Финансовый и налоговый менеджмент

Опубликовано: 15.05.2024

"Все о налогах", 2008, N 12

Налоги и налогообложение имеют первостепенное значение как инструмент воздействия государства на экономическое поведение участников рыночных отношений и управления экономической системой. Однако налоги сами выступают объектом управления, которое в условиях рынка принимает форму налогового менеджмента - государственного и корпоративного. Все, кто каким-либо образом связан с налогами (государственные органы, налогоплательщики), манипулируют ими, пытаясь различными способами управлять налоговыми платежами. С усложнением налоговых систем и экономических связей под воздействием процессов глобализации роль налогового менеджмента возрастает. Особенно это касается современной России, где рыночные отношения и институты еще окончательно не сформировались в развитом виде.

Налоговый менеджмент - это часть системы управления рыночной экономикой, т.е. часть менеджмента в целом. В основе налогового менеджмента лежат общие принципы и фундаментальные положения управления экономикой, системного подхода и анализа. Управление в теории менеджмента, с одной стороны, связывается с реализацией главных функций управления (планированием, регулированием, анализом и контролем), а с другой - трактуется как отдельный вид деятельности, направленный на осуществление руководства людьми (администрирование).

Объектом финансовой науки и практики выступает финансовое хозяйство государства и предприятий. Налоги являются важнейшим элементом государственных финансов. Около 90% всех бюджетных (государственных и муниципальных) потоков составляют налоговые потоки. Более того, финансовая теория и практика на протяжении длительного времени, до начала XX в., развивалась преимущественно как наука о налогах. Поэтому науку о финансах можно считать теоретическим фундаментом налогового менеджмента, который выступает составной частью финансового менеджмента предприятий системы управления их финансовыми (денежными) потоками путем принятия стратегических и тактических решений. В среднем около 45% валовой добавленной стоимости российских предприятий распределяется (перераспределяется) через налоги. Они составляют значительную часть продажных цен, прибыли, зарплаты и других доходов.

Вместе с тем традиционно и финансовый, и налоговый менеджмент ограничены лишь сферой хозяйствующих субъектов - предприятий, в то время как субъектами налоговых отношений и управления ими выступают и предприятия-налогоплательщики, и государство в лице соответствующих органов, которые организуют, планируют, регулируют и контролируют налоговый процесс на своем уровне.

Таким образом, налоговый менеджмент представляет собой систему государственного и корпоративного управления налоговыми потоками путем использования рыночных форм и научно обоснованных методов и принятия решений в области управления налоговыми доходами и расходами на макро- и микроуровнях.

Финансовый менеджмент, в свою очередь, позволяет ответить на вопросы: какими должны быть структура активов, соотношение товарно-материальных ценностей и денежных ресурсов; как организовать оборотные средства с целью наиболее эффективного их использования на всех стадиях кругооборота?

Управление пассивами означает не только поиск возможных источников средств, но и формирование их оптимальной структуры, обеспечивающей максимальную отдачу на каждую единицу капитала организации.

Искусство финансового управления заключается в сочетании действий и решений по обеспечению устойчивого текущего финансового положения организации, ее платежеспособности и ликвидности, а также перспектив развития, подкрепленных долгосрочными источниками финансирования, формирующими структуру активов. Главная цель финансового менеджмента - повышение благосостояния собственников (владельцев) организации в текущей и долгосрочной перспективе.

Налоговый менеджмент как система управления имеет объект и субъект управления (см. рисунок).

Взаимосвязи элементов налогового менеджмента как системы управления

Объектом налогового менеджмента являются налоговые потоки, совершающие движение в результате выполнения налогами своих функций, а также налогового процесса на макро- и микроуровнях. Причем для функционирования и корпоративного, и государственного налогового менеджмента объектом управления выступают как входящие, так и выходящие налоговые потоки, несмотря на то что одни и те же потоки для государства считаются доходом, а для предприятий-налогоплательщиков - расходом. Только комплексное управление входящими и исходящими налоговыми потоками в целом и на каждом уровне в отдельности позволит достичь желаемой цели и обеспечить эффективность налогового менеджмента.

Субъекты налогового менеджмента - это государство в лице законодательных и исполнительных органов власти (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, другие государственные структуры и учреждения, включая аналогичные органы власти и службы субъектов Российской Федерации), а также сами налогоплательщики - юридические лица (предприятия, организации и их специальные подразделения (отделы, группы лиц)).

Как система управления финансовый менеджмент также предполагает наличие объекта и субъекта управления.

Объектом управления финансового менеджмента выступают финансы и финансовая деятельность организации.

Субъектами финансового менеджмента являются лица, принимающие финансовые решения. Исходя из зарубежной экономической практики, можно выделить три основных уровня таких субъектов управления денежными потоками (финансовыми ресурсами): высший, средний и персональный. Соответственно подразделяются и финансисты, профессионально обслуживающие тот или иной уровень: финансовый директор, финансовые менеджеры и финансовые консультанты.

В процессе реализации своей главной цели финансовый менеджмент направлен на реализацию следующих задач:

  1. формирование достаточного объема финансовых ресурсов согласно задачам развития организации в предстоящем периоде;
  2. наиболее эффективное распределение и использование сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности организации;
  3. оптимизация денежного потока;
  4. обеспечение достаточного уровня прибыли организации;
  5. минимизация уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли;
  6. достижение постоянного финансового равновесия организации в процессе ее развития;
  7. обеспечение возможностей быстрого реинвестирования капитала при изменении внешних и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности.

Частные цели государственного и корпоративного налогового менеджмента различаются: государство заинтересовано в росте налоговых поступлений, а предприятие - в уменьшении налоговых платежей. Однако общая цель налогового менеджмента, безотносительно к его уровню, заключается в укреплении финансов, повышении экономической эффективности и обеспечении экономического роста.

Налоговый менеджмент - это наука, искусство и практика принятия управленческих решений по оптимизации налоговых потоков государством и предприятиями, а также решений по выбору и рационализации форм и методов налогообложения, налогового планирования, регулирования и контроля.

Как любая организационная структура, налоговый менеджмент строится на определенных организационных принципах, среди которых можно выделить:

  1. взаимосвязь с общей системой управления экономикой и финансами;
  2. комплексный и стратегический характер принимаемых управленческих налоговых решений;
  3. динамизм налогового управления;
  4. многовариантность подходов и управленческих решений;
  5. учет фактора риска при принятии решений.

Названные принципы являются минимальными общими требованиями к построению рациональной системы налогового менеджмента.

Анализ должностных инструкций финансовых директоров ряда крупных организаций в России показал, что типичными целями и задачами их зоны ответственности являются:

  • разработка финансовой политики организации, в том числе инвестиционной, учетной и налоговой политики;
  • формирование в соответствии с утвержденной стратегией развития компании ежегодных и ежеквартальных финансовых планов (прогнозов) и контроль их исполнения;
  • представление интересов фирмы во взаимодействии с банковскими структурами, инвесторами, владельцами, аудиторами и иными контролирующими органами;
  • мониторинг внешней среды, слежение за базовыми финансовыми индикаторами (индекс инфляции, курсы акций, процентные ставки, рентабельность отрасли, правовые акты и т.д.);
  • разработка внутренних финансовых нормативов, мониторинг доходов и расходов, бюджетирование бизнес-процессов;
  • координация финансовой деятельности зависимых организаций, структурных подразделений и зон ответственности, составление консолидированной отчетности;
  • анализ финансового состояния организации; формирование оптимальных схем движения финансовых потоков, снижение дебиторской задолженности, осуществление налогового планирования;
  • эффективное размещение временно свободных денежных средств фирмы в банках и других инвестиционных институтах, управление рисками денежных вложений;
  • отбор эффективных инвестиционных проектов и формирование оптимального портфеля инвестиций, комплексное управление активами организации с целью обеспечения роста благосостояния собственников и капитализации бизнеса;
  • координация программ набора, обучения и профессионального развития персонала финансового департамента.

Функции налогового отдела:

  1. разработка плана налоговых отчислений в соответствии с порядком, предусмотренным действующим законодательством, а также на основе информации о производственных возможностях, наличии денежных ресурсов (финансовый план) и данных налогового и бухгалтерского учета;
  2. контроль за правильностью ведения налогового учета и заполнения налоговых деклараций, справок и другой обязательной документации, представляемой в налоговые органы;
  3. реструктуризация налоговой задолженности организации;
  4. разработка финансовых схем по оптимизации налоговых платежей организации;
  5. контроль за своевременностью уплаты налоговых платежей финансовой службой;
  6. анализ действующего налогового законодательства, рекомендации по результатам проведенного анализа всем заинтересованным лицам;
  7. взаимоотношения с налоговыми органами всех уровней при проведении последними выездных и камеральных налоговых проверок, расследовании уголовных дел, возбужденных в связи с неуплатой налоговых платежей, а также при разрешении спорных и требующих неоднозначного разрешения вопросов налогообложения;
  8. регулярное представление руководству организации сведений о задолженности в бюджет и внебюджетные фонды по налоговым платежам.

Организации (корпорации, предприятия) все чаще используют различные схемы минимизации вместо оптимизации налоговых платежей, а государство все более активно проводит налоговую реформу, не всегда получая должный фискальный и регулирующий эффект.

Современное понимание системы налогового менеджмента обычно исключает из нее такое важное звено, как государственный налоговый менеджмент, т.е. управление налоговыми отношениями на макроуровне. Заложить основы государственного налогового менеджмента - важнейшая задача современной российской теории и практики управления налоговым процессом.

Управление налоговыми платежами российскими организациями также требует методологического обоснования и практического развития. Корпоративный налоговый менеджмент должен стать одной из главных функций управления предприятием.

Профессиональные знания
международного уровня!

Финансовый менеджмент (Financial Management) направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов.

Финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления финансами.

Главной целью финансового менеджмента является максимизация прибыли, благосостояния предприятия с помощью рациональной финансовой политики.

Финансовый менеджмент является составляющей процесса управления и предоставляет информацию, необходимую для:

  • обеспечения наиболее эффективного использования финансовых ресурсов
  • оптимизации денежного оборота
  • оптимизации расходов
  • обеспечения минимизации финансового риска на предприятии
  • оценки потенциальных финансовых возможностей предприятия
  • обеспечения рентабельности предприятия
  • антикризисного управления
  • обеспечения текущей финансовой устойчивости предприятия

В зависимости от глубины и специализации поставленных задач к специалисту в области управления финансами, а также профессиональных финансовых требований международного уровня (финансовые, бухгалтерские сертификации САР, CIPA, CIMA, CMA, СРА) выделяют следующие уровни изучения финансового учета:

1. Базовый уровень специалиста в области управления финансами.

2. Специализированный уровень специалиста-управленца в области управления финансами.

Описание, предлагаемых программой МСФО&DIP в направление «МСФО и финансовый учет»

Курс «Финансы и финансовый менеджмент» (60 а.ч.)

Курс «Финансы и финансовый менеджмент» представляет собой базовую программу подготовки специалистов в области управления финансами, целью которой является получение базовых практических навыков:

  • управлению финансовыми потоками
  • ценными бумагами
  • финансовым портфелем компании
  • для сдачи международного экзамена СIРА

Курс «Финансы и финансовый менеджмент» предназначен для специалистов, имеющих опыт работы более 3-х лет или профильное высшее образование.

Во время обучения слушатели получают:

а) разработанное преподавателями учебное пособие в двух частях с лекциями, примерами и задачами на CD-диске;

б) учебное пособие с тестами и упражнениями для практических занятий с задачами, кейсами и тестами по темам курса;

в) пробные задания финансовых, бухгалтерских сертификации САР, CIPA, DipIFR.

Содержание курса:

  1. Введение в финансовый менеджмент
  2. Анализ финансовой отчетности
  3. Финансовое планирование и прогнозирование данных финансовой отчетности
  4. Управление оборотным капиталом
  5. Оценка ценных бумаг
  6. Риск и доходность
  7. Оценка стоимости капитала
  8. Оценка корпорации
  9. Долгосрочные инвестиционные решения
  10. Структура капитала
  11. Дивидендная политика
  12. Производные ценные бумаги и управление риском
  13. Консультация-тренинг CIPA

Содержание курса «Финансы и финансовый менеджмент» разработано в соответствии с требованиями предмета «Финансовый менеджмент» международной профессиональной квалификации СIРА.

Заявку на обучение Вы можете скачать здесь (Заявка).

Курс «Налоговый менеджмент для САР» (36 а.ч.)

Курс «Налоговый менеджмент для САР» представляет собой программу подготовки специалистов в области учета и управления финансами, целью которой является получение базовых практических навыков для сдачи международного экзамена CAP.

Во время обучения слушатели получают: пробные задания международной финансовой, бухгалтерской сертификации САР.

Содержание курса:

  1. Введение в налогообложение
  2. Косвенные налоги
  3. Налоги на доходы
  4. Налоги на капитал
  5. Налоги на имущество
  6. Устранение двойного налогообложения
  7. Другие налоги и обязательные платежи в бюджет

Содержание курса «Налоговый менеджмент для САР» разработано в соответствии с требованиями предмета «Налоговый менеджмент» международной профессиональной квалификации САР, СIРА.

Заявку на обучение Вы можете скачать здесь (Заявка).

Курс «Право для САР» (36 а.ч.)

Курс «Право для САР» представляет собой программу подготовки специалистов в области учета и управления финансами, целью которой является получение базовых практических навыков для сдачи международного экзамена CAP.

Во время обучения слушатели получают: пробные задания международной финансовой, бухгалтерской сертификации САР.

Содержание курса:

  1. Введение в законодательство
  2. Создание и функционирование компаний
  3. Акционерный и заемный капитал
  4. Управление компанией
  5. Право собственности и другие имущественные права
  6. Обязательства
  7. Договорное право
  8. Трудовое право
  9. Неплатежеспособность
  10. Некоммерческие организации
  11. Интеллектуальное право
  12. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
  13. Судебный порядок защиты гражданских прав
  14. Ответственность субъектов предпринимательства за нарушения законодательства в сфере предпринимательской деятельности

Содержание курса «Право для САР» разработано в соответствии с требованиями предмета «Налоговый менеджмент» международной профессиональной квалификации САР, СIРА.

Заявку на обучение Вы можете скачать здесь (Заявка).

Курс «Международный аудит для CIPA» (48 а.ч.)

Курс «Международный аудит для CIPA» представляет собой специализированную программу подготовки специалистов в области финансового учета и аудита, МСФО и управления финансами, целью которой является получение практических навыков для сдачи международного экзамена CIPA.

Во время обучения слушатели получают: пробные задания международной финансовой, бухгалтерской сертификации CIPA.

Содержание курса:

  1. Введение в аудит
  2. Требование по этике
  3. Обязанности
  4. Планирование
  5. Внутренний контроль
  6. Аудиторские доказательства
  7. Использование третьих лиц
  8. Завершение аудита
  9. Аудиторские выводы и подготовка отчетов
  10. Специализированные области
  11. Сопутствующие услуги
  12. Положения по международной аудиторской практике

Содержание курса «Международный аудит для CIPA» разработано в соответствии с требованиями предмета «Аудит» международной профессиональной квалификации CIPA.

Заявку на обучение Вы можете скачать здесь (Заявка).

Курс «Финансовый анализ» (36 а.ч.)

Курс «Финансовый анализ» представляет собой авторскую углубленную программу подготовки специалистов в области управления финансами, целью которой является получение углубленных практических навыков:

  • анализа финансовой отчетности;
  • применения финансовых коэффициентов,
  • управления прибылью.

Во время обучения слушатели получают: авторские материалы с примерами, задачами и кейсами.

Содержание курса:

  1. Анализ состава и структуры имущества
  2. Анализ состава и структуры источников средств
  3. Анализ ликвидности и платежеспособности
  4. Анализ оборачиваемости активов.
  5. Анализ финансовой устойчивости
  6. Коэффициенты управления задолженностью
  7. Коэффициенты рыночной стоимости, рентабельности
  8. Вертикальный анализ
  9. Анализ рисков
  10. Управление прибылью

Заявку на обучение Вы можете скачать здесь (Заявка).

Курс «Финансовые инструменты и риски» (36 а.ч.)

Курс «Финансовые инструменты и риски» представляет собой авторскую углубленную программу подготовки специалистов в области управления финансами, целью которой является получение углубленных практических навыков:

  • применения первичных финансовых инструментов (ценные бумаги, дебиторская задолженность);
  • формирования учетной и дивидендной политики,
  • применения производных финансовых инструментов.

Во время обучения слушатели получают: авторские материалы с примерами, задачами и кейсами.

Содержание курса:

1. Оценка ценных бумаг:

  • облигации
  • обыкновенные акции
  • гибридные ценные бумаги
  • привилегированные акции
  • варранты
  • онвертируемые ценные бумаги

2. Риск и доходность

3. Производные ценные бумаги:

  • опционы
  • фьючерсы и форвардные контракты
  • свопы

4. Дивидендная политика

Заявку на обучение Вы можете скачать здесь (Заявка).

Курс «Инвестиции и бизнес-планирование» (44 а.ч.)

Курс «Инвестиции и бизнес-планирование» представляет собой авторскую углубленную программу подготовки специалистов в области управления финансами, целью которой является получение углубленных практических навыков:

  • формирования бизнес-планов;
  • оценки инвестиций
  • принятия долгосрочных инвестиционных решений.

Во время обучения слушатели получают: авторские материалы с примерами, задачами и кейсами.

Содержание курса:

1. Инвестиции и методы оценки долгосрочных инвестиций:

  • основы инвестиционного менеджмента
  • показатели оценки инвестиций в не дисконтированных потоках
  • показатели оценки инвестиций в дисконтированных потоках

2. Бизнес-планирование и разработка бизнес-плана:

  • маркетинговый план
  • производственный план
  • финансовый план
  • оценка рисков
  • оценка эффективности

3. Долгосрочные инвестиционные решения:

  • релевантные денежные потоки
  • оценка проектов с неравными сроками действия
  • анализ рисков проектов
  • управленческие, реальные опционы

Заявку на обучение Вы можете скачать здесь (Заявка).

Контакты:

220004, г. Минск, ул. Обойная, 7, каб. 410

  • +375 (17) 250 00 42
  • +375 (29) 111 30 49
  • +375 (29) 152 00 95

Ответственный за реализацию программы Евменчик Оксана Сергеевна

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:

Информация:

Описание (план):

1 Введение …………………………………………………… 3
2 Основная часть …………………………………………….. 5
2.1 Налоговый менеджмент как часть финансового
менеджмента …………………………………………….. 5
2.2 Элементы налогового менеджмента …………. 11
2.2.1 Организация управления налоговым процессом финансового менеджмента …………………………. 12
2.2.2 Налоговое планирование …………………. 14
2.2.3 Налоговое регулирование …………………. 18
2.2.4 Налоговый контроль …………………………. 20
3 Расчетная часть ……………………………………………… 23
4 Заключение …………………………………………….. . 33
5 Список литературы ………………………………………. 34

1. Введение.
Финансовый менеджмент - это совокупность приемов, методов и средств, используемых предприятиями для повышения доходности и минимизации риска неплатежеспособности. Основная цель финансового менеджмента - получить наибольшую выгоду от функционирования предприятия в интересах его собственников. К основным функциям управления финансами как подсистемы в системе управления предприятием относятся: внутренне финансовое планирование; анализ и оценка финансового состояния; управление оборотными средствами и ликвидностью; управление инвестиционным портфелем; управление структурой капитала; управление финансовыми рисками; организация расчетов с бюджетной системой; заключение договоров с банками, биржами, фондами.
Финансовое управление состоит из процедур разного уровня сложности и ответственности. Первый уровень - принятие финансовых решений по перспективам развития и текущей деятельности, привлечению источников финансирования и их использованию, проведение определенной финансовой политики. Это задачи высшего уровня сложности и ответственности, их решение входит в компетенцию высших руководителей предприятия и лишь частично делегируется более низким звеньям управления. Второй уровень - выполнение различных финансовых расчетов, оформление финансовых документов, составление отчетов, то есть более простые технические задачи, которые решают работники бухгалтерской, финансовой, экономической служб; некоторые из этих задач можно поручить работникам других подразделений предприятия. Состав финансовой службы, объем, и особенности организации финансовой работы зависят от характера и специфики деятельности предприятия, объемов финансовых ресурсов, которыми распоряжается предприятие.

Наиболее сложными становятся функции по управлению финансами в крупных корпорациях. Для экономического стимулирования операционных менеджеров к поиску прибыльных инвестиционных решений поощрения и продвижения по службе должны соответствовать способности каждого отдела выполнять поставленные долгосрочные цели. Практика показала эффективность организации управления финансами, при которой делегирование ответственности за получение дохода (прибыли) и достаточно широких полномочий в управлении текущей деятельностью сочетается с централизацией принятия финансовых решений по распределению и использованию финансовых результатов.

2. Основная часть
2.1. Налоговый менеджмент как часть финансового менеджмента.
Налоговый менеджмент - это часть общей системы управления рыночной экономикой, то есть часть общего менеджмента в целом. В основе налогового менеджмента лежат общие принципы и фундаментальные положения управления экономикой, системного подхода и анализа. Управление в теории менеджмента, с одной стороны, связывается с реализацией основных функций управления (планированием, регулированием, анализом и контролем), а с другой, трактуется как особый вид деятельности, направленный на осуществление руководства людьми (администрирование).
Налоговый менеджмент составляет часть финансового менеджмента. Объектом финансовой науки и практики выступает финансовое хозяйство государства и предприятий. Налоги являются важнейшим элементом государственных финансов. Около 90 % всех бюджетных (государственных и муниципальных) потоков составляют налоговые потоки. Более того, финансовая теория и практика на протяжении длительного времени, до начала ХХ века, развивалась в основном как наука о налогах. Поэтому с полным основанием можно считать науку о финансах в качестве теоретического фундамента налогового менеджмента. Налоговый менеджмент выступает составной частью финансового менеджмента предприятий системы управления их финансовыми (денежными) потоками путем принятия стратегических и тактических решений. В среднем около 45 % валовой добавленной стоимости российских предприятий распределяется (перераспределяется) через налоги. Они составляют существенную часть продажных цен, прибыли, зарплаты и других доходов. Т. е. налоги являются важной составляющей денежных потоков предприятия, влияют на мотивы принятия управленческих решений.
Вместе с тем, традиционно и финансовый, и налоговый менеджмент ограничивают лишь сферой хозяйствующих субъектов - предприятий, в то время как субъектами налоговых отношений и управления ими выступают и предприятия-налогоплательщики, и государство в лице соответствующих органов, которые организуют, планируют, регулируют и контролируют налоговый процесс и каждый на своем уровне. Поэтому следует говорить и о налоговом менеджменте применительно к процессу государственного управления финансовым хозяйством и налогами рыночными методами. Следовательно, в понятие «налоговый менеджмент» следует вкладывать налоговую часть финансового менеджмента, как на уровне предприятий, так и на уровне государственного финансового хозяйства. Т. е. в соответствии с делением общей системы финансов на государственные финансы и финансы предприятий (организаций или корпораций) необходимо выделять два звена (уровня) налогового менеджмента:
- макроуровень - государственный налоговый менеджмент;
- микроуровень - налоговый менеджмент предприятий (организаций) или корпоративный налоговый менеджмент.
Налоговый менеджмент обычно представляется как особый научно-практический процесс, направленный на обеспечение заданного законом режима функционирования налогового механизма, емкий и многогранный по своему содержанию, целевым установкам и условиям организации . Многогранность налогового менеджмента определяется рядом причин: сложностью его объекта управления, ориентацией на реализацию многих функций управления, многоуровневостью и многоаспектностью системы управления налоговым процессом, как на конкретном предприятии, так и в стране в целом. Налоговый менеджмент, с одной стороны, является результатом применения научных знаний, а с другой, сферой практической деятельности. В первом случае речь идет о разработке концептуальных основ налогового менеджмента: его предмета и объекта, совокупности принципов, подходов и инструментария; во втором случае о конкретных формах, методах и приемах принятия решений по управлению налогами, налогообложением и налоговыми потоками на разных уровнях.
Налоговый менеджмент - это система государственного и корпоративного управления налоговыми потоками путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия решений в области управления налоговыми доходами и налоговыми расходами на макро - и микроуровне.
Учитывая, что налоговый менеджмент синтезирует в себе методологию и технику управления налоговыми отношениями (налогами, налоговыми потоками), он представляет собой систему, строящуюся на основе специальных принципов, форм, методов, способов и приемов, с помощью которых осуществляется это управление.
Налоговый менеджмент как система управления имеет свой объект управления и субъект управления.
Субъектами налогового менеджмента выступают государство в лице законодательных и исполнительных органов власти, а также сами налогоплательщики - юридические лица (предприятии, организации).
Объектом налогового менеджмента являются налоговые потоки, совершающие свое движение в результате выполнения налогами своих функций (совокупного эквивалента ценности услуг государства, фискальной, регулирующей и контрольной), а также налогового процесса на макро- и микроуровне. Причем, и для фу.

5. Список литературы

1. Ван Хорн Дж. К., Вахович Джон. Основы финансового менеджмента. Пер. с англ. - М.: «Вильямс», 2009. - 992 с.
2. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Пер. с франц. - М.: «Финансы», «Проспект», 2010. - 614 с.
3. Томпсон А., Форби Дж. Экономика фирмы. Пер. с англ. - М.: «Феникс», 2008. - 532 с.
4. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. - М.: «Феникс», 2007. - 477 с.
5. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. В 2-х томах. - Т.1. - М.: «ЭЛИТ 2000». 2009. 516с.
6. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Проспект, 2007. - 731 с.
7. Ковалев В. В. Финансовый анализ. - М.: Проспект, 2011. - 416 с.
8. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит. - М.: «Бератор-паблишинг», 2009. -344 с.
9. Решина Г. А. Деньги и денежное обращение /вопросы теории и практики/. - Рига; БРИ; 2010. - 223 с.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.


Налоговый менеджмент, выполняющий соответствующую функцию в системе управления, сегодня является одним из подвидов финансового менеджмента. Принимая во внимание все многообразие подходов к выявлению содержания понятия менеджмент, налоговый менеджмент можно охарактеризовать как управление налогами, осуществляемое организациями-налогоплательщиками в макроэкономической среде, в которой они реализуют свои производственные возможности. В то же время, налоговый менеджмент – это, по сути, налоговое планирование.

Сложность понимания природы налога и, следовательно, процесса налогообложения обусловлена тем, что налог является одновременно экономическим, и политическим феноменом реальной жизни. Он накапливает сложный диапазон отношений, который подвергся определенному институциональному развитию из сбора сборов и налогов на основе классовой, а затем политической и правовой зависимости от текущего состояния налогообложения, что присуще полному правовому и правовому статусу всех участников налоговых отношений. Объектом изучения финансового менеджмента являются финансовые отношения, финансовые ресурсы и их потоки. Предметом – те процессы, которые составляют содержание управления определенным выше объектом [2;3].

Налоговый менеджмент (управление)касается только той части финансовых ресурсов и потоков, которая соотносится с обязательными и без эквивалентных выплат, подпадающими под действие налогового законодательства. В каком – то смысле можно сказать, что предметом изучения налогового менеджмента является обособленная, специализированная часть предмета финансовой науки и финансового менеджмента.

Объектом налогового менеджмента является система отношений, возникающая по поводу организации и реализации денежного потока от облагаемого налога лиц, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков, в пользу государственных органов (государства в лице федеральных и региональных органов власти, а также муниципальных образований). Для целей управления необходимо раскрытие внутренней структуры налогового отношения, позволяя не только его конкретизировать в субъектно-объектном плане, но и определить его интенсивность, регулярность, эффективность реализации с такими требованиями, которые предъявляются к системе налогообложения, таких как достаточность мобилизуемых налоговых поступлений, стабильность, регулярность и других [4].

Раскрыть внутреннюю структуру налогового отношения означает [1]:

1. определить всех участников (субъектов налогового

2. отношения) с выявлением их природы, и специфики на основе учета содержания и направленности их экономических интересов;

3. конкретизировать его элементный состав в разрезе

4. объектов налогообложения и соответствующих им налогов;

5. установить правила формирования налогового обязательства применительно к разным категориям налогоплательщиков;

6. регламентировать процедуру установления и уплаты налогов.

Весь набор субъектов (участников) налоговых отношений может быть сведен к трем формам персонификации: индивидуум, группа, государство. Первые два можно классифицировать как относительно пассивные субъекты, поскольку у них есть достаточно способов уклониться от уплаты всех или некоторых налогов, тем самым проявляя свою субъективную независимость. Это особенность этих участников налоговых отношений, которые необходимо учитывать при управлении налогообложением. Наиболее наглядно экономические субъекты налогового отношения представлены в рамках прямого налогообложения, когда изъятие и перераспределение результатов производства происходит, как принято говорить, у источника. Иное дело, когда речь идет об экономических субъектах косвенного налогообложения, чьи взаимоотношения с противостоящими участниками налоговых отношений не так прозрачны, а опосредованы актами купли-продажи, совершающимися не столь неотвратимо, как внесение сумм подоходных или поимущественных налогов. Другой стороной налогового отношения выступает в зависимости от уровня постановки задачи управления налогообложением либо государство в лице центральной власти или субъекта РФ, либо органы местного самоуправления. Особая роль указанных субъектов как участников налоговых отношений проявляется в том, что они призваны обеспечить приоритет общественного интереса. Особенностью исследуемых отношений является, как уже неоднократно отмечалось, то, что большинство их параметров, в отличие от других форм финансовых отношений, строго регламентированы в виде свода законов общегосударственного уровня и (или) законодательных актов’ регионального или муниципального масштаба. В частности, в законодательном порядке задаются: перечень уплачиваемых налогов, его основные элементы, категории налогоплательщиков, конкретный порядок расчета налогового обязательства по каждому налогу, сроки их уплаты, ответственность за налогово-правовые нарушения и другое. При решении проблем управления в практической плоскости следует иметь в виду, что налоговые отношения – это многоуровневые отношения. При исследовании такого рода феноменов и в ходе решения конкретных задач необходимо учитывать, для объектов, какого масштаба и уровня (государственного, регионального, корпоративного, личностного) осуществляется управление налоговыми отношениями.

Метод налогового менеджмента охватывает:

1) способы воздействия права на общественные отношения по вопросам налогообложения.

2) совокупность приемов, элементов налогового механизма.

Налоговое законодательство регулирует властные отношения по поводу налогообложения и осуществления налогового контроля. В сущности, здесь мы говорим о методе налогового права, который характеризуется как властная собственность, обусловленная необходимостью применения однозначных, неселективных (обязательных) норм с целью формирования государственного бюджета [1]. При этом налоговый механизм использует методы бюджетного регулирования, налоговые льготы, международные договоры об избежание двойного налогообложения и т. д. Главное методологическое основание для налогового менеджмента связано с общей теорией управления. Поскольку налоговый менеджмент является частью теории управления, в его основу должны быть положены принципы системного подхода и системного анализа. Кроме того, налоговый менеджмент как многоплановая система характеризуется возможностью декомпозиции его по разным основаниям с целью выделения концептуальных образов, позволяющих осветить те или иные стороны этой системы [3].

Функционально-процессный подход, при котором управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций, позволяет уйти от сложившегося на практике представления об управлении налогообложением как оперативном вмешательстве государства в ход сбора налогов и (или) принятии комплекса мер, способствующих соблюдению налогового законодательства. Под функцией управления налогообложением понимается направление деятельности системы управления налогообложением, отличающееся обособленностью, однородностью и повторяемостью и обеспечивающее достижение объектом управления целей и (или) заданного состояния. Некоторые ученые полагают, что налоговое управление, как и всякое управление, предполагает прогнозирование состояния налоговой системы в целом, планирование развития налоговой системы во взаимосвязи с развитием бюджетной системы и экономики, регулирование налогового процесса, а также реализацию функций анализа и контроля [5].

Исходя из этого, в качестве основных функций управления налогообложением можно выделить следующие:

– планирование и прогнозирование;

А в качестве поддерживающих и обеспечивающих эти функциональные стадии управленческого цикла а) организация и б) мотивация.

Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно [3]:

1. распределения ресурсов;

2. координации деятельности между отдельными подразделениями;

3. координации с внешней средой (рынком);

4. создания эффективной внутренней структуры;

5. контроля над деятельностью;

6. развития организации в будущем.

Посредством планирования устанавливаются основные направления усилий, которые обеспечивают достижение целей. В результате реализации этой функции управления намечается не только тот результат, который должен быть достигнут управляемой системой (в нашем случае системой налогообложения), но и выбирается эффективный способ достижения намеченного результата. Таким образом, главный смысл налогового планирования состоит в повышении эффективности функционирования системы налогообложения посредством целевой ориентации и выявления эффективных способов достижения целей и задач.

Содержание налогового регулирования теоретики и практики определяют по-разному, что объясняется несколькими причинами. Эта функция является связующим звеном между планированием и контролем, ибо призвана не только детально обосновать принятый вариант плана по ресурсам, методам и времени реализации, но и выявить, а затем зафиксировать на определенном уровне такую совокупность параметров плана (полную, но не избыточную), которую следует контролировать.Кроме того, в задачи регулирования входит определение в превентивном порядке тех возмущений, которые могут помешать исполнению плановых заданий. Следует подчеркнуть, что методы налогового регулирования имеют отличительные особенности, и связаны они со спецификой исполнения бюджетных заданий по налоговым поступлениям, по существу представляющих собой интегрированную составляющую разнообразных результатов хозяйственной и трудовой деятельности налогоплательщиков, ориентированных на реализацию собственных интересов. Теорией и практикой управления установлено, что главным средством, с помощью которого можно с тем или иным успехом устранить неподконтрольность релевантных переменных является мотивация через систему стимулов и (или) антистимулов. В свою очередь, антистимулы требуют принуждения. По этой причине методы налогового регулирования должны в обязательном порядке содержать мотивационные элементы и опираться на законодательные нормы, определяющие все стороны налогового производства и ответственность за их нарушение. Следует отметить, что мировая налоговая практика наработала целый комплекс стимулирующих и дестимулирующих методов и средств, которые позволяют сконструировать режим налогообложения, наиболее адекватный поставленным задачам [3].

Завершает перечень основных функций управления налогообложением – контроль. Контроль предполагает, во-первых, выявление и измерение того, что фактически достигнуто объектом управления за обозначенный период времени, во-вторых, сравнение достигнутого состояния с запланированными результатами и применение действий, направленных на устранение выявленных отклонений от запланированного состояния. Применительно к проблематике управления налогообложением налоговый контроль представляет собой завершающую стадию процесса управления налогообложением, предполагающую систематическую, конструктивную деятельность органов управления налогообложением по обеспечению исполнения бюджетно-налоговых заданий. В последние годы положение стало меняться. Контроль в управлении налогообложением, как собственно в процессе управления любым объектом, занимает существенное место. В процессе налогообложения налогоплательщики (организации и физические лица) допускают разнообразные нарушения по объективным или субъективным причинам, что при массовом характере таких нарушений может привести к срыву исполнения бюджетно-налоговых заданий по объемам поступлений и срокам. На налоговые органы возложена функция контроля за выполнением фискально-обязанными лицами (налогоплательщиками, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства, связанным в первую очередь с исчислением и уплатой налогов, а также надзором и контролем за ведением налогоплательщиками учета своих доходов и расходов [5].

Для полноты понимания всего спектра проблем управления налогообложением необходимо четко представлять, что все рассмотренные выше функции имеют две общие характеристики: все они при их реализации требуют принятия решений и информированности [3]. Принятие решений – это выбор того, что и как планировать, организовывать, контролировать, с помощью какой мотивации обеспечить реализацию указанных функций. Именно это, в общих чертах, и составляет содержание менеджмента. Коммуникационную структуру системы управления налогообложением образуют связи между налогоплательщиками и многочисленными органами управления (налоговой администрацией, органами законодательной и исполнительной власти и т.п.) по законодательной, бухгалтерской, отчетной и другой информации [4].

Таким образом, управление налогообложением – это наиболее социально выраженная сфера управленческих решений [1]. Это объясняется не только тем, что основные участники налоговых отношений (налогоплательщики и государство) имеют разнонаправленные интересы при уплате налогов и сборов, но и тем, что недостатки в управлении налогообложением затрагивают своими последствиями все общество: государство в целом и отдельные его регионы, отрасли непроизводственной сферы, межбюджетные отношения регионов с федеральным центром, непосредственно каждого члена общества. Все это может привести, в конечном счете, к кризисным состояниям экономики, к социальной напряженности в обществе.

date image
2015-07-21 views image
1173

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Налоги и налогообложение имеют первостепенное значение как инструмент воздействия государства на экономическое поведение участников рыночных отношений и управления экономической системой. Однако налоги сами выступают объектом управления, которое в условиях рынка принимает форму налогового менеджмента – государственного и корпоративного. Все, кто каким-либо образом связан с налогами (государственные органы, налогоплательщики), манипулируют ими, пытаясь различными способами управлять налоговыми платежами. С усложнением налоговых систем и экономических связей под воздействием процессов глобализации роль налогового менеджмента возрастает. Особенно это касается современной России, где рыночные отношения и институты еще окончательно не сформировались в развитом виде.

Налоговый менеджмент – это часть системы управления рыночной экономикой, т.е. часть менеджмента в целом. В основе налогового менеджмента лежат общие принципы и фундаментальные положения управления экономикой, системного подхода и анализа. Управление в теории менеджмента, с одной стороны, связывается с реализацией главных функций управления (планированием, регулированием, анализом и контролем), а с другой – трактуется как отдельный вид деятельности, направленный на осуществление руководства людьми (администрирование).

Объектом финансовой науки и практики выступает финансовое хозяйство государства и предприятий. Налоги являются важнейшим элементом государственных финансов. Около 90% всех бюджетных (государственных и муниципальных) потоков составляют налоговые потоки. Более того, финансовая теория и практика на протяжении длительного времени, до начала XX в., развивалась преимущественно как наука о налогах.

Поэтому науку о финансах можно считать теоретическим фундаментом налогового менеджмента, который выступает составной частью финансового менеджмента предприятий системы управления их финансовыми (денежными) потоками путем принятия стратегических и тактических решений. В среднем около 45% валовой добавленной стоимости российских предприятий распределяется (перераспределяется) через налоги. Они составляют значительную часть продажных цен, прибыли, зарплаты и других доходов.

Вместе с тем традиционно и финансовый, и налоговый менеджмент ограничены лишь сферой хозяйствующих субъектов - предприятий, в то время как субъектами налоговых отношений и управления ими выступают и предприятия-налогоплательщики, и государство в лице соответствующих органов, которые организуют, планируют, регулируют и контролируют налоговый процесс на своем уровне.

Таким образом, налоговый менеджмент представляет собой систему государственного и корпоративного управления налоговыми потоками путем использования рыночных форм и научно обоснованных методов и принятия решений в области управления налоговыми доходами и расходами на макро- и микроуровнях.

Финансовый менеджмент, в свою очередь, позволяет ответить на вопросы: какими должны быть структура активов, соотношение товарно-материальных ценностей и денежных ресурсов; как организовать оборотные средства с целью наиболее эффективного их использования на всех стадиях кругооборота?

Управление пассивами означает не только поиск возможных источников средств, но и формирование их оптимальной структуры, обеспечивающей максимальную отдачу на каждую единицу капитала организации.

Искусство финансового управления заключается в сочетании действий и решений по обеспечению устойчивого текущего финансового положения организации, ее платежеспособности и ликвидности, а также перспектив развития, подкрепленных долгосрочными источниками финансирования, формирующими структуру активов. Главная цель финансового менеджмента – повышение благосостояния собственников (владельцев) организации в текущей и долгосрочной перспективе.

Читайте также: