Епархиальный налог с приходов

Опубликовано: 11.05.2024

Какие налоги платит церковь в России?

Еще со времен СССР церковь жила своей жизнью, отдельно от государства. Какие налоги платит церковь в России, если она сама по себе, и вносит ли вообще какие-либо отчисления в государственный бюджет?

Около десяти лет решается вопрос о налогообложении доходов религиозных организаций. Большинство людей считают, что церковь должна платить налоги, как и все граждане, так как собирает очень большие суммы пожертвований с людей и тратит эти деньги на свои нужды. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо ознакомиться с информацией о прибыли данной организации.

Прибыль религиозных организаций

Так как церковь — это некоммерческая организация, то, по закону, она должна сама себя обеспечивать. Цель существования некоммерческой организации заключается не в приобретении прибыли. Основные доходы церкви:

— продажа церковных принадлежностей;
— пожертвования прихожан;
— плата за поминовения и венчание,
— крещение и другие обряды;
— кружечные сборы.

Кроме того, православная церковь в России владеет несколькими коммерческими предприятиями, с дохода которых полностью обеспечивает около 19 тысяч приходов. По законам РФ, такой вид деятельности религиозным организациям не запрещен. РПЦ владеет 10 цехами по изготовлению свечей. Себестоимость свечей и цена изделий в церкви существенно разнятся. Розничная стоимость превышает во много раз расходы на изготовление.

Патриарх Кирилл на последнем собрании сообщил о том, что РПЦ содержит 34,5 тыс. храмов и 293 епархий. Каждый месяц пожертвования в церкви переводятся в епархию. От таких взносов освобождаются (на некоторое время) только объекты, которые находятся в процессе восстановления или строительства. Сборы пожертвований производятся главным епископом каждой церкви. В свою очередь он лично ведет отчет для патриархии. Около трех миллионов рублей составляет ежемесячный доход храмов в России.

Бухгалтерия РПЦ ведется по такому принципу: после службы вскрывается коробка с пожертвованиями от прихожан, которые передаются в церковную казну. Каждый месяц в епархию передается бухгалтерская отчетность, где четко расписано количество служб, крещений, венчаний т. д. и указано, какой процент был перечислен в епархию. Этот процент может колебаться в диапазоне от 10 до 50 %.

Зарплаты священников в России на 2016-2017 годы

В Российской Федерации все происходит не совсем так, как в остальных странах. Для ведения экономического управления церковных организаций в 2009 году было создано Финансово-хозяйственное управление. Сегодня священники в России имеют такие документы:

— трудовая книжка, где указана должность;
— медицинская страховка;
— номер в Пенсионном фонде.

Зарплаты служителей церкви устанавливаются настоятелем в виде фиксированной суммы. Она равняется средней заработной плате сотрудника государственной сферы (учителей, медиков, психологов и т. д.). В 2013 году был принят закон, на основании которого священники, нуждающиеся в финансовой помощи, могут обратиться за помощью к епархии. Также в этом законе прописано, что духовные служители имеют право на социальную защиту, поэтому была создана комиссия по попечению тех, кто в этом нуждается.

Российское законодательство по отношению к РПЦ

Платит ли церковь налоги в России? Так как церковь — это некоммерческое организация, то, в соответствии с законом, принятым в апреле 2006 года, она должны подавать ежемесячную финансовую отчетность Федеральную регистрационную службу (ФРС). В течение года патриархи добивались упрощения условий отчетности, и в апреле 2007 года в закон были внесены поправки. Целью такого действия стало облегчение церковной финансовой отчетности.

В соответствии с внесенными поправками, отчетность должна вестись по четырем статьям:

1. Согласно уставу, должны быть отчеты основных видов деятельности.
2. Служителям следует отмечать поступления финансовых средств как от российских, так и от заграничных юридических лиц.
3. Необходимо также указывать средства от пользования другим имуществом.
4. Следует вести отчетность о расходах денежных средств, которые были получены от граждан РФ (организаций, зарегистрированных на территории РФ), от лиц без гражданства и от заграничных организаций.

Какие налоги платит церковь в России?

Для религиозных организаций законодательством РФ предусмотрены льготы на оплату налогов. Церкви были освобождены от следующих оплат (льготы на налоги ст. 381 НК РФ):

— налога на землю;
— налога на имущество, которое используется в религиозных целях (согласно ст. 381 НК РФ); налога на церковные обряды и продажи церковных предметов (закон гласит, что церковь не оплачивает
— налоги на добавочную стоимость с продажи религиозных предметов).

Льготы на налоги с продажи церковных предметов

В 2001 году Правительством РФ был установлен полный список религиозных предметов, которые не попадают под налогообложение.

Список содержит пять исключений:

1. Предметы религиозного поклонения, в том числе иконы, рамки икон, престолы, жертвенники, конические изображения, облачения и так далее.
2. Убранство храмов и элементы архитектуры.
3. Атрибутика церковная, в том числе кресты, ладанки, медальоны, ордена, памятные знаки и другое.
4. Предметы для богослужения и для совершения обрядов.
5. Одежда религиозного назначения: мантии, фелони, стихари, поручи, пояса и так далее.

Льготы по налогу на имущество

В Налоговом кодексе РФ РПЦ освобождена от оплаты налогов на имущество, которое используется в религиозных целях. Льготы по налогу на имущество не учитываются, если объекты не подпадают под религиозное использование (например, общежития или братские корпуса). В соответствии с законом ст. 372 НК, налог на имущество является налогом региональным, поэтому органы отдельных субъектов РФ вправе установить на территории собственные льготы для некоторых некоммерческих организаций. Вследствие чего религиозные организации платят нулевой процент налогообложения.

Налоги на землю

Какие налоги платит церковь в России за земельные владения? По закону РФ, церкви освобождены от налогов на земельные участки, если на этих участках размещены религиозные сооружения. К таковым относятся:

— объекты для богослужения (часовни, храмы и др. культовые здания);
— объекты религиозных почитаний (паломнические центры, которые принадлежат Православной Церкви);
— духовные объекты образования (семинарии, школы духовенства, училища и общежития);
— здания, которые служат для другой деятельности церкви (строения для благотворительных целей).

Платит ли церковь налоги в России за сооружения на своей территории, которые не относятся к религиозным объектам? РПЦ использует такие льготы на землю и строит на своих территориях здания, которые не предназначены для религиозных целей. За такие постройки налог в государственную казну также не оплачивается.

Налоги на прибыль

Еще какие налоги платит церковь в России? РПЦ является налогоплательщиком на прибыль. Но это не распространяется на такие виды доходов:

— доходы от имущества;
— целевые поступления, к которым причисляются деньги на содержание некоммерческих организаций (взносы, благотворительные доходы, полученные средства от физических лиц, финансирования из бюджета РФ, имущество, переходящее по наследству).

Данные денежные поступления должны использоваться для осуществления основной деятельности храмов. Для того чтобы по закону использовать такие денежные средства, они должны соответствовать требованиям:

— средства предназначены только для содержания церквей, храмов и религиозных объектов;
— должен вестись полный финансовый учет прихода и расхода;
— по окончании налогового периода церковь должна предоставить в налоговую службу свой денежный отчет, где будет расписано целевое использование полученных средств.

Если вышеперечисленные требования не будут выполнены, то денежные поступления будут расцениваться как нереализованный доход.

Налоги на транспорт

Большой интерес у граждан вызывает такой вопрос: «Какие налоги платит религиозная организация за использование автомобилей?» В соответствии с законом 357 НК, налог на транспортное средство оплачивает человек, на которого зарегистрирована машина. Льготы в этом случае власти РФ не предоставляют. Поэтому с транспортных средств, которые принадлежат духовным организациям, налог нужно уплачивать в полном размере. Но по факту льготы на автомобили вводятся законами субъектов РФ.

Мнение граждан об уплате налогов РПЦ

Многие считают, что оплата в государственный бюджет не производится со стороны Православной Церкви. На счетах таких организаций находятся миллиардные состояния, которые никем не контролируются. Граждан возмущают не только льготы на налогообложение, но и государственные бонусы от правительства РФ:

— избавление от уплаты всех коммунальных услуг;
— бесплатное использование электроэнергии.

Не только экономический вопрос, но и политика православной церкви волнует жителей страны. Например, прихожане жалуются на такие объявления в церкви: «Ставить свечки в храме можно только собственного производства, чужие свечи ставить запрещено». Активисты считают, что Русская православная церковь должна вести свою деятельность на основании законов страны.

[ источники]
Источники:
https://businessman.ru/kakie-nalogi-platit-tserkov-v-rossii-platit-li-tserkov-nalogi-v-rossii.html

А вот в сети собрали подборку того, как церковь ведет бизнес — «Ничего святого, просто бизнес»

Помогать бедным и слабым приходам и монастырям не принято

На днях мне попалась любопытная информация: игуменья одного бедного монастыря из Ленинградской области (на границе с Карелией) написала прошение своему архиерею с мольбой не отнимать у монастыря подворье в Санкт-Петербурге, которое, по неофициальной информации, собирается забрать патриархия. (Подворье сельского монастыря в крупном городе — это храм, доходы с которого идут на монастырь и в котором рулят монахи/монашки, а не настоятель — в таком храме «настоятелем» фактически является игумен/игуменья монастыря, а все священники просто несут функцию «главного по кадилу».)

Помогать бедным и слабым приходам и монастырям не принято

Фото: Алексей Меринов

Питерское подворье для этого бедного монастыря является, согласно прошению игуменьи, не просто важным, оно — средство выживания, приносящее 80% дохода. Без него монастырь вынужден будет бороться за то, чтобы не замерзнуть зимой без отопления. Обитель находится в труднодоступной местности, паломники ежедневно валом не валят — в общем, спасите-помогите, не лишайте куска хлеба и вязанки дров.

И в этом прошении не было бы ничего удивительного, если бы оно не стало достоянием гласности: сестры монастыря даже дерзают обращаться к общественности, простодушно надеясь, что огласка поможет им спасти подворье. Хотя любой, кто мало-мальски знаком с порядками в РПЦ, знает, что «вынос сора из избы» в ситуации противостояния с патриархией будет истолкован только в минус тому, кто дерзнул уповать на свободу слова. Наверняка скоро игуменья каким-либо способом получит на орехи за «бунт» против начальства, за «непослушание и несмирение».

В 2008 году была издана книга «Плач третьей птицы» некой Монахини N. Как потом оказалось, автором является игуменья Барятинского женского монастыря в Калужской епархии Феофила (Лепешинская). В то время эта книга, довольно смело рассказывающая о внутренней жизни русских монастырей (да и вообще о монашестве в целом), стала откровением. Например, там были такие строки:

«Уже имеются безобразно разбогатевшие, по разным причинам, монастыри, но наотрез не принято делиться с бедными, деревенскими, трудовыми обителями; просят у мирских, даже, может, бандитов, но и в голову не придет обратиться к собратьям, да ведь и не дадут: «С ума сошла!» — ответил один архимандрит просительнице-игуменье; отказывают и с мотивировкой: «Мы на братском собрании приняли решение никому не помогать».

Такова суть внутренних отношений в РПЦ последних десятилетий. Люди, плохо знающие эту специфику (да даже и многие прихожане), вполне искренне уверены в таких вещах, услышав о которых священники или монахи, работники приходов, воскресных школ, семинарий и т.п. могут только горько усмехнуться.

Например, некоторые твердо уверены, что зарплату священникам платит государство (как в Греции), ну, или, по крайней мере, патриархия (епархия). А храмы все поголовно строятся или тем же государством, или спонсорами, или опять-таки патриархией/епархией. И очень удивляются, узнав, что обычно все совсем не так.

Как же устроена финансовая жизнь РПЦ (в самом упрощенном, усредненном варианте — не берем ситуацию с мегапроектами типа кафедральных соборов или реставрации древних монастырей, подпадающих под «наследие ЮНЕСКО»)? Устроена она очень просто: односторонняя труба снизу вверх — без вариантов, за редчайшими исключениями.

Каждый приход платит в епархию налог под названием «епархиальный взнос». Касательно налогообложения в разных епархиях есть вариации. Например, приход может быть обязан платить 10% своего дохода в епархию. Или 20. Или больше (не раз приходилось слышать, что в некоторых епархиях архиереи настолько круты, что забирают до 70–75% дохода храма).

Бывает, что приход платит определенную сумму вне зависимости от прибыли, порой эта сумма слишком высока для бедного деревенского прихода (но это никого наверху не волнует). Или с прихода берутся суммы на определенные нужды помимо епвзноса: на семинарию, на строительство собора, на содержание архиерейских подручных — иподьяконов и протодьякона.

Кроме этого каждый приход обязан закупать на фиксированную сумму продукцию для своего обихода (свечи, лампадное масло, кагор, утварь, иконы, книги) на епархиальном складе по той цене, которая назначена на этом складе (накрутки бывают и 25%, и 50% — да сколько захочет епископ). Если лет 15 назад с этим было проще и приходы могли изловчаться и покупать товар где-то на стороне, подешевле, то в последние годы строго требуют выкупать только продукцию общецерковного завода «Софрино» (которая чаще всего низкого качества, но высокой цены). Происходит это потому, что каждая епархия должна, в свою очередь, выкупать софринский ширпотреб, обеспечивая одну из важнейших статей доходов патриархии.

Разумеется, каждая епархия также платит и свой денежный взнос «чистыми» в Москву.

Но на этом приходские расходы не заканчиваются. Например, в период правления патриарха Кирилла произошла реформа по разукрупнению епархий (якобы для того, чтобы епископы стали «ближе к народу»). Если раньше епархия по размерам совпадала территориально с областью, то теперь в каждой области насчитывается от двух до четырех мини-епархий. Соответственно, епископов стало на такое же количество больше. И у каждого из них такие же аппетиты, как и у архиерея целой области, — каждому нужна резиденция, авто высокого класса, дорогие облачения, личная утварь, покрытая золотом и драгоценными камнями, личная обслуга. Платить за все это вынуждены те же приходы, вот только их в новой, уменьшенной епархии стало в два–четыре раза меньше, а значит, епархиальный налог на их плечи увеличен в такое же количество раз, если не еще больше.

А ведь эти архиереи еще и приезжают служить на приходы. Если раньше архиерей областной епархии мог приехать на дальний деревенский приход (а приходов в епархии могло быть и двести, и триста, и больше) раз в год или в пять, то теперь они стали приезжать на приходы аки баскаки (сборщики дани Золотой Орды) — несколько раз в год. А значит — надо встречать, устраивать роскошный обед, оплачивать хор и «архиерейскую сволочь» (по выражению Н.Лескова) — протодиакона и иподьяконов и, разумеется, вручать конвертик «в благодарность за службу». В этом конвертике может быть сумма от пяти–десяти (нижняя планка) до… ну, трудно сказать, но с крупного храма может быть, наверно, и сто тысяч рублей, и больше.

А на такие службы «с архипастырским визитом» епископ может ездить два-три раза в неделю. Подсчитайте теперь суммы из конвертиков, которые он кладет себе в карман. Плюс у архиерея есть высокий оклад (минимум от ста тысяч рублей и выше). Плюс — в его руках все деньги епархии, и никто и никогда не спросит с него отчета за их использование (лишь бы вовремя рассчитался с патриархией). Плюс — несколько раз в год приходы собирают деньги на подарок владыченьке — к Рождеству и Пасхе, к именинам и дню рождения (не путайте — это разные дни), ко дню хиротонии (поставления в епископы). Все приходы скидываются на общую сумму минимум в несколько сотен тысяч рублей, а порой и в несколько миллионов. Пять раз в год.

А вот обратно деньги не возвращаются практически никогда. Нет, бывает, когда настоятель приходит к епископу и просит помочь деньгами на строительство храма, и, бывает, некоторые архиереи даже дают. Но потом эти деньги обычно надо будет возвращать в виде увеличенного епархиального налога.

Итак, вычтите все расходы обычного прихода — от епархиальных взносов до приема архиерея, вычтите оплату коммунальных услуг, зарплату священника, хора и работников храма, вычтите суммы, необходимые на регулярный ремонт и содержание храма, и вы поймете, что настоятель среднего городского прихода — это чаще всего человек с невысоким уровнем дохода, а настоятель сельского храма или рядовой священник городского храма — с низким уровнем дохода.

Конечно, если это честный священник, который не путает свой карман с приходским.

И такая ситуация в РПЦ повсюду: верхи живут в роскоши, низы — в нищете. Между ними есть тонкая прослойка середнячков. Но принцип остается: помогать бедным и слабым приходам и монастырям не принято. Только бедные между собой порой взаимодействуют и делятся чем могут.

Поэтому и жизнь у церковных мышей такая убогая — потому что некоторые коты зажрались.

Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал

Главное Меню


Епархиальные сборы: должен ли архиерей собирать милостыню с населения?

7 декабря 2018 Алексей Плужников


Вот и очередная тема, важная как для клира, так и для мирян (ну, тех, конечно, кто еще слегка надеется, что они, миряне, тоже как бы собратья-христиане и их голос как бы имеет значение), спрятана под замок. Тема епархиальных взносов. Причем вопрос об этих взносах, или сборах как раз упоминает именно прихожан, а не сугубый междусобойчик облеченных саном. Вопрос такой (да-да, коварному «Ахилле» опять слили инфу):

«Мой вопрос в первую очередь к Преосвященным Владыкам. Как известно, сборы на епархиальные нужды — это необходимая жертва прихожан на Церковь. В последнее время во многих, особенно вновь образованных епархиях, взносы превышают десятину иногда в разы. Знаю отцов сельских, которые буквально еле сводят концы с концами, накапливая огромные долги за товар от епархиального управления. Как, по-вашему мнению, должна устанавливаться такая мера и, может быть, стоит установить общецерковные критерии таких сборов?»

(Подробный вопрос могут увидеть только зарегистрированные пользователи, для «внешних», кто видит главную страницу «Пастыря», вопрос сформулирован кратко: «Сборы на епархиальные нужды — жертва прихожан на Церковь?»)

Хороший вопрос, под которым подписались бы очень многие настоятели. Отвечают два (может, пока еще) архиерея. Первый — хорошо уже известный нам саратовский митрополит Лонгин (Корчагин):

«Да, взносы приходов на епархиальные нужды — это необходимая жертва. При этом, во-первых, нигде не написано, что взносы должны быть в размере десятины и не более. В Уставе Русской Православной Церкви сказано: „Приход в обязательном порядке отчисляет через епархию средства на общецерковные нужды в размере, установленном Священным Синодом, и на епархиальные нужды в порядке и размерах, установленных органами епархиальной власти“ (Устав, гл. 17 п. 5). И во-вторых, „долги за товары от Епархиального управления“, то есть за распространение предметов религиозного назначения, это вообще совершенно другое».

Позволю себе перебить владыку. «Долги за товары» на самом деле — это вообще не «совершенно другое». В большинстве епархий помимо фиксированного епвзноса существует еще и фиксированная сумма (которая обычно больше суммы епвзноса), на которую настоятель прихода обязан закупить товара на складе. И неважно, что на твоем сельском убогом приходе столько этого товара просто не нужно, его не покупают (книги, например, вообще практически не покупают, епархиальную газету или навязанный ЖМП приходится бесплатно втюхивать людям). Отцы пытаются выкручиваться, накупая на эту сумму свечей, лампадного масла, вина (того, что хоть как-то расходуется), но суммы «выкупа» бывают такие, что на приходе образуются залежи неликвида.


фото Александра Курочкина/eparhia-saratov.ru

Бывают и такие случаи: если настоятель халтурит и не «выбирает» товара на нужную сумму, то его могут наказать: на епскладе собирают в машину всякую фигню (или наоборот — что-то роскошное, аналой резной тыщ за сто или больше, к примеру) и привозят на приход-должник, сгружают — все, товар получен, плати. А иметь долг перед епархией — значит поставить себя в положение низкого старта перед получением пинка под зад — из настоятелей и в тьмутаракань пятым или десятым клириком, и навсегда забыть о настоятельстве.

«Общецерковные критерии сборов на епархиальные нужды установить очень трудно, потому что в каждой епархии свои условия, и каждый приход отличается от других. Например, у нас в епархии есть сельский приход, где из трехсот жителей в большие праздники в храме бывает 120−170 человек. А есть села, причем находящиеся рядом территориально, где из тысячи жителей в храме на Пасху бывает человек пятнадцать… Все очень индивидуально. Поэтому, если мы попытаемся установить общецерковные критерии, то, боюсь, последнее может стать горше первого».

Да нет, на самом деле думается, что в церкви можно было бы установить точно такой же налог, как в государстве. Брать с доходов любого прихода процентов 13, соответственно, бедные приходы будут платить немного, богатые — больше. А для нищих приходов установить «прожиточный минимум», исходя из которого налог вообще не брать, а скорее помогать этому приходу. Митрополит Лонгин, кстати, уверяет, что в Саратовской епархии так и делают — взносы с бедных не берут и платят зарплату. Отцы саратовские, подтвердите? Напишите нам в «Ахиллу», как у вас с этим:

«У нас в Саратовской епархии мы вообще не собираем взносы в сельских храмах. Более того, в большинстве из них епархия выплачивает зарплату священникам — примерно такую, какую получает священник, служащий на городском приходе. Но в разных епархиях разные ситуации, и я ни в коем случае не могу кого-то осуждать или, наоборот, предлагать свою практику как самую верную и правильную. По моему мнению, архиерей должен подходить с рассуждением в каждом конкретном случае и стараться, чтобы приходы развивались, а не удушались».

В общем, как и всякий архиерей, митрополит виляет, пытаясь не конкретизировать и, боже упаси, не «осудить» других собратьев-архиереев. Ведь хорошо известно, что в некоторых епархиях архиереи обирают приходы чуть не дочиста, забирая порой 50, а где-то и 75 % доходов.

Второй отвечающий — епископ Каменск-Уральский Мефодий (Кондратьев):

«Сборы на нужды епархии определяются не десятиной, они определяются нуждами епархии, по определению. Ну, как они могут устанавливаться? Епархия рассчитывает все свои расходы: на содержание — ну, в какой-то степени, — архиерея, на содержание сотрудников епархиального управления, которые должны быть в любом случае, даже при самой маленькой епархии. На оплату всевозможных коммунальных услуг, транспортных расходов, и т.д., и т.д., и т.д. Это с одной стороны».

Вот это вот замечательно — «ну, в какой-то степени» — не в какой-то, а в превосходной, абсолютной степени. Архиерея полностью содержит епархия, точнее, прихожане. Помимо того, что архиерей получает приличный оклад, он еще берет денежку за каждое посещение прихода (от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей).

Напомним простую арифметику. Когда епархия была равна области, и в ней был один архиерей, то все приходы епархии платили в одну казну. В епархии могло быть 200, 300, а то и больше приходов. Эти приходы содержали одного архиерея, одно епуправление, один епсклад, одну команду архиерейской сволочи — протодьякона/протодьяконов и иподьяконов, все скидывались на подарочки к праздничкам одному архиерею. Соответственно, архиерей ездил еще по приходам на престольные праздники и там брал конвертик с «благодарностью за служение». Но когда у него приходов пара-тройка сотен, то появление архиерея на конкретном приходе — дело крайне редкое, особенно если приход сельский и дальний.

Когда же епархий вместо одной стало три, а то и четыре, то прикиньте сами математику. Архиерей, епуправление и все прочее наличествуют в мини-епархии, вот только приходов там стало в три-четыре раза меньше, а значит нагрузка выросла минимум в это же количество раз. Мало того, и архиерей теперь приезжает на приход намного чаще, потому что приходов меньше, а денег ему надо много.

«С другой стороны, это доходы приходов. Исходя из доходов приходов, надо так рассчитать, чтобы епархия могла сводить концы с концами. Если епархия получает меньше средств, чем ей нужно для жизни, то архиерей вынужден ходить и просить милостыни. Конечно, это тоже решение, но сложное решение — не к тому призван архиерей, не в этом его служение, чтобы собирать средства на епархиальное управление. Поэтому епархия сводит концы с концами, и тогда эти нужды распределяются между всеми приходами епархии».

А зачем создали епуправление? Вы ведь хотели быть ближе к народу, а вышло, что только раздули бюрократическую махину, поналепив в каждый Урюпинск и Кукуевку архиерейчика с его присными. Ни священству, ни прихожанам это ничего не нужно. Вполне можно было бы оставить одно епуправление на митрополию-область, а мини-архиереев просто поставить настоятелями тех храмов, где у них кафедра — вот и кормились бы со своего служения, а не «милостыню просили» бы. Меньше мотались бы по приходам в сопровождении живоглотов, застегивающих на вас пуговки, подносящих расчески да стоящих столбом с посохом, или перекладывающих орлецы с места на место. Хотите играть в эту византийщину? Ну, тогда и просите милостыньку на нее, зачем верующих обдирать?

«Каким образом распределяются? Ну, могут быть разные системы расчетов. В нашей епархии мы делим эту нагрузку по сборам по благочиниям, на район. Мы знаем, сколько в районе живет населения, какие доходы у этого населения, и, соответственно, пропорционально распределяем по благочиниям эту нагрузку».

Как там говорят — «оговорочка по Фрейду»? Сборы в епархию зависят от «населения» — не прихожан, не верующих, а вообще населения. То есть учитываются все «непойманные овцы» из тех пресловутых «150 миллионов», которых поп должен поймать, остричь, подоить и сдать шерсть-молоко-мясо на базу. Спасибо за честность.


Поэтому и попы так относятся к людям: ему велено собрать дань — он и собирает. Ходит на все требы, даже к неверующим людям, крестит всех подряд, венчает, устанавливает цены на требы, задирает цены на свечки и записки — настоятелю ведь нужно перед начальством быть хорошим, платежеспособным, а население существует лишь для того, чтобы платить. Чего ж вы потом удивляетесь, что люди не ходят в ваши храмы и плюют вам вслед? Или вы думаете, что они ничего не замечают, не чувствуют, не размышляют?

«А уже по приходам благочинные вместе со священниками разбирают эту нагрузку сами на себя. И соглашаются с этой нагрузкой, стараются сами на себе ее нести. Достаточно просто. То есть десятины как таковой нет, но и, как нам кажется, максимально справедливая процедура. Те, кто живет рядом, они знают реальные доходы какого-то прихода, а не те, которые приход декларирует или нет. Поэтому, исходя из этого, нагрузка и распределяется».

Вот тут попы-настоятели должны заржать в голос: «разбирают нагрузку вместе со священниками» — ага, ага. Еще бегут, роняя тапочки, и берут на себя обязательства на пятилетку за три года и борются за звание ударника поповского труда и за переходящую красную шапку с бумбончиками.

А последнее тоже хорошо: скрытая угроза слышна — мол, благочинные рядом с вами, отцы-настоятели, они знают, го́ните ли вы насчет вашей бедности или в загашник прячете мильены. Берегитесь, она нечаянно нагрянет, когда ее никто не ждет… проверочка епархиальной ревизионной комиссии. И будет «максимально справедливая процедура» — показательной порки и снятия с прихода, а то и за штат или в запрет того, кто не хочет «нести нагрузку».


А ведь эта нагрузка — она сугубо ради христианских ценностей: заботы о сирых, убогих, вдовицах и прочих ближних, считает епископ Мефодий:

«Еще надо учесть, что в новых епархиях необходимы какие-то средства на развитие епархиального управления. Просто нет здания, нет мебели, и т.д. и т.д. Может, какая-то временная нагрузка на приходы дополнительная, потом, по мере развития епархиального управления, она может быть снижена. Ну, что делать, такова реальность, от этого уйти нельзя. Мы берем то бремя, которое на нас лежит, и делим его максимально, сколько возможно, справедливо между приходами».

Что же вы так скромно, владыка. Не только нет здания и мебели для епуправления, а еще нет хорошенькой резиденции для епископа (а потом и дачки уютненькой для него же), а еще нет качественного авто для владыченьки, и желательно не ниже Тойоты или Ауди — новенькой, разумеется. А еще нужны машины для сопровождающих, авто для епсклада.

А еще мини-архиереи постоянно мотаются в столицу митрополии, чтобы позаседать да послужить вместе с другими членами Архиерейского совета, например, собраться, чтобы едиными усты и единым сердцем осудить негодяйский Константинополь и поддержать непогрешимый Священный Синод и его папу, простите, патриарха Кирилла.

А про нагрузку, которая «может быть снижена», — вот тут отцы-настоятели заржали второй раз. С горечью, правда, потом плюнули и сказали все, что они о своих владыченьках и их справедливом распределении нагрузки думают. Не в лицо, конечно, и не на приходском собрании, а на кухне, за рюмочкой, себе под нос, глядя сумрачно в окно на мрачный декабрьский рассвет…

P.S. Примечательно то, что материал о епвзносах опубликован на «Пастыре» 4 декабря. До сих пор — ни одного комментария от «заинтересованных» лиц. Потому что нужно быть идиотом, чтобы публично сказать что-либо о ситуации со взносами в твоей конкретной епархии перед лицом добродушных архиотцов.

Рисунок Вячеслава Полухина


Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)



Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Как известно, общецерковный бюджет формируется в том числе и из взносов епархий, а епархиальный бюджет из взносов приходов. И тот и другой бюджеты должны существовать, так как из них оплачиваются многие общецерковные и епархиальные нужды. К сожалению, крайняя неурегулированность процедуры определения величины и процедуры самих сборов зачастую порождает всевозможные злоупотребления на местах. Очень часто приходские священники жалуются, что в той или иной епархии размеры сборов снова возросли, или в дополнение к сборам периодичным появились еще какие-то. При этом, мало кто готов рассказать об этом подписавшись собственным именем, все боятся гнева своего епископа. Для начала этого долгого и многосерийного разговора приведу цитату из блога уральского тележурналиста Максима Бородина
mborodin , где он в двух сообщениях (тут и тут) опубликовал письмо человека, назвавшего себя старостой одного из приходов Свердловской области, но, естественно, не назвавшего свое имя.

К Вам обращается староста одного православного прихода, находящегося . Долго думал писать или нет, все таки решился. Дело в том что уже многие годы из казны храмов нашей епархии выгребается почти всё. Это не преувеличение. На последнем епархиальном собрании от 14 марта взносы называемые «добровольные пожертвования» (чувствуете какое издевательство) были увеличены на100-300% то есть в 2-4 раза. На нашем приходе практически ни чего не остается: коммуналка, налоги, «добровольные пожертвования». Остальные крохи уходят на зарплату. Причем у нас не самый бедный приход . Приход должен жить развиваться просвещать людей, естественно нужны средства.

Кроме этого отдельные поборы на приезд патриарха, день рождения владыки, теологический факультет, трапезу владыки, православную газету и т.д. без конца. В свое время владыка привозил из Молдавии вагоны просроченных консервов и заставлял приходы покупать. Банки были ржавые, многие испорчены их пришлось выбросить, а деньги пришлось заплатить.

Сейчас после приезда патриарха ожидается новое повышение взносов! 10-го июня будет собрание епархии, где будет рассматриваться этот вопрос. Прошу вас опубликовать мое письмо, пусть люди знают, куда уходят их деньги!"

Это письмо Максим снабдил следующим комментарием: "Письмо датируется июнем. Не утверждаю,что информация подлинная. Хотел бы спросить своих читателей - есть ли у них данные подтверждающие или опровергающие описанное выше. Своему источнику я верю, но вполне возможно что это чья то провокация.

К Вам снова обращается староста православного прихода. как и обещал, хочу написать о епархиальном собрании от 10 июня этого года. Получилось так, что я сам присутствовал на этом собрании – стоял в коридоре все слышал и почти все видел. Поэтому информация из первых рук.
Атмосфера собрания сильно отличалась от прежних: Владыка был несколько, как бы это сказать, подавлен, что ли. Не было прежнего гонора, наезда. Около двух часов говорил, что все плохо работают, никто ни чего не делает, ну кроме него самого конечно, это было подчеркнуто особо. В целом было видно, что он себя сдерживает и это дается ему с трудом. В конце выступления Владыка Викентий немного приободрился и перешел к своему почти самому любимому вопросу – «Мало берете товара!» - сказал он. Здесь надо пояснить, что кроме уплаты взносов каждый приход обязан покупать определенное количество товара из епархии. Если еще точнее, то ни один приход не имеет права брать товар, где-то кроме епархии. У каждого, даже самого маленького прихода есть обязанность брать товар на №-ую сумму. И поверьте, она тоже не маленькая. Не важно продается товар или его выкидывают - главное чтобы брали. Гнев Викентия был вызван тем, что товар берут ровно на ту сумму, которую он указал! Оказывается это просто минимум, а брать надо гораздо больше, потому что, если вы не берете товар, то вы цитирую «людей морите духовным голодом» - ни больше не меньше. Цена товара очень завышена, приходы должны еще хотя бы немного прибавить и в итоге до людей доходит очень дорогой товар. Церковный народ не доволен. Отгадайте с одного раза кто виноват, естественно «хапуга» настоятель, староста и т.д.

После двух-трех часового выступления Владыка ушел по-английски, сказав, что по вопросу взносов будет говорить о. Николай Ладюк. (О. Николай отвечает за поставку – реализацию товара и за сбор добровольных пожертвований). Если кратко, то о. Николай назвал приходы, где есть долги по добровольным пожертвованиям, а у некоторых приходов они достигают 170-270 т.р. И самое интересное он (или Владыка) нашел новый способ повышения взносов: Западное благочиние меньше (?) чем Горно-Заводское, а платит больше, поэтому надо добавить взносы Горно–Заводскому благочинию. Попросил остаться отца благочинного Г-З округа и на этом собрание закончилось.

Я думал пока все по поборам – ан нет! Будьте добры каждый приход в обязательном порядке получите книги издательства Екатеринбургской епархии «История Екатеринбургской епархии» и «Жития святых Екатеринбургской епархии» цена 650 и 750 рублей. Книги конечно хорошие и, наверное, стоят таких денег, но ведь было выдано не по одному и не по два экземпляра, а гораздо больше в зависимости от состоятельности прихода. В любом случае это не одна тысяча рублей и к чему эта обязаловка, которая на деле оказывается обдираловкой. Как у классиков: «тысяча и один способ сравнительно честного отъема денег».

Ну и в качестве курьеза: на собрании выступал ректор Горного университета. Он хвалил Владыку, хвалил себя. Сказал, что он единственный кто откликнулся на призыв Владыки, а ведь «Владыка благословлял на это дело не только меня, но и промышленников, предпринимателей, бандитов….». По залу прошел хохот. Владыка после этого, что-то сказал на ухо ректору и ушел.

Взносы пока не повысили! Но изыскивают новые формы поборов!

Это только для Вас.
Встретиться с Вами по понятным причинам не могу – могут запретить причащаться. пробуйте из других источников проверить мои слова это сделать не трудно – недовольных очень много.
А информацию обнародовать надо (по моему мнению) т.к. деньги, которые люди приносят в Церковь должны оставаться на том приходе, куда их жертвуют, а не уходить в никуда. Конечно 10% от силы 20% надо жертвовать в епархию, та в свою очередь в Патриархию. Но не 70-90% должно быть вырвано из прихода, как сейчас. Прихожане не понимают: деньги жертвуют – на приходе ни чего не меняется, не строится, литература дорогая! Надо объяснить им «кто виноват», а «что делать» пусть решают сами. И еще на собрании руководитель отдела церковно-приходских школ Ващенко сказала буквально следующее: «1 июня был детский крестный ход, который официально был посвящен Дню защиты детей, но реально это был крестный ход в защиту строительства храма на месте фонтана…». Делайте выводы сами"

Сомнения Максима о возможной провокации были вполне нормальны для светского журналиста, знающего о прецедентах черного пиара в адрес Екатеринбургской епархии, например в связи с попытками строительства собора в центре Екатеринбурга. Но, как человек не имевший дела с приходской и епархиальной жизнью, он вполне мог и не знать, что в ряде епархий ситуация с епархиальными взносами зачастую приобретает характер стихийного бедствия, особенно для небогатых приходов. Речь не о Екатеринбурге вовсе, речь о самой системе. И если в конце концов не появится четкой регламентации этого вопроса, поток ропота и жалоб будет только возрастать. И выливаться он будет на страницы светской прессы, где никто не будет разбираться в сути проблемы, а будет эти сведения использовать в очередном витке антицерковной полемики.

Депутаты Курганской областной думы обязали священнослужителей платить налог с доходов, вырученных за проведение церковных обрядов. Курганская епархия, выступив против нововведения, уже обратилась в Московскую патриархию Русской Православной Церкви с просьбой вмешаться в ситуацию. Священнослужители заявляют, что подобного налогообложения Церкви нет ни в одном другом регионе страны, а поэтому в Зауралье сложился весьма опасный прецедент.

Как выяснилось, поправки в областной закон о взимании единого налога на вмененный доход (ЕНВД) с церковных обрядов были приняты еще в апреле, однако журналистам об этом стало известно только на минувшей неделе. "Наши депутаты строку закона ". оказание услуг по ремонту трикотажных изделий" дополнили строкой "оказание ритуальных и обрядовых услуг, в скобочках указав - свадьбы, крещение, панихиды, поминания и прочее, в культовых зданиях и сооружениях, относящихся к их территории", - рассказывает Накануне.RU помощник секретаря Курганской и Шадринской епархии, отец Филипп, – Возмущает сам факт. Посмотрите, нас приравнивают к услугам по ремонту трикотажных изделий? Но у нас нет свадеб, а есть венчание, когда священник совершает таинство. Или вот строку закона ". овощи" дополняют строками "предметы религиозного культа, религиозная литература. ". Но я еще раз повторяю, что не услуги мы производим, а мы совершаем церковные обряды, богослужения".

По словам отца Филиппа, Курганская епархия уже обращалась за разъяснениями и к заместителю губернатора области, и к главе областной думы и даже в прокуратуру. Ответы ото всех были в том духе, мол, если бы религиозные организации не взимали плату за оказание ритуальных и обрядовых услуг, то последние не попадали бы под понятие "возмездных", то есть платных. Прокурор области, заметим, также не счел, что налог этот установлен не правомерно.

"Налог установлен правомерно. Глава 26.3 Налогового кодекса РФ говорит о том, что налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом. Религиозные организации обладают правом осуществлять предпринимательскую деятельность. Соответственно, ряд видов деятельности религиозных организаций попадают под этот налог", - объясняет Накануне.RU начальник информационно-аналитического отдела Курганской областной думы Родион Вяткин .

То есть, по его словам, есть две совершенно разные вещи: пожертвования, которые люди безвозмездно передают церкви, и оказание услуг, когда человек платит деньги и заказывает в церкви отпевание усопшего, крещение, венчание и т.п. "Уже нельзя сказать "безвозмездно", поскольку взимаются деньги, по сути, совершается факт купли-продажи услуг. То же касается и торговли церковной утварью и литературой. А согласно ст.34.3 Налогового кодекса РФ, разъяснения по налогообложению дает исполнительный орган власти субъекта РФ", - отмечает Родион Вяткин. При этом он заверил, что " это не ноу-хау" зауральских депутатов. ЕНВД с ритуальных и обрядовых услуг взимается в 34-х (!) субъектах РФ, причем, в Курганской области установлен один из самых низких коэффициентов - 0,6. В некоторых регионах религиозные обряды классифицируются как "иные бытовые услуги" и к ним применяется б о льший коэффициент.

Зауральские священнослужители, в свою очередь, заявляют, что подобного налогообложения церквей нет ни в одном регионе страны. Мол, да, действительно, с юридической точки зрения противоречий нет, однако есть противоречие законам церковным(!). Церковь заявляет, что "любые посягательства на пожертвование верующих являются преступлением перед людьми и Богом". Даже татаро-манголы и фашисты не брали налогов с Церкви, припоминают курганские священнослужители. Не меньше, заметим, возмущены и их коллеги в Екатеринбургской епархии. В Свердловской области, кстати, с церковных обрядов налог не взимается. "У нас нет платы, есть добровольная жертва, - объясняет Накануне.RU помощник правящего архиерея, отец Владимир, - Мы венчаем, крестим или соборуем, церкви жертвуют эти деньги. А с жертвы, извините меня, татаро-монгольское иго не брало налога, коммунисты не брали и фашисты в оккупированных территориях с церкви налоги не брали. Во всем мире налоги с церкви не берутся, церковь во всем мире пользуется дотациями государства. А у нас в стране решили брать налоги, в частности, в Курганской области. Это полнейшее беззаконие. Церковь ничего не продает, церковь ни за что платы не берет, ей жертвуют. Пришел человек, взял свечку или его окрестили, он пожертвовал какую-то свою копейку на церковь". В противном случае получается так, мрачно шутит отец Владимир, что надо рядом с каждым нищим поставить налоговика: пожертвовали нищему пять копеек, и с них налог взимать надо.

Однако, возьмем на себя смелость не согласиться с таким сравнением. Положение Церкви во все времена было далеко не нищенским, и по сей день она обладает щедрыми государственными преференциями. В Главном управлении налоговой инспекции Свердловской области Накануне.RU пояснили, что религиозные организации в нашей стране освобождены от налогов на землю и на имущество, поскольку и то, и другое используется в религиозной деятельности. Кроме того, с церкви не взимается налог с прибыли, полученной от осуществления ритуальных обрядов, распространения религиозной литературы и предметов религиозного культа (в Курганской области как раз это и сочли коммерческой деятельностью). Церковь платит только транспортный налог (если же владелец автомобиля священнослужитель - то налог платит он), а также налог на землю под хозяйственными постройками. Плюс осуществляет отчисления в пенсионный фонд и соцстрах, и платит подоходный налог с заработной платы своих работников (официально зарегистрированных).

Как видим, льготами Церковь государство не обидело. А ведь тот же налог с доходов или с имущества, как считают независимые эксперты, мог бы больно ударить по ее карману. Хотя, заметим, сведения о доходах и расходах Русской Православной Церкви всегда были закрыты. Остается лишь догадываться, какими миллиардными средствами она располагает. "Я бы сравнил церковь [структуру Русской православной церкви] со Сбербанком, хотя бы потому, отделения РПЦ есть в каждом городе, и она располагает миллиардными средствами, - высказался в интервью Накануне.RU начальник аналитического отдела ИК "Файненшл Бридж" Станислав Клещев, - Исходя из тех активов, которыми РПЦ располагает (храмы, земли, какие-то предприятия, те же торговые помещения или лавки), можно судить о том, что имеются достаточно большие средства. Конечно, если бы эти данные были открыты, можно было бы говорить более конкретно. Вообще финансовым положением церкви, как благотворительной организации, никто никогда не интересовался: какие средства она имеет, куда тратит, это не отслеживается. Понимаете, сфера эта сугубо специфична". И, отмечает эксперт, чтобы посчитать доходы церкви, необходимо знать не только прибыль от какой-то деятельности на территории монастыря или храма, но и учитывать суммы пожертвований.

Конечно, епархия - епархии рознь. Средний Урал – промышленно мощный и экономически самодостаточный регион, тогда как сельскохозяйственная Курганская область зависима от дотаций государства. Конечно, там доходы у Церкви есть, но, не такие большие, как того хотелось бы. Зато Екатеринбургская епархия имеет не только собственно офис, храмы, монастыри и воскресные школы, но и такие активы, как "Православная газета", газету "Покров" и еще одну "Голос Православия", две типографии, радиостанцию "Воскресение", телекомпанию "Союз" (которая, кстати, будет вещать на всю европейскую часть России, страны СНГ, Балтии и даже Европы), центр социальной реабилитации наркозависимых, собственные гостиницы мн.др. А если учесть строительство и реставрацию храмов, новенькие "Жигули" десятой модели, а то и вовсе "Мерседесы", в которых уже не раз были замечены священнослужители, спрашивается, каковы тогда источники доходов? Панихиды и крещения? Свечи, книги и иконы?

Вообще-то всё это стоит денег. В каждом храме, и это не секрет, имеется готовый прейскурант: свечка от десяти до сорока рублей, венчание или крещение от нескольких сотен до тысячи рублей и т.д. Только вот отнести все это к классической коммерции не дают устоявшиеся традиции и церковные законы. Такие слова как "услуга", "торговля" и "цена" священнослужители предпочитают не произносить, ведь для Церкви все деньги, которые приносят прихожане - это не прибыль, а добровольная посильная жертва. "Человек не покупает свечку, а берет, и за это жертвует свои какие-то деньги, это касается и всех церковных обрядов. Человек обращается к батюшке, например, с просьбой его окрестить, и примерно, ориентировочно в каждой церкви есть тому цена, но вы вносите посильную жертву, возможно, в таком размере, а можете дать больше или меньше – это ваше личное дело", - объясняет отец Владимир.

В свою очередь, отец Филипп отмечает, что церковные обряды могут проводиться и бесплатно, для этого желающим надо лишь написать прошение на имя правящего архиерея: "Если человек хочет покреститься, разве церковь ему откажет? Церковь даст ему и крестик, и свечку. Если хочет обвенчаться, или отпеть своего близкого, разве церковь ему откажет? Человек приходит и пишет прошение, например, на бесплатное отпевание, на имя правящего архиерея, архиерей всегда подписывает".

"Екатеринбургская епархия не получает доходы - ей жертвуют", - продолжает отец Владимир, при этом напомнив, что только церкви Екатеринбурга ежедневно бесплатно кормят две тысячи человек, есть центр, где бесплатно лечат наркозависимых, и воскресные школы в области, в которых обучается бесплатно десять тысяч детишек, три высших учебных заведения в Екатеринбурге, обучение в которых оплачивает епархия. "На это надо смотреть, а не на доходы. И то, что мы имеем, мы полностью расходуем на эти нужны", - заключил он.

Да, действительно, Церковь занимается делами благотворительности. Но в стране есть целый ряд проблем, например, демографическая, которые без Церкви решить невозможно. И тут одними только деньгами как раз не поможешь: общество и власть нуждается в сильной Церкви как в нравственном арбитре, как мощной общественной силе, которая даст стране силы для элементарного выживания.

Но ведь что примечательно, даже на банальный, казалось бы, вопрос - сколько в нашей стране верующих - Русская Православная Церковь не знает ответа. Кроме, пожалуй, сектантов, ни одна конфессия сегодня не ведет статистического учета своих прихожан. Кстати, на этот счет есть интересный исторический факт: во время переписи населения 1937 года, на вопрос о вероисповедании (который тогда стоял в опросных листах) каждый второй (!) ответил, что он верующий. Этот факт потряс власти, которые строили атеистическое государство, и результаты переписи были засекречены. Теперь давайте вслушаемся в современные цифры, когда и власть, и бизнес стремятся быть предельно публичными. Взять хотя бы те же воскресные школы: в Свердловской области с населением 4,5 миллиона человек в них обучается всего 10-ть тысяч детей. А когда вообще в стране последний раз проводилась перепись храмов? Известна ли посещаемость храмов, ежедневная, еженедельная?

Все чаще наш президент призывает к диалогу церкви и государства. Так, в октябре прошлого года на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви Владимир Путин призвал священнослужителей помочь "в важнейшем общенациональном деле - в преодолении угрозы терроризма и экстремизма". "Сегодня государству крайне необходимы авторитетные и влиятельные партнеры", - заявил президент, призвав церковь участвовать в социальных программах, таких как борьба с детской беспризорностью, с наркоманией, организация социальных приютов и оказание помощи престарелым и инвалидам. Кстати, тогда же (что весьма символично) Владимир Путин объявил о подписании им закона о льготном налогообложении сельскохозяйственных земель, принадлежащих Церкви.

Правильно, конечно, припоминают священнослужители, и во времена татаро-монгольского ига, и при коммунистах и в Великую Отечественную Русская Православная Церковь не облагалась налогами. Только вот знаете, почему? Потому что Церковь была мощнейшей духовно-нравственной, объединяющей народ силой. Поэтому и обладала обширными преференциями, налоговыми послаблениями, которые позволяли ей оставаться финансово-самодостаточной. Была ли Русская Православная Церковь политической силой, вопрос другой, к тому же спорный, но то, что Церковь всегда служила народу – это факт. Церковь и по сей день хранит богатые традиции в делах благотворительности и милосердия, но, увы, уже не обладает той прежней мощнейшей духовно-нравственной силой, способной оказать на развитие общественной жизни неоценимое положительное воздействие.

А именно это и хочется видеть сегодня в Русской Православной Церкви. В противном случае, действительно, непонятно, служит ли Церковь народу или же под внешней мишурой скрываются сугубо коммерческие интересы (в конце 90-х, например, РПЦ импортировала алкоголь и сигареты, имея таможенные льготы, а потом продавала их безакцизно, соответственно, получая сверхприбыли. Подобное вообще не вяжется ни с чем из области здравого смысла).

Ведь просто верующие люди идут в церковь сами, не из-за членства в какой-либо общественно-политической организации. Люди идут в церковь и стараются очиститься там: молятся, каются, жертвуют. Возможно, получится грубая аналогия, но людям, независимо от политических симпатий, свойственно ходить в баню - ведь тело надо очищать от грязи. Здесь все то же, только применительно к душе. Одно непонятно: почему сама Церковь сегодня не идет в массы, не объединяет, не возрождает былую духовность в обществе, почему нет реального диалога с властью в решении самых назревших в народе проблем? Ведь государственные привилегии во все времена подразумевали под собой взаимную ответственность власти и церкви за судьбу своего народа, за саму национальную идею - зачем и куда наша страна движется!?

Р.S. Вопрос о возможности изменения областного Закона "О едином налоге на вмененный доход…" зауральские депутаты рассмотрят 12 октября. Накануне.RU будет следить за развитием событий.

Читайте также: