Доля налогов в ввп швеции
Опубликовано: 15.05.2024
Валовый внутренний продукт (ВВП) – один из важнейших показателей, характеризующих экономику государства. Шведская экономика прошла долгий путь, где были моменты расцвета и кризисов.
Сейчас ситуация в стране стабильная. Показатель ВВП Швеции на душу населения один из самых высоких в Европе.
Понятие ВВП
ВВП – один из показателей в экономике, которым исчисляется итоговая стоимость всех продуктов и услуг, произведённых в стране. Период исчисления – год, итоговая сумма считается в ценах текущего периода.
При расчёте учитываются продукты, произведённые для внутреннего использования и на экспорт.
С помощью этой величины можно дать качественную оценку хозяйственной деятельности в стране, проанализировать её национальный доход и активность всех субъектов.
Этот показатель указывает на рост или падение уровня экономического развития. На основе данных за несколько лет можно проследить динамику.
Кратко о шведской экономике
Швеция – страна с одной из крупнейших территорий в Западной Европе. Она не участвовала в войнах в регионе и придерживалась нейтральной политической позиции.
Всё внимание уделялось внутренним проблемам, что позволило создать одну из самых развитых экономик Скандинавских стран.
В основе экономики добыча железной руды и леса, производство гидроэнергетических ресурсов.
90% производимой продукции принадлежит негосударственным компаниям.
Узнайте об уровне жизни в Швеции на нашем портале.
В начале 20 века Швеция была аграрной страной. Но наличие природных ресурсов в виде руды, леса и возможности производства гидроэнергии в сочетании с передовыми технологиями и изобретениями шведских ученых позволило ей быстро развиваться.
Рынок сбыта внутри государства был очень мал, поэтому Швеция стала одной из первых, чьи компании начали работать на экспорт. Это позволило закрепиться на рынке и получить преимущества перед конкурентами.
Сейчас в стране развиваются новые направления: туризм, индустрия моды, биомедицина, гастрономия и информационные технологии.
Видео: экономика Скандинавских стран
Динамика ВВП Швеции
В экономике страны наблюдается стабильный рост с 1950 года. Это видно по ежегодно растущему уровню ВВП Швеции.
Небольшие спады периодически случаются, но правительство всегда принимает меры по стабилизации ситуации.
До 1980 г.
Изменения в экономике начались после окончания Второй мировой войны, когда европейским государствам требовалось восстановить всё разрушенное.
Все производства стали работать на экспорт, продавая соседним странам руду, лес, оборудование и транспорт.
Уже к 60-м годам рост экономики достиг таких быстрых темпов, что Швеция стала страной с самым высоким ВВП на душу населения.
Но к 70-м годам произошёл спад из-за сокращения экспорта. Импорт стал превышать экспорт, появилась необходимость сократить все расходы внутри государства.
К нефтяному кризису 1973-77 гг. рост валового продукта заметно снизился.
1980-2020 гг.
В начале 1980-х в Швеции произошла сильная девальвация кроны, за чем последовал быстрый рост экспорта продукции.
Это привело к усилению экономики страны, но одновременно возросли зарплаты и повысились цены. Затраты в промышленной сфере сильно выросли, что могло привести к еще одному кризису.
Правительство не смогло урегулировать цены и сдерживать повышение заработных плат в Швеции. Из страны начали уходить инвесторы, а центральному банку пришлось повышать ставки.
Спрос и производство сократились, вырос уровень безработицы. Экономика в 1991-94 годах сильно пострадала, а ВВП уменьшился.
Это привело к снижению цен на шведские продукты на зарубежных рынках. Страна вновь увеличила экспорт. Объём ВВП Швеции начал увеличиваться.
К концу 90-х темпы роста шведской экономики были больше, чем среднее значение в Европейском союзе. Такая ситуация наблюдались вплоть до финансового кризиса 2008 года, из-за которого резко снизился экспорт.
В 2009 валовый продукт стал меньше на 5%. Уровень безработицы повысился.
Но уже в 2010 экономика страны начала укрепляться. В последние годы динамика шведского ВВП положительная.
В 2021 году
По состоянию на 2021 год объём внутреннего валового продукта Швеции составил $551,03 млрд, что больше показателя прошлого года на 2,4%.
Структура шведского ВВП
Основную долю шведского ВВП составляют частные компании – на них приходится около 80% оборота, тогда как на государственные всего 20%.
Доля сельского хозяйства в общем объёме валового продукта Швеции снижается каждый год. Сейчас она составляет менее 2%.
Почти 50% в структуре ВВП Швеции приходится на сферу услуг, на промышленность – около 18%, на транспорт и торговлю по 12%.
Доля налогов
Налоговые поступления составляют около 5% от общего объёма ВВП. Из них большая часть приходится на налоги на производство и импорт.
Сравнение ВВП в Швеции и других странах
Она опережает соседнюю Норвегию, которая находится на 48-м месте, Данию на 59-м и Финляндию на 61-м. Размер шведского ВВП за 2018 год составил $538 млрд.
По ВВП на душу населения Швеция находится на 12-м месте, уступая Норвегии на 4-м и Дании на 10-м, но обогнав Финляндию на 14-м месте. Показатель выше, чем в среднем по Европе.
Прогнозы экономистов
В последние годы в шведской экономике наблюдался стабильный рост. ВВП каждый год увеличивался в среднем на 2,5%.
На текущий год прогноз составлял 1,9%, но уже после первого полугодия экономисты сделали корректировку на 1,3%. Это связано с уменьшением инвестиций в строительные проекты по отношению к 2017 и 2018 годам.
В Швеции в последние годы наблюдается очень низкая инфляция. Индекс потребительских цен почти не меняется с 2008 года. Это влияет на падение курса шведской кроны.
Всё это может временно замедлить экономический рост страны. Однако, учитывая, что Швеция активно развивает новые отрасли и цифровые технологии, в ближайшем будущем резкого снижения ВВП не предвидится.
Объем ВВП в Швеции составил 531 USD млрд. в 2021 году. Статистика по темпу роста ВВП, изменению на душу населения. Структура ВВП Швеции: от с/х, промышленности и услуг.
- Последние данные по ВВП в Швеции (USD млрд.)
- Какой объем ВВП Швеции?
- Понятие ВВП
- Объем ВВП в Швеции по премьер министрам
- ВВП Швеции (1950 — 2018 гг., в млн. крон)
- Последние данные по Годовому темпу роста ВВП в Швеции (%)
- Какой годовой темп роста ВВП в Швеции?
- ВВП Швеции (1960 — 2018 гг., в млрд. долл. США)
- 1950 — 1960 гг. Европа застраивается после войны
- Структура шведского ВВП
- Доля налогов
- Сравнение ВВП в Швеции и других странах
- Прогнозы экономистов
- 2006 — 2007 гг. Бум в Швеции
Последние данные по ВВП в Швеции (USD млрд.)
Какой объем ВВП Швеции?
- Объем Внутреннего Валового Продукта в Швеции упал до 531 USD млрд. в 2019. Максимальный объем достигал 587 USD млрд., а минимальный 15.82 USD млрд..
- Данные публикует Ежегодно Всемирный банк.
531 | 2019 | 06.03.2020 |
551 | 2018 | 02.07.2019 |
538.04 | 2017 | 06.07.2018 |
511 | 2016 | 11.08.2017 |
495.69 | 2015 | 31.12.2015 |
573.82 | 2014 | 31.12.2014 |
578.74 | 2013 | 31.12.2013 |
543.88 | 2012 | 31.12.2012 |
Понятие ВВП
ВВП – один из показателей в экономике, которым исчисляется итоговая стоимость всех продуктов и услуг, произведённых в стране. Период исчисления – год, итоговая сумма считается в ценах текущего периода.
При расчёте учитываются продукты, произведённые для внутреннего использования и на экспорт.
С помощью этой величины можно дать качественную оценку хозяйственной деятельности в стране, проанализировать её национальный доход и активность всех субъектов.
Этот показатель указывает на рост или падение уровня экономического развития. На основе данных за несколько лет можно проследить динамику.
Объем ВВП в Швеции по премьер министрам
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Челль Лёвен | 03.10.2014 – | 573.8200 | 511.0000 | 573.8200 | 495.6900 | -10.95% |
Йон Рейнфельдт | 06.10.2006 – 03.10.2014 | 420.0300 | 578.7400 | 578.7400 | 420.0300 | 37.79% |
Ханс Перссон | 22.03.1996 – 06.10.2006 | 288.1000 | 389.0400 | 389.0400 | 239.9200 | 35.04% |
Йёста Карлссон | 07.10.1994 – 22.03.1996 | 226.0800 | 264.0500 | 264.0500 | 226.0800 | 16.79% |
ВВП Швеции (1950 — 2018 гг., в млн. крон)
В 2018 году ВВП Швеции составил 4 790 748 млн. крон (551,032 млрд. долл. США), увеличившись на 2,3% по сравнению с предыдущим годом. ВВП Швеции на душу населения составил 471 тыс. крон (54 112 долл. США). В целом экономика Швеции устойчиво растет с 1950 года.
Год | ВВП | Рост ВВП |
---|---|---|
1950 | 36093 | |
1951 | 44396 | 2.6 |
1952 | 48284 | 1.5 |
1953 | 49920 | 3.5 |
1954 | 52992 | 6 |
1955 | 56848 | 2.8 |
1956 | 61748 | 3.3 |
1957 | 65875 | 2.3 |
1958 | 69547 | 2.4 |
1959 | 73990 | 5.3 |
1960 | 80384 | 3.5 |
1961 | 87280 | 5.5 |
1962 | 94614 | 4.2 |
1963 | 102388 | 5.3 |
1964 | 114124 | 6.8 |
1965 | 125643 | 3.9 |
1966 | 136782 | 2.2 |
1967 | 148542 | 3.4 |
1968 | 157554 | 3.6 |
1969 | 170927 | 4.9 |
1970 | 191198 | 6.9 |
1971 | 206888 | 1 |
1972 | 226497 | 2.3 |
1973 | 252263 | 4 |
1974 | 285446 | 3.3 |
1975 | 334900 | 2.5 |
1976 | 379127 | 1.2 |
1977 | 412739 | -1.4 |
1978 | 459717 | 1.7 |
1979 | 515302 | 3.8 |
1980 | 584413 | 1.7 |
1981 | 638634 | -0.3 |
1982 | 699524 | 1.4 |
1983 | 784825 | 2.1 |
1984 | 881974 | 4.3 |
1985 | 959717 | 2.3 |
1986 | 1049286 | 2.9 |
1987 | 1135409 | 3.3 |
1988 | 1241401 | 2.5 |
1989 | 1373535 | 2.5 |
1990 | 1514857 | 0.8 |
1991 | 1624458 | -1 |
1992 | 1627077 | -1 |
1993 | 1634131 | -2 |
1994 | 1744433 | 4.1 |
1995 | 1883562 | 4 |
1996 | 1932025 | 1.5 |
1997 | 2019261 | 2.9 |
1998 | 2121037 | 4.2 |
1999 | 2237854 | 4.5 |
2000 | 2380358 | 4.7 |
2001 | 2478130 | 1.6 |
2002 | 2569876 | 2.1 |
2003 | 2677446 | 2.4 |
2004 | 2805115 | 4.3 |
2005 | 2907352 | 2.8 |
2006 | 3099081 | 4.7 |
2007 | 3297053 | 3.4 |
2008 | 3387599 | -0.6 |
2009 | 3288509 | -5.2 |
2010 | 3519994 | 6 |
2011 | 3656577 | 2.7 |
2012 | 3684800 | -0.3 |
2013 | 3769909 | 1.2 |
2014 | 3936840 | 2.3 |
2015 | 4199860 | 4.2 |
2016 | 4404802 | 3.2 |
2017 | 4599633 | 2.3 |
2018 | 4790748 | 2.3 |
Последние данные по Годовому темпу роста ВВП в Швеции (%)
Какой годовой темп роста ВВП в Швеции?
- Годовой темп роста ВВП в Швеции упал на 2.2 % в четвертом квартале 2020. Максимальный рост достигал 7.5 %, а минимальный -7.7 %
- Данные публикует Ежеквартально Управление Статистики.
-2.2 | 4 кв./20 | 01.02.2021 |
-2.5 | 3 кв./20 | 05.11.2020 |
-7.7 | 2 кв./20 | 05.08.2020 |
0.4 | 1 кв./20 | 05.05.2020 |
0.8 | 4 кв./19 | 28.02.2020 |
1.6 | 3 кв./19 | 29.11.2019 |
1 | 2 кв./19 | 29.10.2019 |
2.1 | 1 кв./19 | 29.05.2019 |
ВВП Швеции (1960 — 2018 гг., в млрд. долл. США)
Год | ВВП (в млрд. долл. США) |
---|---|
1960 | 14.843 |
1961 | 16.147 |
1962 | 17.511 |
1963 | 18.954 |
1964 | 21.137 |
1965 | 23.260 |
1966 | 25.302 |
1967 | 27.463 |
1968 | 29.143 |
1969 | 31.649 |
1970 | 37.597 |
1971 | 41.026 |
1972 | 48.318 |
1973 | 58.633 |
1974 | 65.155 |
1975 | 81.808 |
1976 | 88.201 |
1977 | 93.241 |
1978 | 103.085 |
1979 | 121.783 |
1980 | 140.245 |
1981 | 128.001 |
1982 | 112.894 |
1983 | 103.650 |
1984 | 107.782 |
1985 | 112.640 |
1986 | 148.542 |
1987 | 180.631 |
1988 | 204.297 |
1989 | 215.116 |
1990 | 258.443 |
1991 | 270.665 |
1992 | 280.626 |
1993 | 210.186 |
1994 | 226.334 |
1995 | 264.344 |
1996 | 288.455 |
1997 | 264.834 |
1998 | 267.224 |
1999 | 271.177 |
2000 | 260.159 |
2001 | 240.284 |
2002 | 264.346 |
2003 | 331.531 |
2004 | 382.153 |
2005 | 389.488 |
2006 | 420.541 |
2007 | 488.398 |
2008 | 514.585 |
2009 | 430.114 |
2010 | 488.909 |
2011 | 563.797 |
2012 | 544.482 |
2013 | 579.361 |
2014 | 574.413 |
2015 | 498.118 |
2016 | 512.205 |
2017 | 535.607 |
2018 | 551.032 |
1950 — 1960 гг. Европа застраивается после войны
После окончания Второй мировой войны в 1945 году началась реконструкция Европы. Это обеспечило высокий спрос на шведское оборудование, транспортные средства, лесоматериалы и руду. Все это дало толчок к увеличению экспорта страны.
Структура шведского ВВП
Основную долю шведского ВВП составляют частные компании – на них приходится около 80% оборота, тогда как на государственные всего 20%.
Доля сельского хозяйства в общем объёме валового продукта Швеции снижается каждый год. Сейчас она составляет менее 2%.
Почти 50% в структуре ВВП Швеции приходится на сферу услуг, на промышленность – около 18%, на транспорт и торговлю по 12%.
Доля налогов
Налоговые поступления составляют около 5% от общего объёма ВВП. Из них большая часть приходится на налоги на производство и импорт.
О налогах и перспективе развития бизнеса в Швеции можно узнать по ссылке.
Сравнение ВВП в Швеции и других странах
Она опережает соседнюю Норвегию, которая находится на 48-м месте, Данию на 59-м и Финляндию на 61-м. Размер шведского ВВП за 2018 год составил $538 млрд.
По ВВП на душу населения Швеция находится на 12-м месте, уступая Норвегии на 4-м и Дании на 10-м, но обогнав Финляндию на 14-м месте. Показатель выше, чем в среднем по Европе.
Прогнозы экономистов
В последние годы в шведской экономике наблюдался стабильный рост. ВВП каждый год увеличивался в среднем на 2,5%.
На текущий год прогноз составлял 1,9%, но уже после первого полугодия экономисты сделали корректировку на 1,3%. Это связано с уменьшением инвестиций в строительные проекты по отношению к 2017 и 2018 годам.
В Швеции в последние годы наблюдается очень низкая инфляция. Индекс потребительских цен почти не меняется с 2008 года. Это влияет на падение курса шведской кроны.
Всё это может временно замедлить экономический рост страны. Однако, учитывая, что Швеция активно развивает новые отрасли и цифровые технологии, в ближайшем будущем резкого снижения ВВП не предвидится.
Согласно докладу, самая большая доля налогов в ВВП в 2013 году была в Дании (48,6%), Франции (45%) и Бельгии (44,6%). Самая маленькая - в Мексике (19,7%), Чили (20,2%) и Корее (24,3%). (см. диаграмму).
Традиционно высокая налоговая нагрузка в стране обеспечивает ее жителям высокий уровень жизни. Высокая доля налогов в ВВП дает стране возможность предоставлять социальные услуги высокого уровня и модернизировать инфраструктуру.
Среди стран, входящих в организацию, наблюдается общая тенденция на увеличение налоговой нагрузки. Самый значительный прирост по итогам 2013 года зарегистрирован в Португалии, Турции, Словакии, Дании и Финляндии, наибольшее сокращение - в Норвегии, Чили и Новой Зеландии. Всего из 30 стран, по которым есть данные об изменении нагрузки, в 20 - налоги увеличились, а в 9 сократились. Это связано с тем, что многие государства использовали снижение ставок для стимулирования бизнеса в период экономического спада 2008 года.
Сейчас налоговое бремя остается более чем на 3 процентных пункта ниже уровня 2007 года в трех странах - Исландии, Израиле и Испании. Наибольшее падение отмечено в Израиле - с 34,7% в 2007 году до 30,5% ВВП в 2013 году. Налоговое бремя в Турции увеличилось с 24,1% до 29,3% в период между 2007-м и 2013-м. "Сейчас уровень налогов в странах ОЭСР вернулся практически на прежний уровень, который наблюдался до кризиса 2008 года", - говорится в докладе организации.
В России налоговая нагрузка меньше, чем в странах ОЭСР: 33,3% - в РФ и 34,1% - в среднем по странам ОЭСР. "Но корректными были бы российские показатели, если выделить из них нефтегазовой доход. В этом случае налоговая нагрузка у нас находилась бы на уровне 27-28%. Таким образом, у нас налоговый режим в среднем мягче, чем в странах ОЭСР. Хотя и не намного. Это говорит о том, что Россия является частью сообщества стран ОЭСР, несмотря на то, что переговоры о нашем вступлении в эту организацию заморожены", - считает Рустам Темиргалиев, ведущий экономист Центра макроэкономических исследований при РАНХиГС.
Несмотря на схожесть размеров налоговой нагрузки, есть момент, в котором Россия проявляет свой "индивидуальный стиль". Это решение о заморозке налоговых ставок. В то время как большинство стран ОЭСР повышает нагрузку на бизнес, Россия принимает решение не увеличивать нагрузку в течение ближайших лет. А некоторые категории даже освободить от уплаты налогов.
"В Послании Федеральному Собранию президент четко заявил, что налоги не целесообразно увеличивать в течении четырех лет, - говорит Дмитрий Кравченко, председатель Президиума Ассоциации молодых предпринимателей России. - Также, Владимир Путин заявил о введении долгожданной меры поддержки начинающих предпринимателей, а именно налоговых каникул на первые два года. Это единственная мера для предпринимателей, которая положительно зарекомендовала себя во многих развитых странах. Статистика в России является неутешительной. Примерно 80% новых предприятий закрывались в первый год деятельности. Хочется верить, что налоговые каникулы будут стимулировать развитие предпринимательства".
В России ниже европейских целый ряд налогов и сборов. "У нас низкий НДС, отсутствует налог с продаж, ниже социальные выплаты, - перечисляет Дмитрий Кравченко. - Средняя зарплата работника, например, во Франции - 10 тысяч евро. Но работодатель платит налог в 5 тысяч евро, а сотрудник - еще 2,5 тысячи евро. Итого, на руках у сотрудника остаются 2,5 тысячи евро. Российскому предпринимателю даже страшно представить, если его "нагрузят" такими налогами. Налог на имущество, на землю, на оборудование - в Европе в разы выше. Вместе с тем кредиты для бизнеса, например, в Бельгии, можно взять под 2-3% годовых. Мы же берем под 20%".
В своем докладе ОЭСР дает рекомендации по совершенствованию налогообложения. В частности, в нем говорится о необходимости отмены преференций по НДС. Так как ставка этого налога и так высока. За пять лет 21 страна, входящая в ОЭСР, подняла стандартную ставку НДС по крайней мере один раз. Среди стран ОЭСР, которые являются членами Европейского Союза, средняя стандартная ставка НДС составляет 21,7%, что значительно выше среднего показателя по ОЭСР. По мнению ОЭСР, расширение налоговой базы по НДС за счет устранения льготных ставок и освобождения от уплаты налога может позволить странам увеличить сборы этого налога без повышения стандартной ставки и при этом сократить расходы на администрирование НДС.
Как в стране сочетается высокий уровень благополучия населения и самые высокие налоговые ставки в мире? Пожалуй, дело в том, что в Швеции успешно соблюдается так желаемый всеми баланс. Поддержка государства обеспечивается, экономика стабильно развивается, а налоги без пререканий платятся, потому что идут на здравоохранение, образование и высокие пенсии.
За шведами закрепилась слава исправных налогоплательщиков, а к налоговой службе привыкли относиться с уважением. Получается, что налоги в Швеции, являясь одними из самых высоких в мире, не воспринимаются населением как серьезная проблема или угроза благосостоянию.
Быстрый переход:
БЫСТРЫЙ ПЕРЕХОД:
КРАТКАЯ СВОДКА
Принцип налогообложения прибыли
Подоходный налог
Налог на прибыль
Социальный налог
Официальный сайт налогового органа
Подоходный налог (налог на доходы физических лиц)
Налоги в Швеции платят все лица, получающие доход. И поскольку в Швеции осуществляется прогрессивное налогообложение, кто больше дохода получает, тот больше и платит налогов. Подоходный налог в Швеции взимается с различных источников дохода физических лиц, таких как трудовая деятельность, пенсии, проценты и дивиденды.
Также, налог на доходы в Швеции состоит из суммы ставок двух уровней: местного (коммунального) и государственного. Поэтому максимальная ставка подоходного налога в Швеции на сегодняшний день составляет 57.2%, а минимальная 0%.
Интересно:
Считается, что скандинавские страны делают большой акцент на налогообложении именно физических лиц, поэтому ставки подоходного налога такие высокие. В отношении юридических лиц, напротив, действует вполне стандартные ставки, которые являются далеко не самыми высокими в мире.
Налог на прибыль
Через все вопросы налогообложения красной нитью проходит вопрос резидентства. Это же касается и налога на прибыль. Компании-резиденты Швеции платят налог с общемировой прибыли, полученной от источников со всего мира. В то время нерезидентные компании платят налог на прибыль только в случае, если такая прибыль получена на территории или от источников на территории Швеции.
Стандартная ставка налога на прибыль организаций в Швеции составляет 21.4%. Однако к 2021 году Правительством было предложено снизить ставку корпоративного налога на прибыль до 20.6%.
Важно:
Ставка корпоративного налога на прибыль в Швеции может быть еще ниже, поскольку компании имеют возможность создавать вычитаемые для целей налогообложения годовые выделения средств для специальных целей (резервы) вплоть до 25% от прибыли.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
НДС («moms») в Швеции облагается большинство товаров и услуг, поставляемых на территории Швеции в рамках осуществления предпринимательской деятельности.
Для малого бизнеса есть определенный порог, до достижения которого можно не регистрироваться для учета НДС. Этот порог составляет SEK 30.000.
Стандартная ставка НДС составляет 25%, но для отдельных видов продуктов, отелей, услуг кемпинга, книг, журналов, а также культурных и спортивных событий действуют сниженные ставки: 12%, 6%, а в некоторых случаях и 0%.
Интересно:
Зарегистрироваться на НДС можно онлайн.
После регистрации будет получена выписка из реестра с присвоенным регистрационным номером плательщика НДС.
В выписке будет также указана информация о крайних сроках подачи НДС-деклараций.
Социальный налог
Работодатели в Швеции платят взносы, которые рассчитываются исходя из суммы выплаченных зарплат и пособий. Такие взносы работодателя обычно состоят из следующих сборов:
- пенсия по старости;
- пенсия по случаю потери кормильца;
- плата за страхование по болезни;
- плата за страхование родителей;
- плата за производственные травмы;
- сбор с рынка труда;
- общий налог на заработную плату.
Ставка социального налога может достигать 38.42% (из них 31.42% для компаний и 7% для работников).
Но иностранный работодатель, не имеющий постоянного места работы в Швеции, не платит общий налог на заработную плату, и в этом случае сборы составляют 19,8%.
Есть также еще одна интересная особенность в скандинавских странах: если сотруднику полагается социальное обеспечение в Норвегии или Финляндии, то там также необходимо выплачивать обязательные социальные взносы. Если же доход от работы по найму облагается налогом в Швеции, то в таком случае налогоплательщик имеет право вычесть из своей налоговой декларации размер социальных взносов, уплаченных в Норвегии или Финляндии.
Налог на прирост капитала
Налог на прирост капитала от процентов и дивидендов взимается по стандартной ставке 30%.
Важно:
Если из-за того, что вычеты превышают доход, имеется дефицит капитала, то налог на прирост капитала автоматически уменьшается в виде налоговой скидки. Снижение налога составляет 30% от дефицита до 100.000 шведских крон. Если дефицит больше, снижение налога произойдет на 21% на ту часть дефицита, которая превышает 100.000 шведских крон.
Иные налоги в Швеции
Помимо вышеназванных налогов, в Швеции также существует налог на недвижимое имущество.
Ставка налога зависит от оценочной стоимости недвижимого имущества и рассчитывается в индивидуальном порядке.
Интересно:
Для уплаты налогов в Швеции предпринимателям необходимо подавать отчетность, однако сделать это очень просто и удобно. Автоматизированный процесс, использование современных технологий, отсутствие бюрократии и очередей, — все это положительно влияет на образ налоговой службы в глазах шведов.
Более того, распространена практика, когда сотрудники налоговой службы самостоятельно присылают заполненную декларацию с подлежащей уплате суммой налога, а налогоплательщику достаточно ее просто подписать и уплатить налог.
Простота во всем упрощает жизнь в Швеции и в том числе в вопросах налогообложения.
Привлекательность Швеции с точки зрения налоговой нагрузки
Швеция является одной из стран с самыми высокими налоговыми ставками в мире, но к своим налоговым обязательствам шведы относятся почтительно, а налоговые органы уважают.
Страна с таким высоким уровнем жизни, как в Швеции, сама по себе обосновывает необходимость уплаты налогов, а потому, несмотря на невысокую привлекательность юрисдикции с точки зрения налоговой нагрузки, для местных жителей налоги являются необходимой частью жизни.
Если Вы планируете переезд в Швецию или хотите учредить компанию в Швеции, напишите нашим юристам для получения консультации по налогам. Мы будем рады помочь Вам с любым запросом!
Библиографическая ссылка на статью:
Бондаренко А.Ю. Сравнительный анализ налоговых систем Швеции и Российской Федерации, на примере налога на доходы физических лиц // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/05/34812 (дата обращения: 23.04.2021).
Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”
Уровень жизни людей напрямую зависит от проводимой налоговой политики государства, гражданами которого они являются. У каждой страны существуют свои особенности налогообложения, которые, в свою очередь, зависят от экономических, демографических, политических и социальных факторов. В связи с чем, необходимо сравнить страны с разным уровнем жизни и выявить факторы, влияющие на установление такого уровня жизни.
Проблематика данной темы заключается в эффективности федерального, регионального и местного налогообложения и распределения бюджета.
Цель данного исследования – изучить и сравнить системы налогообложения Швеции и Российской Федерации, а также выявить их особенности.
На современном этапе налоговой теории и практики существует множество классификаций налоговой политики государства. С учётом тематики данной статьи мы рассмотрим типы налоговой политики, представленные современным экономистом, профессором Поповой Л.В.[2, c.15]
Первый тип – высокий уровень налогообложения, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налоговой нагрузки.
Второй тип – низкая налоговая нагрузка, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика.
Третий тип – налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц. Компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.
Стоит заметить, что в условиях развитой экономики, любой из трёх типов налоговой политики, может быть успешно применен на практике. В рассматриваемых странах используется второй и третий типа налоговой политики (в России – второй, а в Швеции – третий).
В Швеции органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за правильностью и своевременностью начисления налогов и сборов, является Swedish Tax Agency (далее STA). Оно осуществляет те же самые функции что и российская Федеральная налоговая служба за исключением одного. Помимо основных своих обязанностей STA так же производит: [3, c.10]
- учет регистрации населения Швеции;
- регистрацию недвижимости физических лиц;
- учет миграции населения;
- выдачу свидетельств о рождении и решает вопросы завещаний.
Следует также отметить, что в России социальные пособия не облагаются налогом, тогда как в Швеции это широко применяется на практике.
Львиная доля поступлений в государственный бюджет Швеции происходит за счёт налога на доходы и прибыль физических лиц (59%), в то время как в России большая часть поступлений в федеральный бюджет идёт от уплаты таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых (19%) [5]. Данная ситуация обусловлена отсутствием у Швеции изобилия полезных ископаемых и высокими доходами у населения. В России же экономика страны функционирует большей частью за счёт добычи и экспорта полезных ископаемых, в том числе нефтепродуктов.
Если рассматривать различия налоговых ставок в системах налогообложения данных стран, то различия видны сразу. На основе данных налоговых органов стран, автором был проанализирован налог на доходы физических лиц. В Швеции используется прогрессивная шкала налогообложения без дифференциации по типу доходов, т.е. по мере роста доходов физических лиц, они облагаются большей налоговой ставкой, а именно:
- 0% – от 0 до 18 800 крон;
- 31% (7% государству и 24% муниципалитету) – от 18 800 до 433 900 крон;
- 31% + 20% – от 433 900 до 615 700 крон;
- 31% + 25% – более 615 700 крон.
В тоже время, в России размер ставки составляет в большинстве случаев 13%.
Ставка в размере 9% применяется в отношении доходов:
- от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;
- в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.
Ставка в размере 30% применяется в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых:
- в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов;
- от осуществления трудовой деятельности, указанной в статье 227.1 НК РФ, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;
- от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;
- от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов;
- от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов.
Ставка в размере 30% применяется в отношении доходов по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями статьи 214.6 НК РФ.
Ставка в размере 35% применяется в отношении следующих доходов:
- стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 НК РФ;
- процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в статье 214.2 НК РФ;
- суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в пункте 2 статьи 212 НК РФ;
- в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, в части превышения размеров, указанных в статье 214.2.1 НК РФ.
За последние 10 лет в Швеции наблюдается тенденция к понижению налоговой ставки. За этот период она была снижена на 3%. Причины такой высокой налоговой ставки в Швеции обуславливается многими факторами, в том числе:
- высокий уровень жизни и затраты на поддержание комфортной социальной среды в стране;
- высокий уровень оплаты труда у большей части населения страны.
В таблице 1 представлены абсолютные и относительные показатели НДФЛ по состоянию на 2012 г.[3,6]
Таблица 1. Показатели НДФЛ в России и Швеции в 2012 г.
Источник: составлено автором на основе статистического ежегодника Швеции и сайта Федеральной службы государственной статистики РФ.
На основе данных таблицы 1 можно сделать вывод о том, что, несмотря на значительную разницу в объемах ВВП (2029,8 млрд долл. США в России и 523,8 млрд долл. США в Швеции) и численности населения (143,056 млн человек и 9,556 млн человек соответственно), показатель собранной суммы НДФЛ в Швеции в абсолютном значении больше, чем в России (89,57 млрд долл. США против 73,745 млрд долл. США), что отражает как высокий уровень доходов шведов, так и высокую налоговую нагрузку, приходящуюся на их доходы. Налогоемкость НДФЛ в Швеции составляет 17,1%, что превышает налогоемкость НДФЛ в России в 5 раз – это свидетельствует о высокой значимости данного налога в Швеции. НДФЛ на душу населения в Швеции также превышает данный показатель в России (9373 и 515,5 долл. США, т.е. в 18 раз), что опять же свидетельствует о высоком уровне доходов населения Швеции. Тем не менее, шведы готовы исправно платить высокие налоги, обеспечивая себе достаточно высокий уровень жизни и социального обеспечения.
Таким образом, можно говорить о том, что типы применяемой налоговой политики в области обложения доходов физических лиц в сравниваемых странах оправданы, исходя из значительной разницы доходов и уровня жизни населения в данных странах.
Библиографический список
- Зарубежный опыт налогообложения и возможности его использования в российских условиях / В.А. Еремина // Вестник КГПУ им. В.П.Астафьева. – 2010г. №3 – C.269-274.
- Налоговые системы зарубежных стран: учеб.-метод. пособие / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина,Б.Г. Маслов. – М.: Дело и Сервис, 2010. – 368 с.
- Taxes in Sweden. An English Summary of Tax Statistical Yearbook of Sweden. 2013.
- Сайт Всемирного банка, статистическая отчетность [Электронный ресурс] – Режим Доступа: http://www.worldbank.org.
- Сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс] – Режим Доступа: http://info.minfin.ru/kons_doh.php.
- Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим Доступа: http://http://www.gks.ru.
Количество просмотров публикации: Please wait
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
© 2021. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».
Читайте также: