Элементами налогового менеджмента являются

Опубликовано: 25.04.2024

4.4. Налоговый контроль

Налоговый контроль, как функциональный элемент налогового менеджмента необходим для эффективного управления налогообложением. Весь процесс управления
налоговыми потоками завершается именно налоговым контролем, по результатам кᴏᴛᴏᴩого также принимаются управленческие решения по корректировке налогового
процесса.


Налоговый контроль
– процесс, обеспечивающий достижение поставленных целей, задач и плановых параметров, в т.ч. путем применения налоговых санкций. Контроль
предполагает выявление отклонений фактически достигнутых объектом управления результатов за определенный период времени от запланированных, а также принятие
мер, направленных на устранение выявленных отклонений. Необходимость такой функции управления связана с тем, что объект управления вследствие непредвиденных
воздействий внешней среды, сбоев внутри самого объекта может отклоняться от намеченной для него линии поведения (плана). На стадии контроля одним из
возможных решений может быть пересмотр первоначальных целей и задач в связи с невозможностью их реализации из-за изменившихся обстоятельств.

В процессе
ϲʙᴏей деятельности налогоплательщики допускают разнообразные нарушения, как по объективным, так и по субъективным причинам. На налоговые службы возложен
контроль за обеспечением полноты и ϲʙᴏевременности уплаты налогоплательщиками налогов и сборов, предусмотренные действующим законодательством. Такой контроль

называется внешним. При ϶ᴛᴏм за нарушения налогового законодательства предусмотрены различные виды ответственности (финансовая, административная, уголовная).

Государственный налоговый контроль осуществляется Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой, Министерством финансов РФ и другими органами

государственной власти. С целью минимизации санкций за налоговые правонарушения налогоплательщики организуют внутренний контроль (самоконтроль) за
правильностью и ϲʙᴏевременностью выполнения ими налоговых обязательств. Как правило, внутренним налоговым контролем занимаются налоговые
менеджеры.

Содержание процесса налогового контроля, формы и способы его осуществления существенно различаются в зависимости от того, государственный ϶ᴛᴏ
или корпоративный налоговый контроль.

Налоговый контроль будет немаловажным элементом государственного воздействия на хозяйствующие субъекты,
обязывающий их правильно формировать налоговую базу и исчислять причитающиеся с ней платежи, с одной стороны, (государственный налоговый контроль); ϶ᴛᴏ –
систематическая деятельность, направленная на организацию надежного налогового учета на предприятии, самоконтроль за правильностью налоговых расчетов, а
также выявление и устранение налоговых ошибок до проверки со стороны налоговых органов, с другой стороны (корпоративный налоговый контроль).

В основу
внутреннего налогового контроля положены общие принципы осуществления ϶ᴛᴏй функции управления и, вместе с тем, он имеет специфические организационно-
экономические принципы. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

  1. соблюдение интересов государства и экономических контрагентов;
  2. доступность результатов налогового контроля

для их анализа со стороны государственных налоговых и таможенных администраций и банков;

  • аналитичность и содержательность отчета по внутреннему
    налоговому контролю для установления закономерностей потока денежных средств.
  • Основные задачи внутреннего налогового контроля заключаются в следующем:
    правильное и аккуратное ведение
    финансовых документов; ϲʙᴏевременное и должное заполнение всех регистров налоговой отчетности, деклараций и промежуточных расчетов налоговых платежей и т.
    п.; обеспечение достоверности бухгалтерского и налогового учета.

    Подавляющую роль в возникновении налоговых ошибок играет субъективный фактор. По некᴏᴛᴏᴩым

    данным, около 75 % всех налоговых ошибок связаны с человеческим фактором: недостаточной квалификацией работников, ошибками из-за невнимательности,
    недобросовестного отношения к выполнению ϲʙᴏих обязанностей и другие. В целом, правильно организованный корпоративный налоговый контроль позволяет
    существенно снизить количество
    налоговых ошибок и, тем самым, свести до минимума размеры штрафных санкций по результатам проверок налоговыми органами, а также обеспечивает предприятию
    стабильную основу для работы.

    4.1. Организация управления налоговым процессом

    Организация налогового менеджмента представляет собой совокупность координационных действий и решений субъектов управления, обеспечивающих
    функционирование налогового процесса и достижение намеченных целей и задач налогового планирования, налогового регулирования и налогового контроля.
    Управление налоговыми потоками невозможно без организации налогового процесса. Налоговый менеджмент уже есть организованная определенным образом система,
    включающая в себя все организационно-финансовые категории управления налоговым процессом (налоговое право, налоговую политику, процедуры налогообложения,
    налоговую систему и налоговый механизм).

    Организация государственного и корпоративного налогового менеджмента имеют ϲʙᴏи особенности.

    К
    организации государственного налогового менеджмента в широком смысле относится координация всего налогового процесса и его элементов, а в узком
    понимании – организация только исполнения налогового бюджета в масштабах страны и регионов. Сегодня в России организационно система управления
    налогообложением в основном уже сложилась. Стоит заметить, что она представляет собой многоуровневую и много аспектную систему с нечеткими отношениями соподчинения между
    исполнительными и законодательными органами разных уровней государственного устройства.

    Организация корпоративного налогового менеджмента в широком смысле – ϶ᴛᴏ совокупность координационных действий и решений органов управления
    предприятием в области налогового планирования, налоговой оптимизации, налогового саморегулирования и самоконтроля; в узком смысле – ϶ᴛᴏ организация создания

    условий для оптимизации налоговых потоков в рамках корпоративного налогового бюджетирования.

    Эффективность управления во многом зависит от того, насколько
    правомерно распределены полномочия и ответственность за принятие и реализацию решений между отдельными элементами системы управления налоговыми потоками. На
    сегодняшний день организационное реформирование системы налогообложения в России – современная насущная задача, решение кᴏᴛᴏᴩой представляется одной из
    важных в проблематике налогового менеджмента на государственном и корпоративном уровнях. При ϶ᴛᴏм в основе реформирования лежат стратегические задачи
    налоговой политики России.


    Налоговый менеджмент, выполняющий соответствующую функцию в системе управления, сегодня является одним из подвидов финансового менеджмента. Принимая во внимание все многообразие подходов к выявлению содержания понятия менеджмент, налоговый менеджмент можно охарактеризовать как управление налогами, осуществляемое организациями-налогоплательщиками в макроэкономической среде, в которой они реализуют свои производственные возможности. В то же время, налоговый менеджмент – это, по сути, налоговое планирование.

    Сложность понимания природы налога и, следовательно, процесса налогообложения обусловлена тем, что налог является одновременно экономическим, и политическим феноменом реальной жизни. Он накапливает сложный диапазон отношений, который подвергся определенному институциональному развитию из сбора сборов и налогов на основе классовой, а затем политической и правовой зависимости от текущего состояния налогообложения, что присуще полному правовому и правовому статусу всех участников налоговых отношений. Объектом изучения финансового менеджмента являются финансовые отношения, финансовые ресурсы и их потоки. Предметом – те процессы, которые составляют содержание управления определенным выше объектом [2;3].

    Налоговый менеджмент (управление)касается только той части финансовых ресурсов и потоков, которая соотносится с обязательными и без эквивалентных выплат, подпадающими под действие налогового законодательства. В каком – то смысле можно сказать, что предметом изучения налогового менеджмента является обособленная, специализированная часть предмета финансовой науки и финансового менеджмента.

    Объектом налогового менеджмента является система отношений, возникающая по поводу организации и реализации денежного потока от облагаемого налога лиц, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков, в пользу государственных органов (государства в лице федеральных и региональных органов власти, а также муниципальных образований). Для целей управления необходимо раскрытие внутренней структуры налогового отношения, позволяя не только его конкретизировать в субъектно-объектном плане, но и определить его интенсивность, регулярность, эффективность реализации с такими требованиями, которые предъявляются к системе налогообложения, таких как достаточность мобилизуемых налоговых поступлений, стабильность, регулярность и других [4].

    Раскрыть внутреннюю структуру налогового отношения означает [1]:

    1. определить всех участников (субъектов налогового

    2. отношения) с выявлением их природы, и специфики на основе учета содержания и направленности их экономических интересов;

    3. конкретизировать его элементный состав в разрезе

    4. объектов налогообложения и соответствующих им налогов;

    5. установить правила формирования налогового обязательства применительно к разным категориям налогоплательщиков;

    6. регламентировать процедуру установления и уплаты налогов.

    Весь набор субъектов (участников) налоговых отношений может быть сведен к трем формам персонификации: индивидуум, группа, государство. Первые два можно классифицировать как относительно пассивные субъекты, поскольку у них есть достаточно способов уклониться от уплаты всех или некоторых налогов, тем самым проявляя свою субъективную независимость. Это особенность этих участников налоговых отношений, которые необходимо учитывать при управлении налогообложением. Наиболее наглядно экономические субъекты налогового отношения представлены в рамках прямого налогообложения, когда изъятие и перераспределение результатов производства происходит, как принято говорить, у источника. Иное дело, когда речь идет об экономических субъектах косвенного налогообложения, чьи взаимоотношения с противостоящими участниками налоговых отношений не так прозрачны, а опосредованы актами купли-продажи, совершающимися не столь неотвратимо, как внесение сумм подоходных или поимущественных налогов. Другой стороной налогового отношения выступает в зависимости от уровня постановки задачи управления налогообложением либо государство в лице центральной власти или субъекта РФ, либо органы местного самоуправления. Особая роль указанных субъектов как участников налоговых отношений проявляется в том, что они призваны обеспечить приоритет общественного интереса. Особенностью исследуемых отношений является, как уже неоднократно отмечалось, то, что большинство их параметров, в отличие от других форм финансовых отношений, строго регламентированы в виде свода законов общегосударственного уровня и (или) законодательных актов’ регионального или муниципального масштаба. В частности, в законодательном порядке задаются: перечень уплачиваемых налогов, его основные элементы, категории налогоплательщиков, конкретный порядок расчета налогового обязательства по каждому налогу, сроки их уплаты, ответственность за налогово-правовые нарушения и другое. При решении проблем управления в практической плоскости следует иметь в виду, что налоговые отношения – это многоуровневые отношения. При исследовании такого рода феноменов и в ходе решения конкретных задач необходимо учитывать, для объектов, какого масштаба и уровня (государственного, регионального, корпоративного, личностного) осуществляется управление налоговыми отношениями.

    Метод налогового менеджмента охватывает:

    1) способы воздействия права на общественные отношения по вопросам налогообложения.

    2) совокупность приемов, элементов налогового механизма.

    Налоговое законодательство регулирует властные отношения по поводу налогообложения и осуществления налогового контроля. В сущности, здесь мы говорим о методе налогового права, который характеризуется как властная собственность, обусловленная необходимостью применения однозначных, неселективных (обязательных) норм с целью формирования государственного бюджета [1]. При этом налоговый механизм использует методы бюджетного регулирования, налоговые льготы, международные договоры об избежание двойного налогообложения и т. д. Главное методологическое основание для налогового менеджмента связано с общей теорией управления. Поскольку налоговый менеджмент является частью теории управления, в его основу должны быть положены принципы системного подхода и системного анализа. Кроме того, налоговый менеджмент как многоплановая система характеризуется возможностью декомпозиции его по разным основаниям с целью выделения концептуальных образов, позволяющих осветить те или иные стороны этой системы [3].

    Функционально-процессный подход, при котором управление рассматривается как непрерывная серия взаимосвязанных управленческих функций, позволяет уйти от сложившегося на практике представления об управлении налогообложением как оперативном вмешательстве государства в ход сбора налогов и (или) принятии комплекса мер, способствующих соблюдению налогового законодательства. Под функцией управления налогообложением понимается направление деятельности системы управления налогообложением, отличающееся обособленностью, однородностью и повторяемостью и обеспечивающее достижение объектом управления целей и (или) заданного состояния. Некоторые ученые полагают, что налоговое управление, как и всякое управление, предполагает прогнозирование состояния налоговой системы в целом, планирование развития налоговой системы во взаимосвязи с развитием бюджетной системы и экономики, регулирование налогового процесса, а также реализацию функций анализа и контроля [5].

    Исходя из этого, в качестве основных функций управления налогообложением можно выделить следующие:

    – планирование и прогнозирование;

    А в качестве поддерживающих и обеспечивающих эти функциональные стадии управленческого цикла а) организация и б) мотивация.

    Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

    Любая организация не может обходиться без планирования, так как необходимо принимать управленческие решения относительно [3]:

    1. распределения ресурсов;

    2. координации деятельности между отдельными подразделениями;

    3. координации с внешней средой (рынком);

    4. создания эффективной внутренней структуры;

    5. контроля над деятельностью;

    6. развития организации в будущем.

    Посредством планирования устанавливаются основные направления усилий, которые обеспечивают достижение целей. В результате реализации этой функции управления намечается не только тот результат, который должен быть достигнут управляемой системой (в нашем случае системой налогообложения), но и выбирается эффективный способ достижения намеченного результата. Таким образом, главный смысл налогового планирования состоит в повышении эффективности функционирования системы налогообложения посредством целевой ориентации и выявления эффективных способов достижения целей и задач.

    Содержание налогового регулирования теоретики и практики определяют по-разному, что объясняется несколькими причинами. Эта функция является связующим звеном между планированием и контролем, ибо призвана не только детально обосновать принятый вариант плана по ресурсам, методам и времени реализации, но и выявить, а затем зафиксировать на определенном уровне такую совокупность параметров плана (полную, но не избыточную), которую следует контролировать.Кроме того, в задачи регулирования входит определение в превентивном порядке тех возмущений, которые могут помешать исполнению плановых заданий. Следует подчеркнуть, что методы налогового регулирования имеют отличительные особенности, и связаны они со спецификой исполнения бюджетных заданий по налоговым поступлениям, по существу представляющих собой интегрированную составляющую разнообразных результатов хозяйственной и трудовой деятельности налогоплательщиков, ориентированных на реализацию собственных интересов. Теорией и практикой управления установлено, что главным средством, с помощью которого можно с тем или иным успехом устранить неподконтрольность релевантных переменных является мотивация через систему стимулов и (или) антистимулов. В свою очередь, антистимулы требуют принуждения. По этой причине методы налогового регулирования должны в обязательном порядке содержать мотивационные элементы и опираться на законодательные нормы, определяющие все стороны налогового производства и ответственность за их нарушение. Следует отметить, что мировая налоговая практика наработала целый комплекс стимулирующих и дестимулирующих методов и средств, которые позволяют сконструировать режим налогообложения, наиболее адекватный поставленным задачам [3].

    Завершает перечень основных функций управления налогообложением – контроль. Контроль предполагает, во-первых, выявление и измерение того, что фактически достигнуто объектом управления за обозначенный период времени, во-вторых, сравнение достигнутого состояния с запланированными результатами и применение действий, направленных на устранение выявленных отклонений от запланированного состояния. Применительно к проблематике управления налогообложением налоговый контроль представляет собой завершающую стадию процесса управления налогообложением, предполагающую систематическую, конструктивную деятельность органов управления налогообложением по обеспечению исполнения бюджетно-налоговых заданий. В последние годы положение стало меняться. Контроль в управлении налогообложением, как собственно в процессе управления любым объектом, занимает существенное место. В процессе налогообложения налогоплательщики (организации и физические лица) допускают разнообразные нарушения по объективным или субъективным причинам, что при массовом характере таких нарушений может привести к срыву исполнения бюджетно-налоговых заданий по объемам поступлений и срокам. На налоговые органы возложена функция контроля за выполнением фискально-обязанными лицами (налогоплательщиками, налоговыми агентами, кредитными организациями) норм налогового законодательства, связанным в первую очередь с исчислением и уплатой налогов, а также надзором и контролем за ведением налогоплательщиками учета своих доходов и расходов [5].

    Для полноты понимания всего спектра проблем управления налогообложением необходимо четко представлять, что все рассмотренные выше функции имеют две общие характеристики: все они при их реализации требуют принятия решений и информированности [3]. Принятие решений – это выбор того, что и как планировать, организовывать, контролировать, с помощью какой мотивации обеспечить реализацию указанных функций. Именно это, в общих чертах, и составляет содержание менеджмента. Коммуникационную структуру системы управления налогообложением образуют связи между налогоплательщиками и многочисленными органами управления (налоговой администрацией, органами законодательной и исполнительной власти и т.п.) по законодательной, бухгалтерской, отчетной и другой информации [4].

    Таким образом, управление налогообложением – это наиболее социально выраженная сфера управленческих решений [1]. Это объясняется не только тем, что основные участники налоговых отношений (налогоплательщики и государство) имеют разнонаправленные интересы при уплате налогов и сборов, но и тем, что недостатки в управлении налогообложением затрагивают своими последствиями все общество: государство в целом и отдельные его регионы, отрасли непроизводственной сферы, межбюджетные отношения регионов с федеральным центром, непосредственно каждого члена общества. Все это может привести, в конечном счете, к кризисным состояниям экономики, к социальной напряженности в обществе.

    "Все о налогах", 2008, N 12

    Налоги и налогообложение имеют первостепенное значение как инструмент воздействия государства на экономическое поведение участников рыночных отношений и управления экономической системой. Однако налоги сами выступают объектом управления, которое в условиях рынка принимает форму налогового менеджмента - государственного и корпоративного. Все, кто каким-либо образом связан с налогами (государственные органы, налогоплательщики), манипулируют ими, пытаясь различными способами управлять налоговыми платежами. С усложнением налоговых систем и экономических связей под воздействием процессов глобализации роль налогового менеджмента возрастает. Особенно это касается современной России, где рыночные отношения и институты еще окончательно не сформировались в развитом виде.

    Налоговый менеджмент - это часть системы управления рыночной экономикой, т.е. часть менеджмента в целом. В основе налогового менеджмента лежат общие принципы и фундаментальные положения управления экономикой, системного подхода и анализа. Управление в теории менеджмента, с одной стороны, связывается с реализацией главных функций управления (планированием, регулированием, анализом и контролем), а с другой - трактуется как отдельный вид деятельности, направленный на осуществление руководства людьми (администрирование).

    Объектом финансовой науки и практики выступает финансовое хозяйство государства и предприятий. Налоги являются важнейшим элементом государственных финансов. Около 90% всех бюджетных (государственных и муниципальных) потоков составляют налоговые потоки. Более того, финансовая теория и практика на протяжении длительного времени, до начала XX в., развивалась преимущественно как наука о налогах. Поэтому науку о финансах можно считать теоретическим фундаментом налогового менеджмента, который выступает составной частью финансового менеджмента предприятий системы управления их финансовыми (денежными) потоками путем принятия стратегических и тактических решений. В среднем около 45% валовой добавленной стоимости российских предприятий распределяется (перераспределяется) через налоги. Они составляют значительную часть продажных цен, прибыли, зарплаты и других доходов.

    Вместе с тем традиционно и финансовый, и налоговый менеджмент ограничены лишь сферой хозяйствующих субъектов - предприятий, в то время как субъектами налоговых отношений и управления ими выступают и предприятия-налогоплательщики, и государство в лице соответствующих органов, которые организуют, планируют, регулируют и контролируют налоговый процесс на своем уровне.

    Таким образом, налоговый менеджмент представляет собой систему государственного и корпоративного управления налоговыми потоками путем использования рыночных форм и научно обоснованных методов и принятия решений в области управления налоговыми доходами и расходами на макро- и микроуровнях.

    Финансовый менеджмент, в свою очередь, позволяет ответить на вопросы: какими должны быть структура активов, соотношение товарно-материальных ценностей и денежных ресурсов; как организовать оборотные средства с целью наиболее эффективного их использования на всех стадиях кругооборота?

    Управление пассивами означает не только поиск возможных источников средств, но и формирование их оптимальной структуры, обеспечивающей максимальную отдачу на каждую единицу капитала организации.

    Искусство финансового управления заключается в сочетании действий и решений по обеспечению устойчивого текущего финансового положения организации, ее платежеспособности и ликвидности, а также перспектив развития, подкрепленных долгосрочными источниками финансирования, формирующими структуру активов. Главная цель финансового менеджмента - повышение благосостояния собственников (владельцев) организации в текущей и долгосрочной перспективе.

    Налоговый менеджмент как система управления имеет объект и субъект управления (см. рисунок).

    Взаимосвязи элементов налогового менеджмента как системы управления

    Объектом налогового менеджмента являются налоговые потоки, совершающие движение в результате выполнения налогами своих функций, а также налогового процесса на макро- и микроуровнях. Причем для функционирования и корпоративного, и государственного налогового менеджмента объектом управления выступают как входящие, так и выходящие налоговые потоки, несмотря на то что одни и те же потоки для государства считаются доходом, а для предприятий-налогоплательщиков - расходом. Только комплексное управление входящими и исходящими налоговыми потоками в целом и на каждом уровне в отдельности позволит достичь желаемой цели и обеспечить эффективность налогового менеджмента.

    Субъекты налогового менеджмента - это государство в лице законодательных и исполнительных органов власти (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, другие государственные структуры и учреждения, включая аналогичные органы власти и службы субъектов Российской Федерации), а также сами налогоплательщики - юридические лица (предприятия, организации и их специальные подразделения (отделы, группы лиц)).

    Как система управления финансовый менеджмент также предполагает наличие объекта и субъекта управления.

    Объектом управления финансового менеджмента выступают финансы и финансовая деятельность организации.

    Субъектами финансового менеджмента являются лица, принимающие финансовые решения. Исходя из зарубежной экономической практики, можно выделить три основных уровня таких субъектов управления денежными потоками (финансовыми ресурсами): высший, средний и персональный. Соответственно подразделяются и финансисты, профессионально обслуживающие тот или иной уровень: финансовый директор, финансовые менеджеры и финансовые консультанты.

    В процессе реализации своей главной цели финансовый менеджмент направлен на реализацию следующих задач:

    1. формирование достаточного объема финансовых ресурсов согласно задачам развития организации в предстоящем периоде;
    2. наиболее эффективное распределение и использование сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности организации;
    3. оптимизация денежного потока;
    4. обеспечение достаточного уровня прибыли организации;
    5. минимизация уровня финансового риска при предусматриваемом уровне прибыли;
    6. достижение постоянного финансового равновесия организации в процессе ее развития;
    7. обеспечение возможностей быстрого реинвестирования капитала при изменении внешних и внутренних условий осуществления хозяйственной деятельности.

    Частные цели государственного и корпоративного налогового менеджмента различаются: государство заинтересовано в росте налоговых поступлений, а предприятие - в уменьшении налоговых платежей. Однако общая цель налогового менеджмента, безотносительно к его уровню, заключается в укреплении финансов, повышении экономической эффективности и обеспечении экономического роста.

    Налоговый менеджмент - это наука, искусство и практика принятия управленческих решений по оптимизации налоговых потоков государством и предприятиями, а также решений по выбору и рационализации форм и методов налогообложения, налогового планирования, регулирования и контроля.

    Как любая организационная структура, налоговый менеджмент строится на определенных организационных принципах, среди которых можно выделить:

    1. взаимосвязь с общей системой управления экономикой и финансами;
    2. комплексный и стратегический характер принимаемых управленческих налоговых решений;
    3. динамизм налогового управления;
    4. многовариантность подходов и управленческих решений;
    5. учет фактора риска при принятии решений.

    Названные принципы являются минимальными общими требованиями к построению рациональной системы налогового менеджмента.

    Анализ должностных инструкций финансовых директоров ряда крупных организаций в России показал, что типичными целями и задачами их зоны ответственности являются:

    • разработка финансовой политики организации, в том числе инвестиционной, учетной и налоговой политики;
    • формирование в соответствии с утвержденной стратегией развития компании ежегодных и ежеквартальных финансовых планов (прогнозов) и контроль их исполнения;
    • представление интересов фирмы во взаимодействии с банковскими структурами, инвесторами, владельцами, аудиторами и иными контролирующими органами;
    • мониторинг внешней среды, слежение за базовыми финансовыми индикаторами (индекс инфляции, курсы акций, процентные ставки, рентабельность отрасли, правовые акты и т.д.);
    • разработка внутренних финансовых нормативов, мониторинг доходов и расходов, бюджетирование бизнес-процессов;
    • координация финансовой деятельности зависимых организаций, структурных подразделений и зон ответственности, составление консолидированной отчетности;
    • анализ финансового состояния организации; формирование оптимальных схем движения финансовых потоков, снижение дебиторской задолженности, осуществление налогового планирования;
    • эффективное размещение временно свободных денежных средств фирмы в банках и других инвестиционных институтах, управление рисками денежных вложений;
    • отбор эффективных инвестиционных проектов и формирование оптимального портфеля инвестиций, комплексное управление активами организации с целью обеспечения роста благосостояния собственников и капитализации бизнеса;
    • координация программ набора, обучения и профессионального развития персонала финансового департамента.

    Функции налогового отдела:

    1. разработка плана налоговых отчислений в соответствии с порядком, предусмотренным действующим законодательством, а также на основе информации о производственных возможностях, наличии денежных ресурсов (финансовый план) и данных налогового и бухгалтерского учета;
    2. контроль за правильностью ведения налогового учета и заполнения налоговых деклараций, справок и другой обязательной документации, представляемой в налоговые органы;
    3. реструктуризация налоговой задолженности организации;
    4. разработка финансовых схем по оптимизации налоговых платежей организации;
    5. контроль за своевременностью уплаты налоговых платежей финансовой службой;
    6. анализ действующего налогового законодательства, рекомендации по результатам проведенного анализа всем заинтересованным лицам;
    7. взаимоотношения с налоговыми органами всех уровней при проведении последними выездных и камеральных налоговых проверок, расследовании уголовных дел, возбужденных в связи с неуплатой налоговых платежей, а также при разрешении спорных и требующих неоднозначного разрешения вопросов налогообложения;
    8. регулярное представление руководству организации сведений о задолженности в бюджет и внебюджетные фонды по налоговым платежам.

    Организации (корпорации, предприятия) все чаще используют различные схемы минимизации вместо оптимизации налоговых платежей, а государство все более активно проводит налоговую реформу, не всегда получая должный фискальный и регулирующий эффект.

    Современное понимание системы налогового менеджмента обычно исключает из нее такое важное звено, как государственный налоговый менеджмент, т.е. управление налоговыми отношениями на макроуровне. Заложить основы государственного налогового менеджмента - важнейшая задача современной российской теории и практики управления налоговым процессом.

    Управление налоговыми платежами российскими организациями также требует методологического обоснования и практического развития. Корпоративный налоговый менеджмент должен стать одной из главных функций управления предприятием.

    Тема 1. Теоретические, правовые и организационные основы налогового менеджмента

    1. Историческое развитие украинского налогового менеджмента (самостоятельно).

    Сущность, функции, задачи и принципы налогового менеджмента.

    3. Государственный налоговый менеджмент.

    4. Корпоративный налоговый менеджмент

    Налоговая нагрузка - критерий эффективности налогового менеджмента.

    Сущность, функции, задачи и принципы налогового менеджмента

    По своей сути налоговый менеджмент законодательно закрепленный
    процесс управления организацией администрирования налогов и сборов со стороны фискальных органов, а также их начислением и уплатой со стороны плательщиков налогов. В первом случае речь идет о государственном налоговый менеджмент, во втором - корпоративный.

    Целесообразно разделить понятия налогового менеджмента на государ­ственном уровне (макроуровне) и уровне субъектов хозяйство­вания и домохозяйств ( микроуровне), принимая во внимание различие в их объектах, субъектах, целях и за­дачах.

    Сопоставительная характеристика налогового менеджмента на макро- и микроуровне.

    Налоговый менеджмент на макроуровне Налоговый менеджмент на микроуровне
    Объект - налоговая система государства; - потоки налоговых платежей в бюджеты всех уровней; - договорные отношения по предоставлению налоговых льгот и кредитов; - контрольные действия за соблюдением налогового законодательства; - отношения, которые возникают между государством и плательщиками по поводу уплаты налогов; -действия и процессы, направленные на установление и изменение налоговых норм, и взимание налогов. - система налогового учета предприятия ; - отношения, которые возникают между государством и плательщиками по поводу уплаты налогов; имущество, доход, прирост стоимости изделия, вид деятельности

    Субъект - государство в лице его органов; - органы законодательной и исполнительной власти, контролирующие органы - налогоплательщики: юридические и физическое лица
    Цель - формирование и обеспечение функционирования эффективной налоговой политики государства; - сбор налогов и контроль их получения; - обеспечение доходной части бюджета и влияния налогов на развитие предпринимательства и социальной сферы. - максимизация прибыли за счет сокращения налоговых расходов ; - обеспечение оптимальных налоговых платежей с учетом действующего законодательства; - своевременное и полное выполнение обязательств налогоплательщиков [13]
    Задачи - обеспечение мобилизации денежных поступлений для исполнения доходной части бюджетов; - прогнозирование объемов налоговых поступлений; - разработка новых концепций налогообложения; - создание законодательной базы; - образование системы налоговых институтов; образование системы штрафных санкций. - разработка налоговой политики предприятия; - управление системой налогового учета предприятия ; - определение оптимальной системы налогообложения предприятия ; - применение возможных льгот; - расчет производственной диверсификации ; - разработка налоговых планов и налогового календаря ; оценка эффективности налогового менеджмента предприятия .

    Анализируя эти определения, можно сде­лать такие выводы:

    — объектом налогового менеджмента на макроуровне является налоговая система государства, все другие приведенные примеры в той или иной мере входят в состав или являются связями элементов налоговой системы; на мик­роуровне объектом является система налогово­го учета предприятия;

    субъектом налогового менеджмента на макроуровне выступают государственные орга­ны, входящие в налоговую систему; на микро­уровне — налогоплательщики;

    целью налогового менеджмента на мак­роуровне принято считать обеспечение доход­ной части бюджетов всех уровней, направлен­ное на полноценное выполнение государством своих функций за счет создания эффективной налоговой системы, содействующей развитию предпринимательства, социальной сферы и экономики в целом; на микроуровне целью яв­ляется максимизация чистой прибыли за счет сокращения налоговых расходов и дополни­тельного инвестирования.

    Задачи налогового менеджмента на макро- и микроуровне также отличаются, что подтвер­ждает необходимость отдельного определения понятия налогового менеджмента на макро- и микроуровне.

    Налоговый менеджмент на макроуровне (государственный) можно охарактеризовать как со­вокупность принципов, методов, приемов, средств и форм управления налоговой систе­мой государства с целью эффективного разви­тия экономики.

    Налоговый менеджмент на микроуровне ( корпоративный) можно определить как совокупность принципов, методов, средств, приемов и форм управления системой налогового учета субъекта хозяйствования с целью повышения эффективности его деятельности с соблюдением норм законодательства и учетом интересов государства.

    Взаимосвязь налогового менеджмента на макро- и микроуровне можно охарактеризовать следующим образом


    Налоговый менеджмент на макро- и микро­уровне объединяется посредством потоков денеж­ных ресурсов, которые направляются от налого­плательщиков в бюджеты всех уровней. Их осо­бенность состоит в том, что они являются одно­временно доходами государства и расходами на­логоплательщиков. Это вынуждает субъектов на­логового менеджмента на макроуровне — государ­ственные органы (законодательные, фискальные и т.п.) — учитывать не только фис­кальные интересы государства при выборе прин­ципов, методов, средств, приемов и форм построения и управления объектом (налоговой сис­темой государства), но и необходимость инвести­рования субъектов хозяйствования — налогопла­тельщиков. В то же время выбор субъектами на­логового менеджмента на микроуровне (налого­плательщиков) принципов, методов, средств, приемов и форм управления своим объектом (на­логовым учетом предприятия) взаимосвязан с целями и задачами государственного налогово­го менеджмента..

    Величина формирующейся под двусторонним воздействием базы налогообложения зависит от координации усилий взаимозависимых субъектов. Так, от величины базы на-
    логообложения зависят соогветствующие объемы денежных потоков и, как следствие, полнота поступлений налоговых платежей в бюджеты.

    При этом налоговая система государства (под воздействием субъектов налогового менеджмента на макроуровне) и налоговый учет предприятий (уп-
    равляемый субъектами налогового менеджмента на микроуровне) оказывают взаимное влияние на потоки денежных ресурсов и полноту уплаты налоговых платежей. В итоге сумма этих платежей непосредственно влияет на возможности субъектов налогового менеджмента на макроуровне исполнять свои функции, а у субъектов налогового
    менеджмента на микроуровне - получать адекватные услуги от государства.

    Тема 1. Теоретические, правовые и организационные основы налогового менеджмента

    1. Историческое развитие украинского налогового менеджмента (самостоятельно).

    Сущность, функции, задачи и принципы налогового менеджмента.

    3. Государственный налоговый менеджмент.

    4. Корпоративный налоговый менеджмент

    Налоговая нагрузка - критерий эффективности налогового менеджмента.

    Сущность, функции, задачи и принципы налогового менеджмента

    По своей сути налоговый менеджмент законодательно закрепленный
    процесс управления организацией администрирования налогов и сборов со стороны фискальных органов, а также их начислением и уплатой со стороны плательщиков налогов. В первом случае речь идет о государственном налоговый менеджмент, во втором - корпоративный.

    Целесообразно разделить понятия налогового менеджмента на государ­ственном уровне (макроуровне) и уровне субъектов хозяйство­вания и домохозяйств ( микроуровне), принимая во внимание различие в их объектах, субъектах, целях и за­дачах.

    Сопоставительная характеристика налогового менеджмента на макро- и микроуровне.

    Налоговый менеджмент на макроуровне Налоговый менеджмент на микроуровне
    Объект - налоговая система государства; - потоки налоговых платежей в бюджеты всех уровней; - договорные отношения по предоставлению налоговых льгот и кредитов; - контрольные действия за соблюдением налогового законодательства; - отношения, которые возникают между государством и плательщиками по поводу уплаты налогов; -действия и процессы, направленные на установление и изменение налоговых норм, и взимание налогов. - система налогового учета предприятия ; - отношения, которые возникают между государством и плательщиками по поводу уплаты налогов; имущество, доход, прирост стоимости изделия, вид деятельности

    Субъект - государство в лице его органов; - органы законодательной и исполнительной власти, контролирующие органы - налогоплательщики: юридические и физическое лица
    Цель - формирование и обеспечение функционирования эффективной налоговой политики государства; - сбор налогов и контроль их получения; - обеспечение доходной части бюджета и влияния налогов на развитие предпринимательства и социальной сферы. - максимизация прибыли за счет сокращения налоговых расходов ; - обеспечение оптимальных налоговых платежей с учетом действующего законодательства; - своевременное и полное выполнение обязательств налогоплательщиков [13]
    Задачи - обеспечение мобилизации денежных поступлений для исполнения доходной части бюджетов; - прогнозирование объемов налоговых поступлений; - разработка новых концепций налогообложения; - создание законодательной базы; - образование системы налоговых институтов; образование системы штрафных санкций. - разработка налоговой политики предприятия; - управление системой налогового учета предприятия ; - определение оптимальной системы налогообложения предприятия ; - применение возможных льгот; - расчет производственной диверсификации ; - разработка налоговых планов и налогового календаря ; оценка эффективности налогового менеджмента предприятия .

    Анализируя эти определения, можно сде­лать такие выводы:

    — объектом налогового менеджмента на макроуровне является налоговая система государства, все другие приведенные примеры в той или иной мере входят в состав или являются связями элементов налоговой системы; на мик­роуровне объектом является система налогово­го учета предприятия;

    субъектом налогового менеджмента на макроуровне выступают государственные орга­ны, входящие в налоговую систему; на микро­уровне — налогоплательщики;

    целью налогового менеджмента на мак­роуровне принято считать обеспечение доход­ной части бюджетов всех уровней, направлен­ное на полноценное выполнение государством своих функций за счет создания эффективной налоговой системы, содействующей развитию предпринимательства, социальной сферы и экономики в целом; на микроуровне целью яв­ляется максимизация чистой прибыли за счет сокращения налоговых расходов и дополни­тельного инвестирования.

    Задачи налогового менеджмента на макро- и микроуровне также отличаются, что подтвер­ждает необходимость отдельного определения понятия налогового менеджмента на макро- и микроуровне.

    Налоговый менеджмент на макроуровне (государственный) можно охарактеризовать как со­вокупность принципов, методов, приемов, средств и форм управления налоговой систе­мой государства с целью эффективного разви­тия экономики.

    Налоговый менеджмент на микроуровне ( корпоративный) можно определить как совокупность принципов, методов, средств, приемов и форм управления системой налогового учета субъекта хозяйствования с целью повышения эффективности его деятельности с соблюдением норм законодательства и учетом интересов государства.

    Взаимосвязь налогового менеджмента на макро- и микроуровне можно охарактеризовать следующим образом


    Налоговый менеджмент на макро- и микро­уровне объединяется посредством потоков денеж­ных ресурсов, которые направляются от налого­плательщиков в бюджеты всех уровней. Их осо­бенность состоит в том, что они являются одно­временно доходами государства и расходами на­логоплательщиков. Это вынуждает субъектов на­логового менеджмента на макроуровне — государ­ственные органы (законодательные, фискальные и т.п.) — учитывать не только фис­кальные интересы государства при выборе прин­ципов, методов, средств, приемов и форм построения и управления объектом (налоговой сис­темой государства), но и необходимость инвести­рования субъектов хозяйствования — налогопла­тельщиков. В то же время выбор субъектами на­логового менеджмента на микроуровне (налого­плательщиков) принципов, методов, средств, приемов и форм управления своим объектом (на­логовым учетом предприятия) взаимосвязан с целями и задачами государственного налогово­го менеджмента..

    Величина формирующейся под двусторонним воздействием базы налогообложения зависит от координации усилий взаимозависимых субъектов. Так, от величины базы на-
    логообложения зависят соогветствующие объемы денежных потоков и, как следствие, полнота поступлений налоговых платежей в бюджеты.

    При этом налоговая система государства (под воздействием субъектов налогового менеджмента на макроуровне) и налоговый учет предприятий (уп-
    равляемый субъектами налогового менеджмента на микроуровне) оказывают взаимное влияние на потоки денежных ресурсов и полноту уплаты налоговых платежей. В итоге сумма этих платежей непосредственно влияет на возможности субъектов налогового менеджмента на макроуровне исполнять свои функции, а у субъектов налогового
    менеджмента на микроуровне - получать адекватные услуги от государства.

    Читайте также: