Для целей налогообложения годом считается

Опубликовано: 15.05.2024

1. Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

2. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

3. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

4. Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока.

При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

5. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

6. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем.

7. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

8. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.

Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Комментируемая статья содержит положения, разъясняющие порядок исчисления сроков, установленных НК РФ.

Сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, могут определяться:

- указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено;

- периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Срок, определенный днями, исчисляется по общему правилу в рабочих днях. Однако НК РФ может быть прямо предусмотрено, что срок на исполнение конкретной обязанности установлен в календарных днях.

Следует учитывать, что судебная практика применяет положения комментируемой статьи по аналогии в отношении норм Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

В Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.09.2015 N Ф08-5902/2015 по делу N А63-13134/2014 указано, что, поскольку порядок исчисления срока на регистрацию в качестве страхователя Законом N 125-ФЗ не установлен, для определения порядка исчисления данного срока подлежит применению статья 6.1 НК РФ, согласно которой срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях, при этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

Комментируемая статья связывает исполнение обязанностей, установленных НК РФ, с передачей документов в организацию связи.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) для целей настоящего Закона под организацией связи понимается юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 29 Закона N 126-ФЗ деятельность юридических лиц по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи, который устанавливает лицензионные условия, вносит в них изменения и дополнения; регистрирует заявления о предоставлении лицензий; выдает лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом; осуществляет контроль за соблюдением лицензионных условий, выдает предписания об устранении выявленных нарушений и выносит предупреждения о приостановлении действия лицензий; отказывает в выдаче лицензий; приостанавливает действие лицензий и возобновляет их действие; аннулирует лицензии; переоформляет лицензии; ведет реестр лицензий и публикует информацию указанного реестра.

Пунктом 1 статьи 44 Закона N 126-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон N 176-ФЗ) в целях регулирования отношений в области почтовой связи под организациями почтовой связи понимаются юридические лица любых организационно-правовых форм, оказывающие услуги почтовой связи в качестве основного вида деятельности.

Организации федеральной почтовой связи - организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности.

Статьей 17 Закона N 176-ФЗ установлено, что операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи". Указанные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления.

Согласно статье 18 Закона N 176-ФЗ для оказания услуг почтовой связи общего пользования образуются организации почтовой связи. Организации почтовой связи разных организационно-правовых форм пользуются равными правами в области оказания услуг почтовой связи общего пользования.

В силу вышеуказанных норм при наличии соответствующей лицензии услуги почтовой связи вправе оказывать организации любых организационно-правовых форм, а не только организации федеральной почтовой связи.

Такая позиция изложена в Постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 N 05АП-15238/2014 по делу N А59-3383/2014.

В Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 N А12-18809/2012 отмечено, что действующее законодательство не предоставляет право лицу, заключившему договор на оказание услуг связи с организацией связи, давать организации связи указания относительно порядка обработки, перевозки и доставки почтового отправления, и, соответственно, на данное лицо не могут быть возложены неблагоприятные последствия за нарушения, допущенные при пересылке почтового отправления.

В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Из пункта 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 99 следует, что при исчислении процессуальных сроков, исчисляемых днями, учитывается не только общий выходной день - воскресенье, но и суббота (см. также письмо ФНС России от 23.03.2009 N 3-3-05/192).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ и статьей 111 Трудового кодекса общим выходным днем является воскресенье.

Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка.

Следует учитывать, что в целях налогообложения понятия "год" и "календарный год" различаются. Годом (кроме календарного) признается любой период времени, состоящий из 12 календарных месяцев, которые следуют подряд. Календарный год - это общепринятое понятие, обозначающее период времени с 1 января по 31 декабря (см. письмо Минфина России от 07.06.2011 N 03-03-06/2/87).

При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда.

Применение положений статьи 6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.

В письме ФНС России от 24.04.2015 N ОА-3-17/1702@ разъяснено, что положения пункта 2 статьи 6.1 НК РФ в целях установления статуса налогового резидента Российской Федерации не применяются, поскольку факт нахождения физического лица в Российской Федерации не может рассматриваться в качестве события или действия.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 5, 6.1, 52, 53, 66, 388-391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о законности и обоснованности оспоренного ненормативного акта.

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрев доводы, содержащиеся в заявлении, а также исходя из содержания оспариваемых судебных актов, не находит названных оснований. При разрешении спора суды руководствовались положениями статей 6.1, 100, 101, 129.2, главы 29 Налогового кодекса Российской Федерации, а также фактическими обстоятельствами дела, установленными судом первой инстанции. Арбитражными судами установлено, что направление обществом заявления по почте соответствует положениям статей 6.1 и 366 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исследовав и оценив представленные доказательства, учитывая периоды приостановления и возобновления выездной налоговой проверки объем истребованных и представленных документов, руководствуясь положениями статей 6.1, 23, 31, 89, 93, 108 и 109 Налогового кодекса Российской Федерации, суды сделали вывод об отсутствии оснований для привлечения к ответственности. Неправильного применения судами норм материального права не установлено.

Статьей 6.1. НК РФ определен порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах.

Срок может быть определен:

- календарной датой. В этом случае четко указан день совершения какого-либо действия, исполнения возложенной обязанности;

- указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено (статьи 81, 113 НК РФ устанавливают следующие события: истечение срока подачи налоговой декларации, срока уплаты налога, окончание налогового периода);

- периодом времени (в статьях 17, 55, 57 НК РФ речь идет о налоговом периоде, в статье 23 НК РФ - о периоде сохранности данных бухучета, в статье 89 НК РФ - о периоде времени, в течение которого проводится выездная налоговая проверка, и так далее).

Период времени может исчисляться годами, кварталами, месяцами и днями.

Пункт 3 статьи 6.1 НК РФ определяет срок, исчисляемый годами. При этом календарным считается год, начавшийся 1 января и окончившийся 31 декабря. В случае если срок исчисляется годами (за исключением календарного года), то речь идет о 12 месяцах, которые следуют подряд, при этом любые перерывы при подсчете нарушают правила указанной статьи.

Пункт 4 статьи 6.1 НК РФ посвящен срокам, исчисляемым кварталами. Для целей налогообложения квартал считается равным трем месяцам, при этом не играет роли количество дней в месяце квартала. Если срок исчисляется кварталами, то он заканчивается или 31 марта, или 30 июня, или 30 сентября, или 31 декабря.

Если при определении начала или окончания сроков, установленных законодательством о налогах и сборах, возникают затруднения, можно обратиться к положениям статьи 192 ГК РФ (Приложение №2) (напрямую к налоговым отношениям не применяется), согласно которым:

- срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока;

- к сроку, определенному в полгода, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами;

- к сроку, исчисляемому кварталами года, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами. При этом квартал считается равным трем месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года;

- срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока;

- срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным пятнадцати дням;

- если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца;

- срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока.

Пунктом 5 установлено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Пункт 6 статьи 6.1 устанавливает, что все сроки, определяемые днями, исчисляются в рабочих днях, если только в самом НК РФ прямо не определено, что срок устанавливается в днях календарных.

Это решает многие проблемы, связанные с исчислением сроков, например, при определении срока представления истребованных в порядке статьи 93 НК РФ документов в налоговый орган, срока выставления требования по итогам проверки, сроков получения документов по почте заказным письмом. Во всех этих случаях ранее не конкретизировалось, какие же дни - рабочие или календарные - имеются в виду, что служило причиной споров. Например, Минфин России в Письме от 10 апреля 2003 года №04-01-10/2-23 (Приложение №92) указывал: представить документы по требованию налогового органа (статьи 93 НК РФ) необходимо в течение пяти календарных дней (сейчас 10 дней). Теперь же эти сроки будут считаться именно в рабочих днях.

В этой связи вносятся изменения в различные статьи частей первой и второй НК РФ. Например, в ряде случаев сроки, установленные ранее в днях, заменяются на сроки в месяцах (поскольку 30 рабочих дней - это больше, чем один календарный месяц). В иных случаях уточняется, что сроки будут считаться именно в календарных днях. Например, срок для подтверждения нулевой ставки НДС по-прежнему будет составлять 180 календарных дней.

Следует также отметить, что в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Напомним, что согласно статье 111 Трудового кодекса Российской Федерации (Приложение №9) общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Как правило, вторым выходным днем признается суббота.

Согласно статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации (Приложение №9) нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:

1, 2, 3, 4 и 5 января - Новогодние каникулы;

7 января - Рождество Христово;

23 февраля - День защитника Отечества;

8 марта - Международный женский день;

1 мая - Праздник Весны и Труда;

9 мая - День Победы;

12 июня - День России;

4 ноября - День народного единства.

При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день. Порядок переноса праздничных дней ежегодно устанавливается Правительством Российской Федерации.

Сроки, которые начали течь до 1 января 2007 года, будут считаться по старым правилам, то есть в календарных днях. Это предусмотрено пунктом 6 статьи 7 Федерального закона 137-ФЗ (Приложение №23).

С более подробным постатейным комментарием к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая)».

Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе

ГАРАНТ:

1. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 1 января 2021 г. - Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ

2. Для целей настоящего Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах используются следующие понятия:

организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, международные компании (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации);

физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

абзац пятый утратил силу с 1 января 2007 г.;

Информация об изменениях:

лица (лицо) - организации и (или) физические лица;

иностранная структура без образования юридического лица - организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров;

иностранные финансовые посредники - иностранные фондовые биржи и иностранные депозитарно-клиринговые организации, включенные в перечень, утверждаемый Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации;

публичные компании - российские и иностранные организации, являющиеся эмитентами ценных бумаг, которые (либо депозитарные расписки на которые) прошли процедуру листинга и (или) были допущены к обращению на одной или нескольких российских биржах, имеющих соответствующую лицензию, или биржах, включенных в перечень иностранных финансовых посредников;

абзац десятый (ранее - седьмой) утратил силу с 1 января 2007 г.;

Информация об изменениях:

абзац одиннадцатый (ранее - восьмой) утратил силу с 1 января 2007 г.;

Информация об изменениях:

банки (банк) - коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации;

счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, включая счета в банках, открытые на основании договора банковского счета в драгоценных металлах;

лицевые счета - счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

счет Федерального казначейства - казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений;

источник выплаты доходов налогоплательщику - организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход;

недоимка - сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе - документ, подтверждающий постановку на учет российской организации, иностранной организации, физического лица в налоговом органе соответственно по месту нахождения российской организации, месту нахождения международной организации, по месту осуществления иностранной организацией деятельности на территории Российской Федерации через свое обособленное подразделение, по месту жительства физического лица;

уведомление о постановке на учет в налоговом органе - документ, подтверждающий постановку на учет в налоговом органе организации или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, по основаниям, установленным настоящим Кодексом, за исключением оснований, по которым настоящим Кодексом предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

сезонное производство - производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Данное понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) их производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий;

Информация об изменениях:

место нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение;

место жительства физического лица - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица признается место, где физическое лицо проживает временно по адресу (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца;

ГАРАНТ:

О признании одного рабочего места обособленным подразделением см. письмо МНС РФ от 29 апреля 2004 г. N 09-3-02/1912

учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;

территория Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, - территория Российской Федерации, а также территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права;

коэффициент-дефлятор - коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей соответствующих глав настоящего Кодекса в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году. Коэффициенты-дефляторы устанавливаются, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности и, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, подлежат официальному опубликованию не позднее 20 ноября года, в котором устанавливаются коэффициенты-дефляторы;

ГАРАНТ:

Положения абзаца двадцать восьмого пункта 2 статьи 11 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ) применяются к инвестиционным проектам, заключаемым после 1 января 2020 г.

" Инвестиционный проект " - ограниченный по времени и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, предусматривающих создание и последующую эксплуатацию нового имущественного комплекса и (или) нематериальных активов либо модернизацию (реконструкцию, техническое перевооружение) существующего имущественного комплекса в целях создания нового производства товаров (работ, услуг), увеличения объемов существующего производства товаров (работ, услуг) и (или) предотвращения (минимизации) негативного влияния на окружающую среду.

3. Понятия "налогоплательщик", "объект налогообложения", "налоговая база", "налоговый период" и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 306-ФЗ в пункт 4 статьи 11 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

4. В отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, используются понятия, определенные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, а в части, не урегулированной им, - настоящим Кодексом.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 29 октября 2019 г. - Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ

5. Правила, предусмотренные частью первой настоящего Кодекса в отношении банков, распространяются на Центральный банк Российской Федерации и государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ".

Налог на прибыль – прямой налог, величина которого прямо зависит от итоговых финансовых результатов деятельности юридического лица.

Объектом налогообложения является прибыль – разница суммы доходов и суммы расходов организации.

Правила налогообложения налогом на прибыль определены в главе 25 Налогового кодекса РФ.

Плательщики налога

В соответствии со ст. ст. 246, 247 НК РФ плательщиками налога на прибыль являются:

  • Все юридические лица РФ (ОАО, ЗАО, ООО, ИП и др.)
  • Иностранные юр. лица, работающие в РФ через постоянные представительства или получающие доход от источников в России.

В соответствии со ст. ст. 246.1, 346.1, 346.11, 346.26 НК РФ налог на прибыль платить не должны:

  • Налогоплательщики, применяющие спец. режимы налогообложения (УСН, ЕСХН, ЕНВД), а также являющиеся плательщиками налога на игорный бизнес
  • Участники проекта «Инновационный центр «Сколково»

Обязанность уплаты налога на прибыль возникает только при наличии объекта налогообложения. При отсутствии прибыли, налог на прибыль платить не нужно.

Для разных категорий налогоплательщиков прибылью для целей налогообложения могут являться разные категории доходов (ст. 247 НК РФ).

Налог на прибыль Объект налогообложения

Доходы Классификация доходов

Доходы — это суммы полученные от основного вида деятельности (доходы от реализации), а также от прочих видов деятельности (внереализационные доходы). Такие как: доходы от сдачи имущества в аренду, проценты по банковским вкладам и т.д. При исчислении налога на прибыль все доходы учитываются без НДС и акцизов.

Доходы от реализации товаров (работ, услуг) .

Доходом от реализации является выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и приобретенных ранее, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется с учетом всех поступлений, за реализованные товары (работы, услуги) и имущественные права, выраженных как в денежной, так и натуральной формах.

Внереализационные доходы.

Внереализационными доходами являются доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ, например такие как:

  • от долевого участия в других организациях;
  • в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы;
  • от сдачи имущества в аренду;
  • в виде процентов, по договорам кредита, займа, банковского вклада;
  • и т.д.

Доходы исчисляются на основании документов налогового учета, первичных и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы.

Часть доходов освобождена от налогообложения. Перечень доходов, не учитываемых при налогообложении предусмотрен ст. 251 НК РФ. :

  • в виде имущества, имущественных прав, полученных в форме залога или задатка;
  • доход в виде взносов в уставный капитал юридического лица;
  • в виде имущества или средств, полученных по договорам кредита или займа;
  • в виде капитальных вложений в форме неотделимых улучшений арендованного (полученного в безвозмездное пользование) имущества, произведенных арендатором;
  • других доходов, предусмотренных ст. 251 НК РФ.

Расходы.

Расходы — это документально подтвержденные и экономически обоснованные понесённые затраты организации. Их можно разделить на расходы, связанные с производством и реализацией продукции (стоимость сырья и материалов, зарплата работников, амортизация основных средств и т.д.), и на внереализационные расходы (судебные и арбитражные сборы, отрицательная курсовая разница и др.). Также, существует закрытый перечень расходов, не учитываемых при исчислении налога на прибыль. Например: взносы в уставный капитал, дивиденды, погашение займов и т.д.

Расходы на производство и реализацию, понесённые в течение отчетного (налогового) периода:

— Прямые (ст. 318 НК РФ):

  • Материальные расходы (пп.1 и 4 п.1 ст. 254 НК РФ);
  • Суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг (ст. 256-259 НК РФ);
  • Расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг (ст. 255 НК РФ).

— Косвенные (ст. 318 НК РФ) —

все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Внереализационные расходы (ст. 265 НК РФ):

  • расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества;
  • проценты по долговым обязательствам;
  • расходы на выпуск собственных ценных бумаг;
  • расходы в виде отрицательной курсовой разницы, от переоценки имущества в виде валютных ценностей;
  • затраты в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика;
  • расходы в виде отрицательной (положительной) разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты;
  • расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств и т.д.

Прямые расходы

ежемесячно распределяются на остатки незавершенного производства и стоимость изготовленной продукции (работ, услуг). Таким образом, прямые расходы учитываются в уменьшение базы по налогу на прибыль по мере реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 НК РФ.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике организации перечень прямых расходов для целей налогообложения, связанных с производством товаров (работ, услуг).

Сумма косвенных расходов

на производство и реализацию товаров (работ, услуг), осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода в полном объеме.

Расходы, оговоренные в ст. 270 НК РФ, не уменьшают полученные юридическим лицом доходы. Данный перечень закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Все расходы, перечисленные в данном перечне, не могут уменьшать доходы организации.

Налог на прибыль Расчет

При расчете налога на прибыль, необходимо точно знать, какие доходы и расходы можно признать в данном периоде, а какие нет. Существует два метода для определения дат, на которые признаются расходы и доходы для целей налогообложения. (ст. 271-273 НК РФ)

Метод начисления.

При данном методе налогового учета доходы (расходы) признаются в отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место (к которому они относятся). Дата признания доходов и расходов не зависит от даты фактического поступления средств (фактической оплаты расходов).

Порядок признания доходов:

  • доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества и имущественных прав;
  • в том случае когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности;
  • для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) независимо от фактического поступления денежных средств.

Для внереализационных доходов датой получения дохода признается:

  • дата подписания сторонами акта приема-передачи имущества (приемки-сдачи работ, услуг);
  • дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) организации.

Порядок признания расходов:

Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В том случае, когда сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Датой осуществления материальных расходов признается:

  • дата передачи в производство сырья и материалов;
  • дата подписания акта приемки-передачи услуг (работ) производственного характера и т.д.

Датой осуществления внереализационных и прочих расходов признается:

  • дата начисления налогов (сборов) — для расходов в виде сумм налогов;
  • дата расчетов в соответствии с условиями договоров или дата предъявления налогоплательщику документов.

Кассовый метод.

При применении данного метода ведения налогового учета доходы и расходы признаются по дате фактического поступления средств — фактической оплаты расходов.

Порядок определения доходов и расходов

  • датой получения дохода является день поступления денежных средств на счет в банк или в кассу организации, поступления иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом;
  • расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товара (работ, услуг и т.д) признается прекращение встречного обязательства приобретателем указанных товаров (работ, услуг) и имущественных прав, непосредственно связаное с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

Необходимо выбрать единый метод налогового учета для доходов и расходов организациии.

Организации имеют право на определение даты получения дохода (расхода) кассовым методом, если в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации без учета НДС не превысила 1 млн. рублей за каждый квартал.

Налог на прибыль Порядок расчета

Для того, чтобы рассчитать за налоговый период налог на прибыль, необходимо определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить её на соответствующую налоговую ставку.

Размер налога = Ставка налога * Налоговая база

В соответствии со ст. 315 НК РФ, расчет налоговой базы должен содержать:

  • период, за который определяется налоговая база;
  • сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде;
  • сумму расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации;
  • прибыль (убыток) от реализации;
  • сумму внереализационных доходов;
  • прибыль (убыток) от внереализационных операций;
  • итоговую налоговую базу за отчетный (налоговый) период;
  • для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащая переносу.

По прибыли, попадающей под разные ставки, базы определяются отдельно.

Основная ставка

2% — в федеральный бюджет

18% — в бюджет субъекта РФ. Законодательные органы субъектов РФ могут понижать налог на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5%.

Налоговым кодексом РФ установлены, кроме основной, еще и специальные ставки на прибыль.

Налоговый период. Отчетный период

Налоговый период – это период, по окончании которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется сумма налога к уплате. (cт. 285 НК РФ)

Налог на прибыль — налоговым периодом признается календарный год.

Отчетные периоды: квартал, полугодие, 9 месяцев.

Налоговый период- год.

Налоговая декларация

Налоговая декларация предоставляется:

  • Не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода
  • Не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом

Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций заполняется и подается в налоговые органы по форме, утвержденной приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@.

Декларацию необходимо предоставить в ИФНС:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации.

Сроки уплаты налога и авансовых платежей

Наименования платежей Сроки уплаты
Налог, уплачиваемый по итогам налогового периодаНе позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
Авансовые платежи по итогам отчетного периода:
— уплачиваемые ежемесячно по фактически полученной прибыли
— уплачиваемые ежеквартально
— Не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, за который исчисляется сумма авансового платежа.
— Не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Ежемесячные авансовые платежиЕжемесячно не позднее 28-го числа текущего месяца
Налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащих налогообложению у получателя доходаВ течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход

Налоговый учет

Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов. (cт. 313 НК РФ)

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Система налогового учета организуется предприятиями самостоятельно.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  • первичные учетные документы;
  • аналитические регистры налогового учета;
  • расчет налоговой базы.

Аналитические регистры налогового учета — это сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период.

Особенности регионального законодательства

Информация ниже приведена для Республики Марий Эл.

Налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в республиканский бюджет Республики Марий Эл для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Марий Эл:

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС

В налоговом учете большую роль играет определение даты реализации для целей налогообложения, поскольку в зависимости от этой даты у налогоплательщиков возникает обязанность по исчислению и уплате НДС.

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ предприятие может использовать один из следующих методов определения даты реализации в целях исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет:

1) "по отгрузке". Этот метод применяется налогоплательщиками, утвердившими в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения обязанности по уплате налога по мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов. В этом случае дата реализации определяется как наиболее ранняя из следующих дат:

- день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);
- день оплаты товаров (работ, услуг);
2) "по оплате". Этот метод применяется налогоплательщиками, утвердившими в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения обязанности по уплате налога по мере поступления денежных средств за товары (работы, услуги) на счета учреждений банков или в кассу предприятия. В этом случае дата реализации определяется как день оплаты товаров (работ, услуг).

До вступления в силу части второй НК РФ у налогоплательщиков, применяющих метод учета реализации в целях налогообложения "по отгрузке", не было никаких проблем с определением момента возникновения обязанности по уплате НДС, поскольку указанные налогоплательщики определяли дату реализации товаров (работ, услуг) как день перехода права собственности на отгруженный товар, оказанные услуги или выполненные работы. Одновременно налогоплательщиком выписывался счет-фактура на отгруженные товары (работы, услуги), который регистрировался в книге продаж.

В этот же момент в бухгалтерском учете отражалась налоговая база и начислялась к уплате в бюджет соответствующая сумма налога:

-- налоговая база отражалась по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" в корреспонденции со счетами учета расчетов с покупателями (или кассой при розничных продажах);
-- суммы НДС, фактически полученные (подлежащие получению) от покупателей за реализованные им товары, учитывались по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" (субсчет "Расчеты по НДС") и дебету счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".
Таким образом данные по начислению НДС, полученные в налоговом учете (на основании счетов-фактур, зарегистрированных в книге продаж) и бухгалтерском учете (на основании проводок, отраженных по счету 46 "Реализация продукции (работ, услуг)"), совпадали (и могли быть использованы для проверки правильности исчисления налоговой базы и сумм налога).

Напомним читателям, что если в договоре не оговорен момент перехода права собственности на товар, в соответствии с п. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, если в договоре специально не оговорен момент перехода права собственности, то это право возникает у приобретателя (покупателя) в один из следующих моментов (п. 1.2 ст. 224 ГК РФ):

-- вручения ему товара;
-- сдачи перевозчику для отправки приобретателю или сдачи в организацию связи для пересылки приобретателю товара, отчужденного без обязательства доставки;
-- заключения договора об отчуждении (купли-продажи) товара, если он уже находится во владении приобретателя.
В то же время в договоре можно специально оговорить момент перехода права собственности на товар, связав его наступление с выполнением какого-либо условия (например, право собственности на товар может переходить в момент его доставки покупателю, в конкретный день, в момент оплаты товара покупателем или в момент исполнения какого-либо другого условия).

В такой ситуации возможно, что товар будет отгружен или передан покупателю, но право собственности на него до наступления соответствующего обстоятельства сохраняется за продавцом. При этом товары продолжают числиться на балансе поставщика, а момент возникновения обязанности по уплате НДС, связанный с реализацией товаров, наступает только после перехода права собственности на отгруженные товары.

Что же изменилось после вступления в силу главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ для налогоплательщиков, ведущих учет реализации в целях налогообложения "по отгрузке"?

Сразу отметим, что спать спокойно и продолжать начислять НДС в ранее принятом порядке могут налогоплательщики:

-- выполняющие работы и оказывающие услуги, при условии, что у них отсутствует реализация товаров, которыми в соответствии с п. 3 ст. 38 признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации, включая материально-производственные запасы, основные средства и т.п. (за исключением имущественных прав);
-- реализующие товары по договорам купли-продажи с общепринятым моментом перехода права собственности когда момент фактической передачи товаров и момент перехода права собственности совпадают.
Если же организация продает товары по договорам купли-продажи, предусматривающим отличный от общепринятого момент перехода права собственности, или по договорам комиссии, следует обратить внимание на следующее.

Дело в том, что для налогоплательщиков, принявших в целях налогообложения метод учета реализации "по отгрузке", п. 1 ст. 167 НК РФ определяет дату реализации как день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг), а в п. 3 ст. 167 НК РФ закреплено, что в тех случаях, когда происходит передача права собственности на товар, который не отгружается и не транспортируется, такая передача приравнивается к его отгрузке.

Из формального прочтения указанной статьи можно сделать вывод о том, что после 1 января 2001 г. датой реализации товаров следует признать не переход права собственности на реализованные товары, а фактическую передачу товаров вне зависимости от того, кому принадлежит право собственности на него.

Некоторые специалисты в области бухгалтерского учета и налогообложения, анализируя нормы ст. 167 приходят к выводу, что под термином "отгрузка товаров" понимается именно факт физической отгрузки товара, который никак не связывается теперь с моментом перехода права собственности на товар от продавца к покупателю, предлагая при этом исчислять к уплате в бюджет НДС со стоимости отгруженного товара в том периоде, когда была произведена отгрузка (независимо от факта перехода права собственности на него). В частности, такое мнение было высказано экспертом "ЭЖ" Т. Крутяковой в статье "Определение цены и даты реализации товаров (работ, услуг) для исчисления НДС" ("Бухгалтерское приложение" к еженедельнику "Экономика и жизнь", ? 21, май 2001 г.).

Действительно если анализировать данную статью в отрыве от остальных положений Налогового кодекса РФ, то никаких неясностей не возникает и все кажется вполне логичным. В то же время обращаясь к нормам, заложенным в первой части НК РФ, можно сделать и противоположный вывод, основывающийся на следующем.

Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога, при этом каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Таким образом объект налогообложения является обстоятельством, порождающим обязанность налогоплательщика уплатить налог, при этом иные обстоятельства не должны вызывать обязанности уплачивать налоги.

В отношении НДС законодателем определены четыре объекта налогообложения (п. 1 ст. 146 НК РФ):

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе;
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Исходя из того, что при отсутствии какого-либо объекта налогообложения у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате налога, можно сделать вывод о том, что если не произошла фактическая реализация товаров, то нет ни объекта налогообложения ни обязанности исчислять налог. При этом следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе (а в ряде случаев и на безвозмездной основе) права собственности на товары. Следовательно именно передача права собственности на реализуемые товары является той операцией, с наличием которой у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

На наш взгляд несоответствие заложено уже в самой ст. 39 НК РФ, п. 2 которой говорит о том, что момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяется в соответствии с частью второй НК РФ. Поскольку понятие реализации (товаров) тесно связано с передачей права собственности, момент перехода которого от покупателя к продавцу регулируется гражданским законодательством и находится в прямой зависимости от воли сторон (продавца и покупателя), определять момент перехода права собственности налоговое законодательство не может. В противном случае возникает парадоксальная ситуации: несмотря на отсутствие объекта налогообложения и собственно обязанности по уплате налога, например, в случае передачи товара без перехода права собственности, в соответствии со ст. 167 НК РФ дата реализации уже может быть определена.

Таким образом, дата реализации для целей налогообложения не может быть определена, ранее, чем произойдет сама операция по реализации, то есть до тех пор, пока право собственности на товар не перейдет от продавца к покупателю (при этом налоговое законодательство вполне может определить дату реализации и обязанность уплатить налог как момент поступления денег за реализованные товары, поскольку в этом случае уже возник объект налогообложения).

В такой ситуации налогоплательщику непросто разобраться, как он должен поступить, чтобы не нарушить закон. Налицо явное противоречие, содержащееся в законе, и представляется, что именно в таких случаях должна применяться норма п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Поскольку объект налогообложения является первичным по отношению к налоговой базе и моменту возникновения обязанности по уплате налога, в отсутствие объекта налогообложения не может возникнуть и обязанность по уплате налога. Следовательно, нужно руководствоваться в первую очередь тем, что поскольку в отношении товаров реализацией признается именно возмездная передача права собственности, то и объект налогообложения и, соответственно, обязанность по уплате налога (в отношении реализации товаров) возникают только после передачи права собственности на товар.

К сожалению по нашим сведениям в МНС России формируется иное мнение, согласно которому моментом возникновения обязанности по уплате налога следует признавать физическую передачу товаров. Поэтому данный вопрос может уже в ближайшее время стать предметом разбирательств в суде.

Если организация не намерена отстаивать свои позиции в суде и хочет 100-процентно оградить себя от возможных финансовых санкций и пеней за несвоевременную уплату налога, она может поступить следующим образом:

-- начислять НДС в момент фактической передачи товаров;
-- не продавать товары с отличным от общепринятого моментом перехода права собственности;
-- перейти на учет в целях налогообложения "по оплате". При этом следует сделать соответствующие перерасчеты по НДС за полугодие 2001 г. и уплатить в бюджет дополнительную сумму налога и пени.

Можно предложить и иные варианты (вплоть до абсурдных, например, вообще не продавать товары), хотя вряд ли налогоплательщикам понравится хотя бы один из предлагаемых выходов из сложившейся ситуации. Однако автор не видит иного решения до того момента, пока проблема не будет решена в судебном порядке. В данном случае имеет место противоречие между нормами НК РФ, которое может быть разрешено либо законодателем (что маловероятно), либо окончательную точку в возникшей спорной ситуации поставит суд.

Консалтинговая группа Экон-Профи" совместно с газетой "Учет. Налоги. Право" выражает готовность отстаивать изложенную позицию в судебном порядке. Для обращения в суд нам необходимо предъявить факт нарушения прав налогоплательщика применением налоговыми органами тех норм закона (НК РФ), о которых шла речь в настоящей статье. Предлагаем любой организации - налогоплательщику, которая была привлечена к налоговой ответственности (либо привлекается в настоящий момент) по основаниям возникновения недоимки по налогу на добавленную стоимость в связи с определением налоговым органом даты реализации товара до перехода права собственности на него представлять ее интересы в суде.

При этом налогоплательщику надо будет уплатить только государственную пошлину (Размер государственной пошлины при обращении в Конституционный суд составит 1500 руб.), выписать соответствующую доверенность для передачи полномочий представлять его интересы, а также представить (например, по почте) необходимые для судебного разбирательства документы (в первую очередь акт налогового органа, на основании которого налогоплательщик привлекается или привлечен к налоговой ответственности). Для уточнения состава документов, которые потребуются для защиты интересов налогоплательщика в суде и других деталей необходимо связаться с нами путем обращения в Консалтинговую группу "Экон-Профи" .

Читателей о развитии событий и результатах судебного разбирательства будем обязательно информировать.

Читайте также: