Экономическая теория выделяет определенные виды налоговых ставок такие как политическая рента

Опубликовано: 24.04.2024

§ 7. Виды налогов. Механизм налогообложения.

Виды налогов. Налоги бывают прямые и косвенные, государственные и местные, устанавливаемые региональными властями и органами.

Для налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой характерны следующие признаки:

• прогрессивный дифференцированный характер налогообложения;

• частые изменения ставок налогообложения в зависимости от экономических условий, складывающихся в стране;

• определение начальных сумм, не облагаемых налогом.

Всё это делает налоговую систему гибкой, способствует её дифференцированному использованию.

К налогам относят, например, подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование.

Подоходный налог взимается с физических лиц. Им облагаются все доходы граждан, в том числе и выигрыши в лотерею. Налогом на прибыль предприятия облагается его чистая прибыль за определённый календарный период. Взимание подоходного налога происходит посредством заполнения налогоплательщиком декларации о доходах при условии наличия у налогоплательщика нескольких источников доходов, включая предпринимательскую деятельность. В настоящее время в России ставка подоходного налога является фиксированной и составляет 13%. С 2009 г. налог на прибыль организаций составляет 20% (однако его реальный расчёт – очень сложная бухгалтерская процедура). Во многих странах мира налоги имеют прогрессивные ставки – чем больше доход, тем больше ставка налога. Такая налоговая политика имеет социальную составляющую, так как позволяет немного сократить разрыв в доходах бедных и богатых.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налоги на имущество, в том числе с владельцев автотранспортных средств, земельный налог); личные прямые налоги, которые уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство и дарение и т.п.).

Косвенные налоги взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (акциз, НДС, таможенная пошлина, налог с оборота). Они распространяются на широкий круг торговых, производственных и иных организаций и даже физических лиц. Во многих странах мира применяется налог с продаж, который взимается с любой покупки. Основная цель косвенных налогов – увеличение доходов государственного и местного бюджета. Так, в российском бюджете основную доходную статью составляют не прямые налоги, а косвенные, в частности таможенные сборы и пошлины. Таможенные сборы – это форма косвенного налога, которым облагаются определённые группы людей и организации, в основном фирмы, осуществляющие экспортно-импортные операции.

Акциз – налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара. Например, акцизом в России облагаются табачные и винно-водочные изделия.

В России действует около 40 различных налогов. Их использование регулируется специальными законами, в частности Налоговым кодексом. Некоторые налоги являются целевыми и связаны с конкретным направлением государственных расходов – это налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог в Дорожный фонд. Первый необходим для финансирования деятельности геологов и буровиков, ведущих разведочные подготовительные работы к промышленному использованию новых месторождений полезных ископаемых, а второй – для финансирования ремонта и строительства федеральных дорог.

По своему экономическому содержанию близка к налогам пошлина – плата, взимаемая государством с юридических и физических лиц за оказание им определённого вида услуг. Государство установило пошлины за следующие виды услуг:

• оформление свидетельств о браке и рождении детей;

• выполнение процедуры расторжения брака;

• подтверждение права на получение наследства;

• принятие жалобы к рассмотрению в суде;

• выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

На рисунке 1 представлена схема налоговой системы России. В России действуют следующие налоги: федеральные, региональные и местные. Наиболее крупные и значимые источники налоговых доходов (налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль, акцизы и др.) распределяются между бюджетами различных уровней: федеральными, региональными, местными (городов и сельских поселений).


Рис. 1. Налоговая система в России.

Примеры федеральных налогов:

• налог на доходы физических лиц;

• налог на операции с ценными бумагами;

• платежи за пользование природными ресурсами;

• платежи за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, за загрязнение окружающей среды, за пользование водными объектами;

• налог на прибыль организаций;

• налоги, служащие источником образования дорожных фондов (налог на использование автомобильных дорог);

• налог с владельцев транспортных средств;

• налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

• сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

• налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте;

• налог на игорный бизнес;

• сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

• налог на добычу полезных ископаемых;

• налог на добавленную стоимость (НДС);

Примеры региональных налогов:

• налог на имущество предприятий;

• сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

• единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности.

Примеры местных налогов:

• налог на имущество физических лиц;

• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

• налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

• сбор за право торговли;

• целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели;

• налог на рекламу;

• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

• сбор с владельцев собак;

• лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

• лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

• сбор за выдачу ордера на квартиру;

• сбор за парковку автотранспорта;

• сбор за право использования местной символики;

• сбор за участие в бегах на ипподромах;

• сбор за выигрыш на бегах;

• сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

• сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

• сбор за право проведения кино- и телесъёмок;

• сбор за уборку территорий населённых пунктов;

• сбор за открытие игорного бизнеса.

Механизм налогообложения. В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства.

Ставка налога – это величина платы, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчёте на единицу налогообложения. Ставка налога определяется как абсолютная сумма платежа либо как доля от стоимости того, к чему привязан данный налог (например, доходы или стоимость имущества). При этом всегда спорным является вопрос о количественной величине этой ставки (должна она быть единой или меняться по какой-то схеме).

В мировой практике существуют три разные системы налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.

В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов бо́льшую долю своих доходов, чем менее состоятельные.

Пропорциональная система характеризуется равной для каждого плательщика ставкой налогообложения. С ростом налоговой базы сумма налога возрастает пропорционально. Такое налогообложение применяется в России.

В регрессивной системе предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода и имущества.

Размер налоговых изъятий постоянно является предметом дискуссии. Очевидно, чем большую долю личных доходов физических лиц и фирм правительство концентрирует в своих руках, тем больше возможностей имеется для решения социальных и иных задач общества. Однако чем слабее налоговый гнёт на экономику, тем динамичнее происходит её рост и развитие. В результате рациональная система налогов формируется как компромисс между интересами различных групп общества с учётом региональных интересов, твёрдых и однозначных правил построения налоговых систем. При этом очень много зависит от правительства и конкретных людей, которые в нём работают, их знаний и опыта, их честности и стремления к справедливости.

Налоговые льготы выражаются в частичном или полном освобождении определённых физических и юридических лиц от уплаты налогов. Такие льготы устанавливаются, например, для инвалидов, пенсионеров, образовательных учреждений, предприятий и предпринимателей малого бизнеса и др. Налоговые льготы связаны с приоритетами правительства (развитие инновационных технологий, модернизация производства и др.). Налоговые льготы улучшают экономическую ситуацию в регионе и стране.

Налоговые льготы имеются практически в каждой развитой стране. Например, в России их десятки, а в США – более 100, в Великобритании – около 80, во Франции – более 70, в Швеции – около 90 и т.д.

Налоговые льготы могут иметь форму налоговых кредитов – вычетов из величины начальных налогов. Например, во многих странах от налогообложения освобождается часть доли прироста затрат на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Льготы часто устанавливаются в сфере амортизационных отчислений, тем самым стимулируется покупка нового оборудования или замена старого.

Часто используется метод отсрочки уплаты налога и полное освобождение от налогов. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия. Например, во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налогов на прибыль в течение первых двух лет существования, а в третий год налогом облагается только 25% прибыли. Вся прибыль облагается налогом с шестого года деятельности компании.

В развитых странах мира применяется дифференцированный подход в начислении налогов: чем выше доходы, тем больше выплачивается налогов. Каждая страна при этом имеет свой верхний предел налогообложения: самый высокий (45%) установлен в Швеции, 22% – в США и 5% – в государстве Монако. В России применяется так называемая «плоская шкала» в размере 13% на заработную плату, пенсии, доходы и прибыли. Такой подход лишает государство важнейшей функции перераспределительного механизма, который в развитых странах во многом сглаживает социальный разрыв между богатыми и бедными.

22.4. Налоги и налоговая система. Принципы налогообложения. Виды налогов. Кривая Лаффера

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе установленного законодательства. Исторически они возникли с появлением государства в виде «взносов граждан» для содержания публичной власти.
В современных развитых странах налоги обеспечивают до 90 % поступлений в государственный и примерно 70 % в местный бюджеты.
Налоговая политика является одним из важнейших методов государственного регулирующего воздействия на экономику страны.
Налоговая система строится на основе существующих законодательных актов страны, которыми устанавливаются основные элементы налога. К их числу относятся:
Субъекты налоговой системы или налогоплательщики, т. е. физические и юридические лица, которые в соответствии с существующим законодательством обязаны платить налоги.
Объекты налоговой системы - доход или имущество, с которого в соответствии с законодательством начисляется налог (заработная плата, прибыль, недвижимое имущество и т. д.).
Источник налога - чистый доход общества.
Налоговая ставка - это процент или доля, подлежащая уплате с дохода или имущества; налоговая ставка - это размер налога в расчете на единицу налогообложения (с одного рубля дохода, с рубля стоимости имущества и т. д.).
Твердые налоговые ставки - это метод, в соответствии с которым налоговые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу облагаемой продукции (тонна нефти, кубометр газа, сотка земли и т. д.).
В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на прогрессивные, пропорциональные, регрессивные, дегрессивные.
Прогрессивное налогообложение предполагает, что ставка налогообложения возрастает вместе с ростом размера облагаемого дохода (налоговая ставка по мере роста дохода увеличивается).
Пропорциональное налогообложение означает, что норма налогообложения не зависит от размера подлежащего налогообложению базового дохода (независимо от размера дохода действует единая налоговая ставка).
Регрессивное налогообложение - по мере увеличения дохода норма налогообложения понижается.
Дегрессивное налогообложение предполагает увеличение налоговой ставки по мере роста базового дохода. При этом прирост нормы налогообложения по мере роста базового дохода снижается, т. е. каждый последующий прирост нормы налогообложения меньше предыдущего.
Функции налогов. При выборе системы налогообложения необходимо учитывать функции, выполняемые налогами.
Сущность фискальной функции сводится к тому, чтобы с помощью налогов создать централизованные денежные средства и обеспечить за счет этого материальные условия для функционирования государства.
Экономическая функция предполагает выполнение налогами активных действий при осуществлении экономических процессов. Налоги, участвуя в перераспределении финансовых средств, оказывают стимулирующее воздействие на темпы экономического роста; усиливают или ослабляют накопление капитала; расширяют или сужают платежеспособный спрос населения.
Принципы налогообложения. Система налогообложения должна основываться на определенных принципах. В этом отношении не потеряли своего актуального значения знаменитые четыре основополагающих принципа налогообложения, сформулированные А. Смитом.
Принцип справедливости. Все граждане государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, который они получают под покровительством и защитой государства.
Принцип определенности. Налог, вносимый каждым отдельным гражданином страны, должен быть точно определен по сумме, сроку и способу уплаты.
Принцип удобности. При взимании налога необходимо устанавливать время и способ внесения налога с точки зрения удобства плательщика.
Принцип экономии заключается в снижении издержек, связанных с взиманием налога. Система налогообложения должна быть построена таким образом, чтобы из кармана народа изымалось как можно меньше средств сверх того, что поступает в казну государства. Если, например, сбор налога требует большой армии чиновников, то их заработная плата может поглотить значительную сумму от налоговых поступлений.
Кроме этого, система налогообложения должна быть понятной для налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от нередко наблюдаемого в настоящее время двойного, тройного обложения.
Принципы рациональной системы налогообложения сформулированы известным немецким экономистом Х. Халлером.
Принцип дешевизны налогообложения. Налогообложение должно быть построено таким образом, чтобы затраты государства на его реализацию были настолько низки, насколько это возможно.
Принцип дешевизны уплаты налогов. Система налогообложения должна быть такой, чтобы затраты налогоплательщика и процедура выплаты налогов были настолько низки, насколько это возможно.
Принцип ограничения бремени налогов. Налогообложение должно быть как можно менее ощутимым для налогоплательщика, с тем чтобы оказывать минимальное негативное воздействие на его экономическую активность.
К настоящему времени сложились две основные концепции налогообложения.
Первая концепция основана на установлении размера налогов пропорционально тем выгодам, которые получают от государства физические и юридические лица. Речь идет о финансировании тех благ, которыми пользуются хозяйствующие субъекты и получают от них выгоду. Например те, кто пользуются мостами, дорогами и т. д., должны оплачивать расходы, связанные с их содержанием и ремонтом. Осуществление этой концепции связано с трудностями определения личных выгод, получения каждым налогоплательщиком доходов за счет расходов государства на оборону, здравоохранение, просвещение и т. д.
Вторая концепция основана на системе установления размера налогов, которая строится в прямой зависимости от получаемого дохода физическими и юридическими лицами. Данная концепция является более справедливой, рациональной и относительно простой.
Кривая А. Лаффера. При налогообложении весьма важным моментом является установление оптимальных ставок налогов. Общеизвестно, что высокие налоги сдерживают экономическую активность хозяйствующих субъектов, что ведет к сокращению объемов производства и доходов. Низкие налоги усиливают стимулирование производителей и тем самым способствуют расширению производства и увеличению доходов.
Существуют разные подходы к использованию налоговых ставок с целью воздействия на экономические процессы. Одни решают возникшие в экономике проблемы с позиций спроса («экономика спроса»), другие - с позиций предложения («экономика предложения»).
Представители экономики спроса, к числу которых относятся кейнсианцы, например, предлагают при повышении темпов инфляции вводить более высокие налоги. Совокупные доходы и покупательная способность общества уменьшаются, что ведет к ограничению спроса. В результате цены снижаются и инфляция затухает.
Сторонники экономики предложения, наоборот, советуют снижать налоги, что стимулирует производство, ведет к увеличению предложения и снижению темпов инфляции. Они полагают, что высокие налоги увеличивают издержки предприятий, которые перекладываются на потребителя в форме более высоких цен, вызывая тем самым усиление инфляции.
В результате возникает дилемма: представители экономики спроса считают, что спрос создает свое собственное предложение, а сторонники экономики предложения полагают, что предложение создает себе свой спрос. Решение этой дилеммы не имеет однозначного ответа.
В то же время американский экономист Артур Лаффер в начале 1980-х гг. установил, что при повышении ставки налогов доходы государства сначала увеличиваются. Но, если налоговая ставка превысит некую границу, доходы от налоговых поступлений начнут уменьшаться, так как слишком высокие налоги снижают у людей желание работать в «светлой» легальной экономике. Чем выше ставка налога, тем ниже объемы производства и меньше доходы государства. Отображенная графически взаимосвязь между ставками налогов и налоговыми поступлениями получила название кривой Лаффера (рис. 22.1).

Рис. 22.1. Кривая Лаффера

Рис. 22.1. Кривая Лаффера

Графическое изображение кривой свидетельствует о том, что при нулевой ставке налога поступления в бюджет отсутствуют, при 100 %-ной ставке поступления в бюджет также отсутствуют. В легальной экономике при отсутствии дохода никто работать не желает, население и предприниматели уходят в теневую экономику. В остальных случаях производители будут работать и платить налоги, которые поступают в бюджет.
Максимальная величина налоговых поступлений в бюджет достигается в точке А при налоговой ставке rд = 50 %. Если экономика, находящаяся справа от точки А, сместится в точку В, то уменьшение уровня налоговой ставки до rB в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде - к их увеличению (повышение стимулов к труду приведет к расширению предпринимательской деятельности в легальной экономике).
Следует иметь в виду, что на практике идеи А. Лаффера использовать достаточно трудно, так как кривая Лаффера не дает ответа на вопрос о том, какая ставка налога является максимальной. В разных странах используются различные налоговые ставки, величины которых обусловлены налоговой политикой государства; величиной и структурой государственного сектора; состоянием экономического положения страны и т. д. Считается, что высшая ставка подоходного налогообложения колеблется в пределах 50-70 %.

  • История
  • ветви
  • Классификация
  • Экономические системы
  • Экономический рост
  • Рынок
  • Национальный бухгалтерский учет
  • Экспериментальная экономика
  • Вычислительная экономика
  • Теория игры
  • Исследование операций
  • Ловушка среднего дохода
  • Промышленный комплекс
  • Франсуа Кенэ
  • Адам Смит
  • Давид Рикардо
  • Томас Роберт Мальтус
  • Джон Стюарт Милл
  • Карл Маркс
  • Уильям Стэнли Джевонс
  • Леон Вальрас
  • Альфред Маршалл
  • Ирвинг Фишер
  • Джон Мейнард Кейнс
  • Артур Сесил Пигу
  • Джон Хикс
  • Василий Леонтьев
  • Пол Самуэльсон
  • более

В экономике , экономическая рента является любым платежом [в контексте рыночной сделки] в качестве владельца или фактор производства сверх затрат , необходимых для приведения этого фактора в производство. В классической экономике экономическая рента - это любой платеж (включая условно исчисленную стоимость) или выгоду, полученную за непроизведенные ресурсы, такие как местоположение ( земля ) и за активы, сформированные путем создания официальной привилегии над естественными возможностями (например, патентов ). В нравственной экономике в неоклассических экономической теории , экономическая рента включает доход , полученный от трудовых или государственных бенефициариев другого «умудрились» (при условии , что рынок является естественным, и не идет о государственном и социальном приспособлении) эксклюзивность, таких как трудовые гильдии и неофициальной коррупция .

В моральной экономике экономической традиции в целом экономическая рента противопоставляется излишку производителя или нормальной прибыли , оба из которых теоретически предполагают производительную деятельность человека. Экономическая рента также не зависит от альтернативных издержек , в отличие от экономической прибыли , где альтернативные издержки являются важным компонентом. Экономическая рента рассматривается как незаработанный доход, в то время как экономическая прибыль - это более узкий термин, описывающий прибавочный доход, полученный путем выбора между альтернативами с поправкой на риск. В отличие от экономической прибыли, экономическая рента не может быть теоретически устранена конкуренцией, потому что любые действия, которые может предпринять получатель дохода, такие как улучшение сдаваемого в аренду объекта, затем изменят общий доход на арендную плату по контракту . Тем не менее, общий доход складывается из экономической прибыли (заработанной) плюс экономической ренты (незаработанной).

Для произведенного товара экономическая рента может быть связана с юридическим владением патентом (политически закрепленное право на использование процесса или ингредиента). Что касается образования и профессионального лицензирования , то это знания, производительность и этические стандарты, а также стоимость разрешений и лицензий, которые коллективно контролируются в отношении их количества, независимо от компетенции и готовности тех, кто хочет конкурировать только за счет цены. на лицензируемой территории. Что касается труда, то экономическая рента может быть создана благодаря существованию массового образования, трудового законодательства, государственной поддержки социального воспроизводства, демократии, гильдий и профсоюзов (например, более высокая оплата труда некоторых рабочих, когда коллективные действия создают нехватку таких рабочих. , в отличие от идеальных условий, когда труд конкурирует с другими факторами производства только по цене). Для большинства других видов производства , включая сельское хозяйство и добычу, экономическая рента возникает из-за нехватки (неравномерного распределения) природных ресурсов (например, земли, нефти или полезных ископаемых).

При приватизации экономической ренты получатель экономической ренты называется рантье .

Напротив, в теории производства , если нет исключительности и есть совершенная конкуренция , нет экономической ренты, поскольку конкуренция снижает цены до минимального уровня.

Экономическая рента отличается от других нетрудовых и пассивных доходов, включая контрактную ренту . Это различие имеет важные последствия для государственных доходов и налоговой политики. Пока имеется достаточная бухгалтерская прибыль , правительства могут собирать часть экономической ренты для государственных финансов . Например, экономическая рента может собираться государством в виде роялти или платы за добычу в случае таких ресурсов , как полезные ископаемые, нефть и газ.

Исторически теории ренты обычно применялись к ренте, получаемой собственниками различных факторов в рамках одной экономики. Хоссейн Махдави был первым, кто ввел понятие « внешняя рента », согласно которому одна экономика получала ренту от других экономик.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Определения
  • 2 Классическая рента (земельная рента)
  • 3 Неоклассическая паретианская аренда
  • 4 Монопольная рента
  • 5 Труда
  • 6 Терминология, связанная с арендой
  • 7 См. Также
  • 8 ссылки
  • 9 Дальнейшее чтение
  • 10 Внешние ссылки

Определения

Согласно Роберту Толлисону (1982), экономическая рента - это «избыточная прибыль», превышающая «нормальный уровень», который генерируется на конкурентных рынках. В частности, рента - это «доход, превышающий альтернативные издержки владельца ресурса ».

Генри Джордж , наиболее известный своим предложением о едином налоге на землю , определяет ренту как «часть продукта, которая достается владельцам земли (или других природных ресурсов) в силу права собственности», и как «долю переданного богатства. землевладельцам, потому что они имеют исключительное право на использование этих природных возможностей ".

Профессора права Люсьен Бебчук и Джесси Фрид определяют этот термин как «дополнительную прибыль, которую фирмы или частные лица получают благодаря своим позиционным преимуществам».

Проще говоря, экономическая рента - это излишек там, где нет предприятия или затрат на производство.

Классическая аренда (земельная рента)

В политической экономии, включая физиократию , классическую экономику , грузизм и другие школы экономической мысли , земля признается неэластичным фактором производства . Земля в этом смысле означает исключительное право доступа к любой естественной возможности. Арендная плата - это доля, выплачиваемая собственникам за разрешение производства на контролируемой ими земле.

Как только земля в какой-либо стране становится частной собственностью, землевладельцы, как и все другие люди, любят жать там, где никогда не сеяли, и требуют ренты даже за свои естественные продукты. Древесина в лесу, трава в поле и все естественные плоды земли, которые, когда земля была общей, стоили работнику только хлопот по их сбору, приходятся даже ему, чтобы получить дополнительную цену. зафиксированы на них. Затем он должен заплатить за лицензию на их сбор; и должен отдавать землевладельцу часть того, что он собирает или производит. Эта часть или, что то же самое, цена этой части составляет земельную ренту .

Давиду Рикардо приписывают первый четкий и всесторонний анализ дифференциальной земельной ренты и связанных с ней экономических отношений ( закон ренты ).

Иоганн Генрих фон Тюнен сыграл важную роль в разработке пространственного анализа арендной платы, который подчеркнул важность центральности и транспорта. Проще говоря, именно плотность населения, увеличивающая прибыльность торговли и обеспечивающая разделение и специализацию труда, вызывала более высокую муниципальную ренту. Эти высокие арендные ставки определили, что земля в центральном городе не будет выделяться для ведения сельского хозяйства, а будет выделена для более прибыльного жилищного или коммерческого использования.

Отметив, что налог на незаработанную аренду земли не будет искажать экономическую деятельность, Генри Джордж предложил, чтобы публично взимаемая земельная рента ( налогообложение стоимости земли ) была основным ( или единственным ) источником государственных доходов, хотя он также выступал за государственную собственность, налогообложение. , а также регулирование естественных монополий и монополий масштаба, которые не могут быть устранены регулированием.

Аренда в стиле неоклассицизма

Неоклассическая экономика расширяет понятие ренты, включая другие факторы, помимо ренты за природные ресурсы.

  • «Превышение заработка над суммой, необходимой для удержания фактора в его текущем занятии».
  • «Разница между тем, какой фактор производства оплачивается, и тем, сколько ему нужно будет заплатить, чтобы он оставался в его текущем использовании».
  • «Возврат сверх альтернативных издержек или нормальный доход, необходимый для сохранения ресурса в его текущем использовании».

Обозначение этой версии ренты как «паретианской» может быть неправильным, поскольку Вильфредо Парето , экономист, в честь которого был назван этот вид ренты, мог или не мог предложить какую-либо концептуальную формулировку ренты.

Монопольная аренда

Монопольная рента относится к экономической ренте, получаемой от монополий, которая может быть результатом (1) отказа в доступе к активу или (2) уникальных качеств актива. Примеры монопольной ренты включают: ренту, связанную с юридически закрепленными монополиями в области знаний, полученными от интеллектуальной собственности, такой как патенты или авторские права; ренты, связанные с «де-факто» монополиями таких компаний, как Microsoft и Intel, которые контролируют базовые стандарты в отрасли или линейке продуктов (например, Microsoft Office); рента, связанная с «естественными монополиями» государственных или частных коммунальных услуг (например, телефонная связь, электричество, железные дороги и т. д.); и ренты, связанные с сетевыми эффектами платформенных технологий, контролируемых такими компаниями, как Facebook, Google или Amazon.

Антимонопольное расследование охарактеризовало сборы Google Play и Apple App Store как «монопольную ренту».

Обобщение концепции ренты с включением альтернативных издержек позволило выявить роль политических барьеров в создании и приватизации ренты. Например, человек, стремящийся стать членом средневековой гильдии, делает огромные инвестиции в обучение и образование, которые имеют ограниченное потенциальное применение за пределами этой гильдии. На конкурентном рынке заработная плата члена гильдии будет установлена ​​так, чтобы ожидаемая чистая прибыль от инвестиций в обучение была достаточной, чтобы оправдать вложение. В некотором смысле требуемые инвестиции являются естественным барьером для входа, препятствуя некоторым потенциальным членам делать необходимые инвестиции в обучение, чтобы выйти на конкурентный рынок услуг гильдии. Это естественный "свободный рынок", самоограничивающий контроль количества членов гильдии и / или стоимости обучения, необходимого для сертификации. Некоторые из тех, кто выбрал бы определенную гильдию, могут решить присоединиться к другой гильдии или профессии.

Тем не менее, политическое ограничение числа людей, вступающих на конкурентный рынок услуг гильдии, увеличивает отдачу от инвестиций в обучение гильдии, особенно для тех, кто уже занимается, за счет создания искусственного дефицита членов гильдии. В той мере, в какой ограничение на вступающих в гильдию фактически увеличивает отдачу для членов гильдии, а не обеспечивает компетенцию, тогда практика ограничения вступающих в поле является деятельностью, связанной с получением ренты , и избыточная отдача, получаемая членами гильдии, является экономическая рента.

Эта же модель объясняет высокую заработную плату в некоторых современных профессиях, которые смогли как получить правовую защиту от конкуренции, так и ограничить свое членство, в частности врачей , актуариев и юристов . В странах, где создание новых университетов ограничено юридической хартией, таких как Великобритания, это также относится к профессорам . Это также может относиться к карьере, которая по своей природе является конкурентной в том смысле, что существует фиксированное количество мест, например позиции в футбольной лиге, музыкальные чарты или городская территория для незаконной продажи наркотиков. Эти рабочие места характеризуются существованием небольшого числа богатых членов гильдии, наряду с гораздо большим окружением бедных людей, конкурирующих друг с другом в очень плохих условиях, поскольку они «платят свои взносы», чтобы попытаться присоединиться к гильдии. (Ссылка: «Freakonomics: Почему наркодилеры живут со своими мамами?»).

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 11 класс

Номер урока и название темы: урок №12 «Системы налогообложения»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Какие существуют системы налогообложения?
  • Характеристики и особенности систем налогообложения.
  • В чём заключается сложность формирования системы налогообложения?
  • Взаимосвязь ставки налогообложения доходов и суммы сбора налогов.

Глоссарий по теме: налоговая система, налоговая ставка, прогрессивные налоги, пропорциональные налоги, регрессивные налоги, кривая Лаффера.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

История системы налогообложения уходит корнями в глубокую древность, но каждый раз, когда государство вводит налоги, оно должно ясно осознавать, как это введение отразится на экономике страны. Чем больше налогов соберёт государство, тем большую помощь оно окажет социально незащищённым слоям населения, поддержит развитие в стране образования, здравоохранения, науки. Однако мировой опыт показывает: чем слабее налоговое бремя на экономику, тем активнее она развивается.

Налоговая система – совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. В основе механизма налогообложения лежит такое понятие, как налоговая ставка.

Налоговая ставка – размер налога на единицу налоговой базы, как правило, устанавливается в процентах.

Например, НДС – 20% (с 1.01.2019), налог на прибыль – 20%, подоходный налог – 13%.

В мировой практике используют три различные системы по видам налоговых ставок: прогрессивную, пропорциональную, регрессивную.

Прогрессивные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода растёт с увеличением дохода.

Например, доходы в 1 000 рублей облагаются по ставке 5%, доходы в 2000 рублей – по ставке 10%, а доходы в 3000 рублей – 15%.

Пропорциональные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода не изменяется с ростом дохода.

Например, доходы в 1000, 2000, 3000 рублей и выше облагаются по ставке 10%. В России до 2001 года подоходный налог с граждан был прогрессивным – ставка этого налога росла по мере увеличения дохода граждан, а с 2001 года он стал пропорциональным, т.к. была установлена единая налоговая ставка – 13%.

Регрессивные налоги – соотношение суммы уплаченного налога и суммы полученного дохода снижается с ростом дохода. Регрессивными, как правило, являются косвенные налоги. Например, главный менеджер фирмы с зарплатой 5000 рублей в день и подсобный рабочий с зарплатой 1000 рублей в день покупают одинаковые автомобили. Акциз, который входит в цену данного товара, одинаковый. Однако для менеджера он составляет 5% от дохода, а для рабочего – 25%.

В зависимости от того, какая система налогообложения принята в стране, изменяется степень расслоения общества по доходам.

Формируя налоговые системы, государство стремится обеспечить эффективность сбора налогов и сохранить стабильность налогообложения.

Принципы построения разумной системы налогообложения сформулировал еще Адам Смит.

  1. Принцип справедливоститрактуется следующим образом: налогоплательщики должны отчислять налоги пропорционально полученному доходу. Однако сторонники теории «горизонтальной справедливости» считают, что налоги должны быть пропорциональными, а сторонники «вертикальной справедливости» отстаивают прогрессивную шкалу отчислений налогов.
  2. Принцип определённости.Налогоплательщику должны быть известны сроки, способ и сумма платежа.
  3. Принцип удобности.Способ взимания налогов должен быть удобен налогоплательщику.
  4. Принцип экономии.Минимизация затрат, связанных с взиманием налогов.

На этих принципах базируется формирование системы налогообложения в любой стране.

При этом принимается в расчёт, как налоговая система будет влиять на развитие экономики и размеры сумм налога, поступающего в бюджет.

В самом общем виде взаимосвязь ставки налогообложения доходов и суммы сбора налогов иллюстрирует график, предложенный американским экономистом Артуром Лаффером и получивший в его честь название «кривая Лаффера» (Рисунок 1).


Рисунок 1 – Кривая Лаффера

По мере увеличения ставки налогообложения сумма средств, поступающих в бюджет, сначала начинает расти, но дальнейший рост ставки приводит к снижению налоговых доходов бюджета. Высокая налоговая ставка подрывает стимулы эффективной экономической деятельности, и часть предпринимателей уходят в «теневую экономику».

Низкая налоговая ставка не позволяет получить необходимые средства в бюджет в полном объёме.

До принятия Налогового кодекса (31 июля 1998 г.) в России был слишком высокий уровень налогообложения – на графике это соответствует положению в точке В, сейчас мы перемещаемся ближе к точке А (Рисунок 1).

Расчёт оптимального уровня налогообложения каждая страна производит с учётом специфики национальных, культурных, психологических и других факторов. Единого алгоритма расчёта здесь нет.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

  1. Решите задачу и введите с клавиатуры правильные ответы.

В диапазоне доходов от 5000 р. до 15000 р. применяется ставка 10%, в пределах 35 000 р. действует ставка 20%. За месяц человек заработал 32 000 р. При ______________ системе налогообложения подоходный налог составил ____________р.

15 000 · 0,1 = 1500 р. – часть подоходного налога, рассчитанного по ставке 10%.

(32 000 – 15 000) · 0,2 = 3400 р. – часть подоходного налога, рассчитанного по ставке 20%.

1500 + 3400 = 4900 р. подоходный налог, рассчитанный по прогрессивной системе.

Ответ: «При прогрессивной системе налогообложения подоходный налог составил 4900 р.»

  1. Установите соответствия между налоговыми системами и системами расчётов.


Рисунок 2 – Условие задачи

1,5/15 = 2/20 – следовательно, налог пропорциональный

3/20 2/16 – следовательно, налог прогрессивный

1,5/14 1,4/15 – следовательно, налог регрессивный


Рисунок 3 – Решение задачи

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 150 – 153.

  • История
  • ветви
  • Классификация
  • Экономические системы
  • Экономический рост
  • Рынок
  • Национальный бухгалтерский учет
  • Экспериментальная экономика
  • Вычислительная экономика
  • Теория игры
  • Исследование операций
  • Ловушка среднего дохода
  • Промышленный комплекс
  • Франсуа Кенэ
  • Адам Смит
  • Давид Рикардо
  • Томас Роберт Мальтус
  • Джон Стюарт Милл
  • Карл Маркс
  • Уильям Стэнли Джевонс
  • Леон Вальрас
  • Альфред Маршалл
  • Ирвинг Фишер
  • Джон Мейнард Кейнс
  • Артур Сесил Пигу
  • Джон Хикс
  • Василий Леонтьев
  • Пол Самуэльсон
  • более

В экономике , экономическая рента является любым платежом [в контексте рыночной сделки] в качестве владельца или фактор производства сверх затрат , необходимых для приведения этого фактора в производство. В классической экономике экономическая рента - это любой платеж (включая условно исчисленную стоимость) или выгоду, полученную за непроизведенные ресурсы, такие как местоположение ( земля ) и за активы, сформированные путем создания официальной привилегии над естественными возможностями (например, патентов ). В нравственной экономике в неоклассических экономической теории , экономическая рента включает доход , полученный от трудовых или государственных бенефициариев другого «умудрились» (при условии , что рынок является естественным, и не идет о государственном и социальном приспособлении) эксклюзивность, таких как трудовые гильдии и неофициальной коррупция .

В моральной экономике экономической традиции в целом экономическая рента противопоставляется излишку производителя или нормальной прибыли , оба из которых теоретически предполагают производительную деятельность человека. Экономическая рента также не зависит от альтернативных издержек , в отличие от экономической прибыли , где альтернативные издержки являются важным компонентом. Экономическая рента рассматривается как незаработанный доход, в то время как экономическая прибыль - это более узкий термин, описывающий прибавочный доход, полученный путем выбора между альтернативами с поправкой на риск. В отличие от экономической прибыли, экономическая рента не может быть теоретически устранена конкуренцией, потому что любые действия, которые может предпринять получатель дохода, такие как улучшение сдаваемого в аренду объекта, затем изменят общий доход на арендную плату по контракту . Тем не менее, общий доход складывается из экономической прибыли (заработанной) плюс экономической ренты (незаработанной).

Для произведенного товара экономическая рента может быть связана с юридическим владением патентом (политически закрепленное право на использование процесса или ингредиента). Что касается образования и профессионального лицензирования , то это знания, производительность и этические стандарты, а также стоимость разрешений и лицензий, которые коллективно контролируются в отношении их количества, независимо от компетенции и готовности тех, кто хочет конкурировать только за счет цены. на лицензируемой территории. Что касается труда, то экономическая рента может быть создана благодаря существованию массового образования, трудового законодательства, государственной поддержки социального воспроизводства, демократии, гильдий и профсоюзов (например, более высокая оплата труда некоторых рабочих, когда коллективные действия создают нехватку таких рабочих. , в отличие от идеальных условий, когда труд конкурирует с другими факторами производства только по цене). Для большинства других видов производства , включая сельское хозяйство и добычу, экономическая рента возникает из-за нехватки (неравномерного распределения) природных ресурсов (например, земли, нефти или полезных ископаемых).

При приватизации экономической ренты получатель экономической ренты называется рантье .

Напротив, в теории производства , если нет исключительности и есть совершенная конкуренция , нет экономической ренты, поскольку конкуренция снижает цены до минимального уровня.

Экономическая рента отличается от других нетрудовых и пассивных доходов, включая контрактную ренту . Это различие имеет важные последствия для государственных доходов и налоговой политики. Пока имеется достаточная бухгалтерская прибыль , правительства могут собирать часть экономической ренты для государственных финансов . Например, экономическая рента может собираться государством в виде роялти или платы за добычу в случае таких ресурсов , как полезные ископаемые, нефть и газ.

Исторически теории ренты обычно применялись к ренте, получаемой собственниками различных факторов в рамках одной экономики. Хоссейн Махдави был первым, кто ввел понятие « внешняя рента », согласно которому одна экономика получала ренту от других экономик.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Определения
  • 2 Классическая рента (земельная рента)
  • 3 Неоклассическая паретианская аренда
  • 4 Монопольная рента
  • 5 Труда
  • 6 Терминология, связанная с арендой
  • 7 См. Также
  • 8 ссылки
  • 9 Дальнейшее чтение
  • 10 Внешние ссылки

Определения

Согласно Роберту Толлисону (1982), экономическая рента - это «избыточная прибыль», превышающая «нормальный уровень», который генерируется на конкурентных рынках. В частности, рента - это «доход, превышающий альтернативные издержки владельца ресурса ».

Генри Джордж , наиболее известный своим предложением о едином налоге на землю , определяет ренту как «часть продукта, которая достается владельцам земли (или других природных ресурсов) в силу права собственности», и как «долю переданного богатства. землевладельцам, потому что они имеют исключительное право на использование этих природных возможностей ".

Профессора права Люсьен Бебчук и Джесси Фрид определяют этот термин как «дополнительную прибыль, которую фирмы или частные лица получают благодаря своим позиционным преимуществам».

Проще говоря, экономическая рента - это излишек там, где нет предприятия или затрат на производство.

Классическая аренда (земельная рента)

В политической экономии, включая физиократию , классическую экономику , грузизм и другие школы экономической мысли , земля признается неэластичным фактором производства . Земля в этом смысле означает исключительное право доступа к любой естественной возможности. Арендная плата - это доля, выплачиваемая собственникам за разрешение производства на контролируемой ими земле.

Как только земля в какой-либо стране становится частной собственностью, землевладельцы, как и все другие люди, любят жать там, где никогда не сеяли, и требуют ренты даже за свои естественные продукты. Древесина в лесу, трава в поле и все естественные плоды земли, которые, когда земля была общей, стоили работнику только хлопот по их сбору, приходятся даже ему, чтобы получить дополнительную цену. зафиксированы на них. Затем он должен заплатить за лицензию на их сбор; и должен отдавать землевладельцу часть того, что он собирает или производит. Эта часть или, что то же самое, цена этой части составляет земельную ренту .

Давиду Рикардо приписывают первый четкий и всесторонний анализ дифференциальной земельной ренты и связанных с ней экономических отношений ( закон ренты ).

Иоганн Генрих фон Тюнен сыграл важную роль в разработке пространственного анализа арендной платы, который подчеркнул важность центральности и транспорта. Проще говоря, именно плотность населения, увеличивающая прибыльность торговли и обеспечивающая разделение и специализацию труда, вызывала более высокую муниципальную ренту. Эти высокие арендные ставки определили, что земля в центральном городе не будет выделяться для ведения сельского хозяйства, а будет выделена для более прибыльного жилищного или коммерческого использования.

Отметив, что налог на незаработанную аренду земли не будет искажать экономическую деятельность, Генри Джордж предложил, чтобы публично взимаемая земельная рента ( налогообложение стоимости земли ) была основным ( или единственным ) источником государственных доходов, хотя он также выступал за государственную собственность, налогообложение. , а также регулирование естественных монополий и монополий масштаба, которые не могут быть устранены регулированием.

Аренда в стиле неоклассицизма

Неоклассическая экономика расширяет понятие ренты, включая другие факторы, помимо ренты за природные ресурсы.

  • «Превышение заработка над суммой, необходимой для удержания фактора в его текущем занятии».
  • «Разница между тем, какой фактор производства оплачивается, и тем, сколько ему нужно будет заплатить, чтобы он оставался в его текущем использовании».
  • «Возврат сверх альтернативных издержек или нормальный доход, необходимый для сохранения ресурса в его текущем использовании».

Обозначение этой версии ренты как «паретианской» может быть неправильным, поскольку Вильфредо Парето , экономист, в честь которого был назван этот вид ренты, мог или не мог предложить какую-либо концептуальную формулировку ренты.

Монопольная аренда

Монопольная рента относится к экономической ренте, получаемой от монополий, которая может быть результатом (1) отказа в доступе к активу или (2) уникальных качеств актива. Примеры монопольной ренты включают: ренту, связанную с юридически закрепленными монополиями в области знаний, полученными от интеллектуальной собственности, такой как патенты или авторские права; ренты, связанные с «де-факто» монополиями таких компаний, как Microsoft и Intel, которые контролируют базовые стандарты в отрасли или линейке продуктов (например, Microsoft Office); рента, связанная с «естественными монополиями» государственных или частных коммунальных услуг (например, телефонная связь, электричество, железные дороги и т. д.); и ренты, связанные с сетевыми эффектами платформенных технологий, контролируемых такими компаниями, как Facebook, Google или Amazon.

Антимонопольное расследование охарактеризовало сборы Google Play и Apple App Store как «монопольную ренту».

Обобщение концепции ренты с включением альтернативных издержек позволило выявить роль политических барьеров в создании и приватизации ренты. Например, человек, стремящийся стать членом средневековой гильдии, делает огромные инвестиции в обучение и образование, которые имеют ограниченное потенциальное применение за пределами этой гильдии. На конкурентном рынке заработная плата члена гильдии будет установлена ​​так, чтобы ожидаемая чистая прибыль от инвестиций в обучение была достаточной, чтобы оправдать вложение. В некотором смысле требуемые инвестиции являются естественным барьером для входа, препятствуя некоторым потенциальным членам делать необходимые инвестиции в обучение, чтобы выйти на конкурентный рынок услуг гильдии. Это естественный "свободный рынок", самоограничивающий контроль количества членов гильдии и / или стоимости обучения, необходимого для сертификации. Некоторые из тех, кто выбрал бы определенную гильдию, могут решить присоединиться к другой гильдии или профессии.

Тем не менее, политическое ограничение числа людей, вступающих на конкурентный рынок услуг гильдии, увеличивает отдачу от инвестиций в обучение гильдии, особенно для тех, кто уже занимается, за счет создания искусственного дефицита членов гильдии. В той мере, в какой ограничение на вступающих в гильдию фактически увеличивает отдачу для членов гильдии, а не обеспечивает компетенцию, тогда практика ограничения вступающих в поле является деятельностью, связанной с получением ренты , и избыточная отдача, получаемая членами гильдии, является экономическая рента.

Эта же модель объясняет высокую заработную плату в некоторых современных профессиях, которые смогли как получить правовую защиту от конкуренции, так и ограничить свое членство, в частности врачей , актуариев и юристов . В странах, где создание новых университетов ограничено юридической хартией, таких как Великобритания, это также относится к профессорам . Это также может относиться к карьере, которая по своей природе является конкурентной в том смысле, что существует фиксированное количество мест, например позиции в футбольной лиге, музыкальные чарты или городская территория для незаконной продажи наркотиков. Эти рабочие места характеризуются существованием небольшого числа богатых членов гильдии, наряду с гораздо большим окружением бедных людей, конкурирующих друг с другом в очень плохих условиях, поскольку они «платят свои взносы», чтобы попытаться присоединиться к гильдии. (Ссылка: «Freakonomics: Почему наркодилеры живут со своими мамами?»).

Читайте также: