Доходы бюджетов от налогов штрафов пеней относятся к

Опубликовано: 15.05.2024

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА - денежные средства, поступающие в бюджет в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы бюджета города формируются на основе прогноза социально-экономического развития города Москвы, с учетом действующего законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым устанавливаются нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы, а также законодательства Российской Федерации, законов города Москвы, устанавливающих неналоговые доходы бюджета города Москвы.

Учет и контроль за осуществлением платежей в бюджет, а также пеней и штрафов по ним осуществляют Администраторы доходов бюджета.

ОТКУДА ПОСТУПАЮТ ДОХОДЫ?

Доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

Налоговые доходы бюджета города Москвы формируются из федеральных, региональных и местных налогов, а также доходов от применения специальных налоговых режимов.

Налог – обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на территории всей Российской Федерации. Распределение федеральных налогов между федеральным бюджетом, региональным и местными бюджетами осуществляется в соответствии с нормативами, установленными Налоговым и Бюджетным кодексами Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Из федеральных налогов и сборов основными налоговыми доходами бюджета города Москвы являются: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций.

Региональные налоги и сборы установлены и обязательны к уплате на территории города Москвы.

К региональным налогам относятся:
- налог на имущество организаций;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес.

Местные налоги и сборы установлены нормативными правовыми актами о налогах и сборах органов муниципальных образований (законы города федерального значения Москвы) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

К местным налогам и сборам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- торговый сбор.

Специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- единый сельскохозяйственный налог;
- патентная система налогообложения;
- налог на профессиональный доход.

Неналоговые доходы бюджета города Москвы формируются за счет:
- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности города Москвы, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений города Москвы, а также имущества государственных унитарных предприятий города, в том числе казенных;
- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности города Москвы, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений города, а также имущества государственных унитарных предприятий города, в том числе казенных;
- доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями города Москвы;
- части прибыли унитарных предприятий, созданных городом Москвой, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
- платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- доходов от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти города Москвы, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков;
- и других неналоговых поступлений.

Безвозмездные поступления – это межбюджетные трансферты (средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому)

К безвозмездным поступлениям в бюджет относятся:
- субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету города Москвы на условиях долевого финансирования целевых расходов;
- субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету города на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
- дотации - бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов бюджету Москвы;
- иные межбюджетные трансферты;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Задолженность, сложившуюся на 01.01.2020 по доходам от административных штрафов, необходимо перенести на новые КБК. Это обусловлено изменениями в ст. 46 БК РФ, которая устанавливает распределение сумм административных штрафов между бюджетами.

Изменения в БК РФ

Федеральным законом от 15.04.2019 № 62-ФЗ внесены изменения в ст. 46 БК РФ. Они применяются с 01.01.2020. Новая редакция ст. 46 БК РФ предусматривает, что суммы административных штрафов распределяются между бюджетами следующим образом:

Доходы от административных штрафов, которые поступают в счет погашения задолженности на 1 января 2020 г., в текущем году зачисляются в соответствующие бюджеты по нормативам, действовавшим в 2019 г. Администрировать такие доходы должны органы власти, которые вели учет задолженности в период до 01.01.2020.

КБК для административных штрафов

Коды бюджетной классификации (КБК) определяются:

  • до 01.01.2020 согласно порядку, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н (далее – Порядок № 132н);
  • с 01.01.2020 согласно порядку, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее – Порядок № 85н).

Для зачисления доходов от административных штрафов, по которым задолженность сложилась на 01.01.2020, Порядком № 85н предусмотрены специальные КБК. Они детализируют группировочный код классификации доходов бюджетов 000 1 16 10120 00 0000 140:

КБКБюджет, в который зачисляется доход
000 1 16 10121 01 0000 140 Федеральный бюджет (по нормативам, действовавшим в 2019 г.)
000 1 16 10122 01 0000 140 Бюджет субъекта РФ (по нормативам, действовавшим в 2019 г.)
000 1 16 10123 01 0000 140 Бюджет муниципального образования (по нормативам, действовавшим в 2019 г.)
000 1 16 10128 01 0000 140 Федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ (по нормативам, действовавшим в 2019 г.)
000 1 16 10129 01 0000 140 Федеральный бюджет и бюджет муниципального образования (по нормативам, действовавшим в 2019 г.)

Доходы в части задолженности на 01.01.2020 по административным штрафам перекодируются органами Федерального казначейства со старых КБК (согласно Порядку № 132н) на указанные новые доходные КБК (согласно Порядку № 85н). Исключение составляют КБК 000 1 16 10122 01 0002 140 и КБК 000 1 16 10123 01 0002 140.

Для перекодировки доходов Минфин России сделал сопоставительную таблицу. Она размещена на сайте министерства в разделах "Бюджет / Исполнение бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицитов бюджетов / Системные письма по вопросам исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицитов бюджетов" (информация от 17.01.2020).

В части кодов видов (подвидов) доходов с элементом бюджета, отличным от 01 "федеральный бюджет", сопоставительная таблица размещена на сайте министерства в разделе "Бюджет/Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора/Бухгалтерский учет государственного сектора" (информация от 29.04.2020).

В сопоставительной таблице нужно найти старый код и определить соответствующий ему новый код. Например, если на 01.01.2020 была задолженность по денежным взысканиям (штрафам) за нарушение трудового законодательства по КБК 000 1 16 19000 01 0000 140, то доход перекодируется на КБК 000 1 16 10121 01 0001 140.

Корреспонденции для переноса остатков

Незавершенные расчеты по доходам от задолженности по штрафам на 1 января 2020 г. на счетах 205 00 "Расчеты по доходам", 401 40 "Доходы будущих периодов" подлежат переносу в межотчетный период на соответствующие счета аналитического учета, которые содержат действующие в 2020 г. коды бюджетной классификации доходов. Для этого применяется счет 401 30 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов":

Содержание операцииКорреспонденция счетов
дебет счетакредит счета
Перенос задолженности по доходам от административных штрафов по счету 205 00 гКБК 1 401 30 000 старый КДБ 1 205 4Х 000
новый КДБ 1 205 4Х 000 гКБК 1 401 30 000
Перенос задолженности по доходам от административных штрафов по счету 401 40 старый КДБ 1 401 40 14Х гКБК 1 401 30 000
гКБК 1 401 30 000 новый КДБ 1 401 40 14Х

Суммы входящих остатков после переноса не меняются.

Особенности отражения в отчетности

Сведения о задолженности по административным штрафам отражаются в отчетности 2020 г. с учетом изменений законодательства.

По доходам бюджетов от штрафов, администрируемых в 2019 г. по КБК, которые содержат код элемента доходов 01 "федеральный бюджет", показатели отражаются в отчетности следующим образом:

Распределение от поступлений в иные бюджеты отражается записью:

Дебет КДБ 1 210 02 14Х Кредит КДБ 1 401 10 14Х.

Распределение от поступлений в местный бюджет отражается записью:

Дебет КДБ 1 210 02 14Х Кредит КДБ 1 401 10 14Х.

По доходам бюджетов от штрафов, администрируемых в 2019 г. по КБК, которые содержат код элемента доходов, отличный от кода 01 "федеральный бюджет", показатели отражаются в отчетности следующим образом:

Распределение от поступлений в иной бюджет отражается записью:

Дебет КДБ 1 210 02 14Х Кредит КДБ 1 401 10 14Х.

Доходы включаются в бюджетную отчетность об исполнении соответствующего бюджета.

Дебет КДБ 1 210 02 14Х Кредит КДБ 1 401 10 14Х.

Обязанность федеральных государственных органов (органов субъекта РФ) отражать в бюджетном учете и отчетности информацию о задолженности по административным штрафам с кодом элемента бюджета 01, а также о ее изменениях (в т.ч. при поступлении доходов в соответствующий бюджет администрируемого платежа) сохраняется.

Федеральные государственные органы (органы субъекта РФ) – администраторы начислений задолженности представляют бюджетную отчетность в финансовый орган соответствующего бюджета администрируемого платежа в сроки, предусмотренные соглашением (п. 274 инструкции, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н).

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

§1. Понятие доходов бюджета субъекта Российской Федерации и их виды

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет доходы бюджета как «денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» (ст. 6 ).

Данное определение вряд ли можно признать удачным.

Как правильно, по нашему мнению, отмечает Ю. А. Крохина, во-первых, признаки безвозмездности и безвозвратности соответствуют не всем видам доходов бюджетов. Так, в доход бюджета поступают денежные средства, которые государство (а в соответствующих случаях и субъект Российской Федерации – авт.) обязано возвратить полностью и в определенный срок (государственные кредиты, займы и т. д.).

Во-вторых, вызывает сомнение установление доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы только законодательством Российской Федерации. Действие принципа федерализма в государственном устройстве России обусловливает правотворчество и субъектов Российской Федерации, в том числе в бюджетной сфере. Нормативные правовые акты, регулирующие определенные виды доходов местных бюджетов, принимаются и на муниципальном уровне.

В-третьих, законодатель неоправданно сузил сферу всеобщности доходов бюджета, определив их принадлежность органам власти. Доходы бюджета принадлежат публично-территориальному образованию в целом: Российской Федерации, её субъектам или муниципальным образованиям, а соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления только реализуют бюджетную компетенцию от имени этого публично-территориального образования [1] .

На основании изложенного доходы бюджета субъекта Российской Федерации можно было бы определить следующим образом: это денежные поступления, формирующие доходную часть бюджета субъекта Российской Федерации как централизованного фонда денежных средств субъекта Российской Федерации.

Доходы бюджета субъекта Российской Федерации можно классифицировать по различным основаниям.

Так, по социально-экономическому признаку, поступления в бюджет субъекта Российской Федерации можно подразделить на:

1) поступления от государственного сектора экономики, где источником поступления выступает деятельность государственных организаций (например, отчисления от прибыли государственных предприятий), а также имущество, находящееся в составе казны субъекта Российской Федерации. В данном случае движение денежных средств осуществляется в рамках собственности субъекта Российской Федерации;

2) поступления от негосударственных организаций и граждан, где поступления образуются за счет обращения частной собственности в государственную. Движение денежных средств от плательщика в бюджет субъекта Российской Федерации сопровождается сменой формы собственности.

В зависимости от метода бюджетной деятельности доходы бюджета субъекта Российской Федерации подразделяются на: 1) принудительно-безвозвратные (например, налоги); 2) принудительно-возвратные; 3) добровольно-безвозвратные (например, пожертвования (гранты) юридических и физических лиц); 4) добровольно-возвратные (например, внутренние и внешние займы субъектов Российской Федерации).

К данной классификации примыкает деление доходов в зависимости от методов аккумуляции на обязательные и добровольные платежи. К первым относятся налоги, сборы, пошлины, штрафы разного рода, финансовые санкции и т. п. Ко вторым – средства организаций и граждан, привлекаемые в бюджет путем размещения государственных займов, проведения лотерей, выпуска акций, полученные в результате оказания финансовой помощи, грантов, дарения, пожертвований и т. д.

К этой же классификации относится традиционное деление доходов на налоговые и неналоговые. С теоретической точки зрения к налоговым доходам относятся собственно налоги. Однако к такого рода доходам Бюджетный кодекс Российской Федерации относит и государственные сборы, а также пени и штрафы. Все остальные поступления будут носить неналоговый характер.

В зависимости от признака экономической эквивалентности доходы бюджетов Российской Федерации подразделяются на возмездные и безвозмездные.

К возмездным доходам относятся всякого рода сборы, которые рассматриваются в качестве платы за определенные государственные услуги (например, сбор за государственную регистрацию юридических лиц), плата за пользование государственным имуществом, в том числе объектами, находящимися в собственности государства или субъекта Российской Федерации (например, арендная плата за землю или иную недвижимость), государственная пошлина.

Ряд доходов бюджета (например, государственные сборы, государственная пошлина) носят относительно возмездный характер. При названных платежах получаемая плательщиком государственная услуга не имеет точно выраженной стоимости, поэтому трудно говорить, получил ли плательщик эквивалент тем денежным суммам, которые были взысканы с него государством.

К безвозмездным доходам относятся, например, налоги – уплачивая налоги налогоплательщик ничего взамен не получает.

По способу движения денежных средств доходы бюджетов субъектов Российской Федерации подразделяются на безвозвратные и возвратные.

К безвозвратным доходам относятся налоги, средства, полученные в качестве финансовой помощи из федерального бюджета (дотации, субсидии, субвенции и т. п.), пожертвования граждан и юридических лиц.

К возвратным доходам относятся те поступления, которые образуют долг субъекта Российской Федерации, требующий своего погашения.

В зависимости от вида правового акта, лежащего в основании получения дохода доходы бюджета субъекта Российской Федерации подразделяются на:

1)доходы, основанные на односторонне-властном велении, например, налоги;

2) доходы, основанные на соглашении органа, представляющего субъект Российской Федерации, с плательщиком. Примером такого рода доходов выступают, доходы, полученные в результате размещения государственного займа;

3) доходы, основанные на одностороннем акте плательщика. Примером такого рода доходов выступают денежные средства, поступившие из федерального бюджета в порядке оказания финансовой помощи, пожертвования граждан, юридических лиц, международных организаций, применительно к которым в настоящее время обычно используется термин «грант», и т. п.

В зависимости от основания права на получение дохода они подразделяются на собственные и закрепленные.

Собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации – это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за данными бюджетами законодательством Российской Федерации (ст. 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

К регулирующим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся те доходы, которые используются в качестве инструмента бюджетного регулирования данных бюджетов.

На вопросе бюджетного регулирования и делении в связи с этим доходов бюджетов субъектов Российской Федерации на собственные и регулирующие мы остановимся ниже.

В зависимости от назначения платежа доходы бюджета субъекта Российской Федерации могут подразделяться на общие (универсальные) и целевые (специальные).

Большая часть платежей носит общий характер, т. е. поступая в бюджет, они обезличиваются, смешиваются с другими поступлениями и распределяются без всякой связи со своим источником. Однако могут существовать и целевые доходы. Они предназначены для финансирования строго определенных расходов субъекта Российской Федерации, определяемых конкретной его функцией. В качестве таковых обычно выступают доходы целевых бюджетных фондов.

Применительно к конкретному бюджету его доходы выстраиваются в соответствии с таким разделом Бюджетной классификации Российской Федерации, как «классификация доходов бюджетов Российской Федерации».

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что «классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники финансирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения» (ст. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно Классификации доходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О бюджетной классификации Российской Федерации» и применяемой в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 мая 1999 г. «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», доходы бюджетов Российской Федерации, включая бюджеты субъектов Российской Федерации, подразделяются на следующие группы:

1) налоговые доходы, включающей подгруппы: а) налоги на прибыль (доход). Прирост капитала; б) налоги на совокупный доход; в) налоги на имущество; г) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; д) прочие налоги, пошлины и сборы;

2) неналоговые доходы, включающей подгруппы: а) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций; б) доходы от продажи земли и нематериальных активов; в) поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; г) административные платежи и сборы; д) штрафные санкции, возмещение ущерба; е) доходы от внешнеэкономической деятельности; ж) прочие неналоговые доходы;

3) безвозмездные перечисления, включающей подгруппы: а) от нерезидентов; б) от бюджетов других уровней; в) от государственных внебюджетных фондов; г) от государственных организаций; д) от наднациональных организаций; е) средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды; ж) прочие безвозмездные поручения;

4) доходы целевых бюджетных фондов, включающей подгруппы: а) дорожные фонды; б) экологические фонды; в) фонд министерства Российской Федерации по атомной энергии; г) целевые бюджетные фонды субъектов Российской Федерации (утверждаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации);

5) доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности.

next

Контрольные вопросы

1. Понятие дохода бюджета субъекта Российской Федерации.

2. Классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации по социально-экономическому признаку.

3. Классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от метода бюджетной деятельности.

4. Классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от методов аккумуляции.

5. Налоговые и неналоговые доходы налогов субъектов Российской Федерации.

6. Классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от признака экономической эквивалентности.

6. Классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от способа движения денежных средств.

7. Классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от вида правового акта, лежащего в основании получения дохода.

8. Классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от основания права на получение дохода.

9. Классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от назначения платежа.

10. Структура Бюджетной классификации Российской Федерации в части доходов бюджетов Российской Федерации.

[1] См.: Крохина Ю. А. Бюджетное право и российский федерализм / Под ред. проф. Н. И. Химичевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2002. С. 335 – 336.

Налоговые и неналоговые доходы

К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним (налогам посвящается отдельная тема).

Например, согласно ст. 50 БК РФ в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

  • налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100%;
  • налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) — по нормативу 100%;
  • налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции») и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 20%;
  • налога на добавленную стоимость — по нормативу 100%;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50%;
  • акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, — по нормативу 100%;
  • акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50%;
  • акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100%;
  • акцизов на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100%;
  • акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, — по нормативу 100%;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100%;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 100%;
  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 40%;
  • налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации — по нормативу 100%;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100%;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95%;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции — по нормативу 100%; сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 20%;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 20%;
  • водного налога — по нормативу 100%;
  • государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты) — по нормативу 100%.

Аналогично регулируются налоговые доходы субъектов РФ и муниципальных образований. В частности, к налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся доходы от следующих региональных налогов (ст. 56 БК РФ):

  • налога на имущество организаций — по нормативу 100%;
  • налога на игорный бизнес — по нормативу 100%;
  • транспортного налога — по нормативу 100% и др.

К налоговым доходам бюджетов поселений относятся (ст. 61 БК РФ) налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

  • земельного налога — по нормативу 100%;
  • налога на имущество физических лиц — по нормативу 100%.
  • налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
  • налога на доходы физических лиц — по нормативу 10%;
  • единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 35%;
  • государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, — по нормативу 100%.

Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством Российской Федерации.

К неналоговым доходам относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных. Так в России, по данным Минэкономразвития, в 2011-2013 гг. доход государства от приватизации может составить 600-700 млрд. рублей. В 2011 г. государство получило от приватизации более 200 млрд. рублей. По данным Минфина, в доход федерального бюджета должны поступить средства от продажи (приватизации) государственных долей в таких структурах, как Транснефть, Роснефть, ФСК ЕЭС, Рус Гидро, Сбербанк, ВТБ, РЖД, Совкомфлот, Россельхозбанк и др.;
  • доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства самообложения граждан;
  • иные неналоговые доходы.

Например, согласно ст. 42 БК РФ к доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:

  • доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;
  • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, и имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании), в залог, в доверительное управление;
  • плата за пользование бюджетными кредитами;
  • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
  • часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Закон регулирует также источники неналоговых доходов в зависимости от того, в бюджет какого уровня они зачисляются. Например, в соответствии с ст. 50 БК РФ к неналоговым доходам федерального бюджета относятся доходы за счет:

  • доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества, переданного в доверительное управление юридическим лицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, а также случаев, предусмотренных абзацами тринадцатым, четырнадцатым части первой и абзацами пятым, шестым части второй статьи 57 Кодекса), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, — по нормативу 100%;
  • доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, а также случаев, предусмотренных частями восьмой — десятой статьи 62 Кодекса, — по нормативу 100%;
  • части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
  • лицензионных сборов — по нормативу 100%;
  • таможенных пошлин и таможенных сборов — по нормативу 100%;
  • платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений — по нормативу 100%;
  • оплаты за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, — по нормативу 100%;
  • платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям — по нормативу 100%;
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду — по нормативу 20%;
  • консульских сборов — по нормативу 100%;
  • патентных пошлин — по нормативу 100%;
  • платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, — по нормативу 100%;
  • сборов в счет возмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий, — по нормативу 100%.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

  • прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — по нормативам, установленным федеральными законами;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности.

Все эти бюджетные доходы включаются в состав государственных доходов.

§1. Понятие доходов бюджета субъекта Российской Федерации и их виды

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет доходы бюджета как «денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» (ст. 6 ).

Данное определение вряд ли можно признать удачным.

Как правильно, по нашему мнению, отмечает Ю. А. Крохина, во-первых, признаки безвозмездности и безвозвратности соответствуют не всем видам доходов бюджетов. Так, в доход бюджета поступают денежные средства, которые государство (а в соответствующих случаях и субъект Российской Федерации – авт.) обязано возвратить полностью и в определенный срок (государственные кредиты, займы и т. д.).

Во-вторых, вызывает сомнение установление доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы только законодательством Российской Федерации. Действие принципа федерализма в государственном устройстве России обусловливает правотворчество и субъектов Российской Федерации, в том числе в бюджетной сфере. Нормативные правовые акты, регулирующие определенные виды доходов местных бюджетов, принимаются и на муниципальном уровне.

В-третьих, законодатель неоправданно сузил сферу всеобщности доходов бюджета, определив их принадлежность органам власти. Доходы бюджета принадлежат публично-территориальному образованию в целом: Российской Федерации, её субъектам или муниципальным образованиям, а соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления только реализуют бюджетную компетенцию от имени этого публично-территориального образования [1] .

На основании изложенного доходы бюджета субъекта Российской Федерации можно было бы определить следующим образом: это денежные поступления, формирующие доходную часть бюджета субъекта Российской Федерации как централизованного фонда денежных средств субъекта Российской Федерации.

Доходы бюджета субъекта Российской Федерации можно классифицировать по различным основаниям.

Так, по социально-экономическому признаку, поступления в бюджет субъекта Российской Федерации можно подразделить на:

1) поступления от государственного сектора экономики, где источником поступления выступает деятельность государственных организаций (например, отчисления от прибыли государственных предприятий), а также имущество, находящееся в составе казны субъекта Российской Федерации. В данном случае движение денежных средств осуществляется в рамках собственности субъекта Российской Федерации;

2) поступления от негосударственных организаций и граждан, где поступления образуются за счет обращения частной собственности в государственную. Движение денежных средств от плательщика в бюджет субъекта Российской Федерации сопровождается сменой формы собственности.

В зависимости от метода бюджетной деятельности доходы бюджета субъекта Российской Федерации подразделяются на: 1) принудительно-безвозвратные (например, налоги); 2) принудительно-возвратные; 3) добровольно-безвозвратные (например, пожертвования (гранты) юридических и физических лиц); 4) добровольно-возвратные (например, внутренние и внешние займы субъектов Российской Федерации).

К данной классификации примыкает деление доходов в зависимости от методов аккумуляции на обязательные и добровольные платежи. К первым относятся налоги, сборы, пошлины, штрафы разного рода, финансовые санкции и т. п. Ко вторым – средства организаций и граждан, привлекаемые в бюджет путем размещения государственных займов, проведения лотерей, выпуска акций, полученные в результате оказания финансовой помощи, грантов, дарения, пожертвований и т. д.

К этой же классификации относится традиционное деление доходов на налоговые и неналоговые. С теоретической точки зрения к налоговым доходам относятся собственно налоги. Однако к такого рода доходам Бюджетный кодекс Российской Федерации относит и государственные сборы, а также пени и штрафы. Все остальные поступления будут носить неналоговый характер.

В зависимости от признака экономической эквивалентности доходы бюджетов Российской Федерации подразделяются на возмездные и безвозмездные.

К возмездным доходам относятся всякого рода сборы, которые рассматриваются в качестве платы за определенные государственные услуги (например, сбор за государственную регистрацию юридических лиц), плата за пользование государственным имуществом, в том числе объектами, находящимися в собственности государства или субъекта Российской Федерации (например, арендная плата за землю или иную недвижимость), государственная пошлина.

Ряд доходов бюджета (например, государственные сборы, государственная пошлина) носят относительно возмездный характер. При названных платежах получаемая плательщиком государственная услуга не имеет точно выраженной стоимости, поэтому трудно говорить, получил ли плательщик эквивалент тем денежным суммам, которые были взысканы с него государством.

К безвозмездным доходам относятся, например, налоги – уплачивая налоги налогоплательщик ничего взамен не получает.

По способу движения денежных средств доходы бюджетов субъектов Российской Федерации подразделяются на безвозвратные и возвратные.

К безвозвратным доходам относятся налоги, средства, полученные в качестве финансовой помощи из федерального бюджета (дотации, субсидии, субвенции и т. п.), пожертвования граждан и юридических лиц.

К возвратным доходам относятся те поступления, которые образуют долг субъекта Российской Федерации, требующий своего погашения.

В зависимости от вида правового акта, лежащего в основании получения дохода доходы бюджета субъекта Российской Федерации подразделяются на:

1)доходы, основанные на односторонне-властном велении, например, налоги;

2) доходы, основанные на соглашении органа, представляющего субъект Российской Федерации, с плательщиком. Примером такого рода доходов выступают, доходы, полученные в результате размещения государственного займа;

3) доходы, основанные на одностороннем акте плательщика. Примером такого рода доходов выступают денежные средства, поступившие из федерального бюджета в порядке оказания финансовой помощи, пожертвования граждан, юридических лиц, международных организаций, применительно к которым в настоящее время обычно используется термин «грант», и т. п.

В зависимости от основания права на получение дохода они подразделяются на собственные и закрепленные.

Собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации – это виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за данными бюджетами законодательством Российской Федерации (ст. 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

К регулирующим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся те доходы, которые используются в качестве инструмента бюджетного регулирования данных бюджетов.

На вопросе бюджетного регулирования и делении в связи с этим доходов бюджетов субъектов Российской Федерации на собственные и регулирующие мы остановимся ниже.

В зависимости от назначения платежа доходы бюджета субъекта Российской Федерации могут подразделяться на общие (универсальные) и целевые (специальные).

Большая часть платежей носит общий характер, т. е. поступая в бюджет, они обезличиваются, смешиваются с другими поступлениями и распределяются без всякой связи со своим источником. Однако могут существовать и целевые доходы. Они предназначены для финансирования строго определенных расходов субъекта Российской Федерации, определяемых конкретной его функцией. В качестве таковых обычно выступают доходы целевых бюджетных фондов.

Применительно к конкретному бюджету его доходы выстраиваются в соответствии с таким разделом Бюджетной классификации Российской Федерации, как «классификация доходов бюджетов Российской Федерации».

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что «классификация доходов бюджетов Российской Федерации является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники финансирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения» (ст. 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно Классификации доходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О бюджетной классификации Российской Федерации» и применяемой в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 мая 1999 г. «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», доходы бюджетов Российской Федерации, включая бюджеты субъектов Российской Федерации, подразделяются на следующие группы:

1) налоговые доходы, включающей подгруппы: а) налоги на прибыль (доход). Прирост капитала; б) налоги на совокупный доход; в) налоги на имущество; г) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; д) прочие налоги, пошлины и сборы;

2) неналоговые доходы, включающей подгруппы: а) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций; б) доходы от продажи земли и нематериальных активов; в) поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; г) административные платежи и сборы; д) штрафные санкции, возмещение ущерба; е) доходы от внешнеэкономической деятельности; ж) прочие неналоговые доходы;

3) безвозмездные перечисления, включающей подгруппы: а) от нерезидентов; б) от бюджетов других уровней; в) от государственных внебюджетных фондов; г) от государственных организаций; д) от наднациональных организаций; е) средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды; ж) прочие безвозмездные поручения;

4) доходы целевых бюджетных фондов, включающей подгруппы: а) дорожные фонды; б) экологические фонды; в) фонд министерства Российской Федерации по атомной энергии; г) целевые бюджетные фонды субъектов Российской Федерации (утверждаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации);

5) доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности.

next

Контрольные вопросы

1. Понятие дохода бюджета субъекта Российской Федерации.

2. Классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации по социально-экономическому признаку.

3. Классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от метода бюджетной деятельности.

4. Классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от методов аккумуляции.

5. Налоговые и неналоговые доходы налогов субъектов Российской Федерации.

6. Классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от признака экономической эквивалентности.

6. Классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от способа движения денежных средств.

7. Классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от вида правового акта, лежащего в основании получения дохода.

8. Классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от основания права на получение дохода.

9. Классификация доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от назначения платежа.

10. Структура Бюджетной классификации Российской Федерации в части доходов бюджетов Российской Федерации.

[1] См.: Крохина Ю. А. Бюджетное право и российский федерализм / Под ред. проф. Н. И. Химичевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2002. С. 335 – 336.

Читайте также: