Филиалы российских юридических лиц являются налогоплательщиками только федеральных налогов

Опубликовано: 16.05.2024

Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налогоплательщиками признаются иностранные структуры без образования юридического лица.

Комментируемая статья содержит понятия плательщиков налогов и сборов, позволяя решать вопрос о том, имеются ли у конкретного лица обязанности, предусмотренные налоговым законодательством.

Налогоплательщиками (плательщиками сборов) признаются физические и юридические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги (сборы).

Как отметил Четвертый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 15.02.2008 N 04АП-4561/2007(2), обязанность по уплате налога (сбора) возлагается на плательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога и сбора.

В связи с этим, рассматривая вопрос о том, признается ли лицо налогоплательщиком, необходимо, прежде всего, рассмотреть, закреплена ли НК РФ за ним соответствующая обязанность, а также можно ли его признать физическим лицом или организацией исходя из определений, содержащихся в статье 11 НК РФ.

Так, например, ПИФ, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", не является юридическим лицом, а следовательно, и не может являться налогоплательщиком.

Как указал ФАС Московского округа в Постановлении от 11.11.2011 N А41-33964/10, простое товарищество не является юридическим лицом и не признается налогоплательщиком.

Следует отметить, что именно организация является налогоплательщиком, и действия ее учредителя (участника) не могут заменять действия самого налогоплательщика, обязанность совершения которых закреплена НК РФ.

Так, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 19.09.2012 N А55-22228/2011 указано, что налоговым законодательством по общему правилу не предусмотрено привлечение к субсидиарной ответственности учредителя общества или распорядителя денежных средств в соответствии с положениями норм статей 120, 399 ГК РФ. Положения статей 120, 399 ГК РФ, регулирующие основания применения субсидиарной ответственности по гражданско-правовым обязательствам, к налоговым правоотношениям в данном случае не подлежат применению.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы устанавливаются законами Российской Федерации или нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, в связи с чем данные отношения являются публично-правовыми и регулируемыми специальной отраслью российского законодательства - законодательством о налогах и сборах.

Как отмечено в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2012 N А27-7872/2012, исходя из системного толкования положений статьи 19 НК РФ термины "организации" и "юридические лица" тождественны.

Необходимо учитывать, что граждане (как российские, так и иностранные, а равно лица без гражданства), осуществляющие предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, являются налогоплательщиками в соответствии с нормами налогового законодательства (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.05.2005 N А28-12960/2004-565/23).

Стоит отметить, что каждый налогоплательщик выступает в налоговых правоотношениях отдельно от других. В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2015 N 09АП-53594/2015 по делу N А40-132006/15 суд указал, что ни в гражданских, ни в налоговых правоотношениях участники общества не отвечают по его обязательствам. Наличие имущественных прав требования к обществу (включая претензии налогового органа) не влияет на имущественные права его участников. То есть налоговое законодательство не предусматривает возможности одним налогоплательщиком уплачивать налоговые платежи за другого.

Однако необходимо отличать разных налогоплательщиков от налогоплательщиков и их представителей.

Так, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 N 09АП-12191/2015-АК по делу N А40-216985/14 суд отметил, что конкурсный управляющий в силу пункта 1 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" осуществляет полномочия руководителя организации-должника с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего, то есть является органом управления организации после принятия решения о признании ее банкротом. Смена органа управления организации не влияет на ее права и обязанности как налогоплательщика. То обстоятельство, что об излишней уплате налога конкурсному управляющему не было известно до его назначения, не влечет перерыва срока для подачи заявления о возврате налога для самого налогоплательщика-организации, так как при банкротстве не происходит замены стороны в налоговом правоотношении, а налогоплательщику-организации не могло не быть известно об излишней уплате налога со дня ее образования, поскольку велся бухгалтерский и налоговый учет.

Из приведенного в статье 19 НК РФ определения понятий "налогоплательщики" и "плательщики сборов" следует, что плательщики сборов не относятся к налогоплательщикам.

Учитывая данное обстоятельство, любые положения, сформулированные в НК РФ в отношении только налогоплательщиков, на плательщиков сборов не распространяются и наоборот.

Например, правила, установленные пунктом 2 статьи 126 НК РФ, не применяются в отношении обязанности организации представлять сведения о плательщиках сборов.

Налогоплательщиком не может быть признано обособленное подразделение.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума ВС РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.

Следовательно, филиалы и иные обособленные подразделения лишь исполняют обязанности по уплате налога, а все юридически значимые действия должны проводиться налоговым органом только в отношении юридических лиц.

При этом следует учитывать, что филиалы (представительства) организации могут быть подвергнуты налоговому контролю в двух ситуациях - самостоятельная выездная налоговая проверка независимо от проверки организации либо проверка в рамках выездной налоговой проверки организации.

Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ комментируемая статья дополнена указанием, что в предусмотренных НК РФ случаях налогоплательщиками признаются иностранные структуры без образования юридического лица.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Принимая обжалуемые судебные акты, суды руководствовались положениями статей 309, 210, 249, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 35, 65 Земельного кодекса Российской Федерации.

На основании положений статей 19, 143, 146, 246, 247, 346.28, 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) общество являлось в охваченные налоговой проверкой периоды плательщиком НДС (применяя освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в порядке статьи 145 Кодекса), налога на прибыль организаций, ЕНВД.

Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 3, 19, 23, 32, 45, 52, 56, 57, 72, 75, 87, 89, 93, 100, 101, 106, 107, 108, 110, 119, 122, 126, 143, 145, 146, 149, 246, 247, 346.11, 346.12, 346.13, 346.14, 372, 373, 379, 386 Налогового кодекса, статей 1041, 1042, 1043, 1050 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Закона Пермской области от 30.08.2001 № 1685-296 «О налогообложении в Пермском крае», разъяснениями.

Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налогоплательщиками признаются иностранные структуры без образования юридического лица.

Комментарий к Ст. 19 НК РФ

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. При этом к организациям относят:

а) российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и смету.

Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации);

б) иностранные организации — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Российские организации, не обладающие статусом юридического лица, налогоплательщиками (плательщиками сборов) не являются, в то время как для иностранных организаций это условие не является обязательным, для иностранных организаций достаточно обладать гражданской правоспособностью в соответствии с законодательством иностранного государства.

Также нужно отметить, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются самостоятельными налогоплательщиками (плательщиками сборов), а исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Тогда как филиалы и иные обособленные подразделения международных организаций, созданные на территории РФ, являются самостоятельными налогоплательщиками (плательщиками сборов);

в) физических лиц — граждан Российской Федерации, иностранные граждан (лиц, обладающих гражданством других государств), лиц без гражданства.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщики обязаны:

уплачивать законно установленные налоги;

встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом РФ;

вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет;

представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

представлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом РФ;

в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Отметим, что с 1 января 2015 г. согласно ч. 3 ст. 19 НК РФ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)») в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, налогоплательщиками признаются иностранные структуры без образования юридического лица.

Согласно ч. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

1. Российские организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом не имеют значения организационно-правовая форма и цели деятельности юридического лица. Российские организации, не обладающие статусом юридического лица, не признаются плательщиками налогов и сборов.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов в порядке, предусмотренном НК РФ, по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Согласно п. п. 2, 3 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ, далее по тексту - ГК РФ) филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их части, в том числе функции представительства.

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. Часть первая // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

К иным обособленным подразделениям в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации относятся представительства. А в целях применения положений НК РФ обособленным подразделением организации по п. 2 ст. 11 НК РФ признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Следовательно, филиалы и иные обособленные подразделения российского юридического лица в соответствии с НК РФ не являются самостоятельными налогоплательщиками, а лишь выполняют функции юридического лица по уплате налогов. Невыполнение данной обязанности филиалом или иным обособленным подразделением российской организации влечет неблагоприятные правовые последствия для этой организации, то есть для российского юридического лица в целом. Это означает, что при нарушении налогового законодательства, которое было обнаружено при проведении налоговой проверки филиала или иного обособленного подразделения российского юридического лица, к налоговой ответственности привлекается это российское юридическое лицо, а не его филиал или иное обособленное подразделение.

2. Иностранные организации, к которым относятся иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, а также международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 11 НК РФ в целях налогообложения к физическим лицам относятся:

иностранные граждане. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62- ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в ред. изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 3 января 2006 г. N 5-ФЗ, далее по тексту - Федеральный закон о гражданстве) иностранный гражданин - это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;

Российская газета. 2002. 5 июня.

лица без гражданства.

В зависимости от продолжительности периода времени пребывания на территории Российской Федерации физические лица могут быть налоговыми резидентами и налоговыми нерезидентами, что, в свою очередь, может повлиять на порядок и условия налогообложения. Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Ранее, то есть до внесения изменений Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее по тексту - Федеральный закон N 137-ФЗ), физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 11 НК РФ признавались физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. На основании подп. "г" п. 8 ст. 1 Федерального закона N 137-ФЗ абз. 5 п. 2 ст. 11 НК РФ утратил силу.

Там же. 2006. 29 июля.

Если сравнить эти определения, видно, что до внесения изменений имело значение общее количество дней пребывания физического лица на территории Российской Федерации в календарном году и оно должно было превышать 183 дня, для того чтобы физическое лицо было признано налоговым резидентом, а сейчас 183 календарных дня считается в течение 12 следующих подряд месяцев.

В качестве самостоятельной категории налогоплательщиков - физических лиц выступают индивидуальные предприниматели, которыми в соответствии с абз.

Согласно последним изменениям, внесенным Федеральным законом N 137-ФЗ, из состава понятия "индивидуальные предприниматели" были исключены частные нотариусы и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Эти изменения обусловлены следующим.

Предпринимательская деятельность в соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В статье 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (в ред. Федерального закона от 1 июля 2005 г. N 78-ФЗ) отдельно отмечается, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли, а связано это с тем, что нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства РФ о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Российская газета. 1993. 13 марта.

Адвокатская деятельность в соответствии со ст.

СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

Таким образом, в связи с тем, что деятельность, осуществляемая частными нотариусами и адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, по сути своей не является предпринимательской, отнесение их к числу предпринимателей в целях налогообложения было не вполне корректным.

В заключение хотелось бы добавить, что по каждому налогу (сбору) конкретный перечень налогоплательщиков (плательщиков сборов) должен быть определен в соответствии с законом, поскольку согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (плательщики сборов) и элементы налогообложения.

Эмиссия ценных бумаг

Применяемая в Налоговом кодексе Российской Федерации классификация налогов и сборов - это:

  • федеральные, региональные и местные налоги.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

п. 1 ст. 12 Налог. Кодекса РФ

Налоговые ставки по региональным налогам устанавливаются:

  • законами субъектов Российской Федерации в пределах установленных Налоговым Кодексом.

Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно:

  • нормативо-правовыми актами представительных органов муниципальных образований;
  • законами субъектов РФв пределах, установленных Кодексом.

п. 2 ст. 53 НК РФ

В соответствии с классификацией, принятой в Налоговом кодексе, налог на доходы физических лиц относится:

  • федеральным налогам.

В соответствии с классификацией, указанной в статье 13 Налог Кодекса, к федеральным относятся:

  • НДС;
  • акцизы;
  • налог на доходы физлиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

К федеральным налогам относятся следующие налоги:

  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на доходы с физических лиц;

В соответствии с классификацией, указанной в статье 13 Налог Кодекса, к федеральным относятся:

  • НДС;
  • акцизы;
  • налог на доходы физлиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • государственная пошлина.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации к региональным налогам относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • транспортный налог.

В статье 14 Налогового Кодекса к региональным относят:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный налог.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации к местным налогам относятся:

  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог.

К местным относятся (Описано в статье 15):

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщиками признаются:

  • организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов согласно ст. 19 НК признаются:

  • организации,
  • физические лица,

на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Налогоплательщики в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации имеют право:

  • получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах;
  • получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
  • представлять свои интересы в отношениях, регулируемых, законодательством о налогах и сборах, лично, либо через своего представителя.

Согласно подпунктам 1, 2 и 6 пункта 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право:

  • получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах;
  • порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • правах и обязанностях налогоплательщиков;
  • полномочиях налог. органов и их должностных лиц;
  • получать формы деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
  • получать от Минфина письменные разъяснения по вопросам применения законодательства;
  • получать от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований информацию по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативо-правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
  • представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством, лично либо через своего представителя.

подп. 1, 2 и 6 п. 1 ст. 21 НК РФ

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщики обязаны:

  • уплачивать законно установленные налоги и сборы;
  • встать на учет в налоговом органе, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;
  • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно подп. 1, 2 и 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • встать на учет в налог. органах, если такая обязанность предусмотрена Кодексом;
  • представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством.

В отношении налогового агента верно следующее утверждение:

  • налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговые агенты обязаны:

  • правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации;
  • представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты обязаны (п. З ст. 24 НК РФ):

  • правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему России на соответствующие счета Федерального казначейства;
  • письменно сообщать в налог. орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда агенту стало известно о таких обстоятельствах;
  • вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
  • представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

В соответствии Налоговым кодексом Российской Федерации объектом налогообложения признается:

  • реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

п. 1 ст. 38 НК РФ

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговой базой признается:

  • стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

п. 1 ст. 53 Налог. Кодекса РФ

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налоговым периодом признается:

  • календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма, подлежащая уплате. Такой период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

п. 1 ст. 55 НК РФ

В Российской Федерации установлены следующие формы налоговых ставок:

  • специфические;
  • адвалорные;
  • комбинированные.

В Российской Федерации установлены следующие формы налоговых ставок:

  • специфические;
  • адвалорные;
  • комбинированные.

Определения даны в п. 1 ст. 191 НК РФ

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налог может быть исчислен:

  • налогоплательщиком;
  • налоговым агентом;
  • налоговым органом.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за период, исходя из налоговой базы, ставки и льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или агента.

п. 1, 2 ст. 52 НК РФ

К способам уплаты налога в соответствии с действующим законодательством относятся:

  • по налоговой декларации;
  • по уведомлению;
  • у источника выплаты.

Существуют четыре основных способа уплаты налога:

  • по декларации. На налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих обязательствах. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает извещение о его уплате.
  • у источника дохода. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержанного бухгалтерией организации или предпринимателем, производящим выплату. Налоги, удержанные таким способом, называют также авансовыми, так как налогоплательщик авансирует государство, уплачивая его раньше, чем получил доход.
  • кадастровый способ. Налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. Особенность уплаты кадастровым способом состоит в том, что, поскольку имущество облагается на основе внешних признаков предполагаемой доходности, момент уплаты никак не связан с моментом получения дохода. При уплате устанавливаются фиксированные сроки взноса.
  • по уведомлению. Возможна в том случае, когда обязанность исчисления суммы налога возложена на налоговые или иные органы государственной власти не являющиеся налоговыми агентами. Обязанность по уплате возникает не ранее даты получения уведомления.

Новая редакция Ст. 19 НК РФ

Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налогоплательщиками признаются иностранные структуры без образования юридического лица.

Комментарий к Статье 19 НК РФ

В соответствии с настоящей статьей налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. При этом к организациям относят:

а) российские организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и смету.

Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации);

б) иностранные организации - иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Российские организации, не обладающие статусом юридического лица, налогоплательщиками (плательщиками сборов) не являются, в то время как для иностранных организаций это условие не является обязательным, для иностранных организаций достаточно обладать гражданской правоспособностью в соответствии с законодательством иностранного государства.

Также нужно отметить, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются самостоятельными налогоплательщиками (плательщиками сборов), а исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Тогда как филиалы и иные обособленные подразделения международных организаций, созданные на территории РФ, являются самостоятельными налогоплательщиками (плательщиками сборов);

в) физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане (лица, обладающие гражданством других государств), лица без гражданства.

В соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщики обязаны:

- уплачивать законно установленные налоги;

- встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

- представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г, N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";

- представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

- выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

- предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом;

- в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Другой комментарий к Ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации

Статьей 19 Кодекса определено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Как указал ВАС России в решении от 3 февраля 2004 г. N 16125/03 , в ст. 19 Кодекса дано общее определение налогоплательщиков и плательщиков сборов. К ним относятся физические лица и организации, на которые в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В данном случае речь идет о потенциально возможной обязанности организаций и физических лиц, признаваемых законодателем плательщиками тех или иных налогов и сборов, а не об обязанности по уплате конкретной суммы налога или сбора, которая в соответствии со ст. 44 Кодекса возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Комментируемой статьей также установлено, что в порядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

МНС России в письме от 2 марта 1999 г. N ВГ-6-18/151@ "О порядке уплаты филиалами и иными обособленными подразделениями российских организаций налогов и сборов" указывало, что в соответствии с п. 2 ст. 11 Кодекса под организациями в целях Кодекса понимаются российские юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, с момента введения в действие части первой Кодекса филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются налогоплательщиками. Соответственно, после введения в действие части первой Кодекса филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций, не являясь налогоплательщиками, выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов.

--------------------------------
Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1999. N 4.

Читайте также: