Эффективность налоговых проверок 2020

Опубликовано: 29.04.2024


Камеральная проверка проводится в налоговой инспекции на основе данных налоговых деклараций, документов и сведений, предоставленных плательщиком по запросу. Из-за кризисных явлений в экономике, вызванных пандемией вируса COVID-19, проведение проверочных мероприятий со стороны налоговой службы было приостановлено до 1 июня 2020 года. Однако сейчас камеральные проверки по НДС и другим видом налогов возобновлены.

Рассмотрим, что из себя представляют эти проверки, как проводятся и чем заканчиваются, сроки проведения камеральных налоговых проверок в 2020 году.

  • Понятие камеральной проверки
  • Сроки проведения камеральных налоговых проверок в 2020
  • Какие права имеет налоговый инспектор
  • В каких случаях ИФНС имеет право запрашивать документы
  • Как оформляется результат проверки
  • Как готовить ответы налоговой и предоставлять документы в период пандемии

Понятие камеральной проверки соблюдения налогового законодательства

Камеральная проверка — это способ контроля соблюдения правильности начисления и уплаты налогов субъектом предпринимательской деятельности. Они проводятся согласно статье 88 НК. Проверка ведется в налоговой службе без посещения офиса налогоплательщика. Используются данные, имеющиеся в инспекции, при необходимости запрашиваются документы у самого плательщика и его контрагентов.

Камеральные проверки по НДС и другим налогам могут проводиться только на основании поданных в ФНС документов. В этом случае плательщик может не знать о том, что она ведется. Однако если должностными лицами будут выявлены нарушения, они обязаны известить об этом руководство проверяемой компании.

Камеральная проверка делится на три стадии:

  1. Предоставление отчетных документов в налоговую службу.
  2. Проверка правильности начисления налогов на основе декларации за текущий и прошлый отчетные периоды.
  3. Оформление результатов проверки.

Сроки проведения камеральных налоговых проверок в 2020 году

В налоговом законодательстве указан общий срок проведения камеральной проверки. Он составляет 3 месяца, начиная от даты сдачи декларации. Отличия касаются только проверок правильности расчета налога на добавленную стоимостью, его уплаты и предъявления к вычету.

Сроки проверок по НДС следующие:

  • По декларациям, которые были предоставлены в налоговую службу до 4.09.18 — три месяца;
  • По декларациям, которые поданы после этой даты (то есть все текущие) — два месяца с возможностью продления до трех. Продление возможно в случае, если во время проверки налоговые инспектора выявили несоответствие в отчетных документах плательщиков и их контрагентов;
  • По декларациям иностранных компаний, которые оказывают электронные услуги — полгода с момента получения отчетных документов.

Если срок истекает в выходной день, то последний день проверки переносится на ближайший рабочий.

Какие права имеет налоговый инспектор

Камеральная проверка, в отличие от выездной, проводится без отдельного решения руководителя. И уведомление о начале проверки руководителю и бухгалтеру проверяемой организации не отправляют.

Датой начала проверки считается дата подачи декларации по налогам (первой или уточненной). В рамках проверки инспектора имеют право:

  • Получать первичные документы от плательщика, по которому проводится проверка. Документы должны касаться только проверяемого периода;
  • Получать первичные документы у контрагента плательщика, с которым тот заключал сделки, повлиявшие на размер налога. Истребовать можно только те документы, которые касаются конкретной сделки и периода;
  • Требовать пояснений или уточнений по поводу сданной отчетности;
  • Провести выемку документов по конкретному периоду и налогу, если субъект предпринимательства не хочет предоставлять их добровольно;
  • Провести осмотр помещений или допросить свидетелей;
  • Назначить и провести экспертизу.

В каких случаях ИФНС имеет право запрашивать документы

Обстоятельства, которые дают право истребовать первичные документы у плательщика, перечислены в п. 7 статьи 88 НК. Основные подпункты перечислены далее:

  • При проверке декларации по НДС сотрудник налоговой обнаружил расхождения с декларацией контрагента компании;
  • Компания заявила налог на добавленную стоимость к возмещению денежными средствами из бюджета;
  • Компания указала в налоговой декларации налоговую льготу;
  • В отчетной документации указано возмещение НДС, который был возвращен иностранному гражданину в рамках Tax Free, однако информации об этом возмещении нет в базе нанных налоговой службы;
  • Декларация сдана без обязательных приложений, которые предусмотрены налоговым кодексом и другими нормативно-правовыми документами;
  • При расчете обязательных взносов указаны необлагаемые суммы или использованы сниженные тарифы;
  • В декларации по прибыли сумма налога снижена за счет инвестиционного вычета из платежа;
  • Плательщик налога сдал уточненную декларацию, в которой указаны убытки или уменьшена сумма налога, если первичная отчетность была сдана более 2 лет назад;
  • Данные, указанные в декларации, не соответствуют информации, которая имеется в распоряжении налоговой инспекции.

Как оформляется результат проверки

Законодательством предусмотрено два способа оформления результатов камеральной проверки:

  1. В ходе проверки не выявлены нарушения. В этом случае каких-либо отдельных документов не составляется, что предусмотрено статьями 88 и 100 НК. Иными словами, если с момента сдачи декларации по конкретному налогу каких-либо запросов и уведомлений из ФНС не поступило, проверка считается пройденной.
  2. В ходе проверки выявлены нарушения. В этом случае составляется акт унифицированного образца, форма которого закреплена в Приказе ММВ-7−2/189. На составление акта отводится не более 10 дней с момента окончания проверочных мероприятий.
Плательщик налогов может быть не согласен с выводами налоговых инспекторов. В этом случае он подает возражение. Срок подачи документа — месяц с момента получения акта о результатах проверки.

Как готовить ответы налоговой и предоставлять документы в период пандемии

Из-за пандемии коронавируса часть компаний перевела сотрудников на удаленную работу. Поэтому может возникнуть ситуация, когда налоговая инспекция направляет требование о предоставлении документов или информации, но выполнить его невозможно из-за отсутствия работников, которые имеют доступ к бухгалтерии и отвечают за ведение документации.

Если субъект предпринимательства перевел работников на удаленную работу, этот факт оформляется приказом. Если такой документ есть, то стандартный срок предоставления документов может быть увеличен на 20 дней согласно постановлению № 409, принятому в апреле 2020 года. То есть общий срок предоставления документов и сведений составит 30 дней.

Причем в течение этого срока компания может сообщить налоговой, что предоставить требуемые документы невозможно из-за отсутствия сотрудников на работе, а к ответу приложить копию письма руководителя. В этом случае к компании не будут применены санкции, предусмотренные НК.

Малый бизнес освободили от плановых проверок на 2021 год. Но он не распространяется на внеплановые проверки - только на плановые, которые проводятся 1 раз в 3 года.

Какие проверки возможны, каких ожидать и что делать - читайте далее.

Какие проверки

Налоговым кодексом предусмотрены плановые и внеплановые проверки (согласно пп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ). Оформили информацию о них в таблице ниже.

Виды проверок / Свойства

Проверки, которые проводятся по заранее установленному плану.

Проверки, которые проводятся по уведомлению налогового органа.

по заявлению потребителей либо третьих лиц.

Основание для визитов налоговых инспекторов

Налоговые органы обязаны регулярный осуществлять контроль (согласно требованиям налогового законодательства).

отсутствие реакции на предписание налогового органа в рамках оговоренного срока;

если проверка является условием для выдачи специального разрешения (лицензии) или разрешения (согласования);

обращение граждан (с доказательствами) об угрозе и причинению вреда организацией или бизнесменом жизни, здоровью граждан, животных, растений, окружающей среде, объектам культурного наследия народов России, безопасности государства;

нарушение прав потребителей; нарушения требований к маркировке товаров;

обнаружение фактов, которые могут вести к нарушениям;

отдельное поручение Президента РФ, Правительства РФ, требование прокурора на основании предоставленных фактов.

Согласно налоговому Законодательству налоговая проверка обязательно произойдет по факту предоставления налоговой отчетности — сообщается на официальном сайте ФНС.

Плановые и внеплановые проверки бывают следующих подвидов:

Камеральная налоговая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства на основе налоговой декларации, данных бухгалтерского учета и других документов.

Проверка начинается после подачи декларации в налоговый орган без уведомления налогоплательщика и длится около 3-х месяцев.

Истребование документов у налогоплательщика,

Истребование документов у контрагентов,

Участие переводчика или стороннего эксперта,

Осмотр документов и предметов с согласия налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка - проверка с посещением представительства организации и проводится в отношении налога на прибыль организации.

Срок проведения - 1-6 месяцев (зависит от вида проверки и используемых инструментов).

требование документов (информации),

получение экспертного заключения,

Вместе с этим в Налоговом Законодательстве закреплено понятие налоговых рисков — возможных финансовых убытков вследствии визита налоговой инспекции. Хотя четкого определения нет.

По результатам налоговой проверки в случае обнаружения нарушения предприниматель привлекается к ответственности (требования фнс об этом изложены в ст 101 НК РФ и Федеральном законе от 16.11.2011 N 321-ФЗ).

Так как же узнать об ожидаемых проверках и минимизировать налоговые риски? Читайте далее.

Актуальный ежегодный график планов проверок


Сайт Генеральной прокуратуры РФ.

Введите ИНН, ОГРН или наименование искомой организации — получите информацию из базы данных ФНС с информацией по проведению выездных и камеральных налоговых проверок.


Скриншот результата проверки

В 2021 году произошло обновление налогового законодательства.

На 2021 год мораторий продлен

Документ устанавливает, что в 2021 году действует мораторий (продолжается с 2020 года) на проведение плановых выездных проверок в отношении юридических лиц и ИП, субъектов малого бизнеса. Соответствующее постановление было подписано Михаилом Мишустиным, сообщает Министерство Экономического Развития.

Однако, как и раньше инспекторы ФНС будут проверять следующие субъекты мсп:

осуществляющие деятельность в социальной сфере,

сфера теплоснабжения, электроэнергетики и энергосбережения и повышения энергетической эффективности,

предприятия из области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Малые предприятия этих сфер будут подвергаться налоговому мониторингу и другим методам проверки налоговой инспекции — в соответствии с п.9 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Кроме этого, государственный орган контроля проверит:

компании, использующие производственные объекты из категории чрезвычайно высокого или высокого уровня налоговый рисков, либо попадающие в 1 и 2 класс опасности, либо в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля;

субъекты малого предпринимательства, в отношении которых есть вступившее в законную силу постановление о назначении административной ответственности за совершение грубого нарушения требований КоАП, дисквалификации или административного приостановления деятельности (с возможной блокировкой расчетного счета);

Также с проверкой придут, если ранее приняли решение о приостановлении действия лицензии или вообще ее аннулировали. Учтите условие для таких ревизий – с даты окончания налоговой проверки, по результатам которой вынесли постановление или приняли решение, прошло менее 3 лет.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Сдаем налоговую отчетность в 3 клика

Подготовить и сдать отчетность предпринимателю помогают специальные сервисы для ведения бухгалтерского учета. Например, “Контур.Эльба”, “Мое дело”, “1С-Бухгалтерия”. В силу своей доступности, наиболее популярен сервис “Мое дело”. Если у вас небольшой бизнес, то программа вполне заменит вам бухгалтера. А вам для работы в ней не потребуется специализированных знаний.

рассчитывают налоги, зарплату, отпускные и больничные

формируют и отправляют необходимые отчеты в ПФР, ФСС и ФНС

создают счета и договора

напоминают о приближении сроков сдачи отчетов.

Кстати, МТС Касса интегрирована со всеми упомянутыми бухгалтерскими сервисами. Поэтому вам не придется вводить вручную информацию по продажам, остаткам, возвратам выручке и деньгам. Все необходимые для бухучета данные будут передаваться из кассы автоматически.


Выбирайте правильные кассы и недорогих помощников в бизнесе.

Дата публикации: 02.04.2021

Налоговая публикует результаты камеральных и выездных проверок, где можно посмотреть, сколько компаний было проверено и сколько оштрафовано. Из отчета за 2018 год видно, что налоговики провели 6 936 выездных проверок и только в 209 организациях не обнаружили нарушений. Проштрафившиеся компании внесли в бюджет около 250 миллиардов рублей в виде доначисленных налогов, пени и штрафов. Получается, в среднем каждая компания-нарушитель уплатила более 37 000 000 ₽.

Камеральная проверка — это проверка по налоговым декларациям.

Чтобы вас не оштрафовали, подготовьтесь к встрече с налоговиками. Рассказываем, можно ли избежать выездной проверки и как защитить интересы компании, если инспектор все-таки пожаловал.

Кого проверяют налоговики

В Едином реестре проверок можете посмотреть, планируют ли контролеры проверить вашу компанию в текущем году. Для этого в поисковой строке введите ИНН, ОГРН или юридическое название предприятия. На сайте отражается информация только по плановым проверкам, о внеплановой вас никто не предупредит. Однако существуют признаки, по которым можно определить, не находится ли ваша компания в зоне риска.

Низкая налоговая нагрузка

Если налоговая нагрузка компании на протяжении трех лет ниже среднерыночной, предприятие заподозрят в уклонении от налогов.

Налоговую нагрузку рассчитывают как соотношение суммы уплаченных налогов к обороту компании, умноженную на 100. В сумме не учитывают страховые взносы. Оборот компании складывается из выручки без НДС и акцизов. Например, оборот бумажного комбината составил 4 000 000 ₽, из которого уплатили 650 000 ₽ налогов. Считаем налоговую нагрузку:

650 000 / 4 000 000 х 100 = 16,25

Полученный коэффициент сравнивают со среднерыночным показателем рентабельности. Для производителей бумаги и бумажных изделий показатель рентабельности в 2018 году составил 17,3. Коэффициент налоговой нагрузки бумажного комбината отличается от среднерыночного показателя незначительно и не должен вызвать сомнений у инспектора.

Если из года в год показатель компании в 2-3 раза ниже опубликованного значения, у налоговиков возникают сомнения в правдивости информации. Такая фирма с высокой долей вероятности будет включена в план выездной проверки.

Убыточная компания

Если предприятие более двух лет декларирует убытки, налоговики заподозрят его в занижении налоговой базы. Иными словами, заподозрят, что компания скрывает часть доходов и приписывает расходы.

По мнению налоговиков, нет смысла цепляться за убыточный бизнес. Если предприниматель его не закрыл, значит, убытки только по отчетам, и компанию необходимо проверить.

Дробление бизнеса

Компания разделилась на две самостоятельные организации, одну оставили на ОСНО, вторую перевели на УСН. Совокупные выплаты в бюджет сократились, поэтому организацию могут заподозрить в уклонении от налогов.

Чтобы уличить предпринимателя в «серой» схеме снижения налогооблагаемой базы, проверяющие сравнивают деятельность каждой компании. Подозрения вызывают сделки внутри группы, заниженная стоимость сделок, родственные связи между учредителями и руководителями компаний, общее имущество, одни и те же поставщики и покупатели. Если найдут что-то из перечисленного, проверять будут оба предприятия.

Фиктивные сделки с однодневками

Если компания заключила сделку с фирмой-однодневкой, сделку признают фиктивной, а действия компании — нарушением Налогового кодекса. В результате организацию оштрафуют, доначислят налоги и насчитают пени.

На сайте ФНС можно проверить, не подходит ли партнер под критерии фирмы-однодневки: в компании высокие обороты, но налоги и сборы она не платит, в штате нет сотрудников, по юридическому адресу указано более десяти фирм.

По закону предприниматель отвечает за должную осмотрительность в бизнесе. Иными словами, если среди партнеров затесалась фирма-однодневка, отвечать будет руководитель. Сделки с ней посчитают недействительными, компанию оштрафуют, доначислят налоги, пени и включат в план выездных налоговых проверок.

Как подготовиться к проверке

Когда инспектор стоит на пороге, предпринимать что-либо уже поздно. Но вы можете подготовиться к проверке заранее.

Заключить договор с аудитором

Аудиторы не только проверяют финансовую сторону компании, но и оказывают дополнительные услуги: ведут бухгалтерский учет, сдают отчетность, проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности и оценку имущества компании.

По договору аудиторских услуг вы можете передать партнеру любые финансовые и юридические документы. Поэтому, если проверяющий требует первичные документы, их отсутствие можете объяснить проверкой аудитора. Чтобы запросить документы у аудитора, необходим письменный запрос, его пишет руководитель ИФНС или его заместитель.

«Пока начальник налоговой службы составит запрос и отправит его аудитору, пройдет несколько дней. И еще 10 дней есть у аудитора, чтобы предоставить запрашиваемые документы. В итоге налоговый инспектор получит необходимые документы, но у вас будет 10–14 дней, чтобы привести их в порядок».

Родион Железнов, кандидат юридических наук

Выделить отдельный компьютер для проверяющего

Если компания перешла на электронный документооборот, бумажные копии документов для хранения можно не распечатывать. Тогда налогоплательщик обязан предоставить проверяющему доступ к электронной базе, но не обязательно сажать его за компьютер главного бухгалтера или руководителя.

Родион Железнов, кандидат юридических наук

Некоторые компании покупают компьютер специально для налоговиков и тщательно следят за «чистотой» базы в нем — сохраняют только легальные сделки.

Как вести себя с проверяющим

Несмотря на все предосторожности и подготовку, проверка все-таки нагрянула. Рассказываем, как действовать, чтобы защитить себя и бизнес.

Проверить решение и документы

Если проверяющий продемонстрировал лишь служебное удостоверение и требует предоставить финансовую базу, можете звонить в полицию. Скорее всего, вас посетил мошенник. Представитель ФНС обязан предъявить налогоплательщику решение о проведении выездной налоговой проверки.

Так выглядит заполненный бланк решения о выездной налоговой проверке

Прежде чем подписывать документ, проверьте, правильно ли он заполнен. В пункте 1 указывают полное и сокращенное название организации, ее ИНН и КПП, для индивидуального предпринимателя — фамилию, имя, отчество полностью. Если обнаружили ошибку, решение не подписываете и просите инспектора уйти.

Табличная часть пункта 2 содержит перечень налогов и сборов, по которым проводится проверка. Налоговая инспекция может проводить выборочную или комплексную проверку по всем видам налогов. Максимальный срок — 3 года, предшествующих году проверки.

В пункте 3 перечислено, кто проводит проверку: должность и ФИО. Если в документе указан один человек, а пришли трое, вы имеете право пустить только одного, а остальных выставить вон. Исключение делается для сотрудников полиции — они могут присутствовать во время проверки без дополнительного разрешения.

Решение подписывает руководитель налоговой службы или его заместитель. Если в документе стоит подпись инспектора, оно недействительно.

Если бланк решения заполнен с ошибками, в нем остались незаполненные поля или инспектор проверял налоги и периоды, не указанные в документе, результат такой проверки может быть признан недействительным. Судебная практика по таким делам уже есть.

Убедиться в полномочиях проверяющего

Если проверка связана с исчислением НДС, инспектор может затребовать документы, касающиеся только этого налога. Вы не обязаны ему показывать декларации по налогу на прибыль или налоговые регистры по НДФЛ. Кроме этого, инспектор по своему желанию не может опросить сотрудников или забрать рабочий компьютер, для этого необходимо соответствующее постановление.

Постановление нужно, чтобы допросить сотрудников, осмотреть склады, вывезти товар для экспертизы или пригласить независимого эксперта в компанию. И уж тем более налоговый инспектор не имеет права забирать ваше имущество, уносить с собой подлинники финансовых документов.

Некоторые контролеры идут на хитрость, чтобы раздобыть компрометирующие доказательства. Например, в курилке проверяющий может разговорить сотрудника, а затем вызвать его на допрос в инспекцию. Чтобы такого не произошло, постарайтесь не оставлять инспектора одного и сопровождайте все его перемещения по производственным помещениям.

Чек-лист при выездной проверке

  1. В офис пришли два проверяющих, а в решении указан один инспектор — попросите второго контролера удалиться.
  2. Инспектор забирает на проверку бухгалтерские документы — распечатайте копии и составьте опись. Если какие-то документы пропадут или, наоборот, появятся лишние, опись поможет доказать правоту.
  3. Инспектор хочет допросить сотрудников, осмотреть склады или изъять рабочий компьютер — потребуйте у него соответствующее постановление, а для осмотра и изъятия — пригласить двух понятых.
  4. Инспектор говорит, что вы можете заниматься своими делами, а он сам все посмотрит — не оставляйте проверяющего без внимания. Сопровождайте его повсюду или поручите это одному из сотрудников, например, главбуху или юристу компании. Еще лучше записать общение с инспектором на видео.

Родион Железнов, кандидат юридических наук, управляющий партнер межрегионального правового центра «Защита»

В настоящее время проблема оценки эффективности деятельности налоговых органов очень актуальна. Как правило, рассматривается именно деятельность налоговых органов в рамках осуществления налогового контроля, так как она является одной из основополагающих.

Эффективность налогового контроля оценивается следующими показателями:

- результативность проверок: уровень и динамика дополнительно начисленных сумм, процент результативных проверок, сумма доначислений на одну результативную проверку;

- эффективность проверок: удельный вес взысканных платежей в сумме доначисленных;

- интенсивность проведения проверок: процент охваченных выездными проверками налогоплательщиков;

- качество проведения налоговых проверок;

- качество контрольной работы: отношение дополнительно начисленных сумм к сумме фактических поступлений налоговых платежей в бюджет.

Уровень и динамика дополнительно начисленных сумм – это основной количественный показатель, который отражает сумму дополнительно начисленных в результате осуществления контрольных мероприятий платежей и их динамику по сравнению с предыдущими периодами.

Процент результативных проверок показывает удельный вес проверок, по итогам которых были выявлены нарушения налогового законодательства. Высокий процент результативных проверок, максимально приближенный к 100% свидетельствует об эффективном отборе налогоплательщиков, для проведения в их отношении выездных налоговых проверок.

Главным показателем эффективности является удельный вес взысканных платежей в сумме доначисленных. Наличие этого показателя объясняется тем, что важна именно сумма фактических поступлений в бюджет по итогам проведения контрольных мероприятий.

Процент охваченных выездными проверками налогоплательщиков – показатель, не превышающий 1%. Долгое время данный показатель был основополагающим. Однако подход был изменен, и он утратил былую значимость, что объясняется следующим: стремясь максимально увеличить количество проведенных проверок, налоговые органы пренебрегали их качеством.

Важным является показатель качества проведения налоговых проверок. Он выражает правомерность дополнительного начисления налоговых платежей по результатам выездных налоговых проверок. Возможность обжалования налогоплательщиком сумм доначислений должна быть сведена к минимуму. Причиной отмены вынесенных инспекцией решений является недостаточная аргументированность налоговых правонарушений.

Таким образом, налоговыми органами используется целая система показателей расчета эффективности налогового контроля. В качестве основного показателя служит так называемый «коэффициент общей эффективности», который рассчитывается как соотношение дополнительно начисленных сумм, которые были взысканы, в расчете на одного работника, к сумме затрат на одного работника.

Система показателей расчета эффективности налогового контроля используется налоговыми органами самостоятельно и ориентирована на внутриведомственный контроль, что на фоне отсутствия доступа к данной информации внешних пользователей ставит под сомнение ее объективность.

В последние годы налоговыми органами была изменена стратегия выездных налоговых проверок. Сделав акцент на тщательном предпроверочном анализе, и уменьшив число проверок, налоговые органы добились повышения эффективности каждой отдельно взятой проверки: роста дополнительно начисленных сумм в расчете на одну проверку. Большую роль приобрел коэффициент взыскания, увеличивший объективность оценки. Проблему представляет лишь то, что в последнее время при расчете данного коэффициента его значение в целом по стране не превышает 50%.

Материальное стимулирование сотрудников также подверглось определенным изменениям и теперь соответствует измененной стратегии. Изначально сотрудники получали премии, размер которых был пропорционален размеру дополнительно начисленных налоговых платежей, по итогам проведения выездных налоговых проверок. Соответственно сотрудниками с удвоенным усердием дополнительно начислялись суммы.

Однако, значительная часть этих сумм затем были оспорены налогоплательщиками в суде. Добиваясь высоких значений количественных показателей для отчетности, сотрудники обеспечивали себе высокие премии. По этой причине и был сделан акцент материального премирования на качественных показателях, сотрудники в работе нацелились на достижение высоких значений качественных показателей, в первую очередь, за счет усиления аналитической составляющей в контрольной работе.

Полагаясь на статистические данные можно сказать, что результатом изменения стратегии стало снижение «давления» на налогоплательщиков за счет низкого процента охваченных выездными проверками налогоплательщиков.

Результатом осуществления налогового контроля в России является увеличение поступлений в бюджет за счет сумм дополнительно начисленных налоговых платежей, пеней и штрафов. Однако, такой аспект, как предшествующий контроль, позволяющий помочь налогоплательщику законно исполнить свои налоговые обязательства, повысить его налоговую грамотность в России развит слабо. Хотя зачастую можно предупреждать последствия действий налогоплательщика и обеспечивать именно добровольное исполнение обязательств, налоговые органы предпочитают в принудительном порядке доначислять суммы, которые при ином подходе к данному вопросу, были бы уплачены добровольно. Решение данной проблемы может быть достигнуто предоставлением налоговыми органами разъяснений и пояснений по спорным нормам законодательства.

Так за рубежом повышенное внимание уделяется тому, чтобы создать условия, при которых повысится уровень добровольного исполнения налогоплательщиками своих обязательств, уменьшится число случаев нарушения налогового законодательства.

В Швеции высокий уровень добровольного исполнения налогоплательщиками своих обязательств объясняется не только наличием отлаженного аппарата налогового контроля, но также и высоким уровнем доверия налогоплательщиков, которые уверены в оптимальной работе налоговой системы и честном исполнении налоговыми органами поставленных перед ними задач.

В большинстве европейских стран налоговые органы акцентируют свое внимание на качестве обслуживания налогоплательщиков. Таким образом, усиление налогового контроля происходит за счет улучшения качественной составляющей взаимодействия налогоплательщика с налоговыми органами.

Уровень добровольного исполнения налогоплательщиками своих обязательств также повышается за счет работы налоговых органов над налоговой грамотностью налогоплательщиков.

В европейских странах хорошо развит предшествующий контроль. Так во Франции имеет место быть процедура под названием фискальный рескрипт, которая дает налогоплательщику право обратиться в налоговый орган с целью получения налоговой консультации о правомерности планируемой хозяйственной операции. Данная консультация осуществляется в письменном виде. Причем объявленное налогоплательщику решение становится для него обязательным и освобождает от возможных претензий со стороны налоговых органов в будущем.

В США имеется похожая процедура, только осуществляется она двумя путями. Во- первых, осуществляется толкование нормативно-правовых актов, во-вторых, налоговый орган в письменном виде дает правовую оценку сделки, которую налогоплательщик намерен заключить, при условии наличия с его стороны соответствующего запроса.

В Швеции процедура фискального рескрипта осуществляется путем выдачи предварительного заключения о налоговых последствиях, которые повлечет та или иная сделка для налогоплательщика. Выдача заключения является обязанностью налогового органа.

В Великобритании даже существует порядок, в соответствии с которым налогоплательщики должны направлять в налоговые органы внедряемые схемы организации бизнеса с целью минимизации налоговых рисков и, в свою очередь, получают консультацию по данному вопросу.

Развитие процедуры фискального рескрипта позволит положить начало установлению доверительных отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами. Налогоплательщики получат возможность в обмен на открытое предоставление информации со своей стороны получить консультацию от налоговых органов.

Положительным моментом для налогоплательщиков станет снижение налоговых рисков, а для налоговых органов снижение издержек на проведение выездных проверок: снизится количество нарушений, а соответственно и количество налогоплательщиков потенциально попадающих в план выездных налоговых проверок. Таким образом, налоговые органы смогут концентрировать налоговый контроль на налогоплательщиках, которые сознательно нарушают законодательство.

Список литературы

1. Приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333 (ред. от 10.05.2012) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

2. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Налоговая оптимизация: принципы, методы, рекомендации, арбитражная практика. – Екатеринбург: Налоги и финансовое право, 2002.

3. Мандрощенко О.В. Влияние налоговой политики на эффективность инвестиционной деятельности малых предприятий: Монография.- М.: Информационно- внедренческий центр «Маркетинг»,2010.- 124с

4. Тильдиков А.В. Основы налогового консультирования. Учебно – методическое пособие. – Обнинск: «УМЦ при МНС РФ», 2004.

С тех пор, как в Российской Федерации произошли серьезные изменения в финансово-политической сфере, прошло уже более 20 лет. Однако, не смотря на проведение разнообразных реформ в различных областях экономической деятельности страны, и по сей день остаются проблемы в налоговой системе, в частности, в институте налогового администрирования, в который входит налоговый контроль.

На пути развития налоговой системы имеется большое количество проблем, которые вызваны как внешними, так и внутренними факторами, решить которые в 21 веке пока не удалось. Таким образом, в настоящее время существует проблема обеспечения стабильного развития налоговой системы, причем наиважнейшее значение имеет совершенствование налогового контроля Российской Федерации с помощью самых разнообразных методов.

В последнее время в налоговых органах Российской Федерации были разработаны новейшие методологические основы контрольной деятельности. Реформирование Налогового Кодекса позволило налоговым органам более эффективно проводить камеральные и выездные налоговые проверки. Практически во все времена своего существования налоговые органы проводили камеральные налоговые проверки. И это неудивительно, т.к. именно с их помощью чаще всего выявляются значительные нарушения налогоплательщиками налогового законодательства.

Кроме того, в последние годы все чаще проводятся углубленные камеральные налоговые проверки, которые предусматривают проверку дополнительных сведений о налогоплательщике, а также исследование важных бухгалтерских документов. Углубленные налоговые проверки позволяют охватить большее количество налогоплательщиков. При проведении углубленной камеральной проверки трудозатраты значительно ниже, чем при проведение выездных налоговых проверок, так как налоговый инспектор не выезжает предприятие, а готовит документы в налоговой инспекции.

Многие налоговые инспекции в России давно перешли на электронную систему обработки документов, что позволило автоматизировать камеральные налоговые проверки, т.к. система позволяет осуществлять арифметический и логический контроль налоговой отчетности. При этом качество камерального контроля обеспечивает эффективность выездного контроля, так как по результатам камерального анализа осуществляется отбор налогоплательщиков, к которым на места выезжают работники налоговых органов.

Трудно переоценить значимость налогового контроля: только за первый квартал 2013 года, включительно по 1 июля 2013 года органами налогового контроля и администрирования в бюджет Российской Федерации в результате проведения проверок дополнительно начислено более 164353,9 млн. рублей. По состоянию на 1 июля 2013 года налоговыми органами Российской федерации было проведено около 18 миллионов камеральных налоговых проверок, в результате которых налоговые органы выявили более 767077 нарушений законодательства о налогах и сборах. Также по состоянию на 1 июля 2013 года налоговыми органами было проведено 21340 выездных налоговых проверок, в результате которых было выявлено 21209 налоговых правонарушений. Таким образом, результативность выездных и камеральных налоговых проверок составила более 70% Приведенные данные подтверждают важность налогового контроля в целях соблюдения законодательства о налогах и сборах в Российской федерации.

Применение налогового администрирования в Российской Федерации является одним из самых важных способов обеспечения нормального экономического функционирования государства, поэтому организация налогового контроля, а также внедрение новых методов тактики его проведения позволит обеспечить бюджет Российской Федерации дополнительными средства, поступающими в бюджеты различных уровней. Кроме того, эффективный налоговый контроль позволит защитить права и законные интересы добросовестных налогоплательщиков.

Таким образом, реформирование налоговой системы в России сделало решение проблем налогового контроля востребованными в теоретическом и практическом плане. Проблема совершенствования налогового контроля обусловлена еще и тем, что в настоящее время налоговое законодательство в не совершенно, а его постоянные изменения не способствуют созданию стабильной налоговой системы.

Эффективность налогового контроля необходимо и дальше совершенствовать, ведь каждый год приносит налоговой системе дополнительные виды налогов. Кроме того, низкий уровень налоговой культуры значительно снижает эффективность налоговых проверок, поэтому необходимо разработать некоторые рекомендации в целях совершенствования налогового контроля в Российской Федерации.

Мы считаем, что в целях совершенствования налогового контроля и администрирования налоговые органы в обязательном порядке должны усилить работу аналитической составляющей своей деятельности. Именно аналитика позволяет стимулировать налогоплательщика к добровольному исполнению своих налоговых обязанностей.

Также мы считаем, что для совершенствования налогового контроля необходимо внести изменения в Налоговый Кодекс в части правовых и организационных основ контрольной деятельности самих налоговых органов Российской Федерации. Важными пунктами в развитии методов регулирования налогового контроля должно стать изменение правового положения должностных лиц налоговых органов. В целях укрепления результативности контрольных мероприятий, необходимо усовершенствование налоговых процедур по применению административно-налоговых санкций.

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок.

Признаками действенной системы налогового контроля являются:

  • наличие специальной системы отбора налогоплательщиков для осуществления налоговых проверок, которая дает возможность выбора наиболее эффективного и оптимального направления использования кадровых и финансовых ресурсов налогового органа в целях увеличения результативности налоговых проверок;
  • использование новейших форм и методов налоговых проверок, которые основаны на единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок;
  • необходимость использования системы бальной оценки работы налоговых инспекторов, которая позволила бы учитывать результаты деятельности каждого инспектора, а также эффективно распределяла бы налоговые обязанности при планировании камеральных и выездных налоговых проверок;
  • увеличение размеров наказания за налоговые правонарушения.

Проблема отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современной России.

Для надежного обеспечения финансовой безопасности необходимо создание специальных условий функционирования всей финансовой системы Российской Федерации, при которой исключается малейшая возможность развития коррупции и злоупотребления должностными полномочиями.

Мы полагаем, что для совершенствования налогового контроля в Российской Федерации одной из важнейших предпосылок является постепенное повышение налоговой культуры в стране. И что ее повышение необходимо начинать с раннего возраста и проводить информационную работу со школьной скамьи, например, ввести в учебно-образовательную программу школьников курс лекций о важности налогообложения и значимости налоговой дисциплины для решения социальных вопросов.

Применение рассмотренных выше мероприятий позволит повысить результативность контрольных мероприятий налоговых органов, а, соответственно, повысит собираемость налогов в целом по стране.

Читайте также: