Доля налогов в ввп россии 2019

Опубликовано: 29.04.2024

От финансовой нагрузки на предприятия выигрывают только сырьевики и Минфин

За последние 10 лет налоги в несырьевом секторе выросли в 2,6 раза, а в сырьевом секторе – в 2,2 раза, подсчитали в Институте Столыпина, наблюдательный совет которого возглавляет уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Если в 2008 году одно предприятие несырьевого сектора в среднем выплачивало в казну 1,2 млн руб., то в 2018-м уже 3,2 млн. С 2008 по 2018 год количество таких предприятий сократилось на 12% – с 4,7 до 4,2 млн.

Больше всего фискальная нагрузка выросла в торговом секторе – в 4 раза (с 0,4 млн руб. до 1,6 млн), а количество предприятий в нем уменьшилось почти на 30% (с 1,8 до 1,3 млн). То есть почти все сокращение количества предприятий произошло за счет торговли.

«Наши данные показывают, что несырьевой сектор подвержен повышенной налоговой нагрузке по сравнению с компаниями, работающими в нефтегазовой и других добывающих отраслях. Сумма уплаченных налогов в расчете на одно предприятие без учета страховых взносов выросла за 10 лет в 2,6 раза в несырьевом секторе и только в 2,2 раза в сырьевом», – говорит директор Института экономики роста им. П.А. Столыпина Анастасия Алехнович.

Она отмечает, что все это время в правительстве говорили о необходимости снизить зависимость России от экспорта нефти и газа, перейти к новой несырьевой модели развития экономики. «На практике видно, что этого не происходит, в том числе из-за повышения налогов, которые мешают развиваться предприятиям и частным предпринимателям. Более того, доля несырьевого сектора в ВВП России в последние годы снижается, что еще больше показывает, что уйти от традиционной сырьевой модели экономики до сих пор не удалось», – говорит Алехнович.

Исследование института показало, что в структуре национального ВВП в 2018 году доля сырьевого сектора резко выросла – до 15,4%, тогда как в 2017 году она составляла 12,9%, в 2016-м – 11,4%. В целом за последнее десятилетие доля сырьевого сектора не превышала 12,9% в структуре ВВП.

В Минэкономразвития недавно рассказывали, что ухудшение экономических условий привело к закрытию почти 700 тыс. предприятий, точнее, зарегистрированных юридических лиц, которые часто существуют только на бумаге. При этом все предприятия, которые закрылись с середины 2018 по август 2019 года, относились к категории малого и среднего предпринимательства (МСП). По данным Федеральной налоговой службы, к началу сентября в России действовало 2,4 млн юрлиц, а за четыре года их число уменьшилось на 5,2%.

Эксперты считают, что к сокращению количества предприятий приводит не только непомерная налоговая нагрузка, но и более жесткое регулирование, а также современные технологии.

«Сокращается серая и нелегальная доля ВВП. В последние годы характерна ситуация, когда реально действующие предприятия не регистрируют большого количества своих дочерних компаний, как это делали раньше для «оптимизации» налогообложения. Кроме того, из-за развивающихся платежных технологий все больше предприятий и предпринимателей переходят на электронные, а следовательно, прозрачные платежи», – пояснил «НГ» инвестиционный менеджер компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.

Как бы то ни было, по его словам, налоговая нагрузка на предприятия в РФ относительно высокая, хотя в регионе есть страны, где налоги еще выше, – Таджикистан и Белоруссия.

«В России, по данным исследования PwC, основанного на данных Всемирного банка, общая налоговая нагрузка (на прибыль, труд, косвенные платежи) составляет 47,5% по итогам 2018 года. Для сравнения: средний мировой показатель составляет 40,5%, средний по региону (в который входят, например, Казахстан и Турция – 33,4%), а вот в Белоруссии и Таджикистане показатель гораздо выше российского – 52,9 и 66,2% соответственно)», – рассказывает Нигматуллин. По его мнению, российский уровень налогов весьма высок, к тому же правительство не сдерживает своих обещаний по неизменности фискальной системы, что также может приводить к сокращению числа бизнесов или уходу их в тень.

Что касается усиления налогового бремени в большей степени именно на несырьевой сектор, то, по мнению Нигматуллина, это может объясняться тем, что многое сырьевые компании с госучастием потенциально обладают повышенными лоббистскими возможностями, кроме того, снижение для них налогового бремени может быть «платой» за геополитическую нагрузку.

Эксперт также подчеркивает, что рост налоговых платежей во многом объясняется инфляцией. «90% роста налоговых платежей съедается инфляцией, – говорит Нигматуллин. – За 10 лет с 2008 года она составила 113%, следовательно, только за счет этого налоговые платежи выросли у компаний в 2,13 раза».

«За последние 10 лет налоговая нагрузка на российский бизнес выросла более чем вдвое, – подтверждает финансовый аналитик компании «БКС Премьер» Сергей Дейнека. – Это относится и к предприятиям сырьевого сектора, и к бизнесу несырьевых секторов, где рост налоговой нагрузки хотя и связан с трендом на обеление экономики, но только отчасти, и это не отменяет усиливающегося давления на предпринимателей со стороны растущей налоговой нагрузки».

При этом оценки, демонстрирующие меньший рост налогового давления на компании сырьевого сектора, могут не учитывать многие изменения, которые вводятся в отношении сектора «в моменте», говорит эксперт. «Недавно Минфин сделал временную надбавку к НДПИ (налог на добычу природных ископаемых. – «НГ»), который является основным налогом для нефтяников, постоянной. Это повышает давление на бизнес и наверняка скажется на инвестиционных программах компаний сырьевого сектора. В целом, по нашему мнению, речь идет о тотальном росте фискальной нагрузки, для сохранения бюджетного профицита и финансовой стабильности в целом даже в ущерб экономическому росту».

Хотя Минфин в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020–2022 годы обещал не менять в России в ближайшие три года налоговую политику, бизнесмены и эксперты пока с недоверием относятся к таким посылам. У всех слишком сильно засела в памяти история с налогом на добавленную стоимость (НДС). Еще в марте 2018 года первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов на встрече с президентом Владимиром Путиным говорил, что налоговое бремя в стране увеличивать не планируется, власти, мол, будут повышать собираемость существующих налогов. Но с 1 января 2019 года НДС был увеличен с 18 до 20%.

По данным Минфина, в 2018 году налоговая нагрузка выросла на 2,45 процентных пункта и превысила 32,7%, хотя за 2012–2017 годы она не опускалась ниже 28,5% ВВП (при расчете в ведомстве учитывают все налоги и сборы, таможенные пошлины, страховые взносы и прочие обязательные платежи).

Рост в 2018 году Минфин объясняет увеличением курса валют и коэффициента в формуле расчета ставки НДПИ при добыче нефти. Без учета налогов в нефтегазовом секторе фискальная нагрузка за год почти не изменилась – 23,7% ВВП в 2018 году. По данным ведомства, в среднем уровень нагрузки на экономику неналоговых платежей не превышает 1% ВВП. То есть с их учетом общая нагрузка превысила 33,5%.

Глава ВТБ Андрей Костин на днях назвал налоговое бремя на нефтегазовый сектор РФ чрезвычайно высоким и призвал государство подумать над дальнейшим совершенствованием налогообложения в отрасли. «Повысить эффективность новых месторождений, а также привлекательных инвестиций в новые проекты можно совершенствованием фискальной системы. Здесь последнее слово, конечно, за государством», – отметил он. А вице-премьер Юрий Трутнев заявил, что власти РФ планируют дать льготы для добычи нефти и газа на шельфе Арктики, в том числе в виде снижения НДПИ на 5% в течение 15 лет.

Что касается несырьевого сектора, то на защиту его значительной части опять стал Антон Силуанов. Налоговая нагрузка в России на малый бизнес не увеличится до 2024 года, заявил он на днях. «В течение шести лет, до 2024 года, никаких налоговых повышений не будет. Это однозначно, и эта позиция будет выдерживаться», – сказал Силуанов.

Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg

Минфин России с 2006 года публикует «нефтегазовые доходы» федерального бюджета, которые давно стали базовым индикатором углеводородной зависимости страны. В разные годы доля нефтегазовых доходов в бюджете, по данным Минфина, варьировалась от 36 до 51%, а по итогам прошлого года составила 46%.

Между тем оценка Минфина не включает в себя поступления общего характера от нефтегазовой отрасли, которые в зависимости от задачи такой оценки можно было бы отнести к «расширенным» нефтегазовым доходам, например от налога на прибыль нефтегазовых компаний или НДС в отрасли.

РБК решил посчитать нефтегазовые доходы в расширенном понимании. Оказалось, что сумма поступлений по всем налогам, акцизам и пошлинам от компаний по добыче нефти и газа превысила 10,5 трлн руб. по итогам 2018 года, то есть оказалась по меньшей мере на 17% больше оценки Минфина для федерального бюджета.

Нефтегазовые доходы в широком понимании составили больше трети всех доходов российской бюджетной системы (федерального бюджета, бюджетов регионов и социальных фондов), подсчитал РБК на основе данных Минфина, Казначейства и Федеральной налоговой службы (ФНС).

Что говорит Минфин

Оценку нефтегазовых доходов Минфин публикует в отчетах об исполнении бюджета. В эту сумму Минфин с 2008 года включает поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортных таможенных пошлин, а с 2019 года также платежи по новому налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД) и акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку.

  • За весь 2018 год, по данным Минфина, нефтегазовые доходы составили 9 трлн руб., или 46,3% всех доходов федерального бюджета;
  • За январь—июль 2019 года, по последним данным Минфина, нефтегазовые доходы составили 4,78 трлн руб., или 41,7% всех доходов федерального бюджета за этот период.

Нефтегазовые доходы Минфина важны для бюджетного правила, согласно которому на дополнительные доходы от нефти дороже $40 за баррель (в ценах 2017 года, они ежегодно индексируются на 2%) закупается валюта для пополнения государственных резервов.

Действительно, при оценке нефтегазовых доходов Минфин включает не все платежи, которые поступают в бюджет от нефтегазовой отрасли в целом — как в виде налогов и страховых взносов, так и в виде иных регулярных платежей, прокомментировала РБК руководитель практики оказания услуг по налоговому и юридическому консультированию компаниям нефтегазового сектора КПМГ в России и СНГ Виктория Тургенева.


Почему для Минфина расширение оценки невозможно

При этом нефтегазовые компании помимо платежей, которые учитывает Минфин, перечисляют в бюджет другие налоги и сборы, а также страховые взносы. Минфин не включает эти поступления в оценку в рамках бюджетного правила, поскольку их невозможно объективно и тем более оперативно оценить, пояснила РБК пресс-служба ведомства. Кроме того, поступления по всем налогам нельзя учитывать в рамках бюджетного правила, поскольку на эти поступления «оказывает влияние масса других факторов, кроме цены на нефть», подчеркивают в Минфине.

«В отличие от нефтяных налогов, где взаимосвязь с ценой прописана непосредственно в формуле платежа, разделить налог на прибыль на часть, полученную именно в связи с превышением цены на нефть базового уровня, невозможно. Соответственно, попытка учитывать их в бюджетном правиле привела бы к недостоверности и спорности оценок, попыткам манипулирования или необходимости в разы усложнить налоговую отчетность», — отмечается в комментарии Минфина.

Любопытно, что в 2006 году, когда Минфин внедрял понятие нефтегазовых доходов, первоначально было предложено включать в них больше платежей, в том числе как раз налог на прибыль и дивиденды нефтегазовых компаний. И, например, применительно к 2006 году первоначальная оценка давала на 19% больше, чем в итоге взятая Минфином за основу.

«Нужно понимать, что оценка Минфина демонстрирует доходы государства исключительно от добычи и последующего экспорта сырой нефти и газа без учета других видов деятельности. НДПИ, а это рентный налог, зависит от объема добычи и не учитывает финансовый результат — его легче и понятнее прогнозировать на основании планов по объему добычи углеводородного сырья», — объясняет Виктория Тургенева.

Доходы бюджета, не связанные с добычей нефти и газа, на 264,3 млрд руб. превысили прогноз, следует из корректировок федерального бюджета на 2019 год. «Обычно у нас нефтегазовые доходы всегда больше, ненефтегазовые — меньше. Так вот в этот раз наоборот», — отмечал первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов.

Однако 165,6 млрд руб. этого прироста обеспечило увеличение прибыли в нефтедобыче и нефтепереработке, которые Минфин не учитывает в составе нефтегазовых доходов, а также в металлургии.

Что показали расчеты РБК

РБК попытался получить расширенную оценку нефтегазовых доходов государственных бюджетов с учетом платежей, которые учитывает Минфин, а также прочих налогов и сборов и страховых взносов:

  • 10,567 трлн руб., по расчетам РБК, составил объем поступлений от добычи нефти и газа в консолидированный бюджет в 2018 году.

Как мы считали

Расширенная оценка всех нефтегазовых доходов бюджетной системы за 2018 год в дополнение к показателю Минфина включает поступления от акцизов (по данным Казначейства), налогов, сборов и страховых взносов от добычи сырой нефти и природного газа, по данным ФНС (кроме НДПИ, который уже учтен в оценке Минфина, и акцизов). Поскольку большинство нефтегазовых компаний — экспортеры и возмещают уплаченный НДС, учитывались только поступления по НДС на товары, реализуемые на внутреннем рынке. НДС поступает в федеральный бюджет, большая часть налога на прибыль — в бюджеты регионов, страховые взносы — во внебюджетные фонды.

При этом с учетом дивидендов расширенная оценка нефтегазовых доходов бюджета была бы еще больше: от «Газпрома» государство по результатам 2018 года получит почти 192,5 млрд руб. дивидендов, от «Роснефти» — 137,3 млрд руб.

  • Две трети дивидендов в федеральный бюджет поступает от крупнейших компаний нефтегазового сектора, сообщили РБК в Минфине.

По данным ФНС на 1 января 2019 года, добыча сырой нефти и природного газа обеспечила:

  • 97% всех поступлений налога на добычу полезных ископаемых — 5,96 трлн из 6,127 трлн руб. от НДПИ;
  • 15% доходов бюджета по налогу на прибыль — 600 млрд из 4 трлн руб.

Минфин так прокомментировал предложенную РБК оценку: «Налог на прибыль складывается из всей деятельности компании, и некорректно все эти средства относить только к нефтегазовому сектору».

К потенциальным уязвимостям расчетов также относится неопределенность относительно целесообразности учета нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей — включать ли налоги на эти компании. Если их включать, оценка может получиться неоправданно широкой. Кроме того, данные по НДС на 1 января 2019 года из отчетности ФНС носят не окончательный характер из-за того, что возмещение НДС всегда происходит с лагом. Наконец, РБК не учитывал вычеты, предоставляемые по акцизам на нефтепродукты: этой информации в отчетах Казначейства или ФНС обнаружить не удалось.

Налоговая нагрузка на добычу полезных ископаемых традиционно самая высокая. Нагрузка на предприятия по добыче топливно-энергетических ископаемых (нефть, газ и уголь) в России, по данным ФНС, выросла на 7,1 п.п. — с 45,4% в 2017-м до 52,5% в 2018 году.

При этом большинство нефтегазовых компаний возмещает уплаченный НДС за экспорт товаров. Отмена возмещения НДС экспортерам нефти и газа привела бы к росту цен и снижению конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках, пояснял ранее Минфин. ФНС публикует данные об уплате и возмещении НДС, но не ранжирует их по видам экономической деятельности, а в разрезе отдельных компаний они составляют налоговую тайну.

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Какие налоги повысились в 2019 году?

Какие налоги повысятся с 2020 года?

Рост поступлений налогов и их собираемость

2.jpg

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:

  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.
Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

3.jpg

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость - с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

4.jpg

Основными причинами закрытия стали:

  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.
Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Данная таблица применяется в 2019 году (обновлена в мае 2019 г.).

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

Валовый внутренний продукт представляет собой стоимостное выражение всех произведенных за отчетный период товаров и услуг во всех отраслях экономики для потребления, накопления, экспорта. У ВВП есть четкая территориальная принадлежность: учитываются товары и услуги, произведенные на территории конкретной страны, вне зависимости от национальной принадлежности корпораций, заводов, человеческих ресурсов и т.д. Это главное отличие от другого макроэкономического показателя: валового национального продукта.

Структура ВВП по отраслям дает очень четкое представление о том, в каком состоянии находится тот или иной сегмент. Кроме того, анализ всех видов деятельностей и их доли в экономике позволяет вовремя обратить внимание на хорошо развивающиеся отрасли и увидеть те, которые по каким-то причинам проседают, и принять необходимые меры.

Нефтяной вопрос и состав ВВП России

Существует миф, согласно которому вся экономика России держится исключительно на добыче и продаже нефти. А в случае, если объемы снизятся или придется закрыть добычу, то страну ждет неминуемый экономический крах. Конечно, в этом есть зерно истины, которое должно двигать страну к диверсификации экономики – необходимо активно развивать и другие отрасли. Но истины здесь очень ограниченный процент.

Нельзя сказать, что экономика страны полностью зависит только от добычи полезных ископаемых. Кроме того, в результате пандемии активность многих предприятий стала меньше из-за невозможности работать в полную силу. Промышленность в июне 2020 года сохраняла высокие темпы падения. Предприятиям сейчас довольно сложно наращивать выпуск – покупательская способность населения заметно ниже, чем в прошлом году, спрос на многие товары упал. По итогам второго квартала российская промышленность сократилась на 8,5%.

Добыча полезных ископаемых к маю 2020 года упала еще на 3,1%. Основная причина этого падения – сокращающиеся объемы добычи нефти согласно соглашения ОПЕК+. Если сравнивать с добычей в 2019 году, то объемы упали на 16,4%.

Планируется, что уже в сентябре начнется плавный подъем к привычным объемам и уровень добычи восстановится. Это связано с восстановлением привычного количества авиаперелетов и повышением спроса на моторное топливо.

После уверенного роста во всех сферах в начале года и умеренного роста в марте в апреле и мае стал наблюдаться отрицательный рост. Обрабатывающие отрасли сократились на 10% к тому же периоду в прошлом году. В марте и апреле резко упал спрос на потребительские товары, поэтому доходы предприятий сферы услуг сократились в несколько раз. Больше других пострадали гостиницы, салоны красоты, парикмахерские, предприятия общественного питания.

Состав ВВП России

Годовой темп роста ВВП по состоянию на 2 квартал 2020 года составил -8,5%, данные были зафиксированы 11.08.2020 года. Темп роста на 1 квартал составляет 0,3%. ВВП на душу населения ППС находится на уровне 27 044 долларов США.

424 млрд руб/ 6.033 млрд долларов США

709 млрд руб/ 10.089 млрд долларов США

2333 млрд руб/ 33.197 млрд долларов США

от горнодобывающей промышленности

1908 млрд руб/ 27.15 млрд долларов США

1650 млрд руб/ 23.478 млрд долларов США

1357 млрд руб/ 19.309 млрд долларов США

от коммунальных услуг

624 млрд руб/ 8.879 млрд долларов США


Структура ВВП по видам экономической деятельности

Каждый год Федеральная служба государственной статистики (Росстат) открыто публикует отчет о структуре валового внутреннего продукта по видам экономической деятельности.

Добыча полезных ископаемых

Оптовая торговля, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

Транспортировка и хранение

Деятельность финансовая и страховая

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

Чистые налоги на продукты и импорт

Предлагаем также ознакомиться со структурой ВВП по видам экономической деятельности за I квартал 2021 года.

Структура ВВП по видам экономической деятельности 2021
Валовой внутренний продукт I кв.
Сельское, лесное и рыбное хозяйство 1,9
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров 10,4
Обрабатывающая промышленность 13,4
Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование 2,8
Водоснабжение; канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов 0,4
Строительство 3,2
Оптовая и розничная торговля; ремонт моторных транспортных средств и мотоциклов 12,4
Транспорт и складирование 5,9
Услуги по проживанию и питанию 0,7
Информация и связь 2,0
Финансовая и страховая деятельность 4,4
Операции с недвижимым имуществом 9,5
Профессиональная, научная и техническая деятельность 3,6
Административная деятельность и дополнительные услуги в данной области 2,0
Государственное управление и оборона, обязательное социальное обеспечение 8,1
Образование 3,3
Здравоохранение и социальные услуги 3,4
Искусство, развлечения и отдых 1,0
Предоставление прочих видов услуг 0,5
Деятельность домашних хозяйств, нанимающих домашнюю прислугу и производящих товары и услуги для собственного потребления 0,6
Чистые налоги на продукты 10,3

Структура ВВП по отраслям

Чтобы понять, как меняется структура валового внутреннего продукта, стоит посмотреть, как идет производство по отраслям. Тогда становится понятно, какие сферы развиваются, а какие терпят кризис в последнее время. Данные за 2020 год появятся после его завершения, так как в середине года снять отчетность и проверить информацию довольно сложно, а в некоторых отраслях это вообще невозможно сделать в середине года.

Индекс физического объема ВВП 2015 - 2019 гг в текущих ценах и в процентах
2015 2016 2017 2018 2019
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 102,9 101,8 101,5 100,9 100,6
Добыча полезных ископаемых 101,0 101,9 101,6 102,3 102,0
Обрабатывающие производства 99,1 101,1 104,4 101,9 101,3
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 98,7 102,6 98,5 102,3 98,7
Строительство 98,0 101,6 98,6 102,5 100,0
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 93,2 96,1 101,1 102,1 101,4
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 97,4 95,6 102,2 104,7 102,2
Транспортировка и хранение 99,3 102,4 100,0 102,0 100,4
Финансовая и страховая деятельность 93,6 108,4 100,6 109,1 109,4
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 100,3 100,5 103,2 102,6 99,8
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 111,7 103,2 103,1 103,9 93,7
Образование 101,0 99,1 101,3 101,3 101,3
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 99,4 99,7 100,3 100,9 100,6
Предоставление прочих видов услуг 106,8 110,2 104,8 103,8 98,1
Деятельность домашних хозяйств как работодателей; недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления 99,0 98,0 98,0 98,0 98,0
Чистые налоги на продукты 94,6 99,1 101,7 103,1 100,8
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 88,0 109,0 98,6 100,3 95,7
Деятельность профессиональная, научная и техническая 95,8 94,4 102,8 102,2 104,6
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение 99,5 101,2 103,4 101,2 101,0
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений 106,4 97,7 104,2 108,6 105,4
Деятельность в области информации и связи 99,9 96,7 103,6 104,7 103,4


Наибольший вклад по итогам 2019 года в экономику нашей страны внесли такие отрасли:

  • финансовая и страховая деятельность – 109,4%;
  • профессиональная, научная и техническая деятельность – 104,6%;
  • культура, спорт, организация досуга и развлечений – 105,4%;
  • область информации и связей – 103,4%;
  • деятельность гостиниц и предприятий, которые предоставляют общественное питание – 102,2%.

Можно сделать вывод, что в ВВП добыча нефти и других полезных ископаемых не занимает самое важное место. Эта отрасль, несомненно, довольно важная, но не является единственной и самой крупной из всех.

В таблице представлена структура валового внутреннего продукта по отраслям экономики в текущих ценах и в % к итогу.

В том числе

III квартал

Валовой внутренний продукт в основных ценах

100

100

100

100

100

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

добыча полезных ископаемых

обеспечение электрической энергией, газом и паром;

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов,

деятельность по ликвидации загрязнений

торговля оптовая и розничная;

транспортировка и хранение

деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

деятельность в области информации и связи

деятельность финансовая и страховая

деятельность по операциям с недвижимым имуществом

деятельность профессиональная, научная и техническая

деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

предоставление прочих видов услуг

деятельность домашних хозяйств как работодателей;

недифференцированная деятельность частных домашних хозяйств по производству товаров и оказанию услуг для собственного потребления

Такой отчет делают поквартально. В нем заметны колебания по сезонности той или иной отрасли, которые обязательно необходимо учитывать при анализе. Так, доля сельского хозяйства в статистике ВВП России в первом квартале любого года меньше, чем в четвертом. В то же время, туризму также присуща сезонность, однако доля гостиниц и ресторанов не меняется от квартала к кварталу, и на протяжении всего 2015 и 2016 года составляла 0,9%. Кроме того, по этим же отраслям делают и другие отчеты: по заработной плате, доходам и расходам и т.д.

Для улучшения статистики ВВП России аналитики постоянно разрабатывают новые программы, учитывая ситуацию внутри страны и принимая во внимание внешние факторы. Так, одной из главных задач по развитию экономики является увеличение доли МСП (малых и средних субъектов предпринимательства). Эффективный малый бизнес всегда хорошо влияет на экономику страны, поэтому его надо целенаправленно развивать, чтобы улучшить обстановку в той или иной отрасли. Вместе с этим банки предлагают ряд выгодных кредитов для бизнеса.

Как на экономику повлиял коронавирус

На экономику России, как и на экономику большинства других стран, он повлиял довольно негативно. Сильно пострадали отдельные сектора, такие как гостиничное дело и предприятия общественного питания – некоторые из них не смогут восстановиться и открыться вновь. Довольно много заведений малого бизнеса уже никогда не откроется снова, так как не справится с необходимостью оплаты постоянных расходов без доходов.

По оценкам экспертов, из-за пандемии ВВП России может упасть на 10-20%, среднегодовая цена на нефть при этом не превысит 25 долларов США.

Кроме того, во время любого кризиса начинается отток капитала. Люди не торопятся вкладывать деньги в предприятия других стран, если там не стабильная ситуация. Во время кризиса капитал «утекает» в самые развитые страны, а Россия пока к ним не относится.

Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться стране – изоляция. Во время пандемии люди были вынуждены сидеть дома. Для бизнеса это максимально губительно – невозможно строить планы, никакой поддержки от государства ждать не приходится.

В перечень пострадавших от коронавируса вошли:

  • предприятия розничной торговли непродовольственными товарами;
  • транспортная деятельность – перевозка пассажиров, грузов;
  • предприятия культуры, организация досуга и развлечений – музеи, зоопарки, концерты, кинотеатры, народные промыслы, анимация, выставки;
  • физкультурные заведения – фитнес залы, спортзалы, санатории и курорты;
  • туризм полностью;
  • общепит полностью;
  • гостиничный бизнес;
  • дополнительное образование взрослых и детей;
  • бытовые услуги населению – стирка, уборка, готовка, химчистка, ремонт, салоны красоты, парикмахерские и прочее.

Как повлияло падение цен на нефть

Как мы уже говорили выше, это оказалось еще одним серьезным ударом для экономики страны. Если до этого он был профицитным, то теперь стал дефицитным. Правительству пришлось отложить огромную масштабную программу по инвестициям в экономику.

Падение цены привело к падению рубля и продолжает угрожать серьезными темпами инфляции. Это крупнейший нефтяной кризис с 1991 года.

Все зависит от того, как будут развиваться события дальше. Если ситуация будет оставаться на этом уровне до конца года, а нефть не вернется к цене выше 42 долларов за баррель, то ущерб для экономики будет огромным. Вырастет инфляция, а значит – цены на продукты. При этом многим компаниям, особенно, нефтедобывающим, придется ужимать свои расходы и пересматривать бюджеты.

Экономика нашей страны остается газо- и нефтезависимой. Поэтому длительная цена в районе 20-25 долларов за баррель превращает экономику в дефицитную и создает проблемы.

Валовой внутренний продукт – показатель, отображающий общую стоимость всех услуг и товаров, которые были произведены в рамках конкретного государства за один год. Его принято учитывать в американских долларах.

Но всё чаще стало допустимо измерять ВВП в национальной денежной единице – это на данный момент практикует также и РФ. Федеральная служба статистики стала отображать ВВП в рублях по причине обвала нацвалюты на фоне доллара.

ВВП наиболее полно отражает положение дел страны в области экономики и социальной сфере. Высокий ВВП свидетельствует о благоприятном экономическом положении самой страны и её населения. Поэтому прогноз ВВП России 2019 имеет немалое значение.

По оценкам Минстерства экономического развития рельный ВВП России в 2019 году составит примерно 690 млрд. долларов США (1,6%).

Какой бывает ВВП?

Показатель можно разделить на три вида:

  • Реальный ВВП – рассчитывается с учётом инфляции, при его вычислении берутся во внимание действующие цены.
  • Номинальный ВВП – рассчитывается без учёта инфляции, но в основу расчётов закладываются также действующие цены. Например, ВВП в рамках одной семьи будет выглядеть так: в 2016 году было в общей сложности заработано 600 тысяч рублей, а в 2017 году – 800 тысяч. Значит, номинальный ВВП этой семьи вырос на 25%. Хотя, на самом деле ситуация не улучшилась – за год также выросли цены товары и услуги, повысилась плата за жильё.
  • ВВП по ППС (паритет покупательской способности) – это реальный ВВП, который переведён в $ и поделён на кол-во населения.

Динамика ВВП России по годам?

Для того, чтобы проследить рост ВВП в 2019 году, можно понаблюдать за динамикой развития с периода развала СССР. В представленной таблице отражены показатели с 1990 года по настоящее время.

Таблица. ВВП России по годам (реальный):

Год Реальный ВВП, млрд. долл. Темпы роста ВВП, в процентах
1990 570,4 -5
1991 541,9 -5
1992 463,3 -14,5
1993 423 -8,7
1994 369,3 -12,7
1995 354,1 -4,1
1996 341,3 -3,6
1997 346,1 1,4
1998 327,6 -5,3
1999 348,4 6,3
2000 383,4 10
2001 402,9 5,1
2002 422 4,7
2003 452,8 7,3
2004 485,3 7,2
2005 516,2 6,4
2006 558,3 8,2
2007 606 8,5
2008 637,8 5,2
2009 587,9 -7,8
2010 614,4 4,5
2011 640,6 4,3
2012 662,6 3,4
2013 671,3 1,3
2014 675,3 0,6
2015 649,6 -3,8
2016 656,6 1,1
2017 666,5 1,5
2018 679,2 1,9
2019 (прогноз) 690 1,6

На приведённом периоде можно чётко проследить динамику ВВП. На экономическое положение нашей страны сильно повлиял не только распад СССР, но и дефолт, случившийся в 1998 г. В тот момент реальный показатель ВВП снизился на 5% по отношению к показателю 1997 г. Снижение его продлилось до 1999 г. После этого произошли выборы президента, власть перешла к В.В.Путину. С первого взгляда рост ВВП связан именно с этим событием. Однако истинной причиной является увеличение цен на нефть, а также эффект низкой базы. Из-за резкого повышения курса доллара по отношению к национальной валюте РФ (это произошло в 2014-2015 гг.) объём ВВП снова сократился.

График. Динамика ВВП России:


График. Темпы роста ВВП России:


Прогноз роста ВВП РФ на 2019 год

В будущем году ожидается рекордный показатель ВВП, который будет превышать 100 триллионов рублей. На данный момент он составляет 92 триллиона. Ожидаемое увеличение цифр, а соответственно и улучшение экономической ситуации в стране ожидается за счёт промышленного производства, вложения денежных средств в эту сферу и развития строительства. Ещё двумя векторами развития экономики специалисты считают сельское хозяйство и выдачу потребительских кредитов. Последнее обусловлено понижением минимальной процентной ставки ЦБ РФ и снижению темпов инфляции.

Прогноз роста ВВП России на 2019 год составляет более 100 триллионов рублей. Показатель значительно превышает нынешний, который составляет 92 триллиона.

Основным параметром считается не столько величина ВВП, сколько динамика роста его из года в год. Если ВВП превышает 3%, то это считается уровнем экономически стабильного положения в нашей стране, правительству необходимо стремиться именно к этой отметке. Это в то же время обеспечивает РФ выгодные позиции на мировой экономической арене. В 2018 году увеличение показателя составит 2%, а прогнозируемый рост ВВП в 2019 году ожидается до 2,1%. По словам Д.А. Медведева, реформы в области экономики помогут «не замёрзнуть» показателю и обеспечат ему динамику.

Экономическая деятельность Доля
Оптовая и розничная торговля 14.8%
Обрабатывающие производства 12.7
Чистые налоги на продукты 9.5%
Добыча полезных ископаемых 8.7%
Транспорт и связь 7%
Строительство 6.2%
Сельское хозяйство 3.9%
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2.8%
Другие виды деятельности 34.4%

Рост ВВП России на 2019 год будет обусловлен развитием трёх структур – промышленности, инвестициям и строительству, которое впервые вошло в список выгодных сфер финансирования. До этого момента оно было в упадке. В 2016 г. строительная отрасль снизилась на 4,3%. Развитие строительства позволяет привлекать и другие сферы – заводы по выпуску техники и стройматериалов.

Огромную роль сыграла также пониженная процентная ставка на ипотеку – жильё для молодых семей стало более доступно, а программа субсидий для семей с 2 или 3 детьми по указу президента РФ только укрепила позиции строительной отрасли.

Министерство экономики также даёт прогноз о росте инвестиций в имущество организаций. При этом указывается показатель роста в 5,3%. Благотворно на этот вектор развития влияет низкий процент кредитования для малого и среднего бизнеса – он составляет 6,5 %.

Динамику роста вкладываемых средств обеспечит также новый инструмент для ускорения развития экономики страны – инфраструктурная ипотека. Главной целью её является стимулирование масштабных строек посредством частных инвестиций в развитие этой области. Для частных инвесторов правительством планируется создать максимально выгодные условия.

Обработка и переработка сырья также займёт одну из главных позиций в динамически развивающихся отраслях. В основном это станет доступно благодаря собственному производству товаров лёгкой и пищевой промышленности – ими планируется полностью заместить импортные товары.

Но на развитие экономический обстановки благотворно повлияют и другие сферы. Об этом сообщает В.Миронов, заместитель директора Высшей школы экономики: «Я считаю, что основными векторами развития станут оборонно-промышленный комплекс, аграрный сектор, добыча полезных ископаемых и частично машиностроение».

К этим словам присоединяется и А.Ткачёв, министр сельского хозяйства. Он утверждает, что необходимо приумножать роль агропромышленного комплекса в формировании объёма ВВП за 2019 год. Чтобы этого достичь, нужно сделать упор на привлечении частных инвесторов в отрасль и модернизацию оборудования.

Главный эксперт Центра прогнозирования экономики ОАО «Газпромбанк» М.Петроневич полностью разделяет мнение Минэкономики и дополняет: «Помимо строительства, инвестирования капитала и обработки сырья ключевую роль в развитии экономики ближайших двух лет сыграют потребительские и ипотечные кредиты, которые вырастут до 20%».

ВВП РФ по сравнению с другими государствами

Если сопоставить Россию с другими странами и проследить различия в объёме ВВП, то можно составить наиболее полную экономическую картину нашей страны.

Видно, что экономика других стран во многом опережает Россию. Даже несмотря на меньшую плотность населения экономическое положение некоторых стран значительно лучше, чем в РФ.


В таблице указаны показатели номинального ВВП 15 лидирующих стран мира по состоянию на 1 декабря 2018 г. с учётом их населения:

Читайте также: