Эффективность выездных налоговых проверок

Опубликовано: 18.05.2024

Липецкий филиал Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы

Филатова Ирина Ивановна, Липецкий филиал РАНХИГС, доцент, кафедра экономика и финансы, кандидат экономических наук

УДК336.221.4

Введение. Очевидным является тот факт, что без налогов государство не способно существовать. От эффективности системы налогового контроля зависит собираемость налогов и наполнение бюджета Российской Федерации. Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Они позволяют выявить факты неполной уплаты или неуплаты налогов и сборов. Основной задачей налоговых проверок является выявление и пресечение нарушений налогового законодательства.

Актуальность. Эффективность выездной налоговой проверки связана с тем, что она базируется на изучении объективных фактических сведений, которые не всегда предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы в ходе камерального контроля. Удельный вес доначислений произведенных с помощью выездной налоговой проверки, составляет приблизительно 75% всех доначислений по итогам работы, выполненной налоговыми органами.

Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогового законодательства о налогах и сборах, то есть правильностью начислений, полнотой и современностью перечисленных налогов и сборов в бюджет. Несмотря на то, что данная форма налогового контроля достаточно эффективна, проведение таких проверок связано с многочисленными проблемами. Рассмотрим главные из них. На данный момент вопросы планирования и организации выездных налоговых проверок являются наиболее актуальными проблемами. [1]

Цель работы заключается в изучении аспектов выездной налоговой проверки, влияющие на ее эффективное проведение. То есть затраты на проведение которой многократно перекроются суммами дополнительно начисленных платежей.

Одними из важных критериев отбора фирмы для проведения выездной налоговой проверки являются налоговая нагрузка и рентабельность налогоплательщика, которые сравниваются со средними показателями в данной отрасли. Такое сравнение является не совсем корректным, так как среднеотраслевые показатели не могут являться ориентиром для выводов о наличие нарушений налогового законодательства. Организации могут по субъективным причинам иметь низкий уровень или наоборот резкий рост упомянутых показателей. Кроме того, среднеотраслевые характеристики находятся в зависимости от таких факторов, как количество работников и вид деятельности. Если фактические данные не соответствуют среднеотраслевым, это не означает, что налогоплательщик занижает свои доходы, которые отражены в налоговой отчетности или что он завышает расходы в целях снижения налоговой базы.

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает последовательную процедуру формирования доказательств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения. Необходима камеральная проверка налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, далее проводится комплексный анализ основных показателей финансово- хозяйственной деятельности. После изучения документов анализируется информация из внешних и внутренних источников о налогоплательщике, и подготавливаются вопросы, подлежащие более углубленной проверке.

Одна из основных проблем, в подготовке и проведения выездных налоговых проверок выражается в отсутствии необходимых правовых норм и несоответствии определенных юридических конструкций. Такое состояние нормативно-правовой базы приводит к необходимости разработки конкретных комплексных мер, которые смогли бы обеспечить высокую эффективность проводимых налоговых проверок.

Задачи статьи:

  1. Проанализировать статистические данные прошлых лет.
  2. Выявить взаимосвязь между количеством выездных налоговых проверок и количеством доначисленных сумм по ним.
  3. Предложить свои методы увеличения продуктивности выездных налоговых проверок.

Научная новизна заключается в сопоставлении статистических данных прошлых лет и выявление новых мер для повышения эффективности налоговых проверок.

Рассмотрим количество выездных проверок в Российской Федерации. В 2014г. было проведено 26184 выездных налоговых проверок, в 2015г. - 22247, а в 2016г. - 19138. (рис.1)[3]


Рис.1. Динамика проведения выездных налоговых проверок в Российской Федерации.

Далее рассмотрим, сколько дополнительно начислено платежей, включая налоговые санкции и пени. В 2014 году составляет 242 266 757 тыс. рублей, в 2015 году -213 438 782 тыс. рублей, в 2016 году 257 212 794 тыс. рублей. (рис. 2)


Рис. 2. Доначисленные платежи в результате проведения выездных налоговых проверок в Российской Федерации за 2014 г., 2015 г. и 2016 г.

Результаты. Проанализировав рис. 1 и рис. 2 , можно сделать следующий вывод. Несмотря на то, что количество выездных проверок с каждым годом становится все меньше, сумма «доначислений» выросла. Так в 2014 году эта сумма составляла 9252 тыс. рублей на одну выездную проверку, в 2015 году -9594 тыс. рублей, а в 2016 году - 13439 тыс. рублей. Это говорит о высоком качестве проведения выездных налоговых проверок. Особенно в 2016 году, мы можем увидеть на графике, что количество выездных проверок снизилось, а доначисленные платежи увелись по сравнению с 2015 годом на 18 %.

Под «эффективной» налоговой проверкой можно понимать такую проверку, затраты на проведение которой многократно перекроются суммами дополнительно начисленных платежей.

Несмотря на положительную динамику проведения выездных налоговых проверок в 2016 году, необходимо совершенствовать систему отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, так как в 2015 году, по сравнению с 2014 годом доначисленения в результате проведения выездных налоговых проверок заметно сократились.

Для повышения результативности и эффективности выездных налоговых проверок, необходимы следующие меры:

1) Создание единой методики анализа, планирования и проведения выездной налоговой проверки;

2) Совершенствование критериев отбора налогоплательщиков. Приведенный перечень критериев является далеко не полным. Систему критериев необходимо сделать более гибкой, что бы анализируя результаты проверок неэффективные критерии заменить другими. Кроме того, формулировка ряда критериев требует серьёзных уточнений в целях устранения возможной неоднозначности их трактовки.

3) Изучать и использовать положительный опыт зарубежных стран в организации и проведении налоговых проверок. Например, в Соединённых Штатах Америке налоговым органом является Служба Внутренних Доходов. Все поступающие сведения попадают в компьютеризованную систему, автоматически обрабатываются и сопоставляются с данными находящихся в налоговых декларациях. Это позволяет проводить отбор деклараций для более тщательной проверки, которая уже будет проводиться налоговыми инспекторами. [4]

Заключение. Таким образом, для достижения наилучших результатов при организации и проведении выездных налоговых проверок, необходимо оптимизировать работу налоговой службы, направленной как на повышение эффективности выездных налоговых проверок, так и на избежание низкорезультативных проверок, и как следствие, расхода бюджета на такие проверки.

23.03.2017, 11:30 Безуглая Наталия Сергеевна
Рецензия: Предложенная автором тема безусловно актуальна. Но заявленные тезисы весьма спорны, например, научная новизна не является новизной. Далее автор голословно утверждает, что "Одна из основных проблем, в подготовке и проведения выездных налоговых проверок выражается в отсутствии необходимых правовых норм и несоответствии определенных юридических конструкций." Необходимы примеры для таких заключений. Анализ статистических данных весьма спорен, если взять поправки на инфляцию, а не текущее стоимостное выражение ( а как мы знаем цены 2014г и 2016г существенно различаются) взысканий, то возможно выводы о росте эффективности неверны. Предложенные автором методы повышения эффективности выездных налоговых проверок поверхностны и не содержат конкретики и каких-либо исследовательских выводов, заключение статьи также носит общий характер и его необходимо конкретизировать. Поставленная цель не достигнута. Ввиду изложенного статья не рекомендуется к печати.

Библиографическая ссылка на статью:
Родионова А.И., Трусова Н.С. Анализ и оценка эффективности налогового контроля (на примере города Курска) // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2015/01/6675 (дата обращения: 13.04.2021).

Актуальность исследования эффективности и результативности налогового контроля заключается в нацеленности на решение проблемы уклонения от налогообложения и соблюдения законодательства по налогам и сборам; повышении налоговой культуры налогоплательщиков. Цена недоплаты налогов становиться ощутимой для бюджета, ведь за счет налогов финансируются расходы государственного бюджета.

Проблемы построения эффективной системы налогового контроля исследуют многие ученые-экономисты: Гончаренко Л.И. Майбуров И.А., Пансков В.Г., Рыкунова В.Л., Ткачева Т.Ю. и другие. Анализ эффективности контрольной работы представляет интерес как для региональных органов власти, так и необходим самой налоговой службе, так как он позволяет оценить её работу на основе качественных показателей.

Эффективность контрольной работы налоговых органов выражается в соотношении поставленных контролирующим органом целей и достигнутого им результата. Данным результатом являются суммы доначисленых и взысканных сумм налогов, сборов и пени по результатам проведенных налоговых проверок.

В системе налогового контроля камеральная налоговая проверка играет ключевую роль.

На основе данных отчета 2-НК «О результатах контрольной работы налоговых органов» проанализируем результаты камеральных налоговых проверок на примере Инспекции ФНС России по городу Курску.

Сведения о проведенных камеральных налоговых проверках Инспекцией ФНС России по городу Курску за 2011 -2013 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Проведенные камеральные проверки Инспекцией ФНС России по городу Курску за 2011 -2013 гг. (ед., млн. руб.)

Можно сделать вывод, что количество налоговых проверок (камеральных и выездных) в 2012 году по сравнению с 2011 уменьшилось на 119808 единиц (92,4%), а в 2013 году проверок увеличилось на 4446 единиц и составило 104,1 %.

Уменьшение камеральных налоговых проверок связано с уменьшением количества зарегистрированных налогоплательщиков.

В 2012 году было проведено 1155075 единиц проверок. Это на 9349 единиц меньше, чем в 2011 году, что составило 92,3%. В 2013 году камеральных проверок увеличилось на 4545 единиц(104%). Из них выявивших нарушения в 2012 году 5523 единиц, что меньше на 2232 единиц (71,2%) по сравнению с 2011 годом. В 2013 году по сравнению с 2012 годом нарушений уменьшилось на 449 единиц и составило 91,8%.

Результативность камеральных проверок снизилась в период с 2011 -2013 год с 6,2 до 4,2 %. Низкая результативность камеральных налоговых проверок связана с тем, что налоговым инспекторам приходится обрабатывать большой объем документов, а также с тем, что они имеют право истребовать ограниченное количество документов, следовательно, уменьшаются шансы найти ошибку и выявить правонарушение.

Доначисление на одну результативную проверку, возросло. В 2011 году она составила 0,290 млн. руб., в 2012 году 0,399 млн. руб., что на 0,109 млн. руб. (137,6%) больше, в 2013 году доначислений составило 0,453. Это на 0,054 млн. руб. (133,6%) больше по сравнению с предыдущим годом. Связано это с тем, что налоговый орган эффективно проводит свою работу.

На первый взгляд, эффективность контрольной работы снижается. Но этот показатель без увязки с результатами проверок не может объективно оценивать эффективность налогового контроля.

Одним из самых эффективных направлений налогового контроля является выездная налоговая проверка.

Планирование и прогнозирование невозможно без анализа проведенной работы. Поэтому целесообразно провести анализ работы налоговых органов при проведении выездных проверок.

Отделы выездных налоговых проверок осуществляет налоговую проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, которая выражается в сопоставлении документов (деклараций, балансов, расчетов и т.д.) с фактическими на предприятии. В процессе проверки проверяется ведение деятельности организации в соответствии с законодательством о налогах и сборах, эффективность использования отдельных финансовых ресурсов, выявляются нарушения налогового законодательства.

На основе данных отчета 2-НК «О результатах контрольной работы налоговых органов» проанализируем результаты выездных налоговых проверк на примере Инспекции ФНС России по городу Курску.

Сведения о проведенных выездных налоговых проверках Инспекцией ФНС России по городу Курску за 2011 -2013 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Проведенные выездные налоговые проверки Инспекцией ФНС России по городу Курску за 2011 -2013 гг. (ед., млн. руб.)

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

по заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

Истребование документов у налогоплательщика,

Истребование документов у контрагентов,

Участие переводчика или стороннего эксперта,

Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

требование документов (информации),

получение экспертного заключения,

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок


Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

осуществляющие деятельность в социальной сфере,

сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

создают счета и договора

напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Дата публикации: 02.04.2021

За последние 5 лет в России число выездных налоговых проверок сократилось почти в 2,5 раза, но только две из ста проверок обходятся без штрафов. При этом число выездных проверок малых предприятий составляет менее одной проверки на 4000 хозяйствующих субъектов. Средние и крупные предприятия проверяются намного чаще, так как размеры доначислений по ним могут быть гораздо выше.

Казалось бы, быстрыми темпами снижается число выездных налоговых проверок, но количество камеральных проверок также стремительно растет, а их в 5,8 тыс. раз больше. Получается, что налоговики предпочитают сократить число выездов для проверок на местах и все чаще вызывают налогоплательщиков на проведение камеральных проверок в налоговую инспекцию.

В планах налоговых служб на 2019 год провести 15 тыс. налоговых проверок и повысить эффективность каждой из них до 25 млн. руб., что означает дальнейшее ужесточение налогового контроля за деятельностью крупных и средних предприятий.

2018 год продемонстрировал рекордный за последние годы прирост налоговых поступлений, сравнимый с показателями посткризисного 2011 года. За прошлый год в консолидированный бюджет РФ поступило 21,3 трлн. руб., что на 23% выше показателей 2017 года.

Всего за период с 2014 года рост поступлений налогов составил 68,3%, в то же время номинальный ВВП (в действующих ценах) увеличился всего на 31,4%. Понятно, что данный прирост налоговых платежей нельзя объяснить лишь положительными сдвигами в экономике.

Как часто проводятся налоговые проверки в действительности?

С 2010 года налоговые поступления возросли почти в 2,8 раза, в том числе на 68,3% только за прошедшие пять лет. Количество выездных налоговых проверок за последние 10 лет, в свою очередь, сократилось почти в 4 раза.

Число выездных проверок физических лиц, индивидуальных предпринимателей с 2010 года также существенно сократилось.

Основываясь на приведенных выше данных, ФНС заявляет о сокращении числа выездных налоговых проверок, как продолжающейся тенденции на снижение административного давления на налогоплательщиков, при также этом отмечается, что выездной налоговой проверкой охвачено всего 0,18% организаций и индивидуальных предпринимателей. То есть лишь 2 из 1 тысячи налогоплательщиков сталкиваются с выездной налоговой проверкой.

Означает ли это, что налоговое администрирование налогоплательщиков действительно снизилось, и в России стало комфортней вести бизнес?

Общее количество зарегистрированных в налоговых органах налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей) превышает 8,5 млн. единиц. Поэтому охват всех налогоплательщиков выездным налоговым контролем практически невозможен. Для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки используется риск-ориентированный подход. Например, в качестве сигнального критерия для проведения выездной налоговой проверки может быть уровень налоговой нагрузки ниже среднерыночного для предприятий данной отрасли. Предполагается, что уже в 2020 году риск-ориентированный подход будет определять до 90% всех выездных налоговых проверок.

Если в 2010 году 11,5 предприятий из тысячи подпадали под выездную налоговую проверку, то в 2018 году - всего 3 предприятия из 1000. Охват индивидуальных предпринимателей выездными проверками намного ниже, так в 2014 году проводилось 2 проверки на 1000 предпринимателей, то в 2018 году проводится уже 3 проверки на 10 000 предпринимателей.

С учетом огромного числа индивидуальных предпринимателей среднее число налоговых проверок на бизнес составляет 1,8 на 1000 хозяйствующих субъектов.

Наименьшее число выездных налоговых проверок приходится на субъекты предпринимательства, использующие специальные налоговые режимы (ЕНВД, УСНО, ЕСХН, патентную систему). Например, по итогам 2018 года было проведено всего 1303 выездные налоговые проверки среди этой категории, что на 48% меньше, чем в 2017 году, когда было проведено 2,5 тысячи выездных налоговых проверок.

Получается, что если в 2017 году проверялся один из 2000 налогоплательщиков, использующих специальный режим налогообложения, то в 2018 году – всего один из 4000 субъектов малого предпринимательства этой категории.

Помимо выездных налоговых проверок налоговая инспекция широко применяет и камеральные проверки, для которых налогоплательщика вызывают в местную налоговую инспекцию с требованием предоставить документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов за тот налоговый период, который охватывает декларация.

Как показывают данные, представленные на рисунке выше, число камеральный проверок уменьшалось лишь до 2015 года. С 2016 года количество камеральных проверок неуклонно растет, что на практике в значительной степени компенсирует сокращение числа выездных налоговых проверок. Всего за 2018 год было проведено 67,9 млн. камеральных налоговых проверок, что на 21,5% больше показателя 2017 года.

Охват камеральными налоговыми проверками организаций и индивидуальных предпринимателей с 2016 года непрерывно увеличивается и в 2018 году 12,6 хозяйствующих субъектов из 100 привлекаются для проведения камеральной налоговой проверки.

Проведенный анализ показывает, что налоговые инспекторы стали гораздо чаще вызывать предпринимателей для проверки, чем выезжать и проверять их деятельность на месте. Проведение выездной проверки означает, что с вероятностью 98% по ее результатам будут доначислены налоги, штрафы и пени. Поэтому говорить, о смягчении налогового администрирования бизнеса пока не приходится.

Насколько повысилась эффективности налоговых проверок?

Практика показывает, что результативность выездных налоговых проверок остается очень высокой, и в среднем лишь две проверки из ста заканчиваются без доначислений и штрафов. У предпринимателей создается вполне оправданное впечатление, что инспекторы выискивают любые малейшие неточности, чтобы применить санкции и «оправдать» проводимую выездную проверку. Хотя большинство действующих в России организаций и индивидуальных предпринимателей стараются быть добросовестными налогоплательщиками и рассчитывают на справедливость налоговых претензий.

Некоторые крупные налогоплательщики, стремясь избавиться от налоговых проверок, предоставляют онлайн-доступ к своим информационным системам, а налоговая служба получает возможность непрерывного мониторинга полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет. К налоговому мониторингу сегодня уже присоединились 44 организации, которые обеспечивают 12,5% поступлений федерального бюджета.

Часть налогоплательщиков пытается снизить налоговые риски, привлекая независимых аудиторов и самостоятельно выявляя ошибки в налоговых расчетах. Так, через подачу уточняющих деклараций налогоплательщиками в 2018 году было внесено всего 80 млрд. рублей, что составляет около трети всех доначислений налогов.

По результатам выездных и камеральных налоговых проверок в бюджетную систему РФ было начислено 363 млрд. руб., что на 7,9 млрд. руб. (или на 2,1%) меньше, чем в 2017 году. В эту сумму входят как доначисления налогов, штрафы и пени, а также другие платежи с которыми сталкивается налогоплательщик в случае нарушения валютного законодательства, правил осуществления наличных расчетов или порядка использования ККМ, При этом, 84,7% всех доначислений, включая пени, штрафы (т.е. 308 млрд. руб.), приходится на результат выездных налоговых проверок.

Несмотря на то, что за период с 2010 года сумма доначислений налогов сократилась более чем на 30%, снижение количества выездных налоговых проверок повысило эффективность отдельной налоговой проверки.

Эффективность камеральных налоговых проверок намного ниже и составляет чуть более 5%, хотя при их проведении инспектор имеет возможность выявить основные способы ухода от налогов, необоснованные вычеты и другие нарушения. Но все равно 95% камеральных налоговых проверок проводятся безрезультатно, а их количество постоянно увеличивается, что приводит к росту трат времени налогоплательщиков на их прохождение. Размеры доначислений по камеральным налоговым проверкам также сокращаются, и к 2018 году они упали до 600 руб. с 1 камеральной налоговой проверки в среднем.

Снижение среднего размера доначислений по результатам одной камеральной налоговой проверки обусловлено, прежде всего ростом числа таких проверок бизнеса.

Таким образом, тенденцией текущего реформирования системы налогового контроля является максимальное сокращение количества выездных налоговых проверок наряду с увеличением камеральных, а также организацией прямого онлайн-мониторинга налогоплательщиков.

Например, с 2020 года ФНС планирует отменить сдачу налоговых деклараций субъектами малого предпринимательства, использующими УСН и уплачивающими налог по ставке 6% от выручки, при условии подключения налогоплательщика к онлайн-кассе для мониторинга поступающей выручки.

Какое влияние оказывают суммы налоговых доначислений ФНС на уровень налоговой нагрузки на российский бизнес?

За период с 2018 года поступления по налогу на прибыль увеличились в 2,31 раза, а по НДС - в 2,72 раза. Наибольший прирост поступлений показали налог на добычу полезных ископаемых и акцизы, которые за 2010-2018 гг. выросли в 4,36 и в 3,38 раза соответственно.

Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за последние 5 лет также существенно изменилась.

Увеличилась доля НДПИ в налоговых поступлениях благодаря росту налоговой нагрузки на добывающие компании, которые обеспечивают почти 37% всех налоговых поступлений. Доля налога на прибыль в консолидированном бюджете РФ занимает чуть меньше 20%, однако доначисления существенно возросли, благодаря качественному анализу экономической обоснованности и целесообразности расходов, который проводится налоговыми органами.

Важнейшими бюджетообразующими налогами также являются косвенные налоги: НДС и акцизы, поступления по которым составляют почти 35% налоговых доходов консолидированного бюджета.

Тенденция роста налоговых поступлений продолжается и в текущем году, так за 1 квартал 2019 года в консолидированный бюджет РФ поступило 5,2 трлн. руб., из них:

  • 1,1 трлн (прирост на 14,1%) - налог на прибыль;
  • 1,1 трлн (увеличение на 11%) – НДС;
  • 1,48 трлн (рост на 15,8%) – НДПИ;
  • 0,81 трлн (рост 7,8%) – НДФЛ.

Общая величина налоговой нагрузки на бизнес определяется отношением суммы налоговых начислений к ВВП (в текущих ценах).

Текущий уровень налоговой нагрузки на российских бизнес составляет 19,9% к ВВП, это достаточно высокий показатель при этом следует отметить, что из года в год уровень налоговой нагрузки существенно возрастает. Наиболее налогоемкой является добыча полезных ископаемых. Уровень налоговой нагрузки предприятий, добывающих углеводородное сырье, достигает 45%. Проводимый налоговый маневр способен повысить этот уровень до 50%. Высоким уровнем налоговой нагрузки, составляющим более 28%, обладает производство пищевых продуктов (включая напитки и табак). В структуре налоговых расходов этой отрасли наибольший удельный вес занимают акцизы и НДС.

Операции с недвижимым имуществом, аренда и риэлторские услуги имеют уровень налоговой нагрузки более 21%.

Налоговые доначисления в структуре ВВП снижаются, благодаря росту собираемости налогов, выходу бизнеса из серых схем. Налоговая нагрузка бизнеса 2018 года за счет доначислений увеличилась лишь на 0,2 процентных пункта и составила 20,1%.

Как часто обжалуются результаты налоговых проверок и произведенные доначисления налогов?

Налоговые споры стали сложнее, ФНС, которая раньше расследовала лишь банальные схемы вывода денег через фирмы-однодневки, сегодня больше уделяет внимания экономическому смыслу операций, деловым целям сделки и поиску новых схем ухода от налогов. Лазеек становится меньше, бизнес все больше выходит из тени и легализуется, а использование фирм-однодневок уходит в прошлое, их сегодня меньше 5% от числа действующих предприятий.

Наиболее частыми причинами налоговых споров является получение необоснованной налоговой выгоды, вывод доходов из-под налогообложения через использование трансграничных сделок, дробление бизнеса, а также по порядок исчисления НДПИ и другие. В 2018 году от налоговых органов в арбитражные суды поступило 4 338 исков.

В рамках досудебного урегулирования налоговых споров в 2018 году количество поступивших жалоб сократилось на 16% по сравнению с 2017 годом, а оспариваемая в них сумма снизилась на 6%. При этом 30% поступивших жалоб были удовлетворены на основании обоснованных претензий налогоплательщиков. Досудебное урегулирование налоговых споров позволило сократить количество обращений налогоплательщиков в суды.

В 2018 году количество проверок, результаты которых были признаны недействительными, составило 448 единиц, что составляет 0,67% выездных проверок, в т.ч.:

  • по решению суда – 258 проверок, что меньше показателя 2017 года на 38,4%, когда были признаны недействительными итоги 419 проверок;
  • в рамках досудебного урегулирования налоговых споров недействительными признаны 190 проверок, в то время как в 2017 году – 419.

Основными причинами признания результатов налоговых проверок недействительными являются различия в толкованиях отдельных норм налогового законодательства судом и налоговым органом. По этой причине недействительными были признаны 57,6% от общего числа.

Таким образом, даже ужесточение налогового администрирования путем увеличения числа камеральных налоговых проверок и наложения взысканий на налогоплательщиков через суд не способно обеспечить существенный рост количества доначислений. Для руководителей предприятий, нарушающих налоговое законодательство и обязательные требования, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусматриваются меры административного воздействия.

Насколько ужесточились административные меры воздействия на налогоплательщиков?

Помимо налоговых доначислений, ФНС по результатам проведенных проверок было выявлено 98,3 тыс. правонарушений. Дела об административных правонарушениях были возбуждены по результатам 43 тыс. налоговых проверок, административные наказания были наложены по результатам 46,7 тыс. проверок.

Сумма наложенных за 2018 год административных штрафов составила 1,9 млрд. руб., что на 35% выше показателя 2017 года (1,4 млрд. рублей), в том числе:

  • на должностных лиц – 87 млн. руб.;
  • на ИП – 232,2 млн. руб;
  • на юридических лиц – 1,6 млрд. руб.

Средняя сумма наложенного административного штрафа в 2018 году составила 29,9 тыс. руб., в том числе:

  • на должностных лиц – 4,6 тыс. руб.;
  • на ИП – 20,3 млн. руб;
  • на юридических лиц – 47,4 млрд. руб.

ФНС, используя имеющиеся в распоряжении приемы налогового администрирования, пытается обеспечить выход бизнеса из тени и рост налоговых поступлений. Но эффект от замораживания ставок основных налогов, расширения налоговых льгот существенно нивелируется усилением налогового администрирования. Проведенный анализ показал, что 98% выездных проверок оканчиваются наложением санкций на налогоплательщиков, которые могут отстоять в суде лишь 0,67% от общего количества накладываемых взысканий.

На протяжении нескольких лет статистика, публикуемая ФНС на своём сайте, свидетельствует об уменьшении количества налоговых проверок. Суммы доначислений при этом растут. Как же так выходит, что в план проверок попадает 99% «виновных»?

Сегодня мы посмотрим на этот вопрос с точки зрения системного подхода налоговой службы к организации процесса планирования выездных налоговых проверок, на основе рекомендаций ФНС (Письмо ФНС России от 12 февраля 2018 года № ЕД-52/307ДСП@ (письмо с отметкой для служебного пользования) для нижестоящих органов.

Всего работа налоговой по планированию ВНП делится на несколько этапов и схематично выглядит следующим образом:

Особый интерес вызывают первые два этапа, поскольку именно в ходе их проведения налоговая даёт некую первичную оценку действиям налогоплательщика.

Отбор налогоплательщиков

Представляет из себя сбор информации. Результатом отбора является решение проводить или не проводить в отношении налогоплательщика предпроверочный анализ. Ключевую роль на данном этапе играют сведения полученные из внешних и внутренних источников информации.

К первой категории в том числе относится информация:

  • полученная от иных контролирующих (правоохранительных) органов;
  • общедоступная информация из интернета;
  • жалобы физических и юридических лиц.

Внутренние источники информации - это специализированные информационные ресурсы (ИР), автоматизированные системы контроля (АСК) и программные комплексы (ПК/ПИК), находящиеся в пользовании сотрудников ФНС. Их перечень впечатляет. Мы насчитали десятки таких помощников, предоставляющих инспекторам на местах огромный объём информации. Например:

  • ИР «Сведения о доходах ФЛ» позволяет проверяющим получить сведения о доходах конкретных физических лиц, в том числе чтобы установить их реальное место работы;
  • ИР «Допросы и осмотры» предоставляет информацию обо всех поручениях провести допрос, о проведенных допросах и осмотрах или о невозможности их проведения;
  • ПИК «Таможня-Ф» - предоставляет данные об экспорте и импорте;
  • ИР «Ограничения» -содержит перечень объектов недвижимости, в отношении которых собственниками в налоговый орган поданы заявления о запрете на регистрацию в их помещениях юридических лиц;
  • ППО «Анализ на основе среднеотраслевых индикаторов» - автоматически формирует информацию по всем налогоплательщикам отрасли за 3 года и проводить анализ уровня уплаты налогов в увязке с результатами финансово-хозяйственной деятельности конкретной организации. Задача - выявить уровень отклонений и отнести в определённую группу риска.

Принципы работы этих роботов широко известны, кроме того ранее мы уже рассматривали их в другой статье, поэтому сейчас подробно останавливаться на них не будем.

Помимо сбора информации, налоговый орган оценивает поведение налогоплательщика в ретроспективе. В частности, информацию об уточнениях налоговых обязательств в результате направления требований о представлении письменных пояснений или вызове в инспекцию.

В целом, в своих рекомендациях, ФНС акцентирует внимание на том, что приоритетными для включения в проект Плана ВНП являются налогоплательщики, обладающими максимальными рисками совершения правонарушений. Соответственно, эта же категория налогоплательщиков является первыми кандидатами на проведение в отношении них предпроверочного анализа.

Предпроверочный анализ

Предпроверочный анализ включает в себя проведение инспекторами ряда обязательных процедур:

Предпроверочный анализ включает в себя проведение инспекторами ряда обязательных процедур:

1) Истребование документов по конкретным сделкам

Безусловно, требования от налогового органа поступают налогоплательщикам постоянно и не всегда это означает инициацию проведения предпроверочного анализа. Тем не менее, участившиеся требования от ИФНС - первый звонок.

2) Проведение допросов должностных лиц контрагентов налогоплательщика

Как правило проводится в целях установления реальности сделок.

3) Анализ банковских выписок и информации из АСК «НДС 2»

Цели анализа: (а) сопоставить данные о товарных потоках с денежными потоками; (б) установить звенья вывода денежных средств (обналичивание) либо факт возврата денег налогоплательщику.

4) Запрос в банках информации о представителях налогоплательщика и его контрагентов

Конечно, речь идёт не обо всех контрагентах, а лишь о подозрительных (потенциально подконтрольных). В ходе данной процедуры инспекторы запрашивают сведения: (а) о личности лиц, участвовавших в открытии расчётных счетов, лиц и/или имеющих право распоряжаться деньгами; (б) данные таких представителей: контактные телефоны, IP и MAC адреса устройств, с которых они управляют счетами.

5) Анализ обстоятельств сделки

Цель анализа - определить, было ли вообще возможно её реальное исполнение, с точки зрения экономических и физических обстоятельств.

6) Истребование информации о сделках налогоплательщика у его контрагентов

«Встречной проверкой», в целом, тоже никого не удивишь и получение требований контрагентами также не гарантирует проведение предпроверочного анализа. Однако, как и в пункте 1, при получении информации от контрагентов об участившихся требованиях в отношении компании, стоит быть начеку.

7) Установление подконтрольности между контрагентом и анализируемым налогоплательщиком

Речь идёт о выявлении некого перечня связанных с налогоплательщиком субъектов, которые используются им в целях уклонения от уплаты налогов. Данный процесс носит вероятностный характер. То есть налоговый орган выдвигает некоторые предположения о подконтрольности на основе собранных к текущему моменту доказательств, что вовсе не гарантирует верность их предположений.

8) Изучение информации о контрагенте налогоплательщика

В рамках данного мероприятия, налоговый орган должен собрать в отношении контрагентов информацию, аналогичную той, что была собрана в отношении самого налогоплательщика на этапе отбора, то есть с использованием внешних и внутренних источников информации.

9) Установления факта «злоупотребления» именно налогоплательщиком

Иными словами, налоговый орган должен убедиться, что именно анализируемый налогоплательщик организовал схему уклонения от уплаты налогов. Кроме того, он или его бенефициары являются выгодоприобретателями от схемы уклонения.

10) Составление графической схемы товарных и денежных (в т.ч. заёмных) потоков

Данная процедура предполагает условное изображение модели ведения деятельности конкретным налогоплательщиком и его взаимодействия с иными контрагентами, отношения с которыми вызывают подозрения.

11) Расчёт предполагаемых сумм доначислений

Здесь в целом всё понятно, налоговый орган должен прикинуть потенциальный куш, для определения целесообразности проведения проверки в отношении налогоплательщика.

12) Передача материалов в другой субъект

Эта процедура выполняется в случае, если проверяющими будет выявлен иной налогоплательщик, стоящий на учёте в другом регионе и являющийся выгодоприобретателем от схемы.

Декларируемая ФНС цель всех вышеописанных процедур - собрать доказательства совершения налогового правонарушения. Однако совершенно очевидно, что помимо сбора доказательств, инспекторы решают вопрос целесообразности проведения проверки с точки зрения возможных доначислений и перспектив взыскания денежных средств.

Добровольное уточнение

В своих рекомендациях ФНС прямо указывает, что при наличии объективных доказательств совершения налоговых правонарушений, перед включением налогоплательщика в план проверок, ему должна быть предоставлена возможность добровольно заплатить налоги.

Обязательность данной процедуры подтверждается текущей практикой, поскольку так называемые комиссии по легализации стали чуть ли не главным средством налоговой службы для повышения собираемости налогов.

Тем не менее, в ряде случаев работа, направленная на добровольное уточнение налоговых обязательств, может не проводиться:

  • имеется поручение вышестоящего органа о включении налогоплательщика в проект плана ВНП;
  • есть основания полагать, что в случае проведения комиссии, налогоплательщик предпримет меры реорганизации или миграции в другой регион;
  • в пределах трёх лет до рассмотрения вопроса, налогоплательщику направляли требования о даче пояснений, и он на них никак не отреагировал, в том числе не уточнил сумму налогов к уплате и не отказался от применения схемы по уклонению от уплаты налогов.

Сама по себе комиссия по легализации является безусловным благом. Во-первых, участие в данном мероприятии позволяет налогоплательщику донести до инспекторов свою позицию, что, возможно, вообще снимет все претензии. Во-вторых, она предоставляет возможность доплатить налог без штрафов.

Важно! Рекомендации ФНС прямо указывают на то, что уточнение налоговых обязательств не является 100% гарантией избежание проверки. После доплаты компанию могут не включать в проект плана ВНП, а могут и включить. Соответственно, даже после, казалось бы, удачного завершения комиссии, у налогоплательщика не должна возникать иллюзия безопасности.

Кроме этого, важно понимать, что само по себе уточнение налоговых обязательств по итогам комиссии, свидетельствует о том, что инспекторы работают в верном направлении и налогоплательщику есть что скрывать. Подача уточнённой декларации предоставляет основание для проведения камеральной проверки прошлого периода (См. Письмо Федеральной налоговой службы от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-2/17979), чем иногда пользуются инспекторы, забывая о «джентльменских» договорённостях.

Миграция, реорганизация, ликвидация

Не секрет, что ликвидация, реорганизация или изменение адреса, могут спровоцировать выездную налоговую проверку. Анализируемые рекомендации подтверждают этот тезис.

ФНС разъясняет, что в отношении реорганизуемых или ликвидируемых организаций должна быть проведена оценка наличия рисков совершения налоговых правонарушений. Данную оценку даёт управление налоговой службы соответствующего субъекта. При выявлении указанных рисков, принимается решение о включении субъекта в план ВНП.

Фактически это означает, что Управления ФНС в регионах имеют установку анализировать любую реорганизационную процедуру или ликвидацию на предмет целесообразности проведения проверки.

Что касается смены адреса, то с точки зрения рекомендаций потенциально подозрительным является смена региона. На этот случай у налоговой есть три сценария, применение которых зависит от определённых вводных условий:

1) Юридическое лицо включено в план ВНП на текущий квартал

В этом случае текущий налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения сведений о предстоящей смене региона инициирует назначение выездной налоговой проверки.

2) В отношении компании проводится предпроверочный анализ

В этом случае текущий налоговой орган в течение 5 рабочих дней направляет в налоговую по новому адресу материалы предпроверочного анализа, дабы налогоплательщика могли включить в план ВНП на текущий квартал.

3) Компании нет в плане ВНП и предпроверочный анализ в отношении неё не проводится

В этом случае налоговому органу по новому адресу предоставлен месяц на проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика на основе рекомендаций по проведению предпроверочного анализа. Иными словами, в отношении компании проводят предпроверочный анализ.

Формирование и утверждение плана ВНП

Сам по себе порядок формирования и утверждения плана ВНП мало интересен налогоплательщику, поскольку повлиять на этот процесс снаружи - невозможно. Однако, в рекомендациях ФНС затронуты два интересных нюанса данного процесса:

Эти особенности должны быть интересны любителям договариваться. Во-первых, договорённость, достигнутая с конкретным лицом в начале года, вовсе не гарантирует, что к третьему кварталу лицо не сменится и в следующем квартале инспекция выйдет на проверку.

Во-вторых, даже имея договорённости в своей инспекции, нельзя исключать ситуацию, при которой указание проверить, прилетит от вышестоящего органа.

Вместо резюме

Анализ рекомендаций ФНС, в целом, подтверждает сложившиеся в последние несколько лет тренды.

  1. Налоговая служба делает ставку на автоматизацию механизмов отбора налогоплательщиков, которые ориентируются на соответствие неким усреднённым статистическим показателям. В этой связи принципиально важно (а) знать необходимые параметры и (б) соответствовать им.
  2. На стадии допроверочных мероприятий налоговая служба проделывает большую работу, в результате которой уже рождаются доказательства, обосновывающие доначисления налогов.
  3. Приоритетом перед проведением ВНП пользуются комиссии по легализации. Очевидно, что налоговая служба стремится сделать больше, меньшими средствами, поскольку «стоимость» выездной проверки гораздо выше процедуры стимулирования для добровольного уточнения своих налоговых обязательств.

Читайте также: