Эффект импортной пошлины от искажения стимулов к производству

Опубликовано: 12.05.2024

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопросы и ответы онлайн

Вопрос 1. Какие квоты имеют наиболее либеральный характер ?

  1. не распределенные
  2. распределенные между иностранными экспортерами
  3. тарифные

Вопрос 2. Количественные ограничения экспорта и импорта являются

  1. постоянно действующей мерой
  2. мерой, применяемой в исключительных случаях
  3. полностью изжившей себя мерой

Вопрос 3. Какое из данных обстоятельств является правовым основанием для квотирования экспорта?

  1. дефицит соответствующих товаров на внутреннем рынке
  2. снижение цен на соответствующий товар на мировом рынке
  3. снижение спроса на соответствующий товар на иностранных рынках

Вопрос 4. Какое из данных обстоятельств является правовым основанием для квотирования импорта?

  1. защита отечественных производителей от конкуренции
  2. причинение ущерба российской экономике
  3. продажа импортируемого товара по цене ниже нормальной

Вопрос 5. Какое из данных мероприятий проводится в целях распределения квоты между российскими участниками внешнеторговой деятельности?

  1. торги
  2. ярмарка
  3. аукцион

Вопрос 6. Какая из данных мер неотделима от квотирования ?

  1. лицензирование
  2. уплата компенсационной пошлины
  3. введение государственной монополии на торговлю соответствующим товаром

Вопрос 7. Какого вида лицензия выдается только после заключения внешнеторгового контракта ?

  1. генеральная
  2. исключительная
  3. разовая

Вопрос 8. На какой срок выдается разовая лицензия ?

  1. на один месяц
  2. на один год
  3. на срок исполнения соответствующего обязательства по контракту

Вопрос 9. Что говорится в законодательстве РФ об отказе в выдаче лицензии ?

  1. он должен быть мотивированным
  2. он должен быть конфиденциальным
  3. он может быть дан без каких-либо разъяснений

Вопрос 10. В течение какого срока должно быть принято решение по заявке на получение лицензии?

  1. в течение 10 дней
  2. в течение 20 дней
  3. в течение 1 месяца

Вопрос 11. Какая из данных мер предусмотрена законодательством РФ ?

  1. специальная защитная мера
  2. исключительная мера
  3. контрмера

Вопрос 12. Для товаров какого происхождения сделано исключение при применении одной из защитных мер в РФ?

  1. товаров из стран СНГ
  2. товаров из ЕС
  3. товаров из развивающихся стран

Вопрос 13. Какое условие является обязательным для применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер ?

  1. взаимность
  2. ущерб или угроза нанесения ущерба российской экономике
  3. проведение консультаций

Вопрос 14. Какая из данных характеристик присуща демпингу ?

  1. недобросовестная конкуренция
  2. экономическое преступление
  3. деликт

Вопрос 15. Что является фактическим основанием для введения предварительной специальной пошлины ?

  1. ограничение экспорта товаров из РФ
  2. повышение таможенных пошлин на товары из РФ
  3. чрезмерно возросший импорт какого - либо товара в РФ

Вопрос 16. На какой срок вводится предварительная специальная пошлина ?

  1. 30 дней
  2. 60 дней
  3. 90 дней

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 165-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"ст. 8, п. 3. Срок действия предварительной специальной пошлины не должен превышать двести дней

Вопрос 17. Максимальный срок взимания специальной пошлины составляет

  1. 1 месяц
  2. 1 год
  3. 8 лет

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 165-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"ст. 10, п. 1. Срок действия специальной защитной меры не должен превышать четыре года

Вопрос 18. На какой срок вводится предварительная антидемпинговая пошлина

  1. 1 месяц
  2. 6 месяц
  3. 12 месяц

Вопрос 19. Максимальный срок применения антидемпинговой меры составляет

  1. 1 год
  2. 5 лет
  3. 10 лет

Вопрос 20. Против каких субсидий направлена защитная мера по законодательству РФ?

  1. любых
  2. общих
  3. специфических

Вопрос 21. Какая мера применяется против субсидируемого импорта в РФ?

  1. специальная пошлина
  2. компенсационная пошлина
  3. антидемпинговая пошлина

Вопрос 22. Основным признаком внешнеэкономической сделки является

  1. нахождение коммерческих предприятий сторон в разных государствах
  2. пересечение предметом сделки границы государства
  3. платеж в валюте, являющейся иностранной для одной из сторон

Вопрос 23. Форма внешнеэкономической сделки с участием российских лиц определяется

  1. международными договорами с участием РФ
  2. законодательством РФ
  3. законом места совершения сделки

Вопрос 24. В соответствии с п.3 ст. 1211 ГК РФ к договору купли-продажи применяется

  1. право места совершения сделки
  2. право страны суда
  3. право страны продавца

Вопрос 25. Положение ГК РФ о применимом к договору (купли-продажи) праве является

  1. императивным
  2. диспозитивным
  3. сверх императивным

Вопрос 26. Конвенция ООН о договорах международной купли продажи 1980 г. в РФ

  1. не применяется
  2. применяется субсидиарно, по вопросам, не урегулированным в ГК РФ
  3. имеет прямое действие и приоритетное применение

Вопрос 27. В каком из данных международных договоров РФ не участвует?

  1. Оттавская конвенция о международном лизинге 1988 г.
  2. Оттавская конвенция о международном факторинге 1988 г.
  3. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.

Вопрос 28. Применение Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи к внешнеторговому контракту

  1. является обязательным, если оба государства, где находятся коммерческие предприятия сторон, участвуют в Конвенции
  2. стороны могут отказаться от применения Конвенции и выбрать иное применимое право
  3. не могут отказаться от применения конвенции, если выбор иного применимого права ими не сделан

Вопрос 29. К лицензионному договору с иностранным элементом в соответствии с коллизионной нормой ГК РФ применяется

  1. право страны лицензиата
  2. право страны лицензиара
  3. право страны, являющейся местом заключения договора

Вопрос 30. Установленное применимое право в внешнеэкономическому контракту применяется

  1. к решению всех вопросов, связанных с данным контрактом
  2. в объеме обязательственного статута
  3. в объеме любых статутов, кроме личного статута

Вопрос 31. Мировые цены отражают … стоимость.

  1. Интернациональную
  2. Розничную
  3. Закупочную
  4. Оптовую

Вопрос 32. Факторы, не оказывающие определяющее воздействие на мировые цены:

  1. внутренние затраты организации
  2. темпы инфляции
  3. государственное регулирование
  4. система национального налогообложения

Вопрос 33. Ценами продавца являются следующие мировые цены…

  1. международных аукционов
  2. международных торгов
  3. справочные цены
  4. биржевые цены

Вопрос 34. Признаки мировой цены – это …

  1. Представительность
  2. наличие информации в печати
  3. платежи в свободно конвертируемой валюте
  4. совершение крупных экспортных и импортных сделок
  5. высокие экспортно-импортные тарифы
  6. регулируемость уровня цен государствами

Вопрос 35. Цена, которая ограничивает транспортно-экспедиторские расходы отправления доставкой груза до причала:

  1. ФОБ
  2. СИФ
  3. ФАС
  4. КАФ

Вопрос 36. Базисные условия поставки, лежащие в основе мировых экспортных цен:

  1. СИФ
  2. ФОБ
  3. ФАС
  4. ДАФ

Вопрос 37. Цена, при которой все расходы по перевозке груза, оплате транспортных сборов и страхованию товара до пересечения им борта судна в порту покупателя несёт продавец товара:

  1. КАФ
  2. ФОБ
  3. СИФ
  4. ФОР

Вопрос 38. Расчетные методы анализа мировых цен применяют в условиях производства …

  1. стандартной массовой продукции
  2. заказной продукции
  3. продукции военно-промышленного комплекса
  4. продукции для государственных нужд и госзакупок

Вопрос 39. В структуру цены экспортируемой продукции не входят внутренние косвенные налоги.

  1. Да
  2. Нет

Вопрос 40. Расчетная цена участника внешнеторговой сделки – это …

  1. цена, по которой участник сделки желал бы продать (купить) товар
  2. нижний порог цены для участника сделки
  3. цена, оглашенная в справочных каталогах и рекламных проспектах
  4. цена другой сходной сделки на сходный товар

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 18:47, реферат

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть сущность и особенности протекционистской стратегии.
Для достижения поставленной цели мы рассмотрим такие задачи:
• изучим историю протекционизма;
• рассмотрим сущность и особенности протекционистской стратегии;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и история протекционизма 5
2. Сущность и особенности протекционистской стратегии 9
3. Развитие протекционистской стратегии 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Сущность и особенности протекционистской стратегии.doc

Чистый эффект, который оказывает на национальную экономику введение пошлины, складывается из двух составляющих. Отрицательный эффект отражает потери от искажения стимулов производства, возникающие из-за того, что введение пошлины побуждает отечественных производителей выпускать слишком большое количество данного товара. Вторая составляющая – это потери от искажения стимулов потребления, обусловленные тем, что введение пошлины вынуждает потребителей приобретать данный товар в слишком малых количествах. Наряду с этими потерями следует рассмотреть улучшение условий торговли, обусловленное снижением цены зарубежного экспорта вследствие введения пошлины по сравнению с национальными машинами.

В практике мировой торговли и международных отношений выделяются особые конъюнктурные таможенные пошлины, к числу которых относятся следующие:

1) антидемпинговые таможенные пошлины. Ими облагаются товары, ввозимые по демпинговым ценам. Отрицательный эффект демпинга испытывают производители страны-импортера, поскольку он серьезно затрудняет развитие импортозамещающих отраслей;

2) компенсационные таможенные пошлины. Такие пошлины нейтрализуют иностранные экспортные субсидии, предоставляемые экспортирующими странами отечественным производителям;

3) сезонные таможенные пошлины. К ним относятся пошлины, налагаемые на продукцию сезонного характера, главным образом на продукцию сельского хозяйства. Срок их действия ограничен сроками движения подобных товаров.

Снижение тарифных ограничений по внешней форме должно свидетельствовать о нейтрализации протекционистских тенденций. Однако анализ современного состояния международных экономических отношений, наоборот, показывает, что если классические, традиционные методы протекционистских механизмов используются в меньшей мере, то вместо них начинают применяться нетрадиционные методы, которые все равно возрождают протекционистские тенденции.

Расширение протекционистских форм и методов осуществляется в результате использования нетарифных торговых ограничений, которые особенно активно используются индустриально развитыми странами, хотя сами они являются демонстративными сторонниками свободы торговли.

Основными видами нетарифных торговых ограничений являются антидемпинговые меры, экспортно-импортные квоты, добровольные экспортные ограничения (ДЭО).

Введение антидемпинговой пошлины должно быть обосновано протоколом специальной комиссии по установлению факта демпинга и определению ущерба от него, который грозит отечественным производителям. Однако отечественные производители импортозамещающей продукции стремятся создавать искусственные ситуации видимости демпинга в условиях, когда низкие цены импортных товаров объясняются более низким уровнем издержек у иностранных конкурентов, а не демпинговой политикой.

Экспортно-импортные квоты (контингент) – наиболее распространенный вид нетарифных торговых ограничений. Квотирование (контингентирование) – ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. В связи с этим различают импортные квоты и экспортные квоты.

Наиболее известным нетарифным торговым барьером являются импортные квоты, т.е. количественные ограничения импорта, допускаемого в страну ежегодно. Так или иначе, правительство выдает ограниченное число лицензий на легальный импорт определенного количества товаров и запрещает импортировать без лицензии. Поскольку количество лицензированного импорта меньше, чем количество товара, которое люди были бы готовы приобрести, если бы импорт не ограничивался, квоты не только приводят к снижению импорта, но и поднимают внутреннюю цену товара выше мировой, по которой владелец лицензии покупает этот товар за рубежом.

Таким образом, нетарифные импортные барьеры сокращают импорт, прибегая к одному или нескольким следующим трем способам:

– прямому количественному ограничению импорта;

– увеличению расходов по доставке импортных товаров на рынок;

– созданию обстановки неуверенности, при которой получают разрешение на импорт.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Протекционизм характеризуется введением высоких таможенных пошлин на импортные товары. К этим пошлинам, ограничивающим ввоз иностранных товаров, нередко присоединяются экспортные премии, поощряющие вывоз товаров. Хотя в настоящее время преобладает концепция свободной торговли, мнение о необходимости проведения протекционистской политики еще довольно широко распространено. В пользу протекционизма приводятся различные доводы, например:

 защитные пошлины нужны для сохранения и усиления отраслей, выпускающих стратегические товары и материалы, которые необходимы для обороны;

 пошлины способствуют увеличению внутренней занятости;

 защита производства пошлинами и квотами в странах с высокоспециализированными экономиками повышает диверсификацию производства и уменьшает его зависимость от конъюнктуры на мировых рынках;

 протекционизм дает возможность утвердиться новым отраслям отечественной промышленности;

 торговые барьеры нужны для защиты фирм от иностранных производителей, сбывающих убыточную продукцию по демпинговым ценам.

Аргументов в пользу протекционизма много, но почти все они неосновательны. Большинство из них являются во многом эмоциональными призывами, основанными на явных вымыслах. Эти аргументы отмечают только прямые последствия защитных пошлин. Они игнорируют простую истину, что в конечном счете страна должна импортировать для того, чтобы экспортировать.

Если задать вопрос: «Оправдан ли российский протекционизм с точки зрения экономического развития?» На мой взгляд, безусловно, нет, как и любая протекционистская стратегия на постсоветском пространстве, за исключением краткосрочных мер, гасящих какие-либо явления шокового характера и мер торговой защиты. Дело в том, что проблемы постсоветских экономик носят, в первую очередь, структурный – неспособность производить конкурентоспособную по соотношению цены и качества продукцию – и институциональный – отрицательный. Протекционизм не просто не помогает разрешить этих проблем – он их консервирует и даже стимулирует, устраняя “качественную” конкуренцию со стороны зарубежных фирм и ослабляя стимулы к остро необходимым реформам. При этом, в экономические проблемы упирается развитие и даже само существование постсоветских государств – о какой протекционистской стратегии вообще может идти речь в этой ситуации? По моему мнению, происходящее в РФ, с точки зрения перспектив российской экономики, является тревожным знаком.

Поскольку современная ситуация в России характеризуется усилением воздействия внешнеэкономической политики на структурную перестройку и экономический рост. В тоже время, происходят столкновение позиций ученых и специалистов, отстаивающих большую открытость экономики или жесткий протекционизм, как средство последующего перераспределения доходов между экспортными и импортозамещающими отраслями. В связи с этим, необходимо выработать четкую политику государственного протекционизма, направленную на защиту российских товаропроизводителей как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Таким образом, в условиях усложнившихся мирохозяйственных отношений является исключительно актуальной задача по выработке адекватной им политики протекционизма в целях повышения конкурентоспособности российских товаров на международном и национальном рынках, направленной на обеспечение дальнейшего экономического роста и повышение благосостояния населения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. Стратегический менеджмент: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сиб. Соглашение, 2000-288 с.

2. В.Н. Глумаков, М.М. Максимцев, Н.И. Малышев. Стратегический менеджмент: Практикум. – М.: Вузовский учебник, 2006-187 с.

3. Д. Кэмпбел. Стратегический менеджмент. – М.: Проспект, 2003-336 с.

4. Пол Грегори. Экономический рост Российской империи (конец XIX – начало XX в.). Новые подсчеты и оценки. М, 2003, с. 21 .

Таможенная пошлина на импортдает возможность обеспечить защи­ту отечественных производителей от иностранной конкуренции, выс­тупает источником поступлений доходов в государственный бюджет.

Отечественные производители выигрывают от введения таможенных тарифов, потому что их товары не облагаются тарифами, в результате чего они могут выпускать товары с более высокими издержками в срав­нении с мировым рынком. Выигрывает и государство. Этот выигрыш определяется величиной произведения величины импорта на величину тарифа. Это своего рода трансферты от покупателей государству.

Однако тариф на импорт приносит потери отечественным покупа­телям, поскольку введение тарифа делает национальную цену импорт­ного товара выше мировой цены, т.е. отечественные покупатели обла­гаются дополнительным налогом.

Считается, что выигрыш отечественных производителей от введения тарифов на импорт не компенсирует потерь отечественных покупате­лей. Результирующим эффектом тарифа является понижение жизнен­ного уровня населения, ибо покупатели теряют больше, нежели выиг­рывают производители и государство вместе взятые.

Введение таможенных тарифов обосновывается его сторонниками тем, что они (тарифы) дают возможность:

ü защитить оборонные отрасли промышленности;

ü повысить уровень занятости экономических ресурсов;

ü защитить новые, «молодые», отрасли отечественного народного хозяйства;

ü защитить страны с монокультурной экономикой от колебаний конъюнктуры мирового рынка;

ü защитить отечественных производителей от демпинга и др.

Вместе с тем имеются и другие суждения. В качестве альтернатив­ного подхода к решению проблем «защиты» различных отраслей эко­номики, в частности, предлагаются прямые субсидии отечественным производителям со стороны государства, которые могут обеспечить достаточный успех.

Введение таможенной пошлины на импорт вызывает определенные последствия для национальной экономики, в частности отражается на уровне и качестве жизни потребителей, производителей, государствен­ном бюджете. Рассмотрим эту ситуацию на рис. 1.

Импорт до введения тарифа

Рис. 1. Последствия введения таможенной пошлины на импорт

Из рис. 1 видно, что вследствие введения тарифа на импорт цена товара повысится с Pwдо Pd, в результате чего сокращается спрос на товар с Qd до Q ' d, а внутреннее предложение возрастет с Qs до Q ' s.Об­щий же объем импорта уменьшится, составив разницу Q ' d - Q ' s .

Следовательно, национальные потребители от введения тарифа несут чистые потери, которые равны сумме площадей фигур («a + b + c + d»),отражающие уменьшение объема потребительского излишка. Вслед­ствие введения тарифа на импорт произойдет перераспределение дохода между национальными потребителями и производителями в пользу последних. Потери потребителей равны («а + b + с + d»), а выигрыш про­изводителей составит площадь фигуры «а». Государство выиграло вели­чину, равную площади фигуры «с». Таким образом, суммарные чистые потери для благосостояния нации составят площадь фигур («b + d»), где «b» - производственные потери, обусловленные превышением выпуска товара уровня оптимума; «d» - потребительские потери, вызванные рос­том цены на благо и сокращением потребления в связи с введением им­портной пошлины.

Чистые потери нации в результате введения тарифа на импорт понижаются пропорционально участию валютного курса в тарифном эффек­те. Предположим, что при введении 12 % тарифа на импорт национальная валюта подорожала на 4 %; в этих условиях внутренние цены на ввози­мые товары, выраженные в национальной валюте, увеличатся не на 12, а на 8 %. Итак, чистые потери общества от тарифа на импорт будут равны примерно 80 % от суммарной площади фигур («b + d»).

Одним из регуляторов ограничений внешней торговли является та­риф экспортный.

Экспортный тариф– это «зеркальное» отражение импортного та­рифа, разновидность налога, используемого для государственного ре­гулирования экспортных поставок товаров. Ставки экспортного тари­фа устанавливаются в зависимости от вида товаров.

Экспортная пошлина снижает внутреннюю цену до уровня ниже мировой, в результате чего потребление товара внутри страны увели­чивается, а его экспорт сокращается, уменьшается и его национальное производство.

Введение экспортного тарифа приводит к значительным потерям у отечественных производителей, но выигрывают покупатели, по­скольку цены товаров ниже мировых цен. При этом выигрывает и го­сударство, так как монопольное положение страны-экспортера застав­ляет страны-импортеры переплачивать за импортируемые товары.

Последствия введения экспортного тарифа проиллюстрируем на рис. 2.

Рис. 2. Последствия введения экспортного тарифа

Допустим, что страна действует в условиях свободной торговли. В этом случае внутренняя цена данного товара будет равна мировой цене (Рw). Тогда объем экспорта составит величину Qs - Qd. Экспортный тариф (t)означает, что для данной страны экспорт товара мало прибыльный, ибо определенную долю выручки от его реализации государство изымает в свой доход, в результате возрастет предложение товара на национальном рынке, что, в свою очередь, вызовет понижение цены на национальном рынке в сравнении с мировой ценой. Вследствие понижения цены товара на национальном рынке увеличится его потребление внутри страны с Qd до Q ' d. Однако производители не замедлят уменьшить объемы его выпус­ка с Qsдо Q ' s. В результате уменьшатся объемы экспорта данного товара до объема Q ' s - Q ' d.

Дата добавления: 2016-04-22 ; просмотров: 1195 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Экономическая природа таможенных пошлин и их функции

Таможенная пошлина относится к числу ценовых категорий. Это требует индивидуального подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному виду товаров и координации их с национальными и мировыми издержками цен, учета параметров потребительских свойств и качества товаров и т. п.

Исходя из этого функции таможенных пошлин носят не только фискальный, но и регулятивный характер.

- Фискальная функция таможенных пошлин состоит в пополнении федерального бюджета.

- Регулятивная функция, в свою очередь, проявляется либо как стабилизирующая, когда посредством таможенных пошлин выравниваются условия конкуренции для товаров импортных и товаров отечественного производства и тем самым не создаются преимущества ни для тex, ни для других, либо как протекционистская - когда посредством таможенных пошлин ограничивается доступ импортных товаров на отечественный рынок, а при высоком уровне пошлинного барьера и фактический. запрет на их ввоз. Она может носить также стимулирующий характер - когда ставки таможенных пошлин устанавливаются ниже разницы между национальными и мировыми ценами и тем самым создаются широкие возможности (стимул) для импорта товаров.

-Контролирующая функция – состоит в том, что благодаря таможенным пошлинам, платежам, их валовой сумме можно судить об объеме экспорта и импорта товаров. Можно оценить внешнеторговое сальдо, а также структуру экспорта и импорта и на основе этих данных воспользоваться регулирующей функцией для стимуляции экспорта в определенной отрасли производства, или создать благоприятные условия для развития отстающих отраслей.

Внешнеэкономические связи являются мощным фактором социально-экономического прогресса общества, они могут ускорять этот прогресс или замедлять его. Положительное воздействие на состояние национальной экономики и ее эффективность внешнеэкономические связи оказывают при тех условиях, когда они стимулируют развитие экспортного производства и экспорта наукоемкой продукции и продукции, получаемой на основе применения передовых технологий глубокой переработки сырья, обеспечивают импорт продукции, необходимой для структурно-технологической перестройки страны, а также первоочередное удовлетворения жизненно важных потребностей страны и ее населения, не включают импорт экологически опасных, вредных для здоровья людей товаров, морально устаревшей техники, продукции, подрывающей нравственные устои общества. Соображения государственной целесообразности в подобных случаях должны превалировать над коммерческими интересами отдельных субъектов ВЭД.

Система таможенных пошлин призвана всемерно содействовать целям и задачам ВЭД. При этом возможны такие ситуации, когда система пошлин, на первый взгляд, по отдельно взятым критериям соответствует интересам страны, но по другим критериям противоречит им и наносит ущерб, а в целом оказывает негативное воздействие на социально-экономическое состояние общества.

Политика государства должна быть направлена на получение максимального совокупного дохода от ВЭД и от национального производства.

Такая политика допускает возможность сокращения доходов государственной казны от ВЭД, если снижение пошлин или их отмена на определенные товары и услуги способствует росту доходов национальной экономики и совокупного дохода общества. Но она предполагает и возможность роста ввозных пошлин на определенные товары для ограничения их доступа на российский рынок, если этот импорт подрывает национальное производство и приносит вред экологии, нравственному и физическому здоровью населения.

Ориентация на повышение эффективности экономики и рост совокупного дохода общества, на охрану нравственного и физического здоровья населения страны и улучшение ее экологического состояния как на главный критерий оценки эффективности системы ввозных таможенных пошлин требует высокого уровня качественного анализа и применения сложного математического аппарата при решении практических вопросов, возникающих при пересмотре ввозных пошлин на конкретные товары. Этими средствами еще не вооружены наши государственные органы, решающие эти проблемы. Зачастую на практике используются более частные критерии оценки эффективности изменения пошлин на отдельные товары.

В качестве указанных критериев на практике зачастую используются доходы государства и национальные внутренние цены. Эффективность системы ввозных пошлин и мероприятий по их изменению определяются по тому, в какой мере они влияют на динамику отечественного производства соответствующих отраслей, доходов государственного бюджета от внешней торговли и динамику внутренних цен.

Изменение ввозных пошлин сказывается на состоянии внутреннего производства, поскольку пошлины регулируют импорт товаров. Снижение пошлин усиливает давление иностранных конкурентов на отечественное производство, вытесняет отечественных производителей с внутреннего рынка. Но вместе с тем оно служит мощным фактором, побуждающим отечественных товаропроизводителей повышать эффективность и конкурентоспособность своего производства, снижать издержки производства и улучшать качество выпускаемых товаров. Противоречивость последствий изменения пошлин очевидна. Проблема состоит в том, чтобы при их пересмотре было найдено оптимальное решение, которое, с одной стороны, поддерживало бы на должном уровне состояние конкуренции на внутреннем рынке, побуждая отечественных товаропроизводителей совершенствовать производство, улучшать качество и снижать издержки, а с другой - не приводило бы к вытеснению отечественных товаропроизводителей с внутреннего рынка.

С вступлением России в ВТО дальнейшее снижение импортных пошлин будет диктоваться требованиями этой международной организации. Но это снижение целесообразно осуществлять поэтапно, давая отечественным производителям возможность постепенно адаптироваться к более низким ввозным пошлинам и более жестокой конкуренции со стороны иностранных фирм. Вместе с тем должна быть исключена возможность консервации технической и организационной отсталости отечественного производства.




Этот подход необходимо соблюдать и в тех случаях, когда возникает необходимость временного повышения ввозных пошлин на некоторые товары для защиты отечественных товаропроизводителей. Нельзя допускать того, чтобы эта защита стала постоянной. Целесообразно при повышении таможенных ввозных пошлин подчеркивать временный характер этой меры и указывать сроки действия повышенных пошлин.

Пересмотр таможенных пошлин изменяет доходы государства от ВЭД. Фискальная оценка пересмотра пошлин неизбежна: государство должно заранее знать, как повлияет изменение ввозных пошлин на его доходы. К сожалению, фискальный подход зачастую играет решающую роль при оценке качества работы таможенных органов, что не оправдано. Таможенные органы отвечают за полноту сборов таможенных пошлин, НДС и акциза, но не за уровень их ставок. Снижение ставок таможенных пошлин может не перекрывать потери бюджета за счет роста внешнеторгового оборота, поскольку этот рост регулируется сложным комплексом внутренних и внешних факторов, которые не зависят от качества работы таможенных органов.

Ввозные пошлины влияют на уровень и динамику национальных цен. Широко распространено мнение, что уровень пошлин оказывает прямое влияние на уровень национальных цен, что между ними существует прямая пропорциональная зависимость - снижение пошлин приводит к снижению внутренних цен, а повышение их - к росту цен.

На самом деле между таможенными пошлинами и ценами существуют весьма сложные связи и количественные зависимости.

Во-первых, ввозные пошлины являются тем элементом цены, который служит базой для расчета ряда других элементов цены - акциза, НДС, оптово-сбытовых и торговых наценок. Эти элементы цены изменяются, как правило, прямо пропорционально изменению ставок ввозных пошлин. Но под влиянием спроса и предложения пропорции между изменением пошлин и изменением этих элементов цены могут быть нарушены: при благоприятном для продавцов соотношении между спросом и предложением рост цен может определить рост пошлин; при превышении предложения над спросом рост внутренних цен может быть минимальным и не обеспечивать роста зависящих от пошлин элементов цены пропорционально росту пошлин. Следовательно, прямая зависимость между изменением пошлин и внутренних цен, несомненно, существует, но она не всегда принимает форму прямой пропорциональности.

Во-вторых, ввозные пошлины влияют на объемы импорта и национального производства, на баланс спроса и предложения. Это влияние зависит от ряда факторов и принимает сложные формы, что может быть обусловлено спецификой производства и реализации товаров.

Например, некоторые товары могут не производиться в стране, и потребность в них обеспечивается только за счет импорта. Уровень пошлин и их изменение влияют на размеры импорта и соответственно, на баланс спроса и предложения. Но в большинстве случаев импортируемый товар производится также и на национальных предприятиях внутри страны. Таможенные пошлины влияют на спрос и предложение двояко: они регулируют масштабы ввоза и вместе с тем оказывают влияние на динамику внутреннего производства. При оценке влияния ввозных пошлин на внутренние цены надо принимать во внимание оба этих фактора.

В-третьих, уровень пошлин оказывает влияние и на динамику внутренних издержек производства товаров. Динамика ввозных пошлин влияет на объем внутреннего производства, определяя тем самым влияние эффекта масштаба производства (единичного, мелко-, средне-, крупносерийного или массового) на динамику внутренних издержек. Этот фактор имеет исключительно важное значение при оценке влияния пошлин на состояние внутреннего производства и его эффективность, от которых в конечном счете зависят национальные издержки и цены.

Изменение ввозных пошлин и оценка их влияний на внутренние цены не укладываются в рамки простых пересчетов их элементов с использованием элементарного математического аппарата, описывающего связи между двумя величинами, находящимися в прямой пропорциональной зависимости. Как уже отмечалось, определение влияния ввозных пошлин на внутренние цены требует более высокого уровня качественного анализа этих зависимостей и более сложного математического аппарата для их количественной оценки.

Влияние ввозных пошлин на внутренние цены определяется не только общим уровнем этих пошлин, но и их оптимальностью: система пошлин должна способствовать развитию и повышению конкурентоспособности и эффективности внутренней экономики, что и должно обеспечить наиболее благоприятные для национальной экономики и потребителей страны внутренние цены. Уровень и динамика внутренних цен будут определяться состоянием и эффективностью национальной экономики. Уровень пошлин может рассматриваться в качестве одного из факторов, содействующих достижению этой эффективности. Оценка влияния пошлин должна производиться не путем определения их влияния на отдельные элементы внутренней цены, хотя такой метод оценки как приближенный и сугубо ориентированный отнюдь не исключается, - а путем оценки влияния пошлин на состояние внутренней экономики и ее эффективность, что и определяет, в конечном счете, уровень внутренних цен. Для таких расчетов могут быть применены методы оптимального планирования, которые долгое время и с успехом разрабатывались в нашей стране и были необоснованно забыты при переходе к рыночным реформам.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

10.2. Теория импортных пошлин

Введение импортных пошлин - одно из средств воздействия государства на экономику. Пошлина может устанавливаться в виде фиксированной платы за каждую ввезенную из-за границы единицу товара или в виде процентных отчислений от его цены. Импортная пошлина влияет не только на конъюнктуру рынка облагаемого ею товара, но и на экономику всей страны, так как все рынки находятся в тесном взаимодействии.

Частичный анализ. Отвлечемся сперва от взаимодействия рынка блага, облагаемого импортной пошлиной, с другими рынками.

Рис. 10.19. Последствия импортной пошлины
для отдельного рынка маленькой страны

Если страна потребляет незначительную часть мирового производства некоторого блага, то объем его предложения из-за границы можно считать совершенно эластичным по цене как до, так и после введения пошлины (график предложения блага из-за границы - прямая, параллельная оси абсцисс). Последствия введения импортной пошлины в этом случае иллюстрирует рис. 10.19. Пересечение кривых отечественного предложения и спроса (S и D) определяет равновесное сочетание Р2, Q2 в закрытой экономике. Пусть цена мирового рынка на данное благо равна Р0 и его можно ввозить в страну беспошлинно. Тогда цена на внутреннем рынке тоже снизится до Р0. В этом случае объем отечественного предложения равен Q0, а объем спроса - Q4. Разность Q4 - Q0 закрывается импортом.

Если с каждой единицы ввозимого товара взимается пошлина в размере t ден. ед., то его цена возрастет с Р0 до Р1 = Р0 + t и это вызовет следующие последствия:

1) эффект защиты отечественного производства: объем отечественного предложения возрастет с Q0 до Q1;
2) эффект потребления: объем отечественного потребления сократится с Q4 до Q3;
3) эффект внешней торговли: объем импорта сократится на (Q1 - Q0) + (Q4 - Q3);
4) эффект платежного баланса: импорт в ценностном выражении сократится на [(Q1 - Q0) + (Q4 - Q3)]P0;
5) эффект таможенных сборов: сумма взимаемых пошлин возрастет на (Q3 - Q1)·(P1 - P0);
6) эффект перераспределения: излишки производителей возрастут на площадь P0abP1, а излишки потребителей уменьшатся на площадь P0mnP1;
7) эффект экономических потерь: разность между потерями потребителей и выигрышем производителей, уменьшенная на пошлинные сборы представляет чистые потери общества, равные сумме площадей треугольников abc и mnd.

Таким образом, от введения пошлины выигрывают производители и государство, а проигрывают потребители; в целом же введение пошлины на товар, объем импорта которого совершенно эластичен по цене, сопровождается чистыми потерями общества.

Еще более разнообразны последствия введения импортной пошлины при несовершенной эластичности импорта по цене, т.е. в тех случаях, когда объем предложения товара из-за границы увеличивается только по мере увеличения его цены. В графическом виде такая ситуация изображена на рис. 10.20.

Рис. 10.20. Последствия импортной пошлины
для отдельного рынка в двухстрановой модели

При беспошлинной торговле товар в обеих странах будет продаваться по цене P0, которая обеспечивает равенство объема экспорта из страны В объему импорта в страну А. Если страна А будет взимать с каждой ввозимой единицы товара пошлину в размере t ден. ед., то вместо прямой линии цен P0P0 возникнет ломаная линия цен P1FHP2. Она отражает тот факт, что после введения пошлины цена блага в стране А выше его цены в стране В на t = FH ден. ед. В то же время за счет соответствующего расположения ломаной линии цен над осью абсцисс изменившиеся объемы экспорта и импорта по-прежнему равны друг другу (Qex = Qim).

Как и в предыдущем случае, введение пошлины вызывает семь выше перечисленных эффектов. Но теперь чистым потерям общества, представленным суммой площадей двух заштрихованных треугольников, противостоит выигрыш от снижения цены импортируемой продукции, представленный площадью заштрихованного прямоугольника:
(P0 - P0)Qex.

Этот выигрыш для страны А является потерей для производителей страны В. Следовательно, когда объем импорта не является совершенно эластичным по цене, тогда часть пошлины, вводимой одной страной, перекладывается на производителей другой страны. В такой ситуации страна А может найти оптимальную величину пошлины, которая максимизирует разность между площадью заштрихованного прямоугольника и суммой площадей двух заштрихованных треугольников. Величина получаемого таким образом выигрыша зависит от эластичности спроса и предложения в каждой из стран (от наклонов кривых S и D в окрестностях точки равновесия). Вводящая пошлину страна выигрывает тем больше, чем эластичней ее спрос и предложение и чем они менее эластичны за границей.

Перемещение монопольной прибыли. Если в обеих странах хозяйство ведется в условиях совершенной конкуренции, то введение импортной пошлины, в том числе и оптимальной для одной из стран, нарушает Парето-эффективное состояние мирового хозяйства: рыночная цена блага оказывается выше предельных затрат его производства. На этом основании сторонники свободной торговли выступают против установления пошлин. Однако их аргументы становятся беспочвенными в условиях несовершенной конкуренции, когда и при отсутствии пошлин не выполняется равенство Р = МС.

Если поставщиком импортной продукции является монополист, то посредством введения импортной пошлины ввозящая продукцию страна может изъять часть прибыли заграничной монополии. Обратимся к рис. 10.21.

Рис. 10.21. Перемещение монопольной прибыли

При беспошлинной торговле монополия предложит Q0 ед. продукции по цене P0, так как такое сочетание обеспечивает ей максимум прибыли (МС = MR). Если с каждой продаваемой за границей единицы продукции нужно платить пошлину в размере t ден. ед., то для монополии кривая спроса сместится вниз на расстояние t (D
D'), так как при любом объеме продаж ее средняя выручка уменьшится на t ден. ед. В этом случае монополия уменьшит объем предложения до Q1, а цену до P1. Но для потребителей цена возрастет до P2 = P1 + t. В результате излишки потребителей сократятся на площадь P0baP2, а сумму получаемых государством пошлин представляет площадь P2adP1. Последняя состоит из двух слагаемых: части потерь излишков потребителей - площадь P2acP0 и части прибыли зарубежной монополии - площадь P0cdP1. Оптимальная ставка пошлины в этом случае определяется в результате максимизации разности между площадями прямоугольника P0cdP1 и треугольника abc.

Аналогичное перераспределение прибыли посредством введения импортной пошлины можно осуществить в условиях олигополии на отечественном рынке.

Допустим, что на рынке некоторого блага есть лишь два продавца: одна отечественная и одна зарубежная фирма. Каждая из них стремится к максимуму прибыли и определяет объем своего предложения, полагая объем предложения конкурента заданным (модель дуополии Курно). Отраслевой спрос представляет линия D2 на рис. 10.22.

Рис. 10.22. Линия реакции отечественной фирмы

Когда отечественная фирма является единственным продавцом на этом рынке, то она в целях максимизации прибыли предлагает Q2 ед. по цене P2. Если зарубежная фирма продает на отечественном рынке, напр., Q2 - Q' ед. продукции, то кривая спроса на продукцию отечественной фирмы смещается вниз до положения D1. На этой кривой спроса отечественная фирма выберет сочетание Q1, P1, соответствующее пересечению МС и MR1. Совместное предложение обеих фирм полностью удовлетворит спрос по цене P1, равный Q3. Когда зарубежная фирма будет предлагать Q2 ед. продукции, тогда кривая спроса на продукцию отечественной фирмы займет положение D0 и она будет выпускать лишь Q0 ед. В этом случае совместное предложение составит Q4 и цена снизится до P0. Соединив все точки, представляющие выбираемые отечественной фирмой сочетания Q,P, получим прямую ее реакции на поведение конкурента - прямую R.

Для большей наглядности дальнейшего анализа уберем с рис. 10.22 кривые спроса D0 и D1 с соответствующими им кривыми предельного дохода и добавим кривую средних затрат отечественной фирмы; получится рис. 10.23.

Рис. 10.23. Перемещение прибыли иностранной фирмы к отечественной фирме

Примем, что в исходном состоянии цена равна P0. При такой цене объем выпуска отечественной фирмы равен Q0, а зарубежной Q4 - Q0. Пусть с введением импортной пошлины цена на отечественном рынке возрастает до P1. Тогда объем предложения иностранной фирмы сократится на Q4 - Q3 ед., а отечественной фирмы возрастет на Q1 - Q0. В результате повышения цены излишки потребителей сократятся на площадь P0E0E1P1, а прибыль отечественной фирмы увеличится с amkP0 до bglP1. В общем приращении прибыли отечественной фирмы примечательны две составляющие: 1) площадь angb - результат снижения средних затрат по мере расширения выпуска (переложение части постоянных затрат на зарубежную фирму); 2) площадь затемненного прямоугольника - результат перемещения части прибыли зарубежной фирмы.

Если разность между приращением прибыли отечественной фирмы и уменьшением потребительского излишка положительна, то импортная пошлина повышает благосостояние страны.

Читайте также: