Элементы налогообложения субъект предмет объект налогообложения

Опубликовано: 30.04.2024

021515 1628 1 ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПЕРВОЙ ЧАСТЬЮ НК РФ
Налог имеет свой определенный состав, который предопределен самой сутью налога. Составные части налога, описанные в правовых актах, принято именовать «элементы налога». Установление налога предполагает не только обозначение вида налога, но и определение его элементов.

Элементы налога – это регламентированные налоговым законодательством составные части налога, определяющие условия его применения.

Каждый налог представляет собой комплекс элементов. Элементы налога подразделяются на основные (сущностные), дополнительные (факультативные) и специфические.

Основными элементами налога считаются те, отсутствие или не определенность которых, делает налог неустановленным.

Налоговый кодекс предусматривает, что «налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налога; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога» 1 .

Таким образом, налогоплательщики (субъекты налога) не включены в перечень элементов налога. Однако согласно всем имеющимся теоретическим воззрениям по поводу перечня элементов налога, налогоплательщики входят в этот перечень, будучи обозначенными в нем термином «субъект налога». И это представляется совершенно правильным.

К числу дополнительных (факультативных) элементов Налоговый кодекс относит налоговые льготы, указывая при этом, что «в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком» (п. 2 ст. 17 НК).

Отсутствие дополнительных (факультативных) элементов налога не является его дефектом и не освобождает налогоплательщика от обязанности по его уплате.

Специфические элементы налога могут быть свойственны каким-то конкретным видам налогов. Например, при косвенных налогах предусматривается такой их элемент, как источник выплаты налога, который заключается в том, что налогоплательщик обязан включить в цену товара специальную надбавку, предназначенную обеспечить этого налогоплательщика денежными средствами, необходимыми для уплаты налога.

Элементы налога имеют важное значение, так как именно они формируют условия налогообложения. Именно эти элементы определяют содержание конкретного налогового обязательства, а именно: субъекта налога, круг его обязанностей, связанных с уплатой налога, и пределы права государства на получение данного налога.

Пункт 6 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает следующее: «При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения».

Данный принцип основывается на положениях статьи 57 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что лишь законно установленный налог порождает обязательство по его уплате. Налог, по которому не определены все элементы налогообложения, считается неустановленным.

Установление порядка, в соответствии с которым само наличие налога (федерального, регионального или местного), который может существовать на территории Российской Федерации, определяется Государственной Думой с одобрения Совета Федерации и фиксируется непосредственно в Налоговом кодексе Российской Федерации, вытекает из принципа возникновения налогового обязательства лишь на основе законно установленного налога, который был рассмотрен выше. В рассматриваемом же принципе речь идет о том, кто и посредством какого правового акта устанавливает элементы налога. В связи с этим возникает также вопрос: допустимо ли расщепленное (поэтапное) установление налога, когда одни элементы налога устанавливаются, скажем, представительными органами, а другие — исполнительными.

В конечном счете все элементы всех видов налогов (федеральных. региональных и местных) устанавливаются только теми правовыми актами, которые входят в состав особой разновидности законодательства — законодательства о налогах и сборах.

В заключение данного принципа отметим, что, как отмечается в литературе, «отсутствие хотя бы одного элемента означает, что обязанности налогоплательщика по уплате налога не установлены. Следовательно, налогоплательщик вправе не платить данный налог» 1 .

В то же время статья 17 самого Налогового кодекса, где говорится, что налог считается установленным (подчеркнуто нами — авт.) лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. К этим элементам Налоговый кодекс относит объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

Следовательно, обозначение налога в Налоговом кодексе путем включения его в перечень налогов и сборов, применяемых в Российской Федерации, еще явно недостаточно, чтобы признать данный налог установленным. Необходимо еще определить налогоплательщика и все другие элементы налогообложения.

В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, при этом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Таким образом законодатель требует, чтобы при исчислении налогов для налогоплательщика были определены все элементы налогообложения, включая объекты, которые следует облагать налогом, порядок определения налоговой базы по таким объектам, ставки налогов по каждому объекту налогообложения, алгоритм расчета налога, подлежащего взносу в бюджет и т.п.

В п. 1 ст. 17 НК РФ подчеркивается, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

—порядок исчисления налога;

— порядок и сроки уплаты налога.

Объект налогообложения и налоговая база

Согласно НК РФ объект налогообложения является обстоятельством, порождающим обязанность налогоплательщика уплатить налог, при этом каждый налог должен иметь самостоятельный и прямо названный в соответствующей главе объект налогообложения. Однако для того, чтобы исчислить налог, недостаточно просто определить объект налогообложения, для этого необходимо знать его стоимостную (количественную или физическую) характеристику, то есть налоговую базу.

Таким образом, налоговая база в отличие от объекта налогообложения не порождает обязанности налогоплательщика уплатить налог, она необходима только для исчисления и уплаты в бюджет конкретных сумм налога.

В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений вышеуказанной статьи.

Согласно ст. 247 НК РФ с 1 января 2002 г. объектом налогообложения по налогу на прибыль признается полученная организацией прибыль, при этом понятие «прибыль» различно для разных категорий налогоплательщиков (см. табл. 1).

Объект налогообложения в зависимости от статуса организации

Статус организации в соответствии с положениями Налогового кодекса

Порядок определения прибыли

полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства

полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ.

Иные иностранные организации

доход, полученный от источников в Российской Федерации, в соответствии с положениями ст. 309 НК РФ.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ в отношении каждого налога.

До вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ согласно действовавшему до конца 2001 г. Федеральному закону от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» налоговая база определялась по данным бухгалтерского учета, после чего корректировалась в целях налогообложения согласно законодательству.

С 1 января 2002 г. в соответствии с п. 1 ст. 274 НК РФ налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Причем определять налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики должны по данным налогового, а не бухгалтерского учета.

Налоговая ставка и порядок исчисления налога

Каждый налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 НК РФ).

В общем случае сумма налога на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 286 НК РФ).

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ) и устанавливается НК РФ в отношении каждого федерального налога.

Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом (п. 2 ст. 53 НК РФ).

С введением в силу 25 главы НК РФ изменилась величина налоговой ставки (см. Таблицу 1.2). Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ с 1 января 2002 г. для всех российских организаций и иностранных организаций, получивших прибыль через свои постоянные представительства в Российской Федерации, установлена единая ставка налога на прибыль, максимальная величина которой составляет 24 процента (кроме отдельных видов доходов). При этом налог на прибыль уплачивается в три бюджета:

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в местные бюджеты.

Налоговый и отчетный периоды

Согласно п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (по итогам которых уплачиваются авансовые платежи).

Вводимая в действие с 1 января 2002 г. глава 25 Налогового кодекса «Налог на прибыль» определила налоговый период по налогу на прибыль как календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ), то есть по сравнению с действовавшим до конца 2001 г. Федеральным законом от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» налоговый период не изменился. Как и прежде, отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ).

Таким образом каждый налоговый период — календарный год (с 1 января по 31 декабря) – включает в себя четыре отчетных периода (1 квартал, полугодие, 9 месяцев, год), при этом налог на прибыль исчисляется по итогам каждого отчетного периода нарастающим итогом.

Налоговым кодексом РФ (глава 26.3) предусмотрено 3 корректирующих коэффициента базовой доходности:

К1 — корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, особенностей населенного пункта или места расположения, а также места расположения внутри населенного пункта, определяется как отношение значения кадастровой стоимости земли по месту осуществления деятельности налогоплательщиком к максимальной кадастровой стоимости земли, установленной Государственным земельным кадастром для данного вида деятельности. Порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земли устанавливается Правительством Российской Федерации;

К2 — корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности (определяется субъектами Российской Федерации. Пунктом 3 статьи 346.26 главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» части второй Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что законами субъектов РФ определяются: 1) порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; 2) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного пунктом 2 настоящей статьи; 3) значения коэффициента К2, указанного в статье 346.27 настоящего Кодекса. При этом согласно пункту 7 статьи 346.29 значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков субъектами Российской Федерации на календарный год и могут быть установлены в пределах 0,01 до 1 включительно. Изменение суммы единого налога, произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов, возможно только с начала следующего налогового периода. Настоящим Кодексом установлено, что налоговым периодом по единому налогу признается квартал;

К3 — коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации. Коэффициент-дефлятор публикуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) определено, что корректирующий коэффициент базовой доходности К1, предусмотренный статьями 346.27 и 346.29 Налогового кодекса РФ, в 2003-2004 годах при определении величины базовой доходности не применяется. Коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги), в 2003 г. был равен единице.

В соответствии с Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 11.11.2003г № 337 «Об установлении коэффициента-дефлятора на 2004 год», зарегистрированным в Минюсте РФ 25.11.2003г за № 5262, на 2004 год установлен коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, равным 1,133.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, начиная с первого налогового периода 2004 года (декларации за 1 квартал 2004года) наряду с коэффициентом К2 должны применять и коэффициент К3.

Учитывая изложенное, при исчислении налоговой базы (величины вмененного дохода) следует значение базовой доходности в месяц по определенному виду предпринимательской деятельности умножить на физические показатели, характеризующие данный вид деятельности в каждом месяце налогового периода, и умножить на корректирующие коэффициенты К2 и К3.

Статьей 2 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 531-КЗ (в редакции Закона от 30.05.2003 № 577-КЗ) «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности» установлено, что при определении величины базовой доходности налогоплательщиками Краснодарского края используется корректирующий коэффициент К2, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и иные особенности. Значения корректирующего коэффициента К2 установлены в таблице указанной статьи.

Кроме того, настоящей статьей Закона определено, что в случае, если в рамках одного вида деятельности налогоплательщиком осуществляется торговля несколькими группами товаров либо оказываются несколько видов бытовых услуг, для которых установлены различные значения коэффициента К2, при расчете налога по данному виду деятельности по каждому объекту используется наибольшее по размеру значение коэффициента К2.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VII.
НАЛОГОВОЕ ПРАВО

§ 47. Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

В современных экономических условиях налоговые правоотношения приобрели особенно важное значение. Граждане всё яснее осознают, что общество не может стабильно жить и развиваться, если не создана справедливая налоговая система, если не пополняется государственная казна. Командно-административная система, существовавшая в нашей стране в советское время, не придавала налогам серьёзного значения. Это и понятно: государство являлось основным и фактически единственным собственником материальных ценностей и средств производства. С появлением бурно развивающегося бизнеса (малого, среднего и крупного) главным источником пополнения бюджета стало взимание налогов.

Эффективность налоговой системы зависит не только от умения государства собрать все необходимые налоги, но и от сознательности налогоплательщиков, их культуры, дисциплинированности, законопослушания. Можно сказать и короче – от их гражданственности.

Что же такое налог? Приведём словарное определение: налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических (т.е. граждан) и юридических (т.е. предприятий и организаций) лиц.

В Налоговом кодексе РФ дано его сложное определение. В упрощённом виде оно выглядит так: под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательными актами.

Собираемые государством налоги перечисляются в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. В первом случае имеются в виду федеральный бюджет; бюджет субъектов Федерации; местный бюджет. Что касается внебюджетных фондов, то это, например, пенсионные фонды, в которые делают взносы как предприятия, так и отдельные граждане и из которых достигшим определённого возраста гражданам платят пенсию. О порядке и условиях осуществления «обязательного взноса», т.е. собственно налога, гражданами речь пойдёт в § 50 учебника.

Налогообложение в России регулируют нормы налогового права, которое является подотраслью финансового права. Предмет налогового права – установление видов налогов в государстве и порядок взимания у налогоплательщиков части их доходов в бюджет. Под доходами понимаются материальные ценности, полученные законным способом. Нормы налогового права императивны (т.е. обязательны, не допускают выбора). Налоговые отношения строятся поэтому как отношения власти и подчинения, возникающие в процессе изъятия части доходов у физических и юридических лиц (налогоплательщиков).


Система налогового законодательства в РФ определена Налоговым кодексом РФ (НК РФ). В Конституции РФ говорится, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57). Следовательно, данная обязанность является конституционной. НК РФ устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяет виды налогов и сборов (обязательных взносов за право совершать определённые действия, получение разрешений, лицензий), устанавливает права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений, определяет формы и методы налогового контроля, устанавливает ответственность за совершение налоговых правонарушений и др.

Налоговый кодекс РФ и подзаконные нормативные акты конкретизируют не только порядок установления и отмены налогов, задачи и функции налоговых инспекций, но и способы защиты прав и интересов участников (субъектов) налоговых правоотношений.

Большой интерес представляет перечень обязанностей и прав налогоплательщика.

• своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

• вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, если он её осуществляет;

• представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

• выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и др.

Обязанность физического лица по уплате налога прекращается с уплатой налога, отменой налога, а также смертью налогоплательщика. Обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога, либо отменой налога, либо ликвидацией юридического лица. Налогоплательщик имеет право:

• получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

• использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

• на своевременный зачёт или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

• обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц и др.

Налоговое право выделяет субъекты и объекты налоговых правоотношений.

Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Федеральной таможенной службы. Все они имеют соответствующие права и обязанности.

Объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, которое имеет стоимость, количество или физические характеристики и с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанностей об уплате налога. Под имуществом понимаются соответствующие виды объектов гражданских прав. Товаром в рамках НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой для целей налогообложения считается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Обеспечивают собирание налогов с граждан и юридических лиц налоговые органы.

1. Налоговые инспекции, входящие в единую Федеральную налоговую службу РФ (ФНС РФ). Деятельность последней регулируется Положением «О Федеральной налоговой службе Российской Федерации». В эту систему, кроме собственно ФНС РФ, входят государственные налоговые управления ФНС по субъектам РФ и налоговые инспекции городов, районов, районов в городах.

2. Федеральная таможенная служба, которая также осуществляет некоторые налоговые функции.

3. Подразделения полиции и ФСБ, основная обязанность которых – обеспечение экономической безопасности России. Эти подразделения выявляют, предупреждают и пресекают налоговые правонарушения. Особый предмет их внимания – налоговые преступления.

4. Органы Федерального казначейства, находящиеся в подчинении Министерства финансов РФ. Систему этих органов составляют: Главное управление Федерального казначейства, территориальные (субъектов РФ) управления и казначейства в городах. Органы Федерального казначейства призваны проводить государственную бюджетную политику, управлять доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета. Они имеют право требовать устранения выявленных финансовых нарушений на предприятиях и в органах государственной власти, приостанавливать операции по их счетам, выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по назначению, налагать штрафы.

В финансовых документах государственных и коммерческих предприятий, учреждений, организаций нередко случаются нарушения установленных норм. Чтобы контролировать ведение финансовой документации, существует так называемый аудит.

Аудит – это независимая экспертиза достоверности финансовой отчётности с точки зрения соответствия действующему законодательству. Аудиторскую деятельность осуществляют либо независимые аудиторы – эксперты, профессионалы, имеющие соответствующие полномочия, либо аудиторские фирмы. Предприятия могут заказать аудит для проведения экспертизы общего положения предприятия, эффективности его деятельности, оценки внешнеэкономической деятельности.

Заключение аудиторов может быть использовано для подтверждения достоверности отчётности предприятия, правильности сумм, подлежащих налогообложению.

Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «налог».

2. Охарактеризуйте отношения, которые регулирует налоговое право.

3. Объясните, в чём особенности норм налогового права.

4. Назовите источники налогового права.

5. Какое значение имеет Налоговый кодекс РФ? Аргументируйте свой ответ.

6. Классифицируйте обязанности налогоплательщика.

7. Составьте схему прав налогоплательщика.

8. Систематизируйте в таблице информацию о субъектах и объектах налоговых правоотношений.

9. Опишите систему налоговых органов, их функции.

10. Охарактеризуйте аудит, его цель и значение.

11*. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, проанализируйте функции налогов (фискальную, регулирующую, контрольную).

Вместе они родились, выросли, окрепли и набрались сил: солдат и сборщик налогов. Ибо слово «солдат» происходит от sold, a sold означает «деньги». Ну а деньги, если они должны попасть в руки государства, именуются в конечном счёте налогом. Оба они, солдат и сборщик налогов, создали в период между Средневековьем и Новым временем то, что наука называет сегодня ранним современным государством. Сборщик налогов кормил солдата, а солдат защищал, если доходило до войны, своего кормильца, «фискала»… Оба они знали, кем они были друг для друга.
(А. Смит, английский экономист)

Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
(А. Смит, английский экономист).

Функция обеспечения средств для финансирования расходов государства путём сборов налогов называется фискальной функцией налогообложения. Налоговая система хороша тогда, когда, во-первых, государству собираемых у нас денег хватает, чтобы выполнять свои функции – свои перед нами обязанности, а во-вторых, когда средств, остающихся у налогоплательщиков после уплаты налогов, хватает на приобретение определённого количества материальных благ требуемого качества и ассортимента.
(Домашняя юридическая энциклопедия).

Информация к размышлению

В рыночном хозяйстве налоги, помимо фискальной функции (т.е. осуществления надзора за пополнением за счёт налогов бюджетов – государственного, муниципального и т.д.), выполняют функцию регулирующую (т.е. стимулируют или душат экономические процессы). Высокие налоговые ставки противодействуют «перегреву» экономики. Низкие ставки поощряют экономическую активность.

Исследуем документы и материалы

Налоговый кодекс Российской Федерации
(Извлечения)

Статья 8. Понятие налога и сбора

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально-безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).

1. Что удобнее государству: собирать справедливые налоги с экономически самостоятельных субъектов или владеть всей собственностью в стране? Что выгоднее обществу?

2. Государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход?

3. Почему уплата налога считается конституционной обязанностью граждан? Свой ответ обоснуйте.

Темы для проектов и рефератов

1. Субъекты и объекты налогообложения по НК РФ.

2. Налоги: исторический обзор.

3*. А. Смит о налогах в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776).

Субъект налогообложения – это лицо, на которое возлагается обязанность по уплате налогов собственными средствами. Довольно близким, по сути, является понятие «носитель» налога, на которого перекладывается это бремя.

В этой статье рассмотрим подробнее, что же подразумевается под данным термином.

Носитель налога

Для начала, определимся, кто такой «носитель налога».

Носителем становится тот, кто в результате переложений налога становится его конечным плательщиком в итоге. Если рассмотреть конкретный пример с акцизом, получается что субъект – юридическое лицо изготовившее продукцию, либо реализовавшее ее. Он обязан начислить и оплатить в бюджет сумму акциза. Данная сумма включается в стоимость продукции, конечный потребитель покупает этот товар по цене, включающей в себя акциз. Покупатель в данном случае является носителем налога и плательщиком акциза.

Нормы законодательства определяют и контролируют субъекта налогообложения, а не носителя налога.

Субъект же налога, это тот, кто изначально подвергся налогообложению.

Универсальность субъектов

Относительно каждого налога или сбора установлен круг лиц, которые несут ответственность за своевременность и полноту его оплаты. Универсального налогоплательщика не существует в принципе.

Законом предусмотрено, что налог сокращает доходы плательщика и оплачивается его собственными средствами. Запрещено применение налоговых оговорок, в результате которых на другое лицо может быть переложена ответственность за уплату налога.

Если взять, к примеру, порядок начисления и внесения подоходного налога, там четко прописано, что работодатель не может брать на себя расходы по его оплате. Если, все же, предприятие за своего сотрудника погасило определенную сумму, то налогооблагаемый доход будет увеличен соответственно.

Виды субъектов налогообложения

Налоговое право регулирует отношения между государством и плательщиком с помощью экономических связей. В целом, субъекты могут классифицироваться по целому ряду признаков.

Важнейшим показателем для определения экономических отношений является постоянное место пребывания или резиденство налогоплательщика.

Существует два вида:

  1. нерезиденты – не пребывающие постоянно на территории страны;
  2. резиденты – постоянно находящиеся в государстве.

Налоговая обязанность резидентов предусматривает начисления на доходы, полученные как внутри страны, так и за ее пределами. В то время как субъекты налогообложения нерезиденты по ограниченной налоговой обязанности, в качестве базы используют доходы, заработанные только в данной стране. Порядок декларирования, отчетности и сроков тоже значительно отличается.

Постоянное место пребывания плательщика устанавливается ежегодно. Резидентом считается лицо, которое:

  • на протяжении одного года находится в РФ 183 дня и больше, в том числе распространяется на лиц без гражданства и иностранцев;
  • живущие меньше 183 дней в году и не имеющие постоянного места жительства в РФ.

Некоторые страны в качестве периода применяют не календарный, а налоговый год.

В случаях, когда стандартные методы определения не эффективны, можно использовать такие признаки:

  • центр личных и финансовых интересов;
  • местонахождение постоянного жилья;
  • гражданство;
  • место обычного проживания.

Порядок определения регулируется международными актами и национальными законами.

Субъекты – юридические лица

Для обозначения резиденства юридического лица используется ряд тестов:

  1. Инкорпорация. Фирма признается резидентом той страны, в которой она основана. Все предприятия, зарегистрированные на территории РФ, оплачивают налог на прибыль в бюджет, независимо от места проведения деятельности.
  2. Юридический адрес. Если компания зарегистрировала свой юридический адрес в данной стране, налоги и сборы должны оплачиваться по месту регистрации.
  3. Место центрального контроля и управления. Если с территории конкретной страны происходит центральное управление делами фирмы, признается ее резиденство.
  4. Место текущего управления. Если органы управления компанией расположены в стране, то она признается резидентом данного государства.
  5. Деловая цель. Если большая часть операций проводится в данном государстве.

Объекты и субъекты налогообложения создают комбинацию ряда элементов непосредственно влияющих на размеры и порядок оплаты налогов.

К примеру, юридические лица делятся не только по признакам резидентства, но и по другим аспектам. Может влиять на порядок налогообложения форма собственности, организационно-правовая форма и даже численность сотрудников на предприятии.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль

Элементы налогообложения прибыли

Статья предназначена для:

руководителей
бухгалтеров
налоговых консультантов и юристов
менеджеров различного звена и управленческого персонала

В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, при этом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Таким образом законодатель требует, чтобы при исчислении налогов для налогоплательщика были определены все элементы налогообложения, включая обЪекты, которые следует облагать налогом, порядок определения налоговой базы по таким обЪектам, ставки налогов по каждому обЪекту налогообложения, алгоритм расчета налога, подлежащего взносу в бюджет и т.п.

В п. 1 ст. 17 НК РФ подчеркивается, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

--обЪект налогообложения;
--налоговая база;
--налоговый период;
--налоговая ставка;
--порядок исчисления налога;
-- порядок и сроки уплаты налога.
ОбЪект налогообложения и налоговая база

На практике у налогоплательщиков часто возникает вопрос: чем отличаются понятия "обЪект налогообложения" и "налоговая база"?

Для ответа на это вопрос надо учесть, что согласно НК РФ обЪект налогообложения является обстоятельством, порождающим обязанность налогоплательщика уплатить налог, при этом каждый налог должен иметь самостоятельный и прямо названный в соответствующей главе обЪект налогообложения. Однако для того, чтобы исчислить налог, недостаточно просто определить обЪект налогообложения, для этого необходимо знать его стоимостную (количественную или физическую) характеристику, то есть налоговую базу.

Таким образом, налоговая база в отличие от обЪекта налогообложения не порождает обязанности налогоплательщика уплатить налог, она необходима только для исчисления и уплаты в бюджет конкретных сумм налога.

В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ љ обЪектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной обЪект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный обЪект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений вышеуказанной статьи.

љ Согласно љ ст. 247 НК РФ с 1 января 2002 г. обЪектом налогообложения по налогу на прибыль признается полученная организацией прибыль, при этом понятие "прибыль" различно для разных категорий налогоплательщиков (см. Таблицу 1).

ОбЪект налогообложения в зависимости от статуса организации

Статус организации в соответствии с положениями Налогового кодекса Порядок определения прибыли
Российские организации полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с љ главой 25 НК РФ.
Иностранные организации, љ осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с љ главой 25 НК РФ.
Иные иностранные организации доход, полученный от источников в Российской Федерации, в соответствии с положениями ст. 309 НК РФ.

љљљљ До љ вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ согласно действовавшему до конца 2001 г. Федеральному закону от 27.12.1991 ? 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налоговая база определялась по данным бухгалтерского учета, после чего корректировалась в целях налогообложения согласно законодательству.

љљљљ С 1 января 2002 г. в соответствии с п. 1 ст. 274 НК РФ налоговой базой для целей настоящей главы признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению. Причем определять налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода налогоплательщики љ должны по данным налогового, а не бухгалтерского љ учета [1].

Налоговая ставка и порядок исчисления налога

Каждый налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате в бюджет, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 НК РФ)[2].

В общем случае сумма налога на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 286 НК РФ). љ

љНалоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 НК РФ) и устанавливается НК РФ в отношении каждого федерального налога.

Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субЪектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом (п. 2 ст. 53 НК РФ).

С введением в силу 25 главы НК РФ изменилась величина налоговой ставки (см. Таблицу 1.2). Согласно п. 1 ст. 284 НК РФ с 1 января 2002 г. для всех российских организаций и иностранных организаций, получивших прибыль через свои постоянные представительства в Российской Федерации, установлена единая ставка налога на прибыль, максимальная величина которой составляет 24 процента (кроме отдельных видов доходов). При этом налог на прибыль уплачивается в три бюджета:

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 7,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет; >

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 14,5 процента, зачисляется в бюджеты субЪектов Российской Федерации;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в местные бюджеты.

Изменение ставки налогообложения

?? п/п Прибыль, полученная по видам деятельности Ставка налога на прибыль, в %
Всего Федеральный бюджет Региональный бюджет Местный бюджет
До 1 января 2002 г.
1 Все виды деятельности, кроме указанных в п. 2 не выше 35 11 не выше 19 не выше 5
2 Для посреднических операций и сделок,страховщиков, бирж, брокерских контор, банков, других кредитных организаций не выше 43 11 не выше 27 не выше 5
С 1 января 2002 г.
3 Все виды деятельности (кроме отдельных видов доходов [1]). не выше 24 7,5 не выше 14,5 не выше 2

Рассмотрим на конкретном примере, как изменился расчет суммы налога на прибыль в 2002 г.

Организация в 2001 г. получила прибыль, подлежащую налогообложению, в размере 80 000 руб.,в том числе:
-- прибыль от реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом по базовой ставке - 60 000 руб.;
-- прибыль от реализации посреднических услуг - 20 000 руб.
Предположим,что в 2002 г. организацией была получена прибыль по тем же видам деятельности в том же размере [4].

Расчет суммы налога на прибыль в 2001 г. 1. Прибыль, подлежащая налогообложению, по итогам 2001 г.:
от реализации товаров (работ, услуг) -- 60 000 руб.;
от оказания посреднических услуг -- 20 000 руб.;
всего -- 80 000 руб. (60 000 руб. + 20 000 руб.);

2. Ставка налога на прибыль от осуществления деятельности по реализации товаров (работ, услуг):
всего -- 35%, в том числе:
-- в федеральный бюджет -- 11%;
-- в региональный бюджет -- 19%;
-- в местный бюджет -- 5%;

3. Сумма налога на прибыль от осуществления деятельности по реализации товаров (работ, услуг):
всего -- 21 000 руб. (60 000 руб. х 35% : 100%);
в том числе:
-- в федеральный бюджет -- 6600 руб. (60 000 руб. х 11% : 100%);
-- в региональный бюджет -- 11 400 руб. (60 000 руб. х 19% : 100%);
-- в местный бюджет -- 3000 руб. (60 000 руб. х 5% : 100%);

4. Ставка налога на прибыль от осуществления посреднической деятельности:
всего -- 43%, в том числе:
-- в федеральный бюджет -- 11%;
-- в региональный бюджет -- 27%;
-- в местный бюджет -- 5%;

5. Сумма налога на прибыль от осуществления посреднической деятельности:
всего -- 8600 руб. (20 000 руб. х 43% : 100%);
в том числе:
-- в федеральный бюджет -- 2200 руб. (20 000 руб. х 11% :100%);
-- в региональный бюджет -- 5400 руб. (20 000 руб. х 27% : 100%);
-- в местный бюджет -- 1000 руб. (20 000 руб. х 5% : 100%);

5. Общая сумма налога на прибыль, подлежащая взносу в бюджет по итогам 2001 г.:
-- сумма налога на прибыль от осуществления деятельности по реализации товаров (работ, услуг) -- 21 000 руб.;
-- сумма налога на прибыль от осуществления посреднической деятельности -- 8600 руб.;
-- всего подлежит уплате в бюджет:
-- 29 600 руб. (21 000 руб. + 8600 руб.) в том числе:
-- в федеральный бюджет -- 8800 руб. (6600 руб.);
-- в региональный бюджет - 16 800 руб. (11 400 руб. + 5400 руб.);
-- в местный бюджет -- 4000 руб. (3000 руб. + 1000т руб.).

Расчет суммы налога на прибыль в 2002 г.
1. Прибыль, подлежащая налогообложению, по итогам 2002 г.:
от реализации товаров (работ, услуг) -- 60 000 руб.;
от оказания посреднических услуг -- 20 000 руб.;
всего -- 80 000 руб. (60 000 руб. + 20 000 руб.);

2. Ставка налога на прибыль от осуществления обоих видов деятельности:
всего -- 24%, в том числе:
-- в федеральный бюджет - 7,5%;
-- в региональный бюджет - 14,5%;
-- в местный бюджет -- 2%;

3. Сумма налога на прибыль, подлежащая взносу в бюджет по итогам 2002 г.:
всего -- 19 200 руб. (80 000 руб. х 24% : 100%);
в том числе:
-- в федеральный бюджет -- 6000 руб. (80 000 руб. х 7,5% : 100%);
-- в региональный бюджет -- 11 600 руб. (80 000 руб. х 14,5% :100%);
-- в местный бюджет -- 1600 руб. (80 000 руб. х 2% : 100%).

љљљљљљ Как видно из приведенного примера в связи с понижением ставки налога на прибыль сумма налога, которую придется заплатить организации в 2002 г. (19 200 руб.), значительно меньше, чем сумма налога на >прибыль подлежащая уплате по итогам 2001 г. (29 600 руб.), при том, что условия соблюдены одни и те же условия деятельности организации и полученный ею финансовый результат.

Налогоплательщикам следует иметь в виду, что законодательные (представительные) органы субЪектов Российской Федерации вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субЪектов Российской Федерации, при этом указанная ставка не может быть ниже 10,5 процента[5].

Обращаем внимание читателей, что по отдельным видам доходов НК РФ предусматривает иные ставки налога (см. Таблицу 2).

>Доходы, облагаемые налогом на прибыль по ставкам, отличным от базовой ставки 24%

Виды дохода, облагаемые налогом на прибыль по ставкам, отличным от базовой ставки 24%

Ставка налога на прибыль, в %

Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство (кроме указанных в п. 2)

Доходы иностранных организаций, указанных в п. 1, >от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок

Доходы в виде дивидендов, полученные от российских организаций российскими организациями и физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации

Доходы в виде дивидендов, полученные от российских организаций иностранными организациями

Доходы в виде дивидендов, полученные от иностранных организаций российскими организациями

Доходов в виде процентов по государственным и >муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, указанных в п. 7 и п. 8)

Доходов в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно

Доходов в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированным в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР, внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации

љ Налогоплательщикам, получающим доходы от долевого участия в других организациях, следует обратить внимание на применение той или иной ставки налогообложения в зависимости от особенностей определения налоговой базы [6], установленных ст. 275 НК РФ:

-- если источником дохода налогоплательщика является иностранная организация, сумма налога в отношении полученных дивидендов определяется >налогоплательщиком самостоятельно исходя из суммы полученных дивидендов и ставки 15% (п. 1 ст. 275 НК РФ);

-- если источником дохода налогоплательщика является российская организация, указанная организация признается налоговым агентом и определяет сумму налога исходя исчисленной налоговой базы из ставки налога в размере 6% при выплате дивидендов российским организации и (или) физическому лицу либо в размере 15% при выплате дивидендов российским организации и (или) физическому лицу (пп. 2, 3 ст. 275 НК РФ).

Налоговый и отчетный периоды

>Согласно п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (по итогам которых уплачиваются авансовые платежи).

Вводимая в действие с 1 января 2002 г. глава 25 Налогового кодекса "налог на прибыль" определила налоговый период по налогу на прибыль как календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ), то есть по сравнению с действовавшим до конца 2001 г. Федеральным законом от 27.12.1991 ? 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" налоговый период не изменился. Как и прежде, отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ).

Таким образом каждый налоговый период - календарный год (с 1 января по 31 декабря) - включает в себя четыре отчетных периода (1 квартал, полугодие, 9 месяцев, год), при этом налог на прибыль исчисляется по итогам каждого отчетного периода нарастающим итогом.

[1] В случае, если Налоговым кодексом РФ љ предусмотрен порядок группировки и учета обЪектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки љ и отражения в бухгалтерском учете

[2] В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

[3] Отдельные виды доходов, облагаемые налогом на прибыль по иным ставкам, приведены в Таблице 1.3.

[4] В данном случае предполагается, что ставка налога на прибыль установлена региональными органами в максимальном размере.

[5] В данном случае речь идет о предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков, о чем подробно рас сморено в разделе :

[6] Порядок определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, подробно рассмотрен в разделе :

Элементы налогообложения - установленные в законодательном порядке государственными органами принципы организации и действия налоговой системы.

Элементы налогообложения:

-обязательные

- дополнительные (факультативные)

Обязательные элементы налогообложения –элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными.

Обязательные элементы налогообложения:

• Порядок исчисления налога

• Порядок и сроки уплаты налога

Субъект налогообложения (налогоплательщик) -физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Налогоплательщик:

• Участие в налоговых отношениях лично;

• Участие в налоговых отношениях через законного представителя (представительство по закону);

• Участие в налоговых отношениях через уполномоченного представителя (представительство по доверенности).

Налогоплательщик:

Налоговые резиденты:

· Имеют постоянное место пребывания в государстве; их доходы, полученные на территории данного государства и за рубежом, подлежат налогообложению (полная налоговая обязанность).

· В РФ – резиденты – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих месяцев подряд.

Налоговые нерезиденты:

Не имеют постоянного места пребывания в государстве, налогообложению подлежат только те их доходы, которые получены в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность).

Налоговый статус налогоплательщиков – физических лиц определяется с помощью:

- теста физического присутствия;

- местожительства, места проживания;

- договоренности налоговых органов.

Налоговый статус налогоплательщиков – юридических лиц определяется с помощью:

- места центрального управления компанией.

Действия налогоплательщика характеризуются:

• сознанными шагами, связанными в определенной степени
с признанием общественной необходимости уплаты налогов;

• активными и целенаправленными действиями на снижение налоговых платежей.

• волевыми действиями, связанными с осознанием налоговых рисков при нарушении законодательства.

Объект налогообложения:

• Предмет, действие, результат, подлежащие налогообложению в установленном законом порядке (Смородина Е.А., Шадурская М.М., Одинокова Т.Д.).

• Реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

Объекты налогообложения:

• права имущественные (право собственности на имущество, право пользования имуществом) и неимущественные (право пользования, право на вид деятельности);

• действия (деятельность) субъекта (реализация товаров, операции с ценными бумагами, ввоз и вывоз товаров на территорию страны);

• результаты хозяйственной деятельности (добавленная стоимость, доход, прибыль).

Налоговая база:

• Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ).

• Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, к которой непосредственно применяется налоговая ставка (Смородина Е.А., Шадурская М.М., Одинокова Т.Д.).

Методы формирования налоговой базы:

• Кассовый метод (метод присвоения) – доходом объявляются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами – реально потраченные суммы.

• Накопительный метод – доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Для выявления затрат рассчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде, не имеет значения, произведены ли выплаты по этим обязательствам.

Способы определения базы налога:

• Прямой способ, основанный на реально и документально подтвержденных показателях.

• Косвенный способ – основанный на определении налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков.

• Условный способ – основан на определении
с помощью вторичных признаков условий суммы дохода.

• Паушальный способ – основан на определении с помощью вторичных признаков условной суммы налога (но не дохода).

Налоговая ставка:

• Величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53 НК РФ).

• Величина налога на единицу налоговой базы, исчисленная в процентах или абсолютном выражении (Смородина Е.А., Шадурская М.М., Одинокова Т.Д.).

Классификация ставок налога:

• В зависимости от определения суммы налога: равные, твердые, процентные ставки.

• В зависимости от степени изменяемости: общие, повышенные, пониженные ставки.

• В зависимости от содержания: маргинальные, фактические, экономические ставки.

Метод налогообложения– порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы.

Налогообложение:

• Равное – для каждого налогоплательщика применяется равная сумма налога.

• Пропорциональное – для каждого налогоплательщика ставка налога одинакова.

• Регрессивное – с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога.

• Прогрессивное – с ростом налоговой базы растет ставка налога.

Налоговый период:

• Календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база
и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 НК РФ).

• Календарный год или иной период времени, за который происходит формирование налоговой базы (Смородина Е.А., Шадурская М.М., Одинокова Т.Д.).




Порядок исчисления налога - процессуальное действие, регламентирующее процесс расчета налога.

Налог исчисляется:

• Третьим лицом (налоговым агентом)

Системы исчисления налога:

• Некумулятивная система (обложение налоговой базы предусматривается по частям).

• Кумулятивная система (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода).

• Глобальная система (определение суммы платежа осуществляется с совокупного дохода независимо от источника дохода налогоплательщика).

• Шедулярная система (разделение дохода на составные части).

Порядок и сроки уплаты налога - способы и сроки внесения суммы налога в соответствующий бюджет.

Порядок и сроки уплаты налога:

· Устанавливается в соответствии с нормами НК РФ (а также регионального и муниципального законодательства) применительно к каждому налогу.

· По общему правилу уплата налога проводится разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной денежной форме.

Способы уплаты налогов:

-у источника налог исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет за налогоплательщика налоговым агентом. Налогоплательщик получает доход уже за минусом налога.

– по декларации – декларация – документ, в котором налогоплательщик самостоятельно отражает объект налогообложения, исчисляет размер налоговой базы и определяет сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.

- по уведомлению – определение величины налоговой базы и исчисление налога производится уполномоченным на то органом. Исчисленная сумма налога отражается в уведомлении, высылаемом в адрес налогоплательщика, на основании которого и производится непосредственно уплата налога.

- в процессе потребления, в момент расходования доходов.

| следующая лекция ==>
Принципы налогообложения А. Вагнера | Обязательные элементы налогообложения

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: