Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления не могут расходоваться

Опубликовано: 14.05.2024

Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги используются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или припятствуя (повышение налогов) в осуществлении определенной деятельности.

Обладая законным правом принуждения, государство имеет возможность получать в свое распоряжение значительные денежные средства, собираемые в виде налогов.

Налоги можно определить как доходы государства, собираемые на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Также, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции:

фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);

регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).

Степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.

Используя налоги как инструмент регулирования государство побуждает экономических агентов что-либо делать (налоги снижаются) или, наоборот, препятствует в осуществлении их деятельности (налоги повышаются).

Последствия повышения налогов

Следует помнить, что налоги оказывают сильное воздействие на мотивацию экономических агентов. С одной стороны, введение налога вызывает желание его не платить, т.е. уклониться. Это желание может быть реализовано либо в виде ухода плательщика в теневой сектор экономики, либо в попытке переложить налоговое бремя. Так, продавец, повышая цену предлагаемой продукции, перекладывает часть налогового бремени на покупателя (на рис. 5.1 это показано как повышение цены с
до
).


Рис. 5.1 Введение налога на товарном рынке

С другой стороны, экономические агенты изменяют свое поведение. Под воздействием налога фирма сокращает объем производства, так как уменьшается ее прибыль, а следовательно и заинтересованность в производстве данного количества продукции. Эта ситуация проиллюстрирована на рис. 5.1. Если вводится налог на единицу продукции, например, акцизный сбор, то предложение товара сократится, кривая сдвинется в положение
. Вертикальное расстояние между кривыми
и
равно величине налога на единицу продукции
. Как видно из рисунка, цена на товар вырастет, а равновесное количество уменьшится.

Если повышается налог на заработную плату, то работники могут сократить предложение труда, предпочитая иметь больше свободного времени, либо же, наоборот, увеличат предложение труда, почувствовав себя беднее и решив компенсировать снижение дохода большей зарплатой за больший период рабочего времени. Если же рассматривать рынок капитала, то налог на капитал в какой-либо отрасли экономики вызовет его отток из-за уменьшения прибыльности вложений.

Из всего сказанного видно, что введение налога на каком-либо из рынков (на рынке товара, труда или капитала) изменит равновесную ситуацию как правило в сторону ухудшения. А это, в свою очередь означает, что возможны потери в эффективности размещения ресурсов.

Налогообложение может привести и к положительному результату, если, например, налогом облагаются создатели негативных внешних эффектов.

Различные налоги неодинаково действуют на отдельные группы экономических агентов, кроме того, они по-разному взимаются. Существует несколько классификаций видов налогов:

Виды налогов по объекту:

Прямые налоги взимаются непосредственно с физических и юридических лиц, а также с их доходов. К прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, налог на имущество. Косвенными налогами облагаются ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Среди косвенных налогов основными являются налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, импортные пошлины, налог с продаж и др.

Классическое требование к соотношению систем косвенного и прямого налогообложения таково: фискальную функцию выполняют преимущественно косвенные налоги, а на прямые налоги возложена в основном регулирующая функция. В данном случае фискальная функция — это, в первую очередь, формирование доходов бюджета. Регулирующая функция направлена на регулирование посредством налоговых механизмов воспроизводственного процесса, темпов накопления капитала, уровня платежеспособного спроса населения. Регулирующий эффект прямых налогов проявляется в дифференциации налоговых ставок, льготах. Посредством налогового регулирования государство обеспечивает баланс корпоративных и общегосударственных интересов, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей, стимулирует увеличение рабочих мест и инвестиционно-инновационные процессы. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса и посредством этого влияния могут содействовать или препятствовать производству. От налогов зависит соотношение издержек производства и цены товаров.

Виды налогов по субъекту:

В России существует трехуровневая система:

федеральные налоги, устанавливаются федеральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет;

региональные налоги, находятся в компетенции субъектов федерации;

местные налоги, устанавливаются и собираются местными органами власти.

Виды налогов по принципу целевого использования:

Маркировкой называют увязку налога с конкретным направлением расходования средств. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен не используются, то такой налог называется маркированным. Примерами маркированных налогов могут быть платежи в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, в дорожный фонд и др. Все прочие налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.

Виды налогов по характеру налогообложения:

пропорциональные (доля налога в доходе, или средняя ставка налога с ростом дохода);

прогрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода увеличивается);

регрессивные (доля налога в доходе с ростом дохода падает).

Прогрессивными, как правило, бывают подоходные налоги. Чем больше доход индивида, тем большую его часть он вынужден отдавать государству. Как правило, для взимания подоходного налога устанавливается прогрессивная шкала. Например, при доходе до 30 тыс руб. индивид платит налог по ставке 12%, если его доход превышает указанную сумму, то — 20%.Регрессивные налоги означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.

Виды налогов в зависимости от источников их покрытия:

налоги, расходы по которым относятся на себестоимость продукции (работ, услуг):

налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, сборы за использование природных ресурсов;

налоги, расходы по которым относятся на выручку от реализации продукции (работ, услуг):

НДС; акцизы; экспортные тарифы;

налоги, расходы по которым относятся на финансовые результаты:

налоги на прибыль, имущество предприятий, рекламу; целевые сборы на содержание, благоустройство и уборку территории; налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы; сбор на нужды образовательных учреждений; сборы за парковку автомобилей; налоги, расходы по которым покрываются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. К этой группе относится часть местных налогов: налог на перепродажу автомобилей и вычислительной техники, лицензионный сбор за право торговли, сбор со сделок, совершаемых на биржах, налог на строительство объектов производственного назначения в курортных зонах и др.


Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет.

Данная зависимость выражается в Кривой Лаффера.

На уровне
размер налоговых ставок оптимален и обеспечивает наибольшее поступление денежных средств в бюджет.

Налоговые поступления возрастают в периоды экономического подъема и сокращаются в периоды спада.

А трансфертные платежи, напротив, сокращаются в периоды экономического роста и увеличиваются в периоды спада.

27. Механизм действия фискальной политики. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Фискальная политика в различных макроэкономических концепциях.Фискальная политика оказывает воздействие на национальную экономику через товарные рынки. Изменение правительственных расходов и налогов отражается на совокупном спросе и через него влияет на макроэкономические цели. Сокращение расходов правительства уменьшает совокупный спрос, что в условиях рынка ведет к падению производства, доходов и занятости. Рост правительственных расходов вызывает обратную реакцию: совокупный спрос растет, производство расширяется, доходы увеличиваются, безработица сокращается. При этом государственные закупки, непосредственно присоединяясь к потребительским и инвестиционным расходам, оказывают и по величине, и по направленности такое же влияние на экономику, что и инвестиции. Что касается трансфертных платежей, то они, участвуя в формировании личных доходов, отражаются на потребительских расходах.Что касается налогов, то направленность их воздействия на величину национального производства и дохода прямо противоположна воздействию государственных расходов. Снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление, являющееся элементом совокупного спроса. При этом, однако, надо иметь в виду, что абсолютное изменение уровня потребления зависит от предельной склонности к потреблению (МРС). Расширение совокупного спроса в результате увеличения потребления стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровень безработицы. Со временем, однако, когда безработица достигает своего естественного уровня, рост совокупного спроса в результате снижения налогов приведет к повышению цен. Рост налогов оказывает обратное действие: сокращение располагаемого дохода, потребления, совокупного спроса и соответственно уменьшение ВНП, доходов и рост безработицы.

Анализируя влияние изменения налогов на экономику, необходимо рассмотреть два случая: 1) когда правительство взимает аккордные налоги, не зависящие от уровня доходов, и 2) когда взимаются пропорциональные налоги, величина которых зависит от уровня дохода.

Введение аккордного налога снижает личный доход до уровня располагаемого. Уменьшение дохода приводит к соответствующему сокращению потребления:

С = C0 + МРС (Y – T),

С – уровень потребления;

C0 – уровень потребления при нулевом доходе;

Согласно кейнсианской концепции фискальная политика является достаточно мощным средством макроэкономической стабилизации. По мнению Дж. Кейнса и его последователей, государственные расходы оказывают непосредственное воздействие на величину совокупного спроса, мало чем отличаются от инвестиций, оказывают сильное мультипликативное воздействие на потребительские расходы. Формирование и рост государственных расходов Кейнс считал основополагающим фактором «эффективного спроса». Еслиправительственные расходы способствуют оживлению предпринимательской деятельности, то изменение в налоговой политикеоказывает воздействие на личное и инвестиционное потребление. Государственные расходы, по мнению Кейнса, можно финансировать с помощью займов. В современной экономической теории и практике подобное финансирование известно как «принцип дефицитного финансирования». Соответствие бюджетных расходов и доходов Кейнс несчитал обязательным. Дефицит государственного бюджета превращается водин из способов государственного регулирования. Инвестиции,полученные посредством займов, расширяют «склонность кинвестированию». Финансирование текущих расходов приводит кувеличению «склонности к потреблениюДискреционная фискальная политика –целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо госбюджета (разность между поступлениями и доходами и отчислениями и расходами) в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.».

Недискреционная фискальная политика –автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления - разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.При дискреционной финансовой политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджетавследствие увеличения государственных расходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно в период подъема целенаправленно создаетсябюджетный излишек. При недискреционной финансовой политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

Встроенный (автоматический) стабилизатор – экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства.

В качестве встроенных стабилизаторов обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице). Эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства правительства.

Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

Циклический дефицит – дефицит госбюджета, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности.

Циклический излишек – излишек госбюджета, вызванный автоматическим увеличением налоговых поступлений и уменьшением государственных трансфертов на фоне подъема деловой активности.

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Если налог имеет целевой характер и соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен, он называется …
не маркированным
маркированным
льготным

2. Распределение Лоренца — кривая, которая показывает …
накопленную долю дохода, полученного группой населения, представленной как процент от всего населения
долю расхода группы населения, представленной как процент от всего населения
долю национального дохода, от которого общество предпочло бы отказаться для того, чтобы в обществе возникло равномерное распределение дохода

3. Избыточное налоговое бремя — это …
общие потери от налогообложения, имеющие не денежное измерение
чистые потери от налогообложения, имеющие денежное и не денежное измерение
чистые потери от налогообложения, имеющие денежное измерение

4. Под общественными расходами понимают использование ресурсов общественного сектора с целью удовлетворения …
рыночных потребностей
потребностей в общественных благах
личных и социальных потребностей
государственных потребностей

5. Финансовые инструменты горизонтального регулирования
собственные налоги, полностью поступающие в один уровень бюджета
закрепленные налоги, поступающие в несколько видов бюджета
субвенции (целевая помощь)
субсидии (долевая помощь)

6. Взаимозависимые предпочтения имеют место, когда уровень полезности, достигаемый индивидом зависит …
только от набора материальных благ и услуг, потребляемых им лично
не только от набора материальных благ и услуг потребляемых им лично, но и от характера потребления других членов общества
только характера потребления других членов общества

7. Эффект замещения возникает когда индивид …
замещает потребление одного товара, который облагается высоким налогом, другим товаром
прекращает потребление товара, который облагается высоким налогом
увеличивает потребление товара, который облагается высоким налогом

8. Блочный грант поступает в … быть использован по усмотрению территориальных органов на любые цели, соответствующие функциям данного звена бюджетной системы.
частичное распоряжение территориального бюджета и может
полное распоряжение территориального бюджета и может
полное распоряжение территориального бюджета, но не может

9. Трансферт имеет …
только денежную форму
только не денежную форму
денежную и не денежные формы

10. Налоговая система признается горизонтально равной, если люди находящиеся в …
относительно одинаковых обстоятельствах, обладающие одной и той же платежеспособностью, облагаются налогом одинаково
лучшем экономическом положении, облагаются более высокими налогами, дифференцированными в зависимости от их положения
плохом экономическом положении, не облагаются определенными налогами

11. Бюджетный федерализм обеспечивает доступность потребления общественных благ населением с помощью …
разграничения расходных полномочий по уровням власти
разграничения общества по доходам
географического разграничения территории

12. Сфера действия налога … с кругом его непосредственных плательщиков.
всегда совпадает
не совпадает
не всегда совпадает

13. Утилитаристская функция общественного благосостояния предполагает, что …
общественное благосостояние выступает как сумма общих полезностей членов общества
заинтересованность общества состоит в максимизации значений функции индивидуальной полезности наименее благополучного члена общества
общественное благосостояние зависит от той или иной степени неприятия неравенства

14. Бюджетный федерализм — это система …
отношений
оплаты
продажи

15. Роулсианская функция общественного благосостояния предполагает, что …
общественное благосостояние выступает как сумма общих полезностей членов общества
заинтересованность общества состоит в максимизации значений функции индивидуальной полезности наименее благополучного члена общества
общественное благосостояние зависит от той или иной степени неприятия неравенства.

16. Финансовые инструменты вертикального регулирования
собственные налоги, полностью поступающие в один уровень бюджета
закрепленные налоги, поступающие в несколько видов бюджета
все налоги
финансовая помощь безвозмездная и безвозвратная
нецелевая помощь, предоставляемая для общего бюджетного выравнивания

17. Утверждение: «При наличии большого числа территориальных единиц и интенсивной миграции населения бюджетная децентрализация способствует Парето-улучшениям» является …
теоремой о централизации
гипотезой Тибу
теоремой о децентрализации

18. Эффект дохода означает, что после уплаты налога в распоряжении индивида остается …
меньший доход, и он замещает потребление одного товара другим
меньший доход, и он вынужден сократить свое потребление
больший доход, и он вынужден увеличить свое потребление

19. Согласно правилу Рамсея при оптимальном налогообложении физический объем производства или продаж каждого из товаров …
сокращается в одинаковой пропорции
сокращается в разных пропорциях
не сокращается

20. «Разрыв бедности» — это …
доля населения с доходами ниже прожиточного минимума
абсолютная величина национального дохода, необходимого для того, чтобы доходы всего бедного населения поднялись до уровня прожиточного минимума
доля национального дохода, от которого общество предпочло бы отказаться для того, чтобы в обществе возникло равномерное распределение дохода

21. Налоговая система признается вертикально равной, если люди, находящиеся в …
плохом экономическом положении, не облагаются определенными налогами
относительно одинаковых обстоятельствах, обладающие одной и той же платежеспособностью, облагаются налогом одинаково
лучшем экономическом положении, облагаются более высокими налогами, дифференцированными в зависимости от их положения

22. Согласно «Теории проспектов» Д. Канемана и А. Тверски люди придают … даже если их величины одинаковы.
меньшее значение потерям, чем приобретениям
большее значение потерям, чем приобретениям
большее значение приобретениям, чем потерям

23. Перераспределительные процессы …
сводятся к непосредственной передаче денег
сводятся к непосредственной передаче товаров и услуг
не сводятся к непосредственной передаче денег, товаров и услуг, экономических возможностей

24. Категориальный грант, направляется в территориальный бюджет для использования …
на конкретные цели, которые устанавливаются органом, передающим средства из бюджета более высокого уровня
на любые цели, которые устанавливаются органом, передающим средства из бюджета более высокого уровня
только на государственные цели, которые устанавливаются органами более высокого уровня

25. Утверждение: «Если децентрализация не влияет на уровень издержек, то децентрализованное принятие решение в отношении поставки локального общественного блага, либо эффективнее централизованного, либо не уступает ему с точки зрения эффективности» является …
теоремой о централизации
гипотезой Тибу
теоремой о децентрализации

26. Натуральные доходы – это …
продукция, произведенная домохозяйствами для собственного потребления
номинальные доходы после вычета из них налогов и обязательных платежей
зарплата, прибыль, доходы от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости

27. Неиспользование субвенций на цели, для которых они предназначены … необходимость их возврата.
не влечет
влечет

28. Сфера действия программы общественных расходов – это …
круг лиц, на которых распространяются выгоды (приращения полезности)
частные блага потребляемые населением
общественные блага потребляемые населением

29. Реципиентами называют тех, кто получает …
какие-либо блага непосредственно из общественного сектора
денежные средства непосредственно из общественного сектора
какие-либо блага непосредственно из рыночного сектора экономики
какие-либо денежные средства непосредственно из рыночного сектора экономики

30. Формы осуществления общественных расходов
финансирование расходов коммерческих и не коммерческих организаций
закупка товаров или услуг
представление субсидий предприятиям с целью их самостоятельного развития
денежные выплаты по программам социальной помощи и страхования

Подробности funansust Доходы общественного сектора 02 февраля 2011
  • Печать
  • E-mail

Коренной признак налогов - их принудительный характер. С этой точки зрения к ним относятся не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц и т.д. Налогами являются также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

Широкое понимание налогов помогает уяснить единую природу и взаимозаменяемость многих из них. Так, общественное финансирование здравоохранения может осуществляться из бюджета за счет разнообразных налоговых поступлений либо из специально созданного государственного фонда за счет целевых платежей в этот фонд. Каждый из вариантов имеет свои преимущества и недостатки. Однако выбор между ними удается сделать именно потому, что к обоим приложимы общие критерии как к альтернативным инструментам решения одной и той же задачи. В обоих случаях вводится обязательный платеж, в конечном счете покрываемый за счет населения, однако варианты различаются по конкретному кругу плательщиков, размеру издержек и целому ряду других характеристик, что и создает проблему выбора. В большинстве стран наряду с налогами, поступающими в бюджет и внебюджетные фонды, которыми располагает центральное правительство, имеются налоги, поступающие в распоряжение региональных и местных властей. Обычно региональные и местные представительные органы участвуют в установлении перечня или хотя бы размера таких налогов. Особенно это характерно для федеративных государств. Так, в России наряду с федеральными налогами существуют налоги республик в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, автономной области, автономных округов, а также местные налоги.

Налоговые платежи подразделяются на прямые и косвенные. Прямыми налогами облагаются непосредственно физические и юридические лица, а также их доходы, косвенными - ресурсы, виды деятельности, товары и услуги. Иными словами, примой налог увязывается непосредственно с характеристиками плательщика, а косвенный - с той деятельностью, которой он занимается.

Типичными примерами прямых налогов являются уже упоминавшийся подоходный налог с физических лиц и налог на прибыль с предприятий. К числу косвенных налогов относятся, в частности, налог на добавленную стоимость, акцизы, регистрационные, лицензионные и иные сборы, налог на рекламу и т.п.

Простейший тип прямого налога - недифференцированная подушная подать, известная в истории многих народов. Однако издавна предпринимались попытки учесть различия в платежеспособности тех, кто вносит прямые налоги. Так, размер подушной подати мог различаться в зависимости от положения плательщика. Кроме того, могла взиматься десятина и иные подобные ей платежи. Ныне прямые налоги почти всегда увязываются с доходом плательщика, будь то заработная плата, гонорар, прибыль и т.д.

Косвенные налоги разнообразнее прямых, поскольку спектр несхожих между собой объектов обложения очень широк. В России и многих зарубежных странах наибольшую роль среди косвенных налогов играет более или менее унифицированный налог на добавленную стоимость (кое-где, например, в США, вместо него применяется налог с продаж), а также акцизы, которыми дифференцированно облагаются отдельные товары и услуги. Высокие акцизы устанавливаются обычно на алкогольные напитки, табачные изделия и предметы роскоши.

В целом ряде стран важнейшим источником средств для общественного сектора выступает прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий. Это относится, в частности, к Новой Зеландии, Дании, Австралии, Финляндии, Канаде, Японии, Швеции, США, Швейцарии и др. Целевые платежи по социальному страхованию особенно весомы во Франции, Нидерландах, Германии, Италии, Бельгии, тогда как в некоторых других странах социальные нужды в большей степени удовлетворяются за счет бюджетных ассигнований, финансируемых на основе прямых и косвенных налогов, непосредственно не имеющих целевого характера.

В России наибольшее место в совокупных доходах общественного сектора занимают налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и платежи в различные внебюджетные фонды. Для федерального бюджета роль важнейшего источника поступлений играет налог на добавленную стоимость. В условиях становления новой налоговой системы доли поступлений из различных источников из года в год существенно менялись. В дальнейшем предполагается стабилизация этих долей, которая, по-видимому, будет сопровождаться некоторым повышением удельного веса налогообложения граждан и соответствующим снижением доли платежей предприятий.

Налогообложение разделяется на пропорциональное, прогрессивное и регрессивное. Налог называется пропорциональным, если он возрастает в той же пропорции, как доход плательщика. Наряду с пропорциональным широко распространено также прогрессивное налогообложение, при котором доля налога в доходе растет по мере его увеличения. В то же время некоторые налоги (как правило, косвенные) фактически имеют регрессивный характер; иными словами, в доходах менее обеспеченных групп населения доля этих налогов выше, чем у более обеспеченных.

Это происходит в тех случаях, когда, например, акциз устанавливается в виде фиксированной суммы на единицу товара (скажем, на 1 пачку сигарет независимо от сорта и стоимости). Тогда для тех, кто покупает товар более низкого качества (а это характерно для лиц с низкими доходами), доля акциза в расходах оказывается, при прочих равных условиях, выше. Более того, если даже акциз пропорционален цене, но при этом товар, на который он установлен, в большей степени потребляется малообеспеченными, то данный акциз фактически может относиться к числу регрессивных налогов. Во многих странах Запада ныне именно так обстоит дело с налогообложением табачных изделий.

Приведенные примеры помогают понять, что, когда речь идет о пропорциональном, прогрессивном или регрессивном характере косвенного налога, как правило, имеется в виду не формула, с помощью которой налог начисляется по отношению к цене, объему продаж, добавленной стоимости и т.п., а его фактическое соотношение с доходами плательщиков. Так, мы видели, что акциз, начисляемый пропорционально цене товара, способен выступать в качестве регрессивного налога по отношению к доходам. Акциз может быть также прогрессивным налогом, если он устанавливается, например, на ювелирные изделия.

В целом ряде стран важнейшим источником средств для общественного сектора выступает прямое налогообложение личных доходов граждан и прибыли предприятий. Это относится, в частности, к Новой Зеландии, Дании, Австралии, Финляндии, Канаде, Японии, Швеции, США, Швейцарии и др. Целевые платежи по социальному страхованию особенно весомы во Франции, Нидерландах, Германии, Италии, Бельгии, тогда как в некоторых других странах социальные нужды в большей степени удовлетворяются за счет бюджетных ассигнований, финансируемых на основе прямых и косвенных налогов, непосредственно не имеющих целевого характера.

В России наибольшее место в совокупных доходах общественного сектора занимают налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и платежи в различные внебюджетные фонды. Для федерального бюджета роль важнейшего источника поступлений играет налог на добавленную стоимость. В условиях становления новой налоговой системы доли поступлений из различных источников из года в год существенно менялись. В дальнейшем предполагается стабилизация этих долей, которая, по-видимому, будет сопровождаться некоторым повышением удельного веса налогообложения граждан и соответствующим снижением доли платежей предприятий.

Налогообложение разделяется на пропорциональное, прогрессивное и регрессивное. Налог называется пропорциональным, если он возрастает в той же пропорции, как доход плательщика. Наряду с пропорциональным широко распространено также прогрессивное налогообложение, при котором доля налога в доходе растет по мере его увеличения. В то же время некоторые налоги (как правило, косвенные) фактически имеют регрессивный характер; иными словами, в доходах менее обеспеченных групп населения доля этих налогов выше, чем у более обеспеченных.

Это происходит в тех случаях, когда, например, акциз устанавливается в виде фиксированной суммы на единицу товара (скажем, на 1 пачку сигарет независимо от сорта и стоимости). Тогда для тех, кто покупает товар более низкого качества (а это характерно для лиц с низкими доходами), доля акциза в расходах оказывается, при прочих равных условиях, выше. Более того, если даже акциз пропорционален цене, но при этом товар, на который он установлен, в большей степени потребляется малообеспеченными, то данный акциз фактически может относиться к числу регрессивных налогов. Во многих странах Запада ныне именно так обстоит дело с налогообложением табачных изделий.

Приведенные примеры помогают понять, что, когда речь идет о пропорциональном, прогрессивном или регрессивном характере косвенного налога, как правило, имеется в виду не формула, с помощью которой налог начисляется по отношению к цене, объему продаж, добавленной стоимости и т.п., а его фактическое соотношение с доходами плательщиков. Так, мы видели, что акциз, начисляемый пропорционально цене товара, способен выступать в качестве регрессивного налога по отношению к доходам. Акциз может быть также прогрессивным налогом, если он устанавливается, например, на ювелирные изделия.

Различия между пропорциональными, прогрессивными и регрессивными налогами связаны с неодинаковыми соотношениями предельных и средних норм налогообложения. Норма налогообложения характеризует ту часть дохода, которая изымается в виде налога. При пропорциональном налогообложении предельная норма постоянна и равна средней при любой величине дохода. При прогрессивном налогообложении средняя норма растет, при регрессивном снижается. Очевидно, это возможно и в том случае, когда предельная норма остается постоянной в некотором интервале.

Пример. Допустим, что первые 100 единиц дохода каждого индивида освобождаются от налога, а доход, получаемый сверх этой суммы, облагается по ставке 20%. Иными словами, при доходе, не достигающем 100 единиц, как предельная, так и средняя нормы налога равны нулю, а при более высоком доходе предельная норма (tm) является постоянной (она составляет 0,2), а средняя норма (ta) постепенно увеличивается вместе с ростом облагаемого дохода (I) и уплачиваемого налога (Т):

Постоянство предельной нормы, разумеется, не относится к числу обязательных свойств ни прогрессивного, ни регрессивного налогообложения. Например, с увеличением дохода не только средняя, но и предельная норма может возрастать. Средняя норма - это отношение величины налога к доходу, предельная норма - производная налога по доходу. Очевидно, росту предельной нормы соответствует такое увеличение доли налоговых отчислений в доходах, которое все более ускоряется по мере их повышения.

Размеры и структура налогообложения должны соответствовать потребностям в общественных благах и справедливом перераспределении. Достижению соответствия могло бы благоприятствовать строгое целевое назначение каждого налога. Целевой характер имеют, например, взносы в пенсионные фонды, фонды медицинского и социального страхования.

Увязка налога с конкретным направлением расходования средств, например, с конкретным видом общественных благ, создаваемых за его счет, называется маркировкой налога. Если налог имеет целевой характер, и соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен, он называется маркированным. Все прочие налоги являются немаркированными. Средства, аккумулируемые с помощью немаркированных налогов, могут использоваться для решения самых разнообразных задач по усмотрению тех органов, которые утверждают бюджет.

Преимущество немаркированных налогов состоит в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики, способность государственных органов, не меняя налоговую систему, перераспределять поступающие средства между направлениями расходов. В то же время преобладание стабильных немаркированных налогов означает, что доходы государства не находятся в непосредственной связи с колебаниями спроса потребителей (налогоплательщиков) на конкретные общественные блага. Оборотной стороной гибкости выступает фактическое ослабление зависимости бюджетной политики от потребительских предпочтений населения.

Доминирование немаркированных налогов в современных налоговых системах коренится в рациональном неведении потребителей общественных благ и порождаемой им тенденции приобретать эти блага «в пакетах», предоставляя государственным органам право заниматься аллокацией ресурсов общественного сектора без детальных консультаций с избирателями. В этой связи единый, по сути, процесс формирования спроса на общественные блага разделяется на два хотя и взаимосвязанных, но во многом самостоятельных компонента: определение суммарного лимита налоговых поступлений, которые налогоплательщики согласны предоставить государству, и спецификацию использования этих средств, в которую рядовые граждане чаще всего не слишком глубоко вникают.

В идеале первичным должно было бы быть выявление готовности платить за каждое из общественных благ. Суммарное налоговое бремя выступало бы в этом случае лишь некоторой итоговой характеристикой процесса, подобно тому как, например, определение суммарных потребительских расходов на продовольствие не предшествует конкретным покупкам хлеба, молока, мяса или овощей, а всего лишь помогает составить обобщенное представление о результатах множества конкретных актов потребительского выбора.

Имеются исторические примеры широкой вовлеченности граждан в общественные дела, когда потребность в целевом финансировании конкретных акций определялась при прямом заинтересованном участии рядовых налогоплательщиков. Так, в древнегреческих полисах существовала система литургий, то есть утверждаемых народным собранием повинностей, которые состоятельные граждане несли с целью строительства кораблей и храмов, организации праздников и театральных представлений и т.д. В современном мире аналогичным образом действуют небольшие сообщества, когда требуется профинансировать создание или приобретение коллективных благ.

Вместе с тем в различные исторические эпохи целевой характер нередко приобретали важнейшие налоги и повинности, которыми население облагалось без его согласия. Среди многочисленных примеров можно указать «датские деньги» (поземельный налог, введенный в X в. в Британии для выплаты дани датчанам и превратившийся позднее в источник регулярного финансирования собственных военных нужд) или «выход» (налог, собиравшийся в XIII - XV вв. русскими князьями для выплаты дани Орде). В подобных случаях независимость обложения от предпочтений плательщиков делала неактуальной проблему рационального неведения; в то же время целевой характер повинностей помогал регулировать их размер и структуру.

В демократическом обществе маркированные налоги, в принципе, способны служить наиболее адекватным выражением спроса на конкретные общественные блага. Однако на практике они чаще всего являются инструментами аккумулирования средств для последующих индивидуальных выплат.

Так, в государственных пенсионных фондах накапливаются средства для выплаты пенсий, в фондах медицинского страхования - для покрытия расходов на лечение и т.д. Выплаты из подобного рода фондов представляют собой частные блага. Общественными благами в данном случае являются те организации и институты, которые обеспечивают общенациональный охват страхованием и пенсионным обеспечением.

Именно стремление обеспечить общенациональный охват и элементы перераспределения оправдывают принудительный (налоговый) характер платежей, а значит, и участие государства в формировании и расходовании соответствующих фондов. Однако, будучи по своему назначению близкими к взносам в частные страховые компании и пенсионные фонды, эти платежи, как правило, естественным образом приобретают маркированный характер и не растворяются в бюджете. Типичный налогоплательщик, проявляющий рациональное неведение, например, в вопросах распределения средств между разными оборонными программами, в то же время склонен держать под контролем связь между пенсионными взносами и. пенсией, которую предстоит получать ему лично.

В ряде случаев маркированными бывают и иные налоги, которые в отличие от пенсионных и других подобных платежей целиком предназначены для финансирования производства общественных, а не частных благ. Так, в ряде стран средства, поступающие от акцизов на бензин и налога на автомобили, направляются на содержание и развитие дорожной сети. В результате те, кто больше используют дороги, несут большую долю расходов по их финансированию. Однако большая часть общественных благ, поставляемых государством, финансируется за счет немаркированных налогов.

date image
2014-02-24 views image
3405

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Размеры и структура налогообложения должны соответствовать потребностям в общественных благах и справедливом перераспределе­нии. Достижению соответствия могло бы благоприятствовать строгое целевое назначение каждого налога. Целевой характер имеют, напри­мер, взносы в пенсионные фонды, фонды медицинского и социального страхования.

Увязка налога с конкретным направлением расходования средств, например с конкретным видом общественных благ, создаваемых за его счет, называется маркировкой налога. Если налог имеет целевой харак­тер и соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен, он называется маркированным.Все прочие налоги являются немаркированными. Сред­ства, аккумулируемые с помощью немаркированных налогов, могут использоваться для решения самых разнообразных задач по усмотре­нию тех органов, которые утверждают бюджет.

Преимущество немаркированных налогов состоит в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики, способность государ­ственных органов, не меняя налоговую систему, перераспределять по­ступающие средства между направлениями расходов. В то же время преобладание стабильных немаркированных налогов означает, что до­ходы государства не находятся в непосредственной связи с колебаниями спроса потребителей (налогоплательщиков) на конкретные обществен­ные блага. Оборотной стороной гибкости выступает фактическое ос­лабление зависимости бюджетной политики от потребительских пред­почтений населения.

Доминирование немаркированных налогов в современных налоговых системах коренится в рациональном неведении потребителей обще­ственных благ и порождаемой им тенденции приобретать эти блага "в пакетах", предоставляя государственным органам право заниматься аллокацией ресурсов общественного сектора без детальных консульта­ций с избирателями. В этой связи единый, по сути, процесс формирова ния спроса на общественные блага разделяется на два хотя и взаимо­связанных, но во многом самостоятельных компонента: определение суммарного лимита налоговых поступлений, которые налогоплатель­щики согласны предоставить государству, и спецификацию использова­ния этих средств, в которую рядовые граждане чаще всего не слишком глубоко вникают.

В идеале первичным должно было бы быть выявление готовности платить за каждое из общественных благ. Суммарное налоговое бремя выступало бы в этом случае лишь некоторой итоговой характеристикой процесса, подобно тому, как, например, определение суммарных потре­бительских расходов на продовольствие не предшествует конкретным покупкам хлеба, молока, мяса или овощей, а всего лишь помогает составить обобщенное представление о результатах множества кон­кретных актов потребительского выбора.

Имеются исторические примеры широкой вовлеченности граждан в общественные дела, когда потребность в целевом финансировании конкретных акций определялась при прямом заинтересованном участии рядовых налогоплательщиков. Так, в древнегреческих полисах суще­ствовала система литургий, то есть утверждаемых народным собранием повинностей, которые состоятельные граждане несли с целью строи­тельства кораблей и храмов, организации праздников и театральных представлений и т.д. В современном мире аналогичным образом дей­ствуют небольшие сообщества, когда требуется профинансировать соз­дание или приобретение коллективных благ.

Вместе с тем в различные исторические эпохи целевой характер нередко приобретали важнейшие налоги и повинности, которыми население облагалось без его согласия. Среди многочисленных приме­ров можно указать "датские деньги" (поземельный налог, введенный в X веке в Британии для выплаты дани датчанам и превратившийся позднее в источник регулярного финансирования собственных военных нужд) или "выход" (налог, собиравшийся в XIII-XV веках русскими князьями для выплаты дани Орде). В подобных случаях независимость обложения от предпочтений плательщиков делала неактуальной проблему рационального неведения; в то же время целевой характер повинностей помогал регулировать их размер и структуру.




В демократическом обществе маркированные налоги, в принципе, способны служить наиболее адекватным выражением спроса на кон­кретные общественные блага. Однако на практике они чаще всего являются инструментами аккумулирования средств для последующих индивидуальных выплат.

Так, в государственных пенсионных фондах накапливаются средства для выплаты пенсий, в фондах медицинского страхования - для покры­тия расходов на лечение и т.д. Выплаты из подобного рода фондов представляют собой частные блага. Общественными благами в данном случае являются те организации и институты, которые обеспечивают общенациональный охват страхованием и пенсионным обеспечением.

В ряде случаев маркированными бывают и иные налоги, которые, в отличие от пенсионных и других подобных платежей, целиком пред­назначены для финансирования производства общественных, а не част­ных благ. Так, в ряде стран средства, поступающие от акцизов на бен­зин и налога на автомобили, направляются на содержание и развитие дорожной сети. В результате те, кто больше используют дороги, несут большую долю расходов по их финансированию. Однако большая часть общественных благ, поставляемых государством, финансируется за счет немаркированных налогов.

date image
2014-02-24 views image
3406

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Размеры и структура налогообложения должны соответствовать потребностям в общественных благах и справедливом перераспределе­нии. Достижению соответствия могло бы благоприятствовать строгое целевое назначение каждого налога. Целевой характер имеют, напри­мер, взносы в пенсионные фонды, фонды медицинского и социального страхования.

Увязка налога с конкретным направлением расходования средств, например с конкретным видом общественных благ, создаваемых за его счет, называется маркировкой налога. Если налог имеет целевой харак­тер и соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен, он называется маркированным.Все прочие налоги являются немаркированными. Сред­ства, аккумулируемые с помощью немаркированных налогов, могут использоваться для решения самых разнообразных задач по усмотре­нию тех органов, которые утверждают бюджет.

Преимущество немаркированных налогов состоит в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики, способность государ­ственных органов, не меняя налоговую систему, перераспределять по­ступающие средства между направлениями расходов. В то же время преобладание стабильных немаркированных налогов означает, что до­ходы государства не находятся в непосредственной связи с колебаниями спроса потребителей (налогоплательщиков) на конкретные обществен­ные блага. Оборотной стороной гибкости выступает фактическое ос­лабление зависимости бюджетной политики от потребительских пред­почтений населения.

Доминирование немаркированных налогов в современных налоговых системах коренится в рациональном неведении потребителей обще­ственных благ и порождаемой им тенденции приобретать эти блага "в пакетах", предоставляя государственным органам право заниматься аллокацией ресурсов общественного сектора без детальных консульта­ций с избирателями. В этой связи единый, по сути, процесс формирова ния спроса на общественные блага разделяется на два хотя и взаимо­связанных, но во многом самостоятельных компонента: определение суммарного лимита налоговых поступлений, которые налогоплатель­щики согласны предоставить государству, и спецификацию использова­ния этих средств, в которую рядовые граждане чаще всего не слишком глубоко вникают.

В идеале первичным должно было бы быть выявление готовности платить за каждое из общественных благ. Суммарное налоговое бремя выступало бы в этом случае лишь некоторой итоговой характеристикой процесса, подобно тому, как, например, определение суммарных потре­бительских расходов на продовольствие не предшествует конкретным покупкам хлеба, молока, мяса или овощей, а всего лишь помогает составить обобщенное представление о результатах множества кон­кретных актов потребительского выбора.

Имеются исторические примеры широкой вовлеченности граждан в общественные дела, когда потребность в целевом финансировании конкретных акций определялась при прямом заинтересованном участии рядовых налогоплательщиков. Так, в древнегреческих полисах суще­ствовала система литургий, то есть утверждаемых народным собранием повинностей, которые состоятельные граждане несли с целью строи­тельства кораблей и храмов, организации праздников и театральных представлений и т.д. В современном мире аналогичным образом дей­ствуют небольшие сообщества, когда требуется профинансировать соз­дание или приобретение коллективных благ.

Вместе с тем в различные исторические эпохи целевой характер нередко приобретали важнейшие налоги и повинности, которыми население облагалось без его согласия. Среди многочисленных приме­ров можно указать "датские деньги" (поземельный налог, введенный в X веке в Британии для выплаты дани датчанам и превратившийся позднее в источник регулярного финансирования собственных военных нужд) или "выход" (налог, собиравшийся в XIII-XV веках русскими князьями для выплаты дани Орде). В подобных случаях независимость обложения от предпочтений плательщиков делала неактуальной проблему рационального неведения; в то же время целевой характер повинностей помогал регулировать их размер и структуру.




В демократическом обществе маркированные налоги, в принципе, способны служить наиболее адекватным выражением спроса на кон­кретные общественные блага. Однако на практике они чаще всего являются инструментами аккумулирования средств для последующих индивидуальных выплат.

Так, в государственных пенсионных фондах накапливаются средства для выплаты пенсий, в фондах медицинского страхования - для покры­тия расходов на лечение и т.д. Выплаты из подобного рода фондов представляют собой частные блага. Общественными благами в данном случае являются те организации и институты, которые обеспечивают общенациональный охват страхованием и пенсионным обеспечением.

В ряде случаев маркированными бывают и иные налоги, которые, в отличие от пенсионных и других подобных платежей, целиком пред­назначены для финансирования производства общественных, а не част­ных благ. Так, в ряде стран средства, поступающие от акцизов на бен­зин и налога на автомобили, направляются на содержание и развитие дорожной сети. В результате те, кто больше используют дороги, несут большую долю расходов по их финансированию. Однако большая часть общественных благ, поставляемых государством, финансируется за счет немаркированных налогов.

Читайте также: