Для налоговой политики современного государства поддерживающего рыночную экономику характерно

Опубликовано: 23.04.2024

§ 7. Виды налогов. Механизм налогообложения.

Виды налогов. Налоги бывают прямые и косвенные, государственные и местные, устанавливаемые региональными властями и органами.

Для налоговой системы страны с развитой рыночной экономикой характерны следующие признаки:

• прогрессивный дифференцированный характер налогообложения;

• частые изменения ставок налогообложения в зависимости от экономических условий, складывающихся в стране;

• определение начальных сумм, не облагаемых налогом.

Всё это делает налоговую систему гибкой, способствует её дифференцированному использованию.

К налогам относят, например, подоходный налог, налог на прибыль предприятий, косвенные налоги и взносы на социальное страхование.

Подоходный налог взимается с физических лиц. Им облагаются все доходы граждан, в том числе и выигрыши в лотерею. Налогом на прибыль предприятия облагается его чистая прибыль за определённый календарный период. Взимание подоходного налога происходит посредством заполнения налогоплательщиком декларации о доходах при условии наличия у налогоплательщика нескольких источников доходов, включая предпринимательскую деятельность. В настоящее время в России ставка подоходного налога является фиксированной и составляет 13%. С 2009 г. налог на прибыль организаций составляет 20% (однако его реальный расчёт – очень сложная бухгалтерская процедура). Во многих странах мира налоги имеют прогрессивные ставки – чем больше доход, тем больше ставка налога. Такая налоговая политика имеет социальную составляющую, так как позволяет немного сократить разрыв в доходах бедных и богатых.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. Среди прямых налогов выделяют реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения (налоги на имущество, в том числе с владельцев автотранспортных средств, земельный налог); личные прямые налоги, которые уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность (подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство и дарение и т.п.).

Косвенные налоги взимаются через цену товара и вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (акциз, НДС, таможенная пошлина, налог с оборота). Они распространяются на широкий круг торговых, производственных и иных организаций и даже физических лиц. Во многих странах мира применяется налог с продаж, который взимается с любой покупки. Основная цель косвенных налогов – увеличение доходов государственного и местного бюджета. Так, в российском бюджете основную доходную статью составляют не прямые налоги, а косвенные, в частности таможенные сборы и пошлины. Таможенные сборы – это форма косвенного налога, которым облагаются определённые группы людей и организации, в основном фирмы, осуществляющие экспортно-импортные операции.

Акциз – налог, взимаемый с покупателя при приобретении некоторых видов товаров и устанавливаемый обычно в процентах к цене этого товара. Например, акцизом в России облагаются табачные и винно-водочные изделия.

В России действует около 40 различных налогов. Их использование регулируется специальными законами, в частности Налоговым кодексом. Некоторые налоги являются целевыми и связаны с конкретным направлением государственных расходов – это налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог в Дорожный фонд. Первый необходим для финансирования деятельности геологов и буровиков, ведущих разведочные подготовительные работы к промышленному использованию новых месторождений полезных ископаемых, а второй – для финансирования ремонта и строительства федеральных дорог.

По своему экономическому содержанию близка к налогам пошлина – плата, взимаемая государством с юридических и физических лиц за оказание им определённого вида услуг. Государство установило пошлины за следующие виды услуг:

• оформление свидетельств о браке и рождении детей;

• выполнение процедуры расторжения брака;

• подтверждение права на получение наследства;

• принятие жалобы к рассмотрению в суде;

• выдачу разрешения на ввоз товаров зарубежного производства в страну (а иногда и за разрешение на вывоз товаров отечественного производства за рубеж).

На рисунке 1 представлена схема налоговой системы России. В России действуют следующие налоги: федеральные, региональные и местные. Наиболее крупные и значимые источники налоговых доходов (налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на прибыль, акцизы и др.) распределяются между бюджетами различных уровней: федеральными, региональными, местными (городов и сельских поселений).


Рис. 1. Налоговая система в России.

Примеры федеральных налогов:

• налог на доходы физических лиц;

• налог на операции с ценными бумагами;

• платежи за пользование природными ресурсами;

• платежи за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, за загрязнение окружающей среды, за пользование водными объектами;

• налог на прибыль организаций;

• налоги, служащие источником образования дорожных фондов (налог на использование автомобильных дорог);

• налог с владельцев транспортных средств;

• налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

• сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

• налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте;

• налог на игорный бизнес;

• сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

• налог на добычу полезных ископаемых;

• налог на добавленную стоимость (НДС);

Примеры региональных налогов:

• налог на имущество предприятий;

• сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;

• единый налог на вменённый доход для определённых видов деятельности.

Примеры местных налогов:

• налог на имущество физических лиц;

• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

• налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

• сбор за право торговли;

• целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, благоустройство территорий, нужды образования и другие цели;

• налог на рекламу;

• налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

• сбор с владельцев собак;

• лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;

• лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

• сбор за выдачу ордера на квартиру;

• сбор за парковку автотранспорта;

• сбор за право использования местной символики;

• сбор за участие в бегах на ипподромах;

• сбор за выигрыш на бегах;

• сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

• сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

• сбор за право проведения кино- и телесъёмок;

• сбор за уборку территорий населённых пунктов;

• сбор за открытие игорного бизнеса.

Механизм налогообложения. В основе механизма налогообложения лежат ставки налогов, из которых рассчитываются денежные суммы, подлежащие уплате домохозяйствами или организациями в доход государства.

Ставка налога – это величина платы, которую налогоплательщик должен внести в доход государства в расчёте на единицу налогообложения. Ставка налога определяется как абсолютная сумма платежа либо как доля от стоимости того, к чему привязан данный налог (например, доходы или стоимость имущества). При этом всегда спорным является вопрос о количественной величине этой ставки (должна она быть единой или меняться по какой-то схеме).

В мировой практике существуют три разные системы налоговых ставок: прогрессивная, пропорциональная, регрессивная.

В прогрессивной системе ставка налога возрастает по мере роста величины облагаемого дохода или стоимости имущества. Применение такой системы означает, что богатые граждане платят в виде налогов бо́льшую долю своих доходов, чем менее состоятельные.

Пропорциональная система характеризуется равной для каждого плательщика ставкой налогообложения. С ростом налоговой базы сумма налога возрастает пропорционально. Такое налогообложение применяется в России.

В регрессивной системе предусмотрено снижение ставки обложения по мере роста абсолютной величины облагаемого дохода и имущества.

Размер налоговых изъятий постоянно является предметом дискуссии. Очевидно, чем большую долю личных доходов физических лиц и фирм правительство концентрирует в своих руках, тем больше возможностей имеется для решения социальных и иных задач общества. Однако чем слабее налоговый гнёт на экономику, тем динамичнее происходит её рост и развитие. В результате рациональная система налогов формируется как компромисс между интересами различных групп общества с учётом региональных интересов, твёрдых и однозначных правил построения налоговых систем. При этом очень много зависит от правительства и конкретных людей, которые в нём работают, их знаний и опыта, их честности и стремления к справедливости.

Налоговые льготы выражаются в частичном или полном освобождении определённых физических и юридических лиц от уплаты налогов. Такие льготы устанавливаются, например, для инвалидов, пенсионеров, образовательных учреждений, предприятий и предпринимателей малого бизнеса и др. Налоговые льготы связаны с приоритетами правительства (развитие инновационных технологий, модернизация производства и др.). Налоговые льготы улучшают экономическую ситуацию в регионе и стране.

Налоговые льготы имеются практически в каждой развитой стране. Например, в России их десятки, а в США – более 100, в Великобритании – около 80, во Франции – более 70, в Швеции – около 90 и т.д.

Налоговые льготы могут иметь форму налоговых кредитов – вычетов из величины начальных налогов. Например, во многих странах от налогообложения освобождается часть доли прироста затрат на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Льготы часто устанавливаются в сфере амортизационных отчислений, тем самым стимулируется покупка нового оборудования или замена старого.

Часто используется метод отсрочки уплаты налога и полное освобождение от налогов. Такой льготой пользуются в основном малые и вновь образованные предприятия. Например, во Франции акционерные компании полностью освобождаются от налогов на прибыль в течение первых двух лет существования, а в третий год налогом облагается только 25% прибыли. Вся прибыль облагается налогом с шестого года деятельности компании.

В развитых странах мира применяется дифференцированный подход в начислении налогов: чем выше доходы, тем больше выплачивается налогов. Каждая страна при этом имеет свой верхний предел налогообложения: самый высокий (45%) установлен в Швеции, 22% – в США и 5% – в государстве Монако. В России применяется так называемая «плоская шкала» в размере 13% на заработную плату, пенсии, доходы и прибыли. Такой подход лишает государство важнейшей функции перераспределительного механизма, который в развитых странах во многом сглаживает социальный разрыв между богатыми и бедными.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В статье рассмотрено содержание налоговой политики государства, ее формы, методы осуществления в разные периоды развития экономики, включая кризисные. Исследованы отдельные факты налоговой политики государства в России, показаны особенности ее содержания относительно сложившихся представлений в мировой практике.

Ключевые слова: налоговая политика, формы, методы

Налогоплательщикам всегда важно знать: правильную ли налоговую политику проводит государство? Нормально ли функционирует налоговая система? Особенно в период экономических кризисов у налогоплательщиков и представителей оппозиционных партий в Государственной Думе возникает ряд вопросов по содержанию и направлению налоговой политики государства. В этот период налогоплательщики ожидают дополнительных преференций, налоговых льгот, облегчения налогового бремени. В связи с этим важно, по нашему мнению, иметь представление о видах налоговой политики, о ее содержании.

В научной и учебной литературе нет однозначного толкования понятия «налоговая политика». Например, в учебнике дается такое определение: «Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на создание такой налоговой системы, которая должна стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечить социально-экономический прогресс общества» [1, с.53]. В данной статье нами не будут рассматриваться различные позиции по научному обоснованию дефиниции «налоговая политика», но следует согласиться с авторами учебника в том, что налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет относительно самостоятельное значение и должна опираться на научную теорию налогов. Без этого она становится схоластичной, развивается стихийно, методом проб и ошибок. От результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику, как строить налоговую систему.

Известно, что теория налогов развивалась и совершенствовалась по мере развития экономики, укрепления государства, расширения его функций и усиления его воздействия на развитие экономики. Поэтому цели налоговой политики не являются неизменными, они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе.

Выбор конкретных форм налоговой политики зависит от целей, которые различают, как: фискальные, экономические, социальные, экологические, международные.

В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные формы осуществления налоговой политики.

В мировой практике сложились три основные формы налоговой политики, которые представлены на рис.1.

Политика максимальных налогов характеризуется установлением максимального числа налогов, с высокими налоговыми ставками. Такая политика может вынужденно проводиться государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная политика проводилась в России в период становления рыночных отношений.

Естественно, что такая форма налоговой политики встречает противодействие со стороны налогоплательщиков, которое выражается в сокрытии налоговой базы, в процветании "теневой экономики". В подобной ситуации у государства мало надежд на экономическое развитие. Важно заметить, что в России в первые годы рыночных отношений не наблюдался рост социальных расходов и инвестиций в отрасли экономики, которые должны быть характерны для этой формы налоговой политики.


Рис.1. Формы налоговой политики

Поэтому позже ряд экономистов высказывали мнение, что экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в период становления рыночных отношений в России не существовало, и как следствие она привела к резко негативным последствиям. Политика максимальных налогов явилась причиной массового укрывательства от налогообложения. В стране появились "фирмы-однодневки", через которые средства уходили из-под налогообложения. Так называемая "теневая экономика", является детищем политики максимальных налогов. В результате достаточно большие суммы накоплений российскими гражданами и организациями переведены в другие государства с целью покупки недвижимости за рубежом или для хранения средств в иностранных банках.

Однако указанные негативные тенденции сохранились и в настоящее время, когда налоговое бремя существенно снизилось в сравнении с 1992-2000гг. Это означает, что изменение налоговой политики не всегда влечет за собой изменение поведения участников налоговых правоотношений. У налогоплательщиков велико желание разбогатеть быстро за счет укрывательства доходов и уклонения от налогов при отсутствии должного контроля за соблюдением налогового законодательства и, как следствие, ухода от ответственности за совершенные налоговые правонарушения.

Современный мировой экономический кризис показал необходимость быстрейшей модернизации экономики путем увеличения инвестиций, социальных расходов, но без увеличения налоговой нагрузки. Следовательно, политика максимальных налогов не подходит для современного и будущего периодов развития экономики России, несмотря на отрицательное влияние факторов мирового экономического кризиса.

Второй формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, одновременно вынуждено сокращать свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название "рейганомика", были использованы, в частности, в США в начале 80-х годов XX века. В начале ХХ1 века такую политику провозгласило российское правительство. Она выразилась в сокращении числа налогов, в снижении ставок, в повышении отдельных налоговых вычетов. Число федеральных налогов снизилось с 15 до 8, региональных осталось 3 налога, если считать налог на игорный бизнес, который пока в субъектах не применяется в связи с запретом игорного бизнеса вне зон, специально отведенных для него. Местные налоги сокращены более чем в 10 раз, их осталось только 2 налога.

Важно опять заметить, что эта форма политики не проводится в России в «чистом» виде, как это понимается в международной практике. Государство не пошло на снижение социальных расходов, а, наоборот, увеличивает их. Намечен рост инвестиций в отрасли и производства, в которых будут реализованы программы технического перевооружения, внедрения новейших технологий.

Таким образом, правительство России в современный экономический кризис не изменило кардинально свою налоговую политику, оно не сократило расходы на социальные нужды, выделило необходимые финансовые ресурсы для поддержания градообразующих производств. Это стало возможным за счет накопленных резервных фондов.

Политика разумных налогов характеризуется относительным балансом интересов государства и налогоплательщиков, что позволяет развивать экономику и поддерживать необходимый уровень социальных расходов. На практике такую политику сложно осуществлять в связи сохранением тенденций у налогоплательщиков к уклонению от реальных налогов, к их минимизации любым способом, включая и незаконные схемы.

Нет критериев для оценки «разумности налогов». Мы, по-прежнему наблюдаем усилия налогоплательщиков направленные на минимизацию налогообложения, хотя уже проведены меры по уменьшению их налоговой нагрузки. Государство же в результате недостаточности налоговых поступлений имеет дефицит федерального бюджета и многих региональных бюджетов, что ограничивает возможности по финансированию многих расходов бюджета. Баланс интересов пока не обеспечивается.

В зависимости от целей и форм налоговой политики государство использует конкретные методы, либо совокупность их.

Анализируя налоговую политику, необходимо акцентировать внимание на такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели, формы и методы.

Субъектами налоговой политики выступают Федерация, субъекты Федерации и муниципалитеты (города, поселения). Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, субъекты Федерации и муниципалитеты имеют право вводить и отменять налоги в пределах перечня региональных и местных налогов, установленного федеральным налоговым законодательством. Вместе с тем им представляются широкие полномочия по снижению налоговых ставок, в определении порядка и сроков уплаты налогов.

При проведении налоговой политики субъекты могут воздействовать на экономические интересы налогоплательщиков, создавать такие условия их хозяйствования, которые наиболее выгодны как для самих налогоплательщиков, так и для экономики в целом.

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу, они совпадают с принципами формирования налоговой системы (соотношение прямых и косвенных налогов; применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии, либо преобладание пропорциональных ставок; использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность; методы формирования налоговой базы).

Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественные показатели развития экономики. Благодаря применению тех или иных принципов осуществляется структурная и социальная направленность налогообложения. В период кризисной ситуации налоговая политика через использование указанных принципов способствует решению задач, направленных на выход экономики из кризисного состояния.

В современной мировой практике выделяются следующие методы налоговой политики:

· регулирование соотношений прямого и косвенного налогообложения;

· регулирование соотношения федеральных, региональных и местных налогов;

· перенос нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие;

· регулирование соотношения пропорциональных и прогрессивных ставок налогов и степени их прогрессивности;

· регулирование налогов льгот, преференций, вычетов, скидок;

· регулирование состава налогов, объектов налогообложения, способов исчисления налоговой базы, порядка исчисления и сроков уплаты.

В мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Налоговая ставка является важным средствомосуществления политики государства в области регулирования доходов. Изменяя ставки, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей.

Признано, что с помощью прогрессивных и регрессивных ставок регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней. В России не применяются прогрессивные ставки по налогообложению доходов физических лиц, а регрессивные ставки применялись только по единому социальному налогу, который с января 2010г. отменен. С 2009г. снижена ставка по налогу на прибыль. Снижение ставки по НДС, по нашему мнению, пока преждевременно, так как по этому налогу применяются схемы с участием фирм-однодневок, что позволяет уменьшать суммы НДС к уплате в бюджет.

Эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что организации или физическому лицу может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения. С целью проведения активной налоговой политики законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, либо налоговых вычетов. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. При этом важно помнить, что льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики, поэтому систему льгот нужно применять осторожно, обдуманно. В современном налоговом законодательстве России налоговые льготы предусмотрены не по всем налогам, по ряду налогов они сокращены, по некоторым увеличиваются.

Например, с 2008 г. увеличены стандартные и имущественные вычеты при исчислении налога на доходы физических лиц.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Реализация государственной налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, понятие которого, к сожалению, нет в налоговом законодательстве России.

В научных публикациях под налоговым механизмом принято понимать систему норм и организационных мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирование. Фундаментом налогового механизма является налоговое законодательство.

К субъектам налогового механизма относятся налоговые, финансовые, правоохранительные органы и налогоплательщики.

Налоговая политика сконцентрирована и раскрывается в таких документах, как: Налоговый кодексе РФ, нормативные акты субъектов Федерации, муниципальных образований. Она раскрывается также в Послании Президента России о бюджетной и налоговой политике на каждый бюджетный год.

1. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика»/ [И.А.Майбуров и др.]; под ред. И.А.Майбурова.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-655с.

Постоянный режим работы :
понедельник - четверг с 9:00 до 18:00,
пятница – с 9:00 до 17:00.

Режим работы в летний период
(с 14 июня прием документов от поступающих):
понедельник - пятница с 9:00 до 18:00,
суббота с 10:00 до 15:00.

Телефон: (383) 2-110-500
E-mail: priemc@nsuem.ru
--> Раскрытие информации

  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Министерство просвещения Российской Федерации
  • Российское образование (Федеральный портал)
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Справочно-информационный портал «Русский язык»
  • Энциклопедии, словари, справочники
  • Портал информационной поддержки ЕГЭ
  • Русская виртуальная библиотека
  • Наука и образование против террора
  • Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет
  • Правовой портал «Нормативные правовые акты в Российский Федерации
  • Подключение к личному кабинету на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу
  • Профилактика вирусных инфекций
  • Выборы ректора НГУЭУ



  • относится только к промышленным предприятиям

    является рекомендацией и не обязателен для исполнения

    принимается на срок не менее пяти лет

    имеет статус закона

    Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?

    Государственный бюджет носит характер рекомендаций для всех хозяйственных субъектов страны.

    Главным источником наполнения российского государственного бюджета, как правило, является деятельность финанасово-промышленных групп.

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

    К прямым налогам относятся

    налоги на имущество

    добровольные платежи, осуществляемые гражданами для обеспечения работы государства

    обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами власти в государственные и местные бюджеты

    обязательные платежи, взимаемые только центральными органами власти в государственный бюджет

    обязательные платежи, взимаемые только местными органами власти в местные бюджеты

    Налоговая политика государства преследует цели

    финансирования общественных организаций

    судебной защиты имущественных интересов коммерческих фирм

    повышения заработной платы работников частных предприятий

    социальной поддержки населения

    Для налоговой политики современного государства, поддерживающего рыночную экономику, характерно

    использование налогов для перераспределения доходов граждан

    использование только прямых налогов при отказе от налогов косвенных

    рассмотрение налогов как второстепенного источника формирования государственного бюджета

    использование налогов для поддержки крупного частного бизнеса

    Верны ли следующие суждения о налогах?

    Налоги – единственный источник финансирования государственных программ.

    Налоги – обязательные платежи граждан и хозяйственных организаций, взимаемые в пользу государства.

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

    При наличии дефицита на рынке товаров и услуг производителю максимально выгодно

    увеличить цену и выпуск продукции

    уменьшить цену и выпуск продукции

    уменьшить цену и увеличить выпуск продукции

    увеличить цену и уменьшить выпуск продукции

    Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?

    Изучение моделей функционирования фондового рынка.

    Оказание населению образовательных услуг.

    Развитие сетей мобильной связи.

    Производство большой партии новых автомобилей.

    Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруднику автомобиль. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника

    Что характеризует рыночную экономику?

    частная собственность на средства производства

    уравнительное распределение производимых продуктов

    государственное регулирование ценообразования

    централизованное планирование производства

    Закрытие ряда ателье по пошиву верхней одежды в связи со снижением спроса населения характеризует ситуацию на рынке

    В стране А. гарантировано существование предприятий различных форм собственности. Успех этих предприятий напрямую зависит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А.?

    Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «рынок».

    Производитель, равновесная цена, спрос, дефицит, государственное распределение.

    Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

    Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «измерители экономического роста».

    Валовой внутренний продукт, национальный доход, расчет на душу населения, количество налогов, индекс инфляции.

    Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

    Отв: количество налогов

    Дефицит государственного бюджета – это

    снижение внешнего долга государства

    превышение государственных расходов над доходами

    сокращение объема денежной массы

    уменьшение числа налоговых поступлений

    Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?

    А. Государственный бюджет РФ обсуждается и утверждается Государственной Думой, а исполняет его - Правительство.

    Б. Бюджетная система страны зависит от наличия в ней факторов производства.

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения о налогах?

    А. Прямые налоги представляют собой обязательные платежи в казну с доходов и имущества граждан и предприятий.

    Б . Косвенные налоги взимаются в казну только в случае превышения расходов над доходами.

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

    Тушь для ресниц, приобретенная дамой вызвала у нее, по заключению врача, аллергическую реакцию. Упаковка туши не содержала соответствующих предупреждений. Какое право потребителя было нарушено?

    На достоверную информацию о товаре

    На качественный товар

    На безопасность товара для жизни и здоровья

    На замену или возврат некачественного товара

    Верны ли следующие суждения о роли производителя и потребителя в рыночной экономике?

    А. Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании рыночного спроса.

    Б. Цену товаров и услуг на рынке устанавливает производитель без участия потребителей.

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

    Как называется ежегодный доход владельцев акций?

    Верны ли следующие суждения о безработице?

    А. К условиям, способным повлиять на снижение уровня безработицы, можно отнести увеличение пособий по безработице.

    Б. К условиям, способным повлиять на снижение уровня безработицы, можно отнести уменьшение размера налогов.

    верны оба суждения

    оба суждения неверны

    Распределите перечисленное ниже следующим образом: три первых позиции должны представлять выражение форм частной собственности, три последующие – государственной. Цифры в каждой тройке запишите в порядке возрастания.

    1) Семейная ферма

    2) Вооружённые Силы страны

    3) Сельскохозяйственный кооператив

    4) Приватизированная гражданином квартира

    5) Имущество дипломатических представительств страны за рубежом

    6) Национальный парк

    ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

    Многообразие форм собственности

    Контроль за производством и распределением со стороны государства

    Действие закона спроса и предложения

    Экономическая независимость товаропроизводителей

    Конспект урока

    Название предмета и класс: экономика, 11 класс

    Номер урока и название темы: урок №13 «Бюджетно-налоговая политика»

    Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

    • Понятие бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
    • Цели фискальной политики.
    • Прямые и косвенные методы регулирования экономики.
    • Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика.
    • Дискреционная и автоматическая формы фискальной политики.
    • Фискальная политика как кратковременная мера регулирования экономики государства.

    Глоссарий по теме: бюджетно-налоговая (фискальная) политика, дискреционная фискальная политика, автоматическая (недискреционная) фискальная политика, стимулирующая фискальная политика, сдерживающая фискальная политика.

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    Латинское слово «fiscus» имеет несколько значений и переводится как корзина, касса, казна, финансы. Следовательно, деятельность, касающуюся сбора финансов в кассу, корзину, т.е. в бюджет, можно считать фискальной или бюджетно-налоговой. Безусловно, эта деятельность – прерогатива государства, его политика.

    Бюджетно-налоговая политика (фискальная) – это деятельность государства по регулированию налогов и государственных расходов в целях воздействия на экономику.

    Цели фискальной политики совпадают с целями монетарной политики. Такими целями являются:

    1. экономический рост;
    2. полная занятость;
    3. стабильность цен.

    Современная фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. Прямые методы – это бюджетное финансирование чётко определённых направлений (например, содержание военно-промышленного комплекса, развитие социальной инфраструктуры, развитие науки т.д.).

    Косвенные методы – это воздействие государства на совокупный спрос и совокупное предложение, используя систему налогообложения. При помощи системы налогообложения государство воздействует на совокупный спрос. В экономике его принято обозначать как AD (от англ. aggregate demand). Совокупный спрос – это средства, которые готовы потратить все субъекты хозяйственной деятельности страны (потребители, фирмы, правительство).

    Помимо совокупного спроса, государство при помощи системы налогообложения воздействует и на совокупное предложение. Совокупное предложение (от англ. aggregate supply, AS) – вся конечная продукция (в стоимостном выражении), произведённая (предложенная) в обществе. Всё, что предприятия страны готовы предложить.

    Именно манипулирование налогами (изменение налоговых ставок на различные виды доходов, предоставление налоговых льгот и т.п.) позволяет государству добиваться более устойчивых темпов экономического роста.

    Для реализации фискальной политики в процессе достижения макроэкономического равновесия государство использует два основных инструмента:

    1. изменение ставок налогообложения;
    2. изменение государственных расходов.

    В зависимости от целей, стоящих перед правительством, различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику.

    Стимулирующая фискальная политика проводится в период спада экономической активности и предполагает:

    • снижение налогов на граждан и фирмы (снижение налога на физические лица ведёт к тому, что у людей будет увеличиваться часть дохода за счёт его сохранения, а у фирм снижение налога на прибыль приведёт к тому, что эта самая прибыль будет увеличиваться);
    • увеличение государственных расходов (повышение зарплаты гражданам, трудящимся в бюджетных организациях, пенсий, пособий, строительство различных учреждений социальной инфраструктуры);
    • увеличение трансфертов (финансовой помощи в виде пенсий, пособий, стипендий, дотаций, выплат по социальному обеспечению).

    Применение данных мер, как правило, приводит к росту совокупного спроса, расширению производства, снижению безработицы, т.е. спад будет приостановлен за счёт использования стимулирующих фискальных мер.

    Сдерживающая фискальная политика проводится в период инфляции, когда наблюдается так называемый экономический «бум», и предполагает:

    • увеличение налогов;
    • сокращение правительственных расходов;
    • сокращение трансфертов (финансовой помощи).

    Применение данных мер приведёт к снижению совокупного спроса и будет сдерживать рост цен.

    По характеру действий фискальных инструментов различают дискреционную (активную) и недискреционную (автоматическую, пассивную) формы фискальной политики.

    Фискальная дискреционная политика – это определённые действия государства, в рамках которых оно вводит особые экономические меры, направленные на коррекцию финансового положения внутри страны с целью его стабилизации. Основные действия в рамках данной политики ориентированы на изменение доходной и расходной частей бюджета. Именно поэтому фискальную политику называют бюджетно-налоговой.

    Дискреционная форма предполагает маневрирование налогами и государственными расходами для того, чтобы повлиять, изменить объём национального производства, а также контролировать темпы инфляции и уровень безработицы.

    Автоматическая форма фискальной политики ориентируется на так называемую «встроенную стабильность», определённый «автоматизм», опирающийся на то, что стабилизаторы уже встроены в систему, и чтобы привести их в действие, не требуется властных решений (принятий законов), и они автоматически стабилизируют экономику, стимулируя её при спаде и сдерживая в период «разогрева».

    К встроенным стабилизаторам относят: подоходный налог, косвенные налоги, пособия по безработице, пособия по бедности.

    Например, если экономика находится в стадии спада, будет происходить естественное уменьшение налоговых поступлений и рост государственных расходов, а в условиях подъёма будет наблюдаться обратная картина.

    Фискальная политика может служить действенным инструментом государственного регулирования рыночной экономики, но лишь как временная мера, поскольку имеет и некоторые негативные черты, снижающие её эффективность:

    • изменения (рост или сокращение) государственных расходов, необходимые для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, могут не совпадать с другими государственными целевыми расходами, например, с необходимостью укреплять обороноспособность страны, охранять окружающую среду, финансировать научные исследования и т.п.;
    • для фискальной политики характерно некоторое «торможение», поскольку, во-первых, парламентёрам необходимо обсудить существующую ситуацию, законодательно её закрепить, и только после этого начнется процесс реализации принятых мер. Во-вторых, нужно время на то, чтобы изменение величины налогов и государственных расходов оказали желаемое воздействие на экономику, и на то, чтобы она начала откликаться. Если процесс будет затянут, то фискальная политика в таких случаях будет играть дестабилизирующую роль.

    Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с соответствующей денежно-кредитной политикой и опирается на стабильно высокий авторитет государственной власти, распространяющийся на управляемость всех звеньев экономики.

    Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

    1. В представленном перечне только три элемента являются характеристиками бюджетно-налоговой политики. Вычеркните лишний элемент.

    • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
    • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
    • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
    • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

    Для того чтобы выполнить предложенное задание, предлагаем следовать следующему алгоритму:

    • актуализировать понятия «прогрессивный налог» (налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу) и «трансфертные платежи» (безвозмездная выплата гражданам со стороны государства: пенсии, пособия, стипендии, дотации, выплаты по социальному обеспечению других видов, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходовграждан) – утверждение верное;
    • перечислить все основные инструменты фискальной политики (изменение ставок налогообложения и государственные расходы) – утверждение верное;
    • назвать цели монетарной политики и сравнить их с целями фискальной (экономический рост, полная занятость и стабильность цен – цели монетарной политики, они же цели фискальной) – значит, это утверждение неверное;
    • раскрыть сущность выражения «встроенная стабильность» (обеспечение налоговой системой бюджетных поступлений в зависимости от уровня экономической активности за счёт встроенных в систему стабилизаторов) – утверждение верное.

    • Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи являются инструментами перераспределения дохода в пользу малоимущих.
    • Государственные расходы – основной инструмент фискальной политики.
    • Цели фискальной политики государства не совпадают с целями монетарной политики.
    • Автоматическая форма фискальной политики предполагает «встроенную стабильность».

    2. Добавление подписей к изображениям.

    Вашему вниманию представлены различные последствия действий правительства. Подберите к каждому элементу соответствующий тип деятельности (политики) правительства, который он реализует в рамках бюджетно-налоговой (фискальной) политики.


    Рисунок 1 – Пример задания практического модуля

    Для того чтобы корректно выполнить данное задание, вам необходимо:

    • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия стимулирующая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период спада экономической активности, состоит в расширении совокупного спроса путём увеличения государственных расходов, снижения налогов, способствующего росту частных расходов, или некоторого сочетания этих мер);
    • вспомнить, когда реализация этого вида политики целесообразна (проводится в период спада экономической активности);
    • актуализировать сущностно-содержательную характеристику понятия сдерживающая фискальная политика (комплекс правительственных мер, реализуемый в период экономического бума, направленный на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов, проводимый для борьбы с инфляцией). Из определения следует, что данный вид фискальной политики целесообразно проводить, когда в стране экономический бум;
    • определить понятия, которые актуальны для реализации анализируемых видов фискальной политики.

    Ответ: на рисунке 2.


    Рисунок 2 – Пример решения задания практического модуля

    Основная и дополнительная литература по теме урока:

    1. Королёва Г. Э. Экономика. 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Г. Э. Королёва, Т. В. Бурмистрова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 192 с. : ил. – С. 142–144.
    2. Шевчук В. А., Шевчук Д. А. Макроэкономика. Конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2009. – 145 с. – С. 77–81.

    Открытые электронные ресурсы по теме урока:


    Экономика

    Зачет №1 по обществознанию. 12 класс.

    Тема «Экономика», параграф 1-14

    Учебник. Обществознание: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ под редакцией . – 3 издание. М., Просвещение, 2008г.

    1.Что из перечисленного относится к природным ресурсам?

    1. сырье, не включенное в производство

    2.действующие на производстве машины

    3. квалифицированная рабочая сила

    4. топливо, находящееся в вагонах на подъездных путях

    1. ликвидировать излишнее оборудование

    2. в максимальной степени использовать наличные деньги

    3. обеспечить прибыль производителей

    4. повысить эффективность экономики

    3.Производство – это

    2. отношение между людьми в процессе обмена

    3. процесс взаимодействия людей с природой и техникой

    4. использование людьми машин и оборудования

    4.Экономическая теория – это

    1. Наука о ведении домашнего хозяйства

    2. наука о поведении людей в процессе производства, обмена, распределения материальных благ

    3.умение сохранять и увеличивать капитал

    4. знания о последствиях НТП

    5. Понятие «экономика» первоначально означало

    1.управление сельским поместьем

    2.искуссство ведения домашнего хозяйства

    6.Верны ли следующие суждения об экономике?

    А. Экономика – это наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между ними в процессе производства и обмена товаров.

    Б. Экономика – это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования.

    1. верно только А.

    2. верно только Б.

    3. верны оба суждения

    4.оба суждения неверны

    7. Новым видом денежных расчетов является(-ются)

    2. платеж наличными

    3. платежи через Интернет

    4.оплата с помощью векселя

    8. Переход предприятий из рук частных предпринимателей в государственную собственность составляет суть

    9. Переход предприятия из рук государства в частную собственность составляет суть

    10. Какая из перечисленных ценных бумаг олицетворяет корпоративную форму собственности

    11.Необходимым признаком рыночной экономики является

    2. использование ресурсосберегающих технологий

    3. высокое качество продукции

    12.Для рыночной экономики характерно(-а)

    2. самостоятельность предприятий в вопросах производства

    4.преобладание энергоемких технологий в промышленности

    13. Рыночная экономика отличается от командной тем, что в ней

    1. вопрос о том, что и как выпускать, производители решают сами

    2.работникам на предприятии выплачивается повышенная заработная плата

    3.принимаются государственные планы, обязательные для производителей

    4.существует разделение труда между работниками, предприятиями, отраслями производства

    14.Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

    А. Конкуренция в условиях рыночной экономики несовместима с монополией

    Б. Задача государства в условиях рыночной экономики - правовым путем ликвидировать конкурентную борьбу

    1. верно только А.

    2. верно только Б.

    3. верны оба суждения

    4.оба суждения неверны

    15. К объективным условиям возникновения и функционирования рыночной экономики можно отнести

    1.экономическую самостоятельность предпринимателей

    2.общественную собственность на факторы производства

    3. преобладание универсального труда

    4.прямые связи между производством и потреблением

    1.свободное распределение ресурсов

    2. директивное ценообразование

    3. распределение ресурсов государством

    4. использование ресурсов в соответствии с обычаями

    17.Рынок обязательно предполагает

    1.конкуренцию независимых производителей

    2.государственную регламентацию производственной деятельности

    3.наличие значительного сектора государственной собственности

    4. полное отсутствие государственного вмешательства в экономику

    18. Изменение котировок акций нефтяных компаний в связи со снижением цен на энергоносители характеризует ситуацию на рынке

    4. товаров и услуг

    19. Рост спроса на компьютеры, сотовые телефоны, аудио - и видеоаппаратуру отражает ситуацию, сложившуюся на рынке

    4. товаров и услуг

    20. На рынке недвижимости формируются спрос и предложение на

    2. труд работников

    3. акции предприятий

    4. технические средства

    21.Государственный бюджет – это

    1. государственный орган, отвечающий за распределением финансовых средств

    2. распределение доходов и расходов государства на год

    3. разница между доходами и расходами государства на год

    4. годовой план сбора налогов государством

    22. Государственный бюджет – это

    1. роспись доходов и расходов государства на год

    2. стоимость совокупного продукта, созданного в стране

    3. сумма проданных в стране в целом товаров

    4. внутренний и внешний долг государства

    23. Государственный бюджет – это

    2.является рекомендацией и не обязателен для исполнения

    3. принимается на срок не менее пяти лет

    4. имеет статус закона

    24.Верны ли следующие представления о государственном бюджете?

    А. Государственный бюджет носит характер рекомендаций для всех хозяйственных субъектов страны

    Б. Главным источником наполнения российского государственного бюджета. как правило, является деятельность финансово-промышленных групп

    1. верно только А.

    2. верно только Б.

    3. верны оба суждения

    4.оба суждения неверны

    1. налоги на имущество

    26.Налоги – это

    1. добровольные платежи, осуществляемые гражданами для обеспечения функционирования государства

    2. обязательные платежи, взимаемые всеми в государственные и местные бюджеты

    3. обязательные платежи, взимаемые только центральными органами власти в государственный бюджет

    4. обязательные платежи, взимаемые только местными органами власти в местные бюджеты

    27. К целям налоговой политики государства относится

    1. финансирование общественных организаций

    2.судебная защита имущественных интересов коммерческих фирм

    3. повышение заработной платы работников частных предприятий

    28. Для налоговой политики современного государства, поддерживающего рыночную экономику, характерно

    1.использование налогов для перераспределения доходов граждан

    2. использование только прямых налогов при отказе от налогов косвенных

    3. рассмотрение налогов как второстепенного источника государственного бюджета

    4.использование налогов для поддержки крупного частного бизнеса

    29. Верны ли следующие суждения о налогах?

    Б. Налоги – обязательные платежи граждан, взимаемые в пользу государства

    1. верно только А.

    2. верно только Б.

    3. верны оба суждения

    4.оба суждения неверны

    30.При наличии дефицита на рынке товаров и услуг производителю максимально выгодно

    1. увеличить и цену, и выпуск продукции

    2. уменьшить и цену, и выпуск продукции

    3. уменьшить цену и увеличить выпуск продукции

    4. увеличить цену и уменьшить выпуск продукции

    31. Есть несколько определений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?

    1. Изучение моделей функционирования фондового рынка.

    2. Оказание населению образовательных услуг.

    3. Развитие сетей мобильной связи.

    4.Производство большой партии новых автомобилей.

    32. Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруднику автомобиль.

    Этот пример прежде всего иллюстрирует право собственника.

    1. распоряжаться имуществом

    2. пользоваться имуществом

    4. наследовать имущество

    33.Что относится к характеристикам рыночной экономики?

    1. частная собственность на средства производства

    2. уравнительное распределение производимых продуктов

    4.централизованное планирование производства

    34. Закрытие ателье по пошиву верхней одежды в связи со снижением спроса населения характеризует ситуацию на рынке.

    35.В стране А. гарантировано существование предприятий различных форм собственности. Успех этих предприятий напрямую зависит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А.

    36. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «рынок». Какой термин относится к другому понятию.

    Производитель, равновесная цена, спрос, дефицит, государственное распределение.

    37. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «измерители экономического роста». Какой термин относится к другому понятию.

    Валовой внутренний продукт, национальный доход, расчет на душу населения, число налогов, индекс инфляции

    38. Дефицит государственного бюджета – это

    1. снижение внешнего долга государства

    3. сокращение объема денежной массы

    4.уменьшение налоговых поступлений

    39.Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?

    А. Государственный бюджет РФ обсуждается и утверждается Государственной Думой, а исполняется Правительством страны

    Б. Бюджетная система страны зависит от наличия в ней факторов производства

    1. верно только А.

    2. верно только Б.

    3. верны оба суждения

    4.оба суждения неверны

    40.Верны ли следующие суждения о налогах?

    А. Прямые налоги представляют собой обязательные платежи в казну с доходов и имущества граждан и предприятий

    Б. Косвенные налоги взимаются в казну только в случаях превышения расходов над доходами

    1. верно только А.

    2. верно только Б.

    3. верны оба суждения

    4.оба суждения неверны

    41.Тущь для ресниц, приобретенная дамой, вызвала у нее, по заключению врача, аллергическую реакцию. Упаковка туши не содержала соответствующих предупреждений. Какое право потребителя было нарушено?

    1. право на достоверную информацию о товаре

    2. право на качественный товар

    3. право на безопасность товара для жизни и здоровья

    4. право на замену или возврат некачественного товара

    42. Верны ли следующие суждения о роли производителя и потребителя в рыночной экономике?

    А. Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании рыночного спроса.

    Б. Цену товаров и услуг на рынке устанавливает производитель без участия потребителей

    1. верно только А.

    2. верно только Б.

    3. верны оба суждения

    4.оба суждения неверны

    43.Как называется ежегодный доход владельцев акций?

    3. предпринимательский доход

    44.Верны ли следующие суждения о безработице?

    А. К условиям, способным повлиять на снижение уровня безработицы, можно отнести увеличение пособий по безработице

    Б. К условиям, способным повлиять на снижение уровня безработицы, можно отнести уменьшение размера налогов

    1. верно только А.

    2. верно только Б.

    3. верны оба суждения

    4.оба суждения неверны

    45.Распределите перечисленное ниже следующим образом: три первых позиции должны представлять формы частной собственности, три последующие - государственной. Цифры в каждой тройке запишите в порядке возрастания.

    1. Семейная ферма

    2. Вооруженные Силы страны

    3. Сельскохозяйственный кооператив

    4.Приватизированная гражданином квартира

    5.Имущество дипломатических представительств страны за рубежом

    6. Национальный парк

    Типы экономических систем

    А. Многообразие форм собственности

    Б. Контроль за производством и распределением со стороны государства

    В. Действие закона спроса и предложения

    Г. Централизованное ценообразование

    Д. Экономическая независимость товаропроизводителей

    47. Запишите слово, пропущенное в схеме.

    48.Напишите обществоведческое эссе. Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

    «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению» Д. Рикардо.

    « Каждому человеку должно быть предоставлено право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество». А. Смит

    «Непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция».

    49. Выполните следующие задания к тесту.

    1.Найдите в тексте три любые примера преобразовательной деятельности человека.

    2. Укажите и проиллюстрируйте с помощью текста две любые отличительные черты деятельности человека.

    3.Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин назвать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.

    4.Что является конечной целью преобразовательной деятельности человека, по мнению автора и вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

    Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. Машина - не цель. Самолет – не цель, он всего лишь орудие. Такое орудие, как и плуг.

    Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу – прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили скважины. И как – то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.

    Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромнее и незаметней. Кажется, будто все труды человека – создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становилась колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели, наконец первозданную чистоту и плавность линий. Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным – уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже ничего нельзя прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития – это уже почти не машина.

    Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало - помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина – пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.

    Читайте также: