Пошлина в древней руси

Опубликовано: 14.09.2024



Восстановление пароля




С развитием внутренней торговли в Древней Руси появились первые торговые и таможенные пошлины. Купцы, провозившие товары через заставы у крупных селений, на рынках и у городских ворот, платили специальный торговый налог (пошлину) — мыт. Его собирали княжеские чиновники (мытники).

​​​​​​​Переправа

Переправа. Рисунок из альбома австрийского путешественника Августина фон Мейерберга (середина XVII века)

Существовало несколько видов мыта. Провоз товаров по земле облагался «мытом сухим», по воде — «мытом водяным». В документе 1150 года вместе с мытом упоминается перевоз. Эту пошлину собирали с тех, кто переправлялся через реку. Власти часто проводили сбор пошлины на волоке — участке суши между двумя водоёмами, через который перетаскивали суда. Здесь было легко посчитать количество товара, а уклониться от уплаты налога — почти невозможно. С первой половины XII века на волоке между реками Ламой и Рузой находился Войницкий мыт. Через него шёл торговый путь из Новгорода в Рязанское и Владимиро-Суздальское княжества. Важным местом сбора мыта на торговом пути из северных земель во Владимир-на-Клязьме, а затем в Москву был волок между реками Яуза и Клязьма протяжённостью 8 километров. Он существовал с XII по XIV век и дал название подмосковному городу Мытищи.

С распадом Руси на удельные княжества появились новые таможенные сборы. В XIII веке, когда установилось монгольское иго, ввели новую торговую пошлину — тамгу. В документах XIV века указываются такие пошлины, как мостовщина, побережное, костки и осмничее, в актах XV века — явка, задние калачи, головщина, контарное, порядное, пятно, роговое. С XVI столетия появляются пошлины замытные, свальные, подъёмные, редкозобные, привязные, покорённые, дрягильские. Все их можно разделить на четыре группы: торговые, проездные (проезжие), пошлины обслуживания и штрафные пошлины.

Торговые пошлины

Тамга — сбор с торговых сделок, который был введён монголами в середине XIII века. Тамга пришла на смену мыту, её уплачивали в размере 3% от стоимости товара во время продажи. От слова «тамга» произошел глагол «тамжить», то есть ставить клеймо на тот товар, с которого сбор уже получен. Место, где ставили клейма, стали называть таможней, а сборщиков тамги — таможенниками.

Явка (явленное, явчая пошлина) — обязательный платёж для купцов, привозивших товары на продажу. Эту пошлину стали собирать с конца XV века, сначала с приезжих из других городов, а потом только с иностранцев.

Осмничее (осьмичее, восменичье) — пошлина, первые сведения о которой относятся к 1328 году. Она составляла 1/8 стоимости товара, откуда и пошло название. Пошлину полагалось уплачивать со всех товаров, кроме хлеба. Скорее всего, русское осмничее отличалось от введённой монголами тамги только названием.

​​​​​​​Русские купцы

Русские купцы. Рисунок из книги немецкого путешественника Адама Олеария «Описание путешествия в Московию» (середина XVII века)

Порядное — пошлина, которую необходимо было заплатить при покупке оптовой (крупной) партии товара на гостином дворе для дальнейшей поштучной перепродажи в торговых рядах. Порядное заменяло некоторые разновидности тамги; впервые оно упоминается в источнике 1497 года. Порядной пошлиной облагались мёд, рыба, икра, соль и хмель, а также место для хранения товаров.

Пятно (пятинные деньги) — изначально взималось с наложения клейма (пятна) во время покупки или продажи лошади. Впервые упоминается в 1404 году. Продавец и покупатель уплачивали пошлину в складчину — от одной до четырёх денег за клеймо.

Роговое (привозное) — пошлина за продажу скота на рынке. Уплачивалась с головы крупного рогатого скота. Размер составлял от полутора до двух денег, сумма делилась поровну между покупателем и продавцом.

Проезжие пошлины

Перевоз (перевозное) — пошлина, которую платили за переправу людей, скота и товаров между берегами реки. Государственные служащие и перевозимое ими имущество пошлиной не облагались.

Мостовщина — налог за проезд (проход) по мосту, который взимался мостовщиками. Упоминается со второй половины XIV века.

Побережное — сбор с судна, причалившего к берегу. Оплачивался деньгами или товарами.

Костки и головщина — вероятно, разные названия одного налога, который уплачивал человек, сопровождавший перевозку товаров. Головщина (налог с «головы») упоминается в документах конца XV века. Её уплачивали люди, проезжающие с товарами в города или мимо городов.

Задние калачи — вид головщины. Этот сбор выплачивался купцами на обратном пути, после продажи товара.

Пошлины за обслуживание

Гостиное — пошлина, которую вносили купцы, останавливаясь в гостином дворе. Это была дополнительная плата, помимо того, что платили за проживание. Со временем пошлина разделилась на несколько подвидов: подворное, или поворотное (за въезд на территорию гостиного двора), амбарное (за укладку товара в амбаре), свальное (за разгрузку товара) и привязное (за причаливание у торговой пристани).

Померное — сбор, который платили за измерение объёма сыпучих товаров при помощи бочек или вёдер.

Весовое (весчее) или контарное — пошлина, которую брали с продажи взвешенных товаров. Так же называли сбор за определение массы товаров на весах. Контарное — пошлина, которую необходимо было заплатить за проведение торговых операций с солью.

Штрафные пошлины

Промыт (промыта) — штраф, который платили за неуплату мыта. Его брали с воза или судна. До XV века размер штрафа составлял 6 алтын с одного транспортного средства.

Заповедь (заповедные деньги) — личный штраф с торговца, нарушившего таможенные нормы. Вначале взимался независимо от количества товара и транспортных средств. Со временем заповедные деньги стали брать за уклонение от уплаты пошлины во время покупки или продажи лошади, за складирование товара вне территории гостиного двора и другие нарушения.

Выводы (исторический и финансовый)

С развитием внутренней торговли в Древней Руси появились первые торговые и таможенные пошлины

Пошлины часто собирались на волоке — участке суши между двумя водоёмами, через который перетаскивали суда. Здесь было легко посчитать количество товара, а уклониться от уплаты налога — почти невозможно

Пошлины с продаваемых или обмениваемых товаров существовали у русского парода с древнейших времен его гражданской общественности. Первое определенное указание на взимание таких сборов па Руси встречается в Русской Правде; но нет сомнения, что возникновение их должно быть отнесено к более раннему времени. По мнению некоторых исследователей, сборы эти были занесены к нам греческими священниками, призванными Владимиром Святым для распространена христианства из Византии, где система торговых пошлин имела в то время большое развитие. Но прямых указаний на это в летописях не находится, между тем, из некоторых косвенных указаний можно заключить, что подобные пошлины существовали у наших предков еще ранее принятия христианства: в договоре Олега с Византийцами встречается слово «мыть», из чего видно, что древним русским был уже тогда известен сбор, который выражался на их языке особым техническим названием, очевидное же сродство этого, чисто русского слова, с германским Mauth указывает, как кажется, на древность соответствовавшего данному слову понятия. Во всяком случае, происхождение сборов с торговли на Руси не следует объяснять исключительно примером других народов. Мы знаем, что многие налоги, как, например, поземельная, личная подать и т.п. возникали у разных народов и складывались в аналогичные формы помимо каких-либо заимствований у других племен, у которых уже существовали подобные налоги; то же самое могло произойти и по отношению к торговым сборам. При неразвитости экономических отношений в древнейшие периоды существования всякого народа, является вполне естественным, что правительство его, нуждаясь в материальных средствах, старается установить взимание налогов в тот момент, когда ценности, на которые последние падают, находятся, так сказать, всего более на виду; для всякого рода продуктов, этот момент наступает при перевозке их или при продаже; естественно посему, что эти действия весьма рано облагаются различными сборами. У древних греков, римлян и германцев мы встречаем сборы с продажи и перевозки товаров, сходственные с подобными пошлинами в древней Poccии не только по существу, но и по названию: ripaticum соответствует побережному, pontaticum - мостовщине и т. п.

В древнейшее время, при слабом развитии правительственной власти, сборы, уплачиваемые правящему лицу, могли иметь характер или дани побежденного победителю, или же пошлины, платимой подданными в вознаграждение (или под видом вознаграждения) за оказываемую им услугу или покровительство.

Древний торговый сбор ( мыть ) принадлежал к последней категории он взимался в вознаграждение за пользование известным участком, отведенным для торга, за покровительство, оказываемое купцам, а может быть, и за наблюдение за порядком во время торговли: мытник , по Русской Правде, служить законным свидетелем в случаях спора по поводу продажи. Такой же частноправовой характер имели сборы, взимавшиеся с товаров при перевозке их – проезжее - плата за пользование устроенными дорогами, весчее , передмер - за проверку количества товаров при продаже. В то время, сборы эти, по общему правилу, взимались с известного количества товаров - с воза, с меры - независимо от их стоимости. Но в начале XIII столетия мы уже встречаем указание на то, что при определении весчаго сбора стали принимать во внимание также и ценность вывешиваемых продуктов.

Сильное развитие таможенных сборов замечается со времени подпадания России под монгольское владычество. Усиление власти князя и народное сознание о необходимости уплачивать через посредство его дань общему властителю - татарскому хану - имели последствием возникновение на Руси значительного числа новых податей и пошлин, из которых многие падали на товары. Сборы эти тогда потеряли свой прежний, частноправовой характер; они взыскивались во имя права князя требовать известных платежей от подданных: таким образом, появилась тамга , осьмничее , явка и другие сборы, носившие резко фискальный характер.

Но вместе с тем, были оставлены в силе и прежние сборы частноправового характера: под влиянием необходимости увеличения княжеских доходов, и такие сборы значительно увеличились в числе, так что всякая услуга, оказанная правительством торговцу, оплачивалась какой либо особой пошлиной. Таким путем образовалась целая система, запутанная и сложная, пошлин различного рода и наименования, взимавшихся с продаж и при перевозке товаров. Всем этим сборам вообще было присвоено общее название таможенных . Таким образом, получается, что в древней Руси под понятием таможенных пошлин объединяются многие виды налогов и сборов в современном понятии - собственно таможенные пошлины, транспортный налог, налог на добавленную стоимость и т.д.

В современных памятниках мы встречаем более сорока наименований различных таможенных пошлин. Указания на них сильно темны, неполны, а иногда и противоречивы. По всей вероятности, путаница существовала и во время действия системы таможенных пошлин; одному и тому же названию придавался то более широкое, то более узкое значение, один и тот же термин применялся к пошлинам, не одинаковым, по существу, и т.д.

B древней России существовали следующие пошлины с продажи и перевозки товаров: проезжее , мыто сухое, мыто водяное, промыт, заповедь, посаженное, головщина, задние калачи и костки (это все сборы проезжие, взимавшиеся за пользование искусственными и водяными путями сообщения), мостовщина и перевозы (сущность этих сборов ясна из их наименований), гостинное, амбарное, полавочное, поворотное пли подворное, позем, свальное (пошлины за наеме помещения поде торговлю или склад), весчее или пудовое, контарное, подъемное, рукознобное, померное, покоречное (сборы за определение количества товаров), тамга, пли торговая пошлина, порядное, восменичее, искунное (фискальные пошлины, взимавшиеся с продажи товаров), головщина в специальном смысле (торговая пошлина, взимавшаяся при продаже людей), пятно, писчее и поводное (специальные сборы с продажи лошадей), роговое и приводное (сборы се продажи скота), узловое и поузолъщина - сборы с наложения таможенных знаков.

Всякий товар, предназначенный для продажи, подвергался оплате несколькими из приведенных сборов, которые вообще взыскивались независимо один от другого; иногда один и тот же сбор взыскивался несколько раз с товара (например, мостовщина). Благодаря этому обстоятельству, и также тому, что как запутанность и сложность системы таможенных сборов, так и способ, принятый в большинстве случаев для их эксплуатации (отдача на откуп - система, также заимствованная у монголов) давали большой простор злоупотреблениям со стороны сборщиков. Пошлины эти ложились тяжелым гнетом на внутреннюю торговлю, не смотря на то, что сами по себе, они были обыкновенно не особенно значительны: размер самого важного из этих сборов - тамги, колебался от 0,25 до 7 процентов ее цены, наиболее же часто встречающиеся размеры ее – от 0,75 до 2 процентов (1,5-4 деньги се рубля); при этом, сборам собственно се продажи не подлежали необходимейшие продукты потребления, а местные жители города, где взимался сбор, были или совсем освобождены от платежа торговой пошлины, или же пользовались известной уступкой.

Наоборот, торговцы, приезжавшие из отдаленных мест, а также иностранцы, платили пошлину в большем размере. Фактически это приводило к тому, что иноземные товары облагались выше, чем русские.

По мере объединения древней Руси под единодержавной властью великого князя Московского, делались попытки внести некоторый порядок в таможенные сборы и привести их к более простой, однообразной системе. С этой целью великими князьями издавались таможенные грамоты. До нас дошли пять подобных грамот, времен Иоанна III, Василия III и Иоанна IV. Они относятся к различным городам – Белоозеру, Егонской Веси (нынешний Весьегонск в Тверской области), Дмитрову, Новгороду. Не подлежит сомнению, что подобные же грамоты были установлены и для других областей. По большей части, грамоты эти представляют собою контракт, на основании которого откупщики принимали па себя взимание таможенных сборов, вместе с обязанностью уплачивать казне определенную сумму: в грамотах перечислены сборы, подлежавшие взысканию, и указаны их размеры, установлен порядок их взимания, определены пени за уклонение от их уплаты и пр. Значительное сходство, какое представляют эти грамоты по отношению к размеру пошлин и к порядку их взимания, а также однообразие построения и изложения грамот дают повод думать, что они сочинялись но какому-нибудь общему образцу, составленному для всего государства. Размеры пошлин, вообще невысокие, изменялись смотря по тому, приходилось ли иметь дело со своим человеком, или с пришлым купцом, или с иностранцем. Заметно постепенное возрастание сборов, в течение столетия, которое прошло между изданием первой и наиболее поздней из дошедших до нас таможенных грамот.

В уставных грамотах Иоанна Грозного обложены пошлинами также и деньги, привозимые из-за заграницы, вывоз же денег и вообще всяких драгоценностей за рубеж строго запрещен. Это показывает, что еще в XVI столетии в России применялась тeория денежного баланса.

Несмотря на то, что таможенные сборы в этот период были вообще не особенно высоки, они доставляли очень немаловажный доход великому князю московскому. Вследствие этого они вводились во всех областях, который вновь подпадали под московское владычество. Так, в Пскове таможенные сборы были введены в 1510 году, вслед за присоединением этого города к Московскому княжеству. Стараясь о том, чтобы никто не избегал уплаты таможенных сборов, проезжая мимо городов, где устроены таможни, московское правительство иногда заводило переписку об этом с соседними владельцами. В общем, эти сборы тяжело ложились на внутреннюю торговлю и неохотно переносились народом.

Размеры таможенных пошлин в дошедших до нас уставных грамотах

К категории торговых пошлин принадлежали: 1) гостиное, 2) торговое, 3) мыть, 4) перевоз, 5) весчая, 6) предмер, 7) корчмиты, 8) пись, 9)пятно.

Гостиная — так называлась пошлина, сбираемая с гостей, т, е. купцов, приезжавших для торговли из иных городов или из иных земель. Она могла, как мы уже видели, отдаваться на откуп, в оброк, или же взималась слугами правительства. По свидетельству Всеволодовой грамоты пошлина сия взималась за складку гостиного товара на торговой площади, где, конечно, имелись для этого особые амбары. В грамоте сказано: «А буевище Петрянина дворище от прежних дверей Св. Иоанна до погреба, а от погреба до кончанского мосту, а с того буевища имати куны старосте Иванскому и по бережаискому. А тые куны класть з дом Св. Иоанна Великого». По позднейшим памятникам гостиная пошлина состояла из следующих частей — подворного, амбарного, свального и привязного.

Гость, привозивший транспорт товара, непременно должен был останавливаться на гостином дворе, а на других дворах ему не дозволялось останавливаться, и за въезд на гостиный двор платил первую часть пошлины, называвшуюся подворным или поворотным; потом платил вторую часть пошлины за складку товара в амбар на гостином дворе, что называлось амбарным, третья доля пошлины, называвшаяся свальным, собиралась при складке товаров с судна или с воза, и наконец,, четвертая доля, известная под именем привязного, собиралась с судов, входивших в торговую пристань. Еще в договоре новгородцев с Ганзой в XII веке упомикается о пошлине при входе судна в гостиную пристань; в грамоте сказано: «Когда гости входили в гостиную пристань то всякое судно, нагруженное товарами, платило пошлины гривну кун». Эта пошлина разнилась по правам тех гостей, с которых она взималась.

Торговое была пошлина, взыскивавшаяся при самой продаже товаров на торгу. Для этого, по свидетельству Русской Правды, на торгу всегда присутствовал сборщик, называвшийся тогда вообще мытником. Собиралась эта пошлина как со своих торговцев, так и с приезжих гостей. Каким образом взыскивалась и какой процент товара составляла торговая пошлина, дошедшие до нас памятники не объясняют; ко, судя по позднейшим свидетельствам, должно допустить, что торговую пошлину платил покупатель, а не продавец.

Мыт. Это была пошлина, собираемая за провоз товаров через мытные заставы, которые преимущественно устраивались при мостах, перевозах и при въездах вселения и города; при заставах, обыкновенно, строились мытные избы, в которых находился мытник и его помощники. Каждый приезжающий с товаром останавливался мытником и должен был платить мытную пошлину, как с людей находящихся при обозе, так и с товаров. Мытная пошлина с людей, иначе называвшаяся косткой или поголовщиной, взималась с головы; пошлина же с товаров бралась с воза или с судна; кроме того, пошлина с судна различалась по величине судна, именно — раскладка пошлины шла по числу досок, составлявших дно судна, причем с судна с набоем с каждой доски взималась двойная пошлина. В сборе мытной пошлины наблюдалось различие и в том, с кого она собиралась — со своих ли торговцев или с иногородных; иногородние платили дороже. Пошлина сия иногда отдавалась на откуп, иногда на оброк, а иногда собиралась непосредственно слугами князя.

Перевоз. Перевозом называлась пошлина за перевоз товаров и обозов через реки; она была неопределенна, и ею пользовались не только князья, но и частные землевладельцы, которые устраивали в своих имениях перевозы через реки и устанавливали перевозные пошлины по своему благоусмотрению, ставили своих людей по рекам и не дозволяли торговцам переезжать вброд. Взималась эта пошлина с возов, лошадей и людей. Она иногда отдавалась на откуп казной посторонним откупщикам или на оброк земским общинам, во владениях которых были перевозы. Пошлина сия учреждалась только на летнее время или, как тогда выражались, от полой воды до тех мест, как реки станут.

Весчее была пошлина, взимаемая за взвешивание товаров; для этого правительством учреждались на торгах общие весы, за исправностью которых, по уставам Владимира и Ярослава, строго смотрела церковь и проверяла их ежегодно, для чего образцы гирь всегда хранились или при известных церквях, или в других безопасных местах, и гири, употребляемые на торгу, сравнивались с этими образцами. При всех весах находились особые старосты, в должность которых избирались люди, пользующиеся особым доверием общества, настоящие, пошлые купцы. Так, в грамоте Всеволода, данной церкви Иоанна Предтечи на Опоках, сказано: А веси-тиимв притворе Св. Ивана, где дано ту его и держати; а весити старостам Иванским двема купцем пошлым, добрым людем. и нг пошлым купцем старощенья не держати, ни весу им не весити Ивангкаго.

А в другой Всеволодовой грамоте — о церковных судех и о мерилах торговых, так описан надзор за торговыми весами, предоставленный епископу: «Торговые все весы, херила и скалвы вощаныя и пуд ладовой и гривенка рублевая и всякая извесъ, иже на торгу промеж людьми, епископу блюсти без пакости не умаливати, ни умноживати, а на всякий год извешивати; а искривится, а кому приказано, и того казнити близко смерти, а живот, его натрое: треть живота Св. Софии, а другая треть Свят. Ивану, а третья треть соцким и Новгороду. О проверке же весов и о хранении образцов при церквях упоминается в договорной грамоте Мстислава Давидовича Смоленского с Ригой и Готским берегом: Аже вощный пуд исказится, лежит кап в Св. Богородици на горе, а другая в Немечской Богородицы, то тым пуд извиряче, право учинити. Платеж весчей пошлины — почем с кяпн, лудя, берковца и гривенки и за какой товар, обыкновенно определялся особыми уставными грамотами, и плательщиком всегда был покупатель, а не продавец, и обыкновенно с приезжих купцов или гостей бралась пошлина дороже, нежели со своих.

Так, в грамоте Всеволода, данной Новгородской церкви Иоанна Предтечи яа Опоках, сказано: «Л у гостя им имати у Низовскаго от дву берковска вощаных пол-гривне серебра, да гривенка перцу, у Полоцкаго и у Смоленского по две гривны кун от берковска вощаного, у Новоторженина полторы гривны кун от берковска вощанаго, у Новгородца шесть мордок от берковска воща-наго. Весчая пошлина преимущественно, кажется, жаловалась церкви и епископу, но впрочем не без участия в ней и самого князя. Так, во Всеволодовой грамоте, по которой вес предоставлялся Иванской церкви, сказано: «А взять князю великому из весу вощанаго полтретьядцать гривен серебра через год». Впрочем, иногда вес содержался и самим правительством, а иногда отдавался на откуп и на оброк, как и все пошлины.

Предмер или померное. Так называлась пошлина, взимаемая при перемере сыпучих товаров — ржи, пшеницы, гороху, орехов и других, для чего правительство имело на торгах казенные меры, называвшиеся кадями (кадь = б четверикам), оковами (половина кади); коробьями, четвертями, осминами; вероятно, правила при взимании померной пошлины были одинаковы с правилами весчей пошлины, но мы на это не имеем никаких свидетельств из первой половины второго периода русского законодательства, кромеодной Роетиславовой грамоты, где упоминаетеяо предмере как о пошлине, доставлявшей доход князю. Притом в грамоте эта пошлина очевидно представленаотданной на откуп или переведенной на землю, т. е. пооброченной, потому что грамота говорит, что предмера с 9 вержавских погостов сходится в год 100 гривен, чего, конечно, нельзя было бы сказать определенно, ежели бы эта пошлина не была переведена на землю или по-оброчена. Обычай переводить торговые пошлины на землю мы встречаем и в последующее время; об этом свидетельствует одна уставная грамота 1564 года, где сказано: А будет таможенных деньги возьмут на землю, и вы б земские люди и казаки все без помены платили по торгам и головам, о- не животам, кто больше торгует, тот больше и дает». Померыое, т, е. платеж пошлин за перемер товара, по свидетельству позднейших памятников, лежало на продавце, а не на покупателе; так, в одной грамоте 1551 года сказано: А номерное им имати с продажи; но кто платил эту пошлину в настоящем периоде — неизвестно.

Пись. Об этой пошлине упоминается в грамоте Всеволода о судах церковных и о мерах торговых, В грамоте сказано: «А попу Яванскому Русская пись с Борисоглебским на пол, т. е. писчая пошлина от товара, привозимого из Руссы, делилась пополам между Ивановским и Борисоглебским священниками или, может быть, причтами. Пошлина, очевидно, взималась при записи в книги товара, привезенного на торг, ибо торговцы, приезжая на торг, обыкновенно должны были объявлять свой товар мытникам, или таможникам, которые и записывали товар в книги привоза в брали за это пошлины.

Пятно. Пятном называлось клеймение лошадей при продаже. О клеймении лошадей упоминается под 1170 годом, где сказано, что Мстислав отослал от себя Петра и Нестора БориславичеЙ « про ту вину, оже бяху холопи его покрали кони Мстиславли у стаде и пятны свое всклале, разнаменываюче. То же говорится о клеймении лошадей и в Русской Правде: «А за княжь конь, иже той с пятном, три гривне. От пятна или клеймения и сама пошлина, взимаемая при продаже лошадей, называлась пятном, в сборщик сей пошлины назывался пятешдиком. Пошлина эта взималась с покупателя и продавца. Торговля лошадьми обыкновенно производилась следующим образом: продать или купить лошадь нельзя было иначе, как только при пятенщике или мытнике, который при совершении торговой сделки клал на лошадь пятно или клеймо и вносил имена покупщика и продавца в особую книгу, где помещалось показание и о самой лошади — какой она шерсти и каких примет. Пятен-ная пошлина иногда давалась от государя владельцам земли на оброк, чтобы они собирали ее на себя со всех продаваемых и покупаемых лошадей в их имении; иногда она отдавалась на откуп, а иногда она отдавалась посторонним лицам, как бы в жалованье или награду. Так, во Все-володовой грамоте о церковных судах пятно с русских лошадей отдано было Иванскому сторожу.

Корчмиты. Эта пошлина упоминается только в уставной грамоте Ростислава Смоленского, а именно в следующих выражениях: На Копысе хорчмити неведомо что ся сойдет; на Прупаи 10 гривен, а из того епископу гривна, а в корямитех не ведати, что ся сойдет. В Лучине мыта, корч-мити не ведомо, что ся сойдет. Из этого свидетельства видно только то, что корчмитв, как и прочие пошлины, по природе своей не была определена, но, судя по свидетельству грамоты, иногда отдавалась на откуп или на оброк; но в чем состояла эта пошлина, в каких случаях взималась, грамота этого не объясняет, а других современных свидетельств мы пока не имеем. Но если судить по свидетельству позднейших памятников, в которых пошлина за варение и продажу пива и меда называлась корчми-тою, то можно допустить, что в XII веке корчмита имела то же значение, как и в позднейшее время.

В древней Руси торговые пошлины представляли вид косвенных налогов. Их было большое множество: замыт - платился при въезде купца в город, где он рассчитывал продавать товар; явка - мелкий сор, взимавшийся при заявке купцом привезенного товара на таможне; гостиное - сбор при найме купцом лавки для продажи товара; амбарное - сбор, идентичный гостиному; свальное - мелкий сбор за складирование товаров; весче (пудовое) - сбор при взвешивании товара; померное - сбор при мере сыпучих товаров; задние калачи - мелкий сор с торговых людей, возвращающихся после продажи товара; мостовщина (перевоз) - сбор за право провоза товара через мосты; пятно - сбор при клеймении продаваемых лошадей; писчее - сбор за запись товара в книгу; тамга и осмничее - сборы за право купли-продажи.*(22)

Князь Олег и его успешная налоговая политика

В период объединения Руси, невысокий уровень налогообложения служил своеобразным стимулом для добровольного присоединения к Киевской Руси других народов. Согласно описанию великого русского историка С.М. Соловьева*(23) в 883 г. Князь Олег покорил древлян и наложил на них дань - по черной кунице с жилья. Победив днепровских северян, он наложил на них дань легкую, но при этом запретил давать дань хазарам. Для северян, плативших прежде дань хазарам, бремя обложения оказалось значительно меньше. Узнав об этом, радимичи добровольно присоединились к Киевской Руси уплачивая дань в обмен на защиту от хазар. Причем хазарам они платили по два шеляга*(24) от рала,*(25) а киевскому князю стали платить только по одному.

Погост и урок

Погост - старинное русское слово, обозначающее обычно кладбище с церковью. Однако первоначальное значение слова "погост" обозначало установленное место сбора дани, податный округ, сборный пункт сельских жителей известного округа. Впервые административно-территориальное деление на Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты, установив для них уроки.

Причем слово урок в Древней Руси - это отнюдь не форма организации учебного процесса в средней школе, как это понимается сейчас. Урок - это фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определенному сроку. Погост, тем самым, ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока - погостьем.*(26)

Объект налога - "кто что мога".

В правовых актах Руси XII века можно увидеть закрепление размера дани с определенных территорий. Он неоднозначен и базируется на принципе "кто что мога".*(27)

Бобыли и налоги

В современном русском языке бобылем называют одинокого, бессемейного человека. Однако мало кто знает, что первоначальное значение этого слова имело налоговый характер. Бобыль - в Русском государстве XV - начала XVIII вв. одинокий крестьянин, не имеющий земельного надела и не попадающий таким образом в категорию плательщиков посошной подати. Бобылей еще называли бестягольными, нетяглыми. С 1631-32 гг. бобыли стали привлекаться к несению тягла, но в половинном размере по сравнению с крестьянами. Согласно словарю Даля бобылем также называли подать, взимаемую в свое время с бобылей "около четвертака в год". По указу о подворном обложении 1679 г. бобыли, жившие в собственных дворах, были приравнены в податном отношении к крестьянам. После введения подушной подати в 1718-1724 гг. бобыли слились с крестьянами.

Много-много налоговых инспекций

Период правления русского царя Федора Иоанновича (1557-1598), завершившего многовековое царствование династии Рюриковичей, характерен формированием основ управления государственными финансами. Вместе с тем практика налогообложения и соответствующая ей финансовая система оставались чрезвычайно сложными и запутанными. Ярким примером тому служит устройство многочисленных приказов (Большого Прихода, стрелецкого, Иноземного, Ямского, Пушкарского и др.), обособленно друг от друга собирающих различные налоги.*(28)

Налоги Минина и Пожарского

Каждый россиянин хорошо знает фамилии Минина и Пожарского, памятник которым установлен в сердце России, на Красной площади. Эти два национальных героя являются организаторами и руководителями Земского ополчения 1611-1612 гг. в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенции.

Однако мало кто знает, что формирование вооруженного ополчения Минина и Пожарского в финансовом плане непосредственно опиралось на введение особого 30%-ного чрезвычайного налога на имущество граждан.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

«Пошлины взяты, а товар утонул»
Владимир Даль. Пословицы русского народа

Пошлиной в современном смысле слова называется любой государственный сбор, уплачиваемый за исполнение определенных функций. Однако, так было не всегда. Этимологически первично значение, производное от глагола «пойти»: собственно, слово «пошлина», по-видимому некогда означало «то, что пошло с товара». А первыми пошлинами были именно таможенные сборы.

Происхождение института пошлин уходит далеко вглубь веков истории человечества. Доподлинно известно, что в Средние века пошлинами назывались сборы, взимавшиеся городами, государствами и феодалами за пользование дорогами и мостами, а также за ведение судебных процессов, охрану порядка и выполнение других функций. Но наиболее распространены были именно пошлины за въезд и передвижение по стране (городу, княжеству), а также сборы с торговцев (которые наиболее часто оказывались путешественниками в то время).

Изначально сбор денег за передвижение и торговлю не был делом государства. Эта практика сложилась задолго до появления первых централизованных государств современного типа. Инициаторами ее были местные сообщества (племена, роды), предоставлявшие путешественникам возможности мирно проехать по их земле (или проплыть по рекам), использовать переправы, мосты, защиту проезда по своей земле и постоялые дворы. Подобная традиция, согласно древнейшим текстам разных народов, существовала и в крупных поселениях, где взималась пошлина за въезд. Во многом зарождение пошлинных сборов было стихийным, чем-то сродни рыночному процессу: повсеместно сложились одинаковые «договорные» отношения между местными сообществами (имеющими свою «инфраструктуру») и странниками. Все знали, что за добрый прием в чужой стране надо платить.

Но каким образом появились государственные пошлины? Первые государства были мало отличимы от военной дружины, сплоченной вокруг лидера. Поэтому, начальный период развития любого государства наполнен войнами. Дело в том, что источником дохода военной дружины служили трофеи, а также дань и прямой грабеж, которым подвергались побеждённые народы. Формировать свою казну за счёт пошлинных сборов с торговцев в те далекие времена было невозможно в силу неразвитости экономики и технических средств. Объемы торговли были невелики, границы очень условны, а «запереть их на замок» ни у кого не хватило бы средств и сил.

Постепенно государства расширяли свои полномочия и подчиняли себе местные сообщества, возлагая на себя их функции. К XVII веку (после Вестфальского мира 1648 года) сложились национальные государства в современном смысле слова, неотъемлемой характеристикой которых является суверенитет в собственных границах. А там где граница, есть и таможня. С тех пор как пошлины стали собираться в пользу государственной казны, они перестали быть «квазирыночным» явлением и перестали подчиняться рыночной логике договора. Современные пошлины совершенно справедливо рассматриваются как явление регулирования, вмешательства в экономику.

Наглядной иллюстрацией этой закономерности служит такое явление как «мыт», от которого пошло название «мытарей», то есть сборщиков налогов (кстати, в христианстве считающихся обреченными на преисподнюю грешниками). Так вот, мыт - это древнерусский аналог таможенных пошлин, изначально являвшийся всего лишь местом, где останавливались возы и лодки. Но уже с XII века мыт описывается в летописях и других документах как государственный фискальный механизм, а с XVI века он был переименован в «замыт» («вместо мыта») и практиковался для взимания сборов при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений. Позже он был упразднён Торговым уставом 1653 года, но ещё сто лет так называлась пятипроцентная пошлина, вжимавшаяся в Москве и Нижнем Новгороде с товаров (кроме хлеба) на так называемых мытных дворах. То есть, государство использовало в целях наполнения казны явление, сложившееся ранее как механизм предоставления услуг торговым людям. В этом контексте очень показательна также этимология слова «таможня», происходящего от тюркского слова «тамъга», означавшего «клеймо», «печать». Буквально таможня появилась как «место, где ставили печать» (при сборе пошлины для провоза товара) — бюрократическая инстанция, учрежденная в Золотой Орде и перенятая русскими князьями — ордынскими вассалами. И она, конечно, не имеет ничего общего с рыночными отношениями.

Практика взимания таможенных пошлин – это более завуалированный и аккуратный метод наполнения казны (и личного обогащения государя), нежели прямая дань. Правители всех времен и народов прекрасно это понимали. Еще недавно по историческим меркам практиковались внутренние таможенные сборы. Во множестве европейских и российских городов и крупных сёл, на основных трактах вплоть до XIX века заставы собирали деньги с купцов за возможность проезда и торговли. Некоторые из указанных сборов, называемые “большой тамгой” и уплачивались на границе. Однако, ни по размеру, ни по порядку взимания эти пошлины долгое время не отличались от прочих таможенных сборов. Никакой осмысленной таможенной политики веками не существовало. Просто целью таможни не была политика (например, идеи защиты «интересов отечественного производителя»). Таможня зародилась как инструмент получения дохода. Так, при Петре I в России была учреждена особая должность «прибыльщика», в обязанности которого входило, по живописному выражению современников, «сидеть и чинить прибыли государю», выдумывая всё новые сборы.

С другой стороны, столь же интересна история беспошлинной свободной торговли. Период раздробленности русского государства характеризовался успешным развитием торговых связей, особенно с западными странами. Бурный экономический рост наблюдался в так называемых «свободных городах» - Новгороде, Пскове, Смоленске и других. Иностранные товары туда ввозились без уплаты пошлин и соблюдения таможенных обрядностей.

Например, сохранившееся письменное соглашение Пскова с Дерптом от 1474 года налагало на купцов обеих сторон гарантии «чистого пути», то есть свободной торговли в городах, заключивших договор, а также возможности провоза товаров. По данному договору были отменены таможенные пошлины: «колоды» (шлагбаумы), было решено ликвидировать, а «гостинец» (пошлины) не брать. Договор был необычайно выгоден для Пскова, потому что предоставлял псковским купцам право розничной и гостевой торговли в Дерпте и других городах, принадлежавших дерптскому епископу – подобная политика в период псковской независимости сделала город одним из крупнейших торговых и ремесленных центров Руси.

Господин Великий Новгород, будучи всего лишь молодым городом на севере Руси, благодаря своей торговой специализации и открытой таможенной политике возвысился до одного из экономических и культурных центров Руси, пережил фактическое падение своего основного конкурента в лице Киевского княжества, сохранил независимость при всепоглощающем татаро-монгольском нашествии и стал одним из последних русских городов, утратившим окончательно свой суверенитет лишь к концу 15 века, под давлением армий Ивана III.

Московские же цари пытались в фискальных целях упорядочить таможенные сборы и пошлины на иностранные товары. Так, по таможенной грамоте 1571 г. с жителей Новгорода (к этому времени уже включенного в состав централизованного государства) брали пошлину в размере 0,75% от стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода - 2%, с торговцев из других областей - 4%, а с иноземцев 7%.

В период царствования Михаила Романова пошлины еще более дифференцировались, особенно на вывоз товаров из России. Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, а также некоторые другие товары государство объявило заповедными и запретило торговать ими частным лицам, сосредоточив в своих руках всю выгоду от монопольной международной торговли.

Политика централизации, однако, не привела к исчезновению внутренних таможенных препонов на пути торговли. Лишь в 1654 году была составлена уставная грамота, запрещавшая взимать проезжие пошлины во владениях светских и духовных феодалов. Тем не менее, в пользу государственной казны внутренние таможенные сборы продолжали взиматься в ряде регионов, вплоть до конца XIX века. Так, например, «уральский передел» защищал землевладельцев из европейской части России от конкуренции с сибирским крестьянством в производстве зерна.

Становление централизованного национального государства с собственной таможенной системой оказало очень противоречивое влияние на международные торговые связи России. Иван III в 1494 году положил конец взаимоотношением Руси и Ганзейского союза, закрыв их конторы и арестовав купцов. Все последующие цари и императоры так же активно ограничивали внешнюю торговлю, реализуя общепринятую для того периода политику меркантилизма и протекционизма. Екатерина II активно повышала импортные и экспортные пошлины, доведя таковые до 200% и 23% соответственно. Последствия этой политики не заставили себя долго ждать – масштабная крестьянская война, ряд финансовых кризисов, государственный внешний долг, превысивший 200 миллионов серебряных рублей к концу эпохи её правления, являются тёмной стороной эпохи «просвещенного абсолютизма».

Однако история таможенных пошлин в России вовсе не уникальна. Подобные процессы шли в Новое время практически во всех странах мира. Очень колоритна в этом отношении Австрийская империя (позже Австро-Венгрия), чья таможенная политика задерживала экономический прогресс, просто потому что барьер из высоких ввозных пошлин, введенных для пополнения казны, лишал фабрикантов необходимого заграничного сырья и способствовал чудовищному развитию контрабанды. Австрийская империя не вошла в созданный Пруссией таможенный союз из опасений конкуренции со стороны германской промышленности, но это обрубило деловые связи с соседними южногерманскими государствам и лишь усугубило экономическую отсталость. Австро-Венгрия, несмотря на свои масштабы и положение, оказалась подобна допотопному динозавру, не сумевшему проявить конкурентоспособность, и погибшему при первой возможности, предварительно втянув Европу в Первую мировую войну.

Противоположным примером может служить эпизод истории развития итальянских торговых республик – Венеции и Генуи. Являясь крошечными по территории и численности населения (в лучшие годы метрополия Венеции насчитывала всего лишь 110 тысяч человек), они, благодаря политике поощрения торговли, были гегемонами в Южной Европе, контролировали Средиземное и Чёрное моря на протяжении многих веков.

Не менее интересна судьба Ганзейского союза. Объединяя в себе от 80 до 200 городов Северной Европы, Ганза, благодаря единому беспошлинному пространству, несколько веков была локомотивом экономического и культурного развития Германии, Дании, Швеции, Польши и других стран. Гегемоном северной Европы, стягивая соседние регионы в единое экономическое и культурное пространство и отбивая протекционистские и просто захватнические нападки королей и царей по всему периметру своего расположения и усаживая на престолы угодных ганзейским купцам монархов, не покушавшихся на их свободу торговли.

Можно с уверенностью сказать, что развитие системы таможенных пошлин оказало (и оказывает до сих пор) сильное влияние на мировую экономическую и политическую историю. Вполне вероятно, что мы могли бы избежать многих бедствий, если бы этих пошлин не было. Но, с другой стороны, трудно найти более полезный материал для размышления о том, какие последствия имеет государственное регулирование.


Материал предоставлен специально для АВО Центром Философии Свободы

Читайте также: