Единый налог для физических лиц в беларуси

Опубликовано: 17.05.2024

Bankchart рассказывает о ставках, сроках и реквизитах для уплаты единого налога с индивидуальных предпринимателей.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Единый налог с индивидуальных предпринимателей
  2. Плательщики единого налога
  3. Ставки единого налога
  4. Как рассчитать единый налог?
  5. Сроки уплаты единого налога и подачи декларации
  6. Льготы по единому налогу
  7. Реквизиты на уплату единого налога
  8. Преимущества единого налога
  9. Единый налог в Украине

Единый налог с индивидуальных предпринимателей

Тему налогообложения мы уже ранее поднимали, когда писали о налоге на тунеядство. Узнать все об этом налоге можно по ссылке. Сегодня же речь будет идти о едином налоге. О котором, кстати, упоминалось, когда мы писали про то, как оформить ИП в Республике Беларусь. Если тема открытия ИП для вас актуальна, изучить ее можно по следующей ссылке.

Итак, единый налог – наиболее распространенный и простой в исчислении налог, применяемый на территории Республики Беларусь. Если говорить по сути, то это фиксированная сумма, устанавливаемая облисполкомами и подлежащая к уплате. Размер этой суммы зависит от следующих факторов:


Объектом налогообложения при едином налоге являются:

  • оказание потребительских услуг
  • торговля товарами (розничная)
  • осуществление общественного питания через мини-кафе, летние и сезонные кафе

Плательщики единого налога

То, что единый налог наиболее просто и популярный в Беларуси, мы уяснили. Теперь необходимо разобраться, кто является его плательщиками и при осуществлении каких видов деятельности.

Итак, субъектами уплаты единого налога являются индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица, чья деятельность не считается предпринимательской, но в то же время, согласно законодательству РБ, подлежит налогообложению.

Если говорить о видах деятельности, которые облагаются единым налогом, то к ним относятся следующие:


Ставки единого налога

Не взирая на свое название, ставки по единому налогу не едины. Как правило, они устанавливаются местными органами власти, зависят от вида деятельности и других факторов, упомянутых нами в первом пункте статьи. Ставки устанавливаются в сумме, взимаемой за месяц.

Ниже представлены ставки единого налога актуальные для города Минск.




Ставки единого налога по остальным городам можно узнать перейдя по ссылке.

Как рассчитать единый налог?

Теперь перейдем к наиболее интересной части нашей статьи, к расчету суммы единого налога. Наверное, же многим интересно, сколько конкретно нужно платить.

Итак, рассчитать сумму единого налога можно по следующей формуле:


Но если расчеты – это не ваше, или вы просто не хотите заниматься этим вручную, вы всегда можете воспользоваться налоговым калькулятором. Один из них представлен на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Сроки уплаты единого налога и подачи декларации

Дабы вам не начислялись штрафы и пени, все налоги следует платить в указанные сроки. И единый налог – не исключение.

Итак, ИП, для которых отчетным периодом является календарный месяц, обязаны производить уплату ЕН ежемесячно не позднее 1-го числа отчетного месяца.

ИП, для которых отчетным периодом является календарный квартал, необходимо осуществлять уплату 1/3 суммы ЕН, исчисленной за календарный квартал, на ежемесячной основе не позднее 1-го числа каждого месяца отчетного квартала.

А декларация вышеупомянутыми индивидуальными предпринимателями подается в налоговый орган не позднее 1-го числа отчетного периода.

ИП, зарегистрированные впервые и не осуществляющие деятельность с момента госрегистрации, а также ИП, осуществляющие розничную торговлю товарами менее 15 дней в календарном месяце, обязаны уплатить единый налог не позднее рабочего дня, предшествующего дню осуществления деятельности.

Сие же предприниматели обязаны подавать декларацию не позднее рабочего дня, предшествующего дню начала деятельности.

А в случаях, когда валовая выручка ИП превысила 40-кратную сумму единого налога, исчисленную за соответствующий отчетный период, декларация предоставляется в налоговый орган не позднее 1-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, в котором образовалась сумма такого превышения.

Льготы по единому налогу

Уплата тех или иных налогов – немалая финансовая нагрузка на любого предпринимателя. Но, к счастью, для некоторый существуют случаи, когда можно снизить эту нагрузку или же вовсе ее избежать.

Например, не является объектом налогообложения (а значит ИП не обязаны платить ЕН) реализация грибов, ягод, орехов, лекарственных растений и другой дикорастущей продукции.

А предприниматели, достигшие пенсионного возраста, инвалиды, предприниматели-родители (усыновители) трех и более детей или же детей-инвалидов в возрасте до 18 лет имеют право на дисконт в размере 20% от ставки единого налога.

На 25% снижены ставки единого налога для тех, кто впервые зарегистрировался как ИП. Такая льгота действует первые три месяца деятельности предпринимателя.

Также на снижение ставки ЕН, только уже в размере 100%, имеют право родители (усыновители), которые являются инвалидами I или II группы (кстати, все про пенсию по инвалидности можно узнать по ссылке) и занимаются воспитанием детей в возрасте до 18 лет или же детей, получающих образование на дневной форме обучения.

Реквизиты на уплату единого налога

Если вам впервые предстоит производить уплату единого налога и всех реквизитов вы еще не знаете, уточнить их можно в налоговом органе по месту постановки на учет или же на сайте Министерства по налогам и сборам РБ.

Преимущества единого налога

Как мы уже писали в самом начале, единый налог является достаточно распространенным видом налогов на территории нашей страны. И это не случайно. Ибо он имеет ряд следующих преимуществ:

  • небольшое количество бухгалтерских бумаг
  • минимизация риска ошибок в документах
  • маленькая вероятность получения штрафа при проверках

Также к числу преимуществ можно отнести и то, что уплата единого налога освобождает вас от уплаты следующих налогов:

  • обычного подоходного налога
  • НДС на произведенные в Беларуси товары (до определенной суммы оборота);
  • экологического налога;
  • налога на добычу природных ресурсов;
  • других налогов и сборов в местные бюджеты

Вы здесь: Главная
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
ТЕМА 11.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЫХ РЕЖИМОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
11.2. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

11.2. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц

Плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц признаются индивидуальные предприниматели, а также физические лица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Плательщики единого налога освобождаются от:

- подоходного налога с физических лиц на доходы, получаемые ими при осуществлении видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

- налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;

- налога за добычу (изъятие) природных ресурсов;

- местных налогов и сборов, уплачиваемых при осуществлении видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом.

Индивидуальные предприниматели уплачивают единый налог по видам деятельности, предусмотренным ст. 296 НК.

Объектом налогообложения единым налогом признается:

1. для плательщиков – индивидуальных предпринимателей (физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей):

- оказание потребителям услуг (выполнение работ), указанных в подп. 1.3-1.40 п. 1 ст. 296 НК;

2. розничная торговля товарами, отнесенными к товарным группам, указанным в подп. 1.1 п. 1 ст. 296 НК: в магазине; на торговых местах на рынках, в торговых объектах; с использованием торговых автоматов, при развозной и разносной торговле, а также в предусмотренных законодательством формах без наличия торгового объекта;

- осуществление общественного питания через торговые объекты общественного питания, относящиеся к мелкорозничной торговой сети (мини-кафе, летние и сезонные кафе).

3. для плательщиков – физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность:

- осуществление видов деятельности, указанных в абзацах втором–тринадцатом пункта 1 статьи 295 НК;

- розничная торговля на торговых местах на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах произведенными, переработанными либо приобретенными ими товарами, отнесенными к товарным группам, указанным в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 296 НК;

Налоговая база единого налога определяется плательщиками – индивидуальными предпринимателями исходя из осуществляемых видов деятельности и (или) количества магазинов, иных торговых объектов, торговых мест на рынке, торговых объектов общественного питания, обслуживающих объектов, выручки от реализации товаров (работ, услуг). Налоговая база единого налога для плательщиков – физических лиц определяется исходя из осуществляемых видов деятельности и (или) количества торговых мест на рынке, иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами мест для осуществления торговли.

Базовые ставки единого налога устанавливаются за отчетный период в размерах согласно приложению 25 к НК.

Областные и Минский городской Советы депутатов устанавливают ставки единого налога за отчетный период в пределах базовых ставок этого налога в зависимости от:

- видов деятельности, определенных пунктом 1 статьи 296 НК;

- населенного пункта, в котором осуществляется деятельность плательщиков (г. Минск, города областного, районного подчинения, поселки городского типа, сельские населенные пункты);

- места осуществления деятельности плательщиков в пределах населенного пункта (центр, окраина, транспортные развязки, удаленность данного места от остановок пассажирского транспорта);

- режима работы плательщиков;

- иных условий осуществления видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом.

При превышении выручки от реализации товаров (работ, услуг) над тридцатикратной суммой единого налога за соответствующий отчетный период без учета норм пункта 2 статьи 297 и пункта 6 статьи 298 НК индивидуальными предпринимателями исчисляется доплата единого налога в размере восьми (8) процентов с суммы такого превышения.

Налоговая декларация (расчет) по единому налогу представляется индивидуальными предпринимателями в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 1-го числа отчетного месяца.

Единый налог уплачивается:

- индивидуальными предпринимателями – по месту постановки на учет ежемесячно не позднее 1-го числа отчетного месяца, а индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными впервые – не позднее рабочего дня, предшествующего дню осуществления такой деятельности;

- физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, – по месту постановки на учет в налоговом органе либо по месту реализации товаров (работ, услуг) до начала реализации товаров (работ, услуг), а при выявлении фактов осуществления видов деятельности, указанных в подпунктах 1.1–1.40 пункта 1 статьи 296 НК, – не позднее дня, следующего за днем вручения такому физическому лицу налоговым органом налогового извещения.

Налоговая система Белорусской Республики была сформирована на классических принципах налогообложения.

Налоговый Кодекс БР включает в себя 2 части: общую и особенную. Первая часть была принята и утверждена 19 декабря 2002 года. В ней прописывается, что налоговое законодательство включает в себя законодательные акты Налогового Кодекса и международных переговоров, а также акты Президента и органов государственной и местной власти.

В общей части Налогового Кодекса прописываются основные термины и понятия относительно налогообложения в Беларуси.

Об уровне жизни в Беларуси подробнее здесь.

Налоговый кодекс Беларуси

Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь введена в действие 1 января 2004 г.

Спустя 7 лет после утверждения общей части правительством была утверждена особенная часть Налогового Кодекса, которая включается в себя описание всех налогов и сборов в Республике Беларусь. Особенная часть была принята 29 декабря 2009 года.

Классификация налогов в Беларуси:

  1. Местные.
  2. Республиканские.

Республиканские налоги

Республиканские налоги – это основные налоги, формирующие государственный бюджет Белорусской Республики.

Налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, так как плательщиками являются не предприниматели, а потребители товаров и услуг.

НДС

Ставка НДС в Беларуссии

  • 20% – общая ставка, применяемая при реализации товаров.
  • 10% – ставка, которая применяется для реализации растений, птицы, скота и животных, рыбы и продуктов пчеловодства, произведённых на территории РБ.

Налог на прибыль

Общая ставка налога на прибыль равна 18%. Но есть ряд исключений, когда ставка уменьшается.

Перечень ситуаций, способствующих уменьшению оплачиваемого налога на прибыль:

  1. Производство высокотехнологических товаров – 12%.
  2. Дивиденды – 12%.
  3. Производство лазерной и оптической техники – 10%.

Налог на доходы оплачивается раз в году предприятиями и организациями, которые в ходе ведения своей деятельности получают прибыль. Декларация подаётся в налоговую инспекцию до 22.01, а оплата должна произойти до 22.03 каждого года.

Налог на прибыль

Налог на прибыль в Белоруссии в сравнении с другими странами

Подоходный налог с физлиц

Подоходный налог оплачивается гражданами с ежемесячной зарплаты. Налог формирует почти 10% государственного бюджета Белорусской Республики.

Кроме этого, если у человека имеются вклады в финансовых учреждениях или банках, то он обязан платить налог на депозит. Размер налогового взноса равен 13% от дохода, полученного от депозита.

Расчёт налоговой ставки зависит от вида деятельности человека. Так если резидент РБ получает дивиденды, то он обязан выплачивать 13%. Доход от предпринимательской, адвокатской или нотариальной деятельности облагается сбором в размере 16%. Единая ставка подоходного налога для физических лиц на все остальные виды деятельности – 13%.

Подоходный налог обязаны выплачивать также лица, сдающие в аренду квартиры и дома с целью получения дохода.

Короткий видеоролик о налогах в Беларуси

Размер ставки за сдачу квартиры зависит от области и города.

Таблица: размер налога за сдачу квартир

Город Размер налоговой ставки (выражено в белорусских рублях)
Брестская область
Брест 29.0
Барановичи 21.5
Пинск 21.5
Города районного подчинения 10.7
Другие территории 7.5
Витебская область
Витебск
Центральная зона 27.0
Переходная зона 26.0
Города областного подчинения 10.0
Орша 15.0
Полоцк 15.0
Другие территории 8.0
Гомельская область
Гомель От 29.20 до 30.20
Жлобин 22.20
Мозырь 22.20
Речица 22.20
Светлогорск 22.20
Калинковичи 12.60
Рогачев 12.60
Другие территории 11.20
Гродненская область
Гродно 28.20
Волковыск 18.00
Лида 18.00
Новогрудок 18.00
Слоним 18.00
Сморгонь 18.00
Другие города Гродненской области 13.00
Минская область
Жодино 15.30
Другие города 15.00
Могилёвская область
Могилев 27.20
Бобруйск 23.30
Горки 15.50
Кричев 15.50
Осиповичи 15.50
Другие города 11.70
Минск по зонам
1 планировочная 30.50
2 планировочная 25.50
3 планировочная 21.50
4 планировочная 21.50
5 планировочная 17.50

Налоги с физлиц

Налоги, взимаемые с физических лиц

Вычеты подоходного налога

Стандартным налоговым вычетом называется сумма, на которую уменьшается подоходный налог. Вычеты – это льготы на подоходный налог, воспользоваться которыми могут такие граждане РБ, как:

  1. Резиденты РБ с ежемесячным окладом ниже установленного предела (563 белорусских рублей). Возврат подоходного налога составляет 93 белорусских рублей.
  2. Родитель, воспитывающий ребёнка до 18 лет в одиночку. Вычет – 52 белорусских рублей.
  3. Родители, на иждивении которых находится больше 2 детей. Возвращается 52 белорусских рублей.

Налоговый сбор на недвижимость

Налог на недвижимость оплачивается всеми гражданами Белорусской Республики, которые имеют личное недвижимое имущество, то есть недвижимость и жилье в этой стране. Он выплачивается как физическими лицами, так и юридическими.

Объекты, подлежащие налогообложению:

  1. Квартиры.
  2. Комнаты в собственности.
  3. Гаражи.
  4. Места для парковки машин.

Даже если человек является не полным собственником одного из вышеуказанных объектов, а владеет лишь долей, то он также обязан оплачивать данный вид налога.

Плательщики налога на недвижимость

Кто обязан платить налог на недвижимость в Республики Беларусь

Согласно закону, человек имеет право выбирать, за какую недвижимость он будет платить налог. Для этого необходимо написать заявление в налоговую инспекцию. Если заявление человек не напишет, то облагаться сбором будет та недвижимость, которая первой появилась в собственности у резидента БР.

От уплаты налога освобождаются:

  1. Многодетные семьи (больше 3 детей).
  2. Ветераны ВОВ.
  3. Люди пенсионного возраста.
  4. Нетрудоспособные резиденты РБ.
  5. Особы с 1 и 2 группами инвалидности.

Недвижимость, которая находится в сельской местности налоговыми платежами, не облагается.

Налог на недвижимость обязаны платить все лица, которые используют недвижимость для предпринимательской деятельности.

Налоговая ставка равна 0,1 процента от полной стоимости недвижимости. Уплата сбора осуществляется через банк, почту или налоговую инспекцию до 15 ноября каждого года.

В Белорусской Республике также имеется налог на прибыль от продажи недвижимости, но здесь есть свои нюансы. Чтобы их лучше понять, нужно рассмотреть ситуацию на примере. В этой стране налога на наследство нет, поэтому даже если человек получил квартиру или дом в наследство, то ему ничего платить не придётся.

Структура налоговых поступлений

Доля налогов на недвижимость в общей массе налоговых поступлений составляет 5%

Если он эту квартиру или дом (или какую-нибудь другую недвижимость) захочет продать в первый раз, то он также не уплачивает никаких налогов. Но если резидент РБ продаёт второй объект недвижимость на протяжении 5 лет, то он обязан выплатить государству подоходный налог с его продажи. Размер налога равен 13 процентам от суммы разницы между ценой приобретения недвижимости и её продажи.

Например: человеку достался в наследство дом (или он сам его купил) за 50 000 долларов, а продал он его за 60 000 долларов, это означает, что 13% от 10 000 долларов человек оплачивает в госбюджет.

Узнайте, как получить паспорт Беларуси, здесь.

Земельный налог

Земельный налог оплачивается владельцами земельных участков в Белорусской Республике.

Таблица: налоговые ставки земельного налога

Кадастровая стоимость участка Налог (выражено в белорусских рублях)
Меньше 20720 белорусских рублей за гектар 20.72
Больше 20720 белорусских рублей за гектар 0.1 процент от кадастровой стоимости

Земельный налог в Беларуси

Как рассчитывается земельный налог в Республике Беларусь

Экологический налог

Экологический налог платится субъектами хозяйствования за вредное воздействие на окружающую среду.

Экологический налог выплачивается, если предприятия осуществляют:

  1. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
  2. Хранение или захоронение отходов производства.
  3. Сброс сточных вод.

Налоговый взнос на добычу природных ресурсов

Налогами облагаются такие виды деятельности, как:

  1. Добыча калия.
  2. Добыча нефти.

Не облагается налогами:

  1. Добыча нефтяного попутного газа.
  2. Добыча песка.
  3. Добыча грунта.
  4. Добыча подземных и поверхностных вод.

Налоги на добычу природных ресурсов регламентируются гл. 20 НК РБ

Гербовый сбор

Гербовый сбор оплачивается физическими лицами и предпринимателями.

  • 15% – передача международным организациям.
  • 20% – выдача копий простых и переводных векселей.

Если вы думаете некоторое время пожить в Беларуси, прочтите, как оформить ВНЖ в этой стране.

В некоторых случаях белорусы, которые работают сами на себя, могут не регистрироваться как индивидуальные предприниматели и стать плательщиками единого налога. Благодаря этому можно избежать упростить бюрократические процедуры, избежать декларирования и связанной с ней бумажной волокиты, минимизировать налоговые платежи и другие издержки.

Такой вид деятельности называется «самозанятость», и он весьма удобен. Однако доступна самозанятость только тем гражданам, которые осуществляют определенные виды деятельности. По закону, работать на себя без регистрации ИП можно, если вы:

  • Самостоятельно готовите и продаете кулинарную продукцию, хлебобулочные и кондитерские изделия
  • Предоставляете услуги в сфере дизайна – это может быть дизайн интерьеров, графический дизайн, дизайн одежды или обуви, дизайн мебели и пр.
  • Ремонтируете обувь, часы или мебель
  • Собираете мебель
  • Сдаете физлицам квартиры, дома или дачи на непродолжительный срок
  • Осуществляете настройку музыкальных инструментов
  • Предоставляете услуги грузчика
  • Пилите или колете дрова
  • Шьете одежду, мастерите шляпы или обувь
  • Осуществляете отделочные работы: штукатурите, красите, клеите обои, стеклите окна, укладываете ламинат или плитку
  • Оказываете услуги в сфере красоты: маникюр, педикюр, косметология, парикмахерские услуги
  • Разрабатываете сайты
  • Настраиваете и ремонтируете компьютеры и оборудование к ним, учите работать на компьютере
  • Являетесь ремесленником
  • Оказываете услуги в сфере агроэкотуризма
  • Ведете адвокатскую деятельность
  • Оказываете нотариальные услуги
  • Ведете деятельность третейского судьи
  • Ведете деятельность медиатора
  • Производите, перерабатываете и продаете сельскохозяйственную продукцию
  • Осуществляете деятельность в рамках временных научных коллективов
  • Инвестируете – то есть вкладываете собственные средства в ценные бумаги или размещаете на банковских счетах
  • Не более пяти дней в месяц продаете в установленных местах произведения живописи, скульптуры, предметов народных промыслов, продукции растениеводства и пчеловодства
  • Продаете растения и рассаду
  • Продаете ягоды, грибы, орехи и другие дары дикой природы
  • Работаете репетитором
  • Оказываете услуги клининга, помогаете кому-то по хозяйству за деньги
  • Проводите праздники
  • Оказываете услуги фото- и видеосъемки
  • Дрессируете животных
  • Оказываете услуги переводчика

И так далее. Мы привели наиболее популярные виды деятельности, при осуществлении которых регистрировать ИП не обязательно. Можно просто платить единый налог. Полная информация обо всех видах деятельности, на также налоговых ставках и порядке их уплаты приводится на сайте Министерства по налогам и сборам. Обратите внимание, что ставки налога отличаются в зависимости от вида деятельности и время от времени пересматриваются.

Перед тем, как начать работать, очень важно сходить в налоговую инспекцию по месту жительства и подать заявление на уплату единого налога. Подробно расскажите инспектору, чем именно вы планируете заниматься – и получите подробные инструкции, какую сумму и каким образом необходимо оплачивать. Иначе ваша деятельность будет незаконной, а это чревато штрафом.

Учитывайте, что вы можете работать без оформления ИП только в одиночку. Если вы планируете брать на работу других людей – потребуется более сложная регистрация вашего дела, без оформления ИП и юрлица обойтись не получится. Аналогично и в том случае, если вы планируете оказывать услуги не физическим, а юридическим лицам.

Также стоит обдумать вопрос о пенсионном и социальном страховании. По закону, самозанятые не обязаны платить взносы в Фонд социальной защиты населения. Однако если к моменту наступления пенсионного возраста вы не накопите необходимый страховой стаж (период, в течение которого от вас поступали взносы в ФСЗН) – вам может быть назначена мизерная социальная пенсия. Поэтому пускать вопрос на самотек не стоит – разумным будет либо платить в ФСЗН, либо застраховать дополнительную пенсию и копить деньги на старость в рамках программы добровольного страхования. Так или иначе, обязательство уплачивать взносы в ФСЗН для самозанятых отсутствует.

План действий, если вы решили вести деятельность без регистрации ИП:

  • Убедитесь, что вид деятельности, который вы планируете осуществлять, действительно не требует регистрации ИП
  • Подумайте, нужно ли вам нанимать на работу других людей и будут ли среди ваших клиентов юридические лица. Если на оба вопроса вы ответили «Нет» - переходите к следующему шагу
  • Идите в налоговую инспекцию по месту жительства и подайте там заявление. В нем нужно указать вид деятельности, сроки и место ее осуществления
  • Налоговый инспектор рассчитает для вас сумму единого налога – и ее нужно будет уплатить до начала осуществления деятельности
  • Теперь можно начинать работать на себя


  • Беларусь
  1. Общая система налогообложения
  2. Налоги на бизнес в Республике Беларусь
  3. 5 налогов, которые недавно появились в Беларусии
  4. Ухудшения в налоговых изменениях 2017 года

Общая система налогообложения

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе налогообложения уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда.

Кроме того, если это требует законодательство РБ:

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Налоги на бизнес в Республике Беларусь

Налоги на бизнес в Республике Беларусь можно условно разделить на несколько групп:

  1. Налоги, уплачиваемые с хозяйственной деятельности.
  2. Налоги с дивидендов.
  3. Налоги с фонда оплаты труда.


Налоги с хозяйственной деятельности

Налоги с хозяйственной деятельности можно уплачивать по общей или по упрощенной системе налогообложения. При применении общей системы налогообложения, налогооблагаемая база уменьшается на расходную часть, относимую по законодательству Республики Беларусь на себестоимость. Как минимум общая система налогообложения (ОСН) включает налог на прибыль (ставка 18%) и налог на добавленную стоимость (ставка 20%). Упрощенная система налогообложения может применяться без уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) и с уплатой НДС. В первом случае ставка налога составляет 5% от валовой выручки, во втором случае – 3%.

Налоги с дивидендов

Налоги с дивидендов в 2016 году для физических лиц – 13%, для юридических лиц налог на прибыль с дивидендов составляет 12%.

Налоги с фонда оплаты труда

Налоги с фонда оплаты труда включают:

  • подоходный налог;
  • платежи в Белгосстрах (страховка от несчастных случаев);
  • платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления).

Под фондом оплаты труда мы понимаем сумму заработной платы, начисленной работникам предприятия за календарный месяц. Обращаем внимание: заработная плата в Республике Беларусь должна выплачиваться минимум 1 раз в месяц.

Ставка подоходный налог составляет в 2016 году 13% (есть ряд льгот для применения ставки подоходного налога в размере 9%). Сумма подоходного налога удерживается из заработной платы работника. Отчисления в Белгосстрах оставляют менее 1% от фонда оплаты труда. Размер отчислений устанавливается в зависимости от вида деятельности, который осуществляет организация.

Платежи в фонд социальной защиты населения (страховые и пенсионные отчисления) крайне важны для граждан Республики Беларусь, так как согласно Указу Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 №534 «О вопросах социального обеспечения» право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при наличии стажа работы с уплатой в ФСЗН не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 1 января 2017 г. указанный стаж работы ежегодно с 1 января увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет. Особенностью платежей в ФСЗН с 2016 года стала обязанность их уплаты для иностранных граждан и лиц без гражданства, которые работают в Республике Беларусь.

В 2016 году взносы в ФСЗН уплачиваются организацией и за индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по управлению организацией, в том числе, если эти индивидуальные предприниматели – управляющие являются одновременно и учредителями, собственниками имущества. В 2016 году становиться на учет в ФСЗН и уплачивать взносы также должны и представительства иностранных организаций, аккредитованные в Республике Беларусь.

Неуплата или неполная уплата взносов в ФСЗН влечет административную ответственность. На индивидуального предпринимателя или организацию налагается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы взносов. Общий размер отчислений в ФСЗН составляет 35% от фонда оплаты труда, при этом 1% от заработной платы удерживается с работника, 34% – уплачивает наниматель.

5 налогов, которые недавно появились в Беларусии

2010 год: налог на собак


Этот налог появился благодаря решению Минского областного Совета депутатов № 49 в декабре 2010 года. Налог должны платить владельцы собак в возрасте старше трёх месяцев. Правила платы определены ст. 270 Налогового кодекса Республики Беларусь. Ставки зависят от высоты собаки в холке. В каждом регионе свои расценки. Например, в Слуцке такие:

до 40 см – 0,05 БВ в месяц;

40−70 см – 0,1 БВ в месяц;

более 70 см, а также за опасных собак – 0,3 БВ в месяц.

Для того чтобы платить налог, владельцы животных должны обратиться в ЖЭУ по месту жительства.

2014 год: налог на дороги


Официально налог на дороги называется «Госпошлина на выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении». Платить её автовладельцы стали с 1 января 2014 года.

Пошлиной облагаются физические лица и организации перед тем, как пройти техосмотр. Например, в 2014 году за обычный легковой автомобиль (вес 1,5–2 тонны) белорусы платили 5 БВ. Однако с начала 2015 года эту сумму подняли до 6 БВ.

Как показала жизнь, не все готовы платить этот налог. В этом году в Слуцке и Солигорске прокатилась волна использования и поддельных штампов в документах на техосмотр. Автовладельцы платили от $40 до $120, чтобы в сертификат им поставили поддельный штамп. Это дешевле, чем пройти процедуру легально. Но в итоге дороже, когда рука закона настигает хитреца.

2015 год: налог на долги

С января 2015 некоторые белорусы должны платить налог в 13% с суммы кредита иностранного банка, не имеющего представительства в РБ, или денег, одолженных у друзей и знакомых (не у родственников). Как правило, это происходит, если человек купил себе что-то дорогостоящее и тем самым привлёк внимание налоговой. Например, если неработающий житель Слуцка приобрёл квартиру за одолженные у друга деньги. Средства, полученные в белорусских банках, и индивидуальных предпринимателей, налогом на долги не облагаются.

2015 год: налог на тунеядство


2 апреля 2015 года был подписан Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», который люди и чиновники именуют «налогом на тунеядство».

Инициатива привлечь безработных к ответственности исходила от премьер-министра Михаила Мясниковича. Он выступил с заявлением на этот счёт в середине 2013 года на совещании с руководителями Могилёвской области. Инициативу поддержал также Александр Лукашенко: «Принять меры, чтобы все работали, заставить всех работать!» – потребовал он в октябре 2014 года на совещании по вопросам занятости и миграции населения. Декрет был принят, его основные положения можно изложить так: граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т. е. не уплачивающие налоги в бюджет, обязаны уплатить налог в размере 20 БВ.

2016 год: налог на вклады

Этот налог уже утвердили на государственном уровне благодаря Декрету № 7, который подписал Александр Лукашенко в ноябре 2015 года. Сам же декрет начнёт действовать с апреля 2016 года. С апреля налог в размере 13% будет высчитываться не с суммы всего депозита, а только с начисленных процентов.

Его придётся платить:

  • тем, кто выбрал рублёвый вклад на срок меньше года;
  • тем, кто выбрал валютный вклад на срок меньше двух лет;
  • тем, кто решил снять деньги с долгосрочного депозита раньше истечения срока.

Чтобы заплатить данный налог, не надо будет идти в налоговую. Банки сами спишут с вашего счёта необходимую сумму. Также в Беларуси на данный момент рассматривается введение налога на покупки в иностранных интернет-магазинах.

Ухудшения в налоговых изменениях 2017 года

Помимо постоянных редакционных изменений нововведения 2017 года несут в себе и ряд отрицательных для налогоплательщиков изменений, целью которых является увеличение поступлений в бюджет за счет роста налоговой нагрузки на белорусскую экономику.

Существенное ухудшение вводится для налога на прибыль. Так, с 2017 года вводится понятие экономически обоснованные затраты. Экономическое обоснование затрат, как всегда отдано на усмотрение налоговых органов, которые по своему усмотрению будут определять экономически обоснованы затраты или нет. Исходя из имеющейся правоприменительной практики известно, что все спорные вопросы налоговая инспекция будет трактовать в свою пользу. Не смотря на общую неопределенность с трактовкой экономической обоснованности затрат, уже сегодня можно определить в каком направлении будут работать контрольные органы.

Так уже с 1 января 2017 года экономически обоснованными не могут быть затраты в следующих случаях, если:

  • фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права;
  • работы выполнены, услуги оказаны индивидуальным предпринимателем, являющимся одновременно лицом, состоящим в трудовых отношениях с плательщиком, и такие услуги, работы относятся к трудовым обязанностям такого лица;
  • работы выполнены, услуги оказаны плательщику (за исключением акционерного общества) организацией (за исключением акционерных обществ), являющейся учредителем (участником) плательщика либо в отношении которой плательщик является учредителем (участником), если такие работы, услуги относятся к обязанностям работника, состоящего с плательщиком в трудовых отношениях.

Фактически в Налоговом кодексе закрепляется уже действующее положение, по которому не учитываются при исчислении налога на прибыль затраты лжепредпринимателей, которые считаются фактически не оказанными. Также законодательством предусмотрен новый подход согласно которому человек, состоящий в трудовых отношениях с предприятием не может оказывать ему услуги в качестве индивидуального предпринимателя, также исключаются затраты по работам, услугам взаимозависимых лиц. Очевидно, что государство пытается бороться со всеми известными ему проявлениями налоговой оптимизации, а по сути, ограничивает возможности для ведения бизнеса в государстве, а, следовательно, ухудшает деловой климат в государстве, способствует продолжению экономического кризиса в Республике Беларусь.

Анализ изменений налогового законодательства на 2017 год выявляет две существенные проблемы в процедуре нормотворчества, мешающие преодолению экономического кризиса в Республике Беларусь.

  • Во-первых, изменения законодательства, принимаемые чиновниками, зачастую не соответствуют интересам экономики и связаны с непониманием или нежеланием понять текущую экономическую ситуацию в государстве. Данный недостаток можно преодолеть только путем повышения экономической грамотности чиновников.
  • Во-вторых, большинство законодательных изменений носят редакционный характер, которые не только не ведут к дополнительным поступлениям в бюджет, но зачастую оказывают отрицательное влияние на белорусский бизнес. Данный недостаток можно преодолеть только путем сокращения общего количества чиновников посредством сокращения количества функций, выполняемых чиновниками, либо ограничением нормотворческих функций чиновников путем введения 3-5 летнего запрета на внесение любых изменений в законодательство.

Видео

Читайте также: