Экономическая эффективность обеспечивается в ситуации когда налогообложение доходов

Опубликовано: 06.05.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Под экономической эффективностью капиталовложений в стартап или бизнес-проект понимается соотношение между вложенными деньгами и полученных инвестором результатов в виде прибыли. Регулярное выполнение оценки эффективности вложений дает понять, в правильные ли проекты вкладывается инвестор и стоит ли в них дальше вкладывать собственные средства. Какие методы оценки результативности вложений стоит применять?

    Суть методик анализа экономической выгоды вложений

    Понимание того, насколько окупятся вложения в производство или бизнес-проект, имеет большое значение для инвестора. Выполнение оценки результативности инвестиций, в первую очередь, дает понять, какая отдача будет получена с капиталовложений в конкретное предприятие и целесообразно ли это вообще делать. Знание этой информации позволяет инвестору уберечь себя от рисков, связанных с неокупаемостью вложенного им капитала.

    Сегодня существуют более десятка методов, которые для удобства восприятия поделены на статические и на динамические. Большое количество методик обусловлено тем, что на результативность капиталовложений в тот или иной бизнес влияние оказывает огромное число внешних факторов. Чем больше этих факторов, чем выше погрешность и непредсказуемость расчетов, тем больше разносторонних методов требуется для их уточнения.

    Несмотря на большую важность статических методов выполнения оценки результативности капиталовложений, динамические способы более востребованы среди инвесторов. Это объясняется просто – динамические методы охватывают куда большее количество переменных и факторов. Это актуально при изучении выгодности крупных бизнес-проектов. Благодаря этому достоинству динамических методик они показывают более высокую точность.

    Популярность динамических способов анализа эффективности инвестиций вовсе не означает, что статические методы ни для чего не пригодны. Напротив, они незаменимы в случае, когда надо просчитать целесообразность краткосрочных, небольших и единоразовых вложений. Такие способы дают инвестору оперативно определить, насколько правильным будет решение вложиться в тот или иной проект. Для небольшого капитала этого достаточно.

    Статические методики выполнения оценки

    Статические способы прогнозирования результативности капиталовложений, в первую очередь, имеют большое значение для частных инвесторов, располагающих небольшим капиталом. Прежде, чем воспользоваться такими способами, надо учесть, что они не берут в расчет многие важные факторы, поэтому для серьезной оценки они подходят не лучшим образом. Среди многообразия методов особой популярностью пользуются описанные далее два.

    К главным достоинствам статических методик оценки результативности денежных вложений относится весьма высокая достоверность, а также простота эксплуатации за счет легкой математической модели. Не нужно иметь особые навыки и знания математического анализа для того, чтобы воспользоваться этими методами.

    • Методы опираются на не самые точные данные, поэтому и точность расчета весьма небольшая.
    • Статические способы не учитывают такое значительное свойство сумм, как дисконтируемость.
    • При расчете инвестор опирается только на статические данные – не учитывается инфляция и т. д.

    Еще один недостаток статических методик заключается в том, что оцененные с их помощью проекты сложно сопоставить друг с другом в ходе проведения сравнительного анализа. Несмотря на такое большое количество недостатков, способы из этой группы подходят для частных инвесторов, а также для владельцев небольшого капитала. Предлагаем ознакомиться с двумя востребованными у инвесторов статическими способами оценки.

    Расчет периода окупаемости

    Прогнозирование периода, в течение которого инвестируемый проект выйдет на окупаемость, представляет для инвестора серьезное значение. Благо, рассчитать период можно при помощи простой формулы: PP = IC/CF. Здесь под PP понимается срок, который нужен компании для выхода на окупаемость. IC – это средний доход компании за один год. CF – стоимость инвестиций, вложенных в развитие организации.

    На основании полученных в ходе расчета периода окупаемости данных обычно принимается одно из решений:

    • Проект принимается в том случае, если окупаемость происходит в принципе, независимо от срока. При этом период окупаемости может быть как коротким, так и весьма длительным – это не играет роли.
    • Проект принимается тогда, когда период окупаемости укладывается в рамки, обозначенные инвестором. Если период окупаемости чрезмерно продолжительный, инвестор отклоняет идею инвестирования.

    Прежде, чем рассчитать экономическую эффективность вложений при помощи этого статического метода, учтите – он не учитывает многие факторы, которые прямым и косвенным образом влияют на срок окупаемости бизнеса. Например, этот метод не опирается на инфляцию, амортизацию, систему налогообложения и другие факторы. Но этот способ хорошо подходит для краткосрочных инвестиций, в том числе, при инвестировании в ПАММ-счет.

    Также при использовании этого метода надо учитывать, что он игнорирует денежные потоки, которые находятся с обратной стороны периода окупаемости инвестируемого бизнес-проекта. В расчет не берется и возможность реинвестирования доходов. В целом, этот метод помогает выбрать наиболее доходные проекты с небольшим периодом окупаемости, однако, при этом игнорируются более рентабельные, но продолжительные проекты.

    Вычисление рентабельности

    Второй популярный статический метод оценки эффективности капиталовложений – это расчет рентабельности инвестиций в бизнес. Методика делится на два подвида, которые отличаются используемыми формулами:

    • Первая формула – T = (Vf — Vi)/Vi.
    • Вторая формула – T = (I + Vf — Vi)/Vi.

    В обеих формулах под T подразумевается арифметическое значение рентабельности инвестиций. В качестве I выступает полученная предприятием прибыль. Vf – это цена продажи инвестиций, а Vi – это сумма инвестиций.

    Рекомендуется использовать описанный способ только в том случае, если инвестор уверен в том, что в период всего времени существования поддерживаемого проекта его валовая прибыль будет находиться приблизительно на одном уровне. При этом максимальная точность расчетов достигается в том случае, если на протяжении этого времени неизменной останется и налоговая политика, а также не претерпит изменений кредитная политика.

    Как и в описанном ранее статическом способе расчета периода окупаемости, здесь тоже не берутся в расчет внешние воздействия, оказывающие влияние на стоимость самих денежных средств. Это главная причина, по которой не рекомендуется пользоваться обеими методами для расчета целесообразности долговременных и крупных капиталовложений. Для расчета продолжительных инвестиций применяется более продвинутый метод.

    Динамические методы выполнения оценки

    Существенное превосходство динамических методик над статическими заключается в том, что они учитывают более обширное количество факторов, в том числе тех, которые изменяются во времени. Благодаря этому, плюсами динамических методов расчета эффективности вложений являются точность, применимость к анализу долгих и крупных инвестиционных проектов. Однако одновременно с этим растет сложность использования этих методов.

    Сложность применения динамических методов – их главный и единственный недостаток. Из-за этого частным инвестором на первых порах сложно использовать методики из этой категории, т. к. они загружены большим количеством информации и факторов, которые надо принимать в расчет. По этой причине использовать такие способы стоит только при анализе продолжительных проектов с возможными вложениями по ходу их развития.

    Расчет стоимости инвестиций

    Этот динамический метод предназначается для подсчета чистой стоимости инвестиций. Под этим параметром понимается различие между суммой денежного потока за срок работы инвестиционного проекта и количеством вложенных в его развитие денежных средств. На основании расчетов принимается решение: если стоимость инвестиций больше нуля, то проект одобряется. Из некоторого числа проектов выбирается наиболее «дорогой».

    Чтобы описанный метод расчета показывал корректные значения, должны выполняться такие условия:

    • В случае сравнения чистой стоимости одновременно некоторого количества инвестиционных проектов, для них должна использоваться общая дисконтная ставка. Помимо этого, сравниваемые проекты должны быть идентичными по таким параметрам, как продолжительность жизненного цикла и объем вложений.
    • Сумма денежных потоков, которая является неотъемлемым параметром при оценивании прибыльности инвестиций в тот или иной проект, должна оцениваться для всего планового периода инвестирования в деятельность бизнес-проекта. Также сумма должна привязываться к конкретным интервалам времени.
    • Денежные потоки рассматриваются обязательно отдельно от производственной работы предприятия. Это условие должно выполняться для того, чтобы в ходе анализа оценивались исключительно денежные поступления и платежи, которые прямым образом связаны с осуществлением инвестиционного проекта.

    Надо понимать, что рассматриваемый метод позволяет узнать только то, способен ли выбранный вариант инвестиций в работу предприятия положительно сказаться на повышение прибыли компании или дохода самого инвестора. При этом количественную степень такого увеличения оценить не представляется возможным, и это главный недостаток такого метода. Поэтому этот способ рекомендуется дополнять расчетом индекса рентабельности.

    Расчет индекса рентабельности

    Полная экономическая оценка эффективности инвестиционных вложений невозможна без использования этого динамического метода. Он помогает узнать показатель, который показывает степень, на которую увеличивается перспективность предприятия и прибыль инвестора на каждую единицу вложенного капитала. Если предыдущий метод показывает качественную характеристику такого прироста, тот этот метод отображает количественную.

    В рамках рассматриваемого метода для более точной оценки инвестиций используются сразу четыре показателя:

    • Показатель доходности инвестиций. Рассчитывается как отношение суммы дисконтированных денежных потоков к сумме инвестиций, накопленной за период поддержки инвестиционного проекта.
    • Показатель прибыльности затрат. Это отношение суммы денежных потоков к сумме денежных расходов.
    • Индекс прибыльности дисконтированных затрат. Все, как выше, но по дисконтированным параметрам.
    • Показатель доходности дисконтированных инвестиций. Этот индекс считается как отношение объема дисконтированных финансовых потоков к дисконтированному объему инвестиций за срок вложений.

    Чаще всего для расчета перспективности инвестиционных вложений используется последний метод. Для его подсчета инвестор прибегает к соотношению двух частей чистой стоимости инвестиций. Речь идет о доходной и инвестиционной частях. Выводы об эффективности или неэффективности проекта делаются, исходя из того, какое значение получается в итоге расчетов. Если оно больше единицы, бизнес-проект считается перспективным.

    Расчет нормы доходности

    Расчет внутреннего стандарта прибыльности капиталовложений позволяет определить коэффициент, при котором затраты инвестора полностью окупаются. С экономической точки зрения, у показателя сразу несколько смыслов, каждый из которых представляет большое значение для инвестора. Так, этот параметр отражает максимальный размер доходов, связанных с проектом, в развитие которого вкладываются деньги.

    В случае если бизнес развивается с использованием кредитных денежных средств, рассматриваемый параметр отражает предельно допустимую процентную ставку, по которой можно взять кредит и успешно возместить его за оптимальный срок. Инвестиционный проект считается перспективным в том случае, если этот показатель больше, чем средняя стоимость капитала в том секторе рынка, в котором бизнес-проект осуществляет работу.

    Практика показывает, что динамические методы, основанные на дисконтировании, более точные по сравнению с другими способами, поэтому пользуются наибольшей востребованностью среди крупных инвесторов. Прежде всего, используются способы расчета чистой стоимости инвестиций, подсчета внутренней нормы прибыли, расчета индекса доходности, а также метод аннуитета. Рекомендуется использовать их в самую первую очередь.

    Для получения наиболее точных результатов при расчете экономической эффективности вложений рекомендуется использовать одновременно некоторое число способов. При этом, чтобы не углубляться в массу сложных расчетов, откажитесь от динамических методов при оценке малых и непродолжительных вложений.

    Дмитрий Кузьмин

    Финансовый учет — это консультант для бизнеса. Отслеживая важные экономические и маркетинговые показатели, вы можете планировать. Посмотрите на табличку в Excel или в отчет системы аналитики, и сразу будет понятно, может ли компания позволить себе еще одного сотрудника, не будет ли кассового разрыва через полгода, выгодно ли брать кредит, или в текущей ситуации он просто разорит бизнес.

    Мы собрали несколько показателей, которые являются основными для финансового учета. Без них решения придется принимать наугад. Показываем на примерах, что будет, если их не отслеживать.

    Выручка

    Этот показатель еще называют прибылью, и он кажется самым простым — ведь это деньги, которые пришли в компанию. Но есть нюанс — в выручку нельзя записывать деньги, которые уже есть на счетах, но работы за них еще не выполнены.

    Например, вы продаете пельмени на заказ. Покупатель отправил вам предоплату, несколько десятков тысяч рублей. Будет ошибкой записать эту сумму в выручку, пока пельмени не доставлены покупателю. Курьер может потерять товар, покупатель во время доставки откажется от покупки и потребует деньги назад, произойдет еще что-то.

    Поэтому финансисты обычно считают выручку по факту выполнения обязательств или, если речь про B2B, по подписанному акту.

    Выручка — это деньги, которые получила компания за выполненные обязательства.

    Если не считать выручку, у бизнесмена может возникнуть иллюзия успешности. Например, у вас веб-студия, вы набрали заказов на миллионы рублей, получили половину денег в качестве предоплаты. А затем из коллектива по какой-то причине выбыли несколько ключевых сотрудников. Оставшаяся команда пропустила сроки сдачи проекта, предоплату пришлось возвращать и еще платить штраф.

    Важно четко понимать, какая у вас реальная выручка, какими средствами вы располагаете.

    Операционные расходы

    Это деньги, которые компания тратит на свою деятельность. Обычно в операционные расходы финансисты закладывают вообще все расходы компании, кроме прибыли и обратных вложений в развитие. То есть закупка товара, зарплата, налоги, аренда и прочее — все это операционные расходы. Этот показатель условно разделяют на две категории.

    Переменные расходы

    Это расходы, которые меняются вместе с выручкой. Например, если ваша компания продаст 100 кг пельменей, она потратит 200 руб. на муку. Если продажи составят 500 кг, то расходы на муку увеличатся до 1 000 руб. Так работают переменные расходы.

    Постоянные расходы

    Это траты компании, которые не зависят от выручки. Чаще всего это зарплаты сотрудников, аренда помещения, оплата интернета и офисных принадлежностей.

    Не путайте постоянные и переменные расходы. Постоянным расход называется не от того, что эта сумма одинаковая из месяца в месяц, а потому что не зависит от выручки. Те же канцтовары в офис не зависят от выручки, поэтому это постоянные расходы. Хотя в разные месяцы мы можем тратить на них разные суммы.

    Екатерина Яхонтова, финансовый директор «Нескучных финансов»

    Обратите внимание: финансисты не записывают в операционные расходы дивиденды, но учитывают зарплаты. Если вы открыли ООО и стали гендиректором, то прибыль вы можете не распределять и вкладывать ее в развитие компании — соответственно, тогда это не будет расходом. Но вот зарплату, хотя бы МРОТ, вам нужно записать в постоянные расходы.

    В учете зарплат есть два важных нюанса. Например, у вас есть менеджер по продажам, который получает оклад в 10 000 руб. за месяц. Остальной его доход — процент со сделок, премия. Считайте оклад в постоянных расходах, а премию — в переменных, потому что она зависит от выручки.

    Еще помните, что в расходы предприниматель должен заносить не сумму, которую работник получает на руки, а деньги, которые вы списываете с расчетного счета. То есть если человек заработает 10 000 руб., то списать придется примерно 15 000 — добавьте налоги и взносы в социальные фонды.

    Иван Шкиря, CEO компании «Гудок» и основатель сервиса Callibri

    EBITDA

    В оригинале звучит как Earning Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization, то есть показатель прибыли без учета налогов, кредитов и амортизации. Считать просто — нужно из выручки отнять операционные расходы.

    Вот зачем нужен EBITDA:

    • Вы понимаете, есть ли в бизнесе заработок. Если показатель отрицательный или нулевой, с компанией что-то не в порядке на уровне операционной деятельности, высока вероятность ухода в долги.
    • Можете сравнить вашу компанию с другими. Операционные расходы обычно у всех более или менее одинаковые, а вот структура капитала, то есть наличие кредитов, обычно разная.
    • Показатель обычно используют инвесторы, когда считают индикатор возврата своих средств.

    EBITDA является основой других финансовых показателей.

    Прочие расходы

    В операционные расходы не записываются налоги компании, кредиты и амортизация — эти показатели в финансовых отчетах обычно идут отдельными строками. Но отслеживать их не менее важно.

    Кредиты

    В расходы идет не весь ежемесячный платеж, а только процент по займу, ведь основное тело кредита вы именно возвращаете, а не тратите.

    Налоги

    Фиксируются налоги именно компании — например, если вы на УСН «доходы», то это 6 %. Налоги, которые вы платите за сотрудников, записываются в переменные траты, в категории операционных расходов.

    Амортизация

    С помощью этого показателя в финансовом планировании учитывают расходы на дорогое оборудование и другие материальные вложения в бизнес. Например, когда вы купили новую тестомешалку для пельменной, то ее некорректно записывать в расход конкретного месяца. Если так сделать, у компании будет огромный минус в прибыли. Поэтому сумму равномерно распределяют по месяцам на срок службы купленного предмета.

    Например, технику купили за 50 000 руб., а срок службы производителя — 2 года, то есть 24 месяца. Делим деньги на срок и получаем 2 083 руб. в месяц. Именно эту сумму нужно записать в строку «Амортизация» в разделе прочих расходов.

    Амортизация — это бухгалтерский термин. При вычислении показателя можно ориентироваться на сроки амортизации, введенные Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1. Или руководствоваться реалиями бизнеса — мы же говорим не о бухгалтерской документации, а о показателях для себя.

    Амортизацию полезно отслеживать для планирования. Например, вы понимаете, что через 3 года тестомешалку нужно поменять, и откладываете на отдельный счет сумму, которая занесена в расход.

    Чистая прибыль

    Это ваши деньги, которые остались после вычета всех расходов, включая налоги, кредиты и амортизацию. В идеальном мире владелец компании, даже малого бизнеса, «вытаскивает» для личных нужд деньги именно из чистой прибыли.

    Чистую прибыль нужно отслеживать, чтобы держать эффективность всего предприятия под контролем. И избежать ситуации, когда на счетах бизнеса денег много, а через полгода выясняется, что компания несет крупные убытки.

    Пример с пельменной

    Компания генерирует большой оборот, с EBITDA все в порядке. Денег в кассе так много, что основатель перестает отслеживать чистую прибыль, ведь его личные расходы незаметны в общем обороте. Через пару лет выясняется, что никто не учитывал расходы на амортизацию. Коммерческое оборудование устаревает быстро: ломаются печи, выходит из строя тестомешалка.

    Рентабельность

    Рентабельность — это экономический показатель, который показывает в динамике эффективность использования каких-либо ресурсов. Рентабельность бывает разных видов. Например, вы можете посчитать эффективность использования всей компании в целом или вычислить рентабельность конкретного актива бизнеса.

    Высчитывается рентабельность в виде числа или процента — этот показатель является коэффициентом. Если получившееся число меньше 0 — плохо, если больше, значит лучше.

    Вот несколько полезных видов рентабельности.

    Маржинальная рентабельность

    Берем маржинальную прибыль — это выручка минус переменные расходы. И делим эту прибыль на выручку.

    Кофейня продала за месяц 10 000 чашек кофе по цене 100 руб. Выручка — 100 000 руб. Переменные расходы составили 55 000 руб.

    • Маржинальная прибыль = 100 000 − 55 000 = 45 000 руб.
    • Рентабельность по марже = 45 000 / 100 000 = 0,45 или 45 %.

    Операционная рентабельность

    Это выручка минус постоянные и переменные расходы — сколько зарабатывает бизнес после уплаты всех операционных расходов.

    Если предположить, что постоянные расходы кофейни из примера выше 20 000 руб., то считать можно так:

    • Операционная прибыль = маржинальная прибыль − постоянные расходы = 45 000 − 20 000 = 25 000
    • Операционная рентабельность = 25 000 / 100 000 = 0,25 или 25 %

    Рентабельность по чистой прибыли

    Считают делением чистой прибыли на выручку.

    В примере с кофейней бизнесмен платит 6 000 руб. налогов и еще учитывает амортизацию, то есть 5 000 руб. на кофемашину. Вот что получается:

    • Чистая прибыль = 25 000 − 6000 − 5000 = 14 000 руб.
    • Рентабельность = 14 000 / 100 000 = 0,14 или 14 %

    Рентабельность нужно отслеживать в динамике, сам по себе этот показатель ничего не даст. Со временем можно делать выводы об эффективности управления расходами. Например, если рентабельность по марже падает, значит у вас увеличились переменные расходы. Возможно, поставщик поднял цену, а вы не заметили.

    Если рентабельность по операционной прибыли падает, значит, ваш бизнес становится менее эффективным и затрачивает все больше ресурсов на каждый заработанный рубль. Еще по этому показателю инвесторы сравнивают компанию с конкурентами и оценивают риски.
    Рентабельность по чистой прибыли покажет, сколько вы получите денег с каждого рубля выручки. Это общий индикатор для компании: если он снижается, нужно срочно разбираться, в чем причина.

    Екатерина Яхонтова, финансовый директор «Нескучных финансов»

    Денежный поток

    Еще этот показатель называют «кэшфлоу» или движением денежных средств (ДДС). Суть в том, что показатели выручки и рентабельности отражают состояние компании в конкретный момент. А ДДС демонстрирует финансовое состояние компании в динамике. Грубо говоря, вы всегда понимаете, сколько у вас денег сейчас и сколько будет через 1-3-6 или больше месяцев. Причем смотреть полезно как на общий показатель «Итого» в ДДС, то есть сколько денег есть у компании сейчас, так и на составляющие ДДС.

    Чтобы составить ДДС, структурируйте все ваши расходы и доходы в одной табличке. Фиксируйте каждую операцию, когда у компании стало больше или меньше денег.

    Еще удобно интегрировать в ДДС платежный календарь — записывайте не только расходы и доходы по факту их появления, но и будущие. Например, в вашей таблице могут быть расходы на аренду, которые появляются каждый месяц, и обещанные доходы — те, которые вы ожидаете на счет через некоторое время.

    Если вы ИП, разделяйте личные и рабочие расходы, тогда не будет путаницы. Например, назначьте себе условную зарплату, а остальную чистую прибыль сверх нее вкладывайте в развитие бизнеса.

    Если не отслеживать ДДС, легко попасть в ситуацию, когда денег не хватает. Пару раз не записали расходы, не учли несколько личных трат — и вот в конце месяца компания уже не может выплатить зарплату сотруднику.

    Количество дебиторской задолженности

    Дебиторская задолженность — это обязательства перед вами. Например, веб-студия сделала кому-то сайт, а денег еще не перевели. Или пельменная привезла еды на корпоратив, а оплата будет в конце месяца на счет.

    Большая дебиторка — это и хорошо, и плохо одновременно.

    • Хорошо, если вам должны больше, чем должны вы — это показатель устойчивости и востребованности компании.
    • Плохо, если вам должны много — может произойти кассовый разрыв. Например, по бумагам у компании деньги вроде бы есть, акты подписаны, но средства еще на счет не поступили. А зарплату платить надо прямо сейчас.

    Если не следить за дебиторской задолженностью, можно упустить момент, когда компания не может существовать на имеющиеся средства. Плюс большая дебиторка может обернуться безнадежными долгами. Например, если ваши контрагенты разорятся и не смогут выполнить обязательства перед вами.

    Точка безубыточности

    Этот показатель особенно важен небольшому или начинающему бизнесу. Еще его называют точкой рентабельности или «нулевой точкой». Проще говоря, это ситуация, когда бизнес работает в ноль — не приносит убытков, но и не генерирует чистую прибыль. Обслуживает сам себя.

    Точку безубыточности считают в двух видах:

    • в деньгах — выясняют, сколько всего выручки нужно для нулевой работы;
    • в единицах продукта — сколько нужно продать товаров и услуг, чтобы не генерировать убытки.

    Вот как посчитать ТБУ:

    • Сначала выяснить маржинальность = (Выручка − Переменные расходы) / Выручка × 100 %
    • Затем посчитать в деньгах. ТБУ в деньгах = Постоянные расходы / Маржинальность × 100 %
    • И посчитать ТБУ в единицах = ТБУ в денежном выражении / Стоимость продукта

    Средний чек

    Средний чек, или средняя стоимость заказа — показатель эффективности продаж. Посчитать можно так:

    Средний чек = выручка / общее количество совершенных покупок

    Показатель пригодится не всем предпринимателям. Если веб-студия делает и небольшие проекты за 10 000 руб., и заключает годовые контракты на несколько миллионов, то средний чек будет только путать. Но та же пельменная этим показателем сможет отслеживать лояльность покупателей или эффективность маркетинговых акций. Например, пельменная запускает акцию — скидку на новинки. И отслеживает средний чек — до акции и после. Если увеличился, все прошло успешно.

    Средний чек — это индикатор ситуации с продажами. Помните, что этот показатель зависит от двух составляющих: от выручки и от количества покупателей. Если показатель изменился, даже в большую сторону, нужно выяснять причины. Не всегда рост чека означает, что все хорошо.

    • Средний чек уменьшился — однозначно ситуация негативная, сократилось количество выручки.
    • Средний чек увеличился — может быть, у вас стали больше покупать, и это хорошо. Но представьте, что вы увеличили цены. Часть покупателей отказывается и уходит к конкурентам, а оставшиеся генерируют больше выручки. В таком случае средний чек может и вырасти, но ситуация не очень — у вас стало меньше покупателей.

    Отслеживая изменения среднего чека и количества покупателей в зависимости от цен, можно планировать ассортиментный ряд и стратегию развития. Например, постепенно поменять все товары на дорогие, чтобы дальше привлекать только богатых покупателей. Или сформировать ассортимент эконом-класса. Средний чек уменьшится, но общая прибыль может вырасти за счет роста количества покупателей.

    Кратко о том, какие финансовые показатели отслеживать бизнесу и зачем

    Финансовый учет нужен для контроля и планирования. Отслеживать полезно не только доходы-расходы, но и различные экономические показатели. Они работают как индикаторы, предупреждают о потенциальных проблемах и подсказывают, какие решения можно принять для исправления ситуации.

    Вот основные показатели:

    • Выручка — деньги, которые компания заработала. Считать нужно по подписанному акту — если предоплату перевели, но работы еще не сделаны, это еще не выручка.
    • Операционные расходы. Бывают переменные, то есть зависящие от выручки, и постоянные — когда не важно, есть приток денег или нет. Например, переменным расходом будут траты на муку для пельменей, а постоянным — аренда цеха.
    • EBITDA — показатель прибыли без учета налогов, кредитов и амортизации. Нужен, чтобы понять, есть вообще в операционной схеме заработок или нет.
    • Прочие расходы — налоги, кредиты и амортизация. Если не отслеживать, можно внезапно обнаружить сломанный инструмент или большой долг по налогам, который сделает из прибыльного предприятия банкрота.
    • Чистая прибыль — деньги, которые вы можете забрать из компании и потратить куда угодно, например, на развитие той же компании.
    • Рентабельность — индикатор эффективности использования. Есть много видов показателя. Например, маржинальная рентабельность нужна для отслеживания роста переменных расходов. Рентабельность по операционной прибыли поможет найти инвестора.
    • Денежный поток — финансовое состояние компании в динамике. Если отслеживать, сможете понимать, что произойдет с компанией через несколько месяцев.
    • Дебиторская задолженность — деньги, которые вам должны. Отслеживайте, чтобы не получить кассовый разрыв.
    • Точка безубыточности — финансовой состояние, когда бизнес не генерирует убытков и не приносит доходов. Проще говоря, сколько нужно заработать денег или продать товаров или услуг, чтобы бизнес работал в ноль.
    • Средний чек — помогает отследить ситуацию с продажами и оценить эффективность маркетинговых кампаний.

    Не пропустите новые публикации

    Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

    Под налогом понимается обязательный платеж, поступающий государству в определенных законодательством размерах и в установленные сроки. Особенность налога – его безвозмездность. Он предстает как безвозмездное изъятие государством части средств предприятий, организаций и населения по заранее установленным нормативам и срокам. Вот почему налоги взимаются принудительно, проявляя тем самым как бы неэкономический характер.

    На деле налоги имеют вполне экономическое содержание. Их можно рассматривать как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики в виде внутренней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильности и других благ, относящихся к категории общественных.

    Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом налог может быть денежным и натуральным.

    Обращение к формам налогов указывает на важность такой организации сбора налогов, чтобы усиливались их достоинства, а недостатки нейтрализовались или ослаблялись. Для этого очень важно соблюдение основных принципов налогообложения.

    Первые пять (наиболее фундаментальные принципы) в свое время выделил А.Смит.

    1. Принцип справедливости налогообложения. Суть принципа заключается в обеспечении равномерного наложения налогового бремени на всех плательщиков. Правда, история свидетельствует об относительности понятия «справедливость». Так, А.Смит застал феодальный подушный налог, согласно которому каждый человек должен был платить подушный налог, который для всех был одинаков. Для бедного человека такой налог может представлять тяжкое бремя, а для богатого – он совсем не ощутим. Затем подушный налог был заменен подоходным налогом по единой ставке, то есть в одной и той же пропорции к доходу. Та же таблица показывает, что такой налог, безусловно, более справедлив, так как абсолютная величина налога оказывается небольшой у бедняка и весьма значительной у богача. Но очевидно, что для бедняка изымаемая у него в виде налога сумма кажется совсем не маленькой. Вот почему более справедливым считается прогрессивный налог, предполагающий возрастающую в определенной прогрессии налоговую ставку на высокие и сверхвысокие доходы. Здесь возможно освобождение от налога небольших доходов и повышенное обложение больших доходов, как это показано в таблице. В современной Украине класс богатых людей прогрессивный налог счел несправедливым и добился установления единого подоходного налога в 15%.
    2. Принцип постоянства налогов. Данный принцип требует того, чтобы число налогов, их ставки не менялись часто, чтобы плательщик задолго вперед знал, что и сколько ему придется платить государству. Тогда он может планировать свою деятельность и осуществлять ее более уверенно и успешно. Выдвижение этого принципа А.Смитом было реакцией на феодальное налогообложение, которое характеризовалось тем, что сбор налогов отдавался на откуп специальным сборщикам, которые передавали государю определенную сумму из собранных налогов. Для того чтобы у них самих оставалась сумма побольше, сборщики иногда совершенно неожиданно для плательщиков меняли размеры налогов, вводили какие-то новые налоги, что вызывало крайнее недовольство, особенно у нарождавшейся буржуазии.
    3. Простота налоговой системы, ее удобство для плательщиков. Сложная система нередко создает у плательщиков впечатление, что их обманывают при изъятии налогов, берут лишнее. Поэтому они стремятся по возможности свои доходы утаивать. Вот почему необходимо, чтобы налоговая система была простой и понятной.
      Кроме того, нужно, чтобы плательщик не тратил время на уплату налогов (для этого, например, бухгалтерия предприятий при определении выдаваемой на руки заработной платы сразу же вычитает из нее подоходный налог). Для плательщика также удобно, когда налоги берут не раз в год, а ежемесячно – размер налога кажется не столь значительным.
    4. Принцип экономичности налогообложения. Во времена А.Смита объектами налогообложения были самые разнообразные вещи: окна в домах, стекла, уголь, свечи и т.д., учесть которые было весьма непросто. Это требовало соответствующих расходов, которые не всегда покрывались собранными налогами. Очевидно, что налоговая система должна требовать на свое содержание совсем незначительную часть того, что она дает государству в виде собранных налогов.
      В современных условиях принцип экономичности рассматривается более широко. Он предполагает экономическую эффективность налогообложения.
      Практика показала, что объем налоговых поступлений зависит и от ставки налогов. Чрезмерно высокая ставка может обернуться меньшим объемом поступлений, чем невысокая ставка.
    5. Принцип неотягощенности налогов: размер налога должен быть таким, чтобы он не очень обременял плательщиков и они могли его уплатить без особого ущерба для своего благосостояния.

    К предложенным А.Смитом принципам налогообложения можно также добавить принципы обязательности и всеобщности налогообложения, смысл которых ясен из их названия. Поскольку налог предстает как обязательный платеж, то его должны платить все, кому положено.

    А. Вагнер дополнил принципы А. Смита, объединив их в 4 группы:

    1. финансовые принципы (достаточность и гибкость налогообложения);
    2. народнохозяйственные принципы (надлежащий выбор объекта и источника налогообложения);
    3. этические принципы (всеобщность и равномерность налогообложения);
    4. административно-технические правила налогообложения (определенность налогообложения, удобство уплаты, максимальное сокращение издержек по взиманию налогов).

    В заключение отметим еще один принцип – системность налогообложения. Суть его заключается в том, что совокупность всех видов налогов, их ставки, способы изъятия, налоговое законодательство и налоговые органы образуют налоговую систему страны и эта система должна быть непротиворечивой, все ее элементы должны быть взаимосвязаны и взаимодополнять друг друга. В этом случае налоги будут органично вписываться в национальную экономику, усиливая ее, обеспечивая ей необходимый динамизм.

    Налоги – одна из древнейших финансовых категорий. Иcторически появление налогов связывают с разделением общества на социальные группы и возникновением государства. Социально-экономическая сущность, функции и роль налогов определяются экономическим и политическим устройством общества, природой государства и его задачами. Обязательные платежи в пользу государства имели самые разные названия, при этом они часто менялись в зависимости от изменений экономических и социальных условий. Так, к примеру, в Германии налоги рассматривались в качестве помощи государству, в Великобритании – в контексте долга, обязанности, во Франции – в качестве принудительного платежа. В России же долгое время государственные сборы называли подати, т.е. принудительный платеж. Выделяют несколько этапов развития налогообложения.

    Первый этап (Древний мир и Средние века) характеризовался неразвитостью и случайным характером. Сборы существовали в виде бессистемных платежей, преимущественно в натуральной форме. Второй этап развития налогообложения связан с появлением налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги. Третий этап развития системы налогообложения характеризуется становлением научно-теоретических воззрений на природу налогообложения. После первой мировой войны был проведен ряд научно обоснованных налоговых реформ и заложен фундамент современной налоговой системы. Современный этап развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием и развитием всех его проблем, совершенствованием методологии налогообложения.

    Эффективность налоговой системы – понятие достаточно сложное, относящееся к группе показателей и характеристик, не поддающихся точному количественному определению. Подэффективностью налоговой системыв широком смысле понимается ее способность выполнять возложенные на нее функции.Это означает, что налоговая система может быть признана эффективной лишь в том случае, если она отвечает следующим общим (основным) требованиям:

    - обеспечивает поступление налогов в бюджет в объемах, достаточных для выполнения государством своих экономических, социальных и общественно-политических функций;

    - обеспечивает финансовые условия для возобновления воспроизводственных процессов на расширенной основе (это требование означает, что средства, остающиеся после уплаты налогов, должны быть достаточными для сохранения и развития производства в реальном секторе экономики);

    - способствует решению наиболее важных общегосударственных задач, определенных в социально-экономической политике государства в качестве приоритетных и нашедших соответствующее отражение в налоговом законодательстве.

    Таким образом, для оценки эффективности налоговой системы требуется целый комплекс критериев. Однако практически не существует прямых показателей, однозначно (в положительном или отрицательном аспекте) характеризующих результативность налоговой системы. Поэтому при оценке эффективности используются косвенные макроэкономические показатели. В расчет при этом принимается динамика следующих показателей:

    - удельного веса общей суммы налогов в валовом внутреннем продукте;

    - уровня бюджетного дефицита по отношению к валовому национальному продукту;

    - объемов общественного производства в целом и по отраслям;

    - объемов капитальных вложений;

    - финансовых результатов в целом по экономике и по отраслям;

    - уровня инфляции и т. д.

    Главным недостатком этих показателей является их многоаспектность, наличие множества факторов, под воздействием которых они формируются, поэтому при анализе экономических процессов на макроуровне чрезвычайно трудно определить роль именно налоговой системы в развитии этих процессов.

    Эффективность в узком смысле – это оптимальные внутрисистемные характеристики, свидетельствующие о наличии высоких потенциальных возможностей для выполнения налогами своих функций. Наиболее важными внутрисистемными характеристиками, предопределяющими эффективность или неэффективность налоговой системы, являются:

    - общий уровень налогообложения (удельный вес налогов в валовом национальном продукте);

    - соотношения прямых и косвенных налогов; налогов с физических и юридических лиц;

    - устойчивость (стабильность) налогового законодательства;

    - роль отдельных видов налогов и налоговых групп в формировании доходов бюджета;

    - дифференциация ставок налогообложения и ее обоснованность;

    - система льгот и ее соответствие приоритетам социально-экономической политики государства и интересам налогоплательщиков;

    - характер системы санкций;

    - уровень сложности расчета налогооблагаемой базы;

    - наличие лазеек для ухода от налогообложения;

    - качественный уровень налогового законодательства и т. д.

    Приведенный (далеко не полный) перечень количественных и качественных характеристик налоговой системы показывает, что ее эффективность предопределяется прежде всего внутрисистемным состоянием.

    Важной качественной характеристикой налоговой системы является тяжесть налогообложения, однако до сих пор нет общепринятой методики ее исчисления. Существуют лишь разрозненные показатели, которые в косвенной форме могут давать представление о тяжести налогообложения. Оптимальный уровень налогообложения (объективная сторона) задается границами, возможностями и потребностями воспроизводства предприятий (индивидуальных функционирующих капиталов), их крупных промышленно-финансовых структур и общественного хозяйства в целом: чем меньше в императивном порядке изымается финансовых ресурсов из общего их объема, которым располагает реальная экономика, тем больше возможностей для производственного экономического роста. Однако в реальности необходимость в значительном перераспределении финансовых ресурсов от предприятий диктуется самой экономикой. Это вызывается не только политическими факторами (потребности обороны, безопасности, управления), но и структурными производственными факторами, необходимостью вложений в «человеческий капитал», территориально-региональными причинами, социальными потребностями. Так, в настоящее время через бюджет перераспределяются финансовые ресурсы для дотаций и финансирования угольной промышленности, ряда отраслей Агропрома, районов Крайнего Севера, многих других регионов и потребностей и т. д. Потребности быстрого, ускоренного формирования производственной инфраструктуры, требующей огромной и быстрой концентрации капитала, также вызывают необходимость крупных перераспределительных процессов в экономической системе страны.

    Воспроизводство в государстве в целом вызывается и сопровождается образованием целого круга социальных потребностей, связанных с социальной ориентацией экономики («социальное рыночное хозяйство»), с затратами на содержание безработных и т. д. Эти функции общественный капитал перекладывает в значительной степени на общий финансовый фонд – государственный бюджет. Следовательно, объективные пропорции и объемы финансовой аккумуляции ресурсов предприятий посредством налоговой системы задаются сложной совокупностью производственных и социальных факторов.

    Государство формирует налоговую систему исходя из своих интересов. Во-первых, решаются задачи бюджетного характера и формирования бюджетных, внебюджетных финансовых фондов специального (целевого) назначения. Во-вторых, через налоговую систему государство воздействует на экономику, проводит ту или иную политику экономического роста, инвестиций, дотаций и социальной ориентации; система налогов используется государством как регулирующий инструмент, инструмент управления экономикой, как важная часть хозяйственного механизма.

    Объективные основы и параметры налоговых платежей сочетаются с субъективными факторами экономической политики государства, модифицируют их, подчиняют общим задачам и целям, которые решает государство в своей внутренней и внешней политике. Это воздействие может носить иногда деформирующий характер, подрывать базис расширенного воспроизводства предприятий, что нередко было в годы плановой экономики и имеет место в современных российских условиях рыночного реформирования.

    Учет объективных и субъективных факторов формирования налоговой системы позволяет оптимизировать ее структуру и эффективность функционирования, повысить ее роль и значение в экономическом регулировании производства в условиях рыночной экономики.

    Аналитическое определение системных недостатков – первый этап на пути построения эффективной налоговой системы. Второй этап – ее оптимизация.

    Оптимизация это процесс приведения налоговой системы в оптимальное, потенциально эффективное состояние.

    Проблема оптимизации налоговой системы – настройки налоговых инструментов на решение тех или иных задач – на практике возникает довольно часто (можно сказать, существует всегда). Нельзя построить налоговый механизм, который в течение длительного времени (как минимум пять лет) мог бы оставаться без сколько-нибудь существенных изменений, действуя при этом в оптимальном режиме.

    Как не остается неизменной среда, в которой функционирует налоговая система, так и последняя не может оставаться в виде застывшей конструкции. Налоговые рычаги и стимулы, собственно, и применяются именно с целью изменения ситуации, сложившейся в тот или иной период времени. Своевременный и оптимальный набор средств позволяет переломить развитие негативных тенденций и активизировать желательные для общества процессы в кратчайшие сроки.

    При достижении этой цели (что будет означать переход объекта налогового регулирования в новое качественное состояние) действие прежних налоговых инструментов может оказаться не только неэффективным, но и опасным. Например, в рыночной экономике налоги через систему льгот активно используются для регулирования темпов экономического развития: расширение льгот создает достаточно сильные стимулы для повышения инвестиционной активности, однако при этом возникает опасность «перегрева» экономической конъюнктуры, поэтому, как уже отмечалось выше, льготы предоставляются на короткий срок.

    Границы эффективности и оптимальности. Несмотря на важную роль налогов в регулировании социально-экономических процессов, не раз доказавших в ходе мировой практики свою эффективность, далеко не каждую экономическую проблему можно решить посредством налоговой системы. Существуют объективные границы сферы действия налогов, в рамках которых и необходимо использовать налоговые рычаги. Попытки искусственного расширения этих границ окажутся в лучшем случае безрезультатными, но скорее, наоборот, не решив одну проблему, можно спровоцировать возникновение нескольких новых, как это иногда бывает. Например, наиболее острой проблемой в современных условиях является восстановление финансового потенциала реального сектора экономики. Но решить эту проблему посредством одного налогового механизма невозможно, хотя он и оказывает свое разрушительное воздействие. Необходим комплекс согласованных мер в области финансовой, кредитной, ценовой и валютной политики, т. е. использование всего арсенала средств и методов, имеющихся в руках государства.

    Границы эффективности и критерии оптимальности налоговой системы определяются не самой этой системой, а очерчиваются внешней средой ее «обитания». В условиях системного финансово-экономического кризиса регулирующие возможности налоговой системы резко сокращаются. Такие внутрисистемные характеристики налогов, как щадящий режим налогообложения, наличие налоговых льгот и преференций, имеют весьма важное значение, но они формируют лишь потенциальные возможности и не дают гарантий, что эти возможности будут действительно реализованы (даже в условиях благоприятной экономической конъюнктуры).

    Поведение хозяйствующих субъектов формируется под воздействием многих факторов, в числе которых налоги являются всего лишь одними из них и не всегда главными. С одной стороны, в любой производственно-экономической системе имеются высокорентабельные отрасли (нефтегазовая, спиртоводочная, табачная и т. д.), и хотя предприятия этих отраслей несут в современной российской действительности наибольшее налоговое бремя, именно эти отрасли остаются наиболее устойчивыми и привлекательными для инвесторов. С другой стороны, имеется целый ряд традиционно низкорентабельных (по объективным причинам) отраслей и соответственно менее привлекательных для инвесторов (сельское хозяйство, инфраструктурные, некоторые добывающие отрасли и др.), несмотря на то что для этих отраслей предусматриваются наибольшие налоговые льготы. Более того, во многих странах сохранение и развитие производства в этих отраслях оказывается возможным лишь при прямой поддержке государства. Таким образом, на практике воздействие налогового механизма может быть значительно ослаблено и даже полностью блокировано. Аналогично немаловажное значение имеют также факторы природно-климатического, территориального и геополитического характера.

    Недооценка и соответственно недоиспользование возможностей налоговой системы снижают ее эффективность, препятствуют определению ее оптимальных критериев. Однако абсолютизированная трактовка возможностей и функций налогов и налоговой политики, приписывающая им магическую способность решения всех главных финансово-экономических проблем и задач преодоления экономического кризиса, также не позволяет решать те проблемы, которые на них возлагаются. В настоящее время основное внимание уделяется налоговой системе, но при этом остаются незадействованными в позитивном плане экономические рычаги (ценовые, денежно-кредитные и др.), применение которых объективно обусловлено.

    Читайте также: