Фиксированный натуральный налог взимавшийся с крестьянских хозяйств в период нэп

Опубликовано: 15.05.2024


Фото: ссылка

Ко времени НЭПа, по преимуществу в аграрной стране, где крестьян было 85 %, а с учётом служивших в армии, чуть ли не 90%, по-прежнему основным и животрепещущим оставался земельный вопрос. Октябрьская революция свершилась под лозунгами «мир – народам, земля – крестьянам, фабрики и заводы – под контроль рабочих». Ещё до Октября гуляли фантастические слухи, что после войны, в связи с «изменой помещиков царю и отечеству», крестьян наделят землей, но ничего не менялось. Октябрьская революция радикально изменила земельные отношения; землю передали работавшим на ней.


двойной клик - редактировать изображение

Декретом «О земле» собственность на землю отменялась немедленно и без всякого выкупа. При этом, земли крестьян и казаков не подлежали конфискации, оставаясь в их трудовом пользовании. В ст.1 Декрета, говорилось: «право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду, либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, помещичья, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней. ». Декрет был кратким и весьма декларативным, без методических указаний о его применении и каких бы то ни было подзаконных актов, правовой режим определялся в общих чертах. Этим воспользовались шустрые «национализаторы», захватившие десяти́н больше, чем были у иных помещиков вотчины. Поэтому, уже Декретом ВЦИК февраля 1918 года «О социализации земли», были установлены нормы предоставления земельных наделов, а так же впервые говорилось о необходимости перехода к коллективным формам хозяйствования и о предоставлении им преимуществ, по сравнению с единоличниками. Под этим документом 1918 года ещё стояла и подпись лидера левых эсеров М. Спиридоновой. Естественно, подобные уточнения не устраивали тех, кто «хватил лишку» по первому Декрету. Местами случились волнения; пытались препятствовать перемежеванию, которое напротив, поддержало большинство трудовых крестьян, объединившихся в «Комитеты бедноты». Это было, пожалуй, первым классовым столкновением в послереволюционном селе. Конфликт вскоре был улажен: селяне, в соответствие с количеством «ртов», получили вполне приличные земельные наделы, которые позволяли вести достаточно рентабельные крестьянские хозяйства. Окончательно, на первом этапе соцстроительства, земельный вопрос был улажен законодательно и закреплён в ст. 3 Конституции РСФСР 1918 года: «частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования». В период военного коммунизма и в его духе, ВЦИК в феврале 1919 года принял Положение «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию». Вся земля в пределах РСФСР, в чьём бы пользовании она ни находилась, была провозглашена единым государственным земельным фондом. Была сформулирована классификация земель: сельскохозяйственного назначения, находящаяся в трудовом пользовании (единоличном или коллективном), в пользовании госпредприятий (совхозов, опытных станций) и учреждений (элеваторы, порты, семенные центры, сельхозшколы и др.). Всячески поощрялось создание социалистического землепользования, в виде коммун, совхозов и иных коллективных хозяйств, т.к. было понятно, что только крупные хозяйства способны давать товарную сельхозпродукцию. Большевики говорили тогда, что коммуны организуются на селе как «государственные фабрики хлеба и молока».


двойной клик - редактировать изображение

Известна присказка из тогдашних времён: белые были – грабили, пришли красные – тоже грабят. Но, всё же, крестьянство поддержало красных. Почему? – дело в том, что белые не только грабили, но и, временно возвращаясь, отнимали у крестьян земли, которые те уже считали своими навсегда. Появлялись бывшие помещики; говорили крестьянам, что они не владельцы, а самозахватчики, пороли крестьян «за самоуправный» захват земли, отбирали даже урожай на корню, ссыпанный хлеб и инвентарь, восстанавливали старые порядки. С таким подходом у белых не было ни малейших шансов победить. Наиболее здравомыслящие деятели белых пытались угомонить «реставраторов», но тщетно. Любопытно, что в этом белых активно поддержали церковники, требуя возврата огромных монастырских землевладений, превратив этим селян в стихийных антиклерикалов.


двойной клик - редактировать изображение

Сколько раз в «правительствах» белых ставился земельный вопрос, столько раз с негодованием блокировался. Даже когда белых выбили из Ростова и шло наступление на Екатеринодар (Краснодар), председатель деникинского правительства, доживавшего последние дни, увещевал «законодательское» собрание отдать хотя бы половину земель крестьянам, говорил, что сам помещик, но надо смотреть на вещи реально и сохранить хотя бы часть. Его предложение отвергло подавляющее большинство. И только «правительство» Врангеля, на самом краю земли Русской, в Крыму, у пропасти вечной эмиграции, соизволило принять закон о национализации земли, с выкупом за счёт казны, даже придумали лозунги: «Кому земля, тому и распоряжение земским делом»; «Народу земля и воля в устроении государства». Но было уже безвозвратно поздно. А красные, хоть тоже изымали 70% урожая, на землю не покушались, говорили крестьянам: «Мы землю у вас не отнимем». И крестьяне понимали, что продразвёрстка пройдёт, а земля у них останется.

На практике, ликвидация помещичьих хозяйств, когда земли перешли в распоряжение земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов, привела, в начале НЭПа, к нехватке продовольствия в стране и снижению экспорта хлеба до 0,6 млн. тонн. Ведь товарные сельхозпродукты поставляют, преимущественно, крупные хозяйства, а не низкотоварное крестьянское подворье. В дореволюционной России помещики поставляли 83% товарного зерна, а крестьянские хозяйства – 17%.

Из периода военного коммунизма российская деревня вышла в социальном отношении максимально занивелированной. Помещиков и дореволюционных кулаков-мироедов перебили, иные ушли с белыми. Продразвёрстка отобрала у села любые «излишки», оставляя подчас, даже меньше прожиточного минимума. «Высунуться» никто не мог, при любом старании. Наступившая эпоха НЭПа, вызвала к жизни и новые земельные отношения, вполне в капиталистическом духе. Весной 1922 года ВЦИК принял «Закон о трудовом землепользовании», а уже осенью того же года, — Земельный кодекс РСФСР. Кодекс признал право всех граждан РСФСР обрабатывать землю своим трудом, трудовое землепользование было бессрочным. Устанавливался порядок землеустройства, государственной регистрации землепользований, рассмотрения земельных споров, права переселенцев. Определялся правовой режим «государственных земельных имуществ», – т.е. земель совхозов и государственного запаса, формулировалось положение об обществах крестьян-землепользователей. Круговая порука отменялась, каждый крестьянин сам вносил свои налоги. Крестьянине получили право выбирать форму обработки земли (единолично или в кооперации) и торговать своей продукцией. С 1923 года продналоги заменялись единым сельхозналогом (с 1926 года – полностью в денежной форме), который был фиксированным. Всё сверх налога, находилось в полном распоряжении собственника. Крестьяне, освобождённые от введённой ещё царем продразвёрстки, с энтузиазмом взялись за работу.


двойной клик - редактировать изображение

Село воспрянуло. Случилось чудо преображения нэпмановского села. По существу, в 22-23 годах, большевики сделали то, что должен был сделать царь в 1861 году, или, хотя бы, Столыпин в нулевые 20-го века. На селе, в соответствие с законами социального развития, стали стремительно формироваться классические капиталистические отношения, с возникновением классов эксплуататоров и эксплуатируемых. То есть, к изумлению многих, возникли антагонистические классы. Если бы этот процесс был запущен в 1861 году, то протекал точно также. При эксплуататорском строе положение кулаков-эксплуататоров, было бы законным и поддерживалось властями. Но, всё же, сельское хозяйство было отсталым, производительность труда – низкой. К 1923, как и в 1913 году, свыше 70 процентов площадей засевали ручным способом, почти половину зерновых убирали серпами и косами, более 40 процентов урожая обмолачивали цепами и валками, а количество «пахотных орудий» заметно уменьшилось. В результате продолжавшегося дробления крестьянских хозяйств, и увеличения потребления хлеба самими производителями, товарная часть зернового производства составляла лишь половину довоенного уровня. Неурожаи, как и раньше, провоцировали голод. Зерновые культуры по посевным площадям и валовому производству, лишь приближались к довоенному уровню. И всё же, с введением НЭПа, заметный рост сельского хозяйства начался уже в 1922 году. Голод прекратился. Но в 1923 году возник затор из-за непропорционального обмена между сельским хозяйством и промышленностью, создавший «ножницы цен». Низкая платёжеспособность крестьян вызвала затоваривание не только сельхозмашинами, но даже простейшими косами, вилами, боронами и плугами. Преодолевая этот кризис сбыта, правительство снизило цены на промтовары и повысило закупочные цены на сельхозпродукцию.


двойной клик - редактировать изображение


двойной клик - редактировать изображение

Крестьянство – низший класс общества, возникший и сформировавшийся в эпоху раннего феодализма, находившийся в подчиненном и зависимом положении к эксплуатировавшему их правящему классу дворян. Крестьяне работали на земле, как правило семьями, вели, преимущественно, натуральное хозяйство. Были хозяйственной и производственной основой феодализма, создавали материальные ценности для феодалов и городов. В результате развития ремёсел, внедрения усовершенствованных приёмов труда, орудий, механизмов и приспособлений, достижений науки и практики, создания необходимой материальной базы, появлялась возможность интенсифицировать сельское производство. Это позволяло укрупнять хозяйства. С созданием крупных сельхозпроизводителей, путём поглощения мелких земельных наделов крестьян, с вытеснением их с земли и превращением в наёмных батраков или в городских пролетариев, крестьянство, как класс, прекращало своё существование. Натуральное хозяйство перерастало в товарное производство, на смену крестьянству в село приходили капиталистические отношения.

Пенять русскому крестьянину его отсталость не надо, нельзя. Его жизнь в нашей суровой стороне, всегда была полна рисков и неизвестностей. Либералы и их подпевалы, противники социализма, любят порассуждать, что нищали бездельники и пьяницы, а «справные» крестьяне богатели. Это от полного незнания сельской жизни и крестьянского быта. Пить и лениться в том примитивном трудовом цикле, при простейших физических приёмах труда, было невозможно; если что-то пропустить или несдюжить, упущенного не исправишь. Крестьянский труд, занимавший весь световой день и почти круглый год, не позволял отвлекаться на длительные развлечения, тем более на пьянки-гулянки-запои. Тож и лениться: либо ты работаешь и живёшь, либо ленишься и вскоре умрёшь с голоду. Гуляке очень скоро стало бы не на что, ни пить, ни есть, просто умер бы с голоду или подался в бродяги. Недельный отдых выпадал в межсезонье, на Святки и Пасху, остальное время необходимо было вкалывать. Обнищание было не следствием лени и пьянства части крестьян, как утверждают либералы, а по причине крайней неустойчивости крестьянского существования, рисков сельской жизни. Отставали и беднели те, кто был неспособен, по различным причинам, трудиться так же непрерывно и напряжённо, как другие. Пока семья крестьянина полная и работоспособна, – живёт нормально, при этом каждый супруг выполняет свои функции. Но, если муж или жена серьёзно захворали или кто-то из них умер, кормилец сломал ногу, если было много маленьких детей при неработоспособных родителях, у кого-то пала лошадь, даже корова, семья сбивалась с трудового ритма и начинала резко отставать от односельчан. Засухи и наводнения, неурожаи от болезней культур, моры-эпидемии – и налаженная жизнь идёт насмарку. Страшны были пожары. Погорельцы из сил выбивались, но вырваться из нищеты не могли. Хозяйство быстро теряло устойчивость и крестьянский двор беднел. Крестьяне оставались один на один со своей бедой, каждый предоставлен сам себе, выживал кто как мог. Много было причин. Когда не стало сельской общины, издревле поддерживавшей крестьянина в трудных, непредвиденных обстоятельствах, веками выручавшей попавших в беду, стало ещё хуже. Не было ещё никакой социальной поддержки и государственного страхования. Земельный надел становилось невозможно обработать самим, и чтобы иметь хоть что-то, его сдавали более успешному соседу. Неудачникам, чтобы выжить, приходилось идти в батраки, пытаться найти работу в городе, где и своих безработных хватало. Навет о бедняках-пьяницах придумали обиженные на односельчан кулаки, которым, кстати, было куда сподсобней пить и развлекаться, эксплуатируя труд батраков.


двойной клик - редактировать изображение

Предложение вызвало горячие споры и яростное сопротивление левых во всех организациях ВКП(б), вплоть до ЦК. И всё же, в 1925 году, разрешение было дано, и тогда интенсивники развернусь по-полной, нарастив за год выход товарной продукции в разы. Заметно увеличились объёмы обрабатываемых земель (не без помощи посевных комиссий) и урожайность на них, повысились доходы зажиточных крестьян. Материальное положение интнсивников и середняков, после урожайных 1925-26 годов, ощутимо поправилось, стало даже лучше, чем у рабочих, которые и не мечтали о довоенных зарплатах. В 1926 году общий размер сельхозналога был снижен с 313 до 245 млн. рублей. Т.к. основная налоговая нагрузка ложилась на интенсивников и зажиточных середняков, они и получили наибольшую выгоду, значительно увеличив излишки своей продукции.

P.S. Вновь не удалось правильно разместить графические материалы, масштабировав их, а также выделить цитаты курсивом, как положено в русском языке. Неоднократные обращения к Редации, ни к чему не привели; ни разу ответ не был получен. Видимо, Редакция ввела новый экранный редактор, но сама не знает, как им пользоваться, а вернуться к старому, хорошо работавшему, не может.

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Реализация НЭПа позволила восстановить разрушенную за годы войны экономику, однако компромисс с капитализмом оказался временным.

«Никакого сомненья в том, что мы понесли экономическое поражение на экономическом фронте, и поражение весьма тяжелое, у коммунистов быть не может, и мы ставим совершенно сознательно вопрос о новой экономической политике», — говорил Ленин своим сторонникам на 2-м Всероссийском съезде Политпросветов осенью 1921-го года. Многие обвиняли большевиков в отступлении от взятого ещё в годы Гражданской войны курса, однако руководство страны понимало, что без хотя бы частичного возврата к товарно-денежным отношениям восстановление хозяйства советской России едва ли возможно.

Гражданская война: предпосылки перехода к НЭПу

К 1921-му году Россия существовала на фактическом военном положении уже долгие 7 лет. Революционное лихолетье окончательно разрушило экономический уклад страны, который и так дышал на ладан к концу Первой мировой войны. Промышленность давно фактически ничего не производила, а крестьянство обратилось против новой власти, практически сразу же приступившей к реализации политики «военного коммунизма». Восстания начались уже в 1918-м году, подрывая тылы большевиков, положение которых на фронтах и без того желало лучшего.

Крестьянская демонстрация во время «Чапанной войны» в Поволжье. 1919 год.

Крестьянская демонстрация во время «Чапанной войны» в Поволжье. 1919. Источник: wikipedia.org

Недовольство деятельностью «комбедов» и насильственным изъятием продовольствия и лошадей из деревень добавляло масла в огонь — выступления против большевиков продолжались на протяжении всего 1919-го года, а центром восстаний стало Поволжье. В центральных губерниях бывшей империи вовсю партизанили «зелёные», осложняя жизнь на коммуникациях Красной Армии, боровшейся против белых и интервентов на многочисленных фронтах.

Победы на «внешних фронтах» (разгром Колчака, Деникина и Юденича) не означали стабилизации ситуации внутри страны. Летом 1920-го года в Тамбовской губернии разразилось, возможно, крупнейшее крестьянское восстание Гражданской войны, жестоко подавленное Красной Армией. Фактически с обеих сторон шла война на уничтожение. Для большевиков стало очевидно, что политика «военного коммунизма» лишь усилила раскол в стране. Вопросы будущего мирного строительства большевики планировали обсудить на X съезде РКП (б), но буквально за несколько дней до его начала восстали матросы в Кронштадте.

2.jpg

Внутрипартийная борьба: споры о будущем страны

В то время, как на льду Финского залива говорили пушки и ружья, в Москве руководители большевистской партии обсуждали пути восстановления экономики. Переговоры осложнялись тем, что часть большевистской верхушки почти открыто противостояла Ленину и его соратникам в вопросе управления производством и положения рабочего класса — так называемая «рабочая оппозиция». Несмотря на то, что споры о Новой Экономической Политике не были главным камнем преткновения между фракциями, принятие реформ проходило на фоне серьёзной фракционной борьбы.

3.jpg

К концу съезда партия приняла несколько политических и экономических решений, означавших начало нового этапа в истории советской России. Реализация Новой Экономической Политики, как и иные проблемы текущего момента, не допускала раскола в большевистских рядах — так появилась на свет резолюция «О единстве партии», фактически запрещавшая образование фракций внутри РКП (б). Соглашение же о переходе к новой модели экономических отношений было обнародовано спустя несколько дней после завершения съезда — 21 марта 1921-го года в виде декрета ВЦИК.

Государственный капитализм: экономические реформы большевиков

Основная идея экономического курса, провозглашённого большевиками в марте 1921-го года, заключалась в переходе к ограниченной рыночной экономике, полностью подконтрольной государству — так называемый «государственный капитализм». Мероприятия начались с отмены самого спорного начинания эпохи Гражданской войны — продразвёрстки. Это решение было продиктовано необходимостью улучшить положение крестьян и нормализовать товарообмен между деревней и городом.

4.jpg

Улучшение продовольственной ситуации в городах привело к возрождению промышленности — рабочие возвращались на заводы. Понимая, что своими силами выйти на довоенный уровень производства не получится, большевики пошли на беспрецедентные меры — разрешение ведения предпринимательской деятельности. Государство отдавало в аренду мелкие предприятия и благословляло на ведение торговли — так появился человек своего времени, «нэпман», буржуа в стране рабочих и крестьян.

5.jpg

Помимо мобилизации внутренних капиталов, большевики озаботились и привлечением денег из-за рубежа. Этому способствовало потепление отношений с Западом после провала интервенции Антанты и участие представителей советской России в Генуэзской конференции в 1922-м году. Политика привлечения иностранных концессий позволила Москве заключить соглашения с западными капиталистами и возродить некоторые, простаивавшие из-за долгих лет военных действий, промышленные предприятия. Однако при получении значительных прибылей большевики, используя бюрократические ухищрения, возвращали сданные в аренду фабрики и заводы в государственное владение.

6.jpg

Возвращение, хоть и к ограниченному, но капитализму, было бы невозможным без финансовой реформы. Первоначальные планы большевиков вовсе отказаться от использования денежных знаков в советской России оказались крайне утопичными, а в условиях реализации НЭПа и вовсе неактуальными. С 1922-го по 1924-й год народный комиссар финансов Григорий Сокольников провёл две деноминации, которые, вкупе с унификацией денежного обращения, привели в порядок оборот валюты на территории советской России. Новая валюта, «червонец», обеспечивалась золотом и имела твёрдый курс. Это позволило начать кредитование мелких предпринимателей и оздоровить экономическую ситуацию в стране.

7.jpg

Свёртывание НЭПа — переход к форсированной индустриализации

Реализация Новой Экономической Политики позволила большевикам нормализовать хозяйственную жизнь в советской России и достигнуть экономических показателей дореволюционного периода. Первая половина 1920-х годов стала настоящим «ренессансом» — после долгих и тяжёлых военных лет вновь ожила жизнь в городах, начали работать заводы, а в деревнях заколосились поля. Культура била ключом, и в Москву стали приезжать деятели искусства со всех концов земного шара.

8.jpg

Эта идиллическая картина, тем не менее, имела свои многочисленные ложки дёгтя. Нормализация товарооборота между городом и деревней, контролируемая государством, привела к большим проблемам, которые Троцкий охарактеризовал как «ножницы цен» — промышленные товары, качество которых оставляло зачастую желать лучшего, продавались по завышенным ценам, в то время как хлеб и другие продукты сельского хозяйства покупались по заниженным. Это приводило к нежеланию крестьян продавать излишки продукции, что постепенно привело к замедлению темпа роста экономики.

Ограничение в привлечении инвестиций тормозило и промышленность — командная система государственного капитализма не могла продолжать удерживать рост на таком же высоком уровне, который наблюдался в первые годы НЭПа. А споры внутри партии большевиков по экономическим вопросам вскоре привели к постепенному свёртыванию Новой Экономической Политики. Борьба среди высших управленцев, закончившаяся возвышением Иосифа Сталина и его приближённых, окончательно поставила крест на полукапиталистическом пути развития экономики. Страна начала готовиться к форсированной индустриализации первой пятилетки.

Война за хлеб, начинавшаяся в 1918 году введением продовольственной диктатуры, подходила к концу. Она могла закончиться намного раньше, если бы поставки продуктов питания продолжались на минимально необходимом уровне. Вопрос о введении стабильного налогообложения, вместо конфискаций, поднимался уже в апреле 1918 года.

В "Очередных задачах Советской власти", опубликованных 28 апреля 1918 года, В.И.Ленин писал: "Но, чтобы стать сильнее и чтобы прочнее встать на ноги, мы должны перейти к этим последним приемам, мы должны заменить контрибуцию с буржуазии постоянным и правильно взимаемым поимущественным и подоходным налогом, который даст больше пролетарскому государству и который требует от нас именно большей организованности, большего налажения учета и контроля."

Однако эти планы рухнули после захвата противниками Советской власти самых богатых хлебных районов. Вместо правильного налогообложения пришлось прибегнуть к конфискациям. Через полгода после установления "продовольственной диктатуры" была предпринята попытка введения натурального налога.

30 октября 1918 года ВЦИК утвердил декрет "Об обложении сельских хозяев натуральным налогом в виде отчисления части сельскохозяйственных продуктов".

Однако для осуществления этого решения требовался мощный аппарат, для создания которого не было людей. Таким образом, вместо натурального подоходного дохода, 11 января 1919 года была введена продразверстка, которая раскладывалась по губерниям.

На X съезде РКП(б) В.И.Ленин напомнил делегатам: "Закон о налоге датирован 30 октября 1918 года. Он был принят — этот закон, вводящий натуральный налог с земледельцев, — но в жизнь он не вошел. За его объявлением последовало в течение нескольких месяцев несколько инструкций, и он остался у нас непримененным.

С другой стороны, взятие с крестьянских хозяйств излишков означало такую меру, которая в силу военных обстоятельств была нам навязана с абсолютной необходимостью, но которая сколько-нибудь мирным условиям существования крестьянского хозяйства не отвечает."

После многих месяцев ожесточенных боев с белогвардейцами, завершившихся убедительными победами, идея замены продразверстки натуральным налогом была предложена Ю.Лариным и Л.Д.Троцким в феврале 1920 года. Год спустя они с определенной иронией напоминали своим товарищам о своих предложения, которые могли бы предотвратить многие восстания, но в условиях еще незаконченной войны Ленин на эти уступки идти не захотел.

О введении продовольственного налога снова заговорили в феврале 1921 года в разгар многочисленных крестьянских восстаний и петроградских забастовок. Вопрос о замене продразвёрстки продналогом был рассмотрен на заседании Политбюро ЦК РКП(б) 8 февраля 1921 г. по докладу Н.Осинского (В.В.Оболенского) "О посевной кампании и положении крестьянства".

16 февраля 1921 г. Политбюро решило открыть дискуссию "О замене развёрстки продналогом". Первые статьи на эту тему были опубликованы в "Правде" 17 и 26 февраля. В извещениях о созыве X съезда от 12 и 20 декабря 1920 года никаких упоминаний о продналоге еще не было.

Однако уже при открытии съезда 8 марта 1921 года председательствовавший сообщил об изменении порядка дня: "Пункт 5-й - очередные задачи хозяйственного строительства - мы предлагаем в этой формулировке выбросить, заменив его двумя пунктами: 1) обсуждением вопроса о продразверстке и продналоге и 2) докладом комиссии, избранной ЦК, по вопросу о топливном кризисе."

В отчетном докладе В.И.Ленин разъяснил: "Это дело самое важное для нас. дать крестьянину возможность известной свободы в местном обороте, перевести разверстку на налог, чтобы мелкий хозяин мог лучше рассчитать свое производство и сообразно с налогом устанавливать размер своего производства."

Отвечая на замечания о недостаточной подготовленности отмены продразверстки, Председатель Совнаркома сказал: "Кто-то из ораторов, кажется, Рязанов, упрекнул меня лишь в том, что налог явился будто бы в моей речи откуда-то сразу, не будучи подготовленным обсуждением. Это неправильно. Я удивляюсь только, как перед партийным съездом ответственными товарищами делаются такие заявления. Дискуссия о налоге была открыта несколько недель тому назад в "Правде"."

Ленин не скрывал, что переход к натуральному налогу, расширяет рамки всячески ограничивавшейся частной торговли.

Он говорил: "Можно ли это сделать, теоретически говоря, можно ли до известной степени восстановить свободу торговли, свободу капитализма для мелких земледельцев, не подрывая этим самым корней политической власти пролетариата? Можно ли это?

Можно, ибо вопрос — в мере. Если бы мы оказались в состоянии получить хотя бы небольшое количество товаров и держали бы их в руках государства, в руках имеющего политическую власть пролетариата, могли бы пустить эти товары в оборот, - мы бы, как государство, к политической власти своей прибавили экономическую власть."

В.И.Ленин поставил вопрос не просто о налоговой реформе, но и о частичной денационализации и реформе кооперации. Характерно, что многие оппозиционные группы, спорившие с официальными докладчиками, возражать против замены продразверстки продналогом не стали. По итогам дискуссии были приняты три коротких решения. Отмена разверстки была оформлена в виде соответствующей резолюции из 9 пунктов.

В ней говорилось: "1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельцем своими хозяйственными ресурсами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. 8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота."

С отменой продразверстки была связана резолюция о кооперации, предложенная Лениным: "Ввиду того, что резолюция IX съезда РКП об отношении к кооперации вся построена на признании принципа разверстки, которая теперь заменяется натуральным налогом, X съезд РКП постановляет: Указанную резолюцию, отменить.

Съезд поручает ЦК выработать и провести в партийном и советском порядке постановления, которые бы удучшали и развивали строение и деятельность кооперативов в согласии с программой РКП и применительно к замене разверстки натуральным налогом".

Таким образом, детализация намеченной реформы целиком зависела от правительства. Еще короче была резолюция, предложенная Е.А.Преображенским: "Съезд поручает пересмотреть в основе всю нашу финансовую политику и систему, тарифов и провести в советском порядке нужные реформы".

Официально продразверстка была отменена декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года.

Рамки будущего натурального налога устанавливались согласно резолюции X съезда РКП(б):

"2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения.

Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема по мере того, как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.

3. Налог взимается в виде процентов или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.

4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.

Старательные хозяева - крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйства в целом, получают льготы по выполнению натурального налога."

Важным пунктом была отмена круговой поруки, широко использовавшейся в дореволюционном налогообложении и в рамках продразверстки:

"7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога. Круговая ответственность отменяется."

28 марта Совнарком принял декрет "О размере продовольственного натурального налога на 1921-1922 гг.", в котором говорилось:

"Вместо 423 миллионов пудов зерновых продуктов, которые должны были быть собраны в 1920 - 21 гг. с территории Республики, не считая Украины и Туркестана, путем государственной разверстки, установить во исполнение Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о замене разверстки налогом (Собр. Узак., 1921, № 26, ст. 147) размер продовольственного натурального налога на 1921-22 гг. в сумме не свыше 240 миллионов пудов зерновых продуктов при среднем урожае.

Совет Народных Комиссаров постановляет в ближайший же срок опубликовать во всеобщее сведение точные ставки налога применительно к урожайности по отдельным губерниям, а равным образом порядок, сроки и способы взимания этого налога."

Вслед за декретами РСФСР были приняты аналогичные решения в других Советских республиках. 27 марта чрезвычайная сессия Всеукраинского ЦИК приняла решение о замене продразверстки продовольственным налогом, а уже 29 марта правительство УССР издало декрет о нормах и размере налога.

В Азербайджане продразверстку отменили в мае 1921 года. Немедленных результатов от реформы никто не ожидал. Крестьянам еще предстояло оценить выгоды новой системы налогообложения по сравнению с продразверсткой.

В разных регионах величина льгот оказалась различной. На Алтае в результате неурожая продналог оказался таким же разорительным, как и продразверстка. В Кабарде натуральный налог получился в три раза меньше продразверстки. Поневоле приходилось корректировать "продналоговую кампанию".

Однако поворот от конфискаций к стабильным налогам был уже необратимым. На смену войне пришел мир, основы которого были заложены в 1917 году.


1. Ю.А.Поляков. К вопросу о содержании и этапах аграрной революции в СССР. Вопросы истории. 1962. № 8.

2. Ю.А.Поляков. Ещё раз о некоторых вопросах истории аграрной революции. Вопросы истории. 1963. № 2.

3. Ю.А.Поляков. Некоторые вопросы перехода к нэпу. Вопросы истории КПСС. 1963. № 12.

4. Ю.А.Поляков. Переход к НЭПу и советское крестьянство. М. 1968.

5. Ю.А.Поляков. 1921 г.: победа над голодом. М. 1975.

6. В.И.Ленин. Доклад о замене разверстки натуральным налогом 15 марта. ПСС. 5-е издание. Т. 43. С. 70.

7. С.А.Есиков. Переход от развёрстки к налогу. Россия нэповская: политика, экономика, культура. Тезисы Всесоюзной научной конференции (25-27 июня 1991 г.). Новосибирск. 1991.

8. С.А.Есиков. В очередной раз о переходе к нэпу. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. Грамота. 2009. № 2 (3). C. 37-40.

9. Э.Б.Генкина. Переход Советского государства к новой экономической политике (1921-1922 гг.). М. 1954.

10. СССР в период восстановления народного хозяйства. 1921 - 1925 гг. М. 1955.

11. П.В.Карпов. В.И.Ленин об укреплении союза рабочего класса и крестьянства в период перехода Советского государства к новой экономической политике (1921 - 1922 гг.). Труды Ленинградского библиотечного института. Т. 7. Л. 1960.

12. С.П.Трапезников. Ленинизм и аграрно-крестьянский вопрос. В 2-х томах. М. 1967.

13. А.И.Федотов, Д.Н.Ватулин. К вопросу о продналоге и продналоговой политике партии. Вопросы, истории КПСС. 1967. № 5.

14. А.Г.Введенская. Продналоговая политика Советского государства и ее влияние на восстановление производства сельского хозяйства Сибири в начале нэпа. Вопросы истории и философии. Сборник аспирантских работ. Иркутск. Иркутский педагогический институт. 1966.

15. Постановление Президиума ВЦИК о замене разверстки натуральным налогом. 15 марта. Декреты Советской власти. Т. 13. 1 февраля - 31 марта 1921 г. М. 1989. С. 204.

16. Е.М.Хенкин. Очерки истории борьбы Советского государства с голодом (1921—1922). Красноярск. 1988.

17. В.А.Поляков. Российская деревня в 1922 году: апогей голода первый итог продналога. Вестник Челябинского государственного университета. 2009.

18. В.В.Кулин. Переход от продразверстки к продналогу в Тамбовской губернии. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. В 2-х частях. Ч. II. Тамбов. Грамота. 2014. № 2 (40). C. 112-115.

Введение

Налог (ст. 8 НК РФ) - это обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Понятие «налоги» как конкретная реальность имеет столь же древнюю историю, как и само общество. Т.Ф. Юткина отмечает: «Факт того, что налоги - наиболее древнее явление, существующее как таковое во все времена и эпохи, бесспорен, независимо от того, в какие формы ни облекало бы его сознание, и какие бы определения наука ни формулировала понятию «налог». Налоги как социально значимые явления никто персонально не изобретал и не основывал. Они возникли в результате естественноисторического развития общества как социально значимого организма. Понятие «налог» в ассоциативном научном сознании представляет собой общественно значимое явление, объективно необходимый процесс в любом обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и совершенствование».

Рассмотрение темы «Налогообложение СССР» в настоящее время очень актуально. Это позволяет на основе анализа налоговой системы 1917-1991 гг. сделать выводы о том, какие ошибки были допущены в системе, что нужно изменить, а что, действительно, является приемлемым и может быть применено на практике. Другими словами, изучение истории налогов необходимо для разработки эффективной налоговой системы в последующие периоды времени, для учета ошибок и восприятия положительного опыта прошлых лет.

Объектом изучения в нашей работе являются налоги эпохи «военного коммунизма» и новой экономической политики, налоговая реформа 1930-1932 гг., налоговая система периода Великой Отечественной войны, сельскохозяйственный налог 1953 г., налоговые реформы 1960-х гг., изменения в налоговой системе в период перестройки и распада СССР.

Таким образом, основной целью моей работы является - Изучение налоговой системы СССР от «военного коммунизма» до перестройки.

.Выявление основных этапов налогообложения в истории СССР в период с 1917 по 1991 г.г.

. Дать характеристику системы налогообложению на каждом этапе.

Налоги периода «Военного коммунизма»

До прихода к власти Российская социал-демократическая рабочая партия ( большевиков ) предполагала провести следующие основные мероприятия в сфере налогообложения: введение поимущественного и прогрессивно подоходного налога, отмену косвенных налогов на предметы первой необходимости м установление высоких косвенных налогов на предметы роскоши, однако финансовый кризис, усилившийся после октября 1917 г., не позволил осуществить эти преобразования. Основным источником бюджета становится эмиссия бумажных денег, а также осуществление на уровне местных органов власти контрибуций, т.е. принудительных денежных или натуральных поборов [1, c. 197].

Издание декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета ( ВЦИК ) и Совета Народных Комиссаров ( СНК ) от 30 октября 1918 г., гласило о введение «Единовременного чрезвычайного десятимиллиардного революционного налога», который дополнял собой систему регулярных прямых налогов. Цель налога: Изъятие денежных средств и их обращение на неотложные нужды революционного строительства и оборону страны. Налог взимался по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем - по плательщикам. Согласно декрету эта раскладка должна была производиться таким образом, чтобы вся часть налога пала бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян, а городская и деревенская беднота полностью освобождалась от уплаты налога, средние слои населения облагались невысокими ставками. Чрезвычайный налог дал вместо десяти всего около 1,5 млрд. руб. [1, c. 198].

Одним из основных источников доходов местных бюджетов был «Разовый сбор за торговлю», первоначально установленный Положением о денежных средствах и расходах местных Советов от 3 декабря 1918 г. Этот налог позволял местным Советам предоставлялось право взимать в городских поселениях местный разовый сбор за подвижную торговлю с лиц, производящих не облагаемую промысловым налогам продажу товаров в разнос или вразвоз, а также сбор за продажу скота на рынке.

После Октябрьской революции 1917 г. существенно повышаются ставки «Акцизов» на предметы массового потребления. Сборщиками акцизов выступали собственники предприятий, производящие облагаемые товары или услуги, а его плательщиками - потребители при оплате товаров или услуг. В дальнейшем к концу 1918 г. акцизы были заменены на прямое начисление к ценам товаров, но их эффективность резко снизилась в результате натурализации хозяйства. В феврале 1920 г. взимание акцизов было приостановлено, поскольку а 1917 г. они обеспечили 17% всех доходов бюджета, то в 1918 г. только лишь 8,8%.

Результатом декрета СНК РСФСР от 10 апреля 1918 г. послужило введение одного из косвенных налогов, такого как «Особый пятипроцентный сбор». Целью взимания этого налога являлось помощь всему кооперированному населению. Налог взимался с кооперативных и частных торговый предприятий, который снабжали население предметами личного потребления и домашнего обихода. Размер сбора составлял 5% их оборота. Стимулирующим фактором вступления граждан в члены потребительских обществ, служил тот факт, что сумма сбора которая ими была уплачена в своих кооперативах возвращалась после утверждения годового отчёта общества. В связи с ликвидацией частной торговли и обязательного кооперирования всего населения в марте 1919 г. особый 5%-ый сбор был убран. Также стоит отметит, что данный вид налога бал прообразом налога на добавленную стоимость ( НДС).

В соответствии с декретом СНК от 14 августа 1918 г. вводится «Единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев», представлявшего разновидность целевого налога который был введён взамен контрибуций. Этот налог определял сумму сбора и современность перечисления ее в бюджет. Размер этого сбора определялся на основании расчётов и данных ведомости установленной формы. Плательщиками такого налога являлись владельцы частных торгово-промышленных предприятий, которые имели рабочих. Результатом такого обложения стала его отмена после 11 месяцев ( он просуществовал до матра 1919 г.), поскольку он не дал ожидаемых результатов. [1, c. 199-200].

В дальнейшем система налогообложения заменяется системой «Продовольственной разверсткой». Смысл продразверстки заключался в следующем: Все крестьянские хозяйства подлежали обязательной сдачи государству всех излишков ( сверх установленных минимальных запасов, необходимых для личных и хозяйственных нужд) хлеба и других сельскохозяйственных продуктов. В дальнейшем в период Гражданской войны (1918 - 1920 г.г.) данный вид налогообложения являлся чрезвычайной мерой взимания, который собирался при тяжёлых военных и экономических положениях страны. Данный вид налога взимался только с отдельных губерний, но в дальнейший сбор производится по декрету СНК от 11 февраля 1919 г. «О разверстке между производящими губерниями зерновых хлебов и фуража, подлежащих отчуждению в распоряжение государства», который распространяется на всю территорию страны. При сборе учитывались посевные площади под отдельными сельскохозяйственными культурами, их урожайность, установлены государством нормы потребления сельскохозяйственных продуктов для сельского населения, а также потребности крестьянских хозяйств в семенах и фураже для скота. Продразверстка подлежала обязательному выполнению в установленный срок. К тем кто не сдал поставки в срок, при обнаружении ресурсов применялась такая санкция как изъятие излишек. При взимании соблюдался кассовый принцип: максимально высокому обложению подвергались кулацкие хозяйства, меньшему - середняцкие, частично или полное освобождение от продразверстки бедняки [1, с.201-202].

В дальнейшем 3 февраля 1921 г. Президиум ВЦИК принимает принципиальное постановление о приостановке взимания всех действующих налогов, как общегосударственных, так и местных, поскольку во-первых политика «военного коммунизма» достигла своего апогея и во-вторых государство решило перейти к новой экономической политике. Первые шаги к НЭПу получили своё проявление в замене продразверстки - продналогом).

Налогообложение в период НЭПа. Прямые и косвенные налоги

Начало данного периода связано с введением новой экономической политики (нэп), которая была разработана В. И. Лениным. Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы. Характерной чертой налоговой системы периода нэпа являлась множественность налогов и сборов и многократность обложения торгово-промышленного оборота в различных его звеньях. Систему налогов и сборов при нэпе составляли следующие виды:

1)прямые налоги - основной налоговый источник доходов государства. Доля поступлений в бюджет в 1922 г. составило 43%, в 1924 г., а к 1926 достигала 83% всего бюджета.

Они включали в себя:

а) промысловый налог (1917), который состоял из двух платежей: патентного сбора, уплачиваемого по твёрдым ставкам в зависимости от разряда (торговые 5, промышленные - 12) предприятия, а также пояса местности (5 поясов) и уравнительного сбора, который взимался в процентах от оборота. Поступления по промысловому налогу к 1928 г. давали около ? всех налоговых поступлений. Налогом облагались частные торговые и промышленные предприятия, а также все граждане, которые имели доходы от занятий промыслами.

б) денежный подворный налог (1922), являвшийся основным видом налогообложения в сельском хозяйстве. Его взимание было прекращено в 1923 г. при введении сельскохозяйственного налога.

в) единый натуральный налог (1922) представлял собой вид обложения сельского населения в период Гражданской войны, заменивший систему продразверстки. Исчислялся по единой весовой мере - пуд ржи или пшеницы в зависимости от района. Льготы для инвалидов Гражданской войны и семей красноармейцев. Устанавливается по 3 критериям: количество пашни и сенокоса, едоков, от урожайности. Отменён в 1923 г.

г) подоходно-имущественный налог (1922), представлявший собой прямой налог, взимавшийся с доходов и имущества физических и юридических лиц.

д) единовременный общегражданский налог (20-е годы) был введен для мобилизации дополнительных финансовых ресурсов на оказание помощи голодающим, борьбы с эпидемиями и улучшение жизни детей, находящихся на государственном обеспечении.

е) военный налог (1925), которым облагались мужчины в возрасте от 21 года до 40 лет, не подлежащие призыву в Красную Армию.

ж) квартирный налог (середина 20-х), который взимался с владельцев торговых и промышленных предприятий, строений в городах и сдаваемых внаем помещений вне городов.

з) налог на сверхприбыль (1926) вводился с целью изъять доходы частнокапиталистических элементов, полученных в результате применения спекулятивных цен.

и) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения (1926). Им облагалась вся стоимость наследства или дарения по резко прогрессивной шкале ставок, которые колебались от 1 до 90% в зависимости от стоимости имущества.

к) индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом (1929). Данным налогом облагались доходы от всех источников сельского хозяйства и от всех видов неземледельческих заработков.

л) единый сельскохозяйственный налог (1923), предназначен для упорядочивания налогообложения в деревне. При взимании учитывается: размер пашни, урожайность, количество рабочего скота. Льготы, примерно 20% крестьян не уплачивали налог. Уплачивался натурой или деньгами, с 1924 - только деньгами.

к) подоходный налог (1924) - один из основных прямых налогов, который взимается с доходов физических и юридических лиц (заработная плата, прибыль и т.д.).

2)косвенные налоги в период нэпа взимались в форме акцизов на потребительские товары и обеспечивали 11-20% всех доходов государства. К косвенным налогам относились:

а) акцизы (1921), уплачиваемые с некоторых товаров (вино, спички, табачные изделия, гильзы, спирт, мед, соль, сахар, кофе, галоши) предприятиями-производителями.

б) налог от демонстрации кинофильмов (1922), уплачивавшийся с валового сбора (оборота) от продажи билетов на киносеансы.

) пошлины и сборы.

а) патентная пошлина (1922) представляла собой плату за предоставление исключительного права на использование изобретений в соответствии с выдаваемым патентом.

б) судебная пошлина (1930), являвшаяся платой за различные судебные документы.

в) патентный сбор (1921) - платеж в бюджет в составе промыслового налога, взимавшийся с торговых и промышленных предприятий, а также с граждан, имевших доходы от занятия промыслами.

г) прописочный сбор (1921) взимался в виде платы за прописку документов.

д) канцелярский сбор (1922) - плата за выдаваемые гражданам СССР предприятиям документы и копии.

е) гербовый сбор (1922) взимался с отдельных лиц и организаций в качестве платы при оформлении гражданско-правовых сделок, выдаче документова) патентная пошлина представляла собой плату за предоставление исключительного права на использование изобретений в соответствии с выдаваемым патентом [1, с.209-2017].

Сбор налогов осуществлялся системой Народного комиссариата финансов с помощью налоговых комиссий. Налоговые комиссии - общественные органы создающихся с помощью финансовых (налоговых) инспекторов и исполнительных комитетов местных Советов с целью наиболее полного учёта плательщиков налогов, облагаемых доходов и правильного исчисления налоговых платежей. Состав комиссии следующий: представители местных исполнительных комитетов, профсоюзов и по 2 рекомендованных исполнительным комитетом плательщика. В 1921-1923 г.г. были образованы налоговые комиссии по подоходно-поимущественному налогу, промысловому и сельскохозяйственному налогу. В 1926 г. по промысловому и подоходному налогам были учреждены объединенные комиссии (участковые, уездные, окружные губернские), они также рассматривали налог на сверхприбыль и гербовый сбор. Комиссия определяла оклады налогов, также они налагали штрафы за нарушение налоговых правил, разрабатывали нормы для исчисления доходов при отсутствии прямых данных об их размерах, рассматривали жалобы трудящихся по вопросам налогообложения. В дальнейшем были закрыты комиссии по подоходному и промысловому налогу (1929 г.) и по сельскохозяйственному налогу (1937 г.) [1, с.218-219].

Созданная в годы НЭПа налоговая система при всех ее недостатках позволила решить стоявшие перед государством задачи. Суммы налоговых поступлений в бюджет неуклонно возрастали (см. табл. 3.1).

Таблица 3.1. Налоговые доходы бюджета в 1922/1923-1927/1928 гг. (млн. руб.)

Название налогов1922/231923/241924/251925/261926/271927/28Всего налогов584,0991,11603,42192,93000,63522,8в том числе: сельскохозяйственный налог176,5231,0326,2251,2357,9354,2промысловый налог118,2233,6323,5482,9675,8703,9подоходный налог12,775,9113,3185,9246,4295,6акцизы103,5240,6507,8841,61209,91491,2таможенный доход 66,867,4101,9150,6189,4259,7бюджет коммунизм налогообложение военный

В первые годы НЭПа налоговые поступления являлись основным источником доходов государственного бюджета, но по мере развития народного хозяйства их доля сокращалась с 63,14 % в 1922/1923 г. до 48,13 % в 1927/1928 г., а поступления неналоговых доходов возрастала.

В последующие годы в систему взимания как прямых, так и косвенных налогов неоднократно вносились существенные изменения, связанные с усилением прогрессивности налогообложения, повышением необлагаемого минимума, введением ряда льгот для государственной и кооперативной промышленности. При всем их разнообразии суть сводилась к одному - вытеснению частного капитала.

Проводимая государством в дальнейшем налоговая политика исходила не из всесторонне взвешенного анализа жизнеспособности того или иного общественного экономического уклада, полезности его для страны, а из упрощенно понимаемых потребностей пролетарского государства в форсированной социализации народного хозяйства [4, с.67].

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 262 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 17:07, реферат

Описание работы

Начало XX в. для России – период бурного развития капитализма: подъем промышленности, торговли; концентрация производства и капитала; строительная лихорадка; громадный приток иностранного капитала. Этому способствовали налоговые льготы. Доходы государственного бюджета стремительно увеличивались – только с 1907 по 1910 г. их прирост был таким же, как в 1891-1899 гг., и составил 4,1 млн руб. Сумма налогов на торговлю и промыслы также быстро росла не благодаря увеличению размера налогов, а именно за счет расширения сферы налогообложения (развития торговли).

Работа содержит 1 файл

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ.docx

ВВЕДЕНИЕ.

Начало XX в. для России – период бурного развития капитализма: подъем промышленности, торговли; концентрация производства и капитала; строительная лихорадка; громадный приток иностранного капитала. Этому способствовали налоговые льготы. Доходы государственного бюджета стремительно увеличивались – только с 1907 по 1910 г. их прирост был таким же, как в 1891-1899 гг., и составил 4,1 млн руб. Сумма налогов на торговлю и промыслы также быстро росла не благодаря увеличению размера налогов, а именно за счет расширения сферы налогообложения (развития торговли). По-прежнему приоритет в общем объеме налоговых поступлений принадлежал косвенным налогам, среди которых выделялись акцизы и таможенные сборы. Среди прямых налогов лидирующее положение занимал промысловый налог.

К сожалению, плодотворное развитие экономики в общем и налоговой системы в частности было прервано Первой мировой войной, двумя революциями и Гражданской войной.

Определенный этап в налаживании финансовой системы страны наступил после провозглашения новой экономической политики (нэп). В это время были сняты запреты на торговлю, местный кустарный промысел; разработана система налогов, кредитов, займов; приняты меры к укреплению денежной единицы. Нэп (1922-1926) показал, что нормальное налогообложение возможно только при правовой самостоятельности предприятий. Как финансовая, так и налоговая система при нэпе имела свою специфику, но в целом базировалась на налоговой системе дореволюционной России. Важную роль в налоговой системе во время нэпа играл налог с оборота. В европейских странах он «превратился» в НДС, в России «тяготел» к акцизам. В этот период действовали такие прямые налоги, как сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, который являлся прогрессивным, гербовый сбор. В доходах государственного бюджета косвенные налоги с 1922 по 1926 г. выросли с 43 до 82%.

Новая экономическая политика (НЭП) начала осуществляться в 1921 г. В число основных мероприятий нэпа входили: замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; замена натуральной заработной платы денежной.

Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы, повторившей в общих чертах налоговую систему дореволюционной России. В этот период снова взимались: промысловый налог; подворный налог; военный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений; акцизы; пошлины; гербовый сбор.

Вместе с тем были введены новые налоги: единый натуральный; сельскохозяйственный; подоходно-поимущественный; налог на сверхприбыль; сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

Кроме того, введен ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог.

В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития финансовой сферы. Практиковались административные методы изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджеты страны, что в итоге привело к кризису.

  1. ПЕРИОД ФОРМИРОВАНИЯ НЭПА.

С первых дней существования пролетарского государства экономическая политика была направлена на выживание хозяйственного механизма, экономический подъем страны. Экономическая программа большевистской партии, принятая в предреволюционный период, предусматривала, в частности, следующие требования: установление прогрессирующего подоходного налога; отмену косвенных налогов на предметы первой необходимости; установление высоких налогов на предметы роскоши.

В первое время после революции правительство не устанавливало новых налогов (кроме штрафов). Декретом от 07.12.1917 г. предписывалось лишь обязательное взимание налогов, введенных Временным правительством, – подоходного, единовременного и налога на прирост прибылей, падающих исключительно на имущие классы.

Отмена частной собственности на землю и национализация промышленности привели к сокращению применения подоходного обложения. Местным органам власти для покрытия собственных нужд разрешалось проводить конфискации и взимать контрибуции и разовые сборы с национализированных предприятий. Поскольку в этот период система прямого обложения не смогла выполнить задачу формирования доходов бюджета, продолжали существовать косвенные налоги: таможенные сборы; сборы со спирта и питей; табачный доход и доход с папиросных гильз и бумаги; спичечный доход; нефтяной доход; сахарный доход; чайный доход.

Начавшаяся Гражданская война коренным образом изменила политику государства. Товарные отношения в промышленности все больше вытеснялись административным подходом к решению экономических проблем, внедрялось сметное финансирование (прообраз нынешней системы бюджетирования) и натуральные формы связи между предприятиями. Финансовые меры формирования доходов государства полностью были ликвидированы. Расчеты между госпредприятиями производились путем записей, а затем через бюджет. Сокращение роли финансов в период «военного коммунизма» было вынужденной мерой. Военное положение страны требовало максимальной концентрации в руках государства всех материальных и трудовых ресурсов при нарушении нормальных хозяйственных связей в условиях разрухи и оккупации значительной территории.

1.1. Особенности финансовой политики СССР в период НЭПа.

Значительные изменения в финансовую, политику РСФСР внес Декрет ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом» от 21.03.1921 г. В соответствии с ним предусматривалась замена разверстки натуральным налогом; разрешение свободного оборота сельскохозяйственных продуктов и кустарных изделий; предоставление кооперативам большей свободы в развитии хозяйственного почина; меры поощрения местной промышленности; поощрение всякого хозяйственного почина, который мог бы способствовать быстрому подъему промышленности и сельского хозяйства. Мероприятия новой экономической политики и восстановление товарно-денежных отношений привели к быстрому воссозданию системы финансов, и в первую очередь – налогов.

Финансовая система во время НЭПа имела много особенностей, тем не менее, она отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России как от исходного пункта и воспроизводила ряд ее черт. Складывающаяся система налогообложения имела слабо налаженный податный аппарат и характеризовалась почти полным отсутствием данных для определения финансового положения различных категорий налогоплательщиков, что предопределяло весьма примитивные способы обложения.

Фискальную политику государства в период НЭПа претворял в жизнь Народный комиссариат финансов. По Положению о Наркомфине СССР, принятому ЦИК СССР в ноябре 1923 г., Наркомат, возглавляемый наркомом финансов, имел коллегию и включал 12 основных структурных подразделений (в том числе управления: общее, бюджетное, валютное, государственных налогов, государственных доходов, финансово-контрольное, местных финансов; финансово-экономическое бюро; Главное управление государственными трудовыми сберегательными кассами; Главное управление государственного страхования; Госбанк и др.). Сбор налогов осуществлялся системой Народного комиссариата финансов с помощью налоговых комиссий – общественных органов, созданных в помощь финансовым (налоговым) инспекторам и исполнительным комитетам местных Советов с целью наиболее полного учета плательщиков налогов, облагаемых доходов и правильного исчисления налоговых платежей. В налоговые комиссии входили представители местных исполнительных комитетов, профсоюзов и по два рекомендованных исполнительным комитетом плательщика.

Еще одной характерной чертой налоговой системы периода НЭПа являлась множественность налогов и сборов и многократность обложения торгово-промышленного оборота в различных его звеньях. К 1930 г. количество платежей, взимаемых только с обобществленного сектора, достигло 86.

    1. Система налогов и сборов при НЭПе .

Учитывая состояние налогового аппарата, первоначально вводились налоги в наиболее простых формах (подворные, подушные). Налоговая система характеризовалась многократностью обложения и множественностью налогов, что объяснялось необходимостью обложения различных сфер деятельности частного капитала и интересами государственного и местных бюджетов.

Возрожденная налоговая система включала прямые и косвенные налоги, пошлины, сборы. При организации налоговой системы, в соответствии с рекомендациями XI съезда партии РКП (б), применялись заимствованные из дореволюционной практики, но с соответствующими изменениями формы налогообложения. Порядок изъятия налогов и сборов в бюджет для государственных и частных предприятий был в основном одинаковым, но для последних устанавливались более высокие ставки налогов.

Натуральный налог был значительно меньше продразверстки и строился по принципу множественности натуральных налогов на различную сельскохозяйственную продукцию. Большое количество натуральных налогов не обеспечивало достаточной прогрессивности налогообложения и не создавало заинтересованности в развитии отдельных отраслей сельского хозяйства, что потребовало изменения системы обложения. Уже в марте 1922 г. все натуральные налоги были унифицированы в единый натуральный налог, который взимался в пудах ржи или пшеницы. Налог носил прогрессивный характер. Для различных по мощности хозяйств он устанавливался с учетом количества пашни и сенокоса, едоков в хозяйстве и средней урожайности в районе.

В этот период действовали следующие налоги и сборы:

• прямые налоги: промысловый налог, единый натуральный налог, денежный подворный налог, сельскохозяйственный налог, индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, подоходно-поимущественный, единый общегражданский налог, военный налог, налог на сверхприбыль, квартирный налог, налог с наследств и дарений;

• косвенные налоги: акцизы (на спирт, вина, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и другие товары), налог с доходов от демонстраций кинофильмов;

• пошлины: патентная, судебная и др.;

• сборы: гербовый, патентный, канцелярский, прописочный, на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

В качестве чрезвычайных налогов вводились:

в 1922 г. – единовременный общегражданский налог для оказания помощи голодающим;

в 1924 г. – единовременный налог на нужды населения, пострадавшего от неурожая.

В 1922–1923 гг. отмечалась большая активность местных органов власти, что выражалось в появлении массы не предусмотренных никакими законами различного рода налогов и сборов.

Низкая квалификация налогового аппарата и техническое несовершенство взимания налогов при одновременном существенном росте потребности государства в доходах явились причиной введения наиболее простых видов налогов и сборов, с акцентом на реальные налоги. В этот период, кроме уже указанных выше, действовали следующие налоги:

• налог со строений в городской местности;

• налог на домашнюю прислугу;

• налоги с городских и пригородных садов и огородов;

• налог на право охоты;

• сбор с владельцев транспортных средств (в том числе и велосипедов);

• сбор с грузов, привозимых и вывозимых по железным и водным путям сообщения;

• сбор за пользование общественными весами;

• сбор с пригоняемого на рынок для продажи скота;

• сбор с извозного промысла и др.

  1. ВАЖНЕЙШИЕ НАЛОГИ В ПЕРИОД НЭПа.

2.1. Прямые налоги.

Первым денежным налогом в условиях НЭПа был введенный в действие в июле 1921г. промысловый налог, который взимался с частных торговых и промышленных предприятий и состоял из двух частей: патентного и уравнительного сборов. Взимание патентного сбора позволяло осуществить регистрацию предприятия в финансовых органах и получить поступления в бюджет вперед за определенный срок, что имело существенное значение в условиях большой нестабильности работы частных торговых предприятий. Уравнительный сбор позволял усилить обложение предпринимателей, получавших более крупные доходы (взимался ежемесячно в размере 3 % с оборота предприятия).

С 1922 г. промысловый налог взимался на общих основаниях также с государственных, кооперативных, коммунальных и общественных предприятий. В последствии уравнительный сбор дифференцировался в зависимости от типа предприятия (государственное, кооперативное, частное) и являлся действенным рычагом вытеснения частного капитала.

Натурализация хозяйства в период «военного коммунизма» не могла не затронуть и оплату труда, что усложняло восстановление денежных налогов в первый период НЭПа. Однако перевод предприятий на хозяйственный расчет, внедрение принципа материальной заинтересованности позволили внести существенные изменения в формы оплаты труда, вследствие чего заработная плата приобрела преимущественно денежное выражение. Снижение удельного веса натуральной части заработной платы происходило весьма высокими темпами. Если в январе 1922 г. доля натуральных выплат составляла 77,5 % общего заработка работающих, то в июне того же года она снизилась до 54 %, а в январе 1923 г. – до 21,1 %. В сентябре 1923 г. натуральная часть заработной платы работающих по всей стране в среднем составляла уже только 8,9 % общего заработка, что послужило основой дальнейшего развития системы налогообложения.

Читайте также: