Досрочное прекращение налогового мониторинга

Опубликовано: 17.05.2024

Налоговый орган должен в письменной форме уведомить организацию о досрочном прекращении налогового мониторинга в течение 10 дней.

Досрочное прекращение налогового мониторинга

Налоговое законодательство РФ допускает, что в определенных случаях и при наличии соответствующих обстоятельств, процедура налогового мониторинга может быть прекращена досрочно, вне зависимости от даты ее окончания, указанной в решении налогового органа, которое было принято ранее.

Досрочное прекращение налогового мониторинга может быть осуществлено только при наличии серьезных на то обстоятельств и подтвержденных доказательств данной необходимости. В противном случае, данная процедура будет признана неправомерной. Решение о досрочном прекращении налогового мониторинга выносится соответствующим налоговым органом, который ранее принимал решение об утверждении процедуры налогового мониторинга.

Факт принятия решения о досрочном прекращении налогового мониторинга влечет за собой прекращение абсолютно всех действий налоговых органов, входящих в комплекс мероприятий налогового мониторинга.

В тех случаях, когда руководитель организации, предприятия, либо иного юридического лица считает, что решение о досрочном прекращении налогового мониторинга было вынесено представителем налоговой организации неправомерно, он может обратиться в вышестоящую инстанцию и подать соответствующую жалобу.

При этом письменное обращение должно содержать сведения о непосредственных причинах вынесения налоговым органом данного решения, а также необходимые подтверждения того, что это решение действительно является неправомерным. В том случае, если вышестоящая организации примет позицию налогоплательщика, процедура налогового мониторинга может быть возобновлена и продолжена, на основании принятого решения уполномоченным органом.

Случаи досрочного прекращения налогового мониторинга

Налоговое законодательство и его действующие положения устанавливают определенные условия и ситуации, при которых досрочное прекращение налогового мониторинга становится необходимой и правомерной процедурой.

В список данных условий входят следующие:

  • если организация, либо иное юридическое лицо, в отношении которого проводится налоговые мониторинг, не исполняет действующие положения регламента информационного взаимодействия и данный факт становится прямым препятствием для дальнейшего проведения налогового мониторинга;
  • если налоговым органом были выявлены соответствующие доказательства и данные, свидетельствующие о том, что юридическим лицом, ранее, были представлены недостоверные сведения, которые стали известны налоговому органу в ходе осуществления процедуры налогового мониторинга;
  • если предприятие, организация, либо иное юридическое лицо, в отношении которого проводится налоговый мониторинг, два и более раза не представило требующихся документов, либо дополнительных разъяснений уполномоченному органу, несмотря на его официальные запросы.

Каждый из вышеперечисленных фактов должен быть подтвержден соответствующими доказательствами, иначе принятое налоговым органом решение о досрочном прекращении налогового мониторинга будет аннулировано и признано уполномоченным органом недействительным.

Сроки досрочного прекращения налогового мониторинга

После того, как налоговому органу стало известно о наличии определенных обстоятельств, которые требуют досрочного прекращения проводимого налогового мониторинга, он выносит соответствующее решение. Дальнейший порядок досрочного прекращения налогового мониторинга должен соответствовать установленным нормам и требованиям.

Налоговый орган обязан уведомить предприятие, организацию, либо иной юридический орган, в отношении которого осуществляется налоговый мониторинг, о его досрочном прекращении. При этом письменное уведомление, в обязательном порядке, должно содержать подробные причины, по которым дальнейшее проведение налогового мониторинга стало невозможным.

Данное уведомление должно быть направлено юридическому лицу в течение 10 календарных дней с того момента, как налоговому органу стали известны особые обстоятельства.

Помимо этого, важным обстоятельством, касающимся установленных сроков досрочного прекращения налогового мониторинга, является тот факт, что его прекращение может быть осуществлено не позднее, чем 1 сентября года, в который проводится процедура налогового мониторинга.

В случае нарушения установленных сроков, представитель юридического лица имеет полноценное право для признания решения, вынесенного налоговым органом, недействительным.

Такие же права налогоплательщика будут действовать и в том случае, если письменное уведомление о досрочном прекращении налогового органа было составлено без указания основной причины принятия данного решения.

Налоговый мониторинг должен досрочно прекращаться только при наличии существенных на это оснований, список которых представлен в положениях и нормах действующего НК РФ.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НК РФ

Источник: Журнал "Налоговая проверка"

В 2012 – 2013 годах проводился пилотный проект по внедрению расширенного информационного взаимодействия крупнейших налогоплательщиков и налоговых органов, в котором участвовали пять очень крупных компаний. По итогам данного проекта был принят Федеральный закон от 04.11.2014 № 348‑ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 348‑ФЗ). Документ вводит в налоговые правоотношения институт налогового мониторинга.

О новой форме взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов читайте в предложенном материале.

Федеральный закон № 348‑ФЗ вводит в действующее налоговое законодательство новое понятие – «налоговый мониторинг». Часть I НК РФ дополнена разд. V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга», который состоит из двух глав:

  • 14.7 «Налоговый мониторинг. Регламент информационного взаимодействия»;
  • 14.8 «Порядок проведения налогового мониторинга. Мотивированное мнение налогового органа».
Рассмотрим основные положения по проведению налогового мониторинга.

Федеральный закон №348‑ФЗ вступает в силу с 1 января 2015 года. При этом новые положения ч. I НК РФ применяются в отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков с 1 января 2016 года.

Что такое налоговый мониторинг?

Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) – организацию.

Надо отметить, что налоговый или горизонтальный мониторинг не является отечественным изобретением. Такая практика введена в США, Великобритании, Нидерландах и других странах.

В данном случае налоговые органы преследуют свои цели: более оперативно и качественно осуществлять функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Данный подход позволит повысить прогнозируемость поступлений налогов во все уровни бюджетной системы РФ, а также своевременно выявлять пробелы и коллизии в налоговом законодательстве. Внедрение налогового мониторинга на постоянной основе будет способствовать сокращению затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров и повышению уровня правовой культуры налогоплательщиков по уплате налогов.

Для организаций, участвующих в проведении налогового мониторинга, плюс в том, что за период, в отношении которого осуществляется налоговый мониторинг, не проводятся выездные налоговые проверки и налоговые декларации не подлежат камеральным проверкам. Соответствующие изменения внесены в ст. 88 и 89 НК РФ. Но из этих правил есть исключения. Общим исключением является досрочное прекращение налогового мониторинга.

Основаниями для проведения камеральной налоговой проверки являются:

  • представление налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
  • представление налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;
  • представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).
Выездная налоговая проверка при проведении налогового мониторинга может быть проведена в следующих случаях:

  • проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
  • невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа;
  • представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).
Еще одним важным вопросом при проведении налогового мониторинга, если не самым главным с технической точки зрения, является вопрос информационного взаимодействия между организацией и налоговым органом. Для этого ФНС должна утвердить форму и требования к регламенту информационного взаимодействия.

В регламенте будет прописан порядок представления налоговому органу документов в электронной форме или доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), по выбору организации. Также в регламенте должен быть установлен порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости.

Кто вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга?

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 млн руб.;
  • суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб.;
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 млрд руб.
Заявление о проведении налогового мониторинга представляется не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг:

  • организацией – в налоговый орган по месту нахождения данной организации;
  • организацией, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, – в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Форма заявления о проведении налогового мониторинга будет утверждена ФНС.

С заявлением о проведении налогового мониторинга представляются:

  • регламент информационного взаимодействия по установленной форме;
  • информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25%;
  • учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.
По результатам рассмотрения данного заявления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, принимает решение о проведении налогового мониторинга или об отказе. Законодатель установил конкретные основания для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга:

  • непредставление или представление не в полном объеме организацией документов (информации), указанных выше;
  • несоблюдение организацией условий, позволяющих применять налоговый мониторинг (сумма подлежащих уплате налогов и т. д.);
  • несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к регламенту информационного взаимодействия.
Решение о проведении или об отказе в проведении налогового мониторинга направляется организации в течение пяти дней со дня его принятия.

Таким образом, налоговый мониторинг на данном этапе возможен только в отношении крупнейших организаций. По оценкам представителей ФНС [1] , максимально под него может попасть около 2 тыс. плательщиков, соответствующих названным критериям. Но многие пока не готовы к новым методам администрирования.

По заявлениям представителей ФНС, идеи распространить этот механизм на всех не было, все‑таки налоговый мониторинг касается сложных в применении вопросов и в основном предназначен для крупного бизнеса с выстроенной системой внутреннего контроля за соблюдением законодательства. Но, с другой стороны, если данные меры будут признаны эффективными, в дальнейшем критерии доступа могут быть скорректированы. В качестве примера приводится Голландия: в этой стране в мониторинге участвует и средний, и даже малый бизнес – несколько десятков тысяч компаний.

Порядок проведения налогового мониторинга

Период проведения. Непосредственно периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о проведении налогового мониторинга.

Срок проведения. Проведение налогового мониторинга начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг.

Досрочное прекращение налогового мониторинга. Налоговым кодексом установлены конкретные случаи, когда налоговый мониторинг прекращается досрочно:

  • неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга;
  • выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе проведения налогового мониторинга;
  • систематическое (два раза и более) непредставление налоговому органу в ходе проведения налогового мониторинга документов (информации), пояснений в порядке, предусмотренном ст. 105.29 НК РФ.
Налоговый орган должен уведомить организацию о досрочном прекращении налогового мониторинга в письменной форме в течение 10 дней со дня установления вышеприведенных обстоятельств, но не позднее 1 сентября года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг.

Место проведения. Налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями по месту нахождения налогового органа.

Порядок истребования и представления документов. При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов.

Порядок представления истребуемых документов (информации), пояснений при проведении налогового мониторинга полностью повторяет порядок представления документов при проведении налоговой проверки, установленный ст. 93 НК РФ. Напомним основные правила:

  • документы могут быть переданы лично (через представителя), по почте заказным письмом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или в порядке, предусмотренном регламентом информационного взаимодействия;
  • представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных организацией копий. Нотариального заверения копий не требуется;
  • срок представления документов – 10 дней со дня получения соответствующего требования. Если организация не может выполнить данное условие, то она должна письменно уведомить об этом налоговый орган с указанием причин и реальных сроков в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании указанного уведомления в течение двух дней со дня его получения продлить сроки представления организацией документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение;
  • налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией копий.
Мотивированное мнение налогового органа.В случае если после рассмотрения представленных организацией пояснений либо при их отсутствии налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном ст. 105.30 НК РФ.

Под мотивированным мнением налогового органа понимается позиция налогового органа по конкретным вопросам правильности исчисления и уплаты налогов и сборов. При этом оговорено, что мотивированное мнение направляется организации только при проведении налогового мониторинга.

ФНС установит форму мотивированного мнения, которое будет подписываться руководителем или заместителем руководителя налогового органа.

Мотивированное мнение может быть составлено как по инициативе налогового органа – при установлении факта неправильного исчисления налогов, так и по запросу организации – в случае неясности по вопросам исчисления и уплаты налогов с изложением мнения организации по данному вопросу.

Какова дальнейшая судьба этого мотивированного мнения? Здесь предусмотрено два варианта:

Налоговый орган вправе направлять организации мотивированное мнение по всем вопросам, связанным с исчислением и уплатой налогов и сборов, за исключением вопросов, связанных с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Такой механизм взаимодействия позволит налоговому органу предупреждать налогоплательщика о налоговых рисках, а также представлять информацию о правильности исчисления налогов, если у налогоплательщика возникнут соответствующие вопросы. Установлены следующие сроки составления и направления мотивированного мнения:

  • не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга – мотивированное мнение может быть составлено по инициативе налогового органа;
  • не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг, – может быть направлен запрос организацией;
  • в течение одного месяца со дня получения запроса – мотивированное мнение должно быть направлено этой организации. Данный срок может быть продлен налоговым органом на один месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения, о чем налоговый орган сообщает организации в письменной форме в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения;
  • в течение пяти дней со дня его составления налоговым органом – для направления организации;
  • в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения – в случае согласия организации с позицией налогового органа она уведомляет об этом налоговиков.
  • в течение одного месяца со дня получения разъяснений – если организация не согласна, то она представляет в налоговый орган разногласия.
Отметим, что выполнение налогоплательщиком мотивированного мнения, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга, освобождает организацию от начисления пеней на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им разъяснений налогового органа. Кроме этого, выполнение мотивированного мнения налогового органа является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. Соответствующие поправки внесены в ст. 75 и 111 НК РФ.

Взаимосогласительная процедура. Если налоговый орган высказал свое мотивированное мнение по конкретному вопросу, но организация с ним не согласна, о чем она обязана уведомить налоговый орган, инициируется проведение взаимосогласительной процедуры.

Взаимосогласительная процедура проводится руководителем или заместителем руководителя ФНС в течение одного месяца со дня получения разногласий и материалов, представленных налоговым органом, с участием налогового органа, которым составлено мотивированное мнение, и представителем организации, которая направила разногласия. Целью данной процедуры является выработка единой правовой позиции по вопросам налогообложения.

По итогам данного обсуждения мотивированное мнение налогового органа может быть изменено, а может быть оставлено прежним, о чем организация уведомляется в установленном порядке в течение трех дней со дня составления соответствующего документа.

После чего организация должна принять окончательное решение в течение одного месяца со дня получения нового уведомления: согласиться с мнением налоговиков и доложить о выполнении их указаний или не согласиться. О своем решении организация также должна уведомить налоговый орган. Отметим, что невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа является основанием для проведения выездной налоговой проверки.

В действующее налоговое законодательство введена новая модель взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Налоговый мониторинг обеспечивает доступ налоговых органов к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика в режиме реального времени на основании заключенного регламента информационного взаимодействия.

Принятый закон позволяет налоговому органу предупреждать налогоплательщика о налоговых рисках и представлять информацию о правильности исчисления налогов, а также предусматривает отказ налоговых органов от проведения камеральных и выездных налоговых проверок налогоплательщиков, с которыми заключены соглашения.

На первом этапе в режиме налогового мониторинга смогут работать только очень крупные организации, но не исключено, что через несколько лет критерии будут изменены и данным правом смогут воспользоваться представители среднего и даже мелкого бизнеса.

[1] Данные представлены на официальном сайте ФНС.

Автор: Шелег Е. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Налоговый мониторинг – форма налогового контроля, применяемая только к крупным организациям, причем на их добровольной основе (по заявлению при утвердительном решении налогового органа). Но для того чтобы попасть под этот вид контроля, необходимо соблюсти определенные условия, прописанные в разд. V.2 НК РФ.

С июля 2021 года они заработают в обновленном виде – соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2020 № 470-ФЗ (далее – Закон № 470-ФЗ). Об этом поговорим далее и напомним основные моменты по теме.

Какова суть налогового мониторинга?

Налоговый мониторинг предоставляет возможность налогоплательщику взаимодействовать с налоговым органом в режиме реального времени: первый раскрывает информацию, второй, получая доступ к данным бухгалтерского и налогового учета организации, проводит анализ. Обнаружив нарушение, инспекция составляет мотивированное мнение (а не решение о привлечении к ответственности!). Мотивированное мнение может быть составлено и по заявлению налогоплательщика.

Таким образом, налоговый контроль ведется непрерывно.

Кто может участвовать в налоговом мониторинге?

Согласно п. 3 ст. 105.26 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ перейти на налоговый мониторинг могут организации, у которых по итогам года, предшествующего году представления заявления о проведении налогового мониторинга, будут выполнены следующие условия в совокупности:

общая сумма НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ и страховых взносов составляет не менее 100 млн руб. (прежде – 300 млн руб.);

доходы по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности составили не менее 1 млрд руб. (прежде – не менее 3 млрд руб.);

балансовая стоимость активов (на 31 декабря) составляла не менее 1 млрд руб. (прежде – не менее 3 млрд руб.).

Обратите внимание: в расчет общей суммы налогов и страховых взносов включаются налоги, которые уплачивает (перечисляет) как налогоплательщик, так и налоговый агент.

А вот НДС и акцизы, которые нужно уплатить при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, в расчет не включаются.

Все эти условия должны выполняться, если на момент подачи заявления мониторинг не проводится.

Для организации, уже «включившейся» в налоговый мониторинг, а также для организации, являющейся участником КГН (в том числе ответственным участником этой группы), выполнение названных условий для принятия решения о проведении мониторинга в соответствии со ст. 105.27 НК РФ не является обязательным.

Как подать заявление на проведение налогового мониторинга?

Заявление о проведении налогового мониторинга организация представляет в налоговый орган по месту своего нахождения (по месту ее учета – для крупнейших налогоплательщиков) не позднее 1 сентября (ранее – не позднее 1 июля) года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг (п. 1 ст. 105.27 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

Для перехода на налоговый мониторинг с 2021 года рекомендуется использовать заявление, направленное Письмом ФНС России от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@.

Обратите внимание: организация, подавшая заявление о проведении налогового мониторинга, до принятия налоговым органом соответствующего (положительного либо отрицательного) решения может отозвать его на основании письменного заявления. При таких обстоятельствах заявление не считается представленным (п. 3 ст. 105.27 НК РФ).

Какие еще документы (информацию) нужно представить?

С заявлением о проведении налогового мониторинга также представляются (п. 2 ст. 105.27 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ):

регламент информационного взаимодействия (его содержание представлено в п. 6 ст. 105.26 НК РФ; в случае неполного информирования налоговый орган не позднее месяца со дня получения заявления сообщает об этом организации с требованием представить в течение 10 дней необходимые пояснения и (или) внести соответствующие изменения в регламент);

информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 %;

учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, включающая информацию о порядке отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета;

внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

К сведению: для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе для достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, оценки, минимизации и (или) устранения рисков неправильного исчисления (удержания), неполной и (или) несвоевременной уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов организации в целях выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации (п. 7 ст. 105.26 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

Как налоговый орган принимает решение о проведении налогового мониторинга?

По результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и документов (информации), представленных организацией, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, принимает одно из следующих решений (п. 4 ст. 105.27 НК РФ):

1) о проведении налогового мониторинга;

2) об отказе в проведении налогового мониторинга. Такое решение должно быть мотивированным. Основания для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга перечислены в п. 5 ст. 105.27 НК РФ.

Каковы сроки проведения налогового мониторинга?

В силу п. 4 ст. 105.26 НК РФ налоговый мониторинг проводится за календарный год (продлевать его можно неограниченное количество раз). Этот срок начинается с 1 января года указанного периода и оканчивается 1 октября года, следующего за этим периодом (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).

Когда налоговый орган вправе продлить налоговый мониторинг?

В Налоговом кодексе закреплено право на автоматическое продление налогового мониторинга на следующий год в случае, если налогоплательщик не представил до 1 декабря года, за который проводится налоговый мониторинг, заявление об отказе в его проведении (п. 7 ст. 105.27 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ). Таким образом, подавать каждый год заявление не нужно.

Особые положения для продления налогового мониторинга предусмотрели и при подаче уточненной декларации. О таком решении (оно принимается руководителем налогового органа или его заместителем до окончания срока, указанного в абз. 1, – 1 октября года, следующего за годом проведения мониторинга) налоговый орган уведомляет организацию в течение 5 дней со дня принятия решения.

В частности, налоговый орган вправе продлить налоговый мониторинг (п. 6 ст. 105.26 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ):

не более чем на 3 месяца – если налогоплательщик представит в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за 3 месяца до окончания срока проведения мониторинга уточненную налоговую декларацию (уточненный расчет) за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен мониторинг;

не более чем на 6 месяцев – если налогоплательщик представит в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за 6 месяцев до окончания срока проведения мониторинга «уточненку» по НДС (акцизу) с суммой налога к возмещению, за налоговый период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг.

К сведению: в случае представления налоговой декларации (расчета) или «уточненки» (декларации, расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проведен налоговый мониторинг, такая отчетность проверяется в рамках проведения налогового мониторинга, срок проведения которого не окончен.

При каких обстоятельствах налоговый мониторинг прекращается досрочно?

Случаи досрочного прекращения налогового мониторинга указаны в ст. 105.28 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ):

1) неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия;

2) выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе мониторинга;

3) систематическое (2 раза и более) непредставление или несвоевременное представление налоговому органу в ходе мониторинга документов (информации), пояснений в порядке, предусмотренном ст. 105.29 НК РФ.

Обратите внимание: налоговый орган уведомляет (в электронной форме) организацию о наличии основания для досрочного прекращения мониторинга в течение 10 дней со дня установления обстоятельств для этого.

Последующие 10 дней (со дня получения уведомления) отводятся организации для принятия ею мер по устранению указанных обстоятельств (разумеется, если такая возможность имеется) и уведомления налоговиков об этом либо представления пояснений и документов (при наличии), подтверждающих отсутствие оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга (п. 1.1 ст. 105.28 НК РФ, введенный Законом № 470-ФЗ).

Пояснения и прилагаемые к ним документы (при наличии) представляются в налоговый орган в электронной форме по ТКС и (или) посредством предоставления доступа к таким документам через информационные системы организации в случае получения к ним доступа налогового органа.

По результатам рассмотрения уведомления об устранении обстоятельств для досрочного прекращения налогового мониторинга или пояснений с документами либо (при отсутствии таковых) налоговый орган в течение 10 дней со дня истечения срока для представления документов принимает решение о досрочном прекращении налогового мониторинга или уведомляет (в электронной форме) организацию об отсутствии оснований для досрочного прекращения мониторинга.

Каков порядок устранения выявленных в ходе мониторинга нарушений?

Если при проведении мониторинга выявлены противоречия между представленными сведениями либо несоответствия между представленными и имеющимися у налогового органа сведениями, он сообщает об этом организации – той отводится 5 дней, чтобы представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления (п. 2 ст. 105.29 НК РФ).

Если таковые не дали результатов и факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов, сборов, страховых взносов, будет установлен, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение. Организацию уведомят (в течение 10 дней) о наличии оснований для составления мотивированного мнения в порядке, предусмотренном ст. 105.30 НК РФ (п. 2.1, введенный в ст. 105.29 НК РФ Законом № 470-ФЗ).

Обратите внимание: в уведомлении указываются документально подтвержденные факты, свидетельствующие о нарушениях, выявленные в ходе мониторинга, а также выводы и предложения налогового органа по устранению выявленных нарушений.

Организация в течение 15 дней со дня получения такого уведомления вправе представить налоговикам необходимые пояснения или внести соответствующие исправления, сообщив об этом налоговому органу в электронной форме по ТКС и (или) через свои информационные системы, к которым предоставлен доступ налоговому органу. И только если после этого нарушения останутся, инспекция составит мотивированное мнение.

Обратите внимание: мотивированное мнение направляется организации в течение 5 дней со дня его составления. Оно может быть составлено в течение срока проведения налогового мониторинга (п. 3 ст. 105.30 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (п. 3 ст. 105.29 НК РФ). Такая информация может быть передана в электронной форме или через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу. Не запрещено представлять документы и на бумажном носителе (в виде заверенных организацией копий), которые могут быть переданы в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов). Истребуемые информация или пояснения могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (п. 4 ст. 105.29 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

Обратите внимание: в ходе проведения мониторинга налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией (ее представителем) копий на бумажном носителе или в электронной форме, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью организации (ее представителя).

Вправе ли организация составить запрос о предоставлении мотивированного мнения?

К сведению: запрос о предоставлении мотивированного мнения в отношении сделки (совокупности взаимосвязанных сделок), операции (операций), а также иных фактов хозяйственной жизни может быть направлен организацией не позднее 1 июля года, следующего за периодом, в котором они были совершены.

Запрос о представлении мотивированного мнения и прилагаемые к нему документы (при их наличии) направляются в налоговый орган в электронной форме по ТКС либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу (п. 4.3, введенный в ст. 105.30 НК РФ Законом № 470-ФЗ).

Мотивированное мнение по запросу организации должно быть направлено ей в течение месяца со дня получения налоговиками запроса. Вместе с тем указанный срок может быть продлен на месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения. Об этом налоговый орган сообщает организации в электронной форме в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения (п. 5 ст. 105.30 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

Если организация согласна с мотивированным мнением, в течение месяца с даты его получения она должна сообщить об этом и подтвердить (в том числе документально) выполнение указаний инспекцией (п. 6 ст. 105.30 НК РФ). Организации также следует уведомить налоговый орган, который составил мотивированное мнение в отношении планируемых сделок (операций) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), о начале совершения (об отказе от совершения) таких сделок (операций) не позднее месяца со дня начала их совершения (отказа от их совершения) (п. 6 ст. 105.30 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

К сведению: уведомление и прилагаемые к нему документы (при их наличии), подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения, представляются в налоговый орган в электронной форме либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

В случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение месяца со дня его получения представляет разногласия в налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение (п. 8 ст. 105.30 НК РФ). После этого проводится взаимосогласительная процедура.

Как проверяют участников налогового мониторинга?

В силу п. 1.1 ст. 88 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ) при представлении в течение срока проведения налогового мониторинга налоговой декларации (расчета) или «уточненок» за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится. Исключение – случай досрочного прекращения мониторинга менее чем через 3 месяца со дня представления такой декларации (расчета). При этих обстоятельствах «камералка» проводится со дня, следующего за днем досрочного прекращения налогового мониторинга.

Налоговые органы не вправе проводить и выездные налоговые проверки (ВНП) за период, за который проводится (проведен) налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика. Исключением являются следующие случаи (п. 5.1 ст. 89 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ):

1) проведение ВНП вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

2) досрочное прекращение налогового мониторинга;

3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг. В этом случае решение о проведении ВНП выносится налоговым органом не позднее 2 месяцев со дня истечения указанного срока;

4) представление налогоплательщиком в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, «уточненок» (декларации, расчета) за период, когда он проводился, с уменьшением суммы налога или взносов, увеличением суммы возмещения НДС и акцизов либо увеличением суммы убытка.

В статье освещены основное моменты налогового мониторинга с акцентом на изменения, которые вступят в силу с 01.07.2021. Переход на этот вид контроля упрощается: снижаются лимиты по доходам и активам с 3 млрд до 1 млрд руб., по уплаченным налогам – с 300 млн до 100 млн руб.

Взаимодействие налоговых органов и участников системы налогового мониторинга будет осуществляться не только через личный кабинет налогоплательщика, но и через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

Исключаются основания для проведения камеральных налоговых проверок, что обеспечит непрерывность налогового мониторинга.

Заявить о переходе на мониторинг можно будет до 1 сентября.

В ходе налогового мониторинга проверяется правильность исчисления (удержания) и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). Он проводится налоговым органом по заявлению организации. По результатам мониторинга налоговая выносит мотивированное мнение, которое обязательно для выполнения (п. 7 ст. 105.30 НК РФ).

Запрещается проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится мониторинг (в отношении налогов, которые исчисляет и уплачивает сам налогоплательщик), кроме следующих случаев (п. 5.1 ст. 89 НК РФ):

  • проводится выездная проверка вышестоящим налоговым органом (пп. 1)
  • досрочное прекращение налогового мониторинга (пп. 2)
  • налогоплательщик не выполнил мотивированное мнение налогового органа (пп. 3) С 01.07.2021 уточняется, что речь идет о мотивированном мнении, которое не выполнено до 1 декабря года, следующего за периодом проведения мониторинга (пп. 3 п. 5.1 ст. 89 НК РФ в ред., действующей с 01.07.2021).
  • налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию (расчет) за период проведения мониторинга, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет (пп. 4)

С 01.07.2021 это положение уточняется. Проверка возможна, если в календарном году, за который мониторинг не проводится, налогоплательщик представил уточненную декларацию (расчет) за период проведения мониторинга. Причем в декларации (расчете) уменьшена сумма к уплате, увеличена сумма НДС или акциза к возмещению либо увеличена сумма полученного убытка (пп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ в ред., действующей с 01.07.2021).

Меньше оснований для камеральных проверок за период мониторинга

Вместе с этим с 01.07.2021 при налоговом мониторинге камеральная проверка будет проводиться, только если налоговый мониторинг прекращен досрочно менее чем через три месяца со дня представления налоговой декларации (расчета) или уточненной декларации (расчета). Новые положения применяются в отношении деклараций (расчетов), в т. ч. уточненных, которые представлены за налоговые (отчетные) периоды, наступившие после 01.07.2021 (п. 3 ст. 1 Закона № 470-ФЗ, п. 7 ст. 6 Закона № 470-ФЗ).

Пока еще камеральную проверку могут провести по четырем основаниям (п. 1.1 ст. 88 НК РФ):

  • представление налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
  • представлена декларация по НДС (акцизам) с суммой налога (акциза) к возмещению;
  • представление уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате или увеличена сумма полученного убытка;
  • досрочное прекращение налогового мониторинга.

Новые основания для осмотра

Для выяснения полноты обстоятельств налоговая инспекция вправе проводить осмотр территорий (помещений) лица, в отношении которого проводится проверка, а также документов и предметов. Осмотр возможен в случае (п. 1 ст. 92 НК РФ):

  • проведения выездной налоговой проверки
  • либо камеральной налоговой проверки на основе налоговой декларации по НДС, если заявлен НДС к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ) или в декларации выявлены противоречия, несоответствия (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Еще одно основание для осмотра с 01.07.2021 – это проверка в рамках налогового мониторинга декларации по НДС (п. 6 ст. 1 Закона № 470-ФЗ):

  • в которой заявлен НДС к возмещению
  • или при выявлении противоречий в декларации по НДС либо несоответствий между декларацией по НДС налогоплательщика и декларацией по НДС иного лица (п. 8.1 ст. 88 НК РФ),
  • или если есть несоответствия из п. 8.9 ст. 88 НК РФ (несоответствие декларации по НДС и сведениям об этих операциях в отчете об операциях с прослеживаемым товаром другого налогоплательщика, см. здесь).

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Плюсы и минусы налогового мониторинга

Чем выгодно добровольно раскрывать свои карты налоговикам:

  • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
  • в период действия налогового мониторинга не будут проводиться камеральные и выездные проверки. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом;
  • в процессе мониторинга организация может сразу узнать о найденных ошибках и противоречиях и урегулировать эти вопросы без штрафов;
  • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с инспекторами и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут, если мотивированное мнение составлялось не на основании искажённых данных.

Если организация, участвующая в мониторинге не представит в срок декларации, ответственность будет та же, что и для всех остальных.

К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.

Условия введения налогового мониторинга

Организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при выполнении условий, указанных в Таблице 1.

Обратите внимание, все условия должны выполняться одновременно. Размеры налогов, доходов и активов определяются за календарный год, предшествующий году, в котором организация подает заявление.

Таблица 1 – Условия, дающие право устанавливать налоговый мониторинг

№ п/п Категория условия Условие Величина ограничения
1 Размер налогов Совокупная сумма налогов: НДС, акцизы, на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых (без налогов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза). не менее 300 миллионов рублей
2 Объем доходов Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации . не менее 3 миллиардов рублей
3 Стоимость активов Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря. не менее 3 миллиардов рублей

Как стать участником мониторинга

Организации, которая хочет участвовать в мониторинге и соответствует его критериям, нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации.

Нельзя заявиться на мониторинг только по отдельным налогам.

ФНС России утвердила официальную форму заявления приказом № ММВ-7-15/323 от 21.04.2017, но лучше использовать форму рекомендованную Письмом ФНС России №БВ-4-23/[email protected] от 31.08.2020.

Срок подачи заявления — до 1 июля года, который предшествует периоду мониторинга. К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма регламента по Приказу ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15/[email protected];
  • информацию о физических или юридических лицах, чья доля участия в организации превышает 25%;
  • действующую учётную политику организации для целей налогообложения;
  • информацию об организации внутреннего контроля в компании. Она должна соответствовать требованиям, установленным Приказом ФНС России от 16.06.2017 №ММВ-7-15/[email protected]

До 1 ноября налоговая инспекция рассматривает полученные материалы и в течение пяти рабочих дней принимает решение:

  • провести налоговый мониторинг. В этом случае организации отправят уведомление по форме, указанной в приложении №5 к Приказу ФНС России № ММВ-7-15/[email protected] от 21.04.2017;
  • отказать в проведении мониторинга — организация получит уведомление по форме в приложении №6 к Приказу № ММВ-7-15/[email protected]

Отказать могут из-за несоответствия критериям, либо несоответствия системы внутреннего контроля или информационного взаимодействия установленным требованиям.

При положительном решении мониторинг начинается с 1 января следующего года. Если организация не захочет продолжать мониторинг в течение второго года, нужно подать в налоговую заявление об отказе не позднее 1 декабря контролируемого года. Если такого заявления не будет, мониторинг автоматически продлевается ещё на два календарных года. То есть если компания заявилась в 2021 году и в течение 2021 года является участником мониторинга, то чтобы в 2022 году мониторинга не было, нужно подать заявление об отказе до 1 декабря 2021 года. Если заявления не будет, мониторинг продлится в 2022 и 2023 годах.

Взаимосогласительная процедура

После того как получены данные о разногласиях, а также все необходимые материалы, начинается взаимосогласительная процедура. Длится она один месяц. К процедуре привлекается налоговый орган, составивший мотивированное мнение, а также организация, которая не удовлетворена ним. По результатам уведомляется о принятии решения, об его изменении или оставлении в существующем виде. Организация имеет месяц с момента получения информации для того, чтобы заявить о своем не/согласии. Налоговый орган должен не позднее двух месяцев с момента окончания мониторинга уведомить проверяемую структуру о наличии или отсутствии невыполненных мотивированных мнений, которые были направлены.

Период мониторинга

Мониторинг охватывает один календарный год: с 1 января по 31 декабря. Налоговая инспекция должна завершить его до 1 октября следующего года.

Например, в компании налоговый мониторинг будет проводиться с 1 января по 31 декабря 2022 года. Инспекция ФНС в срок до 1 октября 2023 года обязана завершить проверку деятельности этой компании за 2022 год и предоставить все необходимые документы.

Если организация нарушает регламент взаимодействия, не предоставляет документы или даёт недостоверные сведения, мониторинг могут прекратить досрочно. Инспекция ФНС письменно сообщит об этом организации в течение 10 рабочих дней после возникновения обстоятельств, но не позднее 1 сентября следующего за контрольным года.

Порядок проведения и мотивированное мнение

Мониторинг осуществляется уполномоченными должностными лицами, трудящимися в налоговом органе по месту нахождения. Они могут истребовать пояснения и документацию. Особенно важным является мотивированное мнение. Используется оно для отражения позиции налогового органа относительно вопросов правильности удержания, полноты и своевременности перечисления платежей. Может быть составлено как по инициативе проверяющей структуры, так и по запросу организации. Первый случай имеет место быть при установлении факта, свидетельствующего о неправильно удержании платежей, их несвоевременности или неполноте. Запросы направляют в тех случаях, если в организации есть определенные сомнения или неясности по конкретным вопросам. В нем должна быть изложена позиция (не)коммерческой структуры, по отношению к которой и проводился мониторинг. Направлять запрос необходимо не позднее первого июля года, следующего за периодом. В таком случае мотивированное мнение получается через один месяц со дня его передачи налоговому органу. Этот срок может быть продлен. Максимум — на один месяц. Делается это в тех случаях, когда необходимо истребовать дополнительную документацию. О таком решении сообщается в письменной форме в течении трех дней после принятия соответствующего решения.

Система внутреннего контроля: требования при налоговом мониторинге

С 16.10.2017 утверждены требования к организации системы внутреннего контроля для юридических лиц, в отношении которых проводится налоговый мониторинг.

Налоговый контроль в форме мониторинга

Налоговый мониторинг* — это особая форма налогового контроля, которая заключается в электронном информационном взаимодействии и применяется наряду с камеральными и выездными проверками.

* Для перехода к процедуре налогового мониторинга организация должна соответствовать одновременно следующим трем критериям (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате в бюджет РФ за предшествующий календарный год (без учета налогов к уплате в связи с ввозом-вывозом товаров), составляет не менее 300 млн рублей;
  • суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий календарный год составляет не менее 3 млрд рублей;
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря предшествующего календарного года составляет не менее 3 млрд рублей.

Главное отличие налогового мониторинга от иных форм налогового контроля в том, что в период его проведения организация (п. 6 ст. 105.26 НК РФ):

  • самостоятельно обеспечивает налоговой инспекции доступ к своим документам (информации), на основании которых она исчисляет и платит налоги;
  • раскрывает порядок отражения доходов, расходов и объектов налогообложения в регистрах налогового и бухгалтерского учета.

Таким образом, инспекция может видеть данные бухгалтерского и налогового учета организации, а также отслеживать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов в режиме реального времени.

Система внутреннего контроля

Чтобы провести налоговый мониторинг, организация, соответствующая установленным требованиям по суммам налогов, доходов и активов, должна подать в налоговую инспекцию заявление, а также (п. 2 ст. 105.27 НК РФ):

  • информацию о своих участниках с долей прямого или косвенного участия более 25 процентов;
  • учетную политику для целей налогообложения, действующую в календарном году, в котором подано заявление о проведении налогового мониторинга;
  • регламент информационного взаимодействия;
  • внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля.

Для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля (СВК) понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных для (п. 7 ст. 105.26 НК РФ):

  • упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов);
  • выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов;
  • полноты и своевременности их уплаты (перечисления);
  • своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

Комментируемым приказом установлены требования, которым с 16.10.2017 должна соответствовать СВК.

Требования ФНС России

  • отвечать специфике финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • функционировать на постоянной основе;
  • функционировать на всех уровнях контроля осуществления бизнес-процесса.
  • обеспечивать выполнение контрольных процедур, направленных на предупреждение или минимизацию рисков, влияющих на достижение целей организации.

Для организации и функционирования СВК ФНС России предписывает создать систему управления рисками. Эта система позволит выявлять и оценивать наличие или вероятность возникновения обстоятельств, которые могут привести к:

  • искажению информации в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности;
  • неправильному исчислению (удержанию), неуплате (неперечислению) налогов, сборов, страховых взносов;
  • несвоевременному представлению (непредставлению) отчетности в налоговую инспекцию.

Чтобы предупредить и минимизировать указанные риски, организации следует разработать и описать контрольные процедуры, в том числе:

  • санкционирование (авторизацию) операций, обеспечивающее подтверждение правомочности их совершения;
  • разграничение полномочий, в том числе посредством исключения совмещения одним лицом функции инициирования, исполнения и контроля совершения хозяйственной операции;
  • контроль доступа, целостности данных и внесения изменений в информационные системы;
  • разграничение доступа должностных лиц к блокам учета в информационной системе в целях исключения несанкционированного доступа и возникновения риска искажения бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности.

Правильно организованная система внутреннего контроля позволит организации обеспечивать заинтересованных лиц полной информацией о:

  • выявленных рисках;
  • контрольных процедурах;
  • уровне организации СВК, который необходимо оценить с помощью критериев, утвержденных комментируемым приказом.

Итоговым отчетным документом организации станет «Информация об организации системы внутреннего контроля организации», включающая:

  • титульный лист;
  • главу I «Общие положения»;
  • главу II «Контрольная среда организации»;
  • главу III «Система управления рисками организации»;
  • главу IV «Контрольные процедуры организации»;
  • главу V «Информационные системы организации»;
  • главу VI «Мониторинг и оценка организацией системы внутреннего контроля организации»;
  • приложений.

Внесение изменений в информацию об организации СВК разрешено:

  • при изменении требований законодательства о налогах и сборах, о бухгалтерском учете — в течение одного месяца с даты вступления в их силу;
  • при обнаружении ошибок, неточностей, искажений, противоречивости информации — в течение одного месяца с даты обнаружения.

Причины внедрения

Почему же вводится такая налоговая проверка? Мониторинг является следствием политики, когда осуществляется переход от контроля к прозрачности и взаимовыгодному сотрудничеству. Ведь если думать в оптимальном русле, то ведь честной компании нечего скрывать от государства. Если все налоги и сборы платятся, то почему бы не воспользоваться возможностью облегчения бюрократической нагрузки? Более того, в случае допущения определенных оплошностей их можно оперативно устранять, избегая проблем в будущем.

Цель налогового мониторинга – выстроить взаимовыгодные отношения. Для этого организация должна добровольно в режиме реального времени предоставлять инспекторам доступ к первичным документам, данным учета, налоговым регистрам, а также иной информации. Все это позволяет контролировать, правильно ли рассчитываются платежи, не проводя при этом выездных и камеральных проверок. Конечно, в условиях, когда есть желание уклониться у очень большого участников хозяйственных взаимоотношений, такая позиция приводим к многочисленному неодобрению. Поэтому было решено начать с крупных предприятий. А затем, можно надеяться, налоговый мониторинг в РФ будет становиться все более доступным.

Читайте также: