Договор на оказание услуг налоги рк

Опубликовано: 12.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация оказывает экспедиторские услуги компании в Республике Казахстан.
Может ли иностранная компания применить к организации налог на прибыль? Если да, то можно ли применить исключение двойного налогообложения?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Доход, полученный в рассматриваемом случае российской организацией - исполнителем, не подлежит обложению подоходным налогом на территории Республики Казахстан.
В случае удержания налога на территории Республики Казахстан велика вероятность того, что организация не сможет воспользоваться положениями ст. 311 НК РФ, которыми предусмотрен механизм вычета из суммы российского налога на прибыль иностранного налога, уплаченного за рубежом.

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
Следовательно, доходы, полученные организацией от оказания услуг на территории Республики Казахстан, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.
Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в РФ (п. 3 ст. 311 НК РФ). При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ.
Пунктом 1 ст. 7 НК РФ установлен приоритет норм международных договоров РФ, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами, установленными НК РФ, и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
В настоящее время между РФ и Республикой Казахстан действует Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (Москва, 18 октября 1996 г.) (далее - Конвенция).
Указанная Конвенция распространяется в Республике Казахстан, в частности, на подоходный налог с юридических лиц (п. 3 ст. 2 Конвенции).
Согласно п. 1 ст. 8 "Международные перевозки" Конвенции прибыль, полученная резидентом договаривающегося государства от эксплуатации морских, речных, воздушных судов, железнодорожного или автомобильного транспорта в международной перевозке, облагается налогом только в этом государстве.
В данной норме доходы от оказания транспортно-экспедиционных услуг не упомянуты.
Полагаем, что в анализируемой ситуации необходимо руководствоваться п. 1 ст. 7 Конвенции, в силу которого прибыль предприятия договаривающегося государства (российской организации) облагается налогом только в этом государстве (РФ), если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там постоянное учреждение.
Таким образом, если предпринимательская деятельность российской организации в рамках заключенного договора на оказание экспедиторских услуг осуществляется без образования постоянного представительства на территории Республики Казахстан, доходы, получаемые от источников в иностранном государстве, подлежат налогообложению в Российской Федерации (смотрите письмо Минфина России от 10.04.2017 N 03-08-05/21229).
Отметим, что постоянное учреждение может возникнуть в случае оказания услуг, но только если деятельность такого характера продолжается в пределах страны более чем 12 месяцев (пп. "в" п. 3 ст. 5 Конвенции). Такая ситуация, в частности, возможна в случае заключения договора с казахской организацией на срок более года, в том числе когда предметом договора будет оказание экспедиторских услуг.
Так в постановлении Десятого ААС от 19.11.2013 N 10АП-10445/13 суд указал, что двенадцатимесячный период применяется к каждому отдельному проекту. Проект может рассматриваться как единый субъект, даже если он основан на нескольких контрактах, при условии, что он формирует единое коммерческое и географическое целое. При таких обстоятельствах в смысле Конвенции деятельность российского экспедитора на территории Республики Казахстан носит регулярный характер, в связи с чем образует постоянное представительство.
При этом действующее законодательство Республики Казахстан и Конвенция не содержат требований обязательного наличия офисного помещения, регистрации постоянного представительства, создания рабочих мест либо вывоза оборудования для отнесения осуществляемой деятельности к деятельности, приводящей к образованию постоянного учреждения (представительства) на территории Республики Казахстан.
В таком случае российский суд признает правомерность налогообложения доходов российской организации, получаемых от деятельности в Республике Казахстан, на территории Казахстана и возможность проведения зачета суммы уплаченного за пределами РФ налога при уплате налога на прибыль организаций в РФ (смотрите также письмо УФНС РФ по МО от 02.11.2006 N 22-22-И/0510).
Однако в изложенной в вопросе ситуации контрагент из Казахстана собирается удержать из доходов российской организации подоходный налог потому, что сомневается в фактическом праве организации на получение соответствующего дохода, т.е. в том, что организация является конечным получателем дохода.
Отметим, что похожая норма есть и в п. 1 ст. 312 НК РФ, согласно которой помимо подтверждения постоянного местонахождения иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации, к которым относится и Конвенция, подтверждение, что иностранная организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
По сути, это дополнительное требование к получателю дохода, установленное национальным законодательством.
При этом ни список документов с целью определения фактического получателя дохода, ни их форма не установлены ни Конвенцией, ни законодательными актами РФ и, полагаем, Казахстана тоже.
Минфин России в этом случае (когда речь идет о подтверждении фактического получения дохода иностранными юрлицами) в качестве таких документов рекомендует принимать во внимание, в частности (письмо Минфина России от 19.12.2018 N 03-08-05/92537):
- документы, подтверждающие (опровергающие) предопределенность последующей передачи получателем дохода денежных средств третьим лицам;
- документы (информация), подтверждающие возникновение у получателя дохода, налоговых обязательств, подлежащих уплате, наличие которых подтверждает отсутствие экономии на налоге у источника выплаты такого дохода при последующей передаче полученных денежных средств третьим лицам;
- документы (информация), подтверждающие осуществление получателем дохода в государстве (территории), местом регистрации или резидентства которого является государство (территория) фактической предпринимательской деятельности.
Если контрагент не примет во внимание предоставленные документы и все-таки удержит подоходный налог на территории Республики Казахстан, то в этом случае велика вероятность того, что организация не сможет воспользоваться ст. 311 НК РФ, которой предусмотрен механизм вычета из суммы российского налога на прибыль иностранного налога, уплаченного за рубежом.
По мнению Минфина России, в случае удержания подоходного налога с юридических лиц у источника выплаты в Республике Казахстан не в соответствии с положениями Конвенции данный налог при уплате налога на прибыль организаций в Российской Федерации не засчитывается в порядке п. 2 ст. 23 Конвенции (смотрите письма Минфина России от 21.05.2018 N 03-08-05/34062, от 10.04.2017 N 03-08-05/21229).
В такой ситуации организации следует обратиться в налоговый орган Республики Казахстан за возвратом налога, удержанного в данном государстве не в соответствии с положениями Конвенции. С этой целью также следует оформить документ, подтверждающий постоянное местопребывание в РФ (смотрите, например, письма Минфина России от 06.08.2015 N 03-08-05/45365, от 29.09.2014 N 03-08-05/48669, от 29.09.2014 N 03-08-05/48676, от 06.08.2013 N 03-03-06/1/31571, письмо УФНС России по г. Москве от 05.03.2010 N 16-15/023299@).
Одновременно организация вправе представить свое дело для рассмотрения в Минфин России. Заявление должно быть представлено в течение 3 лет с момента первого уведомления о действиях, приводящих к налогообложению не в соответствии с положениями Конвенции (п. 1 ст. 25 Конвенции).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена

Ответ прошел контроль качества

3 декабря 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Хочу заключить договор ГПХ с гражданином Казахстана (ФЛ).
Чтобы он мне дистанционно оказывал услуги, не покидая Казахстана.

Отсюда 2 вопроса:
1. Надо ли об этом как-то информировать какие-то органы?
2. Какие налоги/сборы надо платить, где (РФ или КЗ) и кто (работодатель или сотрудник)?

Ответ на вопрос №1

Согласно п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Следовательно, у российской организации возникает обязанность по информированию и представлению в органы МВД РФ уведомления о заключении гражданско-правового договора с иностранным гражданином по форме, указанной в приложении N 13 к Приказу МВД РФ от 04.06.2019 N 363, если иностранный гражданин осуществляет деятельность на территории РФ. Поскольку в рассматриваемом случае, иностранный гражданин осуществляет деятельность дистанционно, находясь на территории иностранного государства, то указанной обязанности у российской организации не возникает.

С уважением, А. Грешкина

Ответ на вопрос №2

Если с иностранным гражданином заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ, при этом, работы выполняются иностранным гражданином на территории иностранного государства (не в Российской Федерации), то согласно со ст. 209 НК РФ объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ, вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Если физическое лицо не признается налоговым резидентом РФ, его доходы от источников за пределами РФ в виде вознаграждения по гражданско-правовому договору не являются объектом обложения НДФЛ, а российская организация, производящая соответствующие выплаты в пользу указанного лица, не признается налоговым агентом (п. 2 ст. 209 НК РФ). В этом случае, при выплате дохода иностранному гражданину за выполненные работы на территории иностранного государства по заключенному гражданско-правовому договору, российской организации НДФЛ удерживать не нужно. Иностранный гражданин должен самостоятельно задекларировать свои доходы и уплатить налог в соответствии с национальным налоговым законодательством иностранного государства.

Письма МФ РФ от 26.08.2019 N 03-04-05/65456, от 12.07.2019 N 03-08-05/51949 от 05.07.2019 N 03-04-05/49870

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с положениями федеральных законов иностранные граждане, осуществляющие деятельность по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, подлежат обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию, если они постоянно или временно проживают (в отдельных случаях - временно пребывают) на территории Российской Федерации.
Выплаты, начисленные иностранному гражданину на основании договора гражданско-правового характера, исполнение которого происходит за пределами территории РФ, страховыми взносами не облагаются, так как указанный иностранный гражданин не является застрахованным лицом в системе ОПС, ОМС и ФСС в Российской Федерации.

Письма МФ РФ от 01.08.2018 N 03-04-06/54292, от 13.07.2018 N 03-15-06/48881, от 20.12.2017 N 03-04-05/85191

Организация на УСН (доходы). Оказывает консультационные услуги на территории Казахстана (оформляются командировки работников). Организация оплачивает все налоги в России.

Какие тонкости существуют при этом (я имею в виду дополнительное налогообложение в Казахстане)?

По общему правилу, установленному ст. 7 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996 г., прибыль предприятия договаривающегося государства облагается налогом только в этом государстве.

Данное правило действует если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное там постоянное учреждение.

Если предприятие осуществляет или осуществляло предпринимательскую деятельность через расположенное там постоянное учреждение, то его прибыль может облагаться налогом в другом государстве, но только в той части, которая относится к:

а) такому постоянному учреждению;

б) продажам в этом другом государстве товаров или изделий, которые совпадают с товарами или изделиями, которые продаются через постоянное учреждение;

в) другой предпринимательской деятельности, осуществляемой в этом другом государстве, которая по своему характеру совпадает с предпринимательской деятельностью, осуществляемой через такое постоянное учреждение.

Существующими налогами, на которые распространяется Конвенция, являются, в частности:

Таким образом, если Ваша компания не осуществляет деятельность в Казахстане через постоянное учреждение (представительство), то налогообложение деятельности осуществляется в Российской Федерации.

Термин «постоянное учреждение (представительство)» означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного договаривающегося государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом договаривающемся государстве.

– оказание услуг, включая консультационные услуги, оказываемые резидентами через служащих или другой персонал, нанятый резидентом для таких целей, но только если деятельность такого характера продолжается (для такого или связанного с ним проекта) в пределах страны более чем 12 месяцев.

Согласно ст. 311 НК РФ суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в РФ.

При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами РФ, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в РФ.

Однако глава 26.2 НК РФ не содержит специальной статьи по устранению двойного налогообложения.

Как указывает Минфин РФ, международные соглашения по вопросам предотвращения двойного налогообложения предусматривают, как и в каком государстве нужно платить налоги по конкретным видам доходов (прибыль от коммерческой деятельности, доходы от международных перевозок, дивиденды, проценты, роялти, имущество, доходы физических лиц).

Упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом, устанавливающим особый порядок определения налоговой базы.

Поэтому нормы Конвенции между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал от 18.10.1996 г. на упрощенную систему налогообложения не распространяются (письмо от 07.02.2013 г. № 03-11-11/57).

Таким образом, организация, применяющая УСН, не вправе произвести зачет уплаченного налога в соответствии с законодательством Республики Казахстан, так как нормы Конвенции на нее не распространяются.

При этом если предпринимательская деятельность российской организации на территории Республики Казахстан в соответствии с положениями Конвенции не рассматривается как деятельность через постоянное учреждение, то прибыль от такой деятельности налогообложению в Республике Казахстан не подлежит, а облагается только в РФ.

ТОО, ОУР, плательщик НДС

ТОО заключило с физическим лицом договор ГПХ на оказание разовых услуг.

Какими налогами облагаются доходы физического лица от оказания услуг по договору ГПХ?

ИПН у источника выплаты:

В соответствии с положениями пп. 2) ст. 321 Налогового кодекса РК в годовой доход физического лица включаются все виды его доходов в т.ч. доход от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, кроме имущественного дохода, полученный физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, лицом, занимающимся частной практикой.

Таким образом, доходы физического лица от оказания услуг/выполнения работ по договорам гражданско-правового характера в целях ИПН будут относиться к доходу физического лица, указанному выше в пп. 2) ст. 321 Налогового кодекса РК.

Согласно положениям п. 1 ст. 350 Налогового кодекса РК исчисление, удержание и уплата в бюджет ИПН осуществляются у источника выплаты налоговым агентом по доходам, указанным в пп. 1) – 12) и 17) ст. 321 Налогового кодекса РК, в случае, если такие доходы подлежат выплате (выплачиваются) указанным налоговым агентом.

Т.к. доходы физического лица по договору гражданско-правового характера входят в вышеуказанный диапазон доходов, указанный в пп. 1) – 12) и 17) ст. 321 Налогового кодекса РК, то данный доход физического лица является доходом, облагаемым ИПН у источника выплаты.

Исходя из положений пп. 53) п. 1 ст. 1 Налогового кодекса РК, налоговый агент — ИП, лицо, занимающееся частной практикой, юридическое лицо, в том числе его структурные подразделения, а также юридическое лицо-нерезидент, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РК возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов, удерживаемых у источника выплаты.

Учитывая положения пп. 1) и 3) п. 2 ст. 350 Налогового кодекса РК, налоговыми агентами признаются в т.ч. ИП, выплачивающий доход физическому лицу-резиденту.

Следовательно, т.к. ТОО выплачивает доход физическому лицу по договору гражданско-правового характера, то ТОО признается налоговым агентом, который обязан произвести исчисление, удержание ИПН у источника выплаты с дохода физического лица по договору гражданско-правового характера и перечислить его в бюджет.

На основании положений п. 1 ст. 351 Налогового кодекса РК исчисление ИПН по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты, производится налоговым агентом при начислении дохода, подлежащего налогообложению.

Сумма ИПН исчисляется путем применения ставок, установленных ст. 320 Налогового кодекса РК, к сумме облагаемого дохода у источника выплаты, определяемого в соответствии с п. 2 ст. 353 Налогового кодекса РК.

Положениями п. 1 ст. 320 Налогового кодекса РК установлено, что доходы налогоплательщика, за исключением доходов в виде дивидендов, полученных из источников в РК, облагаются ИПН по ставке 10%.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 351 Налогового кодекса РК удержание ИПН производится налоговым агентом не позднее дня выплаты дохода, подлежащего налогообложению у источника выплаты.

Согласно п. 3 ст. 351 Налогового кодекса РК налоговый агент осуществляет перечисление ИПН по выплаченным доходам не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором была осуществлена выплата дохода, по месту своего нахождения

Таким образом, ТОО обязан:

- при начислении дохода физическому лицу по договору гражданско-правового характера исчислить ИПН у источника выплаты по ставке 10%;

- не позднее дня выплаты дохода физическому лицу удержать исчисленный ИПН;

- не позднее 25 календарных дней после окончания месяца, в котором ТОО/ИП была осуществлена выплата дохода физическому лицу, перечислить удержанный ИПН в бюджет.

В соответствии с положениями п. 4-1 ст. 25 Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК» для физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), за исключением случая, предусмотренного пп. 5) п. 2 ст. 24 Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК», ОПВ, подлежащие уплате в ЕНПФ, устанавливаются в размере 10 % от получаемого дохода, но не выше 10 % от 50-кратного размера МЗП, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Согласно положениям пп. 28) ст. 1 Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК» в качестве агента по уплате ОПВ за физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), рассматриваются налоговые агенты, определенные налоговым законодательством РК.

Учитывая положения пп. 1) п. 7 ст. 24 Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК» удержанные (начисленные) ОПВ перечисляются в Государственную корпорацию ИП и юридическими лицами (кроме лиц, указанных в пп. 2), 5) и 6) п. 7 ст. 24 Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК»), лицами, занимающимися частной практикой, из доходов, выплаченных работникам, а также физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), - не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов.

Таким образом, при выплате дохода физическому лицу по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является оказание услуг/выполнение работ, ТОО, выплачивающее такой доход, обязано исчислить и удержать ОПВ 10%. При этом, доход в целях ОПВ принимается не более 50-кратного МЗП. С 01.01.2020 года в отношении доходов физических лиц по договорам гражданско-правового характера в целях ОПВ отменен нижний предел 1 МЗП.

Удержанные ОПВ ТОО обязано перечислить в Государственную корпорацию не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты дохода физическому лицу по договору гражданско-правового характера.

Взносы на ОСМС:

В соответствии с положениями п. 1 ст. 28 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» взносы физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, подлежащие уплате в фонд, устанавливаются с 1 января 2020 года в размере 1 % от объекта исчисления взносов.

Согласно положениям п. 5 ст. 28 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» объектами исчисления взносов физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, являются их доходы, исчисленные в соответствии со ст. 29 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании».

Исходя из положений п. 2 ст. 29 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании», доходами физического лица по договорам гражданско-правового характера являются все начисленные доходы по данным договорам, за исключением доходов, установленных п. 4 ст. 29 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании».

На основании положений п. 3 ст. 29 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании», ежемесячный доход, принимаемый для исчисления взносов на ОСМС, должен исчисляться по сумме всех видов доходов физического лица и не должен превышать 10-кратный размер МЗП, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Учитывая положения пп. 1) п. 6 ст. 30 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании», начисленные (удержанные) отчисления и (или) взносы перечисляются через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, для последующего перечисления Государственной корпорацией на счет фонда ИП и юридическими лицами (кроме лиц, указанных в пп. 2) и 5) п. 6 ст. 30 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании»), лицами, занимающимися частной практикой, - не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты доходов

Таким образом, с 01.01.2020 года с доходов физических лиц по договорам гражданско-правового характера ТОО, выплачивающее этот доход, обязано удерживать взносы на ОСМС в размере 1%. При этом, доход в целях взносов на ОСМС принимается не более 10-кратного МЗП.

Удержанные взносы на ОСМС ТОО обязано перечислить в Государственную корпорацию не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем выплаты дохода физическому лицу по договору гражданско-правового характера.

ТОО, ОУР, плательщик НДС

Как рассчитываются ОПВ, ИПН, ВОСМС с дохода физического лица, оказывающего услуги по договору ГПХ в 2021 году?

В соответствии с положениями п. 4-1 ст. 25 Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК» для физических лиц, получающих доходы по договорам ГПХ, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), за исключением случая, предусмотренного пп. 5) п. 2 ст. 24 Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК», ОПВ, подлежащие уплате в ЕНПФ, устанавливаются в размере 10% от получаемого дохода, но не выше 10% 50-кратного размера МЗП, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Таким образом, ОПВ с доходов физических лиц по договорам ГПХ исчисляются и удерживаются в размере 10% от начисленного дохода, который не должен превышать 50 МЗП.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 28 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» взносы на ОСМС работников, в т.ч. государственных и гражданских служащих, а также физических лиц, получающих доходы по договорам ГПХ, подлежащие уплате в фонд, с 01.01.2021 года устанавливаются в размере 2% от объекта исчисления взносов на ОСМС.

Согласно положениям п. 5 ст. 28 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» объектами исчисления взносов на ОСМС работников, в т.ч. государственных и гражданских служащих, а также физических лиц, получающих доходы по договорам ГПХ, являются их доходы, исчисленные в соответствии со ст. 29 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании».

Учитывая положения п. 2 ст. 29 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании», доходами физического лица по договорам ГПХ являются все начисленные доходы по данным договорам, за исключением доходов, установленных п. 4 ст. 29 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании».

Согласно положениям п. 3 ст. 29 Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» ежемесячный доход, принимаемый для исчисления взносов, должен исчисляться по сумме всех видов доходов физического лица и не должен превышать 10-кратный размер МЗП, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

При уплате взносов с суммы дохода, равной 10-кратному размеру МЗП, установленному на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, уплата взносов с других доходов физического лица при наличии документа, подтверждающего уплату таких взносов, не требуется.

Таким документом является справка о суммах полученных доходов, исчисленных и уплаченных взносов, выданная работодателем и (или) налоговым агентом.

Таким образом, взносы на ОСМС с доходов физических лиц по договорам ГПХ исчисляются и удерживаются в размере 2% от начисленного дохода, который не должен превышать 10 МЗП с учетом всех видов доходов, с которых исчисляются и удерживаются взносы на ОСМС (при предоставлении справки таким физическим лицом).

ИПН у источника выплаты

В соответствии с положениями п.2 ст.353 Налогового кодекса РК размер облагаемого дохода от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг по договорам ГПХ, кроме имущественного дохода, полученного физическим лицом, не являющимся ИП, лицом, занимающимся частной практикой, определяется в следующем порядке:

Сумма доходов, подлежащих налогообложению у источника выплаты, полученных в текущем налоговом периоде физическим лицом, не являющимся ИП, лицом, занимающимся частной практикой, от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, кроме имущественного дохода,

Сумма корректировки дохода в текущем налоговом периоде, предусмотренной п. 1 ст. 341 Налогового кодекса РК,

Сумма налогового вычета в виде ОПВ, взносов на ОСМС и стандартных вычетов, указанных в пп. 2) и (или) 3) п. 1 ст. 346 Налогового кодекса РК

Таким образом, ИПН с доходов физических лиц по договорам ГПХ исчисляется по следующей формуле:

Начисленный доход – налоговый вычет ОПВ – налоговый вычет по взносам на ОСМС – налоговые вычеты согласно пп. 2) и (или) 3) п. 1 ст. 346 Налогового кодекса РК (882-кратный МРП, если физическое лицо соответствует категориям лиц, указанных в данных нормах) = Облагаемый доход х ставка ИПН 10% = сумма ИПН к удержанию.

  • Какими налогами облагаются доходы работников по договорам ГПХ?
  • Какие налоги оплачивает ТОО при работе с физическим лицом по договору ГПХ?
  • Надо ли производить перерасчет ИПН с применением вычетов по взносам на ОСМС по доходам физлиц по ГПХ и работников за 2018-2020 годы?






Есть вопросы?

Получите профессиональную консультацию

  • Нур-Султан
  • Алматы
  • Регионы

Центральный дом бухгалтера (ЦДБ) – компания № 1 на финансовом рынке Казахстана в сфере производства и оказания услуг для бухгалтеров и индивидуальных предпринимателей.

Активно развивающаяся компания ЦДБ - занимает лидирующие позиции в сфере обучения и информационного сопровождения бухгалтеров с 2000 года.

Наша команда обладает большим практическим опытом и постоянно повышает и совершенствует свою эффективность.

Мы реализуем комплексный подход к развитию бизнеса, обеспечиваем максимальное качество и удобство при оказании бухгалтерских услуг своим клиентам.

Центральный дом бухгалтера предлагает обучение, консультации, печатные и электронные издания, информационную систему для бухгалтера!

Довольный клиент – это кредо ЦДБ! К каждому клиенту индивидуальный подход и особая забота!

Читайте также: