Фирмы по налоговым консультациям

Опубликовано: 12.05.2024

Налоговое консультирование: новая эпоха?

НК РФ – это один из рекордсменов среди кодексов по частоте вносимых изменений. Общая часть НК РФ действует с 1 января 2000 года, и за это время поправки вносились в нее более 200 раз. Одно это уже затрудняет исчисление налогов – но налоговый закон к тому же и сформулирован непросто.

Поэтому услуги налоговых консультантов, помогающих разобраться в хитросплетениях налоговых норм, весьма востребованы – особенно бизнесом. Конечно, сегодня специальный правовой статус налоговых консультантов в законе не закреплен, однако эта отрасль консалтинга уже давно и успешно развивается. Обычно в качестве налоговых консультантов выступают адвокаты (или, как уточняют они сами, "налоговые адвокаты"), юрисконсульты, не имеющие адвокатского статуса, либо экономисты.

Сегодня у таких специалистов есть возможность подтвердить свою компетентность путем сдачи квалификационного экзамена в Палате налоговых консультантов и получить соответствующий аттестат. На сегодняшний день выдано более 10 тыс. квалификационных аттестатов по специальности "Консультант по налогам и сборам".

В конце мая в Госдуму поступил законопроект "О налоговом консультировании" (далее – Законопроект), закрепляющий основы правового статуса налоговых консультантов и правила оказания ими услуг 1 . Посмотрим, как предлагается урегулировать уже сложившиеся отношения и что по этому поводу думают эксперты.

Налоговые консультанты – кто они?

Несмотря на довольно развитый рынок налогового консалтинга, в договоре на оказание услуг или трудовом договоре все же редко фигурируют такие стороны, как "налоговый консультант" или "работник-налоговый консультант". Чаще заключается обычный договор оказания услуг, в котором налоговый консультант поименован как "исполнитель". Но бывают и исключения, когда один из контрагентов назван именно налоговым консультантом (постановление ФАС Поволжского округа от 8 июля 2011 г. № Ф06-5329/11 по делу № А65-8463/2009, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2012 г. № 11АП-12210/12 по делу № А55-17726/2011).

В судебной практике вместо привычного "представитель по доверенности" встречается даже "налоговый консультант по доверенности" – правда, это единичный случай (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2012 г. № 19АП-2991/12 по делу № А35-12334/2011).

Сегодня профессионал может получить статус налогового консультанта, успешно завершив образовательные курсы при Палате налоговых консультантов. Однако в настоящее время этот статус государством не признается. Аттестат налогового консультанта, конечно, играет определенную роль – но только как конкурентное преимущество на рынке юридических услуг или актив соискателя при трудоустройстве.

Кроме того, статус налогового консультанта может использоваться в качестве доказательства обоснованности судебных расходов на квалифицированную юридическую помощь (постановление ФАС Поволжского округа от 28 апреля 2011 г. № Ф06-2759/11 по делу № А65-19019/2010).

Сегодня суды не воспринимают налоговых консультантов как самостоятельных субъектов правоотношений. К примеру, налогоплательщик не может сослаться на то, что о какой-то норме он узнал только из заключения налогового консультанта – ведь по закону налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять налог (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2014 г. № 18АП-591/14 по делу № А07-11599/2013).

Законопроект предлагает придать статусу налоговых консультантов официальный характер: после успешной сдачи квалификационного экзамена компетенция специалиста будет официально подтверждена аттестатом. К сдаче экзамена, который проводит сегодня Палата налоговых консультантов, сегодня готовят 80 вузов по всей стране по единой программе. В каком порядке будет проходить обучение налоговых консультантов и кому по новому закону будут сдавать экзамен претенденты – пока непонятно.

Предполагается, что статус налогового консультанта может приобрести и штатный сотрудник организации. В этом случае закон о налоговом консультировании будет распространяться на него в полной мере.

Если профессионала не обладает официальным статусом налогового консультанта, то практиковать ему никто не запретит – однако он будет лишен возможности называть себя "налоговый консультант" (для организаций – "налоговая консультация").


Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского городского отделения "ОПОРА России", владелец консалтинговой компании "Green Group":

"По большому счету, данный законопроект никакого регулирования не осуществляет, а только предлагает консультантам на добровольной основе объединиться в СРО, чтобы сохранить (или приобрести) в названии организации словосочетание "налоговый консультант". Конечно, в зависимости от размеров взносов, которые будут установлены, организации смогут нивелировать свою имущественную ответственность за счет фонда, собранного СРО. Иных "бонусов" для налоговых консультантов законопроект не предполагает, за исключением, может быть, недопущения изъятия предметов и документов, кроме как в рамках УПК РФ (хотя, предпочтительно было бы, по решению суда).

С другой стороны, развитию рынка налогового консультирования может помешать тот факт, что органом, регулирующим их деятельность, будет Минфин России. Вероятно, налоговые консультанты будут вынуждены давать консультации, так или иначе поддерживающие мнение ведомства, тогда как налогоплательщики часто оспаривают действия налоговиков, основанные на письмах Минфина России"

Объем услуг

Конечно, налоговые консультации будут основным видом деятельности налоговых консультантов. Кстати, в Законопроекте они прочно увязаны с составлением заключения по итогам консультации – поэтому пока неясно, можно ли будет консультировать устно.

Перечень услуг налоговых консультантов открытый – на это указывают слова "в частности" перед перечислением видов услуг (ч. 1 ст. 1 Законопроекта).

Конфиденциальность

Многие потенциальные клиенты налоговых консультантов опасаются, что сведения о налоговых правонарушениях или содержание консультации станет известным налоговой инспекции.

Кстати, суды вполне ожидаемо не принимают в качестве доказательств ничем не подтвержденные сведения, полученные от налоговых консультантов в настоящее время (постановление ФАС Центрального округа от 3 мая 2006 г. № А48-401/02-16к). Однако если статус налогового консультанта станет официальным, все может измениться.

Еще один нехороший вариант развития событий – это "утечка" сведений, составляющих коммерческую тайну клиента, к конкурентам.

Законопроект закрепляет тайну налогового консультирования (п. 3 ч. 2 ст. 5, ст. ст. 7-8), причем не только для налоговых инспекций, а для всех третьих лиц, и относит к ней в том числе производственную и коммерческую тайну. Но предусмотрены и исключения: под режим тайны не попадет информация о факте заключения договора, его цене, а также те сведения, которые клиент обнародовал сам или дал на это согласие.

Правда, ответственность за нарушение обязанности хранить тайну налогового консультирования не предусмотрена. Если провести аналогию с аудиторами, то можно увидеть, что у них такая ответственность есть, и ее объем ограничен убытками, которые понес клиент вследствие разглашения аудитором своего ноу-хау третьим лицам (ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").

Контроль качества и ответственность

Аттестат налогового консультанта должен подтверждать соответствующую квалификацию, и Законопроект предусматривает следующие гарантии качества услуг налоговых консультантов:

Обязательное повышение квалификации (ч. 3 ст. 5 Законопроекта). Минимальное количество учебных часов установлено в размере 72 часов за два года. Кстати, это меньше, чем минимальная программа повышения квалификации аудиторов (не менее 120 часов за три года) (ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"). В итоге, аудиторы должны обучаться как минимум 40 часов в год, а налоговые консультанты – 36.

Контроль качества (ст. 20 Законопроекта). Интересно, что предусмотрено два вида контроля: внутренний (силами СРО) и внешний (проводимый ФНС России).

Причем периодичность плановых проверок установлена только для первого вида контроля: не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год. Основание для внеплановой проверки, как обычно, – жалоба клиента.

Последствия внешней проверки, в ходе которой были выявлены нарушения требований закона о налоговом консультировании, профессионального стандарта или кодекса этики, могут быть весьма серьезными – вплоть до исключения из СРО. Из более мягких мер реагирования – приостановление членства в СРО, предписание об устранении нарушения и предупреждение.

Имущественная ответственность за некомпетентную консультацию (ст. 17 Законопроекта). В случае, если рекомендации налогового консультанта оказались некачественными, он обязан возместить клиенту убытки в размере штрафа и пени, взысканных налоговиками. Это распространяется и на те случаи, когда консультант утверждал, что ответственность за то или иное нарушение не установлена.

С дополнительной гарантией возмещения убытков со стороны СРО сложнее. С одной стороны, СРО даже не может быть включена в реестр СРО, если не подтвердит возможность обеспечения дополнительной имущественной ответственности (п. 3 ч. 2 ст. 15 Законопроекта).

С другой стороны, в ч. 2 ст. 17 Законопроекта предусмотрено, что СРО вправе (а не обязана) применять меры имущественной ответственности, предусмотренные законом о СРО (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315). И это еще больше запутывает ситуацию: указанный закон предусматривает два способа обеспечения имущественной ответственности членов СРО: страхование их ответственности либо формирование компенсационного фонда за счет взносов членов СРО. А Законопроект говорит только о второй возможности (абз. 5 ст. 2).


Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского городского отделения "ОПОРА России", владелец консалтинговой компании "Green Group":

"Имущественная ответственность определяется как пени и штрафы, начисленные консультируемому лицу вследствие некачественной налоговой консультации. Данный механизм, по сути, уже применяется подавляющим количеством компаний, профессионально занимающихся данным видом деятельности.

Особый интерес представляет формулировка п. 1 ст. 17 законопроекта о моменте наступления ответственности налогового консультанта: "Налоговый консультант, налоговая консультация несут имущественную ответственность в размере сумм санкций и пени, вмененных консультируемому лицу вступившим в законную силу решением о привлечении (отказе в привлечении) консультируемого лица к ответственности за совершение нарушения законодательства или вступления в законную силу судебного акта, признавшего законность такого решения".

Между вступлением решения налогового органа в законную силу и вступлением в законную силу решения суда по этому делу (после прохождения трех инстанций) проходит срок не менее одного года, а часто и гораздо больше. В связи с этим порядок определения момента наступления ответственности налогового консультанта крайне важен, и, как видится мне, автор законопроекта оставляет этот момент на усмотрение сторон (то есть, как будет прописано в договоре)."

Шанс на жизнь

В основном услугами налоговых консультантов сегодня пользуются предприниматели – как малый бизнес (у которого не всегда есть возможность содержать штатного бухгалтера и юриста), так и крупные организации (для разрешения сложных вопросов налогообложения). Обычные граждане — очень редко, в том числе и из-за стоимости услуг хорошего консультанта. Разработчики Законопроекта прекрасно это понимают, отмечая в пояснительной записке, что физические лица "могут быть не осведомлены о существовании налогового консультирования как такового".

Это подтверждают и результаты опроса пользователей нашего портала. На вопрос о том, будут ли они пользоваться услугами профессионалов в сфере налогов, 9% респондентов задали встречный вопрос: "А кто это?". Да и вообще, в целом отношение к институту налогового консультирования у россиян пока настороженное, а нередко и отрицательное.

Между тем, популярность налоговых консультантов в скором будущем может возрасти – ведь с 1 января 2015 года у граждан появится обязанность по извещению налоговых органов об имеющемся имуществе, если не пришла налоговая декларация (Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

53% респондентов одобряют введение института налоговых консультантов.

Сколько будут стоить услуги налоговых консультантов, пока сказать сложно. Скорее всего, расценки сохранятся на нынешнем уровне, потому что формулы расчета стоимости налоговой консультации Законопроект не предусматривает.

В ходе обсуждения Законопроекта неоднократно предлагалось закрепить некоторые преимущества для клиентов аттестованных налоговых консультантов: например, продлить срок предоставления налоговой декларации или вообще освободить их на какое-то время от налоговых проверок. Однако итоговый вариант Законопроекта таких стимулов не содержит.

Правда, не все специалисты соглашаются с их необходимостью. Так, председатель комитета по налогам Московского городского отделения ОПОРЫ РОССИИ Сергей Зеленов уверен: "Налогоплательщики не должны находиться в неравных условиях в зависимости от того, какая компания их обслуживает, и обслуживает ли вообще".

Трудно спрогнозировать, каким будет закон о налоговом консультировании, когда его примут в окончательном виде. Это как раз тот случай, когда правоотношения не создаются государством "с нуля", а появляются в результате урегулирования уже сложившихся отношений. Поэтому хочется, чтобы законодатель принял во внимание положительный опыт, уже наработанный профессионалами и Палатой налоговых консультантов.

Документы по теме:

1 С текстом законопроекта № 525626-6 "О налоговом консультировании" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

От налоговых органов требования, сообщения и уведомления сыплются как из рога изобилия, заставляя нервничать любого руководителя и собственника. Ответы на бесконечные запросы отнимают значительное время у бухгалтерии. Но самое главное при этом - большинство таких «писем счастья» являются незаконными и направляются с существенным превышением должностных полномочий.

Налоговые консультанты «Бухгалтерия+» сразу опредяляют законность требований, готовят обоснованные отказы в их исполнении, избавляя от необходимости направлять документы в инспекцию, и дают рекомендации по составу и объему минимального пакета документов в редких законных случаях.

ПОЧЕМУ СВОЙ БУХГАЛТЕР - НЕ ПОМОЩНИК

По опыту работы налоговых консультантов «Бухгалтерия+» подавляющее большинство писем, поступающих из налоговых органов, являются незаконными - вплоть до 90%! Налоговый кодекс предусматривает очень ограниченный перечень оснований для истребования документов, пояснений и информации. В стремлении получить от налогоплательщиков интересующие документы и сведения инспекции не стесняются под видом обоснованных сообщений и уведомлений требовать от организаций и индивидуальных предпринимателей такие документы и инфомрацию, на получение которых на самом деле не имеют права.

Полученные от организаций и ИП документы используются затем инспекторами для подготовки к проведению выездных налоговых проверок, особенно популярных в последнее время тематических выездных проверок, давлению на предпринимателей с целью «добровольного» уточнения ими своих налоговых обязательств. Такие документы могут быть в неофициальном порядке переданы правоохраничельным органам по особо несговорчивым налогоплательщикам. Учитывая высокий уровень коррупции, не исключено, что истребование документов и большого объема конфиденциальной информации делается в интересах коммерческих заказчиков-конкурентов.

Это неудивительно, поскольку курс налогового права отсутствует в программе обучения бухгалтеров, а опыт работы в 2-3 организациях в качестве главного бухгалтера и использование «рекомендаций» (из разряда «подслушала на рынке») из некоторых популярных у бухгалтеров изданий не дает полного понимания и широкого опыта во взаимодействии с налоговыми органами. Бухгалтеры готовы предоставить и часто предоставляют инспекциям по незаконным запросам тьму документов, относящихся к коммерческой тайне организации, по принципу «лишь бы отстали». Такой подход очень распространен и среди аутсорсинговых организаций, предлагающих услуги по ведению бухгалтерского учета.

ЛИЧНЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОНСУЛЬТАНТ - «БУХГАЛТЕРИЯПЛЮС»

В подобных обстоятельствах актуальным для бизнеса любого размера становится активное взаимодействие с налоговыми консультантами. Содержать в штате собственного квалифицированного налогового консультанта часто является дорогим удовольствием. Компания «Бухгалтерия+» предлагает воспользоваться услугой «Налоговый консультант» на абонентской или разовой основе, которая включает:

  • анализ требований, сообщений, уведомлений и иных писем налоговых органов на соответствие их налоговому законодательству;
  • подготовку обоснованных отказов в исполнении незаконных требований;
  • рекомендации по представлению минимального допустимого количества документов и информации по законным требованиям, помощь в их подготовке;
  • устные и письменные консультации налоговых специалистов;
  • предоставление информации из сервиса проверки контрагентов.

Для штатных бухгалтерий услуга может быть расширена и на другие аспекты взаимодействия с налоговыми органами:

  • в вопросах возврата и зачета излишне уплаченных (взысканных) налогов, взносов. пеней, штрафов, уточнения платежей;
  • оспаривания незаконных действий (бездействий) со стороны должностных лиц инспекций (требований об уплате, решений о взыскании, решений о приостановлении операций по счетам, уведомлений в возрате (зачете), актов и решений по результатам проверок или составленных в отношении отдельных нарушений налогового законодательства;
  • анализа карточек расчетов с бюджетом (КРСБ, выписок).

Консультация по вопросам налогового права

Юридическая компания «Центральный округ» предлагает свои услуги по консультированию субъектов предпринимательской деятельности по вопросам применения налогового законодательства. В частности, мы консультируем по вопросам:

  1. налогообложения по всем видам налогов и сборов
  2. прав и обязанностей налогоплательщика в ходе камеральных и выездных налоговых проверках
  3. защиты при административном оспаривании решений налогового органа
  4. судебного обжалования результатов налоговой проверки

Почему выбирают нас




изучаем вашу ситуацию и определяем перспективы спора




Цены на услуги

Устраним неприятности



  1. Юридическая компания «Центральный округ» имеет значительный опыт в налоговых спорах, что позволяет принимать обдуманные решения и разрабатывать оптимальные варианты для получения положительного результата.
  2. Ежедневно специалисты Центрального округа представляют интересы своих клиентов в налоговых спорах как досудебном, так и судебном порядке.
  3. Принцип оплаты услуг «по результату» определяет у юристов Центрального округа не меньший чем у клиента интерес в достижении необходимого результата в суде
Заказать консультацию

Без квалифицированной юридической поддержки вы рискуете:


    Нести уголовное риски за ненадлежащее исполнение налоговых обязательств

Более чем реальные уголовные риски за нарушение налогового законодательства.

  • Проиграть дело в налоговых органах и в суде

Даже в 100% выигрышной ситуации проиграть дело только лишь потому, что не совершили необходимые процессуальные действия.

Лишиться части оборотных средств

По решению налогового органа «спорные» налоговые обязательства могут быть списаны с вашего счета на уплату налогов в бюджет всех уровней.

Понести несопоставимые расходы на восстановление своих прав

Понести несопоставимые с первоначальными расходами на консультирование и первичное представительство в налоговых органах, затраты на оспаривание в вышестоящих инстанциях принятых против вас судебных актов.

Как мы достигаем успеха

Мы бесплатно проводим экспресс-анализ и определяем перспективы

Запрашиваем необходимые документы и информацию

Изучаем судебную практику и формируем правовую позицию

Готовим все необходимые процессуальные документы

Осуществляем необходимое взаимодействие с экспертами и специалистами

Представляем интересы клиента в налоговом органе и в суде

Нас рекомендуют


















Юридическая справка

Налоговые консультации

Консультации по налогам для юридических лиц

Налоговое законодательство быстрее всех других правовых отраслей подвергается изменениям. Новшества в нем появляются ежемесячно. Все преобразования в данной сфере обычно лишь ухудшают положение плательщиков налогов. И даже регулярные изменения в налоговых нормах не становятся сдерживающим фактором возникновения множества правовых пробелов.

Существует мнение, что пробелы в налоговом законодательстве, ошибки часто возникают из-за того, что Минфин РФ, налоговая служба не всегда дают адресные комментарии и разъяснения по тем или иным вопросам. Кроме этого, вышеуказанные письма и разъяснения нельзя назвать универсальным инструментом, который можно использовать в качестве защитного аргумента в налоговых спорах. Через пару лет после появления новой нормы можно сделать вывод о наличии более информативной судебной практики по этому вопросу для анализа налоговых рисков. Однако большинство вопросов начинают появляться после начала использования новых норм, по которым еще нет судебной практики, официальных разъяснений от государственных органов.

Как снизить налоговые риски

Реальная ситуация по большому количеству старых норм налогового законодательства регулярно изменяется. Существует определенный список слабых мест каждого бизнеса, которые нуждаются в постоянной и серьезной проверке.

Как и раньше сегодня можно назвать следующие сложные вопросы:

  • Получение рассрочки, отсрочки по оплате налога.
  • Зачет и возврат уплаченных раньше налогов.
  • Доказательство экономической обоснованности затрат для налога на прибыль.
  • Специальные правила формирования и выплаты налога на прибыль. Особенно это касается работы с ценными бумагами, инструментами оперативных сделок, НИОКР, комиссионными договорами, соглашениями страхования и агентирования, партнерами из зарубежных стран.
  • Получение вычетов налогов по НДС, особенно в комиссионных, арендных договорах, соглашениях агентирования и передачи прав, во время приобретения прав на земельный участок, в таможенных отношениях.
  • Использование льготных ставок по НДС.
  • Использование вычетов по НДФЛ, особенно по транзакциям, связанным с имущественными правами, ценными бумагами.
  • Применение особых налоговых режимов: ЕСН, УСН, ЕНВД, ПСН, системы налогообложения, используемой во время реализации договора о разделе продукции – границы возможного использования, возможности для дифференциации различных режимов одного бизнеса.

Наверное, вы заметили наличие одной из описанных проблем в своей фирме.

Услуги консультации по налоговым рискам

Проверьте свой бизнес. Уже могла возникнуть ситуация, когда прошлые решения начали противоречить новым нормам, судебной практике.

Самостоятельно решить вопрос с ФНС с результатом удается далеко не всегда, ведь для этого потребуются знания, умение общаться со служащими государственных структур. Иногда попытавшись решить возникший вопрос своими силами, можно только усугубить положение. Лучше доверить решение проблемы профессионалам и заказать юридическую консультацию по налогам.

Консультация для организаций проводится по следующим вопросам:

  • по проводимым налоговым органом проверкам;
  • по оспариванию результатов проверок в судебном порядке;
  • по оптимизации налогообложения и планированию;
  • по отдельным режимам налогообложения;
  • минимизация налогового риска;
  • по применяемым ставкам, коэффициентам;
  • по любым иным налоговым вопросам, не включенным в данный перечень.

Физическим лицам могут потребоваться консультации по следующим вопросам:

  • порядок получения вычета по НДФЛ;
  • порядок уплаты транспортного, имущественного, земельного налога, а также НДФЛ;
  • проверка обоснованности, начисленных налоговым органом штрафов и пени.

Вам нужно получить профессиональную налоговую консультацию по определенным вопросам? Опытные и компетентные специалисты нашей организации оперативно предоставят верный ответ налогоплательщику на любой вопрос, помогут отстоять интересы при возникновении конфликта с налоговыми инстанциями до начала суда, во время судебного процесса.

Вопрос выбора налогового консультанта, способного предложить оптимальное решение «цена-качество», всегда актуален.

При принятии решения о выборе налогового консультанта можно выделить следующие области неэффективности:

  • клиент переплачивает за решение простых или типовых задач, работая со специалистами с избыточными компетенциями;
  • клиент привлекает для решения сложной задачи налогового консультанта без опыта оказания определенных услуг или без достаточного знания отрасли клиента, в результате чего мнения консультанта может быть ошибочным (иначе говоря, клиент получает услуги ненадлежащего качества).
Чтобы избежать таких ситуаций, нужно корректно соотносить тип задачи, стоящей перед компанией-клиентом, и требования к квалификации и опыту налогового консультанта. Расскажем, как это сделать.

Какую задачу решает налоговый консультант?

Привлекая внешних налоговых консультантов, компании решают два вида задач:

  • Рутинные задачи – обеспечение качественного выполнения рутинных процедур (таких как расчет, начисление и уплата налогов, подготовка налоговой отчетности);
  • Мозговые задачи – выражение мнения в отношении налоговых последствий тех или иных хозяйственных операций и помощь с решением сложных вопросов применения налогового законодательства.
Первый вид задач решают проекты налогового комплаенса, а второй – налогового консультирования. Налоговый комплаенс и налоговое консультирование различаются не только по характеру решаемых задач, но и по требованиям к специалистам, а также по уровню их почасовых ставок (см. Таб.1).

Таблица 1. Классификация налоговых услуг



СОВЕТ: составляйте отдельный бюджет на решение задач в области налогового комлаенса и налогового консультирования, имейте в виду, что далеко не всегда компания-провайдер услуг налогового комплаенса может оказать качественные консультационные услуги и наоборот - компания, которой вы доверяете оказание услуг по налоговому консультированию, может быть не самым лучшим провайдером услуг налогового комплаенса.

Когда знание отраслевой специфики клиента критично?

Знание отрасли может иметь критически важное значение для выражение мнения по налоговым вопросам в том случае, если для бизнеса клиента характерны те хозяйственные операции и бизнес-процессы, которые являются источниками отраслевой специфики. К примеру, в различных отраслях могут существенно отличаться взаимодействие с покупателями (фармацевтика, продажа товаров населению), ценообразование (естественные монополии иные отрасли с регулированием цен на государственном уровне), процесс создания добавленной стоимости (промышленное производство, добыча и переработка полезных ископаемых) и др.

Однако в некоторых случаях отраслевая специфика оказывает на деятельность компании-клиента минимальное влияние. Для работы с такими компаниями налоговые консультанты должны скорее понимать особенности определенных бизнес-процессов, нежели чем специфику отрасли. Например, стартап в области информационных технологий будет иметь схожие налоговые риски и расходы, что и стартап занимающийся разработкой новой технологии добычи полезных ископаемых.

СОВЕТ: прежде чем ограничивать круг компаний, с которыми вы готовы работать по налоговым вопросам, теми, кто имеет существенный опыт работы с клиентами в вашей отрасли, оцените оказывает ли отраслевая специфика существенное влияние на бизнес вашей компании и (или) анализируемой хозяйственной операции (процесса).

Как выбрать фирму-консультанта?

Налоговый консультант, способный оказать услугу надлежащего качества, должен обладать комбинацией компетенций, как в области налогообложения, так и бизнеса клиента. При этом комбинация компетенций, которые являются критичными для оказания качественных услуг, различаются от проекта к проекту. Для упрощения процесса выявления ключевых компетенций можно воспользоваться матрицей, приведенной ниже (см. Рис.1).

Рисунок 2. Матрица специализации налоговых консультантов



Руководствуясь матрицей, приведенной выше, можно условно выделить следующие четыре вида услуг, качественное оказание которых требует различный набор компетенций:

1. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ КОМПЛАЕНС – услуги по выполнению рутинных задач в отношении хозяйственных операций, связанных с бизнес-процессами, которые характерны для компаний, работающих во всех отраслях. Отраслевая специфика не оказывает влияние на особенности оказания услуг универсального комплаенса или такое влияние минимально. Услуги универсального налогового комплаенса могут качественно оказывать небольшие фирмы-провайдеры, поддерживающие приемлемый уровень технических (в области налогообложения) знаний работников и не обладающие глубокими знаниями отраслевой специфики. Примерами проектов универсального налогового комплаенса является оказание услуг по расчету социальных взносов и НДФЛ и составлению налоговой отчетности по этим налогам, а также оказание услуг по составлению деклараций по НДФЛ физическим лицам, заявляющим налоговые вычеты в отношение расходов на приобретение жилья или обучение.

2. ОТРАСЛЕВОЙ НАЛОГОВЫЙ КОМПЛАЕНС – это выполнение рутинных задач в отношении хозяйственных операций, имеющих ярко выраженную отраслевую специфику. Компания-провайдер услуг в области отраслевого налогового комплаенса должна поддерживать у работников не только приемлемый уровень технических, но и отраслевых знаний. Такие знания могут быть получены за счет работы преимущественно с клиентами в определенной области и (или) наличия у компании-провайдера услуг налоговой консультационной практики, специалисты которой имеют глубокую отраслевую экспертизу и могут проконсультировать коллег, занимающихся комплаенс-проектами. Примером отраслевого налогового комплаенса может стать составление расчета налога на добычу полезных ископаемых или расчета налога на прибыль в отношении сделок с производными финансовыми инструментами.

3. КОРПОРАТИВНОЕ НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – решение сложных или «мозговых» задач, связанных с определением налоговых последствий хозяйственных операций, на которые оказывает существенное влияние отраслевая специфика компании-налогоплательщика. Иначе говоря, это консультирование по вопросам, предполагающим, что налоговый консультант не только отлично знает действующее законодательство, позицию контролирующих органов и последние тренды судебной практики, но и отраслевую специфику клиента. Компания-провайдер услуг в области корпоративного налогового консультирования должна нанять компетентных работников, а также иметь достаточную практику консультирования клиентов в определенной отрасли. Примеры корпоративного налогового консультирования – выражение мнения относительно порядка налогообложения убытков от недостач, возникающих в торговых залах розничных магазинов, или определение правильности применяемой компанией методологии расчета налога на добычу полезных ископаемых в отношении полиметаллических руд.

4. ТРАНЗАКЦИОННОЕ НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ – решение сложных или «мозговых» задач, которые связаны с хозяйственными операциями, обусловленными процессами, на которые отраслевая специфика не оказывает влияние или ее влияние минимально. Для успешного транзакционного налогового консультирование у консультанта должны быть отличные технические знания, но знания отраслевой специфики клиента не являются решающими. Примеры транзакционного налогового консультирования – выражение профессионального мнения по вопросам применения пониженных ставок по международным соглашениям об избежании двойного налогообложения, определение налоговых последствий корпоративной реструктуризации.

Оговоримся, что приведенная выше классификация не является жестко определенной: некоторые проекты могут быть «пограничными». Например, для успешного ведения проектов налогового дью дилидженса консультанты должны не только специализироваться на транзакционном консультировании, но и обладать глубокими знаниями отраслевой специфики компании-объекта инвестиций.

СОВЕТ: чтобы обеспечить оптимальное соотношение «цена-качество» при выборе компании-провайдера налоговых услуг обратите внимание на следующее:

2. Сэкономить на аутсорсинге отраслевого налогового комплаенса, как правило, сложнее: услуги могут не только дорого стоить, но и не оправдать ожиданий по качеству. Поэтому, если отраслевая специфика имеет значение для вашей компании, наймите в штат компании руководителя налоговой функции (главного бухгалтера или налогового менеджера) со знанием лучших практик отрасли.

3. Для получения качественной услуги в области корпоративного налогового консультирования следует привлекать либо крупную компанию, имеющую отраслевую специализацию в рамках налоговой практики, либо «нишевого» игрока, специализирующегося на работе исключительно с компаниями вашей отрасли. При этом нужно быть готовым, что цены на такие услуги будут не самыми демократичными. А вот попытки сэкономить на таких проектах, привлекая компанию-консультанта без необходимой отраслевой экспертизы, – однозначно плохая идея.

Выбирая налогового консультанта для транзакционного налогового консультирования обращайте большее внимание на опыт налогового сопровождения аналогичных сделок и меньше - на индустриальный опыт. Поскольку у штатных налоговых специалистов может не быть достаточного опыта работы с нерутинными сделками (операциями), по возможности привлекайте внешнего налогового консультанта.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
На фото Ярослав Савин,
руководитель Центра структурирования бизнеса и
налоговой безопасности - taxCOACH

Налоги не причина хозяйственной деятельности предпринимателя, а неизбежное следствие. Эта аксиома стара и всем известна, однако и по сей день она пополняется новым смыслом, в такт изменениям в клубке экономических отношений.

В России десятки тысяч человек называют себя налоговыми консультантами. Это и реализующие себя через призму деятельности отдельного налогоплательщика (юрисконсульты, бухгалтеры, финансовые сотрудники организаций). Это и юридические фирмы, каждая четвертая из которых заявляет о своей готовности защитить в налоговом споре. Это и аудиторы, исторически разбавляющие свои прямые обязанности советами относительно налоговых рисков и возможностей. И специализированные консалтинговые компании (их правда совсем немного), также добавляющие неразберихи в ума бизнесменов управлением налоговыми рисками.

Однако самые важные вопросы остались.

Для бизнеса: чем на самом деле занимаются налоговые консультанты и что в действительности они могут "уметь"? Какие из моих проблем они могут решить? Как я с их помощью могу "не потерять", а еще лучше - заработать? Чем консультант передо мной отвечает за результат своего труда? Как понять, насколько оправданные риски он мне предлагает или, наоборот, не слишком ли безрисковую деятельность обещает (как известно, чем меньше риск, тем меньше прибыль)? В конце концов - так в чем все ж таки его ценность для меня?

Для будушего налогового консультанта: а это действительно то, чем есть смысл заниматься? Что является основой успеха в этом деле? Как войти в профессию и, как следствие, куда податься (аудиторская или юридическая фирма, специализированный консалтинг, остаться работать на благо конкретного бизнеса. а может уйти в налоговые инспекторы)? Нужно ли получать какой-то сертификат, аттестат или удостоверение? И где консалтингу учат?

Для действующего налогового консультанта: Что для меня налоговое консультирование? Насколько глубоко я могу и должен погружаться в нюансы клиентского бизнеса? Нужно ли мне также, как и налоги, глубоко изучить менеджмент, право и экономику? Планируя налоговые последствия, смогу ли я помочь одновременно сберечь накопленное имущество, посодействовать роботоспособности и управляемости бизнес-модели, разработанной в целях налоговой оптимизации? А может есть смысл ограничиться постулатом "какой вопрос, такой и ответ"?

Для организаций, обучающих налоговых консультантов: насколько это перспективное направление, чтобы в него вкладываться? Сколько еще стране нужно налоговых консультантов? По какой программе учить? И что вообще должен уметь налоговый консультант?

Здесь внесем ясность. Учитывая, что это первый материал, специально подготовленный для авторской колонки на Клерк.Ру, отвлекусь и задам некторые точки отсчета.

В сфере налогов я, как юла, вращаюсь с середины 90-х. В качестве следователя, юриста, корпоративного налогового консультанта, создателя налоговой практики в юридической фирме. Несколько лет я руковожу специализированным Центром структурирования бизнеса и налоговой безопасности. Юрист, экономист, аттестованный налоговый консультант, 2 года жизни отвел на программу МВА. С 2005 года преподаю по программе Палаты налоговых консультантов по разделу "Организация и методика налогового консультирования".

Всю свою сознательную профессиональную жизнь посвятил так или иначе тому, чтобы научиться слушать и слышать предпринимателей, думать как они и разговаривать на одном с ними языке, чувствовать ритм биения сердца клиентского бизнеса (с детства люблю разбирать часы. и носить предпочитаю "скелетоны").

Мы (в смысле не только я, но и те, с кем работаю) убеждены, что налоговые обязательства - это индикатор текущего и потенциального самочувствия бизнеса. Как общий анализ крови или монитор производительности компьютерной системы. И как для хорошего профессионала врачебной практики, вдумчивый анализ этих данных с учетом видения руководителей и собственников бизнеса, это скорее повод заглянуть внутрь поглубже, чтобы в силу своего опыта совместно с пациентом понять: что же на самом деле происходит. Здесь примерно об этом и пойдет речь.

Но это лирика. Теперь кратко и по делу :)

Налоговое консультирование как более или менее организованное профессиональное сообщество развивается в России всего 10 лет. Палата налоговых консультантов наметила торжества по этому случаю на февраль 2012 года.

В начале осени российскую Палату приняли в CFE - Европейскую налоговую конфедерацию - представленную на сегодняшний день 24 странами Европы. При таких обстоятельствах тем интереснее было принять участие в только что состоявшейся деловой поездке по Чехии и Германии, совмещенной с ежегодной конференцией российской Палаты налоговых консультантов при участии делегаций из России, Польши, Словении, Германии, Чехии и даже Узбекистана.

Конечно, каждая страна, как и любой бизнес, по своему уникальны, однако статистика упрямо указывает: все подчинено определенным тенденциям, векторам и трендам. От того выводы из всего, что удалось подглядеть или пронаблюдать заграницей представляются мне любопытными для вас (как для руководителей и собственников бизнеса, так и для налоговых консультантов) здесь - у нас в России.

1. Деятельность налоговых консультантов жестко отграничена от юридической деятельности и от аудиторской. В первую очередь, как мне показалось, это обусловлено разностью векторов. Особенно в части аудита, поскольку целью последнего является минимизация рисков акционеров. Налоговый же консалтинг европейцам представляется как часть управленческого консалтинга.

2. В большинстве европейских стран действует специальный закон в отношении налогового консультирования. Кто угодно такой деятельностью заниматься не может. Только члены проффесиональных сообществ, сдавшие квалификационный экзамен.

3. Как следствие, налоговые консультанты полностью опосредуют деятельность, связанную с публичными налоговыми обязанностями, подготовкой и сдачей налоговой и бухгалтерской отчетности.

4. Опять же как следствие, налоговые споры также во многом изъяты из обычной юридической практики. Кроме того, участие в налоговых спорах, вытекающих из вопросов, в свое время ставших предметом деятельности налогового консультанта, это дополнительная гарантия для клиента, поскольку такая защита осуществляется на специальных условиях, вплоть до отказа от "гонорара успеха" (от % за оспоренную в суде сумму).

5. С другой стороны, основная деятельность налоговых консультантов сосредоточена не столько на декларировании свершившихся фактов, сколько на погружении в хозяйственную деятельность клиентского бизнеса. Именно поэтому квалификационные экзамены, так же как и в России, включают в себя и налоговые, и экономические, и правовые, и бухгалтерские дисциплины. Плюс навыки собственно процесса консультирования, гарантирующие клиенту способность консультанта лечить не симптомы, а причину заболевания.

6. Большинство налоговых консультантов участвуют в обеспечении имущественной безопасности бизнеса. При этом задействование нескольких юрисдикций, включая низконалоговые, при построении бизнеса широко распространено. Правда в отличие от российской практики, европейские бизнесмены хорошо осознали необходимость разделения моделей международной налоговой оптимизации и обеспечения сохранности имущества. Для российского бизнеса, озобоченного результатами грядущих выборов 2011-2012 г.г., это тем более актуально.

7. Учитывая названное, европейские налоговые консультанты повсеместно вступают в международные профессиональные группы компаний. При этом большинство компаний небольшие - от 10 до 30 человек. В совокупности это дает и гибкость в работе с клиентом (крупные компании более неповоротливы), и, одновременно, больший профессионализм при использовании стыков налогового законодательства разных юрисдикций.

8. Задействованы возможности, в большинстве своем не используемые российскими налоговыми консультантами, замкнувшимися в основном на простейшем варианте: вопрос-ответ. Речь идет о реализации функций контроллинга за службами внутри клиентского бизнеса, в том числе и через независимых членов совета директоров. Очень разумный подход (мы сами его уже не раз пробовали), поскольку комплексное видение налогового консультанта со стороны позволяет задавать "правильные" и очень неприятные вопросы ответственным лицам внутри организации.

9. Учитывая интимность налоговых вопросов и сложности как для бизнесмена, так и для консультанта в установлении взаимных доверительных отношений, имеется само собой разумеющаяся тенденция в привлечении тех же консультантов к обслуживанию топ-менеджмента и собственников бизнеса как физических лиц - налогоплательщиков (обладание яхтами, акциями и домами за границей тоже требуют налоговых познаний, не говоря уже об обустройстве оффшорных счетов).

10. Как следствие законодательного регулирования налогового консультирвания (читай - государственная преференция на возможность заработка) используется добровольно-принудительное страхование ответственности на манер российского аудита. У нас пока страховые компании очень вяло реагируют на наши запросы.

11. И напоследок. Очень понравились оцифрованные данные за последние 20 лет деятельности европейских палат налоговых консультантов. Тенденция идентична. Даже с Россией. Первые 10 лет во всех странах шла работа на объем аттестованных специалистов. Даже цифры сходятся - как и у нас, там это около 4000 активно практикующих консультантов. Далее все как один начинают планомерно ужесточать требования к кандидатам (в основном требуют большой стаж работы по экономической или юридической специальностям) и условия проведения экзаменов (в среднем экзамен сдают 20-30% кандидитов). И за следующие 10 лет количество принятых в Палату сокращается в 10-20 раз. То есть профессиональное сообщество начинает работать на качество.

Российской Палате налоговых консультантов исполняется как раз 10 лет и практика "закручивания гаек" как результат взросления уже налицо. Посмотрим, что будет дальше.

Читайте также: