Есхн налог на имущество 2018

Опубликовано: 03.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 июля 2018 г. № 03-05-04-01/47487 О порядке освобождения от налога на имущество организаций, являющихся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о порядке освобождения от налога на имущество организаций в соответствии с пунктом 3 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации организаций, являющихся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, и сообщает.

Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 Кодекса.

Нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету не предусмотрено ведение раздельного учета актива, относящегося к основным средствам и являющегося инвентарным объектом, в случае использования его для различных целей.

Кроме того ни главой 30 Кодекса, ни пунктом 3 статьи 346.1 Кодекса не предусмотрен порядок расчета налога на имущество организаций пропорционально выручке от реализации продукции (работ, услуг), полученной от ведения видов предпринимательской деятельности, а также иных показателей в случаях, если налогоплательщик единого сельскохозяйственного налога осуществляет различные виды деятельности или использует частично указанное имущество не по целевому назначению.

Исходя из положения пункта 3 статьи 346.1 Кодекса во взаимосвязи с положением подпункта 2 пункта 2 статьи 346.2 Кодекса следует, что организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате на имущество организаций, в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также для оказания услуг другим сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, отвечающие критериям, установленным статьей 346.2 Кодекса, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 Кодекса.

С учетом изложенного полагаем, что, если организация отвечает критериям, установленным статьей 346.2 Кодекса, в связи с чем признается сельскохозяйственным товаропроизводителем, перешедшим на уплату единого сельскохозяйственного налога, то налог на имущество организаций в отношении находящегося на балансе такой организации имущества, не уплачивается, если имущество использовалось данной организаций в течение налогового периода по целевому назначению или одновременно использовалось в целях отличных от указанной предпринимательской деятельности.

В отношении имущества, не используемого непосредственно для производства сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработки и реализации этой продукции, а также при оказании услуг, налоговая льгота по налогу на имущество организаций, предусмотренная пунктом 3 статьи 346.1 Кодекса, не применяется, в том числе в отношении административного здания, офисного помещения, гостиницы, общежития, объектов жилого фонда, столовой, иных объектов, непосредственно не участвующих при производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, а также имущества, переданного в пользование по договорам аренды, фрахтования на условиях бербоут-чартера или тайм чартера.

Предназначенное для ведения деятельности, предусмотренной главой 26.1 Кодекса, имущество, находящееся на балансе сельскохозяйственного товаропроизводителя, перешедшего на уплату единого сельскохозяйственного налога, временно не используемое в связи с переводом на консервацию, не может рассматриваться как использование этого имущества в целях отличных от указанной предпринимательской деятельности, что подтверждается судебной практикой. Следовательно, такое имущество не облагается налогом на имущество организаций. Разъяснения Департамента по вопросу применения пункта 3 статьи 346.1 Кодекса в отношении имущества, находящегося на консервации, направлены в адрес ФНС России письмом от 24.04.2018 № 03-05-04-01/27810.

Директор Департамента А.В. Сазанов

Обзор документа

Если с/х товаропроизводитель перешел на ЕСХН, то налог на имущество не уплачивается, если оно использовалось в течение налогового периода по целевому назначению или одновременно использовалось в целях, отличных от указанной предпринимательской деятельности.

В отношении имущества, не используемого непосредственно для производства с/х продукции, первичной и последующей (промышленной) переработки и реализации, а также при оказании услуг, льгота по налогу на имущество организаций не применяется. Это касается в том числе административного здания, офисного помещения, гостиницы, общежития, объектов жилого фонда, столовой, иных объектов, непосредственно не участвующих при производстве, переработке и реализации с/х продукции, а также имущества, переданного в пользование по договорам аренды, фрахтования на условиях бербоут-чартера или тайм-чартера.

Предназначенное для ведения с/х деятельности имущество, временно не используемое в связи с переводом на консервацию, не может рассматриваться как используемое в целях, отличных от указанной предпринимательской деятельности. Следовательно, такое имущество не облагается налогом на имущество организаций.

Бокова Н. С.

эксперт Контур.Школы по налоговому учету

Специальный налоговый режим ЕСХН до недавнего времени не был популярным среди возможных систем налогообложения. Однако, в связи с санкциями, произошел заметный рост количества сельхозтоваропроизводителей. Поэтому законодателей явно заинтересовал вопрос о налогообложении данного, очень специфического, вида деятельности. В статье рассмотрим, что ждет в ближайшем будущем плательщиков налога ЕСХН.

Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер». Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы.

В 2017 и 2018 годах были приняты революционные поправки в налоговое законодательство — плательщики ЕСХН становятся плательщиками НДС с 2019 года, а с 2018 года обязаны уплачивать налог на имущество организаций (с учетом некоторых ограничений). Кроме того, Федеральный закон от 07.03.2018 № 51-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» расширил полномочия субъектов РФ в части установления дифференцированных налоговых ставок по ЕСХН. Рассмотрим нововведения подробнее.

Плательщики ЕСХН — плательщики НДС

До 01.01.2019

До 01.01.2019 года плательщики ЕСХН не признаются плательщиками НДС на внутреннем рынке, и «входящий» НДС учитывают в расходах на основании пп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Кроме того, у плательщиков ЕСХН нет права на налоговый вычет «входящего» НДС. Однако, если плательщик ЕСХН выставил контрагенту счет-фактуру с выделенным НДС, то обязан перечислить НДС в бюджет, но права на налоговый вычет у него при этом не возникнет. НДС необходимо перечислить в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором выставлен счет-фактура. Плательщик ЕСХН обязан это сделать вне зависимости от того поступила к нему оплата от покупателя за товары, работы, услуги или нет.

Помимо этого, у плательщика ЕСХН возникает обязанность представить в электронном виде в ИФНС декларацию по НДС, в следующем составе:

  • титульный лист;
  • разд. 1 — в строке 030 указывается сумма НДС по всем счетам-фактурам, выставленным за квартал. Строки 040 — 080 не заполняются;
  • разд. 12 — заполняется по каждому счету-фактуре, выставленному в течение квартала.

При получении от покупателя оплаты она включается в доходы за вычетом НДС.

Напомним, что плательщики ЕСХН обязаны выставлять счета-фактуры при продаже товаров (работ, услуг), только если являются (п. 2 ст. 174.1):

  • посредником (агентом или комиссионером);
  • участником простого товарищества;
  • доверительным управляющим.

До 2019 года, лица, собирающиеся перейти на ЕСХН, не восстанавливают НДС, принятый ими к вычету по товарам (работам, услугам) до перехода на ЕСХН (подп. 2 п. 3 ст. 170 и п. 8 ст. 346.3 НК РФ).

После 01.01.2019

С 01.01.2019 года плательщики ЕСХН становятся плательщиками НДС, если не воспользуются правом на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Освобождение применяется на основании ст. 145 НК РФ, но для плательщиков ЕСХН в нее внесены и вступают в силу с 2019 года специальные нормы. Такие изменения внесены Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ.

Применять освобождение от исполнения обязанностей плательщиков НДС лицам, применяющим ЕСХН, надо с осторожностью, ибо не всегда и не всем такая «льгота» выгодна. Например, если контрагент — плательщик НДС, то часть суммы, которую он уплатит поставщику, вправе принять к вычету, а не относить на расходы.

Нередки случаи, когда плательщики НДС отказываются от «сотрудничества» с лицами, которые приняли освобождение от исполнения обязанностей НДС. Кроме того, есть еще один настораживающий факт: если плательщик ЕСХН воспользовался правом на освобождение, он не может отказаться от него в дальнейшем добровольно, только если право на освобождение плательщиком ЕСХН утрачено (п. 4 ст. 145 НК РФ в редакции Закона № 335-ФЗ).

Поэтому, прежде чем воспользоваться правом на освобождение от НДС необходимо провести тщательный анализ возможных последствий для бизнеса.

При переходе на ЕСХН с ОСНО после 01.01.2019 года восстанавливать НДС не придется. Правила восстановления НДС прописаны в п. 3 ст. 170 НК РФ, в котором нет обязанности восстановить НДС при переходе на ЕСХН, а все плательщики НДС подчиняются тем нормам, которые прописаны в гл. 21 НК РФ.

Подробнее о том, как перейти на уплату ЕСХН, и кто может применять данный режим, читайте в нашей статье.

2018 — 2019 гг. для плательщиков ЕСХН можно назвать переходными. С одной стороны, весь 2018 год есть возможность заняться налоговым планированием и определить для себя насколько актуально освобождение от обязанностей налогоплательщика, с другой стороны, научиться вести налоговой учет по НДС, изучить нормы законодательства, порядок ведения регистров налогового учета по НДС — счета-фактуры, книги покупок и продаж, в некоторых случаях — журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, порядок составления декларации по НДС и уплаты НДС в бюджет.

В такой переходный период может возникнуть ситуация, когда плательщиком ЕСХН на 01.01.2019 года в расходах не учтен «входящий» НДС по приобретенным товарам, работам, услугам. Казалось бы, т.к. с 2019 года плательщики ЕСХН становятся плательщиками НДС, то и вычет НДС возможен. Однако, вычет «входящего» НДС в данном случае будет неправомерен, т.к. данный НДС относится к периоду, когда плательщики ЕСХН не являлись плательщиками НДС. Поэтому, в соответствии с п. 4 ст. 8 Закона № 335-ФЗ НДС: «4. Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему ЕСХН, при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные им при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию РФ, которые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов».

Иными словами, законодатель относит такой НДС в том же порядке, как если бы данные товары, работы, услуги, ОС и НМА были приобретены для операций, не подлежащих налогообложению. Согласно Письму МФ РФ от 07.02.2018 № 03-07-11/7258 «налогоплательщик единого сельскохозяйственного налога, признаваемый с 1 января 2019 года плательщиком НДС, суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным до 1 января 2019 года для строительства объекта недвижимости, вводимого в эксплуатацию после 1 января 2019 года, к вычету не принимает, а включает в стоимость этих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов».

Порядок применения освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС

Организации и ИП, которые решат воспользоваться правом на освобождение от уплаты НДС, должны будут выполнить одно из условий:

  • данные лица переходят на уплату ЕСХН и реализуют право на освобождение от НДС, в одном и том же календарном году
  • за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения ЕСХН, без учета НДС не превысила в совокупности:
    • 100 миллионов рублей за 2018 год,
    • 90 миллионов рублей за 2019 год,
    • 80 миллионов рублей за 2020 год,
    • 70 миллионов рублей за 2021 год,
    • 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.

Чтобы воспользоваться освобождением от уплаты НДС, плательщикам ЕСХН достаточно подать в свою ИФНС налоговое уведомление в письменной форме. Срок представления уведомления — не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

Плательщики ЕСХН, воспользовавшиеся правом на освобождение от НДС, не смогут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев.

Плательщики ЕСХН не вправе добровольно отказаться от права на освобождение от обязанностей плательщика ЕСХН (п. 4 ст. 145 НК РФ). Такими лицами право на освобождение может быть только утрачено, если в течение налогового периода по ЕСХН:

  • сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется данная система налогообложения, без учета НДС превысит предельный размер дохода за год, в котором он воспользовался правом на освобождение, либо
  • им осуществлялась реализация подакцизных товаров.

В этом случае, право считается утраченным начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место нарушение правил применения отказа от исполнения обязанностей плательщика НДС. При этом сумма НДС за месяц, в котором было допущено нарушение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке (абз. 3 п. 5 ст. 145 в редакции Закона № 335-ФЗ).

ВАЖНО: Повторно реализовать право на освобождение от уплаты НДС возможности не будет.

Если никаких нарушений правил применения «льготы» не допущено, то по истечении 12 последовательных календарных месяцев не позднее 20-го числа следующего месяца, воспользовавшиеся правом на освобождение от НДС налогоплательщики должны представить в налоговые инспекции документы, подтверждающие сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), и уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

В том случае, если налогоплательщиком не представлены подтверждающие суммы допустимой выручки (либо представлены документы, содержащие недостоверные сведения) документы, НДС подлежит восстановлению. Налог подлежит восстановлению и в случае установления ИФНС фактов несоблюдения ограничений, установленных пунктами 1 — 5 статьи 145 НК РФ. При этом уплачивается в бюджет не только налог, но и штрафы, пени.

Налоговые ставки для ЕСХН в 2019 году

Принят Федеральный закон от 07.03.2018 № 51-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который позволяет субъектам РФ устанавливать дифференцированные налоговые ставки по ЕСХН. Для реализации этого положения, субъекты должны будут принять соответствующий закон. Дифференциация возможна в пределах от 0% до 6% для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости от:

  • от видов производимой сельскохозяйственной продукции, а также работ и услуг, указанных в статье 346.2 НК РФ;
  • от размера доходов от реализации произведенной сельхозпродукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от выполнения работ и оказания услуг, указанных в статье 346.2 НК РФ;
  • от места ведения предпринимательской деятельности;
  • от средней численности работников.

Закон вступает в силу с 2019 года. Соответственно, субъекты РФ имеют достаточно времени на подготовку и принятие соответствующих законов на подведомственных территориях.

Налог на имущество для плательщиков ЕСХН — 2018

До 01.01.2018 года организации — плательщики ЕСХН полностью освобождались от уплаты налога на имущество организаций, а ИП — плательщики ЕСХН — уплачивают налог на имущество физических лиц только с недвижимости, которая не использовалась в предпринимательской деятельности.

Начиная с 2019 года плательщики ЕСХН освобождаются от налога на имущество только в части имущества, используемого в предпринимательской деятельности:

  • при производстве сельхозпродукции;
  • при первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции;
  • при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями.

При этом, в НК РФ не уточнено, какое конкретно имущество имеется ввиду, его квалификационные признаки по различным видам сельхоздеятельности и т.п. В силу этого неизбежны споры с налоговиками об установлении имущества, являющегося объектом налогообложения. Безусловно, можно ориентироваться на документы из регистрационной палаты и т.п., однако, даже эти документы не позволят отнести то или иное имущество к облагаемым и необлагаемым объектам. Поэтому, можно рекомендовать до выхода официальных разъяснений, заручиться письменной поддержкой своей ИФНС. Кроме того, такие нововведения требуют ведения раздельного учета облагаемого и необлагаемого имущества.

Методика раздельного учета должна быть прописана в учетной политике в целях налогообложения.

Рассмотрим актуальные изменениями налогового законодательства, а именно изменения по налогу на имущество организаций.

Эксперт по налогам и бухучету

Федеральная льгота на налог по движимому имуществу стала региональной

Как было в 2017 году

Основные средства 1–2 амортизационных групп не относились к объектам налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, Классификация основных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002).

Объекты основных средств 3–10 амортизационных групп, независимо от даты их принятия на учет являлись объектом налогообложения. Однако включать в налоговую базу их стоимость в большинстве случаев до 2018 года не приходилось.

Поскольку согласно пункту 25 статьи 381 НК РФ по движимому имуществу, принятому на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 г., была предусмотрена федеральная льгота. Исключение составляли движимые ОС, полученные при реорганизации, ликвидации, или от взаимозависимых лиц.

Что меняется с 1 января 2018?

По основным средствам 1–2 амортизационных групп все остается по-старому — они не относятся к объектам налогообложения (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

А в отношении движимого имущества, включаемого в другие амортизационные группы, и принятого к учету с 2013 года, порядок налогообложения меняется.

Еще с 1 января 2017 глава 30 НК РФ была дополнена новой статьей 381.1, согласно которой федеральная льгота по налогу на имущество в отношении имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ (движимое имущество, принятое к учету с 1 января 2013 года), с 01.01.2018 года действует на территории субъекта РФ только при условии принятия соответствующего закона субъекта.

Поправки в НК РФ внесены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

Также с 1 января 2018 года статья 381.1 НК РФ дополнена пунктом 2 (Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ). Согласно которому закон субъекта вправе устанавливать дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения от налога в отношении:

  • Имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования;
  • Движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3х лет.

Многие субъекты РФ не посчитали необходимым «продлить» льготу на региональном уровне. Поэтому законодатели решили ограничить размер ставки налога в отношении такого имущества на 2018 год.

Если региональным законом льготы в отношении движимого имущества, указанного в пункте 25 статьи 381 НК РФ не установлены — налоговые ставки в отношении такого имущества не могут превышать в 2018 году 1,1 % (пункт 3.3 статьи 380 НК РФ в новой редакции).

При этом ограничение ставки налогообложения (в пределах 1.1.%) также не действует, т.е. такое имущество облагается в общеустановленном порядке (п. 3.3 ст.380 НК РФ)

В отдельных регионах в отношении льготного движимого имущества приняты соответствующие законы, позволяющие не платить налог в 2018 году, либо платить по ставке ниже, чем 1,1%.

Среди них Московская область. Законом от 03.10.2017 № 159/2017-ОЗ на период 2018 — 2020 гг. установлена нулевая налоговая ставка в отношении движимого имущества, принятого организацией с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС. В законе перечислены исключения, установленные НК РФ в отношении которых ставка 0% не применяется: объекты, принятые на учет в результате реорганизации юридических лиц, при передаче имущества между взаимозависимыми лицами, т.д.

А компании, находящиеся в Санкт-Петербурге, в 2018 году применяют льготу только в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет (Закон Санкт-Петербурга от 29.11.2017 № 785-129).

Поэтому в отношении движимого имущества 3 — -10 амортизационных групп, выпущенного и принятого к учету в 2013-2014 годах, льгота в 2018 году не применяется. Поскольку регион не установил свою ставку налога, в отношении такого имущества будет действовать льготная максимальная ставка — 1,1%.

В Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 «О налоге на имущество организаций» поправки, позволяющие применять льготу по пункту 25 статьи 381 НК РФ в 2018 году не внесены. Следовательно, у московских организаций движимое имущество 3-10 амортизационных групп, принятое на учет с 2013 года, теперь облагается налогом на имущество по максимальной льготной ставке 1,1%.

Максимальная ставка по налогу для движимого имущества, принятого к учету с 1 января 2013 года составляет 1,1 %. При применении льготы в 2018 году необходимо внимательно изучить закон своего субъекта РФ о налоге на имущество организаций.

Сельское хозяйство, некогда бывшее гордостью нашей страны, сегодня – искренняя боль, которую уже почти 30 лет государство пытается вывести хотя бы на пороговый уровень самообеспечения и предпринимательского интереса. В целях развития отрасли раздаются субсидии, земельные участки и даже натуральные виды обеспечения, вплоть до племенных свиней и отборных сортов злаковых.

Во всем этом многообразии не могло не присутствовать и специальной налоговой системы для сельхозпроизводителей, которую назвали единым сельскохозяйственным налогом – аналогом упрощенной системы налогообложения, только в узкой сфере.

Как и во всех существующих специальных налоговых системах, в ЕСХН предприниматель освобожден от уплаты отдельных налогов на прибыль и частично на имущество. Помимо этого, до 1-го января 2019 года – не платился и НДС, однако в этом году обстоятельства несколько изменились и НДС теперь придется выплачивать. Правда, тут существуют свои нюансы и можно несколько снизить эту нагрузку, не нарушая закона.

ЕСХН и НДС в 2019 году

Единый сельскохозяйственный налог

Введение налога на добавленную стоимость для сельхозпроизводителей неожиданным не стало. В 2018 году только ленивый не обсуждал эту тематику, тем более что, например, компании-плательщики ЕСХН и раньше облагались им в том случае, если работали с импортом.

Теперь же увеличение финансовой нагрузки и отчетности ждет всех предпринимателей, без исключения. Однако не все так плохо. Введение НДС делает сельхозпроизводителя более интересным для контрагентов, которым зачастую просто невыгодно приобретать продукцию у компаний, не выплачивающих налога.

Кроме того, существуют варианты, при которых сельхозпроизводитель не платит НДС, например, такое возможно когда:

  • Начало работы по ЕСХН и подача уведомления об освобождении от НДС происходят в одном году;
  • Соблюдается норматив по выручке, не превышающий пороговой величины – на данный момент это 100 млн рублей в год.

Во втором случае не стоит забывать о том, что порог планируется постепенно снижать, так, в 2020 он будет составлять уже 90 млн рублей, а к 2023 – снизится до 60.

То есть, если планируемая выручка не «пробивает» ограничений, производитель имеет право подать соответствующее уведомление в ФНС и освободиться от уплаты налога. Уведомление должно быть подано не позднее 20-го числа того месяца, когда предприятие использовало это право.

Но и тут есть свой нюанс, «отбиться» от НДС у компаний-производителей подакцизной продукции в течение квартала до подачи уведомления – точно не получится, несмотря ни на какие уловки.

Ставки ЕСХН в 2019 году

Стандартная ставка для ЕСХН так и осталась на уровне 6%, однако у региональных властей с этого года появилась возможность опционально изменять стандарт вплоть до освобождения предприятий плательщиков от налоговой нагрузки, то есть до нуля.

Налог для фермеров

Размер ставки рассчитывается, исходя из:

  • Штатной численности предприятия;
  • Места осуществления деятельности;
  • Вида продукции или услуг;
  • Доходности.

Многовариантность расчетов позволяет регионам «нащупать» баланс между финансовой нагрузкой на предпринимателя и объемом поступлений, что положительно сказывается на финансовом климате субъекта. Так, в Московской области ставка, например, снижена до нуля до 31.12.2021 года, а в Кемеровской – до 3%.

Налог на имущество при ЕСХН

В отличие от УСН или ЕНВД совсем избежать выплат по этой статье не получится, потому как освобождается от них только то имущество, которое непосредственно задействовано в процессе производства, переработки или реализации продукции.

По сути, имущество такого предприятия можно условно поделить на две группы, одна из которых – напрямую используется в технологическом процессе: техника, коровники и т.д. А вторая – является вспомогательной, например, гаражи и склады.

По идее, не платить налога можно за обе группы. Однако предприятие может использовать складские помещения и гаражи не только для себя, но и сдавать в аренду или просто заниматься дополнительным видом деятельности. И вот тут начинается деление групп, которое приводит к однозначному результату: за вторую группу придется выплачивать налог на имущество.

Единый сельскохозяйственный налоговый режим долгое время не относился к популярным спецрежимам налогообложения, поскольку не так много предпринимателей выбрали своей стезей сельхозпродукцию. Однако в свете последних политических событий, в том числе наложения западных санкций, сельхозпроизводителей стало значительно больше. Поэтому законодатели несколько пересмотрели налоговое бремя для тех, кто будет на ЕСХН в 2018 году и далее.

Какие нововведения ждут плательщиков ЕСХН? Как будет производиться оплата ими налога на имущество, а в каких случаях платить не понадобится? Как рассчитывать и учитывать этот налог? Обо всем этом мы расскажем в нашей статье.

Революционные нововведения для ЕСХН

Налоговый кодекс РФ получил несколько поправок в статьях, касающихся налогообложения на ЕСХН: для этого был принят Федеральный закон 27.11.2017 №335-ФЗ о внесении соответствующих изменений. Главных новшеств два:

  • введение уплаты НДС в 2019 года;
  • изменение оснований для освобождения от налога на имущество с 2018 года.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ограничения освобождения от налога на имущество означают, что теперь он обязателен к уплате, за исключением оговоренных НК РФ ситуаций.

Что изменилось в уплате налога на имущество при ЕСХН

Как мы помним, до недавнего времени производители сельскохозяйственной продукции, выбравшие для налогообложения систему ЕСХН, были полностью освобождены от уплаты налога на имущество организаций. Что касается выбравших такой режим индивидуальных предпринимателей, они должны были оплатить налог на имущество физлиц только с той недвижимости, которая не служила им для их деятельности. С 01.01.2018 года положение несколько изменится: налоговая нагрузка на сельскохозяйственный бизнес возрастает.

В пункте 3 статьи 346.1 Налогового кодекса России говорится о том, что отныне предприниматели на ЕСХН становятся плательщиками налога на имущество. Не оплачивать его разрешено лишь со следующих объектов:

  • непосредственно применяющихся для производства профильной (сельскохозяйственной) продукции;
  • используемых для первичной и промышленной переработки полученной продукции;
  • нужных для оказания услуг производителями сельхозтоваров.

Эти условия одинаковы как для организаций, так и для сельхозпроизводителей — ИП.

Какое имущество облагается налогом

Налоговый кодекс обозначил сферу применения налогооблагаемого имущества, но не уточнил, какие именно его объекты имеются в виду, не разделил его по квалификационным признакам, по видам применения в сельхоздеятельности и пр. Поэтому возможны разночтения в отношении определения налоговой базы, которые могут стать причиной конфликтов с налоговой службой. Что же делать, чтобы их избежать?

Поскольку закон является новым, поправки вступили в силу относительно недавно, еще не сложилось системы его функционирования, не было прецедентов по возникшим спорам. Во избежание неоднозначных ситуаций рекомендуем перед тем, как разделить облагаемое налогом имущество и освобожденное от него, проконсультироваться в своей территориальной ИНФС.

ВАЖНО! Желательно попросить у сотрудников налоговой службы письменные разъяснения: это избавит вас от возможных проблем в будущем и станет аргументом в вашу пользу в любых спорах.

По общему правилу в базу налога на имущество входят все движимые и недвижимые (учитываемые по кадастровой стоимости) объекты, кроме земельных участков и транспортных средств: для них существуют отдельные налоги (земельный и транспортный).

Разделить объекты нельзя обложить налогом

В этой фразе запятая может быть до или после слова «нельзя» – от этого зависит предполагаемая налоговая база.

Критерием распределения имущественной базы на облагаемую и необлагаемую данным налогом является раздельный бухгалтерский учет.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Особенности раздельного учета облагаемого и необлагаемого имущества должны быть отражены во внутренней учетной политике организации.

Но что делать, если по факту часть имущества применяется одновременно и для сельскохозяйственной, и для иной предпринимательской деятельности? В таких случаях обычно затруднительно провести раздельный бухучет объектов основных средств. На помощь придет вспомогательный способ определения налогооблагаемой доли, основанный на результате предпринимательской деятельности, а именно выручке от реализации (оказании услуг, работ). Следует сравнить выручку от сельскохозяйственной деятельности с выручкой от иной деятельности, выполняемой с помощью данного ОС. Остаточная стоимость такого имущества определяется пропорционально доле дохода от иной, не сельскохозяйственной деятельности, в общей сумме выручки организации.

В число объектов, безусловно облагаемых налогом на имущество по новому законодательству, попадут:

  • административные здания фирмы;
  • офисные помещения;
  • жилой и гостиничный фонд;
  • общежития для рабочих;
  • столовые и т.п.

К СВЕДЕНИЮ! Налог платит не только собственник данных объектов, но и предприниматель или фирма на ЕСХН, взявшие их в аренду или зафрахтовавшие.

Итог: определение базы имущественного налога

Исходя из информации Письма Минфина №03-11-10/2342 от 18 января 2018 года, налог на имущество организаций исчисляется по следующим основаниям:

  • если основное средство применяется по профилю ЕСХН, налог на это имущество платить не нужно;
  • если ОС используют для другой приносящей доход деятельности, оно становится налоговой базой;
  • параллельное использование ОС делает основанием для исчисления долю выручки организации от несельскохозяйственных видов деятельности в общей доходной денежной массе;
  • имущество, находящееся на консервации, не входит в налогооблагаемую базу независимо от сферы его целенаправленного применения.

Для предпринимателей — физических лиц на ЕСХН налоговая база по имущественному налогу исчисляется налоговиками, затем присылается уведомление, согласно которому и следует произвести оплату. Облагаются налогом объекты недвижимости ИП: сведения о них подаются в ИНФС органами государственного кадастрового учета и органами, регистрирующими имущественные права.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! ИП не должны будут предоставлять подтверждающие льготу документы ИНФС: налоговики сами будут брать сведения из соответствующих источников и запросят бумаги, только если данные невозможно получить из иных источников. Сообщить о льготе можно будет без личного визита – в электронной форме.

Цифровые лимиты имущественного налога

Налог на имущество платится с объектов, входящих в состав ОС, использующихся более 1 года. Регионами устанавливаются собственные ставки (федеральные законы утверждает лишь максимальную), возможность льгот и полного освобождения. В таблице представлены важные цифры, касающиеся ограничений по ставкам налога на имущество, в том числе и для плательщиков ЕСХН.

Предельные ставки налога и сроки подачи деклараций

Наибольшая возможная ставка налога на недвижимость Предел ставки по налогу на движимое имущество (регион вправе установить льготу или убрать налог)
по среднегодовой стоимости по кадастровой стоимости максимальный минимальный
2,2% 2% 1,1% 0%
В регионах ставка может быть снижена Регион вправе установить льготу или полностью убрать налог

Алгоритм расчета налога на имущество

Как уже говорилось, ИП платят данный налог по присланному налоговой уведомлению. Рассчитывать налог самостоятельно им не нужно, в отличие от организаций, которые должны регулярно производить расчет имущественного налога и подавать налоговую декларацию. Это делается в следующей последовательности.

  1. Уточните по объектам учета, какие ОС входят в налогооблагаемую базу.
  2. Проверьте, обладает ли организация региональными правами на льготы по данному налогу.
  3. Выясните базу для налогового исчисления: среднегодовую или кадастровую стоимость объекта недвижимости, остаточную стоимость движимого объекта.
  4. Выберите необходимую формулу для исчисления налога:
    • для среднегодовой стоимости: СР-Г.СТ. х СТ. / 4, где СР-Г.-СТ. – среднегодовая стоимость ОС, а Ст. – действующая в данном регионе ставка;
    • для кадастровой стоимости – К. СТ х Ст / 4, где К. СТ. – кадастровая стоимость основного средства.
  5. По налоговым ставкам, действующим в данном регионе, вычислите сумму налога.
  6. Ежеквартально вносите авансовые платежи.

По авансовым платежам следует сдавать отчет раз в квартал, а по итогам учетного года сдается декларация по налогу на имущество.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 2018 года действуют новые формы подачи сведений, утвержденные приказом ФНС №ММВ-7-21/271@от 31 марта 2017 г.

Читайте также: