Экспортные субсидии и экспортные пошлины

Опубликовано: 01.05.2024

Спасибо Вам, что выполнили это действие!

Назад на страницу



Развитие экспорта

Возмещения затрат по транспортировке товаров за пределы РФ

Получатели

Юридические лица (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальные предприниматели.

Кто может подать заявку

Действующий экспортер, соответствующий следующим требованиям:

Какие затраты возмещаются

  • подтверждение соответствия товаров, получение охранных документов и сертификацией менеджмента качества, необходимых для реализации товаров за рубежом (возмещаются фактические затраты за 3 года, но не более 50% от суммы экспортного контракта, при этом размер субсидии на сертификацию и охранные документы не может превышать 3 млн рублей, размер субсидии на сертификацию системы менеджмента качества не может превышать 500 тыс. рублей);
  • перевозка (транспортировка) за пределы территории Российской Федерации товаров, произведенных на территории города Москвы (возмещается до 20% от стоимости партии товара не более 3 млн рублей).

Кроме того, в настоящее время принято решение возмещать затраты на экспорт результатов интеллектуального труда и адаптацию товаров или услуг для международного

Объем возмещения

В размере фактически понесенных и документально подтвержденных затрат за период не ранее 1 января года, предшествующего году, в котором подана заявка, на перевозку (транспортировку) каждой партии товара, но не более 20 процентов от стоимости партии товара и не более трех миллионов рублей.

Куда обращаться за получением субсидии

В уполномоченную организацию Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы (Автономная некоммерческая организация «Московский экспортный центр»).

Как получить данный вид субсидии

  • Ознакомьтесь с нормативным правовым актом: постановление Правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. № 646-ПП.


Возмещения затрат по реализации товаров за пределами РФ

Получатели

Юридические лица (за исключением государственных и муниципальных учреждений) и индивидуальные предприниматели.

Кто может подать заявку

Действующий или потенциальный экспортер, соответствующий следующим требованиям

Какие затраты возмещаются

Подтверждение соответствия товаров в организациях, имеющих аккредитацию в Федеральной службе по аккредитации или аналогичном государственном органе иностранного государства.

  • Стоимость работ, проводимых государственным органом или уполномоченной организацией, по осуществлению процедур подтверждения соответствия товаров.
  • Стоимость работ и услуг по переводу необходимых документов на иностранный язык.
  • Стоимость образцов, отобранных для сертификационных испытаний.
  • Стоимость работ по испытанию продукции в аккредитованной испытательной лаборатории.
  • Стоимость сертификации производства.

Получение охранных документов (патентов, свидетельств) на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, государственном органе иностранного государства и (или) в межправительственной организации.

  • Стоимость работ, связанных с проведением патентных исследований.
  • Стоимость работ и услуг по переводу необходимых документов на иностранный язык.
  • Стоимость работ и услуг по подготовке, подаче заявки на получение охранных документов.
  • Сумма пошлин за выдачу охранных документов.

Сертификация соответствия систем менеджмента требованиям соответствующих стандартов в организациях, имеющих аккредитацию в Федеральной службе по аккредитации или аналогичном государственном органе иностранного государства.

  • Стоимость работ, проводимых государственным органом или уполномоченной организацией, по сертификации соответствия систем менеджмента требованиям соответствующих стандартов.
  • Стоимость работ и услуг по переводу необходимых документов на иностранный язык.
  • Стоимость сертификации производства или системы качества.
  • Стоимость работ по проведению проверок систем менеджмента, проводимых в рамках инспекционного контроля за соответствием сертифицированной системы качества (производства) требованиям соответствующих сертификационных стандартов.
  • Сумма пошлин за выдачу документов, подтверждающих осуществление сертификации соответствия систем менеджмента требованиям соответствующих сертификационных стандартов.

Объем возмещения

  • Не более 50 процентов от выручки от реализации товаров за пределами территории Российской Федерации по договорам, в целях исполнения которых произведены затраты, за последние 12 календарных месяцев.
    Но:
  • не более трех миллионов рублей (на подтверждение соответствия товара и получение охранных документов);
  • не более 500 тысяч рублей (на сертификацию производства).

Куда обращаться за получением субсидии

В уполномоченную организацию Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы (Автономная некоммерческая организация «Московский экспортный центр»).

Экспортная субсидия

Единовременная сумма, выдаваемая правительством с целью содействия предпринимательской деятельности, считающейся полезной для общественного благополучия.

Экспортная субсидия

(export subsidy) Субсидия экспортерам, благодаря которой цена единицы продукции, полученная производителями экспортных товаров, оказывается выше, чем цена, уплаченная иностранными покупателями. Прямые экспортные субсидии запрещены международными соглашениями, однако многие другие государственные меры с аналогичным эффектом получили весьма широкое распространение. Экспортерам могут возвращаться уплаченные ими таможенные пошлины на используемые ресурсы, предоставляться субсидированные кредиты, обеспечиваться привилегированный доступ к обычным кредитам или оказываться помощь в финансировании их капитальных затрат или расходов на профессиональное обучение. В странах, где существует валютный контроль или прямой контроль над импортом, экспортеры могут пользоваться преимуществом в приобретении дефицитных материалов или иностранной валюты. Фирмы, которым приходится конкурировать с иностранными производителями, подозреваемыми в получении экспортных субсидий, часто добиваются введения компенсирующих импортных таможенных пошлин, предназначенных для устранения эффекта подобных субсидий.

Экспортная субсидия

сумма денег, выплачиваемая производителю, который вывозит товар на экспорт. Используется государством с целью поощрения вывоза определенных видов продукции и предоставления услуг иностранным партнерам, для расширения экспорта, овладения внешними рынками. Экспортная субсидия создает более благоприятные ценовые условия для реализации товаров на зарубежных рынках. Экспортные субсидии применяются, как правило, в форме полного либо частичного освобождения фирм-экспортеров от уплаты тех или иных налогов, импортных пошлин, возврата акцизных сборов, либо в виде прямого субсидирования экспорта, как это, например, делается в США в процессе продажи зерновых на мировых рынках, чтобы поддержать тем самым своих отечественных фермеров. Использование экспортных субсидий частично регламентируется положениями ГАТТ/ВТО, в частности Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам — «Кодекс по субсидиям». Главная цель этого Кодекса — создать нормальные условия конкуренции на мировом рынке: предоставление прямых субсидий предприятиям либо отраслям, выполняющим экспортные заказы; надбавки (премии) за экспорт; льготные транспортные либо фрахтовые тарифы; налоговые льготы экспортерам. Кроме того, экспортные субсидии регламентируются правилами антидемпинговой процедуры.

Экспортная субсидия

финансовое поощрение (льготы) государственными органами национальных экспортеров товаров и услуг за рубеж, оказываемое на территории страны-экспортера (производителя) в любой форме, предусмотренной Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ) (см. Всемирная торговая организация). Компенсац. пошлина вводится в том случае, когда величина субсидии составляет не менее 1% стоимости товара, а наличие ущерба или его угрозы доказано. Если установлены факт ущерба и наличие соотв. субсидии, Министерство торговли РФ обращается в правительственные органы страны-экспортера с просьбой о консультациях. Если в течение 6 мес. консультации не дают результата, предлагается проект введения компенсац. пошлин. Правительство РФ также имеет право вводить на срок до 6 мес. сезонные импортные пошлины, и в период их действия ставки импортного тамож. тарифа не применяются. Э.с. (п.), используемые с конца ХIХ в. как одна из форм конкурентной борьбы за внешние рынки, могут быть прямыми и косвенными (скрытыми). Прямые финанс. субсидии предоставляются в виде выплат из гос. бюджета при продаже товаров и услуг за границей по ценам ниже, чем у конкурентов, или даже ниже среднемировых цен. Прямые Э.с. (п.) широко применяются в США (напр. вывоз сельскохоз. продукции), а также в развитых странах-членах ЕС, в Японии, Канаде ( экспорт автомобилей, проката черных металлов, текстиля и т.п.). Размеры прямых Э.с. (п.) в отд. случаях достигают 60–70% цены реализации товаров и услуг, что позволяет расширить экспорт продукции по чрезвычайно заниженным – демпинговым ценам. Косвенные (скрытые) субсидии означают льготы при уплате акцизов, уменьшении или освобождении от внутр. налогов, тамож. пошлин и др. сборов (см. Сбор) и оказание различных кредитных льгот. Гос. органы России в условиях хронич. дефицита бюджета, спада нац. произ-ва не располагают достаточными финансовыми ресурсами для предоставления Э.с. (п.) отечеств. экспортерам.

Российские аграрии бьют тревогу из-за решения Правительства РФ о повышении вывозных таможенных пошлин на зерно, семена подсолнечника, рапс и сою – на некоторые с 0% от таможенной стоимости товара до 50 евро за тонну. Это может привести к огромным убыткам для растениеводов и к сокращению объемов производства — крестьяне будут просто не заинтересованы в том, чтобы производить свою продукцию в прежних объемах. И в итоге мера властей даст обратный результат — повлечет не снижение, а рост конечных цен на продукты питания. Будет нанесен удар и по имиджу России как экспортера. Подробности — в материале Накануне.RU.

Лидер "Партии Дела", президент ассоциации "Росспецмаш" Константин Бабкин во время пресс-конференции назвал решение кабмина "странным" и заявил, что со стороны российских властей было неправильно принимать его закулисно, без обсуждений.

Он обратился к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой не продлевать введенные таможенные пошлины на следующее полугодие и в дальнейшем никогда их не вводить. По мнению Константина Бабкина, это тормозит развитие агропромышленного комплекса, и если власти хотят сделать из России богатую, промышленную, аграрную державу, то "забирать деньги у крестьян" нельзя.

"В последние годы наше сельское хозяйство развивалось достаточно активно. Россия несколько лет подряд демонстрировала рекордный урожай зерновых и производства мяса, птицы, стала крупнейшим в мире экспортером пшеницы. Серьезно развивалось сельхозмашиностроение. Наши машины экспортируются в 40 стран мира и занимают доминирующее положение на внутреннем рынке. Остановилось падение уровня жизни крестьян. Это решение [о введении пошлин] может перечеркнуть все достижения", — заявил Константин Бабкин.

Он отметил, что аргумент Правительства о том, что рост цен на продукцию сельского хозяйства может отрицательно сказаться на покупательской способности бедного населения, не выдерживает никакой критики, поскольку сбивание оптовых цен на зерно не приведет к реальному снижению цен на хлеб.

комбайн Ростсельмаш, сельское хозяйство, уборочная кампания(2016)|Фото: Ростсельмаш

600? '600px': '100%' ); width:100%;" title="комбайн Ростсельмаш, сельское хозяйство, уборочная кампания(2016)|Фото: Ростсельмаш" />

Смешным эксперт назвал и аргумент о том, что если не сдерживать экспорт, то все зерно вывезут из России. "Чтобы мы были обеспечены зерном, хлебом, нам надо не ограничивать развитие зерноводства, не сбивать цены на зерно, а стимулировать его сбыт, инвестиции, бороться за развитие экспорта", — отметил Константин Бабкин, добавив, что в большом количестве зерна заинтересованы и другие производства — например, птицеводы. Снижение цен на внутреннем рынке и снижение производства зерна противоречит их интересам.

Ограничение экспорта зерна откликается волной в других смежных отраслях. Крестьяне видят, что не смогут по справедливой цене продать свою продукцию и в результате меньше инвестируют в технику, удобрения, повышение квалификации сотрудников. Это все влияет на покупательскую способность людей.

В качестве примера аграрии приводят 2015 г., когда существовала аналогичная пошлина, которая действовала до осени 2016 г. Тогда ограничение экспорта зерна привело к тому, что рынок сельскохозяйственных машин снизился на 15-20% к предыдущему году.

Ведущий эксперт по АПК, директор "Совэкона" Андрей Сизов отметил, что из-за принятого решения об ограничении экспорта из кармана аграриев фактически изымут 211 млрд руб. в 2021 г. Тогда как весь аграрный бюджет составляет 260 млрд руб. Потери, на первый взгляд, по словам эксперта, незначительные, но на деле это серьезный удар по растениеводству. Основные убытки будут у производителей пшеницы ($2,6 млрд), производители ячменя и кукурузы не досчитаются $0,13 млрд и $0,07 млрд соответственно.

Однако убытки будут расти и в новом сезоне, в зависимости от урожая, составят уже 311 млрд руб. "Сейчас обсуждается некая плавающая пошлина на пшеницу. Это основная культура, на которой держится сельское хозяйство. Она может составить около 70% от разницы между экспортной ценой и $200 за тонну. Сейчас цена примерно $300, то $70 за тонну пшеница будет составлять. То есть столько аграрии будут недополучать не только за то, что идет на экспорт, но и за торговлю на внутреннем рынке, ведь наш рынок считается от мирового рынка", — отметил Сизов.

Главные проблемы, по его словам, начнутся с урожая 2022 г. Россия будет терять позиции лидера мирового экспорта, а российские сельхозпроизводители столкнутся с ростом цен на материально-технические ресурсы.

Директор "Совэкона" считает, что ограничение экспорта повлечет за собой репутационный риск для России — есть шансы потерять покупателей на мировых рынках. И вернуть их назад будет возможно, при желании Россия сможет вернуться на утраченные позиции, только продавая зерно по более низким ценам, чем у конкурентов. Сами же конкуренты нашей страны от этих мер только выигрывают.

"В целом, выигрывают все сельхозпроизводители мира, кроме России. И Франция, и Украина. Больше всех, пожалуй, американские фермеры. Там относительно высокие запасы пшеницы, они ее продадут по этой высокой цене — мировые цены выросли, в том числе за счет заявлений России об ограничении экспорта. Вопрос в том, почему Россия, являясь членом ВТО, вводит такие решения и можем ли мы получить иски от других государств? Такие ограничения возможны, когда, например, жуткий урожай, нашествия саранчи. Но сейчас урожай рекордный. Кто-то из покупателей зерна может обратиться в ВТО с иском. Может быть, тогда власти объяснят, почему приняли такое решение", — высказался Андрей Сизов.

По словам директора Зернового союза сельхозпроизводителей Ростовской области Юрия Паршукова, вопрос о введении пошлин напрямую коснется поддержки сельского хозяйства.

"В текущем году Ростовская область заняла первое место по валовому сбору зерновых — 12 млн 625 тыс. тонн. Рост к 2019 г. — 3%. А вообще за 10 лет, с 2008 по 2018 г., валовые сборы зерновых увеличились с 8 млн до 13 млн тонн, ежегодно по 500 тыс. тонн идет увеличение объемов производства. С чем это связано? С интересом к реализации этой продукции. Селяне научились работать: изучили все технологии, приобретали комбайны, вносили каждый год в полном объеме минеральные удобрения. Земля заработала. Землю не обманешь. Нужно продолжать накапливать ресурс, которым она располагает. И если будут ограничительные пошлины, то это, конечно, остановит рост непосредственно урожайности зерновых. Мы провели анализ по всем районам. Рост урожайности может быть увеличен, прошедший год показал, что это реально", — заявил он.

Ростовская область является крупным экспортером — вывозит 10 млн тонн зерна, тогда как 3 млн тонн отправляется на внутренний рынок. Ограничения могут привести к сокращению рабочих мест и падению уровня жизни населения. Паршков призвал взвешенно подходить к решению подобных вопросов.

"Решили убить курицу, которая несет золотые яйца", — заявил аграрий.

Председатель совета директоров группы компаний "Верхнехавский агрохолдинг" Антон Пермяков поддержал Паршукова, отметив, что есть риск перечеркнуть все положительные итоги динамичного развития российского растениеводства.

"Ради чего все это делается? Зачем мы пытаемся забрать из растениеводства 200-300 млрд? Что пытаемся дать взамен? Простой подсчет позволяет, мягко говоря, удивиться. В самом дорогом хлебе цена зерна вообще ничтожна. В самом дешевом, но самом лучшем хлебе — старый, советский, гостовский хлеб, очень сложно засунуть зерна больше чем на 10 руб. Норма потребления хлеба в год — 100 кг на человека. Берем 10 руб. зерна, умножаем на 100 — получаем 1000. Но мы же не говорим, что хлеб станет дешевле на столько. Нет, мы говорим, что зерно станет на 20% дешевле. 20% — это вся прибыль растениеводства за пределами юга. Чуть дальше на восток у растениеводства будет изъята вся прибыль. И ради чего? У нас, как всегда, когда дешевеет зерно, хлеб не дешевел ни разу. Я не помню, чтобы такое произошло хотя бы раз. Но если даже такое случится, то речь пойдет о суммах совершено ничтожных", — высказался он.

хлеб(2018)|Фото:Накануне.RU

600? '600px': '100%' ); width:100%;" title="хлеб(2018)|Фото:Накануне.RU" />

"Это даже не сжечь дом, чтобы приготовить поросенка. Это сжечь дом, чтобы приготовить поросенка, которого еще даже не поймали", — заявил Пермяков.

Издатель портала "Крестьянские ведомости" Игорь Абакумов призвал не забывать уроки прошлого — он напомнил, что в 1980 г. в США ввели эмбарго на поставку зерна в СССР в связи с войной в Афганистане и в результате потеряли крупнейшего покупателя, а такие страны, как Аргентина и Бразилия получили развитие. То есть, американцы сами создали себе конкурентов на рынке. После этого в США было принято решение, что любое зерновое эмбарго вводится только в случае ЧС. В 2010 г. в РФ прекращали экспорт зерна, что также привело к тому, что зерновой рынок просел.

Константин Бабкин отметил, что в России пришла пора менять экономическую идеологию — если крестьянам будет невыгодно выращивать хлеб, то выгодным останется только экспорт газа и нефти. И в этой ситуации многие люди останутся без работы, а число бедных возрастет.

"Четкой экономической идеологии на сегодняшний день у нас нет. Мы то стремимся построить самодостаточную, сильную экономику, то влиться в мировые производственные цепочки хотя бы на вторых ролях. То ограничиваем экспорт своей высокотехнологичной продукции, то стараемся его поддержать. Если посмотреть на решения последнего времени, то мы видим, что Правительство больше стимулирует экспорт непереработанного сырья. Строит новые газопроводы, нефтепроводы, инвестирует в это огромные средства. Никак не ограничивает экспорт металла, электричества, не ограничивает цены на топливо на внутреннем рынке. Но при этом ограничивает цены на сельхозтехнику, продукцию сельского хозяйства, снижает поддержку машиностроения, не исправляет политику малодоступности кредитов для аграриев. Пока экономическая политика шатается. И сейчас опять пошел дрейф в сторону подсаживания страны на сырьевую иглу. Тогда как нам стоит обратиться к опыту всех стран, которые прошли период модернизации, индустриализации. Это низкие налоги, доступные кредиты, мягкая денежная политика, поддержка своих производителей на внутренних рынках и внешних, стимулирование экспорта", — резюмировал он.

Статья 9
Обязательства по экспортным субсидиям

1. Согласно настоящему Соглашению в обязательствах по сокращению учитываются следующие экспортные субсидии:

(a) предоставление правительствами или их учреждениями прямых субсидий, включая платежи натурой, фирме, отрасли промышленности, производителям сельскохозяйственного продукта, кооперативу или иной ассоциации таких производителей, или совету по сбыту, в зависимости от осуществления экспорта;

(b) продажа или передача для экспорта правительствами или их учреждениями некоммерческих запасов сельскохозяйственных продуктов по цене ниже сопоставимой цены, устанавливаемой на аналогичный продукт для покупателей на внутреннем рынке;

(c) выплаты при экспорте сельскохозяйственного продукта, которые финансируются посредством правительства, будь то за счет государственных средств или нет, включая выплаты, которые финансируются за счет выручки от сборов на соответствующий сельскохозяйственный продукт или на сельскохозяйственный продукт, из которого экспортный продукт получен;

(d) предоставление субсидий для снижения издержек обращения при экспорте сельскохозяйственных продуктов (кроме широко распространенных услуг по содействию развитию экспорта и консультационных услуг), включая расходы на погрузочно-разгрузочные работы, повышение качества продукции и прочие расходы по переработке, а также расходы, связанные с международными перевозками и фрахтом;

(e) тарифы на внутренние перевозки и фрахт при поставках на экспорт, установленные или предписанные правительствами на условиях более благоприятных, чем при перевозках грузов, не являющихся экспортными;

(f) субсидирование сельскохозяйственных продуктов в зависимости от их включения в экспортную продукцию.

2. (a) За исключением предусмотренного в подпункте (b), уровни обязательств по экспортным субсидиям на каждый год периода реализации, как это указано в Перечне члена, означают в отношении экспортных субсидий, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, следующее:

(i) в случае обязательств по сокращению бюджетных расходов-максимальный уровень расходов на такие субсидии, которые могут быть предусмотрены или предоставлены в данном году в отношении определенного сельскохозяйственного продукта или группы продуктов; и

(ii) в случае обязательств по количественному сокращению в отношении экспорта- максимальное количество сельскохозяйственного продукта или группы продуктов, в отношении которого такие экспортные субсидии могут быть предоставлены в данном году.

(b) В любой год, начиная со второго и по пятый, периода реализации член может предоставить экспортные субсидии, перечисленные в вышеупомянутом пункте 1 выше, в отдельно взятом году сверх уровня соответствующих годичных обязательств в отношении продуктов или группы продуктов, указанных в части IV Перечня этого члена, при условии, что:

(i) совокупная сумма бюджетных расходов на такие субсидии с начала периода реализации по рассматриваемый год включительно не превышает совокупные суммы, которые получались бы в результате полного выполнения соответствующего годичного обязательства по уровням расходов, указанного в Перечне этого члена, более чем на 3 процента от уровня таких бюджетных расходов в базовый период;

(ii) совокупное количество экспорта с использованием таких экспортных субсидий с начала периода реализации по рассматриваемый год год включительно не превышает совокупное количество экспорта, которое получалось бы в результате полного выполнения соответствующего годичного обязательства в отношении количественных уровней, указанного в Перечне члена, более чем на 1,75 процента от количеств базового периода;

(iii) общая совокупная сумма бюджетных расходов на такие экспортные субсидии и объемы экспорта, на в отношении которых предоставляются экспортные субсидии в течение всего периода реализации, не превышает общей суммы, которая получалась бы при полном выполнении соответствующего годичного обязательства, указанного в Перечне этого члена; и

(iv) бюджетные расходы члена на экспортные субсидии и объемы экспорта, в отношении которых предоставляются такие субсидии, в конце периода реализации не превышают соответственно 64 процентов и 79 процентов от уровня базового периода 1986-1990 гг. Для развивающихся стран-членов этот процент составляет соответственно 76 и 86 процентов.

3. Обязательства, относящиеся к ограничению сферы применения субсидирования экспорта, указаны в Списках уступок.

4. В течение периода реализации от развивающихся стран-членов не требуется выполнять обязательства в отношении экспортных субсидий, перечисленных в подпунктах (d) и (е) пункта 1 выше, если только это не используется для обхода обязательств по сокращению.


>
Предупреждение обхода обязательств по экспортным субсидиям
Содержание
Соглашение по сельскому хозяйству (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.)

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Добровольное ограничение экспорта как одна из новейших форм протекционизма

Добровольное ограничение экспорта (voluntary export restraint (VER)) представляет собой согласие страны-экспортера ограничить экспорт товара в какую-либо страну, импортирующую этот товар за некую цену. ВТО запрещает дискриминационные договоренности в сфере международной торговли, что существенно сокращает тарифные барьеры. Усиливающаяся в связи с этим конкуренция между поставщиками-производителями часто приводит к кризисным явлениям в промышленном производстве, порождающим такую политическую динамику, противостоять которой многим правительствам трудно. Один из обходных путей решения этой проблемы – достижение договоренности о добровольном ограничении экспорта (ДОЭ) со странами-импортерами. Преуспевающий экспортер, как, например, Япония, "добровольно" соглашается ограничить экспорт в страну, товары которой в результате вытесняются. Японские и другие преуспевающие экспортеры мирятся с ДОЭ, поскольку, хотя они и продают меньше, чем в условиях свободной торговли, прибыли от каждой торговой сделки получают больше. Это последнее остается не замеченным гражданами страны, принимающей протекционистские меры, и, следовательно, не вызывает возражений, хотя перелив капитала при этом может, быть колоссальным. Так, из Британии в Японию в результате соглашения о ДОЭ между японскими и британскими производителями автомобилей в 1970-80-х гг. он составлял 50 фунтов в год в расчете на одного человека[7]. Договоры о добровольном ограничении экспорта формально не противоречат положениям ВТО и потому смягчают напряженность в режиме международной торговли. Вместе с тем нельзя отрицать дискриминационного характера ДОЭ. Попытки запретить его практику содержатся в соглашении, подписанном в декабре 1993 г. на Уругвайском раунде.

Субсидирование национальных производителей, сбывающих свою продукцию на зарубежных рынках, искусственно завышает уровень их конкурентоспособности по сравнению с местными поставщиками. Субсидии ограничивают товаропотоки в трех основных случаях.

1. Субсидирование экспорта страны А в страну В наносит ущерб национальным производителям государства В, что дает последним право требовать возмещения ущерба за счет введения компенсационных пошлин.

2. Страна А субсидирует национальное производство товаров, предназначенных для сбыта внутри страны, что негативно сказывается на уровне конкурентоспособности товаров страны В, ввезенных на рынок страны А. Соответственно, страна В может обратиться с жалобой в ВТО или ввести ответные пошлины.

3. Страна А субсидирует экспорт товаров в страну С, что влияет на уровень конкурентоспособности товаров страны В, также реализуемых на рынке С. Но при этом ответные меры со стороны С маловероятны[8].

Прежде всего, высокий уровень поддержки национальных производителей характерен для сельского хозяйства, что нарушает торговые потоки и ведет к неэффективному развитию экономики. В 1997г. так называемый эквивалент дотаций производителям, который определяет объем финансовых ресурсов, выделяемых фермерам, в среднем оценивался в 35% от стоимости объема производства в странах ОЭСР. При этом в отдельных государствах этот показатель варьировался от 3% в Новой Зеландии до 76% в Швейцарии, а самый высокий уровень защиты характерен для производства риса, молока, сахара. В США уровень субсидирования национальных производителей (в отношении к стоимостному объему производства) составляет 0,5%, но с учетом правительственных контрактов повышается до 2%[9].

При этом введение экспортной субсидии считается более предпочтительной мерой, нежели установление таможенного тарифа. Если сохраняется режим свободной торговли и экспортеры получают субсидию, то увеличение национального производства достигается без повышения цен и, следовательно, потребители потерь не несут. Геометрически легко доказать, что общие потери от предоставления субсидии даже с учетом расходов государства меньше, чем от введения аналогичного по своему эффекту тарифа.

Выделяют прямые и косвенные экспортные субсидии. Прямые экспортные субсидии (премии) – это определенные суммы, выплачиваемые экспортеру на вывоз товаров, в экспорте которых заинтересована данная страна. Они представляют собой дотации экспортеру для покрытия разницы между высокой внутренней ценой и низкой ценой на аналогичный товар на мировом рынке или для компенсации части расходов поставщиков. Косвенное субсидирование экспорта является более распространенным, более изощренным и включает в себя целый ряд финансовых льгот отдельным отраслям народного хозяйства или всей экономике на получение кредитов, оплату налогов, расходов на электроэнергию, транспорта и т.д.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: