Экологические налоги европейского союза

Опубликовано: 16.05.2024

Российские власти подготовят целый пакет законодательных инициатив для защиты отечественной экономики

Минтранс и Минэкономразвития подготовят ряд законопроектов, направленных на защиту интересов российских экспортеров на территории Евросоюза. Сейчас власти ЕС рассматривают возможность введения нового углеродного налога, который может ударить по отечественным компаниям, поставляющим нефть, газ и продукцию металлургических и химических предприятий. По некоторым оценкам, инициатива властей ЕС может обойтись производителям в 50 миллиардов евро до 2030 года. В пресс-службе Минэкономразвития Daily Storm рассказали, что сейчас начались активные двусторонние переговоры и идет обсуждение проблемы на площадке ВТО. В разработке уже находятся нормативные акты по введению углеродной отчетности компаний (она сейчас отсутствует), механизмов сокращения выбросов и поглощения парниковых газов. Конкретные предложения будут разработаны к концу года. В Институте национальной энергетики считают, что действия властей Евросоюза являются прямым объявлением войны Китаю.

Власти ЕC еще в конце 2019 года анонсировали создание плана по достижению нулевого суммарного выброса парниковых газов (The European Green Deal). В качестве одной из мер планируется введение углеродного налога на импорт «грязных товаров» в страны ЕС. Суть проста: если компания при производстве своей продукции сожгла много топлива и выпустила в окружающую среду солидный объем углекислого газа, то при ввозе товара на европейский рынок придется заплатить пошлину.

Сама ситуация с новым налогом остается не совсем ясной. Власти Евросоюза пока не сформулировали параметры пошлины для импортируемых товаров с большим углеродным следом, сообщили Daily Storm в пресс-службе Минэкономразвития.

«ЕС рассматривает трансграничное углеродное регулирование как меру для борьбы с «углеродными утечками», то есть переносом промышленности с его территории в страны с менее жесткой климатической политикой. Предполагается, что она будет применяться в отношении импортируемой на территорию ЕС энерго- и углеродоемкой промышленной продукции — например, черной и цветной металлургии, удобрений, цемента, электроэнергии», — сообщили в ведомстве.

Риски для транспортного сектора связаны в большей степени не с прямым обложением профильных услуг и товаров, а с учетом выбросов парниковых газов при транспортировке продукции. Однако на данный момент параметры механизма, в том числе отраслевой охват выбросов (прямых и косвенных), не определены. В Минэкономразвития добавили: сегодня нельзя утверждать, что мера будет принята именно в форме какого-либо налога. Конечный ее вариант Евросоюзом не определен. Дискуссии по этому вопросу в ЕС продолжаются.

«Мы ведем диалог с ЕС как в двустороннем формате, так и на площадке Всемирной торговой организации (ВТО). Цель этого диалога — обеспечить соответствие разрабатываемого механизма правилам ВТО и добиться недискриминационных условий торговли для российских поставщиков», — отметили в пресс-службе.

Уголовное дело по «Экокому» может быть связано с пропажей сотен тысяч тонн токсичной жидкости

Dailystorm - Уголовное дело по «Экокому» может быть связано с пропажей сотен тысяч тонн токсичной жидкости

По оценкам правительства, основной угрозой для России является не только повышение затрат отечественных экспортеров, но и возможное в средней и долгосрочной перспективе вытеснение углеродоемкой продукции аналогичными зелеными товарами. «Осознавая данный риск, мы уже ведем разработку соответствующих пакетов нормативных актов, нацеленных на развитие в России углеродной отчетности, реализацию проектов по сокращению выбросов и повышение поглощения парниковых газов, развитие зеленого финансирования», — подытожили в Минэкономразвития.

Как указывается в материалах Минтранса, с которыми ознакомился Daily Storm, углеродный налог может стать инструментом оказания дополнительного давления на экспортоориентированные отрасли российской экономики. Российская продукция и услуги могут оказаться неконкурентоспособными на мировых рынках, а транспортный комплекс понесет существенные финансовые потери. Это негативно скажется на обновлении основных фондов российских компаний, замедлит темпы технологического развития транспортной отрасли и приведет к уменьшению инвестиций в инфраструктурные проекты.

«В первую очередь трансграничный углеродный налог коснется Китая. КНР сжигает угля как все страны мира вместе взятые. Страна является лидером по выбросу углекислого газа. Даже если взять все зеленые технологии в Европе, то большая часть солнечных панелей производится в Китае. Даже ветряные электростанции производят из редкоземельных металлов, а 80% всего рынка — под монополией у КНР. Своими действиями ЕС фактически объявит войну. И возможно страшное противостояние. Китай может применить ответные меры по поставкам в ЕС большей части товаров, в том числе и металла», — считает генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Пристальное внимание на этот вопрос обращал в прошлом году заместитель председателя Совбеза Дмитрий Медведев. По его словам, для российской экономики в случае принятия нового налога на территории ЕС будут весьма серьезные последствия. Могут пострадать базовые отрасли, такие, как черная и цветная металлургия, химическая промышленность, энергетика. Из-за такого трансграничного урегулирования может значительно сократиться и потребление российской нефти и угля.

Еще в прошлом году международная аудиторская компания KPMG, входящая в «большую четверку», представила три сценария возможного развития событий. В самом лучшем варианте налог может быть введен только в 2028 году. В этом случае до 2030 года российские компании заплатят шесть миллиардов евро. Наибольший урон будет нанесен газовым компаниям. В «базовом» варианте развития событий аналитики предсказывают появление новой пошлины в 2025 году, а общие поступления в казну ЕС от российских компаний составит 33,3 миллиарда евро. А если европейские власти решат ввести налог уже со следующего года, то придется раскошелиться на 50,6 миллиарда евро до 2030 года.

Прозрачность и эффективность использования экологических средств в Европе и у нас оставляет желать лучшего

Европейская трактовка «экологического налога» гораздо шире украинского понимания этого термина. Причина в том, что законодательство ЕС не содержит общей унифицированной системы экологических платежей. А их размеры устанавливаются на уровне отдельных стран – участниц ЕС.

Методика учета

В процессе сбора и обработки налоговой статистики возникает необходимость выделения экологических платежей в единую группу, чтобы обеспечить сопоставимость данных по разным странам. Для этой цели как раз и используется понятие «экологического налога». В него входят:

  • энергетические налоги (на уголь, нефтепродукты, электроэнергию и т.п.);
  • транспортные налоги (платежи за ввоз, эксплуатацию, утилизацию, продажу транспортных средств);
  • налоги за загрязнение окружающей среды (за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водные ресурсы);
  • налоги за использование природных ресурсов (за добычу полезных ископаемых, специальное водопользование и т.п.).

В ЕС основную часть поступлений экологического налога формируют энергетические налоги – 76,9% (по данным за 2016 года). В Украине 100% экологического налога – это платежи за загрязнение окружающей среды.

Цель и средства

Основная цель экологических налогов – способствовать снижению негативного влияния бизнес-деятельности на окружающую среду. Эта цель может достигаться посредством двух подходов.

Первый подход – установить высокие ставки экологических налогов. В таком случае предприятия предпочтут реализовывать природоохранные мероприятия, чтобы сократить расходы на уплату экологических налогов. Как результат – снизится негативное влияние на окружающую среду.

Второй подход к использованию экологических налогов – финансирование природоохранных мероприятий, способных компенсировать загрязнение окружающей среды. В этом случае, чем выше доля экологического налога, используемого для покрытия расходов на охрану окружающей среды, тем эффективнее используются средства.

Сколько собирают

По итогам 2017 года в Украине в госбюджет собрано 1,7 млрд грн экологического налога, а природоохранных мероприятий профинансировано на сумму, в 2,8 раза большую (4,7 млрд грн).

На региональном уровне ситуация не столь радужная. В частности, в 2017 году для финансирования расходов на охрану окружающей среды в Донецкой области использовано 1,1% поступлений экологического налога, в Днепропетровской области – 11,9%, а в Запорожской области эффективность использования экологического налога близка к нулю.

В Запорожской области эффективность использования экологического налога близка к нулю. akzent.zp.ua

В Запорожской области эффективность использования экологического налога близка к нулю. akzent.zp.ua

В европейских странах также наблюдается аналогичная проблема: на уровне ЕС в среднем для финансирования расходов на охрану окружающей среды используется только 26% экологических налогов. Однако в европейских странах база экологического налогообложения шире и собираемые суммы гораздо выше (например, в Чехии – 3,7 млрд евро, в Румынии – 4,0 млрд евро, в Польше – 11,6 млрд евро экологических налогов). Поэтому неудивительно, что органы власти стран ЕС не могут полностью освоить указанные средства в качестве расходов на охрану окружающей среды и используют поступления экологических налогов для финансирования других мероприятий.

Как и на что тратят

Для Украины характерна проблема прозрачности расходов на охрану окружающей среды. По итогам 2017 года подробные направления использования средств указаны только для 0,2 млрд грн, выделенных на финансирование бюджетной программы 2401270 «Осуществление природоохранных мероприятий». Как были использованы остальные средства, освоенные как расходы на охрану окружающей среды (4,5 млрд грн), остается до конца неясным.

На уровне ЕС отсутствует единая отчетность, позволяющая отследить конкретные направления использования экологических поступлений. Однако европейские страны имеют отлаженный механизм использования экологических поступлений. Как свидетельствуют данные Database on Policy Instruments for the Environment, собираемые Организацией экономического сотрудничества и развития, действующий в Евросоюзе механизм экологического субсидирования включает:

  • гранты;
  • налоговые скидки;
  • льготные кредиты.

С их помощью государства поддерживают развитие лесного хозяйства, утепление домов, покупки электромобилей, проведение научно-исследовательских работ по охране окружающей среды. Наиболее удачные примеры экологических субсидий – гранты для капитальных инвестиций и возврата кредитов, связанные с внедрением природоохранных технологий.

В Украине подобных инструментов экологического финансирования нет, а средства распределяются в рамках бюджетных программ. Поэтому реализуемые мероприятия могут иметь весьма отдаленное отношение к охране окружающей среды. Так, в Кривом Роге поступления экологического налога использовались для проведения исследований и обоснования мероприятий по борьбе с карантинными растениями, в Запорожье – для реконструкции канализационных коллекторов и расчистки водоема в городском парке, во Львовской области – для разработки документации на добычу торфа.

Общая проблема

В плане экологического налогообложения и использования экологических средств Украина и ЕС больше похожи, чем кажется на первый взгляд. Они имеют общие проблемы, связанные с недостатком прозрачности и неэффективностью использования экологических средств. Однако европейский опыт включает системный подход и положительные примеры использования средств, на которые, безусловно, необходимо ориентироваться Украине в процессе реализации экологической политики.

  • 1
  • 2
  • »

Н алогообложение в странах Евросоюза (ЕС)

В Европе давно существует логичная и прозрачная система налогообложения, поэтому система налогов ЕС понятна европейским налогоплательщикам.

Более подробно о налогах в разных странах Европы вы можете прочитать выше в налоговом разделе каждой страны. Наша компания оказывает налоговые консультации и помощь налоговых юристов в любой стране Европы уже 15 лет.

В России и СНГ несовершенство фискальных систем беспокоит обычных граждан и бизнесменов, желающих сохранить и приумножить свой капитал. Возможность снижения налогового бремени – одна из причин, по которым обеспеченные россияне получают ВНЖ и ПМЖ в Европе.

Очевидно, что налоги в европейских странах везде разные в силу местных особенностей. Попытки интегрировать в ЕС единую систему налогообложения успехом не увенчались в силу разного уровня развития Германии, Испании, Чехии и других государств ЕС.

Соответственно, ставка подоходного налога с физических лиц в Европе, являющегося важным источником поступлений в бюджет, сильно отличается. Имеются и другие различия, о которых стоит узнать подробнее.

Фискальная система Нидерландов считается достаточно гибкой. Особенно это касается предпринимателей: в зависимости от оборота и вида деятельности применяется большое количество ставок.

Налогоплательщики в Голландии уплачивают следующие виды налогов:

  • НДС, базовая ставка которого равна 21%.
  • Корпоративный налог (от 20%).
  • Подоходный налог, размер которого зависит от зарплаты.

Дополнительно граждане производят отчисления от прибыли с вкладов (4%), с прироста капитала (25% с учетом дивидендов), за владение недвижимостью (0,1-0,3%).

Иностранцам, которые работают в стране или инвестируют в ее экономику, нужно подать налоговую декларацию в Голландии, это можно сделать с помощью наших юристов в Нидерландах. Декларация, которая называется «aangifte», заполняется в электронном виде и подается до 1 апреля. Если этот срок пропущен – разрешается попросить отсрочку до 3 месяцев, в противном случае может быть выписан штраф.

В стране с сильнейшей в Европе экономикой подоходный налог для физических лиц является прогрессивным. Диапазон составляет от 15 до 45%, имеются и налоговые льготы (например, на образование детей). Также существуют экзотичные для россиян налоги (например, сбор с владельцев собак).

Собранные средства распределяются между муниципалитетом, землей и федеральным правительством. Нерезиденты обязаны отчислять налог на прибыль, полученную в Германии.

Базовая ставка НДС для предпринимателей в Германии составляет 19%. Для бизнесменов, оказывающих гостиничные услуги, а также производителей товаров первой необходимости (например, продуктов питания) он снижен до 7%. Причем сниженная ставка распространяется не только на хлеб и молоко, но и на деликатесы вроде фуа-гра и черепашьего мяса.

В числе стран с самым либеральным и благоприятным налоговым режимом можно назвать Лихтенштейн и Швейцарию. Но если крохотное княжество особого интереса к инвестициям не проявляет, то власти Швейцарии вполне могут одобрить бизнес-проект, полезный экономике.

Налог на доходы физических лиц в Швейцарии состоит из трех частей:

  • Федеральный налог, или Bundessteuer.
  • Коммунальный налог.
  • Кантональный налог.

Кантоны характеризуются высокой степенью налоговой автономии, благодаря чему фискальное бремя может сильно отличаться в зависимости от региона. Зато все жители страны платят налог на богатство: от 0,01 до 1% стоимости недвижимости, ценных бумаг и других активов. Сроки подачи налоговой декларации в кантонах Швейцарии разные, и их нужно соблюдать: за просрочку предусмотрены штрафы.

С Испанией, как и с другими странами ЕС, у России подписано соглашение об отмене двойного налогообложения. Фискальная система является трехуровневой, то есть на территории Испании действуют следующие виды налогов:

  • Государственные (подоходный налог со ставкой от 21 до 52%, налог на прибыль).
  • Региональные (налог на переход собственности, на операции экономического характера).
  • Местные, один из которых – налог на недвижимое имущество. На его размер влияет кадастровая стоимость, площадь объекта, его месторасположение. Так, за недвижимость в Мадриде придется платить 0,4% в год, а в Барселоне – уже 0,9%.

Подать налоговую декларацию в Испании нужно до 30 июня следующего года. Чтобы точно рассчитать причитающуюся к оплате сумму, лучше воспользоваться услугами налогового советника.

Чехия – недорогая и комфортная для жизни страна, налоговое резидентство в которой бывает очень выгодным. Налогом на доходы с физических лиц здесь облагаются следующие источники:

  1. Доход от работы по найму (рассчитывается по ставке 15%).
  2. Прибыль от предпринимательства. С суммы до 414 000 крон налог не берется, с прибыли сверх этого показателя придется заплатить 15%.
  3. Доход от капитала.
  4. Доход от сдачи недвижимости в аренду.

Не станет обременительной и уплата налога на недвижимость, который составляет около 100 евро в год. Платить его обязаны и нерезиденты, а если собственность захочется продать – нужно перечислить в бюджет 4%.

Чехия является не самой популярной страной среди российских инвесторов, а вот бизнесмены-европейцы уже оценили ее преимущества. Ставки налога на доходы и налога с корпораций находятся на разумном уровне, к тому же предприниматели могут умело применять аккордные вычеты. Механизм расчета и уплаты фискальных сборов максимально упрощен, а подать налоговую декларацию в Чехии можно в электронном виде.

Фискальная система Франции достаточно строга: отчисления могут забирать до половины дохода налогоплательщиков. Однако она отличается социальной направленностью, и налоговых льгот в стране немало.

Исторически сложилось так, что во Франции преобладают косвенные налоги, начисляемые по принципу: кто больше потребляет – тот больше платит. Не случайно НДС появился именно здесь. Ставка подоходного налога для физических лиц варьируется от 5,5 до 49%. На нее влияет как размер прибыли, так и наличие детей и другие факторы.

Подать налоговую декларацию во Франции обязан каждый человек, что-то зарабатывающий на территории страны. Французским законодательством установлено два вида этого документа:

  • Cerfa 2042 – для резидентов.
  • Cerfa 2042 NR – для нерезидентов.

При первичном заполнении формы необходимо подать ее бумажный вариант в Centre des Fanances Publiques (налоговую администрацию) по месту жительства. В дальнейшем по почте будет ежегодно приходить предварительно заполненный бланк. Его необходимо подкорректировать и выслать также почтой либо через интернет. Сроки подачи налоговой декларации во Франции придется уточнять, поскольку они периодически меняются.

Различие систем налогообложения в разных странах Европы дает возможность выбрать оптимальный вариант оптимизации расходов.

Чтобы определиться с «налоговой гаванью», а также подробно узнать об оформлении ВНЖ, ПМЖ и гражданства в Европе, стоит обратиться за консультацией к специалистам компании «Еврогруппа Консалт».

Из-за углеродного налога страны ЕС могут значительно сократить потребление российской нефти и угля, что станет большим ударом по экономике РФ

Москва, 26 авг - ИА Neftegaz.RU. Углеродный налог ЕС является скрытым протекционизмом под благовидным предлогом, его введение потребует ответных мер в виде поддержки наиболее уязвимых российских предприятий.
Об этом замглавы Совбеза РФ Д. Медведев заявил 26 августа 2020 г. на совещании об обеспечении долгосрочных интересов РФ в условиях введения с 2025 г. углеродного налога в ЕС.
В совещании приняли участие вице-премьер В. Абрамченко, глава Минтранса Е. Дитрих, глава Минприроды Д. Кобылкин, глава Минпромторга Д. Мантуров, министр экономического развития М. Решетников, министр финансов А. Силуанов и глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) А. Шохин.

Тезисы от Д. Медведева:

  • введение углеродного налога в ЕС - скрытый протекционизм под очень благовидным предлогом защиты климата,
  • введение такого налога в ЕС будет противоречить нормам действующих международных соглашений, включая рамочную конвенцию ООН по изменению климата, которая не позволяет использовать меры борьбы с изменением климата для ограничения международной конкурентоспособности,
  • углеродный налог может резко увеличить конкурентоспособность товаров из европейских стран по отношению к другим государствам, включая Россию,
  • его введение будет мешать доступу российских товаров на рынок ЕС,
  • по оценкам академии наук, финансовые потери отечественных экспортеров будут составлять миллиарды евро,
  • в полном объеме объем потерь подсчитать пока невозможно, но речь идет об очень значительных выпадающих доходах,
  • могут пострадать базовые отрасли, такие как черная, цветная металлургия, химическая промышленность, энергетика,
  • из-за такого трансграничного регулирования могут значительно сократиться потребление и российской нефти, и российского угля.

В июле 2020 г. на заседании рабочей группы комитета экологии и природопользования РСПП аудиторская компания KPMG представила оценку последствий введения углеродного налога в ЕС, согласно которой Россия может потерять до 50 млрд евро экспортных дохов до 2030 г.

  • В оптимистичном сценарии (введение налога в 2028 г., который будет взиматься с разницы между фактическими выбросами СО2 при производстве и эталонным объемом ЕС) нагрузка на российских производителей составит 6 млрд евро в 2028-2030 гг., причем больше других пострадают поставщики газа, никеля и меди, углеродоемкость продукции которых превышает европейский бенчмарк в 2-3 раза, тогда как нефть, нефтехимия, калийные удобрения и др. экспортируемые товаров укладывается в европейский эталон.
  • В базовом сценарии (введение налога в 2025 г. только на прямые выбросы парниковых газов при производстве продукции). нагрузка для российских экспортеров составит 33,3 млрд евро в 2025-2030 гг.
  • В негативном сценарии (введение налога в 2022 г. на все выбросы СО2, включая косвенные, т.е. осуществляемые из любых источников, связанных с деятельностью экспортера) обойдется российским поставщикам в 50,6 млрд евро в 2022-2030 гг.

В связи с серьезным ущербом от возможного введения углеродного налога, Д. Медведев призвал разработать меры поддержки российских компаний.
В первую очередь речь идет о наиболее уязвимых предприятиях и отраслях экономики в целом.
Причем поддержка должна быть обеспечена в т.ч. внутри страны.
Также Д. Медведев не исключил принятие мер внешнего реагирования.
Например, России нужно вести по этой теме переговоры и в двустороннем формате с ЕС, и на профильных международных площадках, включая ВТО.
Однако российские производители хотели бы видеть от власти более ощутимые меры поддержки.

Углеродный налог задумывался ЕС как эффективный инструмент по достижению цели Парижского соглашения по климату - удержанию роста глобальной средней температуры в пределах 1,5-2 о С.
В декабре 2019 г. Еврокомиссия (ЕК) запустила проект «Зеленая сделка» (Green Deal), нацеленный на повышение экологичности стран ЕС.
В рамках данного проекта ЕК инициировала ряд законодательных мер, которые планируется принять в ближайшие годы, включая углеродный налог на импорт товаров и переход к экономике с 0-выми выбросами углерода к 2050 г.
Углеродный налог должен войти в новый европейский закон о климате, принятие которого ожидается в 2021 г., а полномасштабное введение - с 2025 г.

Инициативы ЕС в рамках «зеленой сделки» накладывают серьезные ограничения на поставщиков товаров и энергоресурсов в ЕС.
Это уже вызвало недовольство у ряда стран-экспортеров, которые посчитали, что стремление европейских партнеров ввести углеродный налог под прикрытием климатической повестки является по сути заградительной мерой.
США и Китай, забыв собственные разногласия по торговле, негативно высказались о планах ЕС.
Более того, Германия, являющаяся экономическим флагманом ЕС, отнеслась к таким планам ЕК очень сдержанно.

Власти сразу нескольких стран Европейского союза объявили о том, что в ближайшие годы введут экологический налог для авиаперевозчиков. Естественно, в конечном счете платить его придется авиапассажирам. В 2020 году налог введут в Германии и Франции, в 2021 году — в Нидерландах, а в Швеции он действует с 2018 года. «Лента.ру» разобралась в том, почему о налоге заговорили именно сейчас и как он отразится на путешественниках.

The Guardian даже назвал отрасль «новой угольной промышленностью», намекая на масштабы загрязнения. И основания для этого есть. По данным Еврокомиссии, опубликованным в апреле, лоукостер Ryanair стал первым авиаперевозчиком, который вошел в список десяти компаний-лидеров по выбросам парниковых газов в атмосферу в ЕС.

Согласно опубликованному в сентябре прогнозу Комитета по изменению климата, который в Великобритании имеет статус государственного советника, к 2050 году именно самолеты станут основным источником загрязнения. В связи с этим Комитет предложил правительству разработать план действий по стимулированию снижения выбросов. Амбициозная цель — прийти к нулевым выбросам в отрасли.

Одним из основных инструментов, который должен побудить авиапроизводителей разрабатывать менее вредные для экологии самолеты, а авиаперевозчиков — их покупать, должны стать новые налоги. Собственно, речь идет не о введении новых платежей, а о повышении существующих, в которых теперь будет заложена и экологическая составляющая. Более того, налоги на выбросы парниковых газов (так называемый углеродный налог) существуют во многих странах мира. Как правило, они включены в стоимость топлива.

Углеродный налог действует в трех штатах США и в нескольких провинциях Канады. Большинство государств — это развитые страны: члены ЕС, Южная Корея, Япония, Сингапур, Австралия и Новая Зеландия. Но есть среди них и такие экзотические государства, как Зимбабве и Коста-Рика.

Так, в Германии сборы на коротких рейсах (до 2,5 тысячи километров) составят 13,03 евро вместо прежних 7,5; на средних (до шести тысяч километров) — 33 евро вместо 23,4; на дальнемагистральных маршрутах — 59,4 евро вместо 42,1. Во Франции сборы на внутренних рейсах вырастут на 1,5 евро для всех пассажиров, а на международных — на 3 евро для пассажиров экономкласса и на 9 евро — для путешествующих бизнес-классом.

В Нидерландах пока говорят о 7 евро с пассажира для рейсов за пределы Европейского союза, однако из-за инфляции к 1 января 2021 года, когда он будет введен, налог может вырасти до 7,5 евро. При этом власти королевства особо отметили, что если в ЕС появится общесоюзный налог, то он частично или полностью придет на смену национальному, а не дополнит его.

Экологи считают, что существующие ставки по сути субсидируют авиаперевозчиков. Так, специализирующееся на организации экотуров британское агентство Responsible Travel требует радикально увеличить APD (Air Passenger Duty) — налог на вылеты из аэропортов Великобритании. По словам организации, каждой британской семье отрасль авиаперевозок обходится в 240 фунтов в год. Сейчас APD составляет 13 фунтов для полетов в Европу и 78 фунтов — для полетов за пределы ЕС.

Причем речь идет не о пополнении бюджета, а об уничтожении отрасли в ее существующем виде. Представители Responsible Travel не скрывают, что их итоговая цель — снижать спрос на традиционные авиаперевозки до тех пор, пока не появятся электрические самолеты. Если это и возможно в теории, то вряд ли случится в ближайшие десятилетия.

Естественно, международное авиационное лобби сопротивляется как может. По словам исполнительного директора авиакомпании Ryanair Майкла О'Лири (Michael O'Leary), доля авиаперевозок в выбросах парниковых газов не превышает двух процентов. Топ-менеджер считает, что куда правильнее было бы инвестировать в развитие зеленых технологий, более экономичных двигателей и самолетов на альтернативном топливе.

О'Лири нельзя обвинить в подтасовке фактов. Его заявления подтверждают данные ATAG (Air Transport Action Group) — созданной в 1990 году независимой ассоциации авиационных экспертов.

Подтверждает эти данные и статистика Агентства по охране окружающей среды США (EPA). Так, в 2017 году на авиацию пришлось лишь 9 процентов от общего числа выбросов парниковых газов, генерируемых транспортной индустрией страны. На легковые автомобили пришлось 59 процентов, на грузовые — 23 процента, водный транспорт ответственен за 3 процента, поезда — за 2 процента, на прочие виды транспорта пришлось 4 процента. Понятно, что от страны к стране это распределение может несколько меняться, но общая картина ясна.

С резкой критикой планов по введению экологических налогов выступила Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА). В частности, порция негатива досталась французскому правительству. По словам представителей организации, с 1990 года авиакомпаниям — членам ассоциации удалось сократить на 50 процентов выбросы СО2 в расчете на пассажира. В ИАТА также отметили, что налог никак не повлияет на развитие зеленых технологий и является чистой воды популизмом. Зато может нанести урон отрасли, которая приносит экономике Франции более 100 миллиардов и создает полмиллиона рабочих мест.

Представители Air France заявили, что налог ударит по перевозкам внутри Франции, которые и без того находятся на грани рентабельности. По оценкам перевозчика, новый налог обойдется им в 60 миллионов евро, а всего авиакомпании заплатят в бюджет около 180 миллионов евро уже в 2020 году. Air France обвинил власти Франции в том, что они вмешиваются в свободную конкуренцию и искусственно создают преимущества для других видов транспорта, а не заботятся об уменьшении выбросов внутри авиационной отрасли. Эффективность экологических налогов вызывает вопросы и у законодателей.

В Великобритании планы по введению налога раскритиковал известный натуралист и телеведущий BBC сэр Дэвид Аттенборо (David Attenborough). Он считает, что авиабилеты слишком дешевы, в их цену не заложена компенсация того вреда, который авиаперелеты наносят окружающей среде.

Читайте также: