Для объектов общественно делового значения налоговая ставка

Опубликовано: 14.05.2024

Платите налоги в несколько кликов!

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют в рамках:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданных по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу


Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Также не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления технической ошибки, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы начиная с периода, в котором была допущена ошибка;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась по решению суда или комиссии по рассмотрению споров: в этом случае измененная кадастровая стоимость действует начиная с периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Но не раньше даты внесения в кадастр первоначальной (оспоренной) кадастровой стоимости.

Если земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется доле кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональной доле части участка.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц, налоговая база для каждого определяется пропорционально доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетный период.

Налоговая ставка по земельному налогу

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Ставки не могут превышать:

— 0,3 %

  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых для сельскохозяйственного производства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
  • для участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Полный список смотрите здесь.

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы. Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится с коэффициентом:

  • коэффициент = 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих 4 лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент = 4.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены квартальные отчетные периоды, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ * налоговая ставка * кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять подтверждающие документы в ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если налогоплательщик в налоговом периоде получил или потерял право на льготу по земельному налогу, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть срок отсутствия этой льготы. Месяц возникновения и прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

Когда сдавать декларацию по земельному налогу

Налогоплательщики-организации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сдают налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Крупнейшие налогоплательщики, сдают декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые установлены нормативными актами муниципальных образований. Срок уплаты налога не может быть раньше срока сдачи декларации по земельному налогу — сейчас это 1 февраля.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Налог на имущество в отношении недвижимости не может начисляться только исходя из вида разрешенного использования земли, на которой он находится. К такому выводу пришел Конституционный суд в постановлении от 12.11.2020 № 46-П.

Что послужило поводом для обращения в суд

Организация арендовала два земельных участка.

Один был предоставлен с целью эксплуатации здания под торговые и производственные цели.

А другой – для эксплуатации здания под офисные и образовательные цели. Согласно выписке из ЕГРН: для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

Несколько зданий, принадлежащих организации на праве собственности и расположенных на указанных земельных участках, были включены в перечень объектов, по которым налог на имущество рассчитывался исходя из кадастровой стоимости.

Организация обратилась в суд с тем обоснованием, что фактически здания использовалось под производственные и образовательные цели, а не для размещения офисов или торговых объектов.

Однако, суд отказал в иске. По его мнению, для отнесения недвижимости к торговым объектам и объектам для размещения офисов достаточно соответствия одному из перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса условий.

Таким условием выступает один из видов разрешенного использования земельных участков, на которых расположены здания.

Суд посчитал, что здания отвечали признакам объектов недвижимости, в отношении которых налог следовало исчислять исходя из кадастровой стоимости.

При этом критерий фактического использования здания не имеет правового значения.

Что решил Конституционный суд

Дело прошло все судебные инстанции и дошло до Конституционного суда.

Он напомнил, что Градостроительный кодекс различает виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а именно:

  • основные;
  • условно разрешенные;
  • вспомогательные, которые допустимы только в дополнение к основным и условно разрешенным для совместного с ними осуществления.

При этом возможно изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства на другой. Оно осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса).

Собственник земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, не лишен законной возможности инициировать указанное изменение.

В отличие от него, организация, арендующая землю, в такой возможности ограничена.

Поскольку органы государственной власти допускают возможность изменения вида разрешенного использования земли только по результатам торгов (письмо Минэкономразвития от 09.07.2018 г. № ОГ-Д23-7048).

При этом на одном земельном участке могут быть размещены несколько объектов недвижимости единого или разного назначения.

Между тем, судебные инстанции, рассматривавшие дело, пришли к следующему выводу.

Если среди прочих видов разрешенного использования участка допускается размещение объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, то все размещенные на нем здания, строения или сооружения приобретают статус торгового центра или комплекса. Налог на имущество при этом исчисляется из кадастровой стоимости.

Но Конституционный суд с этим не согласился.

По его мнению, при таком толковании подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса относил бы любую недвижимость к той, налог на имущество с которой следовало бы исчислять только по кадастровой стоимости.

При этом строение может стать «торговым центром» в первую очередь исходя из соответствующего решения органа власти.

Поэтому, нельзя взимать налог на имущество организаций по кадастровой стоимости только с учетом того факта, что строение расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Несмотря на то, что Конституционный суд отказался признавать неконституционным подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса, данное дело было передано на новое рассмотрение в суды.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!

Выбор читателей

Responsive image

Разъяснения ФСС: как получить Сведения о застрахованном лице

Responsive image

Бесплатная КЭП с 1 июля 2021 года: кому и как ее получить

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Какие объекты облагаются исходя из кадастровой стоимости

Если с налогообложением недвижимости физических лиц в настоящее время более или менее понятно (с 2020 года в субъектах он исчисляется исходя из кадастровой стоимости (кроме Севастополя), то с налогообложением объектов недвижимости организаций дела обстоят сложнее.

Налог на имущество организаций пока что отличается своей двойственной природой, которая проявляется в нескольких вариантах его исчисления. Так, по общему правилу согласно ст. 375 НК РФ его налоговая база определяется как среднегодовая (балансовая) стоимость недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения. Однако для некоторых объектов недвижимости она рассчитывается по кадастровой стоимости. Разграничение «балансовых» и «кадастровых» объектов в данном случае имеет огромное значение, так как на практике кадастровая стоимость гораздо больше балансовой, что в свою очередь больше обременяет владельцев «кадастровой недвижимости», увеличивая их налоговое бремя (конечно, бывают и обратные примеры).

К кадастровым объектам недвижимости (налоговая база которых исчисляется исходя из кадастровой стоимости) относятся:

  1. объекты недвижимости иностранных организаций, которые осуществляют свою деятельность на территории России через представительства;
  2. объекты недвижимости и незавершенного строительства, размещенные на участках земли с назначением «ведение личного подсобного хозяйства», «садово-огородническая деятельность» и/или «ИЖС»;
  3. административно-торговые центры (административно-деловые центры, торговые центры (комплексы), нежилые помещения, используемые под офисы, торговые точки, точки общественного питания и бытового обслуживания или предназначенные для такого использования по сведениям ЕГРН и/или документам технического учета (инвентаризации).

В отношении объектов пункта 1 и 2 налогооблагаемая база определяется на основе кадастровой стоимости уже просто при наличии закона субъекта РФ, где установлена соответствующая обязанность (а это – во всех субъектах РФ).

А вот объекты недвижимости пункта 3 должны быть включены в специальный региональный «Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база в соответствующем году определяется как кадастровая стоимость», который ежегодно утверждается исполнительным органом субъекта Российской Федерации и часто актуализируется. Их кадастровая стоимость должна быть определена и внесена в ЕГРН (Подпункт 1 п. 7 ст. 378.2. НК РФ). Соответственно, если на 1 января текущего года объекта недвижимости нет в данном перечне или/и кадастровая стоимость определена уже в течение года, то налог будет считаться по балансовой стоимости (см., Письмо Минфина России от 28.12.2018 № 03-05-05-01/95999).

«Кадастровые объекты» и региональные перечни недвижимости

При рассмотрении административно-торговых объектов нельзя забывать об определении этих самых объектов, ведь только после этого возможно говорить об их налогообложении по кадастровой стоимости. Так, согласно п. 3 и п.4 Ст. 378.2 НК РФ административно-торговым объектом признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному/ нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

  1. здание расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования (ВРИ) которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения/ торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
  2. здание предназначено для использования или фактически используется в целях размещения вышеупомянутых объектов.

При этом, в основе предназначенного и фактического использования лежит 20-процентный критерий, то есть:

  • здание признается предназначенным для соответствующего использования, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20% общей площади этого здания в соответствии со сведениями из ЕГРН или документами технического учета предусматривает такое использование в целях размещения офисов, офисной инфраструктуры (приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) / торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
  • здание фактические используется в соответствующих целях, если не менее 20% его общей площади фактически используется для размещения объектов.

Хоть ранее мы и говорили о том, что земельный участок и находящиеся на нем объекты недвижимости в налоговом пространстве рассматриваются отдельно, здесь же мы видим, что ВРИ земельного участка может повлиять на налогообложение находящегося на нем здания. Формально может показаться, если среди ВРИ земельного участка (а их может быть несколько) есть тот, что допускает размещение административно-торговых объектов, то все здания на этом участке автоматически могут быть включены в Перечень объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости.

Точку в этом вопросе в 2020 году Конституционный Суд РФ, указав, что в отношении административно-торгового объекта нельзя рассчитывать налог по кадастровой стоимости, ссылаясь лишь на вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий размещение таких объектов. Необходимо исследовать вопрос о фактическом использовании объекта недвижимости для соответствующих целей (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика").
Это определенно является верным шагом, направленным на справедливую и верную оценку объекта недвижимости в целях налогообложения, ведь зачастую инспекторы, занимающиеся формированием Перечней объектов недвижимости, заполняют графу с видом разрешенного использования земельного участка в акте осмотра объекта недвижимости без выезда на место, а руководствуясь только спутниковыми снимками и сведениями ЕГРН.

К административно-торговым объектам не относятся объекты, предназначенные или используемые (в том числе арендаторами) для социальных, медицинских, образовательных, научных, производственных и иных аналогичных целей, если они не отвечают вышеупомянутым критериям (Письмо Минфина России «О возможности обложения налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости зданий и помещений, используемых (в том числе арендаторами) для научных, производственных целей» от 17.11.2020 N 03-05-04-01/99793).
Однако представляется возможной ситуация, когда в административном здании промышленного предприятия сдается в аренду «офисное» помещение площадью 20 процентов от общей площади здания. В таком случае налог на имущество будет рассчитываться по кадастровой стоимости.
Таким образом, чтобы установить, по какой стоимости вы должны исчислять налогооблагаемую базу, необходимо определить, относится ли ваша недвижимость к категориям объектов, облагаемых по кадастровой стоимости. Если нет, то речь будет идти о среднегодовой (балансовой) стоимости. Когда субъект РФ включает в Перечень имущество ошибочно, необходимо добиваться исключения из Перечня. При наличии подтверждающих лицензий, договоров, а также уставных документов с указанными кодами видов экономической деятельности, при соответствующем фактическом использовании исключение из списка «кадастровых объектов» практически гарантировано, что подтверждают положительные судебные решения (№ 5-АПГ17-22, N 5-АПГ18-2, № 5-АПГ16-116).

Переход на кадастровую стоимость по инициативе владельца недвижимости

Решение об определении налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости не исключает возможность перехода на оплату налога по кадастровой стоимости по инициативе владельца недвижимости. Такая необходимость может возникнуть в случаях превышения среднегодовой (балансовой) стоимости над кадастровой. Если есть основания полагать, что ваш объект недвижимости незаконно не внесен в Перечень, то необходимо подать заявление в орган исполнительной власти субъекта, формирующий Перечень, о внеплановом обследовании объекта недвижимости и включении его в соответствующий Перечень в целях налогообложения по кадастровой стоимости, то есть доказать необходимость изменения Перечня в части включения необходимого объекта недвижимости.

Как облагаются налогом помещения

Если выше речь шла об отдельных административно-торговых объектов как зданиях, то, как быть с нежилыми помещениями? Если они фактически используются под офисы, торговые точки, точки общественного питания и бытового обслуживания или предназначены для такого использования по сведениям ЕГРН и/или документам технического учета (инвентаризации), то облагаются налогом на имущество по кадастровой стоимости. При этом, согласно п.5 ст. 378.2 НК РФ здесь также действует правило 20 процентов в отношении фактически используемых помещений: фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Особенность заключается в том, что, если кадастровая стоимость для помещения не определена, то налогооблагаемая база определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (налогооблагаемая база= площадь помещения/площадь здания Х кадастровая стоимость здания). Такое правило не применятся в случаях, когда стоимость помещений в совокупности выше кадастровой стоимости здания и когда для помещения отдельно определена кадастровая стоимость.

Мы публикуем серию статей «Налоги на недвижимость».

Нам важно не только поделиться знаниями с Вами, но и получить от Вас обратную связь по каждой статье. Заметили ошибку или неточность, хотите предложить дополнение или попросить об этом нас – не стесняйтесь и обязательно пишите нам. Совместными усилиями у нас обязательно получится отличное произведение.
Самым активным мы подарим напечатанный сборник наших статей.

Алена

Дата публикации: 22.04.2021

Актуально на Май 2021 года

Имущественный налог обязателен для компаний, применяющих общую систему налогообложения и имеющих на балансе основные средства. Также его платят организации на УСН, имущество которых входит в перечень ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации и облагается налогом по кадастровой стоимости.

Налог на имущество — региональный налог, поэтому его основу составляют правила НК, а детали утверждаются властями в субъектах Российской Федерации. Они вправе самостоятельно устанавливать порядок перечисления налога, крайние сроки по нему и налоговую ставку.

Кто платит налог на имущество юридических лиц в 2021 году

Перечислять деньги в бюджет в счет имущественного налога должны юридические лица, имеющие у себя налогооблагаемую недвижимость.

  • недвижимое имущество (включая имущество, которое передано в пользование на время, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению);
  • недвижимое имущество, которое находится в пределах Российской Федерации и принадлежит компаниям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению.

К объектам налогообложения не относятся:

  • земельные участки и другие объекты природопользования;
  • движимое имущество компаний (с 2019 года);
  • памятниками истории и культуры;
  • ядерные установки;
  • ледоколы;
  • космические объекты;
  • суда;
  • воздушные суда и так далее.

Налоговая база

Рассчитывать имущественный налог в 2021 году можно двумя способами:

  1. По среднегодовой стоимости имущества.
  2. По кадастровой стоимости.

Выбирать тот или иной вариант расчета компания не сможет, порядок регламентирован нормами НК РФ. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества, в отношении определенных видов недвижимого имущества:

С этого имущества необходимо платить налоги по кадастровой стоимости, если кадастровая стоимость установлена, а сами объекты недвижимого имущества есть в региональном перечне. При невыполнении одного из требований налог рассчитывается по среднегодовой стоимости.

В этом году определили порядок расчета имущественного налога при смене кадастровой стоимости недвижимости. Согласно общим правилам, смена кадастровой стоимости не влияет на расчет платежа в текущем и прошедших периодах. Здесь есть оговорка — существует 2 случая, при которых платеж пересчитывается:

  1. Кадастровая стоимость сменилась до начала текущего или прошедшего налогового периода. Дата начала применения измененной стоимости в различных случаях перечисляются в статье «О государственной кадастровой оценке».
  2. Кадастровая стоимость установлена в размере рыночной. Для подсчета платежа рыночная стоимость будет использоваться с даты начала применения изменяемой кадастровой стоимости.

Налоговая ставка

Конкретная фиксированная налоговая ставка на имущество в 2021 году устанавливается региональными властями самостоятельно. При этом, есть максимальное значение — не более 2,2%. Для объектов, которые подпадают под кадастровое налогообложение, имущественная налоговая ставка должна быть не более 2%.

Также существует налоговая ставка в размере ноль процентов. Она применяется в отношении недвижимого имущества, которые перечислены в распоряжении Правительства от 22 ноября 2017 года №2595-р.

Налоговая ставка устанавливается в размере 0 процентов в отношении объектов недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия, для которых выполняются условия, установленные пунктом 3.1 статьи 380 НК РФ. При этом перечень имущества, относящегося к объектам недвижимого имущества магистральных газопроводов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, объектам газодобычи, объектам производства и хранения гелия, утверждается Правительством Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 22.11.2017 № 2595-р), — уточняется на сайте ФНС.

В том случае, когда налоговая ставка не определена регионами, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в статье 380 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Сроки уплаты налога на имущество в 2021 году

Конкретных сроков уплаты имущественного налога в 2021 году нет. Региональным властям дано право самостоятельно определять даты оплаты налога на имущество. Этот вопрос регулируется ст. 383 Налогового Кодекса Российской Федерации. Обычно дедлайн по уплате авансового платежа приходится на тридцатое число месяца, следующего после отчетного периода.

4 квартала года составляют налоговый период по имущественному налогу. Исходя из этого, предприниматели обязаны подать декларацию. В текущем году — не позже тридцатого марта.

В 2020 году отменили подачу налоговых расчетов по платежам в счет аванса. Компании, состоящие на учетах в разных налоговых органах по месту нахождения своего имущества в одном регионе РФ, имеют возможность отчитываться в одну инспекцию по своему выбору.

Налог на движимое имущество

1 января 2019 года у предпринимателей отпала необходимость в уплате имущественного налога на движимое имущество. Об этом говорится в ФЗ от 3 августа 2019 года №302-ФЗ. В настоящее время движимое имущество не облагается налогом.

Как рассчитать и заплатить

Этот материал обновлен 15.03.2021.

Налог на имущество организаций — один из трех региональных налогов. С 2019 года он фактически стал налогом на недвижимость: движимое имущество этим налогом больше не облагается.

Однако с 2021 года сведения о движимом имуществе включают в налоговую декларацию. Речь идет о том имуществе, которое учтено на балансе организации как основное средство. С этой целью приняли новую форму декларации.

Плательщики налога на имущество организаций

Основная категория плательщиков налога на имущество — российские организации, коммерческие и некоммерческие, у которых есть недвижимость, учтенная на балансе в качестве основных средств. Обычно это недвижимость, которая принадлежит организации на праве собственности и изначально приобреталась не для перепродажи.

Также платить налог на имущество должны иностранные организации — как имеющие постоянное представительство в РФ, так и не имеющие, — у которых есть в собственности недвижимость на территории России.

Кто не платит налог на имущество организаций. Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т. д.

Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.

УСН — по недвижимости, которая облагается налогом исходя из среднегодовой стоимости, а не кадастровой. Каждый регион сам определяет, какая недвижимость на его территории будет облагаться по кадастровой стоимости. Вся остальная недвижимость облагается налогом по среднегодовой стоимости.

К примеру, в Москве фирма на УСН не должна платить налог на имущество за нежилое помещение в многоквартирном доме при условии, что площадь всех нежилых помещений в доме не превышает 3000 м 2 . Если превышает, то, возможно, налог придется платить.

ЕСХН — по недвижимости, которая используется для производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и для оказания услуг.

Например, здание птицефабрики, которым владеет компания — плательщик ЕСХН, не облагается налогом на имущество. А административное здание и здание столовой, в которой обедает персонал фабрики, облагаются. Потому что эти два здания не участвуют непосредственно в производстве, переработке и реализации сельхозпродукции.

Объекты налогообложения

Недвижимое имущество. В настоящее время в числе объектов только недвижимость, которая отражена в бухучете:

  1. На счете 01 «Основные средства» — если она находится в распоряжении компании. Не важно, использует организация эту недвижимость или нет.
  2. На счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» — если компания передала недвижимость в аренду или в лизинг.

Также объектом налогообложения признается недвижимость, которую организация:

  1. Передала в доверительное управление.
  2. Внесла в совместную деятельность в рамках договора простого или инвестиционного товарищества. Например, три компании решили совместными усилиями построить большой комплекс по производству мебели. В качестве вклада в комплекс одна из компаний решила внести собственное сооружение, чтобы разместить в нем лесопилку.
  3. Получила по концессионному соглашению. То есть организация в этом соглашении является концессионером — стороной, которая обязуется за свой счет создать или реконструировать недвижимое имущество, например здание аэропорта. При этом другая сторона — концедент — предоставляет ей на оговоренный срок права владения и пользования аэропортом.

Кроме того, налогом на имущество облагаются жилые помещения, которые не учитываются на балансе в качестве основных средств, но по региональному закону облагаются налогом по кадастровой стоимости. Например, квартиры, которые компания приобрела для перепродажи и в бухучете учла их как товары. Нежилая недвижимость для перепродажи налогом на имущество не облагается.

Движимое имущество организаций. С 2019 года любое движимое имущество — будь то транспорт, производственное оборудование, какая-либо аппаратура — не облагается налогом на имущество организаций.

Минфин прорабатывает возможность вернуть движимые основные средства в состав налогооблагаемых объектов. Вместе с этим Министерство хочет снизить предельную ставку налога так, чтобы не пострадали бюджет и бизнес. Предполагается, что это упростит работу налоговикам и сократит количество споров о том, движимое это имущество или недвижимое.

Что еще не признается объектом налогообложения:

  1. Земельные участки, водоемы и другие природные ресурсы.
  2. Памятники истории и культуры федерального значения.
  3. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

Также не облагается налогом на имущество:

  1. Недвижимость, которую компания арендует и которая в бухучете учтена на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
  2. Недвижимость, не готовая к эксплуатации, например недострой, который отражен на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Налоговая база

По общему правилу налоговая база по налогу на имущество — это среднегодовая стоимость недвижимости. Организации должны сами рассчитывать ее по итогам года и по окончании каждого отчетного периода, если в регионе такие периоды не отменены.

Для некоторых объектов недвижимости налоговой базой является их кадастровая стоимость. Считать налог по среднегодовой стоимости таких объектов уже нельзя. «Кадастровый» перечень ежегодно утверждается в регионе. В него могут попасть, к примеру, помещения в административно-деловых и торговых центрах, нежилые помещения для офисов, магазинов, объектов общепита или бытового обслуживания.

Посмотреть перечень можно на официальном сайте субъекта РФ либо на сайте регионального правительства. Так, московский «кадастровый» перечень размещен на сайте мэра Москвы.

Платить налог по кадастровой стоимости должны все организации — собственники недвижимости, даже те, кто применяет специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения или единый сельскохозяйственный налог.

Порядок определения налоговой базы. Среднегодовая стоимость недвижимости считается так: складывается остаточная стоимость недвижимости на первое число каждого месяца года и на 31 декабря, и полученный результат делится на 13.

Остаточная стоимость считается по формуле:

Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость − Начисленная амортизация

Бухгалтерские программы автоматически формируют остаточную стоимость.

При расчете среднегодовой стоимости недвижимости не учитываются объекты, облагаемые налогом по кадастровой стоимости. Налог на имущество по каждому «кадастровому» объекту считается отдельно. Кадастровая стоимость берется на 1 января года, за который считается налог.

Если организация владеет помещением в здании и кадастровая стоимость определена только для здания в целом, стоимость помещения считается пропорционально доле его площади.

Например, если площадь здания 2000 м 2 , а помещения — 40 м 2 , доля помещения — 40/2000. При стоимости здания 100 млн рублей стоимость помещения составит 2 млн рублей.

Бывает, что для недвижимости из регионального перечня кадастровая стоимость отсутствует весь год. Раньше Минфин разъяснял, что в этом случае такая недвижимость налогом на имущество вовсе не облагается.

С 2021 года, если кадастровая стоимость объекта не определена до конца года, то налог за него придется платить по среднегодовой стоимости. Это относится только к той недвижимости из регионального перечня, которая учтена в качестве основных средств — ОС. Если недвижимость не ОС, то налога не будет.

Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год. То есть только после того, как год истек, окончательно определяется сумма налога к уплате. А в течение года по отчетным периодам вносят авансовые платежи.

Отчетными периодами признаются:

  • I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года — если недвижимость облагается по среднегодовой стоимости;
  • I, II и III кварталы календарного года — если облагается по кадастровой стоимости.

Региональные власти вправе не устанавливать у себя отчетные периоды. В настоящий момент во всех субъектах РФ такие периоды есть.

Налоговая ставка

Налог на имущество организаций — региональный налог, поэтому конкретные ставки по нему устанавливаются законами субъектов РФ.

Региональные ставки не должны превышать 2,2%. А для недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости, ставка не может быть больше 2%.

Регионы могут устанавливать различные ставки налога на имущество в зависимости от деятельности, которую ведет организация, и вида имущества, которое используется в этой деятельности.

Например, в Красноярском крае действует пониженная ставка для производителей нефтепродуктов — 1,1%, для имущества аптечных организаций — 0,5%.

Ставка налога 0% на федеральном уровне действует для очень узкого круга налогоплательщиков. Например, для тех, кому принадлежат объекты магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия. Причем эти объекты должны находиться в пределах Якутии, Иркутской либо Амурской области.

Какие ставки налога на имущество организаций установлены именно в вашем регионе, можно узнать с помощью сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

Читайте также: