.2 Анализ использования ЕНВД на примере (ИП Ефимова П.К)

2.3 Перспективы совершенствования налогового регулирования предпринимательской деятельности

Список использованных источников и литературы

Характерной особенностью проводимой административной реформы в Российской Федерации является законодательно закрепленная тенденция возрастания роли финансового, в том числе налогового регулирования предпринимательской деятельности. Экономические преобразования рыночного типа приводят к необходимости постоянного совершенствования системы налогового регулирования, приведения ее в соответствие с новыми функциями государства в сфере предпринимательства.

Об этом свидетельствует тот факт, что если ранее налоговое регулирование предпринимательской деятельности являлось только государственным полномочием, то сегодня это и полномочие органов местного самоуправления. Государство придает важное значение развитию налогового регулирования предпринимательской деятельности.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

В условиях рыночной экономики проблема развития предпринимательской деятельности, совершенствования предпринимательского законодательства, налогового и бюджетного регулирования вызывает интерес у представителей как экономической, так и юридической науки. В связи с этим особенно актуальной становиться необходимость в комплексном рассмотрении предпринимательской деятельности с позиций воздействия государственного налогового-правового регулирования на функционирование субъектов предпринимательской деятельности.

Налоговое регулирование является важнейшим видом экономического регулирования в условиях свободного рынка. В противовес административным методам регулирования, эффективные экономические, в частности, налоговые методы регулирования, не сковывают, а поощряют развитие предпринимательства, являются стимулом оптимизации производства товаров и услуг, снижения непроизводственных издержек, укрупнения масштабов и автоматизации производства. Тем самым формируют благоприятный инвестиционный климат, обеспечивают оптимальное налоговое бремя и формируют экономическую культуру предпринимательства.

В настоящее время в условиях развития рыночной экономики государства широко используют налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги и налоговая система являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. В современном цивилизованном обществе налоги основная форма доходов государства.

Ключевые слова: налогообложение, индивидуальная предпринимательская деятельность, общий режим налогообложения, упрощенная система налогообложения, ЕНВД, налоги и сборы.

Цель работы - изучение российского законодательства в области налогообложения индивидуальных предпринимателей, анализ налогообложения конкретного индивидуального предпринимателя, выявление проблем и спорных вопросов в налогообложении индивидуальных предпринимателей.

Предметом исследования является процесс налогообложения индивидуальных предпринимателей.

Объект исследования – ИП Ефимов П.К.

  1. Глава . Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации

1.1 Понятие, признаки и виды предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) - сложная категория. Ее можно рассматривать в разных аспектах: организационном, экономическом, юридическом и др.

Предпринимательство – это, прежде всего, вид человеческой деятельности. Причем предпринимательская деятельность не сводится к простой совокупности действий. Она состоит из связанных и последовательных предпринимательских мероприятий (действий), направленных к единой цели. Как писал А.Н. Леонтьев, «деятельность - это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие».

Предпринимательство многообразно и состоит из различных действий, операций и поступков. Основная цель предпринимательской деятельности (активности) - производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит прибыль. В конечном итоге - это получение прибыли (предпринимательского дохода). Однако ориентация на достижение коммерческого успеха не является самодовлеющей целью в современном бизнесе.

Субъекты предпринимательской деятельности преследуют одновременно несколько основных целей. Наряду с извлечением прибыли для них принципиальное значение приобретает также вопрос о создании собственного дела (бизнеса), в рамках которого осуществляется производство товаров, выполнение работ, оказание услуг. Операции являются элементами более высоких уровней поведения (например, управление производством). В реальной жизни существует тесная связь и взаимообусловленность между различными элементами человеческой деятельности. Так, одно и то же действие может входить в качестве элемента в разные операции. И наоборот, одна и та же операция может быть совершена разными действиями.

В экономической науке не существует общепринятого определения предпринимательства. Ученые-экономисты выделяют такие основные признаки предпринимательской деятельности, как предприимчивость, самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, их активность. Некоторые исследователи указывают на поиск в качестве характерного свойства предпринимательства.

Предпринимательство - особый тип экономического мышления, характеризующийся совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений. Главное место здесь принадлежит личности предпринимателя. Его должны отличать особый склад ума, воля к победе, желание борьбы, творческий характер труда.

1.2 Налогового регулирования предпринимательской деятельности

Налоговое регулирование - меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан по ставкам, устанавливаемым законодательством. Объективными предпосылками возникновения налогов являются не только появление товарного производства и разделение общества на классы, но и государство, так как именно с возникновением государства появились расходы на содержание армии, судов, аппарата чиновников и другие расходы, на покрытие которых требовались соответствующие финансовые средства.

Таким образом, суть налогов в практическом значении сводилась к взиманию средств у хозяйствующих субъектов и граждан в государственную "казну" с целью их дальнейшего распределения на нужды государства. Но если сначала налоги носили чисто фискальный характер, то есть являлись основным источником формирования финансовых ресурсов государства, то впоследствии, с тех пор как государство решило принимать активное участие в организации хозяйственной деятельности страны, понятие распределительной функции налогов значительно расширилось и приобрело регулирующее свойство.

Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах:

1. отсрочка налогового платежа;

2. инвестиционный налоговый кредит;

3. налоговые каникулы;

4. налоговая амнистия;

5. налоговые вычеты;

6. выбор и установление налоговых ставок;

7. международные договоры об избежание двойного налогообложения.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии особых оснований на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Если во втором и третьем случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией, то при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сумма кредита не может быть более 30% от стоимости приобретенного организацией для этих целей оборудования. Это довольно-таки слабо согласуется с возможностями предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите.

Налоговые каникулы - предоставляемый законодательством срок, в течение которого налогоплательщику разрешено не уплачивать налоги.

Налоговой амнистией называется ряд мероприятий по предоставлению налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные налоговым законодательством сроки платежей.

Как правило, для налоговой амнистии характерны следующие признаки:

Одномоментность, то есть государство предоставляет право легализовать свои доходы единоразово и за определённый промежуток времени.

Цель налоговой амнистии состоит не в пополнении бюджета, а в переходе на правовую базу в отношениях налогоплательщиков и государства.

Для проведения налоговой амнистии должны существовать объективные предпосылки, как правило это несовершенство налоговой системы за тот период когда проводится налоговая амнистия.

Легализация собственности за которую уплачен налог и отказ государства от правового преследования нарушителей.

Одним из социально значимых методов налогового регулирования являются налоговые вычеты, которые могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами. Глава 23 части II Налогового Кодекса РФ, который начинает действовать с 1 января 2001 года, посвящена налогу на доходы физических лиц. Налоговые вычеты по этому налогу подразделяются на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Необходимо заметить, что перечень и суммы вычетов по налогу на доходы физических лиц значительно увеличились по сравнению с вычетами из совокупного годового дохода, исчисляемого для определения подоходного налога с физических лиц, который и заменит налог на доходы физических лиц.

Содержание, задачи и инструменты налогового регулирования

Налоговое регулирование активно используется государством в решении задач социально-экономического развития общества и выступает составной частью налоговой политики, которая в свою очередь подчинена задачам экономической государственной политики. В XX—XXI вв. сформировалась практика налогового регулирования, которая дала значимые результаты в области государственной поддержки инновационного развития экономики, формирования благоприятного инвестиционного климата, развития малого предпринимательства, решения социальных задач и др. Вопросы повышения эффективности налогового регулирования актуальны и для Российской Федерации.

Налоговое регулирование относится к косвенным методам государственного воздействия на социально-экономическое развитие общества. В основе налогового регулирования, как и других косвенных методов государственного влияния, лежит воздействие на экономические интересы хозяйствующих субъектов. Экономическая природа налогов создает основу для использования их в качестве стимула предпринимательской деятельности.

Налоговое регулирование непосредственно связано с экономической природой налогов. Обязательность уплаты налогов, которая предопределена их законодательным характером, а также индивидуальная безвозмездность налогов — это лишь форма проявления экономической сути. Налоги — это не просто вид финансового платежа, посредством которого осуществляется законодательное изъятие части дохода хозяйствующего субъекта. За уплатой налогов скрываются экономические отношения, а именно отношения перераспределения ВВП. Налоги — это отношения, которые возникают между государством и налогоплательщиками (хозяйствующими субъектами) по поводу перераспределения ВВП с целью формирования доходной части бюджета. Внутренний валовой продукт создается хозяйствующими субъектами, а государство в силу закона изымает определенную его часть для формирования государственных финансовых ресурсов. Результаты такого рода изъятия неоднозначны как для налогоплательщиков, так и для государства.

При поверхностном взгляде создается впечатление, что налоговые отношения порождают лишь противоречие интересов государства и налогоплательщиков. Налогоплательщик стремится к сохранению созданного им дохода, который он может по собственному усмотрению использовать как на потребление, так и на сбережение, инвестирование. При этом бизнес сам определяет пропорции распределения дохода на потребление и инвестирование. Налогоплательщик рассматривает налоги как узаконенное изъятие своего дохода, определенное нарушение своих прав собственности. Кроме того, для налогоплательщика налоги выступают законодательно установленным расходом, который, в отличие от других видов обязательных платежей, непосредственно не вытекает из самого воспроизводственного процесса. В такой ситуации у налогоплательщика рождается естественный интерес снижения таких "неестественных" с его точки зрения расходов. Налогоплательщиками разработан целый арсенал инструментов реализации своего экономического интереса по снижению объемов налоговых платежей, которые носят как легитимный (налоговое планирование, налоговая оптимизация), так и нелегитимный характер (уклонение от налогов, уход от налогов, обход и минимизация налогов).

Экономический интерес другого участника налоговых отношений (государства) заключается, казалось бы, в постоянном увеличении налогов для формирования все больших объемов государственных доходов. Однако более пристальный взгляд на налоговые отношения позволяет увидеть иной расклад интересов участников налоговых отношений. С одной стороны, государство далеко не всегда может получить желаемый финансовый эффект от увеличения налогов. При неумелом наращивании налоговой нагрузки на экономику государство будет нести ощутимые как финансовые, так и экономические потери. С другой стороны, и налогоплательщик как хозяйствующий субъект может получить экономический выигрыш от увеличения налогов.




Первое утверждение вряд ли вызывает возражение. Со второй половины XX в. широко известна даже среди неспециалистов кривая Лаффера, которая демонстрирует зависимость между ростом налоговой нагрузки и объемами доходной части бюджета. Результаты научных исследований этого американского ученого позволяют говорить о том, что чрезмерная налоговая нагрузка ведет к снижению темпов экономического роста, к усилению кризисных явлений в экономике. В определенной ситуации необоснованная налоговая нагрузка может вызвать рецессию производства.

Важным направлением американской неолиберальной школы стала разработанная в 1980-х гг. А. Лаффером, М. Фелдстайном, М. Бернсом, Р. Риганом теория экономики предложения. Ее основоположники, как и все экономисты неолиберального толка, выступают против активной роли государства в регулировании экономики. Государственное регулирование, по их мнению, выглядит неизбежным злом, которое снижает предпринимательскую инициативу и эффективность самого предпринимательства. Основные рецепты данной теории сводятся к следующему.

1. Всемерное снижение уровня налоговой нагрузки для стимулирования экономического роста. Американский экономист А. Лаффер на основе эмпирических исследований показал зависимость между ставками налогов, доходами бюджета и налоговой базой. Им был сделан вывод о том, что уровень налогов достиг критического значения, при котором они стали препятствовать экономическому росту. Налоговые реформы в США конца 1970-х — начала 1980-х гг. во многом были осуществлены на основе концептуальных выводов А. Лаффера. Ставки налогов были резко снижены в надежде на то, что возросшие деловая активность и интенсивность труда компенсируют потери налоговых доходов. В результате проведенных реформ не было зафиксировано весомого роста доли личных сбережений или предложения труда. Однако федеральные налоговые доходы сократились, а вследствие этого федеральный бюджет, сбалансированный в 1979 г., в 1983 г. характеризовался беспрецедентным дефицитом в 200 млрд долл.

2. Приватизация большей части государственных предприятий, что позволит не только получить дополнительные средства в бюджет от продажи этих предприятий, но и повысит поступления налоговых платежей от них в результате роста эффективности деятельности приватизированных предприятий. Сокращение государственного сектора должно привести к росту конкуренции, а значит, и к повышению качества продукции, к росту конкурентоспособности национальной экономики.

3. Следует снижать бюджетные расходы и бюджетный дефицит, в первую очередь, за счет сокращения финансирования социальных программ.

Недоумение может вызвать положение о возможном экономическом выигрыше налогоплательщика при росте налогов. Однако парадоксальность данного положения мнимая. Мобилизованные государством посредством налогов доходы бюджета используются для финансирования производства разнообразных публичных благ. Практически все публичные блага в той или иной мере удовлетворяют потребности бизнеса, способствуют его устойчивому развитию. Национальная оборона, правопорядок, судебная система обеспечивают сохранность бизнеса. Государственное финансирование образования, здравоохранения, культуры позволяет бизнесу получить доступ к трудовым ресурсами необходимого уровня качества. Создание за счет бюджетных средств современной инфраструктуры, развитие фундаментальной науки во многом обеспечивают жизнеспособность современного бизнеса и потенциал его дальнейшего развития. Перечень примеров может быть продолжен самим читателем. Следует обратить внимание на то, что именно концентрация финансовых ресурсов в бюджете государства с их последующим распределением обеспечивает синергетический эффект необходимых для развития бизнеса потребностей, таких как безопасность, инфраструктура, наличие фактора труда и его качество, научные разработки и пр.

У государства есть выбор инструментов социально-экономической политики. Наряду с применением налоговых льгот и освобождений (косвенным субсидированием) могут осуществляться программы расходования бюджетных средств (прямое субсидирование). Так, поддержка организаций, осуществляющих инновационную деятельность, может одновременно осуществляться через выделение субсидий и предоставление определенных налоговых льгот (например, освобождение от уплаты НДС, применение повышающих коэффициентов при начислении амортизации и пр.).

В то же время (и часто как раз в связи с тем, что в рамках программ расходования бюджетных средств возможно точечное определение объекта и соответственно адресное предоставление средств) прямое субсидирование характеризуется неполным покрытием и большей избирательностью, чем стимулирование через налоговую систему. Государственное регулирование имеет более прямой и быстрый эффект, чем регулирование через налоговые льготы, потому что прямо и непосредственно воздействует на соответствующий объект; в обычной практике может реализовываться исполнительной властью без одобрения законодательной и, таким образом, является наиболее оперативным способом реагирования. В табл. 1 дано сравнение положительных и отрицательных черт косвенного регулирования экономики посредством налоговых льгот.

Таблица 1. Позитивные и негативные последствия налогового регулирования

Косвенное регулирование (через налоговые льготы)
Плюсы Минусы
Способ уменьшения роли государства в экономике Суммы, выпадающие из сферы бюджетного контроля, контролируются менее жестко, чем прямые расходы. Однако ставится под удар основная функция налоговой системы по сбору доходов, распределению бюджетных средств, оказанию общественных услуг
Налоговые льготы по общему правилу не могут иметь индивидуальный характер
Снижение бюджетных расходов Часто бюджетный эффект от предоставления той или иной налоговой льготы оценивается только на стадии ее введения, впоследствии же величина соответствующих потерь доходов бюджета не отслеживается, а эффективность достижения цели, для которой льгота предоставлялась, не анализируется (не тщательно анализируется)
Оптимизация встречных финансовых потоков Наиболее эффективно при условии стабильности и долговременности используемых схем и механизмов (о чем сложно судить в условиях частых изменений в налоговом законодательстве)

Налоговое регулирование выступает неотъемлемой частью налоговой политики государства. В соответствии с определением В. Г. Панскова налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения ресурсов. При проведении налоговой политики государство преследует определенные цели, которые отражают функции налогов. Фискальные цели налоговой политики состоят в обеспечении потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также выполнении соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций. Экономические и социальные цели налоговой политики государства отражают регулирующую функцию налогов и достигаются посредством налогового регулирования. Посредством налогового регулирования обеспечиваются экономический рост и конкурентоспособность национальной экономики, а также осуществляются регулирования доходов населения, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства.

Цели налоговой политики, в том числе налогового регулирования, не являются абстрактным понятием. Они всегда конкретны для каждой страны и для каждого периода развития, так как формируются под воздействием ряда факторов: уровня развития экономики в целом, уровня развития налоговой системы, экономической и социальной ситуации в стране, расстановки политических сил в обществе. Поставленные цели реализуются через совокупность задач, которые также соответствуют конкретной социально-экономической и политической ситуации в стране. Задачами налоговой политики могут быть:

• проведение налоговой реформы;

• снижение бюджетного дефицита;

• обеспечение конкурентоспособности национальной экономики;

• формирование благоприятного налогового климата в стране;

• развитие налогового администрирования. Посредством налогового регулирования решаются такие задачи, как поддержание темпов экономического роста; решение задач социальной политики; сглаживание дифференциации доходов различных групп населения; стимулирование развития отдельных регионов; стимулирование развития отдельных сфер экономики (инновационная деятельность, энергоэффективное производство, малый бизнес и др.).

Практическая реализация налогового регулирования осуществляется государством посредством конкретных налоговых инструментов. К инструментам налогового регулирования относятся: состав налогов, взимаемых в стране, величина налоговых ставок, налоговые льготы.

Зарубежная практика предоставления налоговых льгот показывает, что к настоящему времени устоялся набор конкретных видов налоговых льгот, используемых в целях стимулирования социально-экономического развития. Направления налогового стимулирования и соответствующий им инструментарий также стандартен. Вместе с тем в зависимости от приоритетов в экономическом развитии и конкретных задач государственной политики формы налоговых льгот могут отличаться от страны к стране, делая их применение более эффективным.

Читайте также: