Доля налогов в ввп россии 2020

Опубликовано: 15.05.2024

Валовый внутренний продукт представляет собой стоимостное выражение всех произведенных за отчетный период товаров и услуг во всех отраслях экономики для потребления, накопления, экспорта. У ВВП есть четкая территориальная принадлежность: учитываются товары и услуги, произведенные на территории конкретной страны, вне зависимости от национальной принадлежности корпораций, заводов, человеческих ресурсов и т.д. Это главное отличие от другого макроэкономического показателя: валового национального продукта.

Структура ВВП по отраслям дает очень четкое представление о том, в каком состоянии находится тот или иной сегмент. Кроме того, анализ всех видов деятельностей и их доли в экономике позволяет вовремя обратить внимание на хорошо развивающиеся отрасли и увидеть те, которые по каким-то причинам проседают, и принять необходимые меры.

Нефтяной вопрос и состав ВВП России

Существует миф, согласно которому вся экономика России держится исключительно на добыче и продаже нефти. А в случае, если объемы снизятся или придется закрыть добычу, то страну ждет неминуемый экономический крах. Конечно, в этом есть зерно истины, которое должно двигать страну к диверсификации экономики – необходимо активно развивать и другие отрасли. Но истины здесь очень ограниченный процент.

Нельзя сказать, что экономика страны полностью зависит только от добычи полезных ископаемых. Кроме того, в результате пандемии активность многих предприятий стала меньше из-за невозможности работать в полную силу. Промышленность в июне 2020 года сохраняла высокие темпы падения. Предприятиям сейчас довольно сложно наращивать выпуск – покупательская способность населения заметно ниже, чем в прошлом году, спрос на многие товары упал. По итогам второго квартала российская промышленность сократилась на 8,5%.

Добыча полезных ископаемых к маю 2020 года упала еще на 3,1%. Основная причина этого падения – сокращающиеся объемы добычи нефти согласно соглашения ОПЕК+. Если сравнивать с добычей в 2019 году, то объемы упали на 16,4%.

Планируется, что уже в сентябре начнется плавный подъем к привычным объемам и уровень добычи восстановится. Это связано с восстановлением привычного количества авиаперелетов и повышением спроса на моторное топливо.

После уверенного роста во всех сферах в начале года и умеренного роста в марте в апреле и мае стал наблюдаться отрицательный рост. Обрабатывающие отрасли сократились на 10% к тому же периоду в прошлом году. В марте и апреле резко упал спрос на потребительские товары, поэтому доходы предприятий сферы услуг сократились в несколько раз. Больше других пострадали гостиницы, салоны красоты, парикмахерские, предприятия общественного питания.

Состав ВВП России

Годовой темп роста ВВП по состоянию на 2 квартал 2020 года составил -8,5%, данные были зафиксированы 11.08.2020 года. Темп роста на 1 квартал составляет 0,3%. ВВП на душу населения ППС находится на уровне 27 044 долларов США.

424 млрд руб/ 6.033 млрд долларов США

709 млрд руб/ 10.089 млрд долларов США

2333 млрд руб/ 33.197 млрд долларов США

от горнодобывающей промышленности

1908 млрд руб/ 27.15 млрд долларов США

1650 млрд руб/ 23.478 млрд долларов США

1357 млрд руб/ 19.309 млрд долларов США

от коммунальных услуг

624 млрд руб/ 8.879 млрд долларов США


Структура ВВП по видам экономической деятельности

Каждый год Федеральная служба государственной статистики (Росстат) открыто публикует отчет о структуре валового внутреннего продукта по видам экономической деятельности.

Добыча полезных ископаемых

Оптовая торговля, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

Транспортировка и хранение

Деятельность финансовая и страховая

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

Чистые налоги на продукты и импорт

Предлагаем также ознакомиться со структурой ВВП по видам экономической деятельности за I квартал 2021 года.

Структура ВВП по видам экономической деятельности 2021
Валовой внутренний продукт I кв.
Сельское, лесное и рыбное хозяйство 1,9
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров 10,4
Обрабатывающая промышленность 13,4
Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование 2,8
Водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов 0,4
Строительство 3,2
Оптовая и розничная торговля; ремонт моторных транспортных средств и мотоциклов 12,4
Транспорт и складирование 5,9
Услуги по проживанию и питанию 0,7
Информация и связь 2,0
Финансовая и страховая деятельность 4,4
Операции с недвижимым имуществом 9,5
Профессиональная, научная и техническая деятельность 3,6
Административная деятельность и дополнительные услуги в данной области 2,0
Государственное управление и оборона, обязательное социальное обеспечение 8,1
Образование 3,3
Здравоохранение и социальные услуги 3,4
Искусство, развлечения и отдых 1,0
Предоставление прочих видов услуг 0,5
Деятельность домашних хозяйств, нанимающих домашнюю прислугу и производящих товары и услуги для собственного потребления 0,6
Чистые налоги на продукты 10,3

Структура ВВП по отраслям

Чтобы понять, как меняется структура валового внутреннего продукта, стоит посмотреть, как идет производство по отраслям. Тогда становится понятно, какие сферы развиваются, а какие терпят кризис в последнее время. Данные за 2020 год появятся после его завершения, так как в середине года снять отчетность и проверить информацию довольно сложно, а в некоторых отраслях это вообще невозможно сделать в середине года.

Индекс физического объема ВВП 2015 - 2019 гг в текущих ценах и в процентах
2015 2016 2017 2018 2019
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 102,9 101,8 101,5 100,9 100,6
Добыча полезных ископаемых 101,0 101,9 101,6 102,3 102,0
Обрабатывающие производства 99,1 101,1 104,4 101,9 101,3
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 98,7 102,6 98,5 102,3 98,7
Строительство 98,0 101,6 98,6 102,5 100,0
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 93,2 96,1 101,1 102,1 101,4
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 97,4 95,6 102,2 104,7 102,2
Транспортировка и хранение 99,3 102,4 100,0 102,0 100,4
Финансовая и страховая деятельность 93,6 108,4 100,6 109,1 109,4
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 100,3 100,5 103,2 102,6 99,8
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 111,7 103,2 103,1 103,9 93,7
Образование 101,0 99,1 101,3 101,3 101,3
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 99,4 99,7 100,3 100,9 100,6
Предоставление прочих видов услуг 106,8 110,2 104,8 103,8 98,1
Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления 99,0 98,0 98,0 98,0 98,0
Чистые налоги на продукты 94,6 99,1 101,7 103,1 100,8
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 88,0 109,0 98,6 100,3 95,7
Деятельность профессиональная, научная и техническая 95,8 94,4 102,8 102,2 104,6
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение 99,5 101,2 103,4 101,2 101,0
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений 106,4 97,7 104,2 108,6 105,4
Деятельность в области информации и связи 99,9 96,7 103,6 104,7 103,4


Наибольший вклад по итогам 2019 года в экономику нашей страны внесли такие отрасли:

  • финансовая и страховая деятельность – 109,4%;
  • профессиональная, научная и техническая деятельность – 104,6%;
  • культура, спорт, организация досуга и развлечений – 105,4%;
  • область информации и связей – 103,4%;
  • деятельность гостиниц и предприятий, которые предоставляют общественное питание – 102,2%.

Можно сделать вывод, что в ВВП добыча нефти и других полезных ископаемых не занимает самое важное место. Эта отрасль, несомненно, довольно важная, но не является единственной и самой крупной из всех.

В таблице представлена структура валового внутреннего продукта по отраслям экономики в текущих ценах и в % к итогу.

В том числе

III квартал

Валовой внутренний продукт в основных ценах

100

100

100

100

100

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

добыча полезных ископаемых

обеспечение электрической энергией, газом и паром;

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов,

деятельность по ликвидации загрязнений

торговля оптовая и розничная;

транспортировка и хранение

деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

деятельность в области информации и связи

деятельность финансовая и страховая

деятельность по операциям с недвижимым имуществом

деятельность профессиональная, научная и техническая

деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

предоставление прочих видов услуг

деятельность домашних хозяйств как работодателей;

недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления

Такой отчет делают поквартально. В нем заметны колебания по сезонности той или иной отрасли, которые обязательно необходимо учитывать при анализе. Так, доля сельского хозяйства в статистике ВВП России в первом квартале любого года меньше, чем в четвертом. В то же время, туризму также присуща сезонность, однако доля гостиниц и ресторанов не меняется от квартала к кварталу, и на протяжении всего 2015 и 2016 года составляла 0,9%. Кроме того, по этим же отраслям делают и другие отчеты: по заработной плате, доходам и расходам и т.д.

Для улучшения статистики ВВП России аналитики постоянно разрабатывают новые программы, учитывая ситуацию внутри страны и принимая во внимание внешние факторы. Так, одной из главных задач по развитию экономики является увеличение доли МСП (малых и средних субъектов предпринимательства). Эффективный малый бизнес всегда хорошо влияет на экономику страны, поэтому его надо целенаправленно развивать, чтобы улучшить обстановку в той или иной отрасли. Вместе с этим банки предлагают ряд выгодных кредитов для бизнеса.

Как на экономику повлиял коронавирус

На экономику России, как и на экономику большинства других стран, он повлиял довольно негативно. Сильно пострадали отдельные сектора, такие как гостиничное дело и предприятия общественного питания – некоторые из них не смогут восстановиться и открыться вновь. Довольно много заведений малого бизнеса уже никогда не откроется снова, так как не справится с необходимостью оплаты постоянных расходов без доходов.

По оценкам экспертов, из-за пандемии ВВП России может упасть на 10-20%, среднегодовая цена на нефть при этом не превысит 25 долларов США.

Кроме того, во время любого кризиса начинается отток капитала. Люди не торопятся вкладывать деньги в предприятия других стран, если там не стабильная ситуация. Во время кризиса капитал «утекает» в самые развитые страны, а Россия пока к ним не относится.

Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться стране – изоляция. Во время пандемии люди были вынуждены сидеть дома. Для бизнеса это максимально губительно – невозможно строить планы, никакой поддержки от государства ждать не приходится.

В перечень пострадавших от коронавируса вошли:

  • предприятия розничной торговли непродовольственными товарами;
  • транспортная деятельность – перевозка пассажиров, грузов;
  • предприятия культуры, организация досуга и развлечений – музеи, зоопарки, концерты, кинотеатры, народные промыслы, анимация, выставки;
  • физкультурные заведения – фитнес залы, спортзалы, санатории и курорты;
  • туризм полностью;
  • общепит полностью;
  • гостиничный бизнес;
  • дополнительное образование взрослых и детей;
  • бытовые услуги населению – стирка, уборка, готовка, химчистка, ремонт, салоны красоты, парикмахерские и прочее.

Как повлияло падение цен на нефть

Как мы уже говорили выше, это оказалось еще одним серьезным ударом для экономики страны. Если до этого он был профицитным, то теперь стал дефицитным. Правительству пришлось отложить огромную масштабную программу по инвестициям в экономику.

Падение цены привело к падению рубля и продолжает угрожать серьезными темпами инфляции. Это крупнейший нефтяной кризис с 1991 года.

Все зависит от того, как будут развиваться события дальше. Если ситуация будет оставаться на этом уровне до конца года, а нефть не вернется к цене выше 42 долларов за баррель, то ущерб для экономики будет огромным. Вырастет инфляция, а значит – цены на продукты. При этом многим компаниям, особенно, нефтедобывающим, придется ужимать свои расходы и пересматривать бюджеты.

Экономика нашей страны остается газо- и нефтезависимой. Поэтому длительная цена в районе 20-25 долларов за баррель превращает экономику в дефицитную и создает проблемы.

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Какие налоги повысились в 2019 году?

Какие налоги повысятся с 2020 года?

Рост поступлений налогов и их собираемость

2.jpg

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.
Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

3.jpg

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость - с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

4.jpg

Основными причинами закрытия стали:

  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.
Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Данная таблица применяется в 2019 году (обновлена в мае 2019 г.).

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

Стремительное падение нефтегазовых доходов и дополнительных нефтегазовых доходов не компенсирует относительно небольшой рост ненефтегазовых доходов.

Москва, 25 фев - ИА Neftegaz.RU. В 2020 г. доля нефтегазовых доходов бюджета России сократилась до 28% с 39,3% в 2019 г.

Об этом сообщается в аналитической записке Счетной палаты о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов за 2020 г.

Нефтегазовая игла

Доходы от нефти и газ в бюджете России чрезвычайно важны.
Предусмотрено даже деление на нефтегазовые доходы (в тч, дополнительные нефтегазовые) и остальные (ненефтегазовые) доходы.
Не в каждой стране есть такое деление доходов госбюджета.

В 2019 г. нефтегазовые доходы составляли около 7,924 руб/год, в 2020 г. - около 5,235 трлн руб/год.
То есть сократилась не только доля, но и объем нефтегазовых доходов.
Для любознательных напомним, что в 2018 г. нефтегазовые доходы вообще составили немыслимые ныне 9,018 трлн руб/год.
За 2 года доходы бюджета РФ от нефтегаза сократились почти на 3,8 трлн рублей!
Это очень много, если учесть, что экономика страны пока сидит на нефтегазовой игле.
Восполнить такое падение доходов госбюджета в нынешней ситуации невозможно.

Не порадовали и дополнительные нефтегазовые доходы (доходы с цены выше 42 долл США/баррель, шли в ФНБ по бюджетному правилу).
Вместо дохода 2,334 трлн. руб оказался убыток более 320 млрд рублей.
В 2018 г. дополнительные нефтегазовые доходы составили - более 4, 261 трлн руб/год, в 2019 г. - почти 2,957 трлн руб/год.
Это тоже невосполнимо.

Падение доходов было ожидаемо, поскольку отчеты Счетной палаты за 3 квартала 2020 г. уже семафорили об этом.
Тогда нефтегазовые доходы упали на 35,9% от 13,216 трлн рублей, что составило 64,2% от прогнозируемого на 2020 г. объема.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются:

  • от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья,газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
  • от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
  • от уплаты вывозных таможенных пошлин на газ природный;
  • от уплаты вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти;
  • от уплаты акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку;
  • от уплаты налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД).

Причины, можно сказать, объективные:

  • падение цен на нефть,
  • снижение добычи в рамках Венского соглашения ОПЕК + ,
  • снижение объемов экспорта природного газа,
  • пандемия коронавируса.

Счетная палата уточнила, что цена на нефть сорта Urals в апреле 2020 г. достигла исторического минимума (16,3 долл. США/барр.).

В целом за 2020 г. цена сложилась более чем на 1/3 ниже, чем в 2019 г. - 41,4 против 63,9 долл.
США/барр.

Есть и другие причины, связанные с изменением налогового и таможенного законодательства в рамках продолжения налогового маневра:

  • повышение ставки НДПИ и снижение ставки вывозной таможенной пошлины,
  • введение возвратного акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку,
  • введение налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья.
По сравнению с 2019 г. доля ненефтегазовых доходов бюджета в 2020 г. увеличилась на 11,3 п.п.

В 2019 г. показатель составлял 60,7% в 2019 г.

Справочно

Базовые показатели бюджета России на 2020 г:

  • 42,4 долл США/барр - цена отсечения за 1 баррель нефти сорта Urals;
  • 67-68 руб/долл США - прогноз по курсу валюты США;
  • 3% - уровень инфляции;
  • 112,863 трлн рублей - объем ВВП;
  • 20,379 трлн рублей - доход в госбюджете РФ;
  • 2,334 трлн. руб - дополнительные нефтегазовые доходы ;
  • 19,503 трлн. рублей - расходы в госбюджете;
  • 876,052 млрд. рублей - профицит госбюджета (что составляет 0,9-1% ВВП);
  • 64,4 млрд. долл США - уровень внешнего долга;
  • 3,323 трлн рублей - секретная часть расходов в госбюджете;
  • более 50 руб/л - стоимость бензина с 1 января;
  • 12 130 рублей - минимальный размер оплаты труда;
  • ≈ 40 тыс руб. - уровень средней заработной платы по РФ.

Вторая оценка ВВП за 2020 год в абсолютном выражении составила 106 967,5 млрд руб., индекс физического объема ВВП относительно 2019 года – 97,0%, индекс-дефлятор по отношению к среднегодовым ценам 2019 года – 100,9%.

Одновременно Росстат актуализировал оценки ВВП за I - III кварталы 2020 года и выполнил первую оценку ВВП за IV квартал 2020 года.

Производство ВВП

На снижение индекса физического объема ВВП за 2020 год повлияло падение мирового спроса на энергоресурсы и введение ограничительных мер, направленных на борьбу с коронавирусной инфекцией.

Снижение мирового спроса на энергоресурсы сказалось на сокращении добавленной стоимости в добывающей промышленности (-9,5%).

Значительно сократилась добавленная стоимость у предприятий сферы услуг: гостиниц и ресторанов (-24,5%), учреждений культуры и спорта (-11,4%), предприятий транспорта (-10,6%), организаций, оказывающих прочие услуги населению (-6,9,%).

Сохраняющийся спрос на банковские услуги, в том числе развитие электронных сервисов и ряд дополнительных услуг, включая инвестиционные счета и льготную ипотеку, обусловил увеличение добавленной стоимости в сфере финансов и страхования (+7,3%).

Во внутригодовой динамике самое глубокое падение наблюдалось во II квартале преимущественно за счет отраслей сервисной экономики, связанное с мерами воздействия по нераспространению коронавирусной инфекции: добавленная стоимость гостиниц и ресторанов сократилась относительно соответствующего периода прошлого года почти на половину (43,3%); организаций культуры и спорта более четверти (73,2%); транспорта (80,6%); торговли (86,9%); прочих услуг населению (82,1%).

В III квартале ситуация несколько улучшилась и снижение валовой добавленной стоимости отраслей замедлилось: деятельность гостиниц и ресторанов (79,6%); деятельность в области культуры и спорта (88,2%); транспорт (90,3%); торговля (98,7%); прочие услуги населению (92,8%).

Низкий индекс-дефлятор ВВП в 2020 году вызван падением мировых цен на энергоресурсы. Индекс-дефлятор валовой добавленной стоимости в добывающей промышленности составил 81,9%; в обрабатывающей промышленности – 99,9%.

Увеличение тарифов на коммунальные услуги сказалось на приросте индексов-дефляторов валовой добавленной стоимости предприятий, обеспечивающих электрической энергией, газом и паром (+2,9%), водоснабжением, водоотведением, утилизацией отходов (+6,2%).

Прирост индекса-дефлятора добавленной стоимости относительно прошлого года в здравоохранении (+12,3%), государственном управлении (+6,1%) и образовании (+6,0%) связан с ростом средней заработной платы на одного работника в этих отраслях.

Использование ВВП и ВВП по источникам доходов

На динамику ВВП в 2020 году относительно 2019 года повлияло снижение внутреннего конечного спроса (-4,4%) и рост чистого экспорта товаров и услуг за счет опережающего сокращения импорта (-12,0%) по сравнению с экспортом (-4,3%).

Расходы на конечное потребление сократились по сравнению с 2019 годом (-5,2%) за счет снижения расходов домашних хозяйств на конечное потребление (-8,6%), обусловленных падением потребительского спроса на непродовольственные товары и услуги.

Конечное потребление сектора государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, выросло по сравнению с 2019 годом (+4,0%) в основном за счет роста государственных расходов на здравоохранение и другие виды деятельности, связанные с борьбой с пандемией COVID-19.

Валовое накопление сократилось (-2,0%) вследствие снижения накопления основного капитала, включая ценности (-4,3%). Прирост запасов материальных оборотных средств увеличился преимущественно из-за роста производственных запасов у производителей, вызванных нарушением ритмичности производственных процессов вследствие ограничительных мероприятий по борьбе с пандемией.

В структуре использования ВВП доля чистого экспорта товаров и услуг сократилась с 7,7 % в 2019 году до 5,1% в 2020 году в связи с падением индексов цен на экспортируемые товары (по данным ФТС России, за 2020 года относительно 2019 года – на 19,7% преимущественно за счет продукции ТЭК). Доля расходов на конечное потребление увеличилась с 69,5% до 70,8%, валового накопления – с 22,8 % до 24,1%, в том числе валового накопления основного капитала – с 21,2% до 21,9%.

Внутригодовая динамика элементов ВВП в 2020 году находилась под влиянием ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19. Так, внутренний конечный спрос после резкого сокращения во II квартале 2020 г. относительно соответствующего квартала предыдущего года (-13,3%) во второй половине года постепенно стабилизировался: в III квартале падение составило 5,9%, в IV квартале – 0,9%.

В составе ВВП с точки зрения образования доходов по итогам 2020 года относительно 2019 года доля оплаты труда выросла с 46,3% до 49,2% при сокращении валовой прибыли с 42,4% до 39,8%. Доля чистых налогов на производство и импорт снизилась с 11,3% до 11,0%.

Увеличение доли оплаты труда в ВВП в 2020 году связано не только с ростом объемов выплат работникам здравоохранения и иных отраслей, участвующих в борьбе с пандемией, но и с поддержанием работодателями уровня оплаты труда практически во всех отраслях экономики при замедлении роста или сокращении добавленной стоимости.

Снижение доли чистых налогов на производство и импорт в ВВП, особенно во II и III кварталах, связано в том числе с ростом субсидий на производство, которые включают меры государственной поддержки бизнеса в связи с пандемией COVID-19.

Бюджет России на 2020-2022 годы - стимулы и риски

Проект бюджета 2020-2022 годов предполагает заметный рост расходов, способный оказать умеренную поддержку экономическому росту. При этом стабильность государственных финансов, заданная рамками бюджетного правила, не ставится под угрозу.

По оценкам Банка России и Министерства экономического развития, более медленное, чем в предыдущие годы, расходование бюджетных средств стало одной из причин замедления темпов роста российского ВВП в первом полугодии 2019 года. Данные об исполнении бюджета за первые 9 месяцев 2019 года фиксируют, что исполнено 65,9% запланированных расходов (в январе-сентябре 2017-2018 гг. доля превышала 68%). В расходах, предусмотренных в рамках исполнения национальных проектов, также пока фиксируется отставание от графика (рис. 1), и устойчивый тренд к ускорению данный расходов пока отсутствует (рис. 2). Сохраняется риск того, что запланированные расходы будут исполнены не полностью, что может стать одной из целого ряда причин, удерживающих темпы роста российской экономики вблизи 1% в 2019 году.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Мы хорошо помним кризисы прошлых лет и знаем их природу. Поэтому создали специальный тест, пройдя который вы узнаете, насколько готовы к новым потрясениям и сможете ли на них заработать.

Рис. 1. Исполнение бюджета по национальным проектам за первые 8 месяцев года (последние доступные данные)

Исполнение бюджета по национальным проектам за первые 8 месяцев года

Источник: Минфин, расчеты Нордеа

Рис. 2. Совокупные расходы в рамках исполнения национальных проектов

Совокупные расходы в рамках исполнения национальных проектов

Проект бюджета до 2022 года, представленный Минфином в конце сентября, формулирует приоритеты государственной политики на ближайшие 3 года. После периода бюджетной консолидации 2016-2018 годов, когда расходы бюджета в номинальном выражении оставались практически стабильными в условиях подстройки к изменившейся конъюнктуре нефтяного рынка, правительство вернулось к активному росту расходов с 2019 года (+9,5%), и данный тренд продолжится в 2020-2022 годах (в среднем +6% в год, рис. 3). В итоге экономика должна получить довольно заметный стимул со стороны бюджета, расходы которого вырастут с 16,1% ВВП в 2018 году до 17,3% ВВП в 2020 году. Медленное исполнение расходов бюджета в 2019 году может привести к переносу их части на 2020 год. Как следствие, эффект бюджетного стимулирования может быть сконцентрирован именно в 2020 году, что повышает вероятность увидеть темпы роста экономики ближе к 2% в 2020 году, что выше нашего текущего прогноза на уровне 1,5%

Рис. 3. Динамика доходов и расходов бюджета

Динамика доходов и расходов бюджета

Источник: Nordea, Macrobond

Структура расходов бюджета и темпы роста расходов бюджета по различным направлениям показывают приоритетные направления бюджетного стимулирования. В частности, наиболее сильно в 2019-2022 годах растут расходы бюджета на национальную экономику, здравоохранение, ЖКХ и на охрану окружающей среды (рис. 4). По всем перечисленным направлениям расходы растут более высоким темпом, чем в 2015-2018 гг, а также быстрее, чем расходы в среднем в 2019-2022 гг. Итогом такой ребалансировки расходов станет благоприятное для экономики снижение доли расходов на оборону, безопасность, обслуживание долга и социальную сферу с 67% в 2016 году до 62% в 2022 году. При этом расходы на образование, к сожалению, продолжат расти более медленными темпами, чем расходы в целом.

Рис. 4. Средние темпы прироста расходов федерального бюджета по различным направлениям

Средние темпы прироста расходов федерального бюджета по различным направлениям

Источник: Минфин, расчету Нордеа

Проект бюджета предполагает, что доходы в 2020-2022 гг. будут расти более медленными темпами, чем расходы, поскольку в основе бюджета лежит прогноз умеренного снижения цен на нефть до отметки в 55 долл./бар. к 2022 году. Сокращаться в % ВВП будут именно нефтегазовые доходы, что по сути приведет к уменьшению темпов сбережения нефтегазовых доходов в Фонде национального благосостояния (ФНБ), если динамика цен на нефть будет соответствовать прогнозной. Текущий период в бюджетной политике продолжает выгодно контрастировать с периодом между кризисами 2009 и 2014 гг., в течение которого существенно возросла зависимость бюджета от конъюнктуры нефтяного рынка, а рост цен на нефть приводил лишь к ограниченному росту размера суверенных фондов. Даже при прогнозируемом умеренном снижении цен на нефть в 2020-2022 гг. активность сбережений нефтегазовых доходов останется существенно выше той, что наблюдалась в период высоких цен на нефть в 2010-2014 гг. (рис. 5), что подтверждает сочетание консервативного подхода к бюджетной политике с целями по стимулированию экономического роста. Зависимость бюджета от нефтегазовых доходов продолжит сокращаться. В проект бюджета заложено снижение доли расходов, финансируемых за счет нефтегазовых доходов, до 26% к 2022 году с 28,5% в 2019 году, что существенно ниже пиковых значений в 47,5%, достигнутых в 2013 году.

Рис. 5. Структура доходов бюджета в % ВВП

Структура доходов бюджета в % ВВП

Источник: Nordea, Macrobond

В значительной степени снижение зависимости бюджета от конъюнктуры цен на нефть связано и с ростом ненефтегазовых доходов, который объясняется двумя факторами: 1) улучшением собираемости налогов в 2015-2016 гг., когда темпы роста поступлений ненефтегазовых доходов в бюджет заметно превышали темпы роста номинального ВВП и 2) повышением ставки НДС в 2019 году (рис. 6).

Рис. 6. Темпы роста ненефтегазовых доходов бюджета и номинального ВВП (в % к предыдущему году)

Темпы роста ненефтегазовых доходов бюджета и номинального ВВП

Источник: Nordea, Macrobond

На всем прогнозном горизонте ожидается сохранение профицита бюджета, который, тем не менее, будет сокращаться (с 0,8% ВВП в 2020 гг. до 0,2% ВВП в 2022 г.). В проект бюджета заложен прогноз роста Фонда национального благосостояния (ФНБ) до 12,6% ВВП к концу 2022 года с текущих 7.5%. При этом размер неликвидной части ФНБ сохранен на уровне 1,2% ВВП, то есть проект бюджета пока не предполагает изменения стратегии инвестирования средств Фонда, хотя данная тема периодически активно обсуждается.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Читайте также: