Достоинства и недостатки налогового регулирования

Опубликовано: 03.05.2024

date image
2015-10-13 views image
7195

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Налоговое регулирование деятельности предприятий, роль налогов в формировании затрат

Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Налоговое регулирование - это, прежде всего, меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет.

Чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы уменьшает трудовую активность.

Налоговое регулирование предприятий является важнейшим видом экономического регулирования в условиях свободного рынка.

Характеристика основных налогов, уплачиваемых предприятиями:

Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным налогом. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) предъявляет к оплате покупателю и сумму НДС.

Объект налогообложения - Выручка от реализации. Налоговый период – квартал, Источник уплаты – выручка.

Налоговая ставка НДС в России составляет 18 % и применяется по умолчанию, если операция не входит в перечень облагаемых по ставке 10 % или в перечень со ставкой 0 %.

Налог на прибыль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации

Объект налогообложения - налогооблагаемая прибыль. Налоговый период – год, Источник уплаты – финансовый результат.

Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года — 24 %), из которых 2 % зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налог на имущество организаций - налог, устанавливаемый на имущество организаций или частных лиц.

Объект налогообложения - среднегодовая стоимость иущества. Налоговый период – год, Источник уплаты- расходы.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Это значит, что налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ, но не может превышать 2,2 %

Системы налогообложения, их особенности , преимущества, недостатки

Систе́ма налогообложе́ния – совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке.

Виды систем налогообложения:

1. Общая система налогообложения. Предусматривает уплату наибольшего количества налогов: налог на прибыль, уплачиваемый юридическими лицами (13%); налог на добавленную стоимость (18%,10%,0%); страховые взносы и прочие налоги. Общая система в обязательном порядке применяется теми налогоплательщиками, чьи условия не подходят ни под одну систему налогообложения, либо они не приняли решения о применении других систем налогообложения.

1) Практически нет ограничений по видам деятельности

2) Вы являетесь платильщиком НДС, а следовательно выгодным партнером для предприятий, платильщиков НДС

3) Отсутствуют ограничения на объем выручки организации

4) Отсутствуют ограничения на размеры рабочих площадей

5) Отсутствуют ограничения на количество работников

6) Отсутствуют ограничения на размер имущества на балансе кампании

7) В случае если организация получает убыток — она не платит налог на прибыль

1) Большой объем уплачиваемых налогов

2) Обязанность первичную документацию в течении четырех лет

3) Обязанность вести полный бухучет

4) Высокий уровень внимания со стороны налоговой и правоохранительных органов

2. Упрощённая система налогообложения (УСН). В упрощенной системе часть "традиционных" налогов заменяется единым налогом. Для её применения необходимо, чтобы условия осуществления предпринимательской деятельности отвечали определенным законодательством правилам и ограничениям.

Преимущества упрощенной системы налогообложения (УСН)

1. Освобождение от обязанности предоставлять бухгалтерскую отчетность в Федеральную Налоговую Инспекцию. Это упрощает саму процедуру ведения бухгалтерского учета компании.

2. Упрощенное ведение налогового учета. В книге доходов и расходов необходимо отражать только те хозяйственные операции, которые влияют на формирование расчетной базы.

3. Дополнительный плюс упрощенной системы налогообложения для ИП – освобождение от уплаты НДФЛ, касающегося доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

4. Собственник обладает возможностью выбора объекта, по которому рассчитывается налог, – «доходы» или «доходы минус расходы».

5. Налоговым периодом, в соответствии с НК РФ признается календарный год, поэтому декларации подаются 1 раз в год. Это является экономией времени и сил, поскольку общение с уполномоченными органами минимально.

1.Ограничения по видам деятельности.

2.Невозможность открытия представительств или филиалов. Данный фактор является препятствием для компаний, которые планируют в перспективе расширение бизнеса.

3.Невключение всех расходов в перечень при расчете уменьшения налоговой базы («доходы минус расходы»).

4.Переход компании с УСН на общий режим налогообложения и наоборот не позволяет включения убытков прошлых лет при расчета единого налога или налога на прибыль.

5.Наличие убытков не освобождает от уплаты минимального размера налога

3. Единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) — налог, вводится в действие законами муниципальных районов, городских округов, городов Федерального значения, применяется наряду с общей системой налогообложения и распространяется только на определенные виды деятельности.

Применение ЕНВД обязательно для тех налогоплательщиков, которые осуществляют виды деятельности, попадающие под её действие. Расчет ЕНВД не зависит от конкретной суммы полученных доходов, а рассчитывается по иным усредненным показателям.

1.Освобождение от уплаты ряда налогов, а именно:

для организаций – налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество; для индивидуальных предпринимателей – налог на доходы физических лиц (НДФЛ), НДС, налог на имущество. Страховые взносы, напомним, уплачиваются, однако сумма ЕНВД уменьшается на их величину.

2.Упрощенный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета (если говорить о том, что предприятие не совмещает с общим режимом налогообложения).

3.Учет фактического периода работы.

4.Упрощенная форма отчетности плательщиков ЕНВД, а именно – налоговая декларация.

1.Обязательный характер налога и обязанность налогоплательщика перейти на этот режим налогообложения без права выбора системы налогообложения.

2.Незначительная роль налоговой ставки. Ставка налога закреплена законодательно и не может изменяться.

3.Предприятие, переведенное на режим уплаты ЕНВД, выступает невыгодным партнером, так как не является плательщиком НДС

4.Ограничение круга лиц, которые могут применять ЕНВД

5.Величина налога не зависит ни от доходов, ни от убытков.

6.Если работодатель арендует значительную торговую площадь для розничной торговли, то, соответственно, и сумма ЕНВД будет большой .

4. Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога. Одним из условий применения ЕСХН является производство и переработка сельхозпродукции. Объектом налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

•замещение совокупности налогов (налог на прибыль, НДС, налог на имущество) на один (ЕСХН), вследствие чего облегчается налоговая нагрузка на малые и средние предприятия;

•отвлечение из оборота денежных средств, расходуемых на оплату авансовых платежей и налогов, возникает в 2 раз реже;

•основные средства, приобретённые в период применения ЕСХН, списываются единовременно с момента их ввода в эксплуатацию;

•нет обязанности выписывать счета-фактуры, вести журнал полученных и выданных счетов-фактур, а также книг покупок и продаж, по причине освобождения от уплаты НДС;

•Авансы от покупателей, включены в доход (кассовый метод учета)

•предприятия, применяющие ЕСХН, не освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета в полном объеме.

•доходы учитываются по кассовому методу, следовательно, предприятиям на режиме ЕСХН не выгодно использовать отсрочку платежа, в результате чего, покупатели могут выбрать другую компанию для сотрудничества;

•перечень расходов, признаваемых при ЕСХН , более ограничен, чем при ОСН.

•компания, применяющая ЕСХН, не имеет права предъявить к вычету из бюджета НДС.

5. Патентная система налогообложения (ПСН). Эту систему налогообложения могут применять только индивидуальные предприниматели в отношении определённых видов деятельности. Предполагает собой получение патента, заменяющего собой уплату налога на получаемые предпринимателем доходы на определённый срок.

Достоинством патентной системы является :

1) уплата единого налога за выданный предпринимателю патент. При этом сумма налога не находится в зависимости от доходов предпринимателя.

2) также отсутствие необходимости в ведении строгого бухгалтерского учета.

3) отсутствие необходимости в сдачи налоговой декларации

•Уплата патента не зависит от реального размера прибыли ИП и может оказаться даже выше нее.

•Используя ПСН, предприниматель не обладает правом на вычет сумм страховых взносов, уплаченных им.

•Для нескольких видов деятельности требуется получение нескольких патентов.

•Еще одним значимым недостатком являются строгие лимиты при использовании патента. В частности, ИП должен обладать совокупным доходом не более 60 миллионов рублей в год, а численность наемных работников не должна превышать 15 человек.

•ПСН доступна для применения только индивидуальными предпринимателями и не может быть использована организациями.

Налоговым законодательством также не запрещено смешанное налогообложение, то есть, применение одновременно более чем одного режима налогообложения одним налогоплательщиком.

Текущая редакция законодательства, регулирующая налогообложение, предлагает для предпринимателей и организаций несколько вариантов пополнения государственной казны. Для стимуляции малого бизнеса был создан ряд специальных режимов, а по умолчанию всем юридическим лицам предлагается ОСНО – общая система налогообложения.

Деление форм отчислений на категории «для малого бизнеса» и «для больших компаний» носит условный характер. ОСНО отпугивает начинающих предпринимателей сложностями в ведении бухгалтерии. Также эта форма налогообложения обязывает физическое лицо регулярно вносить все виды взносов:

  • налог на прибыль;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • налог на добавленную стоимость;
  • налог на имущество (только для юр. лиц);
  • страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд медицинского страхования.

Важно: в зависимости от выбранных сфер деятельности (и соответствующих им коды ОКПО) возможно взимание с предпринимателей и предприятий дополнительных взносов в местные бюджеты.

Также в компетенции региональных и местных собраний находится возможность отменить сборы для определенных категорий ИП и компаний.

Как перейти на ОСНО?

Если компания или индивидуальный предприниматель при регистрации в органах ИФНС не приложили к списку документов заявление о переходе на один из специальных режимов налогообложения, то они обязаны производить выплаты в соответствии с нормами, которые предусмотрены для ОСНо.

Если же процедура уже произведена, то инициатором перехода ИП на ОСНО может стать как Федеральная налоговая служба, так и сам предприниматель. В первом случае это возможно из-за выявления несоответствий между заявленными видами (или объемами) деятельности реальным. Такая ситуация случается из-за ряда специфических ограничений, которые накладывает любой специальный режим налогообложения на:

  • среднегодовую численность наемных работников;
  • объемы дохода ИП или предприятия;
  • суммарную стоимость имущества;
  • специфику деятельности компании;
  • размеры арендуемых или находящихся в собственности помещений для торговли или другой хозяйственной деятельности.

Если же индивидуального предпринимателя привлекли преимущества и не оттолкнули особенности ОСНО, то он может изменить систему обложения по собственному желанию. Для этого необходимо совершить ряд обязательных действий:

  1. Написать и подать по месту регистрации прошение об отказе от упрощенной системы (до 15 января отчетного года).
  2. Приложить полную отчетность по установленной законодательством форме для УСН.
  3. Добавить в пакет документов квитанцию о последнем переводе на счет Федеральной налоговой службы.
  4. Подать в ИФНС свидетельство налогоплательщика.

Если документация принята в органах ИФНС, то перевод состоится с начала следующего отчетного года (с 1 января). Также компания или ИП подвергнутся ряду обязательных процедур, необходимых для создания отчетности по ОСНО:

  • регистрация плательщика НДС;
  • определение оценочной стоимости основных средств;
  • учет всех переходных торговых сделок и так далее.

Основные отчисления: НДС и налог на выручку

В контексте отчетности любая из форм УСН мало напоминает ОСНО. Ключевое отличие этих систем – налог на добавленную стоимость (НДС), который вынуждены платить облагающиеся по общей системе, и от которого освобождены выбравшие одну из специальных форм. Для работающих в сфере торговли компаний больше подойдет общая система налогообложения.

Еще один вопрос, давно мучающий начинающих предпринимателей — на основе какой суммы вычисляется налоги. В случае упрощенных систем обложения пополнение казны происходит в зависимости от выручки. Текущее налоговое законодательство не включает в себя никаких смягчающих условий для компаний, терпящих убыток – придется производить выплаты вне зависимости от доходности предприятия или компании.

Для ОСНО же характерен расчет выплат в процентном отношении к фактической прибыли – разница доходов и документально подтвержденных расходов при ведении деятельности.

При отсутствии положительного баланса ИП освобождается от обложения и может рассчитывать на снижение налога в следующем отчетном периоде. В таком случае на первое место выходит качество ведения бухгалтерии, которое заключается в умении оформить максимальную долю трат в соответствии с законодательством и сделать бизнес максимально рентабельным с точки зрения налоговых выплат.

Интересно: ввоз любого товара на территорию РФ требует выплат НДС в обязательном порядке. Подробнее: НДС при импорте

Налоговая отчетность ОСНО

Наиболее свежие изменения в налоговом законодательстве позволили ИП и другим представителям малого бизнеса работать только с упрощенной системой отчетности, не прибегая к общей. Это нововведение распространяется на всех индивидуальных предпринимателей, вне зависимости от сферы деятельности и режима обложения налогами.

Так что для представляющих малый бизнес компаний и ИП объемы подаваемой отчетности для этой категории примерно равны. Общими для обеих систем налогообложения являются такие документы:

  1. Форма 1 (баланс компании).
  2. Форма 2 (документ, содержащий информацию о финансовых показателях деятельности).
  3. Отчет в сокращенном виде (по каждой из статей).

Дополнительно налоговые органы и учреждения по сбору статистики потребуют:

  1. Декларации по налогу на прибыль (каждый квартал).
  2. Декларации по налогу на добавленную стоимость (аналогично).
  3. Декларация по налогу на имущество (за календарный год).
  4. Справки по формах 2-НДФЛ и 3-НДФЛ (раз в год, последняя – только для представителей малого бизнеса).
  5. Отчетность по транспортному, земельному и водному налогах (при выборе соответствующих кодов ОКПО).

Плюсы и минусы ОСНО

При переходе на ОСНО наиболее важным считаются, как экономические выгоды компании, так и простота создания отчетности и ведения бухгалтерии. Последний критерий предельно важен, ведь от того, насколько правильно подсчитаны доходы и расходы ИП на ОСНО, зависит репутация компании. Если органы ИФНС найдут признаки умышленного сокращения прибыли компании — ей грозят штрафные санкции. Поэтому выбор системы налогообложения является крайне важным решением, от которого напрямую зависит успешность ведения предпринимательской деятельности в дальнейшем.

Вопрос о переходе физического лица или ИП на ОСНО носит индивидуальный характер и непосредственно зависит от того, критичны ли минусы этой формы налогообложения. К ним относятся:

  • сложность ведения бухгалтерского учета;
  • особые требования к хранению документации и отчетности;
  • большое количество статей налогообложения;
  • возможные дополнительные отчисления в бюджеты регионов и субъектов РФ.

К плюсам же причисляются:

  • отсутствие ограничений на прибыль;
  • возможность найма любого доступного количества сотрудников, аренды любого количества помещений для деятельности (в т. ч. торговли);
  • возможность документально подтвердить убытки от деятельности и не платить налог;
  • опция снижения ставки для предприятий, терпевших убыток в предыдущем отчетном периоде.

Специальные налоговые режимы более выгодны компаниям, которые зависят от сотрудничества с другими юридическими лицами и занимаются оказанием различных услуг или продажей товаров в промышленных масштабах. В остальных же случаях ОСНО – достойная альтернатива для большого количества предпринимателей.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Отраслевой учет


Налоговый кодекс предусматривает ряд упрощенных способов расчета налогов (в основном, ими пользуются малый и средний бизнес) — специальные налоговые режимы:

  • упрощенная система налогообложения;
  • единый налог на вмененный доход;
  • единый сельскохозяйственный налог;
  • патентная система налогообложения.

Применение специальных режимов имеет ряд преимуществ относительно общей системы налогообложения (налог на прибыль для ООО и налог на доходы физических лиц для ИП).

Плюсы

1. Освобождение от уплаты налога на прибыль, НДФЛ, НДС, налога на имущество

Основным преимуществом специальных режимов является то, что ООО и ИП, применяющие специальные налоговые режимы, освобождены от уплаты:

  • налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов по акциям, накопленного купонного дохода по государственным и муниципальным облигациям, доходов от контролируемых иностранных компаний);

В отношении таких доходов установлены специальные налоговые ставки (ст.284 НК РФ):

— доходы в виде дивидендов по акциям — 0%,13%,

— доходы в виде накопленного купонного дохода по государственным и муниципальным облигациям — 0%, 9%, 15%,

— доходы от контролируемых иностранных компаний — 20%.

  • налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость);

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества:

1) административно-деловые центры и торговые центры и помещения в них;

2) нежилые помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности этих иностранных организаций в РФ через постоянные представительства;

4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств

В отношении таких объектов налог на имущество необходимо уплачивать несмотря на применение спецрежима!

  • НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ);

ООО и ИП, применяющие специальные налоговые режимы, признаются налоговыми агентами по НДС (ст.161 НК РФ),в частности, если:

1) приобретают товары (работы, услуги), местом реализации которых является территория РФ, у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ;

2) арендуют, покупают федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации и (или) муниципальное имущество у органов государственной власти и управления и (или) органов местного самоуправления;

Налоговые агенты, даже не будучи сами плательщиками НДС, обязаны начислять, удерживать и уплачивать в бюджет суммы НДС, отражать суммы НДС в книгах продаж и налоговых декларациях.

Основные отличия систем налогообложения:

Система налогообложения

Налоговая база

НДС

Налог на имущество организаций

Номинальная ставка

Зависимость налоговых платежей от эффективности деятельности

Налог на прибыль организаций (ОСНО, если бизнес организован в виде юридического лица)

НДФЛ (ОСНО, если бизнес организован в виде ИП)

Понятие и цели фискальной политики

Фискальная политика государства является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования, его масштабы и сила воздействия настолько велики, что важность оптимальной фискальной политики трудно переоценить. В течение достаточно долгого времени манипулирование налогами и государственными расходами использовалось для регулирования движения капитала и влияния на принятие инвестиционных решений физическими и юридическими лицами. Однако основной макроэкономической функцией государства является стабилизация экономики, и фискальная политика, как правило, также играет в этом очень важную роль. На сегодняшний день фискальная политика не в полной мере реализует свой потенциал, определяет актуальность вопроса, поднятого в работе.

В странах с развитой рыночной экономикой именно фискальная и денежно-кредитная политика являются основными инструментами, с помощью которых государство влияет на национальное производство, занятость и инфляцию.

Целями фискальной политики являются:

  • смягчение циклических колебаний в экономике за счет бюджетного финансирования государственных расходов и регулирования налоговых ставок;
  • стабилизация экономики и обеспечение устойчивого экономического роста;
  • обеспечение эффективной занятости и контролируемой умеренной инфляции.

С появлением кейнсианского учения фискальная политика использовалась в качестве основного инструмента регулирования экономического цикла. В этом случае в зависимости от фазы цикла применяются методы стимулирования или сдерживания фискальной политики.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Основные достоинства политики фискального регулирования

Фискальная политика имеет несколько преимуществ. Основными из них являются:

  • Во-первых, действие автоматических стабилизаторов. Автоматические (встроенные) стабилизаторы - это инструменты, ценность которых не меняется, но само их существование автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность во время спада и сдерживая ее при перегреве. Автоматические стабилизаторы включают в себя: подоходный налог, косвенные налоги; пособие по безработице; пособие по бедности. С помощью встроенных автоматических стабилизаторов правительству не нужно применять различные виды влияния, чтобы привести экономику к стабильному состоянию, поскольку экономика автоматически стабилизируется в полном объеме.
  • Во-вторых, все инструменты фискальной политики оказывают мультипликативное влияние на общий объем производства, то есть они приводят к мультипликативному эффекту роста общих затрат.
  • В-третьих, в реализации фискальной политики нет внешнего лага, то есть временного интервала между принятием решений об изменениях политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительство решает изменить инструменты фискальной политики, и эти меры вступают в силу, результат их влияния на экономику проявляется довольно быстро.

Отрицательные аспекты политики фискального регулирования

Некоторые экономисты считают, что одним из главных недостатков фискальной политики является эффект вытеснения. Это происходит, когда государственные закупки товаров и услуг увеличиваются с целью стимулирования экономики. Известно, что стимулирование налогово-бюджетной политики приводит к мультипликативному увеличению общего дохода. В результате спрос на деньги растет, а процентная ставка на денежном рынке растет. Более дорогие кредиты приводят к «вытеснению» инвестиционных затрат фирм в краткосрочной перспективе, что может привести к уменьшению основного капитала в экономике и снижению экономического потенциала в долгосрочной перспективе.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Кроме того, налоговое регулирование экономики часто увеличивает дефицит государственного бюджета. Налоги являются основным источником доходов для государственной казны. В то же время государственные закупки и трансферты представляют собой расходы государственного бюджета. Очевидно, что постоянные операции государства с его бюджетом могут привести к неэффективности его распределения. Например, правительство не может регулярно увеличивать свои расходы для увеличения своего ВВП, поскольку оно, как и любой макроэкономический агент, может нести убытки, что, очевидно, не отвечает интересам государства. По мнению представителей неоклассического направления, формирование дефицита государственного бюджета является одним из важнейших недостатков фискальной политики.

Вторым недостатком фискальной политики является наличие внутренней временной задержки, что делает ее недостаточно гибкой. Внутренняя временная задержка - это промежуток времени между необходимостью изменить политику и решением изменить ее. Правительство может медленно реагировать на изменение экономических условий. Это связано с тем, что установление новых параметров инструментов фискальной политики в правительстве часто включает несколько этапов принятия решений, которые предполагают их координацию с различными органами власти, политическими программами и т. д.

Также необходимо учитывать, что в процессе фискальной политики присутствует фактор неопределенности. Это касается, в первую очередь, вопроса выявления экономической ситуации. Не всегда возможно точно определить лучшую экономическую политику для сглаживания циклических колебаний. Ошибочная реализация неправильной политики может серьезно повлиять на экономику.

Таким образом, фискальная политика является одним из основных способов регулирования рыночной экономики. Фискальное регулирование экономики позволяет руководству страны решать такие макроэкономические проблемы, как сокращение безработицы, стабилизация общего уровня цен и стимулирование экономического роста. Однако в ходе фискальной политики необходимо учитывать негативные последствия фискального регулирования.

Существуют, так называемые, специальные режимы налогообложения, которые, по сути, являются льготными по отношению к общей системе налогообложения.

Понятие специальных режимов в налоговом праве

Специальные налоговые режимы в налоговом праве представляют собой такие режимы, которые отличаются от стандартных режимов, а также подразумевают в некоторых случаях полное освобождение от уплаты налогов и сборов.

Специальные налоговые режимы устанавливаются в рамках Налогового кодекса, им же регулируются, определяются, контролируются. Российские правоведы считают, что специальным режимам можно дать особое определение.

Так, по мнению юристов, специальный режим в налоговом праве – это особый механизм взимания средств в счет государственного бюджета, который применяется лишь в некоторых случаях. При этом законодательством предусмотрен и механизм полного не взимания средств при определенных условиях.

Виды и характеристика специальных налоговых режимов

В Налоговом кодексе в статье 18, достаточно подробно дается перечень специальных режимов. К каждому из них применяются свои механизмы взимания средств с плательщиков в государственный бюджет. К специальным налоговым режимам относятся такие виды, как:

  • патенты;
  • раздел продукции;
  • налог на вмененный доход;
  • сельское хозяйство;
  • система упрощенного вида.

Виды специальных налоговых режимов и особенности налогообложения по каждой категории выведены в отдельные статьи Налогового кодекса.

Так, патентная система подразумевает применение к индивидуальным предпринимателям так же, как и другие (следует понимать, как общие) системы налогообложения. При этом те предприниматели, которые попадают под специальные налоговые режимы именно по статье о патентном налогообложения, освобождаются от уплаты двух видов налогов: на имущество физических лиц и доходы физических лиц.

В статье 346.43 Налогового кодекса подробно описывает, по какому виду предпринимательской деятельности ИП попадают под патентную систему налогообложения. В частности, к ним относятся: ремонт обуви, косметические процедуры, ремонт мебели и прочие услуги.

Специальный налоговый режим на основе патента позволяет предпринимателям несколько сэкономить на уплате сборов и налогов на стартовом этапе развития своего бизнеса.

Налогообложение по системе раздела продукции подразумевает, что в качестве продукции выступает определенное полезное ископаемое, которые добывают на территории страны или континентальном шлейфе на морских просторах (следует понимать, как нефть).

Для применения норм налогового права в отношении специального режима требуется, чтобы деятельность по добыче и разделе продукции была составлена на уровне соглашения. При этом в налоговый орган данное соглашение передается именно плательщиков налогов и сборов, а не второй стороной соглашения (инвестор, вкладывающий средства в развитие предпринимательской деятельности).

Система налогообложения при применении налога на вмененную прибыль подразумевает налоговую ставку в 15%, если иное не предусматривается какими-либо нормативно-правовыми актами. При этом виды деятельности достаточно обширные.

Например, к ним относятся: бытовые и ветеринарные услуги, транспортные услуги (при условии, что автопарк организации насчитывает не более 20 транспортных средств), услуги по размещению рекламных постеров и прочих объектов на транспортных средствах. Полный список всех видов деятельности, которые по системе налогообложения попадают под режим вмененного дохода, прописан в статье 346.26 Налогового Кодекса.

Упрощенная система уплаты налогов подразумевает не уплату ИП налога на прибыль, имущество организации и добавленную стоимость, налог на доходы физического лица и имущества.

Чаще всего по упрощенной системе открывают ИП, которые не получают достаточной прибыли или имеют в штате не более одного сотрудника. Например, фрилансеры, осуществляющие работу удаленно, без привязки к определенному местонахождению.

При этом за предпринимателями, уплачивающими налоги по упрощенной системе, равно как и за всеми другими, закрепляются правила по ведению отчетности и кассовых операций.

ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог, которые тоже относится к специальным режимам налогообложения. Налоговое законодательство предусматривает добровольный переход предпринимателей на данный режим налогообложения, при условии, что они осуществляют именно сельскохозяйственную деятельность.

Организации или ИП в рамках законодательства могут быть освобождены от уплаты налогов на доход физических лиц и организации, имущества физических лиц и организации. При этом все остальные обязательные налоги остаются в силе, за исключением случаев, когда иное предусмотрено нормативно-правовыми актами.

Основы, задачи, применение, условия специальных режимов в налоговом праве

Специальный налоговый режим на основе патента подразумевает особый объект, подлежащий налогообложению. Так, им признается возможный годовой доход, который может получить предприниматель в ходе своей деятельности. Налоговая ставка в этом случае устанавливается в размере всего 6%.

Примечательно, что специальный налоговой режим на основе патента предусматривает и 0% ставку, при условии, что ИП, которые впервые зарегистрировали свою деятельность по данному режиму после вступления в силу соответствующих законов, установленных на уровне субъекта федерации. При этом могут вменяться особые условия, без выполнения которых нулевая процентная ставка не может применяться. В частности, это:

  • определенное количество сотрудников у ИП;
  • определенный доход, выручаемый с деятельности ИП.

Налоговый режим при разделе продукции по соглашению тоже имеет свои основы и особенности. Так, согласно статье 346.41 Налогового кодекса, плательщики встают на учет не по месту своего фактического нахождения, а по месту нахождения месторождения полезного ископаемого (следует понимать, как нефти).

Заявление подается после того, как соглашение с инвестором было составлено. Законодательством установлен срок в 10 календарных дней на подачу заявления, в противном случае соглашение теряет свою силу и требует перезаключения.

По истечении срока соглашения плательщик обязан прекратить свою деятельность или продлить условия соглашения с инвесторами.

В противном случае право на налогообложение в порядке раздела продукции утрачивается и деятельность попадает под общий порядок налогообложения.

Совершенствование специальных налоговых режимов ведется постоянно. И частности это касается налогообложения на вмененный доход. Так, согласно статье 346.29 Налогового кодекса, базой для расчета налоговой ставки является совокупность базового дохода от деятельности предпринимателя, физического показателя в один налоговой период (следует понимать, как один календарный год).

Если в течение периода у плательщика изменился физический показатель, то при расчете базы учитывается и этот аспект. При чем исчисление ведется ровно с того месяца, в котором произошло изменение. В этом случае налоговая база будет рассчитываться условно из двух показателей: до изменения и после него.

В городах федерального значения налоговый процент может быть отличен от установленных стандартных 15%. Колеблется он в размере 7,5—15%, на усмотрение соответствующих нормативно-правовых актов, применяемых к конкретному виду деятельности предпринимателя.

Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов по упрощенной схеме не может быть применено к следующим видам деятельности:

  • деятельности банков и банковских агентов;
  • страховых компаний и агентов;
  • нотариусов и адвокатов, осуществляющих частную юридическую практику;
  • негосударственных пенсионных фондов и инвестиций;
  • организаций, осуществляющих деятельность в сфере азартных игр;
  • ломбарды и скупки цветного металла;
  • сельскохозяйственные организации и ИП.

Налоговая ставка в данном режиме налогообложения подразумевается в размере 6% (за исключением некоторых случаев, прописанных в федеральных законах и законах субъектов федерации).

Такая же ставка предусмотрена для организаций, которые перешли на систему налогообложения по ЕСХН. Специальным налоговым режимом признается в этом случае режим налогообложения, разработанный специально для предпринимателей, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность в крупных и средних масштабах. При этом численность сотрудников некоторых ИП (следует понимать, как рыбохозяйственные организации) не может превышать 300 человек, а деятельность осуществляется на судах, принадлежащих и находящихся в собственности организации.

Роль специальных налоговых режимов в налоговом праве достаточно велика, поскольку специальные режимы позволяют предпринимателям быстрее развивать свою деятельность, получать с этого достаточный доход, обеспечивать население рабочими местами, сокращать уровень безработицы, при этом не работая в убыток организации.

Совершенствование специальных налоговых режимов в российском законодательстве продолжается, с каждым годом для предпринимателей предлагается все больше выгодных условий, позволяющих успешно осуществлять деятельность, одновременно с этим пополняя государственный бюджет.

Читайте также: