Экономический анализ при налоговых проверках
Опубликовано: 06.05.2024
Налоговая нагрузка – один из главных показателей, по которым вычисляется определенный минимум по уплате взносов в бюджет. Если предприятие по результатам деятельности не «дотянуло» до минимума в своей сфере, то это может стать поводом для выездной проверки налоговиками. Федеральная налоговая служба на своем сайте опубликовала новые значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2021 год – рассмотрим, что поменялось и как вычислить свою налоговую нагрузку.
Что такое налоговая нагрузка
Этот термин обозначает долю выручки, уплаченную предприятием в бюджет. Зачастую по значению данного коэффициента налоговая инспекция понимает, достаточно ли честно ведется бизнес. ФНС рассчитывает средние значения нагрузки по каждому виду деятельности и публикует таблицы с коэффициентами.
Также значение налоговой нагрузки используют банки, когда принимают решение о выдаче кредита или обслуживании компании. Если размер выплат в бюджет от общего оборота по счету меньше, чем установленный законом, то бизнес считается недобросовестным.
Безопасные значения налоговой нагрузки в 2021 году
Данные значения меняются каждый год и публикуются ФНС в соответствии с данными статистической отчетности. Ниже представлена таблица с коэффициентами, которыми руководствуются налоговики в 2020 году.
До середины 2021 года налоговики используют показатели за 2019-й, и только к середине года будут рассчитаны новые данные, собранные за 2020 год. Ниже представлена таблица с актуальными коэффициентами, которыми сейчас руководствуется ФНС.
Налоговая нагрузка, %
Справочно: фискальная нагрузка по СВ, %
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях
лесоводство и лесозаготовки
Добыча полезных ископаемых — всего
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых — всего
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических
Обрабатывающие производства – всего
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий
производство текстильных изделий, одежды
производство кожи и изделий из кожи
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения
производство бумаги и бумажных изделий
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации
производство кокса и нефтепродуктов
производство химических веществ и химических продуктов
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях
производство резиновых и пластмассовых изделий
производство прочей неметаллической минеральной продукции
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки
производство компьютеров, электронных и оптических изделий
производство электрического оборудования
производство прочих транспортных средств и оборудования
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - всего
производство, передача и распределение электроэнергии
производство и распределение газообразного топлива
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха
Если предприятие занимается несколькими видами деятельности, то нужно ориентироваться на значения налоговой нагрузки для того, который указан основным. В случае, когда компания перешла на работу в другой отрасли, необходимо своевременно вносить данные об этом в ЕГРЮЛ. Если деятельность предприятия не попадает ни под один из видов, указанных в списке выше, то нужно искать значения для ближайшего по своей отрасли.
Как посчитать налоговую нагрузку
В первую очередь нужно понимать, что именно брать для расчета. Согласно последним указаниям налоговиков:
- выручка берется без акцизных сборов и НДС;
- страховые взносы исключаются из расчета;
- доход берется из строки 2110 годового отчета о финансовых результатах;
- в сумму налогов включается уплаченный НДФЛ.
Коэффициент налоговой нагрузки вычисляется по формуле:
Налоговая нагрузка = Сумма уплаченных налогов / Доходы * 100.
Пример расчета
Из налоговой декларации машиностроительного предприятия следует, что компания за прошлый год выплатила налоги на сумму 850 000 руб. При этом страховые взносы составили 330 000 руб. Выручка компании – 9,5 млн. руб. (без НДС). Рассчитаем имеющуюся налоговую нагрузку:
850 000 / 9 500 000 * 100 = 8,94.
Нагрузка по страховым взносам равна:
330 000 / 9 500 000 * 100 = 3,47.
Теперь нужно сравнить полученные величины со средними отраслевыми. Для машиностроения общая нагрузка равна 9,9, а по страховым взносам – 4,4. Можно подвести итог, что данное предприятие платит меньше налогов, чем компании в среднем в этой отрасли предпринимательства. Поэтому бизнес находится под пристальным вниманием фискалов – предприятие может быть включено в план выездных проверок налоговой или потребуется объяснение с ФНС.
Формулы расчетов для разных видов налогообложения
Налоговая инспекция рассчитывает нагрузку для каждого предприятия отдельно, в зависимости от типа налогообложения и разновидности налогов. Рассмотрим подробнее методы вычисления для каждого частного случая.
Для организаций на ОСНО
Налоговая нагрузка = (Сумма НДС к уплате в бюджет + Сумма налога на прибыль, посчитанная к уплате) / Выручка * 100,
- сумма НДС берется из стр. 40, разд. 1 декларации НДС;
- величина налога – из стр. 180, лист 2 декларации на прибыль;
- выручка – из стр. 2110 бухгалтерской отчетности.
Для индивидуальных предпринимателей на ОСНО
Налоговая нагрузка = НДФЛ / Общая сумма налогооблагаемого дохода * 100,
- НДФЛ берется из стр. 40, разд. 1 декларации 3-НДФЛ;
- величина дохода – из стр. 60, разд. 2 декларации 3-НДФЛ.
Для индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН
Налоговая нагрузка = Сумма перечисленного налога / Сумма полученного дохода * 100,
- сумма налога берется из стр. 133, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 273, 280, разд. 2.2 декларации по УСН;
- сумма доходов – из стр. 113, разд. 2.1.1, 2.1.2 и стр. 213, разд. 2.2 декларации по УСН.
Для индивидуальных предпринимателей и организаций на ЕСХН
Налоговая нагрузка = Сумма исчисленного налога / Сумма полученных доходов * 100,
- величина налога берется из стр. 50, разд. 2 декларации по ЕСХН;
- сумма дохода берется из стр. 10, разд. 2 декларации по ЕСХН.
Если у предприятия есть обязанности по уплате транспортного, водного и земельного налогов, акцизным сборам, НДПИ, пользованию ресурсами, то они тоже включаются в подсчет.
Нагрузка по НДС
Для компаний, использующих этот вид налога, фискальная служба рассчитывает также удельный вес вычетов по следующей формуле:
Удельный вес вычетов = Общая сумма вычетов / Общая сумма начисленного НДС * 100%,
- сумма вычетов берется из строки 190, разд. 3 декларации НДС;
- сумма НДС – из строки 118, разд. 3 декларации НДС.
Если результат вычислений больше 89%, то предприятие будет отнесено к группе риска, поэтому стоит перед каждой подачей декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. В случае превышения лучше перенести часть вычетов на будущее либо оставить как есть и подготовить ответы на вопросы налоговиков и подтверждающие документы.
Нагрузка по НДФЛ
Вычисление налоговой нагрузки по НДФЛ определяется по формуле:
Налоговая нагрузка по НДФЛ = Исчисленный НДФЛ / Общая сумма доходов от этой деятельности * 100%.
Налоговая инспекция потребует объяснений, если полученное значение будет слишком низким. Для юридических лиц важным показателем здесь будет динамика выплат, ФСН обратит пристальное внимание на компанию, если:
- Суммы НДФЛ уменьшились относительно прошлых периодов более чем на 10% по итогам квартала или года.
- По размеру НДФЛ было выявлено, что на предприятии выплачиваются заработные платы ниже среднего уровня по региону.
- Также просматриваются суммы страховых взносов – не снизились ли они при том же самом количестве сотрудников.
Как контролировать налоговую нагрузку
Налоговики при составлении плановых проверок в первую очередь включают в нее компании:
- работающие с отрицательными показателями доходности;
- с большой долей вычетов по НДФЛ или НДС;
- с заниженным уровнем нагрузки по основным взносам, соответствующим выбранной системе налогообложения;
- с долгами по оплате налогов;
- с уменьшенными относительно прошлых годов объемами взносов в бюджет;
- применяющие необоснованные льготы на уплату налогов.
Все эти факторы ведут к тому, что фискальная служба начинает сомневаться в «добросовестности» предприятия и на имя руководителя отправляется официальный запрос с требованием объяснить несоответствия. Если ответ будет невнятным или не соответствующим реальному положению дел, то не избежать проверки.
С другой стороны, анализ обязан проводиться и внутри предприятия для своевременного обнаружения проблем с налоговой политикой и выявления ее нерациональности. В этом случае можно будет выполнять ряд мер, корректирующих налогооблагаемую базу с планированием налоговой нагрузки. Этим может заниматься лично руководитель или главный бухгалтер под контролем владельца бизнеса.
Нужно будет внимательно следить, чтобы налоговая нагрузка не была меньше более чем на 1% среднестатистической по отрасли. Коэффициент может быть больше указанного ФНС, но это будет означать, что предприятие переплачивает налоги. Чтобы спланировать нагрузку по взносам в бюджет, нужно:
- проверить текущий требуемый уровень налоговой нагрузки;
- спланировать нагрузку по каждому виду налогов и по предприятию в целом;
- определить методы, которыми можно будет достигнуть намеченный результат;
- контролировать выполнение задания и периодически самостоятельно делать расчеты.
- Своевременная смена налоговой политики позволит избежать выездной проверки налоговиками.
Как объяснить низкую налоговую нагрузку
Практически у каждого недавно открывшегося предприятия уровень будет ниже требуемого по законодательству. Обычно фискальные службы учитывают дату создания компании при каждой проверке документов, но может понадобиться дополнительно предоставить разъяснения в ФНС.
Сложнее будет тем компаниям, которые работают не один год, и за последнее время налоговая нагрузка уменьшилась. В этом случае чаще всего причиной указывается деятельность по нескольким ОКВЭД – налоговики часто используют для просчетов только основной вид экономической деятельности, поэтому данные могут быть завышены. В этом случае можно:
- сменить основной ОКВЭД и сообщить в фискальную службу, что и раньше работали по нему – законодательно это не запрещено;
- самостоятельно посчитать налоговую нагрузку отдельно по каждому виду деятельности компании.
Пересчет нагрузки может быть полезен и в плане проверки – включили ли в расчет налоговой нагрузки НДФЛ. Об этом налоге в ФНС нередко забывают, и в итоге получается завышенный показатель.
Если все значения рассчитаны правильно, то предприятие может объяснить свой заниженный коэффициент налоговой нагрузки так:
- осуществляется не только производственная деятельность, но есть и инвестиционные вложения;
- много усилий направлено на развитие производственной (или торговой) сети;
- началось осваивание нового вида деятельности (подойдет для компаний, работающих уже несколько лет).
Можно также указать налоговикам данные из статистики по конкретному региону и отрасли, что за данный период были объективные причины ухудшения дел. Это может быть упадок в сфере деятельности бизнеса или в смежной сфере, где находятся главные покупатели и т. д. Например, часто указываются такие объективные обстоятельства уменьшения налоговой нагрузки:
- снижение объемов продаж продукции;
- сильное повышение стоимости сырья у поставщиков;
- рост административных расходов, заработных плат сотрудников, других издержек.
Все данные необходимо подкреплять отчетами из прошлых периодов, где все было в порядке и налоговая нагрузка была выше. Тогда будет видно, что компания действительно в данное время столкнулась с проблемами, которые потянули за собой уменьшение перечислений в бюджет.
Некоторые послабления для клиентов банков
До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков – теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.
Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:
- Минимальная налоговая нагрузка – временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
- Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.
Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и т. д.
Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.
Все эти меры направлены на отслеживание компаний, которые занимаются «отмыванием» денег. Поэтому чем реальнее траты и поступления на счет предприятия, тем благонадежнее бизнес в глазах банков.
Самошкина (Лебедь) Е. А.
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
B соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» существуют категории хозяйствующих субъектов, для которых аудит является обязательным. Аудит предполагает независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Налоговый аудит как отдельный вид аудита этим Законом не выделяется, но он является составной частью аудита. Кроме того, экономические субъекты часто заинтересованы проверять налоговый учёт и налоговую отчетность перед очередной проверкой со стороны ФНС. Поэтому для снижения налоговых рисков организации проведение налогового аудита представляется актуальным[1].
Аудит налогов может проводиться аудиторской организацией в рамках специального задания по рассмотрению налоговых отчетов с целью выражения независимого мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.
Аудит налоговой отчетности необходим в целях определения:
- правильности исчисления применимых к деятельности компании налогов;
- состояния обязательных выплат на текущий период;
- правомерности использования налоговых льгот;
- степени соответствия системы ведения налогового учета требованиям законодательства.
Проведение налогового аудита предполагает несколько этапов:
1) экспертизу системы налогообложения;
2) экспертизу учетной политики для целей налогообложения;
3) проверку правильности исчисления налогов и осуществления выплат;
4) составление отчета с описанием ошибок, выявленных в ходе проверки, и формулировка предложений по их устранению.
Налоговый аудит осуществляется системой как внутреннего контроля, так и внешнего аудита.
Внутренний контроль и аудит на предприятиях являются важнейшей частью современной системы управления ими.
Каждое предприятие должно самостоятельно организовывать систему налогового учета, закрепив ее положения в учетной политике для целей налогообложения.
Предварительная оценка существующей системы налогообложения включает:
- общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
- определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
- проверку методики исчисления налоговых платежей;
- правовую и налоговую экспертизу системы хозяйственных взаимоотношений;
- оценку документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
- предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.
Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций в организации и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценка уровня налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.
Проверка и доказательство верности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды при внешнем аудите может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам. Налоговая отчетность, которая предоставляется по установленным формам (налоговые декларации, расчеты по налогам, справки об авансовых платежах), и правомерность использования налоговых льгот должны проверяться при проведении аудита.
Сведения, содержащиеся в налоговой отчетности, проверяются и анализируются путем их сопоставления с данными синтетических и аналитических регистров бухгалтерского учета и отчетности. Аудиторская организация имеет право проверять первичные документы проверяемого экономического субъекта, получать разъяснения от руководства о показателях и методиках, положенных в основу налогового расчета, а также наблюдать за процессом проведения инвентаризации и участвовать в осмотре объектов, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода или являющихся объектом налогообложения.
В рамках аудиторской проверки часть информации по налогам аудитор получает при проверке затрат, расчетов с поставщиками и покупателями, финансовых результатов. При анализе системы налогового учета аудитору необходимо установить правильность определения налоговых баз и составления налоговых деклараций, точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате. А для этого необходимо проверить наличие всех необходимых первичных документов, договоров по различным финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству[2].
С целью избежать арифметических погрешностей рекомендовано проводить по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании которых составлен расчет. И еще проверяется оперативность представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов.
Полученную в процессе выяснения информацию аудитор регистрирует в собственных рабочих документах, выявляет значимость погрешностей и их воздействие на правдивость отчетности, при надобности корректирует план проверки.
Предварительно ознакомившись, аудитор должен составить мнение об особенностях системы налогообложения экономического субъекта, и поэтому он начинает с аудита налоговой отчетности. Целью такой проверки является выражение мнения о достоверности налоговой отчетности и соответствия во всех существенных аспектах законодательным нормам. А вот что касается задачи, то здесь необходимо подобрать достаточные аудиторские подтверждения о достоверности налоговой отчетности.
Руководство аудируемого лица несет ответственность за соблюдение действующего налогового законодательства, полноту, точность отражения налогооблагаемых показателей и налогов, а также за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет.
При подготовке рекомендаций и предложений аудиторская организация должна соблюдать принцип осторожности суждений и выводов сообщая о налоговых рисках которые могут возникнуть у аудируемого лица при решении вопросов, недостаточно освещенных в действующем законодательстве. Любыерекомендации и расчеты, сделанные аудиторской организацией, должны содержать ссылки на действующие нормативные документы.
При проведения налогового аудита следует рассматривать сначала, осуществляется ли деятельность клиента в соответствии с установленными нормативными актами, пока не получены доказательства противного. Вместе с тем аудиторская организация должна проявить некоторый профессиональный скептицизм в отношении рассматриваемых документов, учитывая вероятность нарушений налогового законодательства экономическим субъектом[3].
Аудитору необходимо установить какие полномочия предоставлены руководителю проверяемой организации собственниками по распределениюприбыли остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, ознакомиться с приказами, касающимися данноговопроса.
Результатом аудита налогового учета является:
- подтверждение правильности и обоснованности расчетов по налоговымобязательствам организации за определенныйпериод;
- оценка методов, в расчете налогов вспорныхситуациях;
- анализ существующей методики оценки остатковнезавершенного производства и готовойпродукции;
- анализ ведения и организации раздельного учета по НДС иразработка методик по оптимизацииналогообложения НДС;
- подготовка рекомендаций по разделению рекламных расходов нанормируемые и ненормируемые и др.
Обязанность уплачивать установленные налоги и сборызакреплена в Конституции Российской Федерации. Право на взимание налогов и сборов с населения является признаком каждого государствадругими словами, главнымусловием для существования и выполнения социально-значимых функций самого государства.
Налоговый аудит представляет собой проведение контрольной работы за своевременностью уплаты и правильностью исчисления налогов в бюджет, вне зависимости от проверяющего субъекта, его целевой направленности и характера отношений с проверяемой организацией.
К сожалению, следует отметить, что экономические субъекты предпринимают недостаточно мер для сокращения нарушений в сфере налогов и налогообложения. Об этом свидетельствуют результаты проверок налоговых органов (см. таблицу).
Сведения об организации и проведении камеральных
и выездных налоговых проверок за 2015 год
Всего по России
Дополнительно начислено платежей (включая
налоговые санкции и пени), тыс. рублей
Чтобы снизить риски доначисления налогов и штрафов
Налоговые инспекторы могут организовать выездную проверку — приехать в офис частной компании и изучить ее документы на месте.
Кроме того налоговая устраивает камеральные проверки, то есть проверяет отчетность налогоплательщиков в своем офисе.
Цель во всех случаях одна — убедиться, что налогоплательщик верно исчисляет налоги, ничего не скрывает, вовремя платит все положенные суммы.
Когда может приехать налоговая
Инспекторы могут приехать в компанию в любое время по разным основаниям.
Плановая проверка. Общепризнанных плановых или внеплановых выездных проверок не существует. Налоговая не составляет сводный план проверок, как другие государственные органы, и не публикует его на своем сайте. То есть инспекторы не предупреждают о своем приходе.
Но внутренний план, по которому будет идти работа проверяющих в следующем году, налоговая составляет. Происходит это так.
В конце года управление ФНС составляет список налогоплательщиков по критериям риска совершения налоговых правонарушений — о них расскажем чуть ниже, — как претендентов на выездную проверку. Список составляют на основании данных АИС «Налог-3» — программы, в которой есть вся информация о налогоплательщиках, например, какие банковские счета у них открыты, какую выручку они получили, сколько налогов уплатили.
Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы — АИС «Налог-3» PDF, 87,9 МБ
Этот список спускают в территориальные налоговые органы, и уже там в отделах предпроверочного анализа начинают проводить мониторинг компании, запрашивать у нее документы, изучать, как она ведет свою деятельность. Если предпроверочный анализ показал, что да, компания, скорее всего, утаивает налоги и есть перспектива их взыскания, налоговики начинают с ней работать.
Как могут привлечь к проверке
Сначала компанию пытаются привлечь в добровольно-принудительном порядке уточнить свои налоговые обязательства. Вызывают руководителя на комиссию рабочей группы, которую формируют в ИФНС, и вменяют ему применение схемы ухода от уплаты налогов.
Рабочая группа требует предоставить уточнения с пояснениями и доплату налогов. При этом грозят тем, что если компания этого не сделает, то налоговики организуют выездную проверку.
Сейчас это стандартный сценарий: вызов на комиссию — добровольная уплата. Если нет, то выездная налоговая проверка.
Другие поводы для выездной проверки — это:
- Истечение даты, до которой компании нужно было устранить нарушения по предписанию налоговой.
- Распоряжение прокурора на проведение проверки.
- Реорганизация или ликвидация, которую затеяла компания. Причем инспектор может приехать, даже если последняя проверка была совсем недавно, например полгода назад.
Повторная выездная проверка бывает в двух случаях:
- Чтобы проконтролировать инспектора, который провел проверку. Контроль проводит должностное лицо из вышестоящего налогового органа. Например, районная налоговая насчитала один миллион недоимки. А УФНС по региону показалось, что это как-то мало, не иначе коррупция. Тогда она распоряжается провести повторную выездную проверку.
- Чтобы проверить уточненку за тот период, который относился к выездной проверке. Уточненка — это декларация, которая исправляет ошибки в уже поданной декларации. Иногда уточненка может уменьшать сумму налога. Тогда ее могут проверить повторно. Например, налогоплательщик указал, что 3 года назад был неучтенный расход, поэтому налог на прибыль был переплачен. До подачи уточненки ИФНС уже провела выездную проверку периода, к которому относится изначальная декларация. Инспекторы приедут еще раз, чтобы проверить, что оно действительно было так.
Какие есть критерии риска
Выше мы упоминали критерии риска совершения налоговых правонарушений. Его понятие раскрыто в концепции планирования выездных налоговых проверок, которую разработала ФНС для своих работников.
В концепции перечислены 12 ситуаций. Если компания подходит под одну из них, она обязательно попадет в поле зрения налоговой.
Когда и кому грозит налоговая проверка
Ситуация | Что означает | Кого касается |
---|---|---|
Низкая налоговая нагрузка | ФНС на основе данных Росстата посчитала, сколько примерно налогов обязаны платить компании в разных отраслях. Например, для тех, кто занимается строительством, налоговая нагрузка составляет 11,9% от оборота. Если по декларации инспектор видит, что строительная компания платит меньше 12% от оборота, это может послужить сигналом для проведения проверки | Всех организаций и ИП |
Постоянные убытки | Налоговики считают, что если компания в течение двух и больше лет приносит только убытки, то продолжать деятельность подозрительно. Скорее всего, она скрывает доходы | Всех организаций и ИП |
Значительная сумма вычета по НДС | Если компания хочет вернуть 89% уплаченного НДС или даже больше — есть вероятность, что по этой схеме фирма уклоняется от уплаты НДС | Организаций и ИП на ОСНО |
Расходы растут быстрее доходов | Налоговую смутит опережающий рост расходов над доходами. Например, если расходы выросли в 2 раза, а выручка не изменилась | Организаций и ИП на ОСНО, на УСН с объектом «Доходы минус расходы» |
Низкая зарплата работников | Росстат дает информацию о средней зарплате по отраслям в регионе. Если компании платят своим работникам меньше средней зарплаты, это привлечет внимание | Всех организаций и ИП |
Неоднократное приближение к предельным значениям (менее 5%) | Чтобы применять налоговые спецрежимы, компании и ИП обязаны соблюдать некоторые ограничения. Например, на патенте нельзя нанимать больше 15 человек. Если в компании постоянно меняется число работников — то 13, то 14 — налоговая может заподозрить занижение показателей, чтобы компания не потеряла право на использование спецрежима | Организаций и ИП на УСН, а также ИП на ПСН или НПД |
Расходы почти равны доходам | Если предприниматель заявляет, что у него расходы почти такие же, как и доходы. А если к тому же ИП оформляет вычет НДФЛ 83% и больше, налоговая заподозрит неладное | ИП на ОСНО |
Работа построена на сотрудничестве с посредниками | Налоговая посчитает сомнительной деятельность фирмы, если она работает только с посредниками через цепочку контрагентов. Например, закупает сырье и материалы не напрямую у поставщика, а через нескольких посредников, в результате чего цена значительно возрастает в сравнении со среднерыночной | Всех организаций и ИП |
Компания не предоставляет документы или пояснения по запросу налоговой | Если налоговая потребовала объяснить ошибки или противоречия в декларациях, а компания это проигнорировала, ФНС устроит выездную проверку | Всех организаций и ИП |
«Миграция» между налоговыми органами | Компании, которые с момента регистрации 2 раза или больше снялись с учета в одной ИФНС и встали на учет в другой, также привлекут внимание инспекторов | Всех организаций |
Низкий уровень рентабельности | Рентабельность продаж и активов по отраслям перечислена в той же концепции. Если по данным бухгалтерского учета выходит, что рентабельность компании меньше на 10% от нормы, налоговые инспекторы, возможно, приедут с проверкой. | Организаций на ОСНО |
Деятельность с высоким налоговым риском | Это касается работы с фирмами-однодневками. Если компания выберет недобросовестного контрагента, налоговая заподозрит в необоснованном получении налоговой выгоды | Всех организаций и ИП |
Как подготовиться к приезду налоговой
Итак, инспекторы не предупреждают о своем скором приходе, составление плана работы с налогоплательщиками — это «внутренняя кухня» налоговиков.
Поэтому, чтобы приезд налоговиков не стал неприятным сюрпризом с доначислениями и штрафами, следите, чтобы ваша компания не совпала с критериями риска, и постоянно проверяйте свои документы. Как вариант можно периодически приглашать аудитора, чтобы убедиться, что все в порядке.
Подготовьте к проверке документы и предупредите команду
Проверяйте первичные документы. Это договоры, счета на оплату, кассовые чеки, счета-фактуры, товарные накладные. Они должны быть оформлены по всем проведенным сделкам, содержать все реквизиты, подписи и печати.
Проявляйте должную осмотрительность. Помимо первичных документов стоит обратить внимание на проявление должной осмотрительности. Для этого у предпринимателя должно быть положение о работе с контрагентами и досье на каждого из них, включая распечатки с сервисов nalog.ru.
Поговорите с работниками. Особенно, когда инспекторы уже приехали. Помните, что у налоговых органов сейчас достаточно большой круг полномочий, и к проверке они могут подключить полицию. Поэтому есть смысл дополнительно поговорить с работниками и подготовить их к проверке, чтобы они могли при необходимости рассказать о финансово-хозяйственной деятельности компании и контрагентах.
Предупредите контрагентов. Если есть возможность, стоит предупредить основных контрагентов, чтобы при проведении встречных проверок они могли подтвердить все операции. Также рекомендуем проверить электронную почту и компьютеры сотрудников и удалить неоднозначную информацию.
Общайтесь только с полномочными инспекторами. Впускать на свою территорию нужно только тех проверяющих, которые указаны в решении о выездной налоговой проверке. Посторонних лиц быть не должно.
Как подготовить документы
К налоговой проверке нужно быть готовым всегда. Поэтому работайте по этому чек-листу :
- Проверить наличие всей бумажной и электронной первички, убедиться, что в них заполнены все обязательные реквизиты.
- Если есть сомнения в реальности проведенных сделок, лучше убрать эти расходы или подготовить по ним убедительное экономическое обоснование.
- Проверить все взаиморасчеты с покупателями и поставщиками, нет ли зависших долгов. Это источник для доначислений налогов и повод признать сделку недействительной.
- Провести самоаудит налоговых рисков: соответствует ли уровень зарплат среднеотраслевым, есть ли убыточные сделки, есть ли высокие и необоснованные затраты, соответствует ли уровень налоговой нагрузки и рентабельности данным ФНС.
- Определить линию защиты своих интересов и подготовить свою базу доказательств, чтобы быть убедительными.
Как проходит выездная проверка
Перед проверкой инспекторы должны отдать компании решение о проведении проверки. В законе не сказано, в какие сроки это нужно сделать, поэтому налоговики могут приехать, вручить документ и сразу приступить к проверке.
Еще в решении указывают, по каким налогам и за какие периоды будет проверка. Ориентируйтесь на этот документ — инспектор может запрашивать документы только по налогам и по периодам, указанным в решении. По другим периодам и налогам проверку проводить он не может.
Отчетность смотрят по налогам, которые платил бизнес в течение трех лет до года проверки. Например, в 2020 году инспекторы могут проверять документы по налогам за 2017, 2018 и 2019 годы. Документы за 2020 год инспекторы тоже могут проверить — за закрытые отчетные периоды.
Проверка уточненной декларации с выездом в офис компании проводится, если ее подали именно в период выездной проверки. Инспекторы будут проверять документы, оформленные именно за тот период, за который налогоплательщик представил уточненку.
Если инспектору недостаточно информации из документов, он добывает ее другими способами: проводит инвентаризацию, осматривает помещения, допрашивает сотрудников. На все это у него есть полномочия.
Как долго длится проверка
Выездная проверка длится два месяца начиная с дня вынесения решения до дня, когда инспектор составит справку о проведенной проверке. Срок могут продлить до 4 или даже до 6 месяцев. Вот список причин, по которым так могут сделать:
Продлевать ли проверку, решает вышестоящий налоговый орган. Например, с проверкой приехали инспекторы ИФНС, они не уложились в двухмесячный срок и хотят продлить его. Дать ли им еще время для проверки, решать будет УФНС по субъекту РФ.
Выездную проверку могут приостановить на срок до 6 месяцев, чтобы:
- Получить информацию у контрагентов. Например, инспектор хочет убедиться, что ООО, которое он проверяет, действительно отвез груз для заказчика на другой конец страны.
- Получить информацию от иностранных государственных органов.
- Провести экспертизу.
- Перевести на русский язык документы, представленные налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановка отличается от продления проверки тем, что все процедуры прекращаются: инспекторы уходят из офиса, не могут никого допрашивать и требовать документы и т. д.
Получается, что компанию, у которой большой документооборот и множество контрагентов, могут проверять целый год.
Чем заканчивается выездная проверка
В последний день проверки инспектор составляет справку. С этого момента проверка считается законченной.
Затем в течение двух месяцев инспектор составляет акт налоговой проверки, где указывает:
- Факты нарушения налогового законодательства или отсутствие таких нарушений.
- Сколько нужно доплатить в бюджет — недоимка, пени, и в какие сроки это нужно сделать.
Акт вручают налогоплательщику под подпись. Если предприниматель не согласен с тем, что написано в акте, он может подать возражение по адресу налогового органа, составившего акт. Сделать это можно в течение месяца со дня получения акта.
Каждый год ФНС подводит итоги за предыдущий год и отчитывается об успехах на фискальном поприще. Впечатляют размеры доначислений по результатам проверок. Чтобы оценить весь масштаб работы, проделанной ФНС в 2019 голу, обратимся к «языку цифр» — суровой статистике отчета налогового органа.
Общая картина пополнения бюджета
В прошлом году ФНС обеспечила 76% доходов бюджетной системы страны. Драйверами роста традиционно выступили НДС — поступления увеличены на 19%, или на 683 млрд. руб., и налог на прибыль — рост на 11%, или на 443 млрд. руб.
Налог на прибыль
Основной рост налоговых поступлений по налогу на прибыль организаций по основной ставке обеспечивает металлургическая отрасль (+63,0 млрд. руб.) и финансовый сектор (+30,0 млрд. руб.) в результате роста курса доллара и переоценки валютных обязательств, в том числе рыночных котировок ценных бумаг.
По налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции нефти и газа поступления составили 179,4 млрд. руб., что в 1,9 раза больше 2018 года, в том числе за счет увеличения объемов добычи углеводородного сырья и роста стоимость нефти.
По налогу на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов поступления в 2019 году составили 346,0 млрд. руб., что на 27 % больше 2018 года, за счет роста доходности акций по эмитентам нефтегазового и финансового секторов экономики.
Таким образом, общий прирост поступлений налога на прибыль организаций на 443,1 млрд. руб. обусловлен:
- на 389,7 млрд. руб. (88%) — экономическими факторами;
- на 53,4 млрд. руб. (12%) — налоговым администрированием.
Рост поступлений на 683,2 млрд. руб. обеспечен за счет:
- экономических факторов: прирост поступлений по компаниям нефтегазового сектора, в т.ч. в связи с ростом средней цены на нефть на внутреннем рынке;
- законодательных факторов: (+ 262 млрд. руб.) в результате повышения основной ставки НДС;
- структурных и временных факторов: в том числе за счет:
- перехода ряда крупнейших налогоплательщиков на заявительный порядок возмещения (НДС и фактическое возмещение в I квартале 2018 года за два налоговых периода, а в I квартале 2019 года возмещение — за один налоговый период +43,7 млрд. руб.);
- прироста поступлений в банковском секторе за счет получения крупных агентских вознаграждений в IV квартале 2018 года и I квартале 2019 года в связи с заключением новых агентских договоров по страхованию +7,5 млрд. руб.;
- налогового администрирования (+118,0 млрд. руб.).
Выездные проверки
В 2019 году в целом по РФ было проведено всего 9 334 проверок, из них результативных −8 977 проверок (96,2% от общего количества). Доначислено налогов на общую сумму 212 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 88,9 млрд. руб.
При этом доля организаций в этих значениях является определяющей: 7 909 эффективных проверок (88,1% от общего количества) на 296, 4 млрд. руб. доначисленных налогов, пеней и штрафов (98,5% от общей суммы).
Следует отметить, что количество выездных проверок сокращается год от года:
Уменьшение количества выездных проверок, несомненно, хорошая новость для налогоплательщиков, однако ложку дегтя добавляет тот факт, что суммы доначислений на 1 проверку на протяжении последних 3 лет продолжают неумолимо расти:
В частности, это связано с увеличением роли предпроверочного анализа, улучшающего качество планирования проверок, позволяющего заранее выявить «слабые налоговые зоны», «схематозы» и прочие «налоговые инфекции» у налогоплательщика, прикинуть примерную сумму возможных доначислений и определить целесообразность и эффективность проведения выездного контроля в отношении компании.
Снижение количества выездных проверок связано и с тем, что предпроверочный анализ позволяет в рамках комиссий по легализации налоговой базы настоятельно рекомендовать компаниям в добровольно-принудительном порядке подкорректировать свои налоговые обязательства в сторону их увеличения (например, заплатить НДС, налог на прибыль за налоговые грехи «того парня», контрагентов далеко не первого звена).
И этот факт подтверждает ФНС своим отчетом, согласно которому «предупреждение налогоплательщиков о налоговых рисках позволило избежать контрольных мероприятий, и налогоплательщики самостоятельно доплатили более 130,6 млрд. руб. без применения штрафных санкций».
Камеральные проверки
В 2019 году в РФ было проведено 62 802 102 проверки, по итогам 2 447 065 проверок (3,9% от общего количества) выявлены нарушения, повлекшие исчисление к доплате налогов на сумму 21,5 млрд. руб., а также пеней и штрафов — 16, 2 млрд. руб.
При этом, сравнение указанных значений с результатами камерального контроля за период с начала действия новых форм налоговых деклараций по НДС, позволивших налоговой службе более оперативно реагировать на нарушения налогового учета, демонстрирует снижение его результативности:
Данный эффект также может объясняться существенным ростом роли аналитической работы налогового органа и частым на практике добровольным или добровольно-принудительным уточнением налогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом.
Как указано в докладе ФНС, конечной целью стратегии налоговой службы является неотвратимость наказания для тех, кто не соблюдает налоговое законодательство, и создание стабильной налоговой среды для добросовестных, «прозрачных» налогоплательщиков, с предоставлением им комфортных условий налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств.
Таким образом, ФНС России обещает создать условия, когда налогоплательщику выгоднее платить, быть добросовестным, выстраивая деятельность для приобретения репутации, позволяющей иметь связи с такими же добросовестными контрагентами. Хочется надеяться, что добросовестным компаниям действительно будет легче жить и все свое внимание налоговая служба направит на недобросовестных. Время покажет, а пока на практике картина не всегда радужная для добросовестных, особенно в части НДС-разрывов из-за «сомнительных звеньев», которые не платят налоги. Тем не менее, быть честным, в том числе и в налоговом плане, использовать здоровое налоговое планирование и своевременно выявлять/исправлять ошибки и нивелировать налоговые риски бизнеса намного выгоднее и уж точно спокойнее, чем получать сомнительную и необоснованную налоговую выгоду от применения «схематозов», которые с каждым днем становятся все более заметными для ФНС.
Оспаривание результатов налоговых проверок
Все последние годы ФНС России констатирует свой тотальный успех в делах об оспаривании решений, действий и бездействия налоговых органов.
Так, согласно итоговому докладу о деятельности службы за 2019 год из общей суммы рассмотренных судами требований по всем спорам с налогоплательщиками в пользу налоговых органов было разрешено 85,4% дел. Напомним, что в 2017 году — 80,3%, в 2018 году — 82,6%.
Приёмы экономического анализа при финансовых и налоговых.
ID (номер) заказа
Приёмы экономического анализа при финансовых и налоговых расследованиях. Примерно 30 стр.
Закажите подобную или любую другую работу недорого
Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже
Последние размещенные задания
Сделать курсовой прект
Курсовая, Металлические конструкции промышленных зданий, строительство
Срок сдачи к 31 мая
Написать диплом. Дисциплина Международные отношения
Диплом, международные отношения
Срок сдачи к 1 июня
Курсовая работа с вычислениями
Курсовая, Экономическая оценка инвестиций
Срок сдачи к 31 мая
Срочно! Выполнить КР
Срок сдачи к 19 мая
Срок сдачи к 23 мая
Контрольная, Педагогика и психология
Срок сдачи к 21 мая
решить письменно и разборчиво
Срок сдачи к 31 мая
Технологи Сборки и сварки плавимщеся покритиям электрода.
Диплом, сварка, строительство
Срок сдачи к 1 июня
Реферат, Психология девиантного поведения
Срок сдачи к 28 мая
Написать реферат из двух частей
Реферат, Вычислительные системы, сети и телекоммуникации
Срок сдачи к 4 июня
Маркетинг и современные требования к решениям по обеспечению конкурентоспособности производств
Срок сдачи к 22 мая
Помощь на зачете по биоорганической химии
Онлайн-помощь, Биоорганическая химия
Срок сдачи к 20 мая
Две реактивные катушки, соединенные последовательно
Решение задач, Электротехника
Срок сдачи к 20 мая
3 задачи, нужно решение, ответы есть
Решение задач, Термодинамика
Срок сдачи к 20 мая
Доклад в виде мини презентации паур поинт— тема: 150 лет города Иваново:
Срок сдачи к 21 мая
Необходимо выполнить работу по электронике
Срок сдачи к 21 мая
Решение задач, Статистика
Срок сдачи к 23 мая
изучить основные положения ГОСТ 2.301-68 –
Чертеж, наченртательная геометрия
Срок сдачи к 19 мая
47 706 оценок
обратились к нам
за последний годработают с нашим сервисом
заданий и консультаций
заданий и консультаций
выполнено и сдано
за прошедший год
Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в ИнтернетеОтклик экспертов с первых минут
С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа
Цены ниже в 2-3 раза
Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствахДоработки и консультации
– бесплатныДоработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие срокиГарантия возврата денег
Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости
На связи 7 дней в неделю
Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздникиЭксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срокаГарантия возврата денег
В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы
Поможем вам со сложной задачкой
С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, что работу доводят
до конца
С нами с 2014
годаПомог студентам: 2 281 Сдано работ: 2 281
Рейтинг: 88 207
Среднее 4,99 из 5
1 034 оценки
С нами с 2015
годаПомог студентам: 4 515 Сдано работ: 4 515
Рейтинг: 74 054
Среднее 4,7 из 5
2 000 оценок
С нами с 2016
годаПомог студентам: 995 Сдано работ: 995
Рейтинг: 59 761
Среднее 4,75 из 5
569 оценок
С нами с 2013
годаПомог студентам: 1 655 Сдано работ: 1 655
Рейтинг: 55 933
Среднее 5 из 5
1 027 оценок1. Сколько стоит помощь?
Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.
Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.
3. Выполняете ли вы срочные заказы?
Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.
4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?
Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.
5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?
Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.
6. Каким способом можно произвести оплату?
Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.
7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?
На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.
8. Какой у вас режим работы?
Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.
Читайте также: