Эволюция и история развития налоговых отношений

Опубликовано: 16.05.2024

Курсы по бухгалтерии и налогам

Налоги являются необходимым элементом в экономических отношениях компании с момента возникновения государства. За эволюцией и модификацией форм обязательно государства следуют модификации фискальной системы. В настоящее время в цивилизованном обществе налоги являются основным источником дохода для государства. Помимо этой чисто финансовой функции, фискальный механизм применяется государством для воздействия на производственный процесс, его динамику и структуру, научно-технический процесс.

Экономическая теория налогообложения ставит в центр внимания проблемы изучения последствий налогообложения как на микроэкономическом, так и на макроэкономическом уровнях. В этом смысле базовая концепция - это фискальное влияние: кто в конечном итоге несет бремя налога и как это влияет на всю экономику.

В фискальной сфере известно несколько понятий, относящихся к одному и тому же объекту, а именно: расчет, получение и сбор налогов, налогов и других доходов в пользу государства.

Фискальная система может быть определена как совокупность налогов, взимаемых в государстве, которое обеспечивает значительную часть доходов бюджета.

Другое определение фискальной системы разработано Л. Мелем и П. Белтрамом, рассматривая фискальную систему как совокупность налогов, в которых компоненты находятся в динамическом отношении между ними как экономической системой и социально-политическим аппаратом.

Фискальная система - это выражение политической воли компании, организованной на определенной территории, которая обладает достаточной независимостью для обеспечения через представительные органы «разработки» и «оснащения» рядом правовых норм, и, в частности, налог.

Возникновение и развитие фискальных систем неразрывно связаны с процессом удовлетворения потребностей человека и существованием социальной организации человечества.

Каждое государство с древности до наших дней сформировало свою фискальную систему, более или менее усовершенствованную.

Современные налоговые системы являются продуктом истории человеческой цивилизации, их эволюция отражает эволюцию социально-экономических структур, идеологических и политических течений, научных исследований последних нескольких веков.

В эволюции фискальных систем мы можем разграничить несколько этапов, знание которых позволит нам понять настоящее, обойти ошибки прошлого и наметить будущее.

Старый этап эволюции фискальных систем заканчивается в начале 16-го века, для которого характерны фискальные структуры, характерные для сельскохозяйственной цивилизации, и включает более длительный период времени, в течение которого фискальные отношения развиваются очень медленно, что связано с медленной эволюцией политических и экономических структур. различных административных единиц, которые были нестабильны и постоянно менялись.

На этом этапе средствами производства и основной формой благосостояния были земля, экономическая деятельность производилась вручную, а в обменных отношениях использовались параллельные денежные стандарты.

Каждая административно-территориальная единица, а также провинции и местные органы власти, которые ее формировали, ввели свои собственные налоговые налоги и правила сбора. Сумма этих налогов в виде обязательств в натуральной или денежной форме постоянно колеблется, не будучи заранее известной населению.

Характерным для европейских человеческих обществ до шестнадцатого столетия было определение уровня налоговых сборов, соответствующих потребностям существующих структур, на которые, в свою очередь, повлияла совокупность доходов, полученных от завоеваний и колонизации, вызванных ими расходов и отношения правящих классов. Сформировавшиеся в этот период характеризовались тем, что:

  1. фискальные обязательства были установлены и распределены произвольно, различаясь в зависимости от уровня каждой административной единицы, регулярности сбора налогов;
  2. были социальные неравенства;

Либеральная стадия в развитии налоговых систем начинается с конца шестнадцатого века до второй половины девятнадцатого века (1870) - во время которого происходят значительные экономические изменения и социальные движения.

Существующие фискальные структуры начинают отражать возникновение капиталистической собственности и производства, что вызывает появление новых социальных классов: сельскохозяйственных рабочих, промышленных рабочих, буржуазии в образовании. Также в этот период происходят изменения в способе распределения доходов в компании. В рядах формирующихся социальных классов появляются критики в отношении тех фискальных привилегий, которые дает дворянство.

В результате экономического развития и фискальных систем, соответственно, в странах Западной Европы в 20 веке. XVII и XVIII появляются серии фискальных сочинений, которые изучали налоги с нескольких точек зрения, а именно: законность, законность и социальное влияние (во Франции, Кенэ, Монтескье и Руссо), выражая свое неодобрение высоких налогов или надеясь, что налоги они временные.

В качестве заключения для анализируемой фазы мы должны упомянуть, что налоговая система была следствием социальной организации тех времен, социального неравенства, которое также проявлялось в плоскости фискального неравенства, а также земельной собственности, которая Это был важный источник дохода страны и был освобожден от любых налогов в этот период.

В этот период появляются первые экономические теории, разработанные Адамом Смитом и Дэвидом Рикардо, которые будут влиять на решения новых публичных властей в эволюции фискальных систем. На европейском уровне идея Адама Смита - каждый вносит свой вклад в доход, для которого государство обеспечивает защиту, - реализуется в виде налога на прибыль в различных формах: по источникам дохода, по внешним показателям, глобальному доходу.

В XIX веке политические идеи буржуазии к власти вызовут быстрые изменения в фискальных структурах. Политика либеральных государств начинает основываться на преобладании прямых налогов и, в частности, на введении подоходного налога как основного источника финансирования бюджетного учреждения.

Еще одна реформа прямого налогообложения, предложенная в 1910 году Э. Костинеску, заключалась в том, чтобы упростить налогообложение всех доходов, что является попыткой ввести единый подоходный налог, в том числе 6 прямых налогов - земельный налог зарплата, личное имущество, патенты, личный налог и налог с гектара проживания. Этот налог будет прогрессивным. Налогооблагаемый доход был тем, что осталось от налогоплательщика после вычета расходов, понесенных для его приобретения.

Реформа, предложенная в 1910 году, характеризовалась тенденцией к упрощению механизмов, налогового законодательства того периода и увеличению государственных доходов по мере увеличения личного и национального богатства.

Начало 1923 года ознаменовалось применением новых законов о прямых взносах. Эта новая система прямых налогов была основана на налогообложении доходов физических лиц, устанавливая 6 налогов, называемых элементарными: сельское хозяйство, здания, мебель, заработная плата, промышленность и торговля (включая банки) и профессии.

Налог на глобальный доход основывался на совокупном годовом доходе налогоплательщика, который состоял из доходов, облагаемых элементарными налогами. Чтобы рассчитать этот налог, был наложен доход всех членов семьи, причем глобальный доход формировался путем вычета элементарных налогов и процентов, выплачиваемых по ипотечным долгам.

Для промышленных и коммерческих предприятий глобальный налог был заменен прогрессивным дополнительным налогом, ставки которого варьировались в зависимости от прибыльности предприятия, рассчитанной как соотношение между чистой прибылью и уставным капиталом плюс резервы.

Налог на доход с заработной платы, доход, облагаемый двойным налогообложением, был снижен для небольших зарплат и увеличен для более высоких зарплат. Фискальный режим, применяемый к трудовым доходам, объясняет высокую доходность налога на заработную плату и его важность во всей системе прямых взносов.

Важным этапом в эволюции фискальных систем является мировой экономический кризис 1929-1933 годов, когда происходит смещение фискального давления с подоходных налогов на налоги на потребление и таможенные налоги.

1929 год сопровождался несколькими налоговыми реформами

  1. "Закон о пресечении уклонения от уплаты налогов на прямые взносы" был принят;
  2. Налоги, уплачиваемые профессионалами, были снижены;
  3. Государственные предприятия и государственные монополии были вновь организованы на коммерческих принципах;
  4. Квоты были снижены до налогов на землю и недвижимость;
  5. Позже, в 1934 году, закон о прямых взносах отменил налог на прогрессивный глобальный доход, и вместо него был добавлен дополнительный налог, добавляемый к каждому элементарному налогу, для отслеживания всего дохода в целях предотвращения уклонения от уплаты налогов.

При установлении прямых налогов особое внимание было уделено тем, которые связаны с конкретной экономикой, снижением заработной платы и недвижимости. Начиная с 1935 года, косвенные налоги, применяемые к потреблению и движению товаров, были увеличены, с налогов на оборот, гербовый сбор и регистрацию, которые стали важнейшим источником доходов бюджета.

Ряд существенных изменений претерпел прямые налоги во время войны, наиболее важным из которых стало введение в 1941 году системы налогообложения доходов от промышленности и торговли, основанной на обороте, который имел более высокий результат доли налогов, уплачиваемых промышленностью, в торговле. и банки. В годы войны система прямых налогов была дополнена специальным налогом для одиноких.

В период между окончанием экономического кризиса и окончанием Второй мировой войны цель состояла в том, чтобы установить все источники дохода, финансировать несбалансированные бюджеты кризиса, расходы и ущерб, нанесенные войной.

После войны налоговые системы ряда стран отражают политические доктрины приходящих к власти режимов, развитие экономических и социальных структур, необходимость обеспечения свободного движения капитала, экономических товаров и услуг, защиту национального сельского хозяйства и промышленности.

Налоговые системы экономически слаборазвитых стран отражают слегка различающиеся экономические структуры, которые характеризуются низкой производительностью и неравномерным развитием, подчеркивая значительную долю деятельности, связанной с эксплуатацией сырья и сельскохозяйственной продукции, и необходимость защиты промышленности для ее развития.

Посетите страницу наших курсов бухгалтерского учета и налогообложения, мы уверены, вам понравится наш курс и вы неизменно найдете в нам много нового для себя.

Налоги являются главным финансовым источником. С незапамятных времен присутствуют обязательные платежи части общественного продукта. Налогообложение имеют рыночные и нерыночные хозяйства.

История возникновения налогов длится тысячелетиями. Это основное звено экономики в отношениях государства и общества.

Первым периодом развития налогов был неразвит и имел случайный характер. Это было в древнем мире и средних веках.

Налоги появились с образованием государств, товарного производства и государственного аппарата: чиновников, армии и судов. Они были необходимы для содержания государства и институтов.

С начала это были бессистемные платежи в натуральной форме. Граждане выполняли повинности личного характера: участвовали в походах, барщина. Так же принимались продуты, снаряжение для армии и фураж. Римская империя и Афины вводили налоги только в военное время. Царь Дарий в качестве налогов брал евнухов. Так что общественная потребность определяла форму налогов.

Развитие товара-денежных отношений ввели денежную форму сбора налогов. Если ранее они шли на содержание армии и дворцов, строительство дорог и храмов, то потом налоги оказались главным доходом государства.

В древнем мире налоги отличались от современных. Их можно назвать квазиналогами, которые были дополнением к другим источникам госдохода: добыча на войне, государственное имущества – домены, регалии. Квазиналогами стали переходной ступенью к налогам.

Первая организованная налоговая система появилась в Древнем Риме.

Строительство зданий компенсировалось арендной платой с земель. Во время военных действий налоги платили со своих доходов. Сумма бралась от заявленного имущества и положения каждые пять лет – зарождение декларации о доходах.

Римская империя росла и завоевывала новые колонии. В них вводились коммунальные налоги и другие повинности. Сумма рассчитывалась так же, как и в Риме. При победе налоги могли уменьшить или отменить, исключением был коммунальный налог, который платили жители вне Рима постоянно.

Долгое время римские провинции не имели финансовых органов для установления и сбора налогов. Пользовались услугами откупщиков, которых трудно было контролировать. В результате развивались злоупотребление властью и коррупция. Начался экономический кризис.

Август Октавиан решил изменить систему налогообложения: отменены откупа, переоценили провинции, появились кадастры, переписали население, ввели декларации и преемственность налоговой службы. В Древнем Риме основными платежами были единая подушная и поземельная подать, а косвенными – налог с оборота, наследственный налог и др. Налоги начали регулировать экономические отношения. Многие налоги перешли в Византию.

В 16-18 века в Европе налоговая система отсутствовала. Налоги были в виде единовременных поборов. Собирали налоги откупщики, внося в казну государства сумму налога полностью. Получив право на сбор налога с населения, они собирали не только откуп, но и свою прибыль.

Развитие государств требовала обоснованной и рациональной системы налогообложения.

В 17-18 века начался новый период развития системы налогов. Сформированы налоговые системы с прямыми и косвенными налогами. Появились акцизы, подоходный и подушный налог.

Развитие демократии так же повлияла на налоги. В 1215 в Англии в «Хартии вольностей» указано, что налог можно ввести с одобрения нации.

После Великой французской революции правительство Франции начало утверждать бюджет.

Налоги становились причиной многих конфликтов в мире: Нидерланды и Испания, Швейцария и Австрия, казаки и Польша, Англия и ее колонии и т.д.

Примером налогового послабления может быть «Бостонское чаепитие» в 1773 году. Англия разрешила Ост-Индийской компании ввозить чай без пошлин в североамериканские колонии. Это значительно повысило ее конкуренцию.

Государственное налогообложение привело к возникновению теории налогообложения. Адам Смит сформулировал основные принципы налоговой системы.

В 19 веке количество налогов уменьшилось, а права при их назначении увеличились. Начали изучать природу, методики и проблемы налогообложения.

Подъем и концентрация производства и рост экономики вывели его на новый этап. Основными объектами стал переход ценностей от одного владельца к другому.

После Первой Мировой войны прошли налоговые реформы. В современной налоговой системе прямые налоги и подоходно-прогрессивный заняли ведущее место.

Налоги стали дифференцировать:
•принцип платежеспособности;
•принцип получаемой выгоды.

Сегодня хорошо развиты аудиторские, инвестиционные и консультационные компании. На возмездной основе работают частные и государственные институты: пенсионный фонд, благотворительные организации и т.д.

Эволюция развития налогообложения

Налоги представляют собой сложную многоаспектную экономико-правовую категорию, прошедшую длительную эволюцию. Древнейшие письменные источники содержат фрагменты, касающиеся налогообложения. В частности, в 1909 г. французские археологи нашли базальтовый столб, на котором были выбиты 282 статьи, получившие название Законы царя Хаммурапи, правившего в Древневавилонском государстве. Среди этих статей есть статьи, посвященные податям, которые уплачивались в царскую казну в натуральной форме в размере 1/10 всего имущества.

Другим древнейшим памятником правовой культуры является Свод законов Ману II в. до н.э. Древнеегипетские законодатели большое внимание уделяли порядку установления налогов, объектам обложения и льготам. В этом памятнике говорится о налогоплательщиках как индивидуальных, так и коллективных.

Древнейшим памятником являются древнеримские законы, получившие название «Законы XII таблиц» (V в. до н.э.). В этом памятнике были закреплены виды обязательных платежей: пошлины, налоги с провинций, подати, косвенные налоги.

В древних восточных государствах, таких как империя Селевкидов, Древний Египет преобладающим был земельный налог, который в силу того, что государство было собственником земли, совпадал с рентой. Восточные государства широко использовали торговые пошлины и сборы, так как через них проходили важнейшие торговые пути того времени. В Древнем Египте существовала целая система налогов, причем одни из них уплачивались в натуральной, другие – в денежной форме. Объектами обложения, кроме земли, были скот, ввоз и вывоз товаров, торговые сделки.

Из источников мы знаем, что в Древней Греции существовал поимущественный’налог (тефора), экспортно- импортные таможенные сборы. В Древнем Риме налогообложение развивалось в рамках античной традиции и законодательства, регулирующего отношения государства и граждан. Налоговые повинности граждан и территорий носили характер трибутных податей. Гражданский трибут распространялся только на римских граждан. В республиканский период эта подать взималась со стоимости имущества, в имперский период составлялись цензовые реестры, в которые включались недвижимое имущество, рабы, земельные наделы. Гражданский трибут не носил постоянного характера и был отражением правовой обязанности гражданина в случае необходимости прийти на помощь государству.

Римская империя вела многочисленные и в основном успешные войны по покорению соседних народов и завоеванию других стран. Покоренные народы платили своим завоевателям провинциальный трибут, который был основным источником доходов Древнего Рима.

Феодализм характеризуется дальнейшим развитием налогообложения и именно к этому периоду в истории относится становление национальных налоговых систем. При феодализме доходы государства формировались преимущественно от доменов и регалий, и лишь небольшая часть доходов приходилась на налоги. Домены — это государственное имущество, казенные земли, леса, водоемы. Первоначально они были личной собственностью монарха, доходы которого отождествлялись с доходами государства. Это были частноправовые, а не публично-правовые доходы. Регалии — доходные прерогативы казны. Определенные отрасли производства, виды деятельности находились в исключительном владении казны и были изъяты из гражданского оборота. Типичные объекты регалий — воды и недра. Регалии трансформировались в современные лицензионные сборы. Основными налогами были прямые — поимущественные, которые выступали в виде поземельного и подушного налогов. Поземельный налог платили состоятельные слои населения, подушный — все свободное население — крестьяне и ремесленники. С развитием товарно-денежных отношений все шире стали использоваться косвенные налоги, сначала в форме таможенных пошлин, а позже — акцизов. В западноевропейских странах существовал достаточно широкий круг прямых и косвенных налогов. Во Франции, например, основным прямым налогом с населения была талия, разделявшаяся на личную и имущественную.

В XV—XVI вв. в России существовала преимущественно посошная налоговая система, ставившая в зависимость размер налога от обрабатываемой земельной площади, а это, в частности, привело к тому, что крестьяне, стремясь уйти от непосильного налогового бремени, переселялись в Сибирь.

Еще более жесткой налоговая система стала в России во времена царствования Петра I, которому для содержания армии и флота пришлось ввести целый ряд налогов, которые, исходя из современной терминологии, называют «экзотическими», например, по случаю рождения, смерти, свадьбы. С 1724 г. в России была введена подушная подать, которая взималась со всех лиц мужского пола, включая младенцев.

Институт Информационно-экономических систем

Кафедра «Финансы и кредит»

ДОКЛАД

по дисциплине «Налоги и налоговая система»

Прямые налоги в РФ и перспективы их развития

Выполнила: ст-ка ИИЭС гр. ФК-431 Фандеева А.А.

Руководитель: к. э. н., доцент Мазий В. В.

Налоги представляют собой не только обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц, но и источник информации о состоянии государственного бюджета (и централизованных внебюджетных фондов).

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется прибыль предприятия.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Налоги призваны формировать финансовые ресурсы государства, в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.), в этом заключается их основная роль. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов сразу же сказываются на самочувствии государства, а через это на самочувствии общества и населения.

Градация налогов на прямые и косвенные напрямую зависит от порядка и исчисления и определения объекта налогообложения, при этом косвенные налоги формируют большую часть российского налогового бюджета.

Эволюция прямого налогообложения в РФ

Отечественная система прямого налогообложения складывалась, развивалась и видоизменялась почти всегда под воздействием изменений в политическом устройстве государства, а также под влиянием общественного развития и исторических событий.

Объединение древнерусского государства началось лишь с конца IX века. Основной формой налогообложения были поборы в княжескую казну, которые назывались дань. Первоначально она носила нерегулярный характер и имела вид контрибуции с побежденных народов, а затем превратилась в систематический прямой налог. Платили ее мехами, монетами, продуктами питания, изделиями ремесла. Единицей обложения данью выступал «дым», определявшийся количеством труб и печей в каждом хозяйстве. Дань взималась двумя способами: во-первых, повозом — когда она привозилась в Киев; во-вторых, полюдьем — когда князья сами ездили за ней.

Кроме дани в Древней Руси было также и поземельное обложение. Традиционно поземельный налог должен всегда падать на чистый доход с земли. Однако способы определения дохода с земли в разное время и в различных странах были разнообразны. Самый старый способ состоял в измерении земли и обложении ее по количеству; в России же обложение производилось по сохам или плугам. Но уже на довольно ранней ступени цивилизации из-за несправедливости обложения земли по ее количеству этот способ изменяют: земли разделяют по их плодородию. Так, в Древней Руси различалась «соха доброй» и «соха худой» земли. Другим старинным способом, еще более распространенным и долго державшимся, была десятина, т.е. взимание налога в размере 1/10 валового дохода с земли.

В XIII веке после монголо-татарского нашествия и завоевания Руси Золотой Ордой дань стала выступать формой эксплуатации русского народа. Единицей, обложения данью в городах был двор, в сельской местности — хозяйство. Известно 14 видов «ордынских тягостей», основной из которых был «выход», взимавшийся с каждой души мужского пола и с головы скота.

Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства становится уже невозможным. Главным источником внутренних доходов стали пошлины, особенно торговые.

В конце первой четверти XIV века выступления русских городов и политическое объединение Руси вокруг Москвы создали условия для свержения монголо-татарского ига. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III, после чего началось создание налоговой системы Руси, включающей первые русские косвенные и прямые налоги.

В качестве главного прямого налога выступал продуктовый налог с крестьян и посадских людей. Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Особое значение для становления молодого Московского государства стали иметь целевые налоговые сборы. Но ведущее место в налоговой системе продолжали занимать акцизы и пошлины, главными из которых были таможенные и винные.

В царствование Ивана III были заложены первые основы налоговой отчетности. Так, к этому времени относится введение первой налоговой декларации — сошного письма. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы «сохи», на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.

Ивану Грозному удалось увеличить государственные доходы посредством сбора налогов. Был введен дифференцированный подход: налог зависел от изобилия или недостатка в угодьях. Многие натуральные повинности в это время были заменены денежным оброком. Кроме обычных прямых податей и оброка, при Иване Грозном широко практиковались целевые налоги. Главными косвенными налогами оставались пошлины: торговые, питейные, судебные, банные и др.

В период царствования Алексея Михайловича (1629—1676 гг.) финансовая система России была несколько упорядочена путем создания в 1655 г. счетной палаты. Прямые налоги составляли 44% всех доходов, косвенные — 53,3%, чрезвычайные сборы давали 2,7%. Были повышены прямые налоги, введен налог на имущество.

В эпоху Петра I (1672—1725 гг.) были проведены крупномасштабные преобразования. Петр пытался укрепить финансовое положение России, и к уже традиционным налогам добавлялись все новые и новые: подушный налог на все мужское население, составлявший 50% доходов бюджета; гербовый сбор; подушный сбор с извозчиков; налоги с постоялых дворов; печей; налог на бород; военные налоги; налоги со сплавных, судов; с продажи съестного; с найма домов и др.

Период правления Екатерины I (1725—1730 гг.) отмечен ослаблением налогового бремени: были снижены подушные подати, введена система рассрочек по уплате штрафов. Правление Анны Иоанновны (1730—1740 гг.) характеризуется серьезными налоговыми реформами: армии была передана обязанность по сбору подушной подати, рекрутская повинность была заменена денежной повинностью, изменилась система сбора горной подати.

Налоговая система стала вновь совершенствоваться и развиваться лишь в период правления Екатерины II (1762—1796 гг.): были отменены многие откупа и монополии. В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Она отменила все частные промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор.

В это время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. Так, подушной подати в 1763 г. собиралось 5667 тыс. руб., или 34,3% всех доходов, а в 1796 г. уже — 24 721 тыс. руб., или 36% доходов. Косвенные налоги давали 42% в 1764 г. и 43% — в 1796 г. Почти половину этой суммы приносили питейные налоги.

В начале XIX века, во время войны с Наполеоном, государственный бюджет сводился с огромным дефицитом: расходы в 2 раза превышали доходы, поэтому возросли акцизы, подушная подать. Доход помещиков с их земель обложили подоходным прогрессивным налогом. Увеличились питейные сборы. Были повышены гильдейские налоги с купцов. Возрос гербовый сбор.

Александр II (1855—1881 гг.) отменил в 1861 г. крепостное право, что повлекло за собой изменение налоговой системы. Основным налогом ранее выступала подушная подать, которая с 1863 г. стала заменяться налогом с городских строений. Однако полная отмена подушной подати началась с 1883 г., уже в период правления Александра III (1881—1892 гг.). При нем вторым по значению налогом выступал оброк — плата казенных крестьян за пользование землей. Особую роль начали играть специальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, налог на страховой пожарный полис, сбор с железнодорожных грузов, перевозимых с большой скоростью, и т.д. В этот же период начала развиваться система регионального и местного налогообложения в виде земских (местных) налогов, которые взимались с земли, фабрик, заводов и торговых заведений. Именно во второй половине XIX века большое значение приобрели прямые налоги.

Становление прямого налогообложения России продолжалось вплоть до революционных событий 1917 г. В конце XIX века, в 1898 г., Николай II ввел промысловый налог, который стал играть большую роль в экономике государства. Большое значение стал иметь также налог с недвижимого имущества, после увеличения ставки до 10%.

После деятельности министра финансов С.Ю. Витте, акцизы стали обеспечивать более 60% всех государственных доходов, а прямые около 40%. Однако самые радикальные налоговые преобразования в 1903—1913 гг. заключались в установлении налога с оборота, введении прогрессивности в подоходном налоге и освобождения малоимущих от налогового бремени данного налога, увеличении налоговой базы по имущественным налогам за счет переоценки недвижимого имущества, повышении акцизов на спиртные напитки и др.

Сразу после революции в ноябре 1917 г. декретом Совета народных комиссаров (СНК) о взимании прямых налогов был введен налог на прирост прибылей торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов. Чуть позже декретом СНК от 14 августа 1918 г. был введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, взимаемый с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных работников. Также был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог на городскую буржуазию и кулачество.

Главной спецификой времен НЭПа было возвращение к превалированию натуральных налогов, таких, как продовольственный налог, единый натуральный налог на продукты сельского хозяйства и др. Среди прямых налогов выделялись сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, носивший прогрессивный характер (по мере увеличения капитала и имущества ставка налога увеличивалась). К 1925—1926 гг. прямые налоги обеспечивали 82% всех налоговых поступлений в бюджет. К началу 1930-х гг. в СССР сложилась сложная и громоздкая налоговая система — действовало 86 видов платежей налогового характера.

В 1930—1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой система акцизов была полностью упразднена, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были упразднены и заменены двумя платежами — налогом с оборота и отчислениями от прибыли. Значительное число налогов с населения было также отменено. Следует заметить, что налоги с населения уже не имели большого значения для бюджета, так как вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. С началом войны был введен военный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, однако основным налоговым платежом остается налог с оборота — акциз на товары народного потребления. В 1954 г. поступления от него составили 41% доходной части бюджета. В, мае 1960г. отменяется налог с заработной платы рабочих и служащих. К середине 1980-х гг. более 90% госбюджета СССР формировалось за счет поступлений от предприятий народного хозяйства. Налоги с населения составляли всего 7—8% всех поступлений бюджета.

На данном этапе система налогообложения была заменена административными (неналоговыми) методами изъятия прибыли предприятий и централизованным перераспределением финансовых ресурсов, таким образом, подрывались экономические стимулы развития производства, а стимулирующая функция налогов постепенно атрофировалась вообще.

Перестройка, начавшаяся в середине 1980-х гг., объективно привела к возрождению отечественного налогообложения. Уже в конце 1980-х гг. были предприняты попытки повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов. 14 июля 1990 г. принимается Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Согласно этому закону устанавливаются общесоюзные налоги, такие, как: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт; налог на фонд оплаты труда колхозников; налог на прирост средств, направляемых на потребление; налог на доходы и др.

После развала союзного государства и оформления России как самостоятельного государства в августе 1991 г. была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа. В декабре 1991 были подготовлены и приняты: основополагающий налоговый Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и целый пакет законодательных актов — по налогу на добавленную стоимость, подоходном налоге, налогу на прибыль, акцизах и т.д.

Середину 1990-х гг. В.Г. Пансков характеризует как период неустойчивого налогообложения, когда «правила игры» в налоговой сфере менялись практически ежегодно, а то и несколько раз в течение года.

Требуется масштабное, подчиненное единой логике реформирование налоговой системы, что и было осуществлено с принятием Налогового кодекса (НК). В целом, несмотря на постоянно вносимые поправки в НК, можно утверждать, что основной этап реформирования налоговой системы России в настоящее время близок к завершению, в результате которого сформирована принципиально новая законодательная база, регламентированы все налоги и сборы, сформирована система налогового администрирования. Основная цель дальнейшего совершенствования налоговой системы, а именно прямого налогообложения, России должна заключаться в повышении эффективности ее функционирования.

Современные исследователи налогов также считают, что налоговая система государства - это, пожалуй, наиболее яркое проявление соотношения классовых и групповых интересов, социальных сил, их борьбы и компромиссов. Борьба между имущими и неимущими слоями общества, между земельными собственниками и капиталистами - все это отражалось на эволюции налоговой системы 1. [c.117]


Развитие налоговых систем отражает как уровень развития экономики (динамика изменений и масштабы валового внутреннего продукта, товарный оборот, инвестиции, состояние денежного обращения), так и развитие форм государства (степень развития демократических процессов, форм зависимости государственной власти от общества). В этом отношении теоретический и практический интерес представляет сопоставление эволюции налоговых систем развитых зарубежных стран и отечественной налоговой системы. [c.100]

Как соотносятся основные направления эволюции налоговых систем развитых зарубежных стран и отечественной налоговой системы [c.146]

Оценка вклада науки в построение налоговой системы необходима, чтобы проследить эволюцию взглядов на правила налогообложения, на то, как из хилого растения финансовая наука превратилась в плодоносное дерево , которое смогло своими плодами насытить финансовую практику. [c.97]


Дана характеристика основных видов налогов, пошлин, сборов и других платежей обязательного характера в различные исторические эпохи с Древней Руси до 2000 г., этапов становления налоговой системы, раскрыто содержание важнейших налоговых реформ, показана роль выдающихся исторических деятелей, эволюция взглядов и концепций налогообложения. Мероприятия в налоговой сфере рассматриваются во взаимосвязи с изменениями в государственном устройстве, управлением и распоряжением государственной собственностью, с системой натуральных повинностей и добровольных взносов. Особое внимание уделено проблемам становления российской налоговой системы в 90-е гг. XX в. [c.4]

В курсе История налогов в России изучаются возникновение, развитие, изменение форм и методов взимания налоговых и пара-фискальных платежей, эволюция норм налогового права, государственных органов, занимающихся сбором налогов, а также история представлений и учений о построении налоговой системы в нашей стране. [c.11]

Особенностью данного учебного пособия является комплексный подход к рассмотрению налогов России. Представлены ретроспектива эволюции налогов, развитие Налогового кодекса РФ, а также современная налоговая система РФ по состоянию на 1 января 2007 г. Дана подробная характеристика основных налогов, включая особенности налогообложения организаций финансового сектора экономики, рассмотрены вопросы налогового права, налогообложения юридических и физических лиц, а также субъектов малого бизнеса. Практикум по налогам, содержащий тесты и задачи с ответами, позволяет проверить полученные теоретические знания. [c.2]

Что Вы знаете об эволюции налогов и налоговой системы [c.36]

Налогообложение как законодательно оформленный процесс обобществления части совокупного дохода общества — категория не только экономическая, но и социально-политическая. Оно заключает в своей основе при благоприятных условиях общественно-политического развития элементы экономического стимула, регулятора воспроизводственных экономических и социально-политических тенденций в обществе. Внедрение в практику хозяйствования казуистических налоговых форм деформирует все социально-экономические процессы. Следовательно, исследование эволюции системы налогообложения — это рассмотрение конкретных налоговых форм, подведение итогов и формулирование вывода насколько полно отвечали эти формы всему комплексу принципов налогообложения и заранее заданным в законодательстве целям. Система налогообложения в этом смысле исторически характеризовалась в качестве страховой защиты граждан [35]. [c.38]

Современная финансовая система включает бюджеты центрального правительства, региональных органов и органов местного самоуправления. С момента возникновения государственные доходы претерпели значительную эволюцию. Различного рода натуральные повинности и сборы, существовавшие с древнейших времен, с развитием товарно-денежных отношений постепенно уступали место денежным податям, налогам и сборам. Наряду с налоговыми доходами к государственным доходам относится государственный кредит и доходы от различного рода государственных фискальных монополий, а также доходы от продажи государственного имущества. [c.64]

Цель данной книги — создать целостное представление об эволюции налоговой системы России в различные исторические эпохи, оказать помощь в углублении и систематизации знаний в области налогообложения, раскрыть значение крупнейших мероприятий в налоговой сфере, выявить проблемы и противоречия в построении налоговых отношений на различных этапах государственного строительства, дать представление об основных видах налогов, пошлин, сборов и других платежей обязательного характера, показать роль и значение выдающихся представителей теории и практики налогообложения в России, разъ- яснить специальную терминологию, применявшуюся в данной сфере. [c.12]

Происхождение налоговой системы. Вопрос о происхождении налоговой системы в финансовой науке дискутировался, используя современную терминологию, в рамках цивилизационного и формационного подходов. Сторонники первого, прежде всего А. Вагнер, считали, что эволюция податной системы была исключительно результатом экономической эволюции. К этому следует прибавить, что в соответствии с эпохой немецкий финансист Ланг в работе Развитие немецкого налогового законодательства (1793) высказал идею, что развитие податной системы есть необходимый продукт эволюции военной организации, и что каждое изменение первой тесно и причинно связано с переменами во второй 1. [c.196]

Заключая рассмотрение теоретических основ налоговой системы, перейдем к характеристике конкретных форм налогообложения, которые действовали в 20-е гг. XX в. Это имеет значение и для понимания эволюции современной налоговой системы. Начнем с реальных (прямых) форм налогообложения, так как они исторически были первыми2. К ним относятся поземельный налог, подомовый, промысловый налог и налог на денежный капитал. [c.199]

Эти подсистемы тесно взаимодействуют не только при обеспечении потребностей бюджета в доходных источниках, но и в процессах конкретного исчисления налогооблагаемой базы. Взимание одних налогов может снижать или увеличивать стоимостную базу исчисления других. Эволюция налогообложения в России и за рубежом свидетельствует о постоянном поиске способов разрешения споров — какая из подсистем должна быть преобладающей прямое или косвенное обложение [33 38 46]. В разных странах разрешение этих споров было неоднозначным. Исход споров определяла в большинстве случаев государственная политика. С конца XVIII в. при определении баланса между прямым и косвенным обложением за исходное положение бралось общее экономическое положение страны, т. е. уровень совокупного дохода государства (суммарный корпоративный доход и среднедушевой доход граждан). В настоящее время зарубежные налоговые системы основываются на подсистеме прямого обложения, считая его стимулирующим фактором развития бизнеса. [c.74]

Долгое время господствующим было только классическое представление о роли налогов в экономике. Более 200 лет назад А. Смитом впервые было создано учение об эволюции государственных финансов. Формирование налоговой системы происходит на достаточно высоком уровне развития государства. Он определил ее как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов и выдвинул четыре принципа налогообложения равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна1. Ученые-классики У. Петти, Ж.-Б. Сей (1767—1832) и английские экономисты Д. Рикардо, Дж. Милль (1773—1836) считали экономику устойчивой и саморегулируемой системой, в которой спрос рождает предложение, а при переизбытке любого из них происходит самоуравновешивание путем передвижения производителей в дефицитные отрасли хозяйства. Налоги играли лишь роль источников дохода бюджета [c.53]

Сценарный подход, также использованный в книге (гл. 3), в большей мере отвечает критериям устойчивого развития, поскольку применен к моделям совместной эволюции природы и экономики, хотя только на региональном уровне и пока без должного учета социальных факторов (в силу трудностей, отмеченных ранее). Вместе с тем, в нем остается недостаток первого подхода формирование с помощью экспертов альтернативных предположений об отдельных трудно моделируемых факторах, например, о научно-техническом прогрессе, федеральной налоговой политике, инвестиционных возможностях региона и пропорциях финансирования производства и природоохранной деятельности и т.д., фактически означает применение метода проб и ошибок (перебора значений некоторых недомоделированных факторов) и ограничение набора управляющих воздействий, что снижает управляемость рассматриваемой природно-экономической системы. Это является платой за недостаточную измеримость переменных состояний системы и недомоделированность ее динамики. [c.395]

О чем свидетельствуют полученные коэффициенты, рассчитанные на византийском материале Иначе говоря, какие выводы могут быть получены в итоге сопоставления и сравнительного анализа этих коэффициентов, т. е. в результате их конкретно-исторической интерпретации Прежде всего необходимо отметить, что в отношении всех имущественных объектов и налогообложения, равно как и в отношении имущественного и налогового статуса, в целом наблюдается более высокий уровень интеграции, чем эволюции. Это обстоятельство, свидетельствуя о значительном расслоении византийского крестьянства указанного района и хронологического периода, показывает, что имелись предпосылки для его разложения. Однако, поскольку имеющиеся источники не содержат никаких данных об устойчивых признаках предкапиталистической системы в сельском хозяйстве (например, о наемном труде), коэффициент интеграции, по-видимому, целесообразно трактовать как коэффициент стагнации. [c.72]

Читайте также: