Если правительство снизит ставки налога то в краткосрочном периоде кривая

Опубликовано: 11.05.2024

Известно, что кривая IS (модель IS-LM) - это графическое отображение отрицательной зависимости между нормой процента и ВНП на рынке товаров и услуг (см. гл. 13 «Макроэкономическое равновесие»). При изменении уровня государственных расходов или налогов кривая совокупного спроса (AD) сдвигается вдоль кривой совокупного предложения (AS). При наклонной кривой AS в краткосрочном периоде происходят изменения в объеме производства и уровне цен.

Допустим, что в соответствии с выбранным направлением фискальной политики предполагается увеличение государственных расходов.

В краткосрочном периоде следствием роста государственных расходов будет сдвиг кривой AD вправо вверх, вдоль наклонной кривой AS, из положения AD1 в положение AD2 (рис. 16.6, г). Номинальный ВНП возрастает (реальный ВНП возрастает с Y^1 до У2, цены увеличиваются с Р1 до Р2).

Рис. 16.6. Рост государственных расходов и изменения на денежном рынке (а), на рынке частных плановых инвестиций (б), в модели IS LM (в), в модели AD AS (г)

При росте номинального ВНП кривая спроса на деньги сдвигается вправо вверх из положения MD1 в положение MD2 при неизменном денежном предложении MS (рис. 16.6, а). Следствием этого будет рост процентных ставок с r1 до r2.

Рост ставки процента сопровождается сдвигом вправо вниз вдоль графика частных плановых инвестиций (рис. 16.6, б). Уровень частных плановых инвестиций начинает падать с I1 до I2. Таким образом, рост государственных расходов вызвал уменьшение частных плановых инвестиций, что может приводить к сдерживанию роста производства. Этот эффект получил в экономической теории название «эффекта вытеснения».

В модели IS-LM при увеличении государственных расходов кривая IS сдвигается вправо верх от IS1 до IS2 (рис. 16.6, в). В соответствии с мультипликатором государственных расходов увеличение государственных расходов вызывает рост ВНП в размере:

где G - прирост государственных расходов; МРС - предельная склонность к потреблению.

Следовательно, кривая IS сдвигается вправо на расстояние, равное G : (1 - МРС). Экономическое равновесие устанавливается в точке E2(рис. 16.6, в).

Заметим, что рост ВНП в ответ на увеличение государственных расходов можно показать и с помощью модели «кейнсианского креста», и с помощью модели IS-LM. В модели «кейнсианского креста» рост государственных расходов приводит к гораздо большему росту ВНП. Это связано с тем, что модель «кейнсианского креста» предполагает изменение лишь государственных расходов при постоянных инвестициях в частном секторе и потреблении. Модель IS-LM учитывает «эффект вытеснения» при росте ставки процента в ответ на увеличение государственных расходов.

Таким образом, фискальная политика, предполагающая рост государственных расходов, вызывает в краткосрочном периоде: 1) увеличение номинального ВНП (объема производства) в соответствии с мультипликатором государственных расходов; 2) повышение процентных ставок; 3) появление «эффекта вытеснения» государственными расходами частных плановых инвестиций.

Первоначально экономика находилась в состоянии равновесия в точке Т1 (см. рис. 16.6, г), объем производства - на уровне Y1 , уровень цен – Р1. Денежный рынок находится в состоянии равновесия в точке Е1 (см. рис. 16.6, а) с денежной массой M1 и спросом на деньги MD1, при уровне процентной ставки r1 Этой процентной ставке соответствует уровень частных плановых инвестиций I1 (см. рис. 16.6, б). Равновесие в модели IS-LM достигалось в точке E1(см. рис. 16.6, в) с доходом Y1 и процентной ставкой r1 Новое равновесие в краткосрочном периоде (после увеличения государственных расходов) достигается в точке Т2 (см. рис. 16.6, г), где объем производства - на уровне Y2, цена - Р2. Денежный рынок достигает при этом равновесия в точке E2(см. рис. 16.6, а). В модели IS-LM - в точке Е2 (см. рис. 16.6, в). Уровень частных плановых инвестиций - I2 (см. рис. 16.6, б).

Рассмотрим теперь влияние расширительной (экспансионистской) фискальной политики на национальную экономику в долгосрочном периоде (рис. 16.7).

Расширительная финансовая политика и изменения на денежном рынке (а), на рынке частных плановых инвестиций (б), в модели AD - AS (в)

Рис. 16.7. Расширительная финансовая политика и изменения на денежном рынке (а), на рынке частных плановых инвестиций (б), в модели AD - AS (в)

Напомним, что на рис. 16.7, в точка Т2 - это точка краткосрочного равновесия экономической системы, в котором долго она находиться не может. По сравнению с начальным равновесием в точке Т1 объем товаров и услуг выше естественного уровня (т.е. максимально возможного для данной экономики при существующих факторах производства), уровень цен на конечные товары и услуги также выше. С течением времени уровень цен конечных товаров и услуг начинает влиять на рост факторных цен (цены на факторы производства). При этом уровень цен продолжает расти с Р2 до Р3 (см. рис. 16.7, б, в), а объем производства падает до естественного уровня (как следствие роста факторных цен) с Y2 до Y1 Экономика характеризуется новой точкой долгосрочного равновесия - точкой Т3 с более высоким уровнем цен и меньшим, чем в точке Т2, объемом производства. Рост цен может при этом компенсировать снижение реального объема производства таким образом, что номинальный объем ВНП продолжает расти. Кривая спроса на деньги продолжает сдвигаться вправо вверх из положения MD2 в положение MD3 (рис. 16.7, а) вдоль неизменной кривой денежного предложения MS. Это вызывает дальнейший рост процентной ставки с r2 до r3 и дальнейшее «вытеснение» частных плановых инвестиций. Они уменьшаются с I2 до I3 (рис. 16.7, б). Таким образом, в долгосрочном периоде «эффект вытеснения» усиливается по сравнению с краткосрочным периодом.

Следовательно, в долгосрочном периоде расширительная фискальная политика приводит: 1) к росту цен; 2) усилению «эффекта вытеснения»; 3) возврату реального объема производства к естественному уровню.

Некоторые особенности «эффекта вытеснения»

Итак, «эффект вытеснения» вызывается «ростом государственных расходов». Вместе с тем, этот эффект может быть следствием любого из направлений расширительной фискальной политики (снижением ставки налогов, уменьшением налогооблагаемой базы и т.п.).

Фискальная политика, направленная на сдерживание экономического роста, уменьшает совокупный спрос и приводит к противоположному результату: номинальный ВНП падает, спрос на денежном рынке уменьшается и при неизменном денежном предложении приводит к падению процентных ставок. Реальные частные плановые инвестиции увеличиваются, частично предотвращая действие «сдерживающей» фискальной политики. «Эффект вытеснения» заменяется «эффектом привлечения», увеличения частных плановых инвестиций.

Можно отметить еще одну особенность «эффекта вытеснения»,которая показывает, что денежно-кредитная и фискальная политика тесно взаимосвязаны: степень воздействия «эффекта вытеснения» отражается наклоном кривой LM в модели IS-LM (рис. 16.8). В свою очередь, наклон кривой LM зависит от цели выбранной денежно-кредитной политики.

Наклон кривой LM и

Рис. 16.8. Наклон кривой LM и "эффект вытеснения"

На рис. 16.8, б представлены кривые LM, которые соответствуют денежно-кредитной политике, направленной на фиксацию денежной массы в обращении (кривая LM1) и на фиксацию уровня процентной ставки (кривая LM2). Кривая LM1 - промежуточный вариант, при котором может меняться и уровень денежной массы в обращении, и уровень процентной ставки.

Предположим, что денежно-кредитная политика государства описывается кривой LM1 Сдвиг кривой IS из положения IS1 в положение IS2 (например, вследствие роста государственных расходов) вдоль кривой LM2 (см. рис. 16.8, б) приводит экономическую систему в новое равновесие, при котором процентная ставка возрастает с r0 до r1 и вытесняет частные плановые инвестиции в размере I0 – I1 (см. рис. 16.8, а).

Если денежно-кредитная политика государства описывается кривой LM2, то сдвиг кривой IS из положения IS1 в положение IS2 вдоль кривой LM2 (см. рис. 16.8, б) соответствует положению равновесия экономической системы, при котором процентная ставка останется прежней - r0 = r2 (см. рис. 16.8, а). «Эффекта вытеснения» не будет, а I2 = I0.

Денежно-кредитная политика, описываемая кривой LM3, приводит к тому, что расширительная фискальная политика вызывает значительно меньшее сокращение частных плановых инвестиций по сравнению с первым случаем, т.е. (I0 - I3) > (I0 - I1) (см. рис. 16.8, а).

Иными словами, мероприятия в области денежно-кредитной и фискальной политики государства отнюдь не независимы друг от друга, более того, их взаимодействие может нейтрализовать влияние той или иной экономической политики на цены, доход, процентные ставки и т.д.

Бюджетная политика государства

Под «бюджетной политикой государства» понимаются мероприятия государства по управлению доходами и расходами бюджета, а также бюджетным дефицитом.

В экономической теории известно несколько концепций бюджетной политики государства.

Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался целью финансовой политики, обеспечивающей стабильное экономическое развитие национальной экономики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющую антициклическую, стабилизирующую направленность. Рассмотрим следующую логическую цепочку: допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.

Рассмотрим другой пример, показывающий, как стремление ежегодно балансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения возможного профицита правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Следствием этого будет усиление инфляции.

Вторая концепция бюджетной политики базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять спаду производства, правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно идет на временный дефицит бюджета. В ходе последующего подъема правительство повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а, возможно, за период в несколько лет.

Особая проблема, возникающая при реализации данной концепции, - это то, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появившийся в период спада дефицит бюджета и, соответственно, государственный долг в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Третья концепция ориентируется на идею так называемых «функциональных финансов». В соответствии с этой концепцией, целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым профицитом, так и устойчивым дефицитом бюджета. Иными словами, стабильность и устойчивое развитие экономики является первоочередной задачей, а сбалансированность бюджета является в данной концепции второстепенной проблемой. Почему?

Во-первых, налоговая система такова, что налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают по мере экономического роста и процветания экономики, макроэкономическая сбалансированность стимулирует этот рост, следовательно, дефицит бюджета будет автоматически самоликвидироваться.

Во-вторых, при определенных правах правительства в установлении налогов и создании денег его возможности финансировать дефицит бюджета практически безграничны.

В-третьих, считается, что проблемы, порождаемые государственным долгом, не столь обременительны для нормально функционирующей экономики.

Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежно-кредитной политики страны. Но такая политика предполагает наличие четкой программы финансовых мероприятий по финансовому оздоровлению экономики, контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект. Кроме того, такая политика предполагает управляемость экономики и предсказуемость последствия проводимых государством мероприятий в области финансов, денег и кредита.

Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупные дефициты все-таки приводят к значительным отрицательным последствиям даже для «богатых» в экономическом отношении стран. Так, американская экономика длительные годы функционирует в условиях устойчивого дефицита федерального бюджета. Но в последние годы особо крупные масштабы дефицита бюджета заставили правительство изыскивать действенные средства борьбы с ним.

Что же касается российской бюджетной политики, то она длительное время базировалась на первой концепции. Требование бездефицитности бюджета являлось «альфой и омегой» нашего экономического развития. В настоящее время российская бюджетная политика в большей степени ориентируется на положения второй из перечисленных концепций.

Особенности территориальных финансов Российской Федерации. В настоящее время система Российской Федерации строится по принципу фискального федерализма (разграничение финансов различных уровней). Неуклонно повышается роль региональных органов власти в хозяйственном и культурном строительстве. Они получили большие права в области руководства хозяйственным и социально-культурным строительством на подведомственной территории, осуществляют руководство жилищным строительством, коммунальным хозяйством, образованием и здравоохранением, проводят мероприятия по благоустройству сел и городов, организуют работу в области дорожного строительства.

С помощью региональных финансов государство, осуществляет выравнивание уровней социального и экономического развития территорий, которые в результате исторических, географических или других условий отстали в своем социально-экономическом развитии от других регионов страны. С этой целью могут разрабатываться региональные программы.

В известной мере это нашло отражение в Законе РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» (от 06.06.91) и Федеральном Законе «Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, органов местного самоуправления» (от 15.04.93).

Впервые здесь закреплено понятие «самоуправление», призванное обеспечить развитие инициативы и самостоятельности граждан в решении вопросов социально-экономического развития территорий, охраны окружающей среды, реализации гражданских прав. Отражена экономическая основа местного самоуправления, которую составляют природные ресурсы территории, собственность административно-территориальных образований, а также иная собственность, служащая источником получения доходов местного бюджета.

Законами регламентируются взаимоотношения (которые строятся на договорной основе) местных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории. Все предприятия должны участвовать в формировании местного бюджета, передавая в них часть прибыли.

В числе новых прав местных органов власти выделяют право на участие во внешнеэкономических связях. Они осуществляются на принципах валютной самоокупаемости.

Основной составной частью региональных финансов являются региональные бюджеты. В Российской Федерации к таким бюджетам относятся бюджеты республик в составе РФ, краев, автономных округов и областей, городов, районов в городах и сельских органов власти.

Местные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты, при этом вмешательство вышестоящих органов в этот процесс не допускается.

Доходы региональных и местных бюджетов формируются, во-первых, за счет закрепленных (собственных) доходов - это налоги и сборы соответствующего уровня, где в число главных входят отчисления от налогов на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль предприятий; и, во-вторых, за счет регулирующих доходов - поступлений из вышестоящих бюджетов. Соотношение между этими двумя источниками зависит от функций, возложенных на региональные органы управления, от потенциальных возможностей получения ими местных налогов.

В структуре расходов региональных бюджетов преобладают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, агропромышленный комплекс, предприятия транспорта и топливной промышленности, на развитие социально-культурной сферы.

Вторым элементом региональных финансов выступают средства хозяйствующих субъектов: финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности, финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов. Так, в настоящее время удельный вес предприятий в финансировании жилищного фонда составляет 75%, коммунального хозяйства - 25%, учреждений здравоохранения - 24%, подготовки кадров - 33% . Источником этих средств выступает часть прибыли, остающаяся в распоряжении предприятий, образующая целевые фонды, в том числе и фонды социального развития.

Третьим звеном региональных финансов являются территориальные внебюджетные фонды целевого назначения. Они формируются за счет добровольных взносов предприятий и населения, специальных сборов, заемных ресурсов, поступлений из центральных внебюджетных фондов

Предположим, что в Республике Омегии производится три товара. Цены и объемы их производства показаны в таблице.


Индекс потребительских цен равен ___ %. 108


Если валовой внутренний продукт равен 45,3 трлн экю, валовые инвестиции – 10,2 трлн экю, стоимость потребленного основного капитала – 7,5 трлн экю, доходы от собственности, полученные из-за границы, – 3,0 трлн экю, а доходы от собственности, отданные за границу, – 2,2 трлн экю, то чистый национальный доход равен ___ трлн экю. 38,6



Математически межотраслевой баланс описывается уравнениями …

затрат на производство

На рисунке представлена модель межвременного выбора

В соответствии с этой моделью, увеличение дохода в будущем …увеличит потребление в настоящее время

увеличит потребление в будущем

Если правительство снизит налог на прибыль, то …

инвестиции увеличатся
коэффициент q Тобина повысится

Если при предельной склонности к потреблению МРС = 0,75 и предельной ставке налогообложения 12% государство увеличит автономные налоги на 10 млрд руб., то доход ___ млрд руб. уменьшится на 22,06

Увеличение автономных налогов расходов сокращает совокупный спрос, следовательно, уровень дохода уменьшится:


Эффект процентной ставки заключается в том, что при прочих равных условиях рост уровня цен вызывает …

повышение ставки процента

На рисунке показаны кривые совокупного спроса (AD), краткосрочного (SRAS) и долгосрочного (LRAS) совокупного предложения, YF – объем потенциального совокупного выпуска (естественный уровень производства).


Сокращение предложения денег, осуществляемое Центральным банком вызовет …

снижение уровня цен и восстановление объема производства на естественном уровне в долгосрочном периоде

сокращение объемов производства и рост безработицы в
краткосрочном периоде

На рисунке показана кривая IS (инвестиции – сбережения), характеризующая равновесие на товарном рынке.


Если правительство повысит ставку налога, то кривая IS …

станет более крутой

В кейнсианской теории скорость оборота денег … является переменной величиной

Центральный банк контролирует предложение денег путем воздействия на … денежный мультипликатор

Если в России при денежной базе в 7,3 млрд руб. и коэффициенте депонирования (отношение наличность – депозиты) равном 0,34, Центральный банк России снизил норму обязательного резерва с 2,5 до 2 %, то предложение денег ____ млрд руб. увеличилось на 0,365

Предложение денег зависит от денежного мультипликатора (MR) и денежной базы (MB):
. В свою очередь денежный мультипликатор (MR) зависит от коэффициента депонирования (отношение наличность – депозиты) cr и нормы обязательных резервов. Используя формулу денежного мультипликатора, рассчитаем его величину:

Зная величину денежного мультипликатора, определим предложение денег:


Предложения денег увеличится на


Денежная база состоит из …

наличных денег в обращении
обязательных резервов

На рисунке показаны кривые IS (инвестиции – сбережения) и LM (ликвидность – деньги).

Экономическая конъюнктура соответствует точке А (находящейся левее точки пересечения кривых IS–LM), где совокупный спрос больше совокупного предложения, а спрос на деньги меньше предложения денег. Установите правильную последовательность восстановления совместного равновесия на товарном и денежном рынках.

1. падение ставки процента

2. рост инвестиций

4. повышение спроса на деньги и ставки процента

Согласно неоклассической теории рынка труда … работники не подвержены «денежной иллюзии»

В развитии инфляции выделяют _______ и _______ факторы. Монетарные немонетарные

На рисунке показана модель экономического роста Солоу, где s – норма сбережения, n – темп роста населения, g – темп технологического прогресса, d – норма выбытия капитала, k – капиталовооруженность труда, y – производительность труда.


При прочих равных условиях в соответствии с моделью Солоу страна с более высоким темпом роста населения будет иметь …

более низкий уровень дохода на душу населения

более низкую капиталовооруженность труда

К опережающим показателям относятся …

курс акций
предложение денег

На графике показана кривая Филлипса, отражающая взаимосвязь между инфляцией (
) и безработицей (u). Уравнение этой кривой –
, где
– ожидаемая инфляция,
– естественный уровень безработицы,
– шоки.


Если при прочих равных условиях естественный уровень безработицы повысится с 5 % до 6 %, то …

кривая сместится вверх

Если в 2008 году при инфляции 7 % реальная ставка процента была 4 % годовых, а в 2009 году инфляция равнялась 6 %, то номинальная ставка процента составит ____ %. 10,76

Прежде всего, определим среднегодовой темп инфляции за два года:

По формуле Фишера вычисляем номинальную ставку процента:

С точки зрения властей преимуществом косвенных налогов является ___________, а с точки зрения налогоплательщика их недостатком является …

регрессивный характер
простота их сбора

При дискреционной налогово-бюджетной политике в период спада … целенаправленно создается дефицит государственного бюджета

В условиях повышения инфляции возникает эффект Оливера – Танзи, который ведет к … возрастанию дефицита государственного бюджета за счет затягивания сроков внесения налоговых отчислений

Если функция налогов имеет вид
, функция социальных трансфертов –
, государственные закупки составляют 250 ден. ед., государственный долг – 100 ден. ед., а процент выплаты по госдолгу – 10 %, фактический ВВП на 200 ден. ед. меньше потенциального уровня (YF=1000 ден. ед.), то структурный дефицит бюджета равен ____ ден. ед. 60





По мнению кейнсианцев, кредитно-денежная политика … имеет большой передаточный механизм

Рост инфляции в большой открытой экономике с плавающим валютным курсом вызовет …

уменьшение реального запаса денежных средств
повышение ставки процента

Увеличение объемов вывоза капитала между промышленно-развитыми странами связано с …

большой емкостью их рынков
наличием квалифицированной рабочей силы

На рисунке приведены кривые спроса (D) на видеокамеры и их предложение (S) в стране Оризонии, которая не обладает сравнительными преимуществами в их производстве. Р0 цена на отечественные видеокамеры, РW – цена на видеокамеру при свободной торговле. Если для защиты национальных интересов правительство введет

рыночная цена будет Pt
количество проданных видеокамер сократится с Q5 до Q4

Дефицит счета текущих операций платежного баланса может финансироваться … путем продажи части активов иностранцам

Согласно модели Манделла – Флеминга в малой открытой экономике при фиксированном валютном курсе эффективной будет …


налогово-бюджетная политика, поскольку эффект от увеличения государственных расходов дополняется эффектом увеличения количества денег

Суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране за определенный период времени, называется … валовым внутренним продуктом

Промежуточным продуктом является продукт, предназначенный для … дальнейшей переработки

В 2010 – 2011 гг. наблюдалась положительная динамика большинства макроэкономических показателей. В таблице приведены некоторые показатели системы национальных счетов в млрд руб.


Валовой национальный доход в 2011 году был равен ______ млрд руб. (Полученный ответ округлите до десятых). 53101,3


Автономное потребление – это величина потребления, которая … не зависит от уровня дохода

Покупательная способность среднего россиянина за 1991–2008 годы выросла на 45 %. При этом, несмотря на резко увеличившееся неравенство в доходах, как минимум 80 % наших сограждан имеют сегодня больший реальный доход, чем двадцать лет назад. Покупательная способность среднего россиянина выросла на 45 %. Заметно изменилась и структура потребительских расходов домохозяйств. Снизилась доля расходов на продовольственные (с 31,5 % до 29,1 %) и непродовольственные (с 45,8 % до 40,9 %) товары, но выросли с 3,1 % до 7,7 % расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг.


(Журнал «Эксперт» 11 – 17 апреля 2011 № 14 (748), С. 17, 21).

Данные таблицы подтверждают положение психологического закона Кейнса о том, что с ростом дохода …

потребительские расходы домохозяйства растут более медленными темпами, чем доход
сбережения домохозяйства растут более быстрыми темпами, чем доход

Покупательная способность среднего россиянина за 1991–2008 годы выросла на 45 %. При этом, несмотря на резко увеличившееся неравенство в доходах, как минимум 80 % наших сограждан имеют сегодня больший реальный доход, чем двадцать лет назад. Покупательная способность среднего россиянина выросла на 45 %. Заметно изменилась и структура потребительских расходов домохозяйств. Снизилась доля расходов на продовольственные (с 31,5 % до 29,1 %) и непродовольственные (с 45,8 % до 40,9 %) товары, но выросли с 3,1 % до 7,7 % расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг.


(Журнал «Эксперт» 11 – 17 апреля 2011 № 14 (748), С. 17, 21).

Предельная склонность к сбережению равна … (Полученный ответ укажите с точностью до сотых). 0,24

В этом разделе вы найдете подробно решенные задачи на тему экономического равновесия в моделях AD-AS (Aggregate Demand — Aggregate Supply model; модель совокупного спроса и совокупного предложения), IS-LM (инвестиции I и сбережения S), "Кейнсианский крест" и т.д.

Макроэкономические показатели: задачи с решениями

Задача 1. Определите равновесный уровень ВНП при условии, что инвестиции предпринимателей (I) составили 50 ден. единиц, государственные расходы (G) – 200, чистый экспорт (Хn) – 70, автономные потребительские расходы (С) – 100, предельная склонность к сбережениям (МРS) – 0,25.

Задача 2. Известно, что функционирование экономической системы описывается следующими зависимостями. Функция потребления: $С=20+0,6Y$. Функция инвестиций: $I=20-4i$. Номинальное предложение денег в экономике: М_s=48 ден.ед. Спрос на реальные кассовые остатки: $L=0,5Y+30-3i$. Производственная функция: $Y=10N^<1/2>$. Предложение труда: $N_s=25W$. Каковы в данных условиях равновесные значения:
а) общего уровня цен;
б) объема национального производства;
в) занятости;
г) реальной ставки заработной платы;
д) процентной ставки.

Задача 3. Рассмотрим экономику с гибкими ценами, в которой производственная функция имеет вид $Y^b_t=K_t^<1/2>N_t^<1/2>$. На начало трехлетнего периода страна располагала запасом капитала в объеме 400 ед. и запасом труда в объеме 100 ед. К концу периода уровень занятости увеличился на 72,8 ед. Срок службы капитала – 25 лет. Является ли экономический рост в данном случае равновесным, если население сберегало 30% реального дохода?

Задача 4. Предположим, что спрос на деньги для сделок составляет 10% от номинального ВНП. Предложение денег равно 350 усл. ден. ед., а спрос на деньги со стороны активов дан в таблице:
r 16 14 12 10
D 100 150 200 250
а) определите равновесную ставку процента, если номинальный ВНП равен 2000 усл. ден. ед.
б) как изменится равновесная ставка процента, если предложение денег возрастет с 350 до 400 усл. ден. ед. при том же уровне ВНП? Дать график.

Задача 5. Экономика страны находится в состоянии долгосрочного равновесия. Долгосрочная кривая AS вертикальна и находится на уровне Y=2800, краткосрочная кривая AS – горизонтальна и находится на уровне Р= 1,0. Кривая AD задана уравнением $3,5 М/Р$ , где М=800. В результате шока предложения цены выросли до уровня P= 1,4; потенциальный ВВП уменьшился до Y=2500. Рассчитать:
Новое равновесное значение Р и Y в краткосрочном периоде;
Новое равновесное значение Р и Y в долгосрочном периоде.

Задача 6. Экономику страны можно описать следующими данными:
$Y= C+I$, где Y – уровень дохода (объем производства), С – потребление, I – инвестиции. Функция потребления - $C=100+0,8Y$; функция инвестиций I=50
Определить:
1) Равновесный уровень дохода
2) Равновесный уровень потребления и сбережений
3) Если автономные инвестиции возрастут до 100, как изменится равновесный выпуск?
4) Каково значение мультипликатора автономных расходов.

Задача 7. Инвестиционный спрос в стране описывается функцией: $I=1000-5000i$. Функция потребления имеет вид: $С=100+0,7y$. Реальная процентная ставка составляет 10%.
Найти:
а) равновесный объем национального дохода
б) темп прироста национального дохода при снижении процентной ставки до 4%
в) значение мультипликатора автономных расходов,
г) постройте линию IS

Задача 8. Совместное равновесие на рынке денег и рынке благ (модель IS-LM) При выполнении данного задания заполнять ячейки отмеченные *. Обязательно построить графики по полученным уравнениям IS (множество равновесных состояний на рынке благ) и LM (множество равновесных состояний на рынке денег).

Задача 9. Даны следующие функции:$С = 1000 + 0,9Y$, $I = 390$ д.ед., $G = 600$ д.ед., сумма налогов $(Т) = 400$ д.ед. Определите равновесный уровень национального производства, МРS, МРС и мультипликатор.

Задача 10. Функция инвестиций $I = 8 – 2R$ (R - в процентах ), функция сбережений $S = 0,5 Y$. Построить IS – линию.

Задача 11. Первоначальные совокупные расходы состояли только из потребительских расходов. Функция потребления имеет вид $С=40+0,5Y$. Затем совокупные расходы выросли на величину автономных инвестиций $I_0=20$.
Определить:
1) Равновесный доход в модели кейнсианского креста до и после введения инвестиций (аналитическим и графическим способом).
2) На какую величину изменился равновесный доход?
3) Рассчитать мультипликатор автономных расходов.
Сделать вывод.

Кривая Лаффера: оптимальные налоговые ставки

Сегодня я хочу поднять важную тему: зависимость налоговых поступлений в бюджет от уровня налоговых ставок, которая известна как кривая Лаффера. Что отображает данная кривая, почему она именно такая, и каковы оптимальные налоговые ставки в государстве — обо всем этом поговорим далее. Думаю, что тема должна быть интересной.

  1. К чему приводит повышение налоговых ставок?
  2. Кривая Лаффера
  3. Каковы оптимальные налоговые ставки?

К чему приводит повышение налоговых ставок?

Как вы знаете, в последние годы в России ведется политика повышения налогов и сборов. Увеличиваются ставки по действующим налогам (например, НДС), вводятся новые (на проценты по вкладам, доходы по облигациям, налог на профессиональную деятельность для самозанятых, увеличение налога «для богатых» и т.д.). Таким образом государство стремится увеличить бюджетные поступления. Однако, эти поступления по многим видам налогов не растут, а падают, и в целом — тоже падают, о чем свидетельствуют данные налоговой службы:

Почему так происходит? Дело в том, что увеличение налоговых ставок не всегда ведет к увеличению объема налоговых платежей, а может привести и к обратному эффекту. В какой-то момент налоговые платежи становятся непосильными для представителей бизнеса и граждан, и они попросту закрывают свою деятельность, либо уходят в тень, чтобы не платить налоги.

Именно такой эффект мы и наблюдали в России в 2020 году: согласно официальной статистике прекратили свою деятельность около 20% бизнес-единиц, то есть, пятая часть! Это, соответственно, привело к снижению налоговых сборов не только с бизнеса, но и с граждан, пользующихся товарами и услугами.

Чтобы увеличить налоговые поступления в бюджет, во многих случаях следует не увеличивать, а наоборот, уменьшать налоговые ставки и количество налогов. Эта экономическая закономерность выявлена аналитическими исследованиями и получила известность в своем графическом отображении как кривая Лаффера.

Кривая Лаффера

Американский экономист Артур Лаффер вывел и доказал зависимость влияния уровня налоговых ставок на объем налоговых поступлений в бюджет государства. Хотя он же утверждал, что не является основоположником данной теории, истоки которой он находил и в экономической теории кейнсианства и даже у средневековых ученых. Лаффер знаменит тем, что наглядно отобразил данную зависимость на графике, получившем название «Кривая Лаффера». Вот так она выглядит:

Кривая Лаффера

Кривая Лаффера показывает зависимость налоговых поступлений от налоговых ставок. При увеличении налоговой нагрузки объем налоговых поступлений в бюджет растет только до определенного уровня, далее — он начинает снижаться.

Точка А на графике — это идеальное соотношение между налоговыми ставками и налоговыми поступлениями.

Например, если при совокупном объеме налоговых ставок 50% (в точке A) налоговые поступления в бюджет будут максимальными, то при объеме ставок 30% и 70% (в точках B и C) налоговые поступления будут ниже, причем, одинаковыми.

Из этой закономерности можно вывести важные следствия:

  1. Если после повышения налоговых ставок и начала снижения поступлений повышать ставки еще сильнее, то и поступления начнут снижаться еще сильнее.
  2. Если после повышения налоговых ставок объем поступлений снизился, для его увеличения ставки надо обратно понижать.
  3. Если ставки долгое время не менялись, и стоит задача повысить налоговые поступления в бюджет — возможно, для этого следует понизить, а не повысить ставки.
  4. Если снижать налоговые ставки, то в краткосрочной перспективе это может привести к снижению налоговых поступлений, а в долгосрочной — приведет к росту.
  5. Если повышать налоговые ставки, то в краткосрочной перспективе это может привести к росту налоговых поступлений, а в долгосрочной — приведет к снижению.

Каковы оптимальные налоговые ставки?

Теперь о главном: какими должны быть оптимальные налоговые ставки, как найти ту самую точку A на графике? На этот вопрос нет однозначного ответа: для каждой страны эта точка может быть разной. Если очень сильно усреднить, то считается, что уровень предельной налоговой нагрузки не должен превышать 40-50% от дохода, если ставки выше — интерес к заработку теряется. При этом оптимальной налоговой ставкой, устраивающей налогоплательщиков, считается ставка налога на доходы около 15%. Так или иначе, оптимальный уровень налоговых ставок в конкретной ситуации можно определить путем анализа, опытным путем.

Кривая Лаффера используется для оценки и анализа объема налоговых поступлений не только от представителей бизнеса, но и от населения. Тем более, что изначально объектом исследования был налог на доходы, применяемый как к физлицам, так и к представителям бизнеса.

В истории есть успешные примеры применения кривой Лаффера на практике, когда налоговые ставки снижали, в т.ч. и кардинально, и это приводило к росту налоговых поступлений в бюджет.

Например, еще в 1925 году в США кардинальным образом снизили налог на доходы физлиц — с 73% до 25%, примерно в 3 раза. За последующие 8 лет объем годовых налоговых поступлений в бюджет увеличился с 719 млн. до 1 млрд. долларов, то есть, на 39%.

Другой пример. В конце 90-х годов в Польше власти существенно повысили акцизы на алкогольные и табачные изделия. Это привело к резкому сокращению поступлений акцизного сбора, поскольку граждане страны перестали покупать легальные товары и начали пользоваться контрабандой. Как следствие падения объема продаж, упало и производство. Тогда власти страны вновь понизили ставку акцизного сбора с 29% до 18% и объемы налоговых сборов вновь увеличились.

Кривая Лаффера в реальных условиях не столь ровная и симметричная, как показана на графике, график является лишь упрощенным представлением этой зависимости. Но зависимость в любом случае есть.

Важно понимать, что если государство повышает налоги, а объемы налоговых платежей при этом падают, самое время вспомнить кривую Лаффера и действовать в обратном направлении. Тем более, если налоговая нагрузка в стране и так очень высока.

Однажды я подсчитывал, какие налоги в России платит человек, и получилось, что около 70% (!) своего заработка он отдает государству в виде прямых и косвенных налогов. Также я сравнивал налоги в России и в США, получилось, что в США налоговая нагрузка более чем в 3 раза ниже. При подобном и так очень высоком уровне налоговой нагрузки дальнейшее повышение налогов и сборов вряд ли приведет к увеличению наполняемости бюджета, а скорее, согласно кривой Лаффера, покажет обратный результат. Что мы уже начинаем наблюдать. Так что, в нынешней ситуации, с учетом и так нерадужного финансового положения страны и ее граждан, целесообразнее было бы снижать налоги, а не повышать их и вводить новые.

Теперь вы знаете, что отражает кривая Лаффера, и где она используется. На этом буду заканчивать. Как всегда рад услышать ваше мнение в комментариях. Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свой уровень финансовой грамотности!


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29


Финансы и банковские услуги
Экономика
Экономическая теория
Капитал
Методы

3. На рисунке показаны кривые IS (инвестиции – сбережения) и LM (ликвидность – деньги):

Если доход уменьшился, а ставка процента повысилась, то это произошло вследствие …

уменьшения предложения денег

увеличения государственных расходов

увеличения предложения денег

Решение:
Уменьшение дохода и повышение ставки процента происходит вследствие сокращения государственных расходов и уменьшения предложения денег. Сокращение государственных расходов снизит совокупный спрос и объем производства (смещение кривой IS вниз). Уменьшение предложения денег (смещение кривой LM вверх) повысит ставку процента.

4. На рисунке показаны кривые IS (инвестиции – сбережения) и LM (ликвидность – деньги):

Если доход увеличился, а ставка процента не изменилась, то …

кривая IS сдвинулась вверх

кривая LM сдвинулась вниз

кривая IS сдвинулась вниз

кривая LM сдвинулась вверх

Модель IS-LM показывает взаимосвязь товарного (реального) и денежного рынков. Если кривая IS сдвинется вверх, а кривая LM – вниз, то доход увеличится, а ставка процента не изменится.

5. На рисунке показаны кривые IS (инвестиции – сбережения) и LM (ликвидность – деньги):

Если правительство увеличит государственные расходы, то …

увеличится совокупный спрос и объем производства

повысится спрос на деньги и ставка процента

снизится ставка процента и повысится спрос на деньги

сократится совокупный спрос и объем производства

Расходы государства являются составной частью совокупного спроса. При их увеличении увеличится совокупный спрос и объем производства (смещение кривой IS вверх). В свою очередь, рост объемов производства (дохода) повысит спрос на деньги и ставку процента.

6. На рисунке показаны кривые IS (инвестиции – сбережения) и LM (ликвидность – деньги).

Если правительство стремится увеличить занятость, а Центральный Банк – сохранить ставку процента на неизменном уровне, то их действия сместят …

кривую IS вверх

кривую LM вверх

Кривая IS отражает равновесие на товарном рынке. Для увеличения занятости правительство будет увеличивать государственные расходы. Это увеличит совокупный спрос, и сместит кривую IS вверх. Произойдет рост дохода и ставки процента. Чтобы не допустить роста ставки процента, Центральный Банк будет увеличивать денежную массу. Увеличение денежной массы сместит кривую LM вниз, и ставка процента снизится.

7. На рисунке показаны кривые IS (инвестиции – сбережения) и LM (ликвидность – деньги):

Если центральный банк сокращает предложение денег, то …

процентная ставка понизится

доход не изменится

Модель IS-LM показывает взаимосвязь товарного (реального) и денежного рынков. Сокращение центральным банком предложения денег сдвинет кривую LM вверх. Это приведет к уменьшению дохода и повышению ставки процента.

Тема 48: Налоги и налогово-бюджетная политика государства

1. Акцизный налог устанавливают на …

Акциз является косвенным налогом и перекладывается на потребителей через повышение цены. Косвенные налоги включаются в цену товара или услуги (бензин, сигареты). Поимущественный налог (налог на наследство, налог на автомобиль) не на кого переложить.

2. Кривая Лаффера описывает связь между …

ставками налогов и суммой налоговых поступлений в государственный бюджет

суммой налоговых поступлений и размером государственного долга

таможенными пошлинами и величиной импорта

Кривая Лаффера описывает связь между ставками налогов и суммой налоговых поступлений в государственный бюджет. Стремление правительства увеличить налоговое бремя с целью пополнения государственного бюджета может привести к противоположному результату.

3. В кейнсианской теории в качестве одной из мер для преодоления экономического спада предлагается …

снижение налоговых ставок

увеличение налогового бремени

введение новых видов налогов для пополнения бюджета

Для преодоления экономического спада Дж. Кейнс предлагал различные меры воздействия на совокупный спрос, в том числе снижение налоговых ставок, увеличение государственных расходов, снижение ставок процента.

4. Акцизный налог не устанавливают на …

Акциз является косвенным налогом и перекладывается на потребителей через повышение цены. Косвенные налоги включаются в цену товара или услуги. Поимущественный налог (налог на наследство, налог на автомобиль) не на кого переложить.

5. Акцизный налог не устанавливают на …

Акциз является косвенным налогом и перекладывается на потребителей через повышение цены. Косвенные налоги включаются в цену товара или услуги. Поимущественный налог (налог на наследство, налог на автомобиль) не на кого переложить.

6. Дискреционная сдерживающая налового-бюджетная политика предполагает …

рост налоговых ставок

снижение налоговых ставок

неизменность налоговых ставок

Дискреционная сдерживающая налового-бюджетная политика предполагает снижение государственных расходов и/или рост налоговых ставок.

7. К автоматическим (встроенным) стабилизаторам относится …

Автоматические стабилизаторы – это механизмы в экономике, которые уменьшают реакцию реального ВВП на изменение совокупного спроса. Главные из них – пособия по безработице и прогрессивное налогообложение.

Тема 49: Виды предприятий

1. Оценить эффективность мер по реформированию предприятия можно по …

доле рынка, объему продаж

распродаже товарно-материальных запасов и увеличению объема продаж

снижению издержек производства за счет снижения численности персонала

Реформирование предприятия имеет целью повышение эффективности работы предприятия, которую можно оценить по увеличению доли рынка данного предприятия, росту объема продаж, повышению качества продукции и оценке качества производимых продуктов на конкурсах, выставках. Если же предприятие добилось снижения издержек производства за счет более совершенной организации труда, повышения производительности труда, применения новой технологии, то это показатель эффективности проводимых мер. Но снижение издержек за счет сокращения количества занятых на производстве нельзя признать показателем эффективности реализуемых мероприятий. Рост объема продаж за счет распродажи товарно-материальных запасов также нельзя рассматривать как показатель эффективности, за исключением случаев, когда он достигнут за счет более совершенной системы продвижения товара, стимулирования сбыта.

2. Ограничения по минимальному составу учредителей имеют …

товарищество на вере

При отсутствии минимально необходимого количества участников предприятия таких организационно-правовых форм, как товарищество на вере (минимум один полный товарищ и один участник-вкладчик) и производственный кооператив (не менее 5 участников), должны быть ликвидированы либо реорганизованы в другие формы. Для организации и функционирования общества с ограниченной ответственностью и открытого акционерного общества допустимо участие одного участника.

Ответ: ограничения по минимальному составу учредителей имеют товарищество на вере и производственный кооператив.

3. Ограниченное количество учредителей (не более 50) – это условие для …

общества с ограниченной ответственностью

товарищества на вере

В законе для большинства организационно-правовых форм предприятий прописано минимальное количество участников и лишь для трех форм ограничения по максимальному составу учредителей (не более 50) – для общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и закрытого акционерного общества. При превышении предельно допустимого количества участников обществ их необходимо реорганизовать в открытое акционерное общество.

4. Минимальный размер уставного капитал, равный 1000 минимальных размеров оплаты труда, является условием для организации предприятий форме …

открытого акционерного общества

товарищества на вере

В законе прописаны две суммы минимального размера уставного капитал – это 100 и 1000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).

100 МРОТ – это условие для создания товариществ, ООО, ОДО, ЗАО, производственного кооператива.

1000 МРОТ – необходимое условие для регистрации унитарных предприятий.

5. Ограниченная ответственность учредителей возможна в …

обществе с ограниченной ответственностью

Учредители в полном товариществе несут полную имущественную ответственность по обязательствам общества, то есть рискуют и тем имуществом, которое вложено в бизнес, и личным имуществом (квартирой, машиной).

Читайте также: